ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
О науке и государственной научно-технической политике
Настоящий Закон закрепляет правовые, экономические и социальные ус-
ловия и гарантии, обеспечивающие функционирование науки в Республике
Таджикистан, защиту прав научных работников и научных организаций, раз-
витие фундаментальных и прикладных исследований.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство о науке и государственной научно-техни-
ческой политике
Законодательство о науке и государственной научно-технической по-
литике состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним
законов и иных нормативных актов Республики Таджикистан.
Статья 2. Основные понятия, принимаемые в настоящем Законе
Основные понятия, принимаемые в настоящем Законе, означают:
Научная (научно-исследовательская деятельность) деятельность (да-
лее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и
применение новых знаний, в том числе:
фундаментальные научные исследования - экспериментальная или тео-
ретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об ос-
новных закономерностях строения, функционирования и развития человека,
общества, окружающей среды;
прикладные научные исследования - исследования, направленные преи-
мущественно на применение новых знаний для достижения практических це-
лей и решения конкретных задач.
Научно-техническая деятельность - деятельность новых знаний для
решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гумани-
тарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и
производства как единой системы.
Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на
знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или
на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здо-
ровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, уст-
ройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.
Государственная научно-техническая политика - составная часть со-
циально-экономической политики, которая выражает отношение государства
к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направле-
ние, формы деятельности органов государственной власти Республики Тад-
жикистан в области науки, техники и реализации достижений науки и тех-
ники.
Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и
(или) научно-технической деятельности, содержащий новые знание или ре-
шение и зафиксированный на любом информационном носителе.
Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) на-
учно-технический результат, в том числе результат интелектуальной дея-
тельности и предназначенный для реализации.
Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и
безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными
гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными
организациями, на проведение конкретных научных исследований на услови-
ях, предусмотренных грантодателями.
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 3. Общие положения о субъектах научно-технической деятель-
ности
Научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется в
порядке, установленном настоящим Законом, физическими лицами - гражда-
нами Республики Таджикистан, а также иностранными гражданами, лицами
без гражданства в пределах прав, установеленных закнодательством Рес-
публики Таджикистан и юридическими лицами при условии, если научная и
(или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными-
документами.
Органы государственной власти Республики Таджикистан в соответс-
твии с настоящим Законом:
гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятель-
ности свободу творчества, предоставляя им право выбора направления на-
учных исследований и экспериментальных разработок;
гарантирует субъектам научной и (или) научно-технической деятель-
ности защиту от недобросовестной конкуренции;
признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-тех-
нической деятельности;
обеспечивают свободу доступа к научной и (или) научно-технической
информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством
Республики Таджикистан в отношении государственной, служебной или ком-
мерческой тайны;
гарантирует подготовку, повышение квалификации и переподготовку
научных работников и специалистов государственных организаций;
гарантирует финансирование проектов, выполняемых заказам...
Статья 4. Научный работник, специалист научной организации и ра-
ботник сферы научного обслуживания. Общественные объеди-
нения научных работников
Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий
необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или)
научно-технической деятельностью.
Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий
необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или)
научно-технической деятельностью.
Правовые основы оценки квалификации научных работников и специа-
листов научной организации и критерии этой оценки определяются в поряд-
ке, устанавливаемом Правительством Республики Таджикистан и обеспечива-
ются государственной системой аттестации.
Результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены вышестоящей
аттестационной комиссией. В случае нарушения порядка и критериев оценки
квалификации научных работников и специалистов научной организации ре-
зультаты аттестации могут быть обжалованы и отменены в судебном поряд-
ке.
Специалистом научной организации (инженерно-техническим работни-
ком) является гражданин, имеющий среднее профессиональное или высше
профессиональное образование и способствующий получению научного и
(или) научно-технического и его реализации.
Работником сферы научного обслуживания является гражданин, обеспе-
чивающий создание необходимых условий для научного и (или) научно- тех-
нической деятельности в научной организации.
