КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ
ТАДЖИКИСТАН
Об органах прокуратуры Республики
Таджикистан
(в редакции Закона РТ № 632 от 22
мая 1998 г.)
I. Общие положения
Статья 1. Прокуратура Республики
Таджикистан
Прокуратура Республики Таджикистан -
единая централизованная сис-
тема органов,
осуществляющая в пределах своих полномочий надзор за
точным и
единообразным исполнением законов
на территории Республики
Таджикистан.
Прокуратура Республики Таджикистан выполняет и иные функ-
ции,
предусмотренные Конституцией и другими законами Республики Таджи-
кистан.
Статья 2. Задачи органов прокуратуры
Задачами органов прокуратуры
являются обеспечение
верховенства
закона,
укрепление законности и правопорядка в целях защиты:
-независимости и суверенных прав
Республики Таджикистан;
- социально-экономических, политических и иных прав и свобод че-
ловека и
гражданина;
- основ демократического устройства
государственной власти, пра-
вового статуса
местных органов представительной власти,
государствен-
ных органов, общественных, религиозных организаций,
общественно-поли-
тических партий и
иных негосударственных структур.
Статья 3. Основные направления
деятельности органов прокуратуры
Основными направлениями деятельности органов прокуратуры являют-
ся:
- надзор за исполнением законов
министерствами, государственными
комитетами и другими
ведомствами Республики Таджикистан, местными
представительными
и исполнительными органами, органами
местного само-
управления,
органами военного управления, органами контроля, предприя-
тиями, учреждениями, общественными и религиозными организациями, об-
щественнополитическими
партиями и иными объединениями,
независимо от
их подчиненности,
принадлежности и форм собственности, их должностными
лицами, а также за соответствием закона, издаваемых ими правовых ак-
тов;
- надзор за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина всеми
структурами и
должностными лицами, указанными в
первом абзаце настоя-
щей статьи;
- надзор за исполнением законов органами,
ведущими борьбу с прес-
тупностью и
другими правонарушениями, а также органами осуществляющими
оперативнорозыскную деятельность, дознания и предварительного следс-
твия;
- надзор
за исполнением законов в местах содержания задержанных,
предварительного
заключения, при исполнении наказания и
иных мер при-
нудительного
характера, назначаемых судом;
-
расследование преступлений;
- разработка совместно с другими государственными органами мер
предупреждения
преступлений и иных правонарушений, участие в работе по
совершенствованию
и разъяснению законов, правотворческой деятельности;
- координация деятельности
правоохранительных органов по борьбе с
преступностью и
иными правонарушениями.
Прокуроры в соответствии с процессуальным
законодательством Рес-
публики
Таджикистан участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовы-
вают
противоречащие закону решения, приговоры, определения и постанов-
ления судов.
Генеральная прокуратура Республики
Таджикистан выпускает специ-
альные издания.
Статья 4. Международное сотрудничество
Генеральная прокуратура Республики
Таджикистан в пределах своей
компетенции
осуществляет прямые связи с соответствующими органами дру-
гих государств
и международными организациями,
сотрудничает с ними,
заключает
соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступ-
ностью, участвует
в разработке международных договоров Республики Тад-
жикистан.
Статья 5. Правовая основа деятельности
органов прокуратуры
Полномочия прокуроров, организация и
порядок деятельности органов
прокуратуры
Республики Таджикистан определяются Конституцией Республи-
ки
Таджикистан, настоящим конституционным
Законом и другими законода-
тельными актами
Республики Таджикистан, международными
и межгосударс-
твенными
договорами (соглашениями).
На прокуратуру не может возлагаться выполнение функций, не пре-
дусмотренных
законами Республики Таджикистан.
Статья 6. Принципы организации и
деятельности органов прокуратуры
Органы прокуратуры Республики
Таджикистан:
составляют единую централизованную систему, которую возглавляет
Генеральный
прокурор Республики Таджикистан,
подчинением нижестоящих
прокуроров вышестоящим
и Генеральному прокурору Республики Таджикис-
тан;
защищают в пределах своей компетенции права и свободы граждан,
обеспечивают их
равенство перед законом, независимо от социального по-
ложения, расовой и национальной принадлежности, пола,
возраста, обра-
зования, языка,
отношения к религии, политических и иных убеждений;
осуществляют свои полномочия на основе
Конституции и законов Рес-
публики Таджикистан,
а также нормативными актами Генерального прокуро-
ра Республики
Таджикистан, принятых в пределах его
компетенции, неза-
висимо от других
органов государственной власти и управления,
общест-
венно-политических,
религиозных организаций и массовых движений, долж-
ностных лиц;
действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит закону,
правам граждан,
интересам сохранения государственной и иной охраняемой
законом тайны,
информируют органы государственной власти и управления,
общественность о
состоянии законности, мерах по ее укреплению;
принимают меры к своевременному выявлению и устранению любых на-
рушений не
исходил, к восстановлению нарушенных прав и привлечению ви-
новных к
установленной законом ответственности.
Прокурор не может занимать другую
должность, быть депутатом
представительных органов,
членом политических партий и
объединений,
заниматься
предпринимательской и творческой деятельностью, помимо за-
нятия научной,
педагогической и творческой деятельностью.
Статья
7. Недопустимость вмешательства в деятельность прокуратуры
Вмешательство государственных
органов, общественных объединение,
религиозных
организаций, средств массовой
информации, их представите-
лей, а также
должностных лиц в деятельность прокуратуры по осуществле-
нию надзора за
исполнением законов и по расследованию преступлений и
других
правонарушений запрещается.
Воздействие в какой бы то ни было форме
на работников прокуратуры
с целью воспрепятствовать
осуществлению ими служебной деятельности или
добиться принятия
решения влечет установленную законом ответствен-
ность.
Прокуроры и следователи не обязаны
давать каких-либо объяснений
по существу
находящихся в их производстве дел и материалов, а также
представлять их
для ознакомления иначе как в случаях и в порядке, пре-
дусмотренных
законодательством. Никто не имеет права разглашать данные
проверок и
предварительного следствия до их завершения.
Статья 8. Обязательность исполнения
требований прокурора
Требования прокурора, вытекающие из его
полномочий, перечисленных
в статьях
настоящего конституционного Закона,
подлежат безусловному
исполнению в
установленный срок.
Статистическая и другая информация,
справки, документы или их ко-
пии, необходимые
для осуществления прокурорского надзора или расследо-
вания преступлений, выдаются по требованию прокурора или следователя
безвозмездно.
Должностные лица и граждане обязаны являться по вызову
прокурора
или следователя и
давать объяснения по существу вопросов,
которые вы-
ясняются
проверкой. В случае отказа от явки должностное лицо или граж-
данин
постановлением прокурора или следователя может
быть подвергнут
принудительному
приводу через органы милиции. Исполнение привода явля-
ется обязательным
в течение суток с момента поступления
постановления
о приводе.
Неисполнение без уважительных причин
должностными лицами и граж-
данами законных
требований прокурора и следователя, а
также уклонение
от явки по их
вызову влекут предусмотренную законом ответственность.
Статья 9. Участие прокурора в сессиях и
заседаниях органов зако-
нодательной (представительной)
и исполнительной власти,
органов местного самоуправления
Генеральный прокурор Республики
Таджикистан участвует в сессиях
Маджлиси Оли,
заседаниях Президиума, комитетов и иных органов Маджлиси
Оли Республики
Таджикистан, Конституционного суда Республики Таджикис-
тан, Правительства Республики Таджикистан,
местных представительных и
исполнительных
органов, органов местного самоуправления.
Прокурор Горно-Бадахшанской автономной
области, прокуроры облас-
тей, районов,
городов, транспортных и специализированных прокуратур,
военные прокуроры
гарнизонов участвуют в сессиях и заседаниях предста-
вительной,
исполнительной власти и органов местного самоуправления со-
ответствующего и
нижестоящего уровней.
Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие проку-
роры вправе участвовать в рассмотрении вынесенных
ими представлений и
протестов
предварительным и исполнительным органам,
предприятиям, уч-
реждениям и
организациям, независимо от форм собственности.
