ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

               О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ЭКСПОРТОМ

                     ВООРУЖЕНИЙ, ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

                   И ПРОДУКЦИИ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

 

 

  Настоящий Закон  в  интересах обеспечения безопасности Республики

Таджикистан,  выполнения республикой международных обязательств и  ук-

репления режима нераспространения оружия массового поражения определя-

ет основы и порядок осуществления экспортного  контроля  за  экспортом

вооружений, военной техники, сырья, материалов, оборудования, техноло-

             гий, научно-технической информации и услуг.

 

     Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе.

 

     Понятия, используемые в настоящем Законе, означают следующее:

     продукция - товары, технологии, оборудование, работы, услуги, ин-

формация, подпадающие под действие экспортного контроля;

     продукция двойного назначения - продукция,  которая не предназна-

чена для использования в военных целях, но может быть использована при

создании ядерного, химического и других видов оружия массового пораже-

ния, и средства ее доставки;

     номенклатура продукции,  подпадающей  под  экспортный  контроль -

контрольные списки,  перечни вооружений и военной  техники,  продукции

двойного назначения,  включая ядерные и специальные неядерные материа-

лы, отдельные виды сырья, материалов, оборудования, технической, науч-

нотехнической  информации и услуг,  которые применяются или могут быть

применены при создании оружия массового поражения,  различные средства

их доставки;

     экспорт - вывоз продукции с таможенной территории Республики Тад-

жикистан  с целью постоянного нахождения или потребления вне этой тер-

ритории,  предоставление иностранным лицам услуг, связанных с вооруже-

нием и военной техникой, продукцией двойного назначения;

     реэкспорт - экспорт продукции с таможенной территории  Республики

Таджикистан,  произведенной за пределами,  произведенной за пределами,

либо экспорт продукции,  произведенной в Республике Таджикистан, с та-

моженной территории другого государства в третьи страны;

     транзит - перемещение продукции под  таможенным  контролем  через

таможенную территорию Республики Таджикистан;

     экспортеры - юридические или физические лица Республики Таджикис-

тан,  иностранные  юридические  или физические лица,  а также лица без

гражданства, осуществляющие экспорт продукции;

     ядерные или специальные неядерные материалы - материалы,  опреде-

ляемые как таковые в соответствии с требованиями международного режима

нераспространения ядерного оружия;

     экспортный контроль - совокупность мер,  связанных с  реализацией

государственными органами определяемых настоящим Законом,  другими за-

конами и иными правовыми актами Республики Таджикистан порядка экспор-

та, реэкспорта и транзита продукции, подпадающих под действие экспорт-

ного контроля,  а также выявление, предупреждение и пресечение наруше-

ний этого порядка;

     услуги - деятельность,  направленная на удовлетворение потребнос-

тей других лиц.

     Для целей настоящего Закона понятия "экспортный контроль" и  "го-

сударственный контроль за экспортом" - равнозначны.

 

     Статья 2. Принципы осуществления экспортного контроля.

 

     Экспортный контроль  в  Республике  Таджикистан осуществляется на

основе следующих принципов:

     соблюдение международных обязательств страны по нераспространению

оружия массового поражения и иных видов оружия;

     приоритетность политических  интересов и безопасности государства

в осуществлении экспортного контроля;

     проверка конечного использования продукции, подлежащей контролю в

рамках режима нераспространения;

     доступность информации по законодательству, регулирующему отноше-

ния в области экспортного контроля.

 

     Статья 3. Законодательство Республики Таджикистан о государствен-

               ном контроле за экспортом вооружений, военной техники и

               продукции двойного назначения.

 

     Законодательство Республики Таджикистан о государственном контро-

ле за экспортом вооружений,  военной техники и продукции двойного наз-

начения основывается на Конституции Республики Таджикистан  и  состоит

из настоящего Закона, иных актов законодательства республики, принятых

в соответствии с настоящим Законом,  а также международных  договоров,

участницей которых является Республика Таджикистан.

 

     Статья 4. Полномочия  органов  исполнительной  власти Республики

               Таджикистан в области экспортного контроля.

 

     Правительство Республики Таджикистан:

     создает и развивает систему экспортного контроля;

     издает нормативные акты по  регулированию  экспортного  контроля,

включая порядок его осуществления,  утверждает перечни продукции, под-

лежащей экспортному контролю;

     руководит деятельностью  государственных органов,  осуществляющих

экспортный контроль,  и устанавливает их полномочия в области экспорт-

ного контроля, исходя из их компетенции;

     вводит количественные ограничения экспорта продукции,  подлежащей

экспортному контролю;

     выдает разрешение на экспорт по определенной номенклатуре продук-

ции, подлежащей экспортному контролю;

     выдает разрешение на транзит  продукции,  подлежащей  экспортному

контролю.

