ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Об особо охраняемых природных территориях

Охрана природы Республики Таджикистан осуществляется путем приме-

нения законодательных, организационно-экономических, технологических и

специальных мер, в том числе территориальных форм охраны природы, реа-

лизуемых через систему особо охраняемых природных территорий. Возрас-

тающее антропогенное воздействие на биосферу предопределяет необходи-

мость увеличения разнообразия и площади этих территорий и повышения их

эффективности. Функционирование особо охраняемых природных территорий

имеет приоритет перед экономическими и социальноэкономическими интере-

сами общества.

РАЗДЕЛ I. Общие положения

Статья 1. Законодательство об особо охраняемых природных террито-

риях

Отношение в области особо охраняемых природных территорий регули-

руются Конституцией Республики Таджикистан, настоящим Законом, закона-

ми об охране природы, о недрах, об охране атмосферного воздуха, об ох-

ране и использовании животного мира, лесным, земельным, водным кодек-

сами, а также разрабатываемыми в соответствии с ними нормативными ак-

тами Правительства Республики Таджикистан и специально уполномоченных

государственных органов, местными органами власти, международными и

межгосударственными договорами.

Статья 2. Определение и категории особо охраняемых природных тер-

риторий

Особо охраняемые природные территории - это участки земли и вод-

ного пространства, имеющие особо экологическое, природоохранительное,

научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное значение,

изъятые полностью или частично, постоянно или временно из хозяйствен-

ной эксплуатации, в отношении которых Правительством Республики Таджи-

кистан установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные тер-

ритории Республики Таджикистан образуют единую функциональную систему,

предназначенную для сохранения и изучению природного разнообразия,

поддержания экологического равновесия и осуществления биосферного мо-

ниторинга, а также территории, включенные в утвержденную генеральную

схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий. Со-

вокупность этих территорий составляет природно-заповедный фонд Респуб-

лики Таджикистан, использование которого допускается только с соблюде-

нием требований настоящего Закона.

Особо охраняемые природные территории могут иметь международное,

государственное, республиканское и местное значение. Отнесение особо

охраняемых природных территорий к категории объектов международного,

государственного, республиканского и местного значения производится в

соответствии с законодательством и решениями Правительства Республики

Таджикистан.

Устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных

территорий:

государственные природные заповедники, в том числе государствен-

ные биосферные;

государственные природные парки республиканского (национальные

парки) и местного значения (провинциальные парки);

государственные заказники республиканского и местного значения;

государственные памятники природы республиканского и местного

значения;

эколого-этнографические зоны;

дендрологические парки и ботанические сады;

природные, курортные и лечебно-оздоровительные зоны;

природные рекреационные зоны.

Законодательством Республики Таджикистан и решениями государс-

твенных органов могут предусматриваться и иные категории особо охраня-

емых природных территорий, а также другие территориальные формы охраны

природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на

прилегающие к ним участках могут создаваться охранные зоны с регулиру-

емым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности.

Особо охраняемые природные территории учитываются при разработке

прогнозов, планов мероприятий, перспективных планов экономического и

социального развития, схем землеустройства и районной планировки.

Статья 3. Государственная собственность на особо охраняемые при-

родные территории

Особо охраняемые природные территории являются государственной

собственностью - общим достоянием всего народа Республики Таджикистан.

Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной

собственности на особо охраняемые природные территории, в республике

запрещаются.

Статья 4. Компетенция Правительства Республики Таджикистан в об-

ласти охраны и использования особо охраняемых природных

территорий

В компетенцию Правительства Республики Таджикистан в области ох-

раны и использования особо охраняемых природных территорий входит:

обеспечение функционирования особо охраняемых природных террито-

рий в интересах настоящего и будущего поколений;

координация деятельности государственных органов в отношении осо-

бо охраняемых природных территорий;

принятие решений об организации и ликвидации государственных ор-

ганизаций по охране и использованию особо охраняемых природных терри-

торий.

Правительство Республики Таджикистан может осуществлять и иные

полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Статья 5. Компетенция специально уполномоченных государственных

органов Республики Таджикистан в области охраны и ис-

пользования особо охраняемых природных территорий

К компетенции специально уполномоченных на то государственных ор-

ганов Республики Таджикистан в области охраны и использовании особо

охраняемых природных территорий относится:

управление особо охраняемыми природными территориями в Республике

Таджикистан, проведение единой научно-технической политики в этой об-

ласти;

организация мониторинга, создание и обеспечение работы государс-

твенной службы наблюдения за особо охраняемыми природными территория-

ми;

предъявление исков о возмещении вреда, причиненного в результате

нарушения природоохранительного законодательства;

составление протоколов и рассмотрение дел об административных

правонарушениях в области охраны и использования особо охраняемых при-

родных территорий.

