ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

         О науке и государственной научно-технической политике

 

     Настоящий Закон закрепляет правовые, экономические и социальные ус-

ловия  и  гарантии,  обеспечивающие функционирование науки в Республике

Таджикистан, защиту прав научных работников и научных организаций, раз-

витие фундаментальных и прикладных исследований.

 

                       Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

     Статья 1. Законодательство о науке и государственной научно-техни-

               ческой политике

 

     Законодательство о науке и государственной научно-технической  по-

литике состоит  из  настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним

законов и иных нормативных актов Республики Таджикистан.

 

     Статья 2. Основные понятия, принимаемые в настоящем Законе

 

     Основные понятия, принимаемые в настоящем Законе, означают:

     Научная (научно-исследовательская  деятельность) деятельность (да-

лее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и

применение новых знаний, в том числе:

     фундаментальные научные исследования - экспериментальная или  тео-

ретическая деятельность,  направленная на получение новых знаний об ос-

новных закономерностях строения,  функционирования и развития человека,

общества, окружающей среды;

     прикладные научные исследования - исследования, направленные преи-

мущественно  на применение новых знаний для достижения практических це-

лей и решения конкретных задач.

     Научно-техническая деятельность  -  деятельность  новых знаний для

решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гумани-

тарных  и иных проблем,  обеспечения функционирования науки,  техники и

производства как единой системы.

     Экспериментальные разработки  - деятельность,  которая основана на

знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или

на  основе практического опыта,  и направлена на сохранение жизни и здо-

ровья человека,  создание новых материалов,  продуктов, процессов, уст-

ройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

     Государственная научно-техническая политика - составная часть  со-

циально-экономической политики,  которая выражает отношение государства

к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направле-

ние,  формы деятельности органов государственной власти Республики Тад-

жикистан в области науки,  техники и реализации достижений науки и тех-

ники.

     Научный и (или) научно-технический результат - продукт  научной  и

(или) научно-технической деятельности,  содержащий новые знание или ре-

шение и зафиксированный на любом информационном носителе.

     Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) на-

учно-технический результат,  в том числе результат интелектуальной дея-

тельности и предназначенный для реализации.

     Гранты - денежные и иные  средства,  передаваемые  безвозмездно  и

безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными

гражданами и иностранными юридическими лицами,  а также  международными

организациями, на проведение конкретных научных исследований на услови-

ях, предусмотренных грантодателями.

 

      ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

     Статья 3. Общие положения о субъектах научно-технической деятель-

               ности

 

     Научная и  (или) научно-техническая деятельность осуществляется в

порядке, установленном настоящим Законом, физическими лицами - гражда-

нами Республики Таджикистан,  а также иностранными гражданами,  лицами

без гражданства в пределах прав,  установеленных закнодательством Рес-

публики Таджикистан и юридическими лицами при условии,  если научная и

(или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными-

документами.

     Органы государственной власти Республики Таджикистан  в  соответс-

твии с настоящим Законом:

     гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической  деятель-

ности свободу творчества,  предоставляя им право выбора направления на-

учных исследований и экспериментальных разработок;

     гарантирует субъектам  научной и (или) научно-технической деятель-

ности защиту от недобросовестной конкуренции;

     признают право  на обоснованный риск в научной и (или) научно-тех-

нической деятельности;

     обеспечивают свободу доступа к научной и (или) научно-технической

информации,  за исключением случаев,  предусмотренных законодательством

Республики Таджикистан в отношении государственной,  служебной или ком-

мерческой тайны;

     гарантирует подготовку,  повышение  квалификации  и переподготовку

научных работников и специалистов государственных организаций;

     гарантирует финансирование проектов, выполняемых заказам...

 

     Статья 4. Научный работник,  специалист научной организации и ра-

               ботник сферы научного обслуживания. Общественные объеди-

               нения научных работников

 

     Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий

необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной  и  (или)

научно-технической деятельностью.

     Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий

необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или)

научно-технической деятельностью.

     Правовые основы  оценки  квалификации научных работников и специа-

листов научной организации и критерии этой оценки определяются в поряд-

ке, устанавливаемом Правительством Республики Таджикистан и обеспечива-

ются государственной системой аттестации.

     Результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены вышестоящей

аттестационной комиссией. В случае нарушения порядка и критериев оценки

квалификации  научных работников и специалистов научной организации ре-

зультаты аттестации могут быть обжалованы и отменены в судебном  поряд-

ке.

     Специалистом научной организации  (инженерно-техническим  работни-

ком)  является  гражданин,  имеющий  среднее профессиональное или высше

профессиональное образование  и  способствующий  получению  научного  и

(или) научно-технического и его реализации.

