ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
О ветеринарном деле
(в редакции Закона РТ 1 февраля 1996 г. N 223)
Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические, соци-
альные и организационные основы ветеринарного дела на территории Рес-
публики Таджикистан.
Статья 1. Ветеринарное дело
Ветеринарное дело - это комплекс государственных, общественных,
хозяйственных и специальных мероприятий, обеспечивающих охрану здо-
ровья животных, ветеринарное благополучие продуктов и сырья животного
происхождения, а также решение ветеринарно-санитарных проблем окружаю-
щей среды.
Ветеринарная деятельность осуществляется Государственной ветери-
нарной службой при Министерстве сельского хозяйства Республики Таджи-
кистан, ветеринарными службами других министерств, ведомств, учрежде-
ний, организаций, предприятий и специалистами, ведущими частную вете-
ринарную практику (в редакции Закона РТ от 01.02.96 г. N 223).
Органами государственной ветеринарии Республики Таджикистан явля-
ются Главное управление ветеринарии (с государственной ветеринарной
инспекцией) при Министерстве сельского хозяйства, ветеринарные учреж-
дения и организации республиканского и местного подчинения, а также
ветеринарная служба на государственной границе и транспорта (в редак-
ции Закона РТ от 01.02.96 г. N 223).
Статья 2. Ветеринарное законодательство
Ветеринарное законодательство Республики Таджикистан состоит из
настоящего Закона, Ветеринарного Устава Республики Таджикистан, реше-
ний Правительство Республики Таджикистан и нормативных актов Главного
управления ветеринарии при Министерстве сельского хозяйства, которые
обязательны для выполнения всеми министерствами, ведомствами, предпри-
ятиями, организациями, учреждениями, относящимися к отраслям сельского
хозяйства, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собс-
твенности, а также должностными лицами и гражданами (в редакции Закона
РТ от 01.02.96 г. N 2
23).Статья 3. Основные задачи государственной ветеринарии
Основными задачами государственной ветеринарии являются:
предупреждение возникновения и ликвидации заразных болезней жи-
вотных, (в том числе птиц, пушных зверей, пчел, рыб);
осуществление ветеринарно-санитарного контроля при содержании,
кормлении и эксплуатации животных, заготовке, переработке, хранении,
использовании и транспортировке продукции животноводства и кормов,
ввозе и вывозе, а также перегонах (перевозках) скота;
проведение ветеринарно-санитарных экспертиз при торговле продук-
тами животноводства, пчеловодства, рыбой и растительными продуктами, а
также надзор за состоянием мест торговли ими и скотом на рынках, яр-
марках, аукционах;
организация и осуществление мер по защите животных от заразных
болезней, а также при чрезвычайных ситуациях;
изучение закономерностей возникновения, течения, распространения
болезней животных, составление прогнозов их возможного проявления,
разработка планов и систем профилактики и ликвидации заразных болезней
скота и птицы;
внедрение в практику ветеринарно-санитарных правил, достижений
науки и передового опыта, ведение профилактической работы.
Статья 4. Организация ветеринарного дела
Ветеринарное дело в Республике Таджикистан организуется Минис-
терством сельского хозяйства Республики Таджикистан. Руководство вете-
ринарным делом и выполнение настоящего Закона, а также других законо-
дательных актов по ветеринарии осуществляется Министерством сельского
хозяйства Республики Таджикистан в лице Главного управления ветерина-
рии (с Госветинспекцией) (в редакции Закона РТ от 01.02.96 г. N 223).
Статья 5. Компетенция органов государственной ветеринарии
К ведению высшего республиканского органа управления в области
ветеринарии в лице Главного управления ветеринарии Министерства сель-
ского хозяйства Республики Таджикистан относятся:
установление основных принципов и стратегических направлений раз-
вития ветеринарного дела в республике, совершенствование его организа-
ционных и структурных форм;
разработка и совершенствование нормативных документов, регламен-
тирующих правовые положения ветеринарной службы;
организация разработки общереспубликанских программ предотвраще-
ния заноса и распространения карантинных и особо опасных инфекций,
систем прогноза, планирования и контроля ситуации по этим болезням;
обеспечение единой политики и действий государственной ветеринар-
ной службы в указанных направлениях и при чрезвычайных ситуациях;
подбор и расстановка руководителей районных, городских и област-
ных ветеринарных служб;
организация разработки и утверждения методических документов по
профилактике и борьбе с болезнями животных;
обеспечение взаимодействия с ветеринарными службами других минис-
терств и ведомств с целью организации единого ветеринарного надзора и
проведения профилактических и карантинных мер, а также с органами го-
сударственного санитарного надзора в части профилактики и борьбы с бо-
лезнями, общими для человека и животных;
выдача лицензий предприятиям, организациям, кооперативам, гражда-
нам на право занятия производством, переработкой, хранением и реализа-
цией животноводческой продукции;
утверждение ветеринарных требований (правил) при проектировании
ветеринарных объектов, животноводческих помещений, предприятий по пе-
реработке продукции животноводства;
определение, совместно с Академией наук Республики Таджикистан,
научными ветеринарными учреждениями и другими заинтересованными орга-
низациями, приоритетных направлений и программ научных исследований в
области ветеринарии, программ подготовки ветеринарных врачей и повыше-
ния их квалификации; представление интересов республики в области ве-
теринарии в международных организациях и при сотрудничестве с ветери-
нарными службами зарубежных стран (в редакции Закона РТ от 01.02.96 г.
