Кабинет Министров Республики Таджикистан
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25
сентября 1992 года, № 362, г.Душанбе
Об
утверждении положения о Министерстве охраны окружающей
среды
Республики Таджикистан
Кабинет Министров Республики Таджикистан постановляет:
Утвердить
прилагаемое Положение о Министерстве охраны
окружающей
среды Республики Таджикистан.
Зам.
Премьер-министра
Республики
Таджикистан
Д.Каримов
Управляющий
делами
Кабинета
Министров
Республики
Таджикистан Р.Мирзоев
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Кабинета министров
Республики Таджикистан
от 25 сентября 1992 года № 362
ПОЛОЖЕНИЕ
о
Министерстве охраны окружающей среды
Республики Таджикистан
1.
Министерство охраны окружающей
среды Республики Таджикистан
является органом государственного управления в области
охраны окружаю-
щей среды, рационального природопользования и.
гидрометеорологии, осу-
ществляющим государственный контроль за деятельностью
министерств, ве-
домств республики,
организаций, предприятий, независимо от их ведомс-
твенной подчиненности и форм собственности физических
лиц, проведение
единой.
экологической политики в целях
обеспечения устойчивого соци-
ально - экономического развития республики и экологической
безопаснос-
ти населения.
Министерство
охраны окружающей среды Республики
Таджикистан в
своей деятельности подчиняется Кабинету Министров Республики
Таджикис-
тан. Министерство
охраны окружающей среды Республики Таджикистан осу-
ществляет свою
деятельность через подведомственные местные органы уп-
равления в тесном взаимодействии с облгоррайксполкомами,
министерства-
ми, государственными
комитетами и ведомствами республики,
средствами
массовой информации, общественными, научными и творческими
организаци-
ями, правоохранительными органами.
2. Решения
Министерства охраны окружающей среды Республики Таджи-
кистан, принимаемые в пределах его компетенции, ЯВЛЯЕТСЯ
обязательными
для исполнения министерствами, государственными комитетами и
ведомс-
твами республики,
объединениями, предприятиями и организациями, неза-
висимо от ведомственной подчиненности и форм собственности,
совместны-
ми
предприятиями, иностранными
юридическими и физическими лицами, а
также отдельными гражданами.
3.
Министерство охраны окружающей среды
Республики Таджикистан и
его органы на местах образуют единую республиканскую
систему наблюде-
ний и контроля в области гидрометеорологии, охраны окружающей среды и
рационального природопользования.
4.
Министерство охраны окружающей
среды Республики Таджикистан
руководствуется в своей деятельности Конституцией Республики
Таджикис-
тан, законами Республики Таджикистан, решениями Верховного
Совета Рес-
публики Таджикистан,
Указами Президента Республики. Таджикистан, пос-
тановлениями и
распоряжениями Кабинета Министров Республики Таджикис-
тан, настоящим
положением, дугими нормативными актами
и обеспечивает
правильное применение действующего законодательства.
5. Министерство
охраны окружающей среды Республики
Таджикистан
обеспечивает решение следующих основных задач:
5.1. Определение
и проведение единой общегосударственной экологи-
ческой политики в области землепользования, водопользования, лесного
хозяйства, добычи
общераспространенных полезных ископаемых, использо-
вания и охраны атмосферного воздуха, животного (в том числе рыбы) и
растительного мира,
особоохраняемых природных территорий, гидрометео-
рологии и активных
воздействий на гидрометеорологические процессы и
явления.
5.2.
Обеспечение государственных органов
управления, народнохо-
зяйственных и общественных организаций, населения
гидрометеорологичес-
кой и экологической информацией о состоянии природной среды.
5.3. Совершенствование
системы предупреждения о стихийных бедс-
твиях, вызванных
гидрометеорологическими явлениями и экстремально вы-
соких уровнях загрязнения природной среды, приводящих к чрезвычайным
ситуациям и ущербу.
5.4. Разработка
проектов законов и законодательных актов в облас-
ти охраны окружающей среды,
рационального природопользования и гидро-
метеорологии.
5.5.
