ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

                         О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ

 

  (В редакции Закона Республики Таджикистан от 14 мая 1999 г. № 744)

 

                      РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

     Статья 1. Цели Закона и сфера его применения

 

     1. Настоящий Закон устанавливает порядок формирования и  примене-

ния  Таможенного  тарифа Республики Таджикистан - инструмента торговой

политики и государственного регулирования  внутреннего  рынка  товаров

Республики  Таджикистан при его взаимосвязи с мировым рынком,  а также

правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через  таможен-

ную границу Республики Таджикистан.

     Основными целями таможенного тарифа являются:

     рационализация товарной структуры ввоза товаров в Республику Тад-

жикистан;

     поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, ва-

лютных доходов и расходов на территории Республики Таджикистан;

     создание условий  для  прогрессивных изменений в структуре произ-

водства и потребления товаров в Республике Таджикистан;

     защита экономики  Республики Таджикистан от неблагоприятного воз-

действия иностранной конкуренции;

     обеспечение условий  для эффективной интеграции Республики Таджи-

кистан в мировую экономику.

     2. Сферой  действия  настоящего Закона является единая таможенная

территория Республики Таджикистан.

 

     Статья 2. Таможенный тариф

 

     1. Таможенный тариф Республики Таджикистан-свод ставок таможенных

пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через

таможенную границу Республики Таджикистан и систематизированным в  со-

ответствии  с  Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности

(далее - Товарная номенклатура).

     2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Респуб-

лики Таджикистан определяется  Правительством  Республики  Таджикистан

исходя из принятых в международной практике систем классификации това-

ров.

     3. Таможенный  тариф применяется в отношении ввоза товаров на та-

моженную территорию Республики Таджикистан и  вывоза  товаров  с  этой

территории.

 

     Статья 3. Ставки таможенных пошлин и порядок их установления

 

     1. Ставки  таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изме-

нению в зависимости от лиц,  перемещающих товары через таможенную гра-

ницу Республики Таджикистан, видов сделок и других факторов, за исклю-

чением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

     2. Ставки  ввозных  таможенных  пошлин в пределах,  установленных

настоящим Законом, определяются Правительством Республики Таджикистан.

     Предельные ставки ввозных таможенных пошлин,  применяемые в отно-

шении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношени-

ях  с которыми Республика Таджикистан применяет режим наибольшего бла-

гоприятствуемой нации,  устанавливаются Маджлиси Оли Республики Таджи-

кистан.

     В отношении товаров,  происходящих из стран, торгово-политические

отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятству-

емой нации,  либо страна происхождения которых не установлена,  ставки

ввозных таможенных пошлин,  определенные на основании настоящего Зако-

на, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Респуб-

лики  Таджикистан  тарифных льгот (преференций) на основании соответс-

твующих положений настоящего Закона.

 

     Статья 4. Виды ставок пошлин

 

     В Республике Таджикистан применяются следующие виды  ставок  пош-

лин:

     адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости  обла-

гаемых товаров;

     специфические, начисляемые в установленном размере за единицу об-

лагаемых товаров;

     комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного  обло-

жения.

 

     Статья 5. Термины и определения

 

     Для целей  настоящего Закона используются следующие термины и по-

нятия:

     1. таможенная  территория Республики Таджикистан - территория над

которой Республика Таджикистан обладает исключительной  юрисдикцией  в

отношении таможенного дела;

     2. таможенная граница - граница таможенной территории  Республики

Таджикистан;

     3. товар - любое движимое имущество (в том числе тепловая, элект-

рическая  и иные виды энергии),  перемещаемое через таможенную границу

Республики Таджикистан;

     4. лица - предприятия, учреждения, организации и граждане, а так-

же лица без гражданства,  перемещающие товары через таможенную границу

Республики Таджикистан;

     5. пошлина - таможенная пошлина,  а также иные виды пошлин,  пре-

дусмотренные  настоящим Законом.  При этом таможенная пошлина - обяза-

тельный взнос,  взимаемый таможенными органами Республики  Таджикистан

при  ввозе товаров на таможенную территорию Республики Таджикистан или

вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием та-

кого ввоза или вывоза;

     6. таможенная стоимость товара - стоимость товара, определяемая в

соответствии с настоящим Законом и используемая для целей:

     обложения товара пошлиной;

     внешнеэкономической и таможенной статистики;

     применение иных мер государственного регулирования торгово-эконо-

мических отношений,  связанных со стоимостью товаров, включая осущест-

вление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов  банков  по

ним, в соответствии с законодательными актами Республики Таджикистан;

     7. декларант - лицо, перемещающее через таможенную границу товары

и (или) заявляющее (декларирующее), представляющее и предъявляющее то-

вары для целей таможенного оформления.

