Республика Таджикистан присоединилась к Конвенции 11 марта 1996 г.

Республика Таджикистан депонировала документ о присоединении к Конвенции

                              6 мая 1996 г.

 Для Республики Таджикистан Конвенция вступила в силу 4 августа 1997 г.

 

 

                          Венская Конвенция

                       об охране озонового слоя

 

                       (Вена, 22 марта 1985 г.)

 

                              Преамбула

 

     Стороны настоящей Конвенции,

     сознавая потенциально пагубное  воздействие  изменения  состояния

озонового слоя на здоровье человека и окружающую среду,

     ссылаясь на соответствующие положения Декларации Конференции  Ор-

ганизации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды и,

в частности,  на принцип 21, который предусматривает, что "в соответс-

твии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международ-

ного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собс-

твенные  ресурсы  согласно своей политике в области окружающей среды и

несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках

их  юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других

государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции",

     принимая во внимание обстоятельства и особые потребности развива-

ющихся стран,

     учитывая работу  и исследования,  проводимые как в международных,

так и в национальных организациях,  и,  в  частности,  Всемирный  план

действий по озоновому слою Программы Организации Объединенных Наций по

окружающей среде,

     учитывая также  предупредительные  меры по защите озонового слоя,

уже принятые на национальном и международном уровнях,

     сознавая, что  меры  по  охране озонового слоя от изменений в ре-

зультате деятельности человека требуют международного сотрудничества и

действий на международном уровне и должны основываться на соответству-

ющих научно-технических соображениях,

     сознавая также необходимость проведения дальнейших исследований и

систематических наблюдений для получения дополнительных научных сведе-

ний  об озоновом слое и о возможных отрицательных последствиях измене-

ния его состояния,

     исполненные решимости  защитить здоровье людей и окружающую среду

от неблагоприятного воздействия изменений состояния озонового слоя,

     договорились о следующем:

 

                               Статья 1

                             Определения

 

     В настоящей Конвенции:

     1. "Озоновый слой" означает слой атмосферного озона над погранич-

ным слоем планеты.

     2. "Неблагоприятное  воздействие" означает изменения в физической

среде или биоте, включая изменения климата, которые имеют значительные

вредные последствия для здоровья человека или для состава, восстанови-

тельной способности или продуктивности природных и  регулируемых  эко-

систем или для материалов, используемых человеком.

     3. "Альтернативные технологии или оборудование" означают техноло-

гии  или  оборудование,  использование которых позволяет уменьшить или

совсем устранить выбросы веществ,  оказывающих или  способных  оказать

неблагоприятное воздействие на озоновый слой.

     4. "Альтернативные вещества" означают вещества,  которые уменьша-

ют,  устраняют или предупреждают неблагоприятное воздействие на озоно-

вый слой.

     5. "Стороны" с прописной буквы означают, если в тексте не указано

иное, Стороны настоящей Конвенции.

     6. "Региональная организация по экономической интеграции" означа-

ет организацию,  образованную суверенными государствами данного регио-

на,  которая компетентна в вопросах, регулируемых настоящей Конвенцией

и протоколами к ней,  и должным образом уполномочена, в соответствии с

ее внутренними процедурами,  подписывать,  ратифицировать,  принимать,

одобрять соответствующие документы или присоединяться к ним.

     7. "Протоколы" означают протоколы к настоящей Конвенции.

 

                               Статья 2

                         Общие обязательства

 

     1. Стороны принимают надлежащие меры в соответствии с положениями

настоящей Конвенции и тех действующих протоколов,  участниками которых

они являются,  для защиты здоровья человека и окружающей среды от неб-

лагоприятных последствий,  которые являются или могут являться резуль-

татом человеческой деятельности,  изменяющей  или  способной  изменить

состояние озонового слоя.

     2. С этой целью Стороны в соответствии с имеющимися в их распоря-

жении средствами и со своими возможностями:

     а) сотрудничают посредством систематических наблюдений,  исследо-

ваний  и  обмена информацией,  для того чтобы глубже познать и оценить

воздействие деятельности человека на озоновый слой и последствия изме-

нения состояния озонового слоя для здоровья человека и окружающей сре-

ды;

     b) принимают надлежащие законодательные или административные меры

и сотрудничают в согласовании соответствующих программных  мероприятий

для контролирования,  ограничения,  сокращения или предотвращения дея-

тельности человека,  подпадающей под их юрисдикцию или контроль,  если

будет  обнаружено,  что  эта  деятельность оказывает или может оказать

неблагоприятное влияние,  изменяя или создавая  возможность  изменения

состояния озонового слоя;

     с) сотрудничают в разработке согласованных мер,  процедур и стан-

дартов  для выполнения настоящей Конвенции в целях принятия протоколов

и приложений;

     d) сотрудничают  с  компетентными международными органами в целях

эффективного выполнения настоящей Конвенции и протоколов,  участниками

которых они являются.

     3. Положения настоящей Конвенции никоим  образом  не  затрагивают

права Сторон принимать в соответствии с международным правом внутриго-

сударственные меры в дополнение к мерам, предусмотренным в пунктах 1 и

2 выше;  они не затрагивают также дополнительных внутригосударственных

мер,  уже принятых Сторонами, при условии, что такие меры совместимы с

их обязательствами в рамках настоящей Конвенции.