N 223).
К ведению областных ветеринарных органов Республики Таджикистан
относится:
руководство ветеринарной службой на территории области;
обеспечение развития государственной ветеринарной сети, укрепле-
ние ее материально-технической базы и организация осуществления госу-
дарственного ветеринарного надзора;
организация мероприятий по предупреждению заразных болезней жи-
вотных, а также при чрезвычайных ситуациях;
обеспечения выполнения общереспубликанских программ защиты живот-
ных от карантинных и особо опасных болезней;
разработка и осуществление, совместно с органами здравоохранения
,мероприятий по профилактике и ликвидации очагов болезней, общих для
человека и животных.
В компетенцию районной государственной ветеринарной службы вхо-
дит:
организация и проведение мероприятий, обеспечивающих предупрежде-
ние и ликвидацию заболеваний животных и производство доброкачественных
в ветеринарном отношении продуктов и сырья животного происхождения;
охрана населения от болезней, общих для человека и животных;
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных эпизооти-
ями, стихийными и экологическими бедствиями;
представление органам власти на установление и отмену карантинных
или особых режимов ведения хозяйственной деятельности, направленных на
борьбу с заразными болезнями животных;
осуществление государственного надзора за ветеринарно-санитарным
состоянием мест содержания скота, скотопрогонных трасс, предприятий по
переработке животноводческой продукции, а также перевозками животных,
животноводческой продукции и кормов;
осуществление контроля за соблюдением ветеринарных требований
(правил) при проектировании и строительстве ветеринарных объектов, жи-
вотноводческих помещений, предприятий по переработке продукции живот-
новодства.
Статья 6. Право на частную ветеринарную практику
Право на частную ветеринарную практику предоставляется лицам,
имеющим высшее или среднее ветеринарное образование, получившим лицен-
зию (удостоверение или сертификат) в районных (городских) станциях по
борьбе с болезнями животных.
Статья 7. Социальная защита ветеринарных специалистов
Специалисты государственной ветеринарной сети обеспечиваются над-
лежащими производственными и жилищными условиями, медицинским обслужи-
ванием, на них распространено законодательство республики Таджикистан
о труде, социальном обеспечении и социальном страховании.
Статья 8. Органы государственного ветеринарного надзора (инспек-
ции)
Главное управление ветеринарии (с Государственной ветеринарной
инспекцией) при Министерстве сельского хозяйства является одновременно
органов государственного ветеринарного надзора Республики Таджикистан
(в редакции Закона РТ от 01.02.96 г. N 223).
Система единого государственного ветеринарного надзора в респуб-
лике состоит из государственных ветеринарных инспекций республики.
Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов, районов и
ветеринарных участков.
Положение о Государственной ветеринарной инспекции утверждается
Правительством Республики Таджикистан (в редакции Закона РТ от
01.02.96 г. N 223).
Статья 9. Должностные лица, осуществляющие ветеринарный надзор
Организация и проведение государственного ветеринарного надзора
возлагается на следующих должностных лиц:
Главного государственного ветеринарного инспектора Республики
Таджикистан, являющегося одновременно руководителем Главного управле-
ния ветеринарии при Министерстве сельского хозяйства Республики Таджи-
кистан, утверждаемого Правительством Республики Таджикистан (в редак-
ции Закона РТ от 01.02.96 г. N 223).
Главных государственных ветеринарных инспекторов Горно-Бадахшанс-
кой автономной области, областей, являющихся одновременно начальниками
ветеринарных отделов областных управлений сельского хозяйства (област-
ных агропромышленных объединений), назначаемых Главным государственным
ветеринарным инспектором республики по согласованию с органами испол-
нительной власти (хукуматами) областей(в редакции Закона РТ от
01.02.96 г. N 223);
Главных государственных ветеринарных инспекторов городов и райо-
нов, являющихся одновременно начальниками районных (городских) станций
по борьбе с болезнями животных, назначаемых Главным государственным
ветеринарным инспектором республики по согласованию с органами испол-
нительной власти (хукуматами) района, города (в редакции Закона РТ от
01.02.96 г. N 223);
Государственных участковых ветеринарных инспекторов, являющихся
одновременно заведующими государственных ветеринарных участков, назна-
чаемых Главным государственным ветеринарным инспектором района по сог-
ласованию с органами исполнительной власти (хукуматами) района, горо-
да, области (в редакции Закона РТ от 01.02.96 г. N 223);
Главного государственного ветеринарного инспектора города Душан-
бе, являющегося одновременно руководителем ветеринарного органа испол-
нительной власти (хукумата) города Душанбе, назначаемого Главным госу-
дарственным ветеринарным инспектором республики по согласованию с ор-
ганом исполнительной власти (хукуматом) города Душанбу. Главные госу-
дарственные ветеринарные инспекторы имеют заместителей, которые ут-
верждаются в порядке, установленном для Главных государственных вете-
ринарных инспекторов (в редакции Закона РТ от 01.02.96 г. N 223).
