Кабадиенские
экологи трубят тревогу
*****************************************
Наследие
Советского Союза – колхоз «Коммунизм»
Кабадиенского района Хатлонской
области находится, по мнению местных
жителей, в бедственном положении с точки
зрения состояния окружающей природной
среды. Трудно в нынешнее непростое время
в Таджикистане найти жителей тех или
иных районов, которые
бы не испытывали затруднения и не
страдали от различного рода проблем.
Однако, несвойственный национальным
традициям мусор на улицах, отсутствие
доступа населения к чистой питьевой
воде, проблемы охраны здоровья
населения, беспечность местных органов
власти и представителей народа являются
теми мелкими капельками в океане
проблем, с решения которых начинается
улучшение местной экологической
ситуации.
Начнем
мы статью с того, что в марте текущего
года корреспонденты пресс-службы «Табиат»
выехали в южные районы страны для того,
чтобы на месте изучить экологическую
ситуацию, а также побеседовать с
местными жителями, которые в последнее
время присылают письма с просьбой
помочь в тех или иных вопросов. Однако,
забегая вперед, необходимо сказать, что
суть статьи пронизывает мнение местного
жителя Урала Тоджиева: – «Я понимаю, что
бедность и наша страна – понятия
идентичные, но есть все же проблемы,
которые по силам местным властям и их
необходимо решать, в противном случае,
боюсь, что люди просто утратят веру в
силу закона или уже утратили ее».
Поговорим
о проблемах доступа к чистой питьевой
воде и охраны здоровья населения,
которые, по мнению все тех же жителей,
являются наиболее актуальными. В
колхозе протекает речка Кабла, которая
издавна является не только источником
орошения полей, но и употребляется
жителями региона. В 1961 году под речкой
был построен антиселевой тоннель,
который является источником многих бед.
И не потому что разрушен и люди лишены
воды, а потому что находится в бесхозном
состоянии и никто не очищает его от
мусора и трупов животных, которые по
весне здесь накапливаются десятками. На
должность главного мироба (специалиста
по очистке тоннеля) был назначен житель
колхоза Исмоил Мамадкулов, который уже
долгие годы не появляется на работе,
видимо, не считая нужным из-за
отсутствия финансового «довольствия».
Отсутствие средств в колхозе приводит
ко многим кишечно-желудочным
заболеваниям, которыми страдают жители (в
большинстве дети). Дороговизна наших
больниц и лекарств заставляет людей
обращаться к местным, традиционным
средствам лечения (дочь упомянутого
Урала Тоджиева болеет гепатитом «Б» и
отцу требуется около 500 сомони: не найдя
их он был вынужден прибегнуть к
традиционному методу - пусканию крови).
Заработная
плата не выплачивается также многим
другим жителям, и говорить об этом с
местным раисом колхоза, по мнению
большинства собравшихся дехкан, нельзя.
Руководитель отличается грубым
характером и позволяет себе нецензурное
выражение в адрес любого человека в
своем колхозе. Но пойти против воли
такого «авторитетного человека» никто
не может. Слишком сильна его власть в
колхозе. Есть пример, когда бригадир
колхоза Кулолов Саттор выступил с
критикой в адрес раиса Ходжиева
Аслиддина по поводу очистки дренажа, за
что и поплатился не только рабочим
местом, но и двое суток провел в участке
милиции «для прояснения ситуации». Люди
говорят, что руководитель колхоза
собрал «опытных» людей вокруг себя (подразумевается
«людей пенсионного возраста»), хотя
большинство жителей колхоза хотели бы
видеть на их месте молодых, которые
приезжают окончив высшие учебные
заведения, и не находят работы.
Последствием такого отношения к «будущему
Таджикистана» стал отъезд молодежи за
рубеж. Только из одной махали (а их всего
5, общее количество населения около 12000
человек) уехало на заработки за пределы
республики 67 юношей и девушек. К лету их
количество только увеличится.