     Работником сферы научного обслуживания является гражданин, обеспе-

чивающий создание необходимых условий для научного и (или) научно- тех-

нической деятельности в научной организации.

     Научный работник имеет право на:

     признание его автором научных и (или) научно-технических результа-

тов и подачу заявок на изобретение и другие результаты интеллектуальной

деятельности в соответствии с законодательством Республики Таджикистан;

     получение в  соответствии с законодательством Республики Таджикис-

тан доходов от реализации научных и (или) научно-технических  результа-

тов, автором которых он является;

     объективную оценку своей научной и (или)  научно-технической  дея-

тельности и получение вознаграждения,  поощрения и льгот, соответствую-

щих его творческому вкладу;

     осуществление предпринимательской  деятельности  в области науки и

техники, не запрещенной законодательством Республики Таджикистан;

     подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях и сим-

позиумах и иных коллективных обсуждениях;

     участие в  конкурсе на финансирование научных исследований за счет

средств соответствующего бюджета,  фондов поддержки научной и (или) на-

учно-технической деятельности и иных источников, не запрещенных законо-

дательством Республики Таджикистан;

     подачу заявок  на  участие в международном научном и научно-техни-

ческом содружестве  (стажировки,  командировки,  публикации  научных  и

(или)  научно-технических результатов за пределами Республики Таджикис-

тан);

     доступ к  информации  о  научных и научно-технических результатах,

если она не содержит сведений, относящихся к государственной, служебной

или коммерческой тайне;

     публикацию в открытой печати научных  и  (или)  научно-технических

результатов, если они не содержат сведений, относящихся к государствен-

ной, служебной или коммерческой тайне;

     мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказываю-

щих негативное влияние на человека,  общество  и  окружающую  природную

среду;

     повышение научной квалификации.

     Научный работник обязан:

     осуществлять научную, научно-техническую деятельность и (или) экс-

периментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не при-

чиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей природной среде;

     объективно осуществлять  экспертизу представленных научных и науч-

но-технических программ и проектов,  научных и (или) научно-технических

результатов и экспериментальных разработок.

     Научные сотрудники могут заключать договоры о совместной научной и

научно-  технической  деятельности  в  соответствии с законодательством

Республики Таджикистан.

     Научные работники  вправе создавать на добровольной основе общест-

венные объединения в порядке, предусмотренном законодательством Респуб-

лики Таджикистан об общественных объединениях.

     Общественные академии наук участвуют в  координации  научной  дея-

тельности и действуют в соответствии со своими уставами и законодатель-

ством Республики Таджикистан.

     Органы государственной власти Республики Таджикистан могут привле-

кать на добровольной основе общественные объединения научных работников

к  подготовке  проектов  решений в области науки и техники,  проведения

экспертиз,  а также на основе конкурсов к выполнению научных программ и

проектов, финансируемых за счет средств из соответствующего бюджета.

 

     Статья 5. Научная организация

 

     Научной организацией  признается  юридическое лицо,  независимо от

организационно-правовой формы и формы собственности, а также обществен-

ное объединение научных работников,  осуществляющие в качестве основной

работы научную и (или) научно-техническую деятельность,  подготовку на-

учных работников и действующие в соответствии с учредительными докумен-

тами научной организации.

     Научные организации подразделяются на научно-исследовательские ор-

ганизации,  научные организации образовательных учреждений высшего про-

фессионального образования,  опытно-конструкторские, проектно-конструк-

торские,  проектно- технологические и иные организации,  осуществляющие

научную и научно-техническую деятельность.

     Правительство Республики  Таджикистан  организует  государственную

аккредитацию  научных организаций и выдает им свидетельства о государс-

твенной аккредитации. Порядок государственной аккредитации определяется

Правительством Республики Таджикистан.

     Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной  ор-

ганизации,  объем  научной  деятельности которой составляет не менее 70

процентов объема выполняемых указанной организацией работ и уставом ко-

торой  предусмотрен ученый (научный,  технический,  научно-технический)

совет в качестве одного из органов управления.  Свидетельство  о  госу-

дарственной аккредитации выдается после государственной регистрации на-

учной организации в соответствии с действующим  законодательством  Рес-

публики Таджикистан.

     Свидетельство государственной аккредитации является основанием для

предоставления научной организации льгот на уплату налогов,  предусмот-

ренных налоговым законодательством Республики Таджикистан, и других ль-

гот, установленных для научных организаций законодательством Республики

Таджикистан.

     Научной организации,  которая  имеет уникальное опытно-эксперимен-

тальное оборудование,  располагает научными работниками и специалистами

высокой  квалификации  и научная деятельность которой получила междуна-

родное признание.  Правительством Республики Таджикистан может присваи-

ваться статус государственного научного центра.

