ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
ОБ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Настоящий Закон регулирует правоотношения, возникающие в процессе
формирования и использования документированной информации и информаци-
онных ресурсов, создания информационных технологий, автоматизированных
информационных систем и сетей, определяет порядок защиты информацион-
ного ресурса, а также прав и обязанностей субъектов, принимающих учас-
тие в процессах информатизации.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели настоящего Закона
Целью настоящего Закона является создание благоприятных условий
для удовлетворения информационных потребностей, юридических и физичес-
ких лиц, органов государственного управления на основе формирования в
Республике Таджикистан современной информационной инфраструктуры, ее
интеграции в международные информационные сети и системы. Закон уста-
навливает условия защиты законных интересов и прав государства, юриди-
ческих и физических лиц при осуществлении деятельности по созданию,
накоплению, хранению, передаче и распространению информации средствами
современных информационных технологий.
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
1.Действие настоящего Закона распространяется на отношения, воз-
никающие при осуществлении органами государственного управления, юри-
дическими и физическими лицами независимо от форм собственности дейс-
твий в области информатизации, а именно на:
- формирование и использование информационных ресурсов на основе
создания, поиска, сбора, накопления, обработки, передачи, распростра-
нения и предоставления документированной информации;
- создание, внедрение и использование систем обработки и передачи
информации, баз и банков данных, средств информационных технологий;
- защиту информации и прав субъектов, участвующих в информацион-
ных процессах с применением средств информационных технологий;
- управление и регулирование информационных процессов, реализации
государственной политики в области информатизации.
2.Действие настоящего Закона не распространяется на отношения,
возникающие с недокументированной информацией, на отношения связанные
с интеллектуальной собственностью, а также на отношения, в области
средств массовой информации.
3. Юридические и физические лица иностранных государств и лица
без гражданства пользуются предусмотренными настоящим Законом правами
и обязанностями наравне с организациями и гражданами республики, если
иное не установлено международными договорами Республики Таджикистан.
Статья 3. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие понятия:
- информация - сведения о лицах, предметах, объектах, фактах, со-
бытиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
- информационная технология - совокупность средств вычислительной
техники и телекоммуникаций, программных средств и методов их использо-
вания для поиска, обработки, хранения, передачи и получения информа-
ции;
- информационная инфраструктура (инфраструктура информатизации) -
совокупность информационных центров, баз и банков данных, систем связи
и передачи данных, других структур, которые обеспечивают функциониро-
вание информационных сетей;
- документированная информация (документ) - зафиксированная на
каком-либо материальном носителе информация с реквизитами, позволяющи-
ми ее идентифицировать;
- информационные ресурсы - информация независимо от способа ее
представления или организации хранения (документы, массивы документов,
фонды библиотек, архивов, базы данных), предназначенная для включения
в информационные системы или содержащаяся в них;
- база данных - интегрированная совокупность данных, предназна-
ченная для многофункционального использования и модификации;
- банк данных - совокупность программных, информационных и техни-
ческих средств, предназначенных для централизованного сбора, хранения
и коллективного использования данных об определенной предметной облас-
ти человеческой деятельности, а также сами данные, которые хранятся в
виде файлов или не связанных между собой баз данных;
- информационные процессы - процессы сбора, обработки, хранения,
передачи, поиска и распространения информации;
- материальный носитель информации - материал с определенными фи-
зическими свойствами, который может быть использован для записи и хра-
нения информации;
- информационная продукция - материализованный результат информа-
ционных процессов, предназначенный для обеспечения информационных пот-
ребностей органов государственной власти, юридических и физических
лиц;
- данные - документированная информация, циркулирующая в процессе
ее обработки на электронно-вычислительных машинах;
- информационная система - организационно упорядоченная совокуп-
ность документов и информационных технологий, в том числе с использо-
ванием средств вычислительной техники и связи, реализующих информаци-
онные процессы;
- виды обеспечения информационных систем - техническое, программ-
ное, математическое, организационное, лингвистическое, правовое и дру-
гие виды, необходимые для обеспечения нормального выполнения всех
предписанных функций системы;
- информатизация - разработка, создание, освоение и использование
информационных технологий, информационных ресурсов; процесс, включаю-
щий организационный, научно-технический, социальный и производствен-
но-экономический компоненты и результат деятельности, направленный на
удовлетворение информационных потребностей отдельных граждан, их объ-
единений, государственных и негосударственных организаций, общества в
целом путем формирования и использования информационных ресурсов во
всех сферах жизни общества;
- информационные услуги - услуги, направленные на удовлетворение
информационных потребностей граждан и организаций, предоставляемые фи-
зическими и юридическими лицами, занятыми в информационной сфере;
- собственник информационных ресурсов, информационных технологий,
информационных систем - субъект, обладающий правом владения, пользова-
ния и распоряжения указанными объектами;
- потребитель (пользователь) информационных услуг и информацион-
ных ресурсов - субъект, обращающийся к информационной системе, собс-
твеннику информационных ресурсов или посреднику за предоставлением ему
необходимой информации и пользующийся ею в пределах, установленных за-
конодательством Республики Таджикистан;
- конфиденциальная информация - документированная информация,
доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Респуб-
лики Таджикистан;
- информация с ограниченным доступом - документированная информа-
ция, отнесенная к государственной тайне и конфиденциальная;
- защита информации - комплекс мер, обеспечивающих предотвращение
несанкционированного вмешательства в информационные ресурсы, незакон-
ных действий по получению, копированию, распространению, искажению,
уничтожению или блокированию информации.
