Официальный сайт Молодежного Экологического Центра
Неправительственная социально-экологическая организация Молодежный Экологический Центр
"Мы верим, что молодые люди должны и способны вкладывать свои интеллектуальные,временные и другие ресурсы в построение благополучного будущего"

В ЭкоЦентре работают:
<<на начальную страницу
Пресс - служба,
Последние новости:

Стратегия снижения бедности РТ на 2007- 2009 г.г.
(Просмотреть/Скачать документ)
ОБЗОР, комментарии
(черным - тезисы ССБ, красным – комментарии и дополнения)
Ю.В. Скочилов, Молодежный ЭкоЦентр

6.7. Обеспечение экологической устойчивости

6.7.1. Текущая ситуация и основные проблемы
- недостаток несовершенство механизмов реализации природоохранного законодательства, не достигается задача внедрения экономических инструментов стимулирования экологически приемлемой деятельности
- проблемы межведомственной координации
Дебатный Клуб TYDEC
Служба работы с общинами
Проводятся семинары и тренинги
Проводятся экологические акции и кампании, летние молодежные лагеря
- процессы эрозии земли, плохая практика управления землей (крутосклонное земледелие, чрезмерный выпас скота, засоление, заболачивание земель, разрушение верхнего плодородного слоя.
- процессы обезлесения, перевыпас скота, образование большого количества оползней.
- проблемы хранения и утилизации отходов
-процессы загрязнения водных ресурсов (сбросы промышленных и коммунально- хозяйственных, сельскохозяйственных объектов)
- проблемы регулирования использования водосборными бассейнами
- проблемы загрязнителей воздуха
- недостаточный уровень экологических знаний
В области экологической устойчивости существуют следующие проблемы: стихийные бедствия, эрозия, слабое управление отходами, охрана и управление биоразнообразием, загрязнение водных ресурсов, слабая система экологического мониторинга.

СЛАБОСТИ ОПИСАНИЯ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ

• Понятие экологической устойчивости должно в себя включать вопросы окружающей среды и устойчивой жизнедеятельности.
• Совершенно правильно отмечено, что при реализации экологических программ не достигается задача внедрения экономических инструментов позволяющих отследить прогресс в борьбе с бедностью.
• Описанная текущая ситуация в ССБ не показывает связь экологических проблем с вопросами борьбы с бедностью, а только перечисляет ряд важных экологических проблем, многие из которых только напрямую связаны с вопросами бедности (вопросы эрозии земли, плохая практика управления землей, вопросы деградации биоресурсов связанные с разрушением плодородного слоя, деградации пастбищ, вырубки лесов).
• Среди основных проблем недостаточно отмечены проблемы, касающиеся устойчивой жизнедеятельности, доступа к ресурсам, вопросы энергосбережения, вопросы ЧС, создания рабочих мест в области экологического управления и бизнеса, вопросы ГМО.
ДОПОЛНЕНИЯ К ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ
Вопросы Окружающей среды и устойчивой жизнедеятельности должны так же включать в себя следующие приоритеты 3 приоритета (Мониторинговый обзор снижения бедности 2002):
- водоснабжение (В ССБ это выделено в пункт 6.5)
- продовольственная безопасность
- энергосбережение
Поведение людей, проблемы деградации земель высокая зависимость малоимущих от окружающей среды и земли, зависимость к получению средств к существованию от природных ресурсов- главный корень бедности в РТ

- воздействие на землю. Высокие миграционные тенденции, высокий уровень рождаемости, немногочисленные экономические возможности, перевыпас скота, интенсивное использование пахотных земель содействует деградации и эрозии земель.
- сельское хозяйство. Деградация ведет к потере урожайности. 73% населения страны зависят от земли, продовольственная безопасность должна стать главной заботой (1.4 млн жителей нуждается в продовольственной помощи (ВПП). К другим проблемам в этом секторе относится незавершенная земельная реформа, неравный доступ к земле, недостатки управления хлопковым сектором, деградация инфраструктуры, ирригация и тд.
- водоснабжение ( в ССБ пнкт 6.5). Качество и доступ к воде необходимо для хорошего здоровья населения, при правильном урегулировании водная отрасль имеет потенциал для улучшения состояния экономики страны и борьбы с бедностью. Ухудшаешееся качество очистки воды приводит к вспышкам инфекционных заболеваний. Малоимущие в наибольшей степени ощущают ухудьшение качества состояния системы водоснабжения, так как они имеют самый худьший лоступ к любой форме водопроводной воды.
- энергосбережение. Снижение использования центральным отоплением, газовыми и электрическими плитами, нехватка топлива (угля, природного газа) привели к увеличению потребления древесины и вырубки лесов (47% населения использует древесину в качестве энергоносителя). Вырубка лесов привела к снижению биопродуктивности земель, многочисленным ЧС. За год прирост пользователей природной древисиной составляет до 10%. Внедрение новых энергосберегающих и альтернативных технологий необходимо.
- биоразнообразие. Повсеместно ООПТ подвергаются вторжению людей, незаконная рыбная ловля, браконьерство, собирание плодов и ягод, угрожает природным ресурсам страны и возможностям занятости малоимущих в сфере экотуризма.
- стихийные бедствия. Обезлесивание,стравливание склонов, пастбищная дегрессия, дорожное строительство.приводят к нетабильности горных склонов. По данным МОМ имеется более 10 000 экологических мигрантов.