Решения специально уполномоченных на то государственных органов

Республики Таджикистан в области охраны и использования особо охраняе-

мых природных территорий по вопросам, отнесенным к их компетенции,

обязательны для всех юридических лиц и граждан и могут быть обжалованы

в судебном порядке.

Статья 6. Компетенция местных органов власти в регулировании от-

ношений в области охраны и использования особо охраняе-

мых природных территорий

Ведению местных органов власти и регулировании отношений в облас-

ти охраны и использования особо охраняемых природных территорий подле-

жат:

определение основных направлений по охране и использованию особо

охраняемых природных территорий и утверждение экологических программ;

координация и контроль природоохранной деятельности местных орга-

нов управления, содействие добровольному кооперированию особо охраняе-

мых природных территорий;

рассмотрение других вопросов охраны и использования особо охраня-

емых природных территорий.

Статья 7. Специально уполномоченные на то государственные органы

по особо охраняемым природным территориям

Специально уполномоченными на то государственными органами в об-

ласти охраны и использования особо охраняемых природных территорий яв-

ляется Министерство охраны природы Республики Таджикистан и его органы

на местах.

Статья 8. Планирование мероприятий по охране и использованию осо-

бо охраняемых природных территорий

Мероприятия по охране и использованию особо охраняемых природных

территорий предусматриваются в планах экономического и социального

развития.

Планирование охраны и использования особо охраняемых природных

территорий осуществляется с учетом и на основании научно обоснованного

сочетания экономических и экологических интересов общества.

Текущее и долгосрочное планирование мер по охране и использованию

особо охраняемых природных территорий осуществляется в составе прог-

рамм, прогнозов экономического и социального развития на основе госу-

дарственной экологической программы и генеральной схемы развития и

размещения производительных сил, отраслей народного хозяйства с учетом

природоресурсного потенциала республики и отдельных регионов.

Отраслевое планирование в области природопользования и охране

особо охраняемых природных территорий осуществляется министерствами и

ведомствами, организациями и предприятиями, в чьем ведении они нахо-

дятся.

Статья 9. Материально-техническое обеспечение и финансирование

мероприятий по охране и использованию особо охраняемых

природных территорий

Правительство Республики Таджикистан, местные органы власти, ми-

нистерства и ведомства, предприятия, организации, независимо от форм

собственности и подчиненности, принимают необходимые меры для матери-

ального и технического обеспечения мероприятий по охране и использова-

нию особо охраняемых территорий.

Финансирование мероприятий по охране и использованию особо охра-

няемых природных территорий, кроме заповедников и заказников произво-

дится за счет:

республиканского и местных фондов охраны природы;

фондов предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм

собственности, кредитов банков;

добровольных взносов населения и иных средств.

Финансирование заповедников и заказников производится за счет

республиканского и местных бюджетов, фондов предприятий, учреждений и

организаций, использующих данные территории в лабораторных целях, доб-

ровольных, коллективных и индивидуальных взносов.

Статья 10. Государственное управление и государственный контроль

в области организации, использования и охраны особо

охраняемых природных территорий

Государственное управление в области организации, использования и

охраны государственных природных заповедников, в том числе биосферных,

национальных и природных парков и заказников республиканского значе-

ния, осуществляется Правительством Республики Таджикистан и специально

уполномоченными на то государственными органами.

Государственный контроль в области планирования, создания, охраны

и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется

специально уполномоченными на то государственными органами по охране

природы, их органами на местах, а также министерствами, ведомствами,

организациями и предприятиями, в чьем ведении они находятся.

Статья 11. Государственный кадастр особо охраняемых природных

территорий

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий

включает сведения о правовом статусе этих территорий, их географичес-

ком положении, режиме, природопользователях, количественных характе-

ристиках природного комплекса, экологической, научной, просветитель-

ской и культурной ценности.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ве-

дется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда Республики

Таджикистан, определения перспектив развития сети данных территорий в

республики Таджикистан, определения перспектив развития сети данных

территорий в республике. Обеспечения их охраны и проведения научных

исследований, повышения уровня государственного контроля за сохранени-

ем генофонда и соблюдением соответствующего режима, а также учета роли

этих территорий при планировании социально-экономического развития и

размещения производительных сил в регионе.

