УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Республики Таджикистан
от <19 > апреля 2001 г.№ 189
ПОЛОЖЕНИЕ
о Государственном комитете Республики Таджикистан по
землеустройству
1. Государственный комитет Республики Таджикистан по землеуст-
ройству (далее Госкомзем) является органом государственного управле-
ния, ответственным за состояние и разработку единой государственной
политики в области земельных отношений и реализации земельной реформы.
2. Госкомзем осуществляет возложенные на него полномочия непос-
редственно, через свои местные комитеты по землеустройству и инжене-
ров-землеустроителей джамоатов.
Госкомзем его областные, городские, районные комитеты по землеус-
тройству и в джамоатах - инженеры-землеустроители осуществляют свою
деятельность в пределах своих полномочий, определенных соответствующи-
ми Положениями, образуя единую соподчиненную систему органов государс-
твенного управления в области землеустройства, землепользования и зе-
мельных отношений.
Госкомзем осуществляет свою деятельность с государственными
предприятиями и организациями, перечень которых утверждается Прави-
тельством Республики Таджикистан, по двухсторонним соглашениям.
3. Госкомзем в своей деятельности руководствуется Конституцией
Республики Таджикистан. Земельным кодексом Республики Таджикистан,
действующим законодательством Республики Таджикистан, решениями Прези-
дента и Правительства Республики Таджикистан, признанными Республикой
Таджикистан международно-правовыми актами и настоящим Положением.
4. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата
Госкомзема и ею местных комитетов по землеустройству осуществляется за
счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на государс-
твенное управление.
5. Госкомзем является юридическим лицом, имеет самостоятельный
баланс и единый счет в Казначействе Министерства финансов Республики
Таджикистан, печать с изображением Государственного герба н со своим
наименованием.
6. Госкомзем осуществляет свою деятельность во взаимодействии с
другими министерствами н ведомствами Республики Таджикистан, органами
исполнительной власти областей, городов, районов, джамоатов - а также
иными общественными объединениями, предприятиями, организациями и
гражданами.
7. Основными задачами Госкомзема являются:
разработка единой политики и реализация принятых решений по воп-
росам землеустройства - землепользования и земельных отношений;
осуществление государственного контроля за эффективным использо-
ванием и охраной земельных ресурсов в соответствии с законодательст-
вом;
осуществление землеустройства, ведение государственного земельно-
го кадастра и проведение мониторинга земель;
разработка и реализация государственных программ, связанных с ре-
гулированием земельных отношений, проведением земельной реформы, раци-
ональным использованием и охраной земельных ресурсов;
совершенствование экономических и других методов управления зе-
мельными ресурсами, создание условии для равноправного развития разных
форм хозяйствование на земле;
государственная регистрация права пользования землей;
подготовка проектов законодательных и иных нормативно-правовых
актов по государственному регулированию земельных отношений и проведе-
нию земельной реформы;
внесение предложений в Правительство Республики Таджикистан об
отмене актов председателей Горно-Бадахшанской автономной области, об-
ластей, города Душанбе, городов и районов республики, противоречащих
Конституции Республики Таджикистан и законам Республики Таджикистан о
земле;
организация выполнения международных обязательств Республики Тад-
жикистан в области регулирования земельных отношений.
8. Госкомзем в соответствии с возложенными на него задачами:
участвует в формировании и реализации государственной политики
регулирования земельных отношении и проведении земельной реформы:
разрабатывает с участием заинтересованных органов исполнительной
власти предложения по управлению земельными ресурсами и проведению зе-
мельной реформы;
осуществляет землеустройство, проводит мониторинг земель, ведет
государственный земельный кадастр, осуществляет государственный конт-
роль за использованием, а охраной земель;
разрабатывает и представляет на утверждение в установленном по-
рядке предложения о размерах земельного налога, штрафов за нарушение
земельного законодательства, арендной платы за землю и платы за сроч-
ное пользование землей, отслеживать поступление средств от платежей за
землю и использование этих средств;
выдает планы земельных участков, выписки из государственного зе-
мельного кадастра;
осуществляет государственный контроль за соблюдением земельного
