КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

                  О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА МЕСТАХ

 

  (в редакции Закона Республики Таджикистан от 22 мая 1998 г. № 616)                    

 

                               ГЛАВА I.

                           ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

    Статья 1. Местные представительные и исполнительные органы власти

 

    Местная власть  состоит из представительных и исполнительных орга-

нов, которые действуют в пределах своих полномочий.

    Представительным органом  власти  на территории Горно-Бадахшанской

автономной области,  в областях, городах, районах является Маджлис на-

родных депутатов. Маджлис народных депутатов выражает и реализует волю

населения соответствующей  административно-территориальной  единицы  с

учетом общегосударственных интересов.

    Исполнительную власть на территории Горно-Бадахшанской  автономной

области,  города, района осуществляет представитель Президента - Пред-

седатель Горно-Бадахшанской автономной области, области, города, райо-

на,  который действует на принципах единоналичия и осуществляет на со-

ответствующей территории функции государственного управления.

    Представительную и исполнительную власть соответствующих админист-

ративно-территориальных единиц возглавляет Председатель.

    Местная власть  обеспечивает  социальное  и экономическое развитие

соответствующей территории, исполнение Конституции, законов Республики

Таджикистан,  постановлений Маджлиси Оли, актов Президента, Правитель-

ства Республики Таджикистан,  Решений вышестоящих Маджлиса и Председа-

теля.

 

    Статья 2. Выборы в Маджлисы народных депутатов. Назначение и осво-

              бождение главы представительной и исполнительной  власти

              на местах

 

    Маджлис народных депутатов избирается гражданами Республики Таджи-

кистан, проживающими в соответствующих административно-территориальных

единицах.

    Порядок проведения выборов в местные Маджлисы  народных  депутатов

устанавливается законодательством Республики Таджикистан.  Председате-

лей Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов и районов

назначает  и освобождает от должности Президент Республики Таджикистан

и представляет их на утверждение  соответствующих  Маджлисов  народных

депутатов.

    Председатель Горно-Бадахшанской автономной области, области, горо-

да, района назначается и утверждается из числа депутатов соответствую-

щего Маджлиса народных депутатов.

    Срок полномочий  Маджлиса  народных  депутатов и председателей - 5

лет.

 

    Статья 3. Взаимоотношения представительных органов власти различ-

              ных уровней между собой

 

    Маджлисы народных  депутатов в пределах своей компетенции осущест-

вляют деятельность самостоятельно.

    Решения вышестоящего Маджлиса народных депутатов,  не противореча-

щие законам Республики Таджикистан,  обязательны для исполнения нижес-

тоящими Маджлисами народных депутатов.

    Вышестоящие Маджлисы народных депутатов вправе делегировать нижес-

тоящим Маджлисам народных депутатов часть своих полномочий или по вза-

имному согласию принять на себя осуществление части полномочий  нижес-

тоящих Маджлисов народных депутатов. Местные Маджлисы народных депута-

тов, Председатель Горно-Бадахшанской автономной области, города, райо-

на  вправе  вступать в договорные отношения с органами государственной

власти и управления других областей,  городов, районов Республики Тад-

жикистан  в  пределах  предоставленной компетенции в целях объединения

материально-финансовых ресурсов для проведения мероприятий,  представ-

ляющих общий интерес,  создания совместных предприятий,  хозяйственных

организаций, координации работы в различных отраслях и сферах управле-

ния.

 

    Статья 4. Взаимоотношения представительных и исполнительных орга-

              нов власти с органами самоуправления

 

    Маджлис народных депутатов и Председатель Горно-Бадахшанской авто-

номной области, области, города, района обеспечивают права органов са-

моуправления на соответствующей территории.

 

    Статья 5. Взаимоотношения Маджлиса народных депутатов и Председа-

              теля с предприятиями, учреждениями и организациями

 

    Взаимоотношения Маджлиса   народных  депутатов  и  Председателя  с

предприятиями,  учреждениями и организациями строятся исходя из обяза-

тельности исполнения решений Маджлиса народных депутатов и Председате-

ля,  принятых в пределах их компетенции,  а также на основе договоров,

учитывающих взаимные интересы территорий,  предприятий и трудовых кол-

лективов.

    Маджлис народных  депутатов и Председатель вправе обратиться в суд

с исковым заявлением о признании недействительными актов  предприятий,

учреждений и организаций, нарушающих права, свободы и законные интере-

сы граждан, а также о возмещении ущерба, нанесенного ими населению со-

ответствующей территории, а до принятия решения судом приостанавливать

действие оспариваемых актов.

    Предприятия, учреждения  и  организации  вправе обратиться в суд с

исковым заявлением о признании недействительности актов  Маджлиса  на-

родных депутатов и Председателя,  нарушающих их права,  и о возмещении

ущерба, нанесенного незаконными действиями Маджлиса народных депутатов

и Председателя.

 

    Статья 6. Права юридического лица

 

    Маджлис народных депутатов пользуется правами юридического лица.

    Маджлис народных депутатов и Председатель имеют печати с изображе-

нием  Государственного  Герба Республики Таджикистан и бланки установ-

ленного образца.

 

     Статья 7. Право на учреждение средств массовой информации

 

     Местный Маджлис  народных  депутатов и Председатель вправе учреж-

дать свой печатный орган,  использовать местное радио,  телевидение  и

другие средства массовой информации в соответствии с законодательством

Республики Таджикистан.

