ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
О БАНКРОТСТВЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
Настоящий Закон определяет условия и порядок объявления предприя-
тий независимо от формы их собственности банкротом, а также процедуру
конкурсного производства и очередность удовлетворения требований кре-
диторов.
Закон направлен на обеспечение интересов кредиторов, социальной
защищенности трудовых коллективов и создает правовую основу для прину-
дительной ликвидации несостоятельных предприятий, оздоровление (сана-
ция) которых экономически нецелесообразна.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Субъекты банкротства
Субъектами банкротства, подпадающими под действие настоящего За-
кона, являются хозрасчетные предприятия, организации и другие органи-
зационно-экономические формирования, обладающие правами юридического
лица и не выполняющие свои обязательства перед кредиторами и бюджетом.
Статья 2. Кредиторы и задолжники
1. Кредитором может быть любое физическое или юридическое лицо,
имеющее имущественные претензии к должнику.
2. Должником по настоящему Закону является любое юридическое ли-
цо, не способное своевременно и в полном объеме выполнить свои обяза-
тельства перед кредиторами.
Статья 3. Понятие и признаки банкротства
Под банкротством понимается неспособность должника удовлетворить
в срок и в полном объеме предъявленные к нему требования со стороны
кредиторов и выполнить свои обязательства перед бюджетом.
Основным признаком банкротства является приостановка текущих пла-
тежей в связи с превышением обязательств над имуществом (пассивов над
активами).
Банкротство наступает с момента признания этого факта арбитражным
судом (народным судом).
Статья 4. Имущество (активы) и обязательства (пассивы)
предприятий
1. Имущество (активы) предприятия включает в себя основные средс-
тва, оборотные средства, финансовые и нематериальные активы в соот-
ветствии с их принятой классификацией.
2. Обязательства (пассивы, за исключением субвенций, дотаций и
собственных средств) предприятия включают в себя заемные и привлечен-
ные средства.
Статья 5. Подведомственность дел о банкротстве
1. Дела о банкротстве рассматриваются в арбитражном суде (народ-
ном суде) Республики Таджикистан по местонахождению должника, указан-
ному в его учредительных документах.
2. Производство по делам о банкротстве наряду с настоящим Законом
регулируется Хозяйственным процессуальным Кодексом Республики Таджи-
- 2 -
кистан и другим законодательством Республики Таджикистан.
Статья 6. Цели разбирательства в арбитражном суде (народном
суде)
Целью разбирательства в суд является максимально возможное удов-
летворение претензий кредиторов, объявление должника свободным от дол-
гов и обеспечение нормального функционирования предприятия.
Раздел II. ОТКРЫТИЕ ДЕЛА О БАНКРОТСТВЕ
Статья 7. Основание для открытия дела о банкротстве
Основанием для открытия дела о банкротстве может служить только
заявление должника или кредитора.
Статья 8. Заявление должника
Заявление должника подается в письменной форме руководителем
предприятия или другим правомочным лицом в соответствии с учредитель-
ными документами предприятия и содержит указание на устойчивую непла-
тежеспособность или угрозу такой неплатежеспособности. Заявление пода-
ется в срок до трех месяцев со дня возникновения устойчивой неплате-
жеспособности и содержит список кредиторов и должников предприятия, а
также его бухгалтерский баланс на момент подачи заявления. Заявление
должника не может быть отозвано без соответствующего решения суда. В
З-дневный срок после подачи заявления собственник предприятия, дирек-
тор, другое уполномоченное лицо обязан уведомить коллектив работников
о сделанном заявлении.
Статья 9. Ответственность должника за неподачу
(несвоевременную подачу) заявления
За неподачу либо несвоевременную подачу заявления уполномоченное
лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Респуб-
лики Таджикистан.
