Закон Республики Таджикистан

 

                       О государственной службе

 

     Настоящий Закон  устанавливает  правовые  основы  организации   и

деятельности   государственной   службы   в  государственных  органах,

образуемых  в  соответствии   с   Конституцией,   законодательными   и

нормативно-правовыми   актами  Республики  Таджикистан,  и  регулирует

общественные  отношения,  связанные  с  деятельностью  государства  по

созданию  организационно-правовых  и  социально-экономических  условий

реализации гражданами республики права на государственную службу.

 

                       Глава I. Общие положения

 

     Статья 1. Термины и понятия, используемые в настоящем Законе

 

     В настоящем Законе используются следующие термины и понятия:

     а) государственный   орган   -   образованная  в  соответствии  с

законодательством   составная   часть    государственного    аппарата,

наделенная в соответствии с её функциональными задачами компетенцией и

производной  от  нее  структурой,   осуществляющая   в   присущих   ей

организационно-правовых формах государственно-властные полномочия;

     б) государственная  должность  -  должность   в   государственных

органах  с  установленным кругом обязанностей по реализации полномочий

государственных органов, задач и функций государства;

     в) государственные  должности государственной власти - должности,

установленные  Конституцией  и  законами  Республики  Таджикистан  для

непосредственного исполнения полномочий государственных органов;

     г) государственные должности государственной службы -  должности,

учрежденные  в  установленном  Законом  порядке  для непосредственного

обеспечения  исполнения  полномочий  лиц,  замещающих  государственные

должности  государственной  власти,  а  также должности,  утвержденные

государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий;

     д) государственная  служба  -  профессиональная деятельность лиц,

замещающих  государственные  должности  государственной   службы,   по

обеспечению исполнения полномочий государственных органов;

     е) государственный  служащий  -  лицо,  замещающее   оплачиваемую

государственную  должность  и  в соответствии с Законом осуществляющее

должностные   обязанности   по   обеспечению   исполнения   полномочий

государственных органов;

     ж) служащий - лицо,  замещающее должность,  включенную в  штатные

расписания государственных органов в целях технического обеспечения их

деятельности;

     з) должностное   лицо   -   лицо,  наделенное  в  соответствии  с

Конституцией,  настоящим Законом и иными  нормативно-правовыми  актами

Республики   Таджикистан   компетенцией   по   осуществлению   функций

государственной власти либо ее структурных подразделений.

 

     Статья 2. Право на государственную службу

 

     Граждане Республики   Таджикистан   имеют   равное    право    на

государственную   службу  в  соответствии  с  Конституцией,  настоящим

Законом и другими Законами Республики Таджикистан.

 

     Статья 3. Основные направления государственной политики в  сфере

               государственной службы

                                                                                          

     Основные направления    государственной    политики    в    сфере

государственной   службы   определяются   Маджлиси   Оли    Республики

Таджикистан  и Президентом Республики Таджикистан,  исходя из основных

целей,  задач и принципов функционирования  института  государственной

службы,  обеспечения эффективной работы всех государственных органов в

соответствии с их компетенцией.

 

     Статья 4. Нормативно-правовые акты о государственной службе

 

     Законодательство о государственной службе состоит из  Конституции

Республики  Таджикистан,  конституционных законов,  настоящего Закона,

Трудового   кодекса   Республики   Таджикистан,   иных    законов    и

нормативно-правовых актов Республики Таджикистан.

     Особенности государственной службы  в  отдельных  государственных

органах  устанавливаются  законами  Республики  Таджикистан  с  учетом

положений настоящего Закона.

 

     Статья 5. Пределы действия настоящего закона

 

     Действие настоящего Закона распространяется  на  лиц,  занимающих

государственные должности государственной службы в :

     1)комитетах и аппарате Маджлиси Оли Республики Таджикистан;

     2)исполнительном аппарате Президента Республики Таджикистан;

     3)аппаратах судов и органов прокуратуры;

     4)государственных органах,    непосредственно    подчиненных    и

подотчетных Президенту Республики Таджикистан;

     5)министерствах, государственных комитетах;

     6)государственных органах,  образуемых Правительством  Республики

Таджикистан;

     7)учрежденных Правительством Республики Таджикистан организациях,

подведомственных министерствам и государственным комитетам;

     8)органах исполнительной государственной власти на  местах  и  их

структурных подразделениях, аппаратах председателей Горно-Бадахшанской

автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов;

     9) аппаратах органов самоуправления в поселке и селе (джамоатах).

     Действие настоящего Закона не распространяется на лиц, занимающих

государственные  должности  государственной  власти,  правовой  статус

которых    определяется    Конституцией    Республики     Таджикистан,

конституционными и иными законами Республики Таджикистан:

     1) Президента Республики Таджикистан;

     2) Председателя   Маджлиси   Оли,   его   первого  заместителя  и

заместителей,  председателей комитетов, их заместителей, председателей

постоянных  комиссией  Маджлиси  Оли,  народных  депутатов  Республики

Таджикистан;

     3) Председателя,  его заместителей и судей Конституционного суда,

Верховного  Суда,  Высшего   экономического   суда,   Военного   суда,

председателей, их заместителей и судей всех судов.

     В соответствии с Конституцией Республики Таджикистан и  в  части,

не  урегулированной  настоящим  Законом,  конституционными  законами и

другими законодательными актами  Республики  Таджикистан  определяется

правовой статус:

     1) Премьер-министра    и    членов    Правительства    Республики

Таджикистан;

     2) Председателей Горно-Бадахшанской автономной области, областей,

города Душанбе, городов и районов;

     3) Председателя   Национального   банка   Таджикистана   и    его

заместителей;

     4) Генерального   прокурора   Республики   Таджикистан   и    его

заместителей и нижестоящих прокуроров, следователей прокуратуры;

     5) Председателя,  заместителя Председателя,  секретаря  и  членов

Центральной   избирательной   комиссии   по   выборам   и   проведению

референдумов;

     6) сотрудников   дипломатической  службы,  нотариата,  органов  и

подразделений Национального банка Таджикистана, органов безопасности и

внутренних дел, налоговых и таможенных органов;

     7) военнослужащих.

           

     Статья 6. Принципы государственной службы

 

     Принципами государственной  службы   в   Республике   Таджикистан

являются:

     1)верховенство Конституции и законов Республики Таджикистан;

     2) преданность народу Таджикистана;

     3) гуманизм и социальная справедливость;

     4) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

     5) демократизм и гласность;

     6) внепартийность и светский характер;

     7) профессионализм, компетентность, честность;

     8)законность, персональная ответственность и дисциплинированность

при исполнение служебных обязанностей;

     9) подконтрольность и подотчетность государственных служащих;

     10)правовая и социальная защищенность государственного служащего;

     11) добровольность  и  равное  право  граждан  на государственную

службу.

