Республики Таджикистан присоединилась к Протоколу 15 мая 1997 г.

 

                               ПРОТОКОЛ

               ПО ВОПРОСАМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

               И СООТВЕТСТВУЮЩИМ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ

 

                              ПРЕАМБУЛА

 

     ДОГОВАРИВАЮЩИЕСЯ СТОРОНЫ настоящего Протокола,

     принимая во внимание Европейскую Энергетическую Хартию,  принятую

в Заключительном Документе Гаагской Конференции по Европейской Энерге-

тической Хартии,  подписанном в Гааге 17 декабря 1991 года, и, в част-

ности,  содержащиеся в ней декларации о том,  что необходимо сотрудни-

чество а области энергетической эффективности и соответствующей охраны

окружающей среды;

     принимая во внимание также Договор к Энергетической Хартии,  отк-

рытый для подписания с 17 декабря 1994 года по 16 июня 1995 года; учи-

тывая работу, проводимую международными организациями и форумами в об-

ласти энергетической эффективности и экологических аспектов  энергети-

ческого цикла;

     сознавая повышение надежности  энергообеспечения  и  значительные

экономические  и  экологические  выгоды,  которые являются результатом

осуществления мер по повышению энергетической эффективности на  основе

эффективности  затрат,  и сознавая их значение для структурной перест-

ройки экономики и повышения уровня жизни;

     признавая, что  повышение  энергетической эффективности ослабляет

негативные последствия энергетического  цикла  для  окружающей  среды,

включая потепление мирового климата и подкисление;

     будучи убеждены,  что цены на энергию должны максимально отражать

условия конкурентного рынка,  обеспечивая ценообразование,  ориентиро-

ванное на рынок, включая более полное отражение экологических затрат и

выгод,  и  признавая,  что  такое ценообразование имеет первостепенное

значение для прогресса в области энергетической эффективности и  соот-

ветствующей охраны окружающей среды;

     признавая важную роль частного сектора,  включая малые и  средние

предприятия,  в                                                        

и в их осуществлении и стремясь обеспечить  благоприятные  институцио-

нальные  рамки  для экономически жизнеспособных инвестиций в повышение

энергетической эффективности;

     признавая, что коммерческие фирмы сотрудничества,  возможно, сле-

дует дополнять межправительственным сотрудничеством, особенно в облас-

ти разработки энергетической политики и анализа,  а также в других об-

ластях,  которые являются существенно важными для повышения  энергети-

ческой эффективности,  но не могут финансироваться из частных источни-

ков; и

     желая предпринять  совместные  и скоординированные меры в области

энергетической эффективности и соответствующей охраны окружающей среды

и принять Протокол, обеспечивающий основу для максимально экономного и

эффективного использования энергии:

     ДОГОВОРИЛИСЬ О НИЖЕСЛЕДУЕМ:

 

                               ЧАСТЬ 1

                               ВВЕДЕНИЕ

 

                               СТАТЬЯ 1

                        ОХВАТ И ЦЕЛИ ПРОТОКОЛА

 

     (1) Настоящий Протокол определяет программные принципы содействия

повышению энергетической  эффективности  как  значительного  источника

энергии  и последующего ослабления неблагоприятного Воздействия на Ок-

ружающую Среду энергетических систем.  Кроме того, он содержит руково-

дящие  принципы для разработки программ по энергетической эффективнос-

ти, намечает области сотрудничества, а также создает основу для разви-

тия совместных или скоординированных действий.  Эти действия могут ох-

ватывать поисковые  работы,  разведку,  производство,  преобразование,

хранение, транспортировку, распределение и потребление энергии и могут

относиться к любому экономическому сектору.

     (2) Целями настоящего Протокола являются:

     (а) содействие политике в области  энергетической  эффективности,

соответствующей устойчивому развитию;

     (Ь) создание рамочных условий,  побуждающих производителей и пот-

ребителей использовать энергию максимально экономно, эффективно и эко-

логически обоснованно, в особенности посредством организации эффектив-

ных рынков энергии и более полного учета экологических затрат и выгод;

и

     (с) поощрение  сотрудничества  в области энергетической эффектив-

ности.

