ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
"О драгоценных металлах и
драгоценных камнях"
Закон определяет организационные и правовые основы
регулирования
отношений в
области геологического изучения и
разведки месторождений
драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи,
производства,
переработки,
использования и обращения (гражданского оборота).
ГЛАВА 1. Общие
положения
Статья 1. Цели и задачи настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует
отношения, возникающие в области гео-
логического
изучения и разведки месторождений драгоценных
металлов и
драгоценных
камней, их добычи, производства,
переработки, использова-
ния и обращения
(гражданского оборота), в том числе:
- устанавливает область действия
государственной монополии;
- устанавливает цели, принципы и
особенности государственного ре-
гулирования
деятельности физических и юридических лиц;
- устанавливает полномочия органов
государственной власти Респуб-
лики Таджикистан;
- определяет статус Государственного
фонда драгоценных металлов и
драгоценных
камней Республики Таджикистан и Государственного фонда ре-
зервных
месторождений Республики Таджикистан;
- определяет условия функционирования рынка драгоценных металлов
и драгоценных
камней на территории Республики Таджикистан;
- определяет статус Государственного
пробирного надзора и золото-
го запаса
Республики Таджикистан;
- определяет основные виды я
основные формы государственного
контроля за
геологическим изучением и разведкой
месторождений драго-
ценных металлов и
драгоценных камней, их добычей, производством, ис-
пользованием и
обращением.
Не является предметом регулирования
настоящего Закона порядок со-
вершения
гражданами (физическими лицами) сделок с ювелирными и иными
бытовыми
изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, нахо-
дящимися в
собственности граждан (частной собственности).
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие
основные понятия:
драгоценные металлы - золото, серебро,
платина и металлы платино-
вой группы
(палладий, иридий, родий, рутений и осмий).
Настоящий перечень драгоценных металлов
может быть изменен только
законом.
Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде,
в том числе в
самородном, шлиховом и аффинированном
виде, а также в
сырье, сплавах,
полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических со-
единениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах произ-
водства и
потребления;
драгоценные камни - природные алмазы,
изумруды, рубины, сапфиры и
александриты, а также природный жемчуг в сыром
(естественном) и обра-
ботанном
виде. Настоящий перечень драгоценных
камней может быть изме-
нен только
законом;
ценности - драгоценные металлы и (или)
драгоценные камни;
добыча драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов
из
коренных
(рудных), россыпных и техногенных
месторождений с получением
концентратов и
других полу продуктов, содержащих драгоценные металлы;
добыча драгоценных камней - извлечение
драгоценных камней из ко-
ренных, россыпных
и техногенных
месторождений, а также сортировка,
первичная
классификация и первичная оценка драгоценных камней;
подъемное золото - драгоценные металлы в
виде самородков, обнару-
женные при
производстве геологоразведочных и добычных
работ в карь-
ерах, забоях,
горных выработках, коренных и россыпных месторождениях;
старательская добыча - способ организации
работ по добыче драго-
ценных металлов в
драгоценных камней с отрывом работников от мест пос-
тоянного
проживания на срок более чем четыре месяца.
При этом не про-
изводятся затраты
средств за счет соответствующего бюджета на создание
и содержание
объектов социальной инфраструктуры по месту
производства
указанных работ;
вольноприносительская деятельность -
драгоценные металлы и драго-
ценные камни,
обнаруженные, добытые и добровольно сданные государству;
ювелирные изделия - изделия, содержащие
драгоценные металлы и
драгоценные камни имеющие государственное клеймо и
пробу, предназна-
ченные для
личного пользования граждан;
разведка - геологоразведочные работы -
работы, выполняемые от по-
иска
месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней до подс-
чета и
утверждения их запасов;
клад драгоценных металлов и драгоценных
камней - зарытые в земле
или скрытые иным способом драгоценные
металлы, драгоценные камни или
изделия из них,
собственник которых в силу закона утратил на них право
или не может быть
установлен;
сортировка и первичная классификация
драгоценных камней - завер-
шающая часть
процесса обогащения, позволяющая на
основании утвержден-
ных коллекций
типовых образцов и классификаторов выделить из извлечен-
ного минерального
сырья драгоценные камни, а также разделить их на от-
дельные сорта,
соответствующие нормам, принятым на мировом рынке;
первичная оценка драгоценных камней - завершающая часть
техноло-
гического
процесса обогащения, обеспечивающая
оценку драгоценных кам-
ней на
основании прейскурантов, применяемых для оценки аналогичных
сортов
минерального сырья на мировом рынке;
производство драгоценных металлов -
извлечение драгоценных метал-
лов из добытых
руд драгоценных металлов, комплексных руд, концентратов
и других
полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также лома и
отходов,
содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов;
аффинаж драгоценных металлов - процесс
очистки извлеченных драго-
ценных металлов
от примесей и сопутствующих
компонентов, доведение
драгоценных металлов
до качества, соответствующего государственным
стандартам и техническим
условиям, действующим на территории Республи-
ки Таджикистан,
или международным стандартам;
рекуперация драгоценных камней -
извлечение драгоценных камней из
отработанных или
выведенных из эксплуатации по иным причинам инстру-
ментов и других
изделий технического назначения, а
также из отходов,
содержащих драгоценные камни, с последующим доведением (очисткой) до
качества,
соответствующего техническим условиям или классификатору ал-
мазов;
использование драгоценных металлов и
драгоценных камней
- использование драгоценных металлов и драгоценных камней в про-
изводственных,
научных и социально-культурных целях;
специальный учет - ведение реестра
осуществляющих операции с дра-
гоценными
металлами и драгоценными камнями организаций и
индивидуаль-
ных предпринимателей, не предполагающее взимания сбора за внесение
указанных
организаций и индивидуальных предпринимателей в этот реестр;
операции с драгоценными металлами и
драгоценными камнями:
- действия, выражающиеся в переходе права собственности и
иных
имущественных
прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обраще-
ние драгоценных
металлов и драгоценных камней), в том числе их исполь-
зование в
качестве залога;
- изменение физического состояния или
содержания драгоценных ме-
таллов и
драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче,
производстве
драгоценных металлов и драгоценных камней, их последующей
переработке,
обработке и использовании;
-
перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продук-
ции из них, в том числе транспортировка драгоценных
металлов и драго-
ценных камней и
продукции из них в места хранения,
фонды и запасы, а
также хранение
и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных
камней;
- ввоз драгоценных металлов и драгоценных
камней, а также продук-
ции из них на
территорию Республики Таджикистан и их вывоз с
террито-
рии Республики
Таджикистан.
Статья 3. Право собственности на драгоценные металлы и драгоцен-
ные камни
1. Вопросы владения, пользования и
распоряжения участками недр,
содержащими
драгоценные металлы и драгоценные камни, находятся в веде-
нии государства.
2. Республика Таджикистан обладает
суверенными правами и осущест-
вляет юрисдикцию
на участках недр в пределах
государственных границ
Республики
Таджикистан, содержащих драгоценные
металлы и драгоценные
камни, в соответствии с Конституцией Республики
Таджикистан, Законом
Республики
Таджикистан "О недрах",
настоящим Законом,
международными
договорами Республики Таджикистан и общепризнанными
принципами и нор-
мами
международного права.
3. Субъекты добычи драгоценных металлов
и драгоценных камней,
указанные в
статье 4 настоящего закона, могут
получать участки недр,
содержащие драгоценные металлы и драгоценные
камни, в пользование на
основании
выданных в соответствии с Законом Республики Таджикистан <О
недрах"
лицензий на добычу драгоценных металлов и драгоценных камней.
4. Добытые из недр драгоценные
металлы и драгоценные камни, а
равно иная
продукция и доходы, правомерно полученные при добыче драго-
ценных металлов и
драгоценных камней- являются собственностью
субъек-
тов добычи драгоценных
металлов и драгоценных камней, если иное не ус-
тановлено
лицензиями на их добычу, договорами
поставок, в том числе
договорами
поставок продукции для республиканских нужд, заключенными с
участием этих
субъектов, а также международными
договорами Республики
Таджикистан.
Собственником незаконно добытых
драгоценных металлов и драгоцен-
ных камней
является Республика Таджикистан.