     В государственных   органах   и   их   аппаратах  не  допускаются

образование и деятельность структур политических  партий,  религиозных

организаций,   других   общественных   объединений,   за   исключением

профессиональных союзов.

 

     Статья 7. Орган управления государственной службой

 

     Для проведения единой государственной политики и  функционального

управления     государственной     службой    образуется    Управление

государственной службы при Президенте Республики Таджикистан.

     Управление государственной   службы   при  Президенте  Республики

Таджикистан:

     1) прогнозирует   потребность   государственных   органов   и  их

аппаратов в кадрах;

     2) разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение

Президента   Республики   Таджикистан   и   Правительства   Республики

Таджикистан  проекты  нормативных  актов  по  вопросам государственной

службы;

     3) осуществляет  методическое руководство проведением конкурсного

отбора и аттестации государственных служащих;

     4) организует     обучение    и    профессиональную    подготовку

государственных служащих;

     5) разрабатывает    предложения   по   реестрам   государственных

должностей и государственных служащих и внесению в них изменений;

     6) разрабатывает  квалификационные  требования,  предъявляемые  к

государственным   должностям    государственной    службы,    перечень

специализаций   государственных   должностей  государственной  службы,

принимает решения о признании образования равноценным  и  контролирует

их соблюдение;

     7) разрабатывает,  координирует  и  контролирует  мероприятия  по

повышению   эффективности  государственной  службы,  осуществляемые  в

государственных органах;

     8) осуществляет другие полномочия,  определяемые законодательными

и нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан.

     Положение и   структура  Управления  государственной  службы  при

Президенте утверждается Президентом Республики Таджикистан.

     Вопросы функционирования государственной службы в государственных

органах,  правовое положение которых регулируется отдельными  законами

Республики Таджикистан, решаются этими органами.

     Непосредственное руководство   кадрами   государственной   службы

осуществляется администрацией соответствующего государственного органа

через его кадровую службу на основании единого  Положения  о  кадровой

службе, утверждаемого Президентом Республики Таджикистан.

 

                 Глава II. Организация и прохождение

                        государственной службы

 

     Статья 8. Категории,Реестр государственных должностей Республики

               Таджикистан    и    квалификационные    требования    к

               государственным служащим

 

     Государственные должности государственной  службы  подразделяются

на следующие категории:

     высшая категория    -    высшие     государственные     должности

государственной службы

в Республике Таджикистан;

     первая категория    -    главные    государственные     должности

государственной службы;

     вторая категория    -    ведущие    государственные     должности

государственной службы;

     третья категория    -    старшие    государственные     должности

государственной службы;

     четвертая категория -     младшие    государственные    должности

государственной службы.

     Отнесение государственных  должностей  государственной  службы  к

категориям    государственных   должностей   государственной   службы,

изменение либо их исключение из категорий  государственных  должностей

государственной    службы    производится    Президентом    Республики

Таджикистан.

     Перечни государственных   должностей   государственной  власти  и

государственных должностей государственной  службы  составляют  Реестр

государственных    должностей    Республики    Таджикистан,    который

утверждается Президентом Республики Таджикистан.

     К указанному    Реестру    прилагается   перечень   специализаций

государственных должностей государственной службы  и  квалификационные

требования к лицам, их замещающим.

     В квалификационные    требования    к    служащим,     замещающим

государственные    должности    государственной   службы,   включаются

требования к:

     уровню профессионального   образования   с   учетом  категории  и

специализации государственных должностей государственной службы;

     стажу и опыту работы по специальности;

     уровню знаний   Конституции   Республики   Таджикистан,   законов

Республики  Таджикистан  и  иных  нормативно-правовых актов Республики

Таджикистан применительно  к  исполнению  соответствующих  должностных

обязанностей.

     Гражданам, претендующим     на     государственную      должность

государственной службы необходимо иметь:

     1) для    высшей    и    главных    государственных    должностей

государственной   службы  -  высшее  профессиональное  образование  по

специализации государственных должностей  государственной  службы  или

образование,   считающееся   равноценным,   с   дополнительным  высшим

профессиональным   образованием   по   специализации   государственных

должностей государственной службы;

     2) для   ведущих    и    старших    государственных    должностей

государственной   службы  -  высшее  профессиональное  образование  по

специальностям  государственного  управления  либо  по   специализации

государственных  должностей  государственной  службы  или образование,

считающееся равноценным;

     3) для  младших государственных должностей государственной службы

-    среднее    профессиональное    образование    по    специализации

государственной  должности  государственной  службы  или  образование,

считающееся равноценным.

     Решение о  признании  образования  равноценным  в  отношении лиц,

претендующих на замещение высшей и главных государственных  должностей

государственной службы, принимается Президентом Республики Таджикистан

по представлению  Управления  государственной  службы  при  Президенте

Республики Таджикистан.

     Решение о признании  образования  равноценным  в  отношении  лиц,

претендующих на замещение ведущих и старших государственных должностей

государственной службы, принимается Управлением государственной службы

при Президенте Республики Таджикистан.

     Решение о признании  образования  равноценным  в  отношении  лиц,

претендующих   на   замещение   младших   государственных   должностей

государственной  службы,  принимается  руководителем  соответствующего

государственного органа.

     Другие требования к  государственным  должностям  государственной

службы могут устанавливаться законами Республики Таджикистан,  а также

нормативно-правовыми  актами  государственных  органов   в   отношении

государственных служащих этих государственных органов.

     Государственные должности государственной  службы  подразделяются

по   специализациям,   предусматривающим  наличие  у  государственного

служащего для исполнения  обязанностей  по  государственной  должности

государственной    службы    одной    специализации   соответствующего

профессионального образования.

     Специализация государственных  должностей  государственной службы

устанавливается в зависимости  от  их  функциональных  особенностей  и

предмета ведения соответствующих государственных органов.

     К государственным  служащим  не  относятся  лица,  осуществляющие

техническое    обслуживание    и    обеспечивающие    функционирование

государственных  органов  и   их   аппаратов.   Перечень   таких   лиц

устанавливается Правительством Республики Таджикистан.

 

     Статья 9. Поступление  на государственную службу и нахождение на

               государственной службе

 

     На государственную   службу   принимаются   граждане   Республики

Таджикистан  не  моложе 18 лет,  имеющие соответствующее образование и

отвечающие требованиям настоящего Закона для государственных служащих.

     При поступлении  на  государственную службу граждане представляют

следующие документы:

     личное заявление;

     документ, удостоверяющий личность;

     трудовую книжку;

     документы об образовании;

     справку из  соответствующих  налоговых  органов  о  представлении

сведений об имущественном положении;

     медицинское заключение о состоянии здоровья;

     другие документы,     предусмотренные     законами     Республики

Таджикистан.