 

     Статья 8. О соблюдении государственных символов Республики Таджи-

               кистан

 

     Государственный Флаг  и Государственный Герб Республики Таджикис-

тан устанавливаются на зданиях местного Маджлиса депутатов и  предста-

вителя - Председателя в залах,  где проводятся сессии местного Маджли-

са,  а также в случаях,  предусмотренных законодательством  Республики

Таджикистан.

 

     Статья 9. Законодательство Республики Таджикистан о государствен-

               ной власти на местах

 

     Деятельность органов государственной власти на местах регулируют-

ся Конституцией Республики Таджикистан,  настоящим Законом  и  другими

законодательными актами Республики Таджикистан.

 

     Статья 10. Акты Маджлиса народных депутатов, Председателя Маджлис

                народных депутатов Горно-Бадахшанской  автономной  об-

                ласти, области, города, района принимает решения

 

     Председатель Горно-Бадахшанской автономной области,  области, го-

рода, района принимает решения и издает распоряжения.

     Акты Маджлиса народных депутатов и Председателя вступают в силу с

момента их подписания,  если иное не определено в самом акте,  и дово-

дятся до сведения предприятий организаций, учреждений, соответствующих

должностных лиц и граждан.

     Акты Маджлиса народных депутатов и Председателя,  принятые в пре-

делах их компетенции,  обязательны для исполнения всеми расположенными

на территории области, города, района предприятиями, учреждениями, ор-

ганизациями,  независимо от ведомственной принадлежности, должностными

лицами и гражданами.

     В случае несоответствия актов Маджлиса народных депутатов и Пред-

седателя Конституции и законам Республики Таджикистан эти акты отменя-

ются вышестоящими органами или судом.

 

                              ГЛАВА II.

                  ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 

     Статья 11. Формы собственности, составляющие экономическую основу

                деятельности местных органов государственной власти

 

     Экономическую основу деятельности местных Маджлисов народных  де-

путатов и Председателей составляют государственная собственность адми-

нистративно-территориальных образований (коммунальная  собственность),

а также другие объекты, переданные в соответствии с законами Республи-

ки Таджикистан,  являющиеся источником получения доходов соответствую-

щей  территории  и удовлетворения социально-экономических потребностей

населения.

     По отношению к объектам государственной собственности, находящим-

ся в исключительной собственности Республики Таджикистан,  Маджлис на-

родных депутатов и Председатель Горно-Бадахшанской автономной области,

области,  города,  района осуществляют контроль в  части  эффективного

размещения производственных и социальных объектов,  создания соответс-

твующей инфраструктуры, рационального использования природных и трудо-

вых ресурсов,  охраны окружающей среды,  социальной защиты населения и

других сферах, предусмотренных законодательством.

     Порядок управления  собственностью  Горно-Бадахшанской автономной

области,  области,  города,  района, а также объектами республиканской

собственности, переданными в установленном порядке в хозяйственное ве-

дение области, города, района, регулируется настоящим Законом и други-

ми законодательными актами Республики Таджикистан.

 

     Статья 12. Собственность  Горно-Бадахшанской автономной области,

                области, города, района

 

     Местным Маджлисам народных депутатов Горно-Бадахшанской  автоном-

ной области,  области, города, района принадлежат все полномочия собс-

твенника на объекты,  переданные ему в результате разграничения  госу-

дарственной  собственности или приобретенные им в соответствии с зако-

нодательством Республики Таджикистан.

     В собственности  Горно-Бадахшанской автономной области,  области,

города,  района находится имущество соответствующего Маджлиса народных

депутатов,  средства бюджета, объекты инженерной инфраструктуры и дру-

гие объекты, имеющие областное, районное, городское значение, предпри-

ятия и объединения, учреждения народного образования, здравоохранения,

социального обеспечения,  науки и культуры, другие учреждения, создан-

ные  или  приобретенные  за счет средств Горно-Бадахшанской автономной

области,  области, города, района, в том числе на долевых началах, или

переданные безвозмездно местному Маджлису народных депутатов от других

источников, а также ценные бумаги и финансовые активы.

 

     Статья 13. Управление объектами собственности Горно-Бадахшанской

                автономной области, области, города, района

 

     Маджлис народных депутатов,  Председатель осуществляют управление

объектами собственности соответственно  Горно-Бадахшанской  автономной

области,  области, города, района в пределах устанавливаемых законода-

тельством Республики Таджикистан.

     Маджлис народных  депутатов и Председатель Горно-Бадахшанской ав-

тономной области,  области,  города, района вправе передавать объекты,

находящиеся в собственности Горно-Бадахшанской автономной области, об-

ласти, города, района во временное или постоянное владение и пользова-

ние в порядке и пределах, предусмотренных законодательством Республики

Таджикистан.

 

                              ГЛАВА III.

                    ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 

     Статья 14. Финансовые  ресурсы Горно-Бадахшанской автономной об-

                ласти, области, города, района

 

     Финансовые ресурсы Горно-Бадахшанской автономной области,  облас-

ти,  города,  района составляют средства бюджета, кредитные ресурсы, а

также субвенции и дотации из соответствующих вышестоящих бюджетов.

