Республики Таджикистан присоединилась к Протоколу 15 мая 1997 г.
ПРОТОКОЛ
ПО ВОПРОСАМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
И СООТВЕТСТВУЮЩИМ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ
ПРЕАМБУЛА
ДОГОВАРИВАЮЩИЕСЯ СТОРОНЫ настоящего Протокола,
принимая во внимание Европейскую Энергетическую Хартию, принятую
в Заключительном Документе Гаагской Конференции по Европейской Энерге-
тической Хартии, подписанном в Гааге 17 декабря 1991 года, и, в част-
ности, содержащиеся в ней декларации о том, что необходимо сотрудни-
чество а области энергетической эффективности и соответствующей охраны
окружающей среды;
принимая во внимание также Договор к Энергетической Хартии, отк-
рытый для подписания с 17 декабря 1994 года по 16 июня 1995 года; учи-
тывая работу, проводимую международными организациями и форумами в об-
ласти энергетической эффективности и экологических аспектов энергети-
ческого цикла;
сознавая повышение надежности энергообеспечения и значительные
экономические и экологические выгоды, которые являются результатом
осуществления мер по повышению энергетической эффективности на основе
эффективности затрат, и сознавая их значение для структурной перест-
ройки экономики и повышения уровня жизни;
признавая, что повышение энергетической эффективности ослабляет
негативные последствия энергетического цикла для окружающей среды,
включая потепление мирового климата и подкисление;
будучи убеждены, что цены на энергию должны максимально отражать
условия конкурентного рынка, обеспечивая ценообразование, ориентиро-
ванное на рынок, включая более полное отражение экологических затрат и
выгод, и признавая, что такое ценообразование имеет первостепенное
значение для прогресса в области энергетической эффективности и соот-
ветствующей охраны окружающей среды;
признавая важную роль частного сектора, включая малые и средние
предприятия, в
и в их осуществлении и стремясь обеспечить благоприятные институцио-
нальные рамки для экономически жизнеспособных инвестиций в повышение
энергетической эффективности;
признавая, что коммерческие фирмы сотрудничества, возможно, сле-
дует дополнять межправительственным сотрудничеством, особенно в облас-
ти разработки энергетической политики и анализа, а также в других об-
ластях, которые являются существенно важными для повышения энергети-
ческой эффективности, но не могут финансироваться из частных источни-
ков; и
желая предпринять совместные и скоординированные меры в области
энергетической эффективности и соответствующей охраны окружающей среды
и принять Протокол, обеспечивающий основу для максимально экономного и
эффективного использования энергии:
ДОГОВОРИЛИСЬ О НИЖЕСЛЕДУЕМ:
ЧАСТЬ 1
ВВЕДЕНИЕ
СТАТЬЯ 1
ОХВАТ И ЦЕЛИ ПРОТОКОЛА
(1) Настоящий Протокол определяет программные принципы содействия
повышению энергетической эффективности как значительного источника
энергии и последующего ослабления неблагоприятного Воздействия на Ок-
ружающую Среду энергетических систем. Кроме того, он содержит руково-
дящие принципы для разработки программ по энергетической эффективнос-
ти, намечает области сотрудничества, а также создает основу для разви-
тия совместных или скоординированных действий. Эти действия могут ох-
ватывать поисковые работы, разведку, производство, преобразование,
хранение, транспортировку, распределение и потребление энергии и могут
относиться к любому экономическому сектору.
(2) Целями настоящего Протокола являются:
(а) содействие политике в области энергетической эффективности,
соответствующей устойчивому развитию;
(Ь) создание рамочных условий, побуждающих производителей и пот-
ребителей использовать энергию максимально экономно, эффективно и эко-
логически обоснованно, в особенности посредством организации эффектив-
ных рынков энергии и более полного учета экологических затрат и выгод;
и
(с) поощрение сотрудничества в области энергетической эффектив-
ности.
СТАТЬЯ 2
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем Протоколе:
(1) "Хартия" означает Европейскую Энергетическую Хартию, принятую
в Заключительном Документе Гаагской Конференции по Европейской Энерге-
тической Хартии, подписанном в Гааге 17 декабря 1991 года; подписание
Заключительного Документа рассматривается как подписание Хартии.
(2) "Договаривающаяся Сторона" означает государство или Организа-
цию Региональной Экономической Интеграции, которые согласились с обя-
зательностью для них настоящего Протокола и для которых Протокол нахо-
дится в силе.
