ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Использование земли в Республике Таджикистан
является платным. Формами платы являются: земельный налог и
арендная плата. Землепользователи облагаются ежегодным земельным
налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Статья 2. Целью введения платы за землю является создание
условий для ее рационального использования, охраны и освоения,
повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических
условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение
развития инфраструктуры в сельских населенных пунктах.
Статья 3. Размер платежей за землю не зависит от результатов
хозяйственной деятельности землевладельцев и землепользователей и
устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной
площади.
Ставки платежей за землю пересматриваются в связи с
изменением не зависящих от пользователя земли условий
хозяйствования (финансово-ценовых факторов, естественных явлений,
технических условий и т.д.).
Раздел II. ПЛАТА ЗА ЗЕМЛИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Статья 4. С колхозов, совхозов, дехканских хозяйств,
межхозяйственных предприятий и организаций, кооперативов и других
сельскохозяйственных предприятий взимается плата за землю. Все
виды налогов на прибыль по отношению к ним не применяются.
На сельскохозяйственные предприятия, общий доход которых
превышает двадцать пять процентов от несельскохозяйственной
деятельности это положение не распространяется.
Сельскохозяйственные предприятия индустриального типа
(птицефабрики, тепличные комбинаты, животноводческие комплексы и
другие), кроме налога на землю, уплачивают и другие налоги в
установленном порядке.
Статья 5. Земельный налог на сельскохозяйственные угодья и
арендная плата за землю устанавливаются с учетом состава угодий,
их качества и местоположения земельного участка. Основой расчета
ставки земельного налога является цена балло-гектара, которая
утверждается Кабинетом Министров Республики Таджикистан. Средние
ставки налога с одного гектара земли по областям и районам
устанавливаются Верховным Советом Республики Таджикистан
(приложение 1 и 2). Они устанавливаются на срок до пяти лет и
могут изменяться в случае пересмотра цен и тарифов на
промышленную и сельскохозяйственную продукцию и уточнения
материалов государственного земельного кадастра.
Исполнительные комитеты Совета народных депутатов ГБАО,
областных и районных Советов народных депутатов, исходя из
средних размеров налога с одного гектара земли и ее кадастровой
оценки, дифференцируют и утверждают ставки земельного налога.
Статья 6. Земельный налог на участки в границах сельских
населенных пунктов, садоводческих товариществ, предоставленные
гражданам для ведения индивидуального и коллективного садоводства
и огородничества, личного подсобного хозяйства, а также
юридическим лицам для иных целей, устанавливается со всей площади
участка, исходя из средней ставки налога с хозяйств, земли
которых расположены вокруг населенного пункта.
Налог на участки, предоставленные гражданам для сенокошения
и выпаса скота, устанавливается согласно ставкам налога за данные
угодья.
Раздел III. ПЛАТА ЗА ЗЕМЛИ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
НАЗНАЧЕНИЯ
Статья 7. Налог на городские земли взимается с предприятий,
учреждений, организаций и граждан в следующих размерах:
по городам Душанбе, Худжанд, Курган-Тюбе и Куляб с
предприятий, учреждений и организаций (руб./га) - 50000 руб.;
с граждан с квадратного метра - 10 коп.;
по городам республиканского, областного подчинения и
г.Хорогу, с предприятий, учреждений и организаций (руб/га) -
З0000 руб.;
с граждан с квадратного метра - 8 коп.;
по городам и поселкам городского типа районного подчинения, с
предприятий, учреждений и организаций (руб/га) - 15000 руб.;
с граждан с квадратного метра - 7 коп.;
(за исключением земель сельскохозяйственного пользования, а
также занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом).
Границы зон определяются в соответствии с экономической
оценкой территории и генеральными планами городов.
В облагаемую налогом площадь включаются земли, занятые под
строения, сооружения, участки, необходимые для их содержания, а
также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие
зоны, если они не представлены в пользование другим юридическим
лицам и гражданам.
Статья 8. Налог на земли промышленности (включая карьеры и
территории, нарушенные производственной деятельностью),
транспорта, связи, телерадиовещания и другие, расположенные вне
населенных пунктов, устанавливается исполнительными комитетами
местных Советов народных депутатов.
На земли, занятые полигонами и аэродромами вне населенных
пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером
налога за один гектар земель сельскохозяйственного использования,
преобладающих на данной территории.
Статья 9. Налог на земли водного фонда, как покрытые, так и
не покрытые, вне населенных пунктов, предоставленные для
хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается
по средним ставкам налога на земли сельскохозяйственного
назначения административного района.
Статья 10. Налог на сельскохозяйственные угодья в составе
лесного фонда устанавливается по тем же ставкам, что и для земель
сельскохозяйственного назначения аналогичного качества.
Раздел IV. ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ
Статья 11. Основанием для установления налога является
земельно-кадастровая документация землепользователя.
Статья 12. Юридическими лицами ежегодно не позднее 1 июня
предоставляются в налоговые органы расчеты причитающегося с них
налога по каждому земельному участку.
По вновь отведенным земельным участкам расчет налога
представляется в течение месяца с момента их отвода.
Начисление земельного налога гражданам производится органами
государственной налоговой службы, которые ежегодно не позднее 1
июля вручают платежные извещения об уплате налога.
Органы государственной налоговой службы ведут учет
плательщиков налога, осуществляют контроль за правильностью его
исчисления и уплаты.
Статья 13. Сумма налога уплачивается налогоплательщиками
равными долями не позднее 15 сентября и 15 декабря и поступает в
бюджет исполнительных комитетов Советов народных депутатов в
соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Республики
Таджикистан.
Статья 14. Платежи за землю поступают на специальные
бюджетные счета и используются в соответствии со статьями 28 и 30
Земельного кодекса Республики Таджикистан.