 

                 РАЗДЕЛ 2. СЕЗОННЫЕ И ОСОБЫЕ ПОШЛИНЫ

 

     Статья 6. Сезонные пошлины

 

     Для оперативного  регулирования ввоза и вывоза товаров Правитель-

ством Республики Таджикистан могут устанавливаться  сезонные  пошлины.

При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом,

не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести

месяцев в году.

 

     Статья 7. Особые виды пошлин

 

     В целях защиты экономических интересов Республики Таджикистан,  к

ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин:

     специальные пошлины;

     антидемпинговые пошлины;

     компенсационные пошлины.

 

     Статья 8. Специальные таможенные пошлины

 

     Специальные пошлины применяются:

     в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную тер-

риторию Республики Таджикистан в количествах и на условиях,  наносящих

или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или

непосредственно конкурирующих товаров;

     как ответная мера на дискриминационные и иные действия,  ущемляю-

щие интересы Республики Таджикистан,  со стороны других государств или

их союзов.

 

     Статья 9. Антидемпинговые пошлины

 

     Антидемпинговые пошлины применяются в случаях:

     ввоза на  таможенную территорию Республики Таджикистан товаров по

цене более низкой,  чем их нормальная стоимость в стране вывоза в  мо-

мент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести матери-

альный ущерб отечественным производителям подобных товаров  либо  пре-

пятствует  организации  или расширению производства подобных товаров в

Республике Таджикистан.

 

     Статья 10. Компенсационные пошлины

 

     Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную

территорию Республики Таджикистан товаров, при производстве или вывозе

которых прямо или косвенно использовались субсидии,  если  такой  ввоз

наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным произво-

дителям подобных товаров либо препятствует организации или  расширению

производства подобных товаров в Республике Таджикистан.

 

     Статья 11. Процедура применения особых видов пошлин

 

     Применению особых  видов  пошлин (специальных,  антидемпинговых и

компенсационных) предшествует расследование, проводимое Таможенным ко-

митетом  при  Правительстве  Республики Таджикистан по свой инициативе

или инициативе других государственных  органов  управления  Республики

Таджикистан.

     Решения в ходе расследования должны основываться на количественно

определяемых данных.

     Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Правительством Рес-

публики  Таджикистан  по итогам проведенного расследования для каждого

отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной уста-

новленного расследованием демпингового занижения цены,  субсидий и вы-

явленного ущерба.

 

                РАЗДЕЛ 3. ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ ТОВАРА

 

     Статья 12. Система определения таможенной стоимости

 

     1. Система  определения  таможенной стоимости (таможенной оценки)

товаров основывается на общих принципах таможенной оценки,  принятых в

международной практике,  и распространяется на товары, ввозимые на та-

моженную территорию Республики Таджикистан. порядок применения системы

таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию Республи-

ки Таджикистан устанавливается Правительством  Республики  Таджикистан

на основании положений настоящего Закона.

     2. Порядок определения таможенной стоимости товаров,  вывозимых с

таможенной  территории  Республики  Таджикистан устанавливается Прави-

тельством Республики Таджикистан.

 

     Статья 13. Заявление таможенной стоимости товара

 

     1. Таможенная стоимость  заявляется  (декларируется)  декларантом

таможенному органу Республики Таджикистан при перемещении товара через

таможенную границу Республики Таджикистан. порядок и условия заявления

таможенной стоимости ввозимых товаров,  а также форма декларации уста-

навливаются Таможенным комитетом при правительстве  Республики  Таджи-

кистан в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

     2. Таможенная стоимость товара определяется декларантом  согласно

методам определения таможенной стоимости,  установленным настоящим За-

коном. контроль за правильностью определения таможенной стоимости осу-

ществляется  таможенным  органом Республики Таджикистан,  производящим

таможенное оформление товара.

 

     Статья 14. Соблюдение конфиденциальности информации

 

     Информация, представляемая  декларантом  при заявлении таможенной

стоимости товара,  определенная в качестве  составляющей  коммерческую

тайну или являющейся конфиденциальной, может использоваться таможенным

органом исключительно в  таможенных  целях  и  не  может  передаваться

третьим лицам,  включая иные государственные органы,  без специального

разрешения декларанта, за исключением случаев, предусмотренных законо-

дательными актами Республики Таджикистан.

     За разглашение  информации,  составляющей  коммерческую тайну или

являющейся конфиденциальной, таможенный орган Республики Таджикистан и

его  должностные лица несут ответственность в соответствии с законода-

тельством Республики Таджикистан.

 

     Статья 15. права и обязанности декларанта

 

     1. Заявляемая декларантом таможенная стоимость и  предоставляемые

им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на дос-

товерной,  количественно определяемой и  документально  подтвержденной

информации.