Но
вернемся к теме мусора, который, по
мнению местных жителей, не характерен
для традиций местных жителей. Основной
вид мусора – это навоз и пепел. Дело в
том, что в годы Советского Союза эти
отходы ценились высоко из-за их пользы,
как разновидности минеральных
удобрений. Мусор вывозился на поля до
начала посевных работ и после уборки
урожая. Таким образом, проблема такого
мусора решалась с пользой для
окружающей среды. Нынче дехкане
свободны от воли колхоза, и никто не
желает возвращаться к традициям, в
которых они видят обогащение других.
Пусть лучше удобрение будет
накапливаться на улицах, чем его отдадут
кому-либо.но неубранный мусор
постепенно начинает гнить, и ядовитые
вещества проникают в грунтовые воды, а
также попадают в открытые водоемы, что
само собой вызывает другие проблемы.
Озабоченность по данному вопросу
высказал Урал Тоджиев, который показал
нам все места сброса мусора. Он не раз
организовывал здесь хашары для того,
чтобы убрать мусор, однако в дальнейшем
продолжение работы не было поддержано
ни местными жителями, ни местными
властями. Решение данной проблемы мы
видим в возвращении к забытой традиции
– использовании мусора как удобрения на
полях, однако для этого требуется
уточнить вопрос собственности на землю.
Никто не будет работать для «чужих» так,
как бы сделал это для себя. Именно по
причине медленного процесса
разгосударствления земли, а также
прессинга со стороны местной
администрации, урожай хлопка в этом году
будет значительно ниже. Люди опять не
получат дохода, и колхоз останется в
долгу, а когда начнется раздача земель,
то станет очевидным, что каждый будущий
фермер кабально зависим от государства
и инвесторов.
Данной
статьей мы адресуемся к соответствующим
органам государственной власти и
государственного управления Республики
Таджикистан с тем, чтобы они обратили
внимание на проблемы данного региона,
который находится в катастрофическом
состоянии. Поддерживая мнение обывателя,
мы выражаем озабоченность по поводу
безынициативности местных властей и
безразличия к проблемам населения.
Решение столь мелких, но значимых для
большинства народа вопросов поможет
восстановить утраченное доверие людей в
силу справедливости.
Умед
Улугов,
Пресс-служба
«Табиат».
Пока
лишь – выжить, а не как жить… Репортаж с
Бешкентского района
***************************************************************************
Как
сделать так, чтобы мало кто сомневался в
том, что через какие-то десять лет Носир
Хисравский район Хатлонской области,
один из «молодых» районов Таджикистана
выйдет из критической ситуации «вечных
проблем»? Гадать не приходится, и верить
тоже устали! Ситуацию описывают сами
дехкане, хотя смотрят с опаской в
будущее, так как считают, что за все свои
слова надо отвечать. И этот материал
сделан на основе мнения одного фермера,
сказавшего приблизительно так «есть
вопросы, на которые все знают ответ, но
не могут сказать это вслух, отсюда и наша
проблема; если бы о проблемах нашего
региона знали выше, то все было бы
гораздо лучше, хотя бы потому, что наш
слышат».
После
Кабадиенского района мы посетили другой
южный район нашей страны – Носир
Хисравский. На встречу с нами собралось
множество дехкан, которые слышали о
нашей деятельности через бюллетень «Табиат».
У всех были свои вопросы и свои
предложения. Следует напомнить, что это
бывший Бешкентский район, в 1996 году он
был отделен от Шаартузского района, и
там проживают около 23000 жителей,
большинство из которых в этническом
плане являются узбеками. Переселение
сюда жителей горных районов Горно-Бадахшанской
автономной области внесло свои
изменения в жизнь местных жителей.
Прежде всего, это тот опыт, которым люди
единого государства делятся между собой,
и забота, проявляемая сторонами.
Однако,
суть разговора с фермерами сводилась к
нескольким и важным проблемам,
некоторые из которых касались вопросов
окружающей среды, и мы не смогли пройти
мимо них, поскольку они требуют внимания
с нашей стороны.