- криптография - способ тайного письма, понятного лишь посвящён-
ным, тайнопись.
Статья 4. Основные принципы информатизации
Основными принципами информатизации являются:
- общедоступность документированной информации, не отнесенной в
установленном порядке к категории документированной информации с огра-
ниченным доступом;
- оперативность, полнота и точность предоставляемой пользователю
документированной информации;
- участие государства в формировании информационных ресурсов и
обеспечение соответствия этих ресурсов задачам информатизации;
- предоставление пользователю документированной информации на го-
сударственном языке или на языке, обусловленном договором субъектов
правоотношений в сфере информатизации;
- защита прав собственности на объекты права собственности в сфе-
ре информатизации.
Статья 5. Государственная политика в области информатизации
1.Государственной политикой в области информатизации является
создание органами государственной власти и управления Республики Тад-
жикистан необходимых правовых, экономических, организационных и других
условий, содействующих развитию информатизации, защищающих права и ин-
тересы граждан и государства при ее осуществлении.
2.Основными направлениями государственной политики в сфере инфор-
матизации являются:
- создание условий для всестороннего удовлетворения информацион-
ных потребностей граждан, органов государственной власти и органов ис-
полнительной власти на местах, общественных объединений, предприятий и
организаций независимо от форм собственности;
- поддержка развития национальной информационной инфраструктуры
путем создания и совершенствования компьютерных информационных систем
и сетей на основе осуществления единой научно-технической политики;
- поддержка развития международных и всемирных информационных се-
тей и систем;
- формирование, развитие, обеспечение сохранности, доступности и
эффективного использования национальных информационных ресурсов;
- создание условий для формирования рынка информационных продук-
тов, ресурсов, технологий, а также услуг информационных систем и се-
тей;
- обеспечение национального суверенитета и безопасности, связан-
ных с созданием и использованием информационных ресурсов, систем и се-
тей;
- реализация прав граждан и организаций на доступ к информацион-
ным ресурсам, а также защита прав собственности и авторства в сфере
информатизации;
- организация производства средств информационной техники и тех-
нологий с учетом имеющегося в Республике Таджикистан научного, техни-
ческого и производственного потенциала;
- создание и совершенствование системы финансирования разработок
и реализации проектов и программ информатизации за счет средств госу-
дарственного бюджета, негосударственных источников и иностранных ин-
вестиций;
- создание системы экономических стимулов и льгот деятельности,
направленной на разработку, ввоз, предоставление и использование прог-
рессивных средств информационной техники и технологий;
- принятие прогрессивных систем унификации, классификации и стан-
дартизации информации, содействующих созданию единого информационного
пространства стран Содружества Независимых Государств и интеграции с
международными информационными сетями и системами;
- укрепление и развитие организационных и нормативно-правовых ос-
нов развития информатизации;
- поддержка начального, среднего и высшего профессионального об-
разования, подготовки кадров и научных исследований в области информа-
тизации.
Статья 6. Объекты права собственности в области информатизации
1.Объектами права собственности в сфере информатизации выступают:
- документированная информация;
- информационные ресурсы;
- информационные технологии;
- комплексы программно-технических средств;
- информационные системы и сети.
2. Их собственниками могут быть государство, юридические и физи-
ческие лица.
Статья 7. Субъекты правоотношений в области информатизации
1.Субъектами правоотношений в сфере информатизации выступают го-
сударство в лице органов государственной власти и управления, юриди-
ческие и физические лица, а также зарубежные государства, международ-
ные организации, иностранные юридические и физические лица.
2.Субъекты правоотношений при создании и эксплуатации объектов
информатизации могут выступать в качестве:
- разработчиков;
- собственников;
- владельцев;
- пользователей;
- обработчиков документированной информации в информационных сис-
темах и сетях.
3.Формы отношений субъектов информатизации регулируются договора-
ми в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Статья 8. Законодательство Республики Таджикистан в области ин-
форматизации
Законодательство Республики Таджикистан в области информатизации
основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из насто-
ящего Закона, других нормативно-правовых актов Республики Таджикистан
об отдельных видах, формах и средствах информационных процессов. Отно-
шение в области информатизации регулируется международными договорами
и соглашениями, а также принципами и нормами международно-правовых ак-
тов, признанных Таджикистаном.
