Т А
Б И А Т Июнь, 2003
#92
краткие
электронные
сообщения
печатного
социально-
экологического
Бюллетеня "Табиат"
Молодежного
ЭкоЦентра
Душанбе,
Таджикистан.
СЕГОДНЯ
В
НОМЕРЕ:
- -
Старт третьего
Центрально-азиатского Фестиваля по
экожурналистике в Таджикистане
- Всемирный день
окружающей среды в
Душанбе
- Рабочая
встреча молодежных экологических
организаций Таджикистана.
- «Право на получение информации» – принят
закон Республики Таджикистан «об
Экологической экспертизе»
- вклад Таджикистана в глобальное изменение
климата
- душанбинский
зоопарк не подлежит восстановлению
- новости с веб-сайта
молодежного Экоцентра
- Ресурсная
информация.
Пресс-релиз
Старт
третьего Центрально-азиатского Фестиваля
по экожурналистике в таджикистане
*******************************************************************************************
5
июня 2003 года в Международный день охраны
окружающей среды журналисты различных
средств массовой информации были
приглашены в дом Воды участвовать на
Третьем Центрально-Азиатском Фестивале
экологической журналистики – 2003, который
проводится при поддержке Центра ОБСЕ в
Душанбе, Дома Воды (CAMP/SDC),
ЮНЕП/Грид-Арендал и НПО «Дружина по
охране окружающей природы».
Целью
Фестиваля является популяризация
экологической журналистики среди граждан,
государственных и коммерческих структур и
привлечение внимания к проблемам охраны
окружающей среды.
На
пресс-конференции организаторы ознакомили
журналистов и гостей с условиями конкурсов
– Национального и Центрально-азиатского
фестивалей, формами заявок и ответили на
все интересующие вопросы представителей
СМИ.
Фестиваль
будет проводиться в два этапа. Первым
этапом является
конкурс среди СМИ в каждой из стран
Центральной Азии по номинациям: ПРЕССА,
ТЕЛЕВИДЕНИЕ и
РАДИО. Вторым и завершающим этапом является
сам Фестиваль, который пройдет в начале
ноября 2003 года в городе Душанбе, на котором
будут подведены итоги и выбраны лучшие
работы в каждой из номинаций среди СМИ
Центрально-азиатского региона. Победителям
будут вручены дипломы и ценные подарки,
также состоится просмотр лучших работ.
В
ЖЮРИ будут входить компетентные
представители международных,
государственных и общественных
природоохранных организаций, СМИ.
Отрадно,
что 3-ий Центрально-азиатский фестиваль
будет проходить в рамках Международного
Форума пресной воды в Таджикистане и
подведет итоги работы всех СМИ по освещению
вопросов, связанных с экологической
обстановкой в Центрально-азиатском регионе
и в Таджикистане в целом.
На
сегодня приглашаются на участие все СМИ
Таджикистана, государственные,
международные, коммерческие и общественные
организации в качестве организаторов и
участников 3-го Центрально-азиатского
Фестиваля по экологической журналистике –
2003.
всемирный
день окружающей среды в Душанбе
************************************************
Тема
Всемирного дня окружающей среды 2003 – «Вода:
два миллиарда человек отчаянно нуждаются в
ней» - ставит проблему на первый план, что
находит отражение в мероприятии,
организованное Комитетом по охране природы
Хукумата города Душанбе и прошедшее в
центре столицы Таджикистана. Акция была
проведена исключительно благодаря усилиям
местных властей и общественных объединений
Душанбе.
Организаторы
ставили перед собой цель привлечения
внимания жителей столицы к проблемам
охраны окружающей среды. Собравшиеся
зрители заполнили Центральный парк столицы
и по словам некоторых впервые узнали о
существовании праздника 5-го июня.
«В
этот Всемирный день окружающей среды и
нынешнем Международном году пресной воды
давайте же возьмем на себя обязательство
сделать все возможное в ответ на страдания
миллиардов представителей нашего
человечества, гибнущих от нехватки воды и
отсутствия санитарии» - прозвучало
лозунгом и призывом к действиям на акции.
