Последние
новости:
Экологическое
движение Таджикистана: взгляд изнутри
1.
Сколько нас?
Сегодня
становится бесспорным тот факт, что НПО
приобретают все более весомую
значимость в становлении и
формировании гражданского общества в
Таджикистане. Их деятельность
охватывает почти все сферы сегодняшней
жизни таджикского общества. Они
занимаются проблемами социальной
защиты населения, вопросами
образования молодежи, здравоохранения,
экологии, гендерного равенства,
проблемами безопасности и прав
человека. НПО в Таджикистане успешно
сотрудничают с Правительством, другими
государственными органами,
международными организациями, СМИ и
другими институтами гражданского
общества, способствуют продвижению
мира. Многие из них участвовали в
подписании «Договора об общественном
согласии в Таджикистане».
Из
года в год в Таджикистане растет
количество зарегистрированных НПО.
Если в 1991 г. в Министерстве юстиции
Республики Таджикистан было
зарегистрировано всего 53 общественных
объединения, то на 22.01.02
зарегистрировано уже 869 НПО.
Дополнительно к этому в Согдийской
области зарегистрировано 197 местных
НПО,, в Хатлонской – 133, Горном
Бадахшане- 52, таким образом, в
Таджикистане зарегистрировано свыше
1250 общественных объединений. Если до 1996
г. среди зарегистрированных НПО
большую часть составляли политические
партии, отраслевые профсоюзы,
национальные общины, спортивные,
научные общества, культурные Фонды, то
в последующие годы диапазон
направлений деятельности «третьего
сектора» значительно расширился.
Изменилась и география НПО. Постепенно
движение общественных организаций
переместилось из столицы и областных
центров в сторону других городов и
районов. В настоящее время (по данным
Таджикского юридического консорциума)
профиль деятельности НПО
группируется по следующим
направлениям:
-
Женские- 27.5%
-
НПО работающие в области
образования и культуры составляют 20.4%,
-
Гуманитарные и благотворительные-
16.5%
-
Профессиональные- 10.6%
-
Молодежные и детские- 9.4%
-
Правозащитные 5.1%
-
Экологические 2.2%
Как
видно из данных экологические НПО
занимают в палитре общественного
сектора в Таджикистане незначительное
место, согласно данным Министерства
юстиции и Хукуматов только 22 НПО
декларирует в своих уставах
природоохранные цели, учитывая
незарегистрированные инициативные
группы и организации, количество НПО,
ставящих экологические цели по
республике можно оценить
приблизительно в 50 организаций.
2.
Немного истории
Сегодня
экологическое движение достаточно
разрознено, родившееся в своей
массовости в начале 90-х годов на первых
этапах строительства суверенитета
страны, оно за 10 лет пережило большие
подъемы и спады. Безусловно, история
экологического движения не пришла к
нам с перестройкой и суверенитетом
страны. Общественная
поддержка охраны природы явление не
новое и оно имеет свою историю.
Природоохранное движение в
Таджикистане в годы советской власти
изначально было подчинено основным
постулатам господствовавшей тогда
идеологии, оно было встроено в систему
существовавших общественных
организаций.
В
1972 году было основано республиканское
Общество охраны природы. В его
разветвленную сеть входило более 100
городских и районных и около 200
первичных организаций. Массовость его
обеспечивалась принудительно-добровольным,
индивидуальным и коллективным
членством. В составе общества
насчитывалось более 1 млн. человек.
Основная направленность общества была
просветительской, хотя со временем в
нем появились и активные формы защиты
природы – общественная инспекция,
зеленые патрули. Эти активные формы и
движение юннатов, которое еще более
древнее и родилось в Таджикистане в 30-х
годах, в значительной мере были
ориентированны не только на
учебную программу, но и на
организацию экологических компаний.
Массовой акцией был «День птиц», когда
вывешивались тысячи скворечников,
пионеры и комсомольцы способствовали
озеленению населенных пунктов,
собирали на переработку макулатуру и
металлолом. В доперестроечный период
наиболее активными экологическими
организациями в бывшем СССР были
студенческие дружины охраны природы.
