ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

                      О защите прав потребителей

 

     Настоящий Закон регулирует отношения,  возникающие между потреби-

телями и предпринимателями, устанавливает права потребителей на приоб-

ретение товаров (работ,  услуг) надлежащего качества,  на безопасность

их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах)

и их изготовителях (исполнителях,  продавцах),  просвещение потребите-

лей,  государственную и общественную защиту их интересов объединение в

общественные организации потребителей, а также определяет механизм ре-

ализации этих прав.

     Основные понятия, применяемые в настоящем Законе:

     потребитель - гражданин,  использующий, приобретающий, заказываю-

щий либо имеющий намерения приобрести или заказать товары (работы, ус-

луги) для личных бытовых нужд;

     изготовитель - предприятие,  организация,  учреждение или гражда-

нин-предприниматель, производящие товары для реализации;

     исполнитель - предприятие,  организация,  учреждение или  гражда-

нин-предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги;

     продавец -  предприятие,  организация,  учреждение  или   гражда-

нин-предприниматель, реализующие товары по договору купли продажи;

     стандарт - государственный стандарт,  санитарные нормы и правила,

строительные нормы и правила и другие нормативные документы, которые в

соответствии с законодательством Республики Таджикистан  устанавливают

обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг);

     обязательная сертификация - подтверждение полномоченным на то ор-

ганом  соответствия  товара  (работы,  услуги) обязательным требованиям

стандарта;

     недостаток -  отдельное  несоответствии  товара (работы,  услуги)

обязательным требованиям стандартов,  условиям договоров либо  обычно

предъявляемым требованиям,  а также информации о товаре (работе,  услу-

ге), предоставленной изготовителем (исполнителем, продавцом);

     существенный недостаток  -  недостаток который делает невозможным

или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с

его целевым назначением либо не может быть устранён в отношении данно-

го потребителя, либо для его устранения требуются большие затраты тру-

да и времени,  либо делает товар (работу, услугу) иным, чем предусмот-

рено договором, либо проявляется вновь после его устранения.

 

                      РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

     Статья 1. Законодательство о защите прав потребителей

 

     1. Законодательство Республики Таджикистан о защите прав потреби-

телей  состоит  из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним

иных законодательных актов Республики Таджикистан.

     2. Правительство Республики Таджикистан вправе регулировать отно-

шения по защите прав потребителей только  в  случаях,  предусмотренных

законодательными актами Республики Таджикистан.  Правительство Респуб-

лики Таджикистан не вправе поручать министерствам и ведомствам  прини-

мать нормативные акты по защите прав потребителей.

 

     Статья 2. Международные договоры

           

     Если международным договором, признанным Республикой Таджикистан,

установлены иные правила о защите прав потребителей,  принимаются пра-

вила международного договора.

 

     Статья 3. Качество товара (работы, услуги)

 

     1. Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан продать потребите-

лю товар (передать результаты выполненной работы, оказать услугу), со-

ответствующий  по качеству обязательным требованиям стандартов и усло-

виям договора,  обычно предъявленным требованиям, а также информации о

товарах (работах,  услугах), предоставленной продавцом (изготовителем,

исполнителем).

     2. Изготовитель  (исполнитель)  обязан обеспечить возможность ис-

пользования товара (результатов выполненной работы)  по  назначению  в

течении срока службы, установленного им самим или по соглашению с пот-

ребителем, а если срок службы не установлен - в течении десяти лет.

     3. Изготовитель обязан обеспечить возможность ремонта и техничес-

кого обслуживания товара в течении всего  срока  его  производства,  а

после  снятия  товара  с производства - в течение сроков,  указанных в

части второй настоящей статьи.

 

     Статья 4. Право потребителей на безопасность товаров (работ, ус-

               луг)

 

     1. Потребитель имеет право на то,  чтобы товары (работы,  услуги)

при обычных условиях их использования,  при их хранении и  транспорти-

ровке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды, а так-

же, не причинял вреда его имуществу. В стандартах устанавливаются обя-

зательные требования,  которые должны обеспечивать безопасность жизни,

здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращающие причи-

нения вреда имуществу потребителя. По отдельным группам товаров (видам

работ,  услуги) указанные требования устанавливаются законодательством

Республики Таджикистан. В случае, если отсутствуют стандарты, содержа-

щие обязательные требования,  предъявляемые к товарам (работам,  услу-

гам),  использование которых может причинить вред жизни, здоровью пот-

ребителей,  окружающей среде,  а также,  имуществу потребителей, соот-

ветствующие органы государственного управления обязаны незамедлительно

обеспечить разработку и введение в действие таких  стандартов,  а  при

при  необходимости приостановить реализацию товаров (выполнение работ,

услуг) изготовителем (исполнителем, продавцом).

     2. На товары (результаты работ), использование которых по истече-

нии определённого срока представляет  опасность  для  жизни,  здоровья

потребителей, окружающей среды или может причинить вред имуществу пот-

ребителей, должны устанавливаться сроки службы (годности).

     Потребитель должен  быть  предупреждён  о сроке службы (годности)

товара (результате работы),  необходимых действиях по истечению и воз-

можных последствиях при невыполнении указанных действий.

     3. Изготовитель (исполнитель)обязан обеспечить безопасность това-

ров (работ, услуг), а если срок службы не установлен - в течении деся-

ти лет.

     Убытки, причинённые потребителю вследствие нарушения данного тре-

бования,  подлежат возмещению в соответствии со статьёй 11  настоящего

Закона.

     4. Если для безопасного использования товаров (работ,  услуг), их

хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдение специаль-

ных правил, изготовитель (исполнитель) - довести их до сведения потре-

бителя.

     5. Товары (работы,  услуги),  на которые в законодательных  актах

или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение бе-

зопасности жизни,  здоровья потребителей и  охрану  окружающей  среды,

предотвращение  причинение  вреда имуществу потребителей,  и средства,

обеспечивающие безопасность жизни и  здоровья  потребителей,  подлежат

обязательной сертификации в установленном порядке.

     Реализация товаров (в том числе импортных),  выполнение  работ  и

оказание  услуг без сертификата,  подтверждающего соответствие товаров

(работ,  услуг) указанным в части первой настоящей статьи требованиям,

запрещается.  Основанием  для  разрешения  ввоза товаров на территорию

Республики Таджикистан является  представленный  в  таможенные  органы

сертификат соответствия,  выданный или признанный уполномоченным на то

органом.

     Ответственность за  нарушение  требований по безопасности товаров

(работ, услуг), предусмотренных частью пятой настоящей статьи, а также

за необоснованную выдачу сертификата определяется частью первой статьи

39 настоящего Закона.

     6. Если  установлено,  что при соблюдении потребителем правил ис-

пользования, хранения либо транспортировки товаров (результатов работ)

они причиняют или могут причинить вред его жизни, здоровью, окружающей

среде и имуществу потребителя,  изготовитель  (исполнитель,  продавец)

обязан  незамедлительно  приостановить их производство (реализацию) до

устранения причин вреда,  а в необходимых случаях -  принять  меры  по

изъятию их из оборота и отзыву от потребителей.