     Другие органы исполнительной власти:

     обеспечивают непосредственно  реализацию государственной политики

в области экспортного контроля;

     разрабатывают и осуществляют меры, связанные с унификацией правил

и процедур экспортного контроля, проводят их корректировку; разрабаты-

вают контрольные списки, перечни продукции, подпадающей под экспортный

контроль;

     контролируют экспорт,  реэкспорт,  транзит продукции,  подлежащей

экспортному контролю, через уполномоченные органы;

     проводят экспертизу контрактов, договоров на экспорт;

     выдают заявителям при необходимости заключения об отнесении  экс-

портируемой продукции к продукции, подлежащей экспортному контролю;

     пресекают незаконное перемещение через таможенную границу Респуб-

лики Таджикистан продукции, подлежащей экспортному контролю.

 

     Статья 5. Продукция, подлежащая экспортному контролю.

 

     Правительство Республики Таджикистан в соответствии с международ-

но-правовыми актами, признанными Таджикистаном, определяет категории и

утверждает списки, перечни продукции, подлежащей экспортному контролю.

     К продукции,  подлежащей экспортному контролю  в  соответствии  с

требованиями и условиями настоящего Закона, относятся:

     обычное вооружение и военная техника, сырье, материалы, специаль-

ное оборудование и технологии, услуги, связанные с их производством;

     ядерные материалы, технологии, оборудование, установки, специаль-

ные неядерные материалы, продукция, оборудование и технологии двойного

назначения, источники радиоактивного излучения и изотопная продукция;

     химикаты и технология двойного назначения, которые могут быть ис-

пользованы при создании химического оружия;

     возбудитель заболевания, их генетические измененные формы и фраг-

менты генетического материала,  которые могут  быть  использованы  при

создании бактериологического (биологического) и токсического оружия;

     научно-техническая информация, услуги, связанные с продукцией во-

енного назначения.

     Продукция, указанная в  настоящей  статье,  подлежит  экспортному

контролю независимо от его собственника,  места и времени ее происхож-

дения.

     Правительство Республики  Таджикистан может установить режим экс-

портного контроля также по отношению к другим видам продукции.

 

     Статья 6. Экспортный контроль и порядок его осуществления.

 

     Экспорт продукции, подлежащей экспортному контролю, осуществляет-

ся в соответствии с законодательство Республики Таджикистан и междуна-

родными обязательствами Республики  Таджикистан  по  нераспространению

оружия  массового поражения,  иных видов оружия и технологий их созда-

ния, а также другими международными договорами, участницей которых яв-

ляется Республика Таджикистан.

     Экспорт продукции, подлежащей экспортному контролю, осуществляет-

ся  по лицензиям,  выдаваемым полномочным государственным органом (да-

лее- полномочный орган), определяемым решением Правительства Республи-

ки Таджикистан.

     Полномочный орган, выдающий лицензии, представляет в Правительст-

во Республики Таджикистан копии:

     заявления хозяйствующего субъекта, согласованного с соответствую-

щими государственными органами,  на которого Правительством Республики

Таджикистан возложены функции экспортного контроля;

     контракта и импортного сертификата конечного пользователя, выдан-

ного уполномоченным государственным органом и содержащего обязательст-

во страны получателя об использовании импортируемой из Республики Тад-

жикистан продукции,  подлежащей экспортному контролю,  только для нужд

страны  и  о  недопущении ее реэкспорта и передачи в третьи страны без

согласия таджикской стороны.

     Оригиналы лицензии,  контракта  с  отметкой  полномочного  органа

представляются хозяйствующим субъектом в таможенный орган.

     При экспорте ядерных и специальных неядерных материалов,  продук-

ции двойного назначения в условиях контракта должно быть предусмотрено

обеспечение доступа государственных органов Республики Таджикистан, на

которых возложены функции экспортного контроля, к проверке их конечно-

го использования.

     Экспорт ядерных,  специальных  неядерных  материалов,   продукции

двойного назначения,  технологий, установок, оборудования по их созда-

нию в страны,  не обладающие  ядерным  оружием,  может  осуществляться

только при наличии официальных заверений со стороны компетентных госу-

дарственных органов этих стран в том, что полученные ими предметы экс-

порта,  а также произведенные на их основе или в результате их исполь-

зования ядерные или специальные неядерные материалы, продукция двойно-

го назначения, установки и оборудование:

     а) не будут использоваться для  производства  ядерного  оружия  и

других  ядерных взрывных устройств или для достижения какой-либо воен-

ной цели;

     б) будут  находится  под  контролем  (гарантиями)  Международного

агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в течение всего срока их  факти-

ческого  использования в соответствии с соглашениями о гарантиях между

страной получателем и МАГАТЭ;

     будут обеспечены мерами физической защиты на уровнях, не ниже ре-

комендованных МАГАТЭ и (или) предусмотренных международными  договора-

ми;

     будут реэкспортироваться  (экспортироваться)   или   передаваться

из-под юрисдикции страны получателя только на условиях,  предусмотрен-

ных в пунктах а,  б, в части 6 настоящей статьи, в случае урана с обо-

гащением  выше  20%,  плутония или тяжелой воды реэкспорт или передача

собственно предметов экспорта будут производиться только  при  наличии

письменного  согласия государственного органа,  уполномоченного Прави-

тельством Республики Таджикистан.

     Ответственность за достоверность сведений, представленных для по-

лучения лицензии,  несет лицо,  обратившееся с заявлением на получение

лицензии.