     Финансовые ресурсы Горно-Бадахшанской автономной области,  облас-

ти,  города, района могут на договорной основе объединяться с финансо-

выми ресурсами других областей,  городов, районов, а также расположен-

ных на их территориях предприятий,  учреждений, организаций обществен-

ных  объединений и граждан для финансирования совместных,  в том числе

межтерриториальных программ социально-экономического развития.

 

     Статья 15. Бюджетные права Маджлиса народных депутатов и Предсе-

                дателя

 

     Маджлис народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области,

области,  города,  района утверждает соответствующий бюджет и отчет  о

его исполнении.

     Разработка проекта бюджета Горно-Бадахшанской автономной области,

области, города, района и его исполнение организуется Председателем.

     Проект бюджета представляется Председателем по источникам доходов

и направлениям расходов.

     Финансирование исполнительных органов осуществляется в  размерах,

предусмотренных Правительством в бюджете.

     Расходы на содержание представительного органа определяются Мадж-

лисом народных депутатов.

     Маджлис народных депутатов и Председатель в пределах их компетен-

ции несут ответственность за сбалансирование бюджета.

 

     Статья 16. Доходы бюджета Горно-Бадахшанской автономной области,

                области, города, района

 

     Доходы бюджета Горно-Бадахшанской  автономной  области,  области,

города, района формируются за счет закрепленных законодательством Рес-

публики Таджикистан источников и отчислений от общегосударственных на-

логов и доходов.  Отчисления в местный бюджет производятся в соответс-

твии с законами Республики Таджикистан о бюджетной системе,  о налого-

обложении и другими законами Республики Таджикистан. Кроме того, в вы-

шеуказанные бюджеты зачисляются:

     - добровольные взносы и пожертвования граждан,  предприятий,  уч-

реждений, организаций всех форм собственности;

     - доходы от проведения хашаров;

     - доходы от местных займов,  денежно-вещевых лотерей и аукционов.

(Закон РТ № 616 от 22.05.1998 г.)

     1. В городской и районный (областного подчинения),  районный (го-

рода Душанбе) бюджет полностью зачисляются следующие доходы;

     - государственная пошлина, местные налоги и сборы;

     - дотации  и субвенции,  выделенные на покрытие дефицита бюджета,

выделяются по мере выполнения доходов и произведенных расходов;

     - поступления  от сдачи в аренду имущества,  находящегося в собс-

твенности или хозяйственном ведении города, района;

     - дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы, полу-

ченные за счет осуществления социально-экономических мероприятий.

     II. В городской и районный (областного подчинения), районный (го-

рода Душанбе) бюджет зачисляются по ставкам и нормативам, утвержденным

вышестоящим Маджлисом народных депутатов;

     - земельного налога;

     - акцизов;

     - налога на прибыль с предприятий;

     - налога на добавленную стоимость;

     - сумм ресурсных платежей;

     - сумм рентных (фиксированных) платежей;

     - сумм  подоходного  налога  с  граждан  Республики  Таджикистан,

иностранных граждан и лиц без гражданства.

     Кроме того зачисляются и другие доходы в соответствии с  законами

Республики Таджикистан.

     III. Районные и городские Маджлисы народных депутатов вправе пре-

доставлять  льготы отдельным категориям плательщиков местных налогов и

сборов, поступающих в соответствующий момент бюджет.

     IV. В  бюджет  Горно-Бадахшанской  автономной области,  областные

бюджеты,  бюджеты города Душанбе,  районов республиканского подчинения

зачисляются по нормативам поступления от;

     а) общегосударственных налогов, сборов и платежей;

     - налога на добавленную стоимость;

     - акцизов;

     - сумм рентных (фиксированных) платежей;

     - налога на прибыль предприятий, объединений и организаций.

     б) остальных видов налогов, сборов и платежей:

     - сумм  подоходного  налога  с  граждан  Республики  Таджикистан,

иностранных граждан и лиц без гражданства;

     - других доходов,  предусмотренных  законодательством  Республики

Таджикистан.

     Нормативы отчислений от  общегосударственных  налогов,  сборов  и

платежей,  зачисляемых в бюджет Горно-Бадахшанской автономной области,

в областные бюджеты, бюджеты города Душанбе и районов республиканского

подчинения, утверждаются Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

     Нормативы отчислений от  общегосударственных  налогов,  сборов  и

платежей,  зачисляемых в бюджеты городов и районов областного подчине-

ния и районов города Душанбе,  определяются Маджлисом народных депута-

тов  Горно-Бадахшанской автономной области,  областными и Душанбинским

городским Маджлисами народных депутатов.

 

     Статья 17. Расходы местного бюджета

 

     Расходы бюджета Горно-Бадахшанской автономной  области,  области,

города,  района осуществляются за счет доходов,  а также дотаций, суб-

венций,  полученных из бюджетов вышестоящего  территориального  уровня

Председатель  в период между сессиями распоряжается финансовыми ресур-

сами бюджета с последующим внесением на сессию Маджлиса народных депу-

татов для утверждения изменений по бюджету.

 

     Статья 18. Резервный фонд Председателя

 

     Местные Маджлисы народных депутатов могут образовывать в пределах

утвержденного бюджета резервный фонд Председателя в размере 0,5  %  от

общего дохода соответствующего местного бюджета.