     4. Применение настоящей статьи  основывается  на  соответствующих

научно-технических соображениях.

 

                               Статья 3

              Исследования и систематические наблюдения

 

     1. Стороны обязуются в соответствующем порядке организовать  исс-

ледования  и  научные  оценки и сотрудничать непосредственно или через

компетентные международные органы в их проведении по следующим  вопро-

сам:

     а) физические и химические процессы, которые могут влиять на озо-

новый слой;

     b) влияние на здоровье человека и другие  биологические  последс-

твия,  вызываемые изменениями состояния озонового слоя, особенно изме-

нениями ультрафиолетового солнечного излучения, влияющего на живые ор-

ганизмы (УФ-Б);

     с) влияние изменений состояния озонового слоя на климат;

     d) воздействие  любых изменений состояния озонового слоя и любого

последующего изменения интенсивности излучения УФ-Б на природные и ис-

кусственные материалы, используемые человеком;

     е) вещества, практика работы, процессы и виды деятельности, кото-

рые могут влиять на озоновый слой, и их кумулятивное воздействие;

     f) альтернативные вещества и технологии;

     g) соответствующие  социально-экономические  вопросы;  а также по

другим вопросам, подробно рассматриваемым в приложениях I и II.

     2. Стороны  обязуются  сами  или через компетентные международные

органы с полным учетом национального законодательства  и  такого  рода

деятельности,  проводимой как на национальном,  так и на международном

уровнях, содействовать проведению или проводить совместные или взаимо-

дополняющие  программы систематических наблюдений за состоянием озоно-

вого слоя и другими соответствующими параметрами, как это предусмотре-

но в приложении I.

     3. Стороны обязуются сотрудничать непосредственно или через  ком-

петентные  международные органы в обеспечении сбора,  проверки и регу-

лярной и своевременной передачи исследовательских данных  через  соот-

ветствующие международные центры данных.

 

                               Статья 4

       Сотрудничество в правовой и научно-технической областях

 

     1. Стороны содействуют и благоприятствуют обмену научно-техничес-

кой,  социально-экономической,  коммерческой  и  правовой информацией,

имеющей отношение к настоящей Конвенции,  в соответствии с более  под-

робными положениями,  содержащимися в приложении II.  Такая информация

предоставляется органам,  о которых договорятся Стороны.  Любой  такой

орган,  получающий  информацию,  которую  поставляющая сторона считает

конфиденциальной, гарантирует неразглашение такой информации и обобща-

ет  ее таким образом,  чтобы сохранить ее конфиденциальный характер до

того, как она будет предоставлена в распоряжение всех Сторон.

     2. Стороны сотрудничают в соответствии с их национальными закона-

ми, нормами и практикой и с учетом, в частности, потребностей развива-

ющихся стран в содействии, непосредственно или через компетентные меж-

дународные органы, развитию и передаче технологии и знаний. Такое сот-

рудничество осуществляется, в частности, путем:

     а) облегчения приобретения альтернативных технологий другими Сто-

ронами;

     b) предоставления им информации об альтернативных  технологиях  и

оборудовании и соответствующих инструкций или руководств;

     с) поставки необходимого оборудования и аппаратуры для проведения

исследований и систематических наблюдений;

     d) подготовки необходимых научно-технических кадров.

 

                               Статья 5

                         Передача информации

 

     Стороны через секретариат передают Конференции Сторон,  учрежден-

ной на основе статьи 6,  информацию о мерах,  принимаемых ими по  осу-

ществлению  настоящей Конвенции и протоколов,  участниками которых они

являются, в такой форме и с такой периодичностью, какие будут установ-

лены на совещаниях сторон соответствующих договорных документов.

 

                               Статья 6

                          Конференция сторон

 

     1. Настоящим учреждается  Конференция  Сторон.  Первое  совещание

Конференции  Сторон созывается назначенным на временной основе в соот-

ветствии со статьей 7 секретариатом не позднее  чем  через  год  после

вступления в силу настоящей Конвенции.  В дальнейшем очередные совеща-

ния Конференции Сторон созываются с периодичностью,  которую установит

Конференция на первом совещании.

     2. Внеочередные совещания Конференции  Сторон  созываются  тогда,

когда  Конференция  сочтет это необходимым,  или по письменной просьбе

одной из Сторон при условии, что в течение шести месяцев после ее нап-

равления  секретариатом Сторонам эта просьба будет поддержана не менее

чем одной третью Сторон.

     3. Конференция  Сторон консенсусом согласовывает и принимает пра-

вила процедуры и финансовые правила как свои,  так и  любых  вспомога-

тельных органов,  которые она может учредить, а также финансовые поло-

жения, регулирующие функционирование секретариата.

