ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ
ТАДЖИКИСТАН
О ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ
(в редакции
Законов Республики Таджикистан от 21 июля 1994 года № 1005,
от 4 ноября 1995 года № 134, от 5
мая 1997 г.)
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи и цель земельной реформы
Задачами земельной реформы в Республике Таджикистан являются
соз-
дание условий для
равноправного развития различных форм
хозяйствования
на земле, формирование многоукладной экономики,
рациональное использо-
вание и охрана
земель в целях увеличения производства сельскохозяйс-
твенной
продукции.
Статья 2. Содержание земельной реформы
1. Земельная реформа является
совокупностью правовых, экономичес-
ких и
организационно-технических мер,
обеспечивающих переход к качест-
венно новым
земельным отношениям.
2. При проведении земельной реформы
обеспечивается право каждого
гражданина и коллектива на добровольность в выборе форм
землевладения,
землепользования
и хозяйственной деятельности на земле.
Не допускается истребование земель, ранее
принадлежавших предкам и
религиозным
учреждениям.
3. Проведение земельной реформы регулируется настоящим Законом,
Земельным
кодексом Республики Таджикистан и иным законодательством Рес-
публики
Таджикистан.
Статья 3. Основные направления земельной
реформы
Основными направлениями земельной реформы
являются:
проведение инвентаризации всех земель по
категориям, землевладени-
ям,
землепользованиям и видам угодий;
выявление неиспользуемых и нерационально
используемых земель для
создания специального земельного фонда органы
исполнительной власти на
местах (Хукуматы)
с целью создания последующего его перераспределения в
интересах более эффективного использования
земель; (В редакции Закона
РТ от 4.11.1995
года № 134)
предоставление земель в
пожизнено наследуемое владение гражданам
Республики
Таджикистан для ведения дехканского и личного подсобного хо-
зяйства, садоводства, огородничества, строительства и
обслуживания жи-
лого дома;
занятия традиционными народными промыслами и ремеслами;
перераспределение земель в случаях
преобразования колхозов, раз-
государствления и
приватизации совхозов и других государственных предп-
риятий;
установление и уточнение границ административно-территориальных
образований,
населенных пунктов и их земельно-хозяйственное устройство;
оформление и переоформление документов на
право пользования и вла-
дения земельными
участками.
Статья 4. Этапы проведения земельной
реформы
Земельная реформа проводится поэтапно.
На первом этапе осуществляется
закрепление за органами
исполни-
тельной власти
на местах (Хукуматами) прав на распоряжение землей,
уточнение
административных границ, выявление
потребности в земле граж-
дан, предприятий, учреждений и организаций, формирования специального
фонда земель для
их последующего перераспределения, установление ставок
земельного налога
и цены земли.
На втором этапе органами исполнительной
власти на местах (Хукума-
тами) и
Министерством Сельского хозяйства Республики Таджикистан осу-
ществляется
передача и закрепление земель во владение,
пользование, в
том числе в
аренду гражданам, предприятиям, организациям
и учреждениям
в соответствии с
законодательством Республики Таджикистан.
Статья 5. Органы, осуществляющие
земельную реформу
1. Проведение земельной реформы
возлагается на органы исполнитель-
ной власти на
местах (Хукуматы) и Министерство сельского хозяйства Рес-
публики
Таджикистан.
2. Министерство сельского хозяйства
Республики Таджикистан и его
органы на местах
выполняют следующие задачи по обеспечению
земельной
реформы (В
редакции Закона РТ от 4.11.1995 года № 134):
государственную регистрацию землевладения (землепользования) и
оформление прав
землевладения (пользование землей);
ведение государственного учета земель,
земельного кадастра и мони-
торинга земель;
осуществление землеустройства, составление генеральных схем
ис-
пользования земель,
схем и проектов
землеустройства, оценку земель,
картографирование
земельных угодий;
государственный контроль за
использованием земель;
проведение единой технической политики в
области землепользования
и
землеустройства.
Органы исполнительной власти на местах
(Хукуматы) в пределах своих
полномочий принимают решения по вопросам земельной
реформы и землеуст-
ройства на
основании материалов, предоставленных государственной земле-
устроительной службой Министерства сельского хозяйства
Республики Тад-
жикистан. (В
редакции Закона РТ от 21.04.1994 года № 1005)
Статья 6. Финансовое и
материально-техническое обеспечение земель-
ной реформы
Проведение земельной реформы
финансируется за счет республиканско-
го и местных
бюджетов, иных источников, а также за счет отчислений от
платы за
землю и обеспечиваются
материально-техническими ресурсами в
необходимых
объемах.
ГЛАВА II. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ
Статья 7. Задачи и проведение
инвентаризации земель
Инвентаризация земель проводится с целью
уточнения данных о нали-
чии и
распределении земельного фонда Республики Таджикистан.
Инвентаризация земель проводится по
категориям земель, землевладе-
ниям,
землепользования и видам угодий.