     Отказ от выдачи свидетельства о государственной аккредитации науч-

ной  организации не может являться препятствием к осуществлению научной

деятельности, при этом такая организация не имеет права на льготы, пре-

дусмотренные частью пятой настоящей статьи.

     Научная организация владеет,  пользуется и распоряжается  имущест-

вом, передаваемым ей учредителями для осуществления деятельности, опре-

деленной учредительными документами.

     Порядок владения,  пользования  и  распоряжения имуществом научной

организации определяется законодательством Республики Таджикистан.

     Научная организация  обязана поддерживать и развивать свою научно-

исследовательскую и опытно-экспериментальную базу, обновлять производс-

твенные фонды.

     Научная организация осуществляет научное сотрудничество  с  иност-

ранными  юридическими лицами и внешнеэкономическую деятельность в соот-

ветствии с законодательством Республики  Таджикистан  и  международными

договорами Республики Таджикистан.

     Научная организация создается,  реорганизуется и  ликвидируется  в

порядке, предусмотренном законодательством Республики Таджикистан.

     При реорганизации научной организации должно обеспечиваться сохра-

нение  технологического  единства научной и научно-технической деятель-

ности.  Не допускается выделение из состава указанной научной организа-

ции опытного,  опытно- экспериментального, опытно-научного, опытно-фар-

мацевтического производства и лечебных баз.

     Органы исполнительной  власти  Республики Таджикистан,  учредившие

государственную научную организацию,  могут выделять средства на возоб-

новление,  капитальный  и текущий ремонт имущества данной организации и

при недостаточности средств у данной организации несут субсидиарную от-

ветственность по ее обязательствам в случае, если государственная науч-

ная организация создана в форме учреждения или предприятия, основанного

на праве оперативного управления.

     За государственными научными организациями закрепляются в бессроч-

ное безвозмездное пользование земельные участки,  выделенные в установ-

ленном порядке.

 

     Статья 6. Академии наук в Республике Таджикистан

 

     Академия наук Республики  Таджикистан,  отраслевые  академии  наук

имеют  государственный статус,  финансируются за счет средств государс-

твенного бюджета,  наделяются правами управления своей деятельностью  и

имуществом.

     Академии наук создаются,  реорганизуются и ликвидируются постанов-

лением  Маджлиси Оли Республики Таджикистан по представлению Правитель-

ства Республики Таджикистан.

     В Академию  наук Республики Таджикистан,  отраслевые академии наук

входят научные организации и организации научного обслуживания и  соци-

альной сферы.

     Структура Академии наук Республики Таджикистан и отраслевых акаде-

мий  наук,  порядок  деятельности и финансирования входящих в их состав

организаций научного обслуживания и социальной сферы определяются уста-

вами указанных академий наук.

     Академия наук Республики Таджикистан является самоуправляемой  ор-

ганизацией, действующей на основе законодательства Республики Таджикис-

тан и своего устава. Академия наук Республики Таджикистан проводит фун-

даментальные  и  прикладные научные исследования по важнейшим проблемам

естественных,  технических и гуманитарных наук, принимает участие в ко-

ординации  фундаментальных  научных исследований,  выполняемых научными

организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального

образования и финансируемых за счет средств государственного бюджета.

     Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми  организациями,

проводят  фундаментальные и прикладные научные исследования в соответс-

твующих областях науки и техники и участвуют в координации данных науч-

ных исследований.

     Финансирование Академии наук Республики Таджикистан  и  отраслевых

академий наук осуществляется за счет государственного бюджета, указыва-

емой в нем отдельной строкой, и иных источников, не запрещенных законо-

дательством Республики Таджикистан.

     Результаты выполненных с использованием  средств  государственного

бюджета научных исследований Академии наук Республики Таджикистан и от-

раслевых академий наук передаются государству в соответствии с  законо-

дательством Республики Таджикистан.

     Академии наук ежегодно представляют Правительству Республики  Тад-

жикистан  отчеты  о проведенных научных исследованиях и научных и (или)

научно-технических результатах.

     Академия наук  Республики  Таджикистан и отраслевые академии наук,

их научные организации и организации научного обслуживания и социальной

сферы  владеют,  пользуются и распоряжаются государственным имуществом,

переданным им в оперативное управление или в полное хозяйственное веде-

ние в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.  Реестры

имущества,  переданного академиям наук в оперативное управление  или  в

полное  хозяйственное  ведение,  утверждаются Правительством Республики

Таджикистан.

     За академиями наук,  их научными организациями и организациями на-

учного обслуживания и социальной сферы закрепляются в  бессрочное  без-

возмездное пользование земельные участки, выделенные им в установленном

порядке.

