ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

По состоянию на 14 мая 1999 год

Настоящий Кодекс регулирует земельные отношения и направлен на

создание условий для рационального использования и охраны земель,

воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной сре-

ды, для равноправного развития всех форм хозяйствования.

Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Земельное законодательство

Земельные отношения, в Республике Таджикистан регулируются Конс-

титуцией Республики Таджикистан, настоящим Кодексом и иными актами зе-

мельного законодательства Республики Таджикистан.

Горные, лесные и водные отношения, отношения по использованию и

охране растительного и животного мира, атмосферного воздуха регулиру-

ются законодательством Республики Таджикистан.

Статья 2. Собственность на землю

Земля в Республике Таджикистан является исключительной собствен-

ностью государства, и государство гарантирует эффективное ее использо-

вание в интересах народа.

Истребование земель, ранее принадлежавших предкам, не допускает-

ся.

Статья 3. Единый государственный земельный фонд

В соответствии с целевым назначением все земли в Республике Тад-

жикистан подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и

сельских населенных пунктов);

3) земли промышленности, транспорта, связи, оборонного и иного

назначения;

4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и ис-

торико-культурного назначения;

5) земли государственного лесного фонда;

6) земли государственного водного фонда;

7) земли государственного запаса.

Категория земель указывается в следующих документах:

а) в государственном земельном кадастре;

б) в регистрационной поземельной книге;

в) в постановлениях органов исполнительной власти о предоставле-

нии земель;

г) в документах, удостоверяющих права пользования на землю.

Статья 4. Компетенция Маджлиси Оли Республики Таджикистан в об-

ласти регулирования земельных отношений

К компетенции Маджлиси Оли Республики Таджикистан в области регу-

лирования земельных отношений относится:

а) утверждение и изменение границы административно-территориаль-

ных единиц (области, города и района);

б) определение территорий с особым правовым режимом использования

земель, установление и изменение их границ.

Статья 5. Компетенция Правительства Республики Таджикистан в об-

ласти регулирования земельных отношений

К компетенции Правительства Республики Таджикистан в области ре-

гулирования земельных отношений относится:

а) распоряжение (изъятие и предоставление) землями в границах

Республики Таджикистан в общегосударственных целях по согласованию с

соответствующими органами исполнительной власти на местах;

6) организация разработки и реализации государственных и межгосу-

дарственных программ по рациональному использованию земель, повышению

плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими при-

родоохранными мероприятиями;

в) координация работы органов исполнительной власти на местах по

реализации государственных программ по использованию и охране земель;

г) обеспечение в процессе разработки и представления в Маджлиси

Оли Республики Таджикистан государственного бюджета финансирования ме-

роприятий по использованию и охране земель;

д) установление границ особо охраняемых природных территорий по

согласованию с соответствующими органами исполнительной власти на мес-

тах;

е) установление порядка и взимания земельного налога и арендной

платы за землю;

ж) установление порядка организации и ведения землеустройства,

ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель.

Статья 6. Компетенция Комитета по земельным ресурсам и землеуст-

ройству при Правительстве Республики Таджикистан в об-

ласти регулирования земельных отношений

К компетенции Комитета по земельным ресурсам и землеустройству

при Правительстве Республики Таджикистан, именуемого в дальнейшем Ком-

зем Республики Таджикистан и его органов на местах относится:

а) разработка предложений по управлению земельными ресурсами;

6) осуществление землеустройства;

в) проведение мониторинга земель;

г) введение государственного земельного кадастра;

д) осуществление государственного контроля за использованием и

охраной земель, выдача обязательных для исполнения предписаний по уст-

ранению выявленных нарушений земельного законодательства;

е) разработка и представление на утверждение в установленном по-

рядке размеров земельного налога и штрафов за нарушение земельного за-

конодательства;

ж) беспошлинное обращение в суд по вопросам нарушений земельного

законодательства;

з) регистрация прав на использование земельных участков и выдача

землепользователям в установленном порядке документов, удостоверяющих

права пользования землей;

и) приостановление любого вида строительства, разработки место-

рождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведе-

ния лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и

иных работ, если они осуществляются с нарушением

земельного законодательства;

к) разрешение земельных споров.

Статья 7. Компетенция Хукуматов Горно-Бадахшанской автономной об-

ласти, областей, городов и районов

Ведению Хукуматов Горно-Бадахшанской автономной области, облас-

тей, городов и районов в пределах административной границы в области

регулирования земельных отношений подлежат:

а) организация землеустройства, введение государственного земель-

ного кадастра и мониторинга земель;

б) предоставление земельных участков для сельскохозяйственного

производства;

в) предоставление и изъятие земель для несельскохозяйственных

нужд;

г) защита прав землепользователей;

д) прекращение права пользования земельным участком;

е) государственная регистрация прав пользования земельными участ-

ками;

ж) государственный контроль за использованием и охраной земель.

Статья 8. Компетенция джамоатов

Ведению джамоатов в области регулирования земельных отношений в

пределах черты сельских населенных пунктов подлежат:

а) предоставление и изъятие земель;

б) установление и утверждение размеров приусадебного землепользо-

вания в пределах норм, указанных в статье 71 настоящего Кодекса;

в) регистрация права пользования и договоров на аренду земель;

г) составление по хозяйственной книги;

д) контроль за использованием и охраной земель.

Статья 9. Отнесение земель к категориям и перевод их из одной ка-

тегории в другую

Отнесение земель к указанным в статье 3 настоящего Кодекса кате-

гориям и перевод их из одной категории в другую производится соответс-

твующими органами исполнительной власти в соответствии со статьей 26

настоящего Кодекса.

Нарушение установленных настоящим Кодексом, другими законами и

иными нормативными правовыми актами правил перевода земель из одной

категории в другую является основанием для:

а) признания недействительным постановления органов исполнитель-

ной власти в области регулирования земельных отношений;

б) отказа в выдаче документов, удостоверяющих права пользования

землей и регистрации права на использование земельных участков.

Статья 10. Землепользователи

Землепользователями в Республике Таджикистан являются юридические

и физические лица.

Юридические и физические лица могут быть первичными или вторичны-

ми землепользователями.

Первичными землепользователями являются юридические и физические

лица, пользующиеся земельными участками в бессрочном, срочном или по-

жизненном наследуемом пользовании.

Вторичными землепользователями являются юридические и физические

лица, пользующиеся земельными участками на условиях договора аренды.

Статья 11. Бессрочное пользование землей

Бессрочным признается землепользование без заранее установленного

срока.

В бессрочное пользование земля предоставляется:

а) сельскохозяйственным государственным и кооперативным предприя-

тиям;

б) общественным и религиозным организациям (объединениям);

в) благотворительным и иным фондам;

г) промышленным, транспортным и другим несельскохозяйственным го-

сударственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям,

организациям;

д) для нужд обороны;

е) совместным предприятиям, международным объединениям и органи-

зациям с участием иностранных юридических лиц.

Статья 12. Пожизненное наследуемое пользование

В пожизненное наследуемое пользование земля предоставляется физи-

ческим лицам или коллективам, гражданам для организации дехканского

(фермерского) хозяйства и традиционных народных промыслов.

Земельные участки, предоставленные на праве пожизненного наследу-

емого пользования, в случае открытия наследства подлежат перерегистра-

ции.

Статья 13. Срочное пользование землей

В срочное пользование земельные участки могут передаваться юриди-

ческим и физическим лицам на определенный срок.

Срочное пользование землей может быть краткосрочным - до трех лет

и долгосрочным - от трех до десяти лет.

Земельные участки могут передаваться в срочное пользование только

для государственных нужд.

Статья 14. Аренда земли

Первичные землепользователи могут передавать земельные участки в

аренду по договору.

Договор аренды земли заключается без изменения целевого назначе-

ния земельного участка.

Аренда земельных участков допускается до 20 лет. Размер арендной

платы определяется договором аренды. Земельные участки из специального

земельного фонда и из земель государственного запаса могут быть пре-

доставлены в аренду дехканским (фермерским) хозяйствам и сельскохо-

зяйственным предприятиям на срок до 10 лет.

