ЛЕСНОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
По состоянию на 15 мая 1997 года
Настоящий Кодекс регулирует лесные отношения и направлен на соз-
дание условий для рационального использования лесов, их охраны и защи-
ты, сохранения и улучшения природной среды, производства лесной и
сельскохозяйственной продукции.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Лесное законодательство Республики Таджикистан
Лесные отношения в Республики Таджикистан регулируются настоящим
Кодексом и иными актами лесного законодательства республики.
Земельные, водные и горные богатства, а также отношения по ис-
пользованию и охране растительного и животного мира, атмосферного воз-
духа регулируются соответствующим законодательством Республики Таджи-
кистан.
Статья 2. Собственность на леса в Республики Таджикистан
Леса являются государственной собственностью - общим достоянием
народа Республики Таджикистан.
Статья 3. Единый государственный лесной фонд
Все леса Республики Таджикистан образуют единый государственный
лесной фонд.
Единый государственный лесной фонд состоит из:
1)лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в
ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов,
закрепленных лесов, лесов питомников и лесов заповедников;
2)колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предос-
тавленных колхозам в бессрочное пользование.
Статья 4. Земли государственного лесного фонда
Землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые
лесом, а также не покрытые лесом, предоставленные для нужд лесного хо-
зяйства.
Право пользования землями государственного лесного фонда удосто-
веряется государственным актом на право пользования землей.
Статья 5. Состав земель государственного лесного фонда
В состав земель государственного лесного фонда выделяются:
лесные - покрытые лесом, не сомкнувшиеся лесные культуры, лесопи-
томники, плантации, редины, гари, вырубки, прогалины;
нелесные - пашни, сенокосы, пастбища, воды, сады и виноградники,
дороги и просеки, усадьбы, болота, пески, ледники.
Статья 6. Компетенция Правительства Республики Таджикистан в об-
ласти регулирования лесных отношений
Ведению Правительства Республики Таджикистан в области регулиро-
вания лесных отношений подлежат:
1)распоряжение единым государственным лесным фондом Республики
Таджикистан;
2)разработка, совершенствование лесного законодательства и предс-
тавление их Маджлиси Оли Республики Таджикистан;
3)установление порядка и предельных размеров платы за использова-
ние леса, а также льгот по платежам, образование фондов охраны и восп-
роизводства лесов;
4)установление норм и нормативов лесных пользований, утверждение
правил использования, воспроизводства, охран и защиты лесов;
5)разработка и выполнение программ по рациональному использованию
лесов, повышению их продуктивности, воспроизводству, охране и защите
лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;
6)осуществление государственного контроля за состоянием, исполь-
зованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, а также регулиро-
вание лесных отношений по другим вопросам;
7)организация ведения государственного кадастра и лесного монито-
ринга;
8)установление границ земли государственного лесного фонда, гра-
ниц территорий лесного фонда с особым правовым режимом;
9)регулирование других вопросов в области рационального использо-
вания, воспроизводства, охраны и защиты лесов в соответствии с законо-
дательством Республики Таджикистан;
10)планирование развития лесного хозяйства, обеспечение проведе-
ния мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с лесными пожарами и
другие вопросы в области воспроизводства, охраны и защиты лесов.
Статья 7. Компетенция органов исполнительной власти на местах
(хукуматов) в области регулирования лесных отношений
Ведению хукумата Горно-Бадахшанской автономной области, хукуматов
области, города, района в области регулирования лесных отношений под-
лежат:
Планирование развития лесного хозяйства, обеспечение проведения
мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с лесными пожарами и дру-
гие вопросы в области воспроизводства, охраны и защиты лесов. Рассмот-
рение административно-правовой комиссией материалов о лесонарушениях.
Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
В ОБЛАСТИ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Статья 8. Государственное управление в области использования,
воспроизводства, охраны и защиты лесов
Государственное управление в области использования, воспроизводс-
тва, охраны и защиты лесов Республики Таджикистан осуществляется госу-
дарственными органами лесного хозяйства и иными государственными орга-
нами в соответствии с законами Республики Таджикистан. Государственны-
ми органами лесного хозяйства в Республики Таджикистан является Лесо-
хозяйственное производственное объединение Республики Таджикистан
(ЛХПО "Таджиклес") и его органы на местах.
Статья 9. Государственный контроль за состоянием, использованием,
воспроизводством, охраной и защитой лесов
Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроиз-
водством, охраной и защитой лесов обязан обеспечить соблюдение всеми
государственными, кооперативными и иными общественными предприятиями,
учреждениями, организациями и гражданами требования лесного законода-
тельства а также иных правил и норм в области использования, воспроиз-
водства, охраны и защиты лесов, предусмотренных лесным законодательст-
вом Республики Таджикистан.
Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроиз-
водством, охраной и защитой лесов осуществляется государственными ор-
ганами лесного хозяйства и местными Маджлисами народных депутатов.
Порядок осуществления государственного контроля за состоянием,
использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов устанавлива-
ется Правительством Республики Таджикистан.
Статья 10. Мониторинг лесов
Мониторинг лесов представляет собой единую систему наблюдения,
оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях эффектив-
ного использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Структура,
содержание и порядок осуществления лесного мониторинга устанавливаются
Правительством Республики Таджикистан.
Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Статья 11. Права государственных органов лесного хозяйства
Государственные органы лесного хозяйства имеют право:
Осуществлять лесные пользования и иную, связанную с ним хозяйс-
твенную деятельность в пределах законов Республики Таджикистан;
Производить строительство дорог, лесных складов, пожарно-химичес-
ких станций, жилых и хозяйственных построек, строений для хранения и
первичной переработки заготовленного сырья и иных объектов, необходи-
мых для ведения лесного хозяйства и осуществления лесных пользований в
соответствии с Земельным Кодексом Республики Таджикистан;
Использовать земельные участки, не занятые лесами, для производс-
тва сельскохозяйственной продукции;
Отводить в натуре необходимые для лесных пользований и иной, свя-
занной с ними хозяйственной деятельности, участки лесного фонда предп-
риятиям, учреждениям, организациям и гражданам с выдачей лесорубочных
билетов (ордеров) или лесных билетов.
Для восполнения расходов, связанных с охраной и восстановлением
лесов и компенсаций ущерба. Причиненного растительному и животному ми-
ру, создаются сметы лесного хозяйства. (Закон № 421, от 15.05.97 года)
Статья 12. Обязанности государственных органов лесного хозяйства
Государственные органы лесного хозяйства обязаны:
обеспечивать воспроизводство, охрану, защиту и улучшение санитар-
ного состояния лесов, уход за ними, повышение продуктивности лесов и
плодородия лесных почв, организацию лесных пользований, учет лесов и
выполнять другие обязанности по ведению лесного хозяйства;
использовать древесные и иные ресурсы леса и его полезные природ-
ные свойства в пределах научно обоснованных норм и рекомендаций мате-
риалов лесоустройства;
вести работы способами, обеспечивающими сохранение средообразую-
щих и средозащитных функций леса, а также благоприятных условий своев-
ременного восстановления насаждений, лекарственного, пищевого и техни-
ческого сырья, выполнять иные требования по рациональному использова-
нию, воспроизводству, охране и защите лесов, предусмотренные настоящим
Кодексом, законодательством Республики Таджикистан, а также установ-
ленными правилами и нормами.
Статья 13. Защита прав органов лесного хозяйства
Вмешательство в деятельность органов лесного хозяйства со стороны
хозяйственных и других организаций, а также отдельных граждан запреща-
ется, за исключением случаев нарушения органами лесного хозяйства тре-
бований настоящего Кодекса, Земельного кодекса Республики Таджикистан
и других законодательных актов республики.
Статья 14. Прекращение права лесопользования
Право лесопользования подлежит прекращению в случаях:
1)добровольного отказа от осуществления лесных пользований;
2)минование надобности в лесопользовании;
3)истечения срока, на который было предоставлено право лесных
пользований;
4)ликвидации предприятия, учреждения или организации, которые
осуществляют лесные пользования;
5)изъятие в установленном порядке земель лесного фонда или иных
земель, занятых лесами, для государственных и общественных нужд;
6)осуществления лесных пользований не в соответствии с целями или
требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лес-
ном билете;
7)осуществление лесных пользований с нарушением установленного
порядка и правил лесопользования, а также не разрешенных видов лесных
пользований;
8)осуществление лесных пользований способами, отрицательно влияю-
щих на состояние и воспроизводство лесов и других природных объектов,
снижающими экологические функции лесов, приводящими к возникновению
эрозии почв;
9)не внесения в установленные сроки платы за лесные пользования;
10)прекращения и расторжения договора аренды.
Порядок прекращения права лесопользования устанавливается Прави-
тельством Республики Таджикистан.
Глава IV. ВЕДЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Статья 15. Ведение лесного хозяйства в лесах государственного
значения
Ведение лесного хозяйства в лесах государственного значения воз-
лагается:
на лесохозяйственные предприятия государственных органов лесного
хозяйства (кроме городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповед-
ников);
в городских лесах - на лесохозяйственные и другие предприятия,
учреждения, организации хукуматов городских, районных (в городах)
Маджлисов народных депутатов.