Научный работник имеет право на:
признание его автором научных и (или) научно-технических результа-
тов и подачу заявок на изобретение и другие результаты интеллектуальной
деятельности в соответствии с законодательством Республики Таджикистан;
получение в соответствии с законодательством Республики Таджикис-
тан доходов от реализации научных и (или) научно-технических результа-
тов, автором которых он является;
объективную оценку своей научной и (или) научно-технической дея-
тельности и получение вознаграждения, поощрения и льгот, соответствую-
щих его творческому вкладу;
осуществление предпринимательской деятельности в области науки и
техники, не запрещенной законодательством Республики Таджикистан;
подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях и сим-
позиумах и иных коллективных обсуждениях;
участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет
средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной и (или) на-
учно-технической деятельности и иных источников, не запрещенных законо-
дательством Республики Таджикистан;
подачу заявок на участие в международном научном и научно-техни-
ческом содружестве (стажировки, командировки, публикации научных и
(или) научно-технических результатов за пределами Республики Таджикис-
тан);
доступ к информации о научных и научно-технических результатах,
если она не содержит сведений, относящихся к государственной, служебной
или коммерческой тайне;
публикацию в открытой печати научных и (или) научно-технических
результатов, если они не содержат сведений, относящихся к государствен-
ной, служебной или коммерческой тайне;
мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказываю-
щих негативное влияние на человека, общество и окружающую природную
среду;
повышение научной квалификации.
Научный работник обязан:
осуществлять научную, научно-техническую деятельность и (или) экс-
периментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не при-
чиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей природной среде;
объективно осуществлять экспертизу представленных научных и науч-
но-технических программ и проектов, научных и (или) научно-технических
результатов и экспериментальных разработок.
Научные сотрудники могут заключать договоры о совместной научной и
научно- технической деятельности в соответствии с законодательством
Республики Таджикистан.
Научные работники вправе создавать на добровольной основе общест-
венные объединения в порядке, предусмотренном законодательством Респуб-
лики Таджикистан об общественных объединениях.
Общественные академии наук участвуют в координации научной дея-
тельности и действуют в соответствии со своими уставами и законодатель-
ством Республики Таджикистан.
Органы государственной власти Республики Таджикистан могут привле-
кать на добровольной основе общественные объединения научных работников
к подготовке проектов решений в области науки и техники, проведения
экспертиз, а также на основе конкурсов к выполнению научных программ и
проектов, финансируемых за счет средств из соответствующего бюджета.
Статья 5. Научная организация
Научной организацией признается юридическое лицо, независимо от
организационно-правовой формы и формы собственности, а также обществен-
ное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной
работы научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку на-
учных работников и действующие в соответствии с учредительными докумен-
тами научной организации.
Научные организации подразделяются на научно-исследовательские ор-
ганизации, научные организации образовательных учреждений высшего про-
фессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструк-
торские, проектно- технологические и иные организации, осуществляющие
научную и научно-техническую деятельность.
Правительство Республики Таджикистан организует государственную
аккредитацию научных организаций и выдает им свидетельства о государс-
твенной аккредитации. Порядок государственной аккредитации определяется
Правительством Республики Таджикистан.
Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной ор-
ганизации, объем научной деятельности которой составляет не менее 70
процентов объема выполняемых указанной организацией работ и уставом ко-
торой предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический)
совет в качестве одного из органов управления. Свидетельство о госу-
дарственной аккредитации выдается после государственной регистрации на-
учной организации в соответствии с действующим законодательством Рес-
публики Таджикистан.
Свидетельство государственной аккредитации является основанием для
предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмот-
ренных налоговым законодательством Республики Таджикистан, и других ль-
гот, установленных для научных организаций законодательством Республики
Таджикистан.
Научной организации, которая имеет уникальное опытно-эксперимен-
тальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами
высокой квалификации и научная деятельность которой получила междуна-
родное признание. Правительством Республики Таджикистан может присваи-
ваться статус государственного научного центра.
Отказ от выдачи свидетельства о государственной аккредитации науч-
ной организации не может являться препятствием к осуществлению научной
деятельности, при этом такая организация не имеет права на льготы, пре-
дусмотренные частью пятой настоящей статьи.