Статья 10. Заявление кредитора
Заявление кредитора представляется в письменной форме с приложе-
нием к нему копий документов, подтверждающих, что требования к должни-
ку не удовлетворены в течение трех месяцев со дня наступления срока их
выполнения. Совокупный размер предъявленных к должнику требований дол-
жен составлять не менее десятикратного размера минимальной заработной
платы. Заявление кредитора может быть им отозвано до принятия судом
решения о признании должника банкротом.
Статья 11. Возбуждение дела
1. При возбуждении дела по инициативе должника суд истребует от
кредитора документы в соответствии со статьей 10 настоящего Закона,
подтверждающие требования к должнику
2. При возбуждении дела по инициативе кредитора суд истребует от
должника документы в соответствии со статьей 8 настоящего Закона.
3. Суд проверяет обоснованность предоставленных документов и в
10-дневный срок отклоняет или принимает их к производству.
4. Должник в 10-дневный срок со дня принятия дела к производству
- 3 -
представляет в суд:
реквизиты предприятия, включая указание о форме и субъектах собс-
твенности;
бухгалтерский баланс на дату принятия дела к производству;
расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности, а также
другую информацию о финансовом и имущественном положении
5. В случае непредставления указанных в п.4 настоящей статьи до-
кументов и информации или нарушения сроков суд поручает составление и
предоставление баланса и другой необходимой информации аудиторской
фирме с отнесением затрат на счет должника, а на должностное лицо, от-
вечающее за представление, налагается штраф в размере трех месячных
окладов, который направляется на увеличение конкурсной массы, то есть
имущества должника, на которое по закону может быть обращено взыскание
для удовлетворения кредиторов и бюджетов.
Статья 12. Предварительная процедура
1. Не позднее месячного срока со дня принятия дела к производству
суд проводит заседание с участием должника, представителей Государс-
твенного комитета Республики Таджикистан по управлению государственным
имуществом (в случае участия государства в имуществе должника), финан-
совых органов по месту регистрации должника, обслуживающего банка
(банков), а также кредиторов.
2. Предприятие-должник или представитель (представители) собс-
твенника (собственников) его имущества могут возбудить ходатайство о
приостановке дела о банкротстве и о проведении санации (оздоровлении).
Суд в сорокадневный срок рассматривает ходатайство и принимает
решение о его удовлетворении или неудовлетворении.
На основании ходатайства для определения возможности или целесо-
образности санации (оздоровления) суд может привлечь независимых экс-
пертов с возложением расходов по их деятельности на должника.
При отсутствии поручительства третьего лица по удовлетворению
имущественных претензий кредиторов к должнику и покрытию судебных из-
держек суд может посредством публикации в печати объявить конкурс юри-
дических лиц и граждан, желающих принять участие в санации (оздоровле-
нии) должника. Если в течение месяца таковых не окажется или на предъ-
явленные ими условия участия в санации (оздоровлении) не согласится
должник, дело о банкротстве этого должника получает свое развитие в
порядке, предусмотренном настоящим Законом.
3. В целях предотвращения производства дела о банкротстве должник
может обратиться к кредиторам с предложением о заключении мировой
сделки, предоставляющей должнику отсрочки и рассрочки платежей и скид-
ки с долгов. Достижение договоренности кредитора и должника о мировой
сделке утверждается в суде.
Статья 13. Особенности предварительной процедуры для
предприятий, в имуществе которых участвует
государство
В случае участия государства в имуществе должника суд в трехднев-
ный срок уведомляет Государственный комитет Республики Таджикистан по
управлению государственным имуществом (Госкомимущества) о принятии де-
ла к производству. Госкомимущество в 30-дневный срок со дня получения
уведомления сообщает в суд окончательное решение о целесообразности
или нецелесообразности санации (оздоровления). В случае принятия реше-
ния о санации (оздоровлении) Госкомимущество гарантирует удовлетворе-
ние всех имущественных претензий кредиторов и судебных издержек и
представляет надлежащим образом оформленные гарантии, которые являются
- 4 -
основанием для приостановки судом разбирательства дела.
