Т А
Б И А Т Февраль,
2004
#97
краткие
электронные
сообщения
печатного
социально-
экологического
Бюллетеня "Табиат"
Молодежного
ЭкоЦентра
Душанбе,
Таджикистан.
СЕГОДНЯ
В
НОМЕРЕ:
-
|
Министерства
охраны природы РТ больше не существует! |
|
ЭКОЛОГИ
ВЫСТУПАЮТ ПРОТИВ БЕЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ
ЗАКАЗНИКА "КОМАРОУ" |
|
ЖЕНЩИНА
БЕЗ МУЖЧИНЫ. КРАТКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМ
ЖЕНСКОГО ТРУДА В С\Х РТ |
|
КРАТКИЕ
ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ |
|
РЕСУРСНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ |
Министерства
охраны природы РТ больше не существует!
*******************************************************
Представители
исполнительных органов Таджикистана в
последние недели находятся в трепетном и
нервном ожидании своей череды, что
непосредственно связано с рядом указов
Президента об увольнении или переводе на
другую должность государственных
чиновников РТ. Президент в своем заявлении
прессе заявил, что будет и впредь
предпринимать жесткие меры по отношению
тех, кто «занимается не своим делом».
Изменения в высших структурах
Исполнительной власти не прошли стороной и
Министерство охраны природы РТ.
Известие
о реорганизации Министерства охраны
природы Республики Таджикистан и
Лесохозяйственного производственного
объединения «Таджиклес» в Государственный
Комитет охраны окружающей среды и лесного
хозяйства и перевод на другую должность экс-министра
Шокирова У.Ш., вызвало неоднозначную
реакцию среди общественности.
Указом Президента РТ за
№1249 от 19.01.2004 «О некоторых мерах по
совершенствованию системы
государственного управления»,
Министерство охраны природы было
преобразовано в Государственный Комитет по
охране окружающей среды и лесного
хозяйства. В вышеупомянутом Указе главы
государства сказано следующее: «в целях
совершенствования системы
государственного управления, в
соответствии со ст.
69 Конституции РТ постановляю» и далее
исходя из контекста становится очевидным
то, что функции и задачи нового органа
сведены к реализации государственной
политики в сфере охраны природы и лесного
хозяйства. Правительство, также оставляет
за собой право утверждения положения,
структуры и предельной численности
работников Государственного комитета в
месячный срок.
По
сути, произошла очередная необоснованная «перепланировка»,
которая нынче в моде. Возможно, решение в
необходимом будущем окажется верным и
время расставит на свои места те моменты,
что затронуло Правительство.
А
пока приходиться размышлять над тем, каким
образом будут развиваться события.
Главные
вопрос, который волнует общественные
организации – что произойдет с той работой,
которую медленно, но верно начало
Министерство? Какова будет судьба
природоохранных конвенций и т.д. Не знают и
сотрудники бывшего министерства, которые с
потерянными лицами по инерции приходят на
работу и ждут, ждут перемен!
Еще
вчера Министерству отводилась роль
контролирующего органа. Оно следило за
выполнением законов, осуществляло контроль
над лесохозяйственным объединением «Таджиклес»,
над хозяйственной деятельностью лесхоза на
территории всей республики. Вследствие
чего, возникали разногласия, расхождения
интересов и позиций по ключевым вопросам.
Поэтому
симбиоз двух диаметрально противоположных
органов представляется весьма
сомнительным. Как это будет выглядеть
сейчас – пока не понятно.
В
рамках одного ведомства осуществлять
хозяйственную деятельность и одновременно
контролировать себя не просто, вернее, не
целесообразно. По
мнению некоторых экспертов, чьи взгляды
также неоднозначны, приход на должность
председателя Государственного комитета –
хозяйственника, обернется, мягко говоря, не
благоприятными последствиями для
окружающей среды. Это отнюдь не утверждение,
а лишь предположение, имеющее под собой
определенную основу.
Минимум
контроля, максимум производства без учета
интересов окружающей среды…
Однако,
все зависит от действий первого лица
Комитета, от правильно выбранного курса и
удачной расстановки приоритетов. Прежний
руководитель ратовал за сохранение
окружающей среды, отстаивал ее интересы, а
нынешний успешный организатор и специалист,
требующий самоотдачи в деле.
ЛХПО
«Таджиклес» отныне потерял свою
самостоятельность и инициативу, а экс-министерство
рычаги управления. Сегодня – это единый
государственный орган, преимущество
которого заключается в искоренении
недопонимания в решении накопившихся
проблем совместно, не бросая «палки в
колеса».