 

                               СТАТЬЯ 2

                             ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

     В настоящем Протоколе:

     (1) "Хартия" означает Европейскую Энергетическую Хартию, принятую

в Заключительном Документе Гаагской Конференции по Европейской Энерге-

тической Хартии,  подписанном в Гааге 17 декабря 1991 года; подписание

Заключительного Документа рассматривается как подписание Хартии.

     (2) "Договаривающаяся Сторона" означает государство или Организа-

цию Региональной Экономической Интеграции,  которые согласились с обя-

зательностью для них настоящего Протокола и для которых Протокол нахо-

дится в силе.

     (3) "Организация Региональной Экономической Интеграции"  означает

организацию,  образованную государствами,  которой они передали компе-

тенцию по определенным вопросам,  ряд которых  регулируется  настоящим

Протоколом,  включая  право  принимать обязательные для них решения по

этим вопросам.

     (4) "Энергетический  Цикл"  означает  всю энергетическую цепочку,

включающую деятельность,  связанную с поисковыми работами,  разведкой,

производством, преобразованием, хранением, транспортировкой, распреде-

лением и потреблением различных форм энергии и переработкой и удалени-

ем отходов,  а также остановку,  прекращение и закрытие такой деятель-

ности с целью сведения к минимуму вредного Воздействия  на  Окружающую

Среду.

     (5) "Эффективность Затрат" означает достижение определенной  цели

при  самых низких затратах либо получение наибольшей выгоды при данных

затратах.

     (6) "Повышение  Энергетической  Эффективности" означает мероприя-

тия,  направленные на сохранение выпуска той же единицы продукции (то-

вара или услуги) без снижения качества или характеристик продукции при

уменьшении затрат энергии,  необходимых для производства этой  продук-

ции.

     (7) "Воздействие на Окружающую Среду* означает любое воздействие,

оказываемое  данной деятельностью на окружающую среду,  в том числе на

здоровье и безопасность человека,  флору,  фауну, почву, воздух, воду,

климат, пейзаж и исторические памятники или другие физические сооруже-

ния либо взаимодействие между этими факторами; оно включает также воз-

действие  на культурное наследие или социально-экономические условия в

результате изменений этих факторов.

 

                               ЧАСТЬ II

                         ПРОГРАММНЫЕ ПРИНЦИПЫ

 

                               СТАТЬЯ 3

                          ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

 

     Договаривающиеся Стороны руководствуются следующими принципами:

     (1) Договаривающиеся Стороны сотрудничают и,  когда это целесооб-

разно,  оказывают друг другу содействие в разработке  и  осуществлении

политики,  законов и нормативных актов в области энергетической эффек-

тивности.

     (2) Договаривающиеся  Стороны определяют политику в области энер-

гетической эффективности и устанавливают надлежащие правовые и  норма-

тивные рамки, которые, inter alia, способствуют:

     (а) эффективному функционированию  рыночных  механизмов,  включая

ориентированное на рынок ценообразование и более полное отражение эко-

логических затрат и выгод;

     (b) снижению барьеров, препятствующих энергетической эффективнос-

ти, стимулируя тем самым инвестиции;

     (с) механизмам  финансирования инициатив по энергетической эффек-

тивности;

     (d) образованию и просвещению;

     (е) распространению и передаче технологий;

     (f) открытости правовых и нормативных рамок.

     (3) Договаривающиеся Стороны стремятся добиваться наибольшей  вы-

годы  от  энергетической  эффективности в рамках всего Энергетического

Цикла. С этой целью они максимально компетентно формулируют и осущест-

вляют  политику  в области энергетической эффективности,  а также сов-

местные и скоординированные действия на основе Эффективности Затрат  и

экономической эффективности, с должным учетом экологических аспектов.

     (4) Политика в области  энергетической  эффективности  охватывает

как  краткосрочные меры по исправлению предшествующей практики,  так и

долгосрочные меры по повышению энергетической эффективности  в  рамках

Энергетического Цикла.