Мы
несколько раз упоминали в предыдущих
выпусках о проблеме восстановления
лесополосы в Носир Хисравском районе,
отсутствие которых приносит огромный
ущерб бюджету местных дехкан. В годы
советской власти к данному региону
уделялось значительное внимание из-за
благоприятных условий для выращивания
хлопчатника, в частности, каждый год
велась работа по посадке ветрозащитных
лесополос, которые уберегали
плодородные земли от выветривания, а
также служили противоэрозионным и
противооползневым средством. В нынешнее
время важность района, как
производителя хлопка сохранилась, вот
только внимание центра значительно
уменьшилось. Картину проблем дополняет
постоянное отключение электричества в
регионе в зимнее время года, что
вынуждает местных жителей рубить
деревья. Местные неправительственные
организации, такие как «Мададгор» и «Малхам»
и сообщества, пытаясь решить эту
проблему, не раз обращались в «международки»,
среди которых ACTED, Mercy
Corps и WFP
уже оказывали помощь в восстановлении
лесополос. Что
касается местного Комитета по охране
природы, то его руководитель старается
наладить работу по лесовосстановлению и,
даже, при нас раздал несколько сот
саженцев местным жителям. Выяснилось,
что саженцы принадлежат организации «Mercy
Corps».
Существенных продвижений по реализации
11 пунктов решения Государственного
Комитета по охране природы и лесного
хозяйства в данном регионе пока нет,
однако то, что делается местными
жителями, уже записано на счет
государственного органа.
Обычная
констатация факта, основанная на мнении
населения – за выращенный хлопок
прибыли не получаем! Ставится вопрос – а
почему? Все сводится к тому, что никого
обмана и произвола нет и не было, все в
рамках закона, однако перевес в знаниях
права на стороне тех, кто получает эти
доходы. С 1996-1997 годов начался процесс
заключения фьючерских сделок, которые
должны были урегулировать отношения
между производителями и покупателями «белого
золота». Договорные отношения были
составлены так, что в них чудесным
образом не оказалось важных пунктов,
которые в дальнейшем как гром среди
ясного неба свалились на головы
фермеров. Иначе говоря, стоимостная
оценка заранее не была определена и
материал (горюче-смазочные материалы,
удобрения, аренда техники и др.) можно
было поставлять по любой цене, выгодной
для инвестора, сроки поставки также не
были оговорены. Пришлось терпеть до
окончания сроков контракта. Многие
дехкане остались без ничего и даже
задолжали, а некоторые вышли с
положительными балансами. Бывший
вьетнамский инвестор м-р Тауди Лой,
исчез, не расплатившись за долги жителям
(долги дехканам составляют от 700 до 7000
долл. США) и, по-видимому, простив многие
их них. Но и в этом случае решать спор
через арбитражный суд фермеры,
представляющие, в частности, такие
фермерские хозяйства, как «Олимджон», «Хусейн»,
хозяйство Негмата Хасанова, поведавшие
нам эту историю, не хотят, так как боятся
чего-то. Объяснить нам свой страх никто
не взялся.
В
нынешнее время, на протяжении двух лет
работает другой инвестор – Таджикско-Американское
Сотрудничество (ТАС), который, по мнению
местных жителей, ничего нового не принес.
Однако на основе статьи в «Табиат» от
февраля месяца текущего года «Хлопок –
стратегическое сырье для страны?», где
были опубликованы данные по затратам на
выращивание хлопка, была составлена
смета расходов, которую утвердил ТАС. По
данным, полученным от молодежной
экологической группы «Малхам», дехкане
впервые за несколько лет получают живые
деньги (по 47 сомони на человека), а не
гузапаю в период окончания работ.
Другой,
не менее важной проблемой для дехкан
является шелкопряд. Как сообщили
фермеры, пришедшие на встречу с нами, уже
долгие годы им насильно навязывается
забота о шелкопряде. Отказаться от
такого промысла практически невозможно.
«Местный Хукумат получил приказ сверху
сдать план в сроки» и баста, на этом
разговор оканчивается. Фермеры не
получают от этого никакой прибыли и даже
работают себе в убыток, причиняя порой
вред здоровью (черви питаются
исключительно тутовником, ветки которых
обрезают весной, когда листва еще сочна,
при этом были случаи когда с ветками
обрезались руки и ноги). В следующем
номере «Табиат» мы постараемся шире
осветить данный вопрос, в ракурсе выгоды
для фермеров и необходимости такого
промысла.
