АННОТАЦИЯ
Закон Республики Таджикистан "О печати и других средствах
массовой информации", принятый 14 декабря 1990 года, состоит из 5
глав и 39 статей. В законе регулируются вопросы свободы печати,
организации деятельности СМИ, порядок их регистрации, прекращения
деятельности. Устанавливаются имущественные и финансовые
отношения. В Законе определены отношения СМИ с гражданами и
организациями, права и обязанности журналиста, а также
ответственность за нарушение законодательства о печати и других
средств массовой информации (СМИ).
ХУЛОСА
Конуни ЧТ "Дар бораи матбуот ва дигар воситахои таблиготии
омма", ки 14 декабри соли 1990 кабул шудааст аз 5 боб ва 39 модда
иборат аст. Дар Конун масъалаи озодии матбуот, тартиби фаъолияти
вай, ба кайдгири ва борхам додани фаъолияти матбуот ва дигар
воситахои ахбор муайфн шудаанд. Инчунин, масъалахои муносибатхои
молиявию пулии ахбори омма дарч ёфтаанд. Дар Конун шакл ва
муносибати ахбори умум бо шахрвандон ва ташкилотхо, хукук ва
вазифахои журналистон, ва гайр аз ин, масъулият барои вайрон
кардани конуни матбуот ифода ёфтаанд.
- 2 -
2ЗАКОН
2РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
2О ПЕЧАТИ
2И ДРУГИХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Средства массовой информации
Средства массовой информации представляются редакциями периодичес-
кой печати, теле- и радиовещания, информационными агентствами, иными
учреждениями, осуществляющими выпуск массовой информации.
В соответствии с настоящим Законом средствами массовой информации
являются газеты, журналы, бюллетени и другие периодические издания,
предназначенные для публичного распространения и выходящие не реже од-
ного раза в три месяца, а также телевизионные и радиопередачи, кинох-
роника, сообщения информационных агентств, аудио- и аудиовизуальные
записи и программы.
Статья 2. Свобода печати
Печать и другие средства массовой информации в Республике Таджи-
кистан свободны. Каждый гражданин республики имеет право свободно вы-
ражать свои убеждения и мнения, распространять их в любых формах в пе-
чати и других средствах массовой информации. Цензура массовой информа-
ции не допускается.
Статья 3. Язык средств массовой информации
Средства массовой информации осуществляют свою деятельность, поль-
зуясь языками народов, которые они обслуживают или чьи интересы предс-
тавляют. Средства массовой информации вправе распространять массовую
информацию на иных языках.
Материалы средств массовой информации, публикуемые на
различных языках, сначала пишутся на государственном языке, затем
переводятся и издаются на других языках.
Статья 4. Деятельность средств массовой информации
Редакция средства массовой информации является юридическим лицом и
действует на основании своего устава.
Редакция вправе осуществлять производственно-хозяйственную дея-
тельность на условиях экономической самостоятельности и хозяйственного
расчета.
Порядок предоставления средствам массовой информации государствен-
ных дотаций определяется законодательством Республики Таджикистан.
Статья 5. Обязанность предоставления информации
Государственные, политические и общественные организации, движения
и должностные лица обязаны предоставлять необходимые средствам массо-
- 3 -
вой информации сведения.
Статья 6. Недопустимость злоупотребления свободой слова
Не допускается использование средств массовой информации для разг-
лашения сведений, составляющих государственную или иную специально ох-
раняемую законом тайну, призыва к насильственному свержению или изме-
нению существующего государственного или общественного строя, пропа-
ганды войны, насилия или жестокости, расовой, национальной, религиоз-
ной исключительности или нетерпимости, распространения порнографии, в
целях совершения иных уголовно наказуемых деяний.
Запрещается и преследуется Законом использование средств массовой
информации для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательство на
их честь и достоинство.
Статья 7. Законодательство Республики Таджикистан о печати и дру-
гих средствах массовой информации
Законодательство о печати и других средствах массовой информации
Республики Таджикистан состоит из настоящего Закона и издаваемых в со-
ответствии с ним других актов законодательства Республики Таджикистан.