Ветеринарные специалисты государственной ветеринарной службы всех
уровней наряду с занимаемой должностью одновременно являются государс-
твенными ветеринарными инспекторами.
Статья 10. Обязанности и ответственность должностных лиц, осу-
ществляющих государственный ветеринарный надзор
Главные государственные ветеринарные инспекторы и их заместители,
государственные ветеринарные инспекторы несут ответственность за вы-
полнение возложенных на них задач и обязанностей, правильность органи-
зации и проведения противоэпизоотических мероприятий и ветеринарно-са-
нитарного надзора, своевременное наложение карантинов при возникнове-
нии заразных болезней животных, за соблюдением порядка выдачи ветери-
нарных свидетельств, справок и других документов по ветеринарии.
Руководители (начальники, заведующие, директора) государственных
ветеринарных учреждений отвечают за правильное руководство деятель-
ностью ветеринарных учреждений, за сохранность и рациональное исполь-
зование находящихся в их распоряжении имущества и других материальных
ценностей. Ветеринарные врачи и ветеринарные фельдшеры несут ответс-
твенность за организацию и проведение в обслуживаемых ими хозяйствах
(населенных пунктах) профилактических и ветеринарно-санитарных мероп-
риятий, обеспечивающих предупреждение болезней животных они отвечают
за своевременное проведение предохранительных и лечебных мероприятий,
обеспечивающих быстрейшую ликвидацию болезни.
Специалисты ветеринарных лабораторий и лабораторий ветеринар-
но-санитарной экспертизы на рынках несут ответственность за правиль-
ность и своевременность заключений по исследуемым лабораториями мате-
риалам. За невыполнение должностными лицами, осуществляющими государс-
твенный надзор, своих обязанностей, они привлекаются к дисциплинарной,
административной и уголовной ответственности в соответствии с действу-
ющим законодательством Республики Таджикистан.
Обжалование неправомерных действий должностных лиц государствен-
ного надзора производится в соответствии с законодательством Республи-
ки Таджикистан.
Статья 11. Основные гарантии деятельности лиц, осуществляющие го-
сударственный ветеринарный надзор
Должностные лица органов ветеринарии при Министерстве сельского
хозяйства Республики Таджикистан, осуществляющие государственный вете-
ринарный надзор, в своей деятельности независимы и руководствуются ве-
теринарным законодательством, а также действующим законодательством
Республики Таджикистан. Воздействие в какой бы то ни было форме на
должностных лиц, осуществляющих ветеринарный надзор, со стороны госу-
дарственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граж-
дан с целью воспрепятствования их законной деятельности влечет ответс-
твенность в соответствии с действующим законодательством. Органы госу-
дарственной власти и управления обязаны оказывать практическую помощь
государственным ветеринарным инспекторам при исполнении ими служебных
обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных законом мер по
привлечению к ответственности лиц, препятствующих выполнению государс-
твенными ветеринарными инспекторами своих должностных функций (в ре-
дакции Закона РТ от 01.02.96 г. N 223).
Статья 12. Обязанности владельцев животных и предприятий по пере-
работке животноводческой продукции
Владельцы животных и руководители предприятий по переработке жи-
вотноводческой продукции (независимо от форм собственности) обязаны:
осуществлять хозяйственные и ветеринарно-санитарные мероприятия,
обеспечивающие предупреждение возникновения болезней и гибели живот-
ных, а также производство доброкачественной животноводческой продук-
ции;
представлять по требованию ветеринарных специалистов животных для
осмотра, диагностических исследований, предохранительных прививок и
лечебнопрофилактических обработок, создавать условия для проведения
специальных мероприятий;
не производить без разрешения ветеринарных специалистов убой жи-
вотных с целью употребления в пищу и продажи мяса и других продуктов
убоя, а также продажу больных и подозреваемых в заболевании животных;
согласовывать с ветеринарной службой все перемещения животных как
внутри хозяйства, так и за его пределами;
в случае внезапного заболевания и необычного поведения животных
немедленно изолировать их и известить об этом ветеринарную службу; вы-
полнять предписания ветеринарной службы по соблюдению ветеринарносани-
тарных правил при карантировании животных, больных и подозреваемых в
заболевании заразными болезнями;
содержать в надлежащем ветеринарно-санитарном состоянии помещения
и сооружения для хранения и переработки продуктов и сырья животного
происхождения.