Что
важно, так это новый состав работников
комитета. Каким он будет – число
специалистов, методы работы, ориентиры,
преданность делу – даже это банальное
определение не лишнее в ряду заглавных.
Если вспомнить прошлое, то можно проследить
эволюцию природоохранного органа,
созданного впервые 29 марта 1988 года и
носившего название Государственного
Комитета по охране природы, созвучного с
нынешним. Располагал Союзно-республиканский
Государственный Комитет отличными
специалистами, был достаточно сильным
органом.
В
1992 году Комитет преобразован в
Министерство охраны природы РТ. У истоков
эволюции стояли известные деятели науки,
знающие свое дело. В период с 1992 по 1998 годы
сменилось три руководителя, и, вот, новое
преобразование.
Что
окажется приоритетным: жесткий контроль
или экономические показатели, охрана
окружающей среды или хозяйственная
деятельность?!
Важно,
чтобы деятельность нового органа не
привела к уменьшению площадей леса и
деградации растительного покрова.
Причем
могут пострадать заповедники и заказники и
без того отделенные вниманием. Передача
заповедных земель в отдельно взятый
департамент было бы лучшим решением.
Претенденты для этого существует. А если
Государственному комитету придать статус
хозрасчетной организации то, что тогда?
Хозрасчетное ведомство станет налаживать
производство, улучшать свое материальное
благосостояние, платить налоги в
государственный бюджет и т.д.
А
источником доходов послужат заготовка
лекарственных растений, сбор орехов,
миндаля, фисташек, шиповника, меда и т.д.
Безусловно, все это без ущерба экологии,
хотя с какой стороны на это посмотреть!
Хозяйственники
хорошо, а контроль лучше. Каким образом
сочетать в себе две вещи, в принципе не
сочетающееся?!
Рахмон
Болтаев, корреспондент пресс-службы "Табиат"
ЭКОЛОГИ
ВЫСТУПАЮТ ПРОТИВ БЕЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ
ЗАКАЗНИКА "КОМАРОУ"
***********************************************************************
Зоологический
заказник «Комароу», площадью 9,5 тыс. га, был
создан в конце 60-годов по предложению
Госкомитета Таджикской ССР по лесному
хозяйству. Первоначальная цель организации
заказника заключалась в охране Тянь-шаньского
бурого медведя, а так же форели в реке «Комароу»
и ее притоках.
Заказник «Комароу»
относится к Гиссарско-Дарвазской
биогеографический провинции, расположен по
левому берегу реки «Комароу», при впадении
ее в реку Сарбег. Вдоль реки тянутся розарии
с разнетравне-эфемероидными ассоциациями.
Часто встречаются кленовники, участки
арчевников в комплексе с юганниками.
Довольно обычны скальные ландшафты.
Основное направление деятельности
заказника – контроль за соблюдением
пастбищной нагрузки на экосистемы,
исключение охотничьего промысла и рыбной
ловли.
Создание
Красной книги СССР и Красной книги
Таджикской ССР, значительно увеличило
ценность заказника «Комароу», как особо
охраняемой территории и убежища для редких
и исчезающих видов животных и растений
данного региона. На территории заказника
обитает 17 видов позвоночных животных,
занесенных в Красную книгу Таджикской ССР,
которые требуют более усиленной охраны, в
соответствии с Положением «О заказниках РТ».
К таким особо
охраняемым видам относятся: из
пресмыкающихся – алайский гологлаз,
восточный удавчик, гюрза, из птиц – орел-бородач,
орел-беркут, стервятник, серноклюв, вяхирь,
кустарница, райская мухоловка, белоножка,
бело-шапочная горихвостка, синяя птица; из
млекопитающихся – индийский дикобраз, Тянь-шаньский
бурый медведь, среднеазиатская выдра,
снежный барс. Из указанных видов занесены в
Красную книгу Международного союза охраны
природы – 4 вида – орел-бородач, орел-беркут,
среднеазиатская выдра, снежный барс. Из
числа редких, особо охраняемых видов
растений, занесенных в Красную книгу
Таджикской ССР, можно отметить – жимолость
странную, ирис Гуга, рябчик Эдуарда (хелмен),
пеон средний и др.
Охрана
территории заказника осуществляется
заведующим заказником и 2 егерями, а также
охранником пропускного поста заказника. За
период 2003 года было составлено всего лишь 2
акта за самостоятельную ловлю рыбы (форели)
на сумму 980 сомони, акты были переданы
главному лесничему Гармского лесхоза. Без
сомнения, факты правонарушений на
территории заказника гораздо чаще
встречаются и лишь два человека в году
наказываются незначительными
административными взысканиями.
