ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и соци-

альные условия инвестиционной деятельности на территории Республики

Таджикистан. Он направлен на обеспечение равной защиты прав и интере-

сов и имущества субъектов инвестиционной деятельности в зависимости от

форм собственности, на эффективное функционирование народного хозяйс-

тва Республики таджикистан в условиях рыночной экономики.

 

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Инвестициями являются все виды имущественных и интел-

лектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты

предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой

образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект. Такими

ценностями могут быть:

денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие

ценные бумаги;

движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование

и другие материальные ценности);

имущественные права, вытекающие из авторского права, ноу-хау,

опыт и другие интеллектуальные ценности;

права пользования землей и другими природными ресурсами, а также

иные имущественные права;

другие ценности.

Инвестиции в воспроизводство основных фондов могут осуществляться

в форме капитальных вложений.

Статья 2. Под инвестиционной деятельностью понимается совокуп-

ность практических действий граждан, юридических лиц и государства по

реализации инвестиций.

Статья 3. Иностранными инвесторами в Республике Таджикистан могут

быть:

а) иностранные юридические лица;

б) иностранные граждане, а также лица без гражданства и граждане

республики, имеющие постоянное место жительства за границей;

в) иностранные объединения, не имеющие прав юридического лица;

г) иностранные государства;

д) международные организации.

Статья 4. Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции на

территории Республики Таджикистан путем:

а) долевого участия в организациях, предприятиях совместно с юри-

дическими лицами и гражданами Республики Таджикистан;

б) создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным ин-

весторам;

в) приобретения имущества, в том числе акций и других ценных бу-

маг;

г) приобретения прав пользования землей и другими природными ре-

сурсами, а также иных имущественных прав самостоятельно или с участием

юридических лиц и граждан Республики Таджикистан;

д) заключения договоров с юридическими лицами и гражданами Рес-

публики Таджикистан, предусматривающих иные формы осуществления иност-

ранных инвестиций.

 

 

- 2 -

Статья 5. Иностранные юридические лица и граждане, иностранные

объединения, не имеющие прав юридического лица, международные органи-

зации, а также лица без гражданства и граждане Республики Таджикистан,

имеющие постоянное место жительства за границей, могут участвовать в

разгосударствлении и приватизации предприятий, находящихся на террито-

рии Республики Таджикистан.

Условия участия указанных инвесторов в разгосударствлении и при-

ватизации предприятий, находящихся и коммунальной собственности опре-

деляются законодательством Республики Таджикистан.

Статья 6. Правовой режим иностранных инвестиций на территории

Республики Таджикистан не может быть менее благоприятным, чем соот-

ветствующий режим для имущества и имущественных прав, а также инвести-

ционной деятельности предприятий, организаций и граждан Республики

Таджикистан.

Для иностранных инвестиций в приоритетных отраслях экономики и на

отдельных территориях законодательством Республики Таджикистан могут

устанавливаться дополнительные налоговые и иные льготы.

Законодательными актами Республики Таджикистан могут определяться

территории, на которых деятельность иностранных инвесторов и предприя-

тий с иностранными инвестициями ограничивается или запрещается, исходя

из соображений обеспечения иностранных интересов.

Статья 7. Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными ин-

вестициями могут осуществлять любые виды деятельности, если они не

запрещены на законодательными актами Республики Таджикистан.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется за-

конодательными актами Республики Таджикистан, иностранные инвесторы и

предприятия с иностранными инвестициями могут заниматься только на ос-

новании специального разрешения (лицензии).

 

Раздел II. ГАРАНТИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Статья 8. В случае, если последующее законодательство Республики

Таджикистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвести-

циям в течении десяти лет применяется законодательство, действующее на

момент осуществления инвестиций.

Это положение не распространяется на изменения, касающиеся оборо-

ны, национальной безопасности и общественного порядка, окружающей сре-

ды, нравственности и здоровья населения.

Иностранные инвестиции на территории Республики Таджикистан не

подлежат национализации.

Иностранные инвестиции не подлежат реквизиции, за исключением

случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоя-

тельств, носящих чрезвычайный характер. Меры по реквизиции принимаются

Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Меры по реквизиции не должны но-

сить дискриминационного характера. В случае принятия этих мер иност-

ранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная ком-

пенсация. Она выплачивается без необоснованной задержки, должна соот-

ветствовать реальной стоимости инвестиции на момент принятия решения о

мерах по реквизиции. Компенсация выплачивается в иностранной валюте и

по желанию инвестора может быть переведена за границу.