В
заключении мы останавливаемся на другой
экологической проблеме, свойственной
данному региону – засоление и
деградация почв. Странно, но об этой
проблеме, как мы ни пытались ее
затронуть, никто даже не вспомнил.
Проходя пешком по маленьким улочкам, мы
видели под ногами слой соли, который
является последствием долгих лет
неочистки коллекторной системы. Для ее
очистки требуется немало средств и
внимание Хукумата. Новый Председатель
Хукумата тратит значительное время для
того, чтобы очистить коллектор и, на
данный момент, почти половина работ
окончена. Впереди дехкан ждут посевные
работы на земеле, 85% которой необходимо
отвести под хлопок.
Умед
Улугов,
Пресс-служба
«Табиат».
Нурекский
заказник не дополучает дотаций от
государства
*****************************************************************
В
соответствии с командировочным
заданием №-16 л\с ТНИЛХ, в период с 11 по 16
августа 2003 года, были проведены
наблюдения за состоянием растительного
и животного мира Нурекского
государственного заказника. В настоящее
время срок действия Нурекского
комплексного заказника продлен до 2010
года , в соответствии с Постановлением
Правительства РТ от 07. 09. 01 №428.
Нурекский
государственный комплексный заказник
площадью 30 тыс. га, занимает южные склоны
горного хребта «Сурхку», с высотными
отметками до 2000-2200 метров над уровнем
моря, часть акватории Нурекского
водохранилища и небольшой участок до 5
тыс. га – северных склонов Вахшского
хребта, с высотами до 3000 тыс. м. Заказник
был организован в 1984 году, в
соответствии с рекомендациями ОРИПР АН
Таджикской ССР 1983 г.
Основная
цель организации заказника заключалась
в сохранении горных экосистем в зоне
создания искусственного водохранилища
и дальнейшего изучения их эволюции. В
будущем заказник может служить базой
для организации национального
природного парка на берегах Нурекского
водохранилища. По биогеографическому
подразделению природные комплексы
заказника входят в Южно- Таджикскую (хребет
Сурхку) и Гиссаро-Дарвазскую провинцию (Вахшский
хребет). Месторасположение на границе
двух биогеографических провинций
обуславливает большое разнообразие
экосистем, которые представлены здесь
как в чистом виде, так и в переходных
вариантах. Растительный покров хребта
Сурхку представлен фисташковыми
редколесьями и экосистемами арчевников
с типчаковыми лужайками. На Вахшском
хребте встречаются переходные формы
экосистем, древесно–кустарниковых,
широколиственных лесов, а ближе к
водоразделу господствуют экосистемы
субальпийского колючетравья. Во многих
местах доминируют экосистемы юганников.
Районы заказника являются юго-западной
границей распространения таких
эндемиков Памиро-Алая, как экзохорды,
растелы, древовидной лианы и двух видов
кузиний. В нижнем поясе хребта Сурхку,
вдоль берегов водохранилища,
господствуют группировки багряника с
травостоем из эфемеров лентоостника
шерховатого и др. На щебнистых склонах
часто встречаются небольшие группы
эфемеровых чилонников. Выше по склонам
начинают преобладать кленовники (клен
Регеля), который выше сменяется кленом
Туркестанским. У водораздела основной
фон создают формации арчи Зеравшанской.
Фауна Нурекского заказника также богата
и разнообразна. Из позвоночных животных,
занесенных в Красную книгу Таджикистана,
здесь довольно широко распространен
тянь-шаньский бурый медведь, бухарский
баран (уриал), встречается туркестанская
рысь, среднеазиатская выдра, на Вахшском
хребте – снежный барс. Из летучих мышей
– широкоухий складчатогуб. Из птиц –
черный аист, орел-беркут, орел–бородач и
др. Из рептилий довольно обычна
среднеазиатская кобра.