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Статья 8. Право на учреждение средства массовой информации
Право на учреждение средства массовой информации принадлежит мест-
ным Хукуматом и другим государственным органам, политическим партиям,
общественным организациям, массовым движениям, творческим союзам, коо-
перативным, религиозным, иным объединениям граждан, созданным в соот-
ветствии с законом, трудовым коллективам, а также отдельным лицам,
достигшим восемнадцатилетнего возраста.
Не допускается монополизация какого-либо вида средств массовой ин-
формации (печати, радио, телевидения и других).
Статья 9. Регистрация средств массовой информации
Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятель-
ность после регистрации соответствующего средства массовой информации.
Средства массовой информации регистрируются в месячный срок со дня по-
дачи заявления в государственную нотариальную контору по месту их на-
хождения.
Средства массовой информации, издающиеся на территории Таджикиста-
на, учредителями которых являются политические партии, общественные
объединения, массовые движения, творческие союзы, кооперативы, религи-
озные организации и другие гражданские союзы, трудовые коллективы либо
отдельные граждане Республики Таджикистан, начинают свою деятельность
лишь после их регистрации соответствующими нотариальными конторами.
Право приступить к выпуску массовой информации сохраняется в тече-
ние года со дня получения свидетельства о регистрации. В случае про-
- 4 -
пуска этого срока свидетельство о регистрации считается утратившим си-
лу.
Замена учредителя, соучередителя, форма передачи массовой информа-
ции, название и язык (языки) средства массовой информации переоформля-
ется на основании заявления учредителя (соучередителя) и регистрируют-
ся в порядке, изложенном в настоящей статьи.
Государственная регистрация средств массовой информации осущест-
вляется при наличии следующих документов:
- заявления о государственной регистрации;
- учредительного договора (при наличии нескольких учредителей);
- устава;
- правового заключения учредительных документов, выдаваемого Ми-
нистерством юстиции Республики Таджикистан;
- кода классификатора органов статистики;
- справки, подтверждающей местонахождение предприятия;
- квитанции об уплате госпошлины;
- заключение Министерства культуры Республики Таджикистан.
Статья 10. Заявление о регистрации средства массовой
информации
В заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть
указаны следующие сведения:
1) учредитель;
2) название, язык (языки), местонахождение средства массовой
информации;
3) предполагаемая аудитория;
4) программные цели и задачи;
5) предполагаемые периодичность выпуска, объем и источники
финансирования.
Предъявление иных требований при регистрации запрещается.
Статья 11.Случаи распространения информации без регистрации
Право на публичное распространение информации без регистрации име-
ют органы государственной власти и управления, иные государственные
органы для издания официальных нормативных и иных актов, бюллетеней
судебной и арбитражной практики.
Предприятия, организации, учебные и научные учреждения вправе соз-
давать и распространять необходимые в их деятельности информационные
материалы и документацию без регистрации. Не требует регистрации дея-
тельность по изготовлению с помощью технических средств печатной, ау-
дио- и аудиовизуальной продукции, не предназначенной для публичного
распространения или размножения на правах рукописи.
Не требуется регистрации средств массовой информации при выпуске
печатной продукции тиражом менее ста экземпляров.
Статья 12. Отказ в регистрации средств массовой информации
Отказ в регистрации средства массовой информации осуществляется
только по причине нарушения действующего законодательства Республики
Таджикистан о порядке создания предприятий, несоответствия установлен-
- 5 -
ным, требованиям, необходиымым для регистрации документов по следующим
основаниям:
1) если название средства массовой информации, его программные це-
ли и задачи противоречат положениям части первой статьи 6 настоящего
Закона;
2) если регистрирующим органом ранее выдано свидетельство средству
массовой информации с тем же названием;
3) если заявление подано до истечения года со дня вступления в за-
конную силу решения о прекращении деятельности средства массовой ин-
формации.
Отказ в регистрации направляется заявителю в письменной форме с
указанием оснований отказа, предусмотренных настоящим Законом.
Статья 13. Регистрационный сбор
За выдачу свидетельства о регистрации средства массовой информации
взимается регистрационный сбор в размере, установленном законодатель-
ством Республики Таджикистан.