     (5) При осуществлении сотрудничества для достижения цели  настоя-

щего Протокола Договаривающиеся Стороны принимают во внимание различия

между Договаривающимися сторонами, касающиеся неблагоприятных последс-

твий и затрат по их ослаблению.

     (6) Договаривающиеся Стороны признают важную роль частного секто-

ра.  Они поощряют принятие мер коммунальными энергетическими предприя-

тиями,  ответственными органами власти и специализированными организа-

циями, а также тесное сотрудничество между промышленностью и админист-

ративными органами.

     (7) В  совместных или скоординированных действиях учитываются со-

ответствующие принципы,  принятые в международных соглашениях, направ-

ленных на охрану и улучшение окружающей среды, в которых участвуют До-

говаривающиеся Стороны.

     (8) Договаривающиеся  Стороны  полностью используют работу и опыт

компетентных международных или других  органов  и  стремятся  избегать

дублирования.

 

                               СТАТЬЯ 4

               РАЗДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И КООРДИНАЦИЯ

 

     Каждая Договаривающаяся Сторона стремится обеспечивать  координа-

цию политики в области энергетической эффективности между всеми своими

ответственными органами власти.

 

                               СТАТЬЯ 5

                     СТРАТЕГИИ И ПРОГРАММНЫЕ ЦЕЛИ

 

     Договаривающиеся Стороны формулируют стратегии и программные цели

в области Повышения Энергетической Эффективности и тем самым  ослабле-

ния  Воздействия на Окружающую Среду Энергетического Цикла в соответс-

твии с их  собственными  конкретными  энергетическими  условиями.  Эти

стратегии  и программные цели должны быть открыты для всех заинтересо-

ванных сторон.

 

                               СТАТЬЯ 6

                 ФИНАНСИРОВАНИЕ И ФИНАНСОВЫЕ СТИМУЛЫ

 

     (1) Договаривающиеся  Стороны поощряют осуществление новых подхо-

дов и методов финансирования инвестиций в повышение энергетической эф-

фективности и в связанную с энергетикой охрану окружающей среды, таких

как договоренности о совместных предприятиях между потребителями энер-

гии  и  внешними инвесторами (далее именуемые "Финансирование Третьими

Сторонами").

     (2) Договаривающиеся Стороны стремятся использовать рынки частно-

го капитала и существующие международные финансовые учреждения  и  со-

действуют  доступу  к  ним  с  целью облегчения инвестиций в Повышение

Энергетической Эффективности и в связанную с энергетической  эффектив-

ностью охрану окружающей среды.

     (3) Договаривающиеся Стороны могут,  при условии соблюдения поло-

жений  Договора  к  Энергетической Хартии и других своих международных

юридических обязательств, предоставлять фискальные или финансовые сти-

мулы энергопользователям с целью облегчения внедрения на рынок энерге-

тически эффективных технологий,  продуктов и услуг.  Они стремятся де-

лать это таким образом, который обеспечивает открытость и сводит к ми-

нимуму диспропорции на международных рынках.

 

                               СТАТЬЯ 7

           СОДЕЙСТВИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИ ЭФФЕКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

 

     (1) В соответствии с положениями Договора к Энергетической Хартии

Договаривающиеся Стороны поощряют коммерческую  торговлю  и  сотрудни-

чество в области энергетически эффективных и экологически обоснованных

технологий, услуг и методов управления, относящихся к энергии.

     (2) Договаривающиеся Стороны содействуют использованию таких тех-

нологий,  услуг и методов управления в  рамках  всего  Энергетического

Цикла.

 

                               СТАТЬЯ 8

                       ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ

 

     (1) Для достижения программных целей,  сформулированных  в  соот-

ветствии со Статьей 5,  каждая Договаривающаяся Сторона разрабатывает,

выполняет и регулярно обновляет программы повышения энергетической эф-

фективности, наиболее соответствующие ее условиям.