Прокуроры не могут входить в комиссии,
комитеты и другие коллеги-
альные органы,
образованные органами представительной и исполнительной
власти, если они осуществляют надзор за законностью
издаваемых этими
органами правовых
актов. Статья 10. Координация деятельности по борьбе
с преступностью
Генеральный прокурор Республики Таджикистан
и подчи-
ненные ему
прокуроры координируют
деятельность по борьбе с преступ-
ностью органов
внутренних дел, органов Министерства
безопасности, ор-
ганов налоговой
и таможенной служб и других правоохранительных орга-
нов. На заседании
координационного совещания могут участвовать предсе-
датели судов
Республики Таджикистан.
В целях обеспечения координации
деятельности органов, указанных в
пункте 1 настоящей статьи, прокурор созывает координационной совеща-
ние, организует рабочие группы, истребует
статистическую и другую не-
обходимую информацию,
осуществляет иные полномочия в
соответствии с
Положением о
координации деятельности по борьбе с
преступностью, ут-
вержденным
Президентом Республики Таджикистан.
Решения
координационного совещания обязательны для исполнения.
Статья 11. Участие в правотворческой
деятельности
Прокурор при установлении в ходе
осуществления своих полномочий
необходимости
совершенствования действующих нормативных правовых актов
вправе вносить в
органы, обладающие правом законодательной инициативы,
соответствующего
и нижестоящего уровней предложения об изменении, до-
полнении, отмене или принятии законов и иных
нормативных правовых ак-
тов.
Статья 12. Рассмотрение заявлений и жалоб
Прокурор рассматривает заявления и жалобы
о нарушениях прав граж-
дан и юридических
лиц в пределах своей компетенции.
II. Система и организация деятельности
органов прокуратуры республики
Таджикистан
Статья 13. Система органов прокуратуры
Республики Таджикистан
Систему органов прокуратуры Республики
Таджикистан составляют Ге-
неральная
прокуратура Республики Таджикистан, Главная военная прокура-
тура, прокуратуры
Горно-Бадахшанской автономной области, областей, го-
рода
Душанбе, Таджикская транспортная
прокуратура, прокуратуры райо-
нов, городов,
военные и другие специализированные прокуратуры.
Структуру Генеральной прокуратуры
Республики Таджикистан утверж-
дает Президент
Республики Таджикистан по
представлению Генерального
прокурора
Республики Таджикистан.
Штатная численность органов прокуратуры Республики Таджикистна в
пределах фонда
оплаты труда утверждается Генеральным
прокурором Рес-
публики
Таджикистан.
Образование, реорганизация и упразднение
органов прокуратуры, оп-
ределение их
статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокуро-
ром Республики
Таджикистан.
Статья 14. Назначение и освобождение
Генерального прокурора
Республики Таджикистан и его заместителей. Подотчетность Гене-
рального
прокурора Республики Таджикистан Генеральный прокурор Респуб-
лики Таджикистан
назначается и освобождается Президентом
Республики
Таджикистан с согласия Маджлиси Оли. Генеральный прокурор Республики
Таджикистан
назначается сроком на 5 лет.
Генеральный прокурор Республики Таджикистан имеет первого замес-
тителя и
заместителей, назначаемых на
должность и освобождаемых от
должности Президентом
Республики Таджикистан с согласия Маджлиси Оли
Республики
Таджикистан. Один из заместителей Генерального прокурора
Республики Таджикистан является Главным военным
прокурором Республики
Таджикистан.
Сообщения о назначении и освобождении Главного прокурора Респуб-
лики Таджикистан
и его заместителей публикуются в печати.
Генеральный прокурор Республики Таджикистан в своей деятельности
подотчетен
Маджлиси Оли Республики Таджикистан и Президенту Республики
Таджикистан.
Статья 15. Назначение прокуроров на
должность, их подотчетность и
основания освобождения от
должности
Генеральный прокурор Республики
Таджикистан назначает на
долж-
ность подчиненных
ему прокуроров и освобождает
их. Срок полномочий
прокуроров 5
лет. Прокуроры и другие работники
прокуратуры, указанные
в статье 63
настоящего конституционного Закона, могут быть освобождены
от занимаемых
должностей по следующим основаниям:
по собственному желанию;
в связи с выходом в отставку;
в связи с переводом на другую работу или
невозможностью исполнять
обязанности по
состоянию здоровья;
по результатам аттестации;
в случаях совершения ими
преступления, установленного вступившим
в законную силу
приговором суда;
по другим основаниям, предусмотренным
законодательством Республи-
ки Таджикистан о
труде.
Сообщения о назначении прокуроров на
должность и об освобождении
их от должности
публикуются в печати.
Статья 16. Генеральная прокуратура
Республики Таджикистан
Генеральную прокуратуру Республики Таджикистан возглавляет Гене-
ральный прокурор
Республики Таджикистан.
В Генеральной прокуратуре Республики Таджикистан образуется кол-
легия в составе
Генерального прокурора Республики Таджикистан (предсе-
датель), его
первого заместителя и заместителей (по должности), других
прокурорских
работников, назначенных Генеральным прокурором Республики
Таджикистан.
В Генеральной прокуратуре Республики
Таджикистан имеются управле-
ния и
отделы, начальники и заместители
начальников, которые одновре-
менно являются
соответственно старшими помощниками и помощниками Гене-
рального
прокурора Республики Таджикистан. Он
имеет также старших по-
мощников по
особым поручениям. В управлениях и отделах имеются старшие
прокуроры и
прокуроры (помощники, прокуроры-криминалисты, старшие сле-
дователи по особо
важным делам. Начальники управлений и
отделов и их
заместители, старшие помощники Генерального прокурора
Республики Тад-
жикистан, старшие
прокуроры и прокуроры управлений и отделов, прокуро-
ры-криминалисты, а
также старшие следователи по особо важным делам
назначаются на
должность и освобождаются от должности Генеральным про-
курором Республики
Таджикистан.
В структуру Генеральной прокуратуры
Республики Таджикистан входят
на правах
структурного подразделения Главная
военная прокуратура,
возглавляемая
заместителем Генерального прокурора Республики Таджикис-
тан - Главным
военным прокурором.
Статья 17. Полномочия Генерального
прокурора Республики Таджикис-
тан по руководству органами
прокуратуры
Генеральный прокурор Республики
Таджикистан:
организует и направляет работу органов
прокуратуры и осуществляет
контроль за их
деятельностью;
принимает на работу в органы прокуратуры
Республики Таджикистан;
назначает и освобождает от должности
руководителей структурных
подразделений,
главного бухгалтера, других работников Генеральной про-
куратуры Республики
Таджикистан;
утверждает положение о
структурных подразделениях Генеральной
прокуратуры
Республики Таджикистан;
образует и ликвидирует прокуратуры;
издает приказы, указания, распоряжения,
положения и инструкции,
обязательные для
исполнения всеми работниками органов прокуратуры Рес-
публики
Таджикистан. Приказы и указания Генерального прокурора Респуб-
лики Таджикистан в случае несоответствия их
закону могут быть измене-
ны, отменены в
установленном законом порядке;
устанавливает штаты Генеральной прокуратуры Республики Таджикис-
тан в пределах
выделенной штатной численности и
фонда оплаты труда;
определяет
полномочия структурных подразделений Генеральной прокурату-
ры Республики
Таджикистан;
устанавливает штатную численность и
структуру подчиненных органов
прокуратуры;
организуют работу по повышению
квалификации;
информирует Маджлиси Оли Республики
Таджикистан и Президента Рес-
публики Таджикистан о состоянии законности, мерах по ее укреплению и
несет ответственность
за выполнение задач, возложенных на
органы про-
куратуры
настоящим конституционным Законом;
имеет и другие полномочия,
предусмотренные Конституцией Республи-
ки Таджикистан и
другими законами.