законодательства, использованием и охраной земель в соответствии с
действующим законодательством;
готовит предложения по совершенствованию механизмов регулирования
земельных отношений и проведения земельной реформы;
обеспечивает совершенствование методики осуществления работ по
оценке земель;
рассматривает и утверждает нормативно-техническую документацию по
проектированию, строительству, эксплуатации, ценообразованию в преде-
лах своей компетенции;
выступает государственным заказчиком и исполнителем на выполнение
проектно-изыскательских, научно-исследовательских и других работ, свя-
занных с проведением земельной реформы, землеустройства, ведением го-
сударственного земельного кадастра- мониторинга земель;
создает систему информации, необходимую для осуществления комп-
лекса работ, связанных с проведением земельной реформы, ведением госу-
дарственного земельного кадастра, мониторинга земель, землеустройства
и другими работами по обеспечению рационального использования и охраны
земель;
в установленном порядке осуществляет научно-техническое сотрудни-
чество с научными учреждениями и организациями республики, и зарубеж-
ными организациями по вопросам проведения земельной реформы и другим
проблемам, связанным с охраной и рациональным использованием земель;
координирует проведение землеустроительных работ, аэрофотосъемоч-
ных, аэрофотогеодезических, геодезических и иных изысканий для осу-
ществления землеустройства, проведения мониторинга земель, ведения го-
сударственного земельного кадастра и других работ, связанных с охраной
и рациональным использованием земельных ресурсов;
ведет банк данных и обеспечивает хранение планово-картографичес-
ких материалов в растровом и цифровом виде для ведения государственно-
го кадастра, землеустройства и мониторинга земель;
осуществляет контроль за целевым использованием средств, получае-
мых в порядке компенсации в связи с потерями сельскохозяйственного и
лесохозяйственного производства, платы за землю и иных средств, пред-
назначенных на цели землеустройства и землепользования в соответствии
с законодательством;
осуществляет оперативное управление переданным ему государствен-
ным имуществом;
участвует в подготовке предложений по консервации загрязненных и
деградированных земель;
организует выполнение работ по инвентаризации земель всех катего-
рий, выявлению неиспользуемых земель и созданию специального земельно-
го фонда для его последующего перераспределения;
в соответствии с принятыми решениями: организует работы по меже-
ванию земель с установлением (восстановлением) на местности границ ад-
министративно-территориальных образовали, границ землепользования с
его техническим оформлением;
организует издание тематических карт, атласов состояния и исполь-
зования земель;
разрабатывает и реализует программы и планы по подготовке, пере-
подготовке и повышению квалификации кадров для управленческих, произ-
водственных, научных и других подведомственных структур;
в установленном порядке утверждает предельные цены на обследова-
тельские, аэрофотосъемочные, кадастровое и другие землеустроительные
работы государственных предприятий и организаций, связанные с изучени-
ем и организацией использования и охраны земель, выполняемые за счет
бюджета и не бюджетных средств;
разрабатывает и утверждает в установленном порядке по согласова-
нию с заинтересованными министерствами и ведомствами нормы, правила
нормативы, методики и инструкции по вопросам, связанным с государс-
твенным регулированием земельных отношений;
в установленном законодательством порядке создает, реорганизует и
ликвидирует предприятия и организации, входящие в свою систему;
рассматривает и готовит материалы о предварительном согласовании
мест размещение объектов, отводе, закреплении и пере закреплении зе-
мельных участков;
обеспечивает совершенствование системы учета- отчетности и госу-
дарственной статистики в области землеустройства;
осуществляет в пределах выделяемых средств финансирование и мате-
риально - техническое обеспечение областных, городских и районных ко-
митетов, предприятий и организаций, входящих в свою систему;
осуществляет в установленном порядке контроль за финансовой и хо-
зяйственной деятельностью областных, городских и районных комитетов по
землеустройству;
в рамках своих полномочий организует и обеспечивает исполнение
законодательных актов о земле, осуществляет систематический контроль
за их реализацией, разрабатывает предложения: по совершенствованию за-
конодательных актов о земле и в установленном порядке вносит их на
рассмотрение Правительства Республики Таджикистан;
осуществляет иные функции, которые истекают из возложенных на
Госкомзем задач.