Споры о размерах компенсации, сроках и порядке ее выплаты разре-

шаются в судах Республики Таджикистан в соответствии с законодательны-

ми актами Республики Таджикистан, а также в третейском суде, если это

предусмотрено соглашением сторон или международным договором.

 

 

- 3 -

Статья 9. Иностранный инвестор в случае прекращения инвестицион-

ной деятельности имеет право на возмещение причитающихся ему инвести-

ций и полученных в связи с ними доходов в денежной или товарной форме

по реальной стоимости на момент прекращения инвестиционной деятельнос-

ти.

Статья 10. Иностранным инвесторам гарантируется перевод за грани-

цу их доходов и иных сумм в иностранной валюте, полученных на законных

основаниях в связи с инвестициями.

Статья 11. Прибыль иностранных инвесторов, полученная на террито-

рии Республики Таджикистан, может реинвестироваться в соответствии с

поручением инвестора согласно законодательству Республики Таджикистан.

Иностранные инвесторы могут иметь счета в национальной и иностранной

валюте в уполномоченных банках Республики Таджикистан, а также за ру-

бежом.

Иностранные инвесторы могут использовать средства на счетах в на-

циональной валюте для приобретения иностранной валюты в рамках разре-

шенных законодательством Республики Таджикистан форм купли и продажи

иностранной валюты за национальную валюту Республики Таджикистан.

 

Раздел III. СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ.

Статья 12. Под предприятиями с иностранными инвестициями подразу-

меваются предприятия с участием иностранных инвесторов (совместные

предприятия) и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвес-

торам.

Предприятия с иностранными инвестициями являются юридическими ли-

цами.

Предприятия с иностранными инвестициями создаются в форме акцио-

нерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и иных хозяйс-

твенных обществ и товариществ, а также в любых других формах, не про-

тиворечащих законодательству Республики Таджикистан.

Решение о создании предприятия принимается его учредителями са-

мостоятельно. В случае, когда участником со стороны Республики Таджи-

кистан является государственное предприятие или предприятие обществен-

ной организации, решение о создании предприятия с иностранными инвес-

тициями принимается его учредителями с согласия собственника имущества

или уполномоченного им органа.

Особенности создания банков с иностранными инвестициями устанав-

ливаются законодательными актами Республики Таджикистан о банках и

банковской деятельности.

Статья 13. При создании предприятий с иностранными инвестициями,

связанных с проведением крупномасштабного строительства или реконс-

трукций, предварительно проводится соответствующая экспертиза.

В необходимых случаях создание предприятий с иностранными инвес-

тициями требует получения соответствующего заключения санитарно-эпиде-

миологических служб и проведения экологической экспертизы. Все виды

экспертиз и выдача разрешения осуществляются в общем порядке в соот-

ветствии с действующим на территории Республики Таджикистан законода-

тельством.

Статья 14. Деятельность всех предприятий с иностранными инвести-

циями подлежит обязательной регистрации в Государственной нотариальной

конторе в соответствии с финансовым заключением Министерства финансов

 

- 4 -

Республики Таджикистан.

Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестици-

ями осуществляется в Государственной нотариальной конторе по месту их

нахождения. Представительства, филиалы и другие обособленные подразде-

ления предприятий с иностранными инвестициями не имеющими права юриди-

ческого лица, регистрируются в уполномоченном на то органе в двухне-

дельный срок с момента подачи заявления.

Зарегистрированному предприятию с иностранными инвестициями выда-

ются свидетельства регистрации установленного образца.

Предприятие приобретает право юридического лица с момента госу-

дарственной регистрации.

Государственная регистрация предприятия с иностранными инвестици-

ями осуществляется при наличии следующих документов:

- заявления одного из учредителей с просьбой произвести регистра-

цию предприятия;

- учредительного договора (при наличии нескольких учредителей);

- устава предприятия;

- справок банков на участников подтверждающих платежеспособность

и степень надежности во внесении доли в уставной фонд (с заверенным

переводом на государственном языке);

- правового заключения, учредительных документов, выданного Ми-

нистерством юстиции Республики Таджикистан;

- кода классификатора органов статистики;

- справки подтверждающей место нахождения предприятия;

- квитанции об уплате госпошлины;

- финансового заключения Министерства финансов Республики Таджи-

кистан.

Для регистрации дочерних предприятий, филиалов, прелставительств

и других обособленных структур предоставляются следующие документы:

- заявления о государственной регистрации;

- решения головного предприятия об открытии обособленного подраз-

деления;

- устав утвержденный высшим органом головного предприятия;

- правовое заключения Министерства юстиции Республики Таджикистан;

- код классификатора органов статистики;

- справка подтверждающая местонахождения предприятия;

- квитанция об уплате госпошлины;

- финансовое заключения Министерства финансов Республики Таджи-

кистан.

