ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и соци-
альные условия инвестиционной деятельности на территории Республики
Таджикистан. Он направлен на обеспечение равной защиты прав и интере-
сов и имущества субъектов инвестиционной деятельности в зависимости от
форм собственности, на эффективное функционирование народного хозяйс-
тва Республики таджикистан в условиях рыночной экономики.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Инвестициями являются все виды имущественных и интел-
лектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты
предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой
образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект. Такими
ценностями могут быть:
денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие
ценные бумаги;
движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование
и другие материальные ценности);
имущественные права, вытекающие из авторского права, ноу-хау,
опыт и другие интеллектуальные ценности;
права пользования землей и другими природными ресурсами, а также
иные имущественные права;
другие ценности.
Инвестиции в воспроизводство основных фондов могут осуществляться
в форме капитальных вложений.
Статья 2. Под инвестиционной деятельностью понимается совокуп-
ность практических действий граждан, юридических лиц и государства по
реализации инвестиций.
Статья 3. Иностранными инвесторами в Республике Таджикистан могут
быть:
а) иностранные юридические лица;
б) иностранные граждане, а также лица без гражданства и граждане
республики, имеющие постоянное место жительства за границей;
в) иностранные объединения, не имеющие прав юридического лица;
г) иностранные государства;
д) международные организации.
Статья 4. Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции на
территории Республики Таджикистан путем:
а) долевого участия в организациях, предприятиях совместно с юри-
дическими лицами и гражданами Республики Таджикистан;
б) создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным ин-
весторам;
в) приобретения имущества, в том числе акций и других ценных бу-
маг;
г) приобретения прав пользования землей и другими природными ре-
сурсами, а также иных имущественных прав самостоятельно или с участием
юридических лиц и граждан Республики Таджикистан;
д) заключения договоров с юридическими лицами и гражданами Рес-
публики Таджикистан, предусматривающих иные формы осуществления иност-
ранных инвестиций.
- 2 -
Статья 5. Иностранные юридические лица и граждане, иностранные
объединения, не имеющие прав юридического лица, международные органи-
зации, а также лица без гражданства и граждане Республики Таджикистан,
имеющие постоянное место жительства за границей, могут участвовать в
разгосударствлении и приватизации предприятий, находящихся на террито-
рии Республики Таджикистан.
Условия участия указанных инвесторов в разгосударствлении и при-
ватизации предприятий, находящихся и коммунальной собственности опре-
деляются законодательством Республики Таджикистан.
Статья 6. Правовой режим иностранных инвестиций на территории
Республики Таджикистан не может быть менее благоприятным, чем соот-
ветствующий режим для имущества и имущественных прав, а также инвести-
ционной деятельности предприятий, организаций и граждан Республики
Таджикистан.
Для иностранных инвестиций в приоритетных отраслях экономики и на
отдельных территориях законодательством Республики Таджикистан могут
устанавливаться дополнительные налоговые и иные льготы.
Законодательными актами Республики Таджикистан могут определяться
территории, на которых деятельность иностранных инвесторов и предприя-
тий с иностранными инвестициями ограничивается или запрещается, исходя
из соображений обеспечения иностранных интересов.
Статья 7. Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными ин-
вестициями могут осуществлять любые виды деятельности, если они не
запрещены на законодательными актами Республики Таджикистан.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется за-
конодательными актами Республики Таджикистан, иностранные инвесторы и
предприятия с иностранными инвестициями могут заниматься только на ос-
новании специального разрешения (лицензии).
Раздел II. ГАРАНТИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Статья 8. В случае, если последующее законодательство Республики
Таджикистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвести-
циям в течении десяти лет применяется законодательство, действующее на
момент осуществления инвестиций.
Это положение не распространяется на изменения, касающиеся оборо-
ны, национальной безопасности и общественного порядка, окружающей сре-
ды, нравственности и здоровья населения.
Иностранные инвестиции на территории Республики Таджикистан не
подлежат национализации.
Иностранные инвестиции не подлежат реквизиции, за исключением
случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоя-
тельств, носящих чрезвычайный характер. Меры по реквизиции принимаются
Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Меры по реквизиции не должны но-
сить дискриминационного характера. В случае принятия этих мер иност-
ранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная ком-
пенсация. Она выплачивается без необоснованной задержки, должна соот-
ветствовать реальной стоимости инвестиции на момент принятия решения о
мерах по реквизиции. Компенсация выплачивается в иностранной валюте и
по желанию инвестора может быть переведена за границу.
