ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

                      О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ

 

              (в редакции Закона РТ от 12.05.2001 N 525)

 

                    Р А З Д Е Л 1. Общие положения

 

     Статья 1. Цели Настоящего закона

 

     Настоящий закон определяет правовые основы государственной  поли-

тики  в  отношении  естественных  монополий в Республики Таджикистан и

направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов ес-

тественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими то-

вара (работ,  услуг) для потребителей и  эффективное  функционирование

субъектов естественных монополий.

     В настоящем Законе применяются следующие определения основных по-

нятий:

     естественная монополия - состояния рынка товаров (работ,  услуг),

при  котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутс-

твие конкуренции в силу технологических  особенностей  производства  в

связи с существенным понижением издержек производства на единицу това-

ра (работ, услуг) по мере увеличения объема производства;

     субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридичес-

кое лицо),  занятые производством (реализацией) товаров (работ, услуг)

в условиях естественной монополии.

 

     Статья 2. Сфера применения настоящего закона

 

     Настоящий закон регулирует отношения, которые возникают на рынках

товаров (работ,  услуг) Республики Таджикистан,  в  которых  участвуют

субъекты естественных монополий, потребители, органы власти и управле-

ния.

     Предусмотренное Настоящим   законом   регулирование  деятельности

субъектов естественных монополий не может применяться  в  сферах  дея-

тельности,  не  относящихся к естественным монополиям,  за исключением

случаев, установленных законами Республики Таджикистан.

 

     Статья 3. Сфера деятельности субъектов естественных монополий

 

     Настоящим Законом регулируется деятельность субъектов  естествен-

ных монополий в следующих сферах:

     услуги по производству и передачи электрической и тепловой  энер-

гии;

     услуги по закупке, транспортировки и подачи по трубопроводам при-

родного газа;

     железнодорожные и авиационные перевозки;

     услуги транспортных терминалов, аэропортов;

     услуги общедоступной электрической и почтовой связи;

     производства продукции оборонного назначения.

 

     Статья 4. Орган, регулирующий деятельность субъектов естественных

               монополий

 

     Регулирование и контроль деятельности субъектов естественных  мо-

нополий осуществляет государственный республиканский орган,  уполномо-

ченный Правительством Республики Таджикистан (далее - орган  регулиро-

вания естественных монополий).

 

     Статья 5. Методы регулирования деятельности субъектов естествен-

               ных монополий

 

     Органом регулирования естественных  монополий  могут  применяться

следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных мо-

нополий:

     ценовое регулирование,   осуществляемое  посредством  определения

цен, тарифов или их предельного уровня;

     определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и

установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности

удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре (работе,  услуг),

производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии,  с учетом

необходимости защиты прав и законных интересов граждан.

     Орган регулирования естественных монополий  принимает  решение  о

применении методов регулирования,  предусмотренных Настоящим законом к

конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его дея-

тельности,  с учетом их стимулирующей роли в повышении качества произ-

водимых (реализуемых) товаров (работ, услуг) и в удовлетворении спроса

на  них,  при  этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во

внимание :

     издержки производства (реализации) товаров (работ,  услуг), в том

числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расхо-

ды;

     налоги и другие платежи;

     стоимость основных производственных средств, потребности в инвес-

тициях,  необходимых для их воспроизводства и амортизационные исчисле-

ния;

     прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различ-

ным ценам (тарифам);

     удаленность различных групп потребителей  от  места  производства

товаров;

     соответствие качества производимых (реализуемых) товаров  (работ,

услуг) спросу потребителей;

     государственные дотации и другие меры государственной поддержки.

     При принятии  решения о применении методов регулирования деятель-

ности конкретного субъекта естественной монополии орган  регулирования

естественных монополий обязан рассматривать информацию,  предоставлен-

ную заинтересованными лицами,  о деятельности данного субъекта естест-

венной монополии.