Оказ в государственной регистрации может последовать лишь по при-

чине нарушения действующего законодательства Республики Таджикистан о

порядке создания предприятий с иностранными инвестициями, либо несоот-

ветствия установленным требованиям необходимым для регистрации доку-

ментов. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

Изменения и дополнения вносимые в учредительные документы регист-

рируются в порядке изложенным в настоящей статье.

Размер госпошлины за регистрацию определяется действующим законо-

дательством Республики Таджикистан.

Статья 15. Предприятие с иностранными инвестициями может созда-

вать дочерние предприятия, филиалы, представительства и другие обособ-

ленные подразделения в Республике Таджикистан и за ее пределами. они

создаются с соблюдением условий для создания предприятий в установлен-

ном порядке.

Статья 16. Предприятия с иностранными инвестициями могут объеди-

няться в ассоциации, концерны, консорциумы и другие объединения, а

также вступать в ранее созданные объединения, если это не противоречит

 

- 5 -

антимонопольному законодательству Республики Таджикистан.

Статья 17. Сроки, размер, порядок внесения и оценки вкладов каж-

дого участника в уставной фонд совместного предприятия предусматрива-

ются в учредительных документах. Стоимость имущества, вносимого участ-

никами совместного предприятия в качестве вклада в уставной фонд

предприятия, определяется по договоренности между участниками совмест-

ного предприятия.

При отсутствии по истечению года после регистрации документально-

го подтверждения факта внесения каждым из участников указанных в учре-

дительных документах вкладов в уставной фонд орган, зарегистрировавший

данное совместное предприятие, признает его несостоявшимся и исключает

из реестра совместных предприятий. Информация об исключении из реестра

публикуется в печати.

Статья 18. Предприятие с иностранными инвестициями вправе самос-

тоятельно устанавливать цены на производимую им продукцию (работы, ус-

луги), определять порядок ее реализации и выбирать поставщиков продук-

ции (работ, услуг).

Предприятие с иностранными инвестициями вправе осуществлять внеш-

неэкономическую деятельность после получения свидетельства участника

внешнеэкономической деятельности.

Статья 18- 51 0. Создаваемым предприятиям с иностранными инвестициями

занятых в сфере материального производства за исключением предприятий

связанных с разработкой и использованием природных ресурсов, при усло-

вии, что оплаченная доля иностранного инвестора в уставном фонде пре-

вышает 30 процентов, помимо льгот, предусмотренных действующим на тер-

ритории Республики Таджикистан законодательством предоставляется сле-

дующий льготный налоговый режим:

- предприятия, у которых объем иностранных инвестиций составляет

от 100 тыс. до 500 тыс. долларов США, освобождаются в первые 2 года от

налога на прибыль;

- предприятия, у которых объем иностранных инвестиций составляет

от 500 тыс. до 2 млн. долларов США, освобождаются в первые 3 года от

налога на прибыль;

- предприятия, у которых объем иностранных инвестиций составляет

от 2 млн. до 5 млн. долларов США, освобождаются в первые 4 года от на-

лога на прибыль;

- предприятия, у которых объем иностранных инвестиций составляет

свыше 5 млн. долларов США, освобождаются в первые 5 года от налога на

прибыль.

Статья 19. предприятия с иностранными инвестициями, в уставном

фонде которых иностранные инвестиции составляют 30 и более процентов,

вправе без лицензий экспортировать продукцию (работы, услуги) собс-

твенного производства. Предприятие с иностранными инвестициями вправе

без лицензий осуществлять импорт продукции (работ, услуг) для собс-

твенной хозяйственной деятельности.

Порядок отнесения продукции (работ, услуг) к продукции собствен-

ного производства предприятий с иностранными инвестициями устанавлива-

ется законодательством Республики Таджикистан.

Статья 20. Имущество, ввозимое в Республику Таджикистан в качест-

ве вклада иностранного инвестора в уставной фонд создаваемого предпри-

ятия, освобождается от уплаты таможенной пошлины и не облагается нало-

гом на импорт. Имущество, ввозимое иностранными работниками такого

предприятия для собственных нужд, освобождается от уплаты таможенной

 

- 6 -

пошлины и не облагается налогом на импорт.