Территория
заказника подвергается значительному
антропогенному воздействию со стороны
жителей кишлака Пингон, которые проживают 13
семьями на территории заказника, а также
жителей Дашт, расположенного на границе с
заказником. На территории заказника
производится выпас более 800 голов крупного
и более 300 голов мелкого рогатого скота,
ведется самовольная заготовка дров,
сенокошение, сбор дикорастущих видов (чекуры,
сиалаф и другие).
Решением
Гармского Хукумата на территории заказника
выделено 5 участков земли и переданы в
частное пользование для возделывания
сельскохозяйственных культур: участок
Боевак – 12 га, уч. Майдони-Курбон – 5 га, уч.
Пандара – 8 га, уч. Дарай-Тангак – 0,8 га и
кроме того, самовольно захваченных и
распаханных участков – 3 га. На территории
заказника содержится 15 пчелиных пасек, с
общим количеством более 900 пчелосемей. В 2003
году Гармским лесхозом с территории
заказника было заготовлено 620 кг. шиповника
и 1800 кг. грецкого ореха.
По официальным
отчетам 2003 г. в заказнике «Комароу» обитает
65 медведей, 75 кабанов, 82 сибирских козерога,
5 снежных барсов, 4 волка, 54 гималайских
улара и др. животных.
В заказнике
постоянно ведется незаконный отлов форели
удочками и накидками. По данными
Заведующего заказником Назарова Х.Н. на
реке «Комароу» ежедневно можно видеть от 2
до 10 рыбаков-браконьеров, и каждый из них
отлавливает от 15 до 30 форелей в день. В
результате такой нагрузки, популяция
форели в заказнике в значительной степени
сократилась и измельчала – вес наиболее
крупных форелей не превышает – 500гр.
Для усиления
режима охраны форели в реке «Комароу» и
более эффективной борьбы с нарушителями
необходимо организовать совместно с
работниками милиции и Гармского лесхоза,
бригады по задержанию браконьеров,
составлению протоколов и изъятию орудий
лова, с передачей составленных материалов в
Народный Суд.
На пропускном
пункте заказника необходимо строительство
кордона для дежурства егерей, а так же
установки стенда с Положением о заказнике и
списком особо охраняемых видов животных и
растений, занесенных в красную книгу
Таджикистана и Международного Союза охраны
природы. Зарплата егерей заказника
составляет – 5 сомони в месяц, что не
способствует активной работе. Для
повышения активности работы егерей
заказника необходимо выплачивать им в виде
премии суммы взысканных с нарушителей
штрафов, что будет являться прямым стимулом
к активной работе по задержанию
правонарушителей и в значительной степени
улучшит сохранность фауны и флоры
государственного заказника.
Зав. Отделом
заповедников и заказников Таджикского
Научно-исследовательского и проектно-изыскательского
Института Лесного Хозяйства ЛХПО «Таджиклес»
Кудрявце В.С.
ЖЕНЩИНА
БЕЗ МУЖЧИНЫ. КРАТКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМ ЖЕНСКОГО
ТРУДА В С\Х РТ
*******************************************************************
Отличительной
чертой бедности в Таджикистане является то,
что в число беднейших слоев попадают не
только пенсионеры и безработные, но и
работающие, занятые мало-оплачиваемым
неквалифицированным трудом. А так как
именно в низко оплачиваемых сферах
занятости работают преимущественно
женщины, то именно это во многом определяет
«женское» лицо бедности в Таджикистане.
•
В настоящее время в экономике
Таджикистана женщины играют все более
важную, неизменную роль
в обществе, однако они по - прежнему
находятся в худшем экономическом положении
по сравнению с мужчинами и сталкиваются
с серьезной дискриминацией.
В
республике с!991г. по 1998г. происходит
активное сокращение работающих женщин: в промышленности
(с 22,4% до 17,7%), жилищно-коммунальном
хозяйстве (с 3,2% до 2,1%), науке и научном
обслуживании (с 0,9% до 0,1%).
•
Уровень бедности вырос и в большинстве
регионах республики численность женщин,
живущих в условиях
бедности, возросла. В частности в горных
регионах республики (а это 93% территории).
•
Большинство мужчин (80% мужчин от 18 до 45
лет) выезжает на заработки в страны СНГ, и
все бремя социально -
экономических проблем несут на себе
женщины.
•
Женщины стали выполнять работу, которая
раньше в Таджикистане выполнялась только мужчинами,
а именно - выращивание зерна и овощей на
участках и огородах.
•
В данный момент женщины заполняют
рабочие места в низкооплачиваемых отраслях,
которые не приносят
непосредственной прибыли, но жизненно
необходимы обществу - образование, здравоохранение,
культура.