Научная организация владеет, пользуется и распоряжается имущест-
вом, передаваемым ей учредителями для осуществления деятельности, опре-
деленной учредительными документами.
Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом научной
организации определяется законодательством Республики Таджикистан.
Научная организация обязана поддерживать и развивать свою научно-
исследовательскую и опытно-экспериментальную базу, обновлять производс-
твенные фонды.
Научная организация осуществляет научное сотрудничество с иност-
ранными юридическими лицами и внешнеэкономическую деятельность в соот-
ветствии с законодательством Республики Таджикистан и международными
договорами Республики Таджикистан.
Научная организация создается, реорганизуется и ликвидируется в
порядке, предусмотренном законодательством Республики Таджикистан.
При реорганизации научной организации должно обеспечиваться сохра-
нение технологического единства научной и научно-технической деятель-
ности. Не допускается выделение из состава указанной научной организа-
ции опытного, опытно- экспериментального, опытно-научного, опытно-фар-
мацевтического производства и лечебных баз.
Органы исполнительной власти Республики Таджикистан, учредившие
государственную научную организацию, могут выделять средства на возоб-
новление, капитальный и текущий ремонт имущества данной организации и
при недостаточности средств у данной организации несут субсидиарную от-
ветственность по ее обязательствам в случае, если государственная науч-
ная организация создана в форме учреждения или предприятия, основанного
на праве оперативного управления.
За государственными научными организациями закрепляются в бессроч-
ное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные в установ-
ленном порядке.
Статья 6. Академии наук в Республике Таджикистан
Академия наук Республики Таджикистан, отраслевые академии наук
имеют государственный статус, финансируются за счет средств государс-
твенного бюджета, наделяются правами управления своей деятельностью и
имуществом.
Академии наук создаются, реорганизуются и ликвидируются постанов-
лением Маджлиси Оли Республики Таджикистан по представлению Правитель-
ства Республики Таджикистан.
В Академию наук Республики Таджикистан, отраслевые академии наук
входят научные организации и организации научного обслуживания и соци-
альной сферы.
Структура Академии наук Республики Таджикистан и отраслевых акаде-
мий наук, порядок деятельности и финансирования входящих в их состав
организаций научного обслуживания и социальной сферы определяются уста-
вами указанных академий наук.
Академия наук Республики Таджикистан является самоуправляемой ор-
ганизацией, действующей на основе законодательства Республики Таджикис-
тан и своего устава. Академия наук Республики Таджикистан проводит фун-
даментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам
естественных, технических и гуманитарных наук, принимает участие в ко-
ординации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными
организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального
образования и финансируемых за счет средств государственного бюджета.
Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями,
проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответс-
твующих областях науки и техники и участвуют в координации данных науч-
ных исследований.
Финансирование Академии наук Республики Таджикистан и отраслевых
академий наук осуществляется за счет государственного бюджета, указыва-
емой в нем отдельной строкой, и иных источников, не запрещенных законо-
дательством Республики Таджикистан.
Результаты выполненных с использованием средств государственного
бюджета научных исследований Академии наук Республики Таджикистан и от-
раслевых академий наук передаются государству в соответствии с законо-
дательством Республики Таджикистан.
Академии наук ежегодно представляют Правительству Республики Тад-
жикистан отчеты о проведенных научных исследованиях и научных и (или)
научно-технических результатах.
Академия наук Республики Таджикистан и отраслевые академии наук,
их научные организации и организации научного обслуживания и социальной
сферы владеют, пользуются и распоряжаются государственным имуществом,
переданным им в оперативное управление или в полное хозяйственное веде-
ние в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. Реестры
имущества, переданного академиям наук в оперативное управление или в
полное хозяйственное ведение, утверждаются Правительством Республики
Таджикистан.
За академиями наук, их научными организациями и организациями на-
учного обслуживания и социальной сферы закрепляются в бессрочное без-
возмездное пользование земельные участки, выделенные им в установленном
порядке.
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ
И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 7. Управление научной и научно-технической деятельностью
Управление научной и (или) научно- технической деятельностью осу-
ществляется на основе сочетания принципов государственного регулирова-
ния и самоуправления.
