КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

                 О референдуме Республики Таджикистан

 

                       Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

     Статья 1. Понятие референдума Республики Таджикистан

 

     Референдум Республики Таджикистан -  всенародное  голосование  по

наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни.

     Только путем референдума  изменяется  и  дополняется  Конституция

Республики Таджикистан.

     Решения, принятые республиканским референдумом,  обладают  высшей

юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны

для применения на всей территории Таджикистана.

 

     Статья 2. Вопросы, не являющиеся предметом референдума Республики

               Таджикистан

 

     В соответствии  со статьей 100 Конституции Республики Таджикистан

республиканская форма правления, территориальная целостность, демокра-

тическая,  правовая,  светская и социальная сущность государства неиз-

менны и вынесению на референдум Республики Таджикистан не подлежат.

     На республиканский  референдум не могут выноситься вопросы о тер-

риториальном делении, принятии чрезвычайных и неотложных мер по охране

общественного порядка, защите здоровья и безопасности граждан, измене-

ние статуса и территориальной целостности Горно-Бадахшанской  автоном-

ной области,  а также вопросы, связанные с назначением и освобождением

должностных лиц,  относящиеся к компетенции  Маджлиси  Оли  Республики

Таджикистан, Президента Республики Таджикистан, а также вопросы, каса-

ющиеся выполнения обязательств по международным договорам республики.

 

     Статья 3. Право граждан Республики Таджикистан на участие в рефе-

               рендуме

 

     В референдуме имеют право участвовать граждане достигшие 18 лет и

имеющие право голоса согласно законодательству Республики Таджикистан.

     Не имеют  право участвовать в референдуме лица,  признанные судом

недееспособными либо содержащиеся в местах лишения свободы по пригово-

ру суда. Граждане Республики Таджикистан участвуют в референдуме неза-

висимо от происхождения, социального и имущественного положения, расо-

вой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения

к религии, политических взглядов, рода и характера занятий.

     Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав граждан

Республики Таджикистан на участие в референдуме является  недопустимым

и наказывается по закону.

 

     Статья 4. Общие принципы проведения референдума

 

     Граждане участвуют в референдуме свободно, непосредственно и лич-

но.

     Голосование на референдуме осуществляется тайно,  контроль за во-

леизъявлением граждан не допускается.

     Граждане Республики Таджикистан участвуют в референдуме на равных

основаниях по месту своего постоянного или временного проживания. Каж-

дый гражданин имеет один голос.

 

     Статья 5. Законодательство о референдуме и контроль за его соблю-

               дением

 

     Законодательство о референдуме Республики Таджикистан состоит  из

Конституции Республики Таджикистан,  настоящего конституционного зако-

на,  конституционного Закона "О выборах в Маджлиси Оли Республики Тад-

жикистан"  и  других законов Республики Таджикистан,  поскольку они не

противоречат настоящему конституционному Закону.

 

     Статья 6. Гласность при подготовке референдума

 

     В ходе подготовки проведения референдума  обеспечивается  широкая

гласность, участие общественности.

     Политические партии,  профсоюзы, другие общественные объединения,

зарегистрированные в установленном законом порядке,  государственные и

общественные органы, участвующие в организации и проведении референду-

ма,  осуществляет  свою  деятельность открыто и гласно,  с соблюдением

действующего законодательства Республики Таджикистан.

     Политическим партиям,  профессиональным союзам, другим обществен-

ным объединениям, трудовым коллективам и гражданам гарантируется право

беспрепятственной агитации за или против вопроса,  выносимого на рефе-

рендум.

     В день голосования агитация запрещена.

     Все решения,  касающиеся референдума, и вопросы, выносимые на ре-

ферендум,  подлежат опубликованию средствами массовой информации в те-

чение десяти дней с момента их принятия Маджлиси Оли Республики Таджи-

кистан.

     Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения

референдума,  их представителям гарантируется беспрепятственный доступ

на все собрания и заседания, связанные с референдумом, и получение со-

ответствующей информации.

     Комиссии референдума своевременно информируют население  о  своем

составе,  месте  нахождения и времени работы,  об образовании участков

для голосования и списках граждан,  имеющих право участвовать в  рефе-

рендуме.