Государственный кадастр ведется по единой системе, разработанной

специально уполномоченными на то государственными органами с участием

других заинтересованных ведомств, и возлагается на ведомства, в чем

подчинении находятся особо охраняемые природные территории. Порядок

ведения государственного кадастра особо охраняемых природных террито-

рий устанавливаются Правительством Республики Таджикистан.

Статья 12. Участие общественности в организации, охране и исполь-

зовании особо охраняемых природных территорий

Профессиональные союзы, организации молодежи, общества охраны

природы, научные общества и другие общественные организации, трудовые

коллективы, а также отдельные граждане принимают участие и оказывают

содействие государственным органам а осуществлении мероприятий по ор-

ганизации, охране и использованию особо охраняемых природных террито-

рий в соответствии с законодательством Республики Таджикистан, а также

уставами (положениями) общественных организаций.

Раздел II. Государственные природные заповедники

Статья 13. Общие положения

Государственные природные заповедники являются природоохранными

научно-исследовательскими учреждениями, имеющими целью сохранение и

изучение естественного хода природных ресурсов, процессов и явлений,

генофонда микроорганизмов, растений и животных, типичных и уникальных

экосистем.

Земля, вода, недра, растительный и животный мир территории госу-

дарственных природных заповедников полностью и безвозмездно передаются

заповедникам на постоянное пользование, порядок которого определяется

органами, в чьем ведении они находятся. Передача в аренду земель и

других природных ресурсов заповедника запрещается.

Статья 14. Задача государственных природных заповедников

На государственные природные заповедники возлагаются следующие

задачи:

сохранение биологического разнообразия путем поддержания в ес-

тественном состоянии всего природного комплекса заповедника;

ведение биологического мониторинга;

проведение научных исследований;

участие в государственной экологической экспертизе проектов и

схем размещения хозяйственных и иных объектов, реализация которых мо-

жет оказывать негативное воздействие на природные комплексы заповедни-

ков и их охранные зоны;

содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области

охраны природы;

пропаганда экологических знаний.

Статья 15. Государственные биосферные заповедники

Статус биосферных имеют государственные природные заповедники,

входящие в Международную систему биосферных резерватов, осуществляющие

глобальный экологический мониторинг и получившие сертификат ЮНЕСКО в

порядке, установленном данной международной организацией.

Статья 16. Порядок образования государственных природных заповед-

ников

Решение об образовании государственных природных заповедников и

утверждении положения о них, а также о расширении их территории прини-

мает Правительство Республики Таджикистан по ходатайству специально

уполномоченных на то государственных органов по охране природы, мест-

ных органов власти и заинтересованных государственных органов.

Для организации государственных природных заповедников не требу-

ется согласия ведомств, предприятий, учреждений и организаций, осу-

ществляющих хозяйственную деятельность и природопользование на данной

территории.

При необходимости заповедание природных территорий, находящихся

во владении или пользовании предприятий, учреждений или организаций,

изъятие земель этих территорий осуществляется в порядке, устанавливае-

мом законодательством Республики Таджикистан генеральной схемы разви-

тия и размещения особо охраняемых природных территорий или территори-

альной схемы охраны природы местные органы власти принимают решение о

резервировании земельных участков, предполагаемых заповеданию. Хозяйс-

твенная деятельность на данной территории ограничивается ими до приня-

тия решения об организации заповедника.

Статья 17. Управление государственными природными заповедниками

Управление государственными заповедниками осуществляют специально

уполномоченные на то государственные органы. Государственные заповед-

ники находятся в ведении специально уполномоченного на то органа в со-

ответствии со статьей 7 настоящего Закона.

Каждый заповедник действует на основании Положения о нем, утверж-

даемого Правительством Республики Таджикистан.

Статья 18. Режим государственных природных заповедников

На территории государственных природных заповедников запрещается

хозяйственная и иная деятельность, нарушающая естественное развитие

природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объ-

ектов, а также не связанная с выполнением возложенных на заповедник

задач.

На территории государственных природных заповедников и их охран-

ных зон запрещается акклиматизация растений и животных.