В случае, если кредиторы не будут удовлетворены представленными
гарантиями, разбирательство дела продолжается. При этом должник сохра-
няет право возбуждения в суде ходатайства
согласно статье 12 пункт 2 настоящего Закона.
Статья 14. Особенности предварительной процедуры для банков
В тех случаях, когда должником является банк, о принятии дела к
производству уведомляется Национальный банк Республики Таджикистан.
Национальный банк в пятнадцатидневный срок со дня уведомления должен
представить в суд свое заключение о целесообразности проведения сана-
ции (оздоровления) банка.
Статья 15. Слушание дела о банкротстве
В результате слушания дела о банкротстве суд вправе:
отклонить исковые требования кредиторов;
признать исковые требования кредиторов обоснованными, должника -
банкротом, но отсрочить выполнение всех или отдельных подтвержденных
долговых обязательств, если банкротство наступило по объективным при-
чинам и является временным, а также признать недействительным, прекра-
тить или отсрочить исполнение тех хозяйственных соглашений, которые
привели к банкротству;
признать исковые требования кредиторов обоснованными, должника -
банкротом, возбудить дело о банкротстве, открыть конкурсное производс-
тво;
при достижении договоренности кредиторов с должником утвердить
мировую сделку.
Объективными причинами могут быть:
стихийные бедствия;
изменение государством экономических методов регулирования хо-
зяйственной деятельности должника;
другие причины, признанные судом объективными.
На любом этапе рассмотрения дела о банкротстве ответчик может
внести определенный судом залог. В этом случае производство по делу
приостанавливается на срок до одного года.
Статья 16. Объявление о банкротстве
1. Основание для признания должника банкротом и открытии конкурс-
ного производства публикуется за счет истца в республиканской печати.
Публикация должна содержать:
наименование суда, в производстве которого находится дело;
наименование, реквизита предприятия-должника;
дату подачи заявления, на основании которого возбуждено конкурс-
ное производство;
обращение к кредиторам о необходимости в двухмесячный срок со дня
публикации предъявить имеющиеся у них претензии к должнику;
други необходимые сведения.
2. 0 возбуждении конкурсного производства суд уведомляет:
учредителя предприятия;
Государственный комитет Республики Таджикистан по управлению го-
сударственным имуществом (если участником предприятия является госу-
дарство);
прокуратуру;
финансовый орган;
местный орган исполнительной власти (хукумат);
- 5 -
налоговую инспекцию;
обслуживающий банк;
соответствующие профсоюзные органы.
Если банкротом объявлен банк, об этом уведомляется Национальный
банк Республики Таджикистан.
Статья 17. Последствия возбуждения конкурсного производства
для должника
С момента объявления предприятия банкротом выносится решение об
открытии конкурсного производства: запрещается отчуждение (кроме слу-
чаев, когда разрешение на отчуждение дано собранием кредиторов), пере-
дача имущества и погашение обязательств; сроки всех долговых обяза-
тельств должника считаются истекшими; прекращается начисление пени и
процентов по всем видам задолженности предприятия; снимаются все зако-
нодательные ограничения на обращение взыскания на имущество предприя-
тия. Все требования имущественного или финансового характера с этого
момента могут быть предъявлены должнику только в рамках конкурсного
производства.
Раздел III. КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Статья 18. Цель конкурсного производства
Конкурсное производство осуществляется с целью соразмерного удов-
летворения требований кредиторов и объявления должника свободным от
долгов.
Статья 19. Участники конкурсного производства
Участниками конкурсного производства являются суд , поверенный
управляющий, собрание кредиторов, должник и другие заинтересованные
лица.
Статья 20. Функции суда
Суд:
открывает и закрывает конкурсное производство;
утверждает конкурсного управляющего;
созывает собрание кредиторов;
осуществляет контроль за деятельностью конкурсного управляющего и
собрания кредиторов.