     Если причины, приносящие вред, устранить невозможно, изготовитель

(исполнитель) обязан снять такие товары (работы,  услуги) с производс-

тва.  При невыполнении изготовителем (исполнителем) этих  обязанностей

снятие товаров (работ, услуг) с производства, изъятие из оборота и от-

зыв их от потребителей производится по предписанию  органов  государс-

твенного управления,  осуществляющих контроль за безопасностью товаров

(работ, услуг).

     Убытки, причинённые  потребителю  в  связи с отзывом товаров (ре-

зультатов работ),  подлежат возмещению изготовителем (исполнителем)  в

полном объёме.

 

     Статья 5. Право потребителя на информацию

 

     Потребитель вправе потребовать от продавца (изготовителя,  испол-

нителя) представление  необходимой  и  достоверной  информации  о  его

предприятии, реализуемых им товарах (работах, услугах) и режим его ра-

боты.

     Указанная информация  в  наглядной и доступной форме доводится до

сведения потребителей при заключении  договоров  о  реализации  товаров

(выполнении  работ,  оказании услуг) способами,  принятыми в отдельных

сферах обслуживания.

 

     Статья 6. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)

 

     1. Изготовитель обязан довести до сведения потребителя наименова-

ние  своего  предприятия  и его местонахождение.  Указанная информация

должна содержаться в производственной марке либо предоставляться  иным

способом в соответствии с действующим законодательством.

     2. Торговые предприятия, предприятия бытового и иных видов обслу-

живания  обязаны  иметь вывеску с указанием профиля и форм организации

их деятельности, фирменного наименования, если оно имеется, к информа-

цию о режиме работы.  Предприятия обязаны на вывеске указывать их юри-

дический адрес (местонахождение их собственника).

     Торговые предприятия,  предприятия бытового и иных видов обслужи-

вания обязаны информировать потребителей о  применяемых  ими  правилах

реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг).

     3.Правила, установленные частью второй настоящей статьи, применя-

ются при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания во

временных помещениях,  на ярмарках с лотков, а также в других случаях,

если  торговля  и обслуживание производиться вне постоянного места на-

хождении торгового предприятия, предприятия бытового и иных видов обс-

луживания.

 

     Статья 7. Информация о товарах (работах, услугах)

 

     1. Изготовитель (исполнитель,  продавец) обязан своевременно пре-

доставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о  товарах

(работах,  услугах), обеспечивающую возможность их компетентного выбо-

ра. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы дове-

дения информации до потребителя устанавливаются Правительством Респуб-

лики Таджикистан.

     2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке

должна содержать:

     наименование стандартов,  обязательным требованиям которым должны

соответствовать товары (работы, услуги);

     перечень основных потребительских свойств товаров (работ, услуг),

а в отношении продуктов питания - состав (включая  перечень  использо-

ванных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых до-

бавок),  вес и объем содержимого, калорийность, содержание вредных для

здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов и

противопоказания к применению при отдельных видах заболеваний;

     цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);

     гарантийные обязательства изготовителя (исполнителя);

     правила и  условия эффективного н безопасного использования това-

ров (работ, услуг);

     срок службы  (годности)  товаров (результатов работ) и сведения о

необходимых действиях потребителя по его истечении,  а также о возмож-

ных последствиях при невыполнении указанных действий;

     адреса изготовителя (исполнителя,  продавца) и предприятий, упол-

номоченных изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потреби-

теля, а также производящих ремонт и техническое обслуживание.

     В отношении товаров (работ,  услуг), подлежащих обязательной сер-

тификации,  потребителю должна предоставляться информация об их серти-

фикации.

     По товарам (работам,  услугам), которые при определенных условиях

могут представлять опасность для жизни,  здоровья потребителя, изгото-

витель (исполнитель, продавец) обязан довести до его сведения информа-

цию о видах и возможных последствиях их воздействия.

     На товарах,  потребительские свойства которых могут ухудшаться  с

течением  времени (продукты питания,  парфюмерно-косметические товары,

медикаменты,  изделия бытовой химии и прочие), должен указываться срок

годности.

     В отношении работ (услуг) потребителю должна предоставляться  ин-

формация о правилах их выполнения (оказания).

     3. Информация,  предусмотренная второй частью  настоящей  статьи,

доводится до сведения потребителей в технической документации,  прила-

гаемой к товарам (результатам работ, услуг), на этикетке, а также мар-

кировкой,  указанием даты изготовления или иным способом, принятым для

отдельных видов товаров (работ, услуг) или в отдельных сферах обслужи-

вания. На упаковке должна содержаться та же информация, что и на това-

ре.  Продукты питания, упакованные или расфасованные в Республике Тад-

жикистан, должны быть снабжены информацией о месте их происхождения.

     4. Гражданин,  осуществляющий  предпринимательскую  деятельностью

должен  предоставлять  информацию о регистрации и наименовании органа,

его зарегистрировавшего,  а также о стандарте, обязательные требования

которого  распространяются на реализуемые им товары (работы,  услуги),

сведения об их сертификации.

 

     Статья 8 Режим работы продавца (исполнителя)

 

     Потребитель имеет право требовать,  чтобы режим  работы  продавца

(исполнителя) соответствовал им объявленному.

     Государственным предприятиям торговли, бытового и иных видов обс-

луживания режим работы устанавливается по решению органов исполнитель-

ной власти на местах (хукуматов).

     Режим работы предприятий торговли, бытового и иных видов обслужи-

вания, основанных на иных формах собственности, определяется собствен-

ником  по согласованию с органами исполнительной власти на местах (ху-

куматами).

     За нарушение режима работы государственного предприятия торговли,

бытового и иных видов обслуживания виновные должностные лица несут от-

ветственность, установленную законодательством Республики Таджикистан.

 

     Статья 9. Ответственность за ненадежную информацию

 

     1. Если  предоставление недостоверной или недостаточно полной ин-

формации о товаре (работе, услуге), а также изготовителе (исполнителе,

продавце) повлекло:

     приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми

потребителю свойствами,  - он вправе расторгнуть договор и потребовать

возмещения причиненных ему убытков;

     невозможность использования приобретенного товара (работы,  услу-

ги) по назначению - потребитель вправе  потребовать  предоставления  в

разумно короткий срок надлежащей информация.  Если информация в огово-

ренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть до-

говор и потребовать возмещения причиненных ему убытков;

     причинение вреда жизни,  здоровью и имуществу  потребителя  -  он

справе  предъявить  продавцу  ("изготовителю,  исполнителю) требование

предусмотренные статьей 11 настоящего Закона, а также потребовать воз-

мещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся во владе-

нии потребителя на праве собственности,  либо по иным основаниям, пре-

дусмотренным законом или договором.

     2. В случае систематического нарушения положений статей 6,  7 и 8

настоящего Закона деятельность изготовителя (исполнителя, продавца) по

предписанию Таджикского государственного центра стандартизации и  мет-

рологии (ТаджикГосстандарт) может быть ликвидирована в порядке,  уста-

новленном законодательством Республики Таджикистан.