Установление принципов экономического регулирования природо-
пользования и охраны окружающей среды.
5.6.
Изучение совместно с Академией Наук, министерствами и ве-
домствами Республики Таджикистан влияния антропогенной
деятельности на
гидрометеорологические процессы, климат, природную среду и разработка
приоритетных направлений,, научно-исследовательских работ и
рекоменда-
ций по обеспечении
рационального использования
природных ресурсов,
прогнозированию, предупреждению, устранению причин
деградации окружаю-
щей среды, возникновении экологических бедствий и катастроф.
5. 7.
Организация и координация нормирования вредного воздействия
на природную среду, осуществление совместно с министерствами
и ведомс-
твами,
предприятиям! и организациями
количественного и качественного
учета вредных
воздействий (кроме физических) на нее,
осуществление с
Государственным комитетом Республики Таджикистан по статистике
госу-
дарственного учета источников загрязнения.
5.8.
Организация, координация и разработка совместно с министерс-
твами и ведомствами стандартов, нору и правил в области наблюдений за
состоянием природной среды,
воздействия на нее и рационального приро-
допользования.
5.9.
Организация, распространение знаний о природе, развитие эко-
логического
воспитания и образования населения,
взаимодействие с об-
щественными экологическими объединениями граждан и
международное сот-
рудничество в
области гидрометеорологии,
природопользования и охраны
окружающей среды.
6.
Министерство охраны окружающей среды
Республики Таджикистан в
соответствии с возложенными на него задачами:
6.1. Организует
и проводит систематические гидрометеорологические
наблюдения и анализ состояния сельскохозяйственных
культур, лесной и
пастбищной
растительности, за возникновением и развитием стихийных
природных явлений, за загрязнением атмосферного воздуха,
почв, поверх-
ностных вод.
6.2.
Обеспечивает органы государственного
управления, предприя-
тия,
организации к население республики информацией о
фактических и
ожидаемых метеорологических и гидрологических условиях
изменениях кли-
мата, об уровне
загрязнения природной среды, экстренной информацией о
возникновении стихийных гидрометеорологических явлений
и загрязнениях
природной
среды, которые могут привести к
возникновению чрезвычайных
ситуаций.
6.3. Анализирует
состояние природной среды, прогнозирует
измене-
ния экологической обстановки и определяет стратегические направления
природоохранной
деятельности. 6.4. Разрабатывает и утверждает общие
экологические требования,
к хозяйственной и иной деятельности, норма-
тивы платы за загрязнение природной среды, нормы, правила,
стандарты в
области рационального использования природных ресурсов,
охраны окружа-
ющей среды и экологической безопасности продукции, техники и техноло-
гии.
6.5.
Проводит Государственную экологическую экспертизу
республи-
канских концепций,
программ социально-экономического
развития, схем
размещения и
развития производительных сил,
генеральных планов горо-
дов, населенных
пунктов, проектной документации на строительство (ре-
конструкцию) предприятий,
других объектов, а также
техники, техноло-
гии, материалов и веществ, действующих производственных
объектов.
6.6.
Совместно с землеустроительной службой
Республики Таджикис-
тан устанавливает единый
порядок ведения государственных кадастров
природных
ресурсов и их
использования, экологического ( в том
числе
радиоэкологического) мониторинга, государственного 'контроля
за ис-
пользованием и
охраной природных ресурсов и метеорологического и нор-
мативно-технического обеспечения в этой области.
6.7.
Представляет Кабинету Министров Республики Таджикистан пред-
ложения по квотам и лицензиям на:
- сбор, заготовку растительного сырья, вырубку
деревьев, сеноко-
шение в зоне распространения редких и исчезающих видов
растений и жи-
вотных;
- добычу в
пределах естественных экосистем животных,
сбор дико-
растущих растений (включая и исчезающие виды флоры и фауны),
их частей
и дериватов, вывоз и ввоз в республику охотничьих трофеев.