 

     Статья 6. Государственный контроль в сферах естественной монопо-

               лии

 

     В целях проведения эффективной государственной политики в  сферах

деятельности  субъектов естественных монополий орган регулирования ес-

тественных монополий осуществляет контроль за действиями,  которые со-

вершаются  с участием или в отношении субъектов естественных монополий

и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребите-

лей товара (работ,  услуг), в отношении которого применяется регулиро-

вание в соответствии с Настоящим законом либо сдерживание экономически

оправданного перехода соответствующего рынка товаров (работ, услуг) из

состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

     Орган регулирования  естественных монополий осуществляет контроль

за:

     любыми сделками,  в результате которых субъект естественной моно-

полии приобретает право собственности на основные средства,  не  пред-

назначенными для производства (реализации) товаров (работ,  услуг),  в

отношении которых применяется регулирование в соответствии с Настоящим

законом;

     инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реа-

лизацию)  товаров (работ,  услуг),  в отношении которых не применяется

регулирование в соответствии с Настоящим законом;

     продажей, сдачей в аренду или иной сделкой,  в результате которой

хозяйствующий субъект приобретает право владением и пользованием собс-

твенности  на  часть основных средств субъекта естественной монополии,

предназначенных для производства (реализации) товаров (работ,  услуг),

в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Настоя-

щим законом.

     Для совершения  действий,  указанных  в  части  второй  настоящей

статьи,  субъект естественной монополии обязан представить в орган ре-

гулирования  естественных монополий ходатайство о даче согласия на со-

вершение таких действий и сообщает информацию,  необходимую для приня-

тия решения.

     Орган регулирования  естественных  монополий  вправе  отказать  в

удовлетворении ходатайства,  если заявленные в нем действия могут при-

вести к отрицательным последствиям, указанным в части первой настоящей

статьи, а также в случаях, если заявителем не представлены все необхо-

димые документы либо при их рассмотрении обнаружено,  что содержащаяся

в них информация,  имеющая существенное значение для принятия решения,

является недостоверной.

     Орган регулирования  естественных монополий не позднее 30 дней со

дня получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о сво-

ем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован.

     В случае, если для принятия решения необходима дополнительная ин-

формация,  орган регулирования естественных монополий вправе запросить

ее у заявителя и увеличить срок рассмотрения ходатайства  на  30  дней

при условии, что такой запрос в месте с уведомлением о продлении срока

рассмотрения ходатайства направлен заявителю не позднее 15 дней со дня

его получения.

     Лицо или группа лиц,  которые в результате приобретения на  рынке

акций  в  уставном капитале субъекта естественной монополии либо в ре-

зультате иных сделок в том числе договоров  поручения,  доверительного

управления, залога приобретают более чем 10 процентов общего количест-

ва голосов,  приходящихся на все акции,  составляющие уставной капитал

субъекта  естественной монополии,  обязаны уведомить об этом,  а также

обо всех случаях изменения принадлежащего им количества голосов  орган

регулирования  естественных монополий в трехдневный срок со дня приоб-

ретения.  Такую же обязанность несет субъект  естественной  монополии,

приобретающий акции в уставном капитале другого хозяйствующего субъек-

та,  предоставляющего ему более чем 10 процентов общего количества го-

лосов, приходящихся на все акции.

     Для осуществления контроля за соблюдением требований,  предусмот-

ренных частью седьмой настоящей статьи, орган регулирования естествен-

ных монополий вправе запрашивать у хозяйственных обществ и товариществ

сведения о составе их участников, располагающих более чем 10 процента-

ми общего количества голосов.

 

     Статья 7. Функции и полномочия органа регулирования естественных

               монополий

 

     Орган регулирования  естественных  монополий  выполняет следующие

основные функции;

     ведет реестр субъектов естественных монополий,  в отношении кото-

рых осуществляются государственное регулирование и контроль;

     определяет методы регулирования,  предусмотренные Настоящим зако-

ном, применительно к конкретному субъекту естественной монополии;

     контролирует в  пределах  своей компетенции соблюдение требований

Настоящего закона.

     Орган регулирования  естественных монополий в пределах своих пол-

номочий:

     принимает решения  о наложении штрафа на субъект естественной мо-

нополии;

     принимает обязательные для субъектов естественных монополий реше-

ния о введении, об изменении или о прекращении регулирования, о приме-

нении методов регулирования,  предусмотренных Настоящим законом, в том

числе об установлении цен (тарифов);

     направляет субъектам  естественных монополий обязательные для ис-

полнения предписания:

     а) о прекращении нарушений настоящего Закона, в том числе об уст-

ранении их последствий;

     б) о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязатель-

ному обслуживанию;

     в) о внесении в заключенные договора изменений;

     г) о перечислении в республиканский бюджет прибыли (дохода),  по-

лученной ими в результате действий, нарушающих Настоящий закон, а так-

же пени за использование этой прибыли в своем обороте с момента  полу-

чения до момента перечисления в республиканский бюджет;

     направляет органам исполнительной власти на  местах  обязательные

для исполнения предписания об отмене или об изменении принятых ими ак-

тов, не соответствующих настоящему Закону;

     осуществляет иные полномочия, установленные законами.

