ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                     МАДЖЛИСИ МИЛЛИ МАДЖЛИСИ ОЛИ

                        РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

           О Законе Республики Таджикистан "Об энергетике"

 

     Рассмотрев Закон Республики Таджикистан "Об энергетике", Маджлиси

милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан постановляет:

     Одобрить Закон Республики Таджикистан "Об энергетике".

 

 

     Председатель Маджлиси милли

     Маджлиси Оли Республики Таджикистан               М.УБАЙДУЛЛОЕВ

 

                г.Душанбе, 10 ноября 2000 года, № 123

 

 

 

                     ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

                            ОБ ЭНЕРГЕТИКЕ

 

     Настоящий Закон определяет основные организационно-правовые прин-

ципы и методы регулирования хозяйственной деятельности в области энер-

гетики Республики Таджикистан.

          

                               ГЛАВА I.

                           ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

     Статья 1. Цель настоящего Закона

 

     Целью настоящего  Закона  является правовое обеспечение государс-

твенной политики в области энергетики Республики Таджикистан на основе

рыночных,  институциональных  и  информационных механизмов в интересах

обеспечения её надёжности и развития,  а также защиты интересов потре-

бителей энергии.

 

     Статья 2. Основные понятия и определения

 

     В настоящем Законе используются следующие определения:

     энергетика - это область экономики,  охватывающая разведку, добы-

чу, производство, преобразование, транспортировку, хранение, передачу,

распределение и потребление энергоресурсов и энергии;

     топливно-энергетический комплекс -  совокупность  взаимосвязанных

отраслей  экономики,  включающая  государственные  и негосударственные

структуры,  занятые в угле-, нефте-, газо-, тепло- и электроснабжающих

и потребляющих системах и территориальных подсистемах;

     отрасль энергетики - составная часть энергетики,  связанная с ка-

ким-либо одним видом энергетических ресурсов и энергии;

     энергетическое предприятие - это юридическое лицо,  занятое одним

или  несколькими  видами деятельности в энергетике,  включая субъектов

естественных монополий, независимо от их формы собственности;

     объект энергетики  - специальное сооружение,  предназначенное для

производства,  преобразования,  транспортировки,  хранения,  передачи,

распределения энергоресурсов и энергии;

     деятельность в энергетике,  энергетические услуги - производство,

транспортировка,  передача, распределение, хранение, переработка, пре-

образование, продажа энергии, энергетических ресурсов и продуктов;

     энергетический ресурс - носитель энергии,  который используется в

настоящее время или может быть полезно использован в перспективе. Под-

разделяется на:

     а) возобновляемые энергетические ресурсы - ресурсы,  которые воз-

никают естественным образом,  постоянно возобновляются природой (солн-

це,  естественное движение водных и воздушных  потоков,  геотермальные

воды, биологическая масса), которые могут быть преобразованы в различ-

ные виды энергии;

     б) первичные энергетические ресурсы - природные ресурсы,  которые

могут непосредственно использоваться в качестве топлива  (нефть,  при-

родный газ, уголь ) или для производства различных видов энергии;

     в) вторичные энергетические ресурсы - ресурсы,  полученные в виде

побочного продукта основного производства;

     энергетические продукты - различные виды топлива,  нефтепродукты,

электрическая и тепловая энергии,  вырабатываемые из любых видов энер-

гетических ресурсов;

     потребители в энергетике - любое физическое или юридическое лицо,

приобретающее и использующее различные виды энергоресурсов  и  энергии

без цели их перепродажи;

     производители в энергетике - любое физическое или юридическое ли-

цо  независимо от форм собственности,  для которых любой вид энергети-

ческих ресурсов и энергии является товарной продукцией;

     энергосбережение - рациональное использование и сокращение потерь

при производстве,  преобразовании, транспортировке и потреблении энер-

гии;

     концессия - договор о передаче во временную эксплуатацию на опре-

делённых условиях принадлежащих государству объектов с правом осущест-

вления деятельности в энергетике иностранному инвестору.

 

     Статья 3. Законодательство Республики Таджикистан об энергетике

 

     Законодательство Республики Таджикистан об энергетике основано на

Конституции  Республики  Таджикистан  и  состоит из настоящего Закона,

других законов,  принятых в соответствии с настоящим Законом,  а также

международно-правовых актов, признанных Республикой Таджикистан.