     На заседаниях комиссий референдума,  в помещениях для голосования

в день референдума и при подсчете голосов, при определении результатов

референдума вправе присутствовать по одному представителю  от  полити-

ческих  партий,  профсоюзов и иных общественных объединений,  трудовых

коллективов,  средств массовой информации, а также наблюдатели от дру-

гих государств,  международных организаций.  Их полномочия должны быть

подтверждены соответствующими документами.

     Политические партии,  профсоюзы, другие общественные объединения,

трудовые коллективы заявляют окружной  комиссии  референдума  о  своих

представителях не позднее чем за пять дней до референдума.

     Вмешательство указанных представителей и наблюдателей  в  процесс

голосования  и деятельность комиссий запрещается.  Однако они вправе с

разрешения председателя соответствующей комиссии по  проведению  рефе-

рендума  ставить  вопросы и требовать их пояснения,  обращать внимание

членов комиссии и присутствующих на  допущенные  нарушения  настоящего

Конституционно Закона.

 

     Статья 7. Материальное обеспечение референдума

 

     Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума, с мо-

мента принятия решения о его назначении,  производится за  счет  госу-

дарственного бюджета Республики Таджикистан.

     Государственные и общественные органы,  предприятия, учреждения и

организации,  бесплатно предоставляют в распоряжение комиссий референ-

дума помещения и оборудования, необходимые для подготовки и проведения

референдума.

 

                   Глава II. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА

 

     Статья 8. Право назначения референдума

 

     Референдум Республики  Таджикистан  назначается Маджлиси Оли Рес-

публики Таджикистан.

 

     Статья 9. Инициатива внесения предложения о проведении референду-

               ма Республики Таджикистан

 

     Инициатива внесения  предложений о проведении референдума Респуб-

лики Таджикистан принадлежит:

     Маджлиси Оли Республики Таджикистан;

     не менее одной трети от общего числа народных депутатов Республи-

ки Таджикистан;

     Президенту Республики Таджикистан.

 

     Статья 10. Порядок реализации права инициативы внесения предложе-

                ния о проведении референдума

 

     Предложения о проведении референдума вносятся в Маджлиси Оли Рес-

публики Таджикистан.

     Предложение о проведении референдума должно содержать обоснование

необходимости проведения референдума,  четкую  формулировку  вопросов,

предлагаемых на референдум, и соответствующие подписи не менее чем од-

ной трети народных депутатов Республики  Таджикистан  либо  Президента

Республики Таджикистан.

     Маджлиси Оли Республики Таджикистан рассматривает поступившие ма-

териалы  о  проведении  референдума  Республики Таджикистан не позднее

шести месяцев со дня поступления требования о проведении референдума.

     Президиум Маджлиси Оли Республики Таджикистан после дачи заключе-

ний соответствующих комитетов и постоянных комиссий Маджлиси Оли  Рес-

публики Таджикистан включает вопрос о назначении референдума в повест-

ку дня сессии Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

 

     Статья 11. Принятие решения по предложению о проведении референ-

                дума

 

     Маджлиси Оли  Республики  Таджикистан по предложению о проведении

референдума вправе принять с учетом заключений соответствующих комите-

тов и постоянных комиссий одно из следующих решений:

     а) о назначении референдума,  даты его проведения и мерах по  его

обеспечению;

     б) об отклонении предложения о назначении референдума;

     в) о принятии закона или иного решения, предлагаемого в предложе-

нии о проведении референдума, без последующего проведения референдума.

     Решение по вопросу о проведении референдума,  за исключением слу-

чаев,  предусмотренных статьей 12 настоящего конституционного  Закона,

принимается,  если  за  него проголосовало более половины общего числа

народных депутатов Республики Таджикистан.

     Постановление Маджлиси  Оли  Республики  Таджикистан о проведении

референдума вместе с выносимыми на референдум вопросами публикуется не

позднее десяти дней со дня его принятия в республиканской печати и об-

народуется по телевидению и радио.