Занятость
по секторам (за 1996г.): сельское
хоз-во - 21%, услуги - 12%, образование - 9%, здравоохранение
- 8%, индустрия - 5%, наука-2%, экономика - 2%, не
занятые-41%.
•
В худшем положении находятся молодые
женщины (20 - 35), которые значительно сильнее страдают
от безработицы. Жертвуя личными интересами
из-за боязни утратить возможность трудится
и зарабатывать, женщины соглашаются
работать на не престижных
и малоквалифицированных работах, не
повышая квалификацию.
•
Женщины активно заняты в самых
различных видах экономической
деятельности, начиная от
наемного труда и
натурального сельского хозяйство и
рыболовства кончая неорганизованным
сектором. Однако участие в экономическом
развитии по-прежнему сдерживается
правовыми и
основанными на обычаях препятствиями в
отношении доступа к земле и владения землей,
природными ресурсами,
капиталом, кредитами и другими средствами
производства, а также
разницей в
заработной плате.
Распределение
женщин, требующих доступа к пользованию
землей (за 1996г.): Курган-Тюбе
11%, Куляб-9%, Душанбе-6%,
Гарм-25%, Согд - 32%, Бадахшан-17%.
•
Большое значение для
развития женского предпринимательства в
Таджикистане сыграла трудовая мужская
миграция за пределы страны. Женщины
получают средства от своих мужей - мигрантов,
которые они используют в качестве
стартового капитала для начала своего
бизнеса. В силу же того,
что мелкое предпринимательство, уличная
торговля и челночный бизнес нигде не регистрируется,
можно сказать, что фактическая занятость
женщин в настоящее время значительно
выше.
Распределение
предприятий малого и среднего бизнеса (в 1998г):
Душанбе
- 40,1%, Согдийская область
- 39,2%, Районы республиканского подчинения -
20,6%, Хатлонская Область - 2,2%, Бадахшан - 0,1%.
•
В настоящее время явное снижение
количество девочек в школах наблюдается в
основном после 9 класса, т.е. после получение
обязательного основного образования. Если
в 1990-91 учебном году в 11
классе девочки составляли 51,3% , то уже в 1997-98
учебном году - только 38,3%.
•
Большинство женщин, особенно женщины-
главы семей, вдовы, имеющие
нетрудоспособных детей могут
удовлетворить, и то не всегда только
физиологические потребности.
Такие
запросы как повышение образовательного
уровня, укрепление здоровья, отдых стали
исчезать из списка
потребностей.
Проблемы
Основными
проблемами в области защиты прав и создание
благоприятных условий для женщин являются:
Ø
Экономические
возможности женщин значительно ниже, чем у
мужчин. Несмотря на наличие юридической
обеспеченности правами в экономической
области, женщины республики
Ø
Таджикистан
не имеют реальной возможности их
реализации
Ø
Динамичное
возрождение традиций раннего замужества,
затворничества, падение престижа
образования.
Ø
Дискриминация
женщина на рынке труда.
Ø
Не
конкурентоспособность женщин на рынке
труда
Ø
Ряд
барьеров препятствующие, цивилизованному
развитию в сфере развитии мелкой розничной
торговли,
в частности, системы кредитования,
транспортного обеспечения, инфраструктуры,
Ø
поддерживающей
розничную торговлю и сферу услуг:
способствует ее криминализации; лишает женщин
безопасности и возможности защищать свои
права
Ø
Малое
количество представителей девушек и женщин
в составе обучающихся.
Ø
Рост
материнской и младенческой смертности (более
96 смертей на 100 000 живорожденных в
1995г.)
Причины
•
Широкое
распространение стереотипа «предназначение
азиатской женщины быть матерью», большая
занятость девушек и женщин домашним трудом.
•
Нехватка
высокооплачиваемых рабочих мест.
•
Женщины
не имеют возможность повысить свою
квалификацию.
•
Отсутствие
законодательной регуляции
•
Общественные
и тендерные стереотипы, коммерциализация
образования, ранние браки, отсутствие
личной безопасности для девушек на улице, в
общежитии.
•
Преждевременные
роды, низкое качество материнского ухода,
короткие промежутки между родами,
отсутствие доступа к контрацептивам.