Статья 14. Прекращение выпуска или издания средства массовой
информации
Прекращение выпуска или издания средства массовой информации воз-
можно по решению учредителяпо представлению прокурора, или суда.
Орган, зарегистрировавший средство массовой информации, или суд,
прекращает его выпуск или издание в случае повторного в течение года
нарушения части первой статьи 6 настоящего Закона.
Если средство массовой информации не выпускается или не издается
более одного года, для его возобновления требуется новое свидетельство
о регистрации.
Статья 15. Порядок обжалования отказа в регистрации средства
массовой информации, а также решения о прекращении
его деятельности
Отказ в регистрации средства массовой информации либо нарушение
государственным органом установленного для регистрации месячного сро-
ка, а также решение о прекращении деятельности средства массовой ин-
формации могут быть обжалованы учредителем или редакцией в суде и
рассматриваются судом, включая имущественные споры, в порядке, предус-
мотренным Гражданским процессуальным кодексом Республики Таджикистан.
Признание отказа в регистрации средства массовой информации либо
решения о прекращении его деятельности, противоречащих закону, влечет
отмену обжалованных решений. Отмена решения о прекращении деятельности
средства массовой информации влечет возмещение убытков, понесенных уч-
редителем, редакцией и издателем, включая неполученные доходы.
Статья 16. Учредитель, редактор, редакция и издатель средства
массовой информации
Учредитель утверждает программу (основные принципы) деятельности
средства массовой информации. Редакция или иное учреждение, осущест-
- 6 -
вляющее выпуск массовой информации, реализует программу на основе про-
фессиональной самостоятельности.
Редактор (главный редактор) назначается и освобождается учредите-
лем средства массовой информации либо избирается и освобождается в по-
рядке, предусмотренном редакционным уставом.
Редактор (главный редактор) руководит работой редакционной колле-
гии и редакции средства массовой информации, представляет его в отно-
шениях с учредителем, издателем, авторами, государственными органами,
общественными организациями, иными объединениями граждан и гражданами,
а также в суде.
Редактор (главный редактор) несет ответственность за выполнение
требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации
на основе настоящего Закона и других актов законодательства.
Редакционная коллегия образуется в порядке, предусмотренным редак-
ционным уставом. Председателем редакционной коллегии является редактор
(главный редактор).
Издателем средства массовой информации могут выступать его учреди-
тель, а равно издательство или иное юридическое лицо, осуществляющие
материально-техническое обеспечение производства (тиражирование, вы-
пуск) массовой информации.
Статья 17. Редакционный устав средства массовой информации
Редакционный устав средства массовой информации принимается на об-
щем собрании журналистского коллектива редакции большинством голосов
при наличии не менее двух третей ее состава и утверждается учредите-
лем.
Редакционный устав регулирует отношения учредителя, издателя, ре-
дактора (главного редактора) и редакции, полномочия журналистского
коллектива. В устав включаются положения о порядке распределения и ис-
пользования дохода, получаемого от деятельности средства массовой ин-
формации, другие положения.
Редакционный устав не должен противоречить законодательству Рес-
публики Таджикистан.
Статья 18. Производственные, имущественные и финансовые
отношения редакции, учредителя и издателя средства
массовой информации
Производственные, имущественные и финансовые отношения редакции,
учредителя и издателя средства массовой информации регулируются су-
ществующими законами и договором.
Договором определяются:
1) средства на содержание редакции;
2) части дохода (прибыли), полученного от деятельности средства
массовой информации, которые передаются в распоряжение редакции, учре-
дителя и издателя;
3) обязательства учредителя, издателя по обеспечению надлежащих
производственных, социально-бытовых условий работникам редакции.
Статья 19. Средства массовой информации и авторское право
- 7 -
При использовании публикуемых и передаваемых материалов средство
массовой информации обязано соблюдать законы и международные нормы по
авторскому праву.
В случае нарушения авторского права (плагиате) виновные привлека-
ются к ответственности на основании законодательства.
