ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
О
СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИЙ И УСЛУГ
Настоящий Закон
устанавливает правовые, экономические основы сер-
тификаций продукций, работ и услуг и иных объектов (далее -
продукций)
в Республики Таджикистан, а также права, обязанности и
ответственность
участников сертификаций.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
Основные понятия и цели сертификации
Сертификация
продукции (далее - сертификация) - деятельность по
подтверждению соответствия продукций установленным
требованиям.
Государственная
(национальная) система сертификаций - система
действующая на государственном уровне, располагающая
собственными пра-
вилами процедуры и управления для проведения сертификаций.
Сертификат
соответствия (далее - сертификат) - документ, выданный
по правилам системы сертификаций для подтверждения
соответствия серти-
фикационной продукции требованием нормальных документов.
Знак соответствия -
зарегистрированный в
установленном порядке
знак, который
подтверждается соответствие маркированной им сертифика-
ции продукции установленным требованием.
Сертификация
осуществляется в целях:
защита
интересов потребителей в вопросах безопасности продукции
для жизни, здоровья и имущества, охраны окружающей среды,
информацион-
ной совместимости и взаимозаменяемости продукции,
создание условий
для деятельности предприятий,
учреждений, орга-
низаций и
предпринимателей на едином товарном рынке Республики Таджи-
кистан, а также для участия в Международном экономическом,
научно-тех-
ническом сотрудничестве и международной торговли,
содействия
потребителям в компетентном выборе продукции,
подт-
верждения
показателей качества продукции,
заявляемых изготовителем
(продавцом).
Сертификация
может иметь обязательный и добровольный характер.
Статья 2.
Законодательство о сертификации.
Отношения в
области сертификации регулируются настоящим Законом и
издаваемыми в соответствии с ним актами
законодательства Республики
Таджикистан.
Статья 3.
Международные договора и соглашения.
Если
международные договора или соглашения,
признанные Республи-
кой Таджикистан, устанавливают иные правила, чем те, которые
содержат-
ся в законодательстве Республики Таджикистан о сертификации,
то приме-
няются правила международного договора.
Статья 4.
Система сертификаций.
Система
сертификаций создается государственными органами управле-
ния, предприятиями,
учреждениями и организациями осуществляемыми сер-
тификацию по правилам установленным в этой системе в
соответствии с
настоящим Законом. Организационную структуру систем
образуют:
Национальный
орган по сертификации, Центральный
региональный ор-
ганы;
Национальный
орган по сертификации, орган по сертификации продук-
ции и систем качества, испытательные лаборатории (центры)
предприятия,
учреждения и организаций,
независимо от форм собственности,
а также
общественные организации.
В систему
сертификаций могут входить несколько систем
сертифика-
ций однородной продукции.
Системы
сертификаций могут входить несколько систем
сертификаций
однородной продукции.
Системы
сертификаций подлежат государственной регистрации в уста-
новленном порядке.
Статья 5.
Полномочия государственного (национального) органа сер-
тификации.
Функции
Государственного (национального) органа
по сертификации
Республики
Таджикистан возлагаются на
Таджикское государственное уп-
равление по стандартизации, метрологии и сертификаций при
Правительст-
ве Республики Таджикистан (далее - Таджикгосстардарт). Таджикгосстар-
дарт в соответствии с настоящим законом: формирует и реализует госу-
дарственную
политику в области проведения
сертификаций на территории
Республики Таджикистан и официально информирует о них: опубликовывает
официальную информацию о действующих в Республике
Таджикистан системах
сертификаций и знаках соответствия и представляет ее в
установленном
порядке в международные (региональные) организации по сертификации,
проводит государственную регистрацию систем сертификаций и
знаков со-
ответствия, органов
по сертификации, испытательных лабораторий (цент-
ров), готовит в
установленном порядке предложения о
присоединении к
международным
(региональным) системам
сертификаций, а также может в
установленном порядке заключать соглашения с
международными (регио-
нальными) организациями
о взаимном признании результатов сертификаций
представляет в установленном порядке Республику Таджикистан
в междуна-
родных (региональных) организациях по вопросам сертификаций
информиру-
ет международные (региональные) организации по сертификации
о действу-
ющих в стране системах сертификаций, органах по
сертификациям.
РАЗДЕЛ II. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ
Статья 6.
Обязательная сертификация.
Обязательная
сертификация осуществляется в случаях
предусмотрен-
ных законодательством Республики Таджикистан.
