ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ
ТАДЖИКИСТАН
О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА
ЭКСПОРТОМ
ВООРУЖЕНИЙ, ВОЕННОЙ
ТЕХНИКИ
И ПРОДУКЦИИ ДВОЙНОГО
НАЗНАЧЕНИЯ
Настоящий Закон в интересах обеспечения
безопасности Республики
Таджикистан, выполнения республикой международных
обязательств и ук-
репления режима
нераспространения оружия массового поражения определя-
ет основы и
порядок осуществления экспортного контроля за экспортом
вооружений,
военной техники, сырья, материалов, оборудования, техноло-
гий, научно-технической
информации и услуг.
Статья 1. Понятия, используемые в
настоящем Законе.
Понятия, используемые в настоящем Законе,
означают следующее:
продукция - товары, технологии,
оборудование, работы, услуги, ин-
формация,
подпадающие под действие экспортного контроля;
продукция двойного назначения -
продукция, которая не предназна-
чена для
использования в военных целях, но может быть использована при
создании
ядерного, химического и других видов оружия массового пораже-
ния, и средства
ее доставки;
номенклатура продукции, подпадающей
под экспортный контроль -
контрольные
списки, перечни вооружений и военной техники,
продукции
двойного
назначения, включая ядерные и
специальные неядерные материа-
лы, отдельные
виды сырья, материалов, оборудования, технической, науч-
нотехнической информации и услуг, которые применяются или могут быть
применены при
создании оружия массового поражения,
различные средства
их доставки;
экспорт - вывоз продукции с таможенной
территории Республики Тад-
жикистан с целью постоянного нахождения или
потребления вне этой тер-
ритории, предоставление иностранным лицам услуг,
связанных с вооруже-
нием и военной
техникой, продукцией двойного назначения;
реэкспорт - экспорт продукции с
таможенной территории Республики
Таджикистан, произведенной за пределами, произведенной за пределами,
либо экспорт
продукции, произведенной в Республике
Таджикистан, с та-
моженной
территории другого государства в третьи страны;
транзит - перемещение продукции под таможенным
контролем через
таможенную
территорию Республики Таджикистан;
экспортеры - юридические или физические
лица Республики Таджикис-
тан, иностранные
юридические или физические
лица, а также лица без
гражданства,
осуществляющие экспорт продукции;
ядерные или специальные неядерные
материалы - материалы, опреде-
ляемые как
таковые в соответствии с требованиями международного режима
нераспространения
ядерного оружия;
экспортный контроль - совокупность
мер, связанных с реализацией
государственными
органами определяемых настоящим Законом,
другими за-
конами и иными
правовыми актами Республики Таджикистан порядка экспор-
та, реэкспорта и
транзита продукции, подпадающих под действие экспорт-
ного
контроля, а также выявление,
предупреждение и пресечение наруше-
ний этого
порядка;
услуги - деятельность, направленная на удовлетворение потребнос-
тей других лиц.
Для целей настоящего Закона понятия
"экспортный контроль" и
"го-
сударственный
контроль за экспортом" - равнозначны.
Статья 2. Принципы осуществления
экспортного контроля.
Экспортный контроль в
Республике Таджикистан
осуществляется на
основе следующих
принципов:
соблюдение международных обязательств
страны по нераспространению
оружия массового
поражения и иных видов оружия;
приоритетность политических интересов и безопасности государства
в осуществлении
экспортного контроля;
проверка конечного использования
продукции, подлежащей контролю в
рамках режима
нераспространения;
доступность информации по
законодательству, регулирующему отноше-
ния в области
экспортного контроля.
Статья 3. Законодательство Республики
Таджикистан о государствен-
ном контроле за экспортом
вооружений, военной техники и
продукции двойного назначения.
Законодательство Республики Таджикистан о
государственном контро-
ле за экспортом
вооружений, военной техники и продукции
двойного наз-
начения
основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит
из настоящего
Закона, иных актов законодательства республики, принятых
в соответствии с
настоящим Законом, а также
международных договоров,
участницей
которых является Республика Таджикистан.
Статья 4. Полномочия органов
исполнительной власти Республики
Таджикистан в области
экспортного контроля.
Правительство Республики Таджикистан:
создает и развивает систему экспортного
контроля;
издает нормативные акты по регулированию экспортного контроля,
включая порядок
его осуществления, утверждает перечни
продукции, под-
лежащей
экспортному контролю;
руководит деятельностью государственных органов, осуществляющих
экспортный
контроль, и устанавливает их полномочия
в области экспорт-
ного контроля,
исходя из их компетенции;
вводит количественные ограничения
экспорта продукции, подлежащей
экспортному
контролю;
выдает разрешение на экспорт по
определенной номенклатуре продук-
ции, подлежащей
экспортному контролю;
выдает разрешение на транзит продукции,
подлежащей экспортному
контролю.