     2. При необходимости подтверждения заявленной  декларантом  тамо-

женной  стоимости  декларант  обязан  по требованию таможенного органа

Республики Таджикистан предоставить последнему нужные для этого сведе-

ния.  При  возникновении у таможенного органа сомнений в достоверности

сведений,  представленных декларантом для определения таможенной стои-

мости, декларант имеет право доказать такую достоверность.

     В случае непредставления доказательств,  подтверждающих достовер-

ность использованных декларантом данных,  таможенный орган вправе при-

нять решение о невозможности использования выбранного декларантом  ме-

тода таможенной оценки.

     3. При возникновении необходимости в уточнении заявленной  декла-

рантом таможенной стоимости товара декларант вправе обратиться в тамо-

женный орган Республики Таджикистан с просьбой предоставить ему декла-

рируемый  товар в пользование под залог имущества или гарантию уполно-

моченного банка в соответствии с законодательством  Республики  Таджи-

кистан  либо  уплатить  таможенные платежи в соответствии с таможенной

оценкой товара, осуществленной таможенным органом Республики Таджикис-

тан.

     4. Дополнительные расходы, возникшие у декларанта в связи с уточ-

нением  заявленной им таможенной стоимости либо представление таможен-

ному органу Республики Таджикистан  дополнительной  информации,  несет

декларант.  При  этом  увеличение срока таможенного оформления товара,

обусловленное проведением таможенной оценки, не может быть использова-

но декларантом для получения фактической отсрочки оплаты товара пошли-

ной.

 

     Статья 16. Права и обязанности таможенного органа

 

     1. Таможенный орган Республики Таджикистан, производящий контроль

за правильностью таможенной оценки товара,  вправе принимать решение о

правильности заявленной декларантом таможенной стоимости товара с уче-

том положений статьи 15 настоящего Закона.

     2. При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения

заявленной декларантом таможенной стоимости,  либо при наличии основа-

ний полагать, что представленные декларантом сведения не являются дос-

товерными и (или) достаточными,  таможенный орган Республики Таджикис-

тан может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемо-

го товара, последовательно применяя методы определения таможенной сто-

имости, установленные настоящим Законом, на основании имеющихся у него

сведений  (в том числе ценовой информации по идентичным или однородным

товарам) с корректировкой,  осуществляемой в соответствии с  настоящим

Законом.

     3. Таможенный орган Республики Таджикистан по письменному запросу

декларанта  обязан  не  позднее месячного срока представить декларанту

письменное разъяснение причин, по которым заявленная декларантом тамо-

женная  стоимость  не может быть принята таможенным органом в качестве

базы для начисления пошлин.

     4. При  несогласии  декларанта с решением таможенного органа Рес-

публики Таджикистан в отношении определения таможенной стоимости това-

ра это решение может быть обжаловано в порядке,  определяемом Таможен-

ным кодексом Республики Таджикистан.

 

     Статья 17. Начисление, уплата и взимание пошлины

 

     Начисление, уплата и взимание пошлины на  товар  производится  на

основе  его  таможенной стоимости в соответствии с Таможенным кодексом

Республики Таджикистан.

 

               РАЗДЕЛ 4. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ

               СТОИМОСТИ ТОВАРА И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

 

     Статья 18. Методы определения таможенной стоимости

 

     1. Определение таможенной стоимости товара,  ввозимых на таможен-

ную территорию Республики Таджикистан,  производится путем  применения

следующих методов:

     по цене сделки с ввозимыми товарами;

     по цене сделки с идентичными товарами;

     по цене сделки с однородными товарами;

     вычитания стоимости;

     сложения стоимости;

     резервного метода.

     2. Основным методом определения таможенной стоимости является ме-

тод по цене сделки с ввозимыми товарами.

     В том случае, если основной метод не может быть использован, при-

меняется  последовательно каждый из перечисленных в пункте 1 настоящей

статьи методов.  При этом каждый последующий метод  применяется,  если

таможенная стоимость не может быть определена путем использования пре-

дыдущего метода.

     Методы вычитания  и  сложения стоимости могут применяться в любой

последовательности.

 

     Статья 19. Метод по цене сделки с ввозимыми товарами

 

     1. Таможенная стоимость ввозимого на таможенную  территорию  Рес-

публики Таджикистан товара является цена сделки, фактически уплаченная

или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им тамо-

женной  границы  Республики Таджикистан (до порта или иного места вво-

за).

