ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

                          О ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ

 

(в редакции Законов Республики Таджикистан от 21 июля 1994 года № 1005,

            от 4 ноября 1995 года № 134, от 5 мая 1997 г.)

 

                       ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

     Статья 1. Задачи и цель земельной реформы

 

     Задачами земельной  реформы в Республике Таджикистан являются соз-

дание условий для равноправного развития различных форм  хозяйствования

на земле,  формирование многоукладной экономики, рациональное использо-

вание и охрана земель в целях  увеличения  производства  сельскохозяйс-

твенной продукции.

 

     Статья 2. Содержание земельной реформы

 

     1. Земельная реформа является совокупностью правовых,  экономичес-

ких и организационно-технических мер,  обеспечивающих переход к качест-

венно новым земельным отношениям.

     2. При проведении земельной реформы обеспечивается  право  каждого

гражданина  и коллектива на добровольность в выборе форм землевладения,

землепользования и хозяйственной деятельности на земле.

     Не допускается истребование земель, ранее принадлежавших предкам и

религиозным учреждениям.

     3. Проведение  земельной  реформы  регулируется настоящим Законом,

Земельным кодексом Республики Таджикистан и иным законодательством Рес-

публики Таджикистан.

 

     Статья 3. Основные направления земельной реформы

 

     Основными направлениями земельной реформы являются:

     проведение инвентаризации всех земель по категориям, землевладени-

ям, землепользованиям и видам угодий;

     выявление неиспользуемых и нерационально используемых  земель  для

создания  специального земельного фонда органы исполнительной власти на

местах (Хукуматы) с целью создания последующего его перераспределения в

интересах  более эффективного использования земель;  (В редакции Закона

РТ от 4.11.1995 года № 134)

     предоставление земель  в  пожизнено наследуемое владение гражданам

Республики Таджикистан для ведения дехканского и личного подсобного хо-

зяйства,  садоводства, огородничества, строительства и обслуживания жи-

лого дома; занятия традиционными народными промыслами и ремеслами;

     перераспределение земель в случаях преобразования колхозов,  раз-

государствления и приватизации совхозов и других государственных предп-

риятий;

     установление и  уточнение  границ  административно-территориальных

образований, населенных пунктов и их земельно-хозяйственное устройство;

     оформление и переоформление документов на право пользования и вла-

дения земельными участками.

 

     Статья 4. Этапы проведения земельной реформы

 

     Земельная реформа проводится поэтапно.

     На первом этапе осуществляется закрепление  за  органами  исполни-

тельной  власти  на  местах  (Хукуматами)  прав на распоряжение землей,

уточнение административных границ,  выявление потребности в земле граж-

дан,  предприятий,  учреждений и организаций, формирования специального

фонда земель для их последующего перераспределения, установление ставок

земельного налога и цены земли.

     На втором этапе органами исполнительной власти на местах  (Хукума-

тами)  и  Министерством Сельского хозяйства Республики Таджикистан осу-

ществляется передача и закрепление земель во владение,  пользование,  в

том числе в аренду гражданам,  предприятиям, организациям и учреждениям

в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

 

     Статья 5. Органы, осуществляющие земельную реформу

 

     1. Проведение земельной реформы возлагается на органы исполнитель-

ной власти на местах (Хукуматы) и Министерство сельского хозяйства Рес-

публики Таджикистан.

     2. Министерство  сельского  хозяйства Республики Таджикистан и его

органы на местах выполняют следующие задачи  по  обеспечению  земельной

реформы (В редакции Закона РТ от 4.11.1995 года № 134):

     государственную регистрацию  землевладения  (землепользования)   и

оформление прав землевладения (пользование землей);

     ведение государственного учета земель, земельного кадастра и мони-

торинга земель;

     осуществление землеустройства,  составление генеральных  схем  ис-

пользования  земель,  схем  и проектов землеустройства,  оценку земель,

картографирование земельных угодий;

     государственный контроль за использованием земель;

     проведение единой технической политики в области  землепользования

и землеустройства.