     Гражданин не  может  быть  принят  на  государственную  службу  и

находиться на государственной службе в случаях:

     1) признания  его  недееспособным  или  ограниченно  дееспособным

решением суда, вступившим в закону силу;

     2) наличие неснятой  или  непогашенной  судимости  за  совершение

умышленных    преступлений,    которая   несовместима   с   замещением

государственной должности государственной службы;

     3) отказа   от   прохождения   процедуры   оформления  допуска  к

сведениям,  составляющим государственную,  служебную и иную охраняемую

законом   тайну,   если   исполнение   должностных   обязанностей   по

государственной   должности   государственной   службы,   на   которую

претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

     4) близкого родства  или  свойства  (родители,  супруги,  братья,

сестры,  сыновья,  дочери,  а  также братья,  сестры,  родители и дети

одного   из   супругов)   с   государственным   служащим,   если    их

государственная  служба  связана с непосредственной подчиненностью или

подконтрольностью одного из них другому;

     5) наличия  гражданства иностранного государства,  за исключением

случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной

основе межгосударственными соглашениями;

     6) в других случаях,  установленных законами и  правовыми  актами

Республики Таджикистан.

     Сведения, представленные   согласно   настоящему    Закону    при

поступлении гражданина на государственную службу,  а также при решении

вопроса о его назначении на государственную должность  государственной

службы  высшей  и  первой  категории,  подлежат  проверке  в  порядке,

установленном  законами  и  нормативно-правовыми   актами   Республики

Таджикистан.

     В отдельных государственных органах законом могут устанавливаться

дополнительные требования к проверки сведений,  сообщаемых гражданином

при  поступлении  на  государственную  службу  и  назначении  его   на

государственную должность службы высшей и первой категории.

     В случае  установления   в   процессе   проверки   обстоятельств,

препятствующих   поступлению  гражданина  на  государственную  службу,

указанный гражданин информируется  в  письменной  форме  об  отказе  в

принятии его на государственную службу и причинах такого отказа.

     Гражданин поступает  на  государственную  службу   на   основании

трудового договора (контракта), заключаемого в соответствии с Трудовым

кодексом Республики Таджикистан.

     Поступление гражданина  на  государственную  службу оформляется в

установленном  порядке  решением   соответствующего   государственного

органа  (должностного лица) о назначении гражданина на государственную

должность государственной службы.

 

     Статья 10. Конкурс  на   замещение   вакантной   государственной

                должности государственной службы

 

     Конкурс на    замещение   вакантной   государственной   должности

государственной службы (далее - конкурс)  обеспечивает  равный  доступ

граждан к государственной службе.

     Конкурс проводится среди граждан, подавших заявление на участие в

нем,  при  соблюдении  условий,  установленных  статьей  9  настоящего

Закона.

     Государственные служащие  могут участвовать в конкурсе независимо

от того, какие должности они занимают в момент его проведения.

     Конкурс может  проводиться  в  форме  конкурса  документов  (  на

замещение вакантных государственных должностей государственной  службы

высшей, первой, второй категорий) или конкурса-испытания (на замещение

вакантных государственных должностей государственной  службы  третьей,

четвертой категорий).

     Конкурс проводится  по  решению   государственного   органа   или

должностного лица,  в компетенцию которого входит назначение на данную

государственную  должность  государственной  службы.  Для   проведения

конкурса образуется конкурсная комиссия.

     Конкурс документов  организуется  конкурсной  комиссией,  которая

оценивает  участников конкурса на основании документов об образовании,

о прохождении государственной службы и другой трудовой деятельности, а

также  рекомендаций,  результатов  тестирования  и  других документов,

представляемых по решению соответствующих государственных органов.

     Конкурс-испытание проводится         конкурсной        комиссией.

Конкурс-испытание  может  включать  в  себя   прохождение   испытания,

стажировки     на     соответствующей     государственной    должности

государственной службы.

     Информация о дате,  месте и об условиях проведения конкурса может

быть опубликована в печати.

     Решение конкурсной  комиссии  является  основанием для назначения

гражданина    на     соответствующую     государственную     должность

государственной службы либо отказа в таком назначении.

     Каждому участнику конкурса сообщается о  результатах  конкурса  в

письменной  форме  в  течении  месяца  со дня его завершения.  Решение

конкурсной комиссии может быть обжаловано в суде.

 

     Статья 11. Испытание на государственной службе

 

     Для гражданина,  впервые принятого на  государственную  должность

государственной   службы,   или  для  государственного  служащего  при

переводе на  государственную  должность  государственной  службы  иной

категории и иной специализации может устанавливаться испытание на срок

до трех месяцев.

     В срок    испытания    не    засчитываются    период    временной

нетрудоспособности и другие периоды,  когда  государственный  служащий

отсутствовал на службе по уважительным причинам.

     На государственного служащего в период испытания распространяется

действие настоящего Закона.

     Государственному служащему до окончания срока испытания очередной

квалификационный   чин   не  присваивается.  При  неудовлетворительном

результате испытания государственный служащий может быть  переведен  с

его   согласия   на   прежнюю  или  другую  государственную  должность

государственной службы, при отказе от перевода - уволен.

     Если срок испытания истек,  а государственный служащий продолжает

исполнять  свои  должностные  обязанности,  он  считается  выдержавшим

испытание,  и последующее увольнение допускается только по основаниям,

предусмотренным Законом.

 

     Статья 12. Обучение,  переподготовка,  повышение квалификации  и

                стажировка государственных служащих

 

     Для государственных  служащих  создаются  условия  для  обучения,

переподготовки и  повышения  квалификации  в  соответствующих  учебных

заведениях, а также путем стажировки.

     Порядок и   условия   обучения,   переподготовки   и    повышения

квалификации   государственных   служащих,  а  также  прохождения  ими

стажировки  определяется  Управлением   государственной   службы   при

Президенте    Республики    Таджикистан    на    основе    предложений

соответствующих государственных органов.

 

     Статья 13. Аттестация государственного служащего

 

     В целях совершенствования  деятельности  государственной  службы,

улучшения  подготовки,  подбора  и расстановки кадров,  обеспечения их

соответствия    занимаемой     должности,     стимулирования     роста

профессионального  уровня,  повышения  качества и эффективности работы

периодически  проводится  аттестация  государственных   служащих,   за

исключением замещающих должности высшей и первой категории.

     Порядок и условия проведения аттестации государственных  служащих

устанавливаются   законами   и   иными   нормативно-правовыми   актами

Республики Таджикистан.

 

     Статья 14. Квалификационные чины государственных служащих

 

     Квалификационные чины  государственных  служащих   указывают   на

соответствие   уровня   профессиональной   подготовки  государственных

служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным

должностям государственной службы.

