Молодежный Экологический Центр Душанбе

Последние новости:

9-10 декабря 2004 года в Душанбе состоялась региональная встреча координаторов Международного школьного проекта по использованию ресурсов и энергии (ШПИРЭ).

Пролог

Сегодня люди используют значительно больше энергии, чем когда - либо. Мы во многом зависим от ограниченных и не возобновляемых источников энергии, таких как ископаемое топливо (в основном уголь, газ, нефть). И практически не можем представить себе нашу жизнь без элементарных услуг и удобств. Но в наших силах экономичней подходить к вопросу о количестве потребляемой энергии. Насколько это реально в наше энергоемкое время? О каком энергосбережении может идти речь вообще, если мы частично лишены этой самой энергии.  Когда в наших домах нет ни электричества, ни газа, ни воды до нескольких часов в сутки, говорить об энергосбережении кощунство. Однако при всем при этом беречь потребляемую нами энергию необходимо. Пусть это не так просто на первый взгляд, но если постараться, то обязательно получиться. Ведь получается же у детей зачастую далеких от понятия «энергосбережение». Об этом и многом другом чуть позже, а пока по порядку.

Энергопотребление и назревающий энергетический кризис

Потребление энергии человеком непрерывно растет. В 60 годах человечество потребляло на 30% меньше энергии, нежели сейчас. Сегодня 80% так называемой коммерческой энергии потребляется богатыми странами, остальным же остается 20%, хотя население менее развитых государств значительно больше. Подсчитано, что один американец потребляет столько энергии, сколько два европейца, и так далее. 80% энергии вырабатывается на основе сжигания ископаемого топлива, т.е. угля и нефти. Скорость, при которой мы используем не возобновляемые источники энергии, превышает скорость их образования. Многие люди из индустриально развитых стран уже испытывают энергетический кризис. Между тем, население планеты увеличивается с каждым годом, растет число больших городов, увеличивается потребность в энергии, строятся новые тепловые, атомные, гидроэлектростанции.    

Чем больше не возобновляемой энергии мы потребляем, тем больше мы причиняем вреда окружающей среде. Ее нужно потреблять, но делать это нужно рационально, без вреда для экологии. А вообще пора бы нам с вами перейти на альтернативные источники энергии (энергия солнца, ветра, малых рек, биологического газа). Все просто и гениально, а главное это возможно не только теоретически. Энергию солнца легко превращают в электрическую.  

Наша республика в силу своего весьма выгодного географического расположения имеет большой потенциал для развития и использования солнечной энергии. Попытки внедрить новые технологии возникли еще в 80 годах, но как оказалось безуспешно. Огромный потенциал солнечной энергии не востребован. Стране с переходной экономикой расходы на панели, коллекторы и т.д. не по карману. Рядовому гражданину подавно. Стоимость установок исчисляется тысячами американских долларов. Еще один не хитрый способ энергосбережения – это биогаз. Использование биоэнергетических установок очень перспективно в  условиях крупных животноводческих комплексов и птицефабрик. В ходе биохимических процессов биомасса может превращаться в метан, жидкий метанол, твердый древесный уголь. В Таджикистане используют способ брожения жидких отходов животноводства, за счет разложения углеводов вырабатывается биогаз. Подобные биогазовые установки уже используются в нашей республике довольно успешно.  Например, одна самодельная установка находится в кишлаке Заргар (Вахдатский район) во дворе местного жителя Одинаева Махмадали. Круглый год обладатель установки не испытывает недостатка в газе и электричестве. Стоимость установки колеблется от 300 до 600 долларов. В городе Куляб в джамоате «Куляб» с апреля месяца текущего года также действует биогазовая установка, вырабатывая 6,5 киловат энергии в день. 

Дефицит при явном избытке     

По оценкам влиятельного издания, атлас мировой гидроэнергетики HYDROPOWER & DAMS (1997 год), республика Таджикистан по удельным показателям запасов гидроэнергоресурсов занимает первое место в мире.   А по абсолютным показателям (300 млрд. КВт/ч в год) восьмое.  При этом мы испытываем постоянный дефицит электроэнергии, особенно в зимний период, когда уровень воды на крупных ГЭС спадает. Наверное, Правительство занимается своеобразным энергосбережением самостоятельно, не призывая население республики экономить. В этом в принципе свои плюсы и минусы. Что получится если нам дать столько электроэнергии, сколько мы будем не в состоянии «переварить»? Могу сказать абсолютно точно, никакого энергосбережения не будет. Загляните в любую многокомнатную квартиру, и вы станете свидетелем следующего: в каждой комнате вплоть до коридора работает обогреватель иранского производства, включены электрические лампы, не закрыт водопроводный кран, горят четыре газовых конфорок.  А обитатели жилища «заседают» в одной комнатенке просматривая ТВ программы. Такая картина наблюдается практически повсеместно и  обычно в вечернее время суток.  

Раз мы сами не в состоянии заниматься энергосбережением, то за нас это сделает Правительство, по-своему не оригинально, а как практично. Но подход к этому вопросу должен быть иным, не задевающим интересов ни окружающей среды, ни человечества в целом.

Самое важное и, по-моему, действенное – это пропаганда идей энергосбережения среди масс.   