 

                              ГЛАВА II.

          ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ

 

     Статья 4. Государственная политика в области энергетики

 

     Основными целями государственной политики  в  области  энергетики

являются:

     - надёжное и качественное обеспечение растущих потребностей  рес-

публики  в энергетических ресурсах и продуктах,  обеспечение энергети-

ческой безопасности страны;

     - обеспечение  охраны окружающей среды,  а также защиты населения

от вредного воздействия в результате деятельности в области  энергети-

ки;

     - создание необходимых  условий  для  последовательного  перехода

энергетики  к  рыночным отношениям,  привлечения в неё отечественных и

иностранных  инвестиций,  предоставления  энергетическим  предприятиям

экономической  самостоятельности  и  обеспечения их развития на основе

рыночной конкуренции;

     - повышение  эффективности функционирования топливно-энергетичес-

кого комплекса на основе внедрения передовых технологий,  энергосбере-

жения,  снижения  удельных затрат энергоресурсов в производстве нацио-

нального валового продукта.

 

     Статья 5. Методы государственного регулирования в области энерге-

тики

 

     Государственное регулирование в области энергетики осуществляется

путем правового обеспечения, лицензирования, налогообложения, кредито-

вания,  финансирования, осуществления инвестиционной, социальной и на-

учно-технической политики,  контроля за исполнением предприятиями топ-

ливно-энергетического  комплекса законодательства Республики Таджикис-

тан.

     Деятельность в  энергетике и энергетические услуги осуществляются

на основе разрешения (лицензии),  выдаваемого Министерством энергетики

Республики Таджикистан в порядке, установленном Правительством Респуб-

лики Таджикистан.

     Выдача лицензий осуществляется на конкурсной основе с соблюдением

принципа открытости и прозрачности проведения конкурсов. Не разрешает-

ся энергетическая деятельность и оказание энергетических услуг,  нано-

сящих ущерб интересам Республики Таджикистан.

     Энергетические проекты и программы по строительству крупных энер-

гетических объектов проходят обязательную государственную  экспертизу,

порядок проведения которой определяется Правительством Республики Тад-

жикистан.

 

     Статья 6. Полномочия Правительства Республики Таджикистан в энер-

гетике

 

     Полномочия Правительства Республики Таджикистан в энергетике:

     обеспечение ведущей роли государства в развитии  энергетики  Рес-

публики Таджикистан;

     управление топливно-энергетическим комплексом на основе внедрения

рыночных механизмов его функционирования;

     создание условий для свободного  предпринимательства  и  развития

всех форм собственности в топливно-энергетическом комплексе в условиях

развития рыночных отношений;

     содействие участию  частного  сектора  в  топливно-энергетическом

комплексе,  оказание поддержки конкуренции в строительстве, восстанов-

лении и эксплуатации его предприятий и отраслей;

     утверждение порядка лицензирования на осуществление  деятельности

в топливноэнергетическом комплексе;

     установление порядка проведения государственной экспертизы  энер-

гетических проектов и программ по строительству крупных энергетических

объектов;

     концессии в области энергетики;

     проведение общей ценовой и тарифной политики в топливно-энергети-

ческом комплексе;

     осуществление контроля за эксплуатацией возобновляемых и  первич-

ных энергетических ресурсов и их содержанием;

     создание необходимых условий для привлечения инвестиций в топлив-

ноэнергетический комплекс;

     принятие экстренных мер по обеспечению потребителей  энергоресур-

сами и энергией в кризисных и экстремальных ситуациях,  введение в не-

обходимых случаях временных ограничений на их использование;

     координация международной деятельности в области энергетики;

     утверждение и контроль за осуществлением программ:

     - развития  топливно-энергетического  комплекса Республики Таджи-

кистан;

     - по  стандартизации,  безопасности и защите потребителя,  охране

окружающей среды от отрицательного воздействия деятельности в  топлив-

но-энергетическом комплексе;

     - по демонополизации и реструктуризации предприятий отраслей топ-

ливноэнергетического комплекса;

     - по энергосбережению;

     - осуществление иных полномочий,  предусмотренных настоящим Зако-

ном и другими законами Республики Таджикистан.

 

     Статья 7. Полномочия Министерства энергетики

 

     Министерство энергетики Республики Таджикистан  является  органом

управления,  ответственным  за  реализацию  государственной политики в

энергетике.

