ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ

 

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Использование земли в Республике Таджикистан

является платным. Формами платы являются: земельный налог и

арендная плата. Землепользователи облагаются ежегодным земельным

налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Статья 2. Целью введения платы за землю является создание

условий для ее рационального использования, охраны и освоения,

повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических

условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение

развития инфраструктуры в сельских населенных пунктах.

Статья 3. Размер платежей за землю не зависит от результатов

хозяйственной деятельности землевладельцев и землепользователей и

устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной

площади.

Ставки платежей за землю пересматриваются в связи с

изменением не зависящих от пользователя земли условий

хозяйствования (финансово-ценовых факторов, естественных явлений,

технических условий и т.д.).

 

Раздел II. ПЛАТА ЗА ЗЕМЛИ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 4. С колхозов, совхозов, дехканских хозяйств,

межхозяйственных предприятий и организаций, кооперативов и других

сельскохозяйственных предприятий взимается плата за землю. Все

виды налогов на прибыль по отношению к ним не применяются.

На сельскохозяйственные предприятия, общий доход которых

превышает двадцать пять процентов от несельскохозяйственной

деятельности это положение не распространяется.

Сельскохозяйственные предприятия индустриального типа

(птицефабрики, тепличные комбинаты, животноводческие комплексы и

другие), кроме налога на землю, уплачивают и другие налоги в

установленном порядке.

Статья 5. Земельный налог на сельскохозяйственные угодья и

арендная плата за землю устанавливаются с учетом состава угодий,

их качества и местоположения земельного участка. Основой расчета

ставки земельного налога является цена балло-гектара, которая

утверждается Кабинетом Министров Республики Таджикистан. Средние

ставки налога с одного гектара земли по областям и районам

устанавливаются Верховным Советом Республики Таджикистан

(приложение 1 и 2). Они устанавливаются на срок до пяти лет и

могут изменяться в случае пересмотра цен и тарифов на

промышленную и сельскохозяйственную продукцию и уточнения

материалов государственного земельного кадастра.

Исполнительные комитеты Совета народных депутатов ГБАО,

областных и районных Советов народных депутатов, исходя из

средних размеров налога с одного гектара земли и ее кадастровой

оценки, дифференцируют и утверждают ставки земельного налога.

Статья 6. Земельный налог на участки в границах сельских

населенных пунктов, садоводческих товариществ, предоставленные

гражданам для ведения индивидуального и коллективного садоводства

и огородничества, личного подсобного хозяйства, а также

юридическим лицам для иных целей, устанавливается со всей площади

участка, исходя из средней ставки налога с хозяйств, земли

которых расположены вокруг населенного пункта.

Налог на участки, предоставленные гражданам для сенокошения

и выпаса скота, устанавливается согласно ставкам налога за данные

угодья.

 

Раздел III. ПЛАТА ЗА ЗЕМЛИ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО

НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 7. Налог на городские земли взимается с предприятий,

учреждений, организаций и граждан в следующих размерах:

по городам Душанбе, Худжанд, Курган-Тюбе и Куляб с

предприятий, учреждений и организаций (руб./га) - 50000 руб.;

с граждан с квадратного метра - 10 коп.;

по городам республиканского, областного подчинения и

г.Хорогу, с предприятий, учреждений и организаций (руб/га) -

З0000 руб.;

с граждан с квадратного метра - 8 коп.;

по городам и поселкам городского типа районного подчинения, с

предприятий, учреждений и организаций (руб/га) - 15000 руб.;

с граждан с квадратного метра - 7 коп.;

(за исключением земель сельскохозяйственного пользования, а

также занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом).

Границы зон определяются в соответствии с экономической

оценкой территории и генеральными планами городов.

В облагаемую налогом площадь включаются земли, занятые под

строения, сооружения, участки, необходимые для их содержания, а

также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие

зоны, если они не представлены в пользование другим юридическим

лицам и гражданам.

Статья 8. Налог на земли промышленности (включая карьеры и

территории, нарушенные производственной деятельностью),

транспорта, связи, телерадиовещания и другие, расположенные вне

населенных пунктов, устанавливается исполнительными комитетами

местных Советов народных депутатов.

На земли, занятые полигонами и аэродромами вне населенных

пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером

налога за один гектар земель сельскохозяйственного использования,

преобладающих на данной территории.

Статья 9. Налог на земли водного фонда, как покрытые, так и

не покрытые, вне населенных пунктов, предоставленные для

хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается

по средним ставкам налога на земли сельскохозяйственного

назначения административного района.

Статья 10. Налог на сельскохозяйственные угодья в составе

лесного фонда устанавливается по тем же ставкам, что и для земель

сельскохозяйственного назначения аналогичного качества.

 

Раздел IV. ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ

Статья 11. Основанием для установления налога является

земельно-кадастровая документация землепользователя.

Статья 12. Юридическими лицами ежегодно не позднее 1 июня

предоставляются в налоговые органы расчеты причитающегося с них

налога по каждому земельному участку.

По вновь отведенным земельным участкам расчет налога

представляется в течение месяца с момента их отвода.

Начисление земельного налога гражданам производится органами

государственной налоговой службы, которые ежегодно не позднее 1

июля вручают платежные извещения об уплате налога.

Органы государственной налоговой службы ведут учет

плательщиков налога, осуществляют контроль за правильностью его

исчисления и уплаты.

Статья 13. Сумма налога уплачивается налогоплательщиками

равными долями не позднее 15 сентября и 15 декабря и поступает в

бюджет исполнительных комитетов Советов народных депутатов в

соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Республики

Таджикистан.

Статья 14. Платежи за землю поступают на специальные

бюджетные счета и используются в соответствии со статьями 28 и 30

Земельного кодекса Республики Таджикистан.