 Добро пожаловать в ШПИРЭ

ШПИРЭ – это международный школьный проект по использованию ресурсов и энергии, направленный в основном на детей от 10 до 13 лет.  Он был разработан  Норвежским обществом охраны природы в 1996 году, на основе программы «Загрязнение окружающей среды». Программа получила поддержку со стороны Министерства иностранных дел Норвегии.   Проект осуществлялся в различных странах, таких как Норвегия, Шотландия, Финляндия, Балтийские страны, Польша, Венгрия и Россия. В настоящее время проект получил большое развитие в 13 странах мира. Более 50 000 детей ежегодно принимают участие в этом проекте. В Таджикистане ШПИРЭ проводится с 2001 года и осуществляется Экологической организацией «Ради Земли».              НПО играют огромную роль в  его внедрении и реализации. 

И вот так в каждой стране работу проекта координируют общественные экологические организации, в сотрудничестве с министерствами образования, при поддержке Государства, или без.

Проект не только формирует экологическую культуру и мировоззрение школьников, он помогает им получить практические результаты здесь и сейчас. Через полученные знания и опыт к детям приходит осознание тесной взаимосвязи между бытовым энергопотреблением и экологическими проблемами. Дети собственноручно утепляют окна и измеряют температуру воздуха в классе до и после. Разница очевидна уже через час. Каждый ребенок начинает понимать, что он умеет делать это, он бережет энергию в классе, дома.

Таким образом, миссия и цель проекта – воспитание экологического сознания у детей и привлечение внимания общественности к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды оказывается выполнимой.  

Адаптация глобальных проблем к практической деятельности школы осуществляется преподавателями разных дисциплин – экологии, физики, математики.…  Существуют наглядные пособия и необходимый раздаточный материал, которым пользуются преподаватели. Каждая из стран участников проекта подготовила свое приложение к общему пособию по ШПИРЭ подготовленному коллегами из России. В столице Таджикистана проектом охвачено 13 школ и несколько школ в регионах республики.  У «Ради Земли» есть свои партнеры, которые помогают внедрять проект в регионах республики. Это молодежные экологические организации «Малхам» (Носир Хисравский район, Хатлонская область), и YGPE (Хаджент, Согдийская область). Пока это основные партнеры на местах.

-  В планах «Ради Земли» отыскать организацию и человека в Хороге, который бы четко координировал работу – сообщил Тимур Идрисов, руководитель организации «Ради Земли» и добавил: - мы открыты для всех, желающих работать в данном направлении.

Опыт «друзей по ШПИРЭ»

В Казахстане проект заявил о себе в декабре 2000 года. О первых шагах рассказала Ирина Игнатович, координатор программы и сотрудник организации «Экообраз».

-  В Караганде проект координируется двумя НПО «Экообраз» и «ЭкоЦентр». К программе подключилось 12 школ. Сначала программа вызвала неоднозначную реакцию среди школьников. Детям объяснили, что не нужно ничем жертвовать, просто необходимо экономить не используемую энергию. Эффективность проекта сегодня очевидна. Более 5000 учеников средних школ и 500 учителей по всей республике участвуют в реализации проекта по энергосбережению и использованию не возобновляемых источников энергии. В Казахстане также проводятся фестивали детских экологических организаций, семинары и тренинги для преподавателей. Проект ШПИРЕ – Казахстан используется только в рамках школьной программы. Что касается использования альтернативных источников энергии, то в Казахстане есть несколько биогазовых установок в действии, и они уже окупаются.

Узбекистан занялся проектом вплотную с 2001 года. Взялась осуществлять его Валерия Волынская, «ADEK».

-   Создано национальное пособие по ШПИРЭ, и на его основе рабочий листок для детей, на котором они фиксируют свои наблюдения. Мы учим детей элементарному мониторингу. За год дети проводят 4 измерения потребляемой энергии в соответствии со временами года. В этом году проведен экологический лагерь, два творческих конкурса рисунков, на основе которых изданы календари. В столице Узбекистана городе Ташкент  задействовано  15 школ. 

В Таджикистане помимо Душанбе проектом активно занимается экологическая организация YGPE из Согдийской области. Только в этом году охвачено 10 школ, планируется охват 15 школ по области в целом.

В Науском районе области расположены объекты Солнечная баня и Экодом, где используются альтернативные источники энергии. Однако сейчас баня не эксплуатируется, так как трубы разворованы, а Экодом находится в частных руках (координатор ШПИРЭ по Согдийской области).

Вместо Эпилога

В целом проект довольно практичный и вполне осуществимый в ближайшей перспективе.   

После всего услышанного меня интересовал один единственный вопрос: как программа повлияла на детское поведение, насколько они стали бережливей и экономней в потреблении различной энергии в быту и школе?! Ответом послужила ремарка Гульчехры Мухамеджановой, преподавателя биологии средней школы №16 города Душанбе.

Дети стали экономить энергию и дома и в школе, гасить лишние лампочки в классах и коридорах школы, напоминая, друг другу об энергосбережении. Уже и родители стали замечать это за своими детьми. Работа с проектом одно удовольствие, для меня это благотворный материал на уроках экологии. Единственно чего нам не хватает – это наглядности. Хотелось бы больше пособий, а еще лучше специальный набор, в котором будет все, что нужно, для того чтобы не только рассказать, но и продемонстрировать.   ( Специальный набор - чемоданчик с миниатюрными  солнечными панелями,  энергосберегающей лампой и другими энергосберегающими предметами, служащими альтернативой не возобновляемым источникам энергии).

Подготовил Рахмон БОЛТАЕВ, пресс-служба «Табиат».

В публикации использованы материалы Экологической организации «Ради Земли», другие источники.  

О нас

Новости

База данных по НПО

База данных по законам

Ссылки

English
 

 

 

Hosted by uCoz