Органы государственной власти Республики Таджикистан, научные ор-
ганизации и организации научного обслуживания и социальной сферы в пре-
делах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направ-
ления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы науч-
ных организаций, осуществляют межотраслевую координацию научной и (или)
научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и на-
учно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и
производства, реализацию достижений науки и техники.
Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осу-
ществляется в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.
Органы государственной власти, учреждающие государственные научные
организации:
утверждают уставы государственных научных организаций; осуществля-
ют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставлен-
ного государственным научным организациям имущества;
осуществляют другие функции в пределах их полномочий.
Руководители государственных научных организаций и научных органи-
заций академии наук, а также негосударственных научных организаций наз-
начаются (избираются) в соответствии с законодательством и в порядке,
предусмотренном их уставами.
Ученые советы государственных научных организаций разрабатывают и
утверждают планы научных работ и развития государственных научных орга-
низаций гласно, исходя из государственных заданий, профиля государс-
твенных научных организаций, их научных и экономических интересов.
Статья 8. Договор (контракты) на создание, передачу и использова-
ние научной и научно-технической продукции
Основной правовой формой отношений между научной организацией, за-
казчиком и иными потребителями научной и (или ) научно-технической про-
дукции, в том числе министерствами и иными государственными органами
исполнительной власти, являются договоры (контракты) на создание, пере-
дачу и использование научной и (или) научно- технической продукции,
оказание научных, научно-технических, инженерно- консультационных и
иных услуг, а также другие договоры, в том числе договоры о совместной
научной и (или) научно-технической деятельности и распределении прибы-
ли.
На основе указанных договоров (контрактов) выполняются научные
исследования и экспериментальные разработки для государственных нужд. В
этих случаях договоры (контракты) заключаются между государственным ор-
ганом-заказчиком и организацией - исполнителем.
Для государственных научных организаций Правительство Республики
Таджикистан вправе устанавливать обязательный государственный заказ на
выполнение научных исследований и экспериментальных разработок.
Условия владения, пользования и распоряжения научными и (или) на-
учно- техническими результатами определяются законодательством Респуб-
лики Таджикистан, а также не противоречащими ему договорами (контракта-
ми) сторон-субъектов научной и (или) научно-технической деятельности и
потребителей научной и (или) научно-технической продукции.
Статья 9. Информационное обеспечение научной и научно-технической
деятельности
Субъекты научной и (иди) научно-технической деятельности имеют
право на обмен информацией, за исключением информации, содержащей све-
дения, относящиеся к государственной, служебной или коммерческой тайне.
Правительство Республики Таджикистан обеспечивает создание госу-
дарственных информационных фондов и систем в области науки и техники,
осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обра-
ботку, хранение и доведение до потребителей научной и технической ин-
формации, содействует изданию научной и научно- технической продукции,
приобретению научных журналов, книг, иных печатных изданий о научных и
(или* научно-технических результатах за пределами территории Республики
Таджикистан.
Правительство Республики Таджикистан гарантирует субъектам научной
и (или) научно-технической деятельности доступ к указанной информации,
право на ее приобретение и обеспечивает им доступ в международные ин-
формационные фонды и системы в области науки и техники.
В случае ликвидации государственных научных организаций, при кото-
рых функционируют банки данных и базы данных научной и (или) науч-
но-технической информации, обеспечивается сохранность указанных банков
данных и баз данных и передача их правопреемникам в установленном по-
рядке.
Статья 10. Ограничения и лицензирование отдельных видов научной и
научно- технической деятельности
Правительство Республики Таджикистан вправе:
устанавливать порядок проведения научных исследований и использо-
вания научных и (или) научно-технических результатов, которые могут
создавать угрозу безопасности Республики Таджикистан, здоровью граждан,
окружающей природной среде;
лицензировать отдельные виды научной и (или) научно-технической
деятельности;
вводить в предусмотренных законодательством Республики Таджикистан
случаях ограничения на право использования отдельных научных и (или)
научно-технических результатов, распространяя на них режим секретности
и осуществляя надзор за его соблюдением;
вводить сертификационные и метрологические требования к отдельным
видам научной и (или) научно-технической деятельности.