 

Раздел V. ЛЬГОТЫ ПО ВЗИМАНИЮ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Статья 15. От уплаты земельного налога освобождаются:

земли, пользователи которых финансируются за счет

госбюджета;

опытные участки научно-исследовательских учреждений;

предприятия и граждане, получившие в пользование нарушенные

или малопродуктивные земли, а также земли, находящиеся в стадии

сельскохозяйственного освоения (на период освоения);

земли, занятые жилищным фондом, кладбищами и зданиями

религиозных учреждений;

дехканские хозяйства и малые сельскохозяйственные

предприятия - на пятилетний период на вновь осваиваемых землях и

на один год - на освоенных землях;

инвалиды войны и труда; пострадавшие в результате, аварии на

Чернобыльской АЭС; участники Великой Отечественной войны, войны в

Афганистане, семьи военнослужащих срочной службы, если в семье

нет другого трудоспособного лица;

земли хозрасчетных предприятий, организаций и учреждений,

занятые под детские дошкольные и лечебные учреждения;

земли, занятые в нормативные сроки под проектирование и

строительство производственных и непроизводственных объектов.

Статья 16. Размер земельного налога снижается:

для хозяйств, занимающихся размножением новых сортов

(гибридов) сельскохозяйственных культур, высокопродуктивных пород

животных и звероводством, - на 20 процентов;

для хозяйств, занимающихся сельскохозяйственным

производством в условиях жесткой богары, а также расположенных

на отметке свыше 2505 метров над уровнем моря, - на 50 процентов.

 

Раздел VI. МЕРЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ

ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Статья 17. К предприятиям, учреждениям и организациям

налоговыми органами применяются следующие штрафные санкции:

за неуплату земельного налога в размере удвоенной всей

сокрытой (заниженной) суммы налога;

за неправильные либо несвоевременно представленные расчеты

земельного налога - 10 процентов причитающихся сумм;

с должностных лиц предприятий, учреждений и организаций,

виновных в сокрытии (занижении или несвоевременном представлении

расчета земельного залога) - в размере 3000 рублей.

Статья 18. За просрочку платежа земельного налога взимается

пеня в размере 0,2 процента за каждый день просрочки. Начисление

пени по просроченным платежам с предприятий, учреждений и

организаций производится налоговым органом, а по платежам с

граждан - банковским учреждением и исполнительными комитетами

соответствующих Советов народных депутатов при приеме платежей.

 

Раздел VII. ПОРЯДОК ВЗЫСКАНИЯ НЕДОИМОК

Статья 19. Суммы недоимок по земельному налогу,

причитающихся с предприятий, учреждений и организаций,

взыскиваются в порядке, установленном законодательством

Республики Таджикистан.

Статья 20. С граждан, имеющих самостоятельные источники

дохода, недоимки по земельному налогу взыскиваются в бесспорном

порядке по решению государственных налоговых инспекций с этих

источников дохода, а с граждан, не имеющих самостоятельного

источника дохода - по решению суда.

 

Раздел VIII. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ

НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Статья 21. Жалобы на неправильные действия должностных лиц,

допущенные при исчислении и взимании земельного налога,

рассматриваются в соответствии с действующим законодательством

Республики Таджикистан. Жалобы в отношении предприятий,

учреждений и организаций рассматриваются не позднее 15-дневного

срока с момента поступления жалоб через арбитраж, а в отношении

граждан - в сроки, установленные законодательством Республики

Таджикистан. Решения по жалобам могут быть обжалованы в месячный

срок в порядке, установленном законодательством Республики

Таджикистан.

 

Президент Республики Таджикистан Р.НАБИЕВ

6 марта 1992 года

г.Душанбе

N 547

 

Приложение 1

СРЕДНИЕ СТАВКИ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ ПО КАДАСТРОВЫМ ЗОНАМ

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

(в рублях за 1 га)

-------------------T------------------------------T--------------¬

¦ Наименование ¦ Пахотные земли и многолетние ¦ Пастбища и ¦

¦ кадастровой зоны ¦ насаждения ¦ сенокосы ¦

¦ +--------------T---------------+ ¦

¦ ¦ орошаемые ¦ неорошаемые ¦ ¦

+------------------+--------------+---------------+--------------+

¦ Ленинабадская ¦ 684 ¦ 45 ¦ 8,7 ¦

¦ Гиссарская ¦ 729 ¦ 112 ¦ 10,8 ¦

¦ Гармская ¦ 590 ¦ 154 ¦ 11,1 ¦

¦ Кулябская ¦ 763 ¦ 126 ¦ 20,8 ¦

¦ Вахшская ¦ 1060 ¦ 94 ¦ 9,1 ¦

¦ ГБАО (без Мургаб-¦ 207 ¦ 94 ¦ 5,6 ¦

¦ ской зоны) ¦ ¦ ¦ ¦

¦ По республике ¦ 823 ¦ 94 ¦ 11,6 ¦

L------------------+--------------+---------------+---------------

 

Приложение 2

СРЕДНЯЯ СТАВКА ПЛАТЫ ЗА ДРУГИЕ ЗЕМЛИ

СЕЛЬХОЗНАЗНАЧЕНИЯ

-------------------T---------------------------------------------¬

¦ Наименование ¦ Ставка платы (рублей за га) ¦

¦ кадастровой зоны ¦ ¦

+------------------+---------------------------------------------+

¦ Ленинабадская ¦ 51 ¦

¦ Гиссарская ¦ 39 ¦

¦ Гармская ¦ 26 ¦

¦ Кулябская ¦ 37 ¦

¦ Вахшская ¦ 62 ¦

¦ ГБАО (без Мургаб-¦ 22 ¦

¦ ской зоны) ¦ ¦

¦ По республике ¦ 36 ¦

L------------------+----------------------------------------------