Принятые
решения и рекомендации.
| Необходимы
разработка механизма реализации
принятых законодательных актов, программ,
указов
и организация мониторинга за соблюдением
их исполнения. |
| Изучить
проблемы тендерного равновесия в
структурах власти и как ее части -представительство
женщин на уровнях принятия решений. |
| Повышение
квалификации женщин. Развитие
повсеместного обучения женщин (особенно сельской местности) основам рыночной
экономики, и становлению мелкого
среднего предпринимательство. |
| Необходимо
обеспечения условий для расширения
малого и среднего предпринимательства
через создания института микро
финансирования. |
| Разработать
национальную программу по образованию
женщин, признавая тот факт, что первоочередная роль в социализации
женщин принадлежит именно .образовательному
уровню женщин. Выделение квот для девушек в
вузы республики. |
| Развивать
возможности доступа к качественному
медицинскому обслуживанию,
предоставления комплексных услуг службы
репродуктивного здоровья. |
Материал
подготовлен тренером Молодежного
Экологического Центра
Махкамовой
Наргис.
Источники
Национальные
программы, ориентированные на повышение
роли и статуса женщин:
" Национальный план действий РТ по
повышение статуса и роли женщин на 1998-2005г."
Указ президента РТ «О повышении роли женщин
в обществе» (от 3 декабря 1999г)
Гос. Программа «основные направления
государственной политики по обеспечению
равных прав и
возможностей
мужчин и женщин в РТ на 2001-20Юг», (от 8 августа
2001г.) «Национальная
программа репродуктивное здоровье и
репродуктивное право до 2003 года» (от 2
декабря 1999г.)
Национальный
Отчет «Гендерные отношения» за 1999 г.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ (Краткий
анализ ситуации женщин в сельском
хозяйстве)
www.tabiat.narod.ru/lastnews7.htm
КРАТКИЕ
ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
***************************************************************************
Землепользование
Из
всей земледельной площади республики 14255.4
тыс. га сельскохозяйственные угодия (пашни
(орошаемые и неорошаемые), сенокосы,
пастбища, многолетние насаждения)
составляют 4572 тыс. га;
Орошаемые
земли
на душу населения сокращаются от 0.11 га в 1990
г до 0.09 га в 2001 г. Сокращение происходит из-за
роста населения и из-за различных форм
деградации земель (к примеру, в 1991 г- 717.8
тыс. га в 2001 г. 715.4 тыс. га.). 48% орошаемых
земель зависит от насосных
станций.
Пахотных
земель 739
тыс. га. Пахотные земли на душу населения
снижаются с 1970 г. от 0.18 га, к 2005 г. до 0.15 га.
Через 25 лет уровень снизится до 0. Площадь
орошаемой пашни сокращается—в 1991 г. – 576.9
тыс. га, в 2001 г. – 506.5 тыс. га. Эрозии
пахотных земель подвержена треть площадей
(290 тыс. га). Засоление, пестициды,
заболачивание подвергают эрозии еще 16%
пахотных земель (115 тыс. га).
Приусадебные
земли—увеличение
площадей— в 1991 г.—57.8 тыс. га, в 2001 г.—113.5
тыс. га.
Пастбищные
земли—увеличиваются
с 1992 г. от 3.4 млн. га до 3.6 млн. га. 37%
пастбищ деградировано (из-за
круглогодичного использования пастбищ,
нерегулируемый выпас, выбивания
многолетних трав).
Аграрный
сектор в
Таджикистане составляет 22% объема
ВВП; здесь занято 67% процентов
населения. Обеспечение продовольственной
безопасности за счет собственного
производства продуктов является
приоритетным
Проблемы
Два пути
решения проблемы—расширение
пахотного клина и снижение темпов
рождаемости;
Прирост
населения стабильный
и сохраняется на уровне 2000 г. (прирост
сельского населения по сравнению с 1991 г.
составил 20%. При этом снижение ВВП на 56% в
том числе на душу населения в 3 раза
Таджикистан
находится в зоне катастрофического
земледелия, так как калорийность
урожайности зерновых снижается до 1000
ккал на чел. В Таджикистане выращивается
40% зерновых, требующихся для местных
потребностей; в сельскохозяйственном
секторе доминирует хлопок;
Введение в
сельскохозяйственный оборот
дополнительных земель потребует
увеличение объемов воды на орошение, что
превысит пределы отпускаемых лимитов воды;
Более 87
тыс. га находится в неудовлетворительном
мелиоративном состоянии (поднятие уровня
грунтовых вод (47 тыс.), засоленности (24.4 тыс.)
(действие двух факторов распространяется
на 14.6 тыс.);
В
18 регионах страны в постоянно
подтопленном состоянии находится более 140
населенных пунктов. 16% земель засолено;
Пастбищная
дегрессия (увеличение биомассы не
кормовых ядовитых растений, смена
кормовых растений с глубокими корнями на
однолетники с неглубокими корнями, смыв и
размыв почвы пастбищ (89% площади летних, 97%
зимних сильно средне эродированы).
Снижение надоев молока и производства
мяса.