Другие органы исполнительной власти:
обеспечивают
непосредственно реализацию
государственной политики
в области
экспортного контроля;
разрабатывают и осуществляют меры,
связанные с унификацией правил
и процедур
экспортного контроля, проводят их корректировку; разрабаты-
вают контрольные
списки, перечни продукции, подпадающей под экспортный
контроль;
контролируют экспорт, реэкспорт,
транзит продукции, подлежащей
экспортному
контролю, через уполномоченные органы;
проводят экспертизу контрактов, договоров
на экспорт;
выдают заявителям при необходимости
заключения об отнесении экс-
портируемой
продукции к продукции, подлежащей экспортному контролю;
пресекают незаконное перемещение через
таможенную границу Респуб-
лики Таджикистан
продукции, подлежащей экспортному контролю.
Статья 5. Продукция, подлежащая
экспортному контролю.
Правительство Республики Таджикистан в
соответствии с международ-
но-правовыми
актами, признанными Таджикистаном, определяет категории и
утверждает
списки, перечни продукции, подлежащей экспортному контролю.
К продукции, подлежащей экспортному контролю
в соответствии с
требованиями и
условиями настоящего Закона, относятся:
обычное вооружение и военная техника,
сырье, материалы, специаль-
ное оборудование
и технологии, услуги, связанные с их производством;
ядерные материалы, технологии,
оборудование, установки, специаль-
ные неядерные
материалы, продукция, оборудование и технологии двойного
назначения,
источники радиоактивного излучения и изотопная продукция;
химикаты и технология двойного
назначения, которые могут быть ис-
пользованы при
создании химического оружия;
возбудитель заболевания, их генетические
измененные формы и фраг-
менты
генетического материала, которые
могут быть использованы при
создании
бактериологического (биологического) и токсического оружия;
научно-техническая информация, услуги,
связанные с продукцией во-
енного
назначения.
Продукция, указанная в настоящей
статье, подлежит экспортному
контролю
независимо от его собственника, места и
времени ее происхож-
дения.
Правительство Республики Таджикистан может установить режим экс-
портного контроля
также по отношению к другим видам продукции.
Статья 6. Экспортный контроль и порядок
его осуществления.
Экспорт продукции, подлежащей экспортному
контролю, осуществляет-
ся в соответствии
с законодательство Республики Таджикистан и междуна-
родными
обязательствами Республики
Таджикистан по нераспространению
оружия массового поражения, иных видов оружия и технологий их созда-
ния, а также
другими международными договорами, участницей которых яв-
ляется Республика
Таджикистан.
Экспорт продукции, подлежащей экспортному
контролю, осуществляет-
ся по лицензиям, выдаваемым полномочным государственным органом (да-
лее- полномочный
орган), определяемым решением Правительства Республи-
ки Таджикистан.
Полномочный орган, выдающий лицензии,
представляет в Правительст-
во Республики
Таджикистан копии:
заявления хозяйствующего субъекта,
согласованного с соответствую-
щими
государственными органами, на которого
Правительством Республики
Таджикистан
возложены функции экспортного контроля;
контракта и импортного сертификата
конечного пользователя, выдан-
ного
уполномоченным государственным органом и содержащего обязательст-
во страны
получателя об использовании импортируемой из Республики Тад-
жикистан
продукции, подлежащей экспортному
контролю, только для нужд
страны и
о недопущении ее реэкспорта и
передачи в третьи страны без
согласия
таджикской стороны.
Оригиналы лицензии, контракта
с отметкой полномочного органа
представляются
хозяйствующим субъектом в таможенный орган.
При экспорте ядерных и специальных
неядерных материалов, продук-
ции двойного
назначения в условиях контракта должно быть предусмотрено
обеспечение
доступа государственных органов Республики Таджикистан, на
которых возложены
функции экспортного контроля, к проверке их конечно-
го использования.
Экспорт ядерных, специальных
неядерных материалов, продукции
двойного
назначения, технологий, установок,
оборудования по их созда-
нию в
страны, не обладающие ядерным
оружием, может осуществляться
только при
наличии официальных заверений со стороны компетентных госу-
дарственных
органов этих стран в том, что полученные ими предметы экс-
порта, а также произведенные на их основе или в
результате их исполь-
зования ядерные
или специальные неядерные материалы, продукция двойно-
го назначения,
установки и оборудование:
а) не будут использоваться для производства ядерного оружия и
других ядерных взрывных устройств или для
достижения какой-либо воен-
ной цели;
б) будут
находится под контролем
(гарантиями) Международного
агентства по
атомной энергии (МАГАТЭ) в течение всего срока их факти-
ческого использования в соответствии с соглашениями
о гарантиях между
страной
получателем и МАГАТЭ;
будут обеспечены мерами физической защиты
на уровнях, не ниже ре-
комендованных
МАГАТЭ и (или) предусмотренных международными
договора-
ми;
будут реэкспортироваться (экспортироваться) или передаваться
из-под юрисдикции
страны получателя только на условиях,
предусмотрен-
ных в пунктах
а, б, в части 6 настоящей статьи, в
случае урана с обо-
гащением выше
20%, плутония или тяжелой воды
реэкспорт или передача
собственно
предметов экспорта будут производиться только
при наличии
письменного согласия государственного органа, уполномоченного Прави-
тельством Республики
Таджикистан.
Ответственность за достоверность
сведений, представленных для по-
лучения
лицензии, несет лицо, обратившееся с заявлением на получение
лицензии.