     4. Конференция  Сторон  постоянно следит за выполнением настоящей

Конвенции и, кроме того:

     а) устанавливает форму и периодичность передачи информации, кото-

рая должна представляться в соответствии со статьей 5, и рассматривает

такую информацию,  а также доклады, представляемые любым вспомогатель-

ным органом;

     b) проводит  обзор научной информации о состоянии озонового слоя,

о его возможном изменении и о возможных последствиях любого такого из-

менения;

     с) содействует в соответствии со статьей 2 согласованию соответс-

твующей политики,  стратегии и мер в целях сведения к минимуму выброса

веществ, вызывающих или способных вызвать изменения состояния озоново-

го слоя,  и выносит рекомендации по любым другим мерам,  относящимся к

настоящей Конвенции;

     d) принимает  в соответствии со статьями 3 и 4 программы исследо-

ваний, систематических наблюдений, научно-технического сотрудничества,

обмена информацией и передачи технологии и знаний;

     е) по мере необходимости рассматривает  и  принимает  поправки  к

настоящей Конвенции или приложениям к ней в соответствии со статьями 9

и 10;

     f) рассматривает поправки к любому протоколу,  а также любым при-

ложениям к нему и,  при наличии соответствующего решения,  рекомендует

сторонам таких протоколов принять их;

     g) по мере необходимости рассматривает и принимает дополнительные

приложения к настоящей Конвенции в соответствии со статьей 10;

     h) по мере необходимости рассматривает и  принимает  протоколы  в

соответствии со статьей 8;

     i) учреждает такие вспомогательные органы,  какие  представляются

необходимыми для осуществления настоящей Конвенции;

     j) пользуется по мере надобности услугами  компетентных  междуна-

родных органов и научных комитетов, в частности Всемирной метеорологи-

ческой организации и Всемирной организации  здравоохранения,  а  также

Координационного комитета по озоновому слою,  в области научных иссле-

дований,  систематических наблюдений и других видов деятельности, свя-

занных  с целями настоящей Конвенции,  и надлежащим образом использует

информацию, получаемую от таких органов и комитетов;

     k) рассматривает  и принимает любые дополнительные меры,  которые

могут потребоваться для достижения целей настоящей Конвенции.

     5. Организация Объединенных Наций, ее специализированные учрежде-

ния и Международное агентство по атомной энергии,  а также любое госу-

дарство, не являющееся Стороной настоящей Конвенции, могут быть предс-

тавлены на совещаниях Конференции Сторон наблюдателями.  Любые  органы

или учреждения,  национальные или международные, правительственные или

неправительственные, обладающие компетенцией в областях, относящихся к

защите  озонового слоя,  которые известили секретариат о своем желании

быть представленными на совещании Конференции Сторон в качестве наблю-

дателей,  могут  быть  допущены к участию в нем,  если против этого не

возражает по меньшей мере одна треть присутствующих на совещании  Сто-

рон.  Допуск  и участие наблюдателей регулируются правилами процедуры,

принятыми Конференцией Сторон.

 

                               Статья 7

                             Секретариат

 

     1. На секретариат возлагаются следующие функции:

     а) организация и обслуживание совещаний,  как это предусмотрено в

статьях 6, 8, 9, и 10;

     b) подготовка и передача докладов,  основанных на информации, по-

лучаемой согласно статьям 4 и 5,  а также на информацию, получаемой от

совещаний вспомогательных органов, учрежденных согласно статье 6;

     с) выполнение функций, возлагаемых на него любыми протоколами;

     d) подготовка докладов о его  деятельности  по  выполнению  своих

функций  в соответствии с настоящей Конвенцией и представление их Кон-

ференции Сторон;

     е) обеспечение необходимой координации деятельности с другими со-

ответствующими международными органами и,  в частности, заключение та-

ких административных и договорных соглашений, какие могут потребовать-

ся для эффективного выполнения его функций;

     f) выполнение  таких других функций,  какие могут быть определены

Конференцией Сторон.

     Функции секретариата  будут выполняться временно Программой Орга-

низации Объединенных Наций по окружающей среде  вплоть  до  завершения

первого очередного совещания Конференции Сторон,  созванного во испол-

нение статьи 6. На своем первом очередном совещании Конференция Сторон

учреждает  секретариат  из числа их существующих компетентных междуна-

родных организаций, которые выразили готовность выполнять функции сек-

ретариата в соответствии с настоящей Конвенцией.

 

                               Статья 8

                         Принятие протоколов

 

     1. Конференция Сторон может принимать на совещаниях  протоколы  в

соответствии со статьей 2.

     2. Текст любого предлагаемого протокола передается Сторонам  сек-

ретариатом по меньшей мере за шесть месяцев до проведения такого сове-

щания.

 

                               Статья 9

                 Поправки к Конвенции или протоколам

 

     1. Любая  из Сторон может предлагать поправки к настоящей Конвен-

ции или любому протоколу. В таких поправках должным образом учитывают-

ся, в частности, соответствующие научно-технические соображения.

     2. Поправки к настоящей Конвенции принимаются на совещании Конфе-

ренции  Сторон.  Поправки  к любому протоколу принимаются на совещании

Сторон соответствующего протокола. Текст любой предложенной поправки к

настоящей  Конвенции  или  любому протоколу,  если в этом протоколе не

предусмотрено иное,  сообщается секретариатом Сторонам не позднее, чем

за  шесть месяцев до проведения совещания,  на котором ее предлагается

принять.  Секретариат сообщает также текст предложенных поправок стра-

нам, подписавшим Конвенцию, для их сведения.