Лесное хозяйство в городских лесах может вестись совместно с ле-
сохозяйственными предприятиями государственных органов лесного хозяйс-
тва;
в закрепленных лесах - на лесохозяйственные и другие предприятия,
учреждения, организации, за которыми закреплены эти леса;
в лесах заповедников - на заповедники.
Статья 16. Ведение лесного хозяйства в колхозных, кооперативных
лесах и лесах акционерных обществ и дехканских хо-
зяйств
Ведение лесного хозяйства на землях, предоставленных колхозам,
кооперативам, акционерным обществам и дехканским хозяйствам осущест-
вляется в соответствии с действующим законодательством Республики Тад-
жикистан.
Глава V. ДЕЛЕНИЕ ЛЕСОВ НА ГРУППЫ
Статья 17. Отнесение лесов к группам
Учитывая, что леса Республики Таджикистан представлены ценными
древесными и кустарниковыми породами и имеют важное народно-хозяйс-
твенное значение, они относятся к лесам первой группы.
Статья 18. Категории защитности лесов
В соответствии с выполняемыми защитными функциями леса разделяют-
ся на противоэрозионные, полезащитные, защитные полосы вдоль железных
и автомобильных дорог государственного назначения, леса зон санитарной
охраны источников водоснабжения и округа санитарной охраны курортов.
Статья 19. Определение границ групп и категории защитности госу-
дарственного лесного фонда
По мере отнесения лесов к определенным группам и категориям за-
щитности устанавливаются их границы.
Порядок определения границ групп и категории защитности лесов ус-
танавливается Правительством Республики Таджикистан.
Глава VI. ПЕРЕВОД ЛЕСНЫХ ЗЕМЕЛЬ В НЕЛЕСНЫЕ
Статья 20. Порядок перевода лесных земель в нелесные
Перевод лесных площадей в нелесные для использования их в целях,
не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных
пользований, устанавливается Правительством Республики Таджикистан.
Статья 21. Изъятие земельных участков для государственных и об-
щественных нужд
Изъятие земельных участков, занятых лесами для государственных и
общественных нужд производится в порядке, установленном Земельным ко-
дексом Республики Таджикистан.
Раздел II. ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ
Глава VII. ЛЕСОПОЛЬЗОВАТЕЛИ
Статья 22. Лесопользователи
Лесопользователями могут быть государственные, кооперативные и
иные предприятия, учреждения и организации, а также граждане Республи-
ки Таджикистан.
Лесные пользования осуществляются в порядке, определяемом настоя-
щим Кодексом.
Статья 23. Аренда лесных участков
Лесные участки на условиях аренды для осуществления лесных поль-
зований предоставляются во временное пользование.
Арендодателем лесных участков является Лесохозяйственное произ-
водственное объединение Республики Таджикистан (ЛХПО "Таджиклес").
Арендаторами лесных участков могут быть юридические лица и граж-
дане республики Таджикистан, совместные предприятия, международные
объединения и организации с участием иностранных юридических лиц, а
также иностранные государства, иностранные юридические лица и гражда-
не.
Условия аренды и размер арендной платы определяются по соглашению
сторон и закрепляются в договоре. Арендная плата устанавливается исхо-
дя из предусмотренных договором объемов (размеров) лесных пользований
с учетом действующих цен на лесную продукцию и услуги, качества и дос-
тупности лесных ресурсов. Арендная плата за древесину, отпускаемую на
корню, и другие лесные ресурсы устанавливается не ниже действующих
такс. Арендатор имеет право на продление договора по истечении срока
его действия.
Отношения по аренде лесных участков регулируются настоящим Кодек-
сом, Земельным кодексом Республики Таджикистан, Законом Республики
Таджикистан об аренде и издаваемыми в соответствии с ними законода-
тельными актами Республики Таджикистан.
Статья 24. Виды и сроки лесных пользований
В лесах, а также на землях государственного лесного фонда, при
соблюдении предусмотренных законодательством требований и условий, мо-
гут осуществляться следующие виды лесных пользований:
1)заготовка древесины;
2)заготовка фисташковой смолы;
3)заготовка второстепенных лесных материалов (пней, коры и т. п.)
4)побочные лесные пользования - сенокошение, пастьба скота, раз-
мещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор ди-
корастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений и тех-
нического сырья; сенокошение и пастьба скота на сельскохозяйственных
угодьях, входящих в состав земель государственного лесного фонда, осу-
ществляется в соответствии с требованиями земельного законодательства
Республики Таджикистан;
5)в научно-исследовательских целях;
6)в культурно-оздоровительных целях;
7)для нужд охотничьего хозяйства.