     Председатель распоряжается резервным Фондом и о его  расходовании

отчитывается перед Маджлисом народных депутатов.

     Положение об условиях и порядке расходования  средств  Резервного

фонда  председателя утверждается Правительством Республики Таджикистан

(Закон РТ № 616 от 22.05.1998 г.).

 

     Статья 19. Валютные фонды Горно-Бадахшанской автономной области,

                областей,  города  Душанбе  и районов республиканского

                подчинения

 

     Маджлис народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области,

областной,  Душанбинский городской и районов республиканского подчине-

ния Маджлисы вправе формировать фонд Горно-Бадахшанской автономной об-

ласти, области, города Душанбе и районов республиканского подчинения в

соответствии с законодательством Республики Таджикистан и использовать

его в соответствии с решениями Маджлиса народных депутатов.

 

                              ГЛАВА IV.

           СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

               МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

 

     Статья 20. Организационные формы деятельности Маджлиса  народных

                депутатов

 

     Маджлис народных депутатов осуществляет свою деятельность на сес-

сиях, через постоянные и иные комиссии, а также путем реализации депу-

татами своих полномочий в установленном законом порядке.

 

     Статья 21. Сессия Маджлиса народных депутатов

 

     Основной формой деятельности Маджлиса народных депутатов является

сессия, на которой он решает вопросы, отнесенные к его ведению законо-

дательством Республики Таджикистан.

     Сессия Маджлиса народных депутатов правомочна,  если на ней  при-

сутствуют не менее двух третей от числа депутатов,  избранных в данный

Маджлис народных депутатов.

 

     Статья 22. Порядок созыва сессии Маджлиса народных депутатов

 

     Первая сессия вновь избранного Маджлиса народных депутатов  созы-

вается  не позднее чем в месячный срок после избрания в Маджлис народ-

ных депутатов не менее трех четвертей от числа депутатов,  установлен-

ного для данного Маджлиса народных депутатов.

     Сессия Маджлиса народных депутатов созывается председателем,  а в

отсутствие  председателя - одним из его заместителей по мере необходи-

мости,  но не реже двух раз в год.  Сессии Маджлиса народных депутатов

может созываться также по инициативе не менее двух третей от числа де-

путатов соответствующего Маджлиса народных депутатов. Решение о созыве

сессии  доводится до сведения депутатов не позднее чем за семь дней до

открытия сессии.

     На сессиях Маджлиса народных депутатов председательствует Предсе-

датель,  а в его отсутствии по решению Маджлиса -  один  из  депутатов

данного Маджлиса.

     На период проведения сессии Маджлиса народных депутатов из  числа

депутатов избирается секретарь или секретариат сессии.

     Первая сессия областного Маджлиса народных депутатов во вновь об-

разованной области созывается Президиумом Маджлиси Оли Республики Тад-

жикистан не позднее чем в месячный срок со дня образования области,  а

в случае проведения выборов в Маджлис народных депутатов вновь образо-

ванной области - не позднее чем в трехнедельный срок со дня выборов  в

областной Маджлис.

     Первая сессия районного,  городского Маджлиса народных  депутатов

во вновь образованном городе,  районе созывается вышестоящим Маджлисом

народных депутатов,  а в районе,  городе  республиканского  подчинения

Президиумом Маджлиси Оли Республики Таджикистан не позднее чем в трех-

недельный срок после выборов.

     По вопросам, выносимым на рассмотрение сессии, Председатель Мадж-

лиса народных депутатов в указанный срок представляет депутатам  необ-

ходимые материалы.

     По вопросам,  обсуждаемым на сессии, областной, городской, район-

ный  Маджлис  народных депутатов принимает решение открытым или тайным

голосованием,  простым или квалифицированным большинством  голосов  от

общего числа депутатов.

 

     Статья 23. Формирование повестки дня сессии Маджлиса народных де-

                путатов

 

     Вопросы на  рассмотрение  Маджлиса  народных  депутатов  вносятся

Председателем Маджлиса народных депутатов,  постоянными и иными комис-

сиями, депутатскими группами и депутатами.

     Предложения к  повестке дня сессии могут представляться Председа-

телю нижестоящим Маджлисом народных депутатов,  вышестоящими  органами

власти и управления,  собраниями представителей граждан, общественными

объединениями.

     Повестка дня  сессии при ее обсуждении может быть дополнена и из-

менена.

     Об утверждении  повестки  дня  сессии  Маджлис народных депутатов

принимает решение.

 

     Статья 24. Порядок проведения сессии Маджлиса народных депутатов

 

     Сессии Маджлиса народных депутатов открывает  и  ведет  председа-

тель.

     Сессии Маджлиса народных депутатов проводятся в  форме  пленарных

заседаний,  а  также заседаний постоянных комиссий,  объединений общей

повесткой дня.  В работе сессии по решению Маджлиса народных депутатов

может быть сделан перерыв на срок,  устанавливаемый Маджлисом народных

депутатов.

 

     Статья 25. Регламент Маджлиса народных депутатов

 

     Порядок созыва и проведения сессии Маджлиса  народных  депутатов,

внесения и рассмотрения вопросов на сессии, образования и избрания ор-

ганов Маджлиса народных депутатов,  заслушивания отчетов о их деятель-

ности,  рассмотрения депутатских запросов,  проектов решений,  порядок

голосования,  принятия решений, определения числа приглашаемых на сес-

сию лиц и другие вопросы организации работы сессии определяются регла-

ментом Маджлиса народных депутатов, утверждаемым на его сессии.