Организация
и проведение работ по обязательной
сертификации воз-
лагаются на Таджикгосстандарт, а в случаях, предусмотренных законода-
тельством
Республики Таджикистан в
отношении отдельных видов продук-
ции, могут быть возложены на другие государственные органы
управления.
Формы
обязательной сертификации продукции устанавливаются Таджик-
госстандартом с учетом сложившейся международной и
зарубежной практи-
ки. Запрещается рекламирование продукции, подлежащей
обязательной сер-
тификаций, но не имеющей сертификата соответствия.
Статья 7.
Участники обязательной сертификации.
Участниками
обязательной сертификации являются Таджикгосстандарт,
другие государственные органы управления Республики Таджикистан,
упол-
номоченные проводить работы по обязательной
сертификации, испытатель-
ные лаборатории (центры) изготовители (продавцы, исполнители) продук-
ции, а также
центральные органы систем сертификаций,
определяемые в
необходимых
случаях для организаций
и координации работ в системах
сертификаций однородной продукции.
Допускается
участие в проведении работ по обязательной сертифика-
ции зарегистрированных некоммерческих объединений и
организаций любых
форм собственности при условии их аккредитации
соответствующим органом
управления.
Статья 8.
Правомочия государственных органов управления.
Таджикгосстандарт и другие государственные органы управления, на
которые Законодательными актами Республики Таджикистан
возлагаются ор-
ганизация и проведение работ по обязательной
сертификации в пределах
своей компетентности:
создают системы
сертификаций однородной продукции и устанавливают
правила процедуры и управления для проведения сертификаций в
этих сис-
темах,
осуществляют
выбор способа подтверждения соответствия продукции
требованиям нормативных документов (форм сертификаций),
определяют
центральные органы систем сертификаций,
акредитируют
органы по сертификации и испытательные лаборатории
(центры) и выдают им разрешения на право проведения
определенных видов
работ,
ведут
государственный реестр участников и объектов сертификаций,
устанавливают
правила признания зарубежных
сертификатов, знаков
соответствия и результатов испытания,
устанавливают
порядок аккредитации и выдачи лицензий на
проведе-
ние работ по сертификации,
осуществляют
государственный контроль и надзор и
устанавливают
порядок
инспекционного контроля за соблюдением правила сертификаций и
за сертификационной продукцией,
рассматривают
апелляции по вопросам сертификации, выдают сертифи-
каты и лицензии на применение Знака соответствия.
Статья 9.
Обязанности центрального и региональных органов по сер-
тификации
Центральный и региональные органы по
сертификации:
организуют,
координируют работу и устанавливают правила процедуры
и управления в возглавляемой им системе сертификаций,
рассматривают
апелляции Заявителей по поводу действия органов по
сертификации, испытательных лабораторий (центров).
Статья 10.
Обязанности органа по сертификации
Органы по
сертификации:
сертифицируют
продукцию, выдают сертификаты и
лицензии на приме-
нение Знака соответствия,
приостанавливают
либо отменяет действие выдаваемых им
сертифика-
тов,
предоставляет
заявителю по его требованию необходимую
информацию
в пределах своей компетенции.
Статья 11.
Обязанности испытательных лабораторий (центра)
Испытательные
лаборатории (центр), аккредитованная в
установлен-
ном соответствующей системой сертификаций порядке, осуществляет испы-
тания конкретной
продукции или конкретные виды испытаний и ведет про-
токолы испытаний для целей сертификаций.
Статья 12.
Обязанности изготовителя (продавцов, исполнителей)
Изготовители
(продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обяза-
тельной сертификации, обязаны:
реализовать эту
продукцию только при наличии сертификата,
выдан-
ного или признанного уполномоченным на то органом,
обеспечивать
соответствие продукции требованиям нормативных доку-
ментов, по которым
она сертифицирована и маркирование ее Знаком соот-
ветствия,
указать в
товаро-водительной документации сведения о сертификации
и обеспечивать доведение этой информации до потребителей,
приостанавливать
или прекращать реализацию
сертификационной про-
дукции, если она не соответствует нормативным документам, по
истечении
срока действия сертификата соответствия или в случае, если действие
сертификата приостановлено либо отменено решением органа по
сертифика-
ции,
обеспечивать
беспрепятственные выполнения своих полномочий
долж-
ностными лицами и органами,
осуществляющими обязательную сертификацию
продукции и контроль за сертификационной продукцией,
извещать органы
по сертификации об изменениях, внесенных в техни-
ческую документацию или в технологический процесс
производства серти-
фикационной продукции.
Статья 13.