(3) "Организация Региональной Экономической Интеграции" означает
организацию, образованную государствами, которой они передали компе-
тенцию по определенным вопросам, ряд которых регулируется настоящим
Протоколом, включая право принимать обязательные для них решения по
этим вопросам.
(4) "Энергетический Цикл" означает всю энергетическую цепочку,
включающую деятельность, связанную с поисковыми работами, разведкой,
производством, преобразованием, хранением, транспортировкой, распреде-
лением и потреблением различных форм энергии и переработкой и удалени-
ем отходов, а также остановку, прекращение и закрытие такой деятель-
ности с целью сведения к минимуму вредного Воздействия на Окружающую
Среду.
(5) "Эффективность Затрат" означает достижение определенной цели
при самых низких затратах либо получение наибольшей выгоды при данных
затратах.
(6) "Повышение Энергетической Эффективности" означает мероприя-
тия, направленные на сохранение выпуска той же единицы продукции (то-
вара или услуги) без снижения качества или характеристик продукции при
уменьшении затрат энергии, необходимых для производства этой продук-
ции.
(7) "Воздействие на Окружающую Среду* означает любое воздействие,
оказываемое данной деятельностью на окружающую среду, в том числе на
здоровье и безопасность человека, флору, фауну, почву, воздух, воду,
климат, пейзаж и исторические памятники или другие физические сооруже-
ния либо взаимодействие между этими факторами; оно включает также воз-
действие на культурное наследие или социально-экономические условия в
результате изменений этих факторов.
ЧАСТЬ II
ПРОГРАММНЫЕ ПРИНЦИПЫ
СТАТЬЯ 3
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Договаривающиеся Стороны руководствуются следующими принципами:
(1) Договаривающиеся Стороны сотрудничают и, когда это целесооб-
разно, оказывают друг другу содействие в разработке и осуществлении
политики, законов и нормативных актов в области энергетической эффек-
тивности.
(2) Договаривающиеся Стороны определяют политику в области энер-
гетической эффективности и устанавливают надлежащие правовые и норма-
тивные рамки, которые, inter alia, способствуют:
(а) эффективному функционированию рыночных механизмов, включая
ориентированное на рынок ценообразование и более полное отражение эко-
логических затрат и выгод;
(b) снижению барьеров, препятствующих энергетической эффективнос-
ти, стимулируя тем самым инвестиции;
(с) механизмам финансирования инициатив по энергетической эффек-
тивности;
(d) образованию и просвещению;
(е) распространению и передаче технологий;
(f) открытости правовых и нормативных рамок.
(3) Договаривающиеся Стороны стремятся добиваться наибольшей вы-
годы от энергетической эффективности в рамках всего Энергетического
Цикла. С этой целью они максимально компетентно формулируют и осущест-
вляют политику в области энергетической эффективности, а также сов-
местные и скоординированные действия на основе Эффективности Затрат и
экономической эффективности, с должным учетом экологических аспектов.
(4) Политика в области энергетической эффективности охватывает
как краткосрочные меры по исправлению предшествующей практики, так и
долгосрочные меры по повышению энергетической эффективности в рамках
Энергетического Цикла.
(5) При осуществлении сотрудничества для достижения цели настоя-
щего Протокола Договаривающиеся Стороны принимают во внимание различия
между Договаривающимися сторонами, касающиеся неблагоприятных последс-
твий и затрат по их ослаблению.
(6) Договаривающиеся Стороны признают важную роль частного секто-
ра. Они поощряют принятие мер коммунальными энергетическими предприя-
тиями, ответственными органами власти и специализированными организа-
циями, а также тесное сотрудничество между промышленностью и админист-
ративными органами.
(7) В совместных или скоординированных действиях учитываются со-
ответствующие принципы, принятые в международных соглашениях, направ-
ленных на охрану и улучшение окружающей среды, в которых участвуют До-
говаривающиеся Стороны.
(8) Договаривающиеся Стороны полностью используют работу и опыт
компетентных международных или других органов и стремятся избегать
дублирования.
СТАТЬЯ 4
РАЗДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И КООРДИНАЦИЯ
Каждая Договаривающаяся Сторона стремится обеспечивать координа-
цию политики в области энергетической эффективности между всеми своими
ответственными органами власти.