     3. Стороны прилагают все усилия к достижению согласия в отношении

принятия  любой предложенной поправки к настоящей Конвенции путем кон-

сенсуса. Если исчерпаны все средства для достижения консенсуса, а сог-

ласия не достигнуто, то в качестве последней меры поправка принимается

большинством в три четверти голосов Сторон  Конвенции,  присутствующих

на совещании и участвующих в голосовании, и представляется Депозитари-

ем всем Сторонам для ратификации, утверждения или присоединения.

     4. Процедура, упомянутая в пункте 3 выше, применяется к поправкам

к любому протоколу,  за исключением тех случаев, когда для их принятия

достаточно большинства в две трети голосов присутствующих на совещании

и участвующих в голосовании Сторон этого протокола.

     5. Депозитарию направляются письменные уведомления о ратификации,

одобрении или принятии поправок.  Поправки,  принятые в соответствии с

пунктом 3 или 4 выше,  вступают в силу для тех Сторон, которые приняли

их,  на девяностый день после получения Депозитарием уведомления об их

ратификации,  одобрении  или принятии по меньшей мере тремя четвертями

Сторон настоящей Конвенции или по меньшей мере  двумя  третями  Сторон

данного протокола, если только в этом протоколе не предусмотрено иное.

В дальнейшем для любой другой Стороны поправки вступают в силу на  де-

вяностый  день после сдачи данной Стороной на хранение документа о ра-

тификации, одобрении или принятии этих поправок.

     6. Для целей настоящей статьи под термином "Стороны, присутствую-

щие и участвующие в голосовании" имеются в виду Стороны,  присутствую-

щие и голосующие "за" или "против".

 

                              Статья 10

            Принятие приложений и внесение в них поправок

 

     1. Приложения к настоящей Конвенции или к любому  протоколу  сос-

тавляют,  соответственно,  неотъемлемую  часть настоящей Конвенции или

этого протокола, и если прямо не предусматривается иного, то ссылка на

настоящую  Конвенцию или на протоколы к ней представляет собой в то же

время ссылку на любые приложения к ним. Такие приложения ограничивают-

ся научно-техническими и административными вопросами.

     2. Если каким-либо протоколом не предусматривается иных положений

в  отношении  приложений  к  нему,  то применяется следующая процедура

предложения,  принятия и вступления в силу дополнительных приложений к

настоящей Конвенции или приложений к протоколу:

     а) приложения к настоящей Конвенции предлагаются и принимаются  в

соответствии с процедурой,  установленной в пунктах 2 и 3 статьи 9,  а

приложения к любому протоколу предлагаются и принимаются согласно про-

цедуре, установленной в пунктах 2 и 4 статьи 9;

     b) любая сторона,  не считающая возможным одобрить дополнительное

приложение  к  настоящей  Конвенции или приложение к любому протоколу,

участником которого она является,  уведомляет об  этом  Депозитария  в

письменной  форме в течение шести месяцев со дня направления Депозита-

рием сообщения о принятии.  Депозитарий незамедлительно уведомляет все

Стороны о любом таком полученном им уведомлении. Сторона может в любое

время заменить ранее направленное заявление о возражении заявлением  о

принятии, после чего приложения вступают в силу для данной Стороны.

     с) по истечении шести месяцев со дня рассылки сообщения Депозита-

рием  приложение вступает в силу для всех тех Сторон настоящей Конвен-

ции или любого из соответствующих протоколов,  которые не  представили

уведомления в соответствии с положениями подпункта (b) выше.

     3. Предложение,  принятие и вступление в силу поправок к приложе-

ниям к настоящей Конвенции или к любому протоколу, регулируются проце-

дурой,  аналогичной той, которая установлена для предложения, принятия

и  вступления  в силу приложений к Конвенции или приложений к протоко-

лам.  В приложениях и поправках к ним должным образом  учитываются,  в

частности, соответствующие научно-технические соображения.

     4. Если дополнительное приложение или поправка к приложению  свя-

заны  с внесением поправки в настоящую Конвенцию или протокол,  то это

дополнительное приложение или приложение с внесенными в него поправка-

ми  вступает  в силу лишь после вступления в силу поправки к настоящей

Конвенции или к соответствующему протоколу.

 

                              Статья 11

                        Урегулирование споров

 

     1. В  случае  спора  между  Сторонами относительно толкования или

применения настоящей Конвенции заинтересованные  стороны  стремятся  к

его урегулированию путем переговоров.

     2. Если заинтересованные стороны не могут достичь согласия  путем

переговоров,  они  могут совместно прибегнуть к добрым услугам третьей

стороны или обратиться к ней с просьбой о посредничестве.

     3. При ратификации,  принятии,  одобрении настоящей Конвенции или

присоединении к ней или в любое время после этого государство или  ре-

гиональная  организация экономической интеграции могут направить Депо-

зитарию письменное заявление о том,  что в отношении спора, который не

был  разрешен в соответствии с положениями пункта 1 или пункта 2 выше,

они признают одно или оба из следующих  средств  урегулирования  спора

как обязательные:

     а) арбитраж в соответствии с процедурами,  которые будут установ-

лены Конференцией Сторон на ее первом очередном заседании;

     b) передача спора в Международный Суд.

     4. Если стороны не приняли, в соответствии с пунктом 3 выше, одну

и ту же или любую из процедур,  то спор передается  на  урегулирование

путем  согласительной процедуры в соответствии с пунктом 5 ниже,  если

стороны не договорились об ином.

