ПОСТАНОВЛЕНИЕ МАДЖЛИСИ МИЛЛИ МАДЖЛИСИ ОЛИ

                        РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

           О конституционном Законе Республики Таджикистан

               "О Маджлиси Оли Республики Таджикистан"

 

     Рассмотрев конституционный Закон Республики Таджикистан "О  Мадж-

лиси Оли Республики Таджикистан",  Маджлиси милли Маджлиси Оли Респуб-

лики Таджикистан постановляет:

     Одобрить конституционный Закон Республики Таджикистан "О Маджлиси

Оли Республики Таджикистан".

 

     Председатель Маджлиси милли Маджлиси

     Оли Республики Таджикистан                          М.УБАЙДУЛЛОЕВ

 

                 г.Душанбе, 19 апреля 2000 года,№ 25

 

             КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

                О МАДЖЛИСИ ОЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

                       ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

     Статья 1.

     Маджлиси Оли - парламент Республики Таджикистан  является  высшим

представительным и законодательным органом государственной власти Рес-

публики Таджикистан.

     Маджлиси Оли,  являясь  высшим  и единым законодательным органом,

осуществляет свою деятельность от имени народа в  формах  и  пределах,

определенных Конституцией, конституционными законами и другими закона-

ми Республики Таджикистан.

 

     Статья 2.

     Маджлиси Оли состоит из двух Маджлисов - Маджлиси милли и Маджли-

си намояндагон.

     Маджлиси милли  состоит  из  33 членов,  25 из которых избираются

непрямым,  тайным голосованием на совместных заседаниях депутатов Гор-

но-Бадахшанской автономной области, областей, городов и районов облас-

ти, города Душанбе и районов города, городов и районов республиканско-

го  подчинения (совместно).  В Маджлиси милли Горно-Бадахшанская авто-

номная область,  области, город Душанбе, города и районы республиканс-

кого подчинения имеют равное количество представителей. 8 членов Мадж-

лиси милли назначаются Президентом Республики Таджикистан. Каждый быв-

ший Президент Республики Таджикистан является пожизненным членом Мадж-

лиси милли,  если он сам не откажется от  использования  этого  права.

Маджлиси милли функционирует в форме созывов.

     Маджлиси намояндагон состоит из 63 депутатов, избираемых на осно-

ве всеобщего,  равного и прямого избирательного права при тайном голо-

совании. Маджлиси намояндагон является постоянно действующим и профес-

сиональным. Порядок избрания членов Маджлиси милли и депутатов Маджли-

си намояндагон устанавливается  Конституцией  Республики  Таджикистан,

конституционным Законом Республики Таджикистан <О выборах Маджлиси Оли

Республики Таджикистан>.

 

     Статья 3.

     Срок полномочий Маджлиси Оли Республики Таджикистан - пять лет.

     Полномочия Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон  прекращаются  в

день  начала деятельности Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон нового

созыва. Маджлиси Оли может досрочно самораспуститься с согласия не ме-

нее  двух  третей членов Маджлиси милли и депутатов Маджлиси намоянда-

гон.

     Маджлиси Оли  не может быть распущен в период действия чрезвычай-

ного и военного положений.

 

     Статья 4.

     Маджлиси милли  и Маджлиси намояндагон осуществляют свою деятель-

ность в форме сессий,  совместных заседаний Маджлиси милли и  Маджлиси

намояндагон.  Совет Маджлиси милли и Совет Маджлиси намояндагон, коми-

теты и комиссии Маджлиси милли  и  Маджлиси  намояндагон  осуществляют

свою деятельность в форме заседаний. Маджлиси милли и Маджлиси намоян-

дагон по вопросам,  входящим в их компетенции,  проводят парламентские

слушания.

     Порядок деятельности Маджлиси милли и  Маджлиси  намояндагон,  их

органов,  членов и депутатов определяется Конституцией Республики Тад-

жикистан,  настоящим конституционным Законом, другими конституционными

законами,  законами  Республики Таджикистан,  а также Регламентом сов-

местных заседаний Маджлиси милли и Маджлиси  намояндагон,  Регламентом

Маджлиси милли и Регламентом Маджлиси намояндагон.  Совместные заседа-

ния Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон и их  сессии  открываются  и

закрываются исполнением Государственного гимна Республики Таджикистан.

 

     Статья 5.

     В период между сессиями Маджлиси  милли  и  Маджлиси  намояндагон

Президент Республики Таджикистан в случае необходимости может созывать

внеочередные сессии.  На этих сессиях  рассматриваются  лишь  вопросы,

послужившие основанием созыва этих сессий.

 

     Статья 6.

     На сессиях,  совместных и раздельных заседаниях Маджлиси милли  и

Маджлиси  намояндагон могут участвовать Президент Республики Таджикис-

тан,  Премьер-министр и члены Правительства, полномочный представитель

Президента  Республики  Таджикистан,  на  заседаниях  Маджлиси милли и

Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан - председате-

ли Конституционного суда,  Верховного суда, Высшего экономического су-

да,  Генеральный прокурор Республики Таджикистан,  председатель  Цент-

ральной  комиссии  по выборам и проведению референдумов,  председатель

Национального банка Таджикистана.

 

     Статья 7.

     Член Маджлиси  милли и депутат Маджлиси намояндагон независимо от

воли избирателей вправе свободно выражать своё мнение,  голосовать  по

своему  убеждению.  Член Маджлиси милли и депутат Маджлиси намояндагон

обладает правом неприкосновенности, он не может быть арестован, задер-

жан,  подвергнут приводу, обыску, за исключением случаев задержания на

месте совершения преступления.