 

     Статья 26. Гласность в работе Маджлиса народных депутатов

 

     Сессия Маджлиса народных депутатов и заседания его органов прово-

дятся гласно и носят открытый характер.

     О ходе работы сессии, принятых на ней решений население извещает-

ся местными средствами массовой информации.

     Маджлис народных депутатов вправе  большинством  голосов  принять

решение о проведении закрытого заседания.

 

     Статья 27. Постоянные и временные комиссии Маджлиса народных де-

                путатов

 

     Для предварительного  рассмотрения  и подготовки вопросов на сес-

сию,  содействия проведения в жизнь решений Маджлиса народных  депута-

тов,  законодательных  актов  Республики Таджикистан,  осуществления в

пределах своей компетенции контрольных функций Маджлис народных  депу-

татов  на срок своих полномочий избирает постоянные и временные комис-

сии.

     Постоянные комиссии и их председатели избираются  соответствующим

Маджлисом  народных  депутатов из числа его народных депутатов на срок

его полномочий.

     Постоянные комиссии местного Маджлиса народных депутатов:

     - предварительно рассматривают программы экономического  и  соци-

ального развития соответствующей территории,  бюджет и отчеты о выпол-

нении программ и исполнении бюджета,  вносят по ним свои  замечания  и

предложения,  а  в  случае  необходимости представляют эти замечания и

предложения Маджлису;

     - ведут  работу по выявлению дополнительных резервов и возможнос-

тей развития местной промышленности,  жилищного, коммунального хозяйс-

тва  и  благоустройства,  улучшению социально-культурного,  бытового и

иного обслуживания населения,  подготавливают по этим вопросам предло-

жения  и  вносит их на рассмотрение соответствующего Маджлиса народных

депутатов;

     - проверяют в пределах своих полномочий работу управлений,  коми-

тетов и отделов Хукумата,  предприятий, учреждений и организаций, вно-

сят предложения на рассмотрение Маджлиса и Председателя;

     - осуществляют другие полномочия, предусмотренные законом Респуб-

лики  Таджикистан и регламентом соответствующего Маджлиса народных де-

путатов.

     В течение  срока полномочий Маджлис может образовывать новые пос-

тоянные комиссии,  упразднять, реорганизовывать ранее созданные и вно-

сить изменения в их основы.

     Маджлис народных депутатов может образовывать временные комиссии,

задачи которых определяются при их образовании.

     Постоянные комиссии на первом заседании избирают из своего соста-

ва заместителя председателя, секретаря комиссии.

     В состав постоянных комиссий местного Маджлиса не могут быть изб-

раны Председатель, его заместители, работники его аппарата.

     Постоянные комиссии ответственны перед избравшим их  Маджлисом  и

ему подотчетны.

     Постоянные комиссии местного Маджлиса народных депутатов по  воп-

росам,  относящимся к их ведению, вправе заслушивать руководителей уп-

равлений, комитетов и отделов Хукумата.

     Для решения  и подготовки вопросов комиссии могут привлекать спе-

циалистов.

     Положения о  комиссиях утверждается соответствующим Маджлисом на-

родных депутатов.

 

     Статья 28. Депутат Маджлиса народных депутатов

 

     Депутаты являются полномочными представителями избирателей и  вы-

ражают их волю интересы в Маджлисе народных депутатов.

     Полномочия депутата начинаются со дня  их  утверждения  Маджлисом

народных депутатов и заканчиваются в день открытия первой сессии Мадж-

лиса народных депутатов нового созыва, либо в случаях досрочного прек-

ращения полномочий.

     Депутат обладает своей полнотой прав,  обеспечивающих его участие

в  деятельности  Маджлиса  народных депутатов и образуемых им органов,

несет обязанности перед Маджлисом народных депутатов и  его  органами,

выполняет их поручения.

     Депутат подтверждает связь с избирателями,  регулярно информирует

их о работе Маджлиса народных депутатов,  выполнении планов,  программ

экономического, социального развития территории, участвует в организа-

ции и контроле исполнения решений Маджлиса народных депутатов, изучает

общественное мнение,  нужды и запросы населения,  вносит предложения в

Маджлис народных депутатов.

     На время сессий,  заседаний постоянных комиссий Маджлиса народных

народных  депутатов,  а также для осуществления народных депутатов,  а

также для осуществления депутатских полномочий в иных  предусмотренных

законом  случаях  депутат освобождается от исполнения производственных

или служебных обязанностей с возмещением ему средней заработной  платы

по  основному месту работы и других расходов,  связанных с депутатской

деятельностью,  за счет средств соответствующего местного бюджета. Ру-

ководители государственных органов, общественных объединений, предпри-

ятий, организаций и учреждений, независимо от форм собственности, обя-

заны  оказывать  депутатам Маджлиса народных депутатов необходимое со-

действие в осуществлении возложенных на них функций.

     В случае  игнорирования  законных  требований  депутатов виновные

должностные лица привлекаются к ответственности по представлению Пред-

седателя в порядке, установленном законодательством.