     При рассмотрении  требований  потребителя  о  возмещении убытков,

причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре

(работе,  услуге),  необходимо исходить на предложения об отсутствии у

потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках.

 

     Статья 10.  Ответственность продавцов (изготовителей,  исполните-

лей)

 

     1. За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель,  испол-

нитель) несет ответственность,  предусмотренную настоящим Законом. За-

конодательством  Республики Таджикистан или договором между потребите-

лем и продавцом (исполнителем) может предусматриваться ответственность

за нарушение последним обязательств,  за которые настоящим Законом от-

ветственность не установлена,  а также определяться более высокий раз-

мер ответственности.

     2. Убытки,  причиненные потребителю вследствие недостатков товара

(работы,  услуги),  подлежат возмещению сверх неустойки, установленной

настоящим Законом.

     3. Уплаты  неустойки и возмещение убытков не освобождают продавца

(изготовителя,  исполнителя) от исполнения возложенных на него настоя-

щим Законом обязанностей перед потребителем.

     4. Продавец (изготовитель, исполнитель) освобождается от ответс-

твенности  за  неисполнение  или ненадлежащее исполнение обязанностей,

установленных настоящим Законом,  если докажет,  что неисполнение  или

ненадлежащее  исполнение  произошло вследствие непреодолимой силы,  а

также по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

     5. Требования  потребителя  об уплате неустойки,  предусмотренные

настоящим Законом, иными законодательными актами о правах потребителей

или договором,  подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем,  ис-

полнителем) в добровольном порядке.

     6. При  неудовлетворении требовании потребителя (общественных ор-

ганизаций потребителей),  установленных настоящим Законом,  суд вправе

вынести решение о взыскании с продавца (изготовителя, исполнителя) на-

рушившего права потребителей, в соответствующий бюджет штрафа в разме-

ре цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения тре-

бований потребителя.

 

     Статья 11. Имущественная ответственность  за  вред,  причинённый

                вследствие недостатков товара (работ, услуг)

 

     1. Вред  причинённый  жизни,  здоровью  или имуществу потребителя

вследствие конструктивных, производственных, рецептурных и иных недос-

татков товара (работы,  услуги),  подлежит возмещению в полном объёме,

если законодательными актами Республики  Таджикистан  не  предусмотрен

более высокий размер ответственности.

     2. Право требовать возмещения вреда,  причинённого вследствие не-

достатков  товара  (работы,  услуги),  признаётся за любым потерпевшим

потребителем, независимо от того, состоял он в договорных отношениях с

исполнителем (продавцом) или нет.

     Вред причинённый жизни,  здоровью или имуществу потребителя, под-

лежит  возмещению в течение установленного срока службы (годности),  а

если срок службы не установлен, - в течение десяти лет с момента изго-

товления товара (принятия работы, услуги).

     3. Вред, причиненный вследствие недостатков товара, выявившихся с

течение гарантийного срока или срока годности,  а если они не установ-

лены,  - в течение сроков,  установленных в  частях  первой  и  второй

статьи  17,  и в части второй статьи 29 настоящего Закона,  или иного,

более длительного срока, установленного договором, подлежит возмещению

продавцом или изготовителем.

     Вред, причиненный вследствие недостатков товара,  выявившихся  по

истечении  гарантийного  срока,  подлежит возмещению изготовителем.  -

Вред,  причиненный вследствие недостатков  работы  (услуги),  подлежит

возмещению исполнителем.

     4. Изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, при-

чиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя в связи с использова-

нием материалов,  оборудования, приборов, инструментов и иных средств,

необходимых  для производства товаров (выполнения работ,  оказания ус-

луг),  независимо от того, позволял уровень научных и технических зна-

ний выявить их особые свойства или нет.

     5. Изготовитель (исполнитель,  продавец) освобождается от ответс-

твенности,  если  докажет,  что вред причинен вследствие непреодолимой

силы или нарушения потребителем правил пользования или хранения.

 

     Статья 12. Возмещение морального вреда

 

     Моральный вред,  причиненный потребителю вследствие нарушения из-

готовителем (исполнителем,  продавцом) его прав, предусмотренных зако-

нодательством о защите прав потребителей, подлежит возмещению причини-

телем вреда при наличии его вины. Размер возмещения зрела определяется

судом, если иное не предусмотрено законодательными актами.

 

     Статья 13. Недействительность условий договора, ущемляющих права

                потребителей

 

     1. Условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с

правилами, установленными законодательством, признаются недействитель-

ными.  Если в результате применения условий договора, ущемляющих права

потребителя,  у него возникли убытки, то они подлежат возмещению изго-

товителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

     2. Запрещается обусловливать приобретение одних  товаров  (работ,

услуг) обязательным приобретением иных. Убытки, причиненные потребите-

лю вследствие нарушения его права на свободный выбор  товаров  (работ,

услуг),  возмещаются торговыми предприятиями, предприятиями бытового и

иных видов обслуживания в полном объеме.

     3. Продавец (исполнитель) не вправе навязывать потребителю допол-

нительные услуги,  предоставляемые за плату. Потребитель вправе потре-

бовать  возврата  сумм,  уплаченных за предоставление без его согласия

дополнительных услуг.

 

     Статья 14. Право на получение льгот и преимуществ в сфере торгов-

                ли, бытового и иных видов обслуживания

 

     Потребитель вправе  требовать  предоставления ему льгот и преиму-

ществ,  если это предусмотрено законодательными актами Республики Тад-

жикистан.

 

     Статья 15. Судебная защита прав потребителей

 

     Защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осу-

ществляется судом.

     Иски предъявляются  в суд по месту жительства истца либо по месту

нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда.

     Потребители освобождаются  от  уплаты  государственной пошлины по

искам, связанным с нарушением их прав.

 

       РАЗДЕЛ II. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ

 

     Статья 16. Последствия продажи товаров с недостатками

 

     1. Потребитель, которому продаж товар с недостатками, если они не

были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

     а) безвозмездного устранения недостатков  товара  или  возмещения

расходов на исправление недостатков потребителем либо третьим лицом;

     б) соразмерно уменьшения покупной цены;

     в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

     г) замены на тот же товар другой марки (модели, артикула) с соот-

ветствующим пересчетом покупной цены;

     д) расторжения договора и возмещения убытков.  В отношении  това-

ров,  реализуемых  через  различные комиссионные торговые предприятия,

требования потребителя,  указанные в подпунктах "а" и "в" части первой

настоящей статьи, подлежат удовлетворению с согласия продавца.

     2. Требования,  установленные в части  первой  настоящей  статьи,

предъявляются  по  выбору  потребителя  по месту покупки товара или по

месту нахождения потребителя.

     Указанные требования  по  месту  нахождения потребителя выполняют

созданные продавцом торговые предприятия, осуществляющие продажу това-

ров  аналогичных приобретенному потребителем,  либо торговые предприя-

тия, на которые такие функции возложены на основании договора.