 

     Статья 12. Принятие решений по предложению о внесении изменений и

                дополнений в Конституцию Республики Таджикистан

 

     Предложения о  внесении изменений и дополнений в Конституцию Рес-

публики Таджикистан вносятся в Маджлиси Оли Президентом или  не  менее

чем  одной третью от общего числа народных депутатов Республики Таджи-

кистан.  Маджлиси Оли рассматривает поступившие предложения по измене-

нию и дополнению в Конституцию Республики Таджикистан не позднее шести

месяцев после их внесения в Маджлиси Оли.

     Постановление о  принятии предложения по изменению и дополнению в

Конституцию Республики Таджикистан принимается, если за это проголосу-

ет  не менее чем две трети от общего числа народных депутатов.  Поста-

новление о проведении референдума по изменению и дополнению в  Консти-

туцию  Республики  Таджикистан  принимается не менее чем двумя третями

голосов от общего числа народных депутатов Республики Таджикистан.

     Предложения по  изменению  и дополнению Конституции публикуются в

печати за три месяца до референдума.

     Если Маджлиси Оли Республики Таджикистан отклонило предложение по

изменению и дополнению в Конституцию Республики Таджикистан, оно может

быть возобновлено не ранее не ранее чем через год.

 

     Статья 13. Срок проведения референдума

 

     Референдум не  может проводиться ранее двух месяцев со дня приня-

тия постановления о его проведении.

     Этот срок может быть продлен или изменен только Маджлиси Оли Рес-

публики Таджикистан.

 

                 Глава III. ПОДГОТОВКА К РЕФЕРЕНДУМУ

 

     Статья 14. Округа и участки по проведению референдума

 

     Округа по проведению референдума образуются Центральной комиссией

по выборам и проведению референдумов в границах районов,  городов рес-

публиканского и областного подчинения. В городе Душанбе округа образу-

ются  в границах его районов.  В случае,  если район находится в адми-

нистративном подчинении городского  Маджлиса  народных  депутатов,  то

территории  данного района и города,  являющегося его административным

центром, включается в один округ.

     Списки округов  с  указанием их границ и местонахождения окружных

комиссий публикуются Центральной комиссией по выборам и проведению ре-

ферендумов не позднее десяти дней после назначения референдума.

     Участники референдума образуются окружными комиссиями референдума

в  порядке и нормах,  установленных статьей 9 Закона Республики Таджи-

кистан "О выборах в Маджлиси Оли Республики Таджикистан".

     При проведении референдума в двухмесячный срок участки референду-

ма образуются не позднее чем на двадцать пятый день  после  назначения

референдума.

     В случае проведения референдума в один день с выборами в Маджлиси

оли избирательные участки являются одновременно и участками референду-

ма.

 

     Статья 15. Комиссии по проведению референдума

 

     Для подготовки и проведения  референдума  Республики  Таджикистан

образуются следующие комиссии:

     а) Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов;

     б) окружные комиссии по проведению референдума;

     в) участковые комиссии по проведению референдума.

     Полномочия окружной  и участковой комиссии по проведению референ-

дума возникают с момента их образования и  прекращаются  по  истечении

одного месяца с момента опубликования результатов референдума.

 

     Статья 16. Образование комиссий по проведению референдума

 

     Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Респуб-

лики Таджикистан,  как постоянно действующий орган, образуется в соот-

ветствии  со  статьей  11  Закона  Республики Таджикистан "О выборах в

Маджлиси Оли Республики Таджикистан".

     Окружные комиссии  по проведению референдума образуются Централь-

ной комиссией по выборам и проведению референдумов не позднее  чем  на

двадцатый  день  после  назначения референдума в составе председателя,

заместителя председателя, секретаря и не менее 6 членов комиссий.

     Участковые комиссиями по проведению референдума не позднее чем на

тридцатый день после назначения референдума в составе 5 - 19  человек,

в том числе председателя,  заместителя председателя,  секретаря.  Если

комиссия образуется в составе до 7 человек, то избираются председатель

и  секретарь.  В  необходимых  случаях численный состав комиссии может

быть увеличен или уменьшен.

     При представительствах Республики Таджикистан в иностранных госу-

дарствах функции председателя участковых комиссий по проведению  рефе-

рендума осуществляет руководитель представительства.