Дружины реально боролись с
браконьерством и нарушителями,
проводили экологические акции – были
типичным природоохранным движением
протестного характера с достаточно
демократической внутренней структурой.
С 1972 по 1989 год и в Таджикистане на базе
Биологического Факультета ТГНУ
действовала Дружина по охране природы.
Ее деятельность в основном сводилась к
образовательным программам по флоре и
фауне.
3.
Как это было
Социально-
экономический кризис в СССР в конце 80-х
годов совпал с подъемом
демократического движения и был
использован некоторыми
общественниками для выражений
экологического и социального протеста.
Его поддержали широкие слои населения
и общественности. Так, например, в
Центральной прессе были опубликованы
сенсационные по тем временам статьи
против строительства плотины
Рогунской ГЭС, которая стала бы
причиной затопления значительных
площадей продуктивных земель и привела
бы к социальным катаклизмам, связанные
с отселением десятков кишлаков из зоны
затопления. Большую гражданскую
смелость проявляли ученые Академии
Наук, которые, преодолевая свои
корпоративные интересы, становились
живым щитом перед тракторами,
распахивающими «Тигровую Балку» под
хлопок.
Активная
фаза движения конца восьмидесятых
годов ознаменовалась появлением в
общественном сознании понятий
социальной и политической экологии.
Одной из первых независимых
организаций в Таджикистане, пытающихся
проводить социально- экологическую
политику и решать локальные и
региональные проблемы стал Таджикский
социально экологический Союз (СоЭС),
член Международного СоЭС. Таджикский
СоЭС начиная с 1989 года совместно с
Минприродой РТ финансировал и
организовывал работы по созданию
первых национальных природных парков,
поддержал и развил инициативы по
разработке альтернативных источников
энергии, альтернативному
экологическому образованию, объединял
разных людей для разработки моделей
устойчивого развития страны. Первый
информационный Центр «Умеда»,
созданный Таджикским СоЭС для
общественности позволил не только
привлечь специалистов, молодежь,
обычных граждан к решению
экологических проблем, но и объединить
их в содружество.
Крушение
командно- административной системы
неизбежно привело к уходу с
общественной арены всех
полуофициальных организаций. Тяжелый
кризис, гражданская война и переход к
новым экономическим отношениям, привел
на первых порах к почти полному
прекращению организованной
общественной деятельности. Не смотря
на сильнейшую подавленность,
информационный голод,
отток специалистов из страны,
в этих сложных условиях
именно экологи- члены Социально-Экологического
Союза первыми
проявили общественную активность в
новых независимых государствах и
восстановили связи между собой.
Членами СоЭС в
1992 году был создан Фонд поддержки
гражданских инициатив, который стал
центром притяжения общественности,
первой ресурсной организацией в стране,
мощным катализатором развития НПО. Для
того, чтобы начать свою деятельность,
выжить в тех условиях НПО нужно было
гораздо больше, чем конференции или
информационные вестники.
Информационный Центр Фонда обеспечил
бесплатный доступ общественности к
электронной почте, находил коллег и
партнеров для специалистов, оказывал
консультации по развитию организаций,
привлекал доноров для развития
общественного движения в стране.
Большую
помощь в поддержке таджикских
активистов в те годы оказали: Социально-
экологический Союз (СоЭС) (Россия), Клуб
«Катена» (Туркменистан), Движение «Алейне»
(Киргизстан), ЭкоЦентр Караганды (Казахстан),
Общество «Эколог» (Узбекистан), Сеть
священной Земли (США), Американский
Юридический Консорциум. Под эгидой
Фонда гражданских инициатив в 1993 году
прошла первая Конференция НПО
Таджикистана, которая в том числе
заложила основы коалиции
экологических НПО.