Причины
рост
народонаселения;
ухудшение
технического состояния ирригационных,
коллекторно- дренажных систем, насосных
станций, скважин вертикального дренажа. 65%
насосных станций претерпели износ и вышли
из строя, водоснабжение снизилось на 40%;
отсутствие
навыков у дехканских хозяйств и у фермеров
по рациональному природопользованию.
Методы
борьбы с деградацией почв
Лесотехнические
с применением лесомелиоративных
мероприятий. Посадки лесообразующих пород,
посадки лесополос, засыпка оврагов с
лесонасаждением мелколиственных пород,
фисташки, миндаля и др.
Агротехнические
методы (методы «застоя почв» с
естественным зарастанием многолетними
травами в областях богарного земледелия и
др.);
Гидротехнические
методы (глубокое разрыхление в засоленных
почвах, террасирование в просадочных
почвах, методы полива, не допускающие
просадку (шланги, лотки), очистка дренажа,
ремонт);
Изменение
структуры пастбищного хозяйства
Водопользование
Внутреннее
потребление воды на душу населения 9,88 тыс. м3
в год;
В
сутки на каждого человека должно
расходоваться 500 л, но по оценке
Всемирного Банка, подушное водопотребление
в Душанбе иногда может достичь 1,400 л—это
примерно в десять раз больше чем в Западной
Европе;
Один
капающий кран приводит к потере 283-387 литров
воды в неделю; Когда мы принимаем душ, мы
расходуем от 95 до 195 литров воды в
зависимости от времени, которое мы проводим
в душе.
Значительная
часть населения в Таджикистане 58,7%
использует для хозяйственно-питьевых целей
водопроводную воду и 41,3% в качестве
главного источника используют воду из
открытых водоемов каналов, хаузов, арыков и
других источников, зачастую
неблагополучных в санитарном отношении;
По
другим данным ВБ, на ирригацию хлопчатника
затрачивается в 2 раза больше воды, чем
требуется. Расходы воды на орошения в
Таджикистане в 70% превышают таковые в
Пакистане;
Около
84% всего объёма воды, потребляемой в
Таджикистане, приходится на сельскохозяйственный
сектор;
Около
48% орошаемых земель зависят от насосных
систем, подающих воду на высоту от 10 до 200
метров (Согдийская, Хатлонская обл.);
Городское
население обеспечено водопроводной водой
на 25,2%, сельское на 41,1%. Около 30%
водопроводных сетей по различным причинам
не функционируют. Общий износ
водопроводной сети составляет 65%. С 1991г. до
2003 г. наблюдается спад подачи воды на
водоснабжение;
Техническое
состояние 149 водопроводов и 1240
водопроводных систем не удовлетворительно,
30% из них по техническим причинам не
функционируют;
За
последние 10 лет возросло число заболеваний,
связанных с употреблением воды не
удовлетворительного качества, особенно
острых кишечных инфекций (в 2 раза),
бактериальной дизентерии на 30%,
сальманелезами на 26%.
Проблемы
Основными
проблемами в области защиты качества
пресноводных ресурсов являются:
Разрушение
или ухудшение технического состояния
дренажных систем, насосных станций.
Дефицит
хлорсодержащих реагентов, коагулянтов,
запасных частей к оборудованию негативно
отражается на качестве водопроводной воды.
Велико
влияние на качество воды сбросов
промышленных и коммунально-бытовых
сточных вод, стока с сельскохозяйственных
полей, животноводческих объектов,
территорий населённых пунктов.
Ухудшение
технического состояния и утрата части
мощностей очистных канализационных и
водопроводных сооружений.
Разрушение
и выход из строя подавляющего большинства
оросительных систем.
Причины
небрежное
использование воды—во время Советского
Союза плата за воду, газ и электроэнергию
была незначительной, потребление воды было
неограниченным, что привело к формированию
нормы культуры избыточного потребления;
рост
народонаселения—с 1989 г. по 1995 г. рост
населения составлял коэффициент 1.16 (т. е. на
каждую 1000 человек в год увеличивается 160
человек); на 1996-2002 года коэффициент
составляет 1.19, что, безусловно, влияет на
водопользование;
отсутствие
навыков у дехканских хозяйств, фермеров и
населения по рациональному
водопользованию;
отсутствие
контроля и ремонта строительных работ по
восстановлению оросительных систем.
Принятие
решений
Избыточное
водопотребление можно контролировать
несколькими способами:
состоит в
увеличении тарифов на воду, до такого
уровня, который сам по себе послужит
стимулом её продуманного использования.
Но данный подход имеет свои недостатки.