 

     Статья 17. Полномочия Центральной комиссии по выборам и проведе-

                нию референдумов

 

     Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов:

     1) осуществляет  на всей территории республики контроль за испол-

нением настоящего конституционного Закона и обеспечивает его  единооб-

разное  применение,  в  пределах  своих полномочий издает инструкции и

разъясняет настоящий конституционный Закон;

     2) образует округа референдума;

     3) образует окружные комиссии по проведению референдума и  публи-

кует сведения о месте их нахождения;

     4) направляет работу комиссий по проведению референдума,  опреде-

ляет  порядок  внесения изменений в их состав,  самостоятельно либо по

представлению Генерального прокурора Республики  Таджикистан  отменяет

решения окружных комиссий по проведению референдума,  если эти решения

противоречат настоящему Конституционному Закону;

     5) решает  вопросы о приписке к округу референдума участков рефе-

рендума, образуемых за пределами Республики Таджикистан;

     6) распределяет денежные средства по окружным комиссиям по прове-

дению референдума,  контролирует обеспечение окружных комиссий помеще-

ниями, транспортом, средствами связи, рассматривает другие вопросы ма-

териально-технического обеспечения референдума;

     7) устанавливает  формы бюллетеней референдума,  списков граждан,

имеющих право участвовать в референдуме, протоколов заседаний комиссий

по проведению референдума, других документов референдума, образцы ящи-

ков для голосования и печатей комиссий по проведению референдума,  по-

рядок хранения документации референдума;

     8) заслушивает сообщение руководителей министерств, государствен-

ных  комитетов и ведомств Республики Таджикистан,  органов местной ис-

полнительной власти и общественных организаций по вопросам  подготовки

и проведения референдума;

     9) подводит итоги проведения референдума в  целом  по  Республике

Таджикистан;

     10) устанавливает результаты референдума и публикуют их в печати;

     11) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия комис-

сий по проведению референдума;

     12) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим конс-

титуционным Законом и другими законами Республики Таджикистан.

 

     Статья 18. Полномочия окружной комиссии по проведению референдума

 

     Окружная комиссия по проведению референдума:

     1) осуществляет  контроль за выполнением настоящего конституцион-

ного Закона на территории округа;

     2) образует участки референдума.  Устанавливает их нумерацию, об-

разует участковые комиссии по проведению референдума и координирует их

деятельность;

     3) заслушивает сообщения органов местной  исполнительной  власти,

руководителей предприятий и организаций по вопросам,  связанным с под-

готовкой и проведением референдума;

     4) распределяет средства между участковыми комиссиями,  транспор-

том,  средствами связи и рассматривает другие вопросы материально-тех-

нического обеспечения референдума на территории округа;

     5) наблюдает  за  составлением  списков  граждан,  имеющих  право

участвовать в референдуме и представляет списки для всеобщего ознаком-

ления;

     6) обеспечивает  снабжение бюллетенями для голосования участковых

комиссий по проведению референдума;

     7) устанавливает и передает в избирательную комиссию по выборам и

проведению референдумов результаты голосования на референдуме по окру-

гу;

     8) рассматривает заявление и жалобы на решения и действия  участ-

ковых комиссий и принимает по ним решения;

     9) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим  конс-

титуционным  Законом и другими законодательными актами Республики Тад-

жикистан.

 

     Статья 19. Полномочия участковой комиссии по проведению референ-

                дума

 

     Участковая комиссия по проведению референдума:

     1) составляет по участку списки граждан,  имеющих право  участво-

вать в референдуме;

     2) ознакомляет граждан со списком,  принимает и рассматривает за-

явления об ошибках и неточностях в списке и решает вопрос о внесении в

них соответствующих изменений;

     3) принимает от граждан, не имеющих возможности в день референду-

ма находиться по месту своего жительства и участвовать в  голосовании,

запечатанные в конверты их решения и обеспечивает тайну волеизъявлений

избирателей;

     4) оповещает  население  о  местонахождении  участковой комиссии,

времени ее работы, а также о дне референдума и месте голосования;

     5) обеспечивает подготовку помещений для голосования,  ящиков для

приема бюллетеней и другого оборудования;

     6) организует голосование на участке в день референдума;

     7) производит подсчет голосов, поданных на участке;

     8) рассматривает  заявления и жалобы по вопросам подготовки рефе-

рендума, организации голосования и принимает по ним решения;

     9) осуществляет  иные полномочия в соответствии с настоящим конс-

титуционным Законом и другими законодательными актами Республики  Тад-

жикистан.