Рабочая
встреча молодежных экологических
организаций Таджикистана.
*****************************************************************************
27-28
мая 2003 года на базе отдыха «Надежда»
Варзобского района состоялась рабочая
встреча молодежных природоохранных
организаций, созданных за последний год на
периферии Таджикистана и объединившихся в
молодежную информационную сеть.
Главной
целью встречи было оценить результаты
деятельности организаций за год работы и,
исходя из этого, спланировать совместную
деятельность на следующий год в рамках
коалиционного проекта.
В
первый день встречи были заслушаны и
обсуждены доклады и презентации
организаций. Презентация стала основой для
последовательной и глубокой оценки работы
каждой организации и информационной сети в
целом. Второй день был полностью посвящен
планированию деятельности, в которой
каждая организация предложила свой подход
к решению, выявленных для всех регионов
Таджикистана проблем.
При
этом основной упор был сделан на разработку
и внедрение экономически и экологически
устойчивых моделей, таких, как установка по
выработке биогаза, автономные системы
водоснабжения и многие другие. По мнению
собравшихся, именно сейчас наступило время,
когда нужно напрямую действовать по
внедрению реально работающих механизмов
сохранения элементов окружающей среды. При
этом использовать такие методы, как работа
с Хукуматами, сообществами и
непосредственно с природопользователями, с
целью влияния на принимаемые ими решения,
их реализацию и оценку.
«Право
на получение информации» – принят закон
Республики Таджикистан «об Экологической
экспертизе»
******************************************************************************************************
Доказано,
что предупреждение экологических
катастроф, обходится нашей планете намного
дешевле, нежели ликвидация последствий
деятельности человека. Чернобыльская АЭС, «рациональное»
использование воды рек, питающих Аральское
море, ратификация Парламентами стран мира
договоров о ввозе и захоронении ядерных
отходов и другие примеры, не нуждающиеся в
комментариях.
Закон
«Об экологической экспертизе» Республики
Таджикистан призван предупредить
неблагоприятные последствия
неблагоразумного отношения к окружающей
среде.
В
последние годы отмечается возрастающее
внимание участию общественности в
обсуждении и решении экологических
вопросов, в том числе правовых аспектов
охраны окружающей среды. Активное
взаимодействие правительственных и
общественных структур предполагает
принятие решений на основе учета интересов
всех заинтересованных слоев общества. На
сегодняшний день в законотворческой
деятельности Парламента Республики
Таджикистан создан положительный
прецедент: общественность,
в лице экологических организаций
Таджикистана и представителей научных
кругов, 10 декабря 2002 года, приняла участие в
обсуждении нового законопроекта «Об
экологической экспертизе», внеся
предложения по изменению и дополнению в
вышеназванный законопроект.
7
марта 2003 года Верхняя Палата Парламента
Республики Таджикистан (Маджлиси Милли)
одобрила закон «Об экологической
экспертизе», подписанный Президентом РТ 21
апреля.
Следует
отметить, что в новом законе были по
возможности учтены предложения
общественных организаций и на данный
момент – это некий симбиоз или центр
равновесия интересов государственных и
общественных структур.
Небольшой
комментарий к ним:
На
встрече в декабре экологические
организации проявили интерес к участию
общественности в проведении общественной
экологической экспертизы (ОЭЭ) и весомости
заключений ОЭЭ. Кроме того, предлагалось
уточнить права и обязанности общественных
экологических организаций в проведении
Общественной экоэкспертизы и многие другие
немаловажные нюансы.