Статья 15. Государственная регистрация прав пользования землей

Государственная регистрация права пользования землей осуществля-

ется Комземом Республики Таджикистан и его органами на местах, которая

включает:

а) внесение в регистрационную поземельную книгу:

сведений о лице, получившем земельный участок в пользование;

описание земельного участка (категория земель, цель использова-

ния, виды угодий, площадь, границы, кадастровый номер и другие харак-

теристики);

б) оформление и выдачу документов, удостоверяющих право пользова-

ния землей в соответствии со статьей 17 настоящего Кодекса, с указани-

ем в них номера регистрационной записи и с приложением плана или чер-

тежа границ земельного участка.

Право пользования земельным участком юридическими и физическими

лицами возникает с момента получения документов, удостоверяющих право

пользования землей, прошедших государственную регистрацию.

Форма регистрационной поземельной книги, порядок регистрации и

формы типовых документов, необходимых для установления и удостоверения

права пользования землей, утверждаются Правительством Республики Тад-

жикистан.

Статья 16. Основания для отказа в государственной регистрации

права пользования землей

Основаниями для отказа в государственной регистрации права поль-

зования землей являются:

а) отсутствие постановления соответствующих органов исполнитель-

ной власти о предоставлении земель;

б) наличие в органе, осуществляющем государственную регистрацию

права пользования землей, документов, свидетельствующих о наличии спо-

ра о принадлежности данного земельного участка;

в) изменение целевого назначения земельного участка с нарушением

правил, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса.

Статья 17. Установление прав землепользования

Права землепользования удостоверяются:

а) право бессрочного, срочного и пожизненного наследуемого поль-

зования земельным участком - Сертификатом на право пользования землей

(Закон РТ № 746 от 14 мая 1999 г.);

б) право аренды земельного участка - договором аренды. Сведения,

содержащиеся в документах, удостоверяющих право землепользования,

должны соответствовать сведениям, внесенным в регистрационную позе-

мельную книгу.

Документы, указанные в пункте "а" части первой настоящей статьи,

подлежат государственной регистрации в порядке, установленном статьей

15 настоящего Кодекса.

Договоры аренды подлежат только государственной регистрации в ре-

гистрационной поземельной книге.

Статья 18. Недопустимость пользования земельным участком до

оформления права землепользования

Приступать к пользованию земельным участком до установления соот-

ветствующими землеустроительными органами границ земельного участка на

местности и выдачи документов, удостоверяющих право пользования зем-

лей, запрещается.

С разрешения районного (городского) Хукумата и с согласия Комзема

Республики Таджикистан и его органа на местах предоставленный земель-

ный участок может быть использован для сельскохозяйственного произ-

водства до окончательного оформления и установления на них права сро-

ком на один год.

Глава II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Статья 19. Права первичных землепользователей

Первичные землепользователи имеют право:

самостоятельно хозяйствовать на земле;

собственности на произведенную сельскохозяйственную продукцию и

доходы от ее реализации;

использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся

на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф,

лесные угодья, водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные

свойства земли;

возводить жилье, производственные, культурно-бытовые и иные стро-

ения и сооружения с учетом требований настоящего Кодекса;

собственности на посевы и посадку сельскохозяйственных культур и

насаждений;

передавать земельный участок в аренду;

на возмещение убытков в случаях, предусмотренных статьей 41 нас-

тоящего Кодекса;

добровольно отказаться от земельного участка.

Статья 20. Права вторичных землепользователей

Вторичные землепользователи имеют право:

использовать землю в соответствии с условиями ее предоставления;

использовать в установленном порядке имеющиеся на земельном

участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья,

водные ресурсы и объекты, а также эксплуатировать другие полезные

свойства земли;

получать при прекращении права пользования землей возмещение сто-

имости земельных улучшений, произведенных за собственный счет.

Статья 21. Обязанности землепользователей

Землепользователи обязаны:

обеспечить использование земли в соответствии с целевым назначе-

нием и условиями ее предоставления;

эффективно использовать предоставленную им землю, применять при-

родоохранную технологию производства, не допускать ухудшения экологи-

ческой обстановки территории в результате хозяйственной деятельности;

осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, предусмотрен-

ных в статьях 51 - 52 настоящего Кодекса;

своевременно вносить земельный налог или арендную плату;

не нарушать права других землепользователей;

своевременно предоставлять в соответствующие органы исполнитель-

ной власти установленные земельным законодательством сведения о состо-

янии и использовании земель.

Глава III. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ

Статья 22. Порядок предоставления земель

Предоставление земельных участков юридическим и физическим лицам

осуществляется на основании постановлений соответствующих органов ис-

полнительной власти согласно статье 26 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления земельных участков устанавливается Прави-

тельством Республики Таджикистан.

Статья 23. Предоставление земель для сельскохозяйственных нужд

Земли, пригодные для сельскохозяйственных нужд, прежде всего пре-

доставляются сельскохозяйственным предприятиям и дехканским (фермерс-

ким) хозяйствам для сельскохозяйственного производства.

Пригодность земель для сельскохозяйственных нужд определяется

Комземом Республики Таджикистан и его органами на местах на основе ма-

териалов почвенного, геоботанического, гидромелиоративного, агроэконо-

мического и иных обследований.

Статья 24. Предоставление земель для несельскохозяйственных нужд

Для строительства промышленных предприятий, жилых объектов, же-

лезнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта, линий

электропередачи, связи и магистральных трубопроводов, а также для иных

несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, не пригодные для

сельскохозяйственного производства, либо сельскохозяйственные угодья

худшего качества с кадастровой оценкой, не превышающей средне районно-

го уровня.

Предоставление земельных участков под застройку на площадях зале-

гания полезных ископаемых производится по согласованию с органами го-

сударственного горного надзора.

Статья 25. Предоставление земель иностранным гражданам и иност-

ранным юридическим лицам

Иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам земельные

участки предоставляются в срочное пользование.

Земли особо охраняемых территорий иностранным гражданам и иност-

ранным юридическим лицам не предоставляются.

Статья 26. Права соответствующих органов исполнительной власти по

предоставлению земельных участков

Районные (городские) органы исполнительной власти, в администра-

тивном подчинении которых находится сельскохозяйственный район, пре-

доставляют в бессрочное и срочное пользование и в аренду земельные

участки из земель запаса и земель сельскохозяйственного назначения для

сельскохозяйственных целей независимо от размера земельного участка, а

для несельскохозяйственных нужд, за исключением земель, указанных в

статье 29 настоящего Кодекса, - в размере до пяти гектаров по согласо-

ванию с Комземом Республики Таджикистан.

Областные органы исполнительной власти и орган исполнительной

власти Горно-Бадахшанской автономной области предоставляют в бессроч-

ное и срочное пользование и в аренду земельные участки для несельско-

хозяйственных нужд из земель запаса и земель сельскохозяйственного

назначения, за исключением земель, указанных в статье 29 настоящего

Кодекса, в размере до 15 гектаров по согласованию с районными (городс-

кими) органами исполнительной власти и Комземом Республики Таджикис-

тан.

Правительство Республики Таджикистан предоставляет в бессрочное и

срочное пользование земельные участки из всех категорий земель незави-

симо от размера по согласованию с районными, городскими и областными

органами исполнительной власти и Комземом Республики Таджикистан.

Для более оперативного и справедливого регулирования земельных

отношений на уровне хукуматов и джамоатов создаются местные земельные

комитеты, положения которых утверждаются Правительством Республики

Таджикистан.

Статья 27. Переход права пользования земельным участком

При переходе права собственности на строение и сооружение с этими

объектами переходит и право пользования земельным участком, на которых

они находятся.

Статья 28. Установление границ земельного участка на местности и

составление его плана

Установление или уточнение границ земельного участка на местности

осуществляется во всех случаях, требующих отграничения земельного

участка от других земель.

Подготовка планов или чертежей границ, установление границ на

местности или их уточнение осуществляется Комземом Республики Таджи-

кистан и его органами на местах за счет поступающих платежей за землю

или за счет самих землепользователей.

Статья 29. Особенности изъятия отдельных категорий земель для не

сельскохозяйственных нужд

Изъятие особо ценных продуктивных земель (пашня, залежи и много-

летние насаждения), пастбища, сенокоса, а также земель, занятых особо

охраняемыми природными, историко-культурными, оздоровительными объек-

тами для несельскохозяйственных целей, не допускается. В особых случа-

ях при необходимости прокладки линейных сооружений, строительства на-

селенных пунктов, объектов промышленности и других важнейших объектов

изъятие этих земель производится Правительством Республики Таджикис-

тан.