     (2) Такие программы могут включать такую деятельность, как:

     (а) разработка  долгосрочных сценариев спроса и предложения энер-

гии, которыми можно было бы руководствоваться при принятии решений;

     (b) оценка влияния предпринимаемых действий на энергетику,  окру-

жающую среду и экономические показатели;

     (с) определение  норм,  разработанных для повышения эффективности

использующего энергию оборудования,  и усилия по  их  гармонизации  на

международном уровне, чтобы избежать диспропорций в торговле;

     (d) развитие и поощрение частной инициативы и промышленного  сот-

рудничества, включая совместные предприятия;

     (е) содействие использованию наиболее  энергетически  эффективных

технологий,  которые являются экономически эффективными и экологически

обоснованными;

     (f) поощрение  новаторских подходов к капиталовложениям в повыше-

ние энергетической эффективности,  таких как  Финансирование  Третьими

Сторонами и совместное финансирование;

     (g) разработка соответствующих энергетических балансов и баз дан-

ных,  например,  с данными о спросе на энергию на достаточно подробном

уровне и о технологиях Повышения Энергетической Эффективности;

     (h) содействие созданию экспертных и консультативных служб, кото-

рые могли бы действовать в рамках государственных или частных  промыш-

ленных  предприятий или предприятий коммунальных услуг и предоставляли

бы информацию о программах повышения  энергетической  эффективности  и

энергетически эффективных технологиях и оказывали бы содействие потре-

бителям и предприятиям;

     (i) поддержка и поощрение комбинированного производства электроэ-

нергии и тепла,  а также мер,  направленных на повышение эффективности

производственных  и распределительных систем центрального теплоснабже-

ния зданий и промышленных предприятий;

     (j) создание,  на соответствующих уровнях, специализированных ор-

ганов по энергетической эффективности,  которые имеют достаточное  фи-

нансирование  и укомплектование кадрами для разработки и осуществления

политики.

     (3) При реализации своих программ в области энергетической эффек-

тивности Договаривающиеся Стороны обеспечивают наличие надлежащих инс-

титуциональных и правовых инфраструктур.

 

                              ЧАСТЬ III

                     МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

 

                               СТАТЬЯ 9

                        ОБЛАСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА

 

     Сотрудничество между Договаривающимися Сторонами может проводить-

ся в любой необходимой форме.  Области возможного сотрудничества пере-

числены в Приложении.

 

                               ЧАСТЬ IV

                АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ

 

                              СТАТЬЯ 10

                      РОЛЬ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ХАРТИИ

 

     (1) Все  решения Конференции по Хартии в соответствии с настоящим

Протоколом принимаются только теми Договаривающимися Сторонами Догово-

ра к Энергетической Хартии,  которые являются Договаривающимися Сторо-

нами настоящего Протокола.

     (2) Конференция по Хартии стремится принять,  не позднее, чем че-

рез 180 дней после вступления в силу настоящего  Протокола,  процедуры

обзора  и  облегчения  выполнения его положений,  включая требования к

представляемым докладам,  а также процедуры определения областей  сот-

рудничества в соответствии со Статьей 9.

 

                              СТАТЬЯ 11

                     СЕКРЕТАРИАТ И ФИНАНСИРОВАНИЕ

 

     (1) Секретариат,  учрежденный согласно Статье 35 Договора к Энер-

гетической Хартии, оказывает Конференции по Хартии все необходимое со-

действие в выполнении ее обязанностей по настоящему Протоколу и оказы-

вает другие такие услуги по обеспечению осуществления Протокола, кото-

рые могут требоваться время от времени,  при условии одобрения  Конфе-

ренцией по Хартии.

     (2) Расходы Секретариата и Конференции по Хартии,  вытекающие  из

настоящего Протокола,  покрываются Договаривающимися Сторонами настоя-

щего Протокола в соответствии с их платежеспособностью, определенной в

соответствии с формулой,  изложенной в Приложении В к Договору к Энер-

гетической Хартии.

