ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

                          ОБ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

 

     Настоящий Закон регулирует правоотношения, возникающие в процессе

формирования и использования документированной информации и информаци-

онных ресурсов, создания информационных технологий, автоматизированных

информационных систем и сетей,  определяет порядок защиты информацион-

ного ресурса, а также прав и обязанностей субъектов, принимающих учас-

тие в процессах информатизации.

 

                               ГЛАВА 1

                           ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

     Статья 1. Цели настоящего Закона

 

     Целью настоящего  Закона  является создание благоприятных условий

для удовлетворения информационных потребностей, юридических и физичес-

ких лиц,  органов государственного управления на основе формирования в

Республике Таджикистан современной информационной  инфраструктуры,  ее

интеграции в международные информационные сети и системы.  Закон уста-

навливает условия защиты законных интересов и прав государства, юриди-

ческих  и  физических  лиц при осуществлении деятельности по созданию,

накоплению, хранению, передаче и распространению информации средствами

современных информационных технологий.

 

     Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

 

     1.Действие настоящего Закона распространяется на отношения,  воз-

никающие при осуществлении органами государственного управления,  юри-

дическими и физическими лицами независимо от форм собственности  дейс-

твий в области информатизации, а именно на:

     - формирование и использование информационных ресурсов на  основе

создания,  поиска, сбора, накопления, обработки, передачи, распростра-

нения и предоставления документированной информации;

     - создание, внедрение и использование систем обработки и передачи

информации, баз и банков данных, средств информационных технологий;

     - защиту информации и прав субъектов,  участвующих в информацион-

ных процессах с применением средств информационных технологий;

     - управление и регулирование информационных процессов, реализации

государственной политики в области информатизации.

     2.Действие настоящего  Закона  не  распространяется на отношения,

возникающие с недокументированной информацией,  на отношения связанные

с  интеллектуальной  собственностью,  а также на отношения,  в области

средств массовой информации.

     3. Юридические  и  физические  лица иностранных государств и лица

без гражданства пользуются предусмотренными настоящим Законом  правами

и обязанностями наравне с организациями и гражданами республики,  если

иное не установлено международными договорами Республики Таджикистан.

 

     Статья 3. Основные понятия

 

     В настоящем Законе используются следующие понятия:

     - информация - сведения о лицах, предметах, объектах, фактах, со-

бытиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

     - информационная технология - совокупность средств вычислительной

техники и телекоммуникаций, программных средств и методов их использо-

вания для поиска,  обработки,  хранения, передачи и получения информа-

ции;

     - информационная инфраструктура (инфраструктура информатизации) -

совокупность информационных центров, баз и банков данных, систем связи

и передачи данных,  других структур, которые обеспечивают функциониро-

вание информационных сетей;

     - документированная информация (документ)  -  зафиксированная  на

каком-либо материальном носителе информация с реквизитами, позволяющи-

ми ее идентифицировать;

     - информационные  ресурсы  -  информация независимо от способа ее

представления или организации хранения (документы, массивы документов,

фонды библиотек,  архивов, базы данных), предназначенная для включения

в информационные системы или содержащаяся в них;

     - база  данных - интегрированная совокупность данных,  предназна-

ченная для многофункционального использования и модификации;

     - банк данных - совокупность программных, информационных и техни-

ческих средств,  предназначенных для централизованного сбора, хранения

и коллективного использования данных об определенной предметной облас-

ти человеческой деятельности,  а также сами данные, которые хранятся в

виде файлов или не связанных между собой баз данных;

     - информационные процессы - процессы сбора,  обработки, хранения,

передачи, поиска и распространения информации;

     - материальный носитель информации - материал с определенными фи-

зическими свойствами, который может быть использован для записи и хра-

нения информации;

     - информационная продукция - материализованный результат информа-

ционных процессов, предназначенный для обеспечения информационных пот-

ребностей  органов  государственной  власти,  юридических и физических

лиц;

     - данные - документированная информация, циркулирующая в процессе

ее обработки на электронно-вычислительных машинах;

     - информационная  система - организационно упорядоченная совокуп-

ность документов и информационных технологий,  в том числе с использо-

ванием средств вычислительной техники и связи,  реализующих информаци-

онные процессы;

     - виды обеспечения информационных систем - техническое, программ-

ное, математическое, организационное, лингвистическое, правовое и дру-

гие  виды,  необходимые  для  обеспечения  нормального выполнения всех

предписанных функций системы;

     - информатизация - разработка, создание, освоение и использование

информационных технологий,  информационных ресурсов; процесс, включаю-

щий организационный,  научно-технический,  социальный и производствен-

но-экономический компоненты и результат деятельности,  направленный на

удовлетворение информационных потребностей отдельных граждан,  их объ-

единений,  государственных и негосударственных организаций, общества в

целом  путем  формирования  и использования информационных ресурсов во

всех сферах жизни общества;

     - информационные услуги - услуги,  направленные на удовлетворение

информационных потребностей граждан и организаций, предоставляемые фи-

зическими и юридическими лицами, занятыми в информационной сфере;

     - собственник информационных ресурсов, информационных технологий,

информационных систем - субъект, обладающий правом владения, пользова-

ния и распоряжения указанными объектами;

     - потребитель  (пользователь) информационных услуг и информацион-

ных ресурсов - субъект,  обращающийся к информационной системе,  собс-

твеннику информационных ресурсов или посреднику за предоставлением ему

необходимой информации и пользующийся ею в пределах, установленных за-

конодательством Республики Таджикистан;

     - конфиденциальная  информация  -  документированная  информация,

доступ  к которой ограничен в соответствии с законодательством Респуб-

лики Таджикистан;

     - информация с ограниченным доступом - документированная информа-

ция, отнесенная к государственной тайне и конфиденциальная;

     - защита информации - комплекс мер, обеспечивающих предотвращение

несанкционированного вмешательства в информационные ресурсы,  незакон-

ных действий по получению,  копированию,  распространению,  искажению,

уничтожению или блокированию информации.