5. Аффинированные драгоценные металлы в
стандартном виде, а также
добытые из
недр или рекуперированные драгоценные камни в рассортиро-
ванном виде при
продаже субъектами их добычи и производства в
приори-
тетном порядке
предлагаются:
специально уполномоченному органу
исполнительной власти для по-
полнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных
камней Республики
Таджикистан;
специально уполномоченные органы и
организации пользуются преиму-
щественным правом
покупки драгоценных металлов и драгоценных
камней
только при
условиях предварительного (по драгоценным металлам не менее
чем за два месяца
до предполагаемой даты покупки) заключения договоров
купли-продажи драгоценных
металлов и драгоценных камней с субъектами
их добычи и
производства и авансирования (выдачи задатка) в счет пла-
тежей,
причитающихся с этих органов и организаций по указанным догово-
рам. Невыполнение одной или обеими сторонами
условий заключенного до-
говора купли-продажи драгоценных металлов и
драгоценных камней влечет
за собой
последствия, установленные статьей 20 настоящего Закона.
6. Драгоценные металлы и драгоценные камни,
приобретенные в по-
рядке, установленном законодательством
Республики Таджикистан могут
находиться в
государственной собственности,
собственности юридических
и физических лиц.
Собственники драгоценных металлов
и драгоценных камней осущест-
вляют свое право
собственности на драгоценные
металлы и драгоценные
камни в
соответствии с настоящим Законом и другими законами Республики
Таджикистан.
Право собственности на
драгоценные металлы и драгоценные
камни
защищается
государством наряду с правом собственности на другие объек-
ты собственности.
Республике Таджикистан принадлежит
преимущественное право на зак-
лючение договоров
о приобретении в собственность добытых и произведен-
ных драгоценных
металлов, драгоценных камней с
субъектами их добычи и
производства в
целях пополнения Государственного фонда драгоценных ме-
таллов и
драгоценных камней Республики
Таджикистан, золотого запаса
Республики
Таджикистан.
Статья 4. Субъекты добычи и
производства драгоценных металлов и
драгоценных камней
1. Добыча и производство драгоценных
металлов, добыча драгоценных
камней могут
осуществляться исключительно организациями, независимо от
организационно-правовых
форм собственности, получившими в порядке, ус-
тановленном
настоящим Законом и другими законами,
разрешения (лицен-
зии).
2. Старательская добыча может применяться
при добыче драгоценных
металлов и
драгоценных камней за исключением алмазов всеми организаци-
ями, независимо от их организационно-правовых
форм, в том числе арте-
лями
старателей. Артели старателей могут
создаваться на предприятиях,
имеющих на
балансе месторождения, содержащие драгоценные
металлы и
драгоценные
камни, для добычи и переработки руд. Государство
поощряет
старательскую
добычу драгоценных металлов и драгоценных камней.
3. Вольноприносительская добыча
драгоценных металлов, драгоценных
камней, осуществляется физическими лицами или
группой физических лиц,
независимо от
организационноправовых форм собственности,
занимающихся
вольноприносительской
добычей драгоценных металлов и драгоценных
кам-
ней по договорам
с уполномоченными органами исполнительной власти Рес-
публики
Таджикистан в порядке, установленном
настоящим Законом и дру-
гими законами
Республики Таджикистан. Государство
поощряет вольнопри-
носительскую
добычу драгоценных металлов и драгоценных камней.
4. Аффинаж драгоценных металлов могут
осуществлять только органи-
зации в
соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Республи-
ки Таджикистан.
5. Право юридических и физических
лиц осуществлять деятельность
по добыче
драгоценных металлов и драгоценных камней, производству дра-
гоценных металлов
возникает с момента получения соответствующей лицен-
зии до
прекращения ее действия.
Статья 5. Биржи драгоценных металлов и
драгоценных камней
1. В
Республике Таджикистан действуют биржи драгоценных металлов
и драгоценных
камней, предназначенные для
совершения юридическими и
физическими
лицами сделок, связанных с обращением:
- стандартных и мерных слитков
аффинированных драгоценных метал-
лов;
- необработанных драгоценных камней,
прошедших сортировку;
- обработанных драгоценных камней,
прошедших сертификацию;
- самородков драгоценных металлов,
- изделий из драгоценных металлов и
драгоценных камней, за исклю-
чением ювелирных
и иных бытовых изделий из драгоценных металлов и дра-
гоценных камней;
- полуфабрикатов, содержащих драгоценные
металлы;
-
монет, содержащих драгоценные металлы.
2. Порядок деятельности бирж
драгоценных металлов и драгоценных
камней
устанавливается Правительством Таджикистана на основании насто-
ящего Закона.
Закона Таджикистана "О валютном регулировании и валютном
контроле",
Закона Таджикистана "О товарных биржах и биржевой торговле"
и других законов.
ГЛАВА II.
Государственные фонды и запасы
драгоценных металлов и
драгоценных
камней
Статья 6. Государственный фонд резервных месторождений драгоцен-
ных металлов и драгоценных камней
1. Государственный фонд резервных
месторождений драгоценных ме-
таллов и драгоценных камней формируется в целях
регулирования объемов
добычи
драгоценных металлов и драгоценных
камней, а также
в целях
обеспечения в
перспективе потребностей Республики Таджикистан в драго-
ценных металлах и
драгоценных камнях.
2. В Государственный фонд резервных
месторождений драгоценных ме-
таллов и
драгоценных камней включаются отдельные разведанные месторож-
дения драгоценных
металлов и драгоценных камней,
состоящие на госу-
дарственном учете
и не переданные в пользование или изъятые из пользо-
вания.
3. Решение о включении отдельных
разведанных месторождений драго-
ценных металлов и драгоценных камней в
Государственный фонд резервных
месторождений
драгоценных металлов и драгоценных камней
принимается
Правительством
Республики Таджикистан.
4. Распоряжение Государственным фондом
резервных месторождений
драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется
Правительст-
вом Республики
Таджикистан в порядке, установленном Законом Республики
Таджикистан
"О недрах". Условия
использования разведанных месторожде-
ний драгоценных
металлов и драгоценных камней, включенных в фонд ре-
зервных
месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, сог-
ласовываются с
органами исполнительной власти на местах.
Статья 7. Государственный фонд
драгоценных металлов и драгоценных
камней Республики Таджикистан
1. Государственный фонд драгоценных
металлов и драгоценных камней
Республики Таджикистан
составляет часть золотовалютных резервов Рес-
публики
Таджикистан и представляет собой
совокупность полученных из
источников,
перечисленных в пункте 3 настоящей статьи, драгоценных ме-
таллов,
драгоценных камней и изделий из них.
Государственный фонд драгоценных
металлов и драгоценных камней
Республики
Таджикистан предназначен для обеспечения
производственных,
финансовых, научных, социально-культурных и иных
потребностей Респуб-
лики
Таджикистан. Ценности, зачисленные в
Государственный фонд драго-
ценных металлов и
драгоценных камней Республики Таджикистан,
являются
государственной
собственностью.
Служебные и производственные здания, сооружения и помещения, ис-
пользуемые для
хранения, приемки и обслуживания ценностей
Государс-
твенного фонда
драгоценных металлов и
драгоценных камней Республики
Таджикистан, являются государственной собственностью
и отчуждению в
любой форме, в том числе приватизации, не подлежат. Сдача указанных
объектов в аренду
или иное их обременение допускаются исключительно по
решению
Правительства Республики Таджикистан.
Положение о Государственном фонде
драгоценных металлов и драго-
ценных камней Республики Таджикистан утверждается
Правительством Рес-
публики
Таджикистан.
2. Решения о пополнении и расходовании
ценностей Государственного
фонда драгоценных
металлов и драгоценных камней Республики Таджикистан
принимаются
Президентом Республики Таджикистан.