Статья 30. Предварительное согласование на изъятие земельных

участков для несельскохозяйственных нужд

Предприятия, организации и учреждения, заинтересованные в выделе-

нии земельного участка для строительства объекта, обращаются в соот-

ветствующий орган исполнительной власти с заявлением, в котором должно

быть указано назначение объекта, его технико-экономическое обоснование

либо соответствующие расчеты и испрашиваемое право на пользование зе-

мельного участка.

Соответствующий орган исполнительной власти по представлении Ком-

зема Республики Таджикистан и его органов на местах, с учетом социаль-

ных, экономических, экологических, градостроительных и иных условий,

перспектив использования соответствующей территории и ее недр по сог-

ласованию с землепользователем принимает постановление о целесообраз-

ности размещения объекта. Решение является основанием для выбора в ус-

тановленном порядке земельного участка, определения границ этого

участка на местности и оформления Комземом Республики Таджикистан и

его органами на местах акта о предварительном согласовании места раз-

мещения объекта.

Соответствующий орган исполнительной власти принимает постановле-

ние об утверждении акта о предварительном согласовании места размеще-

ния объекта или об отказе в размещении объекта.

Копия утвержденного акта о предварительном согласовании места

размещения объекта в десятидневный срок со дня его утверждения выдает-

ся юридическим и физическим лицам, заинтересованным в строительстве

этого объекта, а также направляется в Комзем Республики Таджикистан.

Постановление об утверждении акта является основанием для подго-

товки землеустроительной документации по предстоящему изъятию земель,

исчислению размеров возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного

производства.

При размещении объектов в соответствии с генеральными планами,

проектами планировки и застройки городов и других населенных пунктов,

разработанными и утвержденными в установленном порядке, а также в слу-

чае предоставления земель для сельскохозяйственного производства пред-

варительное согласование места их размещения не производится.

Решение соответствующего органа исполнительной власти о предвари-

тельном согласовании места размещения объекта является основанием для

разработки проектной документации и действует в течение трех лет.

В случае отмены постановления о предварительном согласовании мес-

та размещения объекта судом, органами исполнительной власти возмещают-

ся юридическому или физическому лицу убытки, связанные с подготовкой

необходимых документов для принятия решения.

Финансирование проектных работ производится после предъявления в

финансирующий банк постановления соответствующего органа исполнитель-

ной власти о предварительном согласовании на изъятие земельных участ-

ков.

Статья 31. Условия предоставления земель для несельскохозяйствен-

ных нужд

Соответствующий орган исполнительной власти по представлении Ком-

зема Республики Таджикистан и его органами на местах рассматривает в

установленном порядке землеустроительные материалы по отводу земельно-

го участка и принимает в месячный срок постановление об условиях его

предоставления землепользователям, заинтересованным в строительстве

объектов.

Условия предоставления земельного участка новым землепользовате-

лям для несельскохозяйственных нужд должны предусматривать возмещение

всех убытков, связанных с изъятием земельных участков у прежних земле-

пользователей, а также возмещение потерь сельскохозяйственного произ-

водства.

Предоставление земель для несельскохозяйственных нужд считается

произведенным окончательно после выдачи Сертификата на право пользова-

ния землей (Закон РТ № 746 от 14 мая 1999 г.).

Решение об отказе юридическим и физическим лицам в предоставлении

земельного участка выдается в десятидневный срок со дня его принятия.

Решение об отказе юридическим и физическим лицам в предоставлении

им земельных участков, по которым было принято постановление о предва-

рительном согласовании, может быть обжаловано в суд.

Финансирование строительства производится по предъявлении финан-

сирующим органам Сертификата на право пользования землей (Закон РТ №

746 от 14 мая 1999 г.).

Глава IV. ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ

Статья 32. Платность использования земли

Использование земли в Республике Таджикистан является платным.

Плата за землю взимается ежегодно в форме земельного налога, арендной

платы и платы за срочное пользование землей.

Статья 33. Ставки, порядок налогообложения и арендная плата за

землю

Земельный налог и арендная плата сельскохозяйственных земель оп-

ределяются в зависимости от качества и местоположения земельного

участка с учетом кадастровой оценки.

Ставки платежей за использование других видов угодий определяются

с учетом их местонахождения, характера использования, экологических и

социально-экономических особенностей.

Основой расчета ставки земельного налога и арендной платы за зем-

лю является цена балло-гектара, которая определяется Комземом Респуб-

лики Таджикистан и утверждается Правительством Республики Таджикистан.

Она является стабильной и может изменяться в случае пересмотра цен и

тарифов на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и уточнения

материалов государственного земельного кадастра.

Статья 34. Поступление платежей за землю

Вносимый земельный налог поступает:

на специальный счет районных (городских) органов исполнительной

власти 85 процентов от общей суммы налогообложения;

на специальный счет республиканского бюджета 15 процентов от об-

щей суммы налогообложения.

Арендная плата поступает первичному землепользователю в порядке,

установленном договором аренды (Закон РТ от 12.12.97г. № 498).

Статья 35. Льготы по взиманию земельного налога

Вопросы, связанные с установлением льгот по взиманию земельного

налога, регулируются Законом Республики Таджикистан "О плате за зем-

лю".

Статья 36. Использование платежей за землю

Земельный налог, вносимый на специальный счет республиканского

бюджета используется на финансирование мероприятий по охране земель и

повышению их плодородия, освоению новых земель, на проведение землеус-

тройства (включая работы по установлению и восстановлению границ зе-

мельных участков на местности, изготовлению их планов или чертежей,

технической оснащенности государственной землеустроительной службы),

введение государственного земельного кадастра, проведение мониторинга

земель, осуществление государственного контроля за использованием и

охраной земель.

Платежи за землю, вносимые в бюджет районных (городских) органов

исполнительной власти, используются на выполнение мероприятий, финан-

сируемых за счет местных бюджетов, в том числе мероприятий, предусмот-

ренных в части первой данной статьи (Закон РТ от 12.12.97г. № 498).

Глава V. Прекращение права пользования землей

Статья 37. Основания прекращения права пользования землей

Право пользования всем земельным участком или его частью прекра-

щается в случаях:

а) отказа от земельного участка;

б) прекращения деятельности землепользователей;

в) нерационального использования земельного участка;

г) использования земли не по целевому назначению, указанному в

документах, удостоверяющих право пользования землей;

д) использования земельного участка способами, приводящими к сни-

жению плодородия почв, их химическому, радиоактивному и иному загряз-

нению, ухудшению экологической обстановки;

е) истечения срока, на который был предоставлен земельный учас-

ток;

ж) систематического невнесения земельного налога в течение сро-

ков, установленных законодательством Республики Таджикистан;

з) неиспользования в течение одного года земельного участка, пре-

доставленного для сельскохозяйственного производства, и двух лет - для

несельскохозяйственных нужд;

и) изъятия земель, в случаях предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 38. Основания прекращения договора аренды земли

Договор аренды может быть прекращен по следующим основаниям:

а) по взаимному волеизъявлению сторон;

б) в случае истечения срока действия договора;

в) в случае смерти арендатора земельного участка и отсутствия его

наследников;

г) реорганизации и ликвидации первичного землепользователя;

д) при нарушении условий договора аренды, в том числе при систе-

матической неуплате арендной платы;

е) нерационального использования земельного участка;

ж) использования земли не по целевому назначению;

з) использования земельного участка способами, приводящими к сни-

жению плодородия почв, их химическому, радиоактивному и иному загряз-

нению, ухудшению экологической обстановки;

и) неиспользования в течение одного года земельного участка;

к) изъятия земель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 39 Прекращение права пользования землей

Решение о прекращении права пользования землей независимо от пло-

щади и видов угодий принимает районный (городской) орган исполнитель-

ной власти по представлении Комзема Республики Таджикистан и его орга-

нов на местах о целесообразности дальнейшего использования земельного

участка.

Земельные участки, на которых прекращены права пользования, за-

числяются в специальный земельный фонд района (города).

Статья 40. Порядок принудительного прекращения прав пользования

землей

Принудительное прекращение прав пользования землей по основаниям,

предусмотренным пунктами "в", "г", "д", "е", "ж", "и" статьи 37 и

пунктами "б", "г", "д", "е", "ж", "з", "и" статьи 38 настоящего Кодек-

са, производится в следующем порядке:

а) при выявлении нарушений на виновных физических и юридических

лиц специально уполномоченными государственными органами, осуществляю-

щими государственный контроль за использованием и охраной земель

(статья 55 настоящего Кодекса) в пределах предоставленной им компетен-

ции, налагается штраф в соответствии с действующим законодательством

Республики Таджикистан.