 

         ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ

                   И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

     Статья 7. Управление научной и научно-технической деятельностью

 

     Управление научной  и (или) научно- технической деятельностью осу-

ществляется на основе сочетания принципов государственного  регулирова-

ния и самоуправления.

     Органы государственной власти Республики Таджикистан,  научные ор-

ганизации и организации научного обслуживания и социальной сферы в пре-

делах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные  направ-

ления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы науч-

ных организаций, осуществляют межотраслевую координацию научной и (или)

научно-технической деятельности,  разработку и реализацию научных и на-

учно-технических программ и проектов,  развитие форм интеграции науки и

производства, реализацию достижений науки и техники.

     Управление научной и (или) научно-технической  деятельностью  осу-

ществляется в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.

     Органы государственной власти, учреждающие государственные научные

организации:

     утверждают уставы государственных научных организаций; осуществля-

ют  контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставлен-

ного государственным научным организациям имущества;

     осуществляют другие функции в пределах их полномочий.

     Руководители государственных научных организаций и научных органи-

заций академии наук, а также негосударственных научных организаций наз-

начаются (избираются) в соответствии с законодательством и  в  порядке,

предусмотренном их уставами.

     Ученые советы государственных научных организаций разрабатывают  и

утверждают планы научных работ и развития государственных научных орга-

низаций гласно,  исходя из государственных заданий,  профиля  государс-

твенных научных организаций, их научных и экономических интересов.

 

     Статья 8. Договор (контракты) на создание, передачу и использова-

               ние научной и научно-технической продукции

 

     Основной правовой формой отношений между научной организацией, за-

казчиком и иными потребителями научной и (или ) научно-технической про-

дукции,  в том числе министерствами и иными  государственными  органами

исполнительной власти, являются договоры (контракты) на создание, пере-

дачу и использование научной и  (или)  научно-  технической  продукции,

оказание  научных,  научно-технических,  инженерно-  консультационных и

иных услуг,  а также другие договоры, в том числе договоры о совместной

научной  и (или) научно-технической деятельности и распределении прибы-

ли.

     На основе  указанных  договоров  (контрактов)  выполняются научные

исследования и экспериментальные разработки для государственных нужд. В

этих случаях договоры (контракты) заключаются между государственным ор-

ганом-заказчиком и организацией - исполнителем.

     Для государственных  научных  организаций Правительство Республики

Таджикистан вправе устанавливать обязательный государственный заказ  на

выполнение научных исследований и экспериментальных разработок.

     Условия владения,  пользования и распоряжения научными и (или) на-

учно-  техническими результатами определяются законодательством Респуб-

лики Таджикистан, а также не противоречащими ему договорами (контракта-

ми)  сторон-субъектов научной и (или) научно-технической деятельности и

потребителей научной и (или) научно-технической продукции.

 

     Статья 9. Информационное обеспечение научной и научно-технической

               деятельности

 

     Субъекты научной  и  (иди)  научно-технической  деятельности имеют

право на обмен информацией,  за исключением информации, содержащей све-

дения, относящиеся к государственной, служебной или коммерческой тайне.

     Правительство Республики Таджикистан обеспечивает  создание  госу-

дарственных  информационных  фондов и систем в области науки и техники,

осуществляющих сбор,  государственную регистрацию,  аналитическую обра-

ботку,  хранение  и доведение до потребителей научной и технической ин-

формации,  содействует изданию научной и научно- технической продукции,

приобретению научных журналов,  книг, иных печатных изданий о научных и

(или* научно-технических результатах за пределами территории Республики

Таджикистан.

     Правительство Республики Таджикистан гарантирует субъектам научной

и  (или) научно-технической деятельности доступ к указанной информации,

право на ее приобретение и обеспечивает им доступ в  международные  ин-

формационные фонды и системы в области науки и техники.

     В случае ликвидации государственных научных организаций, при кото-

рых  функционируют  банки  данных  и  базы данных научной и (или) науч-

но-технической информации,  обеспечивается сохранность указанных банков

данных  и  баз данных и передача их правопреемникам в установленном по-

рядке.

 

     Статья 10. Ограничения и лицензирование отдельных видов научной и

                научно- технической деятельности

 

     Правительство Республики Таджикистан вправе:

     устанавливать порядок проведения научных исследований и  использо-

вания  научных  и  (или) научно-технических результатов,  которые могут

создавать угрозу безопасности Республики Таджикистан, здоровью граждан,

окружающей природной среде;

     лицензировать отдельные виды научной  и  (или)  научно-технической

деятельности;

     вводить в предусмотренных законодательством Республики Таджикистан

случаях  ограничения  на  право использования отдельных научных и (или)

научно-технических результатов,  распространяя на них режим секретности

и осуществляя надзор за его соблюдением;

     вводить сертификационные и метрологические требования к  отдельным

видам научной и (или) научно-технической деятельности.