В
заказнике обычны и многочисленны такие
виды охотничье–промысловых животных
как кабан, сибирский козерог, волк,
лисица и т. д. А из птиц – некоторые виды
голубей и зимующих водоплавающих. В
Нурекском водохранилище, часть
акватории которого относится к
заказнику, обитают такие виды рыб, как
форель, маринка, подуст, сазан,
толстолобик и др.
Согласно
данным 2002 – 2003 гг. по учету численности
основных видов животных, представленных
работниками заказника, в Нурекском
заказнике обитает следующее количество
животных: бухарский баран (уриал) – 286,
сибирский козерог – 98, кабан – 351,
дикобраз – 121, заяц–толай – 76, барсук –
65, снежный барс – 14, тянь-шаньский
медведь – 57, волк – 46, лисица – 71,
каменная куница – 85, кеклик – 4010, голуби
– 2700, утки – 510 особей.
К
сожалению, работники заказника не дали
точной информации о численности
некоторых других видов животных.
Представленные данные по численности
животных в заказнике приблизительны и
нуждаются в детальной проверке и
уточнении.
Охрана
территории заказника осуществляется 4
егерями и заведующим заказником. За
период 2003 года сотрудниками заказника
составлен 1 акт о нарушении режима
заказника и наложен штраф на сумму 80
сомони, (сумма уплачена добровольно) и 1
акт о самовольной порубке арчи, штраф –
3472 сомони (материалы находятся в
прокуратуре г. Нурека). На территории
заказника в настоящее время, незаконно
проживают 5 семей, переселившихся в 90-е
годы из Файзабадского района. Это
неизбежно ведет к нарушениям режима
заказника. В дальнейшем, для
нормализации работы комплексного
заказника необходимо организовать
выселение незаконно проживающих
жителей за пределы границ заказника.
Необходимо также – увеличение зарплаты
сотрудникам заказника, улучшение
технического оснащения: моторные лодки,
ГСМ, бинокли. Требуется ремонт здания
центрального кордона. С егерями
заказника необходимо проводить курсы
обучения основам охраны природы. В
период максимального наполнения водой
Нурекского водохранилища, зона
заказника может служить базой для
развития экологического туризма.
Исключительные
красоты ландшафта Нурекского заказника
оказывают благотворное воздействие на
людей, что послужит вкладом в дело
духовного и физического оздоровления
нации и человечества в целом. Но только
при достаточном техническом
обеспечении, рекламе и сервисе!
Кудрявцев
В.С.
Зав.
отделом заповедников и заказников ТНИ и
НИИЛХ.
Доступ
общественности к экологической
информации через «Орхус-Центр»?
*********************************************************************************
Орхусская
Конвенция –
Конвенция о доступе к информации,
участии общественности в процессе
принятия решений и доступе к правосудию
по вопросам, касающимся состояния
окружающей среды, была подписана
Правительством РТ 9 июня 2001 года.
Это
явилось важным шагом на пути к гласности,
прозрачности отношений между
государством и общественностью. Но
механизмы реализации важного документа,
по сей день, не были отработаны на
практике. Так как министерство охраны
природы не обладало достаточным
потенциалом, не имело опыта сбора и
распространения
информации.
В
августе прошлого года было подписано
соглашение между действующим тогда
Министерством охраны природы и ОБСЕ о
сотрудничестве в организации
Орхусского информационного, ресурсного
центра в Душанбе. Идея создания
подобного центра исходила от
общественности в лице НПО,
воодушевленных опытом некоторых
сопредельных стран.
Недавно центр был организован и
открыл свои двери для всех желающих
получать информацию в экологической
области. Статус действующего центра был
обозначен изначально – это
подразделение подведомственное,
находящееся под крылом бывшего
Министерства охраны природы, и за
доставку информации в центр
ответственны сотрудники госучреждения.
Однако возникает вопрос о
готовности сотрудничать, отвечать на
запросы простых граждан, подавать не
только однобокую, выгодную кому-либо
информацию, но и ту, которая должна быть
обнародована, без препятствий со
стороны тех учреждений, которые
возможно не заинтересованы в том чтобы
правда всплывала наружу.