ГЛАВА 2
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Статья 9. Назначение информационных ресурсов
1.Информационные ресурсы предназначены для удовлетворения инфор-
мационных потребностей общества и государства, создания единого инфор-
мационного пространства страны и обеспечения вхождения ее в мировое
информационное сообщество.
2.Информационные ресурсы являются объектами отношений государс-
тва, юридических и физических лиц, входят в общегосударственные ресур-
сы Республики Таджикистан и охраняются Законом.
Статья 10. Основы правового режима информационных ресурсов
1.Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами,
устанавливающими:
- порядок документирования информации и формирования информацион-
ных ресурсов;
- порядок учета (регистрации) информационных ресурсов;
- право собственности и авторства на информационные ресурсы, от-
дельные документы и массивы документов;
- порядок определения категории информационных ресурсов по уровню
доступа к ним и режиму использования;
- порядок защиты информационных ресурсов от несанкционированного
использования и от разрушения.
2.Правовой режим использования информационных ресурсов устанавли-
вается нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан, договорами
и соглашениями участников отношений в области информатизации.
3.Контроль за соблюдением правового режима информационных ресур-
сов несут собственники соответствующих информационных ресурсов.
Статья 11. Предоставление документированной информации из инфор-
мационных систем
1.Предоставление документированной информации из информационных
систем производится в порядке, установленном для доступа к соответс-
твующим информационным ресурсам, на условиях договоров операторов ин-
формационных систем с пользователями информации.
2.Информационные потребности пользователей обеспечиваются:
- созданием организационных, технических, правовых и других усло-
вий для реализации права на свободный поиск и получение информации;
- распространением, в установленном порядке, официальной информа-
ции через опубликование ее в средствах массовой информации и размеще-
ние ее в библиотеках, в Интернете и иных общедоступных информационных
сетях;
- реализацией информационной продукции, оказанием информационных
услуг;
- созданием условий доступа к общедоступным информационным сетям.
3.Доступ к информационным ресурсам производится на основе запро-
са, направляемого заинтересованным лицом в порядке, установленном опе-
раторами информационных систем. Отказ в удовлетворении запроса возмо-
жен только в случае отсутствия запрошенной информации в информационной
системе, либо по иным основаниям, предусмотренным законодательством
Республики Таджикистан.
Предоставление информации из информационных систем производится
пользователям в документированном виде.
4.Предоставление информации из информационных систем в чрезвычай-
ных ситуациях, в том числе установление приоритетного использования
информации органами государственной власти Республики Таджикистан,
производится в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Рес-
публики Таджикистан о чрезвычайных ситуациях
Статья 12. Право на получение документированной информации
1.Юридические и физические лица, органы государственной власти и
управления имеют право на получение документированной информации. Пра-
во на получение документированной информации может быть ограничено
только законом.
2.Реализация права на получение документированной информации юри-
дическими и физическими лицами, органами государственной власти и уп-
равления не должна нарушать гражданские, политические, экономические,
социальные, духовные и иные права и законные интересы других юридичес-
ких и физических лиц.
Статья 13. Формы документированной информации
Документированная информация как объект права собственности выс-
тупает в формах отдельного документа или массива документов (докумен-
тального фонда, архива, баз данных и знаний, других форм организации
информации).
Статья 14. Документирование информации и формирование информаци-
онных ресурсов
1.Документирование информации является обязательным условием
включения информации в информационные ресурсы.
2.Документ приобретает юридическую силу после его подписания юри-
дическим или физическим лицом. Юридическая сила документа, хранимого,
обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных и теле-
коммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой
подписью.
3.Юридическая сила электронной подписи признается при наличии в
информационных системах и сетях программно-технических средств, обес-
печивающих идентификацию подписи и имеющих сертификат соответствия или
удостоверения о признании сертификата.
4.Информационные ресурсы, создаваемые в Республике Таджикистан,
должны соответствовать требованиям мировых стандартов и унификации.
5.Формирование информационных ресурсов может осуществляться на
основе информации, создаваемой, обрабатываемой и накапливаемой в про-
цессе информационного взаимодействия с государственными органами, а
также юридическими или физическими лицами на договорной основе в рам-
ках производственно-коммерческой деятельности при выполнении информа-
ционных услуг.
Статья 15. Документированная информация о гражданах
1.Источником информации о гражданах являются документы, содержа-
щие сведения о фактах, событиях, обстоятельствах, относящихся к конк-
ретному физическому лицу.
2.Органы государственной власти и юридические лица в пределах
своей компетенции собирают, обрабатывают, хранят документированную ин-
формацию о гражданах и используют ее для выполнения возложенных на них
функций и задач.
3.Перечень обрабатываемой документированной информации о гражда-
нах и порядок ее использования в информационных системах определяются
законодательством Республики Таджикистан.