     Полномочия депутата прекращаются досрочно по решению Маджлиса на-

родных депутатов, принимаемому в связи с избранием или назначением де-

путата на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполне-

нием  депутатских  обязанностей,  либо в связи с вступившим в законную

силу обвинительным приговором суда в отношении лица, являющегося депу-

татом, а также в случае утраты депутатом гражданства Республики Таджи-

кистан, выездом за пределы республики.

     Полномочия депутата  могут  быть  прекращены  досрочно по решению

Маджлиса народных депутатов,  принимаемому в связи с личным заявлением

депутата  об  отставке ввиду обстоятельств,  препятствующих выполнению

полномочий.

     Депутат пользуется на территории соответствующего Маджлиса народ-

ных депутатов правом бесплатного проезда на всех видах транспорта  (за

исключением такси).

 

     Статья 29. Право запроса

 

     Народный депутат, постоянная и временная комиссии Маджлиса народ-

ных депутатов имеют право обращаться с запросами к Председателю,  иным

руководителям исполнительной власти и ее органов, предприятий, органи-

заций и учреждений, расположенных на территории соответствующего Мадж-

лиса народных депутатов,  по вопросам, относящимся к компетенции Мадж-

лиса народных депутатов.

     Запрос вносится  в письменной или устной форме на сессии.  Запрос

внесенный в письменной форме, подлежит оглашению.

     Государственный орган,  должностное лицо,  к которым обращен зап-

рос,  обязаны дать по нему устный или письменный ответ на сессии Мадж-

лиса народных депутатов.  Ответ на запрос представляется в установлен-

ный Маджлисом народных депутатов срок и оглашается на сессии. По отве-

ту на запрос могут быть открыты прения.

     По ответу на запрос и результатам его обсуждения Маджлис народных

депутатов принимает решение.

 

     Статья 30. Организационное материально-техническое и иное обеспе-

                чение деятельности Маджлиса народных депутатов

 

     Организационное, материально-техническое и иное обслуживание дея-

тельности Маджлиса народных депутатов,  оказание помощи народным депу-

татам в осуществлении их полномочий  обеспечивается  аппаратом  органа

местной исполнительной власти (Хукумата).

 

                               ГЛАВА V.

                ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ НА МЕСТАХ

 

     Статья 31. Руководство исполнительной власти на местах

 

     Исполнительную власть в Горно-Бадахшанской автономной области,  в

области, городе и районе возглавляет Председатель.

     Председатель имеет первого заместителя и заместителей в количест-

ве, определяемом Правительством Республики Таджикистан.

     Первый заместитель,  заместители Председателя  Горно-Бадахшанской

автономной области, области, города, района назначаются и освобождают-

ся от должности Председателем,  как правило,  из числа депутатов соот-

ветствующих Маджлисов, по согласованию с Президентом Республики Таджи-

кистан,  с последующим представлением принятого решения на утверждение

соответствующего Маджлиса народных депутатов.

     При назначении и освобождении первого  заместителя,  заместителей

Председателя района и города, входящих в Горно-Бадахшанскую автономную

область и области,  а также районов г. Душанбе, учитывается мнение вы-

шестоящего Председателя.

     Заместителя Председателя выполняют функции в соответствии с расп-

ределением обязанностей, установленным Председателем. В случае отсутс-

твия Председателя или невозможности выполнения им  своих  обязанностей

его  полномочия осуществляет первый заместитель или по поручению Пред-

седателя один из заместителей.

 

     Статья 32. Структура и штаты органов  исполнительной  власти  на

                местах

 

     Органы исполнительной власти на местах (Хукумата) состоят из  уп-

равлений,  комитетов, отделов и других подразделений, структура, поря-

док организации и деятельность которых  определяются  соответствующими

положениями, утверждаемыми Правительством Республики Таджикистан.

     Структура и  штата  органов исполнительной власти на местах уста-

навливаются и изменяются Председателем по согласованию с  Правительст-

вом Республики Таджикистан в пределах ассигнований бюджета, утвержден-

ного соответствующим Маджлисом народных депутатов.

     Структура и  штаты  аппаратов  местных  Хукуматов устанавливаются

Правительством Республики Таджикистан.

 

     Статья 33. Назначение и освобождение  руководителей  структурных

                подразделений местных органов исполнительной власти

 

     Руководители структурных  подразделений  исполнительной власти по

согласованию с вышестоящими органами государственного управления  наз-

начаются  и  освобождаются  от должности соответствующим Председателем

последующим представлением принятого решения на  утверждение  Маджлиса

народных депутатов.

     Маджлис народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области,

области,  города, района вправе тайным голосованием большинством в две

третьих от общего  числа  депутатов  выразить  недоверие  руководителю

структурного  подразделения Хукумата и поставить вопрос о его освобож-

дении от должности перед Председателем,  который принимает по  данному

вопросу мотивирование решение и извещает о нем соответствующий Маджлис

народных депутатов.

 

                              ГЛАВА VI.