3. Государственный фонд драгоценных
металлов и драгоценных камней
Республики
Таджикистан может пополняться за счет:
драгоценных металлов и драгоценных
камней, приобретенных у субъ-
ектов рынка драгоценных металлов и драгоценных
камней за счет средств
Государственного
бюджета, в том числе по договорам поставок, заклю4ае-
мым указанными
субъектами с организациями, осуществляющими аффинаж
драгоценных
металлов:
уникальных самородков драгоценных
металлов и уникальных драгоцен-
ных камней, приобретенных у субъектов добычи
драгоценных металлов и
драгоценных
камней за счет средств Государственного бюджета;
принудительно изъятых в установленном
законом порядке драгоценных
металлов и
драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий;
приобретенных у организаций, осуществляющих скупку изделий из
драгоценных
металлов и драгоценных камней;
скупленных у граждан драгоценных металлов
и драгоценных камней,
изделий из них и
лома таких изделий;
лом
и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней;
кладов драгоценных металлов и драгоценных
камней, изделий из них
и лома таких
изделий;
бесхозных драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из
них и лома таких
изделий;
драгоценных металлов и драгоценных
камней, изделий из них и лома
таких изделий,
переданных государству по праву наследования и дарения;
изготовленных из драгоценных металлов и
драгоценных камней подар-
ков, полученных гражданами Республики Таджикистан
в связи с государс-
твенной
деятельностью:
драгоценных металлов и драгоценных
камней, а также изделий из
них, зачисляемых в Государственный фонд
драгоценных металлов и драго-
ценных камней
Республики Таджикистан по иным основаниям, установленным
законодательством
Республики Таджикистан.
4. Приобретение драгоценных камней в
Государственный фонд драго-
ценных металлов
и драгоценных камней Республики Таджикистан осущест-
вляется в
рассортированном виде, за исключением
отдельных случаев,
предусмотренных законодательством Республики Таджикистан
Порядок осу-
ществления
государственного контроля за качеством сортировки и оценки
драгоценных
камней устанавливается Правительством Республики Таджикис-
тан.
5. Средства, направленные на
приобретение ценностей в Государс-
твенный фонд
драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Тад-
жикистан,
подлежат обязательному учету в расходной части Государствен-
ного бюджета.
6. Специально уполномоченный орган
исполнительной власти предс-
тавляет
Президенту Республики Таджикистан и в Правительство Республики
Таджикистан отчет
о пополнении и расходовании за финансовый год цен-
ностей
Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных кам-
ней Республики
Таджикистан. Одновременно с отчетом об исполнении Госу-
дарственного
бюджета Правительство Республики Таджикистан представляет
в Маджлиси
намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан отчет о по-
полнении и
расходовании за финансовый год
ценностей Государственного
фонда драгоценных
металлов и драгоценных камней Республики Таджикистан
и обобщенные
показатели, характеризующие общее состояние Государствен-
ного фонда
драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Таджи-
кистан.
Статья 8. Алмазный фонд Таджикистана
1. Алмазный фонд Таджикистана - составная
часть Государственного
фонда драгоценных металлов и драгоценных камней
Таджикистана, предс-
тавляющая собой
собрание уникальных драгоценных камней,
имеющих исто-
рическое и художественное значение, а также собрание уникальных юве-
лирных и иных
изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.
Положение об Алмазном фонде Таджикистана
утверждается Президентом
Таджикистана в
соответствии с настоящим Законом.
2. Алмазный фонд Таджикистана неделим,
является государственной
собственностью и
не подлежит отчуждению в любой форме и иному
обреме-
нению, в том числе сдаче в аренду. Ценности
Алмазного фонда Таджикис-
тана могут быть
использованы исключительно в целях экспонирования или
научного изучения
в Таджикистане и за пределами территории Таджикиста-
на в порядке,
установленном Правительством Республики Таджикистан.
3. Зачисление ценностей Государственного
фонда драгоценных метал-
лов и драгоценных
камней Таджикистана в Алмазный фонд Республики
Тад-
жикистан
производится по решению Правительства Республики Таджикистан.
4. Специально уполномоченный
государственный орган исполнительной
власти организует
проведение предварительной экспертизы ценностей, ко-
торые
предполагается зачислить в Алмазный фонд Республики Таджикистан,
их учет, хранение и реставрацию, а также организует
по поручению Пра-
вительства
Республики Таджикистан экспонирование
ценностей Алмазного
фонда.
Статья 9. Золотой запас Республики
Таджикистан
1. Золотой запас Республики Таджикистан,
состоящий из аффиниро-
ванного золота в
слитках, находящегося в государственной собственности
и являющегося
частью золотовалютных резервов Республики Таджикистан,
предназначен для
осуществления финансовой политики государства и удов-
летворения экстренных потребностей Республики
Таджикистан при чрезвы-
чайных ситуациях,
2. Часть золотого запаса Республики
Таджикистан, хранящаяся в На-
циональном банке
Таджикистана, учитывается на его
счетах. Решение о
расходовании этой части золотого запаса Республики
Таджикистан прини-
мается
Национальным банком Таджикистана в порядке,
согласованном с
Правительством Республики Таджикистан. Отчет о состоянии учитываемой
на счетах
Национального банка Таджикистана части золотого запаса Рес-
публики Таджикистан
представляется Национальным
банком Таджикистана
Маджлиси
намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан как составная
часть доклада
председателя Национального банка Таджикистана о деятель-
ности Национального
банка Таджикистана.
3. Часть
золотого запаса Республики
Таджикистан, находящаяся в
Государственном
фонде драгоценных металлов и драгоценных
камней Рес-
публики
Таджикистан, учитывается на счетах
специально уполномоченного
государственного
органа исполнительной власти. Решение о расходовании,
находящейся в
Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных
камней Республики
Таджикистан, части золотого запаса принимается в со-
ответствии со
статьей 22 настоящего Закона.
ГЛАВА III. Государственное регулирование отношений в
области гео-
логического
изучения и разведки месторождений драгоценных
металлов и
драгоценных
камней, их добычи, производства, использования и обращения
Статья 10. Цели и способы государственного регулирования отноше-
ний в области геологического
изучения и разведки мес-
торождений драгоценных
металлов и драгоценных камней,
их добычи, производства,
использования и обращения
1. Государственное регулирование отношений в области
геологичес-
кого изучения и
разведки месторождений драгоценных металлов
и драго-
ценных
камней, их добычи, производства, использования и обращения, а
также заготовки
лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных кам-
ней осуществляется в целях проведения
государственной политики, нап-
равленной на
стимулирование добычи и производства драгоценных металлов
и драгоценных
камней, развития рынка этих ценностей и их рационального
использования для
социально-экономического развития Республики
Таджи-
кистан с учетом
особых свойств драгоценных металлов и драгоценных кам-
ней.
2. Государственное регулирование указанных отношений
осуществля-
ется посредством:
лицензирования пользования участками
недр, содержащими драгоцен-
ные металлы и
драгоценные камни;
преимущественного права приобретения добываемых драгоценных ме-
таллов и
драгоценных камней для Государственного фонда драгоценных ме-
таллов и
драгоценных камней Республики Таджикистан, формирования золо-
того запаса
Республики Таджикистан;
установления требований к учету,
хранению, транспортировке драго-
ценных металлов и
драгоценных камней и отчетности о них, а также к по-
рядку осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными
камнями;
нормативно-правовой регламентации действий организаций и индиви-
дуальных
предпринимателей, осуществляющих
операции с драгоценными ме-
таллами и
драгоценными камнями на внутреннем и внешнем рынках;
специального учета указанных организаций
и индивидуальных предп-
ринимателей;
контроля за соблюдением законодательства
Республики Таджикистан в
области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных
металлов и
драгоценных камней, их добычи,
производства, использования
и обращения;
лицензирования отдельных видов
деятельности в области производс-
тва,
использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных кам-
ней:
определения Правительством Республики
Таджикистан порядка ввоза и
вывоза
драгоценных металлов и драгоценных камней;
организации государственного контроля
за ценами на драгоценные
металлы и
драгоценные камни путем утверждения обязательных классифика-
торов и
прейскурантов цен, аналогичных действующим на мировом рынке;
особого порядка таможенного контроля за
ввозом на территорию Рес-
публики
Таджикистан и вывозом с территории Республики Таджикистан дра-
гоценных металлов
и драгоценных камней, а также изделий из них;
определения порядка сертификации
драгоценных металлов, обработан-
ных драгоценных
камней и изделий из них;
установления перечня организаций, проводящих аффинаж драгоценных
металлов;
организация системы государственного
контроля за качеством сорти-
ровки, классификации и оценки добытых и ввезённых
на территорию Рес-
публики
Таджикистан не обработанных драгоценных камней.
3. В Республике Таджикистан установлена
государственная монополия
на опробование и клеймение государственным
клеймом драгоценных метал-
лов (слитков
промышленного значения), пробирным
клеймом ювелирных и
иных бытовых
изделий из драгоценных металлов.