 

     Статья 8. Право доступа к информации о деятельности субъектов ес-

               тественных монополий

 

     В целях исполнения функций,  возложенных на  орган  регулирования

естественных  монополий,  его работники имеют право беспрепятственного

доступа к информации о деятельности субъектов естественных  монополий,

имеющейся у органов исполнительной власти на местах, а также субъектов

естественных монополий.

     Субъекты естественных монополий,  органы исполнительной власти на

местах обязаны по требованию органа регулирования естественных монопо-

лий предоставлять достоверные документы, объяснения в письменной форме

и иную информацию,  необходимую для осуществления органами регулирова-

ния естественных монополий функций, предусмотренных Настоящим законом.

     Сведения, которые составляют коммерческую тайну и получены  орга-

ном   регулирования  естественных  монополий  на  основании  настоящей

статьи, разглашению не подлежат.

 

     Статья 9. Информирование органом регулирования естественных моно-

               полий о принятых им решениях

 

     Орган регулирования естественных монополий обязан в тридцатиднев-

ный срок через средства массовой информации сообщать:

     о принятых  им  решениях о введении,  изменении или о прекращении

регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

     о включении  в  реестр  субъектов  естественных монополий либо об

исключении из него;

     о применяемых  методах  регулирования  деятельности субъектов ес-

тественных монополий;

     о конкретных показателях и требованиях, предъявляемых к субъектам

естественных монополий со стороны  органа  регулирования  естественных

монополий;

     обо всех случаях привлечения к ответственности лиц  за  нарушения

Настоящего закона.

 

     Статья 10. Обязанности субъектов естественных монополий

 

     Субъекты естественных  монополий не вправе отказываться от заклю-

чения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию)

товаров (работ,  услуг), в отношении которых применяется регулирование

в соответствии с Настоящим законом,  при наличии у субъекта естествен-

ной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары (рабо-

ты, услуги).

     Субъекты естественных монополий обязаны представлять органу регу-

лирования естественных монополий текущие отчеты о своей деятельности и

проекты планов капитальных вложений в порядке и в сроки, установленные

органом регулирования естественных монополий.

 

     Статья 11. Ответственность за нарушения настоящего Закона

 

     За нарушение Настоящего закона субъекты  естественных  монополий,

их руководители должностные лица органов исполнительной власти на мес-

тах, должностные лица органов регулирования естественных монополий не-

сут ответственность в соответствии с законами Республики Таджикистан.

 

     Статья 12.  Основания для наложения штрафа на субъекты естествен-

                 ных монополий за нарушения настоящего Закона.

 

     Субъекты естественных  монополий  несут  ответственность  в  виде

штрафа за следующие нарушения:

     - завышение цен (тарифов),  установленных  органом  регулирования

естественных  монополий  - в размере десяти тысяч минимальных размеров

заработной платы;

     непредставление органу  регулирования естественных монополий уве-

домления, предусмотренного частью седьмой статьи 6 настоящего Закона -

в размере шестисот минимальных размеров заработной платы;

     - неисполнение решения (предписания), выданного органом регулиро-

вания  естественных  монополий  в соответствии со статьей 7 настоящего

Закона

     - в размере восьми тысяч минимальных размеров заработной платы;

     - представление органу регулирования естественных  монополий  не-

достоверных сведений - в размере семисот минимальных размеров заработ-

ной платы: иной информации, необходимой для осуществления его деятель-

ности - в размере шестисот минимальных размеров заработной платы.

     Сумма штрафа,  наложенного на субъект естественных монополий, за-

числяется в Государственный бюджет Республики Таджикистан,  выплачива-

ется в тридцатидневный срок со дня получения решения о наложении штра-

фа.

     За каждый день просрочки штрафа начисляется пеня в размере одного

процента общей суммы штрафа.

     В случае отказа субъектов естественных монополий от уплаты  штра-

фа, штраф взыскивается по решению суда.

     (в редакции Закона РТ от 12.03.2001 г. N 525)

 

     Статья 13. Обжалования решений, предписаний органа регулирования

                деятельности субъектов естественных монополий

 

     Субъекты естественных монополий, государственные органы, потреби-

тели вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным

полностью или частично решений,  предписаний органа регулирования дея-

тельности субъектов естественных монополий.

     При поступлении заявления в суд  исполнение  решения  предписание

органа  регулирования субъектов естественных монополий приостанавлива-

ется до вступления в силу решения суда.

 

     ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН                  Э.РАХМОНОВ

 

                г.Душанбе, 13 декабря 1997 года, № 525