В государственных природных заповедниках допускается проведение

следующих мероприятий:

мероприятий по сохранению, восстановлению и предотвращению изме-

нений природных комплексов в результате антропогенного воздействия, а

также по выполнению научно-исследовательских задач, стоящих перед за-

поведником;

противопожарных и санитарных мероприятий, а также иных видов ог-

раниченной хозяйственной деятельности и природопользования, необходи-

мых для обеспечения задач государственного заповедника.

К биосферным заповедникам могут быть присоединены территории с

выделением на них зон со следующим режимом:

зона ограниченной хозяйственной деятельности (биосферный поли-

гон), в пределах которой осуществляются прикладные научные исследова-

ния, соответствующие целям заповедника, и внедрению их результатов;

буферная зона, режим которой направлен на снижение влияния хо-

зяйственной деятельности на заповедное ядро.

Конкретный режим зон биосферного заповедника устанавливается в

соответствии с его научным профилем, целями создания и определяется

Положением о нем.

В биосферных заповедниках, создаваемых в районах проживания насе-

ления, допускается выделение участков традиционного природопользова-

ния.

Пребывание на территории государственных природных заповедников

граждан и должностных лиц (кроме лиц, осуществляющих государственный

контроль), не являющихся работниками заповедников или органов, в веде-

нии которых они находятся, допускается только при наличии разрешения

этих органов и администрации заповедников.

В пределах охранных зон запрещается хозяйственная и иная деятель-

ность, отрицательно влияющая на природные объекты и комплексы заповед-

ников.

Строительство новых хозяйственных объектов и иная деятельность на

прилегающих к государственным природным заповедникам территориях, соз-

дающие угрозу заповедному режиму, увеличение фондовых концентраций

загрязняющих веществ или изменения гидрологического режима в пределах

государственных заповедников, осуществляются только по согласованию со

специально уполномоченными на то государственными органами в области

охраны природы.

Статья 19. Научно-исследовательская деятельность в государствен-

ных природных заповедниках

Научно-исследовательская деятельность в государственных природных

заповедниках проводится путем стационарных круглосуточных многолетних

комплексных исследований и направлена на изучение природных комплексов

и долговременное слежение за динамикой природных процессов с целью

оценки, прогноза экологической обстановки, разработки научных основ

охраны природы, сохранения разнообразия биосферы, воспроизводства и

рационального использования природных процессов. Для всех государс-

твенных заповедников является обязательным ведение "Летописи природы".

В государственных природных заповедниках могут создаваться ученые

советы. Состав ученого совета и Положение о нем утверждаются органом,

в ведении которого находится заповедник.

Научные фонды государственных природных заповедников подлежат

бессрочному хранению.

Государственным природным заповедникам предоставляется право из-

дания научных трудов.

Конкретные особенности, режим и научный профиль государственного

заповедника устанавливаются в индивидуальном Положении о нем, утверж-

денном органом, в ведении которого находится заповедник.

Раздел III. Государственные природные парки

Статья 20. Общие положения

Государственные природные парки являются природоохранными учреж-

дениями, территории (акватории) которых включают природные комплексы,

имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и

предназначенные для использования в природоохранных, рекреационных,

просветительских, научных и культурных целях.

Территории государственных природных парков располагаются на зем-

лях, предоставляемых им во владение или пользование, а также на землях

иных владельцев и пользователей.

На государственные природные парки возлагаются следующие задачи:

сохранение природных комплексов эталонных и уникальных участков и

объектов природы;

сохранение культурного наследия (объектов этнографии, археологии,

истории, исторических и культурных ландшафтов);

организация экологического просвещения населения;

разработка и внедрение научных методов охраны природы;

создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных

условиях. Государственные природные парки могут иметь республиканское

(национальные парки) и местное значение (провинциальные парки).

Статья 21. Порядок образования государственных природных парков

Решение об образовании государственных природных парков республи-

канского значения (национальных парков) и утверждении Положения о них

принимает Правительство Республики Таджикистан по ходатайству специ-

ально уполномоченных на то государственных органов.

Решение об образовании природных парков местного значения (про-

винциальные парки) принимают местные органы власти на основании хода-

тайства специально уполномоченных на то государственных органов.

Резервирование территорий для организации государственных природ-

ных парков осуществляется в том же порядке, что и для организации го-

сударственных природных заповедников.