4. Государственное регулирование
отношений в области геологичес-
кого изучения и
разведки месторождений драгоценных металлов, драгоцен-
ных камней, их
добычи и производства осуществляется органами государс-
твенной власти
Республики Таджикистан. Полномочия
органов государс-
твенной власти
при осуществлении государственного
регулирования ука-
занных отношений
устанавливаются соответственно
настоящим Законом и
другим
законодательством Республики Таджикистан.
Статья 11. Полномочия Правительства
Республики Таджикистан по ре-
гулированию отношений в области геологического изуче-
ния и разведки
месторождений драгоценных металлов
и
драгоценных камней, их добычи,
производства, использо-
вания и обращения
Правительство Республики Таджикистан
в соответствии с настоящим Законом и другими законами:
1) обеспечивает проведение единой государственной политики в об-
ласти
геологического изучения и разведки месторождений драгоценных ме-
таллов и
драгоценных камней, их добычи, производства,
использования и
обращения, а также заготовки лома и отходов драгоценных
металлов и
драгоценных
камней;
2) утверждает в соответствии с законами
планы формирования Госу-
дарственного
фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республи-
ки Таджикистан и
отпуска его ценностей, а также отчет о
пополнении и
расходовании за
финансовый год ценностей этого фонда;
3) определяет полномочия органов государственного управления в
области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных
металлов и
драгоценных камней, их добычи, производства использования и
обращения на
соответствующих территориях;
4) определяет порядок лицензирования
отдельных видов деятельности
при пользовании
детками недр в целях геологического изучения и развед-
ки месторождений
драгоценных металлов и драгоценных камней и их
добы-
чи, заготовки
лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных кам-
ней, а также порядок лицензирования отдельных
видов деятельности по
производству, использованию и обращению драгоценных
металлов и драго-
ценных
камней, за исключением порядка выдачи
банкам лицензий на осу-
ществление
банковских операций с драгоценными металлами и драгоценными
камнями, иных операций с драгоценными металлами и
драгоценными камня-
ми, порядок
которых устанавливается Национальным банком Таджикистана в
соответствии с
законами;
5) устанавливает:
- порядок экспорта и импорта драгоценных
металлов и драгоценных
камней;
-
порядок учета, хранения драгоценных металлов и драгоценных кам-
ней и продукции
из них, а также порядок отчетности о них;
- порядок осуществления
государственного контроля за
качеством
сортировки и
оценки ценных камней;
- порядок приобретения и зачисления
ценностей в Государственный
фонд драгоценных
металлов драгоценных камней Республики Таджикистан;
- порядок формирования Государственного
фонда драгоценных метал-
лов и драгоценных
камней Республики Таджикистан;
- порядок отпуска ценностей из
Государственного фонда драгоценных
металлов и драгоценных камней Республики Таджикистан
и порядок их оп-
латы;
- порядок проверки состояния
Государственного фонда драгоценных
металлов и
драгоценных камней Республики Таджикистан;
- порядок опробования и клеймения
изделий из драгоценных метал-
лов;
- перечень работ, за которые взимается
пробирная плата (пробирный
сбор) и размер
этой платы (сбора);
- порядок проведения экономико-правовой экспертизы проектов меж-
дународных
договоров Республики Таджикистан с субъектами либо с адми-
нистративно-территориальными образованьями иностранных государств и
иностранными
юридическими лицами в области добычи и производства, ис-
пользования и
обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;
6) обеспечение сохранности разведанных
месторождений драгоценных
металлов и
драгоценных камней;
7) принимает решение о порядке передачи в
концессию и объявления
международных
тендеров по разработке oтдельных
месторождений;
осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией
Республики
Таджикистан, законами и указами
Президента Республики Тад-
жикистан.
Статья 12. Государственный пробирный
надзор
1. Государственный пробирный надзор
осуществляется в целях защиты
прав потребителей
ювелирных и других бытовых изделий из
драгоценных
металлов и
драгоценных камней, прав изготовителей
этих изделий от не-
добросовестной
конкуренции, а также в целях защиты интересов государс-
тва.
2. Государственный пробирный надзор
включает в себя:
1) опробование, анализ и клеймение
государственным пробирным
клеймом всех
ювелирных бытовых изделий из
драгоценных металлов оте-
чественного
производства, а также указанных изделий, ввезенных на тер-
риторию
Республики Таджикистан для продажи;
2) экспертизу оттисков государственных
пробирных клейм;
3) контрольные анализы и техническую
экспертизу драгоценных ме-
таллов, продукции
из них, а также лома и отходов драгоценных металлов;
4) экспертизу и диагностику драгоценных
камней;
5) экспертизу в соответствии с постановлениями органов дознания,
предварительного
следствия и суда;
6) экспертизу музейных и архивных предметов, изготовленных из
драгоценных
металлов и драгоценных камней, а также контроль за обеспе-
чением
сохранности указанных предметов;
7) государственную сертификацию и оценку
драгоценных металлов,
(кроме
промышленных слитков) и драгоценных камней и продукции из них;
8) специальный учет организаций и индивидуальных предпринимате-
лей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными
камнями;
9) постоянный государственный контроль за
производством, извлече-
нием,
переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных ме-
таллов и
драгоценных камней в организациях,
определяемых Правительст-
вом Республики
Таджикистан;
10) периодический государственный
контроль за производством, изв-
лечением,
переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных
металлов и
драгоценных камней во всех
организациях, осуществляющих
указанную
деятельность, а также у
индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих
операции с драгоценными металлами и драгоценными камня-
ми.
3. Пробирная плата (пробирный сбор) взимается за осуществление
опробования, анализов и клеймения государственным пробирным
клеймом
ювелирных и
других бытовых изделий из драгоценных металлов, за прове-
дение экспертизы,
анализов материалов, экспертизы и диагностики драго-
ценных камней.
Размеры пробирной платы (пробирного сбора) определяется
Правительством
Республики Таджикистан.
4. Часть
пробирной платы (пробирного
сбора) используется для
обеспечения
деятельности по государственному пробирному
надзору, ос-
тавшаяся часть
этой платы (сбора) зачисляется в доход Государственного
бюджета. Размеры средств, выделяемых на обеспечение деятельности по
государственному
пробирному надзору, утверждаются
законом о Государс-
твенном бюджете,
Статья 13. Сертификация драгоценных металлов, драгоценных камней
и продукции из них
1. В Республике Таджикистан
осуществляется сертификация драгоцен-
ных металлов,
драгоценных камней и продукции из них.
Сертификация драгоценных металлов,
драгоценных камней и продукции
из них
представляет собой деятельность по подтверждению их соответс-
твия
установленным качественным и количественным характеристикам и
техническим
требованиям.
2. Для подтверждения указанного
соответствия выдается сертификат,
а продукция в
установленных системами сертификации случаях маркируется
знаком
соответствия.
3. Перечень видов продукции, формы сертификации, а также случаи,
когда эти виды
продукции подлежат сертификации, определяются Прави-
тельством
Республики Таджикистан. Организация работ по проведению ука-
занной
сертификации возлагается на специально уполномоченный государс-
твенный орган
исполнительной власти.
ГЛАВА IV. Государственная разрешительная система
Статья 14. Лицензирование в области
геологического изучения и
разведки месторождений
драгоценных металлов и драго-
ценных камней, их добычи,
производства, использования
и обращения
1. В Республике Таджикистан геологическое изучение и разведка
месторождений драгоценных
металлов и драгоценных камней,
их добыча,
производство, отдельные виды использования и обращения
осуществляются
на основании
лицензий.
2. Лицензирование пользования участками
недр, содержащими драго-
ценные металлы
и драгоценные камни,
осуществляется в соответствии с
Законом
Республики Таджикистан "О недрах" и иными законами, регулирую-
щими вопросы
пользования недрами.
3. Владелец лицензии на добычи драгоценных
металлов и драгоценных
камней
осуществляет добычу собственными силами.
При проведении добычи
драгоценных
металлов и драгоценных камней владелец указанной лицензии
имеет право
заключать договоры с организациями только о предоставлении
услуг по охране и
о выполнении специальных видов работ
(геологическое
изучение недр,
геологоразведочные работы,
проходка подземных горных
выработок, буровзрывные работы, специальные строительно-монтажные и
иные специальные
работы).