     Продавец и   изготовитель  обязаны  информировать  потребителя  о

предприятиях,  которые выполняют требования, установленные в настоящей

статье, по месту нахождения потребителя (далее - предприятия, выполня-

ющие их функции).  В случае непредставления указанной  информации  они

несут ответственность, установленную статьёй 9 настоящего Закона.

     Изготовитель товара обязан возместить торговому  предприятию,  не

являющемуся  продавцом товара,  в полном объеме расходы,  понесенные в

связи с удовлетворением требований потребителя, предусмотренных стать-

ей, а также дополнительно уплатить этому торговому предприятию сумму в

размере 10 процентов от произведенных им расходов.

     Взаимоотношения изготовителя с торговым предприятием - продавцом,

установленные настоящей статьей, регулируются законодательством.

     3. Потребитель  вправе предъявить требование о безвозмездном уст-

ранении недостатков или возмещении своих расходов по их устранению ли-

бо о замене товаров изготовителю товара или предприятиям, созданным им

для этих целей,  или предприятиям, выполняющим указанные требования на

основании  договора  с  изготовителем  (предприятием,  выполняющим его

функции).

     Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить

изготовителю товар с недостатками и потребовать возврата уплаченной за

него суммы.

     4. В случае приобретения потребителем продовольственные товаров с

недостатками продавец обязан произвести их замену на товары надлежаще-

го качества, либо возвратить покупателю уплаченную им сумму, если ука-

занные недостатки обнаружены в пределах срока годности.

     5. Требования потребителя рассматриваются при предъявлении потре-

бителем товарного (кассового) чека,  а по товарам, на которые установ-

лены гарантийные сроки,  - технического паспорта или иного изменяющего

его документа.

     По требованию потребителя продавец обязан выдавать  ему  товарный

чек или иной документ. удостоверяющий факт покупки.

     В случае утраты потребителем технического паспорта или иного  за-

меняющего  его  документа  их восстановление осуществляется в порядке,

установленном гражданским процессуальным законодательством  Республики

Таджикистан.

     Продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее их функции) обя-

заны принять товар у потребителя и удовлетворить его требования,  если

не докажут, что недостатки в товаре возникли вследствие нарушения пот-

ребителем  правил  пользования или хранения,  действия третьих лиц или

непреодолимой силы. Потребитель вправе участвовать в проверке качества

товара.

     6. Доставка крупногабаритных товаров и товаров весом более  5  кг

для ремонта,  уценки,  замены и возврат их потребителю, осуществляются

безвозмездно силами продавца,  изготовителя (предприятия, выполняющего

их функции). В случае неисполнения данной обязанности, а также при от-

сутствии продавца, изготовителя (предприятия, выполняющего их функции)

в  месте  нахождения потребителя доставка и возврат товаров могут осу-

ществляться потребителем.  При этом продавец,  изготовитель (предприя-

тие, выполняющее их функции) обязаны возместить ему необходимые расхо-

ды, связанные с доставкой и возвратом товара.

 

     Статья 17. Сроки предъявления требований по  поводу  недостатков

                товара

 

     1. Потребитель вправе предъявить требования, установленные стать-

ёй 16 настоящего Закона,  если недостатки товара были обнаружены в те-

чение гарантийного срока, установленного изготовителем.

     По товарам, на которые гарантийные сроки не установлены, потреби-

тель вправе предъявить изготовителю указанные требования,  если недос-

татки были обнаружены в течение шести месяцев,  а в отношении недвижи-

мого  имущества - не позднее двух лет со дня передачи его потребителю,

если более длительные сроки не установлены законодательством или дого-

вором.

     2. На товары, потребительские свойства которых могут ухудшаться с

течением временя или могут представлять опасность для жизни, здоровья,

имущества потребителя и окружающей среды  по  истечении  определенного

периода  временя  (продукты питания,  парфюмерно-косметические товары,

медикаменты,  изделия бытовой химии и прочие),  устанавливаются  сроки

годности.

     Продажа товаров с просроченным,  сроком годности  запрещается.  В

отношении  указанных  товаров  требования  потребителя,  установленные

статьей 16 настоящего Закона,  подлежат удовлетворению. Если их недос-

татки были обнаружены в течение срока годности.

     3. Сроки, указанные в первой части настоящей статьи, а также срок

службы  товара  исчисляются со дня его продажи потребителю.  Если день

продажи установить невозможно,  эти сроки исчисляются со дня его изго-

товления.

     Для сезонных товаров (обувь,  одежда и прочее) эти сроки исчисля-

ются с момента наступления соответствующего сезона, определяемого, ис-

ходя из климатических условий места  нахождения  потребителей.  Прави-

тельством Республики Таджикистан.

     При продаже товаров по образам, по почте, а также в случаях, ког-

да  момент  заключения договора купли-продажи и момент передачи товара

потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня поставки товара

потребителю, а если товар нуждается в специальной установке (подключе-

ния) или сборке,  - со дня их производства.  Если день доставки, уста-

новки  (подключения)  или сборки товара,  а также передачи недвижимого

имущества установить невозможно или если она находилась у  потребителя

до заключения договора купли-продажи - со дня заключения договора куп-

ли-продажи.

     Срок годности  товара  исчисляется со дня его изготовления.  Срок

годности определяется либо периодом времени,  в течение которого товар

пригоден  к  использованию,  либо датой,  до наступления которой товар

пригоден к использованию.

     4. Гарантийные сроки могут устанавливаться на отдельные самостоя-

тельные комплектующие изделия и составлю части основного  товара.  Га-

рантийный  срок на комплектующие изделия и составные части исчисляется

в том же порядке, что и гарантийный срок на основные изделия.

     5. Сроки,  указанные  в  настоящей статье,  доводятся до сведения

потребителя в информации о товаре,  предоставленной ему в соответствии

со статьей 7 настоящего Закона.

     6. Потребитель вправе предъявить изготовителю требования  о  без-

возмездном устранении недостатков товара по истечении гарантийных сро-

ков.

     Указанное требование может быть предъявлено а течение установлен-

ного срока службы, а если срок службы не установлен, - в течение деся-

ти пет,  если в товаре были выявлены существенные недостатки, допущен-

ные по вине изготовителя.  Если данное требование не  удовлетворено  в

сроки, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, потребитель впра-

ве по своему выбору предъявить изготовителю иные требования,  установ-

ленные, статьей 16 настоящего Закона.

     7. Требования потребителя,  установленные статьей  16  настоящего

Закона,  должны быть предъявлены продавцу,  изготовителю (предприятию,

выполняющему их функции.) не позднее десяти дней по истечении  сроков,

предусмотренных настоящей статьей.

 

     Статья 18. Устранение недостатков товара

 

     Недостатки, обнаруженные в товаре,  должны быть устранены изгото-

вителем (предприятием,  выполняющим его функции в течение десяти дней,

а  продавцом  (предприятием,  выполняющим  его функции) - в течение 20

дней с момента предъявления соответствующего требования потребителем.

     По товарам длительного пользования продавец, изготовитель (предп-

риятие,  выполняющее их функции) обязаны  по  предъявлении  требования

потребителем немедленно безвозмездно предоставить ему на время ремонта

аналогичный товар с доставкой за свой счет.