Статья 13. Ответственность за нарушение ветеринарного законода-
тельства
Лица, виновные в нарушении ветеринарного законодательства, могут
быть привлечены к дисциплинарной, административной ответственности с
действующим законодательством.
Статья 14. Чрезвычайные противоэпизоотические комиссии
Для оперативного руководства и координации деятельности организа-
ций, предприятий и граждан по предупреждению и ликвидации массовых за-
болеваний и гибели животных Правительством Республики Таджикистан, ор-
ганами исполнительной власти (хукуматами) области, города и района
создаются чрезвычайные противоэпизоотические комиссии, действующие в
соответствии с утвержденным о них Положением (в редакции Закона РТ от
01.02.96 г. N 223).
Статья 15. Карантин
Карантин - система ограниченных мероприятий, позволяющих предуп-
реждать распространение инфекционных болезней.
Карантин накладывается на отдельные гурты, отары, табуны, дворы,
фермы, хозяйства, территории населенных пунктов, районов, городов, об-
ластей. Перечень заразных болезней животных, при которых накладывается
карантин, устанавливается Главным управлением ветеринарии при Минис-
терстве сельского хозяйства Республики Таджикистан (в редакции Закона
РТ от 01.02.96 г. N 223).
Наложение карантина осуществляется решениями исполнительных коми-
тетов или постановлением районных, городских, областных Советов народ-
ных депутатов или постановлением Правительства Республики Таджикистан
по представлению территориального органа государственной ветеринарии
(в редакции Закона РТ от 01.02.96 г. N 223).
Статья 16. Структура ветеринарной службы
Структура ветеринарной службы формируется исходя из необходимости
создания ветеринарной сети с учетом особенностей географии животно-
водства, его видовой и производственной структуры, размещения предпри-
ятий по убою животных и переработке продуктов животного происхождения.
Структура государственной ветеринарной службы на конкретной территории
определяется местными органами власти.
При учреждениях государственной ветеринарной службы разрешается
формирование кооперативов, совместных и малых предприятий и других
хозрасчетных объединений, оказывающих ветеринарные услуги предприятиям
и гражданам на договорной основе.
Статья 17. Материально-техническое обеспечение, содержание и фи-
нансирование ветеринарной службы
Материально- техническое обеспечение и содержание государственной
ветеринарной службы осуществляется за счет средств государственного
бюджета и поступлений за выполненные работы по договорам по смете спе-
циальных средств без изменения взаимоотношений с бюджетом. Платежи в
бюджет государственной ветеринарной службе не устанавливаются.
Мероприятия по предупреждению распространения и борьбе с заразны-
ми болезнями животных, по утвержденному Главным управлением ветерина-
рии в республике перечню, осуществляется за счет ассигнований, выделя-
емых из государственного бюджета.
Ветеринарная помощь, оказываемая специалистами государственной
ветеринарной службы кооперативам, арендным коллективам, крестьянским
хозяйствам, другим владельцам животных, а также ветеринарные мероприя-
тия на предприятиях по убою животных, переработке, заготовке и хране-
нию продуктов и сырья животного происхождения (кроме мероприятий части
второй настоящей статьи), проводимые с участие государственной ветери-
нарной службы, оплачиваются им хозяйствами, предприятиями, кооперати-
вами, организациями, гражданами на договорной основе по тарифам с оп-
латой стоимости препаратов.
Председатель Верховного
Совета Республики Таджикистан Э. Рахмонов
г.Душанбе, 24 июня 1993 года,
№ 771.
Постановление
Верховного Совета Республики Таджикистан
О порядке введения в действие Закона
Республики Таджикистан "О ветеринарном деле"
Верховный Совет Республики Таджикистан п о с т а н о в л я е т:
1. Закон Республики Таджикистан "О ветеринарном деле" ввести в
действие с момента его принятия.
2. Совету Министров Республики Таджикистан в двухмесячный срок:
представить предложения Верховному Совету Республики Таджикистан
о приведении законодательства в соответствии с Законом Республики Тад-
жикистан "О ветеринарном деле";
привести решения Правительства Республики Таджикистан в соответс-
твии с указанным Законом;
обеспечить пересмотр и отмену министерствами, государственными
комитетами и ведомствами Республики Таджикистан их нормативных актов,
противоречащих Закону Республики Таджикистан "О ветеринарном деле"
.Председатель Верховного
Совета Республики Таджикистан Э. Рахмонов
г.Душанбе, 24 июня 1993 года,
№ 772.