Споры о размерах компенсации, сроках и порядке ее выплаты разре-
шаются в судах Республики Таджикистан в соответствии с законодательны-
ми актами Республики Таджикистан, а также в третейском суде, если это
предусмотрено соглашением сторон или международным договором.
- 3 -
Статья 9. Иностранный инвестор в случае прекращения инвестицион-
ной деятельности имеет право на возмещение причитающихся ему инвести-
ций и полученных в связи с ними доходов в денежной или товарной форме
по реальной стоимости на момент прекращения инвестиционной деятельнос-
ти.
Статья 10. Иностранным инвесторам гарантируется перевод за грани-
цу их доходов и иных сумм в иностранной валюте, полученных на законных
основаниях в связи с инвестициями.
Статья 11. Прибыль иностранных инвесторов, полученная на террито-
рии Республики Таджикистан, может реинвестироваться в соответствии с
поручением инвестора согласно законодательству Республики Таджикистан.
Иностранные инвесторы могут иметь счета в национальной и иностранной
валюте в уполномоченных банках Республики Таджикистан, а также за ру-
бежом.
Иностранные инвесторы могут использовать средства на счетах в на-
циональной валюте для приобретения иностранной валюты в рамках разре-
шенных законодательством Республики Таджикистан форм купли и продажи
иностранной валюты за национальную валюту Республики Таджикистан.
Раздел III. СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ.
Статья 12. Под предприятиями с иностранными инвестициями подразу-
меваются предприятия с участием иностранных инвесторов (совместные
предприятия) и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвес-
торам.
Предприятия с иностранными инвестициями являются юридическими ли-
цами.
Предприятия с иностранными инвестициями создаются в форме акцио-
нерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и иных хозяйс-
твенных обществ и товариществ, а также в любых других формах, не про-
тиворечащих законодательству Республики Таджикистан.
Решение о создании предприятия принимается его учредителями са-
мостоятельно. В случае, когда участником со стороны Республики Таджи-
кистан является государственное предприятие или предприятие обществен-
ной организации, решение о создании предприятия с иностранными инвес-
тициями принимается его учредителями с согласия собственника имущества
или уполномоченного им органа.
Особенности создания банков с иностранными инвестициями устанав-
ливаются законодательными актами Республики Таджикистан о банках и
банковской деятельности.
Статья 13. При создании предприятий с иностранными инвестициями,
связанных с проведением крупномасштабного строительства или реконс-
трукций, предварительно проводится соответствующая экспертиза.
В необходимых случаях создание предприятий с иностранными инвес-
тициями требует получения соответствующего заключения санитарно-эпиде-
миологических служб и проведения экологической экспертизы. Все виды
экспертиз и выдача разрешения осуществляются в общем порядке в соот-
ветствии с действующим на территории Республики Таджикистан законода-
тельством.
Статья 14. Деятельность всех предприятий с иностранными инвести-
циями подлежит обязательной регистрации в Государственной нотариальной
конторе в соответствии с финансовым заключением Министерства финансов
- 4 -
Республики Таджикистан.
Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестици-
ями осуществляется в Государственной нотариальной конторе по месту их
нахождения. Представительства, филиалы и другие обособленные подразде-
ления предприятий с иностранными инвестициями не имеющими права юриди-
ческого лица, регистрируются в уполномоченном на то органе в двухне-
дельный срок с момента подачи заявления.
Зарегистрированному предприятию с иностранными инвестициями выда-
ются свидетельства регистрации установленного образца.
Предприятие приобретает право юридического лица с момента госу-
дарственной регистрации.
Государственная регистрация предприятия с иностранными инвестици-
ями осуществляется при наличии следующих документов:
- заявления одного из учредителей с просьбой произвести регистра-
цию предприятия;
- учредительного договора (при наличии нескольких учредителей);
- устава предприятия;
- справок банков на участников подтверждающих платежеспособность
и степень надежности во внесении доли в уставной фонд (с заверенным
переводом на государственном языке);
- правового заключения, учредительных документов, выданного Ми-
нистерством юстиции Республики Таджикистан;
- кода классификатора органов статистики;
- справки подтверждающей место нахождения предприятия;
- квитанции об уплате госпошлины;
- финансового заключения Министерства финансов Республики Таджи-
кистан.
Для регистрации дочерних предприятий, филиалов, прелставительств
и других обособленных структур предоставляются следующие документы:
- заявления о государственной регистрации;
- решения головного предприятия об открытии обособленного подраз-
деления;
- устав утвержденный высшим органом головного предприятия;
- правовое заключения Министерства юстиции Республики Таджикистан;
- код классификатора органов статистики;
- справка подтверждающая местонахождения предприятия;
- квитанция об уплате госпошлины;
- финансовое заключения Министерства финансов Республики Таджи-
кистан.