     Государственным служащим   могут   быть    присвоены    следующие

квалификационные чины:

     действительный государственный советник Республики Таджикистан  -

государственным   служащим,   замещающим   государственные   должности

государственной службы высшей категории;

     государственный советник Республики Таджикистан - государственным

служащим,  замещающим государственные должности государственной службы

высшей и первой категорий;

     государственный советник  1,  2  и  3  класса  -  государственным

служащим,  замещающим государственные должности государственной службы

первой и второй категорий;

     советник государственной службы 1, 2 и 3 класса - государственным

служащим,  замещающим государственные должности государственной службы

второй и третьей категории;  референт государственной службы .1, 2 и 3

класса  -   государственным   служащим,   замещающим   государственные

должности государственной службы четвертой категории.

     Присвоение квалификационных чинов действительных  государственных

советников    Республики   Таджикистан,   государственных   советников

Республики Таджикистан,  государственных советников 1,  2 и  3  класса

производится Президентом Республики Таджикистан.

     Остальные квалификационные  чины  присваиваются   государственным

органом  (должностным лицом),  принявшим государственного служащего на

работу.

     О присвоении   квалификационного   чина   производится  запись  в

трудовой книжке государственного служащего.

     Государственному служащему         присваивается        очередной

квалификационный чин :

     Референта государственной  службы  1,  2  и  3 класса - через 1,5

года;

     советника государственной службы 1, 2, 3 класса - через два года;

     государственного советника 1, 2, 3 класса - через три года;

     действительного государственного советника Республики Таджикистан

и государственного советника Республики Таджикистан  в  индивидуальном

порядке   по   представлению  Управления  государственной  службы  при

Президенте  Республики  Таджикистан   на   основании   мотивированного

ходатайства    государственного    органа,    в    котором    работает

государственный служащий.

     За выполнение   особо   ответственных   заданий  государственному

служащему в пределах соответствующей  категории  должностей  очередной

квалификационный чин может быть присвоен досрочно.

     Квалификационные чины  присваиваются  пожизненно.  Лишение   чина

возможно  по  приговору  суда  за совершение тяжкого или особо тяжкого

преступления.

     Порядок присвоения   квалификационных   чинов,   сохранение   или

приравнивания  их  при  переводе  на  иные  государственные  должности

государственной    службы    определяется   Положением,   утверждаемым

Президентом Республики Таджикистан.

     Для отдельных видов государственной службы в соответствии с зако-

нами  и  нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан могут быть

введены другие виды квалификационных чинов,  воинские звания, диплома-

тические  ранги и иные специальные звания,  а также вводится форменная

одежда и знаки отличия.

 

     Статья 15. Личное   дело   государственного  служащего.  Реестр

                государственных служащих

 

     Прохождение государственной  службы  отражается  в  личном   деле

государственного  служащего.  Личное  дело  государственного служащего

введется кадровой службой соответствующего государственного  органа  и

при переводе государственного служащего на новое место государственной

службы передается по указанному месту государственной службы.  Ведение

нескольких   личных   дел   одного   государственного   служащего   не

допускается.

     Сведения о  государственных служащих,  в том числе о включенных в

резерв  на  выдвижение  на   вышестоящие   государственные   должности

государственной службы, вносятся в Реестр государственных служащих.

     Порядок ведения личных дел  и  Реестра  государственных  служащих

осуществляется в соответствии с законами и нормативно-правовыми актами

Республики Таджикистан.  Сбор  и  внесение  в  личные  дела  и  Реестр

государственных  служащих  сведений  об  их политической и религиозной

принадлежности, частной жизни запрещается.

 

     Статья 16. Основания для прекращения государственной службы

 

     Государственная служба      прекращается      при      увольнении

государственного  служащего,  в том числе в связи с выходом в отставку

или на пенсию.

     Помимо оснований,  предусмотренных  Трудовым  кодексом Республики

Таджикистан,  увольнение   государственного   служащего   может   быть

осуществлено  по  инициативе  руководителя  государственного  органа в

случаях:

     1) достижения    им    предельного    возраста    пребывания   на

государственной службе;

     2) прекращения гражданства Республики Таджикистан;

     3) истечения  срока  полномочий   в   государственной   должности

государственной службы и срока трудового договора (контракта);

     4) несоблюдения  обязанностей  и   ограничений,   предусмотренных

настоящим Законом;

     5) разглашения сведений,  составляющих государственную, служебную

и иную охраняемую законом тайну;

     6) возникновения других обстоятельств,  предусмотренных настоящим

Законом.

     Увольнение государственного        служащего         производится

соответствующим    государственным    органом   (должностным   лицом),

наделенным   правом   назначения    на    государственную    должность

государственной службы.

     В случае незаконного увольнения  государственный  служащий  имеет

право на судебную защиту своих прав.

 

     Статья 17. Предельный  возраст  пребывания  на  государственной

                службе

 

     Предельный возраст   пребывания   на    государственной    службе

составляет    60    лет.    В    случае   необходимости   руководитель

государственного органа по  согласованию  с  Руководителем  Управления

государственной  службы  при  Президенте  Республики Таджикистан может

продлить срок пребывания на государственной службе, но не более чем на

пять  лет.  После  достижения указанного возраста они могут продолжать

работать в государственных  органах  на  условиях  срочного  трудового

договора (контракта).

 

     Статья 18. Отставка государственного служащего

 

     Отставкой является     прекращение     исполнения    обязанностей

государственной службы служащим,  занимающим государственную должность

государственной службы высшей или первой категории, по его письменному

заявлению.

     Основанием для отставки является:

     принуждение государственного     служащего      к      выполнению

противоречащего  законодательству  решения государственного органа или

вышестоящего должностного лица, в результате исполнения которого может

быть   причинен   материальный   либо   моральный  ущерб  государству,

юридическим или физическим лицам;

     политические препятствия    для    дальнейшего    пребывания   на

государственной   службе;   подтвержденное   медицинским   заключением

состояние   здоровья   служащего,  затрудняющее  исполнение  служебных

полномочий.

     Отставка принимается  или  по  ней  дается  мотивированный  отказ

государственным   органом   или   должностным    лицом,    назначившим

государственного  служащего на должность.  Решение о принятии отставки

или отказе в ней  принимается  в  двухнедельный  срок  со  дня  подачи

письменного  заявления.  В  случае  отказа  в отставке государственный

служащий должен продолжать исполнение служебных обязанностей  и  имеет

право на увольнение в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом.