 

                              СТАТЬЯ 12

                             ГОЛОСОВАНИЕ

 

     (1) Единогласие Договаривающихся Сторон,  Присутствующих и Участ-

вующих в Голосовании на сессии Конференции по Хартии, на которой такие

вопросы подлежат решению, требуется для принятия решений с целью:

     (а) принятия поправок к настоящему Протоколу; и

     (Ь) утверждения  присоединений  к  настоящему  Протоколу согласно

Статье 16.

     Договаривающиеся Стороны прилагают все усилия для достижения сог-

ласия на основе консенсуса по любому другому вопросу, по которому тре-

буется их решение согласно настоящему Протоколу.  Если согласие не мо-

жет быть достигнуто на основе консенсуса,  то решения,  касающиеся не-

бюджетных вопросов,  принимаются большинством в три четверти Договари-

вающихся Сторон,  Присутствующих и Участвующих в Голосовании на сессии

Конференции по Хартии, на которой такие вопросы подлежат решению.

     Решения, касающиеся бюджетных вопросов,  принимаются квалифициро-

ванным  большинством  Договаривающихся Сторон,  чьи начисленные взносы

согласно Статье 11(2) представляют, в совокупности, не менее трех чет-

вертых общей суммы начисленных взносов.

     (2) Для целей настоящей Статьи,  "Договаривающиеся Стороны,  При-

сутствующие  и  Участвующие  в  Голосовании" означает Договаривающиеся

Стороны настоящего Протокола,  присутствующие и  голосующие  "за"  или

"против", при условии, что Конференция по Хартии может принимать реше-

ние по правилам процедуры с тем,  чтобы Договаривающиеся Стороны могли

принимать такие решения по переписке.

     (3) За исключением предусмотренного в пункте (1) в отношении бюд-

жетных вопросов,  никакое решение,  упомянутое в настоящей Статье,  не

должно иметь силы,  если его не поддержало простое большинство Догова-

ривающихся Сторон.

     (4) Организация Региональной Экономической Интеграции при голосо-

вании получает число голосов, равное числу ее государств-членов, явля-

ющихся Договаривающимися Сторонами настоящего Протокола,  при условии,

что  такая Организация не должна использовать свое право голоса,  если

голосуют ее государства-члены, и наоборот.

     (5) В  случае  хронической задолженности Договаривающейся Стороны

по финансовым обязательствам в соответствии  с  настоящим  Протоколом,

Конференция по Хартии может временно полностью или частично лишить эту

Договаривающуюся Сторону права голоса.

 

                              СТАТЬЯ 13

              СВЯЗЬ С ДОГОВОРОМ К ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ХАРТИИ

 

     (1) В  случае несоответствия положений настоящего Протокола поло-

жениям Договора к Энергетической Хартии,  преимущественную силу в час-

ти,  относящейся  к  этому несоответствию,  имеют положения Договора к

Энергетической Хартии.

     (2) Статья 10(1) и Статья 12(1) - (3) не должны применяться к го-

лосованию на Конференции по Хартии по поправкам к настоящему  Протоко-

лу, которые передают обязанности или функции Конференции по Хартии или

Секретариату,  создание которого предусмотрено в Договоре к  Энергети-

ческой Хартии.

 

                               ЧАСТЬ V

                       ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

                              СТАТЬЯ 14

                              ПОДПИСАНИЕ

 

     Настоящий Протокол открыт для подписания в Лиссабоне с 17 декабря

1994 года по 16 июня 1995 года государствами  и  Организациями  Регио-

нальной Экономической Интеграции, представители которых подписали Хар-

тию и Договор к Энергетической хартии.

 

                              СТАТЬЯ 15

                РАТИФИКАЦИЯ, ПРИНЯТИЕ ИЛИ УТВЕРЖДЕНИЕ

 

     Настоящий Протокол подлежит ратификации, принятию или утверждению

подписавшими его сторонами.  Ратификационные грамоты и акты о принятии

или утверждении сдаются на хранение Депозитарию.

 

                              СТАТЬЯ 16

                            ПРИСОЕДИНЕНИЕ

 

     Настоящий Протокол открыт для присоединения государств и  органи-

заций Региональной Экономической Интеграции,  которые подписали Хартию

и являются Договаривающимися Сторонами Договора к Энергетической  Хар-

тии,  с даты,  когда Протокол закрывается для подписания, на условиях,

одобренных Конференцией по Хартии.  Акты о  присоединении  сдаются  на

хранение Депозитарию.