В
эти же годы членами СоЭС закладываются
основы молодежного экологического
движения основанного на новой
философской и методической основе
Ассоциации экологического образования
СоЭС – в 1993 году создается Школа
экологического образования, которая с
1995 года уже работает как Молодежный
Экологический Центр. В отличие от
государственного экологического
образования, целью общественного
экологического образования в
Молодежном ЭкоЦентре ставится не
подготовка специалистов
экологического профиля, а включение
как можно большего числа людей в
экологический сектор, то есть
возможность иметь больше
единомышленников для проведения
совместной экологической деятельности
и политики. Одним из важных
инструментов объединяющих людей,
служащих повышению организационного и
информационного потенциала
групп и организаций стал бюллетень
«Табиат», который Молодежный ЭкоЦентр
выпускает с 1995 г.
В
1995 году происходит возрождение Дружины
охраны природы, активно вовлекающей
студентов для проведения
экологических акций и пропаганды.
Силами студентов восстанавливается
музей экологии на Биофаке ТГНУ,
оказывается помощь в ремонте музея в
Тигровой Балке, создается воскресная
экологическая школа, совместно с
Молодежным ЭкоЦентром и другими НПО
проводятся массовые акции в День Земли
и Марш Парков.
4.
Рост движения
Вторая
половина 90-х годов характеризуется
резким ростом количества
неправительственных экологических и
социально- экологических организаций
разнообразных направлений
деятельности. Это как организации
объединяющие ученых естественников,
как например, Фонд «Кухистон», «Экосан»,
ЭкоЦентр «Памир», «Общество почвоведов»,
«Ассоциация охраны лесов и диких
животных Таджикистана», «Экология и
научно- технический прогресс» и др., так
и организации гражданских
активистов. Среди этих организаций
большое количество групп, которые не
ставят свою миссию как экологическую, а
решают экологические проблемы
опосредованно – через СМИ, женщин,
детей, через мобилизацию населения,
фокусные группы - это и Ассоциация
женщин науки, Ассоциация подростков «Аврора»,
Общество горнолыжников,
Палеонтологическое общество, Союз
Фотохудожников, НПО «В гармонии с
природой», детский Клуб «Квант», Центр
кино и ТВ для детей «Нафосат», Клуб по
охране культурно-исторических
памятников, Детское экологическое
общество «Зумрад», НПО «Ради Земли»,
НПО «Человек и стихия», НПО «Биосфера»
и др. Главными задачами таких групп
стала мобилизация граждан для решения
экологических проблем, работа с
населением, распространение
информации, повышение участия рядовых
граждан в принятии решений.
Явный
перевес организаций основанных на
гражданских инициативах над
организациями экспертов действующих в
рамках своих цеховых интересов дал
новый импульс экологическому движению,
как движению за повышение
эффективности экологической политики
и вовлечению не только специалистов, но
в первую очередь, рядовых граждан в
процесс принятия решений. Рост
количества организаций вызван рядом
причин, как например, эффективная
работа организаций поддержки, членов
СоЭС, таких как Фонд поддержки
гражданских Инициатив и Молодежный
ЭкоЦентр , так и появлением доноров,
акцентирующих общественное участие
для решения местных экологических
проблем. Таким первым донором и
помощником для развития гражданского
экологического сектора в Таджикистане
стала американская организация
ISAR с его
программой «Семена Демократии».
Количественный
рост экологических организаций привел
к осознанию необходимости
качественного роста организаций,
необходимости их консолидации, на
основе свободного обмена взглядами,
идеями и информацией. Консолидация
экологических НПО, подобная Форуму
экологических организаций произошла в
Таджикистане в 1996 году. По инициативе
НПО был создан Общественный
Экологический совет, выбраны его
рабочие органы, создана секционная
структура, выработан регламент работы
совета – как постоянно действующего
органа. В Состав совета вошло 28 НПО и
групп. Аналогичные формы консолидации
в 1996 году в виде Форумов осуществляют
экологические организации Киргизстана
и в 1997 году наши коллеги из Казахстана.