Статья 18. Прокуратуры Горно-Бадахшанской
автономной области, об-
ластей, города Душанбе и Таджикская транспортная
про-
куратура
Прокуратуры Горно-Бадахшанской автономной
области, областей, го-
рода Душанбе и
Таджикская транспортная прокуратура возглавляются соот-
ветствующими
прокурорами, которые имеют первых заместителей и замести-
телей,
назначаемых Генеральным прокурором Республики Таджикистан.
В прокуратурах Горно-Бадахшанской автономной области, областей,
города Душанбе и
Таджикской транспортной прокуратуре образуются колле-
гии в
составе прокурора,
возглавляющего прокуратуру (председателя),
его первого
заместителя и заместителей (по должности) и других работ-
ников органов
прокуратуры.
Численность и персональный состав
коллегий утверждаются Генераль-
ным прокурором
Республики Таджикистан по представлению соответствующих
прокуроров. В прокуратурах Горно-Бадахшанской автономной
области, об-
ластей, города
Душанбе и Таджикской транспортной прокуратуре образуют-
ся управления и
отделы.
Начальники и заместители начальников управлений и отделов назна-
чаются и
освобождаются от должности с согласия Генерального прокурора
Республики
Таджикистан, прокурорами, возглавляющими эти прокуратуры, и
являются
одновременно старшими помощниками и помощниками соответствую-
щих прокуроров.
Статья 19. Прокуратуры районов, городов и
иные приравненные к ним
прокуратуры
Прокуратуры районов, городов и иные
приравненные к ним прокурату-
ры возглавляются
соответствующими прокурорами, которые могут иметь за-
местителей, старших помощников, помощников,
старших следователей и
следователей. Заместители прокуроров, другие работники
прокуратур ра-
йонов и городов
республиканского подчинения назначаются
Генеральным
прокурором
Республики Таджикистан.
Заместители прокуроров районов,
городов областного подчинения
назначаются на
должность и освобождаются от должности соответствующими
прокурорами с
согласия Генерального прокурора Республики
Таджикистан.
Другие работники
назначаются на должность и освобождаются от должности
соответствующими
вышестоящими прокурорами.
Прокуроры районов, городов
и иные приравненные к ним
прокуроры
вносят вышестоящим
прокурорам предложения об изменении штатной числен-
ности своих
аппаратов.
Статья 20. Полномочия прокуроров
Горно-Бадахшанской автономной
области, областей,
города Душанбе и
Таджикского
транспортного прокурора
Прокуроры Горно-Бадахшанской автономной
области, областей, города
Душанбе и
Таджикской транспортной прокуратуры руководят
деятельностью
прокуратур и
городов на основе и во исполнении законов, актов Гене-
рального
прокурора Республики Таджикистан,
издают приказы, указания,
распоряжения
обязательные для всех подчиненных работников.
Статья 21. Коллегия органов прокуратуры
Коллегии прокуратур являются
совещательными органами и рассматри-
вают наиболее
важные вопросы, касающиеся деятельности органов прокура-
туры, состояния работы по надзору за соблюдением
законов, исполнения
приказов
Генерального прокурора Республики Таджикистан,
кадровые воп-
росы, заслушивают отчеты начальников управлений и
отделов Генеральной
прокуратуры
Республики Таджикистан, подчиненных
прокуроров и других
работников
прокуратуры.
На заседаниях коллегии могут быть
заслушаны объяснения руководи-
телей
государственных органов, общественных
объединений, предприятий,
учреждений,
организаций, должностных лиц по поводу нарушения законода-
тельства.
Решения коллегий доводятся до сведения
работников органов проку-
ратуры и
проводятся в жизнь приказами соответствующего прокурора. В
случае
разногласия между прокурорами и коллегией,
прокурор проводит в
жизнь свое
решение.
III.Прокурорский надзор
Статья 22. Предмет общего надзора
Предметом общего надзора являются:
- надзор за исполнением законов
министерствами, государственными
комитетами, ведомствами
Республики Таджикистан, местными
представи-
тельными и
исполнительными органами, органами местного самоуправления,
органами военного
управления, органами контроля, предприятиями, учреж-
дениями,
общественными и религиозными организациями, общественно-поли-
тическими партиями и иными объединениями, независимо от их подчинен-
ности, принадлежности и форм собственности, их
должностными лицами, а
также за
соответствие законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина всеми
структурами и
должностными лицами, указанными в
первом абзаце настоя-
щей статьи;
- законность решений, принимаемых
органами, уполномоченными расс-
матривать дела об
административных правонарушениях;
-
соблюдение законов, касающихся
экономических, межнациональных
отношений, охраны
окружающей среды, таможни и внешнеэкономической дея-
тельности.
Проверка соблюдения законов проводится по
заявлениям и иным сооб-
щениям о
нарушении законности, требующим
непосредственного прокурорс-
кого
реагирования, при необходимости - по инициативе прокурора. Вмеша-
тельство прокурора в хозяйственную деятельность и
подмена органов ве-
домственного
управления и контроля не допускаются.
Статья 23. Полномочия прокурора
При осуществлении общего надзора прокурор
имеет право:
входить в учреждения, предприятия,
организации, министерства, го-
сударственные
комитеты, ведомства и иные
негосударственные структуры
по предъявлении
удостоверения личности, иметь доступ к
их любым доку-
ментам и режимным
объектам при наличии специального разрешения;
проверять исполнение законов
в связи с заявлениями, жалобами
и
иными сообщениями
о правонарушениях;
требовать для проверки решения,
распоряжения, приказы и другие
документы, материалы,
статистические и иные сведения (в
подлинниках
или копиях), получать информацию о состоянии законности и
мерах по ее
обеспечению;
требовать от руководителей, должностных
лиц:
проведение проверок и ревизий
деятельности подконтрольных и под-
ведомственных
предприятий, учреждений и организаций, а также при необ-
ходимости -
назначения экспертизы;
выделение специалистов для выяснения
возникших вопросов;
проведения проверок поступивших в
прокуратуру материалов, инфор-
маций, обращений
и сообщений об их результатах;
вызывать должностных лиц, граждан и требовать от них объяснений
по поводу
нарушений закона.
При выявлении нарушений закона
прокурор или его заместитель в
пределах своей
компетенции имеют право:
опротестовывать противоречащие закону
акты органов и организаций,
а также
должностных лиц;
освобождать своим постановлением
лиц, незаконно подвергнутых ад-
министративному
задержанию;
вносить представления об устранении
нарушений законов, причин на-
рушений и
способствующих им условий;
в случаях, установленных законом,
обращаться в суд или экономи-
ческий суд за защитой прав и охраняемых законом
интересов граждан, а
также
предприятий, учреждений, организаций;
вносить в установленном законом порядке
постановления о возбужде-
нии уголовного
дела, производстве об административных
правонарушениях
или
дисциплинарном производстве и о привлечении к материальной ответс-
твенности в
порядке, установленном законодательством, передавать мате-
риалы на
рассмотрение общественным объединениям (организациям);
давать предписания об устранении
очевидных нарушений закона.
Статья 24. Протест прокурора
Протест прокурора на акт, указания и
другие документы, противоре-
чащие
закону, приносится прокурором либо
заместителем в орган, издав-
ший этот
акт, или в вышестоящий орган. В таком же порядке приносится
протест на незаконные
решения должностных лиц.
В протесте прокурор ставит вопрос об
отмене акта, приведении его
в соответствии с законом, а
также прекращении незаконных действий
должностных лиц,
восстановлений нарушенных прав.
Протест прокурора приостанавливает действие опротестованного
ак-
та, подлежит обязательному рассмотрению
соответствующим органом или
должностным лицом
не позднее, чем в десятидневный срок после поступле-
ния, а в случаях
принесения протеста на решения местных органов предс-
тавительной
власти на ближайшей сессии. При исключительных обстоятель-
ствах, требующих немедленного устранения нарушений
законов, прокурор
вправе установить
сокращенный срок рассмотрения протеста,
о результа-
тах рассмотрения
незамедлительно сообщается прокурору
в письменной
форме.
При рассмотрении протеста коллегиальным
органом о дне заседания
сообщается
прокурору, принесшему протест.
Протест до его рассмотрения может быть
отозван принесшим его про-
курором либо
вышестоящим прокурором.