6.7.2. Основные задачи
- укрепление институционального потенциала по окружающей среде
- решение проблем стихийных бедствий (в индикаторах нет)
- решение проблем деградации земель
- улучшение управления отходами
- охрана и управление биоразнообразием
- улучшение управления водными ресурсами
*Развитие и Гармонизация экологического законодательства
* разработка механизмов межсекториальной политики
* разработка и внедрение комплексных программ по охране и рациональному использованию земельных ресурсов, реабилитация мониторинга ОС, восстановление лесных ресурсов
* разработка и внедрение природоохранных технологий, проектов по сооружению санитарных свалок и реконструкции хвостохранилищ
* повышение экологической осведомленности и знаний среди руководителей различного уровня, ЭО и ОУР

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ В ЗАДАЧАХ

Здесь НЕОБХОДИМО ОПРЕДЕЛИТЬ ПРИОРИТЕТЫ ДО 2009 г. (ведь имеется только 3 года и задачи должны быть конкретными, а индикаторы измеряемыми)

Стихийные бедствия, загрязнение вод, эрозия почв оказывают серьезное влияние на малоимущих, экологические задачи могли бы рассматриваться в следующих первоочредных рамках:

- Сельскохозяйственный сектор, где требуется ряд реформ:
- развитие семейных и дехканских хозяйств, дальнейшая рестуктуризация колхозов и совхозов
-улучшение систем ирригации и осушения
- Исключение неофициальных квот на сельхозпродукцию
- Стимулирование конкуренции между сельхоз производителями, развитие пищевой промышленности
- развитие сельских кредитных и сберегательных ассоциаций
- Внедрение стратегии и планов действий по сохранению биоразнообразия, борьбы с опустыниванием (деградацией почв);
- Разработки и внедрения Национальной стратегии по предотвращению стихийных бедствий и ликвидации их последствий
-Разработке Программы по использовании нетрадиционных источников энергии для сельской местности
- Разработке моделей и программ в области экотуризма, созданию рабочих мест в этой сфере.

6.7.3. Меры (действия)
В этом разделе опять слабо видна связка с вопросами борьбы с бедностью, в основном преследуются важные, но слибшком обширные ведомственные (отраслевые) цели
1. Гармонизация законодательства, приведение к международным стандартам
- предложения по списанию внешнего долга на решение вопросов ООС, пересмотр платежей и штрафов за загрязнение ОС
- разработка концепции экологической безопасности
2. Разработка механизмов межсекториального взаимодействия
- пересмотр структуры управления ООС
3. Разработка комплексных программ по рациональному использованию и охране земельных и водных ресурсов
- развитие процедуры ОВОС и пересмотру Водного Кодекса
- разработка предложений по стимулированию предотвращения загрязнения ОС
- развитие биологических видов борьбы с вредителями
- развитие лесоустроительной службы
- развитие сети стационаров за наблюдением над изменениями видового биоразнообразия
4. Разработка и внедрение природоохранных технологий, реконструкция хвостохранилищ, развитие проектов по санитарным свалкам ТБО
- реконструкция и строительство локальных очистных сооружений
- развитие технологий по уничтожению и утилизации СОЗ
- развитие программ по ООПТ
- содействие в развитии частного предпринимательства по внедрению экологических методов и технологий
5. внедрение экологического образования в общую систему начального, среднего, профессионально- технического и высшего образования, развитие системы учебных центров и системы повышения квалификации и подготовки кадров.
- поддержка экологического туризма, в том числе в ООПТ (????).