ГЛАВА 4. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-
ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Статья 11. Основные цели и принципы государственной научно-техни-
ческой политики
Основными целями научно-технической политики являются развитие,
рациональное размещение и эффективное использование научно-технического
потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики го-
сударства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрес-
сивных структурных преобразований в области материального производства,
повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучше-
ние экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государс-
тва, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности,
общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.
Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя
из следующих основных принципов:
признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень
развития производительных сил государства;
гласность и использование различных форм общественных обсуждений
при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспер-
тизе научных и научно- технических программ и проектов, реализация ко-
торых осуществляется на основе конкурсов;
гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследова-
ний;
интеграция научной, научно-технической и образовательной деятель-
ности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студен-
тов образовательных учреждений высшего профессионального образования в
научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством соз-
дания учебно-научных комплексов на базе образовательных учреждений выс-
шего профессионального образования, научных организаций академий наук,
имеющих государственный статус, а также научных организаций министерств
и иных государственных органов исполнительной власти;
поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области
науки и техники;
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки
и техники;
стимулирование научной, научно-технической и инновационной дея-
тельности через систему экономических и иных льгот;
развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности
посредством создания системы государственных и научных центров и других
структур;
развитие международного научного и научно-технического сотрудни-
чества Республики Таджикистан.
Статья 12. Полномочия Маджлиси Оли Республики Таджикистан в облас-
ти формирования и реализации государственной науч-
но-технической политики
К ведению Маджлиси Оли Республики Таджикистан относятся:
разработка и проведение единой государственной научно-технической
политики, выбор приоритетных направлений развития науки и техники в
Республике Таджикистан;
осуществление законодательного регулирования государственной науч-
но-технической политики Республики Таджикистан;
установление на очередной год ассигнования из государственного
бюджета Республики Таджикистан на развитие науки и техники;
формирование системы налоговых, кредитных, амортизационных и иных
законодательно устанавливаемых льгот, стимулирующих научную, науч-
но-техническую и инновационную деятельность;
ратификация договоров и соглашений с другими государствами, а так-
же установление порядка международного научно-технического сотрудни-
чества;
создание, реорганизация и ликвидация государственных научных орга-
низаций в соответствии со статьей 6 настоящего Закона;
формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства
измерений, сертификации научно-технической информации, патентно-лицен-
зионного дела и управление ими.
Статья 13. Полномочия Правительства Республики Таджикистан в об-
ласти формирования и реализации государственной науч-
но-технической политики
К ведению Правительства Республики Таджикистан относятся:
представление на рассмотрение Маджлиси Оли Республики Таджикистан
проектов законодательных актов, принятие которых необходимо для форми-
рования и реализации государственной научно-технической политики;
ежегодное представление доклада Маджлиси Оли Республики Таджикис-
тан о состоянии развития науки и техники в Республике;
создание на основании законодательных актов Республики Таджикистан
правовых, экономических и организационных механизмов, стимулирующих де-
ятельность предприятий, объединений, организаций и учреждений по уско-
рению научно-технического прогресса;
определение полномочий министерств, государственных комитетов и
ведомств Республики по вопросам формирования и реализации государствен-
ной научно-технической политики и контролирование их деятельности;
создание организационных структур, необходимых для формирования и
реализации государственной научно-технической политики;
организация разработки прогнозов развития науки и техники;
определение перечня республиканских научно-технических программ и
порядка их формирования и реализации;
утверждение порядка финансирования научно-исследовательских работ
и распределение средств республиканского бюджета, выделенных на разви-
тие науки и техники;
создание государственных научных учреждений, фондов и организаций
республиканского подчинения, организация и координация формирования
инфраструктур научно-технической деятельности;
определение порядка формирования и использования государственных
фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности;
установление государственной системы аттестации научных и науч-
но-технических работников;
реализация обязательств по научным и научно-техническим программам
и проектам, предусмотренным международными договорами Республики Таджи-
кистан;
заключение межправительственных договоров и соглашений о сотрудни-
честве в научно-технической сфере, координация и оказание содействия
развитию международных связей министерств, государственных комитетов,
ведомств, предприятий, организаций и учреждений в интересах республики;
осуществление иных полномочий, связанных с формированием и реали-
зацией государственной научно-технической политики, в соответствии с
законодательством Республики Таджикистан.