     5. По  просьбе одной из сторон спора создается согласительная ко-

миссия.  Комиссия состоит из равного числа членов,  назначаемых каждой

заинтересованной стороной, и председателя, выбранного совместно члена-

ми, назначенными каждой стороной. Комиссия выносит окончательное реше-

ние,  имеющее рекомендательный характер, которое стороны добросовестно

учитывают.

     6. Положения настоящей статьи применяются в отношении любого про-

токола, если в этом протоколе не предусматривается иное.

 

                              Статья 12

                              Подписание

 

     1. Настоящая  Конвенция  открыта для подписания в Федеральном ми-

нистерстве иностранных дел Австрийской Республики в Вене  с  22  марта

1985 года по 21 сентября 1985 года и в Центральных учреждениях Органи-

зации Объединенных Наций в Нью-Йорке с 22 сентября  1985  года  по  21

марта 1986 года.

 

                              Статья 13

                 Ратификация, принятие или одобрение

 

     1. Настоящая Конвенция и  любой  протокол  подлежат  ратификации,

принятию  или  одобрению  государствами  и региональными организациями

экономической интеграции.  Документы о ратификации, принятии или одоб-

рении сдаются на хранение Депозитарию.

     2. Любая организация,  указанная в пункте 1 выше,  которая стано-

вится  Стороной Конвенции или любого протокола,  и при этом ни одно ее

государство-член не является такой Стороной,  будет связана всеми обя-

зательствами, вытекающими из Конвенции или протокола соответственно. В

случае, когда одно или более государств-членов такой организации явля-

ются Сторонами Конвенции или соответствующего протокола, эта организа-

ция и ее государства-члены принимают решение в отношении их  соответс-

твующих  обязанностей по выполнению своих обязательств,  вытекающих из

Конвенции или протокола, соответственно. В таких случаях организация и

государства-члены не могут осуществлять параллельно права,  вытекающие

из Конвенции или соответствующего протокола.

     3. В своих документах о ратификации, принятии или одобрении орга-

низации,  указанные в пункте 1 выше,  заявляют о пределах своей компе-

тенции в вопросах,  регулируемых Конвенцией или соответствующим прото-

колом. Эти организации также уведомляют Депозитария о любом существен-

ном изменении пределов своей компетенции.

 

                              Статья 14

                            Присоединение

 

     1. Настоящая Конвенция и любой протокол открыты для присоединения

государств  и региональных организаций экономической интеграции с даты

прекращения подписания Конвенции или соответствующего протокола. Доку-

менты о присоединении сдаются на хранение Депозитарию.

     2. В своих документах о присоединении  организации,  указанные  в

пункте 1 выше, заявляют о пределах своей компетенции в вопросах, регу-

лируемых Конвенцией или соответствующим  протоколом.  Эти  организации

также  уведомляют  Депозитария о любом существенном изменении пределов

своей компетенции.

     3. Положения  пункта 2 статьи 13 применяются к региональным орга-

низациям экономической интеграции,  которые присоединяются к настоящей

Конвенции или любому протоколу.

 

                              Статья 15

                             Право голоса

 

     1. Каждая Сторона Конвенции или любого протокола имеет  один  го-

лос.

     2. За исключением положения,  предусмотренного в пункте  1  выше,

региональные организации экономической интеграции в вопросах, входящих

в их компетенцию,  осуществляют свое право голоса,  располагая  числом

голосов,  равным числу их государств-членов, являющихся Сторонами Кон-

венции или соответствующего протокола.  Указанные  организации  теряют

свое  право голоса,  если их государства-члены осуществляют свое право

голоса, и наоборот.

 

                              Статья 16

              Связь между Конвенцией и протоколами к ней

 

     1. Государство  или региональная организация экономической интег-

рации могут стать сторонами какого-либо протокола лишь в  том  случае,

если они являются или становятся в то же время Сторонами Конвенции.

     2. Решения,  касающиеся любого протокола, принимаются только сто-

ронами соответствующего протокола.

 

                              Статья 17

                          Вступление в силу

 

     1. Настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день со  дня

сдачи на хранение двадцатого документа о ратификации,  принятии, одоб-

рении или присоединении.

     2. Любой  протокол,  если  в  этом протоколе не предусматривается

иное,  вступает в силу на девяностый день со  дня  сдачи  на  хранение

одиннадцатого документа о ратификации,  принятии или одобрении данного

протокола или о присоединении к нему.

     3. Для каждой Стороны,  которая ратифицирует, принимает или одоб-

ряет настоящую Конвенцию или присоединяется к ней после сдачи на  хра-

нение двадцатого документа о ратификации, принятии, одобрении или при-

соединении,  Конвенция вступает в силу на девяностый день после  сдачи

на хранение такой Стороной документа о ратификации,  принятии, одобре-

нии или присоединении.

     4. Любой  протокол,  если  в таком протоколе не предусматривается

иное, вступает в силу для стороны, которая ратифицирует, принимает или

одобряет  этот протокол или присоединяется к нему после его вступления

в силу согласно пункту 2 выше,  на девяностый день после даты сдачи на

хранение этой стороной своего документа о ратификации, принятии, одоб-

рении или присоединении или в день,  когда Конвенция вступает  в  силу

для этой Стороны,  в зависимости от того,  какой из этих дней наступит

позднее.