Оказ в государственной регистрации может последовать лишь по при-
чине нарушения действующего законодательства Республики Таджикистан о
порядке создания предприятий с иностранными инвестициями, либо несоот-
ветствия установленным требованиям необходимым для регистрации доку-
ментов. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
Изменения и дополнения вносимые в учредительные документы регист-
рируются в порядке изложенным в настоящей статье.
Размер госпошлины за регистрацию определяется действующим законо-
дательством Республики Таджикистан.
Статья 15. Предприятие с иностранными инвестициями может созда-
вать дочерние предприятия, филиалы, представительства и другие обособ-
ленные подразделения в Республике Таджикистан и за ее пределами. они
создаются с соблюдением условий для создания предприятий в установлен-
ном порядке.
Статья 16. Предприятия с иностранными инвестициями могут объеди-
няться в ассоциации, концерны, консорциумы и другие объединения, а
также вступать в ранее созданные объединения, если это не противоречит
- 5 -
антимонопольному законодательству Республики Таджикистан.
Статья 17. Сроки, размер, порядок внесения и оценки вкладов каж-
дого участника в уставной фонд совместного предприятия предусматрива-
ются в учредительных документах. Стоимость имущества, вносимого участ-
никами совместного предприятия в качестве вклада в уставной фонд
предприятия, определяется по договоренности между участниками совмест-
ного предприятия.
При отсутствии по истечению года после регистрации документально-
го подтверждения факта внесения каждым из участников указанных в учре-
дительных документах вкладов в уставной фонд орган, зарегистрировавший
данное совместное предприятие, признает его несостоявшимся и исключает
из реестра совместных предприятий. Информация об исключении из реестра
публикуется в печати.
Статья 18. Предприятие с иностранными инвестициями вправе самос-
тоятельно устанавливать цены на производимую им продукцию (работы, ус-
луги), определять порядок ее реализации и выбирать поставщиков продук-
ции (работ, услуг).
Предприятие с иностранными инвестициями вправе осуществлять внеш-
неэкономическую деятельность после получения свидетельства участника
внешнеэкономической деятельности.
Статья 18- 51 0. Создаваемым предприятиям с иностранными инвестициями
занятых в сфере материального производства за исключением предприятий
связанных с разработкой и использованием природных ресурсов, при усло-
вии, что оплаченная доля иностранного инвестора в уставном фонде пре-
вышает 30 процентов, помимо льгот, предусмотренных действующим на тер-
ритории Республики Таджикистан законодательством предоставляется сле-
дующий льготный налоговый режим:
- предприятия, у которых объем иностранных инвестиций составляет
от 100 тыс. до 500 тыс. долларов США, освобождаются в первые 2 года от
налога на прибыль;
- предприятия, у которых объем иностранных инвестиций составляет
от 500 тыс. до 2 млн. долларов США, освобождаются в первые 3 года от
налога на прибыль;
- предприятия, у которых объем иностранных инвестиций составляет
от 2 млн. до 5 млн. долларов США, освобождаются в первые 4 года от на-
лога на прибыль;
- предприятия, у которых объем иностранных инвестиций составляет
свыше 5 млн. долларов США, освобождаются в первые 5 года от налога на
прибыль.
Статья 19. предприятия с иностранными инвестициями, в уставном
фонде которых иностранные инвестиции составляют 30 и более процентов,
вправе без лицензий экспортировать продукцию (работы, услуги) собс-
твенного производства. Предприятие с иностранными инвестициями вправе
без лицензий осуществлять импорт продукции (работ, услуг) для собс-
твенной хозяйственной деятельности.
Порядок отнесения продукции (работ, услуг) к продукции собствен-
ного производства предприятий с иностранными инвестициями устанавлива-
ется законодательством Республики Таджикистан.
Статья 20. Имущество, ввозимое в Республику Таджикистан в качест-
ве вклада иностранного инвестора в уставной фонд создаваемого предпри-
ятия, освобождается от уплаты таможенной пошлины и не облагается нало-
гом на импорт. Имущество, ввозимое иностранными работниками такого
предприятия для собственных нужд, освобождается от уплаты таможенной
- 6 -
пошлины и не облагается налогом на импорт.
Статья 21. Страхование имущества и риска предприятия с иностран-
ными инвестициями осуществляется по его усмотрению, если законодатель-
ством Республики Таджикистан не предусмотрено обязательное страхова-
ние.