     При определении  таможенной  стоимости  в  цену сделки включаются

следующие компоненты, если они небыли ранее в нее включены:

     а) расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места

ввоза товара на таможенную территорию  Республики  Таджикистан:  стои-

мость транспортировки;

     расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров;

     страховая сумма;

     б) расходы, понесенные покупателем:

     комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комисси-

онных по закупке товара;

     стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары,  если в

соответствии с товарной номенклатурой они рассматриваются  как  единое

целое с оцениваемыми товарами;

     стоимость упаковки,  включая стоимость упаковочных  материалов  и

работ по упаковке;

     в) соответствующая часть стоимости следующих товаров и услуг, ко-

торые  прямо или косвенно были предоставлены покупателем бесплатно или

по сниженной цене для использования в связи с производством или прода-

жей на вывоз оцениваемых товаров:

     сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплектующих

изделий, являющихся составной частью оцениваемых товаров;

     инструментов, штампов,  форм и других подобных предметов, исполь-

зованных при производстве оцениваемых товаров;

     материалов, израсходованных при производстве оцениваемых  товаров

(смазочных материалов, топлива и других);

     инженерной проработки,  опытно-конструкторской  работы,  дизайна,

художественного оформления, эскизов и чертежей, выполненных вне терри-

тории Республики Таджикистан и непосредственно необходимых для  произ-

водства оцениваемых товаров;

     г) лицензионные и иные платежи за использование  объектов  интел-

лектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвен-

но осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров;

     д) величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых

последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров

на территории Республики Таджикистан.

     2. Указанный метод не может быть использован для определения  та-

моженной стоимости товара, если:

     а) существуют ограничения в отношении прав покупателя на оценива-

емый товар, за исключением:

     ограничений, установленных законодательством Республики Таджикис-

тан;

     ограничений географического региона,  в котором товары могут быть

перепроданы;

     ограничений, существенно не влияющих на цену товара;

     б) продажа  и цена сделки зависят от соблюдения условий,  влияние

которых не может быть учтено;

     в) данные,  использованные  декларантом  при заявлении таможенной

стоимости, не подтверждены документально либо не являются количествен-

но определенными и достоверными;

     г) участники сделки являются взаимозависимыми лицами, за исключе-

нием  случаев,  когда их взаимозависимость не повлияла на цену сделки,

что должно быть доказано декларантом.  При этом  под  взаимозависимыми

лицами  понимаются  лица,  удовлетворяющие хотя бы одному из следующих

признаков:

     один из  участников сделки (физическое лицо) или должностное лицо

одного из участников сделки является  одновременно  должностным  лицом

другого участника сделки;

     участники сделки являются совладельцами предприятия;

     участники сделки связаны трудовыми отношениями;

     один из участников сделки является владельцем  вклада  (пая)  или

обладателем акций с правом голоса в уставном капитале другого участни-

ка сделки, составляющих не менее пяти процентов уставного капитала;

     оба участника  сделки находятся под непосредственным либо косвен-

ным контролем третьего лица;

     участники сделки совместно контролируют, непосредственно или кос-

венно, третье лицо;

     один из участников сделки находится под непосредственным или кос-

венным контролем другого участника сделки;

     участники сделки или их должностные лица являются родственниками.

 

     Статья 20. Метод по цене сделки с идентичными товарами

 

     1. При  использовании  метода оценки по цене сделки с идентичными

товарами в качестве основы для определения таможенной стоимости товара

принимается цена сделки с идентичными товарами при соблюдении условий,

указанных в настоящей статье.  При этом под идентичными понимаются то-

вары,  одинаковые  во  всех отношениях с оцениваемыми товарами,  в том

числе по следующим признакам:

     физические характеристики;

     качество и репутация на рынке;

     страна происхождения;

     производитель.

     Незначительные различия  во внешнем виде не могут служить основа-

нием для отказа в рассмотрении товаров как идентичных,  если в осталь-

ном такие товары соответствуют требованиям настоящего пункта.

     2. Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве  ос-

новы для определения таможенной стоимости, если эти товары:

     а) проданы для ввоза на территорию Республики Таджикистан;

     б) ввезены  одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем

за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;

     в) ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммер-

ческих условиях.  В случае если идентичные товары ввозились в ином ко-

личестве  и  (или)  на других коммерческих условиях,  декларант должен

произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих  разли-

чий  и  документально подтвердить таможенному органу Республики Таджи-

кистан ее обоснованность.

     3. Таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с идентичны-

ми товарами,  должна быть скорректирована с учетом расходов, указанных

в статье 19 настоящего Закона. Корректировка должна производиться дек-

ларантом на основании достоверных и документально подтвержденных  све-

дений.

     4. В случае если при применении настоящего метода выявляются  бо-

лее одной цены сделки по идентичным товарам,  то для определения тамо-

женной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.