Добыча рыбы
и спортивное рыболовство в рыбохозяйственных водоемах
осуществляется в
соответствии с Положением об охране рыбных запасов и
регулировании ры-
боловства в водоемах Республики Таджикистан;
6.8. В
установленном порядке выдает разрешения на:
- выбросы и
сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
-потребление
атмосферного воздуха для производственных нужд в ка-
честве сырья;
- использование
попутно добываемого сырья;
- добычу
общераспространенных полезных ископаемых;
- размещение
промышленных, бытовых и иных отходов;
- специальное
водопользование;
- бурение
скважин на воду;
- предоставление
недр в пользование для проведения геолого-разво-
дочных работ.
6.9. Осуществляет
государственный
контроль за
соблюдением министерствами,
ведомствами, предприятиями,
учреждениями и организациями независимо от их
форм собственности и
гражданами:
- законов, природоохранных норм и правил при
строительстве, ре-
конструкции объектов хозяйственной деятельности;
-
земельного Законодательства республики
Таджикистан в части ох-
раны земель;
- порядка
пользования водами, нормативов
водопотребления и водо-
отведения, а также
правил учета использования вод и других
правил,
предусмотренных водным законодательством Республики
Таджикистан;
- норм выбросов
загрязнявших веществ и других вредных воздействий на
атмосферу, а так-
же иных правил, установленных законодательством Республики
Таджикистан
по охране атмосферного воздуха ;
-
порядка пользования животным, рас-
тительным миром и ведением охотничьего хозяйства;
- правил пользования
и ведения лесного хозяйства, воспроизводства лесов, их учета
и охраны,
а также иных правил и норм,
предусмотренных лесным законодательством;
- правил рыболовства и охраны рыбных запасов в
рыбохозяйственных водо-
емах Республики Таджикистан, установленного порядка
эксплуатации рыбо-
хозяйственных водоемов, природоохранных требований
эксплуатации рыбоп-
ропускных и рыбозащитных устройств; - установленных норм и
правил раз-
работки месторождений общераспространенных полезных
ископаемых; - пра-
вил и норм размещения,
хранения, захоронения
промышленных, бытовых и
иных отходов; - экологических стандартов и норм при
разработке техники
и технологии,
материалов, веществ, влияющих на состояние окружающей
среды и природных ресурсов;
- рационального использования и воспроиз-
водства природных ресурсов, а также внедрения малоотходных и
безотход-
ных технологий и
других достижений научнотехнического прогресса; -
правил и норм по охране природной среды при
транспортировке, хранении
и применении средств защиты растений, стимуляторов их роста,
минераль-
ных удобрений, радиоактивных и других химических веществ и
препаратов;
- порядка организации и проведения работ по активному
воздействию на
гидрометеорологические процессы; - выполнения установленного
порядка
по организации
туризма и ведение туристской деятельности на рекреаци-
онных территориях Республики Таджикистана. б.10. Государственные инс-
пекторы
Министерства охраны окружающей среды Республики Таджикистан
имеют право беспрепятственно посещать любые
предприятия, организации,
объекты на территории республики независимо от их
ведомственной подчи-
ненности и форм собственности, с соблюдением действующих положений об
этих объектах и
налагать на граждан и должностных лиц штрафы за нару-
шение природоохранного
законодательства. В.11. Руководит
процессом
разработки
предложений к прогнозам социальноэкономического развития
республики в части "Охраны природы и рационального
природопользования.
6.12. Совместно с заинтересованными министерствами и
ведомствами орга-
низует разработку (с функциями заказчика)
республиканских комплексных
схем охраны и
использования природных ресурсов (водных, земельных,
лесных, животного,
растительного мира, общераспространенных полезных,
ископаемых и атмосферного воздуха), а так же республиканских программ
экологической безопасности населения, предупреждения, ликвидации пос-
ледствий
экологических бедствий и
контроль за их реализацией. 6.13.