Статья 14. Полномочия местных маджлисов народных депутатов в об-
ласти формирования и реализации государственной науч-
но-технической политики
Местные маджлисы народных депутатов руководствуются в своей дея-
тельности государственной научно-технической политикой Республики Тад-
жикистан и принимают активное участие в ее формировании и реализации. В
этих целях местные маджлисы народных депутатов:
вносят в Маджлиси Оли Республики Таджикистан и Правительство Рес-
публики Таджикистан предложения по вопросам выбора приоритетных направ-
лений развития науки и техники, разработки научно-технических программ,
создания научных учреждений и другим вопросам государственной науч-
но-технической политики, решение которых будет способствовать развитию
республики и региона;
принимают решения, содействующие реализации государственной науч-
но- технической политики на предприятиях, в организациях и учреждениях
местного подчинения.
В целях содействия науке и технике и ускорения научно-технического
прогресса в регионе местные маджлисы народных депутатов имеют право:
формировать и финансировать из своего бюджета региональные науч-
но-технические программы и проекты;
создавать государственные фонды и организации научного обслужива-
ния, финансируемые из местных бюджетов;
координировать деятельность государственных предприятий, организа-
ций, учреждений региона в освоении новых технологий, совершенствовать
организацию производства, укреплять их связно научными учреждениями и
организациями.
Статья 15. Порядок формирования государственной научно-технической
политики
Направления государственной научно-технической политики на сред-
несрочный и долгосрочный периоды определяются Маджлиси Оли Республики
Таджикистан на основе специального доклада Правительства Республики
Таджикистан.
Маджлиси Оли Республики Таджикистан ежегодно в соответствии с
предложениями Правительства Республики Таджикистан определяет при ут-
верждении государственного бюджета годовые объемы средств, выделяемых
для выполнения республиканских научно- технических программ и проектов,
объем финансирования научных организаций и размер средств, направляемых
в государственные фонды поддержки научной и (или) научно-технической
деятельности, а также систему экономических льгот, стимулирующих эту
деятельность.
Определение основных направлений государственной научно-техничес-
кой политики, научно-техническое прогнозирование, выбор приоритетных
направлений развития науки и техники, разработка рекомендаций и предло-
жений о реализации научных и научно-технических программ и проектов об
использовании достижений науки и техники осуществляются в условиях
гласности, с использованием различных форм общественных обсуждений,
экспертиз и конкурсов.
Государственная научно-техническая политика в отношении отраслей
разрабатывается и реализуется соответствующими органами исполнительной
власти с привлечением хозяйствующих субъектов и их объединений с учетом
единой государственной научно-технической политики.
Статья 16. Организация и проведение экспертиз научной и науч-
но-технической деятельности
Органы государственной власти Республики Таджикистан организуют
проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов,
финансируемых за счет соответствующего бюджета.
Экспертиза проводится организациями, осуществляющими независимую
экспертизу, другими организациями, а также экспертами с участием предс-
тавителей организаций, финансирующих научную и (или) научно- техничес-
кую деятельность, при:
выборе приоритетных направлений государственной научно-технической
политики, а также развития науки и техники;
формировании научных и научно-технических программ и проектов;
проведении конкурсов на участие в научных и научно-технических
программах и проектах, контроле за их осуществлением и использованием
полученных научных и (или) научно-технических результатов в экономике
государства.
В экспертизе научной и (или) научно-технической деятельности не
может участвовать специалист, имеющий личную заинтересованность в ее
результатах.
По результатам экспертиз научных и научно-технических программ и
проектов органы исполнительной власти Республики Таджикистан обязаны
заблаговременно информировать население о безопасности, в том числе
экологической, об экономической и о социальной значимости создаваемых
производств и объектов, использующих достижения науки и техники.
В случаях, предусмотренных законодательством Республики Таджикис-
тан, в установленном порядке проводится обязательная государственная
экспертиза научно-технических программ и проектов.