Таджикский ЭкоСовет стал своего рода
объединением, окрыленным первыми
успехами, и рассчитывал на легкие
победы на волне демократических
преобразований. Когда же стала
очевидной необходимость кропотливой и
долгосрочной, слаженной работы, выяснилось,
что организации пока реально не готовы
работать вместе, так как эта работа
отвлекала от работы в собственных
организациях. Были допущены ошибки в
планировании Совета. Были поверхностно
разработаны процедуры работы, не были
сформированы долгосрочные видения
приемлемые для всех. Через 3 года
достаточно эффективной работы Совета
многие участники движения стали
отходить от него, многие, особенно
новые участники возможно не найдя в нем
свою нишу и претендуя на лидерство,
публично стали критиковать его работу.
Практически начиная с 2001 года,
прекратились заседания ЭкоСовета,
которые ранее проходили ежемесячно.
Так или иначе, Общественный совет на
протяжении второй половины 90-х годов
сыграл важнейшую роль в консолидации
потенциала граждан, специалистов и
ученых, возможно только внутренние
противоречия и амбиции становятся в
дальнейшем главным барьером для этой
первой формы консолидации НПО в
Таджикистане.
Другим
барьером является, обычная для
третьего сектора, трансформация
объединительных структур в
координирующие структуры, со всеми
признаками бюрократической структуры.
Так, например, сейчас Совет выступает
уже не в виде форума, а в качестве
самостоятельной организации и
соответствующими проектами от этой «организации».
Вероятность превращения Форумов и
Советов в «тромбы» для движения «крови»
для организаций-членов остается весьма
большой, так как мы по прежнему имеем
свойство рождать собственную
бюрократию. Выступая с конструктивной
критикой Совета, не возможно отметить
высокоэффективные программы Совета:
-
при поддержке Совета, общественной
организацией «Фонд Кухистон» весьма
успешно совместно с российским
отделением WWF
выполнена работа по изучению
современного состояния Тигровой Балки,
подготовила издание пакета
инвестиционных предложений «Охрана
биологического разнообразия
Таджикистана»;
-
при поддержке Совета издана
Красная книга Республики Таджикистан
на таджикском языке;
-
по инициативе Совета был поднят
статус Зоркульского заказника до «Комплексного
Зоркульского государственного
заповедника» (на площади 87 тыс. га);
-
по инициативе Совета на протяжении
3 лет (2000- 2002), при поддержке
специалистов АН РТ выходит передача «Природа
и мы», за годы работы удалось снять 13
фильмов, которые были показаны по
телевидению РТ;
-
Совет активно содействовал
процессу ратификации Республикой
Таджикистан международных
природоохранных Конвенций, таких как
Конвенция по сохранению
биоразнообразия, Конвенция по борьбе с
опустыниванием.
5.
Немного смерти
Конец
90-х годов и начало нового тысячелетия
характеризуется массовым отмиранием
групп и НПО в экологическом секторе.
Организации и группы, получившие
техническую помощь от ISAR
и организаций поддержки, в своем
большинстве так и не смогли укрепить
свой организационный потенциал,
развить основы самофинансирования
выйти на новых партнеров
способствующих развитию групп.
Закрытие программы ISAR «Семена
демократии» вызвало смерть
большинства экологических НПО и
впервые показало полную зависимость
общественного таджикского сектора от
западного донора. На
арену неправительственного
экологического сектора вышел ряд
сильных экоНПО, к этому времени имеющих
офисы, волонтеров, оборудование, связи
с правительственными и международными
организациями, демонстрирующих
примеры социального партнерства с
Министерством охраны природы и с
Правительством, проводящих
собственные независимые политики. Если,
например, в Киргизстане каждая третья
НПО (более 1000) являлась в 2000 году
экологической, то в Таджикистане,
представляющем аналогичный
экологический кризис только меньше 1
процента НПО демонстрировали
экологические цели. На начало 2000 года
не более 7 НПО в Таджикистане можно было
отнести к экологическим - среди них
Фонд «Кухистон», ДОП, Молодежный
ЭкоЦентр, ЭкоЦентр «Памир», НПО «Ради
Земли», Фонд поддержки гражданских
инициатив, Детское экологическое
общество «Зумрад». Эти организации
помимо поддержки экологического
сообщества стран СНГ смогли укрепить
свой организационный потенциал, выйти
на партнерские отношения с новыми
донорами, среди которых Фонд Евразия,
Фонд Сороса, британская организация Act
Central
Asia,
Сеть священной Земли США, Корпус
Милосердия, «Фокус»- США, частными
донорами в Европе и США, установить
информационный обмен с
экоорганизациями, НПО в России,
Казахстане, Киргизстане, Узбекистане,
Туркменистане, США и в Европейских
странах.