Сроки осуществления лесных пользований устанавливаются Правитель-
ством Республики Таджикистан.
Статья 25. Нормы лесных пользований
Лесные пользования осуществляются в пределах научно-обоснованных
норм, определяемых по материалам лесоустройства, инвентаризации и обс-
ледований лесного фонда.
Ежегодная норма промежуточного пользования древесной (рубки ухода
за лесом, санитарные рубки и рубки, связанные с реконструкцией хозяйс-
твенно малоценных лесных насаждений) устанавливается исходя из наличия
насаждений, нуждающихся в улучшении состояния породного состава и ка-
чества.
Порядок определения и утверждения материалов отвода лесосек, норм
промежуточного пользования древесной и другими лесными пользованиями
устанавливается органами лесного хозяйства Республики Таджикистан.
Глава VIII. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРАВА
НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЛЬЗОВАНИЙ
Статья 26. Предоставление лесных участков
Лесохозяйственное производственное объединение Республики Таджи-
кистан и его органы на местах предоставляют в установленном порядке
предприятиям, учреждениям, организациям, а также гражданам Республики
Таджикистан в натуре участки для заготовки древесины и второстепенных
лесных материалов, для сенокошения, пастьбы скота и других лесных
пользований.
Статья 27. Установление прав лесных пользований
Осуществление лесных пользований допускается только по специаль-
ному разрешению - лесорубочному билету (ордеру) или лесному билету,
формы которых утверждаются в порядке, устанавливаемом законодательст-
вом Республики Таджикистан. Лесорубочный билет (ордер) или лесной би-
лет выдается органом лесного хозяйства и дает право пользования участ-
ком лесного фонда, необходимым для осуществления лесного пользования.
Лесопользователи вправе использовать соответствующие площади только
тех лесных пользований, на которые им выдан лесорубочный билет (ордер)
или лесной билет.
Статья 28. Порядок предоставления права на осуществление лесных
пользований
Порядок предоставления права на осуществление лесных пользований
устанавливается Правительством Республики Таджикистан.
Глава IX. ЗАГОТОВКА ДРЕВЕСИНЫ
Статья 29. Виды и способы заготовки древесины
Заготовка древесины в лесах осуществляется в порядке рубок проме-
жуточного пользования в зависимости от состояния и качества лесов в
пределах установленных планов.
При этом проводятся рубки ухода за лесом и санитарные рубки.
В лесах заповедниках, национальных и природных парках, заповедных
лесных участках, лесах, имеющих научное или историческое значение, па-
мятниках природы, в лесопарках, в ореховых промысловых зонах, лесопло-
довых насаждениях, городских лесах, лесопарковых частях зеленых зон, в
лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водос-
набжения и лесах первой и второй зон округов санитарной охраны курор-
тов, государственных лесных полосах, противоэрозионных, в запретных
полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, и в осо-
бо ценных лесных массивах, допускаются только рубки ухода за лесом,
санитарные рубки и рубки, связанные с реконструкцией хозяйственно ма-
лоценных и теряющих защитные, водо-охранные и другие экологические
функции, насаждений.
В горных лесах применяются способы рубок, учитывающие особое за-
щитное, противоэрозионное и водорегулирующее значение этих лесов.
Статья 30. Установление порядка заготовки древесины
Порядок заготовки древесины устанавливает Лесохозяйственное про-
изводственное объединение Республики Таджикистан и его органы на мес-
тах.
Правила рубок леса устанавливаются Правительством Республики Тад-
жикистан.
Статья 31. Определение размера заготовки древесины при проведении
рубок промежуточного пользования и прочих рубок
Размер заготовки древесины при проведении рубок промежуточного
пользования определяется исходя из установленных норм рубок ухода за
лесом для улучшения породного состава и качества лесов, необходимых
объемов санитарных рубок и рубок, связанных с реконструкцией хозяйс-
твенно малоценных лесных насаждений, а размер заготовки древесины при
проведении прочих рубок - объемом работ по расчистке лесных площадей,
прокладке просек и т. п.
Статья 32. Отпуск древесины на корню
Древесина на корню в лесах отпускается за плату по установленным
таксам. Отпуск древесины на корню в колхозных лесах для нужд общест-
венного хозяйства колхозов производится бесплатно.
Предприятия, учреждения и организации, ведущие лесное хозяйство
,освобождается от платы за древесину, получаемую при осуществлении ухо-
да за лесом и других лесохозяйственных мероприятий.