4. В области производства, использования и обращения драгоценных
металлов и
драгоценных камней настоящим Законом и иными законами уста-
навливается
лицензирование следующих видов деятельности:
1) производство драгоценных металлов;
2) реализация драгоценных металлов и драгоценных
камней;
3) заготовка лома и отходов
драгоценных металлов, их первичная
обработка и
переработка с получением концентратов и других полупродук-
тов,
предназначенных для аффинажа;
4) скупка у граждан ювелирных и других
бытовых изделий из драго-
ценных металлов и
драгоценных камней и лома таких изделий;
5) рекуперация драгоценных камней;
6) огранка и иная обработка драгоценных
камней;
7) изготовление зубных протезов из
драгоценных металлов;
8) сертификация драгоценных металлов и драгоценных камней и про-
дукции из них;
9) предоставление юридическими лицами
услуг по охране, хранению и
транспортировке
драгоценных металлов и драгоценных камней;
10) оптовая и розничная торговля
ювелирными изделиями из драго-
ценных металлов и
драгоценных камней;
11) осуществление банковских операций с драгоценными металлами
и
драгоценными
камнями;
12) деятельность торговых организаций по купле-продаже драгоцен-
ных металлов и
драгоценных камней;
13) производство и ремонт ювелирных
изделий.
Организации и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие опе-
рации с
драгоценными металлами и драгоценными камнями, могут иметь од-
ну или несколько
лицензий на деятельность в указанной области.
Статья 15. Содержание лицензии
1. Лицензия должна содержать следующие
данные:
- наименование органа, выдавшего ее;
- наименование и место нахождения
получившего ее лица;
- основание для ее выдачи;
- вид лицензируемой деятельности;
- сведения о месте осуществления
лицензируемой деятельности;
- срок ее действия;
- территория, на которой разрешена
лицензируемая деятельность;
- условия ее действия;
- перечень прилагаемых к лицензии
документов, являющихся ее не-
отъемлемыми частями.
Лицензия может быть дополнена
другими данными,
если это следует
из требований настоящего Закона, законодательства
Республики
Таджикистан.
2. Бланки лицензий должны быть защищены
от подделки, иметь ре-
гистрационный номер
и учетную серию. Приобретение, учет и хранение
этих бланков
осуществляются государственными органами, уполномоченными
на выдачу
лицензий.
Статья 16. Организационное обеспечение
системы лицензирования
1. Лицензирование деятельности в области геологического
изучения
и разведки
месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их
добычи,
производства, использования и обращения осуществляется органом
исполнительной власти
Республики Таджикистан в соответствии с
настоя-
щим Законом, законодательством Республики Таджикистан,
регламентирую-
щими порядок
выполнения соответствующих видов деятельности.
2. Государственным органом
управления Государственным фондом
недр, в соответствии с Законом Республики
Таджикистан "О недрах" осу-
ществляется
лицензирование пользования участками недр в целях геологи-
ческого изучения
недр и разведки месторождений драгоценных металлов и
драгоценных
камней, а также в целях добычи драгоценных металлов и дра-
гоценных камней.
3. Лицензирование видов деятельности, указанных в подпунктах 1-
8, 10,
12, 13 пункта 4 статьи 14
настоящего Закона, осуществляется
специально уполномоченным органом государственного
пробирного надзора
Республики
Таджикистан.
4. Национальный банк Таджикистана в соответствии с настоящим За-
коном
осуществляет лицензирование операций банков и иных кредитных ор-
ганизаций с
драгоценными металлами и драгоценными камням.
5. Соответствующими правоохранительными
органами Республики Тад-
жикистан обеспечивается лицензирование деятельности по охране драго-
ценных металлов и
драгоценных камней, при проведении
операции с ука-
занными
ценностями.
Статья 17. Порядок выдачи лицензий
1. Порядок лицензирования видов
деятельности в области производс-
тва,
использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных кам-
ней и их сроки устанавливается Правительством
Республики Таджикистан,
в соответствии с
законодательством Республики Таджикистан.
2. Для
получения лицензии заявитель должен представить в госу-
дарственный
орган, уполномоченный на выдачу лицензий, заявление о пре-
доставлении ему
права на осуществление определенного вида (видов) дея-
тельности с
драгоценными металлами и драгоценными камнями и приложить
документы,
удостоверяющие:
1) юридический статус субъекта
заявленной деятельности и
место
его
государственной регистрации:
2) описание территории заявленной
деятельности, расположения слу-
жебных и
производственных зданий, сооружений, помещений, с приложением
соответствующих
документов, планов, схем;
3) соответствие служебных и
производственных зданий, сооружений,
помещений
нормативным требованиям к обеспечению сохранности драгоцен-
ных металлов и
драгоценных камней;
4) наличие профессиональной подготовки и
финансовых возможностей
для осуществления
заявленной деятельности.
Настоящий перечень может быть изменен
законодательством Республи-
ки Таджикистан.
3. Предельный срок для принятия решения о
выдаче лицензии уста-
навливается
правилами лицензирования соответствующих видов деятельнос-
ти, но не может превышать тридцать дней со дня
предоставления заявле-
ния, указанного в пункте 2 настоящей статьи. Лицензия
должна быть вы-
дана заявителю в
течение десяти дней со дня принятия такого решения.
4. В выдаче лицензии может быть отказано
в случаях, если:
1) заявитель представил о себе неверные
сведения;
2) заявитель не представил доказательства
финансовой возможности,
профессиональной
подготовки, технической и
технологической готовности
для осуществления
заявленной деятельности;
3) заявитель не представил
документы, подтверждающие техническую
укрепленность
производственных зданий, сооружений,
помещений, обеспе-
чивающую
сохранность ценностей.
Мотивированное решение об
отказе в выдаче лицензии направляется
заявителю в
письменной форме в течение трех дней со дня принятия реше-
ния. Указанное
решение может быть обжаловано заявителем в суде.
Статья 18. Основания для прекращения,
приостановления или ограни-
чения действия лицензии
1. Прекращение, приостановление или
ограничение действия лицензии
на пользование
участком недр в целях геологического изучения и развед-
ки месторождений и добычи драгоценных
металлов, драгоценных камней
осуществляется в
соответствии с Законом Республики Таджикистан "О нед-
рах".
2. Действие лицензии на вид деятельности
в области добычи, произ-
водства, использования или обращения драгоценных
металлов и драгоцен-
ных камней может
быть прекращено, приостановлено или
ограничено госу-
дарственным
органом, выдавшим эту лицензию, только в случаях:
1) истечения срока действия лицензии;
2) озникновения непосредственной угрозы
жизни или здоровью людей,
работающих иди
проживающих в зоне влияния укачанного в
лицензии вида
деятельности;
3) нарушения условий лицензии;
4) нарушиения владельцем лицензии
правил и норм, установленных
законодательством;
5) возникновения чрезвычайных ситуаций;
6) ликвидации организаций;
7) если
владелец лицензии в указанные
сроки не приступит к осу-
ществлению
предусмотренной лицензией деятельности:
8) если
владелец лицензии ведет добычу драгоценных металлов и
драгоценных
камней с привлечением другого юридического лица для осу-
ществления деятельности, приводящей непосредственно к получению того
полезного
ископаемого, добыча которого
предусмотрена условиями лицен-
зии и право собственности
на которое (в полном объеме или часть от до-
бытого) по
условиям лицензии принадлежит владельцу лицензии;
9) если
заявленная деятельность нарушает
или делает невозможной
выполнение
государственных обязательств по
международным договорам
Республики
Таджикистан. При возникновении государственных обязательств
по международным
договорам Республики Таджикистан после выдачи
лицен-
зии государство возмещает убытки, причиненные в связи с прекращением
заявленной
деятельности.
В иных случаях прекращение,
приостановление или ограничение дейс-
твия лицензии
допускается по согласованию с владельцем
лицензии либо
по решению суда.
3. Владелец лицензии уведомляется в
письменной форме о прекраще-
нии, приостановлении или об ограничении
действия лицензии государс-
твенным органом,
выдавшим эту лицензию.
Решения о прекращении,
приостановлении или об ограничении дейс-
твия лицензии
может быть обжаловано в суде. В случае
признания приня-
того решения
неправомерным, судом могут быть
установлены размер и по-
рядок компенсации
убытков, причиненных владельцу лицензии.