     5. Для целей пунктов 1 и 2 выше любой документ, сданный на хране-

ние региональной организацией экономической интеграции,  не рассматри-

вается  в  качестве дополнительного к документам,  сданным на хранение

государствами-членами такой организации.

 

                              Статья 18

                               Оговорки

 

     Никакие оговорки к настоящей Конвенции не допускаются.

 

                              Статья 19

                                Выход

 

     1. В любое время по истечении четырех лет со дня вступления  нас-

тоящей  Конвенции в силу для данной Стороны эта Сторона может выйти из

Конвенции, направив письменное уведомление Депозитарию.

     2. За исключением случаев,  предусмотренных в каком-либо протоко-

ле,  в любое время по истечении четырех лет со дня  вступления  такого

протокола  в силу для данной стороны эта сторона может выйти из прото-

кола, направив письменное уведомление Депозитарию.

     3. Любой  такой выход вступает в силу по истечении одного года со

дня получения уведомления Депозитарием или в такой более поздний срок,

который может быть указан в уведомлении о выходе.

     4. Любая Сторона,  которая выходит из настоящей Конвенции, счита-

ется также вышедшей из любого протокола, стороной которого она являет-

ся.

 

                              Статья 20

                             Депозитарий

 

     1. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций выполняет

функции Депозитария настоящей Конвенции и любых протоколов.

     2. Депозитарий информирует Стороны, в частности, о:

     а) подписании настоящей Конвенции и любого протокола и  сдаче  на

хранение документов о ратификации,  принятии или одобрении или присое-

динении в соответствии со статьями 13 и 14;

     b) дате  вступления  в  силу Конвенции и любого протокола в соот-

ветствии со статьей 17;

     с) уведомлениях о выходе, сделанных в соответствии со статьей 19;

     d) принятых поправках к Конвенции и любому протоколу, их принятии

сторонами и датах их вступления в силу в соответствии со статьей 9;

     е) всех сообщениях,  касающихся принятия и одобрения приложений и

поправок к ним в соответствии со статьей 10;

     f) уведомлениях региональных организаций экономической интеграции

о пределах их компетенции в вопросах, регулируемых настоящей Конвенци-

ей и любыми протоколами и поправками к ним;

     g) заявлениях, сделанных в соответствии с пунктом 3 статьи 11.

 

                              Статья 21

                          Аутентичные тексты

 

     Подлинный текст настоящей Конвенции,  английский,  арабский,  ис-

панский,  китайский,  русский и французский варианты которого являются

равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Органи-

зации Объединенных Наций.

     В удостоверение чего нижеподписавшиеся,  должным  образом  на  то

уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

 

     Совершено в Вене в 22-й день марта 1985 года.

 

     Приложение I.  Исследования и систематические наблюдения

     Приложение II. Обмен информацией

 

     Список государств, подписавших Конвенцию об охране

     озонового слоя в Вене 22 марта 1985 г.

 

                             Приложение I

                         к Венской Конвенции

                       об охране озонового слоя

 

                       (Вена, 22 марта 1985 г.)

 

              Исследования и систематические наблюдения

 

     1. Стороны  Конвенции признают,  что главными научными проблемами

являются:

     а) изменение озонового слоя,  которое может иметь результатом из-

менение интенсивности солнечного ультрафиолетового излучения, влияюще-

го на живые организмы (УФ-Б) и достигающего поверхности Земли,  и воз-

можные последствия для здоровья человека,  организмов, экосистем и ма-

териалов, используемых человеком;

     b) изменение вертикального профиля озона,  которое может нарушить

температурную структуру атмосферы,  и возможные последствия для погоды

и климата.

     2. Стороны  Конвенции  в соответствии со статьей 3 сотрудничают в

проведении исследований и систематических наблюдений и  формулировании

рекомендаций  о  дальнейших исследованиях и наблюдениях в таких облас-

тях, как:

     а) Исследование физики и химии атмосферы

     i) комплексное теоретическое моделирование: дальнейшая разработка

моделей,  рассматривающих взаимодействие радиационных,  динамических и

химических процессов; изучение одновременного воздействия на атмосфер-

ный озон различных созданных человеком и природных веществ;  интерпре-

тация данных телеметрических измерений,  полученных со спутников и на-

земных установок; оценка динамики атмосферных и геофизических парамет-

ров и разработка методов определения причин изменения этих параметров;

     ii) лабораторные измерения коэффициентов изменений,  сечений пог-

лощения и механизмов взаимодействия тропосферных и стратосферных хими-

ческих и фотохимических процессов; данные спектроскопии для подкрепле-

ния полевых измерений во всех соответствующих участках спектра;

     iii) полевые измерения:  изучение концентрации и потоков основных

исходных газов как естественного,  так и антропогенного происхождения;

