ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ
(в
редакции Закона РТ от 12.05.2001 N 525)
Р
А З Д Е Л 1. Общие положения
Статья 1. Цели
Настоящего закона
Настоящий закон
определяет правовые основы государственной
поли-
тики в отношении
естественных монополий в
Республики Таджикистан и
направлен на достижение баланса интересов потребителей и
субъектов ес-
тественных монополий, обеспечивающего доступность
реализуемого ими то-
вара (работ, услуг)
для потребителей и эффективное функционирование
субъектов естественных монополий.
В настоящем
Законе применяются следующие определения основных по-
нятий:
естественная
монополия - состояния рынка товаров (работ,
услуг),
при котором
удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутс-
твие конкуренции в силу технологических особенностей производства в
связи с существенным понижением издержек производства на
единицу това-
ра (работ, услуг) по мере увеличения объема производства;
субъект
естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридичес-
кое лицо), занятые
производством (реализацией) товаров (работ, услуг)
в условиях естественной монополии.
Статья 2. Сфера
применения настоящего закона
Настоящий закон
регулирует отношения, которые возникают на рынках
товаров (работ,
услуг) Республики Таджикистан,
в которых участвуют
субъекты естественных монополий, потребители, органы власти
и управле-
ния.
Предусмотренное
Настоящим законом регулирование деятельности
субъектов естественных монополий не может применяться в
сферах дея-
тельности, не относящихся к естественным монополиям, за исключением
случаев, установленных законами Республики Таджикистан.
Статья 3. Сфера
деятельности субъектов естественных монополий
Настоящим
Законом регулируется деятельность субъектов
естествен-
ных монополий в следующих сферах:
услуги по
производству и передачи электрической и тепловой энер-
гии;
услуги по
закупке, транспортировки и подачи по трубопроводам при-
родного газа;
железнодорожные
и авиационные перевозки;
услуги
транспортных терминалов, аэропортов;
услуги
общедоступной электрической и почтовой связи;
производства
продукции оборонного назначения.
Статья 4. Орган,
регулирующий деятельность субъектов естественных
монополий
Регулирование и
контроль деятельности субъектов естественных
мо-
нополий осуществляет государственный республиканский
орган, уполномо-
ченный Правительством Республики Таджикистан (далее -
орган регулиро-
вания естественных монополий).
Статья 5. Методы
регулирования деятельности субъектов естествен-
ных
монополий
Органом
регулирования естественных
монополий могут применяться
следующие методы регулирования деятельности субъектов
естественных мо-
нополий:
ценовое
регулирование, осуществляемое посредством
определения
цен, тарифов или их предельного уровня;
определение
потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и
установление минимального уровня их обеспечения в случае
невозможности
удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре
(работе, услуг),
производимом (реализуемом) субъектом естественной
монополии, с учетом
необходимости защиты прав и законных интересов граждан.
Орган
регулирования естественных монополий
принимает решение о
применении методов регулирования, предусмотренных Настоящим законом к
конкретному субъекту естественной монополии на основе
анализа его дея-
тельности, с учетом
их стимулирующей роли в повышении качества произ-
водимых (реализуемых) товаров (работ, услуг) и в
удовлетворении спроса
на них, при
этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во
внимание :
издержки
производства (реализации) товаров (работ,
услуг), в том
числе заработная плата, стоимость сырья и материалов,
накладные расхо-
ды;
налоги и другие
платежи;
стоимость
основных производственных средств, потребности в инвес-
тициях, необходимых
для их воспроизводства и амортизационные исчисле-
ния;
прогнозируемая
прибыль от возможной реализации товаров по различ-
ным ценам (тарифам);
удаленность
различных групп потребителей от места
производства
товаров;
соответствие
качества производимых (реализуемых) товаров
(работ,
услуг) спросу потребителей;
государственные
дотации и другие меры государственной поддержки.
При
принятии решения о применении методов
регулирования деятель-
ности конкретного субъекта естественной монополии орган регулирования
естественных монополий обязан рассматривать информацию, предоставлен-
ную заинтересованными лицами, о деятельности данного субъекта естест-
венной монополии.
Статья 6.
Государственный контроль в сферах естественной монопо-
лии
В целях
проведения эффективной государственной политики в сферах
деятельности
субъектов естественных монополий орган регулирования ес-
тественных монополий осуществляет контроль за
действиями, которые со-
вершаются с участием
или в отношении субъектов естественных монополий
и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов
потребите-
лей товара (работ,
услуг), в отношении которого применяется регулиро-
вание в соответствии с Настоящим законом либо сдерживание
экономически
оправданного перехода соответствующего рынка товаров (работ,
услуг) из
состояния естественной монополии в состояние конкурентного
рынка.