     Положение о  Министерстве энергетики Республики Таджикистан и его

структура утверждаются Правительством Республики Таджикистан.

     В структуру Министерства энергетики Республики Таджикистан входят

подразделения (департаменты),  ответственные за все энергетические от-

расли, а также вспомогательные подразделения, необходимые для его нор-

мального функционирования.  Правовой статус подразделений (департамен-

тов) Министерства энергетики Республики Таджикистан определяется поло-

жениями, утверждаемыми Министром энергетики Республики Таджикистан.

     Полномочия Министерства энергетики Республики Таджикистан:

     реализация государственной политики в области энергетики;

     планирование и  прогнозирование  динамики спроса и предложения на

все виды энергетических ресурсов,  энергии для учёта и внесения после-

дующих изменений в реализуемые программы;

     проведение оценки инвестиционных потребностей и  определение  по-

тенциальных источников финансирования и капитала;

     мониторинг деятельности энергетических предприятий в  целях  осу-

ществления их последовательного перехода к рыночным отношениям;

     содействие устойчивому  притоку  частных  инвестиций  в   топлив-

но-энергетический комплекс и развитию местных и альтернативных энерге-

тических ресурсов,  включая регулирование управлением,  владением вто-

ричными  энергоресурсами и энергетическими продуктами на уровне конеч-

ного потребителя;

     содействие развитию конкуренции,  обеспечение равных возможностей

и условий для деятельности энергетических предприятий  различных  форм

собственности;

     выдача лицензий на осуществление деятельности в  топливно-энерге-

тическом комплексе и осуществление контроля за соблюдением их условий;

     подготовка и реализация программ:

     - по развитию топливно-энергетического комплекса;

     - по стандартизации,  безопасности и защите  потребителя,  охране

окружающей  среды от отрицательного воздействия деятельности в топлив-

но-энергетическом комплексе;

     - по энергосбережению;

     - осуществление иных полномочий, предусмотренных законами Респуб-

лики Таджикистан.

 

     Статья 8. Межведомственная консультативная комиссия по энергетике

 

     В целях рассмотрения предложений, касающихся политики в энергети-

ческой отрасли,  повышения эффективности и  совершенствования  методов

хозяйствования  в  топливно-энергетическом  комплексе,  Правительством

Республики Таджикистан  учреждается  Межведомственная  консультативная

комиссия  по энергетике под председательством Министра энергетики Рес-

публики Таджикистан.

     В состав  Межведомственной консультативной комиссии по энергетике

входят представители исполнительных органов власти на  местах,  других

министерств,  ведомств, научных учреждений, энергетических предприятий

и потребителей по усмотрению Правительства Республики Таджикистан.

     Межведомственная консультативная  комиссия по энергетике осущест-

вляет свою деятельность на основании Положения,  утверждаемого  Прави-

тельством Республики Таджикистан.

 

     Статья 9.  Полномочия  органов государственной власти на местах в

энергетике

 

     Полномочия органов государственной власти на местах в  топливноэ-

нергетическом комплексе определяются законодательством Республики Тад-

жикистан.

 

                              ГЛАВА III.

                ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭНЕРГЕТИКЕ

 

     Статья 10. Управление энергетическими предприятиями

 

     Предприятиям топливно-энергетического  комплекса  предоставляется

самостоятельность в управлении хозяйственно-производственной  деятель-

ностью.

     Все виды деятельности предприятий топливно-энергетического  комп-

лекса  на территории Республики Таджикистан осуществляются в соответс-

твии с законодательством Республики Таджикистан об энергетике.

 

     Статья 11. Защита прав собственности энергетических предприятий

 

     Энергетические предприятия на территории  Республики  Таджикистан

могут  создаваться и функционировать на основе многообразия форм собс-

твенности (государственной,  частной, акционерной, смешанной, совмест-

ной).

     Собственники энергетических предприятий  равны  перед  законом  и

пользуются одинаковой защитой закона.

     Государство не допускает дискриминации энергетических предприятий

в зависимости от их форм собственности.

 

     Статья 12. Защита интересов потребителей энергии

 

     Защита интересов потребителей энергии осуществляется согласно за-

конов и других нормативно-правовых актов Республики Таджикистан.

 

     Статья 13. Вопросы финансирования в энергетике

 

     Финансирование в области энергетики может осуществляться за  счёт

государственных, частных и зарубежных источников инвестирования.