     Органы исполнительной власти на местах (Хукуматы) в пределах своих

полномочий  принимают решения по вопросам земельной реформы и землеуст-

ройства на основании материалов, предоставленных государственной земле-

устроительной  службой Министерства сельского хозяйства Республики Тад-

жикистан. (В редакции Закона РТ от 21.04.1994 года № 1005)

 

     Статья 6. Финансовое и материально-техническое обеспечение земель-

               ной реформы

 

     Проведение земельной реформы финансируется за счет республиканско-

го и местных бюджетов,  иных источников,  а также за счет отчислений от

платы  за  землю  и обеспечиваются материально-техническими ресурсами в

необходимых объемах.

 

                    ГЛАВА II. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ

 

     Статья 7. Задачи и проведение инвентаризации земель

 

     Инвентаризация земель проводится с целью уточнения данных о  нали-

чии и распределении земельного фонда Республики Таджикистан.

     Инвентаризация земель проводится по категориям земель, землевладе-

ниям, землепользования и видам угодий.

 

      ГЛАВА III.  СПЕЦИАЛЬНЫЙ ФОНД ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

                         НА МЕСТАХ (ХУКУМАТОВ)

 

     Статья 8. Создание специального земельного фонда

 

     1. Специальный земельный фонд создается за счет:

     земель, право  пользование  которыми  подлежит прекращению в соот-

ветствии со статьей 17 Земельного кодекса Республики Таджикистан;

сельскохозяйственных угодий, выбывших  из оборота или переведенных в менее ценные земли;

земель запаса;

     земель лесного фонда, не покрытых лесом, пригодных для использова-

ния в сельскохозяйственном производстве;

     земель, нерационально используемых;

     прочих земель колхозов  и  совхозов,  ранее  неиспользовавшиеся  в

сельхозпроизводстве; (В редакции Закона РТ от 21.07.1994 года № 1005)

     2. В специальный земельный фонд не включаются  участки,  состояние

которых  не  позволяет  выращивать  сельскохозяйственную продукцию,  не

удовлетворяющие санитарным нормам и требованиям.

 

     Статья 9. Назначение специального земельного фонда

 

     Специальный земельный фонд органов исполнительной власти на местах

(Хукуматов)  предоставляется  для  сельскохозяйственных целей гражданам

для ведения дехканского (фермерского) и личного  подсобного  хозяйства,

кооперативам,  подсобным сельским хозяйствам промышленных и иных предп-

риятий, объединений, учреждений и организаций. (В редакции Закона РТ от

21.07.1994 года № 1005)

 

     Статья 10. Выявление  неиспользуемых и нерационально используемых

                земель

 

     1. Выявление неиспользуемых и  нерационально  используемых  земель

осуществляется органами государственной землеустроительной службы в ка-

честве самостоятельного вида работ путем  проведения  инвентаризации  а

также  в  порядке  контроля за соблюдением земельного законодательства,

разработке схем и проектов землеустройства, ведения земельного кадастра

и мониторинга земель.

     2. Материалы о выявленных неиспользуемых и нерационально использу-

емых  землях направляются в органы исполнительной власти на местах (Ху-

куматы) для решения вопроса об изъятии и зачислении этих земель в  спе-

циальный фонд.

 

     Статья 11. Изъятие  земель,  зачисленных  в специальный земельный

                фонд

 

     Зачисленные в составе специального земельного фонда участки изыма-

ются  у  землевладельцев  (землепользователей)  органом  исполнительной

власти на местах (Хукуматом) по мере поступления заявлений и ходатайств

граждан, кооперативов, предприятий, объединений и организаций. (В ре-

дакции Закона РТ от 4.11.1995 года № 134)

     Согласия землевладельцев  (землепользователей) на изъятие участков

для зачисления в специальный земельный фонд не требуется.