 

      ГЛАВА 4. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-

                         ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

 

     Статья 11. Основные цели и принципы государственной научно-техни-

                ческой политики

 

     Основными целями  научно-технической  политики  являются развитие,

рациональное размещение и эффективное использование научно-технического

потенциала,  увеличение вклада науки и техники в развитие экономики го-

сударства,  реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрес-

сивных структурных преобразований в области материального производства,

повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции,  улучше-

ние экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государс-

тва, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности,

общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.

     Государственная научно-техническая политика осуществляется  исходя

из следующих основных принципов:

     признание науки социально значимой отраслью,  определяющей уровень

развития производительных сил государства;

     гласность и использование различных форм  общественных  обсуждений

при  выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспер-

тизе научных и научно- технических программ и проектов,  реализация ко-

торых осуществляется на основе конкурсов;

     гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследова-

ний;

     интеграция научной,  научно-технической и образовательной деятель-

ности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студен-

тов образовательных учреждений высшего профессионального образования  в

научных  исследованиях и экспериментальных разработках посредством соз-

дания учебно-научных комплексов на базе образовательных учреждений выс-

шего профессионального образования,  научных организаций академий наук,

имеющих государственный статус, а также научных организаций министерств

и иных государственных органов исполнительной власти;

     поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области

науки и техники;

     концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития  науки

и техники;

     стимулирование научной,  научно-технической и  инновационной  дея-

тельности через систему экономических и иных льгот;

     развитие научной,  научно-технической и инновационной деятельности

посредством создания системы государственных и научных центров и других

структур;

     развитие международного  научного  и научно-технического сотрудни-

чества Республики Таджикистан.

 

     Статья 12. Полномочия Маджлиси Оли Республики Таджикистан в облас-

                ти  формирования  и  реализации  государственной  науч-

                но-технической политики

 

     К ведению Маджлиси Оли Республики Таджикистан относятся:

     разработка и  проведение единой государственной научно-технической

политики,  выбор приоритетных направлений развития науки  и  техники  в

Республике Таджикистан;

     осуществление законодательного регулирования государственной науч-

но-технической политики Республики Таджикистан;

     установление на очередной  год  ассигнования  из  государственного

бюджета Республики Таджикистан на развитие науки и техники;

     формирование системы налоговых,  кредитных, амортизационных и иных

законодательно  устанавливаемых  льгот,  стимулирующих  научную,  науч-

но-техническую и инновационную деятельность;

     ратификация договоров и соглашений с другими государствами, а так-

же установление порядка  международного  научно-технического  сотрудни-

чества;

     создание, реорганизация и ликвидация государственных научных орга-

низаций в соответствии со статьей 6 настоящего Закона;

     формирование единых систем  стандартизации,  обеспечения  единства

измерений,  сертификации научно-технической информации, патентно-лицен-

зионного дела и управление ими.

 

     Статья 13. Полномочия Правительства Республики Таджикистан в об-

                ласти  формирования и реализации государственной науч-

                но-технической политики

 

     К ведению Правительства Республики Таджикистан относятся:

     представление на  рассмотрение Маджлиси Оли Республики Таджикистан

проектов законодательных актов,  принятие которых необходимо для форми-

рования и реализации государственной научно-технической политики;

     ежегодное представление доклада Маджлиси Оли Республики  Таджикис-

тан о состоянии развития науки и техники в Республике;

     создание на основании законодательных актов Республики Таджикистан

правовых, экономических и организационных механизмов, стимулирующих де-

ятельность предприятий,  объединений, организаций и учреждений по уско-

рению научно-технического прогресса;

     определение полномочий министерств,  государственных  комитетов  и

ведомств Республики по вопросам формирования и реализации государствен-

ной научно-технической политики и контролирование их деятельности;

     создание организационных структур,  необходимых для формирования и

реализации  государственной  научно-технической  политики;

     организация разработки прогнозов развития науки и техники;

     определение перечня республиканских научно-технических программ  и

порядка их формирования и реализации;

     утверждение порядка финансирования научно-исследовательских  работ

и распределение средств республиканского бюджета,  выделенных на разви-

тие науки и техники;

     создание государственных научных учреждений,  фондов и организаций

республиканского подчинения,  организация  и  координация  формирования

инфраструктур научно-технической деятельности;

     определение порядка формирования и  использования  государственных

фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности;

     установление государственной системы аттестации  научных  и  науч-

но-технических работников;

     реализация обязательств по научным и научно-техническим программам

и проектам, предусмотренным международными договорами Республики Таджи-

кистан;

     заключение межправительственных договоров и соглашений о сотрудни-

честве в научно-технической сфере,  координация и  оказание  содействия

развитию  международных связей министерств,  государственных комитетов,

ведомств, предприятий, организаций и учреждений в интересах республики;

     осуществление иных полномочий,  связанных с формированием и реали-

зацией государственной научно-технической политики,  в  соответствии  с

законодательством Республики Таджикистан.