изучение  атмосферной динамики;  одновременные измерения фотохимически

родственных объектов исследования выше границы земной атмосферы с  ис-

пользованием датчиков in situ и дистанционных датчиков;  сопоставление

данных,  полученных в разных точках и разными приборами, включая коор-

динацию  и унификацию номенклатуры измерений для спутниковой аппарату-

ры;  получение трехмерных изображений  основных  следовых  атмосферных

примесей,  спектрального потока солнечной радиации и метеорологических

параметров;

     iv) разработка приборов, включая спутниковые и неспутниковые дат-

чики для измерения следовых атмосферных примесей, потока солнечной ра-

диации и метеорологических параметров;

     b) Исследование влияния изменений озонового слоя на здоровье  че-

ловека, биосферу и процессы фоторазложения

     i) связь видимого и ультрафиолетового солнечного облучения  чело-

века  а) с развитием как немеланомного,  так и меланомного рака кожи и

b) воздействием на иммунологическую систему;

     ii) воздействие  излучения УФ-Б в зависимости от длины волн а) на

сельскохозяйственные культуры,  леса и другие экосистемы суши и b)  на

пищевую сеть водных экосистем и рыболовство,  а также возможное тормо-

жение выделения кислорода морским фитопланктоном;

     iii) механизмы  воздействия  излучения  УФ-Б на биологические ве-

щества, виды и экосистемы, включая связь между дозой, мощностью дозы и

реакцией; фоторепарация, адаптация и защита;

     iv) выявление возможного взаимодействия зон  с  различной  длиной

волны  путем  изучения  биологических спектров действия и спектральной

реакции на полихроматическое облучение;

     v) воздействие  излучения  УФ-Б  на чувствительность и активность

биологических видов, играющих важную роль в балансе биосферы; на такие

первичные природные процессы, как фотосинтез и биосинтез;

     vi) воздействие излучения УФ-Б на фоторазложение загрязняющих ве-

ществ, сельскохозяйственных химикатов и других материалов.

     с) Исследование воздействия на климат

     i) теоретическое исследование и наблюдение за радиационным эффек-

том озона и других микроэлементов и влиянием на климатические парамет-

ры,  такие, как температура поверхности суши и океанов, характер осад-

ков, обмен между тропосферой и стратосферой;

     ii) исследование влияния таких изменений климата на различные ви-

ды человеческой деятельности;

     d) Систематические наблюдения за:

     i) состоянием озонового слоя (пространственная и временная измен-

чивость общего содержания и вертикального профиля озона) путем оконча-

тельного введения в строй глобальной системы  наблюдения  за  озоновым

слоем, базирующейся на интеграции спутниковых и наземных систем наблю-

дения;

     ii) тропосферной  и стратосферной концентрацией исходных газов на

содержание в них НО(х), NO и CIO(х), а также углеродистых соединений;

     iii) температурой  от земной поверхности до мезосферы с использо-

ванием как наземных, так и спутниковых систем;

     iv) волновым  составом  потока  солнечной радиации,  достигающего

земной атмосферы, и за тепловым излучением, покидающим ее, с использо-

ванием данных со спутников;

     v) волновым составом потока солнечной радиации, достигающего зем-

ной  поверхности в ультрафиолетовой части спектра и влияющего на живые

организмы (УФ-Б);

     vi) свойствами  и  распределением  аэрозолей в слое от земной по-

верхности до мезосферы с использованием наземных, самолетных и спутни-

ковых систем наблюдения;

     vii) переменными,  имеющими большое значение для климатологии, на

основе осуществления программ высококачественных метеорологических по-

верхностных измерений;

     viii) микроэлементами, температурой, потоком солнечной радиации и

аэрозолями, используя более совершенные методы анализа глобальных дан-

ных.

     3. Стороны Конвенции сотрудничают в  поощрении  надлежащей  науч-

но-технической  подготовки,  необходимой для участия в исследованиях и

систематических наблюдениях,  указанных в настоящем приложении, учиты-

вая  особые  потребности развивающихся стран.  Особое внимание следует

уделить перекрестной градуировке приборов и согласованию методов  наб-

людения для составления сопоставимых или систематизированных рядов на-

учных данных.

     4. Считается,  что  следующие  химические вещества природного или

антропогенного происхождения,  которые перечислены в произвольном  по-

рядке, могут изменять химические и физические свойства озонового слоя.

     а) Углеродистые вещества

     i) Окись углерода (СО)

     Окись углерода имеет важные естественные и антропогенные источни-

ки и,  как полагают,  играет значительную прямую роль в фотохимических

процессах тропосферы и косвенную роль в фотохимических процессах стра-

тосферы.

     ii) Двуокись углерода (СО2)

     Двуокись углерода  имеет  важные естественные и антропогенные ис-

точники и влияет на стратосферный озон путем воздействия  на  тепловую

структуру атмосферы.

     iii) Метан (СН4)

     Метан имеет  как  естественные,  так  и антропогенные источники и

влияет как на тропосферный, так и на стратосферный озон.

     iv) Неметановые виды углеводородов

     Неметановые виды углеводородов состоят из большого числа химичес-

ких веществ,  имеют как естественные,  так и антропогенные источники и

играют прямую роль в фотохимических процессах тропосферы  и  косвенную

роль в фотохимических процессах стратосферы.

     b) Азотистые вещества

     i) Закись азота (N2O)

     Преобладающие источники NO(x) являются естественными по  характе-

ру,  однако их антропогенное влияние приобретает все большее значение.