По
предложению общественности инициатива
возбуждения экологической экспертизы
теперь может исходить и от граждан РТ (проектный
закон предусматривал участие только
общественных организаций, уставами которых
предусмотрено проведение экологической
экспертизы). По инициативе Парламента РТ в
закон внесены две новые статьи,
определяющие права общественных
организаций в области проведения ОЭЭ,
условия проведения общественной
экоэкспертизы, а также отказ в
государственной регистрации общественным
объединениям. Эти статьи
определили первоначальные предложения
общественных организаций по
регламентированию полномочий общественных
объединений в области ОЭЭ (в законопроекте
такого уточнения не было). Следовательно,
общественная экологическая экспертиза не
имела юридического обоснования). Не было
учтено принципиальное предложение
о проведении ОЭЭ до государственной
экоэкспертизы, либо, в альтернативе,
участие общественных организаций в
качестве наблюдателей через своих
представителей в заседаниях экспертных
комиссий государственной экологической
экспертизы и в проводимом ими обсуждении
заключений ОЭЭ. Общественная экологическая
экспертиза ограничена ознакомлением
научно-технической документации заказчика
и передачей заключения ОЭЭ в качестве
рекомендации в экспертную комиссию,
проводящую ГЭЭ.
Законодатель
постарался принять закон, в максимальной
степени учитывая принцип «независимости
экспертов и экспертных органов
экологической экспертизы…». В
предлагаемом проекте закона были статьи,
регламентирующие полномочия руководителя
Экспертной комиссии государственной
экологической экспертизы (ГЭЭ) и полномочия
Правительства РТ. Эти статьи ставили
экспертов в области ГЭЭ в зависимость от
таких правительственных органов, как
государственный лицензионный комитет и
Руководитель экспертной комиссии. Статья 16
законопроекта была исключена (Руководитель
экспертной Комиссии государственной
экологической экспертизы) и добавлена
новая, статья 9 (Лицензирование
деятельности экологической экспертизы),
где полномочия по выдаче лицензии переданы
специальному государственному органу в
области экологической экспертизы (в
законопроекте такого уточнения не было и из
содержания вытекало, что лицензирование
осуществляется специальным
государственным органом по лицензированию
деятельности). Это была инициатива
общественных организаций, и предложение
было учтено.
Еще
одна новая глава, посвящена оценки
воздействия на окружающую среду (ОВОС)
новых объектов и намечаемых видов
деятельности. Во многих странах данная
процедура регламентируется отдельным
положением, хотя следует отметить, что в
Таджикистане ОВОС впервые
регламентируется в законодательных актах.
Итак,
закон «Об экологической экспертизе» принят.
Общественные организации имеют право
проводить на законных основаниях
исследования планируемых или
проектируемых объектов.
Комментарий
нового закона сделан на основе предложений
Молодежного Экологического Центра, Дружины
по охране природы и других НПО. Принимая во
внимание, что и другие общественные
организации и граждане имеют свое мнение
относительно закона «Об экологической
экспертизы» мы разместили на сайте
www.tabiat.narod.ru\laws15 два документа: проект закона,
обсужденный в декабре 2002 года и вновь
принятый Парламентом закон. Предложения,
касающиеся нового закона, можете присылать
на электронный адрес Молодежного
Экологического Центра tabiat@netrt.org.
Ирина
Каримова, корреспондент пресс-службы «Табиат»
вклад
Таджикистана в глобальное изменение
климата
*********************************************************
Глобальный
климат формируется под влиянием многих
естественных факторов и нередко подвержен
значительным вариациям. Однако эффект
антропогенного воздействия на
климатическую систему становится
всё более очевидным и катастрофичным.
Индустриализация,
увеличение объёмов промышленного и
сельскохозяйственного производства,
развитие автомобильного транспорта помимо
социально - экономических выгод привели к
увеличению антропогенного воздействия на
климатическую систему, из-за возрастающего
объёма выбросов парниковых газов, которые
накапливаются в атмосфере, вызывают и
усиливают парниковый эффект. Это в конечном
итоге ведёт к росту глобальной температуры,
изменению выпадения осадков, смещению
климатических поясов. Ухудшение состояния
естественных поглотителей углерода
усугубляет проблему изменения климата.
Антропогенные
изменения физических и химических свойств
атмосферы обладают потенциалом
непосредственного влияния на
климатическую систему. Увеличение
концентрации парниковых газов ведёт к
повышению не прозрачности атмосферы для
инфракрасного излучения. Это является
причиной повышения температуры в системе
"поверхность - тропосфера ", вызывая
повышенный парниковый эффект.