     Член Маджлиси  милли и депутат Маджлиси намояндагон не может быть

также подвергнут личному досмотру,  за исключением случаев,  когда это

предусмотрено законом для обеспечения безопасности других людей.

Вопросы о лишении неприкосновенности члена Маджлиси милли и депутата

Маджлиси намояндагон решается по представлению Генерального прокурора

соответствующим Маджлисом.

     Полномочия члена  Маджлиси  милли и депутата Маджлиси намояндагон

прекращаются в случае подачи в отставку, признания его судом недееспо-

собным,  вступления  в  законную  силу  обвинительного приговора суда,

прекращения гражданства, выезда на постоянное место жительства за пре-

делы республики, роспуска Маджлиси Оли либо его смерти.

     Правовой статус члена Маджлиси милли и депутата Маджлиси  намоян-

дагон определяется конституционным законом.

 

     Статья 8.

     Лица и должностные лица,  препятствующие члену Маджлиси милли или

депутату  Маджлиси  намояндагон  в осуществлении ими своих полномочий,

посягающие на них как на представителей народа, на их жизнь, здоровье,

честь  и достоинство,  несут ответственность в соответствии с законом.

Запрещается каким бы то ни было лицам входить в здания Маджлиси  милли

и  Маджлиси  намояндагон с огнестрельным оружием,  за исключением лиц,

имеющим на это право.

 

            ГЛАВА II. СОВМЕСТНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ МАДЖЛИСИ МИЛЛИ

                   И МАДЖЛИСИ НАМОЯНДАГОН МАДЖЛИСИ

                      ОЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

     Статья 9.

     Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон проводят совместные заседа-

ния в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Таджикистан.

Первое совместное заседание Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон нового

созыва созывается Президентом Республики Таджикистан.

     Совместные заседания  Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон созы-

ваются Председателем Маджлиси милли.

     Совместные заседания Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон право-

мочны, если в его работе участвует не менее двух третей от общего чис-

ла членов Маджлиси милли и депутатов Маджлиси намояндагон.

     Совместные заседания Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон прово-

дятся открытыми.  В случаях, предусмотренных законом и совместным Рег-

ламентом Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон,  могут  проводиться  и

закрытые заседания.

 

     Статья 10.

     Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон проводят совместные заседа-

ния в следующих случаях:

     1. Принятия Президентом присяги, его отставки и заслушивания пос-

ланий Президента Республики Таджикистан;

     2. Выступления руководителей иностранных государств;

     3. Утверждения указов Президента о введении военного и чрезвычай-

ного положений;

     4. Дачи согласия на использование Вооруженных Сил Республики Тад-

жикистан за её пределами  для  выполнения  международных  обязательств

Таджикистана;

     5. Утверждения указов  Президента  о  назначении  и  освобождении

Премьер-министра и членов Правительства;

     6. Рассмотрения  посланий  Президента  об  основных  направлениях

внутренней и внешней политики государства без принятия постановления;

     7. Установления заработной платы Президенту;

     8. Награждения Президента Республики Таджикистан государственными

наградами и военными званиями;

     9. Назначения выборов Президента;

     10. Рассмотрения вопроса о неприкосновенности Президента;

     11. Назначения и освобождения от должности главных редакторов пе-

чатных изданий Маджлиси Оли, утверждения их уставов и сметы расходов.

     Маджлиси милли  и Маджлиси намояндагон не позднее чем в трехднев-

ный срок после опубликования указов Президента Республики  Таджикистан

о введении военного и чрезвычайного положений собираются на совместном

заседании и рассматривают вопрос об утверждении настоящих указов.

 

     Статья 11.

     Маджлиси милли  и Маджлиси намояндагон на совместном заседании не

позднее чем за два месяца до  истечения  срока  полномочий  Президента

назначают выборы Президента Республики Таджикистан.

     В случае досрочного прекращения полномочий Президента  Республики

Таджикистан в трехмесячный срок проводятся выборы Президента Республи-

ки Таджикистан.

 

     Статья 12.

     Маджлиси милли  и  Маджлиси  намояндагон  на совместном заседании

принимают решение о досрочном прекращении полномочий Президента в слу-

чае его смерти, отставки, освобождения от должности по болезни и приз-

нания его недееспособным.  Полномочия Президента могут быть прекращены

по  его  заявлению  об отставке,  сделанном им на совместном заседании

Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон,  если за это проголосует  боль-

шинство членов Маджлиси Оли.

     В этих случаях в трехмесячный срок проводятся выборы Президента.

     При невозможности осуществления Президентом своих обязанностей по

болезни оба Маджлиса на основании заключения создаваемой ими государс-

твенной  медицинской комиссии принимают решение о досрочном освобожде-

нии Президента от должности не менее чем двумя третями голосов от  об-

щего числа членов и депутатов каждого из Маджлисов.

 

     Статья 13.

     Маджлиси милли и Маджлиси  намояндагон  на  совместном  заседании

принимают  решение  о  лишении Президента Республики Таджикистан права

неприкосновенности в случае совершения им государственной измены.

     Постановление по  данному вопросу принимается тайным голосованием

не менее чем двумя третями голосов от  общего  числа  членов  Маджлиси

милли и депутатов Маджлиси намояндагон на основании заключения Консти-

туционного суда.

     Вопрос об  обвинении Президента в государственной измене вносится

большинством голосов членов Маджлиси милли и депутатов Маджлиси  намо-

яндагон.

 

     Статья 14.

     Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон рассматривают важные и  не-

обходимые вопросы, вносимые Президентом Республики Таджикистан.

 

     Статья 15.