Статья 22. Режим государственных природных парков

На территории государственных природных парков устанавливается

дифференцированных режим охраны и использования, определенный Положе-

нием о данном государственном природном парке с учетом местных природ-

ных и социальных особенностей.

В соответствии с этим на территории национальных природных парков

выделяются:

заповедные зоны с режимом, предусмотренным для государственных

заповедников;

заказные зоны, охранные зоны историко-культурных объектов, зоны

рекреационного, хозяйственного и иного пользования, на которых осу-

ществляется деятельность, не противоречащая задачам государственного

природного парка. Возможность и целесообразность разделения по зонам

территории государственных природных парков местного значения опреде-

лятся специально уполномоченными на то государственными органами в об-

ласти охраны природы.

На территории государственных природных парков запрещается:

деятельность, угрожающая существованию природных комплексов и

взятых под охрану историко-культурных объектов;

геологоразведочные работы и разработка полезных ископаемых;

рубка деревьев, кустарников, бессистемное пользование флорой и

фауной; деятельность предприятий, представляющих особую экологическую

опасность (целлюлозно-бумажная, химическая промышленность);

действия, изменяющие гидрологический режим;

строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электро-

передачи и других коммуникаций, не связанных с деятельностью парков;

размещение живых организмов с целью акклиматизации.

Положением о государственных природных парках могут быть запреще-

ны или ограничены иные виды деятельности, влекущие за собой снижение

природной, научной, эстетической и культурной ценности их территории.

Раздел IV. Государственные заказники

Статья 23. Общие положения

Государственные заказники - это территории, выделенные с целью

сохранения и восстановления природных комплексов или их компонентов на

период, необходимый для выполнения этой задачи.

Государственные заказники могут быть республиканского и местного

значения.

Государственные заказники республиканского значения находятся в

ведении специально уполномоченного на то государственного органа и фи-

нансируются из республиканского бюджета.

Управление заказниками может осуществляться органами, к чьему ве-

дению отнесены охраняемые природные территории.

Подчиненность и порядок финансирования заказников местного значе-

ния определяются органами, принимающими решения об их организации.

Статья 24. Порядок образования государственных заказников

Государственные заказники местного, республиканского значения об-

разуются Правительством Республики Таджикистан по представлении специ-

ально уполномоченных на то органов.

Государственные заказники местного значения образуются областными

и районными органами власти.

Допускает объявление территории государственным заказником без

изъятия земель у землепользователей и землевладельцев.

Статья 25. Режим государственных заказников

На территории государственных заказников должны быть прекращены

или ограничены любые виды деятельности, противоречащие задачам заказ-

ников.

Конкретные задачи и особенности режима каждого государственного

заказника определяются Положением, утверждаемым органом принявшим ре-

шение об образовании государственного заказника.

Предприятия, учреждения и организации, на землях которых образо-

ваны государственные заказники, обязаны соблюдать режим, установленный

в государственных заказниках.

Раздел V. Государственные памятники природы

Статья 26. Общие положения

Государственными памятниками природы являются уникальные невос-

полнимые, ценные в экологическом, научном, культурном, эстетическом

отношении природные объекты естественного и искусственного происхожде-

ния. Государственные памятники природы могут быть республиканского и

местного значения.

Статья 27. Порядок объявления природных объектов государственными

памятниками природы

Природные объекты объявляются государственными памятниками приро-

ды республиканского значения Правительством Республики Таджикистан по

представлении специально уполномоченных на то государственных органов

в области охраны природы, заинтересованных министерств и ведомств, об-

ластных и районных органов власти.

Решения об объявлении природных объектов государственными памят-

никами природы местного значения принимаются местными органами власти

по согласованию со специально уполномоченными на то государственными

органами в области охраны природы и по представлению заинтересованных

организаций.

Допускается объявление объектов государственными памятниками при-

роды без изъятия занимаемого земельного участка у землевладельцев и

землепользователей.

Статья 28. Режим государственных памятников природы

На территории расположения государственных памятников запрещается

всякая деятельность, угрожающая их сохранности.

Предприятия, учреждения и организации, иные пользователи и вла-

дельцы, на землях которых находятся государственные памятники природы,

принимают на себя обязательства по обеспечению охраны государственного

памятника природы. Органом, принявшим решение об объявлении природного

объекта государственным памятником природы, проводится передача его

под охрану, оформление охранного обязательства и паспорта, в котором

определяется режим охраны государственных памятников природы возмеща-

ются за счет республиканского и местных фондов охраны природы с воз-

можным привлечением средств государственных, кооперативных и иных об-

щественных предприятий, учреждений и организаций.