 

     Статья 21. Метод по цене сделки с однородными товарами

 

     1. При использовании метода оценки по цене сделки  с  однородными

товарами в качестве основы для определения таможенной стоимости товара

принимается цена сделки по товарам, однородным с ввозимыми, при соблю-

дении условий, указанных в настоящей статье.

     При этом под однородными понимаются товары,  которые,  хотя и  не

являются одинаковыми во всех отношениях,  имеют сходные характеристики

и состоят из схожих компонентов,  что позволяет  им  выполнять  те  же

функции,  что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменимы-

ми.

     При определении  однородности  товаров  учитываются  следующие их

признаки:

     качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;

     страна происхождения;

     производитель.

     2. При использовании метода определения таможенной  стоимости  по

цене  сделки  с однородными товарами применяются положения пунктов 2-4

статьи 20 настоящего Закона.

     3. При использовании методов таможенной оценки на основании поло-

жений статьи 20 и настоящей статьи:

     а) товары  не считаются идентичными оцениваемым или однородными с

ними,  если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые

товары;

     б) товары, произведенные не производителем оцениваемых товаров, а

другим лицом принимаются во внимание только в том случае, если не име-

ется ни идентичных,  ни однородных товаров, произведенных лицом-произ-

водителем оцениваемых товаров;

     в) товары не считаются идентичными или однородными,  если их про-

ектирование, опытно-конструкторские работы над ними, их художественное

оформление дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы выполне-

ны в Республике Таджикистан.

 

     Статья 22. Метод на основе вычитания стоимости

 

     1. Определение  таможенной  стоимости  по методу оценки на основе

вычитания стоимости производится в том случае, если оцениваемые, иден-

тичные или однородные товары будут продаваться на территории Республи-

ки Таджикистан без изменения своего первоначального состояния.

     2. При использовании метода вычитания стоимости в качестве основы

для определения таможенной стоимости товара принимается  цена  единицы

товара,  по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары про-

даются наибольшей партией  на  территории  Республики  Таджикистан  не

позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров участнику сделки,  не

являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом.

     3. Из цены единицы товара вычитаются следующие компоненты:

     а) расходы на выплату комиссионных вознаграждений,  обычные  над-

бавки  на прибыль и общие расходы в связи с продажей в Республике Тад-

жикистан ввозимых товаров того же класса и вида;

     б) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных плате-

жей,  подлежащих уплате в Республике Таджикистан в связи с ввозом  или

продажей товаров;

     в) обычные  расходы,  понесенные  в  Республике  Таджикистан,  на

транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы.

     4. При отсутствии случаев продажи оцениваемых, идентичных или од-

нородных  товаров в таком же состоянии,  в каком они находились на мо-

мент ввоза по просьбе декларанта может использоваться цена единицы то-

вара,  прошедшего переработку,  с поправкой на добавленную стоимость и

при соблюдении положений пунктов 2 и 3 настоящей статьи.

 

     Статья 23. Метод на основе сложения стоимости

 

     При использовании метода оценки на основе  сложения  стоимости  в

качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимает-

ся цена товара, рассчитанная путем сложения:

     а) стоимости  материалов  и издержек,  понесенных изготовителем в

связи с производством оцениваемого товара;

     б) общих затрат, характерных для продажи в Республику Таджикистан

из страны вывоза товаров того же вида,  в том числе расходов на транс-

портировку,  погрузочные  и разгрузочные работы,  страхование до места

пересечения таможенной границы Республики Таджикистан, и иных затрат;

     в) прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в

Республику Таджикистан таких товаров.

 

     Статья 24. Резервный метод

 

     1. В случаях, если таможенная стоимость товара не может быть, оп-

ределена декларантом в результате последовательного применения указан-

ных в статьях 19-23 настоящего Закона методов  определения  таможенной

стоимости либо если таможенный орган аргументировано считает,  что эти

методы определения таможенной стоимости не  могут  быть  использованы,

таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой

практики.

     При применении резервного метода таможенный орган Республики Тад-

жикистан предоставляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую

информацию.

     2. В качестве основы для определения таможенной стоимости  товара

по резервному методу не могут быть использованы:

     а) цена товара на внутреннем рынке Республики Таджикистан;

     б) цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи стра-

ны;

     в) цена на внутреннем рынке Республики Таджикистан на товары тад-

жикского происхождения;

     г) произвольно установленная или достоверно не подтвержденная це-

на товара.

 

          РАЗДЕЛ 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

 

     Статья 25. Цель определения страны происхождения товара

 

     Страна происхождения товара определяется  с  целью  осуществления

тарифных  и  нетарифных  мер  регулирования ввоза товара на таможенную

территорию Республики Таджикистан и вывоза товара с этой территории.