ГЛАВА 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 17. Финансирование научной и научно-технической деятель-
ности
Финансовое обеспечение научной и (или) научно-технической дея-
тельности основывается на его целевой ориентации и множественности ис-
точников финансирования. Финансирование этой деятельности осуществля-
ется за счет средств государственного бюджета Республики Таджикистан,
местных бюджетов, внебюджетных источников (собственных или привлечен-
ных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств
заказчиков работ), иных источников в соответствии с законодательством
Республики Таджикистан.
Правительство Республики Таджикистан организует разработку и ис-
полнение государственного бюджета в части расходов на научные исследо-
вания и экспериментальные разработки, определяет порядок создания го-
сударственных фондов поддержки научной и (или) научно-технической дея-
тельности, утверждает распределение предусмотренных государственным
бюджетом средств на эти цели между государственными заказчиками целе-
вых программ, государственными органами исполнительной власти, научны-
ми организациями и указанными государственными фондами.
Фундаментальные научные исследования финансируются преимуществен-
но за счет средств государственного бюджета. В целях содействия иници-
ативным проектам фундаментальных научных исследований, отбираемым на
основе конкурса, в порядке, устанавливаемом
Правительством Республики Таджикистан, создаются фонды поддержки
научной и (или) научно-технической деятельности.
Государственные научно-технические программы, приоритетные прик-
ладные научные исследования и экспериментальные разработки финансиру-
ются за счет средств государственного бюджета, фондов поддержки науч-
ной и (или) научно-технической деятельности и в порядке долевого учас-
тия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйс-
твующих субъектов. В порядке долевого участия могут финансироваться
также научно-технические программы, сформированные и реализуемые на
основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений,
научно-технические программы создания новых видов техники и технологии
двойного применения.
Работы местного значения могут финансироваться за счет средств
местных бюджетов, и в порядке долевого участия, за счет средств орга-
низаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.
За счет средств государственного бюджета могут финансироваться, в
том числе в порядке долевого участия, наиболее важные региональные на-
учные и научно-технические программы и проекты, результаты осуществле-
ния которых могут быть использованы и в других регионах.
Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности
осуществляется государством на основе сочетания финансовой поддержки
научных организаций и целевого финансирования конкретных научных и на-
учно-технических программ и проектов.
Статья 18. Социальная защита научных и научно-технических работ-
ников
Государство создает условия и гарантирует достойный статус науч-
ных и научно-технических работников и его защиту путем:
сохранения докторам и кандидатам наук, работающим в государствен-
ных учреждениях, в научных и научно-технических организациях, незави-
симо от форм собственности, льгот в части надбавки за ученую степень;
предоставления докторам (профессорам) и кандидатам наук, работаю-
щим в государственных учреждениях, трудового отпуска соответственно в
размере 48 и 36 календарных дней;
предоставления научному работнику государственной квартиры с пра-
вом ее бесплатной приватизации, если он проработал не менее 10 лет в
научных учреждениях;
выделения дополнительной жилой площади (отдельной комнаты) докто-
рам (профессорам) и кандидатам наук размером не менее 20 м2 и 15 м2
соответственно , сверх имеющейся на момент получения квартиры норм жи-
лой площади;
выделения льготных кредитов докторам (профессорам) и кандидатам
наук на строительство собственного дома, выкуп квартиры, обустройство
дачно-садового участка и другие социально-бытовые нужды;
предоставления прочих условий, регламентируемых законодательством
Республики Таджикистан.
Статья 19. Фонды поддержки научной и (или) научно-технической де-
ятельности. Гранты
В Республике Таджикистан в соответствии с действующим законода-
тельством могут быть созданы государственные, негосударственные и меж-
дународные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятель-
ности.
Органы государственной власти Республики Таджикистан и органы го-
сударственной власти на местах в порядке, установленном законодатель-
ством Республики Таджикистан, создают государственные фонды поддержки
научной и (или) научно-технической деятельности, деятельность которых
финансируется за счет средств соответствующего бюджета или иных источ-
ников, не запрещенных законодательством Республики Таджикистан. Госу-
дарственный фонд поддержки научной и (или) научно-технической деятель-
ности является самоуправляемой организацией и осуществляет свою дея-
тельность в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и
уставом.