СТАТЬЯ 5
СТРАТЕГИИ И ПРОГРАММНЫЕ ЦЕЛИ
Договаривающиеся Стороны формулируют стратегии и программные цели
в области Повышения Энергетической Эффективности и тем самым ослабле-
ния Воздействия на Окружающую Среду Энергетического Цикла в соответс-
твии с их собственными конкретными энергетическими условиями. Эти
стратегии и программные цели должны быть открыты для всех заинтересо-
ванных сторон.
СТАТЬЯ 6
ФИНАНСИРОВАНИЕ И ФИНАНСОВЫЕ СТИМУЛЫ
(1) Договаривающиеся Стороны поощряют осуществление новых подхо-
дов и методов финансирования инвестиций в повышение энергетической эф-
фективности и в связанную с энергетикой охрану окружающей среды, таких
как договоренности о совместных предприятиях между потребителями энер-
гии и внешними инвесторами (далее именуемые "Финансирование Третьими
Сторонами").
(2) Договаривающиеся Стороны стремятся использовать рынки частно-
го капитала и существующие международные финансовые учреждения и со-
действуют доступу к ним с целью облегчения инвестиций в Повышение
Энергетической Эффективности и в связанную с энергетической эффектив-
ностью охрану окружающей среды.
(3) Договаривающиеся Стороны могут, при условии соблюдения поло-
жений Договора к Энергетической Хартии и других своих международных
юридических обязательств, предоставлять фискальные или финансовые сти-
мулы энергопользователям с целью облегчения внедрения на рынок энерге-
тически эффективных технологий, продуктов и услуг. Они стремятся де-
лать это таким образом, который обеспечивает открытость и сводит к ми-
нимуму диспропорции на международных рынках.
СТАТЬЯ 7
СОДЕЙСТВИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИ ЭФФЕКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
(1) В соответствии с положениями Договора к Энергетической Хартии
Договаривающиеся Стороны поощряют коммерческую торговлю и сотрудни-
чество в области энергетически эффективных и экологически обоснованных
технологий, услуг и методов управления, относящихся к энергии.
(2) Договаривающиеся Стороны содействуют использованию таких тех-
нологий, услуг и методов управления в рамках всего Энергетического
Цикла.
СТАТЬЯ 8
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ
(1) Для достижения программных целей, сформулированных в соот-
ветствии со Статьей 5, каждая Договаривающаяся Сторона разрабатывает,
выполняет и регулярно обновляет программы повышения энергетической эф-
фективности, наиболее соответствующие ее условиям.
(2) Такие программы могут включать такую деятельность, как:
(а) разработка долгосрочных сценариев спроса и предложения энер-
гии, которыми можно было бы руководствоваться при принятии решений;
(b) оценка влияния предпринимаемых действий на энергетику, окру-
жающую среду и экономические показатели;
(с) определение норм, разработанных для повышения эффективности
использующего энергию оборудования, и усилия по их гармонизации на
международном уровне, чтобы избежать диспропорций в торговле;
(d) развитие и поощрение частной инициативы и промышленного сот-
рудничества, включая совместные предприятия;
(е) содействие использованию наиболее энергетически эффективных
технологий, которые являются экономически эффективными и экологически
обоснованными;
(f) поощрение новаторских подходов к капиталовложениям в повыше-
ние энергетической эффективности, таких как Финансирование Третьими
Сторонами и совместное финансирование;
(g) разработка соответствующих энергетических балансов и баз дан-
ных, например, с данными о спросе на энергию на достаточно подробном
уровне и о технологиях Повышения Энергетической Эффективности;
(h) содействие созданию экспертных и консультативных служб, кото-
рые могли бы действовать в рамках государственных или частных промыш-
ленных предприятий или предприятий коммунальных услуг и предоставляли
бы информацию о программах повышения энергетической эффективности и
энергетически эффективных технологиях и оказывали бы содействие потре-
бителям и предприятиям;
(i) поддержка и поощрение комбинированного производства электроэ-
нергии и тепла, а также мер, направленных на повышение эффективности
производственных и распределительных систем центрального теплоснабже-
ния зданий и промышленных предприятий;
(j) создание, на соответствующих уровнях, специализированных ор-
ганов по энергетической эффективности, которые имеют достаточное фи-
нансирование и укомплектование кадрами для разработки и осуществления
политики.
(3) При реализации своих программ в области энергетической эффек-
тивности Договаривающиеся Стороны обеспечивают наличие надлежащих инс-
титуциональных и правовых инфраструктур.