Активность
этих НПО стала к началу нового века
очевидной и снискала поддержку не
только НПО другого профиля в
Таджикистане и в других странах, но и
Правительства, Аппарата Президента
Таджикистана, Министерства охраны
природы, что стало неформальным
признаком признания ЭкоНПО работающих
для развития гражданского общества в
стране.
Что
же стало с другими яркими
представителями ЭкоНПО? В большинстве
своем, в виду не ясно сформулированных
миссий они трансформировались в
женские, детские, благотворительные
НПО или организации, работающие по
борьбе с бедностью или любым другим
программам, провозглашенным донорами.
6.
Новый импульс
Новый
импульс развитию экологического
движения в Таджикистане в 2001 году дала
программа ISAR
«Периферия». 12 НПО и групп из Ходжента,
Куляба, Советского, Дарбанда,
Ходжамастона, Шахринау, Вахша, Такоба и
Шартуза получили помощь для исполнения
проектов по улучшению местной
экологической обстановки и вовлечения
в природоохранную деятельность
населения. Программа и поддержка ISAR,
консультантов позволила многим
организациям укрепить свой внутренний
потенциал, привлечь большее число
сторонников, завоевать авторитет у
местной власти. Так, например, Фонд
милосердия Советского района широко
осветил свою деятельность по проекту в
СМИ, привлек на презентации и собрания
руководителей района, международные
организации. Эта активность вызвала
интерес у Хукумата района, который
оказал поддержку НПО оборудованием.
Деятельность НПО «Пумбачи» в Дарбанде
была одобрена Министерством охраны
природы и приведена в пример другим НПО
и подразделениям
министерства на местах, так как НПО «Пумбачи»
к реализации проекта привлекло не
только жителей, но и государственных
инспекторов Комитетов по охране
природы. НПО «Ниссо» из Куляба
привлекло к сотрудничеству власти
города, с которыми налажен постоянный
диалог, совместное планирование.
Власти города помогают НПО с
выделением автотранспорта, инвентаря
для акций, привлекают руководителей
домовых комитетов.
Большую
помощь в развитии экологического
движения сыграла миссия ОБСЕ в
Таджикистане. Начиная с 2000 года в
Ходженте, Кулябе, Гарме и Шартузе ОБСЕ
проводятся обучающие лагеря для
молодежи, в которых большое внимание
уделяется экологическим вопросам. При
помощи членов Молодежного ЭкоЦентра,
работающих в этих лагерях в качестве
тренеров, участники обучающих программ
организовали молодежные экологические
группы в Шартузе, Дусти и Ходженте. Так,
например, Молодежная группа по защите
природы Ходжента сумела в достаточно
короткий срок объединить в своих
членах большое количество студентов,
организовать более 10 «зеленых патрулей»
в школах, в 2002 году впервые в истории
Ходжента провести массовые акции «День
Земли» и «Всемирный день без машин».
В
2002 году по инициативе хукуматов в
Ходженте и Душанбе возрождаются
официозные НПО «Общества любителей
природы», в которые уже «записаны»
большие массы народа.
7.
Портрет экологических НПО
Таджикистана.
При
росте количества НПО, вряд ли можно
сказать, что движение стало
значительно более массовым. Более
четко стала видна дифференциация
организаций по социальному составу, по
их целям и задачам, крайне сложным
стало и определить что такое ЭкоНПО в
Таджикистане. В настоящее время можно
выделить следующие виды экоНПО:
1.
Экологические НПО, созданные как
профессионалами, так и не
профессионалами в целях и задачах
организации ставятся решение
экологических проблем,
распространение независимой
экологической информации, работа по
просвещению населения и его вовлечение
в процесс принятия решений в области
охраны природы.
2.