Статья 20. Выходные данные
Каждый выпуск периодического печатного издания должен
содержать следующие сведения:
1) название издания;
2) учредитель;
3) фамилия и инициалы редактора (главного редактора);
4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет для периоди-
ческих изданий, а для газет - также и время подписания в печать;
5) индекс для периодических изданий, распространяемых через предп-
риятия связи;
6) тираж;
7) цена (при коммерческом распространении издания);
8) адреса редакции, издателя, типографии;
9) номер свидетельства о регистрации и наименование органа, выдав-
шего его.
При каждом выходе в эфир, а при непрерывном вещании - не реже че-
тырех раз в сутки редакция телерадиовещания обязана объявлять название
редакции теле-, радиовещания.
Статья 21. Контрольные и обязательные экземпляры
Бесплатные контрольные экземпляры периодических изданий по напеча-
тании направляются в республиканскую Книжную палату, библиотеку Рес-
публики Таджикистан имени Фирдавси, учредителю и во Всесоюзную книжную
палату, а также в орган, выдавший свидетельство о реорганизации данно-
го печатного издания.
Контрольные и обязательные экземпляры произведений печати направ-
ляются также в другие учреждения и организации в порядке, определяемом
Правительством Республики Таджикистан.
Статья 22. Распространение средств массовой информации
Распространение продукции средств массовой информации осуществля-
ется издателем непосредственно либо на договорных или иных законных
основаниях предприятиями связи, другими организациями, а также гражда-
нами.
Запрещается распространение продукции средств массовой информации
без указания выходных данных.
Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распрост-
ранению продукции средства массовой информации, в том числе путем изъ-
ятия тиража или его части не допускается иначе как на основании всту-
пившего в законную силу решения суда.
Организации, распространяющие прессу, не имеют права отказываться
от заключения договоров по политическим мотивам.
- 8 -
Статья 23. Хранение опубликованной информации и материалов
теле- и радиопередач
Издатель должен хранить рукописи и экземпляры вышедших в свет из-
даний не менее одного года со дня начала их распространения.
Редакции теле- и радиовещания обязаны хранить материалы передач в
течение одного месяца после выхода в эфир, вести журнал регистрации
передач, идущих в эфир без предварительной записи, в котором фиксиру-
ется тема передачи, дата, время ее начала и окончания, фамилия и имя
ведущего. Журнал регистрации таких передач хранится в течение года со
дня последней записи в нем.
Статья 24. Право на опровержение и ответ
Гражданин или организация вправе требовать от редакции средства
массовой информации опровержения опубликованных сведений, не соответс-
твующих действительности и порочащих их честь и достоинство.
Гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой
информации опубликованы сведения, ущемляющие их права и законные инте-
ресы, имеют право на публикацию своего ответа в том же средстве массо-
вой информации.
Опровержение или ответ публикуется в специальной рубрике либо на
той же полосе и тем же шрифтом, сто и опровергаемое сообщение: в газе-
тах - не позднее месяца со дня поступлений, в иных периодических изда-
ниях - в очередном подготавливаемом выпуске.
Опровержение или ответ зачитываются директором радио или телевиде-
ния в той же программе или цикле передач и в то же время не позднее
месяца со дня поступления требования. Право выступить с ответом может
быть предоставлено также самому гражданину или представителю организа-
ции, заявившем требование о публикации ответа.
Редакция обязана опубликовать ответ. Редактирование текста ответа
не допускается.
Статья 25. Официальные сообщения
Средства массовой информации, учрежденные органами государственной
власти и управления обязаны публиковать официальные сообщения этих ор-
ганов.
Редакция обязана опубликовать бесплатно и в указанный срок всту-
пившее в законную силу решение суда или органа государственного арбит-
ража, содержащее предписание об опубликовании такого решения через
данное средство массовой информации.
Статья 26. Рассмотрение судом заявления о публикации
опровержения либо ответа
В случае отказа в публикации ответа или опровержения либо наруше-
ния средством массовой информации установленного для такой публикации
месячного срока заинтересованный гражданин или организация вправе об-
ратиться в суд в течение одного года со дня публикации.
Суд рассматривает заявление о публикации редакцией средства массо-
вой информации опровержения либо ответа в порядке, предусмотренном
- 9 -
гражданским процессуальным законодательством.