     Предложения по изменению и дополнению в Конституцию вносятся Пре-

зидентом  Республики  Таджикистан  и  утверждаются  не менее чем одной

третью голосов от общего числа членов Маджлиси милли и депутатов Мадж-

лиси намояндагон.

 

     Статья 16.

     Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон на совместных заседаниях  в

пределах своих полномочий принимают постановления.

     Постановления совместных заседаний Маджлиси милли и Маджлиси  на-

мояндагон  принимаются  большинством  голосов от общего числа членов и

депутатов,  если Конституцией не установлен иной порядок принятия пос-

тановления.

     Постановления совместных заседаний Маджлиси милли и Маджлиси  на-

мояндагон имеют обязательную силу на всей территории Республики Таджи-

кистан.

 

                      ГЛАВА III. МАДЖЛИСИ МИЛЛИ

 

     Статья 17.

     Деятельность Маджлиси милли осуществляется в форме сессий.

     Первую сессию Маджлиси милли созывает Президент Республики Таджи-

кистан в течение месяца после выборов Маджлиси милли.

     Первую сессию Маджлиси милли открывает старейший по возрасту член

Маджлиси  милли  и  ведет  её до избрания Председателя Маджлиси милли.

Сессии Маджлиси милли созываются Председателем Маджлиси милли не менее

двух раз в год.

     Заседание Маджлиси милли правомочно,  если в его работе участвует

не менее двух третей от общего числа его членов.

     Заседания Маджлиси милли проводятся открытыми; в случаях, предус-

мотренных  законами и Регламентом Маджлиси милли,  могут проводиться и

закрытые заседания.

 

     Статья 18.

     Член Маджлиси милли не может быть депутатом более двух представи-

тельных органов власти.

 

     Статья 19.

     Полномочия Маджлиси милли:

     1. Образование,  упразднение и изменение административно-террито-

риальных единиц;

     2. Избрание и отзыв председателей,  заместителей председателей  и

судей Конституционного суда,  Верховного суда и Высшего экономического

суда по представлению Президента;

     3. Решение  вопроса  о  лишении неприкосновенности председателей,

заместителей председателей и судей Конституционного  суда,  Верховного

суда и Высшего экономического суда;

     4. Дача согласия на назначение и освобождение Генерального проку-

рора и его заместителей;

     5. Осуществление других полномочий,  определяемых Конституцией  и

законами.

 

     Статья 20.

     Маджлиси милли раз в год или при необходимости заслушивает  отчет

Генерального  прокурора  Республики Таджикистан о состоянии надзора за

точным и единообразным исполнением законов  на  территории  Республики

Таджикистан.

 

Статья 21.

     Маджлиси милли вправе распустить Маджлисы народных депутатов Гор-

ноБадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городов и

районов в случае систематического невыполнения ими Конституции и зако-

нов Республики Таджикистан.

 

     Статья 22.

     Маджлиси милли принимает в пределах своих полномочий  постановле-

ния.  Постановления Маджлиси милли принимаются большинством голосов от

общего числа членов, если Конституцией не установлен иной порядок при-

нятия  постановления.  Постановления Маджлиси милли имеют обязательную

силу на всей территории Республики Таджикистан.

 

     Статья 23.

     Маджлиси милли  из числа своих членов на срок полномочий избирает

Председателя Маджлиси милли тайным голосованием большинством от общего

числа членов Маджлиси милли.

     Председатель Маджлиси милли подотчетен  Маджлиси  милли  и  может

быть отозван от должности двумя третями голосов от общего числа членов

Маджлиси милли тайным голосованием.

     Вопрос об  отзыве  Председателя  Маджлиси милли вносится не менее

чем одной третью членов Маджлиси милли.

     В случае, если данное предложение поддержало большинство от обще-

го числа членов Маджлиси милли, то вопрос об отзыве Председателя Мадж-

лиси милли ставится на тайное голосование.

     Председатель Маджлиси милли имеет право уйти в отставку.

 

     Статья 24.

     Полномочия Председателя Маджлиси милли:

     1) созыв совместного заседания Маджлиси милли и Маджлиси  намоян-

дагон,  сессии Маджлиси милли, председательствование на совместном за-

седании;

     2) представление Маджлиси милли кандидатур заместителей Председа-

теля Маджлиси милли, председателей комитетов и комиссий Маджлиси милли

и кандидатуры руководителя Аппарата Маджлиси милли;

     3) направление Президенту Республики Таджикистан одобренных Мадж-

лиси милли законов на подпись;

     4) подписание постановлений Маджлиси милли и Совета Маджлиси мил-

ли;

     5) представление Маджлиси милли внутри страны и за её пределами;

     6) подписание межпарламентских соглашений Маджлиси милли;

     7) руководство Аппаратом Маджлиси милли;

     8) осуществление  других  полномочий,  определяемых Конституцией,

настоящим конституционным Законом,  законами Республики Таджикистан  и

Регламентом Маджлиси милли.

     Для осуществления своих полномочий  Председатель  Маджлиси  милли

издает распоряжения.

 

     Статья 25.

     В случае смерти, отставки, признания Президента Республики Таджи-

кистан  недееспособным  и  освобождения его по болезни от обязанностей

Президента Республики Таджикистан до вступления в должность вновь изб-

ранного  Президента  его  полномочия переходят к Председателю Маджлиси

милли,  а полномочия Председателя Маджлиси милли возлагаются на одного

из его заместителей.

 

     Статья 26.

     Заместители Председателя Маджлиси милли избираются из числа  чле-

нов  Маджлиси милли на срок полномочий Маджлиси милли по представлению

Председателя Маджлиси милли.