Статья 21. Страхование имущества и риска предприятия с иностран-

ными инвестициями осуществляется по его усмотрению, если законодатель-

ством Республики Таджикистан не предусмотрено обязательное страхова-

ние.

Статья 22. Предприятия с иностранными инвестициями уплачивают на-

логи в размерах, установленных законодательными актами Республики Тад-

жикистан.

Статья 23. Налоговые и другие службы, на которые законодательными

актами возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятий с

иностранными инвестициями, осуществляют проверки по мере возникновения

необходимости и строго в пределах своей компетенции.

Предприятия представляют этим органам соответствующую отчетность

и документацию о своей деятельности. При этом налоговые и иные органы

обязаны обеспечивать сохранение коммерческой тайны.

Статья 24. Предприятия с иностранными инвестициями осуществляют

оперативный и бухгалтерский учет, ведут статистическую отчетность в

соответствии с действующими в Республике Таджикистан правилами.

Статья 25. Имущество предприятия с иностранными инвестициями мо-

жет использоваться им в качестве обеспечения по всем видам его обяза-

тельств, включая привлечение заемных средств. В качестве обеспечения

могут выступать также его имущественные права на здания, сооружения,

оборудование и другие имущественные права, в том числе права пользова-

ния землей и другими природными ресурсами.

Статья 26. Защита предоставляемых в качестве иностранных инвести-

ций неимущественных прав (ноу-хау, управленческие технологии) обеспе-

чивается законодательными актами Республики Таджикистан.

Использование результатов интеллектуальной деятельности, получае-

мых на предприятиях с иностранными инвестициями, осуществляется в со-

ответствии с законодательными актами Республики Таджикистан.

Статья 27. Производственные и трудовые отношения, включая вопросы

найма и увольнения, режима труда и отдыха, оплаты труда, гарантий и

компенсаций, на предприятии с иностранными инвестициями регулируются

коллективным договором (соглашением) и индивидуальными трудовыми дого-

ворами (контрактами).

Вопросы оплаты труда, предоставления отпусков, пенсионного обес-

печения иностранных работников предприятий с иностранными инвестициями

должны решаться в индивидуальных трудовых договорах (контрактах).

Получаемая этими работниками заработная плата в иностранной валю-

те может переводиться ими за границу.

Участие представителей Республики Таджикистан работающих на

предприятии с иностранными инвестициями, обязательно и должно состав-

лять не менее 70 % от общего количества работников. Минимальные разме-

ры оплаты труда для граждан Республики Таджикистан, работающих на

предприятиях с иностранными инвестициями устанавливается Правительст-

вом Республики Таджикистан.

Статья 28. Социальное страхование работников предприятия с иност-

ранными инвестициями и их социальное обеспечение (за исключением пен-

сионного обеспечения иностранных работников) регулируется нормами за-

конодательства Республики Таджикистан.

 

- 7 -

Предприятие с иностранными инвестициями перечисляет плату на пен-

сионное обеспечение иностранных работников в соответствующие фонды

стран их постоянного жительства в валюте этих стран.

Предприятие вносит отчисления по государственному социальному

страхованию своих работников из числа граждан Республики Таджикистан и

отчисления на их пенсионное обеспечение по ставкам, установленным для

предприятий и организаций в Республике Таджикистан.

Статья 29. Предприятие с иностранными инвестициями может быть

ликвидировано по заявлению учредителей, в случае банкротства и других

случаях, в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Накопленные активы предприятия с иностранными инвестициями при

его ликвидации подлежат налогообложению по их реальной стоимости.

 

Раздел IV. ПРИОБРЕТЕНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТОРАМИ

Статья 30. Приобретение иностранными инвесторами государственных

ценных бумаг осуществляется в порядке, определенном Министерством фи-

нансов Республики Таджикистан.

Статья 31. Иностранные инвесторы вправе приобретать акции и дру-

гие ценные бумаги юридических лиц Республики Таджикистан на иностран-

ную и национальную валюту. Если оплата долей (паев, акций) в предприя-

тии произведена иностранным инвестором в иностранной валю е то данное

предприятие рассматривается как предприятие с иностранными инвестиция-

ми. При оплате в рублях предприятие считается предприятием с иностран-

ными инвестициями, если иностранный инвестор имеет 50 и более долей

(паев,акций). В этом случае на предприятие распространяются льготы,

определенные статьей 20 настоящего Закона.

Приобретение иностранным инвестором акций и других ценных бумаг

подлежит регистрации в Министерстве финансов Республики таджикистан.