Координирует научные исследования (с осуществлением функций
заказчика)
республиканских
научно-технических программ и
опытно-конструкторских
работ, необходимых для обеспечения рационального
использования природ-
ных ресурсов и
предотвращения отрицательных воздействий хозяйственной
деятельности на природную среду, создания принципиально
новых видов
техники, технологии, оборудования и материалов, а так же
приборов, ав-
томатизированных систем и других средств контроля за
источниками заг-
рязнения и состоянием окружающей среды, финансируемые за счет средств
бюджета, долевого
участия заинтересованных организаций, и иных источ-
ников. 5.14,
Осуществляет контроль за деятельностью заповедников, за-
казников,
национальных и природных парков. Руководит процессом созда-
ния особо охраняемых природных территорий. 6.15. Формирует
совместно с
заинтересованными министерствами, ведомствами, организациями и предп-
риятиями
республиканский гидрометеорологический и экологический банки
данных о состоянии окружающей среды, вредных воздействиях на
нее, при-
родоохранной
деятельности и использовании
природных ресурсов. 6.16.
Рассматривает совместно с Академией наук Республики Таджикистан
Тад-
жикским обществом
охраны природы и, другими
заинтересованными минис-
терствами и ведомствами предложения к принимает решения
о включении
или исключении из
Красной книги Республики Таджикистан редких и исче-
зающих видов растений и животных. 6.17. Сообщает
Кабинету Министров
Республики Таджикистан,
облгоррайисполкамам,
заинтересованным минис-
терствам и ведомствам о прогнозах и фактических
гидрометеорологичес-
ких,
агрометеорологических условиях,
опасных природных явлениях, ис-
точниках залповых выбросов и сверхфоновом загрязнении
окружающей сре-
ды.
Осуществляет методическое руководство
ликвидацией последствий
чрезвычайных экологических ситуаций. Совместно с
Производственным объ-
единением
"Таджикгеология"
изучает причины возникновения стихийных
бедствий, явлений
дает заключения по ним. 6.18. Осуществляет единую
государственную
политику сотрудничества с зарубежными странами и меж-
дународными организациями в области рационального использования при-
родных ресурсов, охраны окружающей среды и
гидрометеорологии, участву-
ет совместно с Министерством иностранных дел Республики
Таджикистан и
Государственным
комитетом Республики Таджикистан по внешнеэкономичес-
ким связям в работе по подготовке международных договоров,
связанных с
решением
экологических проблем и использованием природных ресурсов.
Обменивается в установленном порядке информацией в области
охраны при-
роды и гидрометеорологии с иностранными государствами и
международными
организациями. 6.19. Совместно с Министерством иностранных
дел Респуб-
лики Таджикистан и Государственным комитетом Республики
Таджикистан по
внешнеэкономическим связям осуществляет подбор и подготовку
специалис-
тов для работы в
природоохранных и гидрометеорологических международ-
ных организациях.
6.20. Обеспечивает связи с
общественностью, средс-
твами массовой информации,
занимается вопросами экологического воспи-
тания и образования населения, руководит работой общественных инспек-
торов по охране
природы. 6.21. .Организует повышение квалификации и
переподготовку руководящих кадров и специалистов
предприятий, учрежде-
ний, организаций системы Министерства. 6.22. Разрабатывает и
утвержда-
ет условия республиканских конкурсов и смотров по
тематике природо-
пользования и охраны окружающей среды. 6.23.
Организует издательский
центр и осуществляет издание газет, журналов, научнотехнической и на-
учно-.прикладной литературы об использовании природных
ресурсов, охра-
не окружающей среды и гидрометеорологии. 7. Министерству охраны окру-
жающей среды Республики Таджикистан предоставляется право:
7.1. Заслу-
шивать на заседаниях Коллегии Министерства охраны окружающей
среды
Республики Таджикистан руководителей министерств, ведомств, предприя-
тий, учреждений и
организаций Республики Таджикистан независимо от их
ведомственной принадлежности и форм собственности по вопросам
соблюде-
ния требований законодательства об охране природы и рациональном ис-
пользовании
природных ресурсов, выполнения
природоохранных мероприя-
тий, заданий по созданию и производству новых видов
оборудования, при-
боров иных технических средств, и материалов
природоохранного назначе-
ния, а также по
другим вопросам природопользования и охраны
природы.