     При одновременном проведении референдума и выборов в Маджлиси Оли

Республики  Таджикистан  полномочия  участковых комиссий по проведению

референдума осуществляют участковые избирательные комиссии.

 

     Статья 20. Членство в комиссиях по поведению референдума

 

     Член комиссии по проведению референдума должен быть нейтральным и

объективным при исполнении своих полномочий.

     Член комиссии может быть освобожден от исполнения  своих  обязан-

ностей по личному заявлению, а также в случае лишения полномочий.

     Право лишения члена комиссии полномочий принадлежит органу. Обра-

зовавшему комиссию, при нарушении им требований настоящего конституци-

онного Закона или систематическом игнорировании своих обязанностей.  В

случае необходимости новый член комиссии назначается в порядке,  уста-

новленном настоящим конституционным Законом.

     Одно и  тоже лицо может быть членом только одной комиссии по про-

ведению референдума.

 

     Статья 21. Организация работы комиссий по проведению референдума

 

     Заседание комиссии по проведению референдума  является  правомоч-

ным,  если в нем принимает участие не менее двух третей состава комис-

сии.  Решение комиссий принимается открытым голосованием  большинством

голосов от общего состава присутствующих членов комиссии. Члены комис-

сии, не согласные с ее решением, вправе высказывать особое мнение, ко-

торое в письменной форме прилагается к протоколу.  В случае разделения

голосов председательствующего является решающим.

     Решение комиссии  по проведению референдума,  принятое в пределах

ее полномочий,  обязательно для исполнения нижестоящими комиссиями,  а

также всеми государственными органами, политическими партиями, общест-

венными объединениями, трудовыми коллективами, руководителями предпри-

ятий, учреждений и организаций.

     Государственные органы и органы общественных объединений,  предп-

риятий,  учреждений,  должностные лица обязаны содействовать комиссиям

по проведению референдума в осуществлении ими своих  полномочий,  пре-

доставлять необходимые для их работы сведения.

     Комиссия по проведению референдума имеет право обращаться по воп-

росам,  связанным с подготовкой и проведением референдума, в государс-

твенные органы,  общественные объединения, к предприятиям, организаци-

ям, должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос

и дать комиссии ответ не позднее чем в трехдневный срок.

     Председатель, заместитель  председателя,  секретарь  либо  другой

член комиссии по ее решению может освобождаться в период подготовки  и

проведения  референдума  от  выполнения производственных или служебных

обязанностей с сохранением средней заработной платы за  счет  средств,

выделяемых на проведение референдума.

 

     Статья 22. Рассмотрение  жалоб на решение комиссий по проведению

                референдума

 

     Решения комиссий по проведению референдума могут быть  обжалованы

органами политических партий и других общественных организаций,  мест-

ными Хукуматами,  трудовыми коллективами, гражданами Республики Таджи-

кистан  и  вышестоящую  комиссию по проведению референдума или в суд в

течении десяти дней после принятия решения. Решения Центральной комис-

сии  по выборам и проведению референдумов могут быть обжалованы в Вер-

ховный суд Республики Таджикистан в течение трех дней после ее поступ-

ления, а если до дня референдума осталось меньше шести дней - незамед-

лительно.

 

     Статья 23. Списки граждан, имеющих право участвовать в референду-

                ме

 

     Списки граждан,  имеющих право участвовать в референдуме, состав-

ляются,  оглашаются, уточняются и обжалуются в таком же порядке, как и

списки избирателей, в соответствии со статьями 35, 36 и 37 конституци-

онного Закона Республики Таджикистан "О выборах в Маджлиси Оли Респуб-

лики Таджикистан".

     При одновременном проведении референдума и выборов в Маджлиси Оли

Республики  Таджикистан составляются единые списки для выборов и рефе-

рендума.