Раздел VI. Эколого-этнографические зоны

Статья 29. Общие положения

Эколого-этнографические зоны - это районы проживания коренного

населения, требующие особого режима природопользования в целях сохра-

нения и восстановления биологических природных ресурсов среды обитания

и традиционного образа жизни этого населения.

Эколого-этнографические зоны организуются Правительством Респуб-

лики Таджикистан по представлении областных и районных органов власти.

Статья 30. Режим эколого-этнографических зон

Хозяйственная деятельность в пределах эколого-этнографической зо-

ны должна исключать деятельность, ведущую к разрушению среды обитания

населения и его биологических ресурсов. На участках постоянного прожи-

вания коренного населения (ядра эколого-этнографических зон) допуска-

ется только традиционная ограниченная хозяйственная деятельность этого

населения.

Эколого-этнографические зоны находятся в ведении Правительства

Республики Таджикистан, которое утверждает индивидуальное Положение

для каждой эколого-этнографической зоны.

Раздел VII. Дендрологические парки и ботанические сады

Статья 31. Общие положения

Дендрологические парки и ботанические сады - это организации,

созданные с целью сохранения, изучения и обогащения в искусственных

объектов растительного мира. Дендрологические парки и ботанические са-

ды могут быть как самостоятельными юридическими лицами, состоящими на

государственном бюджете, так и входить в состав научно-исследователь-

ских или учебных учреждений и состоять на их балансе. Земли дендроло-

гических парков и ботанических садов изымаются из хозяйственной экс-

плуатации и передаются дендрологическим паркам и ботаническим садам на

постоянное пользование.

Статья 32. Порядок образования, режим дендрологических парков и

ботанических садов

Дендрологические парки и ботанические сады организуются Прави-

тельством Республики Таджикистан по ходатайству областных и районных

органов власти либо последними по ходатайству заинтересованных органи-

заций.

На территории дендрологических парков и ботанических садов запре-

щается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и уг-

рожающая сохранности природной и культурной форм растительности.

Территории дендрологических и ботанических садов могут быть раз-

делены на следующие зоны:

экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, опреде-

ленном администрацией;

научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные

сотрудники дендрологического парка или ботанического сада, а также

специалисты других учреждений;

заповедную, обеспечивающую сохранность типичных и уникальных

комплексов и объектов естественной растительности;

административную.

Конкретные задачи, научный профиль, юридический статус, организа-

ционное устройство, особенности режима и охраны каждого дендрологичес-

кого парка и ботанического сада определяются в индивидуальных положе-

ниях о них, утверждаемых органом, в ведении которого они находятся.

Раздел VIII. Природные, курортные

и лечебно-оздоровительные зоны

Статья 33. Общие положения

Природными, курортными и лечебно-оздоровительными зонами призна-

ются особо охраняемые территории, обладающие природными свойствами

(особая сухость воздуха, изобилие фитонцидов и средств грязи, мине-

ральные воды), благоприятствующими лечению и профилактике заболеваний.

Порядок объявления природных территорий курортными, лечебными,

оздоровительными зонами, режим их охраны определяется Положением, ут-

верждаемым Правительством Республики Таджикистан.

Статья 34. Режим природных, курортных и лечебно-оздоровительных

зон

С целью сохранения природных свойств и лечебных средств лечебно-

оздоровительных зон, охраны их от порчи, загрязнения и преждевременно-

го истощения устанавливаются округа санитарной охраны.

В кругах санитарной охраны запрещается проведение работ, влекущих

загрязнение почвы, водных источников, атмосферного воздуха, причиняю-

щих вред лесам и отрицательно влияющих на лечебные свойства и санитар-

ное лечение.

Раздел IX. Природные рекреационные зоны

Статья 35. Общие положения

Природными рекреационными зонами признаются особо охраняемые тер-

ритории либо участки водного пространства, предназначенные для органи-

зационного массового отдыха населения и туризма.

Природные рекреационные зоны объявляются решением Правительства

Республики Таджикистан по представлении местных органов власти, согла-

сованному с заинтересованными землепользователями, водопользователями

и лесопользователями. Статья 36. Режим природных рекреационных зон На

территории природных рекреационных зон запрещается хозяйственная и

иная деятельность, отрицательно влияющая на окружающую среду, а также

проводящая к резкому изменению природных ландшафтов, совершение иных

действий, препятствующих использованию данных зон по их прямому назна-

чению.