Статья 22. Предприятия с иностранными инвестициями уплачивают на-
логи в размерах, установленных законодательными актами Республики Тад-
жикистан.
Статья 23. Налоговые и другие службы, на которые законодательными
актами возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятий с
иностранными инвестициями, осуществляют проверки по мере возникновения
необходимости и строго в пределах своей компетенции.
Предприятия представляют этим органам соответствующую отчетность
и документацию о своей деятельности. При этом налоговые и иные органы
обязаны обеспечивать сохранение коммерческой тайны.
Статья 24. Предприятия с иностранными инвестициями осуществляют
оперативный и бухгалтерский учет, ведут статистическую отчетность в
соответствии с действующими в Республике Таджикистан правилами.
Статья 25. Имущество предприятия с иностранными инвестициями мо-
жет использоваться им в качестве обеспечения по всем видам его обяза-
тельств, включая привлечение заемных средств. В качестве обеспечения
могут выступать также его имущественные права на здания, сооружения,
оборудование и другие имущественные права, в том числе права пользова-
ния землей и другими природными ресурсами.
Статья 26. Защита предоставляемых в качестве иностранных инвести-
ций неимущественных прав (ноу-хау, управленческие технологии) обеспе-
чивается законодательными актами Республики Таджикистан.
Использование результатов интеллектуальной деятельности, получае-
мых на предприятиях с иностранными инвестициями, осуществляется в со-
ответствии с законодательными актами Республики Таджикистан.
Статья 27. Производственные и трудовые отношения, включая вопросы
найма и увольнения, режима труда и отдыха, оплаты труда, гарантий и
компенсаций, на предприятии с иностранными инвестициями регулируются
коллективным договором (соглашением) и индивидуальными трудовыми дого-
ворами (контрактами).
Вопросы оплаты труда, предоставления отпусков, пенсионного обес
-печения иностранных работников предприятий с иностранными инвестициями
должны решаться в индивидуальных трудовых договорах (контрактах).
Получаемая этими работниками заработная плата в иностранной валю-
те может переводиться ими за границу.
Участие представителей Республики Таджикистан работающих на
предприятии с иностранными инвестициями, обязательно и должно состав-
лять не менее 70 % от общего количества работников. Минимальные разме-
ры оплаты труда для граждан Республики Таджикистан, работающих на
предприятиях с иностранными инвестициями устанавливается Правительст-
вом Республики Таджикистан.
Статья 28. Социальное страхование работников предприятия с иност-
ранными инвестициями и их социальное обеспечение (за исключением пен-
сионного обеспечения иностранных работников) регулируется нормами за-
конодательства Республики Таджикистан.
- 7 -
Предприятие с иностранными инвестициями перечисляет плату на пен-
сионное обеспечение иностранных работников в соответствующие фонды
стран их постоянного жительства в валюте этих стран.
Предприятие вносит отчисления по государственному социальному
страхованию своих работников из числа граждан Республики Таджикистан и
отчисления на их пенсионное обеспечение по ставкам, установленным для
предприятий и организаций в Республике Таджикистан.
Статья 29. Предприятие с иностранными инвестициями может быть
ликвидировано по заявлению учредителей, в случае банкротства и других
случаях, в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Накопленные активы предприятия с иностранными инвестициями при
его ликвидации подлежат налогообложению по их реальной стоимости.
Раздел IV. ПРИОБРЕТЕНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТОРАМИ
Статья 30. Приобретение иностранными инвесторами государственных
ценных бумаг осуществляется в порядке, определенном Министерством фи-
нансов Республики Таджикистан.
Статья 31. Иностранные инвесторы вправе приобретать акции и дру-
гие ценные бумаги юридических лиц Республики Таджикистан на иностран-
ную и национальную валюту. Если оплата долей (паев, акций) в предприя-
тии произведена иностранным инвестором в иностранной валю е то данное
предприятие рассматривается как предприятие с иностранными инвестиция-
ми. При оплате в рублях предприятие считается предприятием с иностран-
ными инвестициями, если иностранный инвестор имеет 50 и более долей
(паев,акций). В этом случае на предприятие распространяются льготы,
определенные статьей 20 настоящего Закона.
Приобретение иностранным инвестором акций и других ценных бумаг
подлежит регистрации в Министерстве финансов Республики таджикистан.