 

     Статья 14. Иностранные инвестиции в энергетике

 

     Привлечение иностранных  инвестиций в энергетику осуществляется в

соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

     Для иностранных инвестиций в энергетику законодательством Респуб-

лики Таджикистан могут устанавливаться дополнительные налоговые и иные

льготы.

 

     Статья 15. Ценообразование в области энергетики

 

     Цены и тарифы на энергетические продукты и услуги устанавливаются

свободные (договорные) за исключением случаев, предусмотренных законо-

дательством Республики Таджикистан.

 

     Статья 16. Концессии в энергетике

 

     Электрические и тепловые станции, магистральные и распределитель-

ные электрические сети и объекты, обслуживающие их, нефтепроводы и га-

зопроводы,  предприятия газового хозяйства, обеспечивающие природным и

сжиженным газом, нефтегазовые объекты, перспективные площади на нефть,

газ  и  уголь могут передаваться в концессию Правительством Республики

Таджикистан в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

     Предоставление иностранным инвесторам концессий на разведку, раз-

работку и эксплуатацию энергетических ресурсов и ведение иной деятель-

ности в топливноэнергетическом комплексе осуществляется на основе кон-

цессионных договоров.

 

     Статья 17. Использование земель в энергетике

 

     Использование земель в энергетике осуществляется в соответствии с

Земельным кодексом и другими законами Республики Таджикистан.

 

     Статья 18. Государственные предприятия в энергетике

 

     Государственные предприятия  в  энергетике осуществляют свою дея-

тельность на коммерческой основе в  качестве  самостоятельных  хозяйс-

твенных  единиц путём заключения соглашений с Министерством энергетики

Республики Таджикистан.  Такие соглашения в отношении государственного

предприятия топливно-энергетического комплекса предусматривают:

     его требуемый корпоративный и коммерческий статус;

     план-график работ по его коммерциализации;

     степень его финансовой и управленческой самостоятельности;

     стандарты и критерии работы и подотчётности его руководства;

     принципы и порядок разработки структуры его  отчётности,  включая

разработку  отдельной отчетности для его различных функциональных под-

разделений, определение стоимости имущества и начислений на его износ;

     определение работ и услуг, выполняемых для государственных нужд и

определение их стоимости;

     годовые финансовые и производственные плановые показатели.

 

                              ГЛАВА IV.

         ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ НАДЗОР В ЭНЕРГЕТИКЕ И

       ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ

                              ЭНЕРГЕТИКИ

 

     Статья 19. Государственный энергетический надзор

 

     Для обеспечения соблюдения всеми юридическими или физическими ли-

цами  установленных стандартов,  норм и правил в энергетике при произ-

водстве,  транспортировке, переработке, преобразовании, хранении, пот-

реблении  энергетических ресурсов и продуктов,  эксплуатации энергети-

ческих объектов, установок и оборудования организуется государственный

энергетический  надзор в порядке,  определяемом законодательством Рес-

публики Таджикистан.

     Государственный энергетический  надзор  осуществляется  государс-

твенными специализированными органами.

 

     Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства в облас-

ти энергетики

     За нарушение законодательства в области энергетики виновные  лица

несут ответственность в установленном законом порядке.

 

 

     Президент

     Республики Таджикистан                              Э.РАХМОНОВ

 

                 г. Душанбе 29 ноября 2000 год, № 33

 

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                  МАДЖЛИСИ НАМОЯНДАГОН МАДЖЛИСИ ОЛИ

                        РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

               О принятии Закона Республики Таджикистан

              "Об энергетике" и введении его в действие

 

     Маджлиси намояндагон  Маджлиси  Оли Республики Таджикистан поста-

новляет:

     1. Принять Закон Республики Таджикистан "Об энергетике".

     2. Настоящий Закон Республики Таджикистан ввести в действие после

его официального опубликования.

     3. Правительству Республики Таджикистан:

     представить Маджлиси  намояндагон  Маджлиси Оли Республики Таджи-

кистан предложения о приведении действующего законодательства в  соот-

ветствие  с настоящим Законом и привести свои решения в соответствие с

Законом Республики Таджикистан "Об энергетике".

 

 

     Председатель Маджлиси намояндагон

     Маджлиси Оли Республики Таджикистан                 С.ХАЙРУЛЛОЕВ

 

                г.Душанбе, 4 октября 2000 года, № 143