«Экологизированные» НПО, имеющие
иные цели и задачи, однако в процессе
своей деятельности в том числе
занимающихся решением экологических
проблем
3.
«Универсальные» имеющие самые
разнообразные цели и задачи или не
определили их, но занимающихся и
экологическими вопросами по тому, что
нашли на это финансирование.
Что
касается состава групп и организаций,
экологические НПО можно разделить на
следующие группы:
1.
НПО созданные научными,
исследовательскими институтами и
правительственными организациями для
собственного выживания, либо для
укрепления собственного имиджа. В
руководстве таких НПО стоят те же
руководители государственных ведомств.
2.
НПО созданные по инициативе снизу (grassroots),
они условно разделяются на 3 типа:
-
НПО, которые не определили до конца
цели и задачи, не предусматривают
профессионализацию в сфере обучения
менеджмента и развития
организационного потенциала.
-
НПО стремящиеся стать
профессиональными общественными
организациями
-
НПО, трансформировавшиеся в
структуры поддержки других НПО –
зонтичные организации
3.
Организации, существовавшие в
бывшем СССР, типа общества Охраны
природы ведущую роль в которых,
продолжают играть чиновники
4.
Следует учитывать и большое
количество одиночек, создавших
организацию «для себя». В составе таких
реально организаций имеется 1-2 члена.
Как
видно экологические НПО в Таджикистане
разные - в них люди разных профессий и
специальностей, организации варьируют
от маленьких групп местных активистов
до крупных организаций
республиканского уровня, от школьников
до групп экспертов-ученых. Именно это
разнообразие дает возможность
работать со всем комплексом
экологических проблем, использовать
различные подходы к их решению.
8.
Проблемы организационного
строительства и институциональной
устойчивости
Не
многие НПО достигли институциональной
устойчивости. Оценка потенциала
экологического неправительственного
сектора в Таджикистане показывает, что
основными факторами, влияющими на
устойчивость, являются нехватка
средств (как внутренних так и внешних),
слабый доступ к информации,
недостаточный опыт в организации и
реализации проектов, слабые связи с
правительственными и деловыми кругами.
Институциональная
устойчивость НПО в значительной мере
определяется финансовым положением.
Основная часть экоНПО в Таджикистане
не велика, членские взносы либо не
значительны, либо вообще не собираются.
Таким образом, финансовая устойчивость
в определенной степени зависит от
внешнего финансирования. Поскольку на
помощь со стороны государства и
бизнеса НПО в
Таджикистане пока рассчитывать не
приходится, то многие НПО находятся в
постоянном поиске средств от западных
доноров. Мало того, что эти поиски
занимают у многих организаций до 100%
всего рабочего времени, так и для того,
что бы отвечать требованиям доноров
приходится подстраивать стратегию
организации к донорским стратегиям.
Нехватка
средств также определяет операционную
слабость организаций, которые не
всегда имеют необходимое оборудование,
офисные помещения и т.д. Не больше 10
экологических НПО в Таджикистане имеют
офисы, большинство НПО не имеет доступа
к Интернет и электронной почте. Многие
представители НПО никогда не проходили
ни каких обучающих тренингов и
семинаров по организационному
строительству и укреплению
способностей организаций и, самое
главное, не испытывает такой
потребности. Что касается возможностей
для такого обучения они так же не
велики для экологистов - тренинговая
организация Центр поддержки
Гражданского Общества пока не работает
с экоНПО, Новые возможности обучения
предоставляемые НПО «Интертренинг» и
Норвежским Центром экологами пока не
освоены.
Как
результат непонимания важности
внутреннего образования в организации,
укрепления ее рядов, организационного
планирования и развития, оценки
деятельности среди особенно
периферийных экологических НПО
выявляются следующие проблемы:
-
понимание команды НПО, как группы
набранной для исполнения проекта
-
понимание волонтеров, как
бесплатных помощников, набранных для
исполнения, а не для развития
организации
-
понимание менеджмента НПО, как
текущее управление рабочим планом по
проекту
Отчетливо
это показали проекты таджикских ЭкоНПО,
присланные на программу Периферия-ISAR.