     Перечень товаров  длительного  пользования,  на которые указанные

требования не распространяются, устанавливается Правительством Респуб-

лики Таджикистан.

     В случае устрашения недостатков в товаре гарантийный срок продле-

вается на время,  в течение которого товар не использовался. Указанное

время исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устра-

нения недостатков.

     При устранении недостатков путем  замены  комплектующего  изделия

или составной части товаре,  на которые установлены гарантийные сроки,

гарантийный срок на новое комплектующее изделие и составную часть  ис-

числяется со дня выдачи потребителю товара из ремонта.

 

     Статья 19. Замена товара с недостатками

 

     В случае  обнаружения  потребителем  недостатков товара продавец,

изготовитель (предприятие,  выполняющее их функции)  обязаны  заменить

его  немедленно,  а при необходимости дополнительной проверки качества

товара продавцом, изготовителем (предприятием, исполняющем их функции)

- в течение 20 дней с момента предъявления требования потребителем.

     При отсутствии у продавца, изготовителя (предприятия, выполняюще-

го  их функции) на момент предъявления соответствующего требования не-

обходимого для замены товара он должен заменить в течение  месяца.  По

требованию потребителя продавец,  изготовитель (предприятие, выполняю-

щее их функции) обязаны безвозмездно предоставить ему с  доставкой  во

временное  пользование до замены аналогичный товар длительного пользо-

вания,  за исключением товаров, перечень которых устанавливается в со-

ответствии с частью второй статьи 18 настоящего Закона.

     Для районов ГБАО и других районов сезонного завоза товаров требо-

вание потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заяв-

лению в срок,  необходимый для очередной доставки соответствующего то-

вара в эти районы.

     При замене товара - гарантийный срок исчисляется заново,  со  дня

передачи потребителю.

 

     Статья 20. Ответственность  за  просрочку  выполнения требований

                потребителя

 

     За каждый день просрочки указанных в статьях 18 и  19  настоящего

Закона товаров,  а также за каждый день задержки выполнения требования

потребителя о предоставлении на время  ремонта  (замены)  аналогичного

товара продавец,  изготовитель (предприятие,  выполняющее их функции),

допустившие такие нарушения,  выплачивают потребителю неустойку в раз-

мере одного процента стоимости товара в порядке, предусмотренном пунк-

том 5 статьи 10 настоящего Закона.  В случае  невыполнения  требований

потребителя в сроки, предусмотренные статьями 18 и 19 настоящего Зако-

на,  потребитель вправе по своему выбору,  предъявить иные требования,

установленные статьей 16 настоящего Закона.

 

     Статья 21. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара

                с недостатками

 

     При замене товара с недостатками на товар той же  марки  (модели,

артикула)  в случае изменения цены перерасчет стоимости не производит-

ся.

     При расторжении  договора  расчеты  с потребителем производятся в

случае повышения цены на товар,  исходя из  его  стоимости  на  момент

предъявления  соответствующего требования,  а в случае снижения цены -

исходя из стоимости товара ада момент покупки.

     При замене  товара  с недостатками на товар другой марки (модели,

артикула) в случае повышения его цены перерасчет стоимости производит-

ся исходя из цены, действующей на момент замены.

     Потребителям, которым товар был продан в кредит, в случае растор-

жения договора купли-продажи денежная сумма возвращается в размере по-

гашенного к моменту возврата товара кредита, а также возмещается плата

за его предоставление.

 

     Статья 22. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

 

     Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего

качества на аналогичный в торговом предприятии, где он был приобретен,

если товар не подошел по форме,  габаритам. фасону, расцветке, размеру

либо по иным причинам не может быть им использован по назначению.

     Потребитель имеет  право  на  обмен товара надлежащего качества а

течение 14 дней, не считая дня покупки.

     Обмен товара надлежащего качества производится,  если он не был в

употреблении,  сохранены его товарный вид,  потребительские  свойства,

пломбы,  фабричные ярлыки, а также товарный или кассовый чек, выданный

потребителю вместе с проданным товаром.

     Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в

настоящей статье, утверждается Правительством Республики Таджикистан.

     2. В  случае,  если аналогичный товар отсутствует в продаже в мо-

мент обращения потребителя к продавцу,  потребитель вправе  по  своему

выбору  расторгнуть  договор и потребовать возврата уплаченной за него

денежной суммы либо обменять товар на аналогичный при первом поступле-

нии соответствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить потре-

бителю, потребовавшему обмена товара, о его поступлении в продажу.

 

     Статья 23. Форма и порядок оплаты приобретаемых товаров

 

     Форма оплаты приобретаемых товаров (наличными или  в  безналичном

порядке) определяется по соглашению между потребителем , и продавцом.

     Продажа товаров в кредит осуществляется в порядке,  установленном

правилами продажи товаров в кредит,  утверждаемыми Правительством Рес-

публики Таджикистан.

     При покупке  товаров  в  кредит право собственности у потребителя

возникает с момента передачи ему товара,  если иное  не  предусмотрено

договором.

 

     Статья 24. Правила об отдельных видах договоров купли-продажи

 

     Правила об отдельных видах договоров купли-продажи,  а также пра-

вила продажи отдельных видов товаров утверждаются Правительством  Рес-

публики Таджикистан.

 

         РАЗДЕЛ III. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ

                        РАБОТ И ОКАЗАНИИ УСЛУГ

 

     Статья 25. Обязанность исполнителя заключить договор на выполне-

                ние работ и оказание услуг

 

     Исполнитель, занимающий  доминирующее  положение  на рынке обязан

заключить с потребителем договор на выполнение работ или оказание  ус-

луг,  за исключением случаев, если он докажет, что их выполнение (ока-

зание) выходят за рамки его уставной деятельности или производственных

возможностей.  При этом он должен организовывать свою производственную

или иную хозяйственную деятельность  так,  чтобы  потребности  граждан

удовлетворялись надлежащем образом и бесперебойно.  Исполнитель обязан

возместить,  потребителю убытки, причиненные в результате необоснован-

ного отказа в заключении договора на выполнение работ или оказание ус-

луг.

 

     Статья 26. Правила бытового и иных видов обслуживания

 

     Правила бытового и иных видов обслуживания (выполнение  отдельных

видов работ,  оказание отдельных видов услуг), утверждаются Правитель-

ством Республики Таджикистан.

 

     Статья 27. Сроки выполнения работ и оказания услуг

 

     1. Исполнитель обязан выполнять работу (оказать  услугу)  в  срок

установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания от-

дельных видов услуг) или договора.  В договоре может предусматриваться

срок  выполнения  работы  (оказание услуг),  если указанными правилами

они, не предусмотрены, а также срок меньшей продолжительности, чем ус-

тановленный указанными правилами.

     2. Срок исполнения работы (оказания-  услуг)  может  определяться

датой  (периодом времени),  к которому работа (услуга) должна быть вы-

полнена (оказана), а также датой (периодом времени), когда исполнитель

должен  приступить к ее выполнению (оказанию).  В случае,  если работа

(услуга) выполняется (оказывается) по частям  (доставка  периодической

печати,  техническое  обслуживание) в течение срока действия договора,

должны предусматриваться  частные  сроки  (периоды)  выполнения  работ

(оказания услуг).