     Полномочный орган, выдавшей лицензию, или Правительство Республи-

ки  Таджикистан  вправе  аннулировать  или приостановить ее действие в

случае нарушения экспортером порядка проведения  экспортных  операций.

Таможенные  органы  Республики  Таджикистан могут осуществлять досмотр

продукции, подлежащей экспортному контролю, на предотгрузочном этапе.

     Перемещение в  целях  ремонта  отечественных образцов вооружения,

военной техники, учебного и вспомогательного имущества военного назна-

чения,  в том числе их составных частей, через таможенную границу Рес-

публики Таджикистан осуществляется по решению государственного органа,

уполномоченного Правительством Республики Таджикистан.

     Контроль за вывозом продукции,  подпадающей под экспортный  конт-

роль, через таможенную границу Республики Таджикистан осуществляют Та-

моженные органы Республики Таджикистан.

 

     Статья 7. Реэкспорт и транзит.

 

     Реэкспорт продукции, подлежащей экспортному контролю, осуществля-

ется в порядке,  установленным настоящим Законом для экспорта.  Реэкс-

порт продукции,  завезенной на таможенную территорию Республики Таджи-

кистан и подлежащей экспортному контролю, осуществляется по разрешению

компетентного государственного органа страны  происхождения  товара  и

полномочного органа Республики Таджикистан.  Полномочный орган Респуб-

лики Таджикистан вправе определять  юридическую  силу  представляемого

разрешения  компетентного государственного органа страны происхождения

продукции.

     Транзит продукции, подлежащей экспортному контролю, осуществляет-

ся по разрешению Правительства Республики Таджикистан.

 

     Статья 8. Участие Республики Таджикистан в международных санкци-

               ях, связанных с экспортным контролем.

 

     Участие Республики Таджикистан в международных санкциях,  связан-

ных с экспортным контролем,  в отношении одного государства  или  ряда

государств  и  введение этих санкций в действие определяется законода-

тельством Республики Таджикистан на основании решений Организации Объ-

единенных Наций или других международных организаций. В отдельных слу-

чаях такие санкции могут применяться Республикой Таджикистан в  однос-

тороннем порядке.

     Порядок возмещения убытков экспортерам в случае объявления между-

народных  экономических санкций определяется Правительством Республики

Таджикистан.

 

     Статья 9. Ограничение экспорта.

 

     Республика Таджикистан имеет право вводить ограничения по экспор-

ту продукции, подлежащей экспортному контролю, вплоть до эмбарго в от-

ношении иностранных государств в случае  нарушения  ими  обязательств,

принятых  перед Республикой Таджикистан,  а также по решениям междуна-

родных организаций,  участницей которых является Республика  Таджикис-

тан.

     Правительство Республики Таджикистан, исходя из интересов обеспе-

чения  безопасности  государства и выполнения международных обязатель-

ств,  определяется перечень государств, в отношении которых могут вво-

диться ограничения экспорта продукции,  подлежащей экспортному контро-

лю, с таможенной территории Республики Таджикистан.

 

     Статья 10. Защита информации.

 

     Государственные органы и должностные лица Республики Таджикистан,

полномочные осуществлять экспортный контроль, обязаны соблюдать конфи-

денциальность информации, полученной ими от экспортеров продукции. По-

ложения  части  первой настоящей статьи не распространяются на случаи,

когда режим конфиденциальности информации может отрицательно  повлиять

на интересы безопасности Республики Таджикистан.

 

     Статья 11. Участие в деятельности международных организаций.

 

     Республика Таджикистан  принимает участие в деятельности междуна-

родных организаций,  действующих в области экспортного контроля как  в

рамках  ООН,  так  и в других международных организациях,  связанных с

обеспечением и укреплением режима нераспространения  оружия  массового

поражения.

 

     Статья 12. Ответственность за нарушение настоящего Закона.

 

     Юридические и физические лица Республики Таджикистан, иностранные

физические и юридические лица, а также лица без гражданства за наруше-

ние настоящего Закона несут ответственность в соответствии с действую-

щим законодательством Республики Таджикистан.

 

Президент Республики Таджикистан                        Э. Рахмонов

  г.Душанбе, 13 декабря 1997 г.

           № 521

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                 МАДЖЛИСИ ОЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

     О порядке введения в действие Закона Республики Таджикистан

               "О государственном контроле за экспортом

     вооружений, военной техники и продукции двойного назначения"

 

     Маджлиси Оли Республики Таджикистан п о с т а н о в л я е т:

 

     1. Ввести  в  действие  Закон Республики Таджикистан "О государс-

твенном контроле за экспортом вооружений,  военной техники и продукции

двойного назначения" после его официального опубликования.

     2. Правительству Республики Таджикистан в трехмесячный срок:

     представить в  Маджлиси  Оли Республики Таджикистан предложения о

приведении законодательства Республики Таджикистан  в  соответствие  с

настоящим Законом;

     привести свои решения в соответствие с настоящим Законом.

 

           Председатель

Маджлиси Оли Республики Таджикистан                   С. Раджабов

   г.Душанбе, 13 декабря 1997 г.

              № 522