     Указанные в  настоящем  Законе принципы определения страны проис-

хождения товара основываются на существующей  международной  практике.

Порядок определения страны происхождения товара устанавливается прави-

тельством Республики Таджикистан на основании положений настоящего За-

кона.

 

     Статья 26. Страна происхождения товара

 

     Страной происхождения  товара  считается страна,  в которой товар

был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в  со-

ответствии с критериями, установленными настоящим Законом.

     При этом под страной происхождения товара может пониматься группа

стран,  таможенные союзы стран,  регион или часть страны, если имеется

необходимость их выделения для целей определения происхождения товара.

 

     Статья 27. Товар, полностью произведенный в данной стране

 

     Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

     а) полезные ископаемые, добытые на ее территории, или в ее терри-

ториальных водах, или на ее континентальном шельфе и в морских недрах,

если страна имеет исключительные права на разработку этих недр;

     б) растительная продукция,  выращенная или собранная на ее терри-

тории;

     в) живые животные, родившиеся и выращенные в ней;

     г) продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней живот-

ных;

     д) произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морс-

кого промыслов;

     е) продукция  морского промысла,  добытая и (или) произведенная в

мировом океане судами данной страны либо судами,  арендованными  (заф-

рахтованными) ею;

     ж) вторичное сырье и отходы,  являющиеся  результатом  производс-

твенных и иных операций, осуществляемых в данной стране;

     з) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на

космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею;

     и) товары, произведенные в данной стране исключительно из продук-

ции, указанной в пунктах "а" - "з" настоящей статьи.

 

     Статья 28. критерий достаточной переработки товара

 

     1. Если в производстве товара участвуют две и более страны,  про-

исхождение товара определяется в соответствии с критериями достаточной

переработки.

     2. Критериями достаточной переработки товара в данной стране  яв-

ляются:

     а) изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по

Товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырех знаков, прои-

зошедшее в результате переработки товара;

     б) выполнение производственных или технологических операций, дос-

таточных или не достаточных для того,  чтобы товар считался происходя-

щим из той страны, где эти операции имели место;

     в) правило адвалорной доли - изменение  стоимости  товара,  когда

процентная  доля  стоимости  использованных материалов или добавленной

стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.

     При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработ-

ки:

     операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или

транспортировки;

     операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дроб-

ление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

     простые сборочные операции;

     смешивание товаров (компонентов) без придания полученной  продук-

ции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.

     3. В случае, когда в отношении конкретных товаров или страны про-

исхождение товара особо не оговаривается, применяется общее правило, в

соответствии с которым товар считается подвергнутым достаточной  пере-

работке, если произошло изменение товарной позиции по Товарной номенк-

латуре на уровне любого из первых четырех знаков.

     4. критерии  достаточной  переработки  для  конкретных  товаров и

стран устанавливаются и применяются на основании настоящего  Закона  в

порядке, определяемом Правительством Республики Таджикистан.

 

     Статья 29. Определение  страны происхождения товаров при их пос-

                тавке партиями

 

     Товары в разобранном виде или несобранном,  поставляемые несколь-

кими партиями, когда по производственным или транспортным условиям не-

возможна их отгрузка одной партией, а также в случаях, если партия то-

вара разбита на несколько партий в результате ошибки,  должны рассмат-

риваться по желанию декларанта как единый товар при определении страны

происхождения. Условием применения этого правила является:

     предварительное уведомление таможенного органа Республики  Таджи-

кистан  о  разбивке  разобранного или несобранного товара на несколько

партий с указанием причин такой разбивки, подробной спецификацией каж-

дой  партии с указанием кодов товаров по Товарной номенклатуре,  стои-

мости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию;

     документальное подтверждение  ошибочности разбивки товара на нес-

колько партий;

     поставка всех партий из одной страны одним поставщиком;

     ввоз всех партий через одну и ту же таможню (таможенный пост);

     поставка всех партий товаров в срок, не превышающий шести месяцев

с даты принятия таможенной декларации либо истечения сроков на ее  по-

дачу в отношении первой партии.

 

     Статья 30. подтверждение происхождения товара

 

     1. В удостоверение происхождение товара из данной страны таможен-

ный орган Республики Таджикистан вправе требовать представления серти-

фиката о происхождении товара.

     2. При вывозе товара с таможенной территории Республики Таджикис-

тан сертификат о происхождении товара в тех случаях,  когда он необхо-

дим и это зафиксировано в соответствующих контрактах,  в  национальных

правилах страны ввоза или предусмотрено международными обязательствами

Республики Таджикистан, выдается уполномоченным на это органом.