Раздел V. ПРИОБРЕТЕНИЕ ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТОРАМИ
ПРАВ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛЕЙ И ДРУГИХ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ
Статья 32. Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными
инвестициями может предоставляться в пользование земля, включая ее
аренду, в соответствие с законодательством Республики Таджикистан.
При переходе прав собственности на строения и сооружения
вместе с этими объектами переходит право пользования земельным
участком в порядке и на условиях, устанавливаемых
законодательством Республики Таджикистан.
Статья 33. Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными
инвестициями может предоставляться право на разведку, разработку и
эксплуатацию естественных богатств экономической зоны Республики Тад-
жикистан на основании лицензий, выдаваемых Правительством Республики
Таджикистан.
Статья 34. Сдача имущества в аренду иностранным инвесторам и
предприятиям с иностранными инвестициями осуществляется арендодателем
на основании договоров и в соответствии с законодательными актами Рес-
публики Таджикистан об аренде и арендных отношениях.
Статья 35. предоставление иностранным инвесторам концессий на
- 8 -
разведку, разработку и эксплуатацию возобновляемых и невозобновляемых
природных ресурсов и ведение иной хозяйственной деятельности осущест-
вляется на основе концессионных договоров, заключаемых иностранными
инвесторами с уполномоченными органами Республики Таджикистан.
В концессионном договоре определяются условия осуществления дея-
тельности иностранных инвесторов.
Раздел VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 36. Споры между иностранными инвесторами и государством
подлежат рассмотрению в Республике Таджикистан в судах, если иное не
предусмотрено международным договорами.
Споры иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвес-
тициями с государственными органами, выступающих в качестве стороны в
регулируемых гражданским законодательством отношениях, предприятиями,
общественными организациями и другими юридическими лицами, споры между
участниками предприятия с иностранными инвестициями, а также соры меж-
ду участниками предприятия с иностранными инвестициями и самим таким
предприятием подлежат рассмотрению в Республике Таджикистан в в судах
либо по договоренности сторон - в порядке третейского разбирательства,
в том числе за границей, а в случаях, предусмотренных законодательными
актами Республики Таджикистан, - в экономических и иных судах.
Статья 37. Если международным договором Республики Таджикистан
установлены иные правила, чем те, которые содержаться в законодатель-
стве Республики таджикистан об иностранных инвестициях, применяются
правила международного договора.
Статья 38. В целях привлечения иностранного капитала, передовой
зарубежной техники, технологий и управленческого опыта, развития экс-
портного потенциала Республики Таджикистан на ее территории создаются
свободные экономические зоны. В свободных экономических зонах устанав-
ливается режим наибольшего благоприятствования для иностранных инвес-
торов и предприятий с иностранными инвестициями.
Статья 39. Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными
инвестициями, осуществляющим хозяйственную деятельность в свободных
экономических зонах, помимо прав и гарантий, предусмотренных действую-
щим на территории Республики Таджикистан законодательством могут пре-
доставляться дополнительные льготы:
- льготный налоговый режим:
иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями
облагаются налогами по пониженным ставкам, включая налоги на перевози-
мую за границу прибыль. При этом ставки налогов не могут составлять
менее 50 процентов действующих на территории Республики Таджикистан
налоговых ставок для иностранных инвесторов и предприятий с иностран-
ными инвестициями;
- пониженные ставки платы за пользование землей и иными природны-
ми ресурсами; предоставление прав на долгосрочную аренду с правом су-
баренды;
- особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пош-
лины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;
- упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, в том
числе и безвизовый.
Виды и размеры льгот на территории свободных экономических зон
устанавливаются Правительством Республики Таджикистан и утверждаются
Маджлиси Оли Республики Таджикистан.
- 9 -
Президент Республики Таджикистан Р.НАБИЕВ.
10 марта 1992 года
гор. Душанбе
554.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
О введении в действие Закона Республики Таджикистан "Об иностран-
ных инвестициях в Республике Таджикистан"
Верховный Совет Республики Таджикистан постановляет:
1. Ввести в действие Закон Республики Таджикистан "Об иностранных
инвестициях в Республике Таджикистан" с момента его опубликования.
2. Кабинету Министров Республики Таджикистан:
определить сферыдеятельности в республике, где участие иностран-
ных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями ограничивает-
ся или запрещается;
представить в Верховный Совет Республики Таджикистан предложение
о приведении законодательных актов Республики Таджикистан в соответс-
твие с Законом Республики Таджикистан "Об иностранных инвестициях в
Республике Таджикистан".
Председатель
Верховного Совета
Республики Таджикистан
С. Кенджаев
10 марта 1992 года
гор.Душанбе
N 555