ГЛАВА V. Использование, обращение драгоценных металлов и
драгоценных камней
Статья 19. Распоряжение
добытыми и произведенными
драгоценными
металлами и драгоценными
камнями
Добытые и произведенные драгоценные
металлы, за исключением само-
родков
драгоценных (металлов, после необходимой
переработки должны
поступать для
аффинажа в организации, включенные в
перечень, утверж-
денный
Правительством Республики Таджикистан,
Право собственности на
драгоценные металлы
после аффинажа сохраняется за их первоначальными
собственниками,
если иное не оговорено условиями сделок. Порядок рабо-
ты
организаций, осуществляющих аффинаж
драгоценных металлов, а также
порядок оплаты
предоставляемых этими организациями уступ и
предельные
сроки проведения
аффинажа устанавливаются
Правительством Республики
Таджикистан. Порядок совершения операций с минеральным
сырьем, содер-
жащим драгоценные
металлы, до аффинажа определяется Правительством
Республики
Таджикистан.
2. Драгоценные металлы и драгоценные
камни подлежат обязательному
учету по массе и
качеству при добыче, производстве,
хранении, исполь-
зовании и обращении. Порядок такого учета и отчетности, в том числе
регулярное
представление осуществляющими производство драгоценных ме-
таллов
организациями сведений об объемах произведенных ими драгоценных
металлов в органы
государственной статистики, в указанных областях де-
ятельности
устанавливается Правительством Республики Таджикистан.
3. Аффинированные драгоценные металлы, не
подлежащие аффинажу са-
мородки
драгоценных металлов, а также драгоценные камни учитываются на
балансе их
владельцев и поступают в гражданский оборот в
соответствии
с правами владельцев, устанавливаемыми соответствующими лицензиями
и
договорами.
4. Уникальные самородки драгоценных
металлов, не подлежащие пере-
работке, а также
уникальные драгоценные камни предлагаются по договор-
ной цене субъектами их добычи для приобретения в
приоритетном порядке
специально уполномоченному государственному
органу исполнительной
власти. Договорная цена уникальных самородков драгоценных
металлов не
может быть ниже
стоимости содержащихся в указанных
самородках драго-
ценных металлов,
исчисленной по ценам мирового рынка, действовавшим на
момент заключения
договора купли-продажи этих
самородков. Договорная
цена уникальных драгоценных камней
устанавливается экспертными комис-
сиями, создаваемыми на паритетных началах из
представителей заинтере-
сованных сторон.
Порядок и критерии отнесения
самородков драгоценных металлов
и
драгоценных камней
к категории уникальных устанавливаются
Государс-
твенным пробирным
надзором Республики Таджикистан. Самородки драгоцен-
ных
металлов, не относящиеся к категории
уникальных, и минералогичес-
кие коллекционные
образцы этих самородков могут продаваться
по дого-
ворным ценам
субъектами добычи драгоценных металлов и драгоценных кам-
ней в порядке,
установленном законодательством Республики Таджикистан.
Оценка и сертификация самородков
драгоценных металлов осуществля-
ются специально
уполномоченным государственным органом
исполнительной
власти в порядке,
установленном Правительством Республики Таджикистан.
Не приобретенные
в Государственный фонд драгоценных металлов и
драго-
ценных камней Республики Таджикистан самородки
возвращаются субъектам
их добычи или
реализуются по поручениям указанных
субъектов добычи
драгоценных
металлов и драгоценных камней, в том числе с аукциона.
5. Драгоценные металлы и драгоценные
камни, не проданные в прио-
ритетном порядке
покупателям, перечисленным в пункте 5 статьи 3 насто-
ящего Закона и
пункте 4 настоящей статьи, в том числе покупателям, от-
казавшимися от
приобретения уникальных самородков драгоценных метал-
лов, могут быть реализованы субъектами их добычи
и производства любым
юридическим и
физическим лицам, использованы в
собственном производс-
тве либо в
качестве предмета залога или иного финансового обязательст-
ва, а также вывезены с территории Республики
Таджикистан для реализа-
ции на внешнем
рынке в порядке, установленном Правительством Республи-
ки Таджикистан.
Невостребованная и не оплаченная по
обязательствам часть драго-
ценных металлов
и драгоценных камней
используется их собственниками
или владельцами
на внутреннем и внешнем рынках в порядке,
установлен-
ном
законодательством Республики Таджикистан.
Оплаченная и не востре-
бованная в
течение трех месяцев часть драгоценных металлов и драгоцен-
ных камней
поступает в Государственный фонд драгоценных металлов и
драгоценных
камней Республики Таджикистан и может быть востребована на
основании
предъявления прав собственности.
6. Драгоценные металлы и драгоценные
камни, полученные в резуль-
тате деятельности
по геологическому изучению недр,
учитываются и при-
ходуются
организациями, проводящими эти виды
работ, в порядке, уста-
новленном государственным органом управления
Государственным фондом
недр.
Статья 20. Порядок оплаты драгоценных
металлов и драгоценных кам-
ней
1. При осуществлении разрешенных
законодательством сделок оплата
драгоценных металлов
производится с учетом цен
мирового рынка. При
осуществлении
указанных сделок оплата драгоценных камней
производится
по ценам,
определенным экспертным путем на базе прейскурантов цен,
аналогичных
действующим на мировом рынке, с учетом конъюнктурных коле-
баний цен на день
продаж.
Порядок оплаты драгоценных металлов и
драгоценных камней устанав-
ливается
соответствующими договорами.
2. Договоры с субъектами добычи и
производства драгоценных метал-
лов и
драгоценных камней о поставках указанных ценностей в Государс-
твенный фонд
драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Тад-
жикистан должны
быть обеспечены авансированием (выдачей задатка) в
счет
причитающихся по договору платежей. Объем авансирования договоров
о поставках
драгоценных металлов и драгоценных камней в указанные фон-
ды
устанавливается Правительством Республики Таджикистан.
3. Оплата и поощрение за сдачу
драгоценных металлов, драгоценных
камней и изделий
из них, изъятых правоохранительными органами
госу-
дарства, производится в соответствии с порядком, определенным Прави-
тельством
Таджикистана.
4. В
целях стимулирования инвестиций
в развитие добычи и произ-
водства
драгоценных металлов и драгоценных камней
по решению Прави-
тельства
Таджикистана, в соответствии с законодательством Таджикистана
о ценных бумагах,
в обращение могут выпускаться государственные ценные
бумаги,
номинированные в массе драгоценных металлов.
5. В случае неисполнения заказчиком
условий договора, предусмот-
ренных положениями
пунктов 1и 2 настоящей статьи,
субъекты добычи и
производства
драгоценных металлов и драгоценных камней вправе оставить
в своем
распоряжении не оплаченную по договорам продукцию, а также об-
ратиться в
установленном порядке за защитой своих имущественных прав в
суд.
Статья 21. Использование и обращение драгоценных металлов и дра-
гоценных камней, их лома и
отходов
1. Использование и обращение драгоценных
металлов и драгоценных
камней осуществляются в порядке и на
условиях, которые установлены
настоящим Законом
и законодательством Республики Таджикистан
2. Обращение драгоценных металлов может
осуществляться в виде го-
сударственных
ценных бумаг (облигаций),
номинированные в массе драго-
ценных металлов
или обеспеченные драгоценными металлами и выпущенные в
порядке, установленном Правительством Республики
Таджикистан в соот-
ветствии с
законодательством.
Обязательства по этим ценным бумагам
(облигациям) должны быть га-
рантированы
эквивалентным совокупным облигационным обязательствам эми-
тента количеством
драгоценных металлов, размещенных
на ответственное
хранение в порядке,
определяемом Правительством Республики Таджикис-
тан.
3. Драгоценные камни, непригодные для изготовления ювелирных из-
делий, используются как продукция
производственно-технического назна-
чения без
ограничений, установленных настоящим Законом.
Критерии и порядок отнесения драгоценных
камней к непригодным для
изготовления ювелирных изделий устанавливаются
Правительством Респуб-
лики Таджикистан.
4. Лом
и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней подле-
жат сбору во всех
организациях, в том числе воинских частях и воинских
формированиях, в которых образуется указанные лом и отходы.
Собранные
лом и отходы
подлежат обязательному учету и могут обрабатываться (пе-
рерабатываться)
собирающими их организациями, для вторичного использо-
вания или
реализовываться организациям, в том
числе воинскими частями
и воинскими
формированиями, имеющим лицензии на данный вид деятельнос-
ти, для дальнейшего производства и аффинажа драгоценных
металлов и
драгоценных
камней.