           

     Статья 19. Резерв кадров государственной службы

 

     В государственных    органах    создается   резерв   кадров   для

своевременного   замещения   вакантных   государственных    должностей

государственной   службы,   а   также   для   обеспечения  продвижения

государственных служащих по службе. Резерв кадров формируется из:

     государственных служащих,  повысивших  квалификацию или прошедших

стажировку,   имеющих   соответствующий   квалификационный    чин    и

рекомендованных  по  результатам  аттестации  для  выдвижения не более

высокую должность;

     специалистов органов   государственной   власти   на   местах   и

самоуправления     в     поселке     и     селе,     производственной,

социально-культурной  и  научной  сфер,  а  также  выпускников учебных

заведений соответствующего профиля.

     Порядок формирования  и  организации  работы  с  резервом  кадров

определяется  Положением  о  резерве  кадров  государственной  службы,

утверждаемым Президентом Республики Таджикистан.

 

        Глава III. Правовой статус государственного служащего

 

     Статья 20. Обязанности государственного служащего

 

     Государственный служащий обязан:

     1) поддерживать конституционный строй,  соблюдать и  обеспечивать

исполнение  требований  Конституции Республики Таджикистан,  законов и

нормативно-правовых  актов,  а  также   международно-правовых   актов,

признанных Республикой Таджикистан;

     2) добросовестно  выполнять  служебные  обязанности  в   пределах

полномочий, предоставленных ему законами и нормативно-правовыми актами

Республики Таджикистан;

     3) исполнять  приказы  и  распоряжения руководителей,  изданные в

пределах и компетенции, за исключением противоречащих закону;

     4) обеспечивать  соблюдение  и  защиту  прав и законных интересов

граждан;

     5) уважительно    относиться   к   гражданам,   руководителям   и

сотрудникам, соблюдать культуру общения;

     6) не  допускать  действий  и поступков,  которые могут подорвать

интересы  государственной  службы  либо   отрицательно   повлиять   на

репутацию государственного служащего;

     7) соблюдать  установленные  в  государственном  органе   правила

внутреннего  трудового  распорядка,  должностные  инструкции,  порядок

работы со служебной информацией;

     8) в   пределах   своих  должностных  полномочий  своевременно  и

объективно  рассматривать  обращения  юридических  и  физических  лиц,

запросы народных депутатов в государственные органы либо к должностным

лицам и разрешать  их  в  порядке,  установленном  законом  Республики

Таджикистан;

     9) сохранять государственную, служебную и иную охраняемую законом

Республики Таджикистан тайну, в том числе и после прекращения службы в

государственном органе.  Гражданин при оформлении  на  государственную

службу,  по  роду  деятельности  которой ему необходимо иметь доступ к

сведениям,  составляющим  государственную  тайну,  проходит  процедуру

оформления допуска;

     10) сохранять  в  тайне  полученные  при   исполнении   служебных

обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство

граждан,  и не требовать от них предоставления  такой  информации,  за

исключением случаев, предусмотренных Законом;

     11) Поддерживать   уровень    квалификации,    достаточный    для

эффективного исполнения своих должностных обязанностей.

     Конкретные права   и   обязанности    государственных    служащих

определяются   на  основе  типовых  квалификационных  характеристик  и

отражаются  в  должностных  положениях  и  инструкциях,   утверждаемых

руководителями  соответствующих  государственных  органов  в  пределах

Закона и их компетенции.

 

     Статья 21. Права государственного служащего

 

     Государственный служащий имеет право:

     1) требовать  от  должностного лица,  наделенного правом приема и

увольнения государственного служащего,  письменного закрепления  своих

служебных   обязанностей   и   создания   надлежащих  условий  для  их

исполнения;

     2) на  повышение  в  должности  или увеличение размера заработной

платы,  надбавок к ней с учетом квалификации и отношения к  исполнению

служебных обязанностей;

     3) знакомиться со своим личным делом и другими документами  перед

внесением их в личное дело,  а также требовать приобщения к нему своих

объяснений;

     4) посещать  в  установленном  порядке для исполнения должностных

обязанностей предприятия,  учреждения и организации независимо от форм

собственности;

     5) запрашивать   и   получать   в   установленном   порядке    от

государственных   органов,   общественных   объединений,  предприятий,

учреждений  и  организаций  информацию,  необходимую  для   исполнения

служебных обязанностей;

     6) на переподготовку (переквалификацию) и повышение  квалификации

за счет средств соответствующего бюджета;

     7) на  пенсионное  обеспечение  с  учетом  стажа  государственной

службы;

     8) на проведение по его требованию служебного  расследования  для

опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

     9) на объединение в профессиональные союзы и  другие  объединения

для  защиты  своих  прав,  социально-экономических  и профессиональных

интересов,  за исключением  случаев,  предусмотренных  Конституцией  и

законами Республики Таджикистан;

     10) на внесении предложений по совершенствованию  государственной

службы в любые инстанции;

     11) отказаться от выполнения  поручения,  если  оно  противоречит

законодательству Республики Таджикистан;

     12) на отставку в установленном законом порядке и  увольнение  по

собственному желанию;

     13) на  охрану  труда,  здоровья,  безопасные  и  надлежащие  для

высокопроизводительной работы условия труда.

     Государственный служащий  вправе  обратиться  в   соответствующие

государственные  органы  или в суд для разрешения споров,  связанных с

государственной службой,  в том числе по вопросам содержания  выданных

характеристик,  приема  на  государственную  службу,  ее  прохождения,

реализации  прав  государственного  служащего,  перевода   на   другую

государственную  должность  государственной службы или освобождения от

должности по результатам  аттестации,  дисциплинарной  ответственности

государственного   служащего,   несоблюдения   гарантий   правовой   и

социальной защиты  государственного  служащего,  лишения  и  понижения

квалификационного чина, увольнения с государственной службы.

 

     Статья 22. Ограничения, связанные с государственной службой

 

     Государственный служащий не имеет права:

     1) заниматься другой оплачиваемой работой  на  условиях  штатного

совместительства,  кроме  педагогической,  научной,  и иной творческой

деятельности;

     2) заниматься  предпринимательской  деятельностью лично или через

доверенных лиц,  а также быть поверенным у третьих  лиц  по  вопросам,

связанным  с  деятельностью  государственного  органа,  в  котором  он

находится  на  службе  либо  который  непосредственно   подчинен   или

непосредственно  подконтролен  этому органу.  Государственный служащий

обязан  в  соответствии  с  законом  и   нормативно-правовыми   актами

Республики   Таджикистан   передать  в  доверительное  управление  под

гарантию на время прохождения государственной службы находящиеся в его

собственности  доли  (пакеты  акций)  в уставном капитале коммерческих

организаций;

     3) состоять членом органа управления коммерческой организации;

     4) использовать  в  неслужебных  целях  средства  материально   -

технического,   финансового   и  информационного  обеспечения,  другие

государственные ресурсы и служебную информацию;

     5) принимать  подарки  за услуги,  оказанные в порядке выполнения

своих служебных обязанностей. При получении ценных подарков в качестве

официального   лица   как   внутри,  так  и  за  пределами  республики

государственный   служащий   обязан   передать   их   государству    в

установленном порядке;