4.Юридические и физические лица, владеющие документированной ин-
формацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответствен-
ность за нарушение порядка использования этой информации.
Статья 16. Право собственности на информационные ресурсы
1.Информационные ресурсы выступают как элемент состава имущества
и находятся в собственности органов государственной власти, органов
исполнительной власти на местах, организаций и в частной собственности
граждан, которые пользуются правами, предусмотренными Гражданским ко-
дексом Республики Таджикистан.
2. Право собственности на информационные ресурсы не распространя-
ется на информационные технологии, комплексы программно-технических
средств, информационные системы и сети, принадлежащие другому собс-
твеннику, с помощью которых осуществляется обработка информационных
ресурсов в порядке предоставления услуги.
3.Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением слу-
чаев, когда они представляют государственную или коммерческую тайну.
Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отне-
сенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собствен-
ностью только с разрешения соответствующих органов государственной
власти.
Статья 17. Государственные информационные ресурсы
1.Информационные ресурсы, обеспечивающие суверенитет и хозяйс-
твенную самостоятельность Республики Таджикистан, характеризующие ее
экономическое, социальное и оборонное развитие, являющиеся ресурсами
государственного значения, относятся к государственный собственности.
Состав информационных ресурсов, имеющих государственное значение,
устанавливается Правительством Республики Таджикистан.
2.Государственные информационные ресурсы создаются за счет
средств республиканского бюджета, обеспечивают функционирование орга-
нов государственной власти, территориальных и отраслевых органов уп-
равления.
3.Государственные информационные ресурсы включаются в состав го-
сударственного имущества и подлежат учету и защите.
4.Ведение государственных информационных ресурсов осуществляется
органами государственной власти и органами исполнительной власти на
местах, организациями и общественными объединениями в соответствии с
их компетенцией, ответственными за их формирование, сохранность, на-
копление и эффективное использование. Организация работ по формирова-
нию и представлению пользователям государственных информационных ре-
сурсов возлагается на органы государственной власти и управления.
5. Все юридические и физические лица обязаны предоставлять орга-
низациям, ответственным за формирование государственных информационных
ресурсов, документированную информацию, определенную органами госу-
дарственной власти и управления. Субъекты, представляющие документиро-
ванную информацию для включения в государственные информационные ре-
сурсы, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование
информации, содержащейся в них. Перечни представляемой в обязательном
порядке документированной информации и перечни органов и организаций,
ответственных за сбор и обработку государственных информационных ре-
сурсов, утверждает Правительство Республики Таджикистан.
Статья 18. Негосударственные информационные ресурсы
1.Физические и юридические лица являются собственниками тех доку-
ментов, массивов документов, информационных ресурсов, которые созданы
за счет их средств или приобретены ими на законных основаниях. Инфор-
мационные ресурсы, формируемые самим собственником или по его поруче-
нию за его средства, являются негосударственными.
2.Негосударственные информационные ресурсы используются в произ-
водственной деятельности собственника для создания информационных про-
дуктов и услуг.
3.Государство имеет право выкупа документированной информации у
юридических и физических лиц.
Статья 19. Информационные ресурсы по категориям допуска
1.Государственные информационные ресурсы Республики Таджикистан
являются открытыми и общедоступными, за исключением документированной
информации, отнесенной законом к категории ограниченного доступа. Дос-
туп юридических и физических лиц Республики Таджикистан к государс-
твенным информационным ресурсам осуществляется на бесприбыльной осно-
ве.
2.Собственник и пользователь вправе вступать в договорные отноше-
ния куплипродажи информационных ресурсов, если последние не являются
ресурсами с ограниченным доступом.
3.Режим использования информационных ресурсов устанавливается их
собственником или уполномоченными им лицами и не должен противоречить
действующему законодательству.
Статья 20. Реализация права пользователей на доступ к информации и
информационным ресурсам
1.Пользователи - юридические и физические лица, органы государс-
твенной власти и органы исполнительной власти на местах, общественные
объединения обладают равными правами на доступ к государственным ин-
формационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед собственником
этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации, за
исключением информации с ограниченным доступом.
2.Собственники обеспечивают пользователей информацией из информа-
ционных ресурсов на основании утвержденных положений или договоров
бесплатно или по договорным ценам на информационные услуги.
3.Пользователь несет ответственность за несанкционированное ис-
пользование, копирование, распространение информационных ресурсов, за
нарушение прав собственности на ресурсы в соответствии с договором
(соглашением) или в соответствии с законодательством Республики Таджи-
кистан. Порядок получения пользователем информации определяет собс-
твенник информационных ресурсов с соблюдением требований настоящего
Закона.
4.Органы государственной власти и управления, ответственные за
формирование и использование государственных информационных ресурсов,
обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользо-
вателю документированной информации. Отказ в предоставлении общедос-
тупной информации из государственных информационных ресурсов может
быть обжалован в судебном порядке.