9. Госкомзем в пределах своей компетенции имеет право:
запрашивать и получить бесплатно от министерств, ведомств, орга-
нов исполнительной власти на местам - предприятий, организаций и граж-
дан - землепользователей документы- материалы, необходимые для испол-
нения возложенных на Госкомзем задач;
давать обязательные для исполнения предписания по устранению вы-
явленных нарушений земельного законодательства;
беспошлинно обращаться в суд по вопросам нарушения земельного за-
конодательства, в том числе взыскания наложенных его органами штрафов;
вносить в Правительство Республики Таджикистан предложения об от-
мене актов председателей Горно-Бадахшанской автономной области, облас-
тей, города Душанбе, городов и районов республики, противоречащих
Конституции Республики Таджикистан и законодательству Республики Тад-
жикистан о земле;
приостановить любой вид строительства, разработку месторождений
полезных ископаемых и торфа, эксплуатацию объектов, проведение лесоме-
лиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных ра-
бот, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства,
в том числе при отсутствии Сертификата на право пользования землей;
вносить в соответствующие организации обязательные для исполнения
предписания о прекращении финансирования (кредитования) строительства
и эксплуатации объектов, проведения других работ, ведущихся с наруше-
нием земельного законодательства;
обращаться в суд по вопросам отмены актов органов исполнительной
власти, не соответствующих земельному законодательству, а также по де-
лам о возмещении ущерба, потерь сельскохозяйственного производства;
в соответствии со своей компетенцией разрабатывать и утверждать
нормативные документы, давать предписания, которые являются обязатель-
ными для исполнения землепользователями;
в установленном порядке привлекать к административной ответствен-
ности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства;
проверять в установленном порядке на предприятиях, в учреждениях
и организациях, в том числе на военных и оборонных объектах, объектах
органов внутренних дел, безопасности соблюдение требований земельного
законодательства;
привлекать специалистов органов исполнительной власти- ведомств,
организаций (с согласия их руководства) для рассмотрения вопросов ис-
пользования Земельного фонда страны в соответствии со своей компетен-
цией;
в установленном порядке представлять Правительство Республики
Таджикистан в международных и иностранных организациях;
созывать совещания по вопросам своей компетенции;
в установленном порядке участвовать в создании некоммерческих ор-
ганизаций, деятельность которых направлена на реализацию земельной ре-
формы;
осуществлять иные полномочия, не противоречащие действующим нор-
мативным актам, в целях реализации возложенных на него функций.
10. Госкомзем возглавляет Председатель, который назначается на
должность и освобождается от должности Президентом Республики Таджи-
кистан. Председатель одновременно является Главным государственным
инспектором по использованию и охране земель Республики Таджикистан.
Председатель имеет заместителей, в том числе одного первого, наз-
начаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Рес-
публики Таджикистан по его представлению. Заместители Председателя од-
новременно являются заместителями Главного государственного инспектора
по использованию и охране земель Республики Таджикистан.
11. Председатель Госкомзема:
осуществляет общее руководство деятельностью Госкомзема;
издает в пределах своей компетенции приказы и постановления;
утверждает штатное расписание, смету расходов на содержание цент-
рального аппарата Госкомзема в пределах установленной численности ра-
ботников, структуры, фонда оплаты труда и ассигнований, а также поло-
жения о структурных подразделениях центрального аппарата;
в установленном порядке назначает на должность и освобождает от
должности работников центрального аппарата;
определяет должностные обязанности и степень ответственности сво-
их заместителей и руководителей структурных подразделений центрального
аппарата;
назначает на должность и освобождает от должности в установленном
порядке руководителей (заместителей руководителей) областных, городс-
ких и районных комитетов по землеустройству;
в установленном порядке назначает на должность и освобождает от
должности руководителей (заместителей руководителей) государственных
предприятий и организаций, функционирующих по соглашениям с Госкомзе-
мом; заключает, изменяет и расторгает контракты с этими руководителями
(заместителями руководителей);
осуществляет иные права в соответствии с законодательством Рес-
публики Таджикистан.
12. Госкомзем заключает двусторонние соглашение с государственны-
ми предприятиями и организациями, перечень которых утверждается Прави-
тельством Республики Таджикистан.
В соглашениях для каждого такого хозяйствующего субъекта устанав-
ливается:
- его управленческий статус;
- степень финансовой и управленческой самостоятельности;
- стандарты и критерии работы и подотчетности его руководства;
- структура отчетности, определение стоимости имущества и начис-
ление на его износ;
- годовые финансовые и производственные плановые показатели. От-
четы руководителей государственных предприятий и организаций о ходе
исполнения таких соглашении, реализации утвержденных долгосрочных пла-
нов и программ регулярно заслушивается на коллегии Госкомзема.
13. В Госкомземе образуется коллегия в составе Председателя Гос-
комзема (председателя коллегии), заместителей Председателя Госкомзема
(по должности) и других руководящих работников центрального аппарата,
территориальных органов и иных организации. Численность коллегии, ут-
верждение и освобождение лиц от выполнения обязанностей членов колле-
гии (кроме лиц входящих в ее состав по должности) осуществляется Пра-
вительством Республики Таджикистан по представлению Председателя Гос-
комзема.
Коллегия рассматривает на своих заседаниях важнейшие вопросы, ка-
сающиеся деятельности Госкомзема. Решения коллегии реализуются прика-
зами и постановлениями.
14. В Госкомземе для анализа, рассмотрения научно-технических
проблем землеустройства, землепользования и земельных отношений, а
также принятия обоснованных решении по ним образуется научно-техничес-
кий совет, возглавляемый Председателем Госкомзема. Персональный состав
этого совета и положение о нем утверждаются Председателем Госкомзема.
В Госкомземе могут создаваться и другие консультативные органы.
Состав этих органов и положение о них утверждает Председатель Госком-
зема.