ГЛАВА III. ОТНОШЕНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С
ГРАЖДАНАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Статья 27. Право на получение информации через средства
массовой информации
Граждане имеют право на оперативное получение через средства мас-
совой информации достоверных сведений о деятельности государственных
органов, общественных объединений, должностных лиц.
Средства массовой информации имеют право получать такую информацию
от государственных органов, общественных объединений и должностных
лиц. Государственные органы, общественные объединения, должностные ли-
ца представляют средствам массовой информации имеющиеся сведения и
возможность ознакомления с документами.
Государственные, политические и общественные организации, движения
и должностные лица могут отказать в предоставлении информации только в
том случае, если информация не подлежит опубликованию согласно статье
6 настоящего Закона.
Отказ в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжалован
представителем средства массовой информации вышестоящему органу или
должностному лицу, а затем в суд, в порядке предусмотренном законом
для обжалования неправомочных действий органов государственного управ-
ления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.
Статья 28. Использование авторских материалов и писем
Использование произведений журналистики, литературы, искусства и
науки средствами массовой информации допускается при соблюдении ав-
торского права.
Никто не вправе обязать средство массовой информации опубликовать
отклоненный редакцией материал, если иное не предусмотрено законом.
При публикации читательских писем допускаются сокращения и редак-
тирование их текста, не искажающие смысл письма.
При перепечатке материалов из других средств массовой информации
не допускается их искажение.
Перепечатка материалов из других средств массовой информации, а
также стран СНГ допускается только с их согласия.
Статья 29. Особые случаи неразглашения информации
Редакция средства массовой информации, журналист не вправе:
1) называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения
его имени, за исключением случаев, когда этого требует суд;
2) разглашать данные предварительного следствия без письменного
разрешения прокурора, следователя или лица, производящего дознание;
предавать гласности любую информацию, которая может привести к указа-
нию на личность несовершеннолетнего нарушителя, без его согласия и
согласия его законного представителя;
3) предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбиратель-
- 10 -
ства по конкретному делу или иным образом воздействовать на суд до
вступления в решения или приговора в законную силу.
ГЛАВА IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЖУРНАЛИСТА
Статья 30. Журналист
Под журналистом в настоящем Законе понимается лицо, занимающееся
сбором, созданием, редактированием или подготовкой материалов для
средства массовой информации, связанное с ним трудовым или иными дого-
ворными отношениями, либо занимающееся такой деятельностью по его пол-
номочию.
Статья 31. Права журналиста
Журналист имеет право:
1) искать, получать и распространять информацию;
2) быть принятым должностным лицом в связи с осуществлением про-
фессиональных журналистских обязанностей;
3) производить любые записи, в том числе с использованием средств
аудиовизуальной техники, кино и фотосъемку, за исключением случаев,
предусмотренных законом;
4) по предъявлению удостоверения журналиста присутствовать в райо-
не стихийных бедствий;
5) обращаться к специалистам по проверке фактов и обстоятельств в
связи с поступившими материалами;
6) отказаться от создания материалов за своей подписью, противоре-
чащего его убеждениям;
7) снять свою подпись под материалом, содержание которого, по его
мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки;
8) оговорить сохранение тайны авторства.
Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему в
соответствии с настоящим Законом.
Статья 32. Обязанности журналиста
Журналист обязан:
1) осуществлять программу деятельности средства массовой информа-
ции, с которым он состоит в трудовых отношениях, руководствоваться ре-
дакционным уставом;
2) проверять достоверность сообщаемой им информации;
3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию об указа-
нии авторства, если такая информация оглашается впервые;
4) отказаться от данного ему редактором (главным редактором) или
редакцией поручения, если оно связано с нарушением закона;
5) уважать права, законные интересы, национальное достоинство
граждан, права и законные интересы организаций.
Журналист несет также иные обязанности, вытекающие из настоящего
Закона.
Статья 33. Аккредитация
- 11 -
Средства массовой информации по согласованию с государственными,
политическими и общественными организациями и движениями могут аккре-
дитовать при них своих журналистов.