ЧАСТЬ III
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
СТАТЬЯ 9
ОБЛАСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА
Сотрудничество между Договаривающимися Сторонами может проводить-
ся в любой необходимой форме. Области возможного сотрудничества пере-
числены в Приложении.
ЧАСТЬ IV
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ
СТАТЬЯ 10
РОЛЬ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ХАРТИИ
(1) Все решения Конференции по Хартии в соответствии с настоящим
Протоколом принимаются только теми Договаривающимися Сторонами Догово-
ра к Энергетической Хартии, которые являются Договаривающимися Сторо-
нами настоящего Протокола.
(2) Конференция по Хартии стремится принять, не позднее, чем че-
рез 180 дней после вступления в силу настоящего Протокола, процедуры
обзора и облегчения выполнения его положений, включая требования к
представляемым докладам, а также процедуры определения областей сот-
рудничества в соответствии со Статьей 9.
СТАТЬЯ 11
СЕКРЕТАРИАТ И ФИНАНСИРОВАНИЕ
(1) Секретариат, учрежденный согласно Статье 35 Договора к Энер-
гетической Хартии, оказывает Конференции по Хартии все необходимое со-
действие в выполнении ее обязанностей по настоящему Протоколу и оказы-
вает другие такие услуги по обеспечению осуществления Протокола, кото-
рые могут требоваться время от времени, при условии одобрения Конфе-
ренцией по Хартии.
(2) Расходы Секретариата и Конференции по Хартии, вытекающие из
настоящего Протокола, покрываются Договаривающимися Сторонами настоя-
щего Протокола в соответствии с их платежеспособностью, определенной в
соответствии с формулой, изложенной в Приложении В к Договору к Энер-
гетической Хартии.
СТАТЬЯ 12
ГОЛОСОВАНИЕ
(1) Единогласие Договаривающихся Сторон, Присутствующих и Участ-
вующих в Голосовании на сессии Конференции по Хартии, на которой такие
вопросы подлежат решению, требуется для принятия решений с целью:
(а) принятия поправок к настоящему Протоколу; и
(Ь) утверждения присоединений к настоящему Протоколу согласно
Статье 16.
Договаривающиеся Стороны прилагают все усилия для достижения сог-
ласия на основе консенсуса по любому другому вопросу, по которому тре-
буется их решение согласно настоящему Протоколу. Если согласие не мо-
жет быть достигнуто на основе консенсуса, то решения, касающиеся не-
бюджетных вопросов, принимаются большинством в три четверти Договари-
вающихся Сторон, Присутствующих и Участвующих в Голосовании на сессии
Конференции по Хартии, на которой такие вопросы подлежат решению.
Решения, касающиеся бюджетных вопросов, принимаются квалифициро-
ванным большинством Договаривающихся Сторон, чьи начисленные взносы
согласно Статье 11(2) представляют, в совокупности, не менее трех чет-
вертых общей суммы начисленных взносов.
(2) Для целей настоящей Статьи, "Договаривающиеся Стороны, При-
сутствующие и Участвующие в Голосовании" означает Договаривающиеся
Стороны настоящего Протокола, присутствующие и голосующие "за" или
"против", при условии, что Конференция по Хартии может принимать реше-
ние по правилам процедуры с тем, чтобы Договаривающиеся Стороны могли
принимать такие решения по переписке.
(3) За исключением предусмотренного в пункте (1) в отношении бюд-
жетных вопросов, никакое решение, упомянутое в настоящей Статье, не
должно иметь силы, если его не поддержало простое большинство Догова-
ривающихся Сторон.
(4) Организация Региональной Экономической Интеграции при голосо-
вании получает число голосов, равное числу ее государств-членов, явля-
ющихся Договаривающимися Сторонами настоящего Протокола, при условии,
что такая Организация не должна использовать свое право голоса, если
голосуют ее государства-члены, и наоборот.
(5) В случае хронической задолженности Договаривающейся Стороны
по финансовым обязательствам в соответствии с настоящим Протоколом,
Конференция по Хартии может временно полностью или частично лишить эту
Договаривающуюся Сторону права голоса.
СТАТЬЯ 13
СВЯЗЬ С ДОГОВОРОМ К ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ХАРТИИ
(1) В случае несоответствия положений настоящего Протокола поло-
жениям Договора к Энергетической Хартии, преимущественную силу в час-
ти, относящейся к этому несоответствию, имеют положения Договора к
Энергетической Хартии.