Условия ввоза импортируемой продукции
В условиях
контрактов (договоров), заключенных на поставку в Рес-
публику Таджикистан продукции, подлежащей
обязательной сертификации
должно быть предусмотрено наличие сертификата и Знака соответствия,
подтверждающих ее соответствие установленным требованиям.
Эти
сертификаты должны быть выданы или признаны уполномоченными
на то органом Республики Таджикистан.
Сертификаты или
документы об их признании представляют в таможен-
ные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и
являются необхо-
димыми документами
для получения разрешения на ввоз продукции на тер-
риторию Республики Таджикистан.
Органы
таможенного контроля при отсутствии документа, подтвержда-
ющего безопасность ввозимой продукции, запрещают ее ввоз до решения
вопроса о проведении сертификации или признании зарубежного
сертифика-
та и информируют Таджикгосстандарт.
Статья 14.
Государственный контроль и надзор за соблюдением пра-
вил обязательной сертификации и за сертификационной
продукцией.
Государственный
контроль и надзор за
соблюдением изготовителя
(продавца, исполнителем), испытательными лабораториями
(центрами), ор-
ганами по сертификации правил обязательной сертификации и за
ее серти-
фикационной продукцией осуществляется
Таджикгосстандартом, иными спе-
циальными уполномоченными государственными органами
управления в пре-
делах их компетенции.
Статья 15.
Финансирование работ по сертификации и государственно-
му контролю
и надзору
Обязательному
государственному финансированию подлежат:
разработка
прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций
по ее проведению,
обеспечение официальной информации в области серти-
фикации, участие в
работе международных (региональных) организаций по
сертификации и проведении работ с зарубежными национальными органами
по сертификации;
разработка (или)
и участие в разработке международных (региональ-
ных) документов по сертификации;
проведение
государственного контроля и надзора
за соблюдением
правил по сертификации и сертификационной продукции,
введение
государственного реестра по сертификации и
аккредитации
и архивное хранение материалов;
другие работы по
обязательной сертификации
конкретной продукции
производится
заявителем в порядке,
установленном Таджикгосстандартом
по согласованию с Министерством финансов Республики
Таджикистан.
Сумма
средств, израсходованных заявителем
на проведение обяза-
тельной сертификации и аккредитации относится на ее
себестоимость.
РАЗДЕЛ III. ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ
Статья 16.
Добровольная сертификация.
По
продукции, не подлежащей в
соответствии с законодательством
Республики Таджикистан обязательной сертификации, по
инициативе юриди-
ческих лиц и граждан может проводится добровольная
сертификация на ус-
ловиях договора между заявителем и органом по сертификации.
Статья 17.
Организация добровольной сертификации
Добровольная
сертификация вправе осуществлять любое юридическое
лицо, взявшее на
себя функцию органа на добровольной
сертификации и
зарегистрировавшие
систему сертификаций в
Таджикгосстандарте в уста-
новленном порядке.
При соблюдении указанных условий добровольную сер-
тификацию вправе проводить органы по обязательной
сертификации.
Статья 18. Права
заявителя
При
заключении договора на проведение добровольной сертификации
заявитель вправе получить от органа на сертификацию
необходимую инфор-
мацию о правилах сертификации продукции, а также определить
форму сер-
тификации.
РАЗДЕЛ
IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 19.
Уголовная, административная либо
гражданско-правовая
ответственность
Юридические и
физические лица, а также органы
государственного
управления, виновные в нарушении правил обязательной
сертификации, не-
сут в соответствии с действующим законодательством
уголовную, адми-
нистративную либо гражданскоправовую ответственность.
Президент Республики Таджикистан Э.Рахмонов
г.Душанбе, 13 декабря 1996 года
№ 313
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Маджлиси Оли Республики Таджикистан
О порядке введения в действие Закона
Республики Таджикистан "О сертификации
продукции и услуг"
Маджлиси Оли
Республики Таджикистан п о с т а н о в л я е т:
1. Ввести в
действие Закон Республики Таджикистан "О сертификации
продукции и услуг" со дня его официального
опубликования.
2. Правительству
Республики Таджикистан:
при
необходимости представить в установленном порядке предложения
о внесении изменений
и дополнений в законодательные
акты в связи с
принятием Закона Республики Таджикистан "О сертификации продукции и
услуг";
привести
постановление и распоряжение Правительства Республики
Таджикистан в соответствие с данным законом.
Председатель
Маджлиси Оли Республики Таджикистан С. Раджабов
г.Душанбе, 13
декабря 1996 года
№ 314