В случае отклонения протеста или не
рассмотрения его в установ-
ленный срок
прокурор может обратиться в суд с заявлением о признании
акта незаконным.
Заявление в суд может быть подано в течение 10 дней с
момента получения сообщения об отклонении протеста
или окончания пре-
дусмотренного
законом срока для его рассмотрения. Подача
такого заяв-
ления
приостанавливает действие правового акта.
Статья 25. Представление прокурора
Представление об устранении нарушений закона, причин и условий,
им
способствующих, вносится прокурором,
его заместителем в орган, ор-
ганизацию или
должностному лицу, полномочным
устранить допущенное на-
рушение закона, и
подлежит безотлагательному рассмотрению.
Не позднее, чем в месячный срок должны
быть приняты соответствую-
щие меры по
устранению нарушений закона, причин и условий, им способс-
твующих и о
результатах сообщено прокурору в письменной форме.
Коллегиальный орган, которому внесено представление, сообщает о
дне заседания
прокурору, который вправе принять участие в его рассмот-
рении.
Статья 26. Постановление прокурора
Прокурор, его заместитель, исходя из характера нарушения закона
должностным лицом
или гражданином, выносят мотивированное
постановле-
ние о
дисциплинарном и материальном производстве или
производстве об
административном
правонарушении, либо возбуждении уголовного дела.
Постановление о возбуждении
дисциплинарного и материального про-
изводства или
производства об административном правонарушении подлежит
рассмотрению
полномочным должностным лицом или компетентным органом в
десятидневный
срок с момента его поступления.
Обжалование постановления не
приостанавливает его исполнения. О
результатах
рассмотрения сообщается в письменной форме.
Статья 27. Предписание прокурора
Письменное предписание об
устранении нарушений закона
вносится
прокурором, его заместителем либо уполномоченным ими
лицом органу или
должностному
лицу, допустившим нарушения, или вышестоящему в порядке
подчиненности
органу либо должностному лицу, которые правомочны устра-
нить нарушения.
Письменное предписание вносится в
случаях, когда нарушение закона
носит очевидный характер и может причинить
существенный ущерб интере-
сам государства,
предприятия, учреждения, организации, а также гражда-
нам, если не
будет немедленно устранено. Предписание подлежит незамед-
лительному
исполнению, о чем сообщается прокурору.
Орган либо должностное лицо могут
обжаловать предписание вышесто-
ящему
прокурору, который обязан рассмотреть
жалобу в течение десяти
дней.
Статья 28. Требование к документам прокурорского реагирования и
ответственность за их
неисполнение
В протесте, представлении, постановлении
или предписании прокуро-
ра обязательно
указывается, кем и какое требование
закона нарушено, в
чем заключается
сущность нарушения, в какой срок должностные лица, ор-
ганы и
организации должны его устранить.
Должностные лица или компетентные
органы, не исполнившие в срок,
необоснованно
отклонившие протест, предписания, постановления прокуро-
ра или не
принявшие меры по устранению нарушений закона,
указанные в
представлении
прокурора, несут ответственность в
соответствии с зако-
ном.
IV. Надзор за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативнорозыскную
деятельность,
дознание и предварительное
следствие
Статья 29. Предмет надзора
Предметом надзора является соблюдение
прав и свобод человека и
гражданина,
установленный законодательством порядок разрешения заявле-
ний и сообщений о
совершенных или готовящихся преступлениях,
выполне-
ние
оперативно-розыскных мероприятий,
проведение дознания и предвари-
тельного
следствия, законность принятых ими решений.
Статья 30. Полномочия прокурора
Прокурор, осуществляющий надзор,
вправе: проверять законность
проведения
оперативно-розыскных мероприятий,
применения научно-техни-
ческих средств.
Полномочия прокурора при осуществлении
надзора за соблюдением за-
конов органами
дознания и предварительного следствия определяются уго-
ловнопроцессуальным
законодательством.
Указание Генерального Прокурора
Республики Таджикистан по вопро-
сам предварительного
следствия и дознания, не требующим
законодатель-
ного
регулирования, является обязательным для исполнения.
Статья 31. Расследование преступлений
органами прокуратуры
Органы прокуратуры проводят расследование
по делам о преступлени-
ях, отнесенным
уголовно-процессуальным законодательством к их компе-
тенции. Прокурор вправе принять к своему производству или поручить
подчиненному прокурору
или следователю, а также другим
следственным
органам
расследование любого преступления.
Статья 32. Разрешение вопросов,
вытекающих из межгосударственных
соглашений
Генеральный прокурор Республики
Таджикистан в соответствии с меж-
государственными
соглашениями о правовой помощи решает вопросы о воз-
буждении и расследовании уголовных дел, проведении дознания, выдаче
преступников или
лиц, подозреваемых в совершении преступлений, направ-
лении сообщений о
результатах уголовного преследования, а также другие
вопросы,
предусмотренные этими соглашениями.
Статья 33. Санкция на задержание и
выдворение иностранного граж-
данина или лица без
гражданства
Прокурор в случаях,
предусмотренных с международными
правовыми
актами и
законом, дает санкцию на задержание и
выдворение в принуди-
тельном порядке
иностранного гражданина и лица без гражданства за пре-
делы Республики
Таджикистан. Право на выдачу санкций в
таких случаях
принадлежит
Генеральному прокуроры Республики Таджикистан,
его Замес-
тителям, прокурорам ГорноБадахшанской автономной области,
областей,
города Душанбе и
Таджикскому транспортному прокурору.
V. Участие прокурора в рассмотрении дел судами
Статья 34. Участие прокурора в
рассмотрении дел судами
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Рес-
публики
Таджикистан участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовы-
вают
противоречащие закону решения, приговоры, определения и постанов-
ления судов.
Статья 35. Полномочия прокурора
Прокурор является участником судебного
процесса и пользуется рав-
ными с другими
участниками правами.
Полномочия прокурора, участвующего в судебном заседании, опреде-
ляются
законодательством Республики Таджикистан.
Статья 36. Поддержание государственного
обвинения в суде и учас-
тие при рассмотрении
гражданских дел судом
Прокурор принимает участие в судебном
рассмотрении уголовного де-
ла в зависимости от характера и степени
общественной опасности совер-
шенного
преступления, а по гражданским делам, и
исходя из их актуаль-
ности или когда это признано необходимым самим
прокурором, судом или
предусмотрено
законом.
Статья 37. Кассационный и частный протест
прокурора
Право принесения кассационного и частного
протеста на приговоры,
решения, определения и постановления судов
принадлежит прокурору, его
заместителю - в
пределах их компетенции, независимо от
их участия в
рассмотрении дела
в суде первой инстанции. Помощник
прокурора, проку-
рор управления и
отдела может приносить протест только
по делу, в
рассмотрении
которого он участвовал.
Статья 38. Истребование дела из суда
Прокурор, его заместитель имеют право в пределах своей компетен-
ции истребовать
из суда дело или категорию дел, по которым
решение,
приговор,
определение, постановление вступили в законную силу. Устано-
вив, что решение,
приговор, определение или постановление суда являют-
ся незаконными
или необоснованными, прокурор приносит протест в поряд-
ке надзора, если это выходит за пределы его компетенции,
обращается с
представлением к
вышестоящему прокурору о принесении протеста.
Статья 39. Опротестование судебных
решений, вступивших в законную
силу
Право принесения протеста на
решения, приговоры, определения или
постановления
судов предоставлено:
- Генеральному прокурору Республики
Таджикистан - на приговор,
решение, определение и постановление любого суда
Республики Таджикис-
тан, а также в исключительных случаях - на
постановления пленума Вер-
ховного Суда
Республики Таджикистан, когда допущено существенное нару-
шение
законодательства, за исключением
постановления пленума Высшего
экономического
суда Республики Таджикистан;
- заместителю Генерального прокурора Республики
Таджикистан на
решение,
приговор, определение и постановление любого суда за исключе-
нием
постановлений пленумов и президиумов Верховного Суда Республики
Таджикистан и
Высшего экономического суда Республики Таджикистан;
- прокурору Горно-Бадахшанской автономной
области, областей, го-
рода
Душанбе, Таджикскому транспортному
прокурору, их заместителям -
на приговор,
решение, определение и постановление районного, городско-
го суда, а также
на решения судебной коллегии соответственно суда Гор-
но-Бадахшанской
автономной области, областных, Душанбинского городско-
го суда,
рассматривающих дело в кассационном порядке.