В большинстве проектов:
-
в составе исполнителей
привлекаются не члены организации или
граждане, а специалисты со стороны (сварщики,
строители, преподаватели
ВУЗов, зоотехники, рабочие, трактористы
и т.д.)
-
в большинстве проектов не
предусмотрены мероприятия
по совместной оценке прогресса,
обучения кадров, распространения
информации
-
нет понимания критериев оценки
прогресса проекта, нет понимания
качественных изменений после
окончания проекта, видения дальнейшего
развития проектов и т.д.
Как
результат, заявки многих экологических
организаций остаются весьма слабыми и
занимают низкие рейтинги на заседаниях
Экспертных Советов донорских
организаций.
Другой
важнейшей проблемой было
недопонимание организациями сути и
специфик собственно экологических
проблем, незнанием способов и методов
решений проблем, подходов к решению
проблем осуществляемых другими
гражданскими группами в СНГ и
зарубежом. Все это говорит о
чрезвычайно низком уровне
экологических знаний граждан и многих
НПО. Главной проблемой здесь остается
недостаток информации, отсутствие
необходимых учебных и методических
материалов особенно на таджикском
языке.
Институциональная
устойчивость зависит так же от того,
насколько благоприятна юридическая и
административная обстановка,
в которой могут возникать местные
экологические инициативы. В
Таджикистане создана хорошая правовая
база для регистрации и деятельности
НПО, хороший
уровень отношений сложился между
НПО и Министерством охраны природы,
Комитетом по охране природы Хукумата
Душанбе. Следует отметить, что многие
природоохранные программы,
деятельность рабочих групп по
реализации Международных Конвенций
проходят при участии представителей
НПО. На данный момент во
взаимоотношениях НПО и Министерства
остается главная проблема – сложный
доступ НПО к информации о состоянии
окружающей среды.
9.
Что дальше?
В
настоящий момент развитие движения
определяет ряд негативных и позитивных
факторов. Тяжелая экономическая
ситуация, ставшая одним из факторов,
затормозивших движение и по ряду
аспектов, отбросивших его назад,
продолжает быть доминирующей. Люди
озабочены собственным выживанием, даже
ценой истребления природных ресурсов.
В этих условиях НПО,
работающим в сфере защиты
экологических прав человека и прав
природы, остается только призывать к
благоразумию. К сожалению, большинство
экологических НПО не идет дальше
деклараций и призывов типа «Пора
действовать!», уклоняясь от прямых
акций, участия в законодательном
процессе и судебных исках.
Одним
из позитивных факторов развития
движения является установившееся
конструктивное сотрудничество НПО с
властными структурами. Мы находим
контакты в Правительстве,
Администрации Президента,
министерствах. К сожалению, остается
еще не реализованным потенциал НПО в
процессе принятия решений по
экологическим вопросам.
Право
граждан принимать участие в принятии
решений является основополагающим
атрибутом гражданского общества.
Добиваться условий для общественного
участия могут только сами НПО. Эта
задача для ЭкоНПО должна быть
приоритетной, и в
будущем сможет стать объединительной
основой для экологического движения в
Таджикистане.
Юрий
Скочилов
Молодежный
ЭкоЦентр Душанбе
В
статье использованы материалы:
1.
Ш. Каримов «Деятельность НПО по
формированию гражданского общества в
Таджикистане» Таджикский юридический
Консорциум, 2001 г.
2.
Р. Зоиров. Статья в книге «Деятельность
НПО по формированию гражданского
общества в Таджикистане» Таджикский
юридический консорциум, 2001 г.
3.
Э. Шукуров «Экологическое движение
Кыргызстана», Бишкек 1999 г.
4.
С. Соляник, С. Куратов «Зеленые
Казахстана: взгляд изнутри», Алматы, 1999
г.
5.
А. Бузуруков, Н. Сафаров «Проблемы и
перспективы сбалансированного
развития Республики Таджикистан», МГУ,
2001 г.
Информация
для размышления:
Вы
всегда можете прислать нам свои
комментарии, написав по адресу:
tabiat@netrt.org