 

     Статья 28. Последствия нарушения сроков выполнения работ и оказа-

                ния услуг

 

     1. Если исполнитель своевременно не приступил к выполнению работы

(оказанию  услуги)  или  если во время ее исполнения (оказания) станет

очевидным, что она не будет выполнена (оказана) в срок, а также в слу-

чае  просрочки  выполнения работы (оказания услуги) потребитель вправе

по своему выбору:

     назначить исполнителю  новый  срок,  в течение которого он должен

приступить к выполнению работы (оказанию услуги) и (или) ее  выполнить

(оказать);

     поручить выполнение работы (оказание услуги) другому лицу за счёт

исполнителя;

     потребовать уменьшения вознаграждения за  работу  (услугу);  рас-

торгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

     2. Назначенные потребителем новые сроки, в течение которых испол-

нитель  должен  приступить  к выполнению работы (оказанию услуги) и ее

закончить, указываются в договоре.

     В случае  просрочки  назначенных новых сроков свыше одного месяца

потребитель вправе предъявить иные  требования,  установленные  частью

первой настоящей статьи.

     3. При расторжении договора в случае,  если исполнитель свое вре-

менно не приступил к выполнению работы (оказанию услуги) или выполняет

(оказывает) ее настолько медленно,  что выполнение к сроку  становится

невозможным, исполнитель не вправе требовать, возмещения своих затрат,

произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги),  а также

плату за уже выполненную работу оказанную услугу).

     Особенности порядка расчетов в таких случаях могут устанавливать-

ся правилами об отдельных видах работ (услуг).

     4. В случае нарушения остановленных сроков начала н окончания вы-

полнения работы (оказания услуги), а также назначенных потребителем на

основании части первой настоящей статьи новых сроков исполнитель упла-

чивает  потребителю за каждый день (час,  если срок определен в часах)

просрочки неустойку в размере трех процентов от стоимости работы  (ус-

луги), а если стоимость работы (услуги) отдельно в договоре не опреде-

лена,  - общей стоимости заказа,  вплоть до начала  исполнения  работы

(оказания услуги) или предъявления потребителем иных требований, уста-

новленных частью первой настоящей статьи.

     Сумма взысканной  потребителем неустойки не может превышать стои-

мость отдельного вяла (услуги) или общей стоимости заказа,  если стои-

мость отдельного вида работы (услуги) не определена договором.

     5. Требования потребителей,  установленные в части первой настоя-

щей статьи,  не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что

просрочка выполнения работы  (оказания  услуги)  произошли  вследствие

непреодолимой силы или по вине потребителя.

 

     Статья 29. Права потребителя при обнаружении недостатка с выпол-

                няемой работе (оказанной услуге)

 

     1. Потребитель при обнаружении недостатков в  выполненной  работе

(оказанной услуге) вправе по своему выбору потребовать:

     безвозмездного устранения недостатков в выполненной работе  (ока-

занной услуге);

     соответственного уменьшения вознаграждения за выполненную  работу

(оказанную услугу);

     безвозмездного изготовления другой вещи из однородного  материала

такого же качества или повторного выполнения работы (стирки,  химичес-

кой чистки),  или возмещения понесенных им расходов по исправлению не-

достатков своими средствами или третьим лицом.

     Потребитель вправе расторгнуть договор и  потребовать  возмещения

убытков,  если  в  установленный  срок недостатки в выполненной работе

(оказанной услуге) не были устранены исполнителем.  Потребитель  также

вправе расторгнуть договор, если им обнаружено существенные недостатки

в выполненной работа (оказанной услуге) или иные существенные  отступ-

ления от условий договора.

     2. Требования,  установленные частью первой настоящей статьи, мо-

гут быть предъявлены в случае обнаружения недостатков при принятии ра-

боты (услуги) или в ходе ее выполнения (оказания),  а в случае  невоз-

можности  обнаружения  недостатков при принятии работы - в течение га-

рантий его срока,  а при его отсутствии - в течение шести  месяцев  со

дня  принятия работы.  Требования по поводу недостатков в строении или

ином недвижимом имуществе, которые невозможно было обнаружить при при-

нятии работы, могут быть предъявлены при обнаружении недостатков в те-

чение гарантийного срока, а при его отсутствии - в течение двух лет со

дня принятия работы.

     3. Потребитель вправе предъявить требование о безвозмездном  уст-

ранении недостатков работы по истечения гарантийных сроков.  Указанное

требование может быть предъявлено, если в течение установленного срока

службы  (а если срок службы не установлен - в течение десяти лет с мо-

мента принятия работы) были выявлены существенные недостатки, допущен-

ные  по  вине  исполнителя.  Если данное требование не удовлетворено в

сроки, установленные статьей 30 настоящего Закона, потребитель по сво-

ему выбору вправе требовать:

     соответствующего уменьшения вознаграждения за работу;

     возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков свои-

ми средствами либо третьем лицом;

     расторжения договора и возмещения убытков.

     4. Требования,  установленные  частью  первой  настоящей  статьи,

должны  быть предъявлены не позднее десяти дней по истечении гарантий-

ного срока или сроков, предусмотренных частями второй и третьей насто-

ящей статьи.

 

     Статья 30. Сроки устранения недостатков работы (услуги)

 

     Недостатки работы  (услугой),  обнаруженные в ходе ее выполнения,

должны быть устранены в соразмерный срок, назначаемый потребителем.

     Недостатки выполненной работы (оказанной услуги) должны быть уст-

ранены в течение десяти дней,  если более короткий срок не  установлен

договором (соглашением сторон) при принятии работы (услуги) или права-

ми о выполнении отдельных видов работ (оказании  отдельных  видов  ус-

луг).

     Назначенный потребителем  или согласованный сторонами срок устра-

нения недостатков фиксируется в договоре либо ином документе, подписы-

ваемом сторонами.

     За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков  устранения

недостатков исполнитель, обязан уплатить неустойку в размере, останов-

ленном правилами о выполнении отдельных видов работ (оказании  отдель-

ных видов услуг) или договором.

 

     Статья 31. Право потребителя на расторжение договора о выполнении

                работы

 

     Потребитель вправе расторгнуть договор  о  выполнении  работы  во

всякое время, уплатив исполнителю вознаграждение за выполненную работу

и возместив ему прямые убытки, причиненные расторжением договора.

 

     Статья 32. Смета на выполняемые работы

 

     На выполнение работ,  предусмотренных договором,  может быть сос-

тавлена твердая или приблизительная смета.

     Исполнитель не вправе требовать  оплаты  работ  и  дополнительных

расходов,  не включенных в твердую смету, если потребитель не дал сог-

ласия на их производство или не поручил исполнителю  выполнение  таких

работ.  Если возникла необходимость,  превысить приблизительную смету,

исполнитесь обязан немедленно предупредить об этом потребителя. В этом

случае потребитель вправе отказаться от договора возместив исполнителю

понесенные им расходы,  приходящиеся на выполненную  работу,  согласно

первоначально определенной смете.  Если исполнитель предупредил потре-

бителя о превышении приблизительной сметы, он обязан выполнить работу,

не требуя возмещения сверхсметных расходов.