Протест на постановление судьи по делам
об административных пра-
вонарушениях может
быть принесен прокурором района, города, его замес-
тителем, либо
вышестоящими прокурорами их заместителями.
Статья 40. Отзыв протеста
Протест на решение, приговор, определение
и постановление суда до
начала его
рассмотрения судом может быть отозван прокурором, принесшим
протест, либо
вышестоящим прокурором.
Статья 41. Приостановление исполнения
судебного приговора
Принесение Генеральным прокурором
Республики Таджикистан или ег
заместителями
протеста на приговор, в котором в
качестве меры наказа-
ния назначена
смертная казнь, приостанавливает его исполнение.
Статья 42. Участие прокурора в заседании
пленумов Верховного Суда
и Высшего экономического суда Республики Таджикистан,
президиума суда
ГорноБадахшанской автономной области,
президиумов областного,
Душанбинского городского судов
Участие Генерального прокурора Республики Таджикистан на заседа-
нии пленумов
Верховного Суда и Высшего экономического суда
Республики
Таджикистан, прокурора Горно-Бадахшанской автономной
области - на за-
седании
президиума суда Горно-Бадахшанской автономной области, проку-
рора области,
города Душанбе, а также Таджикского транспортного проку-
рора по
делам, относящимся к компетенции
Таджикской транспортной про-
куратуры, - на заседаниях президиума областного, Душанбинского судов
является
обязательным.
Прокурор вправе принимать участие в
судебном рассмотрении дел в
экономических
судах в соответствии с
хозяйственно-процессуальным ко-
дексом Республики
Таджикистан.
Участие прокурора обязательно в судебном
процессе при рассмотре-
нии иска
прокурора.
Статья 43. Представление Генерального
прокурора Республики Таджи-
кистан о даче судам руководящих разъяснений
Генеральный прокурор Республики
Таджикистан вправе обращаться в
пленум Верховного
Суда, в пленум Высшего экономического суда Республи-
ки Таджикистан с
представлениями о даче судам разъяснений по
вопросам
судебной практики
по гражданским, экономическим, уголовным и админист-
ративным делам.
Генеральный прокурор Республики Таджикистан вносит представления
в Верховный Суд
Республики Таджикистан и Высший экономический суд Рес-
публики
Таджикистан либо в Конституционный суд Республики Таджикистан,
если усматривает
несоответствие законам руководящего разъяснения пле-
нумов Верховного Суда и Высшего экономического
суда Республики Таджи-
кистан по
вопросам применения законодательства.
Прокуратуры Горно-Бадахшанской автономной
области, областей, го-
рода Душанбе и
Таджикский транспортный прокурор, прокуроры
городов,
районов, военные,
специализированные и транспортные прокуратуры (ни-
жестоящей
прокуратуры) вносят предложения Генеральному прокурору Рес-
публики Таджикистан о внесении представлений в
пленум Верховного Суда
и пленум Высшего
экономического суда о даче судам руководящих
разъяс-
нений по вопросам применения законодательства при
рассмотрении судеб-
ных дел.
VI. Надзор за исполнением законов администрациями
мест содержания задержанных и
заключенных
под стражу и исполнении
наказания, мер
принудительного характера, назначаемых
судом
Статья 44. Предмет надзора
Предметом надзора является:
законность нахождения лиц в местах
содержания задержанных, пред-
варительного
заключения, в исправительно-трудовых и иных органах и уч-
реждениях, исполняющих наказание и другие меры
принудительного харак-
тера, назначаемые
судом;
соблюдение установленных
законодательством Республики Таджикистан
прав и
обязанностей задержанных, заключенных
под стражу, осужденных и
лиц, подвергнутых мерам принудительного
характера, порядка и условий
их содержания;
законность исполнения наказания, не связанного с лишением свобо-
ды.
Статья 45. Полномочия прокурора
Прокурор, осуществляющий надзор, имеет
право:
посещать без досмотра в любое время
органы и учреждения, указан-
ные в статье 44
настоящего Закона;
опрашивать задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подверг-
нутых мерам
принудительного характера;
знакомиться с документами, на основе которых эти лица задержаны,
арестованы, осуждены или подвергнуты мерам
принудительного характера,
с оперативными
материалами;
требовать от администрации создания
условий, обеспечивающих права
задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых
мерам
принудительного характера, проверять
соответствие законодатель-
ству Республики
Таджикистан приказов, распоряжений,
постановлений ад-
министрации органов
и учреждений, указанных в статье 44 настоящего
конституционного
Закона, требовать объяснения от должностных лиц, вно-
сить протесты
и представления, возбуждать
уголовные дела или произ-
водства об
административных правонарушениях. До
рассмотрения протеста
действие
опротестованного акта администрацией учреждения приостанавли-
вается;
отменять дисциплинарные взыскания,
наложенные за нарушение закона
на лиц, заключенных под стражу, осужденных,
немедленно освобождать их
своим
постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа,
карцера,
одиночной камеры, дисциплинарного изолятора;
немедленно освобождать своим постановлением лицо, которое неза-
конно содержится
в местах лишения свободы или учреждениях, исполняющих
меры принудительного характера, либо в
нарушение закона подвергнуто
задержанию, принудительному заключению, или помещенное в
судебно-пси-
хиатрическое
учреждение, в установленном законом порядке.
Статья 46. Обязательность исполнения постановлений и требований
прокурора
Постановления и требования прокурора
относительно соблюдения ус-
тановленных
законом порядка и условий содержания задержанных, аресто-
ванных, осужденных к лишению свободы и иным мерам
наказания, а равно
лиц, к которым
применены меры принудительного характера, либо помещен-
ных в
судебнопсихиатрические учреждения, подлежат обязательному испол-
нению
администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в
отношении лиц,
осужденных к наказанию, не связанному с лишением свобо-
ды.
VII. Кадры органов прокуратуры
Статья 47. Требования, предъявляемые
лицам, назначаемым на долж-
ности прокуроров и
следователей
Прокурорами, следователями могут
назначаться граждане Республики
Таджикистан,
имеющие высшее юридическое образование и обладающие необ-
ходимыми деловыми
и моральными качествами, способные по состоянию здо-
ровья выполнить
возлагаемые на них обязанности.
Лица, не имеющие достаточного опыта
практической работы по специ-
альности,
проходят в органах прокуратуры стажировку сроком в один год.
Генеральный
прокурор Республики Таджикистан в
исключительных случаях
вправе принимать решение о сокращении срока
стажировки или освобожде-
ния от
стажировки. Порядок прохождения стажировки
определяется Гене-
ральным
прокурором Республики Таджикистан.
Лица, впервые назначаемые на должность
прокуроров и следователей
прокуратуры, принимают <Присягу работника
прокуратуры> следующего со-
держания:
<Посвящая себя служению Закона, торжественно клянусь: свято соб-
людать
Конституцию Республики Таджикистан, законы и международные обя-
зательства Республики Таджикистан, не допуская малейшего отступления
от них;
непримиримо бороться с
любыми нарушениями закона, кто
бы их ни
совершал, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и
предварительного
следствия;
активно защищать интересы личности,
общества и государства;
чутко и внимательно относиться к
предложениям, заявлениям и жало-
бам граждан, соблюдать объективность и справедливость при
решении су-
деб людей;
строго хранить государственную и иную
охраняемую законом тайну;
постоянно
совершенствовать свое мастерство,
дорожить своей профессио-
нальной честью,
быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скром-
ности, свято
беречь и преумножать лучшие традиции прокуратуры.
Сознаю, что нарушение присяги
несовместимо с дальнейшим пребыва-
нием в органах
прокуратуры>.
Порядок принятия присяги определяется
Генеральным прокурором Рес-
публики
Таджикистан.