Порядок оплаты древесины, отпускаемой на корню, установления
такс, частичного или полного освобождения в отдельных случаях госу-
дарственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений, ор-
ганизаций и граждан от платы за древесину на корню определяется Прави-
тельством Республики Таджикистан.
Глава Х. ДРУГИЕ ВИДЫ ЛЕСНЫХ ПОЛЬЗОВАНИЙ
Статья 33. Ведение охотничьего хозяйства
Использование лесных угодий для нужд разрешается без причинения
вреда лесу.
Лесные использования и лесохозяйственные мероприятия в лесах
должны осуществляться с учетом необходимости сохранения благоприятных
условий для обитания диких животных.
Государственные, кооперативные и общественные организации, за ко-
торыми закреплены охотничьи угодья в лесах, осуществляют мероприятия
по ведению охотничьего хозяйства в порядке, установленном законода-
тельством Республики Таджикистан.
Статья 34. Сенокошение и пастьба скота
Сенокошение и пастьба скота в лесах и на покрытых лесом землях
лесного фонда запрещаются, где это может причинить вред лесу.
Площади, на которых разрешаются сенокошение и пастьба скота, ус-
танавливаются в соответствии с законодательством Республики Таджикис-
тан предприятиями, учреждениями и организациями, ведущими лесное хо-
зяйство.
В лесах государственного значения сенокосы и пастбища, не исполь-
зуемые для нужд лесного хозяйства, предоставляются колхозам, совхозам,
другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам во времен-
ное пользование, если такое пользование совместимо с интересами лесно-
го хозяйства. Предоставление сенокосов и пастбищ производится с соблю-
дением требований земельного законодательства.
Пастьба коз в лесах запрещается. Допускается в виде исключения на
особо выделенных участках, предварительно отгороженных владельцами
скота.
Предоставление земель лесного фонда в срочное пользование колхо-
зам, совхозам, другим государственным, кооперативным и дехканским хо-
зяйствам производится из земель, неиспользуемых в лесном хозяйстве в
порядке, установленном Земельным кодексом Республики Таджикистан. (За-
кон № 421 от 15.05.97 г.)
Статья 35. Предоставление участков для размещения ульев и пасек
Предоставление колхозам, совхозам и другим государственным, коо-
перативным, общественным предприятиям, учреждениям, организациям и
гражданам участков в лесах и на землях государственного лесного фонда,
не покрытых лесом, для размещения ульев и пасек без права рубки леса,
расчистки, распашки лесных площадей и возведения на предоставляемых
участках построек капитального типа, производится в установленном по-
рядке предприятиями, учреждениями и организациями, ведущими лесное хо-
зяйство.
Статья 36. Заготовка и сбор орехов, плодов, лекарственных расте-
ний и технического сырья
Промысловая заготовка орехов, плодов, ягод, лекарственных расте-
ний и технического сырья производится предприятиями, учреждениями и
организациями, ведущими лесное хозяйство.
Предприятия, организации, учреждения, а также граждане заготовку
этой продукции осуществляют в установленном порядке.
Глава ХI. ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОМ В ПОГРАНИЧНОЙ ЗОНЕ
Статья 37. Порядок пользования лесом в пограничной зоне
Лесные пользования в пограничной зоне осуществляются в порядке,
устанавливаемом настоящим Кодексом и другим законодательством Респуб-
лики Таджикистан.
Особенности лесных пользований в пограничной зоне устанавливаются
государственными органами лесного хозяйства Республики Таджикистан по
согласованию с командованием пограничных войск.
Раздел III. ВОСПРОИЗВОДСТВО И ПОВЫШЕНИЕ
ПРОДУКТИВНОСТИ ЛЕСОВ
Глава ХII. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛЕСОВ И ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЕ
Статья 38. Лесовосстановление
Лесовосстановление осуществляется на лесных землях с соблюдением
следующих основных требований:
обеспечения обязательного облесения вырубок хозяйственно ценными
породами с учетом лесорастительных условий;
сокращения площади лесных земель, не покрытых древесной и кустар-
никовой растительностью;
улучшения породного состава и повышения продуктивности лесов, их
защитных средообразующих свойств;
сохранения генетического фонда и биологического многообразия ле-
сов.
Порядок и сроки облесения вырубок и других категорий лесных зе-
мель, не покрытых растительностью, устанавливаются государственными
органами лесного хозяйства.
Ответственность за лесовостановление возлагается на владельцев
лесного фонда.