Статья 21. Полномочия конкурсного управляющего в конкурсном
производстве
Конкурсный управляющий:
- принимает в распоряжение и управляет имуществом должника;
- изучает обоснованность требований кредиторов;
- формирует конкурсную массу;
-
представляет необходимую информацию о финансовом состояниидолжника в суд , кредиторам, государственным контролерам и налоговым
органам;
- выполняет функции директора предприятия, если директор отстра-
нен от руководства в случае совершения им неправомерных действий, мо-
жет назначить своего бухгалтера и иных лиц для ведения дел, с согласия
суда получить кредит для ведения дел предприятия, в том числе зало-
- 6 -
жить те активы предприятия, которые не были заложены.
С целью повышения социальной защищенности трудовых коллективов с
момента признания предприятия банкротом конкурсный управляющий обязан
расторгнуть с работниками предприятия трудовые договоры (контракты),
включая временные трудовые соглашения с соблюдением сроков предупреж-
дения о расторжении;
- выполняет функции финансового ревизора в случае, если директор
продолжает выполнять свои функции;
- оспаривает сделки должника, заключенные им в течение 6 месяцев
до признания последнего несостоятельным;
- формирует состав и руководит работой ликвидационной комиссии.
Статья 22. Собрание кредиторов
1. В собрании кредиторов участвуют: конкурсный управляющий, Гос-
комимущество (в случае участия государства в имуществе должника) и
должник. Право принятия решений принадлежит только кредиторам.
2. Собрание кредиторов:
- представляет на утверждение суду кандидатуру конкурcного управ-
ляющего;
- правомочно заключать мировую сделку;
- контролирует деятельность конкурсного управляющего и наделяет
его правами по совершению отдельных актов, связанных с отчуждением
имущества должника, устанавливает порядок, размер денежных расходов по
открытию и осуществлению конкурсного производства.
3. Собрание кредиторов правомочно, если на нем присутствуют кре-
диторы с правом голоса, представляющие не менее 50 процентов от общей
суммы обязательств. Кредиторы могут быть представлены уполномоченными
лицами, наделенными специальными доверенностями. Кредиторы обладают
правом голоса, если они не имеют в рассматриваемом деле каких-либо
иных интересов, кроме требований к должнику.
4. Отдельные кредиторы, если они считают, что конкурсный управля-
ющий ущемляет их интересы, может обжаловать его действия в суде , вы-
несшем решение о назначении конкурсного управляющего.
5. Представители трудового коллектива предприятия-должника имеют
право участвовать в работе собрания кредиторов.
Статья 23. Должник в конкурсном производстве
С момента открытия конкурсного производства должник теряет право
распоряжения и управления своим имуществом, но сохраняет право опро-
тестовать неправомерность действий конкурсного управляющего в суде.
Статья 24. Оценка имущества и долга
1. Все активы должника, независимо от того, показаны они или нет
в балансах предприятия, образуют основу для формирования конкурсной
массы.
2. В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий с по-
мощью привлеченных экспертов проводит инвентаризацию и оценку имущест-
ва (активов) должника и его обязательств.
3. Имущество должника, принадлежащее к конкурсной массе, оценива-
ется в соответствии с установленным порядком и реализуется на аукцио-
не; оценочная стоимость является первоначально назначаемой. Если при-
обретение предприятия целиком не происходит, конкурсный управляющий
приступает к распродаже имущества предприятия по частям на условиях
аукциона.
- 7 -
4. В конкурсную массу не включается:
имущество, не являющееся собственностью должника;
личное имущество работников предприятия;
имущество, используемое должником на правах аренды;
товары на ответственном хранении должника;
другое имущество, не являющееся собственностью должника в соот-
ветствии с действующим законодательством.
Статья 25. Погашение долговых обязательств, обеспеченных
вещным правом (залогом)
Из имущества должника вне конкурса погашаются долговые обязатель-
ства, обеспеченные залогом. При этом преимущественным правом по таким
требованиям пользуются банки. Остальные обеспеченные залогом требова-
ния удовлетворяются после удовлетворения требований банков.