     Один из  заместителей  Председателя  Маджлиси милли избирается из

числа представителей от Горно-Бадахшанской автономной области.

     Председатель Маджлиси милли распределяет обязанности между своими

заместителями.  В пределах своих  должностных  полномочий  заместители

Председателя  Маджлиси  милли вправе давать поручения структурным под-

разделениям Аппарата Маджлиси милли.

     В случае  отсутствия  Председателя Маджлиси милли его обязанности

по его распоряжению возлагаются на одного из его заместителей.

     По представлению  Председателя Маджлиси милли его заместители мо-

гут быть отозваны от должности.

     Заместители Председателя  Маджлиси  милли имеют право уйти в отс-

тавку.

 

     Статья 27.

     Совет Маджлиси  милли  является координирующим и отчетным органом

Маджлиси милли и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конс-

титуцией,  настоящим  конституционным  Законом  и Регламентом Маджлиси

милли.

     В состав  Совета Маджлиси милли входят Председатель Маджлиси мил-

ли, его заместители, председатели комитетов и комиссий Маджлиси милли.

     Председатель Маджлиси милли председательствует на Совете Маджлиси

милли.  Заседания Совета Маджлиси милли созываются Председателем Мадж-

лиси милли по необходимости. Совет считается правомочным в случае при-

сутствия на нем более половины его состава.

     Совет Маджлиси  милли  принимает  постановления в соответствии со

своими полномочиями.  Постановления Маджлиси милли  принимаются  боль-

шинством голосов состава.

     Постановления Совета Маджлиси  милли,  которые  не  соответствуют

Конституции, отменяются Маджлиси милли.

 

     Статья 28.

     Полномочия Совета Маджлиси милли:

     1) организация  подготовки  совместных заседаний Маджлиси милли и

Маджлиси намояндагон, сессий Маджлиси милли;

     2) подготовка  проектов  повестки дня и порядка работы совместных

заседаний Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон,  сессий Маджлиси мил-

ли;

     3) координация деятельности комитетов и комиссий Маджлиси милли;

     4) осуществление координирующей деятельности с Маджлиси намоянда-

гон и Советом Маджлиси намояндагон;

     5) осуществление  планирования  работ,  связанных с деятельностью

Маджлиси милли;

     6) предварительное рассмотрение законов,  принятых Маджлиси намо-

яндагон, и других документов;

     7) анализ  предложений и замечаний членов Маджлиси милли,  выска-

занных на сессиях Маджлиси милли, и принятие соответствующих постанов-

лений по этим вопросам;

     8) организация межпарламентских связей Маджлиси милли;

     9) обеспечение  контроля  за  выполнением  постановлений Маджлиси

милли;

     10) осуществление  других  полномочий,  связанных с деятельностью

Маджлиси милли, и эффективное исполнение его членами полномочий, опре-

деляемых Конституцией, настоящим конституционным Законом и Регламентом

Маджлиси милли.

 

     Статья 29.

     Маджлиси милли  образует комитеты и комиссии,  которые подотчетны

Маджлиси милли.

     Перечень и  численный  состав  комитетов  и комиссий определяется

Маджлиси милли по предложению Председателя Маджлиси милли.  Член Мадж-

лиси милли может быть членом только одного комитета.  При формировании

их персонального состава учитывается согласие члена Маджлиси милли.

 

     Статья 30.

     В состав  комитета  и комиссии не могут быть избраны Председатель

Маджлиси милли и его заместители.

 

     Статья 31.

     Маджлиси милли образует комитеты и комиссии в составе председате-

лей и членов комитетов и комиссий.

     Председатели комитетов  и  комиссий  избираются Маджлиси милли на

срок его полномочий по представлению Председателя Маджлиси милли  отк-

рытым голосованием большинством от общего числа членов Маджлиси милли.

     Комитеты и комиссии Маджлиси милли по представлению председателей

комитетов и комиссий из числа членов комитетов и комиссий избирают за-

местителей председателей комитетов и комиссий.

     Председатели комитетов и комиссий Маджлиси милли могут быть отоз-

ваны с должности Маджлиси милли по представлению Председателя Маджлиси

милли.  Председатели  комитетов Маджлиси милли имеют право уйти в отс-

тавку.

 

     Статья 32.

     Полномочия комитетов  и комиссий Маджлиси милли,  порядок их дея-

тельности определяются Регламентом Маджлиси милли.

 

     Статья 33.

     Маджлиси милли при необходимости образовывает временные комиссии.

     Полномочия и порядок деятельности временных комиссий определяется

Маджлиси милли при их образовании.

 

                    ГЛАВА IV. МАДЖЛИСИ НАМОЯНДАГОН

 

     Статья 34.

     Деятельность Маджлиси намояндагон осуществляется в форме  сессий.

Первую  сессию Маджлиси намояндагон созывает Президент Республики Тад-

жикистан в течение месяца после выборов депутатов  Маджлиси  намоянда-

гон.

     Первую сессию Маджлиси намояндагон открывает старейший по возрас-

ту  депутат  Маджлиси  намояндагон и ведет её до избрания Председателя

Маджлиси намояндагон. Очередная сессия Маджлиси намояндагон проводится

один раз в год,  начиная с первого рабочего дня октября и по последний

рабочий день июня.

     Заседание Маджлиси  намояндагон  правомочно,  если  в  его работе

участвует не менее двух третей от общего числа его депутатов.

     Заседания Маджлиси намояндагон проводятся открытыми;

     в случаях,  предусмотренных законами и Регламентом Маджлиси намо-

яндагон, могут проводиться и закрытые заседания.