Сомнения
по этому поводу рассеивают
представители Госкомитета по охране
окружающей среды и лесного хозяйства и
руководство Орхусс-центра, которые
утверждают о том, что информация будет, и
каждый имеет право доступа к ней и все в
этом роде. НПО в таком случае выступают
своего рода посредниками между
государством и населением. Информации
полно, но она в той форме, которая
затруднительна для восприятия простыми
гражданами, поэтому центр берет
обязательства обрабатывать ее и
выдавать «продукт в готовом к
употреблению виде».
Тогда
информация будет воспринята адекватно.
Что касается беспрепятственного входа
во вновь организованный центр, то он по
утверждению директора центра К.
Батурова абсолютно свободный для всех, и
это ясно из регламента.
По
мнению Ф. Абдурахимовой (ДОП) –
общественные организации чаще
приходится «заманивать» в центр.
Получается, что он не нужен им вовсе,
хотя многие ратовали за его создание и
функционирование. Также можно с
уверенностью добавить, что, несмотря на
успехи, в центре пассивна рабочая группа,
не хватает технического оснащения,
персонала и зарплаты. Госчиновники,
являясь носителями полезной информации,
не спешат делиться ею, или делают это
весьма неохотно. Периферия, как обычно,
не обладает широкой возможностью
доступа к информации центра, так как
существуют некоторые технические
сложности. Кто должен задуматься над
проблемой? Как всегда сам центр, опять –
же обязуется не только собирать и
обрабатывать данные, но также
распространять их в порядке
обязательном.
Подобные
центры, схожие и даже принципиально
отличающиеся от новоиспеченного
Душанбинского, действуют
во многих странах. Они, как правило, «живут»
при министерствах экологии, а некоторые
самостоятельны. В
Армении, допустим, Орхусс – центр не
юридическая структура, не организация, а
место, где общественность тесно
взаимодействует с министерством охраны
природы, в плане получения и
распространения необходимой информации,
затрагивающей вопросы охраны
окружающей среды.
Центр
не получает никаких средств из бюджета
республики Армения. Техническое
обеспечение производится за счет
правительства США. В
Армении уже был принят ряд решений с
участием общественности, что является
не маловажным фактом. Но судебных
разбирательств не было, по крайней мере,
компетентные лица не обладают таковой
информацией.
У
нас все еще впереди. Неизвестно, каким
образом будут развиваться события. Пока
в Душанбе готовится положение о роли и
статусе центра, разрабатываются
механизмы устойчивого развития и проект
финансовой поддержки центра ОБСЕ.
ОБСЕ
планирует покровительствовать центру в
течение ближайших 2 лет, а в перспективе
самостоятельность и самофинансирование.
Что из этого получится, покажет
время, которое будет испытывать центр на
выносливость. Обрести жизнь – не
значить продержаться на плаву и быть
устойчивым. Поэтому возникает вопрос, о
том станет ли Орхусс – центр базой для
реализации положений, обозначенных
Конвенцией? И
на сколько устойчивым окажется его
развитие и становление?
Рахмон
Болтаев, пресс-служба "Табиат"
Мнение
специалиста – «Местные инициативы –
оптимальный путь решения экологических
проблем»
*******************************************************************************
В настоящее время
около 74% населения республики
проживает в сельской местности, и более
80% населения считается проживающим в
условиях бедности и материальной
недостаточности. В связи с этим в июне 2002
года Парламентом страны принят Документ
Стратегия Снижения Бедности (ДССБ),
который направлен на решение данной
проблемы в республике.
В
решение этой важной государственной и
народнохозяйственной задачи, стоящей
перед руководством и народом РТ могут
сыграть особую роль перемены и
существенные реформы, в первую очередь,
затрагивающие область сельского
хозяйства, так как принято считать
Таджикистан аграрной республикой.
Республика
Таджикистан после приобретения
независимости (в сентябре 1991 года) и
установление ориентира на развитие
частного сектора и рыночной экономики,
прежде всего, нуждается в развитии
процесса демократизации общества и
активизации участия населения в решения
существующих проблем, в частности, в
снижении уровня бедности, создании
новых рабочих мест и усилении
самоуправления на местах. Эти вопросы
особенно являются актуальными в далеких
от центра сельских местностях
республики, где производится основная
часть сельскохозяйственной продукции.