б) одновременно с наложением штрафа органами, указанными в пункте

"а" настоящей статьи, выносится предписание об устранении допущенных

нарушений. При невнесении платежей за землю предупреждение выносится

органами государственной налоговой службы.

В случае неустранения нарушений специально уполномоченные госу-

дарственные органы, осуществляющие государственный контроль за исполь-

зованием и охраной земель, вносят в районный (городской) орган испол-

нительной власти представление о прекращении права пользования земель-

ным участком.

При несогласии землепользователя с постановлением о прекращении

права пользования земельным участком он вправе обращаться в суд. При

этом до решения суда государственная регистрация прекращения права

пользования земельным участком не производится.

Глава VI. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ

И ПОТЕРЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Статья 41. Возмещение убытков землепользователям

Возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, подлежат

убытки, причиненные:

а) изъятием земельных участков для несельскохозяйственных нужд;

б) ограничением прав землепользователей;

в) ухудшением качества земель в результате деятельности других

землепользователей.

Возмещение убытков производится за счет юридических и физических

лиц, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются

права на них, а также юридических и физических лиц, деятельность кото-

рых вызвала необходимость установления защитных и санитарных зон и

влечет ограничение права землепользователей или ухудшение качества их

земель.

Статья 42. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства

Потери сельскохозяйственного производства возмещаются:

а) юридическими или физическими лицами, которым предоставляются

сельскохозяйственные угодья для несельскохозяйственных целей;

6) юридическими лицами, для которых устанавливаются защитные и

санитарные зоны, за исключением случаев, предусмотренных статьями 89 и

90 настоящего Кодекса.

Потери сельскохозяйственного производства подлежат возмещению в

трехмесячный срок.

Статья 43. Определение убытков землепользователям и потерь сель-

скохозяйственного производства

При расчетах размеров возмещения убытков землепользователям при-

меняются действующие на момент изъятия земельных участков или на мо-

мент составления акта цены на оборудование и материалы, а также рас-

ценки на строительно-монтажные и другие работы, произведенные на зе-

мельном участке.

При расчете потерь сельскохозяйственного производства используют-

ся нормативы стоимости освоения новых земель и улучшения существующих

угодий с целью производства сельскохозяйственной продукции в объеме не

менее получаемого на изымаемых земельных участках или ранее получаемо-

го до снижения их качества.

В случаях возникновения споров о размере возмещения убытков и по-

тери сельскохозяйственного производства они разрешаются в судебном по-

рядке.

Порядок возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного произ-

водства устанавливается Правительством Республики Таджикистан

Статья 44. Использование средств, поступающих в порядке возмеще-

ния убытков землепользователям и потерь сельскохозяйс-

твенного производства

Средства, компенсирующие убытки землепользователей, перечисляются

на их счета.

Средства, поступающие в порядке возмещения потерь сельскохозяйс-

твенного производства, перечисляются на специальный счет республиканс-

кого бюджета и расходуются в соответствии со статьей 36 настоящего Ко-

декса (Закон РТ от 12.12.97г. № 498).

Статья 45. Освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственно-

го производства

Потери сельскохозяйственного производства не возмещаются при изъ-

ятии земельных участков:

для личного подсобного хозяйства физическим лицам;

под кладбище;

под водохозяйственные и мелиоративные объекты в случае освоения

новых земель или переустройства оросительной и коллекторно - дренажной

сети;

для школ, интернатов, детских домов и лечебных учреждений.

Глава VII. ЗАЩИТА ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВ И

РАССМОТРЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ

Статья 46. Способы защиты земельных прав

Защита земельных прав осуществляется способами, установленными

гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими законами,

в том числе путем:

а) признания земельных прав;

б) установления запрета на вмешательство в деятельность земле-

пользователей со стороны государства и других землепользователей, за

исключением случаев нарушения землепользователями земельного законода-

тельства;

в) установления в законе исчерпывающего перечня случаев прекраще-

ния или ограничения земельных прав государством;

г) установления в законе гарантий защиты земельных прав в случае

их прекращения или ограничения.

Статья 47. Рассмотрение земельных споров

Земельные споры, возникающие из земельных отношений, рассматрива-

ются Комземом Республики Таджикистан и его органами на местах в соот-

ветствии с требованиями настоящего Кодекса. В случае не исполнения

постановления Комзема Республики Таджикистан и его органов на местах

он вправе представить материалы на рассмотрение следственных органов.

Физические или юридические лица, несогласные с постановлением зе-

мельного комитета, могут оспаривать его в суде.

Статья 48. Гарантии прав землепользователей

Изъятие земельных участков для государственных и общественных

нужд у физических лиц может производиться после:

а) выделения по их желанию равноценного земельного участка;

б) строительства на новом месте в установленном порядке предприя-

тиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный

участок, жилых, производственных и иных построек, аналогичных по наз-

начению и равноценных взамен изымаемых;

в) возмещения в полном объеме всех других убытков, включая упу-

щенную выгоду, в соответствии со статьей 41 - 42 настоящего Кодекса.

Изъятие земельных участков для государственных и общественных

нужд у юридических лиц независимо от организационно - правовых форм

может производиться при условии:

а) строительства по их желанию в установленном порядке жилых,

производственных и иных построек, мелиоративных и иных объектов взамен

изымаемых;

б) возмещения в полном объеме всех других убытков, включая упу-

щенную выгоду, в соответствии со статьями 41 - 42 настоящего Кодекса.

Статья 49. Признание земельных прав

Признание земельных прав осуществляется земельным комитетом на

местах путем вынесения решения, устанавливающего земельные права. Ре-

шение, установившее земельные права, является юридическим основанием

для выдачи Комземом Республики Таджикистан документов, подтверждающих

земельные права.

Статья 50. Восстановление нарушенных земельных прав

Нарушенное право подлежит восстановлению в случаях:

а) признания земельным комитетом на местах недействительным акта,

который не соответствует законодательству и нарушает земельные права и

охраняемые Законом интересы землепользователей;

б) самовольного занятия земельного участка;

в) в иных случаях, предусмотренных законами и иными нормативными

правовыми актами Республики Таджикистан.

Глава VIII. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ

Статья 51. Цели и задачи охраны земель

Охрана земель включает систему правовых, экономических и других

мероприятий, направленных на охрану и рациональное использование зе-

мель, сохранение почв, предотвращение их деградации и недопущение нео-

боснованного изъятия наиболее ценных земель из сельскохозяйственного

оборота, а также на восстановление и повышение плодородия почв.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к

угодьям как к сложным природным образованиям (экосистемам) с учетом их

зональных и региональных особенностей и ставит следующие цели:

предотвратить деградацию и нарушение земель, другие неблагоприят-

ные последствия хозяйственной деятельности;

обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся дегра-

дации или нарушению;

создать механизм учета и проверки экологического состояния зе-

мель, а также обеспечить землепользователей экологическими норматива-

ми, утверждаемыми в порядке, устанавливаемом Правительством Республики

Таджикистан.

Статья 52. Содержание и порядок охраны земель

Землепользователи осуществляют:

рациональную организацию территории;

восстановление и повышение плодородия почв, а также других

свойств земли;

защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления,

заболачивания, уплотнения, засоления, загрязнения отходами производс-

тва, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов раз-

рушения;

защиту от зарастания сельскохозяйственных угодий кустарником и

мелколесьем, других процессов ухудшения культурно-технического состоя-

ния земель;

рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и

других полезных свойств земли, их своевременное вовлечение в сельско-

хозяйственный оборот;

снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при

проведении работ, связанных с нарушением земель.

В случае невозможности в ближайшее время восстановить плодородие

почв деградированных сельскохозяйственных угодий, а также земель, заг-

рязненных химическими и радиоактивными веществами свыше допустимой

концентрации предусматривается консервация земель в порядке, установ-

ленном Правительством Республики Таджикистан.

Статья 53. Экологические требования к размещению, проектированию,

строительству и вводу в эксплуатацию объектов, строе-

ний и сооружений, влияющих на состояние земель

При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуа-

тацию новых и реконструируемых объектов, строений и сооружений, а так-

же внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние зе-

мель, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране

земель, обеспечиваться соблюдение экологических, санитарно-гигиеничес-

ких и других специальных требований (норм, правил, нормативов).