Использование природных зон для организованного отдыха населения

и туризма проводится в соответствии с договорами, которые заключаются

трудовыми коллективами, профсоюзными организациями, туристическими уч-

реждениями с основным пользователем природных ресурсов данных террито-

рий, по согласованию со специально уполномоченными на то государствен-

ными органами в области охраны природы.

Режим природной рекреационной зоны определяется Положением, ут-

верждаемым Правительством Республики Таджикистан.

Раздел X. Организация особо

охраняемых природных территорий

Статья 37. Охрана государственных природных заповедников и госу-

дарственных природных парков

Охрана государственных природных заповедников и государственных

парков осуществляется специальной службой по охране государственных

заповедников и государственных природных парков и регламентируется По-

ложением, утверждаемым органом, в ведении которого находится государс-

твенный природный заповедник и государственный природный парк.

Работники службы охраны особо охраняемых территорий входят в штат

государственных природных заповедников и государственных природных

парков. Директор государственного природного заповедника и государс-

твенного природного парка, его заместители являются главными государс-

твенными инспекторами по охране этих территорий.

Статья 38. Права государственных инспекторов по охране

государственных природных заповедников и государственных природ-

ных парков Работники государственных природных заповедников и госу-

дарственных природных парков, являющиеся государственными инспекторами

по охране этих территорий, имеют право пользоваться всеми правами и

льготами государственных инспекторов по охране природы и государствен-

ной лесной охране Республики Таджикистан.

Работники охраны государственных природных парков имеют право но-

шения оружия во время исполнения служебных обязанностей. Оружие выда-

ется, хранится, носится и используется в соответствии с установленными

для этого правилами.

Статья 39. Охрана государственных природных парков местного зна-

чения, государственных заказников и иных особо охраня-

емых природных территорий

Охрана государственных природных парков местного значения, госу-

дарственных заказников и иных особо охраняемых природных территорий

осуществляется органами, в ведении которых они находятся, в порядке,

предусмотренном законодательством Республики Таджикистан.

Раздел XI. Ответственность за нарушение

режима особо охраняемых природных территорий

Статья 40. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых

природных территорий

Граждане и должностные лица, виновные в нарушении режима особо

охраняемых природных территорий, несут ответственность в соответствии

с действующим законодательством.

Предприятия, учреждения, организации, в том числе совместные

предприятия, международные, иностранные юридические лица, а также

граждане обязаны возместить вред, причиненный ими нарушением режима

особо охраняемых природных территорий, в размерах и порядке, устанав-

ливаемых законодательством Республики Таджикистан.

Раздел XII. Международные договоры,

касающиеся охраны и использования

особо охраняемых природных территорий

Статья 41. Международные договоры

Особо охраняемые природные территории Республики Таджикистан мо-

гут включаться в список всемирного наследия и иные категории объектов

международного значения в соответствии с международными соглашениями.

Если международным договором установлены иные правила, чем те,

которые содержаться в законодательстве Республики Таджикистан об особо

охраняемых природных территориях, то действуют положения международно-

го договора.

Президент Республики Таджикистан Э. Рахмонов

г.Душанбе, 13 декабря 1996 года

№ 328

Постановление

Маджлиси Оли Республики Таджикистан

О порядке введения в действие Закона Республики Таджикистан

"Об особо охраняемых природных территориях"

Маджлиси Оли Республики Таджикистан п о с т а н о в л я е т:

1. Ввести в действие Закон Республики Таджикистан "Об особо охра-

няемых природных территориях" со дня его официального опубликования.

2. Правительству Республики Таджикистан:

- представить Маджлиси Оли Республики Таджикистан предложения о

проведении законодательных актов в соответствие с Законом Республики

Таджикистан "Об особо охраняемых природных территориях";

- привести решения Правительства Республики Таджикистан в соот-

ветствие с настоящим Законом;

- обеспечить пересмотр и отмену министерствами, ведомствами и го-

сударственными комитетами Республики Таджикистан их нормативных актов,

противоречащих Закону Республики Таджикистан "Об особо охраняемых тер-

риториях".

Председатель

Маджлиси Оли Республики Таджикистан С. Раджабов

г.Душанбе, 13 декабря 1996 года,

№ 329

Hosted by uCoz