        ПОЛНОМОЧИЯ МАДЖЛИСА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

 

     Статья 34. Полномочия Маджлиса народных депутатов

 

     К основным полномочиям Маджлиса народных депутатов относятся:

     утверждение по представлению Председателя местного  бюджета  и  о

его исполнении, перспективных социальных и экономических программ раз-

вития, генерального плана и правил застройки территории;

     установление размера местных налогов и сборов, пошлин, предостав-

ление льгот по местным налогам, сборам и платежам, поступающим в мест-

ный бюджет в соответствии с законодательством;

     утверждение Председателя и его заместителей в должности, освобож-

дение Председателя и его заместителей от должности, заслушивание отче-

тов об их деятельности;

     утверждение решений Председателя в случаях,  предусмотренных нас-

тоящим Законом;

     утверждение регламента  Маджлиса народных депутатов,  положений о

постоянных и иных комиссиях Маджлиса народных  депутатов,  внесение  в

них изменений и дополнений; образование, избрание и упразднение посто-

янных и временных комиссий,  иных органов Маджлиса народных депутатов,

изменение их состава, заслушивание отчетов о их работе;

     признание и досрочное прекращение полномочий народных  депутатов,

дача согласия на привлечение их к ответственности в случаях и порядке,

установленных законодательством;

     заслушивание отчетов руководителей управлений, комитетов, отделов

и других структурных подразделений органов;

     утверждение общей  суммы  расходов  на  обеспечение  деятельности

Маджлиса народных депутатов;

     утверждение правил,  предусматривающих  административную  ответс-

твенность за их нарушение;

     рассмотрение запросов  народных депутатов и принятие по ним реше-

ний;

     образование и  утверждение  по представлению Председателя состава

административной,  наблюдательной комиссий по делам несовершеннолетних

и других;

     принятие решений о выпуске, условиях и размещений местных займов,

облигаций и лотерей;

     отмена несоответствующих законодательству Республики  Таджикистан

решений Председателя и нижестоящего Маджлиса.

     Маджлис народных депутатов решает и другие вопросы,  отнесенные к

его компетенции в области обеспечения и соблюдения прав и законных ин-

тересов граждан,  социально-экономического развития, охраны окружающей

среды, памятников истории и культуры, организационных вопросов и конт-

роля в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

     Местный Маджлис  народных  депутатов  вправе  тайным голосованием

большинством в две трети от общего числа депутатов выразить  недоверие

Председателю и поставить вопрос о его освобождении от должности.  Пре-

зидент Республики Таджикистан в течение месяца  принимает  по  данному

вопросу мотивированное решение.

 

     Статья 35. Полномочия Председателя

 

     Председатель:

     организует исполнение законов и иных актов  Маджлиси  Оли,  актов

Президента Республики Таджикистан,  Правительства, решений вышестоящих

органов и соответствующего Маджлиса народных депутатов;  принимает ре-

шение о созыве сессии Маджлиса народных депутатов;

     осуществляет руководство подготовкой сессии Маджлиса народных де-

путатов и вопросов, вносимых на ее рассмотрение;

     ведет заседание сессии Маджлиса народных депутатов,  обеспечивает

соблюдение регламента Маджлиса народных депутатов;

     принимает меры,  связанные с укреплением правопорядка и усилением

борьбы с преступностью,  обеспечением безопасности граждан, защитой их

прав и здоровья, организует работу при стихийных бедствиях эпидемиях и

других экстремальных случаях;

     представляет на утверждение Маджлиса народных депутатов  основные

направления экономического и социального развития территории, основные

параметры бюджета и отчеты об их исполнении;

     подписывает решения Маджлиса народных депутатов,  протоколы, иные

документы,  принимаемые или утверждаемые на сессии  Маджлиса  народных

депутатов;

     представляет на утверждение Маджлиса народных депутатов решения о

назначении  и освобождении от должности своих заместителей и руководи-

телей структурных подразделений органов исполнительной власти;

     отменяет решения нижестоящих Председателей и вносит представления

в Маджлис народных депутатов,  если они противоречат Конституции  Рес-

публики  Таджикистан,  законам  и иным актам Маджлиси Оли,  Президента

Республики Таджикистан, Правительства депутатов и Председателя;

     контролирует работу  структурных  подразделений  органов исполни-

тельной власти, руководители которых назначаются и освобождаются соот-

ветствующим Маджлисом народных депутатов;

     осуществляет управление коммунальной собственностью,  назначает и

освобождает  от  должности руководителей подведомственных предприятий,

организаций и учреждений;

     координирует деятельность  предприятий,  организаций и учреждений

республиканской собственности в соответствии с полномочиями, делегиро-

ванными вышестоящим органом;

     дает согласие на назначение руководителей государственных  предп-

риятий,  организаций и учреждений, не относящихся к коммунальной собс-

твенности, если законодательством не предусмотрен иной порядок;

     осуществляет регулирование  земельных  отношений в соответствии с

земельным законодательством Республики Таджикистан;

     принимает решение  о ссудах,  займах и других долгосрочных обяза-

тельствах, подписывает договоры, юридические и банковские документы;

     не реже  одного  раза  в год представляет отчет Маджлису народных

депутатов о выполнении планов и программ развития соответствующей тер-

ритории, о состоянии владения, пользования и управления объектами ком-

мунальной собственности, других расположенных на подведомственной тер-

ритории предприятий, организаций и учреждений;

     в установленном законом порядке вносит представление о  привлече-

нии  к  дисциплинарной ответственности должностных лиц за невыполнение

ими актов Маджлиса народных депутатов и Председателя;

     рассматривает ходатайства  и вносит предложения о награждении го-

сударственными наградами;

     выступает официальным  представителем области,  района,  города в

республике и за рубежом;

     организует прием  населения,  рассматривает  жалобы,  заявления и

предложения граждан.