Ввод в эксплуатацию объектов и применение технологий, не обеспе-

ченных мерами защиты земель от деградации или нарушения, запрещается.

Размещение объектов, влияющих на состояние земель, согласовывает-

ся с районным земельным комитетом, органами охраны природы, архитекту-

ры и другими органами в порядке, определяемом Правительством Республи-

ки Таджикистан.

Статья 54. Экономическое стимулирование рационального использова-

ния и охраны земель

Экономическое стимулирование рационального использования и охраны

земель направлено на повышение заинтересованности земле пользователей

в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, а также на защиту от

негативных последствий производственной деятельности и включает:

а) выделение средств государственного и местного бюджетов, а так-

же использование сумм, поступающих в порядке штрафов на специальные

счета на восстановление земель, нарушенных не по вине лиц, использую-

щих эти земли, и для проведения на них агротехнических, лесомелиора-

тивных и иных почвозащитных мероприятий;

б) освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в ста-

дии сельскохозяйственного освоения или улучшения их состояния, в пери-

од, предусмотренный проектом производства работ;

в) предоставление льготных кредитов на проведение мероприятий по

улучшению состояния и организации использования земель;

г) частичную компенсацию из средств бюджета снижения дохода в ре-

зультате временной консервации нарушенных не по вине землепользовате-

лей земельных участков;

д) поощрение за улучшение качества земель, повышение плодородия

почв и продуктивности земель государственного лесного фонда, произ-

водство экологически чистой продукции.

Глава IX. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА

СОБЛЮДЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ

Статья 55. Органы, осуществляющие государственный контроль за ис-

пользованием и охраной земель

Государственный контроль за использованием и охраной земель осу-

ществляется Комземом Республики Таджикистан и его органами на местах и

Министерством охраны природы Республики Таджикистан.

Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением

земельного законодательства, использованием и охраной земель и разде-

лением функций между органами, осуществляющими государственный конт-

роль, и их положений определяется и утверждается Правительством Рес-

публики Таджикистан.

Статья 56. Задачи государственного контроля за соблюдением зе-

мельного законодательства, использованием и охраной

земель

Задачей государственного контроля за соблюдением законодательст-

ва, использованием и охраной земель является обеспечение исполнения

земельного законодательства, соблюдения специальных требований (норм,

правил, нормативов) и выполнения мероприятий по рациональному исполь-

зованию и охране земель всеми землепользователями, государственными

органами, юридическими лицами, независимо от их подчиненности и форм

собственности, должностными лицами и гражданами.

Глава X. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ

КАДАСТР И МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ

Статья 57. Назначение землеустройства

Землеустройство включает систему мероприятий, направленных на

осуществление земельного законодательства, постановлений государствен-

ных органов законодательной и исполнительной власти по рациональному

использованию и охране земель, сохранению почв, предотвращению их дег-

радации, созданию благоприятной экологической среды и улучшению при-

родных ландшафтов.

Статья 58. Основные задачи землеустройства

Основными задачами землеустройства являются:

а) планирование и организация рационального использования земель,

независимо от форм хозяйствования на земле;

б) обеспечение целевого назначения земель и сохранение продуктив-

ных земель;

в) разработка комплекса мер по освоению новых земель, улучшению

существующих сельскохозяйственных угодий, сохранению и повышению пло-

дородия почв, поддержанию устойчивых природных ландшафтов и охране зе-

мель;

г) межевание земель с установлением (восстановлением) и закрепле-

нием на местности административно-территориальных границ и границ зе-

мельных участков землепользователей в единой государственной системе.

Статья 59. Содержание землеустройства

Землеустройство обеспечивает:

а) разработку республиканских и региональных программ использова-

ния и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства с учетом гра-

достроительных, экологических, экономических и иных особенностей тер-

ритории;

б) межевание земель с установлением (восстановлением) на местнос-

ти границ административно-территориальных образований и их техническое

оформление;

в) составление проектов новых и упорядочение существующих земле-

пользований с устранением неудобств в расположении земель;

г) определение границ земельных участков, установление границ и

отвод земельных участков, оформление планов (чертежей границ) земель-

ных участков, подготовку документов, удостоверяющих права землепользо-

вания;

д) разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства и

других проектов, связанных с использованием и охраной земель;

е) разработку рабочих проектов по рекультивации нарушенных зе-

мель, защите почв от водной и ветровой эрозии, селей, оползней, под-

топления, заболачивания, иссушения, уплотнения, засоления, загрязнения

отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, улуч-

шению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, сохранению и

повышению плодородия почв;

ж) обоснование размещения и установления границ территории с осо-

быми природоохранными, рекреационными, природно-заповедными, истори-

ко-культурными и оздоровительными режимами;

з) закрепление и изменение на местности городской черты, поселко-

вой черты и черты сельских поселений;

и) проведение топографо-геодезических, картографических, почвен-

ных, геоботанических и других исследовательских и изыскательских ра-

бот;

к) проведение инвентаризации всех земель и систематическое выяв-

ление неиспользуемых, нерационально используемых, используемых не по

целевому назначению земель;

л) составление кадастровых и тематических карт и атласов состоя-

ния и использования земельных ресурсов:

м) проведение земельно-оценочных работ.

Статья 60. Организация и порядок проведения землеустройства

Землеустройство проводится Комземом Республики Таджикистан и его

органами на местах.

Землеустройство осуществляется за счет поступивших платежей за

землю государственными землеустроительными органами, функции и струк-

тура которых определяются положением о Комитете по земельным ресурсам

и землеустройству при Правительстве Республики Таджикистан, утвержден-

ным Правительством Республики Таджикистан.

Землеустроительные работы могут проводиться также за счет самих

землепользователей при установлении границ и предоставлении земельного

участка, при оформлении планов (чертежей границ) земельных участков, а

также при выполнении иных работ, связанных с землеустройством.

Землеустройство проводится при участии заинтересованных земле-

пользователей.

Статья 61. Содержание и назначение государственного земельного

кадастра

Государственный земельный кадастр представляет неразрывное единс-

тво автоматизированной системы земельно-кадастровой информации и зе-

мельно-кадастрового процесса.

Целью государственного земельного кадастра является получение

достоверных сведений о природном, правовом и хозяйственном положении

земель единого государственного земельного фонда.

Государственный земельный кадастр содержит сведения о земле для

организации ее рационального использования и охраны, регулирования зе-

мельных отношений, обоснования размеров платы за землю, землеустройс-

тва, оценки хозяйственной деятельности. Он является одной из функций

управления единым государственным земельным фондом республики.

Государственный земельный кадастр ведется Комземом Республики

Таджикистан и его органами на местах по единой для Республики Таджи-

кистан системе за счет поступления платежей за землю.

Порядок осуществления государственного земельного кадастра уста-

навливается Правительством Республики Таджикистан. Органы и должност-

ные лица, осуществляющие введение государственного земельного кадаст-

ра, обязаны обеспечить достоверность сведений, включаемых в кадастро-

вую документацию, а также при предоставлении этих сведений заинтересо-

ванным юридическим лицам

Статья 62 Земельно-кадастровый процесс

Земельно-кадастровый процесс осуществляется с целью периодическо-

го или непрерывного обновления земельно-кадастровой информации.

Земельно-кадастровый процесс включает следующие составные части:

государственную регистрацию землепользований;

учет количества и качества земель;

бонитировку почв;

экономическую оценку земель.

Реализация земельно-кадастрового процесса обеспечивается проведе-

нием аэрокосмических, топографо-геодезических, картографических, поч-

венных, геоботанических, мелиоративных и других видов изысканий и обс-

ледований.

Статья 63. Мониторинг земель

Мониторинг земель представляет собой систематическое наблюдение

(съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель, выявление

происходящих изменений и их оценку.

Задачами мониторинга земель являются:

а) своевременное выявление изменений состояния земель, их оценка,

прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению пос-

ледствий негативных процессов;

б) информационное обеспечение введения государственного земельно-

го кадастра, рационального землепользования, землеустройства, контроля

за использованием и охраной земель и иных функций государственного уп-

равления земельными ресурсами Республики Таджикистан.

Глава XI. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 64. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначе-

ния

Землями сельскохозяйственного назначения признаются все земли,

используемые для нужд сельского хозяйства.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются

сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными доро-

гами, коммуникациями, замкнутыми водоемами, постройками и сооружения-

ми, используемые для производства, хранения и первичной переработки

сельскохозяйственной продукции.