Статья 39. Лесоразведение
Лесоразведение проводится на лесных землях лесного фонда в целях
повышения лесистости территорий, предотвращения эрозионных процессов и
улучшения экологической обстановки и финансируется из средств бюджета
и других источников.
Статья 40. Улучшение качества лесов
В целях улучшения качественного состава лесов должны проводится
рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки связанные с реконструк-
цией малоценных лесных насаждений, осуществляются мероприятия по улуч-
шению возрастного состава лесов, в том числе по предотвращению накоп-
ления перестойных насаждений, а также повышению плодородия почв и дру-
гие работы, способствующие повышению продуктивности лесов.
Раздел IV. ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ
Глава XIII. ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ
Статья 41. Охрана и защита лесов
Все леса в Республики Таджикистан подлежат охране от пожаров, не-
законных порубок. Нарушений установленного порядка лесопользования и
других действий, причиняющих вред лесу, а также защите от вредителей и
болезней.
Защитное лесоразведение включает в себя создание государственных
лесных полос и противоэрозийных насаждений в целях предотвращения про-
цессов ветровой и водной эрозии. (Закон № 421 от 15.05.97г.)
Статья 42. Охрана и защита лесов от пожаров
На лесопользователей возлагается:
противопожарное устройство его территории;
соблюдение требований правил пожарной безопасности в лесах, пре-
дупреждение возникновения и распространение лесных пожаров;
расчистка при необходимости, пройденной пожарами территории.
Маджлисы народных депутатов и Лесохозяйственное производственное
объединение Республики Таджикистан и его органы на местах обеспечивают
осуществление мероприятий по охране лесов от пожаров и борьбе с ними.
Ежегодно до начала пожарного сезона утверждают оперативные планы борь-
бы с лесными пожарами, предусматривающие конкретные противопожарные
мероприятия.
Лесохозяйственное производственное объединение Республики Таджи-
кистан, Маджлисы народных депутатов в необходимых случаях привлекают
на тушение лесных пожаров население, землеройную технику и транспорт-
ные средства, а также запрещают в период высокой пожарной опасности
посещение населением лесов и других угодий и въезд в них транспортных
средств. Организуют регулярную пропаганду в печати, по радио и телеви-
дению по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах, обеспечивают
координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами на террито-
рии района.
Порядок охраны лесов от пожаров устанавливается Правительством
Республики Таджикистан.
Статья 43. Охрана и защита лесов от лесонарушений
На лесопользователей возлагается предупреждение, выявление и пре-
сечение лесонарушений в случаях:
нарушения кем-либо установленного порядка и правил лесных пользо-
ваний, а также производства в лесном фонде работ, не связанных с лес-
ными пользованиями;
незаконных порубок, уничтожения и повреждения деревьев и кустар-
ников, лесных культур, подроста и молодняков ценных древесных пород;
загрязнений леса химическими и радиоактивными веществами, сточны-
ми водами, промышленными и коммунально-бытовыми выбросами, отходами и
отбросами;
нарушений установленного порядка использования земель лесного
фонда;
повреждений и уничтожений ограничительных лесоустроительных и ле-
сохозяйственных знаков;
уничтожение фауны;
других лесонарушений.
Государственные органы лесного хозяйства обеспечивают осуществле-
ние мероприятий по охране лесов и лесонарушений и контролируют исполь-
зование экологического фонда для развития лесного хозяйства;
осуществляют лесопатологический надзор за лесами и ведут борьбу с
лесными насекомыми и болезнями леса;
обеспечивают соблюдение правил и сроков охоты в лесах и ведут
борьбу с браконьерством.
Порядок осуществления мер по охране лесов от нарушений правил
лесных пользований, от уничтожения, нарушения и других негативных воз-
действий на леса устанавливается Правительством Республики Таджикис-
тан.
Глава XIV. ЛЕСНАЯ ОХРАНА
Статья 44. Служба лесной охраны
Для непосредственного осуществления организационных, дозорно-сто-
рожевых, пропагандистских мероприятий по охране и защите лесов в Рес-
публики Таджикистан создается государственная лесная охрана, которая
включает в себя лесную охрану предприятий, учреждений и организаций,
ведущих лесное хозяйство.
В лесных предприятиях и организациях, ведущих лесное хозяйство,
для борьбы с лесными пожарами организуются, где это необходимо, лесо-
пожарные подразделения и специализированные службы, оснащенные соот-
ветствующими техническими средствами.
Государственная лесная охрана действует на основании Положения о
государственной лесной охране Республики Таджикистан, утверждаемом
Правительством Республики Таджикистан.