Одним из главных являются трудности, с
которыми столкнутся многие
водопользователи при оплате текущих, и всё
возрастающих, коммунальных услуг. За воду
частные лица и организации платят почти
одинаково. Минимальный расход на 1
кубометр составляет 0.8 дирам и подушные
расходы в год составляют 2.6 сомони;
способ
установить водные счетчики для
рационального использования воды;
реконструкция
существующих и строительство новых
локальных очистных станций промышленных
предприятий;
реабилитация
хвостохранилищ, радиоактивных и токсичных
производственных отходов;
Законодательство
В
целях более эффективного использования
воды на орошение Правительством Республики
Таджикистан принято Постановление от 25.06.1996
г. №281 «Об утверждении положения о порядке
взимания платы за услуги по подаче воды
потребителям из государственных
оросительных и обводнительных систем».
Водное
законодательство основано на Конституции
Республики Таджикистан и состоит из
Водного кодекса, принятого в 1993 г, в новой
редакции в 2000 г, нормативно-правовых и
международно-правовых актов.
ФЕРМЕРСТВО
Проблемы
количество
фермерских хозяйств на 2001 г составило 14500,
средний размер участка 10,3 га, общая площадь
сельскохозяйственных угодий 129, 9 тыс га;
перерегистрация
колхозов и совхозов в Ассоциации фермеров и
дехканские хозяйства не привела к смене
администрации;
ассоциации
продолжают осуществлять контроль над вновь
созданными дехканскими хозяйствами (земли,
ирригация);
несправедливое
распределение земель для дехканских
хозяйств основанная на личных связях с
руководством местной администрации (хукуматы)
значительное
количество документации и финансовых
затрат (взятки) для получения разрешения на
землю;
принудительные
квоты на производство хлопка (до 75%);
доступ
фермеров к открытым рынкам затруднен,
транспортировка продукции обходится очень
дорого;
несправедливая
оплата за хлопок дехканам (мировой рынок 1
кг хлопка стоит 1 дол, оплата дехканам 0.04- 0.045
дол.);
хлопкозаводы
не в состоянии оплачивать дехканам за
хлопок. Часто оплата труда происходит
гузапаей. Хлопкоочистительные заводы
являются местными монополиями;
бывшая
колхозная техника приобретена или
перераспределена богатым и дехканские
хозяйства не в состоянии ее арендовать на
посевную и уборку;
отсутствие
начального капитала, слабая развитость
институтов микрокредитования.
Материал
подготовлен Скочиловым Ю.В., Обидовым Р.,
Норовом Ф.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ (Анализ
законодательства РТ в области
землепользования)
www.tabiat.narod.ru/lastnews6.htm
Ресурсная
информация
**********************
*****
ПЕРВАЯ
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ДИКОЙ ПРИРОДЕ
(ТРИБУНА-10)
24-26
апреля 2004 г., Киев
Желающие
принять участие в конференции могут
направить в адрес оргкомитета до 1 марта
свои тезисы (до 3 стр. машинописи на русском
языке) электронной или обычной почтой, а
также должны прислать заявку на участие в
конференции (в произвольной форме). Авторы
наиболее интересных тезисов будут
приглашены на конференцию с частичной
оплатой питания, проживания и проезда.
Адрес
оргкомитета:
02218,
Украина, Киев, ул. Радужная, д.31, к.48, Киевский
эколого-культурный центр.
эл.почта:
kekz@carrier.kiev.ua
Председатель
оргкомитета конференции, директор
Киевского эколого-культурного центра Вл.Борейко
*****
Вторая
международная конференция
"ЭНЕРГИЯ ИЗ БИОМАССЫ"
20-22 сентября 2004 г., Киев
Научно-технический
центр "Биомасса"
а/я 66, Киев - 67, 03067, Украина
Тел./факс: (+380 44) 456 9462, Факс: (+380 44) 484-8151
E-mail: conference@biomass.kiev.ua
Web: www.biomass.kiev.ua
*****
International
Conference
ENVIRONMENTALLY-COMPATIBLE FOREST PRODUCTS
22-24 September 2004, Oporto, Portugal
Deadlines.
29 February 2004: submission of abstracts for communications. Official language
of the
Conference: English
Informations: (Conference secretariat)
Universidade Fernando Pessoa
A/C Paula Dias
Praзa 9 de Abril, 349
4249-004 Porto | Portugal
Phone: +351 22 507 13 00 Fax: + 351 22 550 82 69
E-mail: pdias@ufp.pt
Url: www.ufp.pt
*****
Международный
студенческий конкурс
НА ЛУЧШИЙ ПЛАКАТ ПРОТИВ МЕХА
Организатор: Альянс против мехов. Для
участия в конкурсе приглашаются студенты
следующих факультетов:
изобразительное искусство, дизайн,
маркетинг, архитектурный, рекламное дело,
студенты факультетов по
подготовке специалистов для работы с СМИ и
других факультетов.