 

     Статья 35.

     Депутат Маджлиси намояндагон осуществляет свои полномочия на про-

фессиональной постоянной основе. Депутат Маджлиси намояндагон не может

быть депутатом иного представительного органа,  занимать другую  долж-

ность,  заниматься предпринимательской деятельностью,  кроме научной и

творческой.

 

     Статья 36.

     Полномочия Маджлиси намояндагон:

     1. Образование Центральной комиссии по выборам и проведению рефе-

рендумов Республики Таджикистан, избрание и отзыв председателя, замес-

тителя председателя и членов комиссии по представлению Президента;

     2. Вынесение  на всенародное обсуждение проектов законов и других

важных государственных и общественных вопросов;

     3. Утверждение  социально-экономических  программ  по предложению

Правительства Республики Таджикистан;

     4. Дача  согласия  на выдачу и получение государственного кредита

по предложению Правительства Республики Таджикистан;

     5. Ратификация и денонсация международных договоров;

     6. Назначение референдума;

     7. Образование судов;

     8. Утверждение государственных символов;

     9. Утверждение государственных наград;

     10. Утверждение указов Президента  о  назначении  и  освобождении

председателя Национального банка и его заместителей;

     11. Установление воинских званий,  дипломатических рангов и  иных

специальных званий;

     12. Осуществление других полномочий,  определяемых  Конституцией,

настоящим Законом и другими законами Республики Таджикистан.

 

     Статья 37.

     Маджлиси намояндагон  принимает  по  представлению  Правительства

Республики  Таджикистан Закон о государственном бюджете и осуществляет

контроль за его исполнением.

     Правительство Республики Таджикистан представляет проект Закона о

государственном бюджете Республики Таджикистан ежегодно до 1 ноября  в

Маджлиси намояндагон.

     Закон о государственном бюджете принимается большинством  голосов

от общего числа депутатов Маджлиси намояндагон.

     Принятый Маджлиси намояндагон Закон Республики Таджикистан о  го-

сударственном  бюджете в течение пятнадцати дней представляется Прези-

денту Республики Таджикистан для подписания и обнародования.

     Если Президент  не  согласен с законом или с его частью,  то он в

течение пятнадцати дней возвращает его со своими возражениями в  Мадж-

лиси намояндагон.  Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен

в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от

общего числа депутатов Маджлиси намояндагон, Президент в течение деся-

ти дней подписывает закон и обнародует его.

 

     Статья 38.

     Маджлиси намояндагон  отменяет решения Маджлисов народных депута-

тов ГорноБадахшанской автономной области,  областей,  города  Душанбе,

городов и районов в случае несоответствия их Конституции,  конституци-

онным законам и законам Республики Таджикистан.

 

     Статья 39.

     Для организации  работы  Маджлиси  намояндагон из числа депутатов

Маджлиси намояндагон избираются Председатель  Маджлиси  намояндагон  и

его заместители,  образуются комитеты и комиссии Маджлиси намояндагон,

избираются их председатели, создается Совет Маджлиси намояндагон.

 

     Статья 40.

     Маджлиси намояндагон по рассматриваемым вопросам в пределах своих

полномочий принимает постановления и контролирует их выполнение.  Пос-

тановления  Маджлиси  намояндагон  принимаются большинством голосов от

общего числа депутатов,  если Конституцией не установлен иной  порядок

принятия постановления.

     Постановления Маджлиси намояндагон  имеют  обязательную  силу  на

всей территории Республики Таджикистан.

 

     Статья 41.

     Маджлиси намояндагон из числа своих депутатов на срок  полномочий

избирает  Председателя  Маджлиси намояндагон тайным голосованием боль-

шинством от общего числа депутатов Маджлиси намояндагон.

     Председатель Маджлиси намояндагон подотчетен Маджлиси намояндагон

и может быть отозван от должности двумя третями голосов от общего чис-

ла депутатов Маджлиси намояндагон тайным голосованием.

     Вопрос об отзыве Председателя Маджлиси  намояндагон  вносится  не

менее чем одной третью депутатов Маджлиси намояндагон.

     В случае,  если данное предложение поддержано большинством от об-

щего числа депутатов Маджлиси намояндагон, то вопрос об отзыве Предсе-

дателя Маджлиси намояндагон выносятся на тайное голосование.

     Председатель Маджлиси  намояндагон  имеет  право уйти в отставку.

Маджлиси намояндагон устанавливает заработную плату Председателю Мадж-

лиси намояндагон.

 

     Статья 42.

     Полномочия Председателя Маджлиси намояндагон:

     1) руководство  подготовкой вопросов,  подлежащих рассмотрению на

сессиях;

     2) председательствование на сессии Маджлиси намояндагон и заседа-

ниях его Совета;

     3) представление  Маджлиси  намояндагон  кандидатур  заместителей

Председателя Маджлиси намояндагон,  председателей комитетов и комиссий

Маджлиси  намояндагон и кандидатуры руководителя Аппарата Маджлиси на-

мояндагон;

     4) представление на подпись и обнародование Президенту Республики

Таджикистан Закона о государственном бюджете, принятого Маджлиси намо-

яндагон;

     5) представление на одобрение в Маджлиси милли принятых  Маджлиси

намояндагон законов;

     6) подписание постановлений Маджлиси намояндагон и решений  Сове-

та;

     7) представление Маджлиси намояндагон внутри страны и за её  пре-

делами;

     8) подписание межпарламентских соглашений Маджлиси намояндагон;

     9) руководство Аппаратом Маджлиси намояндагон;

     10) осуществление других полномочий,  определяемых  Конституцией,

настоящим  конституционным Законом,  законами Республики Таджикистан и

Регламентом Маджлиси намояндагон.