Государственные фонды поддержки научной и (или) научно-техничес-
кой деятельности организуют независимую экспертизу научных и науч-
но-технических программ и проектов, представляемых субъектами научной
и (или) научно-технической деятельности, и на основе конкурса выделяют
средства на финансирование указанных программ и проектов.
Государственные фонды поддержки научной и (или) научно-техничес-
кой деятельности ведут учет различных средств, выделяемых на реализа-
цию деятельности, предусмотренной их уставами, и на иные цели.
Органы государственной власти Республики Таджикистан осуществляют
контроль за расходованием средств, выделенных из соответствующих бюд-
жетов на научную и (или) научно-техническую деятельность, определяют
формы и способы использования ее результатов.
Научная и (или) научно-техническая деятельность может осущест-
вляться за счет грантов.
Гранты передаются научным работникам, научным организациям, обра-
зовательным учреждениям высшего профессионального образования, другим
юридическим лицам и гражданам.
Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законода-
тельством Республики Таджикистан или в случае их использования на тер-
ритории иностранного государства - в соответствии с законодательством
этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделя-
ются.
ГЛАВА 6. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Статья 20. Международное научное и научно-техническое сотрудни-
чество Республики Таджикистан
Органы государственной власти Республики Таджикистан создают не-
обходимые условия для международного научного и научно-технического
сотрудничества.
Субъект научной и (или) научно-технической деятельности вправе
вступать в международные научные и научно-технические организации и
объединения, участвовать в международных научных и научно-технических
программах и проектах, научных и научно-технических программах и проек-
тах иностранных государств, заключать договоры (контракты) и иные сог-
лашения с иностранными лицами на работу как в Республике Таджикистан,
так и за пределами ее территории в порядке, установленном законода-
тельством Республики Таджикистан.
На территории Республики Таджикистан в установленном порядке мо-
гут создаваться научные организации и научные центры с участием иност-
ранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.
Иностранные инвестиции в область науки и техники осуществляются в
порядке и форме, которые предусмотрены законодательством Республики
Таджикистан.
Республика Таджикистан поддерживает научное и научно-техническое
сотрудничество с иностранными государствами на основе соответствующих
международных договоров Республики Таджикистан, международных научных
и научно-технических программ и проектов, а также содействует расшире-
нию научно-технического сотрудничества научных работников, научных и
иных организаций.
Органы государственной власти Республики Таджикистан осуществляют
контроль за передачей научных и (или) научно-технических результатов,
а также научной и (или) научно- технической продукции за пределы тер-
ритории Республики Таджикистан в порядке, устанавливаемом законода-
тельством Республики Таджикистан.
Статья 21. Деятельность иностранных научных организаций на терри-
тории Республики Таджикистан
Деятельность иностранных научных организаций и ученых на террито-
рии Республики Таджикистан регулируется межгосударственными договора-
ми, межправительственными соглашениями, иными международными актами,
признанными Республикой Таджикистан, а также договорами и соглашения-
ми, заключенными Академией наук Республики Таджикистан, отраслевыми
академиями наук, органами государственного управления научной и (или)
научно-технической деятельностью в соответствии с действующим законо-
дательством.
Президент Республики Таджикистан Э. Рахмонов
г.Душанбе, 21 мая 1998 г., №597
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МАДЖЛИСИ ОЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
О введении в действие Закона Республики Таджикистан
"О науке и государственной научно-технической политике"
Маджлиси Оли Республики Таджикистан постановляет:
1. Ввести в действие Закон Республики Таджикистан "О науке и го-
сударственной научно-технической политике" после его официального
опубликования.
2. Правительству Республики Таджикистан:
внести в Маджлиси Оли Республики Таджикистан предложения по при-
ведению законодательства Республики Таджикистан в соответствии с Зако-
ном Республики Таджикистан "О науке и государственной научно-техничес-
кой политике";
привести свои решения в соответствие с указанным законом.
Председатель Маджлиси Оли
Республики Таджикистан С. Раджабов
г.Душанбе, 21 мая 1998 года, № 598