     6) выезжать  в  служебные  командировки  за   границу   за   счет

физических  и юридических лиц,  за исключением служебных командировок,

осуществляемых в соответствии с международными  договорами  Республики

Таджикистан  или  по  договоренности  между  государственными органами

Республики Таджикистан с  государственными  органами  и  организациями

иностранных государств, а также международными организациями;

     7) иметь счета  в  зарубежных  банках,  за  исключением  случаев,

связанных с выполнением государственных функций в других странах;

     8) принимать участие  в  действиях,  нарушающих  функционирование

государственных органов;

     9) выполнять имеющие отношение к службе в государственном  органе

указания  и  поручения политических партий,  общественных объединений,

религиозных организаций и субъектов  хозяйствования  или  использовать

свое служебное положение в их интересах;

     10) проявлять вопреки интересам дела бюрократизм, ведомственность

и  местничество,  предубежденность  или  благосклонность к какому-либо

предприятию, учреждению, организации, органу, объединению граждан либо

конкретному лицу;

     11) получать гонорары за публикации,  подготовка которых входит в

его  служебные  обязанности,  за воспроизведение в печати,  по радио и

телевидению  публичных  выступлений  на  официальных  мероприятиях   в

качестве государственного служащего;

     12) принимать  без  ведома  Президента   Республики   Таджикистан

награды,  почетные  и  специальные  звания  иностранных  государств  и

международных организаций.

     Государственный служащий, нарушающий требования настоящей статьи,

предупреждается руководителем государственного органа о  необходимости

прекратить  нарушение.  Если  по истечении месяца после предупреждения

государственный  служащий  продолжает  заниматься   вышеперечисленными

видами деятельности, он подлежит увольнению с государственной службы.

           

     Статья 23. Сведения   о   доходах   и  имущественном  положении

                государственного служащего

 

     При поступлении на государственную службу и впоследствии ежегодно

государственный   служащий   обязан   представлять  в  соответствующие

налоговые  органы  в  установленном  законном  порядке  декларацию   о

доходах,  ценном  недвижимом и движимом имуществе банковских вкладах и

ценных бумагах,  обязательствах финансового характера,  в том числе за

границей.  Декларация  должна  содержать  сведения об имуществе членов

семьи.

     Непредставление декларации  или  внесение в нее искаженных данных

является основанием для отказа в приеме на государственную службу  или

для освобождения от должности.

     Содержание указанной  декларации  не  подлежит  разглашению,   за

исключением предусмотренных законом случаев.

 

     Статья 24. Ответственность государственного служащего

 

     За неисполнение   или   ненадлежащее  исполнение  государственным

служащим возложенных на него обязанностей (должностной  проступок)  на

государственного служащего могут налагаться органом или руководителем,

имеющим право назначать государственного служащего на  государственную

должность    государственной    службы,    дисциплинарные   взыскания,

предусмотренные действующим Трудовым кодексом Республики  Таджикистан.

Кроме  этого,  к нему могут применяться следующие меры дисциплинарного

воздействия:

     предупреждение о неполном служебном соответствии,

     задержка до одного года в присвоении очередного чина.

     Государственный служащий,   допустивший   должностной  проступок,

повлекший  человеческие  жертвы,  или  значительный  материальный  или

моральный ущерб,  причиненный юридическому или физическому лицу, может

быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей.

     Решение об  отстранении  государственного служащего от исполнения

им должностных обязанностей принимается руководителем соответствующего

государственного органа.

     Отстранение от осуществления должностных обязанностей  не  должно

превышать  срок  служебного  расследования,  составляющего два месяца.

Порядок    проведения    служебного     расследования     определяется

нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан.

     Если служебное расследование подтвердит правомерность отстранения

государственного  служащего  от  исполнения  должностных обязанностей,

материалы    служебного    расследования    должны    быть    переданы

соответствующему компетентному органу.

     Если в  результате  служебного  расследования   не   подтвердится

правомерность  отстранения  государственного  служащего  от исполнения

должностных обязанностей, это решение отменяется.

     Порядок применения   и   обжалования   дисциплинарных   взысканий

устанавливается законодательством Республики Таджикистан.

     Государственный служащий  должен  действовать  в  пределах  своих

полномочий.  В случае сомнения  в  правомерности  полученного  им  для

исполнения распоряжения,  приказа,  указания он обязан незамедлительно

обратиться в письменном виде к своему непосредственному  руководителю,

издавшему распоряжение, приказ, указание должностному лицу, а в случае

подтверждения такого  распоряжения,  приказа,  указания  информировать

вышестоящее должностное лицо.  В случае,  если вышестоящее должностное

лицо письменно подтвердит правильность данного распоряжения,  приказа,

указания,  государственный служащий обязан его исполнить,  если это не

связано с осуществлением деяния,  наказуемого в  административном  или

уголовном порядке.

     Ответственность за его  последствия  возлагается  на  должностное

лицо, подтвердившее распоряжение, приказ, указание.

     Государственный служащий несет предусмотренную законом Республики

Таджикистан  ответственность  за  действие или бездействие,  ведущие к

нарушению прав и законных интересов граждан.

     Государственный служащий вправе знакомиться со всеми материалами,

связанными с привлечением его к ответственности.

     Действия и  решения  государственного органа ( должностного лица)

могут быть обжалованы привлекаемым к  ответственности  государственным

служащим в вышестоящем государственном органе (должностному лицу) либо

в суд.

 

              Глава IV. Гарантии и стимулы деятельности

                      государственного служащего

 

     Статья 25. Гарантии для государственного служащего

 

     Государство гарантирует государственному служащему:

     1) условия  работы,  обеспечивающие  исполнение  им   должностных

обязанностей:

     2) оплату   труда   и   иные   выплаты   (денежное   содержание),

предусмотренные  законами  и  нормативно-правовыми  актами  Республики

Таджикистан;

     3) ежегодный оплачиваемый отпуск;

     4) бесплатную медицинскую помощь служащему и членам его  семьи  в

государственных учреждениях здравоохранения,  в том числе после выхода

его на пенсию;

     5) переподготовку  и повышение квалификации с сохранением за весь

период обучения среднего заработка по занимаемой должности;

     6) обязательное государственное страхование на случай заболевания

или потери трудоспособности,  гибели или причинения вреда здоровью,  а

также его имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

     7) пенсию государственного  служащего  и  пенсионное  обеспечение

членов   семьи   государственного   служащего  в  случае  его  смерти,

наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

     8) защиту его самого и членов его семьи от насилия, угроз, других

неправомерных действий в связи с исполнением им служебных обязанностей

в порядке, установленном Законом;

     9) стабильность  занимаемого  положения   и   перспектива   роста

государственных     служащих,     обеспечение     преемственности    в

государственной службе.