 

Раздел V. ПРИОБРЕТЕНИЕ ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТОРАМИ

ПРАВ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛЕЙ И ДРУГИХ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ

Статья 32. Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными

инвестициями может предоставляться в пользование земля, включая ее

аренду, в соответствие с законодательством Республики Таджикистан.

При переходе прав собственности на строения и сооружения

вместе с этими объектами переходит право пользования земельным

участком в порядке и на условиях, устанавливаемых

законодательством Республики Таджикистан.

Статья 33. Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными

инвестициями может предоставляться право на разведку, разработку и

эксплуатацию естественных богатств экономической зоны Республики Тад-

жикистан на основании лицензий, выдаваемых Правительством Республики

Таджикистан.

Статья 34. Сдача имущества в аренду иностранным инвесторам и

предприятиям с иностранными инвестициями осуществляется арендодателем

на основании договоров и в соответствии с законодательными актами Рес-

публики Таджикистан об аренде и арендных отношениях.

Статья 35. предоставление иностранным инвесторам концессий на

 

- 8 -

разведку, разработку и эксплуатацию возобновляемых и невозобновляемых

природных ресурсов и ведение иной хозяйственной деятельности осущест-

вляется на основе концессионных договоров, заключаемых иностранными

инвесторами с уполномоченными органами Республики Таджикистан.

В концессионном договоре определяются условия осуществления дея-

тельности иностранных инвесторов.

 

Раздел VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 36. Споры между иностранными инвесторами и государством

подлежат рассмотрению в Республике Таджикистан в судах, если иное не

предусмотрено международным договорами.

Споры иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвес-

тициями с государственными органами, выступающих в качестве стороны в

регулируемых гражданским законодательством отношениях, предприятиями,

общественными организациями и другими юридическими лицами, споры между

участниками предприятия с иностранными инвестициями, а также соры меж-

ду участниками предприятия с иностранными инвестициями и самим таким

предприятием подлежат рассмотрению в Республике Таджикистан в в судах

либо по договоренности сторон - в порядке третейского разбирательства,

в том числе за границей, а в случаях, предусмотренных законодательными

актами Республики Таджикистан, - в экономических и иных судах.

Статья 37. Если международным договором Республики Таджикистан

установлены иные правила, чем те, которые содержаться в законодатель-

стве Республики таджикистан об иностранных инвестициях, применяются

правила международного договора.

Статья 38. В целях привлечения иностранного капитала, передовой

зарубежной техники, технологий и управленческого опыта, развития экс-

портного потенциала Республики Таджикистан на ее территории создаются

свободные экономические зоны. В свободных экономических зонах устанав-

ливается режим наибольшего благоприятствования для иностранных инвес-

торов и предприятий с иностранными инвестициями.

Статья 39. Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными

инвестициями, осуществляющим хозяйственную деятельность в свободных

экономических зонах, помимо прав и гарантий, предусмотренных действую-

щим на территории Республики Таджикистан законодательством могут пре-

доставляться дополнительные льготы:

- льготный налоговый режим:

иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями

облагаются налогами по пониженным ставкам, включая налоги на перевози-

мую за границу прибыль. При этом ставки налогов не могут составлять

менее 50 процентов действующих на территории Республики Таджикистан

налоговых ставок для иностранных инвесторов и предприятий с иностран-

ными инвестициями;

- пониженные ставки платы за пользование землей и иными природны-

ми ресурсами; предоставление прав на долгосрочную аренду с правом су-

баренды;

- особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пош-

лины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;

- упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, в том

числе и безвизовый.

Виды и размеры льгот на территории свободных экономических зон

устанавливаются Правительством Республики Таджикистан и утверждаются

Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

 

- 9 -

 

 

Президент Республики Таджикистан Р.НАБИЕВ.

10 марта 1992 года

гор. Душанбе

554.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

О введении в действие Закона Республики Таджикистан "Об иностран-

ных инвестициях в Республике Таджикистан"

Верховный Совет Республики Таджикистан постановляет:

1. Ввести в действие Закон Республики Таджикистан "Об иностранных

инвестициях в Республике Таджикистан" с момента его опубликования.

2. Кабинету Министров Республики Таджикистан:

определить сферыдеятельности в республике, где участие иностран-

ных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями ограничивает-

ся или запрещается;

представить в Верховный Совет Республики Таджикистан предложение

о приведении законодательных актов Республики Таджикистан в соответс-

твие с Законом Республики Таджикистан "Об иностранных инвестициях в

Республике Таджикистан".

Председатель

Верховного Совета

Республики Таджикистан

С. Кенджаев

10 марта 1992 года

гор.Душанбе

N 555