Статья 45. Права лесной охраны
Государственная лесная охрана Республики Таджикистан, лесная ох-
рана ЛХПО ("Таджиклес"), хукуматы Маджлисов народных депутатов, а так-
же лесная охрана колхозов, в соответствии с законодательством Респуб-
лики Таджикистан, наделяются правами пресечению и предупреждению нару-
шений правил охраны и защиты лесов, установленного порядка осуществле-
ния лесных пользований. Использования земель государственного лесного
фонда в соответствии с их целевым назначением, а также по пресечению
других действий, причиняющих вред лесу.
Раздел V. ЛЕСОУСТРОЙСТВО И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЛЕСНОЙ КАДАСТР
Глава XV. ЛЕСОУСТРОЙСТВО
Статья 46. Назначение лесоустройства
Лесоустройство включает в систему мероприятий, направленных на
обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и лесных пользова-
ний, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществле-
ние единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.
Лесоустройство призвано обеспечивать оптимальные организацион-
но-территориальные условия для лесопроизводственной деятельности, яв-
ляется важнейшей функцией управления единым государственным лесным
фондом.
Статья 47. Содержание лесоустройства
При лесоустройстве осуществляется:
определение границ и внутрихозяйственная организация территории
лесного фонда, находящегося во владении предприятий, учреждений и ор-
ганизаций;
выполнение топографо-геодезических работ и специального картогра-
фирования лесов;
инвентаризация лесного фонда с определением породного и возраст-
ного состава насаждений. Их состояния, качественных и количественных
характеристик лесных ресурсов;
выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок
ухода, санитарных рубок и рубок связанных с реконструкцией хозяйствен-
но малоценных лесных насаждений. Площадей, предназначенных для восста-
новления лесов и лесоразведения, и определение способов воспроизводс-
тва лесов, мелиорации, охраны и защиты лесов и других хозяйственных
мероприятий, а также определение порядка и способов их проведения;
обоснование деления лесов на группы и категории защитности и под-
готовка предложений по переводу лесов из одной группы или категории
защитности в другую;
определение лесных ресурсов, размеров рубок ухода, рубок, связан-
ных с реконструкцией малоценных лесных насаждений, санитарных рубок и
других видов лесных пользований;
определение объемов мероприятий по лесовостановлению и лесоразве-
дению, охране лесов от пожара, защите их от вредителей и болезней, а
также объемов других лесохозяйственных работ;
лесобиологические и другие обследования и изыскания;
авторский надзор за осуществлением разработанных при лесоустройс
-тве проектов, а также иные лесоустроительные действия.
Статья 48. Организация лесоустройства
Лесоустройство проводится государственными органами лесного хо-
зяйства за счет государственного бюджета.
Глава XVI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ КАДАСТР
Статья 49. Содержание государственного лесного кадастра
Государственный лесной кадастр ведется с целью получения досто-
верных сведений о правовом и хозяйственном положении единого государс-
твенного лесного фонда.
Государственный лесной кадастр обеспечивает сведения о лесах для
их рационального использования и охраны, регулирования лесных отноше-
ний и оценки хозяйственной деятельности.
Статья 50. Система лесокадастровой информации
Система лесокадастровой информации включает сведения:
государственного учета лесного фонда;
лесотаксация.
Статья 51. Порядок ведения государственного лесного кадастра
Государственный лесной кадастр ведется за счет государственного
бюджета.
Порядок ведения государственного лесного кадастра устанавливается
Правительством Республики Таджикистан.
Раздел VI. ЛЕСНЫЕ СПОРЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА
НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Глава XVII. РАЗРЕШЕНИЕ ЛЕСНЫХ СПОРОВ
Статья 52. Порядок рассмотрения лесных споров
Лесные споры рассматриваются в порядке, предусмотренном законода-
тельством Республики Таджикистан.
Глава XVIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Статья 53. Недействительность сделок, нарушающих право государс-
твенной собственности на леса
Самовольная переуступка права лесопользования, а также другие
сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной
собственности на леса, недействительны.