Раздел V. ЛЬГОТЫ ПО ВЗИМАНИЮ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА
Статья 15. От уплаты земельного налога освобождаются:
земли, пользователи которых финансируются за счет
госбюджета;
опытные участки научно-исследовательских учреждений;
предприятия и граждане, получившие в пользование нарушенные
или малопродуктивные земли, а также земли, находящиеся в стадии
сельскохозяйственного освоения (на период освоения);
земли, занятые жилищным фондом, кладбищами и зданиями
религиозных учреждений;
дехканские хозяйства и малые сельскохозяйственные
предприятия - на пятилетний период на вновь осваиваемых землях и
на один год - на освоенных землях;
инвалиды войны и труда; пострадавшие в результате, аварии на
Чернобыльской АЭС; участники Великой Отечественной войны, войны в
Афганистане, семьи военнослужащих срочной службы, если в семье
нет другого трудоспособного лица;
земли хозрасчетных предприятий, организаций и учреждений,
занятые под детские дошкольные и лечебные учреждения;
земли, занятые в нормативные сроки под проектирование и
строительство производственных и непроизводственных объектов.
Статья 16. Размер земельного налога снижается:
для хозяйств, занимающихся размножением новых сортов
(гибридов) сельскохозяйственных культур, высокопродуктивных пород
животных и звероводством, - на 20 процентов;
для хозяйств, занимающихся сельскохозяйственным
производством в условиях жесткой богары, а также расположенных
на отметке свыше 2505 метров над уровнем моря, - на 50 процентов.
Раздел VI. МЕРЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ
ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА
Статья 17. К предприятиям, учреждениям и организациям
налоговыми органами применяются следующие штрафные санкции:
за неуплату земельного налога в размере удвоенной всей
сокрытой (заниженной) суммы налога;
за неправильные либо несвоевременно представленные расчеты
земельного налога - 10 процентов причитающихся сумм;
с должностных лиц предприятий, учреждений и организаций,
виновных в сокрытии (занижении или несвоевременном представлении
расчета земельного залога) - в размере 3000 рублей.
Статья 18. За просрочку платежа земельного налога взимается
пеня в размере 0,2 процента за каждый день просрочки. Начисление
пени по просроченным платежам с предприятий, учреждений и
организаций производится налоговым органом, а по платежам с
граждан - банковским учреждением и исполнительными комитетами
соответствующих Советов народных депутатов при приеме платежей.
Раздел VII. ПОРЯДОК ВЗЫСКАНИЯ НЕДОИМОК
Статья 19. Суммы недоимок по земельному налогу,
причитающихся с предприятий, учреждений и организаций,
взыскиваются в порядке, установленном законодательством
Республики Таджикистан.
Статья 20. С граждан, имеющих самостоятельные источники
дохода, недоимки по земельному налогу взыскиваются в бесспорном
порядке по решению государственных налоговых инспекций с этих
источников дохода, а с граждан, не имеющих самостоятельного
источника дохода - по решению суда.
Раздел VIII. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ
НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Статья 21. Жалобы на неправильные действия должностных лиц,
допущенные при исчислении и взимании земельного налога,
рассматриваются в соответствии с действующим законодательством
Республики Таджикистан. Жалобы в отношении предприятий,
учреждений и организаций рассматриваются не позднее 15-дневного
срока с момента поступления жалоб через арбитраж, а в отношении
граждан - в сроки, установленные законодательством Республики
Таджикистан. Решения по жалобам могут быть обжалованы в месячный
срок в порядке, установленном законодательством Республики
Таджикистан.
Президент Республики Таджикистан Р.НАБИЕВ
6 марта 1992 года
г.Душанбе
N 547
Приложение 1
СРЕДНИЕ СТАВКИ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ ПО КАДАСТРОВЫМ ЗОНАМ
РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
(в рублях за 1 га)
-------------------T------------------------------T--------------¬
¦ Наименование ¦ Пахотные земли и многолетние ¦ Пастбища и ¦
¦ кадастровой зоны ¦ насаждения ¦ сенокосы ¦
¦ +--------------T---------------+ ¦
¦ ¦ орошаемые ¦ неорошаемые ¦ ¦
+------------------+--------------+---------------+--------------+
¦ Ленинабадская ¦ 684 ¦ 45 ¦ 8,7 ¦
¦ Гиссарская ¦ 729 ¦ 112 ¦ 10,8 ¦
¦ Гармская ¦ 590 ¦ 154 ¦ 11,1 ¦
¦ Кулябская ¦ 763 ¦ 126 ¦ 20,8 ¦
¦ Вахшская ¦ 1060 ¦ 94 ¦ 9,1 ¦
¦ ГБАО (без Мургаб-¦ 20
7 ¦ 94 ¦ 5,6 ¦¦ ской зоны) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ По республике ¦ 823 ¦ 94 ¦ 11,6 ¦
L------------------+--------------+---------------+---------------
Приложение 2
СРЕДНЯЯ СТАВКА ПЛАТЫ ЗА ДРУГИЕ ЗЕМЛИ
СЕЛЬХОЗНАЗНАЧЕНИЯ
-------------------T---------------------------------------------¬
¦ Наименование ¦ Ставка платы (рублей за га) ¦
¦ кадастровой зоны ¦ ¦
+------------------+---------------------------------------------+
¦ Ленинабадская ¦ 51 ¦
¦ Гиссарская ¦ 39 ¦
¦ Гармская ¦ 26 ¦
¦ Кулябская ¦ 37 ¦
¦ Вахшская ¦ 62 ¦
¦ ГБАО (без Мургаб-¦ 22
¦¦ ской зоны) ¦ ¦
¦ По республике ¦ 36 ¦
L------------------+----------------------------------------------