ГЛАВА III.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ФОНД ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
НА МЕСТАХ (ХУКУМАТОВ)
Статья 8. Создание специального
земельного фонда
1. Специальный земельный фонд создается
за счет:
земель, право пользование которыми подлежит прекращению в соот-
ветствии со
статьей 17 Земельного кодекса Республики Таджикистан;
сельскохозяйственных
угодий, выбывших из оборота или
переведенных в менее ценные земли;
земель запаса;
земель лесного фонда, не покрытых лесом,
пригодных для использова-
ния в
сельскохозяйственном производстве;
земель, нерационально используемых;
прочих земель колхозов и
совхозов, ранее неиспользовавшиеся в
сельхозпроизводстве;
(В редакции Закона РТ от 21.07.1994 года № 1005)
2. В специальный земельный фонд не
включаются участки, состояние
которых не
позволяет выращивать сельскохозяйственную продукцию, не
удовлетворяющие
санитарным нормам и требованиям.
Статья 9. Назначение специального
земельного фонда
Специальный земельный фонд органов
исполнительной власти на местах
(Хукуматов) предоставляется для сельскохозяйственных
целей гражданам
для ведения
дехканского (фермерского) и личного
подсобного хозяйства,
кооперативам, подсобным сельским хозяйствам промышленных и
иных предп-
риятий,
объединений, учреждений и организаций. (В редакции Закона РТ от
21.07.1994 года №
1005)
Статья 10. Выявление неиспользуемых и нерационально используемых
земель
1. Выявление неиспользуемых и нерационально используемых земель
осуществляется
органами государственной землеустроительной службы в ка-
честве
самостоятельного вида работ путем
проведения инвентаризации а
также в
порядке контроля за соблюдением
земельного законодательства,
разработке схем и
проектов землеустройства, ведения земельного кадастра
и мониторинга
земель.
2. Материалы о выявленных неиспользуемых
и нерационально использу-
емых землях направляются в органы исполнительной
власти на местах (Ху-
куматы) для
решения вопроса об изъятии и зачислении этих земель в спе-
циальный фонд.
Статья 11. Изъятие земель,
зачисленных в специальный
земельный
фонд
Зачисленные в составе специального земельного фонда участки
изыма-
ются у
землевладельцев
(землепользователей)
органом исполнительной
власти на местах
(Хукуматом) по мере поступления заявлений и ходатайств
граждан,
кооперативов, предприятий, объединений и организаций. (В ре-
дакции Закона РТ
от 4.11.1995 года № 134)
Согласия землевладельцев (землепользователей) на изъятие участков
для зачисления в
специальный земельный фонд не требуется.
При несогласии с решением об изъятии
земель оно может быть обжало-
вано в суд или
экономический суд. (В редакции Закона от 15.05.1997 года
№ 421)
До передачи земель новым землевладельцам
(землепользователям) они
используются
прежними землевладельцами (землепользователями).
Статья 12. Условия распределения
специального земельного фонда
1. Выделение участков из специального
земельного фонда производит-
ся в порядке
землеустройства, как правило, единым массивом.
2. В
первую очередь из специального
фонда земельные участки пре-
доставляются
гражданам для ведения дехканского и личного подсобного хо-
зяйства,
коллективного садоводства и огородничества.
3. Преимущественное право на
получение земельного участка
имеют
граждане,
проживающие в данной местности, обладающие сельскохозяйствен-
ными знаниями и
квалификацией, имеющие практический опыт работы в сель-
ском хозяйстве, в
том числе и на конкурсной основе.
Подсобным сельским хозяйствам промышленных и иных предприятий,
объединений,
учреждений и организаций земельные участки предоставляются
также на
конкурсной основе.
ГЛАВА IY. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ КОЛХОЗОВ, СОВХОЗОВ
И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В
СЛУЧАЯХ ИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ,
РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ
Статья 13. Формы преобразования,
разгосударствления и приватизации
сельскохозяйственных
предприятий
В процессе преобразования,
разгосударствления и приватизации сель-
скохозяйственных
предприятий могут быть созданы
новые землевладения
(землепользования)
путем образования дехканских хозяйств, арендных кол-
лективов, сельскохозяйственных кооперативов и других
форм хозяйствова-
ния.
Статья 14. Предоставление и оформление
земельных участков при об-
разовании новых землевладений
(землепользований)
1. Дехканским хозяйствам, арендным
коллективам, сельскохозяйствен-
ным кооперативам и иным хозяйствующим субъектам,
которые создаются в
процессе
разгосдарствления и приватизации совхозов и иных государствен-
ных сельскохозяйственных предприятий или в
случаях преобразования кол-
хозов земельные
участки предоставляются из земель указанных хозяйств.
2. Размер предоставляемого земельного участка для дехканского хо-
зяйства, сельскохозяйственного кооператива, арендного
коллектива опре-
деляется исходя
из наличия земель в хозяйстве.
3. Решение об изъятии и
предоставления земельных участков
вновь
образованным землевладельцам (землепользователям) принимает орган ис-
полнительной
власти на местах (Хукумат) на основании проекта землеуст-
ройства.
После принятия решения проект
землеустройства переносится в нату-
ру, и оформляются соответствующие документы на
право владения (пользо-
вателей) землей.