Основными
парниковыми газами в атмосфере Земли
являются водяной пар (H2O), двуокись
углерода (основная масса CO2 на
планетарном уровне более 65%), метан (CH4),
закись азота (H2O) и озон (O3). За 1990
- 1998гг. объём глобальных выбросов CO2
оценивается МГЭИК в количестве 6,3+/-0,4
млрд. тонн углерода в год, при этом вклад
Таджикистана в глобальное потепление
составил менее 0,1%. (за период 1970 по 2000 гг.
выбросы CO2 в РТ составил более 300 млн.
тонн).
Главные
источники выбросов парниковых газов в
республике - это производство цемента и
алюминия (8-18%), сжигание топлива в
транспортном, промышленном жилищно-коммунальном
секторе (82-92%), сельскохозяйственная
деятельность и изменение в
землепользовании, в том числе сокращение
объёма древесной биомассы в лесах.
Небольшая часть выбросов наблюдается от
свалок твёрдых бытовых отходов и очистки
сточных вод.
Более
всего сократились выбросы двуокиси
углерода, в меньшей степени выбросы метана,
перфторуглеродов и закиси азота. Удельные
выбросы CO2 на человека за период 1990- 1998
гг. сократились с 3,8 до 0,5 тонн CO2 и,
весьма вероятно, являются самыми низкими в
регионе Центральной Азии. На глобальном
уровне Таджикистан занимает 100-е место по
удельным выбросам двуокиси углерода. В РТ
за 1990- 1998 гг. наибольший объём эмиссии CO2
наблюдался в 1991 году (22,6 млн. тонн), в
основном за счёт сжигания ископаемого
топлива. В целом по республике за
рассматриваемый период содержание
двуокиси углерода в воздухе уменьшилось,
примерено в 10 раз, что связанно с
сокращением производства основных видов
продукции и снижением потребления видов
топлива. Массовые незаконные порубки леса и
расчистка земель от кустарников и
редколесий привели к тому, что общее
накопление CO2 лесами
сократилось на 35%. Если в 1990 году этот
показатель составлял 588 тыс. тонн, то в 2000 г.
не более 450 тыс. тонн.
В
Таджикистане за 1990 - 1998 гг. наибольший объём
эмиссии метана наблюдался в 1991 году (176 тыс.
тонн), в основном, за счёт кишечной
ферментации скота, отходов животноводства
и в нефтегазовых системах. В целом по
республике эмиссия CH4
за рассматриваемый период сократилась
на 40% в результате структурных изменений в с\х
секторе и сокращения добычи и потребления
ископаемых видов топлива. Также за этот
период наибольший объём эмиссии N2O
наблюдался в 1990 году (3,8 тыс. тонн),
наименьший в 1995- 1998 годах (до 2 тыс. тонн) в
основном от с\х почв. На этот сектор
в разные годы приходится от 95% до 99%
общих выбросов закиси азота. Эмиссия N2O
в других секторах (управление навозом,
сжигание с\х остатков) несущественны.
Некоторая часть выбросов N2O
происходит в
результате сжигания ископаемых видов
топлива, особенно в транспортном секторе.
В
перспективе, без принятия адекватных мер,
ежегодный объём совокупных выбросов
парниковых газов в CO2 - эквиваленте
будет увеличиваться пропорционально
экономическому росту (базовый сценарий).
Реализация мер, указанных в разработанном
Национальном плане действий РТ "По
смягчению последствий изменения климата"
позволит значительно уменьшить объём
выбросов парниковых газов на 30% и более.
В
Таджикистане наблюдается большое
разнообразие климатических условий,
связанных с высотной поясностью и
географической изоляции, что представляет
большой интерес с точки зрения изучения и
моделирования изменения климата.