 

     Статья 24. Обеспечения права граждан в референдуме при  перемене

                места жительства

 

     В период после представления списка граждан, имеющих право участ-

вовать в референдуме,  для всеобщего ознакомления и до дня референдума

гражданин,  не  имеющий  возможности  в день референдума находиться по

месту жительства (выезд в командировку,  направление в лечебное учреж-

дение и другие аналогичные причины),  имеет право по предъявлении пас-

порта или иного документа, удостоверяющего его личность, затребовать у

участковой комиссии бюллетень для голосования, принять решения в отно-

шении вопросов, включенных в бюллетень, и передать участковой комиссии

этот  бюллетень  в  запечатанном  конверте.  Об  этом в списке граждан

участковая комиссия делает соответствующую отметку.  Запечатанный кон-

верт в присутствии гражданина скрепляется печатью.

     Участковая комиссия по проведению референдума  несет  ответствен-

ность за сохранение конверта.

 

     Статья 25. Бюллетень для голосования

 

     В бюллетене  для  голосования воспроизводятся текст поставленного

на референдум вопроса или проекта решения  и  варианты  волеизъявления

голосующего - "да" и "нет".

     В случае проведения референдума по проектам различных решений все

проекты  предложенных на референдум решений печатаются на различных по

цвету бюллетенях, голосуются отдельно и независимо друг от друга.

     Форма и текст бюллетеней для голосования утверждаются Центральной

комиссией по выборам и проведению референдумов не позднее  чем  за  30

дней до референдума.  Центральная комиссия также обеспечивает изготов-

ление бюллетеней и снабжение ими окружных комиссий.

     Бюллетени для  голосования  печатаются на государственном языке и

на языке, котором пользуется большинство населения округа.

     Окружная комиссия обеспечивает бюллетенями для голосования участ-

ковые комиссия не позднее чем за 15 дней до дня референдума.

     Выдачу и получение бюллетеней председатель либо заместитель пред-

седателя или секретарь окружной  и  участковой  комиссии  подтверждают

своей подписью.

     Помещения, в котором находятся бюллетени для голосования, отпеча-

тываются и сдаются под охрану органам внутренних дел.

 

                    Глава IV. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ

                   И ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕФЕРЕНДУМА

 

     Статья 26. Время и место голосования

 

     На референдуме Республики Таджикистан  голосование  проводится  в

день референдума с 6 до 20 часов по местному времени. О времени и мес-

те голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее чем за

десять дней до дня референдума.

     На участках образованных при представительствах Республики Таджи-

кистан в иностранных государствах, в санаториях, домах отдыха, больни-

цах и других стационарных лечебных учреждениях, в отдаленных и трудно-

доступных населенных пунктах, участковая комиссия может объявить голо-

сование законченным в любое время,  если  проголосовали  все  граждане

включенные в списки.

 

     Статья 27. Организация голосования

 

     Голосование проводится в специально отведенных помещениях,  в ко-

торых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или ком-

наты для тайного голосования, определены места выдачи бюллетеней и ус-

тановлены ящики для приема бюллетеней. Они устанавливаются таким обра-

зом,  чтобы  голосующие  при подходе к ним обязательно проходили через

кабины или комнаты для тайного голосования.

     Ответственность за организацию голосования, обеспечение тайны во-

леизъявления граждан, оборудование помещений и поддержание в них необ-

ходимого порядка несет участковая комиссия.

     В день референдума перед началом  голосования  ящики  для  приема

бюллетеней  проверяются,  пломбируются или опечатываются председателем

участковой комиссии,  в присутствии всех членов комиссии,  а  также  с

участием  представителей  (наблюдателей)  средств массовой информации,

присутствующих в помещении для голосования.

     Каждый гражданин голосует лично; голосование за других лиц не до-

пускается. Бюллетени выдаются участковой комиссией на основании списка

граждан участка по предъявлении паспорта или иного документа,  удосто-

веряющего личность гражданина.  Каждый гражданин расписывается в полу-

чении  бюллетеня против своей фамилии в списке граждан,  имеющих право

участвовать в референдуме.