Статья 26. Порядок и очередность распределения конкурсной
массы
1. Вне очереди покрываются расходы, связанные с конкурсным произ-
водством, выполнением функций конкурсного управляющего, вытекающих из
продолжения функционирования предприятия.
2. После покрытия расходов в соответствии с п.1 настоящей статьи
удовлетворяются претензии:
конкурсных кредиторов, имеющих преимущества при распределении
конкурсной массы;
работников предприятия-должника по оплате их деятельности, задол-
женности по выплате проиндексированных на момент выдачи пенсий и посо-
бий в течение трех лет до открытия конкурса (первая очередь);
государственного бюджета по погашению обязательств перед ним,
возникающих в течение года до открытия конкурса (вторая очередь).
3. В третью очередь удовлетворяются претензии кредиторов, не име-
ющих преимуществ при распределении конкурсной массы.
В четвертую очередь удовлетворяются требования владельцев акций
предприятия.
В пятую очередь удовлетворяются имущественные права собственников
предприятия.
В шестую очередь погашаются все остальные требования.
4. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного пога-
шения требований предыдущей очереди.
5. При недостаточности взысканной суммы для полного удовлетворе-
ния всех требований одной очереди, эти требования удовлетворяются про-
порционально причитающейся каждому взыскателю сумме.
Статья 27. Продажа, имущества
1. Решение о начале продажи имущества должника принимает конкурс-
ный управляющий по согласованию с собранием кредиторов.
2. Информация о дате и условиях приобретения имущества, а также
сроках для заявления о желании приобрести имущество публикуется в пе-
чати за счет конкурсного управляющего. Продажа осуществляется конкурс-
ным управляющим на принципах аукциона.
3. Трудовой коллектив государственного предприятия-должника имеет
преимущественное право выкупа имущества.
Статья 28. Освобождение должника от долгов
После продажи имущества должник считается свободным от долгов.
- 8 -
Статья 29. Удовлетворение претензий кредиторов
1. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника,
распределяются между кредиторами в соответствии с порядком и очеред-
ностью, определенными статьей 26 настоящего Закона.
2. Претензии, выявленные и заявленные после истечения срока, уста-
новленного для их заявления, удовлетворяются из имущества должника,
оставшегося после удовлетворения претензий, заявленных в срок.
3. Претензии, не удовлетворенные за недостатком имущества, счита-
ются погашенными. Погашенными считаются также претензии, не признанные
конкурсным управляющим, если кредиторы не оспаривают это непризнание в
суде либо суд признает жалобы кредиторов обоснованными.
Статья 30. Отчет конкурсного управляющего
После освобождения должника от долгов и удовлетворения требований
кредиторов конкурсный управляющий представляет в суд заключительный
доклад о своей деятельности с приложением ликвидационного баланса и
отчета об использовании средств, оставшихся после удовлетворения пре-
тензий.
Статья 31. Утверждение отчета конкурсного управляющего
Суд утверждает отчет конкурсного управляющего, принимает решение о
завершении конкурсного производства и сообщает органу, осуществляющему
государственную регистрацию предприятия, о своем решении.
Статья 32. Ликвидация предприятия
Предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из
реестра государственной регистрации.
Раздел IV. МИРОВАЯ СДЕЛКА
Статья 33. Возможности достижения мировой сделки
Мировая сделка между должником и конкурсными кредиторами может
быть заключена на любом этапе конкурсного производства.
Статья 34. Претензии кредиторов, в отношении которых может
быть применена мировая сделка
1. Мировая сделка может быть заключена лишь в отношении претензий
третьей и последующих очередей, установленных в статье 26 настоящего
Закона.
2. При заключении мировой сделки отсрочка, рассрочка, сложение не-
доимок по налогам и неналоговым платежам в бюджет, а также платежей по
государственному социальному страхованию и возврат излишне поступивших
сумм допускаются лишь в случаях и в порядке, установленных действующим
законодательством.