Полномочный орган, выдавшей лицензию, или
Правительство Республи-
ки Таджикистан
вправе аннулировать или приостановить ее действие в
случае нарушения
экспортером порядка проведения
экспортных операций.
Таможенные органы
Республики Таджикистан могут
осуществлять досмотр
продукции,
подлежащей экспортному контролю, на предотгрузочном этапе.
Перемещение в целях ремонта отечественных образцов вооружения,
военной техники,
учебного и вспомогательного имущества военного назна-
чения, в том числе их составных частей, через
таможенную границу Рес-
публики
Таджикистан осуществляется по решению государственного органа,
уполномоченного
Правительством Республики Таджикистан.
Контроль за вывозом продукции, подпадающей под экспортный конт-
роль, через
таможенную границу Республики Таджикистан осуществляют Та-
моженные органы
Республики Таджикистан.
Статья 7. Реэкспорт и транзит.
Реэкспорт продукции, подлежащей
экспортному контролю, осуществля-
ется в
порядке, установленным настоящим
Законом для экспорта. Реэкс-
порт
продукции, завезенной на таможенную
территорию Республики Таджи-
кистан и
подлежащей экспортному контролю, осуществляется по разрешению
компетентного
государственного органа страны
происхождения товара и
полномочного
органа Республики Таджикистан. Полномочный
орган Респуб-
лики Таджикистан
вправе определять юридическую силу
представляемого
разрешения компетентного государственного органа страны
происхождения
продукции.
Транзит продукции, подлежащей экспортному
контролю, осуществляет-
ся по разрешению
Правительства Республики Таджикистан.
Статья 8. Участие Республики Таджикистан
в международных санкци-
ях, связанных с экспортным
контролем.
Участие Республики Таджикистан в
международных санкциях, связан-
ных с экспортным
контролем, в отношении одного
государства или ряда
государств и
введение этих санкций в действие определяется законода-
тельством
Республики Таджикистан на основании решений Организации Объ-
единенных Наций
или других международных организаций. В отдельных слу-
чаях такие
санкции могут применяться Республикой Таджикистан в однос-
тороннем порядке.
Порядок возмещения убытков экспортерам в
случае объявления между-
народных экономических санкций определяется
Правительством Республики
Таджикистан.
Статья 9. Ограничение экспорта.
Республика Таджикистан имеет право
вводить ограничения по экспор-
ту продукции,
подлежащей экспортному контролю, вплоть до эмбарго в от-
ношении
иностранных государств в случае
нарушения ими обязательств,
принятых перед Республикой Таджикистан, а также по решениям междуна-
родных
организаций, участницей которых
является Республика Таджикис-
тан.
Правительство Республики Таджикистан,
исходя из интересов обеспе-
чения безопасности государства и выполнения международных обязатель-
ств, определяется перечень государств, в
отношении которых могут вво-
диться
ограничения экспорта продукции,
подлежащей экспортному контро-
лю, с таможенной
территории Республики Таджикистан.
Статья 10. Защита информации.
Государственные органы и должностные лица
Республики Таджикистан,
полномочные
осуществлять экспортный контроль, обязаны соблюдать конфи-
денциальность
информации, полученной ими от экспортеров продукции. По-
ложения части
первой настоящей статьи не распространяются на случаи,
когда режим
конфиденциальности информации может отрицательно повлиять
на интересы
безопасности Республики Таджикистан.
Статья 11. Участие в деятельности
международных организаций.
Республика Таджикистан принимает участие в деятельности междуна-
родных
организаций, действующих в области
экспортного контроля как в
рамках ООН,
так и в других международных
организациях, связанных с
обеспечением и
укреплением режима нераспространения
оружия массового
поражения.
Статья 12. Ответственность за нарушение
настоящего Закона.
Юридические и физические лица Республики
Таджикистан, иностранные
физические и
юридические лица, а также лица без гражданства за наруше-
ние настоящего
Закона несут ответственность в соответствии с действую-
щим
законодательством Республики Таджикистан.
Президент
Республики Таджикистан
Э. Рахмонов
г.Душанбе, 13 декабря 1997 г.
№ 521
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
МАДЖЛИСИ ОЛИ РЕСПУБЛИКИ
ТАДЖИКИСТАН
О порядке введения в действие Закона
Республики Таджикистан
"О государственном
контроле за экспортом
вооружений, военной техники и продукции
двойного назначения"
Маджлиси
Оли Республики Таджикистан п о с т а н о в л я е т:
1. Ввести в действие Закон Республики Таджикистан "О
государс-
твенном контроле
за экспортом вооружений, военной
техники и продукции
двойного
назначения" после его официального опубликования.
2. Правительству Республики Таджикистан в
трехмесячный срок:
представить в Маджлиси Оли Республики
Таджикистан предложения о
приведении
законодательства Республики Таджикистан
в соответствие с
настоящим
Законом;
привести свои решения в соответствие с
настоящим Законом.
Председатель
Маджлиси Оли
Республики Таджикистан
С. Раджабов
г.Душанбе, 13 декабря 1997 г.
№ 522