 

     Статья 28. Порядок голосования

 

     Бюллетень референдума заполняется голосующим в кабине или комнате

для тайного голосования. При заполнение бюллетеня запрещается присутс-

твие других лиц,  кроме голосующего. Гражданин, не имеющий возможности

самостоятельно  заполнить  бюллетень,  вправе  пригласить в кабину или

комнату другое лицо по своему усмотрению, кроме лиц, входящих в состав

комиссии по проведению референдума.

     Участвующий в референдуме зачеркивает один из содержащихся в бюл-

летене ответов: "да" или "нет".

     Если на референдум выносилось одновременно несколько вопросов, то

голосующие заполняют бюллетень по каждому из них.

     Заполненный бюллетень голосующий опускает в ящик для голосования.

     В случаях,  когда отдельные граждане по состоянию здоровья или по

другим причинам не могут прибыть в помещение для голосования, участко-

вая  комиссия по их просьбе поручает отдельным членам комиссии органи-

зовать голосование в месте пребывания этих граждан, о чем делается от-

метка в списке граждан.

     Граждане по каким-либо причинам не включенные в список,  на осно-

вании документа,  удостоверяющего личность и место жительства. Включа-

ется в приложение к списку граждан.

 

     Статья 29. Подсчет голосов

 

     После заявления председателя об окончании голосования в  присутс-

твии  членов  участковой  комиссии  в ящики для голосования опускаются

закрытые конверты с бюллетенями, использованными при досрочном голосо-

вании.  Перед  вскрытием  ящиков  для  голосования участковая комиссия

подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени,  о чем состав-

ляется протокол.

     Ящики с бюллетенями вскрываются участковой комиссией  в  присутс-

твии всех ее членов после объявления председателем комиссии об оконча-

нии голосования. Вскрытие ящиков до окончания голосования запрещается.

     На основании списков для голосования, в том числе дополнительных,

с учетом поданных заявлений граждан о досрочном голосовании, заявлений

о  голосовании  на дому,  комиссия подсчитывает общее число граждан на

участке, а также число граждан, получивших бюллетени. Подсчет бюллете-

ней,  находящихся в переносном ящике для голосования, производится от-

дельно.  При этом количество бюллетеней сверяется с количеством подан-

ных  письменных  заявлений с просьбой о голосовании на дому.  По числу

находящихся в ящиках для голосования бюллетеней комиссия  устанавлива-

ет:

     число граждан, принявших участие в голосовании;

     число голосов, поданных с ответом "да" по вынесенному на референ-

дум вопросу или предложению;

     число голосов, поданных с ответом "нет" по вынесенному в референ-

дум вопросу или предложению;

     число бюллетеней признанных недействительными.

     Недействительными признаются бюллетени, в которых не вычеркнут ни

один из вариантов ответа либо вычеркнуты оба,  а также бюллетени неут-

вержденного образца.  В случае сомнений в  действительности  бюллетеня

решение принимает участковая комиссия,  фиксируя количество таких слу-

чаев в протоколе.

     Результаты голосования подсчитываются на каждом участке для голо-

сования.  Если на референдум выносилось одновременно несколько  вопро-

сов, подсчет голосов по каждому из них осуществляется отдельно.

 

     Статья 30. Протокол по итогам голосования

 

     Итоги подсчета  голосов  проверяются,  обсуждаются  на  заседании

участковой комиссии и заносятся в протокол,  составляемый в  двух  эк-

земплярах.

     Протокол заполняется чернилами или шариковыми ручками, подписыва-

ется всеми членами участковой комиссии и заверяется печатью.

     Первый экземпляр протокола доставляется в окружную комиссию, вто-

рой - остается на хранении в участковой комиссии.

     Окружная комиссия на основании протокола участковых комиссий сум-

мирует  полученные данные,  проверяет их и после обсуждения составляет

итоговый протокол в двух экземплярах,  подписанный председателем,  за-

местителем председателя, секретарем и членами комиссии, заверенный пе-

чатью.  Первый экземпляр прокола немедленно отсылается или  передается

другим способом в Центральную избирательную комиссию по выборам и про-

ведению референдумов.

     Окружные и  участковые  комиссии  по проведению референдума после

подсчета голосов сдают копии протоколов и бюллетени в опечатанном  ви-

де, в том числе и погашенные, в соответствующие Хукуматы, где они хра-

нятся в течении двух месяцев,  а затем уничтожаются, если за это время

результаты референдума не были опротестованы.