 

     Статья 14.  Полномочия  местных маджлисов народных депутатов в об-

                ласти формирования и реализации  государственной  науч-

                но-технической политики

 

     Местные маджлисы  народных  депутатов руководствуются в своей дея-

тельности государственной научно-технической политикой Республики  Тад-

жикистан и принимают активное участие в ее формировании и реализации. В

этих целях местные маджлисы народных депутатов:

     вносят в  Маджлиси Оли Республики Таджикистан и Правительство Рес-

публики Таджикистан предложения по вопросам выбора приоритетных направ-

лений развития науки и техники, разработки научно-технических программ,

создания научных учреждений и  другим  вопросам  государственной  науч-

но-технической политики,  решение которых будет способствовать развитию

республики и региона;

     принимают решения,  содействующие реализации государственной науч-

но- технической политики на предприятиях,  в организациях и учреждениях

местного подчинения.

     В целях содействия науке и технике и ускорения научно-технического

прогресса в регионе местные маджлисы народных депутатов имеют право:

     формировать и финансировать из своего бюджета  региональные  науч-

но-технические программы и проекты;

     создавать государственные фонды и организации научного  обслужива-

ния, финансируемые из местных бюджетов;

     координировать деятельность государственных предприятий, организа-

ций,  учреждений региона в освоении новых технологий,  совершенствовать

организацию производства,  укреплять их связно научными учреждениями  и

организациями.

 

     Статья 15. Порядок формирования государственной научно-технической

                политики

 

     Направления государственной научно-технической политики  на  сред-

несрочный  и  долгосрочный периоды определяются Маджлиси Оли Республики

Таджикистан на основе  специального  доклада  Правительства  Республики

Таджикистан.

     Маджлиси Оли Республики  Таджикистан  ежегодно  в  соответствии  с

предложениями  Правительства  Республики Таджикистан определяет при ут-

верждении государственного бюджета годовые объемы  средств,  выделяемых

для выполнения республиканских научно- технических программ и проектов,

объем финансирования научных организаций и размер средств, направляемых

в  государственные  фонды  поддержки научной и (или) научно-технической

деятельности,  а также систему экономических льгот,  стимулирующих  эту

деятельность.

     Определение основных направлений государственной  научно-техничес-

кой  политики,  научно-техническое прогнозирование,  выбор приоритетных

направлений развития науки и техники, разработка рекомендаций и предло-

жений  о реализации научных и научно-технических программ и проектов об

использовании достижений науки  и  техники  осуществляются  в  условиях

гласности,  с  использованием  различных  форм общественных обсуждений,

экспертиз и конкурсов.

     Государственная научно-техническая  политика  в отношении отраслей

разрабатывается и реализуется соответствующими органами  исполнительной

власти с привлечением хозяйствующих субъектов и их объединений с учетом

единой государственной научно-технической политики.

 

     Статья 16. Организация и проведение  экспертиз  научной  и  науч-

                но-технической деятельности

 

     Органы государственной  власти  Республики  Таджикистан организуют

проведение экспертиз научных и научно-технических программ и  проектов,

финансируемых за счет соответствующего бюджета.

     Экспертиза проводится организациями,  осуществляющими  независимую

экспертизу, другими организациями, а также экспертами с участием предс-

тавителей организаций,  финансирующих научную и (или) научно- техничес-

кую деятельность, при:

     выборе приоритетных направлений государственной научно-технической

политики, а также развития науки и техники;

     формировании научных и научно-технических программ и проектов;

     проведении конкурсов  на  участие  в  научных и научно-технических

программах и проектах,  контроле за их осуществлением и  использованием

полученных  научных  и (или) научно-технических результатов в экономике

государства.

     В экспертизе  научной  и  (или) научно-технической деятельности не

может участвовать специалист,  имеющий личную заинтересованность  в  ее

результатах.

     По результатам экспертиз научных и научно-технических программ  и

проектов  органы  исполнительной власти Республики Таджикистан обязаны

заблаговременно информировать население о безопасности,  в  том  числе

экологической,  об экономической и о социальной значимости создаваемых

производств и объектов, использующих достижения науки и техники.