Призы: до 5000 евро и поездка в Париж! На
конкурс необходимо зарегестрироваться до 17
февраля 2004 г.
Детали и справки:
www.inFURmation.com/daf/daf2004/daf04down/daf04rus.pdf
эл.
почта: vita-russia@yandex.ru,
телефоны в Москве: (095) 328 96 67, (095) 394 59 6
*****
Международная
конференция
"СОХРАНЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ"
20-24 октября 2004 г., Санкт-Петербург
Г.П.Пинаев
Институт цитологии РАН
Россия,194064,Санкт-Петербург,
Тихорецкий проспект 4,
Тел.+7(812)2474296;+7(812)2471829, Факс:.+7(812)2470341
pinaev@cellbio.su.se; nnnik@mail.cytspb.rssi.ru
В.И.Ананьев
Межведомственная Ихтиологическая комиссия,
Россия,125009, Москва Тверская 27,
Тел.+7(095)2999900, 2990274, Фaкс:(095)2992221,2998711
E-mail: ananiev@cityline.ru; ananievv@mail.ru
В.Н.Карнаухов
Институт биофизики клетки,
Россия. 142290,
Московская область, Пущино
Fax: +7 (0967) 790509
E-mail: gakhova@icb.psn.ru
*****
Международный
научный симпозиум
ПО ИЗМЕНЕНИЮ КЛИМАТА В АРКТИКЕ
21-24 сентября 2004 г., Рейкьявик, Исландия
Более подробную информацию можно запросить
по адресу:
ACIA Secretariat, International Arctic Research Center, PO Box 757740,
University of Alaska Fairbanks, Fairbanks AK 99775-7740, USA
Fax: 1 907 474 6722
Email: bhameister@iarc.uaf.edu
http://www.amap.no/MiscTempFiles/ACIASymp-1An.htm
*****
Четвертая
Всероссийская научная конференция
"ФИЗИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ (ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
ФИЗИКА)"
22-24 июня 2004 г., Москва
За
более подробной информацией обращайтесь:
Блохина Наталия Сергеевна
Колесов Сергей Владимирович
Tел.: +7 (095) 939-36-98, Факс.: +7 (095) 932-89-93, +7 (095) 932-88-20
Е-mail: eco2004@phys.msu.ru
*****
Международная
дистанционная конференция
"ГОРНОЕ, НЕФТЯНОЕ И ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ В XXI ВЕКЕ"
Апрель 2004 г., Москва
Контрольные
сроки подготовки к конференции: 10 марта 2004 г.
- окончание приема заявок на участие в
конференции, 30 марта 2004 г. - завершение
приема тезисов докладов, апрель 2004 г. -
издание и рассылка сборника материалов
конференции.
Информацию
о конференции Вы можете получить в
Интернете по адресу: http://kаfgd.narod.ru
Докладчикам для публикации и своевременной
подготовки сборника необходимо направлять
материалы по адресу:
117419, Москва, Орджоникидзе, 3, Инженерный
факультет РУДН
Воробьеву Александру Егоровичу
Тел. (095) 952-63-53
E-mail: VUZ-2004@mail.ru
*****
Международный
научный фонд экономических исследований
академика Н.П.
Федоренко объявляет конкурс грантов и
стипендий 2004 г.
Для
участия в конкурсе 2004 года необходимо
направить в адрес фонда
заявку до 30 апреля 2004 года.
Использована информация газеты "Поиск".
Контактная информация фонда:
117418, Москва,
Нахимовский проспект, 47.
Тел. (095)129-10-11; 332-43-03.
Факс (095)129-14-00.
*****
Правовая
программа Института «Открытое общество»
Фонда Сороса объявляет серию конкурсов на
представление малых грантов по
нижеследующим направлениям:
| Проблема
смертной казни и пыток; |
| Развитие
института адвокатуры Таджикистана и
оказание правовой помощи; |
| Миграционные
процессы и права человека; |
| Гуманизация
тюремной системы Таджикистана; |
| Гражданское
общество и Вооруженные силы; |
| СМИ
и права человека. |
Максимальный
размер малых грантов – 10 000$ США.
Последний
срок подачи заявок – 1 марта 2004 года.
Дополнительная
информация: Таджикистан, Душанбе, ул.
Фирдавси 1
Тел.
(992 372) 21-19-58; 21-32-60; 24-22-75.
e-mail:
shakar@osi.tajik.net, abdurazok@osi.tajik.net