     Председатель решает и другие вопросы,  отнесенные законодательст-

вом к его компетенции, в области планирования, бюджета, финансов, уче-

та,  управления  собственностью Горно-Бадахшанской автономной области,

области,  города, района и взаимодействия с предприятиями, учреждения-

ми,  организациями различных форм собственности,  сельского хозяйства,

использования земли и других ресурсов,  охраны природы, строительства,

транспорта, дорожного хозяйства и связи, коммунального, торгового, со-

циально-культурного обслуживания, социальной защиты населения, обеспе-

чения  законности,  правопорядка и безопасности,  охраны прав и свобод

граждан.

 

                              ГЛАВА VII.

             ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАДЖЛИСА

                  НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

 

     Статья 36. Контроль за законность в деятельности Маджлиса народ-

                ных депутатов и Председателя

 

     Решения местного Маджлиса народных депутатов,  не соответствующие

Конституции и законам Республики Таджикистан, актам Маджлиси Оли, Пре-

зидента Республики Таджикистан,  Правительства отменяются вышестоящими

представительными органами Республики Таджикистан или судом.

     Акты Председателей,  противоречащие Конституции и законам Респуб-

лики Таджикистан,  актам Маджлиси Оли, Президента Республики Таджикис-

тан,  Правительства, а также государственным интересам Республики Тад-

жикистан приостанавливаются и отменяются вышестоящими  Председателями,

Правительством, Президентом Республики Таджикистан.

 

     Статья 37. Обязательность решений вышестоящих органов власти для

                нижестоящих

 

     Решения вышестоящих органов государственной  власти,  принятые  в

пределах их компетенции, обязательны для исполнения нижестоящими орга-

нами.

 

     Статья 38. Обжалование в судебном порядке решений Маджлиса народ-

                ных депутатов и председателя

 

     Решения Маджлиса народных депутатов и Председателя могут быть об-

жалованы в судебном порядке гражданами,  общественными  объединениями,

предприятиями,  организациями и учреждениями, органами государственной

власти и управления,  органами самоуправления, если эти решения проти-

воречат законодательству и нарушают их права и законные интересы.

 

     Статья 39. Обязательность  пересмотра  решений Маджлиса народных

                депутатов и Председателя, опротестованных прокурором

 

     Решения Маджлиса народных депутатов и Председателя,  не соответс-

твующие Конституции и законам Республики Таджикистан,  опротестованные

прокурором,  пересматриваются самим местным органом  либо  вышестоящим

представительным органом или Председателем, либо по предложению проку-

рора Правительством, а при необходимости Президентом Республики Таджи-

кистан или Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

 

     Статья 40. Ограничения на занятие должностей и получение доходов

                для должностных  лиц  Маджлиса  народных  депутатов  и

                Председателя

 

     Председателю, его  заместителям  и руководителям структурных под-

разделений исполнительной власти запрещается:

     занимать другую должность;

     заниматься предпринимательской деятельностью,  участвовать в  уп-

равлении  акционерным обществом,  товариществом с ограниченной ответс-

твенностью, а также иным негосударственным хозяйствующим субъектом;

     Нарушение указанными  должностными  лицами  требований  настоящей

статьи,  если в их действиях не содержится признаков административного

правонарушения или уголовно наказуемого деяния,  влечет дисциплинарную

ответственность в виде освобождения от должности.

 

     Статья 41. Досрочное прекращение полномочий Маджлиса народных де-

                путатов и Председателя

 

     Полномочия Маджлиса  народных депутатов могут быть досрочно прек-

ращены Маджлиси Оли Республики Таджикистан в случае неоднократного на-

рушения Маджлисом народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной об-

ласти,  областей,  городов,  районов Конституции и законов  Республики

Таджикистан, прав и свобод граждан.

     Полномочия Маджлиса народных депутатов могут быть также  досрочно

прекращены Маджлиси Оли Республики Таджикистан по представлению вышес-

тоящего Маджлиса народных депутатов или Президиума Маджлиси  Оли  Рес-

публики Таджикистан в случаях:

     - если вновь избранный Маджлис народных депутатов в течение меся-

ца со дня открытия первой сессии не образовал свои органы;

     - если Маджлис народных депутатов более  двух  месяцев  не  может

созвать сессию из-за неявки необходимого для кворума числа депутатов.

     Полномочия Маджлиса народных депутатов досрочно прекращаются так-

же в случае самороспуска Маджлиса народных депутатов,  если решение об

этом принято голосами не менее двух третей депутатов данного  Маджлиса

народных депутатов.

     Полномочия Председателя прекращаются в случаях:

     - утраты им гражданства Республики Таджикистан;

     - вступлении в законную силу обвинительного приговора суда в  от-

ношении Председателя;

     - личного заявления о сложении полномочий.

     Решение о прекращении полномочий Председателя в указанных случаях

принимается Президентом Республики Таджикистан.

 

     Президент

     Республики Таджикистан                             Э.РАХМОНОВ

               

                г.Душанбе, 1 декабря 1994 года Nо 1092

Hosted by uCoz