     В случаях, предусмотренных законодательством Республики Таджикис-

тан,  в установленном порядке проводится обязательная  государственная

экспертиза научно-технических программ и проектов.

 

     ГЛАВА 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

     Статья 17. Финансирование  научной и научно-технической деятель-

                ности

 

     Финансовое обеспечение научной и  (или)  научно-технической  дея-

тельности основывается на его целевой ориентации и множественности ис-

точников финансирования.  Финансирование этой деятельности осуществля-

ется  за счет средств государственного бюджета Республики Таджикистан,

местных бюджетов,  внебюджетных источников (собственных или привлечен-

ных средств хозяйствующих субъектов и их объединений,  а также средств

заказчиков работ),  иных источников в соответствии с законодательством

Республики Таджикистан.

     Правительство Республики Таджикистан организует разработку и  ис-

полнение государственного бюджета в части расходов на научные исследо-

вания и экспериментальные разработки,  определяет порядок создания го-

сударственных фондов поддержки научной и (или) научно-технической дея-

тельности,  утверждает распределение  предусмотренных  государственным

бюджетом  средств на эти цели между государственными заказчиками целе-

вых программ, государственными органами исполнительной власти, научны-

ми организациями и указанными государственными фондами.

     Фундаментальные научные исследования финансируются преимуществен-

но за счет средств государственного бюджета. В целях содействия иници-

ативным проектам фундаментальных научных исследований,  отбираемым  на

основе конкурса, в порядке, устанавливаемом

     Правительством Республики Таджикистан,  создаются фонды поддержки

научной и (или) научно-технической деятельности.

     Государственные научно-технические программы,  приоритетные прик-

ладные научные исследования и экспериментальные разработки  финансиру-

ются за счет средств государственного бюджета,  фондов поддержки науч-

ной и (или) научно-технической деятельности и в порядке долевого учас-

тия за счет средств организаций,  объединений, банков и других хозяйс-

твующих субъектов.  В порядке долевого участия  могут  финансироваться

также  научно-технические  программы,  сформированные и реализуемые на

основе международных и  межотраслевых  научно-технических  соглашений,

научно-технические программы создания новых видов техники и технологии

двойного применения.

     Работы местного  значения  могут  финансироваться за счет средств

местных бюджетов,  и в порядке долевого участия, за счет средств орга-

низаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.

     За счет средств государственного бюджета могут финансироваться, в

том числе в порядке долевого участия, наиболее важные региональные на-

учные и научно-технические программы и проекты, результаты осуществле-

ния которых могут быть использованы и в других регионах.

     Финансирование научной и  (или)  научно-технической  деятельности

осуществляется  государством  на основе сочетания финансовой поддержки

научных организаций и целевого финансирования конкретных научных и на-

учно-технических программ и проектов.

 

     Статья 18. Социальная защита научных и научно-технических работ-

                ников

 

     Государство создает условия и гарантирует достойный статус  науч-

ных и научно-технических работников и его защиту путем:

     сохранения докторам и кандидатам наук, работающим в государствен-

ных учреждениях,  в научных и научно-технических организациях, незави-

симо от форм собственности, льгот в части надбавки за ученую степень;

     предоставления докторам (профессорам) и кандидатам наук, работаю-

щим в государственных учреждениях,  трудового отпуска соответственно в

размере 48 и 36 календарных дней;

     предоставления научному работнику государственной квартиры с пра-

вом  ее бесплатной приватизации,  если он проработал не менее 10 лет в

научных учреждениях;

     выделения дополнительной жилой площади (отдельной комнаты) докто-

рам (профессорам) и кандидатам наук размером не менее 20 м2  и  15  м2

соответственно , сверх имеющейся на момент получения квартиры норм жи-

лой площади;

     выделения льготных  кредитов  докторам (профессорам) и кандидатам

наук на строительство собственного дома,  выкуп квартиры, обустройство

дачно-садового участка и другие социально-бытовые нужды;

     предоставления прочих условий, регламентируемых законодательством

Республики Таджикистан.

 

     Статья 19. Фонды поддержки научной и (или) научно-технической де-

                ятельности. Гранты

 

     В Республике Таджикистан в соответствии с  действующим  законода-

тельством могут быть созданы государственные, негосударственные и меж-

дународные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятель-

ности.

     Органы государственной власти Республики Таджикистан и органы го-

сударственной власти на местах в порядке,  установленном законодатель-

ством Республики Таджикистан,  создают государственные фонды поддержки

научной и (или) научно-технической деятельности,  деятельность которых

финансируется за счет средств соответствующего бюджета или иных источ-

ников,  не запрещенных законодательством Республики Таджикистан. Госу-

дарственный фонд поддержки научной и (или) научно-технической деятель-

ности  является  самоуправляемой организацией и осуществляет свою дея-

тельность в соответствии с законодательством Республики Таджикистан  и

уставом.