     При несогласии с решением об изъятии земель оно может быть обжало-

вано в суд или экономический суд. (В редакции Закона от 15.05.1997 года

№ 421)

     До передачи земель новым землевладельцам (землепользователям)  они

используются прежними землевладельцами (землепользователями).

 

     Статья 12. Условия распределения специального земельного фонда

 

     1. Выделение участков из специального земельного фонда производит-

ся в порядке землеустройства, как правило, единым массивом.

     2. В  первую  очередь из специального фонда земельные участки пре-

доставляются гражданам для ведения дехканского и личного подсобного хо-

зяйства, коллективного садоводства и огородничества.

     3. Преимущественное право на получение  земельного  участка  имеют

граждане, проживающие в данной местности, обладающие сельскохозяйствен-

ными знаниями и квалификацией, имеющие практический опыт работы в сель-

ском хозяйстве, в том числе и на конкурсной основе.

     Подсобным сельским хозяйствам  промышленных  и  иных  предприятий,

объединений, учреждений и организаций земельные участки предоставляются

также на конкурсной основе.

 

         ГЛАВА IY. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ КОЛХОЗОВ, СОВХОЗОВ

    И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СЛУЧАЯХ ИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ,

                  РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ

 

     Статья 13. Формы преобразования, разгосударствления и приватизации

                сельскохозяйственных предприятий

 

     В процессе преобразования, разгосударствления и приватизации сель-

скохозяйственных предприятий могут  быть  созданы  новые  землевладения

(землепользования) путем образования дехканских хозяйств, арендных кол-

лективов,  сельскохозяйственных кооперативов и других форм хозяйствова-

ния.

 

     Статья 14. Предоставление и оформление земельных участков при об-

                разовании новых землевладений (землепользований)

 

     1. Дехканским хозяйствам, арендным коллективам, сельскохозяйствен-

ным  кооперативам  и иным хозяйствующим субъектам,  которые создаются в

процессе разгосдарствления и приватизации совхозов и иных государствен-

ных  сельскохозяйственных предприятий или в случаях преобразования кол-

хозов земельные участки предоставляются из земель указанных хозяйств.

     2. Размер  предоставляемого земельного участка для дехканского хо-

зяйства,  сельскохозяйственного кооператива, арендного коллектива опре-

деляется исходя из наличия земель в хозяйстве.

     3. Решение об изъятии и предоставления  земельных  участков  вновь

образованным  землевладельцам  (землепользователям) принимает орган ис-

полнительной власти на местах (Хукумат) на основании проекта  землеуст-

ройства.

     После принятия решения проект землеустройства переносится в  нату-

ру,  и оформляются соответствующие документы на право владения (пользо-

вателей) землей.

 

     Статья 15. Недопустимость разгосударствления и приватизации госу-

                дарственных сельскохозяйственных опытных станций

 

     Не допускается  разгосударствление  и приватизация государственных

сельскохозяйственных опытных станций, элитно-семеноводческих и питомни-

ководческих  хозяйств,  племрепродукторов  и приравненых к ним хозяйств

научно-исследовательских учреждений.

 

     ГЛАВА Y. УСТАНОВЛЕНИЕ ГРАНИЦ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ

                 ОБРАЗОВАНИЙ, НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ И ИХ

                   ЗЕМЕЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

 

     Статья 16. Уточнение и установление черты населенных пунктов

 

     Уточнение, установление или изменение  границ  населенных  пунктов

производится в случаях:

     отсутствия границы населенного пункта;

     изменения генерального плана населенного пункта;

     предоставления дополнительной земельной площади для нужд  населен-

ного пункта.

     На каждый населенный пункт и административно-территориальное обра-

зование  производится описание границ и оформляется планово-картографи-

ческий материал.