     3. При ввозе товара на таможенную территорию Республики Таджикис-

тан сертификат о происхождении товара  представляется  в  обязательном

порядке:

     на товары,  происходящие из стран, которым Республика Таджикистан

предоставляет преференции по таможенному тарифу;

     на товары,  ввоз которых из данной страны регулируется  количест-

венными ограничениями (квотами) или иными мерами регулирования внешне-

экономической деятельности;

     если это  предусмотрено  международными соглашениями,  участником

которых является Республика  Таджикистан,  а  также  законодательством

Республики  Таджикистан  в  области охраны окружающей природной среды,

здоровья населения, защиты прав таджикских потребителей, общественного

порядка, государственной безопасности и других жизненно важных интере-

сов Республики Таджикистан;

     в случаях,  когда в представляемых для таможенного оформления до-

кументах сведения о происхождении товаров отсутствуют либо у  таможен-

ного органа Республики Таджикистан есть основания полагать, что декла-

рируются недостоверные сведения о происхождении товаров.

 

     Статья 31. Сертификат о происхождении товара

 

     1. Сертификат о происхождении товара должен однозначно свидетель-

ствовать  о  том,  что  указанный  товар происходит из соответствующей

страны, и должен содержать:

     а) письменное заявление отправителя о том, что товар удовлетворя-

ет соответствующему критерию происхождения;

     б) письменное  удостоверение  компетентного органа страны вывоза,

выдавшего сертификат, о том, что представленные в сертификате сведения

соответствуют действительности.

     2. Сертификат о происхождении товара представляется вместе с  та-

моженной декларацией и другими документами,  представляемыми при тамо-

женном оформлении.  При утрате сертификата принимается его  официально

заверенный дубликат.

     3. В случае  возникновения  сомнений  относительно  безупречности

сертификата или содержащихся в нем сведений, включая сведения о стране

происхождения товара,  таможенный орган Республики  Таджикистан  может

обратиться к органам,  выдавшим сертификат, или к компетентным органи-

зациям страны,  указанной в качестве страны  происхождения  товара,  с

просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.

     4. Товар не считается происходящим из данной страны до  тех  пор,

пока не будут представлены в случаях, установленных настоящим Законом,

надлежащим образом оформленный сертификат происхождения или  запрошен-

ные сведения.

 

     Статья 32. Основание для отказа в выпуске товара

 

     1. Таможенный  орган  Республики Таджикистан может отказать в вы-

пуске товара через таможенную границу Республики Таджикистан лишь  при

наличии  достаточных оснований полагать,  что он происходит из страны,

товары которой не подлежат выпуску  в  соответствии  с  международными

соглашениями,  участником  которых является Республика Таджикистан,  и

(или) законодательством Республики Таджикистан.

     2. Непредставление  надлежащим  образом  оформленного сертификата

или сведений о происхождении товара не является основанием для  отказа

в выпуске товара через таможенную границу.

     3. Товары,  происхождение которых достоверно не установлено,  вы-

пускаются с уплатой таможенных пошлин по максимальным ставкам таможен-

ного тарифа Республики Таджикистан.

 

     Статья 33. Дополнительные положения,  относящиеся к  определению

                страны происхождения товара

 

     1. К товарам может применяться (восстанавливаться) режим наиболее

благоприятствуем ой нации или преференциальный режим при условии полу-

чения надлежащего удостоверения об их происхождении не позднее чем че-

рез год с даты осуществления таможенного оформления.

     2. При определении страны происхождения товаров происхождение ис-

пользуемых для их производства энергии,  машин, оборудования и инстру-

ментов не учитывается.

     3. Особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых

на  таможенную  территорию  Республики  Таджикистан  из третьих стран,

включая порядок применения правила "прямой отгрузки и непосредственной

закупки",  а  также  ввозимых  с территории свободных таможенных зон и

свободных складов, расположенных на территории Республики Таджикистан,

устанавливаются Правительством Республики Таджикистан.

 

                      РАЗДЕЛ 6. ТАРИФНЫЕ ЛЬГОТЫ

 

     Статья 34. тарифные льготы

 

     Тарифные льготы  (тарифные преференции) в отношении товаров уста-

навливаются настоящим Законом и не могут носить индивидуального харак-

тера,  за  исключением случаев,  предусмотренных статьями 35,  36 и 37

настоящего Закона.  Тарифные льготы предоставляются  исключительно  по

решению правительства Республики Таджикистан.

     При этом под тарифной льготой (тарифной преференцией)  понимается

предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при

реализации торговой политики Республики Таджикистан льгота в отношении

товара, перемещаемого через таможенную границу Республики Таджикистан,

в виде возврата ранее уплаченной пошлины,  освобождения от оплаты пош-

линой,  снижения ставки пошлины,  установления тарифных квот на префе-

ренциальный ввоз (вывоз) товара.