(2) Статья 10(1) и Статья 12(1) - (3) не должны применяться к го-
лосованию на Конференции по Хартии по поправкам к настоящему Протоко-
лу, которые передают обязанности или функции Конференции по Хартии или
Секретариату, создание которого предусмотрено в Договоре к Энергети-
ческой Хартии.
ЧАСТЬ V
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
СТАТЬЯ 14
ПОДПИСАНИЕ
Настоящий Протокол открыт для подписания в Лиссабоне с 17 декабря
1994 года по 16 июня 1995 года государствами и Организациями Регио-
нальной Экономической Интеграции, представители которых подписали Хар-
тию и Договор к Энергетической хартии.
СТАТЬЯ 15
РАТИФИКАЦИЯ, ПРИНЯТИЕ ИЛИ УТВЕРЖДЕНИЕ
Настоящий Протокол подлежит ратификации, принятию или утверждению
подписавшими его сторонами. Ратификационные грамоты и акты о принятии
или утверждении сдаются на хранение Депозитарию.
СТАТЬЯ 16
ПРИСОЕДИНЕНИЕ
Настоящий Протокол открыт для присоединения государств и органи-
заций Региональной Экономической Интеграции, которые подписали Хартию
и являются Договаривающимися Сторонами Договора к Энергетической Хар-
тии, с даты, когда Протокол закрывается для подписания, на условиях,
одобренных Конференцией по Хартии. Акты о присоединении сдаются на
хранение Депозитарию.
СТАТЬЯ 17
ПОПРАВКИ
(1) Любая Договаривающаяся Сторона может предлагать поправки к
настоящему Протоколу.
(2) Текст любой предложенной поправки к настоящему Протоколу со-
общается Секретариатом Договаривающимся Сторонам по меньшей мере за
три месяца до той даты, когда намечается его принятие Конференцией по
Хартии.
(3) Поправки к настоящему Протоколу, тексты которых были приняты
Конференцией по Хартии, передаются Секретариатом Депозитарию, который
направляет их всем Договаривающимся Сторонам для ратификации, принятия
или утверждения.
(4) Ратификационные грамоты и акты о принятии или утверждении
поправок к настоящему Протоколу сдаются на хранение Депозитарию. Поп-
равки вступают в силу для Договаривающихся Сторон, которые ратифициро-
вали, приняли или утвердили их, на тридцатый день после получения Де-
позитарием ратификационных грамот, актов о принятии или утверждении по
меньшей мере трех четвертей Договаривающихся Сторон. После этого поп-
равки вступают в силу для любой другой Договаривающейся Стороны на
тридцатый день после сдачи на хранение этой Договаривающейся Стороной
своих ратификационных грамот и актов о принятии или утверждении попра-
вок.
СТАТЬЯ 18
ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ
(1) Настоящий Протокол вступает в силу на тридцатый день после
даты сдачи на хранение пятнадцатой ратификационной грамоты, акта о
принятии или утверждении настоящего Протокола либо о присоединении к
нему государством или Организацией Региональной Экономической Интегра-
ции, которые являются подписавшими Хартию сторонами и Договаривающими-
ся Сторонами Договора к Энергетической Хартии, или в тот же день, ког-
да вступает в силу Договор к Энергетической Хартии, в зависимости от
того, какая из этих дат является более поздней.
(2) Для каждого государства или Организации Региональной Экономи-
ческой Интеграции, для которых Договор к Энергетической Хартии вступил
в силу и которые ратифицируют, принимают или утверждают настоящий Про-
токол, либо присоединяются к нему после вступления Протокола в силу в
соответствии с пунктом (1), Протокол вступает в силу на тридцатый день
после даты сдачи на хранение таким государством или Организацией Реги-
ональной Экономической Интеграции ратификационной грамоты, акта о при-
нятии, утверждении или присоединении.
(3) Для целей пункта (1), любой документ, сданный на хранение Ор-
ганизацией Региональной Экономической Интеграции не должен засчиты-
ваться в дополнение к документам, которые сданы на хранение государс-
твами-членами такой Организации.
СТАТЬЯ 19
ОГОВОРКИ
К настоящему Протоколу не допускаются никакие оговорки.
СТАТЬЯ 20
ВЫХОД ИЗ ПРОТОКОЛА
(1) В любое время после вступления в силу настоящего Протокола
для Договаривающейся Стороны, эта Договаривающаяся Сторона может нап-
равить письменное уведомление Депозитарию о своем выходе из настоящего
Протокола.