     Председатель Маджлиси  намояндагон для осуществления своих полно-

мочий издает распоряжения.

 

     Статья 43.

     Заместители Председателя Маджлиси намояндагон избираются из числа

депутатов Маджлиси намояндагон на срок полномочия Маджлиси намояндагон

по представлению Председателя Маджлиси намояндагон.

     Порядок избрания заместителей Председателя  Маджлиси  намояндагон

определяется Регламентом Маджлиси намояндагон.

     Распоряжение о  распределении  обязанностей  между  заместителями

Председателя  Маджлиси намояндагон издается Председателем Маджлиси на-

мояндагон. В пределах своих должностных обязанностей заместители Пред-

седателя Маджлиси намояндагон вправе давать поручения структурным под-

разделениям Аппарата Маджлиси намояндагон. В случае отсутствия Предсе-

дателя Маджлиси намояндагон его обязанности исполняет один из замести-

телей по  поручению  Председателя  Маджлиси  намояндагон.  Заместители

Председателя  Маджлиси намояндагон могут быть отозваны от должности по

представлению Председателя Маджлиси намояндагон.

     Заместители Председателя  Маджлиси намояндагон имеют право уйти в

отставку.

 

     Статья 44.

     Совет Маджлиси намояндагон является координационным органом,  по-

дотчетным Маджлиси намояндагон и осуществляющим  свою  деятельность  в

соответствии с Конституцией,  настоящим конституционным Законом и Рег-

ламентом Маджлиси намояндагон.

 

     Статья 45.

     В состав Совета Маджлиси намояндагон входят Председатель Маджлиси

намояндагон,  его заместители, председатели комитетов и комиссий Мадж-

лиси намояндагон.

     Маджлиси намояндагон может избрать в состав Совета Маджлиси намо-

яндагон и других депутатов.

     Совет Маджлиси намояндагон возглавляет Председатель Маджлиси  на-

мояндагон.  Заседания Совета Маджлиси намояндагон созываются Председа-

телем Маджлиси намояндагон по мере необходимости,  но не менее  одного

раза в месяц, и правомочны при наличии более половины от общего соста-

ва Совета.

     Совет Маджлиси  намояндагон в пределах своих полномочий принимает

решения.  Решения Совета Маджлиси намояндагон принимаются большинством

голосов от числа лиц, входящих в его состав.

     Решения Совета Маджлиси намояндагон, не соответствующие Конститу-

ции, законам и постановлениям Маджлиси намояндагон, отменяются Маджли-

си намояндагон.

 

     Статья 46.

     Полномочия Совета Маджлиси намояндагон:

     1) организация подготовки сессии Маджлиси намояндагон;

     2) подготовка проектов повестки дня и порядка работы сессии Мадж-

лиси намояндагон;

     3) координация деятельности комитетов и комиссий;

     4) обеспечение сотрудничества с Маджлиси милли и Советом Маджлиси

намояндагон;

     5) организация планирования законопроектной работы;

     6) предварительное  рассмотрение  проектов законов и других доку-

ментов;

     7) анализ предложений и замечаний депутатов,  высказанных на сес-

сии Маджлиси намояндагон, и принятие по ним соответствующих решений;

     8) организация межпарламентских связей Маджлиси намояндагон;

     9) обеспечение контроля за выполнением постановлений Маджлиси на-

мояндагон;

     10) создание комиссий по вопросам, входящим в его компетенцию;

     11) осуществление других полномочий, связанных с работой Маджлиси

намояндагон и эффективным осуществлением депутатами своих  полномочий,

определяемых Конституцией,  настоящим конституционным Законом и Регла-

ментом Маджлиси намояндагон.

 

     Статья 47.

     Маджлиси намояндагон образует свои комитеты и комиссии.

     Перечень и численный состав  комитетов  и  комиссий  определяется

Маджлиси намояндагон по предложению Председателя Маджлиси намояндагон.

     Депутат Маджлиси намояндагон может быть членом только одного  ко-

митета. При формировании их персонального состава учитывается согласие

депутата Маджлиси намояндагон.

 

     Статья 48.

     В состав  комитета  и комиссии не могут быть избраны Председатель

Маджлиси намояндагон и его заместители.

 

     Статья 49.

     Маджлиси намояндагон избирает комитеты и комиссии в составе пред-

седателей и членов комитетов и комиссий.

     Председатели комитетов и комиссий избираются Маджлиси намояндагон

на срок полномочий по представлению Председателя Маджлиси  намояндагон

открытым  голосованием большинством от общего числа депутатов Маджлиси

намояндагон. Комитеты и комиссии Маджлиси намояндагон по представлению

председателей  комитетов и комиссий из числа членов комитетов и комис-

сий избирают заместителей председателя и секретарей комитетов и комис-

сий.

     Председатели комитетов и комиссий могут быть отозваны с должности

Маджлиси  намояндагон по представлению Председателя Маджлиси намоянда-

гон.  Председатели комитетов Маджлиси намояндагон имеют право  уйти  в

отставку.

 

     Статья 50.

     Полномочия комитетов и комиссий Маджлиси намояндагон,  порядок их

деятельности определяются Регламентом Маджлиси намояндагон.

 

     Статья 51.

     Маджлиси намояндагон при необходимости для исполнения  конкретных

поручений образовывает временные комиссии.

     Полномочия и порядок деятельности временных комиссий определяются

Маджлиси намояндагон при их образовании.