7.2. Проводить с
участием финансовых, правоохранительных и других
контролирующих органов проверки соблюдения
природоохранного законода-
тельства Республики Таджикистан. 7.3. Предприятия,
учреждения, органи-
зации, независимо от
их ведомственной подчиненности и форм
собствен-
ности предоставляют
должностным лицам системы Министерства охраны ок-
ружающей среды Республики Таджикистан при исполнении ими
своих служеб-
ных обязанностей помещения., телефонную связь, транспорт и
при необхо-
димости, спецодежду
на период обследования (инспекции) объекта.
7.4.
Предъявлять иски предприятиям, учреждениям,
организациям, независимо
от их ведомственной подчиненности и форм собственности, и
гражданам, а
также иностранным юридическим и физическим лицам о взыскании
средств в
возмещение ущерба,
причиненного государству
загрязнением окружающей
среды и нерациональным использованием природных
ресурсов. 7.5. Полу-
чать безвозмездно от юридических и физических лиц, включая
иностранно-
го подданства, объяснения, сведения и статистическую
отчетность, в том
числе данные
испытаний, лабораторных анализов,
аварийных выбросов
(сбросов), характеризующих
их работу по соблюдению действующих приро-
доохранных законодательных актов, другую документацию по
вопросам, от-
носящимся к компетенций Министерства охраны окружающей среды
Республи-
ки Таджикистан. 7.6.
Участвовать в работе государственных комиссий по
приемке в эксплуатацию законченных строительных
объектов, контролиро-
вать процесс совершенствования существующих и внедрения
новых техноло-
гий и оборудования,
материалов и веществ, влияющих на состояние окру-
жающей природной среды,
согласовывать выбор места и отвод земель под
все виды хозяйственной деятельности. 7.7. Проводить
испытания, анализы
и выдавать заключения на предмет экологической чистоты
продукции (кро-
ме продуктов питания). 7.8.Принимать решения об организации
и ликвида-
ции в республике гидрометеорологических станций и постов,
пунктов наб-
людений за состоянием природной среды. 7.9. Ограничивать и
запрещать в
установленном порядке движение транспортных средств
на определенных
участках дорог в целях защиты окружающей среды от их вредных
выбросов.
7.10. Вносить
представления в соответствующие банки о прекращении фи-
нансирования по проектированию, строительству, реконструкции объектов
промышленного и иного назначения, осуществляемых с
нарушением природо-
охранного законодательства, а также о закрытии расчетных счетов про-
мышленных и других предприятий, нарушающих нормы и правила охраны ок-
ружающей среды до устранения допущенных нарушений. 7.11.
Привлекать по
согласованию с руководителями соответствующих организаций
специалистов
к проведению
государственной экологической экспертизы,
рассмотрению,
разработке и решению
отдельных проблем рационального использования
природных ресурсов. 7.12. Осуществлять совместно с
Государственной ав-
томобильной инспекцией Министерства внутренних дел республики
Таджи-
кистан
координацию работ по контролю за соблюдением нормативов пре-
дельно допустимых выбросов загрязняющее веществ и уровней
шума, уста-
новленных для
автотранспортных средств. 7.13. Вносить в Кабинет Ми-
нистров Республики Таджикистан, министерства, государственные комите-
ты, ведомства, предприятия, учреждения и организации
предложения о
привлечении к ответственности должностных лиц, виновных
в нарушении
природоохранного
законодательства,
передавать в необходимых случаях
материалы в следственные органы. 7.14. Открывать в банках специальные
счета специализированных государственных инспекций
Министерства охраны
окружающей среды Республики Таджикистан, областных,
городских и район-
ных комитетов по
охране природы других подведомственных организаций и
учреждений, образуемых в установленном порядке. 7.15.
Открывать банках
специальные счета в
рублях и иностранной валюте для зачисления на них
средств, поступающих
от предприятий, организаций и граждан Республики
Таджикистан,
зарубежных государств. 7.16.
Разрабатывать и утверждать
экологические нормативы, формы отчетов, правила и иные
документы в об-
ласти
природопользования и охраны
окружающей среды. 7.17. Выдавать
обязательные для исполнения заключения экологической
экспертизы, пред-
писания,
постановления, приказы об ограничении работы (вплоть до пол-
ной остановки) отдельных видов оборудования, участков, цехов
и в целом
предприятий.