     Государственные фонды поддержки научной и (или)  научно-техничес-

кой  деятельности  организуют  независимую  экспертизу научных и науч-

но-технических программ и проектов,  представляемых субъектами научной

и (или) научно-технической деятельности, и на основе конкурса выделяют

средства на финансирование указанных программ и проектов.

     Государственные фонды  поддержки научной и (или) научно-техничес-

кой деятельности ведут учет различных средств,  выделяемых на реализа-

цию деятельности, предусмотренной их уставами, и на иные цели.

     Органы государственной власти Республики Таджикистан осуществляют

контроль за расходованием средств,  выделенных из соответствующих бюд-

жетов на научную и (или) научно-техническую  деятельность,  определяют

формы и способы использования ее результатов.

     Научная и (или) научно-техническая  деятельность  может  осущест-

вляться за счет грантов.

     Гранты передаются научным работникам, научным организациям, обра-

зовательным учреждениям высшего профессионального образования,  другим

юридическим лицам и гражданам.

     Получатели грантов  распоряжаются  ими в соответствии с законода-

тельством Республики Таджикистан или в случае их использования на тер-

ритории  иностранного государства - в соответствии с законодательством

этого государства,  а также на условиях, на которых эти гранты выделя-

ются.

 

                ГЛАВА 6. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

 

     Статья 20. Международное  научное и научно-техническое сотрудни-

                чество Республики Таджикистан

 

     Органы государственной власти Республики Таджикистан создают  не-

обходимые  условия  для  международного научного и научно-технического

сотрудничества.

     Субъект научной  и  (или)  научно-технической деятельности вправе

вступать в международные научные и  научно-технические  организации  и

объединения,  участвовать в международных научных и научно-технических

программах и проектах, научных и научно-технических программах и проек-

тах иностранных государств, заключать договоры (контракты) и иные сог-

лашения с иностранными лицами на работу как в Республике  Таджикистан,

так  и  за пределами ее территории в порядке,  установленном законода-

тельством Республики Таджикистан.

     На территории  Республики Таджикистан в установленном порядке мо-

гут создаваться научные организации и научные центры с участием иност-

ранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

     Иностранные инвестиции в область науки и техники осуществляются в

порядке  и  форме,  которые предусмотрены законодательством Республики

Таджикистан.

     Республика Таджикистан  поддерживает научное и научно-техническое

сотрудничество с иностранными государствами на основе  соответствующих

международных договоров Республики Таджикистан,  международных научных

и научно-технических программ и проектов, а также содействует расшире-

нию  научно-технического сотрудничества научных работников,  научных и

иных организаций.

     Органы государственной власти Республики Таджикистан осуществляют

контроль за передачей научных и (или) научно-технических  результатов,

а  также научной и (или) научно- технической продукции за пределы тер-

ритории Республики Таджикистан в  порядке,  устанавливаемом  законода-

тельством Республики Таджикистан.

 

     Статья 21. Деятельность иностранных научных организаций на терри-

                тории Республики Таджикистан

 

     Деятельность иностранных научных организаций и ученых на террито-

рии  Республики Таджикистан регулируется межгосударственными договора-

ми,  межправительственными соглашениями,  иными международными актами,

признанными Республикой Таджикистан,  а также договорами и соглашения-

ми,  заключенными Академией наук Республики  Таджикистан,  отраслевыми

академиями наук,  органами государственного управления научной и (или)

научно-технической деятельностью в соответствии с действующим  законо-

дательством.

 

     Президент Республики Таджикистан                    Э. Рахмонов

 

                   г.Душанбе, 21 мая 1998 г., №597

 

 

          ПОСТАНОВЛЕНИЕ МАДЖЛИСИ ОЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

         О введении в действие Закона Республики Таджикистан

        науке  и государственной научно-технической политике"

 

     Маджлиси Оли Республики Таджикистан постановляет:

     1. Ввести в действие Закон Республики Таджикистан "О науке и  го-

сударственной  научно-технической  политике"  после  его  официального

опубликования.

     2. Правительству Республики Таджикистан:

     внести в Маджлиси Оли Республики Таджикистан предложения по  при-

ведению законодательства Республики Таджикистан в соответствии с Зако-

ном Республики Таджикистан "О науке и государственной научно-техничес-

кой политике";

     привести свои решения в соответствие с указанным законом.

 

     Председатель Маджлиси Оли

     Республики Таджикистан                             С. Раджабов

 

                  г.Душанбе, 21 мая 1998 года, № 598