Статья 35. Условия принятия мировой сделки
1. Мировая сделка считается принятой, если за нее высказалось не
менее двух третей (по сумме претензий) конкурсных кредиторов.
2. Мировая сделка утверждается органами, которым подведомственно
- 9 -
это дело о банкротстве.
3. Для кредиторов, не согласных на заключение мировой сделки, не
могут быть установлены условия худшие, чем для согласившихся на миро-
вую сделку кредиторов, претензии которых отнесены к тем же очередям.
Статья 36. Рассмотрение мировой сделки в суде
1. При подаче ходатайства об утверждении мировой сделки предприя-
тие-должник обязано представить проект мирового соглашения, а также
баланс предприятия, список всех конкурсных кредиторов третьей, четвер-
той и пятой очереди с указанием их адресов и сумм задолженности предп-
риятия, а также справку о задолженности по претензиям, на которые ми-
ровая сделка не распространяется.
2. О дате слушания мировой сделки суд извещает заинтересованные
стороны. Неявка вызванных лиц не останавливает рассмотрения дела.
3. Суд в своем заседании обязан заслушать каждого кредитора, воз-
ражающего против утверждения мировой сделки, даже если на собрании
кредиторов он голосовал за ее принятие.
4. В результате заключения мировой сделки кредиторы должны полу-
чить удовлетворение по меньшей мере в размере З5% суммы долга. Если
должник просит отсрочки платежей более чем на год, долги должны пога-
шаться не менее чем на 40%, а в тех случаях, когда отсрочка превышает
18 месяцев, то удовлетворение требования кредиторов должно превышать
50%.
Статья 37. Заключение мировой сделки
Мировая сделка заключается в письменной форме и утверждается судом.
Она является обязательной для всех включенных в список кредиторов,
вступает в силу со дня ее утверждения судом.
Статья 38. Недействительность или прекращение мировой сделки
1. По иску любого из кредиторов мировая сделка может быть признана
недействительной, если должник неправильно показал свое имущество в
балансе.
2. Мировая сделка может быть прекращена и возобновлен процесс
признания предприятия несостоятельным в случаях:
а) невыполнения мировой сделки;
б) при продолжении ухудшения финансового состояния предприятия,
что дает право представителю кредиторов ходатайствовать о возобновле-
нии про-
цесса; в ) в случае совершения должником действий, наносящих серь-
езный ущерб
правам и интересам кредиторов.
З) В случае прекращения мировой сделки о возобновлении процедуры
признания предприятия несостоятельным сообщается в официальном органе
печати.
4) Если предприятие будет объявлено несостоятельным до исполнения
мировой сделки, то претензии кредиторов, по которым была произведена
отсрочка, рассрочка платежей либо скидка с долгов в неудовлетворенной
их части восстанавливаются в полном размере.
Статья 39. Обжалование действий экономического суда
Действия экономического суда обжалуются в 10-дневный срок в Высшем
экономическом суде Республики Таджикистан, решение которого является
окончательным.
- 10 -
Президент
Республики Таджикистан Р.Набиев
10 марта 1992 года
г.Душанбе
N 550
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
О введении в действие Закона Республики Таджикистан
"О банкротстве предприятий"
Верховный Совет Республики Таджикистан постановляет:
1. Ввести в действие Закон Республики Таджикистан "О банкротстве
предприятий" с момента его опубликования.
2. Кабинету Министров Республики Таджикистан рассмотреть вопрос о
внесении изменений в действующее законодательство Республики Таджикис-
тан в соответствии с Законом Республики Таджикистан "О банкротстве
предприятий" и при необходимости представить соответствующие предложе-
ния в Верховный Совет Республики Таджикистан.
3. До приведения законодательства Республики Таджикистан в соот-
ветствие с Законом Республики Таджикистан "О банкротстве предприятий"
действующие акты законодательства применяются в части, не противореча-
щей названному Закону.
Председатель Верховного Совета Республики Таджикистан
С.КЕНДЖАЕВ
10 марта 1992 г.
г.Душанбе
N 551