Статья 15. Недопустимость
разгосударствления и приватизации госу-
дарственных
сельскохозяйственных опытных станций
Не допускается разгосударствление и
приватизация государственных
сельскохозяйственных
опытных станций, элитно-семеноводческих и питомни-
ководческих хозяйств,
племрепродукторов и приравненых
к ним хозяйств
научно-исследовательских
учреждений.
ГЛАВА Y. УСТАНОВЛЕНИЕ ГРАНИЦ
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ, НАСЕЛЕННЫХ
ПУНКТОВ И ИХ
ЗЕМЕЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
Статья 16. Уточнение и установление черты
населенных пунктов
Уточнение, установление или
изменение границ населенных
пунктов
производится в
случаях:
отсутствия границы населенного пункта;
изменения
генерального плана населенного пункта;
предоставления дополнительной земельной
площади для нужд населен-
ного пункта.
На каждый населенный пункт и
административно-территориальное обра-
зование производится описание границ и оформляется
планово-картографи-
ческий материал.
Границы сельских населенных пунктов и
поселков городского типа ут-
верждаются
органами исполнительной власти на местах (Хукумат), а грани-
цы городов
и административно-территориальных образований утверждается
Маджлиси Оли
Республики Таджикистан. (В редакции Закона РТ от 4.11.1995
года № 134)
Утвержденные в установленном порядке
границы населенных пунктов и
административно-территориальных
образований по представлению Правитель-
ства Республики
Таджикистан переносятся в натуру и обозначаются межевы-
ми знаками. (В
редакции Закона РТ от 21.07.1994 года № 1005)
Статья 17. Предоставление земель в
сельских населенных пунктах
В пределах границ сельских населенных пунктов Джамоат принимает
решение о
предоставлении земельных участков в пользование или аренду в
соответствии со
статьей 98 Земельного кодекса Республики Таджикистан;
(В редакции
Закона РТ от 4.11.1995 года № 134)
ГЛАВА YI. ОФОРМЛЕНИЕ И ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ НА ПРАВО
ВЛАДЕНИЯ (ПОЛЬЗОВАНИЯ)
ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ
Статья 18. Возбуждение ходатайств о оформлении документов и пре-
доставлении земель
1. Граждане, предприятия, объединения, организации, имеющие во
владении (пользования) земельные участки либо
желающие получить землю,
обращаются с
ходатайством в органы исполнительной власти на местах (Ху-
куматы) в ведении
которого находятся испрашиваемый земельный участок.
2. Органы исполнительной власти на местах
(Хукуматы) обязаны в ме-
сячный срок рассмотреть и принять соответствующее
решение по ходатайс-
тву
переоформления документов или предоставления земельного участка. (В
редакции Закона
РТ от 4.11.1995 года № 134)
Статья 19. Переоформление документов на
право владения (пользова-
ния) землей
1. Орган исполнительной власти на местах
(Хукумат) регистрирует
поступившие ходатайства и направляет их органам
государственной земле-
устроительной
службы для подготовки соответствующих предложений.
2. Органы государственной
землеустроительной службы проводят необ-
ходимые работы по
уточнению границ землепользования
с учетом изъятия
земель в специальный земельный фонд, а также изменения черты сельских
населенных
пунктов и представляют органу исполнительной власти на мес-
тах (Хукумату)
проект землеустройства для утверждения.
После утверждения проекта землеустройства
и оформления границ в
натуре
землевладельцу (землепользователю) выдается документ, удостове-
рающий право на
землю.
Статья 20. Оформление документов на право
пожизненно наследуемого
владения землей
1. Гражданам Республики
Таджикистан, проживающим на территории
республики, имеющим во владении земли, предоставленные
для целей, ука-
занных в статье
48 Земельного кодекса Республики Таджикистан,
выдаются
государственные
акты на право пожизненно наследуемого владения
земель-
ными участками.
2. При оформлении документов на земли,
предоставленные для коллек-
тивного
садоводства и огородничества, на земельные участки, находящиеся
в индивидуальном
пользовании членов товарищества, выдаются
государс-
твенные акты на
право пожизненно наследуемого владения.
3. Член садоводческого и огороднического
товарищества имеет право
по своему
усмотрению передавать возмездно или безвозмездно другим лицам
принадлежащие ему
строения и насаждения на закрепленном за ним в пожиз-
ненно наследуемое
владение земельном участке. При этом согласия товари-
щества не
требуется.
Статья 21. Сохранения права владения
(пользования) землей до пере-
оформления документов
До оформления и переоформления документов
на право владения (поль-
зования) землями
граждане, предприятия, объединения, организации сохра-
няют
установленное ранее право владения (пользования) земельными участ-
ками.
Президент Республики Таджикистан Р.Набиев
г. Душанбе 5 марта 1992
года, N 594
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
О ведении в действие Закона
Республики Таджикистан
"О земельной
реформе"
Верховный Совет Республики Таджикистан
постановляет:
Ввести в действие Закон Республики
Таджикистан "О земельной рефор-
ме" с
момента его опубликования.
Председатель Верховного Совета
Республики Таджикистан С. Кенджаев
г. Душанбе 14 марта 1992 г.
№ 604