Аккредитованный журналист имеет право участвовать на собраниях и
иных мероприятиях, устраиваемой аккредитовавшей его организацией, он
обеспечивается стенограммами, протоколами и иными документами в уста-
новленном данной организацией порядке.
Аккредитацию иностранных журналистов может прервать Министерство
иностранных дел Республики Таджикистан, если они нарушают Конституцию
и другие законы Республики Таджикистан, систематически подготавливают
и распространяют дезинформацию о внутренней и внешней политике Респуб-
лики Таджикистан, наносят вред ее интересам.
Средства массовой информации с разрешения официальных органов
могут иметь в зарубежных странах своих корреспондентов.
ГЛАВА V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ПЕЧАТИ И ДРУГИХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Статья 34. Основания ответственности
Злоупотребление свободой слова, распространение не соответствующих
действительности сведений, порочащих честь и достоинство граждан или
организации, воздействие журналистов на суд влекут уголовную, адми-
нистративную ответственность в соответствии с законодательством Рес-
публики Таджикистан.
Ответственность за нарушение законодательства о печати и других
средствах массовой информации несут виновные в этом должностные лица
государственных и общественных органов, а также редакция, редактор
(главный редактор) средства массовой информации, авторы распространяе-
мых сообщений и материалов.
Статья 35. Случаи освобождения от ответственности за
распространение сведений, не соответствующих
действительности
Редактор (главный редактор), а равно журналист не несут ответс-
твенность за распространение в средстве массовой информации сведений,
не соответствующих действительности:
1) если эти сведения содержались в официальных сообщениях;
2) если они получены от информационных агентств, пресс-служб госу-
дарственных и общественных органов;
3) если они являются дословным воспроизведением выступлений народ-
ных депутатов на съездах и сессиях Советов, делегатов Съездов, конфе-
ренций, Пленумов общественных объединений, а также официальных выступ-
лений должностных лиц государственных и общественных органов;
4) если они содержались в авторских выступлениях, идущих в эфир
без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактирова-
нию в соответствии с настоящим Законом.
Статья 36. Недопустимость вмешательства в деятельность
- 12 -
средств массовой информации
Воспрепятствование со стороны должностных лиц государственных и
общественных органов законной профессиональной деятельности журналис-
тов, принуждение журналистов к распространению либо отказу распростра-
нения информации влекут уголовную ответственность и наказывается штра-
фом в сумме двенадцатикратного размера установленной минимальной зара-
ботной платы.
Статья 37. Ответственность за незаконное изготовление и
распространение массовой информации
Изготовление и распространение продукции средства массовой
информации без его регистрации в соответствии с настоящим Законом
или после решения о прекращении его выпуска или издания влекут
административную ответственность в виде штрафа в сумме двенадцатикрат-
ного размера установленной минимальной заработной платы,
налагаемого народным судьей с изъятием тиража печатной или иной
продукции.
Повторное в течение года совершение нарушения предусмотренного
часть первой настоящей статьи, влечет уголовную ответственность и на-
казывается штрафом в сумме двенадцатикратного размера установленной
минимальной заработной платы с конфискацией принадлежащих виновному
технических средств используемых для изготовления и распространения
информации или без конфискации.
Статья 38. Возмещение морального вреда
Моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в резуль-
тате распространения средством массовой информации не соответствующих
действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина,
либо причинивших ему иной неимущественный ущерб, возмещается по реше-
нию суда средством массовой информации, а также виновными должностными
лицами и гражданами. Размер возмещения морального (неимущественного)
вреда в денежном выражении определяется судом.
Статья 39. Международные договоры и соглашения
Международное сотрудничество средств массовой информации регулиру-
ется договорами и соглашениями, заключенными высшими органами госу-
дарственной власти и управления республики, средствами массовой инфор-
мации, профессиональными организациями журналистов или иными творчес-
кими союзами согласно международным правовым нормам и законам Респуб-
лики Таджикистан.
Если международным договором или соглашением установлены иные пра-
вила, чем те, которые содержаться в настоящем Законе, то применяются
правила международного договора или соглашения.