К сельскохозяйственным угодьям относятся пашня, земли, занятые

многолетними насаждениями, сенокосы и пастбища.

Статья 65. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются:

гражданам, колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным госу-

дарственным, кооперативным и общественным предприятиям и организациям

- для ведения сельского хозяйства;

кооперативам граждан - для коллективного садоводства и огородни-

чества;

гражданам - для ведения личного подсобного хозяйства и приусадеб-

ных земель;

научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственным

учреждениям, предприятиям, сельским производственно-техническим учили-

щам и общеобразовательным школам - для исследовательских, учебных це-

лей, пропаганды передового опыта и для ведения сельского хозяйства;

несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям,

религиозным организациям - для ведения подсобного сельского хозяйства.

Статья 66. Дехканское (фермерское) хозяйство

Гражданам Республики Таджикистан, изъявившим желание вести дех-

канское (фермерское) хозяйство, предоставляются земельные участки в

пожизненное наследуемое пользование.

Граждане, ведущие дехканское (фермерское) хозяйство, могут допол-

нительно арендовать земельные участки для сельскохозяйственных целей.

Преимущественным правом на получение земельного участка пользуют-

ся граждане, являющиеся членами колхоза или работниками госхоза, в

возрасте от 18 до 60 пет.

В случаях, когда число желающих на получение земельного участка

на пожизненное наследуемое пользование превышает количество выделяемых

земельных участков, районный земельный комитет рассматривает вопрос о

предоставлении земельных участков в пожизненное наследуемое пользова-

ние на основе опыта ведения хозяйства каждого из кандидатов. Кандидаты

с наибольшим опытом получают землю в первую очередь.

Конкретные размеры земельных участков граждан, ведущих дехканское

хозяйство, будут определяться местным земельным комитетом с учетом ка-

чества, наличия оросительной воды, расположения земельного участка от-

носительно дорог и других соответственных сельскохозяйственных услуг с

целью достижения максимально возможного равенства в общих условиях зе-

мельных участков.

Гражданин, ведущий дехканское (фермерское) хозяйство, вправе воз-

водить на земельном участке подсобные помещения на площади не более

0,03 гектара, если площадь его земельного участка составляет более 1

гектара.

Статья 67. Порядок предоставления земель для ведения дехканского

(фермерского) хозяйства

Предоставление земли гражданам для ведения дехканского (фермерс-

кого) хозяйства производится на основании их заявлений местным земель-

ным комитетом.

В заявлении должна быть указана цель использования земельного

участка и его предполагаемые размеры и местоположение.

Районный орган исполнительной власти по представлении районного

земельного комитета обеспечивает в месячный срок подготовку не обходи-

мых землеустроительных материалов и принимает постановление по данному

вопросу.

Постановление районного органа исполнительной власти об отказе в

предоставлении земельных участков может быть обжаловано в суд, равно

как и действия должностных лиц, нарушающих права граждан на получение

земельного участка для ведения дехканского (фермерского) хозяйства, в

том числе сокрытие информации о наличии специального земельного фонда.

Статья 68. Особенности организации дехканских хозяйств работника-

ми государственных и кооперативных сельскохозяйствен-

ных предприятий

Земли государственных (кроме опытных, научно-исследовательских,

учебных, питомниководческих и элитносеменоводческих) и кооперативных

предприятий подлежат условному разделу между постоянными членами кол-

лектива на определенные паи, которые обеспечивают каждому работнику

персональное право на пользование земельным участком при работе в кол-

лективном хозяйстве.

Размер земельного пая каждого члена коллектива устанавливает

местный земельный комитет, что удостоверяется соответствующим докумен-

том.

При выходе из государственного и кооперативного сельскохозяйс-

твенного предприятия для ведения дехканского хозяйства граждане подают

заявление в местный земельный комитет.

Заявление рассматривается в месячный срок и результаты оформляют-

ся постановлением местного земельного комитета, в котором указывается

о принятом решении.

Заявления граждан, постановления местного земельного комитета пе-

редаются в районный орган исполнительной власти для подготовки земель-

ным комитетом землеустроительного дела по изъятию и предоставлению зе-

мельного участка. Районный орган исполнительной власти в месячный срок

рассматривает предоставленное землеустроительное дело и принимает со-

ответствующее постановление.

Если нарушаются сроки рассмотрения и принятия решения по этому

вопросу, виновные лица несут ответственность в соответствии с действу-

ющими законодательствами Республики Таджикистан.

В случае отказа в предоставлении земельного участка граждане мо-

гут обращаться в суд в исковом порядке.

Статья 69. Право граждан, ведущих дехканское хозяйство, на ком-

пенсацию

В случаях прекращения деятельности дехканского (фермерского) хо-

зяйства или передачи прав пользования земельного участка другому физи-

ческому или юридическому лицу по постановлению местного земельного ко-

митета землепользователь имеет право на получение от физического или

юридического лица полной компенсации всех затрат под, урожай, а также

затрат на улучшение качества земли.

Статья 70. Передача права пользования земельным участком

Гражданин, ведущий дехканское (фермерское) хозяйство, в случае,

если после двухлетнего периода со времени предоставления земли в по-

жизненное наследуемое пользование пожелает прекратить сельскохозяйс-

твенную деятельность, может передать право пользования земельным

участком любому лицу или группе лиц в порядке, установленном настоящим

Кодексом. Первоочередное право на пользование земельного участка имеют

члены дехканской (фермерской) ассоциации, в которую входит данное дех-

канское (фермерское) хозяйство.

При передаче права пользования земельным участком производится

переоформление Сертификата на право пользования землей на условиях,

установленных настоящим Кодексом (Закон РТ № 746 от 14 мая 1999 г.).

Статья 71. Предоставление земель для ведения подсобного хозяйства

Каждому двору в сельской местности предоставляется в пользование

приусадебный земельный участок для ведения подсобного хозяйства в раз-

мере до 0,15 гектара на орошаемых и до 0,25 гектара на неорошаемых

землях, включая площадь, занятую под строения и дворы; в целинных и

горный районах - до 0,40 гектара.

Конкретный размер участков приусадебных земель в пределах указан-

ных норм определяется с учетом земельного фонда каждого землепользова-

теля.

Порядок предоставления земельных участков для личного подсобного

хозяйства устанавливается Правительством Республики Таджикистан.

Статья 72. Предоставление земельных участков для коллективного

садоводства и огородничества

Земельные участки для коллективного садоводства и огородничества

предоставляются кооперативам граждан из прочих земель, ранее не ис-

пользуемых в сельскохозяйственном производстве. Кооперативам граждан

земельные участки для коллективного садоводства и огородничества пре-

доставляются из расчета 0,06 гектара на одного члена кооператива. По-

рядок предоставления земельных участков для коллективного садоводства

и огородничества устанавливается Правительством Республики Таджикис-

тан.

Статья 73. Условия изменения границ и размеров землепользований

Изменение границ и размеров землепользования сельскохозяйственных

предприятий, учреждений, организаций при укрупнении или разукрупнении

хозяйств производится с учетом численности работников на основе реше-

ния общего собрания или собрания уполномоченных в соответствии с про-

ектами землеустройства, которое утверждается районным (городским) ор-

ганом исполнительной власти и закрепляется Сертификатом на право поль-

зования землей (Закон РТ № 746 от 14 мая 1999 г.).

Статья 74. Размещение объектов внутрихозяйственного строительства

Объекты внутрихозяйственного строительства сельскохозяйственных

предприятий размещаются в соответствии с утвержденной схемой землеуст-

ройства, проектами внутрихозяйственного землеустройства или проектами

планировки и застройки сельских населенных пунктов.

Размещение объектов для внутрихозяйственного строительства на

землях, указанных в статье 29 настоящего Кодекса, допускается лишь в

особых случаях по постановлению Правительства Республики Таджикистан.

Порядок предоставления земельных участков для внутрихозяйственно-

го строительства устанавливается Правительством Республики Таджикис-

тан.

Статья 75. Порядок и условия предоставления земель сельскохозяйс-

твенного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются в порядке

межхозяйственного землеустройства физическим и юридическим лицам по

согласованию с землепользователями в соответствии с настоящим Кодек-

сом.

Предоставление сельскохозяйственным предприятиям земель сельско-

хозяйственного назначения производится в удобных для хозяйственной де-

ятельности границах. Чересполосица, вклинивание и другие недостатки в

их землепользовании не допускаются.