5. Порядок оплаты и прейскурант цен за
сданные лом и отходы, со-
держащие драгоценные
металлы и драгоценные камни утверждается Прави-
тельством
Таджикистана.
Драгоценные металлы и
драгоценные камни, извлеченные
из лома и
отходов, в
зависимости от их вида и состояния используются и обращают-
ся в соответствии
с настоящим Законом.
Статья 22. Порядок отпуска ценностей из Государственного фонда
драгоценных металлов и
драгоценных камней Республики
Таджикистан
1. Драгоценные металлы и драгоценные камни,
зачисленные в Госу-
дарственный фонд
драгоценных металлов и драгоценных камней
Республики
Таджикистан,
используются в соответствии с планами, утверждаемыми Пра-
вительством
Республики Таджикистан, в стоимостных
объемах, устанавли-
ваемых Законом о Государственном бюджете Республики
Таджикистан, Эти
планы принимаются
ежегодно с указанием конкретных целей отпуска драго-
ценных металлов и
драгоценных камней.
2. Отпуск из Государственного фонда
драгоценных металлов и драго-
ценных камней
Республики Таджикистан золота для проведения операций на
внешнем и
внутреннем рынках, а также отпуск из
указанного фонда иных
драгоценных
металлов и драгоценных камней сверх объемов, установленных
планами отпуска
драгоценных металлов и драгоценных камней,
утвержден-
ными
Правительством Республики Таджикистан, и для целей, не предусмот-
ренных этими
планами, производится только по решению
Президента Рес-
публики Таджикистан на основании мотивированного
представления Прави-
тельства
Республики Таджикистан, с внесением соответствующих изменений
в Закон о
Государственном бюджете.
Указанное представление должно содержать
информацию об общем ко-
личестве и
ассортименте соответствующих ценностей, находящихся на хра-
нении в
Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных кам-
ней Республики
Таджикистан на момент направления данного представле-
ния, о
планируемых поступлениях этих ценностей, о наличии задолженнос-
ти государства субъектам добычи и производства
драгоценных металлов и
драгоценных
камней, о конкретных сроках и направлениях расходования
средств от
предполагаемых операций с дополнительно отпускаемыми цен-
ностями, а также о фактическом выполнении
предшествовавших решений
Президента
Республики Таджикистан по этим вопросам.
3. Средства, полученные от реализации ценностей Государственного
фонда драгоценных
металлов и драгоценных камней Республики Таджикис-
тан, подлежат обязательному учету в доходной части
Государственного
бюджета.
4. Использование запасов Государственного
фонда драгоценных ме-
таллов и
драгоценных камней Республики Таджикистан для технологических
нужд с целью
получения продукции используется на временной и только на
договорной
основе.
Тарифы за использование запасов
Государственного фонда драгоцен-
ных металлов и драгоценных камней
устанавливаются Правительством Рес-
публики
Таджикистан.
ГЛАВА VI. Международная и внешнеэкономическая
деятельность Республики
Таджикистан в области
добычи, производства, использования
и обращения
драгоценных металлов и
драгоценных камней
Статья 23. Международные договоры
Республики Таджикистан в облас-
ти добычи, производства, использования и обращения
драгоценных металлов и
драгоценных камней
1. Проекты международных договоров
Республики Таджикистан, а так-
же соглашений,
заключаемых Республикой Таджикистан с субъектами иност-
ранных государств
и иностранными юридическими лицами в области добычи,
производства, использования и обращения драгоценных
металлов и драго-
ценных камней
представляются в Правительство
Республики Таджикистан,
Эти проекты
проходят обязательную экономико-правовую экспертизу, орга-
низуемую
специально уполномоченным
государственным органом исполни-
тельной власти в
порядке, определяемом Правительством
Республики Тад-
жикистан
2. Международные договоры Республики Таджикистан в области
добы-
чи, производства и использования драгоценных
металлов и драгоценных
камней подлежат
обязательной ратификации в установленном законодатель-
ством Республики
Таджикистан порядке.
Статья 24. Международные договоры о переработке руд и концентра-
тов
1. Собственником драгоценных металлов и
драгоценных камней, со-
путствующих и
содержащихся в рудах и концентратах, отправляемых на пе-
реработку или
продажу за рубеж, является государство.
2. Вывоз за пределы государства руд, концентратов, сырья и мате-
риалов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные
камни, произво-
дится при
условии обязательного возврата извлеченных драгоценных ме-
таллов и
драгоценных камней, сдачи в
Государственный фонд драгоценных
металлов и
драгоценных камней Республики Таджикистан с возмещением
затрат.
Порядок возмещения затрат
по извлечению и возврату
драгоценных
металлов и
драгоценных камней определяется
Правительством Республики
Таджикистан.
3. Технологические нормы извлечения
драгоценных металлов и драго-
ценных камней,
подлежащих возврату, сопутствующих и содержащихся в ру-
дах, концентратах, сырье и материалах,
определяются Правительством
Республики
Таджикистан.
ГЛАВА VII. Государственный контроль за геологическим
изучением и разведкой месторождений
драгоценных металлов и
драгоценных камней, их добычей,
производством,
использованием и
обращением
Статья 25. Цели и виды государственного
контроля за геологическим
изучением и разведкой
месторождений драгоценных метал-
лов и драгоценных камней, их добычей,
производством,
использованием и обращением
1.Государственный контроль за
геологическим изучением и разведкой
месторождений
драгоценных металлов и драгоценных камней,
их добычей,
производством, использованием и обращением осуществляется в целях
обеспечения:
1) соблюдения законодательства
Республики Таджикистан в области
геологического
изучения и разведки месторождений драгоценных
металлов
и драгоценных
камней, их добычи, производства, использования и обраще-
ния;
2) эффективного использования природных ресурсов драгоценных ме-
таллов и
драгоценных камней;
3) применения экологически чистых организационно-технологических
схем добычи и
производства драгоценных металлов и драгоценных камней;
4) сохранности драгоценных металлов и
драгоценных камней, а также
продукции из них.
2. За геологическим изучением и разведкой
месторождений драгоцен-
ных металлов и
драгоценных камней, их добычей,
производством, исполь-
зованием и обращением осуществляются следующие виды
единого государс-
твенного
контроля;
постоянный контроль за добычей, производством, переработкой, ис-
пользованием, учетом и хранением драгоценных металлов и
драгоценных
камней в определяемых Правительством Республики
Таджикистан организа-
циях;
2) периодический контроль, проводимый:
во всех организациях, добывающих, перерабатывающих
и использующих
драгоценные
металлы и драгоценные камни, а также
скупающих, принимаю-
щих в залог
ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов
и драгоценных камней, торгующих этими изделиями или оказывающих
пос-
реднические услуги
в торговле ими, хранящих и экспонирующих изделия
(продукцию, материалы)
из драгоценных металлов и драгоценных камней,
заготавливающих и
перерабатывающих лом и отходы драгоценных металлов и
драгоценных
камней:
в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих опе-
рации с
драгоценными металлами и драгоценными камнями;
3) государственный пробирный надзор, осуществляемый в соответс-
твии с пунктом 2
статьи 12 настоящего Закона;
4) государственный контроль за
ввозом на территорию Республики
Таджикистан и вывозом с территорий Республики
Таджикистан драгоценных
металлов и
драгоценных камней, а также продукции из них.
Статья 26. Полномочия органов
государственного контроля за геоло-
гическим изучением и разведкой
месторождений драгоцен-
ных металлов и драгоценных
камней, их добычей, произ-
водством, использованием и
обращением
1. Государственный контроль за геологическим
изучением и развед-
кой месторождений
драгоценных металлов и драгоценных камней,
их добы-
чей,
производством, использованием и обращением осуществляется органа-
ми государственной власти Республики
Таджикистан в пределах их полно-
мочий, устанавливаемых настоящим Законом и иными
законами Республики
Таджикистан.