 

     Статья 52.

     Депутаты Маджлиси намояндагон для коллективного  выражения  своих

политических взглядов, реализации предвыборных программ и целей вправе

объединяться во фракции и группы.  Депутат Маджлиси намояндагон  может

стать членом только одной группы или фракции. Депутат Маджлиси намоян-

дагон,  независимо от своего участия в деятельности какого-либо органа

Маджлиси намояндагон, может стать членом фракции или группы. Фракции и

группы депутатов Маджлиси намояндагон не  являются  органами  Маджлиси

намояндагон.  Депутаты  Маджлиси намояндагон свободно входят и выходят

из этих фракций и групп и не связаны с их решениями при  осуществлении

депутатских полномочий.

 

     Статья 53.

     Фракция или группа образуется не менее чем пятью депутатами Мадж-

лиси намояндагон. Об образовании, составе, целях и задачах фракции или

группы депутатов Маджлиси намояндагон письменно уведомляют Комиссию по

контролю за Регламентом и организацией работ, а также информируют дру-

гих депутатов Маджлиси намояндагон. Письменное уведомление должно быть

подписано руководителем фракции или группы.

 

                ГЛАВА V. ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

     Статья 54.

     Право законодательной инициативы принадлежит члену Маджлиси  мил-

ли,  депутату Маджлиси намояндагон, Президенту Республики Таджикистан,

Правительству Республики Таджикистан, Маджлису народных депутатов Гор-

но-Бадахшанской  автономной области.  Право законодательной инициативы

принадлежит Конституционному суду,  Верховному суду,  Высшему экономи-

ческому суду по вопросам их ведения.

     Право законодательной инициативы осуществляется в форме  внесения

проектов новых законов Республики Таджикистан, проектов законов об из-

менениях или отмене норм действующих законов Республики Таджикистан, а

также  в форме письменных предложений о принятии новых законов Респуб-

лики Таджикистан или внесении изменений в действующие законы Республи-

ки Таджикистан (законодательные предложения).

 

     Статья 55.

     Проекты законов или законодательные предложения государственных и

общественных органов, не обладающих правом законодательной инициативы,

или отдельных граждан могут быть внесены в Маджлиси намояндагон  через

органы, обладающие правом законодательной инициативы, или членов Мадж-

лиси милли и депутатов Маджлиси намояндагон.

 

     Статья 56.

     Проекты законов  и законодательные предложения направляются в по-

рядке реализации права законодательной инициативы и в Маджлиси намоян-

дагон. Законопроект об амнистии вносится в Маджлиси намояндагон Прези-

дентом Республики Таджикистан.

     Законопроекты об установлении и отмене налогов вносятся в Маджли-

си намояндагон Правительством Республики Таджикистан.

     Проекты законов  и  законодательные  предложения,  поступившие  в

Маджлиси намояндагон,  направляются Советом Маджлиси намояндагон соот-

ветствующим комитетам и комиссиям или другим органам для предваритель-

ного рассмотрения, дачи заключения и подготовки вопроса для рассмотре-

ния на заседаниях Маджлиси намояндагон.

 

     Статья 57.

     Рассмотрение Маджлиси намояндагон проекта  закона  или  законода-

тельного предложения,  а также принятие решений осуществляется в соот-

ветствии с Конституцией,  настоящим конституционным  Законом,  другими

законами Республики Таджикистан и Регламентом Маджлиси намояндагон.

 

     Статья 58.

     Осуществляя законодательную власть, Маджлиси намояндагон принима-

ет:

     а) конституционные законы Республики Таджикистан;

     б) законы Республики Таджикистан;

     в) постановления.

 

     Статья 59.

     Законы принимаются Маджлиси намояндагон.  Закон принимается боль-

шинством голосов от общего числа депутатов,  если иной порядок не пре-

дусмотрен Конституцией. Принятый Маджлиси намояндагон закон, кроме За-

кона о государственном бюджете,  представляется в Маджлиси  милли  для

одобрения.

     Маджлиси милли одобряет закон большинством голосов своих  членов.

В  случае отклонения закона Маджлиси милли,  закон подлежит повторному

рассмотрению в Маджлиси намояндагон.

     В случае несогласия Маджлиси намояндагон с решением Маджлиси мил-

ли закон считается принятым,  если при повторном голосовании  за  него

проголосовало  не менее двух третей от общего числа депутатов Маджлиси

намояндагон.

 

     Статья 60.

     Конституционные законы  принимаются по вопросам,  предусмотренным

Конституцией.  Конституционные законы принимаются не менее  чем  двумя

третями голосов от общего числа депутатов Маджлиси намояндагон и одоб-

ряются не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Мадж-

лиси милли.

     В случае несогласия Маджлиси намояндагон с решением Маджлиси мил-

ли конституционный закон считается принятым,  если при повторном голо-

совании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа де-

путатов Маджлиси намояндагон.

 

     Статья 61.

     Толкование Конституции дается Маджлиси милли и Маджлиси намоянда-

гон в том же порядке,  в каком рассматриваются конституционные законы,

и принимается в виде конституционных законов.

 

     Статья 62.

     Принятые Маджлиси  намояндагон и одобренные Маджлиси милли законы

в недельный срок со дня их принятия направляются Президенту на подпись

и обнародование.

     В случае, если Президент не согласен с законом или его частью, то

он  в  течение пятнадцати дней возвращает его со своими возражениями в

Маджлиси намояндагон. Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон в установ-

ленном Конституцией порядке повторно рассматривают данный закон.  Если

при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редак-

ции  большинством  не менее двух третей голосов от общего числа членов

Маджлиси милли и депутатов Маджлиси намояндагон,  Президент в  течение

десяти дней подписывает закон и обнародует его.