     - криптография - способ тайного письма,  понятного лишь посвящён-

ным, тайнопись.

 

     Статья 4. Основные принципы информатизации

 

     Основными принципами информатизации являются:

     - общедоступность  документированной информации,  не отнесенной в

установленном порядке к категории документированной информации с огра-

ниченным доступом;

     - оперативность,  полнота и точность предоставляемой пользователю

документированной информации;

     - участие государства в формировании  информационных  ресурсов  и

обеспечение соответствия этих ресурсов задачам информатизации;

     - предоставление пользователю документированной информации на го-

сударственном  языке  или на языке,  обусловленном договором субъектов

правоотношений в сфере информатизации;

     - защита прав собственности на объекты права собственности в сфе-

ре информатизации.

 

     Статья 5. Государственная политика в области информатизации

 

     1.Государственной политикой  в  области  информатизации  является

создание  органами государственной власти и управления Республики Тад-

жикистан необходимых правовых, экономических, организационных и других

условий, содействующих развитию информатизации, защищающих права и ин-

тересы граждан и государства при ее осуществлении.

     2.Основными направлениями государственной политики в сфере инфор-

матизации являются:

     - создание  условий для всестороннего удовлетворения информацион-

ных потребностей граждан, органов государственной власти и органов ис-

полнительной власти на местах, общественных объединений, предприятий и

организаций независимо от форм собственности;

     - поддержка  развития  национальной информационной инфраструктуры

путем создания и совершенствования компьютерных информационных  систем

и сетей на основе осуществления единой научно-технической политики;

     - поддержка развития международных и всемирных информационных се-

тей и систем;

     - формирование,  развитие, обеспечение сохранности, доступности и

эффективного использования национальных информационных ресурсов;

     - создание условий для формирования рынка информационных  продук-

тов,  ресурсов,  технологий, а также услуг информационных систем и се-

тей;

     - обеспечение национального суверенитета и безопасности,  связан-

ных с созданием и использованием информационных ресурсов, систем и се-

тей;

     - реализация прав граждан и организаций на доступ к  информацион-

ным  ресурсам,  а  также защита прав собственности и авторства в сфере

информатизации;

     - организация  производства средств информационной техники и тех-

нологий с учетом имеющегося в Республике Таджикистан научного,  техни-

ческого и производственного потенциала;

     - создание и совершенствование системы финансирования  разработок

и  реализации проектов и программ информатизации за счет средств госу-

дарственного бюджета,  негосударственных источников и иностранных  ин-

вестиций;

     - создание системы экономических стимулов и  льгот  деятельности,

направленной на разработку, ввоз, предоставление и использование прог-

рессивных средств информационной техники и технологий;

     - принятие прогрессивных систем унификации, классификации и стан-

дартизации информации,  содействующих созданию единого информационного

пространства  стран  Содружества Независимых Государств и интеграции с

международными информационными сетями и системами;

     - укрепление и развитие организационных и нормативно-правовых ос-

нов развития информатизации;

     - поддержка начального,  среднего и высшего профессионального об-

разования, подготовки кадров и научных исследований в области информа-

тизации.

 

     Статья 6. Объекты права собственности в области информатизации

 

     1.Объектами права собственности в сфере информатизации выступают:

     - документированная информация;

     - информационные ресурсы;

     - информационные технологии;

     - комплексы программно-технических средств;

     - информационные системы и сети.

     2. Их собственниками могут быть государство,  юридические и физи-

ческие лица.

 

     Статья 7. Субъекты правоотношений в области информатизации

 

     1.Субъектами правоотношений в сфере информатизации выступают  го-

сударство  в лице органов государственной власти и управления,  юриди-

ческие и физические лица,  а также зарубежные государства, международ-

ные организации, иностранные юридические и физические лица.

     2.Субъекты правоотношений при создании  и  эксплуатации  объектов

информатизации могут выступать в качестве:

     - разработчиков;

     - собственников;

     - владельцев;

     - пользователей;

     - обработчиков документированной информации в информационных сис-

темах и сетях.

     3.Формы отношений субъектов информатизации регулируются договора-

ми в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

 

     Статья 8.  Законодательство  Республики Таджикистан в области ин-

                форматизации

 

     Законодательство Республики Таджикистан в области  информатизации

основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из насто-

ящего Закона,  других нормативно-правовых актов Республики Таджикистан

об отдельных видах, формах и средствах информационных процессов. Отно-

шение в области информатизации регулируется международными  договорами

и соглашениями, а также принципами и нормами международно-правовых ак-

тов, признанных Таджикистаном.