Устранение чересполосицы, вклинивания и иных недостатков в земле-

пользовании сельскохозяйственных предприятий производится по взаимному

их согласию Комземом Республики Таджикистан и его органами на местах в

порядке межхозяйственного землеустройства.

Несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям,

а также религиозным организациям предоставляются земельные участки для

ведения сельского подсобного хозяйства с целью производства сельскохо-

зяйственных продуктов для снабжения рабочих и служащих указанных

предприятий, учреждений и организаций, снабжения столовых школ, детс-

ких учреждений, больниц, домов престарелых и инвалидов, санаториев,

домов отдыха.

ГЛАВА XII. ЗЕМЛИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

Статья 76. Земли городов, поселков и сельских населенных пунктов

К землям городов, поселков городского типа и сельских населенных

пунктов относятся все земли в пределах городской, поселковой черты и

границ сельских населенных пунктов.

Черта городов, поселков городского типа и сельских населенных

пунктов устанавливается и изменяется Маджлиси Оли Республики Таджикис-

тан по совместному представлению органов архитектуры и Комзема Респуб-

лики Таджикистан, утвержденному соответствующими органами исполнитель-

ной власти.

Включение земельных участков в черту города, поселков городского

типа или сельских населенных пунктов не влечет прекращения права поль-

зования этими участками прежних землепользователей.

Статья 77. Состав земель населенных пунктов

В состав земель населенных пунктов входят:

а) земли жилой и общественной застройки - застроенные и предназ-

наченные для застройки жилыми, культурно-бытовыми, административными,

религиозными и иными зданиями и сооружениями;

б) земли общего пользования - занятые площадями, улицами, проез-

дами, дорогами, парками, водоемами, а также иные земли, предназначен-

ные для нужд населения;

в) земли промышленной и коммунально-складской застройки занятые

промышленными, коммунально-складскими и иными производственными объек-

тами;

г) земли транспорта, связи, инженерных коммуникации - занятые со-

оружениями железнодорожного, автомобильного, речного, воздушного и

трубопроводного транспорта, магистралями инженерной инфраструктуры и

связи;

д) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и ис-

торико-культурного назначения - занятые памятниками природы, лесами,

природными национальными и дендрологическими парками, ботаническими

садами, заповедниками, ландшафтными территориями, земли, обладающие

природными лечебными факторами (минеральные источники, залежи лечебных

грязей и другие), климатическими и другими условиями, благоприятными

для профилактики и лечения, предназначенные и используемые для органи-

зованного массового отдыха населения и туризма, земли, на которых рас-

полагаются памятники истории и культуры, достопримечательные места;

е) земли водоемов и акваторий - занятые реками, естественными и

искусственными водоемами и акваториями, водо-охранными зонами, гидро-

техническими и другими водохозяйственными сооружениями;

ж) земли сельскохозяйственного использования;

3) земли военных объектов, режимные земли и иные земли.

Статья 78. Земли природных и зеленых зон

Земли за пределами городской черты, служащие резервом для расши-

рения территории города, местом размещения и строительства необходимых

сооружений, связанных с благоустройством и нормальным функционировани-

ем городского хозяйства, а также занятые лесами, лесопарками и другими

зелеными насаждениями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические

функции и являющимися местом отдыха населения, выделяются соответс-

твенно в пригородную и зеленую зону города.

Статья 79. Порядок выделения пригородных и зеленых зон

Пригородные и зеленые зоны выделяются по постановлению Правитель-

ства Республики Таджикистан с определением размера и границ зон, а

также порядок землепользования в них.

Включение земельных участков в пригородную или зеленую зону не

влечет их изъятия, землепользователи сохраняют право на эти участки.

Статья 80. Охрана земель пригородных и зеленых зон

Земли пригородных и зеленых зон подлежат особой охране. На этих

землях не допускается возведение сооружений и строений, не связанных с

защитными, санитарно-гигиеническими функциями пригородных и зеленых

зон и целями организации отдыха населения.

Глава XIII. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ,

ОБОРОНЫ И ИНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 81. Земли промышленности

Землями промышленности признаются земли, предоставленные промыш-

ленным предприятиям, учреждениям и организациям для строительства,

промышленного производства, а также для хозяйственных и других специ-

альных нужд.

Статья 82. Земли по добыче и разработке полезных ископаемых

Землями по добыче и разработке полезных ископаемых признаются зе-

мельные участки, предоставленные в пользование предприятиям, учрежде-

ниям и организациям для осуществления возложенных на них задач, при

наличии у них горноотводных актов, выдаваемых в соответствии с законо-

дательством о недрах.

Предприятия, учреждения и организации при ведении работ по добыче

и разработке полезных ископаемых обязаны не допускать нарушения прав и

законных интересов соседних землепользователей, принимать все необхо-

димые меры к обеспечению правильного использования и охраны земель.

Статья 83. Прекращение права пользования земельным участком, пре-

доставленным для разработки месторождений

С прекращением права на разработку месторождений по основаниям,

предусмотренным в законодательстве о недрах, прекращается право предп-

риятия на пользование отведенным ему земельным участком.

Статья 84. Земли транспорта

Землями транспорта признаются все земли, которые предоставлены

для нужд соответствующего вида транспорта, связанные с содержанием,

реконструкцией, развитием и усовершенствованием путей сообщения.

Эти земли подразделяются на земли автомобильного, железнодорожно-

го, водного и воздушного транспорта.

Статья 85. Земли магистральных трубопроводов

К землям магистральных трубопроводов (газопроводов, нефтепрово-

дов) относятся земельные участки, предоставленные предприятиям, учреж-

дениям и организациям магистральных трубопроводов для размещения конт-

рольных будок, компрессорных станций и других сооружений, обеспечиваю-

щих нормативную эксплуатацию трубопроводов в соответствии с техничес-

кими проектами.

Предприятия, учреждения и организации, которым предоставлены зе-

мельные участки в срочное пользование под полосу отвода вдоль магист-

ральных трубопроводов, по окончании строительства обязаны привести эти

участки в прежнее состояние.

Статья 86. Земли линий связи, радиофикации и электропередачи

К землям линий связи, радиофикации и электропередачи относятся

земельные участки, предоставленные предприятиям, учреждениям и органи-

зациям, осуществляющим эксплуатацию этих линий, под опоры воздушных

линий связи, радиофикации и электропередачи, под здания, сооружения и

другие устройства - в соответствии с техническими проектами и нормами.

Статья 87. Земли для нужд обороны

Землями для нужд обороны признаются земли, предоставленные для

размещения и постоянной деятельности войсковых частей, военных учреж-

дений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных

Сил Республики Таджикистан, пограничных и внутренних войск.

ГЛАВА XIV. ЗЕМЛИ ПРИРОДООХРАННОГО, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО,

РЕКРЕАЦИОННОГО И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 88. Земли природоохранного назначения

К землям природоохранного назначения относятся земли заповедни-

ков, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, за-

казников (за исключением охотничьих), памятников природы.

На указанных землях запрещается деятельность, противоречащая их

целевому назначению.

Для обеспечения режима заповедников, национальных и дендрологи-

ческих парков, ботанических садов, заказников (за исключением охот-

ничьих), памятников природы учреждаются охранные зоны с запрещением на

землях этих зон деятельности вредно влияющей на обеспечение соблюдения

их режима.

Порядок использования земель природоохранного назначения опреде-

ляется законодательством Республики Таджикистан.

Статья 89. Земли оздоровительного назначения

К землям оздоровительного назначения относятся земельные участки,

обладающие природными лечебными факторами (минеральными источниками,

залежами лечебных грязей, климатическими и другими условиями), благоп-

риятными для организации профилактики и лечения.

Земли курортов подлежат особой охране. С целью охраны природных

лечебных факторов на всех курортах устанавливаются округа санитарной

охраны. Земельные участки, на которых устанавливаются указанные окру-

га, у землепользователей не изымаются. В пределах этих округов запре-

щается предоставлять земельные участки в пользование тем предприятиям,

учреждениям, организациям, деятельность которых несовместима с охраной

природных лечебных свойств и благоприятных условий для отдыха населе-

ния.

Порядок использования земель оздоровительного назначения опреде-

ляется законодательством Республики Таджикистан.

Статья 90. Земли рекреационного назначения

Землями рекреационного назначения признаются земли, предназначен-

ные и используемые для организованного массового отдыха и туризма на-

селения.