Статья 54. Виды нарушений лесного законодательства и ответствен-
ность за эти нарушения
Лица, виновные в совершении сделок, предусмотренных статьей 53
настоящего Кодекса, а также:
незаконной вырубки и повреждении деревьев и кустарников;
уничтожении или повреждении леса в результате поджога, небрежного
обращения с огнем;
нарушении требований пожарной безопасности и санитарных правил в
лесах;
повреждении или загрязнении лесного фонда химическими и радиоак-
тивными веществами, производственными отходами и сточными водами, про-
мышленными, коммунально-бытовыми выбросами, отходами и отбросами;
нарушении сроков возраста временно занимаемых земель лесного фон-
да или невыполнении обязанностей по приведению их в состояние, пригод-
ное для использования по назначению;
уничтожение или повреждение лесных культур, сеянцев либо саженцев
в лесных питомниках и плантациях, предназначенных под лесовостановле-
ние;
нарушение порядка и сроков облесения порубок и других лесных пло-
щадей, не покрытых древесиной и кустарниковой растительностью;
использование земель лесного фонда для раскорчевки, возведения
построек, переработки древесины. Устройства складов, разрушении лесных
почв и надпочвенного покрова и т. п. Без надлежащего разрешения;
самовольном сенокошении и пастьбе скота в лесах и на землях лес-
ного фонда, не покрытых древесной и кустарниковой растительностью;
самовольном сборе дикорастущих плодов, орехов, грибов и т. п. На
участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам;
уничтожении и повреждении ограничительных, лесоустроительных и
лесохозяйственных знаков в лесном фонде;
отлове и уничтожении лесной фауны и ценных представителей флоры
без надлежащего разрешения;
уничтожении или повреждении лесоустроительных каналов, дренажных
систем и дорог на землях государственного лесного фонда, - несут уго-
ловную, административную и иную ответственность в соответствии с зако-
нодательством Республики Таджикистан.
Статья 55. Изъятие незаконно добытой древесины и иной лесной про-
дукции, а также возврат незаконно занятых земель
Незаконно добытая древесина и иная продукция подлежит изъятию и
передаче соответствующему предприятию, учреждению, организации, веду-
щим лесное хозяйство, либо лесопользователю, если нарушены его права.
При невозможности изъятия незаконно добытой продукции взыскивает-
ся ее стоимость в пятикратном размере.
Самовольно изъятые земельные участки лесного фонда возвращаются
по их принадлежности без возмещения затрат , произведенных за время
незаконного пользования.
Статья 56. Ответственность за вред, причиненный нарушением лесно-
го законодательства
Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возмес-
тить ущерб за вред, причиненный ими в результате нарушения лесного за-
конодательства, в размерах и порядке, установленных штрафными таксами,
действующими на территории Республики Таджикистан.
Статья 57. Приостановление лесопользования при нарушении порядка
пользования лесами
В соответствии с лесным законодательством Республики Таджикистан
при нарушении лесопользователями установленного порядка пользования
лесами, осуществление лесопользования может быть приостановлено в слу-
чае и в порядке, определяемых Правительством Республики Таджикистан.
Статья 58. Приостановление работ, представляющих опасность для
состояния и воспроизводства лесов
В случаях и в порядке, устанавливаемых законодательством Респуб-
лики Таджикистан, могут быть запрещены или приостановлены проводимые
предприятиями, учреждениями, организациями работы, если они представ-
ляют опасность для состояния и воспроизводства лесов в связи с невы-
полнением при проведении этих работ технологических, санитарных и дру-
гих мероприятий, обеспечивающих охрану лесов от пожаров и устранение
вредного воздействия на состояние и воспроизводство лесов.
Раздел VII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ
Глава XIX. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ
Статья 59. Международные договоры
Если в международном договоре Республики Таджикистан установлены
иные правила, чем предусмотренные лесным законодательством Республики
Таджикистан, то применяются правила международного договора.
Председатель Верховного Совета
Республики Таджикистан Э. Рахмонов
г.Душанбе,24 июня 1993 года, № 769
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
О введении в действие Лесного кодекса Республики Таджикистан
В связи с принятием Лесного кодекса Республики Таджикистан Вер-
ховный Совет Республики Таджикистан постановляет:
1. Ввести в действие Лесной кодекс Республики Таджикистан с 1 ию-
ля 1993 года.
2. Правительству Республики Таджикистан:
до 1 сентября 1993 года представить предложение о приведении за-
конодательства Республики Таджикистан в соответствии с Лесным кодексом
Республики Таджикистан;
привести решения Правительства Республики Таджикистан в соответс-
твии с Лесным кодексом Республики Таджикистан;
обеспечить пересмотр и отмену министерствами, государственными
комитетами и ведомствами Республики Таджикистан их нормативных актов,
противоречащих Лесному кодексу Республики Таджикистан.
Председатель Верховного Совета
Республики Таджикистан Э. Рахмонов
г. Душанбе, 24 июня 1993 года, № 770
Подчеркнутые изменения и дополнения в настоящий Закон внесены За-
коном Республики Таджикистан от 15 мая 1997 года, № 421, принятым на
шестой сессии Маджлиси Оли Республики Таджикистан первого созыва.