     При рассмотрении возвращенного Президентом закона,  принятого ра-

нее Маджлиси намояндагон двумя третями голосов, Маджлиси милли и Мадж-

лиси намояндагон повторно одобряют закон большинством  не  менее  двух

третей голосов. Если Президент возвращает конституционный закон, Мадж-

лиси милли и Маджлиси намояндагон в установленном Конституцией порядке

повторно рассматривают данный закон..  Если при повторном рассмотрении

конституционный закон будет одобрен в ранее  принятой  редакции  боль-

шинством  не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Мадж-

лиси милли и депутатов Маджлиси намояндагон, Президент в течение деся-

ти дней подписывает конституционный закон и обнародует его.

 

             ГЛАВА VI. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАДЖЛИСИ

                  МИЛЛИ, МАДЖЛИСИ НАМОЯНДАГОН МАДЖ-

                   ЛИСИ ОЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

     Статья 63.

     Информационное, организационно-техническое  и  иное  обслуживание

Маджлиси  милли  и Маджлиси намояндагон и их органов,  членов Маджлиси

милли и депутатов Маджлиси намояндагон обеспечивается Аппаратом  Мадж-

лиси милли и Аппаратом Маджлиси намояндагон.

     Аппарат Маджлиси милли и Аппарат  Маджлиси  намояндагон  являются

юридическими лицами, рабочими органами Маджлиси милли и Маджлиси намо-

яндагон. Положение об Аппарате и его структуре, штатное расписание ут-

верждается соответственно Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон.

     Руководители Аппаратов назначаются на  сессии  Маджлиси  милли  и

Маджлиси  намояндагон  по  представлению Председателя Маджлиси милли и

Председателя Маджлиси намояндагон.

     Трудовые отношения работников Аппаратов Маджлиси милли и Маджлиси

намояндагон не зависят от срока полномочий Маджлиси милли  и  Маджлиси

намояндагон.

 

     Статья 64.

     Материально-техническое и иное обеспечение деятельности  Маджлиси

милли  и  Маджлиси  намояндагон,  в том числе расходы на их членство в

международных и региональных парламентских организациях, осуществляет-

ся за счет республиканского бюджета.

     Смета расходов,  связанных с деятельностью Маджлиси милли и Мадж-

лиси намояндагон,  их органов, членов Маджлиси милли и депутатов Мадж-

лиси намояндагон, утверждается Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон и

предусматривается в республиканском бюджете отдельной строкой.

     Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон владеют,  пользуются и рас-

поряжаются имуществом,  находящимся на балансе Аппарата Маджлиси милли

и Аппарата Маджлиси намояндагон и подведомственных им подразделений.

 

     Статья 65.

     Член Маджлиси  милли  и  депутат Маджлиси намояндагон имеют депу-

татское удостоверение и нагрудный знак члена Маджлиси милли и депутата

Маджлиси намояндагон,  которым пользуются в течение срока своих полно-

мочий.

 

     Статья 66.

     Членам Маджлиси милли и депутатам Маджлиси намояндагон в установ-

ленном порядке возмещаются расходы, связанные с членской и депутатской

деятельностью, за счет Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон.

 

     Статья 67.

     Должностной оклад депутата Маджлиси  намояндагон  устанавливается

Президентом Республики Таджикистан.

 

     Статья 68

     Председатель Маджлиси милли и Председатель  Маджлиси  намояндагон

имеют право на следующее государственное обеспечение и обслуживание:

     служебное жилое помещение;

     транспорт специального назначения;

     охрану;

     расходы на представительные цели внутри страны;

     расходы, связанные с посещением иностранных  государств  в  соот-

ветствии с международными нормами;

     специальное медицинское и санаторно-курортное обслуживание;

     государственное страхование.

     По истечении срока полномочий,  в случае отставки или после пере-

избрания, Председателю Маджлиси Оли первого созыва, Председателю Мадж-

лиси милли и Председателю Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики

Таджикистан:

     при достижении пенсионного возраста устанавливается пенсия в раз-

мере  девяноста  процентов  заработной платы действующего Председателя

     Маджлиси намояндагон с учетом надбавок к пенсии;

     сохраняется служебное жилое помещение;

     сохраняется специальное медицинское и санаторно- курортное обслу-

живание его и членов его семьи;

     сохраняется право на пользование служебным автомобилем;

     обеспечивается охрана.

     Другие условия обеспечения,  обслуживания и  охраны  Председателя

Маджлиси  Оли  первого созыва,  Председателя Маджлиси милли и Маджлиси

намояндагон устанавливаются постановлениями Маджлиси милли и  Маджлиси

намояндагон.

 

     Статья 69.

     Законами Республики Таджикистан, а также постановлениями Маджлиси

милли и Маджлиси намояндагон членам Маджлиси милли и депутатам Маджли-

си намояндагон могут устанавливаться и другие дополнительные  права  и

гарантии их осуществления.

 

     Статья 70.

     Со дня вступления в силу настоящего конституционного Закона конс-

титуционный  Закон  Республики  Таджикистан <О Маджлиси Оли Республики

Таджикистан> (Ахбори Маджлиси Оли Республики  Таджикистан,  1995г., 

21, статья 221; 1996г., № 3, ст.50; 1997г., № 9, ст.110; 1998г., № 10,

ст.115) считать утратившими силу.

 

     Президент

     Республики Таджикистан                                 Э.РАХМОНОВ

 

                  г.Душанбе, 19 апреля 2000 года,№ 1