 

                               ГЛАВА 2

                        ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

 

     Статья 9. Назначение информационных ресурсов

 

     1.Информационные ресурсы  предназначены для удовлетворения инфор-

мационных потребностей общества и государства, создания единого инфор-

мационного  пространства  страны  и обеспечения вхождения ее в мировое

информационное сообщество.

     2.Информационные ресурсы  являются  объектами отношений государс-

тва, юридических и физических лиц, входят в общегосударственные ресур-

сы Республики Таджикистан и охраняются Законом.

 

     Статья 10. Основы правового режима информационных ресурсов

 

     1.Правовой режим  информационных  ресурсов  определяется нормами,

устанавливающими:

     - порядок документирования информации и формирования информацион-

ных ресурсов;

     - порядок учета (регистрации) информационных ресурсов;

     - право собственности и авторства на информационные ресурсы,  от-

дельные документы и массивы документов;

     - порядок определения категории информационных ресурсов по уровню

доступа к ним и режиму использования;

     - порядок защиты информационных ресурсов от  несанкционированного

использования и от разрушения.

     2.Правовой режим использования информационных ресурсов устанавли-

вается нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан,  договорами

и соглашениями участников отношений в области информатизации.

     3.Контроль за  соблюдением правового режима информационных ресур-

сов несут собственники соответствующих информационных ресурсов.

 

     Статья 11.  Предоставление документированной информации из инфор-

                 мационных систем

 

     1.Предоставление документированной  информации  из информационных

систем производится в порядке,  установленном для доступа к  соответс-

твующим информационным ресурсам,  на условиях договоров операторов ин-

формационных систем с пользователями информации.

     2.Информационные потребности пользователей обеспечиваются:

     - созданием организационных, технических, правовых и других усло-

вий для реализации права на свободный поиск и получение информации;

     - распространением, в установленном порядке, официальной информа-

ции  через опубликование ее в средствах массовой информации и размеще-

ние ее в библиотеках,  в Интернете и иных общедоступных информационных

сетях;

     - реализацией информационной продукции,  оказанием информационных

услуг;

     - созданием условий доступа к общедоступным информационным сетям.

     3.Доступ к  информационным ресурсам производится на основе запро-

са, направляемого заинтересованным лицом в порядке, установленном опе-

раторами информационных систем.  Отказ в удовлетворении запроса возмо-

жен только в случае отсутствия запрошенной информации в информационной

системе,  либо  по иным основаниям,  предусмотренным законодательством

Республики Таджикистан.

     Предоставление информации  из  информационных систем производится

пользователям в документированном виде.

     4.Предоставление информации из информационных систем в чрезвычай-

ных ситуациях,  в том числе установление  приоритетного  использования

информации  органами  государственной  власти  Республики Таджикистан,

производится в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Рес-

публики Таджикистан о чрезвычайных ситуациях

 

     Статья 12. Право на получение документированной информации

 

     1.Юридические и физические лица,  органы государственной власти и

управления имеют право на получение документированной информации. Пра-

во  на  получение  документированной  информации может быть ограничено

только законом.

     2.Реализация права на получение документированной информации юри-

дическими и физическими лицами,  органами государственной власти и уп-

равления не должна нарушать гражданские,  политические, экономические,

социальные, духовные и иные права и законные интересы других юридичес-

ких и физических лиц.

 

     Статья 13. Формы документированной информации

 

     Документированная информация  как объект права собственности выс-

тупает в формах отдельного документа или массива документов  (докумен-

тального фонда,  архива,  баз данных и знаний, других форм организации

информации).

 

     Статья 14.  Документирование информации и формирование информаци-

                 онных ресурсов

 

     1.Документирование информации   является   обязательным  условием

включения информации в информационные ресурсы.

     2.Документ приобретает юридическую силу после его подписания юри-

дическим или физическим лицом.  Юридическая сила документа, хранимого,

обрабатываемого  и  передаваемого с помощью автоматизированных и теле-

коммуникационных систем,  может  подтверждаться  электронной  цифровой

подписью.

     3.Юридическая сила электронной подписи признается при  наличии  в

информационных системах и сетях программно-технических средств,  обес-

печивающих идентификацию подписи и имеющих сертификат соответствия или

удостоверения о признании сертификата.

     4.Информационные ресурсы,  создаваемые в Республике  Таджикистан,

должны соответствовать требованиям мировых стандартов и унификации.

     5.Формирование информационных ресурсов  может  осуществляться  на

основе информации,  создаваемой, обрабатываемой и накапливаемой в про-

цессе информационного взаимодействия с  государственными  органами,  а

также  юридическими или физическими лицами на договорной основе в рам-

ках производственно-коммерческой деятельности при выполнении  информа-

ционных услуг.

 

     Статья 15. Документированная информация о гражданах

 

     1.Источником информации о гражданах являются документы,  содержа-

щие сведения о фактах,  событиях, обстоятельствах, относящихся к конк-

ретному физическому лицу.

     2.Органы государственной власти и  юридические  лица  в  пределах

своей компетенции собирают, обрабатывают, хранят документированную ин-

формацию о гражданах и используют ее для выполнения возложенных на них

функций и задач.

     3.Перечень обрабатываемой документированной информации о  гражда-

нах  и порядок ее использования в информационных системах определяются

законодательством Республики Таджикистан.

     4.Юридические и физические лица,  владеющие документированной ин-

формацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответствен-

ность за нарушение порядка использования этой информации.

 

     Статья 16. Право собственности на информационные ресурсы

 

     1.Информационные ресурсы  выступают как элемент состава имущества

и находятся в собственности органов  государственной  власти,  органов

исполнительной власти на местах, организаций и в частной собственности

граждан,  которые пользуются правами, предусмотренными Гражданским ко-

дексом Республики Таджикистан.

     2. Право собственности на информационные ресурсы не распространя-

ется  на  информационные технологии,  комплексы программно-технических

средств,  информационные системы и сети,  принадлежащие другому  собс-

твеннику,  с  помощью  которых осуществляется обработка информационных

ресурсов в порядке предоставления услуги.

     3.Информационные ресурсы могут быть товаром,  за исключением слу-

чаев, когда они представляют государственную или коммерческую тайну.

     Собственник информационных ресурсов,  содержащих сведения,  отне-

сенные к государственной тайне,  вправе распоряжаться  этой  собствен-

ностью  только  с  разрешения  соответствующих органов государственной

власти.

 

     Статья 17. Государственные информационные ресурсы

 

     1.Информационные ресурсы,  обеспечивающие суверенитет  и  хозяйс-

твенную  самостоятельность Республики Таджикистан,  характеризующие ее

экономическое,  социальное и оборонное развитие,  являющиеся ресурсами

государственного значения, относятся к государственный собственности.

     Состав информационных ресурсов, имеющих государственное значение,

устанавливается Правительством Республики Таджикистан.

     2.Государственные информационные  ресурсы   создаются   за   счет

средств республиканского бюджета,  обеспечивают функционирование орга-

нов государственной власти,  территориальных и отраслевых органов  уп-

равления.

     3.Государственные информационные ресурсы включаются в состав  го-

сударственного имущества и подлежат учету и защите.

     4.Ведение государственных информационных ресурсов  осуществляется

органами  государственной  власти  и органами исполнительной власти на

местах,  организациями и общественными объединениями в соответствии  с

их компетенцией,  ответственными за их формирование,  сохранность, на-

копление и эффективное использование.  Организация работ по формирова-

нию  и  представлению пользователям государственных информационных ре-

сурсов возлагается на органы государственной власти и управления.

     5. Все  юридические и физические лица обязаны предоставлять орга-

низациям, ответственным за формирование государственных информационных

ресурсов,  документированную  информацию,  определенную органами госу-

дарственной власти и управления. Субъекты, представляющие документиро-

ванную  информацию  для включения в государственные информационные ре-

сурсы,  не утрачивают своих прав на эти документы и  на  использование

информации,  содержащейся в них. Перечни представляемой в обязательном

порядке документированной информации и перечни органов и  организаций,

ответственных  за  сбор и обработку государственных информационных ре-

сурсов, утверждает Правительство Республики Таджикистан.

 

     Статья 18. Негосударственные информационные ресурсы

 

     1.Физические и юридические лица являются собственниками тех доку-

ментов,  массивов документов, информационных ресурсов, которые созданы

за счет их средств или приобретены ими на законных основаниях.  Инфор-

мационные ресурсы,  формируемые самим собственником или по его поруче-

нию за его средства, являются негосударственными.

     2.Негосударственные информационные  ресурсы используются в произ-

водственной деятельности собственника для создания информационных про-

дуктов и услуг.

     3.Государство имеет право выкупа документированной  информации  у

юридических и физических лиц.

 

     Статья 19. Информационные ресурсы по категориям допуска

 

     1.Государственные информационные  ресурсы  Республики Таджикистан

являются открытыми и общедоступными,  за исключением документированной

информации, отнесенной законом к категории ограниченного доступа. Дос-

туп юридических и физических лиц Республики  Таджикистан  к  государс-

твенным  информационным ресурсам осуществляется на бесприбыльной осно-

ве.

     2.Собственник и пользователь вправе вступать в договорные отноше-

ния куплипродажи информационных ресурсов,  если последние не  являются

ресурсами с ограниченным доступом.

     3.Режим использования информационных ресурсов устанавливается  их

собственником  или уполномоченными им лицами и не должен противоречить

действующему законодательству.

 

     Статья 20. Реализация права пользователей на доступ к информации и

                информационным ресурсам

 

     1.Пользователи - юридические и физические лица,  органы государс-

твенной власти и органы исполнительной власти на местах,  общественные

объединения  обладают  равными правами на доступ к государственным ин-

формационным ресурсам и не обязаны  обосновывать  перед  собственником

этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации, за

исключением информации с ограниченным доступом.

     2.Собственники обеспечивают пользователей информацией из информа-

ционных ресурсов на основании  утвержденных  положений  или  договоров

бесплатно или по договорным ценам на информационные услуги.

     3.Пользователь несет ответственность за  несанкционированное  ис-

пользование,  копирование, распространение информационных ресурсов, за

нарушение прав собственности на ресурсы  в  соответствии  с  договором

(соглашением) или в соответствии с законодательством Республики Таджи-

кистан.  Порядок получения пользователем информации  определяет  собс-

твенник  информационных  ресурсов  с соблюдением требований настоящего

Закона.

     4.Органы государственной  власти  и управления,  ответственные за

формирование и использование государственных информационных  ресурсов,

обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользо-

вателю документированной информации.  Отказ в предоставлении  общедос-

тупной  информации  из  государственных  информационных ресурсов может

быть обжалован в судебном порядке.

           

     Статья 21. Доступ юридических и физических лиц к информации о них

 

     1. Физические и юридические лица имеют право на бесплатный доступ

к  документированной информации о них,  на уточнение этой информации в

целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и

для каких целей использовал или использует эту информацию.

     2. Государственные органы и другие владельцы  информационных  ре-

сурсов  о частных лицах обязаны предоставлять информацию по требованию

лиц,  которых она касается,  если эти данные не являются информацией с

ограниченным доступом.

     3. Лица,  права или интересы которых нарушены  собственником  или

пользователем информации,  вправе требовать восстановления прав и воз-

мещения ущерба в судебном порядке.

 

     Статья 22.  Обязанности и ответственность собственника информаци-

                 онных ресурсов

 

     1.Собственник информационных  ресурсов обязан обеспечить соблюде-

ние порядка пополнения и актуализации информационных ресурсов,  режима

их обработки и правил предоставления информации пользователю.

     2.Собственник информационных ресурсов за нарушение порядка работы

с информацией несет ответственность в соответствии с законодательством

Республики Таджикистан.

 

                               ГЛАВА 3

        ИНФРАСТРУКТУРА ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

 

     Статья 23. Составляющие инфраструктуры

 

     1.Инфраструктуру информатизации Республики Таджикистан составляют

организационные,  технические структуры, объекты и системы, функциони-

рование которых направлено на осуществление:

     - сбора, обработки, передачи, хранения и распространения информа-

ции средствами новых информационных технологий;

     - услуг по приему и передаче информации всеми  средствами  элект-

росвязи;

     - исследований,  разработки и производства  новых  информационных

систем, технологий и средств;

     - поставок, продажи и сервисного обслуживания информационных сис-

тем, технологий и средств их обеспечения;

     - обучения, консультативной, методической помощи и другой вспомо-

гательной деятельности,  связанной с распространением и использованием

новых информационных технологий.

     2.Инфраструктуру информатизации в Республике Таджикистан формиру-

ют различные организации всех форм собственности.

     3.Единство инфраструктуры  информатизации  основывается  на госу-

дарственном управлении и  регулировании  процессов  информатизации,  а

также на деятельности специальных органов государственного управления,

осуществляющих контроль за соблюдением единых стандартов, сертификатов

качества  на  производимые  и  используемые  информационные продукты и

средства.

     4.Все виды производства информационных систем и сетей, технологий

и средств обеспечения их деятельности по предоставлению информационных

продуктов и услуг составляют специальную отрасль, развитие которой оп-

ределяется государственной научно-технической и экономической  полити-

кой.

 

     Статья 24. Государственные информационные системы

 

     1. Государственные информационные системы составляют в Республике

Таджикистан информационные системы по сбору,  обработке и хранению ин-

формации, экспертные и информационно-поисковые системы, сети централь-

ных органов государственной власти и управления, органов государствен-

ной  власти на местах,  других организаций и учреждений,  созданные за

счет средств государственного бюджета или  являющиеся  государственной

собственностью.

     2. Передача и обмен информацией между государственными информаци-

онными  системами  и  сетями производится по договорам и соглашениям в

рамках необходимого перечня и структуры на основе единства системного,

программного и сетевого обеспечения.

     3. Порядок обмена информацией между государственными информацион-

ными системами устанавливается нормативно-правовыми актами, издаваемы-

ми органами государственной власти и управления в пределах своей  ком-

петенции, а также договорами и соглашениями.

 

     Статья 25. Негосударственные информационные системы

 

     1. Негосударственные  информационные  системы в Республике Таджи-

кистан составляют информационные системы по сбору,  обработке и хране-

нию  информации,  экспертные  и информационно-поисковые системы и сети

юридических и физических лиц, созданные или приобретенные на их средс-

тва.

     2. Негосударственные информационные системы создаются и использу-

ются для удовлетворения специальных нужд их владельцев или для предос-

тавления информационных продуктов и услуг.

 

     Статья 26.  Создание  информационных  технологий,  информационных

                 систем и сетей

 

     1. Право создавать информационные технологии, комплексы программ-

нотехнических средств,  информационные системы и сети для обслуживания

собственной  деятельности и оказания информационных услуг потребителям

принадлежит органам государственной власти и управления, юридическим и

физическим лицам.

     2. Информационные системы,  содержащие данные о юридических и фи-

зических лицах, создаются органами государственной власти и управления

или уполномоченными на то государственными организациями.  Допускается

создание  таких систем субъектами негосударственных форм собственности

при разрешении органа,  уполномоченного Правительством Республики Тад-

жикистан.

     3. Создание межгосударственных информационных систем на  террито-

рии  Республики  Таджикистан осуществляется в соответствии с законода-

тельством Республики Таджикистан, международными договорами и соглаше-

ниями.

     4. Органы государственной власти,  юридические и физические  лица

имеют право создавать локальные (принадлежащие субъекту правоотношений

в сфере информатизации), межотраслевые и межгосударственные информаци-

онные сети и (или) входить в них со своими информационными системами.

     5. Порядок включения в такие сети и правила обмена информацией  в

них  устанавливаются  их собственниками или уполномоченными ими лицами

на основании действующего законодательства, международных соглашений и

договоров.

     6. Определенные виды информационных технологий и комплексов прог-

раммнотехнических средств,  информационных систем и сетей, имеющих об-

щехозяйственное и оборонное применение,  могут быть отнесены к катего-

риям,  имеющим  государственное значение.  Они являются собственностью

государства и не могут находиться в собственности отдельных  юридичес-

ких  и физических лиц.  Их перечень,  а также порядок разработки и ис-

пользования определяются Правительством Республики Таджикистан.

     7. Право  собственности  на информационные технологии,  комплексы

программнотехнических средств, информационные системы и сети защищает-

ся законодательством Республики Таджикистан, если они зарегистрированы

в государственном  органе,  уполномоченном  Правительством  Республики

Таджикистан. Обязательной регистрации подлежат объекты информатизации,

имеющие государственное значение.  Порядок регистрации устанавливается

Правительством Республики Таджикистан.

 

                               ГЛАВА 4

      ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ПРАВ СУБЪЕКТОВ В ОБЛАСТИ

                            ИНФОРМАТИЗАЦИИ

 

     Статья 27. Цели защиты

 

     1. Информационные  ресурсы и права субъектов в области информати-

зации подлежат защите.

     2. Целями защиты являются:

     - обеспечение правового режима информационных ресурсов как объек-

та собственности,  предотвращение незаконного вмешательства в информа-

ционные ресурсы и информационные системы, несанкционированных действий

по копированию, блокированию, модификации, искажению и уничтожению ин-

формации;

     - сохранение полноты, точности, целостности документированной ин-

формации,  возможности управления процессом обработки и пользования  в

соответствии с условиями, установленными собственником этой информации

или уполномоченным им лицом.

     - защита  конституционных прав граждан на сохранение личной тайны

и конфиденциальности персональных данных в информационных системах;

     - сохранение  государственной тайны и конфиденциальности докумен-

тированной информации,  предотвращение утечки, хищения, подделки и ис-

кажения информации;

     - обеспечение прав субъектов в информационных процессах при  фор-

мировании и использовании информационных ресурсов,  разработке, произ-

водстве и применении информационных систем, технологий.

 

     Статья 28. Защита информации

 

     1. Защите подлежит любая документированная  информация,  неправо-

мерное обращение,  с которой может нанести ущерб ее собственнику, вла-

дельцу, пользователю и иному лицу.

     Режим защиты информации устанавливается:

     - в отношении сведений,  отнесенных  к  государственной  тайне  -

уполномоченными  государственными  органами  в  соответствии с Законом

Республики Таджикистан <О государственной тайне>;

     - в отношении открытой или конфиденциальной документированной ин-

формации

     - собственником  информационных ресурсов или уполномоченным лицом

на основании настоящего Закона.

     2. Собственник информационных ресурсов или уполномоченные им лица

имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по  защите

информации  и  запрещать  или  приостанавливать обработку информации в

случае невыполнения этих требований.

     3. Собственник  или  владелец  документированной  информации  для

оценки правильности выполнения норм и требований по защите его  инфор-

мации в информационных системах вправе обращаться в уполномоченные ор-

ганы,  определенные Правительством Республики Таджикистан.  Эти органы

соблюдают  условия  конфиденциальности  самой информации и результатов

проверки.

 

     Статья 29. Предупреждение правонарушений в области информатизации

 

     1. Предупреждение и пресечение действий,  влекущих за собой нару-

шение прав и интересов субъектов правоотношений в  сфере  информатиза-

ции,  установленных настоящим Законом и иным законодательством Респуб-

лики Таджикистан осуществляется органами государственной власти и  уп-

равления,  юридическими  и физическими лицами,  принимающими участие в

информационном процессе.

     2. Владельцы информационных ресурсов и систем,  создатели средств

программно-технической и  криптографической  защиты  документированной

информации при решении вопросов защиты руководствуются настоящим Зако-

ном и нормативно-правовыми актами специально уполномоченного государс-

твенного органа по защите информации.

 

     Статья 30. Защита прав субъектов в области информатизации

 

     1. Государственные и негосударственные организации, а также граж-

дане имеют равные права на разработку  и  производство  информационных

систем, технологий, средств их обеспечения, а также на деятельность по

предоставлению информационных продуктов и услуг.

     2. Защита  прав  субъектов  в области формирования информационных

процессов и информатизации осуществляется в целях предупреждения  пра-

вонарушений,  пресечения неправомерных действий,  восстановления нару-

шенных прав и возмещения причиненного ущерба.

     3. Защита прав субъектов осуществляется судом, с учетом специфики

правонарушений и нанесенного ущерба.

     4. За  правонарушения  при работе с документированной информацией

органы государственной власти и управления, организации и их должност-

ные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Рес-

публики Таджикистан.

     5. Ответственность за нарушения международных норм и правил в об-

ласти формирования и использования информационных ресурсов, создания и

использования информационных систем,  требований международных конвен-

ций по охране авторских прав  возлагается  на  органы  государственной

власти и управления,  организации и граждан в соответствии с договора-

ми,  заключенными ими с зарубежными партнерами,  с учетом  международ-

но-правовых актов, признанных Республикой Таджикистан.

 

     Статья 31. Защита прав пользователя на доступ к информации

 

     1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление поль-

зователям заведомо недостоверной информации могут  быть  обжалованы  в

судебном порядке. Во всех случаях лица, которым было отказано в досту-

пе к информации,  и лица,  получившие недостоверную информацию,  имеют

право на возмещение нанесенного им ущерба.

     2. За неисполнение или ненадлежащее  исполнение  обязательств  по

договору куплипродажи, поставки информационных ресурсов, стороны несут

ответственность в соответствии с гражданским законодательством Респуб-

лики Таджикистан.

     3. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении  информации

к  категории  информации  с  ограниченным доступом,  иски о возмещении

ущерба в случаях необоснованного отказа  в  предоставлении  информации

пользователям  или  в результате других нарушений прав пользователей и

обязательств по договорам.

     4. Руководители,  другие служащие органов государственной власти,

организаций,  виновные в незаконном ограничении доступа к информации и

нарушении режима защиты информации,  несут ответственность в соответс-

твии с законодательством Республики Таджикистан.

 

                               ГЛАВА 5.

          УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИИНФОРМАТИЗАЦИИ

 

     Статья 32. Органы государственного управления и регулирования об-

                ластью информатизации

 

     1. Государственное управление и регулирование областью информати-

зации осуществляется с целью реализации государственной политики в об-

ласти информатизации.

     2. Государственное управление и регулирование отношений в области

информатизации осуществляет,  в соответствии со своими полномочиями  и

настоящим  Законом,  Правительство Республики Таджикистан через единую

систему органов исполнительной власти.

     3. Формирование  единой  государственной  политики  и координацию

процессов развития в области  информатизации  осуществляет  специально

уполномоченный  Правительством  Республики Таджикистан государственный

орган.

 

     Статья 33.  Полномочия государственных органов управления и регу-

                 лирования в области информатизации

 

     1. К полномочиям государственных органов управления и регулирова-

ния в области информатизации относятся:

     - разработка  единой государственной политики развития информати-

зации и определение ее приоритетных направлений;

     - установление  порядка выделения финансовых средств из государс-

твенного бюджета и иностранных инвестиций на развитие сферы информати-

зации, контроль за их использованием;

     - руководство,  координация разработки и реализации общегосударс-

твенных программ и проектов в области информатизации;

     - обеспечение создания,  развития и  надежности  функционирования

общегосударственных телекоммуникационных систем и сетей;

     - регулирование порядка и условий  взаимодействия  информационных

систем,  сетей  и  других  компонентов  инфраструктуры информатизации,

внедрение прогрессивных систем межсетевых протоколов;

     - определение порядка и условий информационного обеспечения орга-

нов государственного управления, использования юридическими и физичес-

кими лицами общегосударственных информационных ресурсов;

     - организация экспертизы программ,  проектов и предложений в  об-

ласти информатизации, сертификация информационных продуктов, процессов

и технологий;

     - поддержка рынка информационных продуктов и услуг;

     - выдача лицензий на осуществление деятельности в области  инфор-

матизации;

     - установление стандартов,  классификаторов и систем унификации в

области информатизации, контроль за их соблюдением;

     - определение порядка и условий проведения исследований, разрабо-

ток и производства информационных средств, технологий и систем;

     - обеспечение защиты и охраны прав и интересов юридических и  фи-

зических лиц в области информатизации;

     - установление порядка государственного учета программных продук-

тов и баз данных,  созданных с использованием средств государственного

бюджета,  а также регистрации информационных центров,  систем и сетей,

действующих на территории Республики Таджикистан, независимо от их ве-

домственной подчиненности;

     - организация  сотрудничества  и координация связей в области ин-

форматизации с зарубежными странами и международными организациями.

     2. Участие  органов  государственной власти на местах в государс-

твенном управлении и регулировании областью информатизации осуществля-

ется  в пределах их прав и полномочий,  определенных законодательством

Республики Таджикистан.

 

     Статья 34. Финансирование информатизации

 

     1. Финансирование информатизации  может  осуществляться  за  счет

средств  государственного бюджета Республики Таджикистан,  собственных

средств юридических и физических лиц, а также иностранных инвестиций.

     2. Правительство  Республики  Таджикистан определяет приоритетные

направления развития информатизации и устанавливает порядок их  финан-

сирования.  Решения по инвестициям проектов развития информатизации из

средств государственного бюджета принимаются Правительством Республики

Таджикистан в соответствии с утвержденной программой информатизации.

     3. Правительство Республики Таджикистан создает благоприятные ус-

ловия для привлечения иностранных инвестиций в область информатизации.

 

     Статья 35. Лицензирование деятельности в области информатизации

 

     1. Деятельность в области информатизации подлежит лицензированию.

     2. Порядок лицензирования видов деятельности в области информати-

зации устанавливается Правительством Республики Таджикистан.

     3. Выдача лицензий на деятельность в области информатизации  осу-

ществляется специально уполномоченным органом государственной власти.

 

     Статья 36.  Сертификация информационных систем,  технологий в об-

                 ласти информатизации

 

     1. Для обеспечения национального суверенитета и безопасности Рес-

публики Таджикистан, качества, конкурентоспособности и защиты внутрен-

него рынка проводится сертификация информационных систем, технологий и

средств их обеспечения.

     2. Информационные системы,  базы и банки данных,  предназначенные

для информационного обеспечения организаций и граждан, подлежат серти-

фикации уполномоченным государственным органом в порядке,  установлен-

ном  Законом  Республики  Таджикистан "О сертификации продукции и ус-

луг".

     3. Информационные системы органов государственной власти и управ-

ления, обрабатывающие документированную информацию с ограниченным дос-

тупом,  а также средства защиты этих систем подлежат обязательной сер-

тификации в порядке определяемом Правительством  Республики  Таджикис-

тан.

 

     Статья 37.  Государственное  регулирование  и стимулирование дея-

                 тельности в области информатизации

 

     1. В Республике Таджикистан создаются условия для проведения  на-

учноисследовательских  и опытно-конструкторских работ в области разра-

ботки и производства информационных систем, средств и технологий.

     2. Правительство  Республики Таджикистан,  в соответствии с науч-

но-технической и промышленной политикой,  определяет приоритетные нап-

равления развития информатизации и устанавливает порядок их финансиро-

вания.

     3. Органы  государственной власти и управления,  в соответствии с

приоритетными направлениями развития информатизации Республики  Таджи-

кистан,  оказывают поддержку разработчикам и производителям информаци-

онных систем, технологий и средств их обеспечения, содействуют повыше-

нию конкурентоспособности информационной продукции, стимулируют разви-

тие  перспективных  научных  исследований,  обеспечивают  патентование

принципиально  новых  решений  и  освоение компьютерных информационных

технологий. В установленных Законом случаях могут быть ограничены экс-

порт и импорт определенных видов информационных технологий,  продуктов

и услуг, реализация их на внутреннем рынке, а также обязать производи-

телей обеспечивать необходимый уровень стандартов и качества.

 

     Статья 38.  Государственный учет и регистрация в области информа-

                 тизации

 

     1. Все объекты инфраструктуры информатизации,  их информационные,

материальные,  технические, финансовые, кадровые и иные ресурсы юриди-

ческих и физических лиц подлежат государственному учету и регистрации.

     2. Правительство  Республики  Таджикистан  устанавливает  правила

учета и анализа состояния информационной инфраструктуры государства.

 

     Статья 39. Образование в области информатизации

 

     1. В  целях повышения информационной культуры населения и профес-

сиональной подготовки специалистов в Республике Таджикистан устанавли-

вается  система  всеобщего  и  непрерывного воспитания,  образования и

распространения знаний по информатике и компьютерной технике.

     2. В программах школ независимо от их профиля и форм собственнос-

ти должно предусматриваться преподавание основ  информатики  и  компь-

ютерной техники.

     3. В программах начальных,  средних,  профессиональных  и  высших

учебных заведений,  а также организаций и учебных заведений,  осущест-

вляющих переподготовку и повышение квалификации,  должно  предусматри-

ваться  преподавание  специальных курсов по информатике и компьютерной

технике в соответствии с их профилем.

     4. Органы  государственной  власти и управления,  органы исполни-

тельной власти на местах,  юридические и физические лица, общественные

объединения осуществляют распространение среди населения знаний, каса-

ющихся возможностей информатизации, информационных систем, технологий,

использования информационных ресурсов, и информируют население о зако-

нодательстве в области информатизации.

 

     Статья 40.  Ограничение монополистической деятельности в  области

                 информатизации

 

     1. Монополизация  в области информатизации в Республике Таджикис-

тан не допускается.

     2. Дела по фактам монополизации в области информатизации рассмат-

риваются в государственном антимонопольном органе Республики Таджикис-

тан по собственной инициативе,  по представлению органов государствен-

ной власти и управления, а также субъектов, права которых были наруше-

ны в результате такой монополизации.

     3. Правила добросовестной  конкуренции  распространяются  на  все

формы деятельности в сфере информатизации.

 

                               ГЛАВА 6

                       МЕЖДУНАРОДНОЕ ОТНОШЕНИЕ

 

     Статья 41. Международные отношения в области информатизации

 

     1. Отношения в области информатизации между  государствами  уста-

навливаются  на основе двусторонних и многосторонних соглашений,  сов-

местных научно-технических программ,  договоров и обязательств  юриди-

ческих лиц по созданию единых,  совместных,  коллективных программно и

технически совместимых между собой информационных систем,  а также  по

другим вопросам информатизации.

     2. Международное сотрудничество в области информатизации осущест-

вляется на основании международных договоров и соглашений.

 

     Статья 42. Правовой режим международного сотрудничества в области

                информатизации

 

     Органы государственной власти и управления,  юридические и  физи-

ческие  лица  вправе  на основе договоров включать свои информационные

системы в международные информационные сети.

 

     Статья 43.  Интеграция в международные информационные сети и сис-

                 темы

 

     1. Включение  информационных систем,  обрабатывающих информацию с

ограниченным доступом, в международные информационные сети допускается

только после принятия необходимых мер защиты.

     2. Несанкционированное включение информационных систем  юридичес-

ких и физических лиц в информационные сети, а равно и получение из них

информации влекут ответственность в соответствии  с  законодательством

Республики Таджикистан.

     3. Защита информации при международном  обмене  осуществляется  в

соответствии с действующим законодательством Республики Таджикистан.

 

     Статья 44. Международные договоры

 

     Если международным  договором  Республики Таджикистан установлены

иные правила,  чем предусмотренные в настоящем Законе,  то применяются

нормы международного договора.

 

                               ГЛАВА 7

                       ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

     Статья 45. Ответственность за нарушение настоящего Закона

 

     Нарушение настоящего Закона влечет ответственность в соответствии

с законодательством Республики Таджикистан.

 

     Президент Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмонов

 

     г. Душанбе, 6 августа 2001 года № 40