К ним относятся земельные участки, занятые территориями домов от-

дыха, пансионатов, санаториев, кемпингов, туристических баз, стацио-

нарных и палаточных туристическо-оздоровительных лагерей, домов рыбо-

лова и охотника, детских туристических станций, парков, пионерских и

спортивных лагерей, расположенных вне земель оздоровительного назначе-

ния.

На землях рекреационного назначения запрещается деятельность,

препятствующая использованию их по целевому назначению.

Порядок использования указанных земель определяется законодатель-

ством Республики Таджикистан.

Статья 91. Земли историко-культурного назначения

К землям историко-культурного назначения относятся земли истори-

ко-культурных заповедников, мемориальных парков, погребений, археоло-

гических памятников.

На этих землях запрещается любая деятельность, противоречащая их

целевому назначению. Порядок использования указанных земель определя-

ется законодательством Республики Таджикистан.

Глава XV. ЗЕМЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ЛЕСНОГО ФОНДА

Статья 92. Земли государственного лесного фонда

Землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые

лесом, а также непокрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного

хозяйства.

Земли государственного лесного фонда подлежат отграничению в на-

туре от других категорий земель межевыми знаками установленного образ-

ца.

Статья 93. Использование земель государственного лесного фонда

Земли государственного лесного фонда используются в соответствии

с их основным целевым назначением для ведения лесного хозяйства и ис-

пользования лесных ресурсов для нужд народного хозяйства.

Использование земель государственного лесного фонда для ведения

лесного хозяйства (лесовосстановления, лесоразведения и т.д.) и заго-

товок даров природы осуществляют лесохозяйственные органы, а также

иные государственные и общественные организации, предприятия и учреж-

дения, за которыми закреплены земли лесного фонда для выполнения стоя-

щих перед ними задач.

Статья 94. Предоставление земель государственного лесного фонда

для нужд, сельского хозяйства

Неиспользуемые для нужд лесного хозяйства и лесохозяйственной

промышленности сельскохозяйственные угодья по постановлению Правитель-

ства Республики Таджикистан предоставляются в срочное пользование для

сельскохозяйственных целей сельскохозяйственным предприятиям в поряд-

ке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Плата за земли государственного лесного фонда взимается в составе

платы за пользование лесами.

Порядок использования земель государственного лесного фонда опре-

деляется законодательством Республики Таджикистан.

Глава XVI. ЗЕМЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОДНОГО ФОНДА

Статья 95. Земли государственного водного фонда

К землям государственного водного фонда относятся земли, занятые

водоемами, ледниками, снежниками, болотами, гидротехническими и други-

ми водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под по-

лосы отвода по берегам водоемов, магистральных, межхозяйственных кана-

лов и коллекторов.

Статья 96. Назначение и использование земель государственного

водного фонда

Земли государственного водного фонда используются в целях обеспе-

чения рационального использования всех водных ресурсов, а также для

целей водного, рыбного, лесного и других отраслей народного хозяйства,

водного транспорта, проведения изыскательских работ и иных целей.

На землях государственного водного фонда производится:

строительство сооружений, обеспечивающих полное удовлетворение

питьевых и бытовых нужд населения и нужд народного хозяйства в воде;

возведение и реконструкция гидротехнических сооружений для обвод-

нения, орошения земель сельскохозяйственного назначения;

строительство берегозащитных сооружений, противопаводковых валов

и дамб и других объектов, предупреждающих или ликвидирующих вредное

воздействие вод (наводнений, затоплений, потоплений, заболачивания и

засоления земель, эрозии почв, образования оврагов, оползней, селевых

потоков и т. п.);

использование земельных участков в прибрежных полосах и зонах для

сельскохозяйственных целей и под огородами и служебные наделы.

Порядок использования земель государственного водного фонда опре-

деляется законодательством Республики Таджикистан.

Статья 97. Ограничение в пользовании полосой отвода по берегам

водоемов

В пределах полосы по берегам водоемов не допускается возведение

земляных и иных сооружений, препятствующих использованию земель водно-

го фонда по назначению.

Статья 98. Охранная зона земель государственного водного фонда

Для обеспечения надлежащего санитарного состояния вод, используе-

мых для питьевого и бытового водоснабжения, а также лечебных и куль-

турно-оздоровительных нужд населения, устанавливаются зоны охраны.

Размер зон охраны устанавливается законодательством Республики

Таджикистан.

Глава XVII. ЗЕМЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАПАСА

Статья 99. Земли государственного запаса

Землями государственного запаса являются все земли, не предостав-

ленные в бессрочное пользование. К ним также относятся земли, право

пользования которыми прекращено в соответствии со статьей 37 настояще-

го Кодекса, и созданный специальный земельный фонд.

Земли государственного запаса находятся в ведении районного Хуку-

мата и предназначаются для предоставления в пользование и аренду преи-

мущественно для сельскохозяйственного производства.

Статья 100. Назначение земель государственного запаса

Земли государственного запаса являются резервом для сельскохо-

зяйственного производства, промышленности, транспорта и иных народно-

хозяйственных нужд.

Глава XVIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА

НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 101. Ответственность за нарушение земельного законодатель-

ства

Самовольный обмен земельных участков недействителен.

Ответственность за нарушения земельного законодательства предус-

матривается действующим законодательством Республики Таджикистан.

Статья 102. Назначение средств, взыскиваемых с нарушителей зе-

мельного законодательства

Суммы штрафов, поступившие от юридических и физических лиц, ис-

пользуются целевым назначением на (Закон РТ от 12.12.97г. № 498):

а) освоение новых земель под сельскохозяйственные угодья, восста-

новление и повышение плодородия почв;

б) восстановление деградированных угодий, рекультивацию загряз-

ненных и нарушенных земель и другие мероприятия по улучшению земель;

в) охрану земель и других природных ресурсов;

г) проведение земельнооценочных работ и работ по инвентаризации

земель;

д) проведение земельно-кадастровых работ;

е) проведение землеустроительных работ;

ж) материально-техническое обеспечение органов, осуществляющий

государственный контроль за использованием и охраной земель;

з) материальное стимулирование работников органов, осуществляющих

государственный контроль за использованием и охраной земель.

Статья 103. Восстановление межевых знаков

Лица, виновные в уничтожении или порче межевых знаков, помимо

привлечения к ответственности, обязаны восстановить уничтоженный знак

за свой счет и сдать Комзему Республики Таджикистан.

Статья 104. Возврат самовольно занятых земельных участков

Самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принад-

лежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного

пользования. Приведение земельных участков в пригодное для использова-

ния состояние, включая снос строений, производится за счет предприя-

тий, учреждений, организаций и граждан, самовольно занявших земельные

участки.

Возврат самовольно занятого участка производится по постановлению

районного (городского) органа исполнительной власти.

Глава XIX. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья 105. Международные договоры

Если международным договором Республики Таджикистан установлены

иные правила, чем те, которые содержатся в Земельном кодексе Республи-

ки Таджикистан, то применяются правила международного договора.

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

МАДЖЛИСИ ОЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

О введении в действие Земельного кодекса Республики Таджикистан

Маджлиси Оли Республики Таджикистан постановляет:

1. Ввести в действие Земельный кодекс Республики Таджикистан с

момента его официального опубликования.

2. До приведения законодательных и иных нормативных актов Респуб-

лики Таджикистан в соответствие с Земельным кодексом Республики Таджи-

кистан действующие законодательные и нормативные акты Республики Тад-

жикистан применяются в части, не противоречащей указанному Кодексу.

3. Правительству Республики Таджикистан в трехмесячный срок:

а) внести на рассмотрение Маджлиси Оли Республики Таджикистан

предложения о приведении действующих законодательств о земле в соот-

ветствие с Земельным кодексом Республики Таджикистан;

б) привести решения Правительства Республики Таджикистан в соот-

ветствие с указанным Кодексом.

4. В связи с принятием Земельного кодекса Республики Таджикистан

признать утратившим силу:

Постановление Верховного Совета Республики Таджикистан "О введе-

нии в действие Земельного кодекса Республики Таджикистан" от 15 декаб-

ря 1990 года, № 216 (Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР,

1991г., № 1, ст.2).

Председатель Маджлиси Оли

Республики Таджикистан С. Раджабов

г.Душанбе,13 декабря 1996 года, № 327

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz