ПОСТАНОВЛЕНИЕ
МАДЖЛИСИ МИЛЛИ МАДЖЛИСИ ОЛИ
РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
О Законе Республики Таджикистан "Об энергетике"
Рассмотрев Закон Республики Таджикистан "Об энергетике", Маджлиси
милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан постановляет:
Одобрить Закон Республики Таджикистан "Об энергетике".
Председатель Маджлиси милли
Маджлиси Оли Республики Таджикистан М.УБАЙДУЛЛОЕВ
г.Душанбе, 10 ноября 2000 года, № 123
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
ОБ ЭНЕРГЕТИКЕ
Настоящий Закон определяет основные организационно-правовые прин-
ципы и методы регулирования хозяйственной деятельности в области энер-
гетики Республики Таджикистан.
ГЛАВА I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является правовое обеспечение государс-
твенной политики в области энергетики Республики Таджикистан на основе
рыночных, институциональных и информационных механизмов в интересах
обеспечения её надёжности и развития, а также защиты интересов потре-
бителей энергии.
Статья 2. Основные понятия и определения
В настоящем Законе используются следующие определения:
энергетика - это область экономики, охватывающая разведку, добы-
чу, производство, преобразование, транспортировку, хранение, передачу,
распределение и потребление энергоресурсов и энергии;
топливно-энергетический комплекс - совокупность взаимосвязанных
отраслей экономики, включающая государственные и негосударственные
структуры, занятые в угле-, нефте-, газо-, тепло- и электроснабжающих
и потребляющих системах и территориальных подсистемах;
отрасль энергетики - составная часть энергетики, связанная с ка-
ким-либо одним видом энергетических ресурсов и энергии;
энергетическое предприятие - это юридическое лицо, занятое одним
или несколькими видами деятельности в энергетике, включая субъектов
естественных монополий, независимо от их формы собственности;
объект энергетики - специальное сооружение, предназначенное для
производства, преобразования, транспортировки, хранения, передачи,
распределения энергоресурсов и энергии;
деятельность в энергетике, энергетические услуги - производство,
транспортировка, передача, распределение, хранение, переработка, пре-
образование, продажа энергии, энергетических ресурсов и продуктов;
энергетический ресурс - носитель энергии, который используется в
настоящее время или может быть полезно использован в перспективе. Под-
разделяется на:
а) возобновляемые энергетические ресурсы - ресурсы, которые воз-
никают естественным образом, постоянно возобновляются природой (солн-
це, естественное движение водных и воздушных потоков, геотермальные
воды, биологическая масса), которые могут быть преобразованы в различ-
ные виды энергии;
б) первичные энергетические ресурсы - природные ресурсы, которые
могут непосредственно использоваться в качестве топлива (нефть, при-
родный газ, уголь ) или для производства различных видов энергии;
в) вторичные энергетические ресурсы - ресурсы, полученные в виде
побочного продукта основного производства;
энергетические продукты - различные виды топлива, нефтепродукты,
электрическая и тепловая энергии, вырабатываемые из любых видов энер-
гетических ресурсов;
потребители в энергетике - любое физическое или юридическое лицо,
приобретающее и использующее различные виды энергоресурсов и энергии
без цели их перепродажи;
производители в энергетике - любое физическое или юридическое ли-
цо независимо от форм собственности, для которых любой вид энергети-
ческих ресурсов и энергии является товарной продукцией;
энергосбережение - рациональное использование и сокращение потерь
при производстве, преобразовании, транспортировке и потреблении энер-
гии;
концессия - договор о передаче во временную эксплуатацию на опре-
делённых условиях принадлежащих государству объектов с правом осущест-
вления деятельности в энергетике иностранному инвестору.
Статья 3. Законодательство Республики Таджикистан об энергетике
Законодательство Республики Таджикистан об энергетике основано на
Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона,
других законов, принятых в соответствии с настоящим Законом, а также
международно-правовых актов, признанных Республикой Таджикистан.
ГЛАВА II.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ
Статья 4. Государственная политика в области энергетики
Основными целями государственной политики в области энергетики
являются:
- надёжное и качественное обеспечение растущих потребностей рес-
публики в энергетических ресурсах и продуктах, обеспечение энергети-
ческой безопасности страны;
- обеспечение охраны окружающей среды, а также защиты населения
от вредного воздействия в результате деятельности в области энергети-
ки;
- создание необходимых условий для последовательного перехода
энергетики к рыночным отношениям, привлечения в неё отечественных и
иностранных инвестиций, предоставления энергетическим предприятиям
экономической самостоятельности и обеспечения их развития на основе
рыночной конкуренции;
- повышение эффективности функционирования топливно-энергетичес-
кого комплекса на основе внедрения передовых технологий, энергосбере-
жения, снижения удельных затрат энергоресурсов в производстве нацио-
нального валового продукта.
Статья 5. Методы государственного регулирования в области энерге-
тики
Государственное регулирование в области энергетики осуществляется
путем правового обеспечения, лицензирования, налогообложения, кредито-
вания, финансирования, осуществления инвестиционной, социальной и на-
учно-технической политики, контроля за исполнением предприятиями топ-
ливно-энергетического комплекса законодательства Республики Таджикис-
тан.
Деятельность в энергетике и энергетические услуги осуществляются
на основе разрешения (лицензии), выдаваемого Министерством энергетики
Республики Таджикистан в порядке, установленном Правительством Респуб-
лики Таджикистан.
Выдача лицензий осуществляется на конкурсной основе с соблюдением
принципа открытости и прозрачности проведения конкурсов. Не разрешает-
ся энергетическая деятельность и оказание энергетических услуг, нано-
сящих ущерб интересам Республики Таджикистан.
Энергетические проекты и программы по строительству крупных энер-
гетических объектов проходят обязательную государственную экспертизу,
порядок проведения которой определяется Правительством Республики Тад-
жикистан.
Статья 6. Полномочия Правительства Республики Таджикистан в энер-
гетике
Полномочия Правительства Республики Таджикистан в энергетике:
обеспечение ведущей роли государства в развитии энергетики Рес-
публики Таджикистан;
управление топливно-энергетическим комплексом на основе внедрения
рыночных механизмов его функционирования;
создание условий для свободного предпринимательства и развития
всех форм собственности в топливно-энергетическом комплексе в условиях
развития рыночных отношений;
содействие участию частного сектора в топливно-энергетическом
комплексе, оказание поддержки конкуренции в строительстве, восстанов-
лении и эксплуатации его предприятий и отраслей;
утверждение порядка лицензирования на осуществление деятельности
в топливноэнергетическом комплексе;
установление порядка проведения государственной экспертизы энер-
гетических проектов и программ по строительству крупных энергетических
объектов;
концессии в области энергетики;
проведение общей ценовой и тарифной политики в топливно-энергети-
ческом комплексе;
осуществление контроля за эксплуатацией возобновляемых и первич-
ных энергетических ресурсов и их содержанием;
создание необходимых условий для привлечения инвестиций в топлив-
ноэнергетический комплекс;
принятие экстренных мер по обеспечению потребителей энергоресур-
сами и энергией в кризисных и экстремальных ситуациях, введение в не-
обходимых случаях временных ограничений на их использование;
координация международной деятельности в области энергетики;
утверждение и контроль за осуществлением программ:
- развития топливно-энергетического комплекса Республики Таджи-
кистан;
- по стандартизации, безопасности и защите потребителя, охране
окружающей среды от отрицательного воздействия деятельности в топлив-
но-энергетическом комплексе;
- по демонополизации и реструктуризации предприятий отраслей топ-
ливноэнергетического комплекса;
- по энергосбережению;
- осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Зако-
ном и другими законами Республики Таджикистан.
Статья 7. Полномочия Министерства энергетики
Министерство энергетики Республики Таджикистан является органом
управления, ответственным за реализацию государственной политики в
энергетике.
Положение о Министерстве энергетики Республики Таджикистан и его
структура утверждаются Правительством Республики Таджикистан.
В структуру Министерства энергетики Республики Таджикистан входят
подразделения (департаменты), ответственные за все энергетические от-
расли, а также вспомогательные подразделения, необходимые для его нор-
мального функционирования. Правовой статус подразделений (департамен-
тов) Министерства энергетики Республики Таджикистан определяется поло-
жениями, утверждаемыми Министром энергетики Республики Таджикистан.
Полномочия Министерства энергетики Республики Таджикистан:
реализация государственной политики в области энергетики;
планирование и прогнозирование динамики спроса и предложения на
все виды энергетических ресурсов, энергии для учёта и внесения после-
дующих изменений в реализуемые программы;
проведение оценки инвестиционных потребностей и определение по-
тенциальных источников финансирования и капитала;
мониторинг деятельности энергетических предприятий в целях осу-
ществления их последовательного перехода к рыночным отношениям;
содействие устойчивому притоку частных инвестиций в топлив-
но-энергетический комплекс и развитию местных и альтернативных энерге-
тических ресурсов, включая регулирование управлением, владением вто-
ричными энергоресурсами и энергетическими продуктами на уровне конеч-
ного потребителя;
содействие развитию конкуренции, обеспечение равных возможностей
и условий для деятельности энергетических предприятий различных форм
собственности;
выдача лицензий на осуществление деятельности в топливно-энерге-
тическом комплексе и осуществление контроля за соблюдением их условий;
подготовка и реализация программ:
- по развитию топливно-энергетического комплекса;
- по стандартизации, безопасности и защите потребителя, охране
окружающей среды от отрицательного воздействия деятельности в топлив-
но-энергетическом комплексе;
- по энергосбережению;
- осуществление иных полномочий, предусмотренных законами Респуб-
лики Таджикистан.
Статья 8. Межведомственная консультативная комиссия по энергетике
В целях рассмотрения предложений, касающихся политики в энергети-
ческой отрасли, повышения эффективности и совершенствования методов
хозяйствования в топливно-энергетическом комплексе, Правительством
Республики Таджикистан учреждается Межведомственная консультативная
комиссия по энергетике под председательством Министра энергетики Рес-
публики Таджикистан.
В состав Межведомственной консультативной комиссии по энергетике
входят представители исполнительных органов власти на местах, других
министерств, ведомств, научных учреждений, энергетических предприятий
и потребителей по усмотрению Правительства Республики Таджикистан.
Межведомственная консультативная комиссия по энергетике осущест-
вляет свою деятельность на основании Положения, утверждаемого Прави-
тельством Республики Таджикистан.
Статья 9. Полномочия органов государственной власти на местах в
энергетике
Полномочия органов государственной власти на местах в топливноэ-
нергетическом комплексе определяются законодательством Республики Тад-
жикистан.
ГЛАВА III.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭНЕРГЕТИКЕ
Статья 10. Управление энергетическими предприятиями
Предприятиям топливно-энергетического комплекса предоставляется
самостоятельность в управлении хозяйственно-производственной деятель-
ностью.
Все виды деятельности предприятий топливно-энергетического комп-
лекса на территории Республики Таджикистан осуществляются в соответс-
твии с законодательством Республики Таджикистан об энергетике.
Статья 11. Защита прав собственности энергетических предприятий
Энергетические предприятия на территории Республики Таджикистан
могут создаваться и функционировать на основе многообразия форм собс-
твенности (государственной, частной, акционерной, смешанной, совмест-
ной).
Собственники энергетических предприятий равны перед законом и
пользуются одинаковой защитой закона.
Государство не допускает дискриминации энергетических предприятий
в зависимости от их форм собственности.
Статья 12. Защита интересов потребителей энергии
Защита интересов потребителей энергии осуществляется согласно за-
конов и других нормативно-правовых актов Республики Таджикистан.
Статья 13. Вопросы финансирования в энергетике
Финансирование в области энергетики может осуществляться за счёт
государственных, частных и зарубежных источников инвестирования.
Статья 14. Иностранные инвестиции в энергетике
Привлечение иностранных инвестиций в энергетику осуществляется в
соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Для иностранных инвестиций в энергетику законодательством Респуб-
лики Таджикистан могут устанавливаться дополнительные налоговые и иные
льготы.
Статья 15. Ценообразование в области энергетики
Цены и тарифы на энергетические продукты и услуги устанавливаются
свободные (договорные) за исключением случаев, предусмотренных законо-
дательством Республики Таджикистан.
Статья 16. Концессии в энергетике
Электрические и тепловые станции, магистральные и распределитель-
ные электрические сети и объекты, обслуживающие их, нефтепроводы и га-
зопроводы, предприятия газового хозяйства, обеспечивающие природным и
сжиженным газом, нефтегазовые объекты, перспективные площади на нефть,
газ и уголь могут передаваться в концессию Правительством Республики
Таджикистан в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Предоставление иностранным инвесторам концессий на разведку, раз-
работку и эксплуатацию энергетических ресурсов и ведение иной деятель-
ности в топливноэнергетическом комплексе осуществляется на основе кон-
цессионных договоров.
Статья 17. Использование земель в энергетике
Использование земель в энергетике осуществляется в соответствии с
Земельным кодексом и другими законами Республики Таджикистан.
Статья 18. Государственные предприятия в энергетике
Государственные предприятия в энергетике осуществляют свою дея-
тельность на коммерческой основе в качестве самостоятельных хозяйс-
твенных единиц путём заключения соглашений с Министерством энергетики
Республики Таджикистан. Такие соглашения в отношении государственного
предприятия топливно-энергетического комплекса предусматривают:
его требуемый корпоративный и коммерческий статус;
план-график работ по его коммерциализации;
степень его финансовой и управленческой самостоятельности;
стандарты и критерии работы и подотчётности его руководства;
принципы и порядок разработки структуры его отчётности, включая
разработку отдельной отчетности для его различных функциональных под-
разделений, определение стоимости имущества и начислений на его износ;
определение работ и услуг, выполняемых для государственных нужд и
определение их стоимости;
годовые финансовые и производственные плановые показатели.
ГЛАВА IV.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ НАДЗОР В ЭНЕРГЕТИКЕ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ
ЭНЕРГЕТИКИ
Статья 19. Государственный энергетический надзор
Для обеспечения соблюдения всеми юридическими или физическими ли-
цами установленных стандартов, норм и правил в энергетике при произ-
водстве, транспортировке, переработке, преобразовании, хранении, пот-
реблении энергетических ресурсов и продуктов, эксплуатации энергети-
ческих объектов, установок и оборудования организуется государственный
энергетический надзор в порядке, определяемом законодательством Рес-
публики Таджикистан.
Государственный энергетический надзор осуществляется государс-
твенными специализированными органами.
Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства в облас-
ти энергетики
За нарушение законодательства в области энергетики виновные лица
несут ответственность в установленном законом порядке.
Президент
Республики Таджикистан Э.РАХМОНОВ
г. Душанбе 29 ноября 2000 год, № 33
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
МАДЖЛИСИ НАМОЯНДАГОН МАДЖЛИСИ ОЛИ
РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
О принятии Закона Республики Таджикистан
"Об энергетике" и введении его в действие
Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан поста-
новляет:
1. Принять Закон Республики Таджикистан "Об энергетике".
2. Настоящий Закон Республики Таджикистан ввести в действие после
его официального опубликования.
3. Правительству Республики Таджикистан:
представить Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджи-
кистан предложения о приведении действующего законодательства в соот-
ветствие с настоящим Законом и привести свои решения в соответствие с
Законом Республики Таджикистан "Об энергетике".
Председатель Маджлиси намояндагон
Маджлиси Оли Республики Таджикистан С.ХАЙРУЛЛОЕВ
г.Душанбе, 4 октября 2000 года, № 143