     Сообщение о результатах референдума по округу публикуется в печа-

ти соответствующей окружной комиссии в сроки,  установленные Централь-

ной комиссией по выборам и проведению референдумов. В сообщении указы-

ваются общее число граждан, включенных в списки по округу, число граж-

дан, принявших участие в голосовании, число ответов "да" и число отве-

тов "нет", полученных отдельно на каждый из поставленных на референдум

вопросов, число бюллетеней, признанных недействительными.

 

     Статья 31. Подведение итогов референдума

 

     Центральная комиссия по выборам и проведению референдума  опреде-

ляет:

     число граждан, имеющих право участвовать в референдуме;

     число граждан, получивших бюллетени;

     число граждан, принявших участие в голосовании;

     число голосов, поданных с ответом "да" по вынесенному на референ-

дум вопросу или предложению;

     число голосов,  поданных  с ответом "нет" по вынесенному на рефе-

рендум вопросу или предложению;

     число бюллетеней, признанных недействительными.

     Референдум признается несостоявшимся,  если в голосовании приняло

участие менее половины граждан республики,  имеющих право на участие в

референдуме.  В этом случае референдум по тому же вопросу  может  быть

проведен не ранее чем через два года.

     Решение по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми,

в  том числе и по вопросам внесения изменений и дополнений в Конститу-

цию Республики Таджикистан,  если за них проголосовало более  половины

граждан республики, принявших участие в референдуме.

     Если на референдум выносились альтернативные варианты  решения  и

ни один из них не получил необходимого количества голосов,  то все ва-

рианты считаются отклоненными и их повторное вынесение  на  референдум

может состояться не ранее чем через год.  Результаты референдума могут

быть признаны недействительными из-за допущенных  в  ходе  референдума

или при подсчете голосов нарушений настоящего конституционного Закона,

повлиявших на результаты голосования.  В случаях обнаружения таких на-

рушений  результаты  референдума могут быть обжалованы в Верховный суд

Республики Таджикистан в течение месяца.

     В случае признания Верховным судом Республики Таджикистан резуль-

татов референдума недействительными Маджлиси Оли Республики  Таджикис-

тан в двухмесячный срок может назначить повторный референдум,  который

проводится в соответствии с настоящим конституционным законом.

 

     Статья 32. Опубликование и вступление в силу решения,  принятого

                на референдуме

 

     Итоги референдума доводятся до сведения населения Республики Тад-

жикистан через средства массовой информации Центральной  комиссией  по

выборам  и проведению референдумов не позднее десяти дней со дня окон-

чания голосования.

     В случае  признания результатов голосования по какому-либо округу

или участку недействительными Центральная комиссия по выборам и прове-

дению референдумов вправе поручить соответствующей комиссии провести в

течение двух недель в данном округе или на участке повторное голосова-

ние. Решения Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов

могут быть обжалованы в Верховный суд Республики Таджикистан в течение

недели со дня их принятия.

     Принятое на референдуме решение публикуются не позднее семи  дней

с даты последнего голосования по вопросу, вынесенному на референдум, и

вступает в силу в день опубликования, если в самом решении референдума

не предусмотрен иной срок.

 

     Статья 33. Изменение и отмена решения, принятого референдумом

 

     Изменение либо отмена решения,  принятого референдумом,  произво-

дится только референдумом.

 

     Статья 34. Ответственность за нарушение законодательства о рефе-

                рендуме

 

     Лица, препятствующие путем насилия,  обмана,  угроз,  подкупа или

иным путем свободному осуществлению гражданами их прав  на  участие  в

референдуме Республики Таджикистан, а также должностные лица государс-

твенных или общественных объединений, предприятий, учреждений, органи-

заций,  члены  комиссий по проведению референдума,  совершившие подлог

документов,  приписку, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушив-

шие тайну голосования, привлекаются к ответственности в порядке, уста-

новленном законодательством.

 

     Президент

     Республики Таджикистан                          Э.Рахмонов

 

                 г.Душанбе, 4 ноября 1995 года, №106