 

     Статья 3З. Выполнение работы из материалов исполнителя.

 

     Исполнитель, обязан выполнить работу,  определенную договором, из

своего материала и своими средствами,  или потребитель не требует  вы-

полнения работы из своего материала.

     Исполнитель, выполняющий работу из своего  материала,  несет  от-

ветственность за его надлежащее качество.

     Материал исполнителя оплачивается потребителем при заключении до-

говора полностью или в размере,  указанном в правилах о выполнении от-

дельных видов работ или договоре, с окончательным расчетом при получе-

нии  потребителем  выполненной исполнителем работы,  если иной порядок

расчетов за материалы исполнителя не предусмотрен соглашением сторон.

     В случаях,  предусмотренных правилами или договором, материал мо-

жет быть предоставлен исполнителем в кредит. Последующее изменение це-

ны предоставленного в кредит материала не влечет за собой перерасчета.

     Материалы исполнителя и необходимые для выполнения работы  техни-

ческие средства,  инструменты и прочее доставляются к месту выполнения

работ исполнителем.

 

     Статья 34. Выполнение работы из материалов (с вещью) потребителя

 

     Если работа выполняется полностью или частично  из  материала 

вещью) потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материа-

ла (вещи), правильное его использование.

     Исполнитель обязан:

     предупредить потребителя о непригодности или недоброкачественнос-

ти переданного им материала (вещи);

     предоставить отчет об израсходовании материала и  возвратить  его

остаток.

     Исполнитель отвечает за утрату и повреждение принятого от  потре-

бителя материала (вещи).

     В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (ве-

щи),  принятого от потребителя,  исполнитель обязан в трехдневный срок

заменить его однородными материалами,  вещью аналогичного качества,  а

при  отсутствии  таковых - возместить потребителю двукратную стоимость

утраченного (поврежденного) материала (вещи),  а также расходы,  поне-

сенные  потребителем.  В случае полной или частичной утраты (поврежде-

ния) материала (вещи) потребителя исполнитель обязан по желанию потре-

бителя незамедлительно возобновить договор и изготовить изделие из од-

нородного материала (вещи) в кратчайший технически возможный срок.

     Исполнитель освобождается  от  ответственности за полную или час-

тичную утрату (повреждение) материала (вещи),  принятого от потребите-

ля, если потребитель был предупрежден исполнителем о его особых свойс-

твах. которые могут повлечь его утрату (повреждение).

     Незнание исполнителем указанных свойств не освобождает его от от-

ветственности.

     Стоимость материала (вещи), передаваемого исполнителю, определят-

ся потребителем в договоре или  ином  документе  (квитанции,  заказе),

подтверждающем его заключение.

 

     Статья 35. Обязанность  исполнителя информировать потребителя об

                обстоятельствах, грозящих годности прочности выполняе-

                мой работы

 

     Исполнитель обязан  своевременно  предупредить потребителя о том,

что соблюдение указаний потребителя.  и иные обстоятельства, зависящие

от последнего, грозят годности и прочности выполняемой работы.

     Если потребитель,  несмотря на своевременное и обоснованное  пре-

дупреждение исполнителя, в соразмерный срок не заменит непригодный или

недоброкачественный материал, не изменит указаний о способе выполнения

работы  либо  не  устранит иных обстоятельств,  грозящих ее годности и

прочности, исполнитель вправе расторгнуть договор и взыскать причинен-

ные убытки.

 

     Статья 36. Форма  и порядок оплаты выполненной работы (оказанной

                услуги)

 

     Форма оплаты (наличными или в  безналичном  порядке)  выполненной

работы  (оказанной услуги) определяется по соглашению между потребите-

лем и исполнителем.

     Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем работу (ока-

занную услугу) по сдаче всего ее объема,  если иное не установлено за-

конодательством Республики Таджикистан.

     Выполнение работ (оказание услуг),  а также предоставление испол-

нителем  материалов  в кредит осуществляются в порядке,  установленном

правилами о выполнении отдельных видов работ (оказании отдельных видов

услуг).

     При выполнении работы в кредит право собственности на ее  резуль-

тат у потребителя возникает с момента принятия им работ.

 

     Статья 37. Регулирование отдельных видов услуг

 

     Последствия нарушения  условий  договора  об оказании услуги,  по

своему характеру не подпадающего под действие  настоящего  ,  раздела,

определяются законодательством Республики Таджикистан.

 

              РАЗДЕЛ IV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ

                       ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 

     Статья 38. Полномочия органов государственного управления,  осу-

                ществляющих  контроль  за безопасность для потребителя

                товаров (работ, услуг)

 

     В целях обеспечения  безопасности  товаров  (работ,  услуг)  Тад-

жик-Госстандарт,  Министерство здравоохранения РТ, Министерство охраны

природы РТ и другие органы государственного управления, осуществляющие

контроль за безопасность товаров (работ,  услуг) в пределах своей ком-

петенции:

     устанавливают обязательные  требования  по  безопасности  товаров

(работ, услуг) и осуществляют контроль за соблюдением этих требований;

     направляют предписания  об устранении нарушений требований по бе-

зопасности товаров (работ,  услуг), снятии с производства, прекращении

выпуска и реализация таких товаров (работ, услуг), отзыве их от потре-

бителей, а также информировании об этом потребителей;

     предъявляют иски в суды,  экономические суды к изготовителям (ис-

полнителям,  продавцам) в случае нарушения ими требований по  безопас-

ности товаров (работ, услуг).

     Координация деятельности  органов  государственного   управления,

осуществляющих контроль за безопасность товаров (работ,  услуг) в этой

области возлагается на ТаджикГосстандарт.

     ТаджикГосстандарт является  национальным  органом по сертификации

товаров (работ, услуг). В соответствии с этим Таджик Госстандарт:

     определяет порядок сертификации товаров (работ, услуг);

     определяет номенклатуру товаров (работ, услуг), подлежащих обяза-

тельной сертификации;

     аккредитует органы по сертификации конкретных видов товаров  (ра-

бот, услуг), а также испытательные лаборатории (центры) для проведения

соответствующих испытаний, предоставляет другим юридическим лицам пра-

во аккредитации;

     осуществляет контроль за  правильностью  проведения  сертификации

товаров (работ, услуг);

     ведет государственный реестр  сертифицированных  товаров  (работ,

услуг), аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабора-

торий (центров);

     принимает решения о признании сертификатов,  выданных зарубежными

и международными органами, представляет Республику Таджикистан во вза-

имоотношениях с зарубежными странами и международными организациями по

вопросам сертификации товаров (работ, услуг).