Во многих районах республики из-за
отсутствия рабочих мест высок уровень
миграции молодежи, а также опытных
специалистов. В важном для страны
секторе сельского хозяйства –
хлопководстве - в основном, заняты
женщины, которые получают мизерные
деньги за свой труд. В сельской
местности необходимо
ускорение процесса справедливого
проведения земельной реформы, форм
хозяйствования, системы социальной
защиты населения и др.
Однако,
к сожалению, гуманные идеи реформ
продвигаются медленно и не вносят
улучшений в жизнь сельских жителей.
Население на периферии не принимают
активного участия в решении
существующих проблем. А с другой стороны
во многих районах руководители вновь
сформированных дехканских хозяйств не
знают вопросы агробизнеса, маркетинга и
технологии получения высокого урожая
сельхозкультур и продукции. Правовая
грамотность местного населения,
фермеров и предпринимателей оставляет
желать лучшего. Материально-
техническая база новых фермерских
хозяйств (наличие семян, удобрений,
горюче-смазочные материалы, техники,
запчастей и др.) очень слабая и нуждается
в дальнейшей поддержке
со стороны государственных органов и
международных организации.
Следует
отметить, что в условиях различных
районов и областей республики при
поддержке международных
офисов, как ПРООН, Фонд Агахан (МСДСП),
Группа Солидарности, ВПП, Фонд Евразия,
ОБСЕ, ФАО, САМП и другие осуществлены
многочисленные проектов по усилению
роли и значения местных
инициатив и развития органов
самоуправления (общин) на местах. В этом
процессе особенно важна роль Фонда
Агахан, выполнившего первые проекты в
течение 1996 – 2000 годов в ГБАО. Здесь были
организованы Кишлачные Организации (КО),
имеющие статус местных общественных
организаций, и ставящие перед собой цель
активизации, мобилизации самих жителей
кишлаков в решение существующих проблем
в этой дальней горной зоне республики.
Этот опыт в последующие годы внедрялся и
в районы Раштской долины и в некоторые
районы Хатлонской области. Благодаря
этим работам сейчас в республике
организованы сотни таких общественных
организации на уровни сел, которые
объединяют людей в решении насущных
проблем сельской местности. Многие из
них при поддержке местных хукуматов и
Министерства Юстиции республики
зарегистрированы как общественные
организации. Они имеют свои уставы,
печати и банковские реквизиты. Группы
самопомощи значительно облегчают
работу местных джамоатов и хукуматов в
решении проблем общин на местах.
Для
усиления роли местного населения в
решении местных проблем и поддержки
местных инициатив впервые в нашей
республики при поддержке Раштского
офиса ПРООН в конце 2000 года была
начата работа по созданию общественных
комитетов развития джамоатов (автор
статьи работал в этой Программе в
течение 1997-2002 годы и через данную
публикацию выражает свою
признательность и желает успехов
сотрудникам Раштского офиса и ПРООН в
Таджикистане).
Как
пример успешной работы местных общин
можно написать следующее: благодаря
совместной и
слаженной работе местных хукуматов и
международных офисов в Раштской долине
впервые в республике осуществлены
мероприятия по организации и
усилению местных инициатив путем
создания комитетов развития на уровне
кишлаков, джамоатов и районов. Эти
общественные организации сыграли
важную роль по выявлению существующих
проблем, принимали активное участие в
планирование мероприятий, а также
самостоятельно реализовывали их. В
состав этих общественных комитетов
джамоатов вошли те люди, которые были
избраны на основе альтернативного,
демократичного и тайного голосования
представителями всех кишлаков на
территории того или иного джамоата.