(2) Любая Договаривающаяся Сторона, которая выходит из Договора к
Энергетической Хартии, также рассматривается как вышедшая из настояще-
го Протокола.
(3) Дата вступления в силу выхода из Протокола согласно пункту
(1) наступает через девяносто дней после получения уведомления Депози-
тарием. Датой вступления в силу выхода из Протокола согласно пункту
(2) является та же дата, что и дата вступления в силу выхода из Дого-
вора к Энергетической Хартии.
СТАТЬЯ 21
ДЕПОЗИТАРИЙ
Депозитарием настоящего Протокола является Правительство Порту-
гальской Республики.
СТАТЬЯ 23
АУТЕНТИЧНЫЕ ТЕКСТЫ
В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то
уполномоченные, подписали настоящий Протокол на английском, испанском,
итальянском, немецком, русском и французском языках, причем тексты на
всех этих языках являются равно аутентичными, в одном подлинном эк-
земпляре, который будет сдан на хранение Правительству Португальской
Республики.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ, НО НЕ ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ВОЗМОЖНЫХ ОБЛАСТЕЙ СОТРУДНИЧЕСТВА
В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 9
Разработка программ в области энергетически эффективности, вклю-
чая выявление препятствий и потенциальных возможностей в области энер-
гетической эффективности, и разработку энергетической маркировки и
норм эффективности;
Оценка Воздействия на Окружающую Среду Энергетического Цикла;
Разработка экономических, законодательных и нормативных мер;
Передача технологии, техническое содействие и совместные промыш-
ленные предприятия, на которые распространяется международный режим
прав собственности и другие применимые международные соглашения;
Научные исследования и опытно-конструкторские работы;
Образование, подготовка кадров, информация и статистика;
Определение и оценка таких мер, как фискальные или другие осно-
ванные на рыночных принципах средства, включая платные разрешения для
учета внешних, особенно экологических, затрат и выгод.
Анализ и разработка политики по вопросам энергетики:
- оценка потенциальных возможностей повышения энергетической эф-
фективности;
- анализ и статистика спроса на энергию;
- разработка законодательных и нормативных мер;
- комплексное планирование ресурсов и управление спросом;
- оценка Воздействия на Окружающую Среду, включая крупные энерге-
тические проекты.
Оценка экономических мер Повышения Энергетической Эффективности и
достижения целей в области экологии.
Анализ энергетической эффективности в области переработки, преоб-
разования и транспортировки и распределения углеводородов.
Повышение Энергетической Эффективности в производстве и распреде-
лении электроэнергии:
- комбинированное производство электроэнергии и тепла;
- составные элементы оборудования (котлы, турбины, генераторы и
др.);
- объединение сетей.
Повышение Энергетической Эффективности в строительном секторе:
- нормы теплоизоляции, пассивное использование солнечной энергии
и вентиляция;
- системы отопления помещений и кондиционирования воздуха;
- высокоэффективные горелки с малым выбросом NOx;
- техника измерения и индивидуальные счетчики;
- бытовые приборы и освещение.
Услуги муниципалитетов и местных коммунальных общин:
- системы централизованного теплоснабжения;
- эффективные системы газораспределения;
- технологии планирования в области энергетики;
- породнение городов или других соответствующих территориальных
образований;
- управление энергетическим хозяйством в городах и государствен-
ных зданиях;
- сбор, ликвидация и утилизация отходов в энергетических целях.
Повышение Энергетической Эффективности в промышленном секторе:
- совместные предприятия;
- каскадное использование энергии, комбинированное производство
электроэнергии и тепла и рекуперация отходящего тепла;
- энергетические ревизии.
Повышение Энергетической Эффективности в транспортном секторе:
- типовые характеристики автотранспортных средств;
- разработка эффективных транспортных инфраструктур.
Информация:
- просветительская работа;
- базы данных: доступ, технические спецификации, информационные
системы;
- распространение, сбор и систематизация технической информации;
- исследования поведения.
Подготовка и обучение:
- обмен управленческими кадрами, государственными служащими, ин-
женерами и студентами в области энергетики;
- организация международных учебных курсов.
Финансирование:
- разработка правовых рамок;
- финансирование Третьими Сторонами;
- совместные предприятия;
- совместное финансирование.