6.7.4. Ожидаемые результаты
Глава не сопровождается количественными индикаторами прогресса. Наличие предполагаемых разработанных схем и стратегий не гарантирует изменений.
- обзор законодательства, более эффективная координация деятельности и средств
- разработка программы списания внешнего долга на решение вопросов ООС
- пересмотрена структура управления ООС
- начата реконструкция и строительство локальных очистных сооружений, внедряются технологии уничтожения СОЗ, реконструируются хвостохранилища, восстанавливаются лесопосадки
- схемы и рекомендации по созданию благоприятных правових и инвестиционных условий по природоохранным мероприятиям, в том числе по сохранению земельных и водных ресурсов
- элементы ЭО внедрены в системы образования всех уровней.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

• Экологические модели и ожидаемые результаты плохо привязаны к экономическим показателям, вероятно по этому в индикаторах нет практически числовых индикаторов прогресса.
• Все действий и задачи важны, Тем не менее без установки приоритетности и плана действий (мер) , индикаторов и экономических расчетов, существует опасность,что ресурсы не будут использованы наиболее эффективно.
• Остается не понятным, зачем необходимо так много задач. Задачи необходимо приоретизировать, ведь для исполнения ССБ имеется всего за 3 года и за этот срок необходимо будет добиться прогресса.
• В связи с этим не понятно, зачем необходимо столько неконкретных индикаторов не позволяющих измерить прогресс в достижении ЦРТ и ССБ. Наличие правовой базы, схем, моделей не означает изменений, это индикатор верхнего уровня, необходимы числовые показатели в процентах, гектарах реабилитированных земель, лесопосадок, числа обученных людей и тд.
• По прежнему нет ожиданий в прогрессе по таким областям как ЧС, энергосбережение, экотуризм и рабочие места

Индикаторы.
Реформа государственного управления.
8.1 Развитие природоохранного законодательства.
8.1.1 Разработка закона «Об экологическом мониторинге»
Не понятна связь с ССБ
8.2. Разработка комплексной программы реабилитации систем мониторинга ООС
8.2.1 Разработка Закона РТ «о генно- инженерной деятельности»
Как это связано с 8.2 ?. Вероятно нужны поправки уже существующему Закону о биобезопасности.

8.1.- 8.3- 8.6 – это скорее вопросы развития экологической политики и институционального развития системы ОП, мало относящиеся к вопросам бедности. Наличие правовой базы, разработка программ, концепций, пересмотр структуры не означает изменений.
8.7- индикатор- увеличение площадей лесонасождений, либо стабилизация на настоящем уровне в тыс. га.
8.8- индикатор - реабилитированные земели (га, %)
8.9- не понятно зачем и где
9.0- где и зачем?
9.0.3- за 3 года не возможно внедрить технологии
9.04 – улучшение доступа дехкан к биометодам, количество созданных станций.

9.1- индикатор- увеличение переработки ТБО на % или на ххх тыс. тон в год
9.3.2- индикатор площадь реабилитированных хвостохранилищ (тыс кв.м.)
9.3.3.- это академическая задача, а не ССБ
9.3.4- индикаторы число обученных членов дехканских хозяйств
9.5.1- количество созданных хозяйств
9.6.3.- количество школ, ВУЗов, курсов повышения квалификации, обученных
9.7.1- количество созданных учебных центров.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
• В описании текущей ситуации необходимо дать взаимосвязь экологических проблем (эрозия земли, обезлесивание, загрязнение водных ресурсов, отходы) с вопросами устойчивой жизнедеятельности и ЦРТ
• В Мерах:
- Реализация стратегии и НПД по Конвенции по Борьбе с Опустыниванием
- Реализация стратегии НПД по сохранению биоразнообразия
- Разработка Национальной программы по предотвращению стихийных бедствий и ликвидации их последствий
- Разработка программы по использованию нетрадиционных источников энергии
- Реализация Государственной программы по экологическому образованию и воспитанию

• по индикаторам:
- доля населения использующего твердые виды топлива %
- доступ городского населения к безопасной воде%
- доступ сельского населения к безопасной воде%
- доступ к основным санитарно-техническим средствам на селе и в городе%
- площадь восстановленных лесов тыс.га
- площадь реабилитированных земель тыс.га
- площадь реабилитированных хвостохранилищь, свалок, полигонов тыс кв.м.


- Гражданская Восьмерка – это возможность для каждого участвовать в обсуждении глобальных проблем

- Экологи призывают Большую "восьмерку" к демократии в вопросах ГМО

Разработка сайта: Рухлов Антон
Design By Anton Rukhlov
Hosted by uCoz