     Порядок предоставления  льгот,  установленных  настоящим Законом,

определяется Правительством Республики Таджикистан.

 

     Статья 35. Освобождение от пошлины

 

     От пошлины освобождаются:

     а) транспортные средства,  осуществляющие международные перевозки

грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического

снабжения  и снаряжения,  топливо,  продовольствие и другое имущество,

необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути,

в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в свя-

зи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;

     б) предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топ-

ливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможен-

ной  территории  Республики  Таджикистан  для обеспечения деятельности

отечественных и арендованных  (зафрахтованных)  отечественными  лицами

судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввози-

мая на таможенную территорию Республики Таджикистан;

     в) товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Таджикис-

тан или вывозимые с этой территории для официального или личного поль-

зования  представителями  иностранных государств,  физическими лицами,

имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании  меж-

дународных соглашений Республики Таджикистан или законодательства Рес-

публики Таджикистан;

     г) валюта  Республики Таджикистан,  иностранная валюта (кроме ис-

пользуемой для нумизматических целей),  а также ценные бумаги в  соот-

ветствии с законодательными актами Республики Таджикистан;

     д) товары,  подлежащие обращению в  собственность  государства  в

случаях, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан;

     е) товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Таджикис-

тан  и  вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи;  в

целях ликвидации последствий аварий и катастроф,  стихийных  бедствий;

учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учрежде-

ний;

     ж) товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Таджикис-

тан и (или) вывозимые с этой территории в качестве безвозмездной помо-

щи  и (или) на благотворительные цели по линии государств,  правитель-

ств,  международных организаций, включая оказание технического содейс-

твия;

     з) товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзи-

та  через таможенную территорию Республики Таджикистан и предназначен-

ные для третьих стран;

     и) товары,  перемещаемые через таможенную границу Республики Тад-

жикистан физическими лицами и не предназначенные для  производственной

или  иной коммерческой деятельности в соответствии с Таможенным кодек-

сом Республики Таджикистан.

 

     Статья 36. предоставление тарифных преференций

 

     При осуществлении торгово-политических отношений Республики  Тад-

жикистан  с иностранными государствами допускается установление префе-

ренций по таможенному тарифу Республики Таджикистан в виде  освобожде-

ния  от оплаты пошлиной,  снижения ставок пошлин либо установления та-

рифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношении товаров:

     происходящих из государств,  образующих вместе с Республикой Тад-

жикистан зону свободной торговли или таможенный союз либо  подписавших

соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;

     происходящих из развивающихся  стран,  пользующихся  национальной

системой преференций Республики Таджикистан, пересматриваемой периоди-

чески,  но не реже чем один раз в пять лет,  Правительством Республики

Таджикистан.

 

     Статья 37. Предоставление тарифных льгот

 

     При осуществлении торговой политики Республики Таджикистан в пре-

делах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных ль-

гот в виде возврата ранее уплаченной пошлины,  снижения ставки пошлины

и освобождения в исключительных случаях от пошлины в  отношении  това-

ров:

     ввозимых на таможенную территорию Республики Таджикистан и  (или)

вывозимых с этой территории временно под таможенным контролем в рамках

соответствующих таможенных режимов,  установленных Таможенным кодексом

Республики Таджикистан;

     вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения  объектов

инвестиционного  сотрудничества  за рубежом в соответствии с межправи-

тельственными соглашениями,  участником  которых  является  Республика

Таджикистан;

     вывозимых с таможенной территории Республики Таджикистан в преде-

лах объемов поставок на экспорт для государственных нужд, определяемых

в соответствии с законодательными актами Республики Таджикистан;

     ввозимых на  таможенную  территорию  Республики Таджикистан в ка-

честве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями

и  иностранных предприятий,  а также вывозимых этими предприятиями от-

дельных видов товаров собственного производства в случаях,  предусмот-

ренных  соглашениями о разделе продукции,  заключенными Правительством

Республики Таджикистан или уполномоченным им государственным органом в

соответствии с законами Республики Таджикистан,  или в течение периода

окупаемости иностранных инвестиций в  порядке,  определяемом  Маджлиси

Оли Республики Таджикистан.

 

                  РАЗДЕЛ 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

     Статья 38. Международные соглашения

 

     Если международным соглашением, участником которого является Рес-

публика Таджикистан, установлены иные нормы, чем те, которые содержат-

ся в настоящем Законе, применяются нормы международного соглашения.

 

     Президент

     Республики Таджикистан                             Э.Рахмонов

 

                  г.Душанбе, 4 ноября 1995 года N200