Статья 21. Доступ юридических и физических лиц к информации о них
1. Физические и юридические лица имеют право на бесплатный доступ
к документированной информации о них, на уточнение этой информации в
целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и
для каких целей использовал или использует эту информацию.
2. Государственные органы и другие владельцы информационных ре-
сурсов о частных лицах обязаны предоставлять информацию по требованию
лиц, которых она касается, если эти данные не являются информацией с
ограниченным доступом.
3. Лица, права или интересы которых нарушены собственником или
пользователем информации, вправе требовать восстановления прав и воз-
мещения ущерба в судебном порядке.
Статья 22. Обязанности и ответственность собственника информаци-
онных ресурсов
1.Собственник информационных ресурсов обязан обеспечить соблюде-
ние порядка пополнения и актуализации информационных ресурсов, режима
их обработки и правил предоставления информации пользователю.
2.Собственник информационных ресурсов за нарушение порядка работы
с информацией несет ответственность в соответствии с законодательством
Республики Таджикистан.
ГЛАВА 3
ИНФРАСТРУКТУРА ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Статья 23. Составляющие инфраструктуры
1.Инфраструктуру информатизации Республики Таджикистан составляют
организационные, технические структуры, объекты и системы, функциони-
рование которых направлено на осуществление:
- сбора, обработки, передачи, хранения и распространения информа-
ции средствами новых информационных технологий;
- услуг по приему и передаче информации всеми средствами элект-
росвязи;
- исследований, разработки и производства новых информационных
систем, технологий и средств;
- поставок, продажи и сервисного обслуживания информационных сис-
тем, технологий и средств их обеспечения;
- обучения, консультативной, методической помощи и другой вспомо-
гательной деятельности, связанной с распространением и использованием
новых информационных технологий.
2.Инфраструктуру информатизации в Республике Таджикистан формиру-
ют различные организации всех форм собственности.
3.Единство инфраструктуры информатизации основывается на госу-
дарственном управлении и регулировании процессов информатизации, а
также на деятельности специальных органов государственного управления,
осуществляющих контроль за соблюдением единых стандартов, сертификатов
качества на производимые и используемые информационные продукты и
средства.
4.Все виды производства информационных систем и сетей, технологий
и средств обеспечения их деятельности по предоставлению информационных
продуктов и услуг составляют специальную отрасль, развитие которой оп-
ределяется государственной научно-технической и экономической полити-
кой.
Статья 24. Государственные информационные системы
1. Государственные информационные системы составляют в Республике
Таджикистан информационные системы по сбору, обработке и хранению ин-
формации, экспертные и информационно-поисковые системы, сети централь-
ных органов государственной власти и управления, органов государствен-
ной власти на местах, других организаций и учреждений, созданные за
счет средств государственного бюджета или являющиеся государственной
собственностью.
2. Передача и обмен информацией между государственными информаци-
онными системами и сетями производится по договорам и соглашениям в
рамках необходимого перечня и структуры на основе единства системного,
программного и сетевого обеспечения.
3. Порядок обмена информацией между государственными информацион-
ными системами устанавливается нормативно-правовыми актами, издаваемы-
ми органами государственной власти и управления в пределах своей ком-
петенции, а также договорами и соглашениями.
Статья 25. Негосударственные информационные системы
1. Негосударственные информационные системы в Республике Таджи-
кистан составляют информационные системы по сбору, обработке и хране-
нию информации, экспертные и информационно-поисковые системы и сети
юридических и физических лиц, созданные или приобретенные на их средс-
тва.
2. Негосударственные информационные системы создаются и использу-
ются для удовлетворения специальных нужд их владельцев или для предос-
тавления информационных продуктов и услуг.
Статья 26. Создание информационных технологий, информационных
систем и сетей
1. Право создавать информационные технологии, комплексы программ-
нотехнических средств, информационные системы и сети для обслуживания
собственной деятельности и оказания информационных услуг потребителям
принадлежит органам государственной власти и управления, юридическим и
физическим лицам.
2. Информационные системы, содержащие данные о юридических и фи-
зических лицах, создаются органами государственной власти и управления
или уполномоченными на то государственными организациями. Допускается
создание таких систем субъектами негосударственных форм собственности
при разрешении органа, уполномоченного Правительством Республики Тад-
жикистан.
3. Создание межгосударственных информационных систем на террито-
рии Республики Таджикистан осуществляется в соответствии с законода-
тельством Республики Таджикистан, международными договорами и соглаше-
ниями.
4. Органы государственной власти, юридические и физические лица
имеют право создавать локальные (принадлежащие субъекту правоотношений
в сфере информатизации), межотраслевые и межгосударственные информаци-
онные сети и (или) входить в них со своими информационными системами.
5. Порядок включения в такие сети и правила обмена информацией в
них устанавливаются их собственниками или уполномоченными ими лицами
на основании действующего законодательства, международных соглашений и
договоров.
6. Определенные виды информационных технологий и комплексов прог-
раммнотехнических средств, информационных систем и сетей, имеющих об-
щехозяйственное и оборонное применение, могут быть отнесены к катего-
риям, имеющим государственное значение. Они являются собственностью
государства и не могут находиться в собственности отдельных юридичес-
ких и физических лиц. Их перечень, а также порядок разработки и ис-
пользования определяются Правительством Республики Таджикистан.
7. Право собственности на информационные технологии, комплексы
программнотехнических средств, информационные системы и сети защищает-
ся законодательством Республики Таджикистан, если они зарегистрированы
в государственном органе, уполномоченном Правительством Республики
Таджикистан. Обязательной регистрации подлежат объекты информатизации,
имеющие государственное значение. Порядок регистрации устанавливается
Правительством Республики Таджикистан.
ГЛАВА 4
ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ПРАВ СУБЪЕКТОВ В ОБЛАСТИ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Статья 27. Цели защиты
1. Информационные ресурсы и права субъектов в области информати-
зации подлежат защите.
2. Целями защиты являются:
- обеспечение правового режима информационных ресурсов как объек-
та собственности, предотвращение незаконного вмешательства в информа-
ционные ресурсы и информационные системы, несанкционированных действий
по копированию, блокированию, модификации, искажению и уничтожению ин-
формации;
- сохранение полноты, точности, целостности документированной ин-
формации, возможности управления процессом обработки и пользования в
соответствии с условиями, установленными собственником этой информации
или уполномоченным им лицом.
- защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны
и конфиденциальности персональных данных в информационных системах;
- сохранение государственной тайны и конфиденциальности докумен-
тированной информации, предотвращение утечки, хищения, подделки и ис-
кажения информации;
- обеспечение прав субъектов в информационных процессах при фор-
мировании и использовании информационных ресурсов, разработке, произ-
водстве и применении информационных систем, технологий.
Статья 28. Защита информации
1. Защите подлежит любая документированная информация, неправо-
мерное обращение, с которой может нанести ущерб ее собственнику, вла-
дельцу, пользователю и иному лицу.
Режим защиты информации устанавливается:
- в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне -
уполномоченными государственными органами в соответствии с Законом
Республики Таджикистан <О государственной тайне>;
- в отношении открытой или конфиденциальной документированной ин-
формации
- собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом
на основании настоящего Закона.
2. Собственник информационных ресурсов или уполномоченные им лица
имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите
информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в
случае невыполнения этих требований.
3. Собственник или владелец документированной информации для
оценки правильности выполнения норм и требований по защите его инфор-
мации в информационных системах вправе обращаться в уполномоченные ор-
ганы, определенные Правительством Республики Таджикистан. Эти органы
соблюдают условия конфиденциальности самой информации и результатов
проверки.
Статья 29. Предупреждение правонарушений в области информатизации
1. Предупреждение и пресечение действий, влекущих за собой нару-
шение прав и интересов субъектов правоотношений в сфере информатиза-
ции, установленных настоящим Законом и иным законодательством Респуб-
лики Таджикистан осуществляется органами государственной власти и уп-
равления, юридическими и физическими лицами, принимающими участие в
информационном процессе.
2. Владельцы информационных ресурсов и систем, создатели средств
программно-технической и криптографической защиты документированной
информации при решении вопросов защиты руководствуются настоящим Зако-
ном и нормативно-правовыми актами специально уполномоченного государс-
твенного органа по защите информации.
Статья 30. Защита прав субъектов в области информатизации
1. Государственные и негосударственные организации, а также граж-
дане имеют равные права на разработку и производство информационных
систем, технологий, средств их обеспечения, а также на деятельность по
предоставлению информационных продуктов и услуг.
2. Защита прав субъектов в области формирования информационных
процессов и информатизации осуществляется в целях предупреждения пра-
вонарушений, пресечения неправомерных действий, восстановления нару-
шенных прав и возмещения причиненного ущерба.
3. Защита прав субъектов осуществляется судом, с учетом специфики
правонарушений и нанесенного ущерба.
4. За правонарушения при работе с документированной информацией
органы государственной власти и управления, организации и их должност-
ные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Рес-
публики Таджикистан.
5. Ответственность за нарушения международных норм и правил в об-
ласти формирования и использования информационных ресурсов, создания и
использования информационных систем, требований международных конвен-
ций по охране авторских прав возлагается на органы государственной
власти и управления, организации и граждан в соответствии с договора-
ми, заключенными ими с зарубежными партнерами, с учетом международ-
но-правовых актов, признанных Республикой Таджикистан.
Статья 31. Защита прав пользователя на доступ к информации
1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление поль-
зователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в
судебном порядке. Во всех случаях лица, которым было отказано в досту-
пе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют
право на возмещение нанесенного им ущерба.
2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по
договору куплипродажи, поставки информационных ресурсов, стороны несут
ответственность в соответствии с гражданским законодательством Респуб-
лики Таджикистан.
3. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации
к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении
ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации
пользователям или в результате других нарушений прав пользователей и
обязательств по договорам.
4. Руководители, другие служащие органов государственной власти,
организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и
нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответс-
твии с законодательством Республики Таджикистан.
ГЛАВА 5.
УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИИНФОРМАТИЗАЦИИ
Статья 32. Органы государственного управления и регулирования об-
ластью информатизации
1. Государственное управление и регулирование областью информати-
зации осуществляется с целью реализации государственной политики в об-
ласти информатизации.
2. Государственное управление и регулирование отношений в области
информатизации осуществляет, в соответствии со своими полномочиями и
настоящим Законом, Правительство Республики Таджикистан через единую
систему органов исполнительной власти.
3. Формирование единой государственной политики и координацию
процессов развития в области информатизации осуществляет специально
уполномоченный Правительством Республики Таджикистан государственный
орган.
Статья 33. Полномочия государственных органов управления и регу-
лирования в области информатизации
1. К полномочиям государственных органов управления и регулирова-
ния в области информатизации относятся:
- разработка единой государственной политики развития информати-
зации и определение ее приоритетных направлений;
- установление порядка выделения финансовых средств из государс-
твенного бюджета и иностранных инвестиций на развитие сферы информати-
зации, контроль за их использованием;
- руководство, координация разработки и реализации общегосударс-
твенных программ и проектов в области информатизации;
- обеспечение создания, развития и надежности функционирования
общегосударственных телекоммуникационных систем и сетей;
- регулирование порядка и условий взаимодействия информационных
систем, сетей и других компонентов инфраструктуры информатизации,
внедрение прогрессивных систем межсетевых протоколов;
- определение порядка и условий информационного обеспечения орга-
нов государственного управления, использования юридическими и физичес-
кими лицами общегосударственных информационных ресурсов;
- организация экспертизы программ, проектов и предложений в об-
ласти информатизации, сертификация информационных продуктов, процессов
и технологий;
- поддержка рынка информационных продуктов и услуг;
- выдача лицензий на осуществление деятельности в области инфор-
матизации;
- установление стандартов, классификаторов и систем унификации в
области информатизации, контроль за их соблюдением;
- определение порядка и условий проведения исследований, разрабо-
ток и производства информационных средств, технологий и систем;
- обеспечение защиты и охраны прав и интересов юридических и фи-
зических лиц в области информатизации;
- установление порядка государственного учета программных продук-
тов и баз данных, созданных с использованием средств государственного
бюджета, а также регистрации информационных центров, систем и сетей,
действующих на территории Республики Таджикистан, независимо от их ве-
домственной подчиненности;
- организация сотрудничества и координация связей в области ин-
форматизации с зарубежными странами и международными организациями.
2. Участие органов государственной власти на местах в государс-
твенном управлении и регулировании областью информатизации осуществля-
ется в пределах их прав и полномочий, определенных законодательством
Республики Таджикистан.
Статья 34. Финансирование информатизации
1. Финансирование информатизации может осуществляться за счет
средств государственного бюджета Республики Таджикистан, собственных
средств юридических и физических лиц, а также иностранных инвестиций.
2. Правительство Республики Таджикистан определяет приоритетные
направления развития информатизации и устанавливает порядок их финан-
сирования. Решения по инвестициям проектов развития информатизации из
средств государственного бюджета принимаются Правительством Республики
Таджикистан в соответствии с утвержденной программой информатизации.
3. Правительство Республики Таджикистан создает благоприятные ус-
ловия для привлечения иностранных инвестиций в область информатизации.
Статья 35. Лицензирование деятельности в области информатизации
1. Деятельность в области информатизации подлежит лицензированию.
2. Порядок лицензирования видов деятельности в области информати-
зации устанавливается Правительством Республики Таджикистан.
3. Выдача лицензий на деятельность в области информатизации осу-
ществляется специально уполномоченным органом государственной власти.
Статья 36. Сертификация информационных систем, технологий в об-
ласти информатизации
1. Для обеспечения национального суверенитета и безопасности Рес-
публики Таджикистан, качества, конкурентоспособности и защиты внутрен-
него рынка проводится сертификация информационных систем, технологий и
средств их обеспечения.
2. Информационные системы, базы и банки данных, предназначенные
для информационного обеспечения организаций и граждан, подлежат серти-
фикации уполномоченным государственным органом в порядке, установлен-
ном Законом Республики Таджикистан "О сертификации продукции и ус-
луг".
3. Информационные системы органов государственной власти и управ-
ления, обрабатывающие документированную информацию с ограниченным дос-
тупом, а также средства защиты этих систем подлежат обязательной сер-
тификации в порядке определяемом Правительством Республики Таджикис-
тан.
Статья 37. Государственное регулирование и стимулирование дея-
тельности в области информатизации
1. В Республике Таджикистан создаются условия для проведения на-
учноисследовательских и опытно-конструкторских работ в области разра-
ботки и производства информационных систем, средств и технологий.
2. Правительство Республики Таджикистан, в соответствии с науч-
но-технической и промышленной политикой, определяет приоритетные нап-
равления развития информатизации и устанавливает порядок их финансиро-
вания.
3. Органы государственной власти и управления, в соответствии с
приоритетными направлениями развития информатизации Республики Таджи-
кистан, оказывают поддержку разработчикам и производителям информаци-
онных систем, технологий и средств их обеспечения, содействуют повыше-
нию конкурентоспособности информационной продукции, стимулируют разви-
тие перспективных научных исследований, обеспечивают патентование
принципиально новых решений и освоение компьютерных информационных
технологий. В установленных Законом случаях могут быть ограничены экс-
порт и импорт определенных видов информационных технологий, продуктов
и услуг, реализация их на внутреннем рынке, а также обязать производи-
телей обеспечивать необходимый уровень стандартов и качества.
Статья 38. Государственный учет и регистрация в области информа-
тизации
1. Все объекты инфраструктуры информатизации, их информационные,
материальные, технические, финансовые, кадровые и иные ресурсы юриди-
ческих и физических лиц подлежат государственному учету и регистрации.
2. Правительство Республики Таджикистан устанавливает правила
учета и анализа состояния информационной инфраструктуры государства.
Статья 39. Образование в области информатизации
1. В целях повышения информационной культуры населения и профес-
сиональной подготовки специалистов в Республике Таджикистан устанавли-
вается система всеобщего и непрерывного воспитания, образования и
распространения знаний по информатике и компьютерной технике.
2. В программах школ независимо от их профиля и форм собственнос-
ти должно предусматриваться преподавание основ информатики и компь-
ютерной техники.
3. В программах начальных, средних, профессиональных и высших
учебных заведений, а также организаций и учебных заведений, осущест-
вляющих переподготовку и повышение квалификации, должно предусматри-
ваться преподавание специальных курсов по информатике и компьютерной
технике в соответствии с их профилем.
4. Органы государственной власти и управления, органы исполни-
тельной власти на местах, юридические и физические лица, общественные
объединения осуществляют распространение среди населения знаний, каса-
ющихся возможностей информатизации, информационных систем, технологий,
использования информационных ресурсов, и информируют население о зако-
нодательстве в области информатизации.
Статья 40. Ограничение монополистической деятельности в области
информатизации
1. Монополизация в области информатизации в Республике Таджикис-
тан не допускается.
2. Дела по фактам монополизации в области информатизации рассмат-
риваются в государственном антимонопольном органе Республики Таджикис-
тан по собственной инициативе, по представлению органов государствен-
ной власти и управления, а также субъектов, права которых были наруше-
ны в результате такой монополизации.
3. Правила добросовестной конкуренции распространяются на все
формы деятельности в сфере информатизации.
ГЛАВА 6
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОТНОШЕНИЕ
Статья 41. Международные отношения в области информатизации
1. Отношения в области информатизации между государствами уста-
навливаются на основе двусторонних и многосторонних соглашений, сов-
местных научно-технических программ, договоров и обязательств юриди-
ческих лиц по созданию единых, совместных, коллективных программно и
технически совместимых между собой информационных систем, а также по
другим вопросам информатизации.
2. Международное сотрудничество в области информатизации осущест-
вляется на основании международных договоров и соглашений.
Статья 42. Правовой режим международного сотрудничества в области
информатизации
Органы государственной власти и управления, юридические и физи-
ческие лица вправе на основе договоров включать свои информационные
системы в международные информационные сети.
Статья 43. Интеграция в международные информационные сети и сис-
темы
1. Включение информационных систем, обрабатывающих информацию с
ограниченным доступом, в международные информационные сети допускается
только после принятия необходимых мер защиты.
2. Несанкционированное включение информационных систем юридичес-
ких и физических лиц в информационные сети, а равно и получение из них
информации влекут ответственность в соответствии с законодательством
Республики Таджикистан.
3. Защита информации при международном обмене осуществляется в
соответствии с действующим законодательством Республики Таджикистан.
Статья 44. Международные договоры
Если международным договором Республики Таджикистан установлены
иные правила, чем предусмотренные в настоящем Законе, то применяются
нормы международного договора.
ГЛАВА 7
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 45. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Нарушение настоящего Закона влечет ответственность в соответствии
с законодательством Республики Таджикистан.
Президент Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмонов
г. Душанбе, 6 августа 2001 года № 40