Исследования изменения климата в
республике были сосредоточены на периоде
1960-1990 годов. В широких долинах Таджикистана,
где проживает большая часть населения,
отмечен рост среднегодовой температуры
воздуха на 0,7-1,2 градусов Цельсия. В больших
городах рост температуры особенно
значителен и достигает 1,2-1,9 градусов
Цельсия, что, очевидно, связанно с
урбанизацией. В меньшей степени увеличение
температуры наблюдается в горных и
высокогорных районах на 0,1-0,7 градусов
Цельсия. В горах центрального Таджикистана,
Рушане и в низовьях Зеравшана произошло
незначительное понижение температуры на
0,1-0,3 градусов Цельсия.
Весьма
вероятно, 90-е годы были самыми теплыми за
весь период инструментальных наблюдений в
Таджикистане, особенно 1997 и 2000 годы.
Согласно
сценариям изменения климата, интервал
ожидаемого увеличения среднегодовой
температуры в республике к 2050 году составит
1,8 - 2,9 градусов Цельсия. Увеличение
температуры особенно будет заметным в
теплый период года и в отдельных районах
может достигнуть 4,9 градусов Цельсия.
На
первый взгляд потепление кажется умеренным.
Однако указанный темп роста температуры
может оказаться катастрофическим.
Прогнозируемые темпы гораздо больше, чем
наблюдавшиеся изменения во второй половине
20 века.
Исследовано,
что ледники Таджикистана на фоне изменения
климата в 20 веке потеряли уже более 20
кубических километров льда. Быстрее всего
тают небольшие, малые ледники (1 кв. км.),
которые составляет 80% всего количества
ледников и занимают 15% площади оледенения.
Из примеров можно отметить, что за 2-ую
половину 20 века ледник Скогач потерял 98,8
млн. куб. м льда, что составляет 8% его общей
массы. Крупнейший ледник Федченко,
протяженностью свыше 70 километров, за 20 век
отступил на 1 километр, по площади
уменьшился на 11 квадратных километров и
потерял в объеме около 2-х кубических
километров льда. В верховьях бассейна рек
Зеравшан и Обихингоу так же отступают и
тают многие ледники.
Процесс
изменения климата влияет на количество и
качество водных ресурсов. При этом
претерпевают изменения закономерности
формирования стока рек, изменяется его
объем и характер его внутригодового
распределения, что крайне не благоприятно
влияет на экологию и наиболее уязвимые
отрасли экономики Таджикистана и всего
Центрально Азиатского региона, таких
орошение, водоснабжение и гидроэнергетика.
Вероятно,
в связи с сокращением объемов речного стока
и повышения температуры на фоне
возрастающей антропогенной нагрузки
тугайная экосистема будет деградировать. В
случае частой и продолжительной засухи под
угрозой может оказаться влаголюбивая
растительность и леса. С потеплением
климата будут наблюдаться изменения в
фенологии древесно-кустарниковой и
травянистой растительности, сроков прилета
птиц и другие.
Установлено, что
изменение будет иметь многосторонние
последствия на природные ресурсы,
экономику и здоровье населения, как
негативные, так и позитивные. При этом
основное внимание уделяется оценке
неблагоприятных последствий изменения
климата и разработке соответствующих
стратегий реагирования и адаптации.
Таджикистан в 1998
году ратифицировал Рамочную Конвенцию ООН
«Об Изменении Климата» и Киотский Протокол,
приняв обязательства как страна, не
вошедшая в Приложение №1 названной
конвенции. Решение проблемы изменения
климата требует комплексного подхода,
который включает мероприятия по уменьшению
выбросов парниковых газов и адаптации к
изменению климата. В совокупности эти
мероприятия обеспечивают смягчение
последствий изменения климата, при котором
затраты на мероприятия компенсируются
последующей экономической, социальной и
экологической выгодой и способствуют
устойчивому развитию государства.
Для
выполнения действий по решению проблем
изменения климата в Таджикистане уже
существует определенная законодательная и
институциональная база. Расширяется
применение малых возобновляемых (альтернативных)
источников энергии, внедряются методы
более эффективной сельскохозяйственной
практики. Усилиями НПО установлены
экспериментальные биогазовые установки,
микро ГЭС в отдаленных горных регионах.
Академией Наук проводятся работы по
изучению потенциала альтернативных
источников энергии. Изданы тематические
карты, презентационные материалы и
публикации по проблеме изменения климата.