Закись азота - основной источник стратосферных NO(x),  которые  играют

ключевую роль в регулировании количества стратосферного озона;

     Окиси азота (NO(x))

     Наземные источники  NO играют важную прямую роль лишь в фотохими-

ческих процессах тропосферы, а косвенную роль - в фотохимии стратосфе-

ры,  причем ввод NO вблизи тропопаузы может непосредственно привести к

изменениям озона в верхних слоях тропосферы и в стратосфере.

     с) Хлористые вещества

     i) Полностью  галоидированные  алканы,   например   ССl4,   CFCl3

(CFC-11), CF2Cl2 (CFC-12), C2F3Cl3 (CFC-113), C2F4Cl2 (CFC-114)

     Полностью галоидированные алканы являются антропогенными и  дейс-

твуют в качестве источника ClO(x),  который играет ключевую роль в фо-

тохимии озона, главным образом на высоте 30 - 50 км.

     ii) Частично     галоидированные    алканы,    например    CH3Cl,

CHF2Cl(CFC-22), CH2CCl3, CHFCl2 (CFC-21)

     СH3Cl являются естественными,  в то время как остальные указанные

выше частично галоидированные алканы имеют  антропогенное  происхожде-

ние.  Эти  газы  также  выступают  в  качестве источника стратосферных

СlO(x).

     d) Бромистые вещества

     Полностью галоидированные алканы, например CF3Br

     Эти газы являются антропогенными и действуют в качестве источника

BrO, действие которых аналогично действию ClO(x).

     е) Водородные вещества

     i) Водород (H2)

     Водород, источник которого является естественным и антропогенным,

играет незначительную роль в фотохимии стратосферы.

     ii) Вода (H2O)

     Вода, источник которой является естественным, играет очень важную

роль как в тропосферной,  так и в стратосферной фотохимии.  Локальными

источниками водяного пара в стратосфере является окисление метана и, в

меньшей степени, водорода.

 

                            Приложение II

                         к Венской Конвенции

                       об охране озонового слоя

 

                       (Вена, 22 марта 1985 г.)

 

                          Обмен информацией

 

     1. Стороны Конвенции признают, что сбор информации и обмен ею яв-

ляются важными средствами осуществления целей  настоящей  Конвенции  и

залогом того, что любые меры, которые могут быть приняты, будут умест-

ны и справедливы.  Поэтому Стороны будут обмениваться научной,  техни-

ческой,  социально-экономической, деловой, коммерческой и правовой ин-

формацией.

     2. Стороны Конвенции при решении вопроса о том,  какая информация

подлежит сбору и обмену,  должны принимать во внимание полезность  ин-

формации и стоимость ее получения. Стороны признают далее, что сотруд-

ничество, о котором говорится в настоящем приложении, должно быть сов-

местимо с национальными законами,  постановлениями и практикой в отно-

шении патентов, торговых секретов и охраны конфиденциальной и запатен-

тованной информации.

     3. Научная информация

     К ней относится информация:

     а) о научных исследованиях, запланированных и проводимых на госу-

дарственной  или частной основе,  с целью облегчения координации науч-

но-исследовательских программ и таким  образом  наиболее  эффективного

использования имеющихся национальных и международных ресурсов;

     b) данные о выбросах, необходимые для исследований;

     с) о  научных  результатах,  опубликованных в специальной научной

литературе по вопросам физики и химии земной атмосферы и  ее  чувстви-

тельности  к  изменениям,  и  особенно по вопросам состояния озонового

слоя и последствий для здоровья человека,  окружающей среды и  климата

изменений  общего  содержания  или вертикального профиля озона в любой

шкале времени;

     d) об оценке результатов научных исследований и рекомендациях для

будущих исследований.

     4. Техническая информация

     К ней относится информация:

     а) о  наличии и стоимости химических заменителей и альтернативных

технологий,  которые позволят сократить  выбросы  веществ,  изменяющих

озоновый  слой,  а также о связанных с этим планируемых или проводимых

исследованиях;

     b) об ограничениях и возможном риске,  связанных с использованием

химических и других заменителей и альтернативных технологий.

     5. Социально-экономическая и коммерческая информация относительно

веществ, упоминаемых приложении I

     К ней относится информация:

     а) о производстве и производственной мощности;

     b) об использовании и тенденциях использования продукции;

     с) об импорте/экспорте;

     d) о расходах, риске и выгодах тех видов человеческой деятельнос-

ти, которые могут косвенно вызвать изменения озонового слоя, и о влия-

нии принимаемых или планируемых мер регулирования этой деятельностью.

     6. Правовая информация

     К ней относится информация:

     а) о национальных законах, административных мерах и правовых исс-

ледованиях, касающихся охраны озонового слоя;

     b) о международных соглашениях,  включая двусторонние соглашения,

касающиеся охраны озонового слоя;

     с) о методах и условиях лицензирования и наличия  патентов,  свя-

занных с охраной озонового слоя.

 

                                Список

      государств, подписавших Конвенцию об охране озонового слоя

                      в Вене 22 марта 1985 года

 

     1. Аргентина

     2. Белорусская ССР

     3. Бельгия

     4. Голландия

     5. Греция

     6. Египет

     7. Италия

     8. Канада

     9. Мексика

     10. Нидерланды

     11. Норвегия

     12. СССР

     13. Украинская ССР

     14. Швейцария

     15. Швеция

     16. Финляндия

     17. ФРГ

     18. Франция

     19. Чили

     20. Европейское экономическое сообщество