 

                              СТАТЬЯ 17

                               ПОПРАВКИ

 

     (1) Любая Договаривающаяся Сторона может  предлагать  поправки  к

настоящему Протоколу.

     (2) Текст любой предложенной поправки к настоящему Протоколу  со-

общается  Секретариатом  Договаривающимся  Сторонам по меньшей мере за

три месяца до той даты,  когда намечается его принятие Конференцией по

Хартии.

     (3) Поправки к настоящему Протоколу,  тексты которых были приняты

Конференцией по Хартии,  передаются Секретариатом Депозитарию, который

направляет их всем Договаривающимся Сторонам для ратификации, принятия

или утверждения.

     (4) Ратификационные грамоты и акты  о  принятии  или  утверждении

поправок к настоящему Протоколу сдаются на хранение Депозитарию.  Поп-

равки вступают в силу для Договаривающихся Сторон, которые ратифициро-

вали,  приняли или утвердили их, на тридцатый день после получения Де-

позитарием ратификационных грамот, актов о принятии или утверждении по

меньшей мере трех четвертей Договаривающихся Сторон.  После этого поп-

равки вступают в силу для любой  другой  Договаривающейся  Стороны  на

тридцатый  день после сдачи на хранение этой Договаривающейся Стороной

своих ратификационных грамот и актов о принятии или утверждении попра-

вок.

 

                              СТАТЬЯ 18

                          ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ

 

     (1) Настоящий Протокол вступает в силу на  тридцатый  день  после

даты  сдачи  на  хранение пятнадцатой ратификационной грамоты,  акта о

принятии или утверждении настоящего Протокола либо о  присоединении  к

нему государством или Организацией Региональной Экономической Интегра-

ции, которые являются подписавшими Хартию сторонами и Договаривающими-

ся Сторонами Договора к Энергетической Хартии, или в тот же день, ког-

да вступает в силу Договор к Энергетической Хартии,  в зависимости  от

того, какая из этих дат является более поздней.

     (2) Для каждого государства или Организации Региональной Экономи-

ческой Интеграции, для которых Договор к Энергетической Хартии вступил

в силу и которые ратифицируют, принимают или утверждают настоящий Про-

токол,  либо присоединяются к нему после вступления Протокола в силу в

соответствии с пунктом (1), Протокол вступает в силу на тридцатый день

после даты сдачи на хранение таким государством или Организацией Реги-

ональной Экономической Интеграции ратификационной грамоты, акта о при-

нятии, утверждении или присоединении.

     (3) Для целей пункта (1), любой документ, сданный на хранение Ор-

ганизацией  Региональной  Экономической  Интеграции не должен засчиты-

ваться в дополнение к документам,  которые сданы на хранение государс-

твами-членами такой Организации.

 

                              СТАТЬЯ 19

                               ОГОВОРКИ

 

     К настоящему Протоколу не допускаются никакие оговорки.

 

                              СТАТЬЯ 20

                          ВЫХОД ИЗ ПРОТОКОЛА

 

     (1) В  любое  время  после вступления в силу настоящего Протокола

для Договаривающейся Стороны,  эта Договаривающаяся Сторона может нап-

равить письменное уведомление Депозитарию о своем выходе из настоящего

Протокола.

     (2) Любая Договаривающаяся Сторона, которая выходит из Договора к

Энергетической Хартии, также рассматривается как вышедшая из настояще-

го Протокола.

     (3) Дата вступления в силу выхода из  Протокола  согласно  пункту

(1) наступает через девяносто дней после получения уведомления Депози-

тарием.  Датой вступления в силу выхода из Протокола  согласно  пункту

(2) является та же дата,  что и дата вступления в силу выхода из Дого-

вора к Энергетической Хартии.