Члены этих комитетов коллегиально на
общих собраниях определяют
пути решения проблем в сельской
местности (методология по созданию этих
общественных организаций со стороны
офисов ПРООН, МСДСП и местных хукуматов
усовершенствуется). В настоящее время в
Раштской долине функционируют 35
Комитетов Развития Джамоатов, более 250
Кишлачных Организаций, которые
способствуют развитию демократию на
местах и поддерживают бедные семьи и
поддерживают их жизненные условия,
путем выдачи им мелких кредитов с
условием дальнейшего возврата средств
(1,7% в месяц составляет процент). С этими
Комитетами сейчас работают и получают
выгоду десятки тысяч людей в долине.
Кроме того, при финансовой поддержки
ПРООН организованы Ассоциации Фермеров,
Ассоциации Пчеловодов, Ассоциации
Ветеринаров, Ассоциации Механизаторов (которые
сейчас имеют собственные кредитные
фонды), Центры по обучению навыкам
работы на компьютере, два Женских Центра
и другие местные организации. В пяти
районах также организованы Комитеты
Развития Районов (КРР), что имеет важное
значение для решения многих местных
проблем на уровне района в этой долине.
Эти общественные организации
являются уникальными
в деле развития демократии,
достижения прозрачности деятельности и
усиления самоуправления на местах.
Особенно важными является работы с КРД
на основе новой методики, которая разработана Раштским
офисом ПРООН совместно с офисом
МСДСП в Раштской долине.
С
помощью вышеназванных комитетов в
Раштской долине внедрена положительная
практика проведения тендерного
процесса по выполнению проектов в пяти
пилотных районах.
Следует
отметить, что для изучения передового
опыта, накопленного
в Раштской долине по усилению
местной инициативы со стороны местных
хукуматов и международных офисов, в
течение 2002-2003 годов приезжали
представители из других регионов республики (Куляб,
Шаартуз и Ходжент) и эти новые начинания
сейчас внедряются на территории этих
районов. Также опыт по выбору Комитетов
Развития Джамоатов был принять со
стороны Фонда Ага-хан и внедрен в
условиях ГБАО. Общественные Организации
в Раштской долине сейчас сотрудничают
со многими международными
организациями по совместному
выполнению проектов и решению многих
социально- экономических проблем на
местах.
В
связи с тем, что наша республика
переживает переходный период от
централизованной системы планирования
к рыночной системе, очень важно, чтобы
население на местах проявляло
инициативу и активность в решении
насущных проблем через создание
различных общественных организаций,
объединений, ассоциаций, комитетов и др.
В этом процессе необходимо отметить
роль руководителей районов, которые
должны поддержать и поощрять эти
инициативы местного населения и
инициативных групп.
К
сожалению, сейчас в республике пока
слабо поставлен вопрос выбора
руководителей общественных комитетов,
ассоциаций, дехканских хозяйств и др. Ни
в одной газете или других источников СМИ
не встречаются комментарии, касающиеся
выбора руководителей джамоатов,
сельских общественных организаций.
Наличие подобного легитимного
комментария способствовало бы
значительному развитию общества,
повысило бы инициативу на местах и
облегчило бы управления обществом.
Руководители ассоциации фермеров,
коллективных дехканских хозяйств,
кооперативов, к сожалению, в большинстве
случаев назначаются сверху со стороны
руководителей хукуматов и областей.
Поэтому многие из них либо не могут
успешно вести работу, либо за короткие
сроки освобождаются с работы, а главное,
население их не поддерживает.
Необходимо создать условия для того,
чтобы народ мог сам выбирать и
освобождать лидера органа местного
самоуправления. На местах много опытных
специалистов, которые способны
управлять, а нынче практикуется
назначение руководителей из других
местностей, далеких от местных проблем.
Мне
кажется, что руководителям нашей
республики было бы очень уместно на
территории хотя бы
одного района провести своего рода
эксперимент по выбору руководителей
всех звеньев, начиная от главы
дехканского коллективного хозяйства,
джамоата и кончая председателем района.
Важно, чтобы процесс был проведен на
основе тайного всеобщего голосования. Я
больше, чем уверен за
очень короткий срок в этом «экспериментальном
районе» успехи будут на лицо!
Курбонали
Партоев – Руководитель Общественного
Объединения
«Хамкори
Бахри Тараккиёт», кандидат с.-х. наук.