На должность прокурора
Горно-бадахшанской
автономной области,
Таджикского
транспортного прокурора, прокуроров
областей и города Ду-
шанбе назначаются
лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы в органах
прокуратуры не
менее десяти лет либо проработавшие прокурором района
или города не
менее 5 лет. На должность прокуроров
районов и городов
назначаются лица
не моложе 27 лет, которые имеют профессиональный стаж
работы не менее
пяти лет.
Не могут быть назначены на должность
прокурора, помощника проку-
рора и
следователя прокуратуры лица, которые были осуждены за соверше-
ние преступления,
за исключением реабилитированных.
Статья 48. Классные чины прокурорских
работников
Прокурорам и следователям,
работникам научно-учебных
заведений
системы
прокуратуры Республики Таджикистан присваиваются в зависимости
от занимаемых
должностей и стажа работы следующие классные чины:
Государственный советник юстиции
Республики Таджикистан;
Государственный советник юстиции 1-го
класса;
Государственный советник юстиции 2-го
класса;
Государственный советник юстиции 3-го
класса;
Советник юстиции 1-го класса;
Советник юстиции 2-го класса;
Советник юстиции 3-го класса;
Юрист 1-го класса;
Юрист 2-го класса;
Юрист 3-го класса.
Генеральным прокурором Республики
Таджикистан могут быть присвое-
ны классные чины
и другим работником органов прокуратуры.
Порядок присвоения и лишения классных чинов определяется
Положе-
нием о классных
чинах работников органов прокуратуры Республики Таджи-
кистан,
утверждаемым Президентом Республики Таджикистан.
Прокурорские работники подлежат
аттестации в порядке, определяемо
Генеральным
прокурором Республики Таджикистан.
Статья 49. Поощрение и ответственность
работников прокуратуры
Порядок поощрения и привлечения к
ответственности работников про-
куратуры
устанавливается Положением, утверждаемым Президиумом Маджлиси
Оли Республики
Таджикистан.
За особые заслуги перед
государством, а также за
продолжительную
и безупречную
службу работники органов прокуратуры могут быть предс-
тавлены к
награждению государственными наградами, Генеральным прокуро-
ром Республики
Таджикистан награждаются нагрудным знаком <Почетный ра-
ботник
прокуратуры Республики Таджикистан>
установленного образца с
одновременным вручением
им грамоты Генерального прокурора Республики
Таджикистан.
Положение о награждении нагрудным знаком <Почетный работ-
ник прокуратуры Республики Таджикистан>
утверждается Генеральным про-
курором
Республики Таджикистан.
Решение руководителей органов прокуратуры по трудовым спорам мо-
гут быть
обжалованы вышестоящему прокурору либо в суд.
Статья 50. Материальное и социальное
обеспечение работников про-
куратуры
Денежное содержание работников
органов прокуратуры состоит из
должностного
оклада, доплат за классный чин, выслугу лет, особые усло-
вия работы, процентной
надбавки за ученую степень, денежного поощрения
(премии) по
итогам работы за квартал и год. Доплата за
выслугу лет
производится и
работниками органов прокуратуры,
не имеющим классных
чинов. Размеры и порядок начисления доплат за
классные чины и выслугу
лет определяются Правительством Республики Таджикистан. Должностные
оклады работникам
прокуратуры Республики Таджикистан устанавливаются
Правительством
Республики Таджикистан.
Правительством
Республики Таджикистан устанавливаются размеры
доплат за
классный чин в процентном отношении к должностному окладу, а
размеры ежегодных
доплат за выслугу лет - в должностных окладах, вклю-
чая доплаты
за классный чин. Процентные надбавки за ученую степень
выплачиваются
кандидатам и докторам наук в размере 30 процентов денеж-
ного содержания.
Денежное содержание прокурорских
работников по итогам работы за
квартал и
год, а также оплата труда
специалистов, служащих и рабочих
органов
прокуратуры определяются по нормам, установленным для работни-
ков органов
исполнительной власти.
Прокуроры и следователи обеспечиваются
бесплатным форменным об-
мундированием в
порядке и по нормам, которые
устанавливаются Прави-
тельством Республики
Таджикистан.
Прокурорам и следователям предоставляются ежегодный оплачиваемый
отпуск
продолжительностью 30 календарных дней с оплатой стоимости про-
езда к месту отдыха и обратно в пределах
территории Республики Таджи-
кистан.
Прокурорам и следователям, работающим
в местностях с тяжелыми и
неблагоприятными
климатическими условиями, ежегодный
оплачиваемый от-
пуск
предоставляется по нормам, устанавливаемым Правительством Респуб-
лики Таджикистан.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый
отпуск за стаж работы в ка-
честве прокурора
или следователя предоставляется:
после 5 лет - 3 календарных дня;
после 10 лет - 5 календарный дней;
после 15 лет - 10 календарных дней;
после 20 лет 15 календарных дней.
Пенсионное обеспечение прокуроров и
следователей, членов их семей
осуществляется
применительно к условиям, нормам и порядку, установлен-
ным
законодательством Республики Таджикистан для лиц, проходивших во-
енную службу,
службу в органах внутренних дел, и их семей.
Прокурорам и следователям при увольнении
на пенсия по инвалиднос-
ти, а также по
состоянию здоровья выплачивается единовременное пособие
за полные годы
выслуги:
менее 10 календарных лет - до 5
месячных должностных окладов
с
доплатой за
классный чин;
от 10 до 15 календарных лет - до 10
месячных должностных окладов
с доплатой за
классный чин;
от 15 до 20 календарных лет включительно
- до 15 месячных долж-
ностных окладов с
доплатой за классный чин;
свыше 20 календарных лет - до 20 месячных
должностных окладов с
доплатой за
классный чин.
Единовременное пособие при увольнении
указанных лиц в связи с со-
вершением
порочащих им поступков не выплачивается.
Прокурорам и следователям, имеющим право на пенсию за выслугу
лет, может быть установлена ежемесячная надбавка
к денежному содержа-
нию в размере от
25 до 50 процентов пенсии, которая
могла быть им на-
числена.
Прокуроры и следователи при выполнении
ими служебных обязанностей
вправе по служебному удостоверению бесплатно
пользоваться на террито-
рии Республики
Таджикистан всеми видами общественного транспорта, меж-
районного, городского,
пригородного и местного сообщения (кроме так-
си), в сельской местности - любым попутным
транспортом, а работники
транспортных прокуратур в пределах обслуживаемых участков
- всеми ви-
дами
железнодорожного, воздушного транспорта независимо от ведомствен-
ной
принадлежности; при направлении в служебные командировки они поль-
зуются правом
бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и
приобретении
проездных документов на все виды транспорта.
Прокурорам и следователям, переведенным на постоянную работу
в
другую местность,
расходы по их переезду и
переезду членов их семей
возмещаются в
полном объеме.
Органы исполнительной власти Республики Таджикистан обязаны пре-
доставлять
прокурорам и следователям, назначенным на должность, а так-
же нуждающимся в
улучшении жилищных условий, благоустроенное жилое по-
мещение в виде
квартиры или дома в государственном или
ином жилищном
фонде в
первоочередном порядке, но не позднее шести месяцев, независи-
мо от срока их
проживания в данном населенном пункте.
Прокуроры и следователи имеют право на дополнительную жилую пло-
щадь. Прокуроры и следователи имеют право на
компенсацию расходов,
связанных с
наймом (поднаймом) жилых помещений, до предоставления им в
установленном
порядке жилого помещения для постоянного проживания.
С согласия прокуроров и следователей им
вместо предоставления жи-
лого помещения
выдается из средств
республиканского бюджета беспро-
центная ссуда на приобретение или строительство
жилья которая погаша-
ется из тех же
средств, при условии их работы в органах
прокуратуры в
данной местности
не менее 10 лет.