Орган
регулирования естественных монополий
осуществляет контроль
за:
любыми сделками, в результате которых субъект естественной
моно-
полии приобретает право собственности на основные
средства, не пред-
назначенными для производства (реализации) товаров
(работ, услуг), в
отношении которых применяется регулирование в соответствии с
Настоящим
законом;
инвестициями
субъекта естественной монополии в производство (реа-
лизацию) товаров
(работ, услуг), в отношении которых не применяется
регулирование в соответствии с Настоящим законом;
продажей, сдачей
в аренду или иной сделкой, в результате
которой
хозяйствующий субъект приобретает право владением и
пользованием собс-
твенности на часть основных средств субъекта естественной
монополии,
предназначенных для производства (реализации) товаров
(работ, услуг),
в отношении которых применяется регулирование в соответствии
с Настоя-
щим законом.
Для
совершения действий, указанных
в части второй
настоящей
статьи, субъект
естественной монополии обязан представить в орган ре-
гулирования
естественных монополий ходатайство о даче согласия на со-
вершение таких действий и сообщает информацию, необходимую для приня-
тия решения.
Орган
регулирования естественных монополий
вправе отказать в
удовлетворении ходатайства,
если заявленные в нем действия могут при-
вести к отрицательным последствиям, указанным в части первой
настоящей
статьи, а также в случаях, если заявителем не представлены
все необхо-
димые документы либо при их рассмотрении обнаружено, что содержащаяся
в них информация,
имеющая существенное значение для принятия решения,
является недостоверной.
Орган
регулирования естественных монополий не
позднее 30 дней со
дня получения ходатайства сообщает заявителю в письменной
форме о сво-
ем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован.
В случае, если
для принятия решения необходима дополнительная ин-
формация, орган
регулирования естественных монополий вправе запросить
ее у заявителя и увеличить срок рассмотрения
ходатайства на 30
дней
при условии, что такой запрос в месте с уведомлением о
продлении срока
рассмотрения ходатайства направлен заявителю не позднее 15
дней со дня
его получения.
Лицо или группа
лиц, которые в результате приобретения
на рынке
акций в уставном капитале субъекта естественной
монополии либо в ре-
зультате иных сделок в том числе договоров поручения,
доверительного
управления, залога приобретают более чем 10 процентов общего
количест-
ва голосов,
приходящихся на все акции,
составляющие уставной капитал
субъекта
естественной монополии, обязаны
уведомить об этом, а также
обо всех случаях изменения принадлежащего им количества
голосов орган
регулирования
естественных монополий в трехдневный срок со дня приоб-
ретения. Такую же
обязанность несет субъект
естественной монополии,
приобретающий акции в уставном капитале другого
хозяйствующего субъек-
та, предоставляющего
ему более чем 10 процентов общего количества го-
лосов, приходящихся на все акции.
Для
осуществления контроля за соблюдением требований, предусмот-
ренных частью седьмой настоящей статьи, орган регулирования
естествен-
ных монополий вправе запрашивать у хозяйственных обществ и
товариществ
сведения о составе их участников, располагающих более чем 10
процента-
ми общего количества голосов.
Статья 7.
Функции и полномочия органа регулирования естественных
монополий
Орган
регулирования естественных монополий
выполняет следующие
основные функции;
ведет реестр
субъектов естественных монополий, в
отношении кото-
рых осуществляются государственное регулирование и контроль;
определяет
методы регулирования, предусмотренные
Настоящим зако-
ном, применительно к конкретному субъекту естественной
монополии;
контролирует
в пределах своей компетенции соблюдение требований
Настоящего закона.
Орган
регулирования естественных монополий в
пределах своих пол-
номочий:
принимает
решения о наложении штрафа на субъект
естественной мо-
нополии;
принимает
обязательные для субъектов естественных монополий реше-
ния о введении, об изменении или о прекращении
регулирования, о приме-
нении методов регулирования, предусмотренных Настоящим законом, в том
числе об установлении цен (тарифов);
направляет
субъектам естественных монополий
обязательные для ис-
полнения предписания:
а) о прекращении
нарушений настоящего Закона, в том числе об уст-
ранении их последствий;
б) о заключении
договоров с потребителями, подлежащими обязатель-
ному обслуживанию;
в) о внесении в заключенные
договора изменений;
г) о
перечислении в республиканский бюджет прибыли (дохода), по-
лученной ими в результате действий, нарушающих Настоящий
закон, а так-
же пени за использование этой прибыли в своем обороте с
момента полу-
чения до момента перечисления в республиканский бюджет;
направляет
органам исполнительной власти на
местах обязательные
для исполнения предписания об отмене или об изменении
принятых ими ак-
тов, не соответствующих настоящему Закону;
осуществляет
иные полномочия, установленные законами.