     Государственному служащему  в соответствии с нормативно-правовыми

актами Республики Таджикистан возмещаются  расходы  и  предоставляются

иные  компенсации  в связи со служебными командировками,  с приемом на

государственную  службу,  переводом   на   государственную   должность

государственной службы в другой государственный орган, направлением на

государственную службу  в  другую  местность  ,  а  также  возмещаются

связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.

     Государственный служащий не может быть переведен на другую посто-

янную работу без его согласия. Государственному служащему в зависимос-

ти  от условий прохождения им государственной службы предоставляются в

случаях и в порядке, установленных нормативно-правовыми актами Респуб-

лики Таджикистан,  служебный транспорт или денежная компенсация транс-

портных расходов.

     Расходы, связанные с  предоставлением  гарантий,  предусмотренных

настоящей   статьей,  производятся  за  счет  средств  соответствующих

бюджетов.

     Заработная плата,   пенсия   и  другие  выплаты  государственному

служащему  подлежат  индексации  в  порядке  установленном  законом  и

нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан.

     Законом Республики Таджикистан могут быть  предусмотрены  и  иные

гарантии для государственного служащего.

     В случае смерти  работающего  или  вышедшего  в  соответствии  со

статьей  32  настоящего  Закона  на  пенсию государственного служащего

членам  его  семьи  выплачивается  единовременное  пособие  в  размере

соответственно  двенадцати  и  десяти  месячных должностных окладов по

последнему месту службы в государственном органе.

     При освобождении    от    должности   в   связи   с   совершением

противоправных действий,  в том числе за систематическое  невыполнение

своих обязанностей,  права на гарантии и компенсации,  предусмотренные

настоящей статьей, не сохраняются.

     Смена руководства органов государственной власти не может служить

основанием для прекращения выполнения государственными служащими своих

обязанностей   по   инициативе  нового  руководства,  кроме  служащих,

занимающих должности, относящиеся к высшей и первой категориям.

 

     Статья 26. Гарантии   государственному   служащему   в   случае

                ликвидации   или  сокращения  численности  или  штатов

                работников

 

     При ликвидации государственного органа или сокращении  его  штата

или  численности  работников  в  случае  невозможности  предоставления

работы в том  же  государственном  органе  государственному  служащему

должна    быть    предложена    другая    государственная    должность

государственной службы в другом государственном органе  с  учетом  его

профессии, квалификации и ранее занимаемой должности.

     При невозможности  трудоустройства  государственному   служащему,

заключившему  трудовой  договор  (контракт)  на  неопределенный  срок,

гарантируется  переподготовка  (переквалификация)  с  сохранением   на

период   переподготовки  (переквалификации)  денежного  содержания  по

занимаемой до увольнения с государственной  должности  государственной

службы и непрерывности трудового стажа,  с последующим предоставлением

возможности  замещения   соответствующей   государственной   должности

государственной службы.

     При увольнении в связи  с  ликвидацией  государственного  органа,

сокращением   штатов   или   численности  работников  государственному

служащему:

     выплачивается средний  заработок  по ранее занимаемой должности в

течение трех месяцев (без зачета выходного пособия);

     выплачивается пособие  по  безработице  в  порядке и на условиях.

определенных  законами  и   нормативно-правовыми   актами   Республики

Таджикистан;

     сохраняется должностной оклад,  который он  получал  по  прежнему

месту  работы  в  результате  перевода на работу как непосредственно в

аппарате  указанных  органов,   так   и   в   других   государственных

организациях,  учреждениях, предприятиях, в том числе и при назначении

его  на  соответствующие  государственные  должности   государственной

службы  в  случае,  если должностной оклад по новому месту работы ниже

прежнего;

     выплачивается единовременное   пособие   в  размере  должностного

оклада по прежнему месту работы в случае  перевода  его  на  работу  в

другую  местность.  Единовременное  пособие  на  каждого переезжающего

члена семьи выплачивается  в  размере  четверти  пособия,  выдаваемого

работнику.  Другие  компенсации,  связанные с переездом к новому месту

работы самого работника и  членов  его  семьи,  производятся  в  общем

порядке;

     сохраняется право медицинского обслуживания  в  тех  же  лечебных

учреждениях,  в  которых он обслуживался до перевода на работу в новой

должности;

     предоставляется право  выхода на пенсию по возрасту досрочно,  но

не  ранее  чем  за  два  года  до   установленного   законодательством

Республики Таджикистан срока выхода на пенсию при условии стажа работы

в качестве государственного служащего не менее 10 лет  и  при  наличии

общего трудового стажа: для мужчин - 25 лет, для женщин - 20 лет.

     В случае отсутствия возможности  предоставления  государственному

служащему  работы  в  соответствии  с  его  профессией  и квалификации

государственный служащий остается в Реестре  государственных  служащих

  указанием  "в резерве") с сохранением в течение года непрерывности

стажа государственной службы.

           

     Статья 27. Оплата труда государственного служащего

 

     Оплата труда  государственного  служащего   должна   обеспечивать

достаточные  материальные условия для независимого исполнения им своих

служебных обязанностей, способствовать укомплектованию государственных

органов  и  их  аппаратов  компетентными  и опытными кадрами,  служить

стимулом их добросовестного и инициативного труда.

     Заработная плата    государственного    служащего    состоит   из

должностного   оклада,   надбавок    к    должностному    окладу    за

квалификационный  чин  или  категорию,  выслугу  лет,  ученую степень,

премий по результатам работы.

     Надбавка за   квалификационный  чин  выплачивается  ежемесячно  в

кратном размере к установленному размеру минимальной заработной  платы

в следующих размерах:

 

     Квалификационный чин                   Надбавка в кратном размере

                                              к минимальной зарплате

 

     Действительный государственный советник

     Республики Таджикистан                                        5,0

     Государственный советник Республики

     Таджикистан                                                   4,5

     Государственный советник 1 класса                             4,1

     Государственный советник 2 класса                             3,8

     Государственный советник 3 класса                             3,5

     Советник государственной службы 1 класса                      3,1

     Советник государственной службы 2 класса                      2,8

     Советник государственной службы 3 класса                      2,5

     Референт государственной службы 1 класса                      2,1

     Референт государственной службы 2 класса                      1,8

     Референт государственной службы 3 класса                      1,5

 

     Государственному служащему, имеющему другие виды квалификационных

чинов и специальных званий (классный чин,  квалификационный класс, ка-

тегория,  воинское звание, дипломатический ранг), выплачивается только

одна надбавка по его выбору.