Прокурорам и следователям, проживающим с ними членами их
семей
предоставляется 50 процентная скидка в оплате жилых
помещений в домах
государственного
или иного жилого фонда, в том числе
проживающим в
приватизированных
жилых помещениях, а также 50-процентная
скидка всех
коммунальных
услуг (электроэнергия, газ, центральное отопление, водос-
набжение и
другие), за пользование телефоном независимо от вида жилищ-
ного фонда.
В жилых
помещениях, занимаемых
прокурорами и следователями, во
внеочередном
порядке устанавливается телефон. В
таком же порядке пре-
доставляются места в детских дошкольных учреждениях, школах-интерна-
тах, летних оздоровительных учреждениях детям
прокуроров и следовате-
лей.
Работники органов прокуратуры после
выхода на пенсию пользуются
предусмотренными
настоящим конституционным Законом правами и льготами,
включая
медицинское обслуживание в лечебных учреждениях, в которых они
состояли на
учете.
Статья 51. Меры правовой и социальной
защиты прокуроров и следо-
вателей
Прокуроры и следователи, являясь представителями государственной
власти, находятся под защитой государства. Под такой
же защитой нахо-
дятся их близкие
родственники, а в исключительных
случаях также иные
лица, на
жизни и здоровье которых совершается посягательство с целью
воспрепятствования
законной деятельности прокуроров и следователей, а
также их
имущество.
Порядок и условия осуществления
государственной защиты прокуроров
и следователей
определяются законом.
Погребение прокуроров и
следователей, погибших (умерших) в
связи
с исполнением
служебных обязанностей, а также уволенных со службы про-
куроров и
следователей, умерших вследствие причинения им телесных пов-
реждений или
иного вреда здоровью в связи с исполнением служебных обя-
занностей, осуществляется за счет средств, выделяемых
на финансирова-
ние органов
прокуратуры.
Прокуроры и следователи имеют право на
постоянное ношение и хра-
нение служебного
огнестрельного оружия, специальных
средств и их при-
менение в
порядке, установленном Законом Республики Таджикистан <О ми-
лиции>.
Прокуроры и следователи подлежат обязательному государственному
личному
страхованию за счет средств республиканского бюджета на сумму,
равную 180-
кратному размеру их среднемесячного денежного содержания.
Органы государственного страхования
выплачивают страховые суммы в
случаях:
гибели (смерти) прокурора или следователя в период работы либо
после
увольнения, если она наступила
вследствие причинения телесных
повреждений, или иного вреда здоровью в связи с их
служебной деятель-
ностью, - их наследникам в размере, равном
180-кратному размеру сред-
немесячного
денежного содержания прокурора или следователя;
причинения прокурору или следователю в
связи с их служебной дея-
тельностью
телесных повреждений или иного вреда здоровью , исключающих
дальнейшиу
возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в
размере, равном 36- кратному размеру их
среднемесячного денежного со-
держания;
причинения прокурору или следователю в связи с их служебной дея-
тельностью
телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших
стойкой утраты
трудоспособности, не повлиявших
на способность зани-
маться в
дальнейшем профессиональной деятельностью,
- в размере, рав-
ном 12-кратному
размеру их среднемесячного денежного содержания.
В случае причинения прокурору или
следователю в связи с их слу-
жебной деятельностью телесных повреждений или
иного вреда здоровью,
исключающих
дальнейшую возможность заниматься профессиональной дея-
тельностью, им
ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы
между их
среднемесячным денежным содержанием и назначенной в связи с
этим пенсией без
учета суммы выплат, полученных по обязательному госу-
дарственному
личному страхованию.
В случае
гибели (смерти) прокурора или следователя в связи с ис-
полнением
служебных обязанностей, а также уволенных со службы прокуро-
ра или
следователя, умерших вследствие
причинения им телесных повреж-
дений или иного
вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязан-
ностей, нетрудоспособным членам их семей, находившимся на их иждиве-
нии, ежемесячно выплачивается компенсация в виде
разницы между прихо-
дившейся на их
долю частью денежного содержания погибшего (умершего) и
назначенной им
пенсией по случаю потери кормильца без учета суммы вып-
лат, полученных
по обязательному государственному личному страхованию.
Для определения
указанной части денежного содержания
среднемесячное
денежное содержание
погибшего (умершего) делится на
число членов их
семьи,
находившихся на его иждивении, в том числе трудоспособных.
За семьей погибшего (умершего) сохраняется
право на получение
благоустроенного
жилого помещения на условиях и основаниях,
которые
имели место на
момент гибели (смерти) прокурора или следователя.
Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением
имущества, при-
надлежащего
прокурору или следователю или членам их семей в связи с их
служебной
деятельностью, подлежит возмещению им
или членам семей в
полном объеме,
включая упущенную выгоду, в установленном порядке.
Основанием для отказа в выплате страховых
сумм и
компенсаций в
случаях, предусмотренных настоящей статьей, является только приговор
или постановление
суда в отношении лица, признанного виновным в гибели
(смерти) прокурора или следователя, причинении им телесных поврежде-
ний, либо уничтожении, или повреждении принадлежащего им имущества,
которым установлено, что эти события не
связаны с их служебной дея-
тельностью.
Статья 52. Неприкосновенность прокурора и
следователя
Уголовное дело, а также производство об
административном правона-
рушении в
отношении прокурора и следователя возбуждается Генеральным
прокурором
Республики Таджикистан либо судом. Расследование уголовного
дела, любая
проверка сообщения о фактах правонарушения в отношении
прокурора или
следователя является исключительно компетенцией органов
прокуратуры.
Не допускается задержание, привод,
личный досмотр прокурора или
следователя, а
также досмотр их вещей и используемого ими транспорта.
VIII.
Особенности организации и обеспечения
деятельности органов военной
прокуратуры
Статья 53. Органы военной прокуратуры
Структуру органов военной прокуратуры
составляют: Главная военная
прокуратура,
прокуратуры гарнизонов, приравненные к прокуратурам горо-
дов и районов
(далее органы военной прокуратуры).
Органы военной прокуратуры возглавляет
заместитель Генерального
прокурора
Республики Таджикистан - Главный военный прокурор.
Структуры и штаты органов военной
прокуратуры устанавливает Гене-
ральный прокурор
Республики Таджикистан с согласия Министра
обороны
Республики
Таджикистан.
Свои полномочия органы военной
прокуратуры осуществляют в Воору-
женных Силах
Республики Таджикистан, других войсках
и воинских форми-
рованиях,
созданных в соответствии с законом Республики Таджикистан.
Статья 54. Полномочия военных прокуроров
Главный военный прокурор и подчиненные
ему прокуроры обладают в
пределах своей
компетенции полномочиями, установленными настоящим
конституционным
Законом, и осуществляют их независимо
от командования
и органов военного управления в соответствии с
законодательством Рес-
публики
Таджикистан. Военные прокуроры также вправе:
участвовать в заседаниях коллегий,
военных советов. Служебных со-
вещаниях, органов
военного управления;
назначать вневедомственные ревизии и
проверки, затраты на прове-
дение которых
возмещаются на довольствии проверяемые воинские части и
учреждения;
требовать обеспечение охраны, содержания
и конвоирования лиц, на-
ходящихся на
войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содер-
жания задержанных
и заключенных под стражу,
соответственно воинскими
частями, военными комендантами, караулами по
конвоированию внутренних
войск, органами и
учреждениями внутренних дел;
немедленно освобождать из гауптвахты,
иных мест содержания задер-
жанных и
заключенных под стражу лиц, незаконно там находящихся.
Статья 55. Кадры органов военной
прокуратуры
На должность военных прокуроров и
следователей назначаются офице-
ры, проходящие
службу по контракту или призыву и отвечающие требовани-
ям статьи 47
настоящего конституционного Закона.
Заместитель Генерального прокурора Республики
Таджикистан - Глав-
ный военный
прокурор назначается на должность и освобождается от долж-
ности в порядке,
установленном частью 2 статьи 14 настоящего конститу-
ционного Закона.