 

     Статья 39. Санкции, налагаемые органами государственного управле-

                ния,  осуществляющими  контроль  за  безопасностью для

                потребителя товаров (работ, услуг)

 

     1. Органы государственного управления, осуществляющие контроль за

безопасностью  товаров  (работ,  услуг),  в пределах своей компетенции

вправе налагать штраф в случаях:

     уклонения от  исполнения или несвоевременного исполнения их пред-

писания изготовителем (исполнителем,  продавцом) - до  20  минимальных

размеров заработной платы;

     причинения ущерба потребителям товарами (работами,  услугами), на

отвечающими предъявляемым к последним требованиям по безопасности, - в

размере суммы ущерба,  причиненного потребителям; если такой ущерб не-

возможно  определить - в размере до 20 минимальных размеров заработной

платы;

     нарушения правил сертификации товаров (работ,  услуг) органами по

сертификации,  испытательными лабораториями  (центрами)  -  в  размере

двукратной стоимости работ по сертификации,  а изготовителем (исполни-

телем, продавцом) - в размере стоимости товаров (работ, услуг), реали-

зованных с нарушениями правил по сертификации.

     2. Руководители предприятий и органов по сертификации  несут  от-

ветственность  за  нарушения,  предусмотренные частью первой настоящей

статьи, в форме штрафа, налагаемого органами, осуществляющими контроль

за безопасностью товаров (работ, услуг), в размере до трех должностных

окладов.

     3. Изготовителя (исполнители,  продавцы) товаров  (работ,  услуг)

вправе  обратиться  в суд,  экономический суд с заявлением о признании

недействительными,  полностью или частично,  предписаний органов, осу-

ществляющих контроль за безопасностью товаров (работ,  услуг), либо об

отмене или изменении решений о наложении штрафа.

     Подача заявления  не  приостанавливает  предписания или решения о

наложении штрафа на время его рассмотрения в  суде  или  экономическом

суде,  если  судом  или  экономическим судом не вынесено определение о

приостановлении исполнения указанных актов.

 

     Статья 40. Органы по защите прав потребителей при органах испол-

                нительной власти на местах

 

     Органы исполнительной  власти  на местах создают органы по защите

прав потребителей.

     Органы по  защите  прав  потребителей  при органах исполнительной

власти на местах:

     рассматривают жалобы  покупателей  и консультируют их по вопросам

законодательства о защите прав потребителей;

     анализируют договоры,  заключаемые продавцами (исполнителями, из-

готовителями) с потребителями,  с целью выявления условий,  ущемляющих

права потребителей;

     осуществляют сбор информации о причинении вреда  жизни,  здоровью

или  имуществу  потребителей,  вызванного опасными товарами (работами,

услугами),  и направляют ее в Таджик Госстандарт (его  территориальные

органы);

     при обнаружении потребителями недостатков товаров (работ,  услуг)

или выявлении опасных товаров (работ,  услуг) незамедлительно извещают

об этом соответствующие службы  органов  государственного  управления,

осуществляющие надзор за безопасностью товаров (работ, услуг);

     в целях защиты прав потребителей  предъявляют  иски  в  суды,  по

собственной инициативе или по поручению потребителя (группы потребите-

лей), или в интересах неопределенного круга потребителей.

 

     Статья 41. Права общественных организаций потребителей в Респуб-

                лике Таджикистан

 

     Граждане вправе  объединяться на добровольной основе в объединен-

ные организации потребителей, которые осуществляют свою деятельность в

соответствии с законодательством Республики Таджикистан.  Общественные

организации потребителей вправе:

     участвовать в  разработке требований по безопасности товаров (ра-

бот, услуг), а также стандартов, устанавливающих эти требования;

     производить независимую  экспертизу качества и безопасности това-

ров (работ, услуг);

     проверять соблюдение прав потребителей, правил торгового, бытово-

го и иных видов обслуживания;

     вносить в органы государственного управления,  на предприятия,  в

организации и учреждения предложения о мерах по повышению качества то-

варов (работ,  услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потреби-

телей и окружающей среды;

участвовать совместно с соответствующими органами государственного уп-

равления в осуществлении контроля  за  применением  регулируемых  цен;

вносить в прокуратуру и органы государственного управления материалы о

привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации то-

варов (работ,  услуг),  несоответствующих установленным требованиям по

безопасности и качеству; предъявлять иски в интересах потребителей, не

являющихся членами общественных организаций потребителей, в случае на-

рушения их прав,  предусмотренных законодательством о защите прав пот-

ребителей Республики Таджикистан.

 

     Статья 42. Защита  прав потребителей общественными организациями

                потребителей

 

     Общественные организации потребителей вправе предъявить иск в суд

о признании действий продавца, изготовителя (предприятия, выполняющего

их функции),  исполнителя противоправными в отношении  неопределенного

круга потребителей и прекращении этих действий.

     При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя  до-

вести  в  установленный им срок через средства массовой информации или

иным способом до сведения потребителей решение суда.

     Вступившее в законную силу решение суда о признании действий про-

давца, изготовителя (предприятия, выполняющего их функции), исполните-

ля  противоправными  в  отношении  неопределенного круга потребителей,

обязательно для суда,  рассматривающего иск  потребителя  о  гражданс-

ко-правовых  последствиях их действий по вопросам,  имели ли место эти

действия и совершены ли они данными лицами.

 

     Президент

     Республики Таджикистан                         Э. РАХМОНОВ

 

                   г.Душанбе 15 мая 1997 года № 438

 

 

          ПОСТАНОВЛЕНИЕ МАДЖЛИСИ ОЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

        О введении в действие Закона  Республики  Таджикистан

                   "О защите прав потребителей"

 

Маджлиси Оли Республики Таджикистан постановляет:

     1. Ввести в действие Закон Республики Таджикистан "О защите  прав

потребителей со дня его опубликования.

     2. До 1 января 1997 года распространить действие пунктов  1  и  2

статьи 16,  пунктов 1 и 2 статья 17 настоящего Закона на государствен-

ные производственные и торговые предприятия.

     До 1  января  1997 года сроки устранения недостатков товаров (ра-

бот,  услуг), а также замены товаров торговыми предприятиями, основан-

ными на иных формах собственности,  устанавливать по соглашению с пот-

ребителями.

     3. Правительству Республики Таджикистан:

     а) в трехмесячный срок:

     представить в  Маджлиси  Оли Республики Таджикистан предложения о

приведении законодательных актов Республики Таджикистан в соответствие

с Законом Республики Таджикистан "О защите прав потребителей";

     обеспечить отмену ведомственных нормативных актов,  в  том  числе

инструкции, регулирующих отношения в области прав потребителей, и при-

вести в соответствие с настоящим Законом правительственные нормативные

акты.

     б) в шестимесячный срок:

     подготовить предложения о порядке возмещения убытков, причинённых

потребителям вследствие недостатков в товаре (работе, услуге) в случае

несостоятельности (банкротства) предприятия (предпринимателя), а также

недостаточности его имущества для удовлетворения требований потребите-

лей.

     4. Закон Республики Таджикистан "О защите прав потребителей" при-

меняется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

     По правоотношениям, возникшим до введения его в действие, настоя-

щий  Закон применяется к тем правам и обязанностям,  которые возникнут

после введения его в действие.

 

     Председатель Маджлиси Оли

     Республики Таджикистан                            С.РАДЖАБОВ

 

                   г.Душанбе 15 мая 1997 года № 439