     Надбавка за выслугу лет выплачивается ежемесячно в процентном от-

ношении к должностному окладу с учетом  надбавки  за  квалификационный

чин и в зависимости от стажа государственной службы в следующих разме-

рах:  от 1 до 3 лет-5, свыше 3 до 5-10, свыше 5 до 10- 20, свыше 10 до

20-30, 20 лет и выше-45 процентов.

     Надбавка за ученую степень государственному служащему  выплачива-

ется в размере до 30 процентов должностного оклада ежемесячно.

     Государственным служащим могут устанавливаться надбавки и  выпла-

чиваться  премии за высокие достижения в труде и выполнение особо важ-

ной работы,  доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующих

работников и другие надбавки и доплаты,  а также предоставляться мате-

риальная помощь для решения социально-бытовых вопросов.

     Условия оплаты  труда государственных служащих,  размеры их долж-

ностных окладов,  доплат, надбавок, премий, материальной помощи и дру-

гих выплат,  кроме установленных настоящим Законом, определяются соот-

ветственно Президентом и Правительством Республики Таджикистан.

     Источником формирования фонда оплаты труда государственных служа-

щих в бюджетных органах  является  государственный  бюджет  Республики

Таджикистан.

     Сокращение бюджетных ассигнований не может служить основанием для

снижения  должностных  окладов,  надбавок  к ним и финансирования иных

предусмотренных настоящим Законом гарантий, льгот и компенсаций.

 

     Статья 28. Исчисление стажа государственной службы

 

     Стаж государственной службы  государственного  служащего,  дающий

право на получение надбавок за выслугу лет, дополнительного оплачивае-

мого отпуска, назначение пенсии и других выплат, включает в себя время

работы в государственных органах (в том числе на выборных должностях )

и на должностях в органах самоуправления в поселке и селе. Включение в

этот  стаж  иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соот-

ветствии с Положением,  утвержденным Маджлиси Оли Республики Таджикис-

тан.

 

     Статья 29. Поощрение за добросовестный труд

 

     Государственные служащие  за успешное и добросовестное исполнение

должностных обязанностей,  продолжительную и безупречную государствен-

ную службу, выполнение заданий особой важности и сложности поощряются.

Виды поощрения и порядок их применения устанавливаются законами и нор-

мативно-правовыми актами Республики Таджикистан.

 

     Статья 30. Отпуск государственного служащего

 

     Государственному служащему устанавливается ежегодный оплачиваемый

отпуск продолжительностью не менее 24 календарных дней с выплатой  по-

собия для оздоровления в размере двухмесячной заработной платы.

     При стаже  работы на государственной службе более 5,  10 и 15 лет

оплачиваемый отпуск увеличивается соответственно на 3,  6 и 10  кален-

дарных  дней,  если  законами и нормативно-правовыми актами Республики

Таджикистан не предусмотрено иное.

     Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный  оплачиваемый  от-

пуск суммируется и по желанию государственного служащего могут предос-

тавляться по частям. При этом продолжительность одной части предостав-

ляемого отпуска не может быть менее 12 календарных дней.

     Государственные служащие имеют право на неоплачиваемый отпуск  на

срок не более 60 календарных дней ежегодно.

 

     Статья 31. Социально-бытовое обеспечение государственных служащих

 

     Государственные служащие  обеспечиваются  жильем  в установленном

порядке из государственного фонда, имеют право на первоочередную уста-

новку квартирных телефонов.

     Государственным служащим,  нуждающимся в улучшении жилищных усло-

вий  в  соответствии  с  законодательством,  предоставляется земельный

участок на индивидуальное и кооперативное жилищное  строительство  или

кредит на срок до 20 лет для приобретения или строительства жилья. Ус-

ловия предоставления кредита  определяются  Правительством  Республики

Таджикистан.

     Государственным служащим высшей и первой категории  дополнительно

предоставляется  20 кв.м жилья для рабочего кабинта.  Государственному

служащему,  проработавшему на государственной службе не менее 10  лет,

передается  в  собственность бесплатно занимаемое им жилое помещение в

доме государственного жилищного фонда.

 

     Статья 32. Пенсионное обеспечение и денежные  пособия  государс-

                твенным служащим

 

     Пенсия государственным служащим выплачивается за счет фонда соци-

альной защиты населения.

     На назначение и получение пенсии государственного служащего имеют

право лица, достигшие установленного законодательством Республики Тад-

жикистан пенсионного возраста,  при наличии общего трудового стажа для

мужчин - не менее 25 лет,  для женщин - не менее 20 лет,  в том  числе

стажа государственной службы - не менее 10 лет. Указанным лицам назна-

чаются пенсии в размере 80 %  суммы их заработной платы, без ограниче-

ния предельного размера пенсий.

     Пенсия государственному служащему выплачивается в полном  размере

независимо  от  его  заработка (доходов),  получаемого после выхода на

пенсию.

     За каждый  полный  год  работы на государственной службе свыше 10

лет пенсия увеличивается на 1 %  заработка, но не может превышать 90 %

их заработной платы без ограничения предельного размера пенсий.

     Государственному служащему в случае выхода на пенсию при  наличии

стажа  государственной  службы не менее 10 лет выплачивается единовре-

менное денежное пособие в размере десятимесячного должностного оклада.

     Государственному служащему,  ставшему инвалидом первой или второй

группы,  имеющему необходимый стаж для назначении пенсий государствен-

ного  служащего,  пенсия  по инвалидности назначается в соответствии с

настоящей статьей.

     Государственному служащему, ставшему инвалидом в следствии трудо-

вого увечья или профессионального заболевания при исполнении служебных

обязанностей,  пенсия по инвалидности назначается независимо от общего

трудового стажа.

     Государственному служащему,  имеющему  одновременно право на раз-

личные государственные пенсии, назначается (переназначается) одна пен-

сия по его выбору. В случае смерти государственного служащего пенсион-

ное обеспечение членов его семьи осуществляется в соответствии с  пен-

сионным законодательством Республики Таджикистан.

 

                  Глава V. Заключительные положения

 

     Статья 33. Стандарты государственной службы

 

     Стандарты государственной службы определяют порядок осуществления

государственными служащими должностных полномочий,  ведения делопроиз-

водства,  информационного  обеспечения государственных органов и госу-

дарственных служащих и иные  процедуры,  связанные  с  государственной

службой.

     Порядок разработки и утверждения стандартов государственной служ-

бы определяется законами и нормативно-правовыми актами Республики Тад-

жикистан.

 

     Статья 34. Ответственность за нарушение законодательства о госу-

                дарственной службе

 

     Лица, виновные  в  нарушении  законов и нормативно-правовых актов

Республики Таджикистан о государственной службе, несут ответственность

в соответствии с законами Республики Таджикистан.

 

     Президент Республики Таджикистан                     Э. РАХМОНОВ

 

                  г.Душанбе,13 ноября 1998 г,.№ 687