Заместитель Главного военного прокурора - начальник главного уп-
равления
назначается на должность и освобождается от
должности Гене-
ральным прокурором
Республики Таджикистан по
представлению Главного
военного
прокурора Военные прокуратуры гарнизонов назначаются на долж-
ность сроком на 5 лет и освобождаются от должности
Генеральным проку-
рором Республики
Таджикистан по представлению Главного военного проку-
рора, подчинены и
подотчетны Главному военному прокурору и Генерально-
му прокурору
Республики Таджикистан.
Заместители начальников управлений, начальники отделов, старшие
прокуроры, прокуроры, старшие помощники и помощники,
старшие следова-
тели по особо
важным делам Главной военной прокуратуры, старшие помощ-
ники и
помощники, старшие следователи и
следователи прокуратур гарни-
зонов назначаются на должность и освобождаются от
должности также Ге-
неральным
прокурором Республики Таджикистан.
Офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих,
проходят службу в
Вооруженных Силах Республики Таджикистан в соответс-
твии с Законом
Республики Таджикистан <О всеобщей воинской обязанности
и военной
службе> и обладают правами и льготами,
установленными Зако-
ном Республики
Таджикистан <О статусе, гарантиях,
социальной и право-
вой защите
военнослужащих и членов их семей>.
Призыв и
поступление граждан на военную
службу в органы военной
прокуратуры, их увольнение в запас и отставку
производятся по предс-
тавлению Главного
военного прокурора в порядке, установленном законом.
Должности военных прокуроров и
следователей и соответствующие им
воинские звания
включаются в перечни воинских должностей.
Присвоение воинских званий военным
прокурорам и следователям про-
изводятся по
представлению Генерального прокурора Республики Таджикис-
тан в
порядке, установленном для
военнослужащих. Воинские звания выс-
шего офицерского
состава присваиваются Президентом Республики Таджи-
кистан по
совместному представлению Генерального прокурора и Министра
обороны
Республики Таджикистан.
Воинские звания офицеров органов военной
прокуратуры соответству-
ют классным чинам
прокурорских работников.
Военные прокуроры и следователи
поощряются и несут дисциплинарную
ответственность в
соответствии с Положением о Главной военной прокура-
туре Республики
Таджикистан и Дисциплинарным уставом
Вооруженных Сил
Республики Таджикистан. Право поощрения и
наложения взыскания имеют
Главный военный
прокурор и Генеральный прокурор
Республики Таджикис-
тан.
Численность военнослужащих и лиц гражданского персонала
органам
военной прокуратуры выделяется за счет
соответственно Вооруженных Сил
Республики
Таджикистан, других войск и воинских
формирований. Числен-
ность личного
состава органов военной прокуратуры включается в штатную
численность
Вооруженных Сил Республики Таджикистан.
Организация, порядок деятельности и полномочия органов
военной
прокуратуры
регулируются Положением <О Главной
военной прокуратуре
Республики Таджикистан> утверждаемом Президиумом
Маджлиси Оли Респуб-
лики
Таджикистан>, утверждаемом
Президиумом Маджлиси Оли Республики
Таджикистан.
Статья 56. Материальное и социальное
обеспечение военнослужащих и
работников органов военной
прокуратуры
На военнослужащих органов военной
прокуратуры распространяется
законодательство Республики
Таджикистан, устанавливающее
правовые и
социальные
гарантии, пенсионное, медицинское и другие виды обеспечения
военнослужащих. Выплата
денежного довольствия военным прокурорам и
следователям производится
Министерством обороны Республики Таджикистан
по установленным
для военнослужащих нормам.
Лицам гражданского персонала, не
являющимися военными прокурорами
и
следователями, выплачиваются надбавки
за квалификационные категории
в порядке и
размерах, установленных в Министерстве
обороны Республики
Таджикистан.
Статья 57. Финансирование и материально-техническое обеспечение
органов военной прокуратуры
Финансирование органов военной
прокуратуры осуществляется соот-
ветственно Министерством обороны Республики Таджикистан
за счет выде-
ляемых им для
этих целей средств республиканского бюджета.
Материально-техническое обеспечение органов военной прокуратуры,
выделение им
служебных помещений, транспорта, средств связи и других
видов обеспечения
и довольствия, охрана служебных
помещений органов
военной
прокуратуры производятся Министерством обороны Республики Тад-
жикистан по
установленным нормам.
IX. Иные вопросы организации
и деятельности органов
прокуратуры
Статья 58. Научно-учебные и другие
учреждения органов прокуратуры
Генеральная прокуратура Республики Таджикистан
может создавать
научноучебные
учреждения для научных исследований,
повышения квалифи-
кации
прокурорских работников, издавать специальную литературу и иметь
свой печатный
орган.
При Генеральном прокуроре Республики
Таджикистан действует науч-
нометодический
совет для изучения предложений по улучшению организации
и деятельности
органов прокуратуры.
Статья 59. Финансирование и
материально-техническое обеспечение
органов прокуратуры
Финансирование и материально-техническое
обеспечение органов про-
куратуры
осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Фи-
нансирование
строительства и капитального ремонта зданий, технического
оснащения
органов прокуратуры может
осуществляться также за
счет
средств местных
бюджетов.
Порядок и нормы материально-технического
обеспечения органов про-
куратуры устанавливаются Правительством
Республики Таджикистан по
предложению
Генерального прокурора Республики Таджикистан.
Финансовое обеспечение деятельности органов прокуратуры осущест-
вляет Генеральная
прокуратура Республики Таджикистан.
Местные исполнительные органы власти обязаны обеспечивать распо-
ложенные на их
территории органы прокуратуры соответствующими
служеб-
ными помещениями.
Транспортными и техническими средствами
органы прокуратуры обес-
печиваются в
централизованном порядке Правительством Республики Таджи-
кистан за счет
средств Республиканского бюджета.
Статья 60. Статистическая отчетность
Генеральная прокуратура Республики
Таджикистан совместно с заин-
тересованными
министерствами и ведомствами разрабатывает систему и ме-
тодику единого
учета и статистической отчетности о преступности, раск-
рываемости
преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре за
исполнением
законов, а также устанавливает единый порядок формирования
и представления отчетности в органах
прокуратуры Республики Таджикис-
тан.
Статья 61. Печать органов прокуратуры
Органы прокуратуры являются юридическими
лицами и имеют печать с
изображением
Герба Республики Таджикистан со своим наименованием.
Статья 62. Удостоверение работников
органов прокуратуры
Работники органов прокуратуры имеют
служебное удостоверение. По-
ложение о
служебном удостоверении работника органов прокуратуры и его
образец
утверждаются Генеральным прокурором Республики Таджикистан.
Статья 63. Разъяснение понятия
<прокурор>
Содержащиеся в настоящем конституционном
Законе наименования име-
ют следующие
значение:
<Прокурор> - Генеральный прокурор
Республики Таджикистан, его за-
местители,
начальники управлений (отделов) и их заместители, нижестоя-
щие
прокуроры, их заместители, старшие помощники, помощники, старшие
прокуроры и
прокуроры управлений и отделов, старшие прокуроры-кримина-
листы и
прокурорыкриминалисты, действующие в
пределах своей компетен-
ции;
<Прокурорские работники> -
работники органов прокуратуры, имеющие
классные чины
(воинские звания).
Охрана зданий и имущества прокуратур возлагается на органы внут-
ренних дел.
Президент
Республики Таджикистан
Э. Рахмонов
г.Душанбе, 11
марта 1996 года,
№ 289
Постановление Маджлиси Оли
Республики Таджикистан
О введении в действие Конституционного
Закона Республики
Таджикистан <Об органах прокуратуры
Республики Таджикистан>
Маджлиси Оли Республики Таджикистан п о с
т а н о в л я е т:
1.Ввести в действие конституционный Закон Республики Таджикистан
<Об органах
Прокуратуры Республики Таджикистан> со дня его официально-
го опубликования.
2.Признать утратившим силу Закон
Республики Таджикистан от 30 ап-
реля 1992 года <О прокуратуре Республики
Таджикистан> (Ведомости Вер-
ховного Совета
Республики Таджикистан, 1992 год, № 13, статья 211).
Председатель
Маджлиси Оли
Республики Таджикистан
С. Раджабов
г.Душанбе, 11 марта 1996 года,
№ 290