7.18.
Создавать и ликвидировать в установленном
порядке подве-
домственные предприятия, учреждения,
научно-исследовательские и другие
организации, утверждать положения (уставы) о них.
8.
Государственная экологическая экспертиза осуществляется в со-
ответствии с Положением, утверждаемым Министром охраны
окружающей сре-
ды Республики Таджикистан.
При
необходимости организуется общественная экспертиза проектов
хозяйственной деятельности. Министр утверждает персональный
состав об-
щественной экспертной комиссии и общественного экспертного
Совета.
9. Открытие
финансирования работ по всем проектам и программам на
территории Республики Таджикистан разрешается только при
наличии поло-
жительного заключения экологической экспертизы.
Заключения
экологической экспертизы Министерства
охраны окружаю-
щей среды Республики Таджикистан является обязательными для
исполнения
министерствами,
государственными комитетами и ведомствами республики,
объединениями,
предприятиями и организациями,
независимо от ведомс-
твенной подчиненности и форм собственности, совместными
предприятиями,
иностранными юридическими и физическими лицами,
а также отдельными
гражданами.
10. Министерство
охраны окружающей среды Республики Таджикистан
возглавляет Министр, назначаемый в установленном порядке.
11. Первый
заместитель и заместители Министра
охраны окружающей
среды Республики Таджикистан назначаются Кабинетом Министров
Республи-
ки Таджикистан.
12. Первый заместитель
и заместители Министра охраны окружающей
среды Республики Таджикистан являются одновременно
Главными государс-
твенными инспекторами Республики Таджикистан по охране
природы. Специ-
алисты Министерства охраны окружающей среды
Республики Таджикистан,
осуществляющие
государственный контроль за состоянием окружающей сре-
ды, являются
государственными инспекторами Республики Таджикистан по
охране природы.
13. Министр
охраны окружающей среды Республики Таджикистан:
- несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на
Министерство функций;
- распределяет обязанности
между заместителями Министра
охраны
окружающей среды Республики Таджикистан, руководит работой
Коллегии.
14. В
Министерстве охраны окружающей среды Республики Таджикистан
образуется Коллегия в составе Министра, его заместителей (по должнос-
ти), других
руководящих работников Министерства, утверждаемых Кабине-
том Министров Республики Таджикистан.
Решения
Коллегии Министерства охраны окружающей
среды Республики
Таджикистан проводятся в жизнь приказами Министра.
В случае
разногласий между Министром охраны окружающей среды Рес-
публики Таджикистан и Коллегией, Министр проводит в жизнь свое
реше-
ние, докладывая о возникших разногласиях в Кабинет Министров
Республи-
ки Таджикистан, а
члены Коллегии, в свою очередь, могут сообщить свое
мнение Кабинету Министров Республики Таджикистан.
15. Министерство
охраны окружающей среды Республики Таджикистан
издает приказы, инструкции, дает указания, обязательные для
исполнения
предприятиями,
организациями и учреждениями системы Министерства, ор-
ганизует и проверяет их исполнение.
16. В
Министерстве охраны окружающей среды Республики Таджикистан
создается
научно-технический совет, персональный состав которого и.
Изложение о нем утверждаются Министром охраны окружающей
среды Респуб-
лики Таджикистан.
17. Изложение о
Министерстве охраны окружающей
среды Республики
Таджикистан, схема
его Управления, структура и численность работников
центрального аппарата, ассигнования на его содержание
утверждаются Ка-
бинетом Министров Республики Таджикистан. Штатное расписание
централь-
ного аппарата министерства охраны окружающей среды Республики
Таджи-
кистан и положения о его структурных подразделениях
утверждаются ми-
нистром.
18.Работники
министерства, осуществляющие государственный конт-
роль за соблюдением природоохранного законодательства, имеет
право но-
сить форменную одежду единого образца и знаки различия.
19. Министерство
охраны окружающей среды Республики Таджикистан
имеет печать с изображением государственного Герба
Республики Таджи-
кистан и своим наименованием.