     Границы сельских населенных пунктов и поселков городского типа ут-

верждаются органами исполнительной власти на местах (Хукумат), а грани-

цы  городов  и административно-территориальных образований утверждается

Маджлиси Оли Республики Таджикистан. (В редакции Закона РТ от 4.11.1995

года № 134)

     Утвержденные в установленном порядке границы населенных пунктов  и

административно-территориальных образований по представлению Правитель-

ства Республики Таджикистан переносятся в натуру и обозначаются межевы-

ми знаками. (В редакции Закона РТ от 21.07.1994 года № 1005)

 

     Статья 17. Предоставление земель в сельских населенных пунктах

 

     В пределах  границ  сельских  населенных пунктов Джамоат принимает

решение о предоставлении земельных участков в пользование или аренду  в

соответствии  со  статьей 98 Земельного кодекса Республики Таджикистан;

(В редакции Закона РТ от 4.11.1995 года № 134)

 

       ГЛАВА YI. ОФОРМЛЕНИЕ И ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ НА ПРАВО

              ВЛАДЕНИЯ (ПОЛЬЗОВАНИЯ) ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ

   

     Статья 18. Возбуждение  ходатайств о оформлении документов и пре-

                доставлении земель

 

     1. Граждане,  предприятия,  объединения,  организации,  имеющие во

владении  (пользования) земельные участки либо желающие получить землю,

обращаются с ходатайством в органы исполнительной власти на местах (Ху-

куматы) в ведении которого находятся испрашиваемый земельный участок.

     2. Органы исполнительной власти на местах (Хукуматы) обязаны в ме-

сячный  срок рассмотреть и принять соответствующее решение по ходатайс-

тву переоформления документов или предоставления земельного участка. (В

редакции Закона РТ от 4.11.1995 года № 134)

 

     Статья 19. Переоформление документов на право владения (пользова-

                ния) землей

 

     1. Орган исполнительной власти на  местах  (Хукумат)  регистрирует

поступившие  ходатайства и направляет их органам государственной земле-

устроительной службы для подготовки соответствующих предложений.

     2. Органы государственной землеустроительной службы проводят необ-

ходимые работы по уточнению границ землепользования  с  учетом  изъятия

земель  в специальный земельный фонд,  а также изменения черты сельских

населенных пунктов и представляют органу исполнительной власти на  мес-

тах (Хукумату) проект землеустройства для утверждения.

     После утверждения проекта землеустройства и  оформления  границ  в

натуре землевладельцу (землепользователю) выдается документ,  удостове-

рающий право на землю.

 

     Статья 20. Оформление документов на право пожизненно наследуемого

                владения землей

 

     1. Гражданам  Республики  Таджикистан,  проживающим  на территории

республики,  имеющим во владении земли, предоставленные для целей, ука-

занных в статье 48 Земельного кодекса Республики Таджикистан,  выдаются

государственные акты на право пожизненно наследуемого владения  земель-

ными участками.

     2. При оформлении документов на земли, предоставленные для коллек-

тивного садоводства и огородничества, на земельные участки, находящиеся

в индивидуальном пользовании членов  товарищества,  выдаются  государс-

твенные акты на право пожизненно наследуемого владения.

     3. Член садоводческого и огороднического товарищества имеет  право

по своему усмотрению передавать возмездно или безвозмездно другим лицам

принадлежащие ему строения и насаждения на закрепленном за ним в пожиз-

ненно наследуемое владение земельном участке. При этом согласия товари-

щества не требуется.

 

     Статья 21. Сохранения права владения (пользования) землей до пере-

                оформления документов

 

     До оформления и переоформления документов на право владения (поль-

зования) землями граждане, предприятия, объединения, организации сохра-

няют установленное ранее право владения (пользования) земельными участ-

ками.

 

     Президент Республики Таджикистан                        Р.Набиев

 

                  г. Душанбе 5 марта 1992 года, N 594

 

 

        ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

          О ведении в действие Закона Республики Таджикистан

                         "О земельной реформе"

 

     Верховный Совет Республики Таджикистан постановляет:

     Ввести в действие Закон Республики Таджикистан "О земельной рефор-

ме" с момента его опубликования.

 

     Председатель Верховного Совета

     Республики Таджикистан                                 С. Кенджаев

 

                   г. Душанбе 14 марта 1992 г. № 604