Подготовлен WEB site с иллюстрациями по
изменению климата в Таджикистане и в мире.
Развивается деятельность по улучшению
информированности общественности и
развитию знаний по аспектам проблемы
изменения климата.
Информация
предоставлена Гидрометеоцентром РТ (пишется
в сокращении).
Ирина
Макеева, корреспондент пресс-службы (материал
в полном варианте можно найти на сайте
www.tabiat.narod.ru)
душанбинский
зоопарк не подлежит восстановлению
*******************************************************
Любая
информация появляющаяся в периодической
печати якобы о возрождении городского
Зоопарка, после долгой и продолжительной
"спячки", не имеет ничего общего с
реальной действительностью. Она пуста и
бессмысленна и выгодна лишь тем, кто
заинтересован в подобном фарсе, тем, кто
желает верить в это. Даже не смотря на те
попытки, предпринимаемые руководством,
изменить что-либо, возможно, не удастся
никогда...
Зоопарк,
изначально организован, как известно, для
того, чтобы выполнять помимо
развлекательной функции, которую в
принципе следует отодвинуть на второй план,
прежде всего научную. Мировая практика
доказывает, что животные в Зоопарках
содержаться не только ради того, чтобы
сердобольные посетители имели возможность
лицезреть их, а также с целью увеличения
популяции дальнейшего возвращения в
естественную среду обитания. У нас же все с
точностью да наоборот. Погоня за
количеством животных сказывается на
качестве содержания того небольшого числа,
что доживает свои последние дни в
унизительных вольерах. Речи об увеличении
численности с исключительно научно-популярной
целью не может быть вообще. Так как сегодня
в нашем, изжившем себя, Зоопарке нет той
научной базы, которая была до распада
Советского Союза. Она канула в лета и
очевидно безвозвратно. Это не лукавство, а
констатация фактов. Ныне, многие клетки и
вольеры не подлежат реконструкции и лишь
некоторые железные узницы возможно
отреставрировать. Санитарное состояние не
соответствует тем нормам, которые имели
место в прошлые, доперестроечные годы. Не
секрет, что то небольшое количество "последних
из Могикан" содержаться в условиях
далеких от общепринятых. Да, что говорить о
клетках. Здание самой администрации
выглядит ужасно. Носить звание столичного
Зоопарка при таком положении вещей
постыдно. В террариуме давно не обитают
пресмыкающиеся всевозможных видов, которые
вызывали когда-то трепет посетителей. Сюда
не проникает свет, и только сети паутин
просматриваются не вооруженным глазом - это
все, что осталось от богатства и
разнообразия.
Начитавшись
газетных статей о возрождении зоопарка,
наивный читатель доверяет этим статьям.
Совсем недавно в прессе просочилась
информация о том, что городские власти
собираются выделить дополнительные
средства на приобретение слона. Однако эта
информация безосновательна так-так
выделяемых средств хватает лишь на
поддержание жизни животных, то есть только
на питание. Интересно, где и каким образом
содержались бы гиганты среди млекопитающих,
если вольер для слонов напоминает поле
брани. Конечно, новинки в зоопарке имеются:
куры и свиньи, которыми не удивишь
посетителей, хотя за неимением лучшего
приходится довольствоваться тем что есть.
Дальше этого скромного приобретения никто
не пойдет, необходимы денежные вливания, а
их количество маловато,
для того чтобы думать о значительном.
Денег с натяжкой хватает на продление
жалкого существования. Нехватка пищи -
основная проблема, и это сразу бросается в
глаза, после того как взгляд
останавливается на обреченном животном.
Подкормка животных посетителями во всех
странах запрещена, так-так подобная
привольность против правил. Но у
Душанбинского зоопарка другие правила.
Отныне это действие приветствуется, и
администрация питает надежды на
благосклонность горожан. Сегодня даже
развлекательная функция не оправдывает
своего предназначения. Хотя некоторые
посетители, осознавая свое превосходство
над беспомощным существом, варварски
развлекаются, что приводит к трагическим
последствиям. У некоторых особей навсегда
остались отметины на память от "
благородного посетителя". Порой не
возможно обнаружить различия между
существом в клетке и напротив нее. Сегодня
бессмысленно надеяться на то, что зоопарк
воспрянет из пепла подобно птицы феникс.
Даже нескольких десятков лет будет
ничтожно мало. Разве возможно восстановить
то, что во время известных февральских
событий девяносто второго года было
разрушено. Научный потенциал иссяк. А ведь в
середине восьмидесятых годов наш зоопарк
занимал третье место по биологическому
разнообразию, уступая по видам и
численности только Московскому и
Ленинградскому. В конце восьмидесятых он
занимал 8 га земли и насчитывал более 340
видов животных. В данное время смотреть
практически не на что. Гражданская война и
последовавший экономический кризис
сделали свое дело - большинство животных
разграблено или уничтожено в те суровые дни.
Досадно,
что администрация зоопарка в лице
директора отказалась давать какую либо
информацию по поводу состояния и
финансовых поступлений зоопарка. Еще раз
выслушав и проанализировав мнение
независимых лиц, я убеждаюсь в том, что
зоопарк не может и не должен существовать в
том состоянии в котором он находиться в
данный момент.
По
мнению директора представительства РЭЦ
ЦА в Таджикистане Алихона Латифи-
зоопарк просто следует "снести" и
соорудить на его месте что-нибудь другое,
что не выглядело бы столь же жалко. Возможно,
это единственный выход и иного не
предвидеться. Может, стоит начать
конструктивный диалог по этому поводу на
высшем уровне, и попытаться найти пути и
принципы решения проблемы, а также найти
выход из сложившейся ситуации!?
Рахмон
Болтаев, корреспондент пресс-службы «Табиат».
новости
с веб-сайта молодежного Экоцентра
**********************************************
Уважаемые
коллеги!
Год
работы Молодежного Экологического Центра
над разработкой и размещением на веб-сайте
базы данных по экологическому
законодательству Республики Таджикистан
завершился созданием специализированного
сборника по экозаконодательтсву,
рассчитанный на общественные объединения,
органы местного самоуправления и граждан,
интересующихся проблемами правовой
регламентации в области охраны окружающей
природной среды. Кроме того, на веб-сайте www.tabiat.narod/lawDBrus
можно найти базу данных по экологическому
законодательству. Авторы по возможности
постарались систематизировать правовые
акты по основным институтам экологического
права и дополнить их международно-правовыми
актами, подписанными и/или
ратифицированными Республикой Таджикистан.
В суммарном количестве в базу данных
внесены более 230 законов и подзаконных
нормативно-правовых актов Республики
Таджикистана. Составители базы данных по
экологическому законодательству – Сергей
Ворсин и Умед Улугов.
Следует
отметить, что подобная работа в
Таджикистане проведена впервые и в
дальнейшем будет пополняться новыми
нормативно-правовыми актами.
Умед
Улугов
Ресурсная
информация.
*************************
XI
Международная научно-практическая
конференция
ЭКОЛОГИЯ
ЧЕЛОВЕКА В ПОСТЧЕРНОБЫЛЬСКИЙ ПЕРИОД
29-31
октября 2003 г., Минск
Организаторы:
Белорусский комитет «Дети Чернобыля»,
Международная академия интегративной
антропологии, Республиканский научно-практический
центр радиационной медицины и
эндокринологии, Белорусский
государственный педагогический
университет им. М.Танка.
Регистрационный
взнос: 10 евро по курсу Нацбанка. Правила
оформления статьи и резюме, банковские
реквизиты высылаются Оргкомитетом.
Электронный и 2 бумажных варианта статьи со
сведениями об авторах (включая адрес, e-mail,
факс) представить до 20 сентября 2003 г. по
адресу:
Белорусский
комитет "Дети Чернобыля",
220121, Беларусь, Минск, а/я 113
тел.
(375-17) 252-11-17, 255-68-17,
e-mail cotc@avilink.net
******
Всеукраинская
экологическая акция детского рисунка
"ВЕСНА
БЕЗ ВЫСТРЕЛА"
В
этом году при помощи общественности стран
СНГ на Украине удалось запретить весеннюю
охоту. Однако опасность ее проведения в
будущем потенциально сохраняется, так как
ст.19 Закона Украины "Об охотничьем
хозяйстве и охоте" ее разрешает.
С
целью прекращения навсегда весенней охоты
в Украине Киевский эколого-культурный
центр, Всеукраинская экологическая
организация "Мама-86" и "Зеленый свит"
из г. Черткова (Тернопольская обл.) начинают
всеукраинскую экологическую акцию
детского рисунка "Весна без выстрела".
Мы просим руководителей детских
объединений организовать поток писем и
рисунков от детей в Верховный Совет Украины
с просьбой к депутатам внести в Закон "Об
охотничьем хозяйстве и охоте"
соответствующие изменения, запрещающие в
Украине весеннюю охоту.
Адрес
Верховного Совета:
01001,
Украина, Киев,
ул.
Грушевского, д.5,
Председателю
Верховного Совета Украины
Литвину
Владимиру Михайловичу
Директор
Киевского эколого-культурного центра
Вл.Борейко
kekz@carrier.kiev.ua
Подготовка
междисциплинарной монографии
******
Международный
фотоконкурс «Вода—это
жизнь»
Дата
объявления:
1
мая 2003
г.
Дата
закрытия конкурса:
1
сентября 2003
г.
Дата
и место проведения церемонии—Ташкент,
Центральный выставочный зал или Центр
современного искусства Академии художеств
Узбекистана
Награждения
и выставки:
декабрь 2003
г.,
Ташкентский
дом фотографии
ул.
Ю.Ахунбабаева, 4
г.Ташкент,
700047
Информационный
центр Представительства ООН
в
Узбекистане
Тел.:
(99871) 1331462, 1206167, 1394835
Факс:
(99871)1336965
Эл.
почта: registry.uz@undp.org
Академия
художеств Узбекистана
Тел./факс:
(99871) 1526936
Ташкентский
дом фотографии
Тел.:
(99871) 1339857
Факс:
(99871) 1525625
Эл.
почта: tph@enp.uz
******
ИНФОРМАЦИЯ
О
ДОНОРАХ
The
Andrew W.Mellon Foundation
Дата
основания: 1941 год.
Текущие
программные области: Высшее образование,
сохранение музеев и объектов искусства,
организация выставок, общественные
проблемы и проблемы, связанные с окружающей
средой.
Заявки
на гранты: Фонд предоставляет гранты на
реализацию различных проектов.
Незапрашиваемые заявки рассматриваются
редко. Поэтому предлагается при подачи
заявок не описывать сначала проект
полностью, а присылать краткое письмо-запрос
с описанием сути проекта, сведениях о его
нуждах и стоимости вместе с подтверждением
статуса организации, подающей заявку.
Частным лицам гранты не предоставляются.
Адрес:
Main
Office (please direct all inquiries here)
140
East 62nd Street, New York, NY 10021
Tel:
212-838-8400
Fax:
212-223-2778
Запросы
направляйте конкретным программным
менеджерам (в письменном виде или по
электронной почте).
http://www.melon.org
******
Международный
экологический Форум "Окружающая среда и
здоровье человека"
Россия,
Санкт-Петербург, 2003-06-29 - 2003-07-02
Направления:
Экология, Геронтология, Перинатология
Информация:
http://medconf.tomsk.ru/perl/medconf/conf.pl?id=1789
******
Карельская
региональная общественная организация "Защита
и Будущее" приглашает Вас принять
участие в правозащитно-эколого-зоозащитном
лагере, который будет проходить в
Петрозаводске (Республика Карелия) 15 июля
по 15 августа 2003
года . Стоимость билетов и питания
возмещает КРОО "Защита и
Будущее".
Контакты:
Электронная
почта: nvtsnchoz@karelia.ru
Тел:
(8142) 52-75-77 (дом.)
63-10-59
или 89114001059 (моб.)
(8142)76-39-70
(раб.)-