 

                              СТАТЬЯ 21

                             ДЕПОЗИТАРИЙ

 

     Депозитарием настоящего  Протокола  является Правительство Порту-

гальской Республики.

 

                              СТАТЬЯ 23

                          АУТЕНТИЧНЫЕ ТЕКСТЫ

 

     В удостоверение  чего  нижеподписавшиеся,  должным  образом на то

уполномоченные, подписали настоящий Протокол на английском, испанском,

итальянском,  немецком, русском и французском языках, причем тексты на

всех этих языках являются равно аутентичными,  в одном  подлинном  эк-

земпляре,  который  будет сдан на хранение Правительству Португальской

Республики.

                                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ

             ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ, НО НЕ ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ

                  ВОЗМОЖНЫХ ОБЛАСТЕЙ СОТРУДНИЧЕСТВА

                     В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 9

 

     Разработка программ в области энергетически эффективности,  вклю-

чая выявление препятствий и потенциальных возможностей в области энер-

гетической эффективности,  и разработку  энергетической  маркировки  и

норм эффективности;

     Оценка Воздействия на Окружающую Среду Энергетического Цикла;

     Разработка экономических, законодательных и нормативных мер;

     Передача технологии,  техническое содействие и совместные промыш-

ленные  предприятия,  на  которые распространяется международный режим

прав собственности и другие применимые международные соглашения;

     Научные исследования и опытно-конструкторские работы;

     Образование, подготовка кадров, информация и статистика;

     Определение и  оценка таких мер,  как фискальные или другие осно-

ванные на рыночных принципах средства,  включая платные разрешения для

учета внешних, особенно экологических, затрат и выгод.

     Анализ и разработка политики по вопросам энергетики:

     - оценка  потенциальных возможностей повышения энергетической эф-

фективности;

     - анализ и статистика спроса на энергию;

     - разработка законодательных и нормативных мер;

     - комплексное планирование ресурсов и управление спросом;

     - оценка Воздействия на Окружающую Среду, включая крупные энерге-

тические проекты.

     Оценка экономических мер Повышения Энергетической Эффективности и

достижения целей в области экологии.

     Анализ энергетической эффективности в области переработки, преоб-

разования и транспортировки и распределения углеводородов.

     Повышение Энергетической Эффективности в производстве и распреде-

лении электроэнергии:

     - комбинированное производство электроэнергии и тепла;

     - составные элементы оборудования (котлы,  турбины,  генераторы и

др.);

     - объединение сетей.

     Повышение Энергетической Эффективности в строительном секторе:

     - нормы теплоизоляции,  пассивное использование солнечной энергии

и вентиляция;

     - системы отопления помещений и кондиционирования воздуха;

     - высокоэффективные горелки с малым выбросом NOx;

     - техника измерения и индивидуальные счетчики;

     - бытовые приборы и освещение.

     Услуги муниципалитетов и местных коммунальных общин:

     - системы централизованного теплоснабжения;

     - эффективные системы газораспределения;

     - технологии планирования в области энергетики;

     - породнение  городов  или других соответствующих территориальных

образований;

     - управление  энергетическим хозяйством в городах и государствен-

ных зданиях;

     - сбор, ликвидация и утилизация отходов в энергетических целях.

     Повышение Энергетической Эффективности в промышленном секторе:

     - совместные предприятия;

     - каскадное использование энергии,  комбинированное  производство

электроэнергии и тепла и рекуперация отходящего тепла;

     - энергетические ревизии.

     Повышение Энергетической Эффективности в транспортном секторе:

     - типовые характеристики автотранспортных средств;

     - разработка эффективных транспортных инфраструктур.

     Информация:

     - просветительская работа;

     - базы данных:  доступ,  технические спецификации, информационные

системы;

     - распространение, сбор и систематизация технической информации;

     - исследования поведения.

     Подготовка и обучение:

     - обмен управленческими кадрами,  государственными служащими, ин-

женерами и студентами в области энергетики;

     - организация международных учебных курсов.

     Финансирование:

     - разработка правовых рамок;

     - финансирование Третьими Сторонами;

     - совместные предприятия;

     - совместное финансирование.