Статья 8. Право
доступа к информации о деятельности субъектов ес-
тественных монополий
В целях
исполнения функций, возложенных на орган
регулирования
естественных
монополий, его работники имеют
право беспрепятственного
доступа к информации о деятельности субъектов
естественных монополий,
имеющейся у органов исполнительной власти на местах, а также
субъектов
естественных монополий.
Субъекты
естественных монополий, органы
исполнительной власти на
местах обязаны по требованию органа регулирования
естественных монопо-
лий предоставлять достоверные документы, объяснения в
письменной форме
и иную информацию,
необходимую для осуществления органами регулирова-
ния естественных монополий функций, предусмотренных
Настоящим законом.
Сведения,
которые составляют коммерческую тайну и получены орга-
ном
регулирования естественных монополий
на основании настоящей
статьи, разглашению не подлежат.
Статья 9.
Информирование органом регулирования естественных моно-
полий
о принятых им решениях
Орган
регулирования естественных монополий обязан в тридцатиднев-
ный срок через средства массовой информации сообщать:
о принятых им
решениях о введении, изменении
или о прекращении
регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
о включении в
реестр субъектов естественных монополий либо об
исключении из него;
о
применяемых методах регулирования деятельности субъектов ес-
тественных монополий;
о конкретных
показателях и требованиях, предъявляемых к субъектам
естественных монополий со стороны органа регулирования естественных
монополий;
обо всех случаях
привлечения к ответственности лиц
за нарушения
Настоящего закона.
Статья 10.
Обязанности субъектов естественных монополий
Субъекты
естественных монополий не вправе
отказываться от заклю-
чения договора с отдельными потребителями на производство
(реализацию)
товаров (работ,
услуг), в отношении которых применяется регулирование
в соответствии с Настоящим законом, при наличии у субъекта естествен-
ной монополии возможности произвести (реализовать) такие
товары (рабо-
ты, услуги).
Субъекты
естественных монополий обязаны представлять органу регу-
лирования естественных монополий текущие отчеты о своей
деятельности и
проекты планов капитальных вложений в порядке и в сроки,
установленные
органом регулирования естественных монополий.
Статья 11.
Ответственность за нарушения настоящего Закона
За нарушение
Настоящего закона субъекты
естественных монополий,
их руководители должностные лица органов исполнительной
власти на мес-
тах, должностные лица органов регулирования естественных
монополий не-
сут ответственность в соответствии с законами Республики
Таджикистан.
Статья 12. Основания для наложения штрафа на субъекты
естествен-
ных
монополий за нарушения настоящего Закона.
Субъекты
естественных монополий несут
ответственность в виде
штрафа за следующие нарушения:
- завышение цен
(тарифов), установленных органом
регулирования
естественных
монополий - в размере десяти
тысяч минимальных размеров
заработной платы;
непредставление
органу регулирования естественных
монополий уве-
домления, предусмотренного частью седьмой статьи 6
настоящего Закона -
в размере шестисот минимальных размеров заработной платы;
- неисполнение
решения (предписания), выданного органом регулиро-
вания
естественных монополий в соответствии со статьей 7 настоящего
Закона
- в размере
восьми тысяч минимальных размеров заработной платы;
- представление
органу регулирования естественных
монополий не-
достоверных сведений - в размере семисот минимальных
размеров заработ-
ной платы: иной информации, необходимой для осуществления
его деятель-
ности - в размере шестисот минимальных размеров заработной
платы.
Сумма
штрафа, наложенного на субъект
естественных монополий, за-
числяется в Государственный бюджет Республики
Таджикистан, выплачива-
ется в тридцатидневный срок со дня получения решения о
наложении штра-
фа.
За каждый день
просрочки штрафа начисляется пеня в размере одного
процента общей суммы штрафа.
В случае отказа
субъектов естественных монополий от уплаты
штра-
фа, штраф взыскивается по решению суда.
(в редакции
Закона РТ от 12.03.2001 г. N 525)
Статья 13.
Обжалования решений, предписаний органа регулирования
деятельности субъектов естественных монополий
Субъекты
естественных монополий, государственные органы, потреби-
тели вправе обратиться в суд с заявлением о признании
недействительным
полностью или частично решений, предписаний органа регулирования дея-
тельности субъектов естественных монополий.
При поступлении
заявления в суд исполнение решения
предписание
органа регулирования
субъектов естественных монополий приостанавлива-
ется до вступления в силу решения суда.
ПРЕЗИДЕНТ
РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Э.РАХМОНОВ
г.Душанбе, 13 декабря 1997 года, № 525