2. Органы государственного контроля за
геологическим изучением и
разведкой
месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их
добычей, производством, использованием и обращением в соответствии с
целями и видами
контроля осуществляют следующие полномочия:
1) проводят ревизия, проверки и обследования во всех организаци-
ях, независимо от
их форм собственности, добывающих, производящих, пе-
рерабатывающих, использующих драгоценные металлы и
драгоценные камни,
а также проверки
использования драгоценных металлов и драгоценных кам-
ней
индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции с дра-
гоценными
металлами я драгоценными камнями;
2) устанавливают формы учета и отчетности
при осуществлении добы-
чи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и
драгоценных
камней, а также порядок предоставления
указанных докумен-
тов;
3) направляют должностным лицам
контролируемых организаций обяза-
тельные для них предписания в письменной форме об
устранении выявлен-
ных
нарушений, а также о прекращении работ
с драгоценными металлами и
драгоценными
камнями и продукцией из них при выявлении нарушений, соз-
дающих условия
для нерационального расходования этих ценностей и (или)
исключающих
возможность обеспечения их сохранности;
4) в случае обнаружения при
ревизиях, проверках и обследованиях
признаков
преступления или иных существенных нарушений законодательст-
ва Республики
Таджикистан передают соответствующие материалы в право-
охранительные
органы.
3. Органы государственного контроля за
геологическим изучением и
разведкой
месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их
добычей,
производством, использованием и обращением не могут самостоя-
тельно заниматься
коммерческой деятельностью, а
также не могут быть
учредителями
организаций, осуществляющих коммерческую деятельность, за
исключением организаций, созданных для обеспечения функций государс-
твенных органов.
Статья 27. Права должностных лиц органов
государственного контро-
ля за геологическим изучением и разведкой месторожде-
ний драгоценных металлов и
драгоценных камней, их до-
бычей, производством,
использованием и обращением
1. Уполномоченные должностные лица
органов государственного конт-
роля за геологическим изучением и разведкой
месторождений драгоценных
металлов и
драгоценных камней, их добычей,
производством, использова-
нием и обращением
вправе:
1) беспрепятственно посещать в целях выполнения
возложенных на
них обязанностей
все организации, осуществляющие
геологическое изуче-
ние и разведку
месторождений драгоценных металлов и
драгоценных кам-
ней, их добычу, производство, использование и
обращение с соблюдением
режима работы
предприятия, по предъявлению служебного
удостворения и
соответствующего
предписания органа, сотрудником которого он является;
2) проводить осмотр используемых организациями, осуществляющими
геологическое
изучение и разведку месторождений драгоценных металлов и
драгоценных
камней, их добычу, производство, использование и обраще-
ние, помещений,
рабочих мест, транспортных средств, мест постоянного
или временного
хранения драгоценных металлов и
драгоценных камней,
продукции из них,
осмотр указанных ценностей.
Проводит опечатывание указанных
помещений, рабочих мест, транс-
портных средств,
мест постоянного или временного
хранения в случаях
выявления
нарушений установленного порядка получения,
расходования,
учета и хранения
этих ценностей, сбора их лома и отходов;
3) производить досмотр лиц, деятельность
которых связана с непос-
редственным
доступом к драгоценным металлам и драгоценным камням;
4) запрашивать и получать от должностных
лиц контролируемых орга-
низаций, а
также от индивидуальных предпринимателей, осуществляющих
операции с
драгоценными металлами и драгоценными камнями, соответству-
ющую
документацию, объяснения в письменной
или устной форме и справки
по вопросам,
возникающим при осуществлении контроля;
5) проверять бухгалтерские
документы,
нормативно-технические и
иные
документы, содержащие сведения о
получении, расходовании, учете,
хранении
драгоценных металлов и драгоценных камней, их лома и отходов,
опечатывать
указанные документы в случаях, если предполагается возмож-
ность их утраты
или искажения содержащих в них сведений, до завершения
проверки и (или)
принятия решения об изъятии указанных документов;
6) осуществлять в контролируемых организациях отбор проб продук-
ции (материалов)
из драгоценных металлов и драгоценных камней,
образ-
цов изделий из
драгоценных металлов и драгоценных камней,
проб лома и
отходов
драгоценных металлов и драгоценных камней для проверки и про-
ведения анализов в лабораториях органов
государственного контроля или
в иных
лабораториях с последующим обязательным возвратом;
7) предъявлять в суд иски в интересах
государства в случаях выяв-
ления нарушений
имущественных прав государства;
8) принимать решения о наложении
административных взысканий в
случаях,
предусмотренных административным законодательством.
2. Затраты организаций и индивидуальных предпринимателей, поне-
сенные при
осуществлении государственного контроля в
процессе отбора
проб, проведения опробования, экспертизы и анализов продукции (изде-
лий, материалов)
из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также
в процессе переработки не соответствующих
установленным требованиям и
не подлежащих
реализации ювелирных и других бытовых изделий из драго-
ценных металлов и
драгоценных камней, возмещению не подлежат,
ГЛАВА VIII. Ответственность организаций и должностных лиц
Статья 28. Обеспечение охраны и учёт драгоценных металлов и дра-
гоценных камней, а также
продукции из них
1. Организации, осуществляющие геологическое изучение и разведку
месторождений
драгоценных металлов и драгоценных
камней, их добычу,
производство, использование и обращение, осуществляющие операции с
драгоценными
металлами и драгоценными камнями, организуют
охрану и
учёт указанных
ценностей, а также продукции из
них в соответствии с
законодательством
Республики Таджикистан.
В этих целях указанные организации
должны проводить мероприятия
по укреплению
объектов, на которых осуществляются операции с драгоцен-
ными металлами и
драгоценными камнями, оснащению их
специальными тех-
ническими
средствами охраны, сигнализации и связи, создавать собствен-
ные охранные
службы, а при невозможности их создания заключать догово-
ры о предоставлении услуг с организациями, специализирующимися в об-
ласти
деятельности по охране объектов.
2. Оперативный учет добычи,
производства, движения
драгоценных
металлов,
драгоценных камней и изделий из них организуется на предпри-
ятиях отдельно по каждой стадии переработки или по
каждому виду работ
с учетом
особенностей технологии применения драгоценных
металлов и
драгоценных камней,
характера образования отходов и производственных
потерь.
3. Транспортировка драгоценных металлов и драгоценных
камней, а
также продукции
из них осуществляется воздушным, водным, железнодорож-
ным и специальным автомобильным
транспортом, оборудованным соответс-
твующими
техническими средствами, в
сопровождении вооруженной охраны.
Оборудование специального автомобильного транспорта должно обеспечи-
вать безопасность
указанных грузов.
Статья 29. Ответственность за нарушение
порядка геологического
изучения и разведки месторождений драгоценных метал-
лов и драгоценных
камней, их добычи, производства,
использования и обращения
1. Лица,
виновные в нарушении установленного порядка геологичес-
кого изучения и
разведки месторождений драгоценных металлов
и драго-
ценных камней, их
добычи, производства, использования и обращения, не-
сут
ответственность в соответствии с законодательством Республики Тад-
жикистан.
2. Полученные в результате осуществления
незаконных добычи, про-
изводства, использования и обращения драгоценных
металлов и драгоцен-
ных камней доходы
обращаются в установленном законодательством Респуб-
лики Таджикистан
порядке в доход Государственного бюджета. При этом
драгоценные
металлы и драгоценные камни подлежат обязательной сдаче в
течение трёх
суток, с момента их изъятия, в
Государственный фонд дра-
гоценных металлов
и драгоценных камней Республики Таджикистан.
3. Предприятия и организации, независимо
от форм собственности,
нарушившие
правила разработки месторождений драгоценных
металлов и
драгоценных камней,
приведшие к потере драгоценных металлов и драго-
ценных камней,
возмещают государству стоимость нанесённого ущерба.
Статья 39. Обжалование действий органов,
осуществляющих государс-
твенное регулирование отношений в области геологичес-
кого изучения и разведки
месторождений драгоценных ме-
таллов и драгоценных
камней, их добычи, производства,
использования и
обращения, и их уполномоченных долж-
ностных лиц
Действия органов, осуществляющих государственное
регулирование
отношений в
области геологического изучения и
разведки месторождений
драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи,
производства,
использования и
обращения, и государственный контроль в
указанной об-
ласти, а
также действия их уполномоченных должностных лиц могут быть
обжалованы
физическими и юридическими лицами в соответствии с законо-
дательством
Республики Таджикистан в суде.
ПРЕЗИДЕНТ
РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Э. РАХМОНОВ
г. Душанбе, 12 мая 2001 года, № 21
(Ахбори МО РТ, 2001 г., № 4, ст. 194)