ЗАКОН

                        РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

            "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"

 

     Закон определяет  организационные и правовые основы регулирования

отношений в области геологического изучения и  разведки  месторождений

драгоценных  металлов и драгоценных камней,  их добычи,  производства,

переработки, использования и обращения (гражданского оборота).

 

                       ГЛАВА 1. Общие положения

 

     Статья 1. Цели и задачи настоящего Закона

 

     Настоящий Закон регулирует отношения,  возникающие в области гео-

логического изучения и разведки месторождений драгоценных  металлов  и

драгоценных камней,  их добычи, производства, переработки, использова-

ния и обращения (гражданского оборота), в том числе:

     - устанавливает область действия государственной монополии;

     - устанавливает цели, принципы и особенности государственного ре-

гулирования деятельности физических и юридических лиц;

     - устанавливает полномочия органов государственной власти Респуб-

лики Таджикистан;

     - определяет статус Государственного фонда драгоценных металлов и

драгоценных камней Республики Таджикистан и Государственного фонда ре-

зервных месторождений Республики Таджикистан;

     - определяет  условия функционирования рынка драгоценных металлов

и драгоценных камней на территории Республики Таджикистан;

     - определяет статус Государственного пробирного надзора и золото-

го запаса Республики Таджикистан;

     - определяет  основные  виды  я  основные  формы государственного

контроля за геологическим изучением и разведкой  месторождений  драго-

ценных металлов и драгоценных камней,  их добычей,  производством, ис-

пользованием и обращением.

     Не является предметом регулирования настоящего Закона порядок со-

вершения гражданами (физическими лицами) сделок с ювелирными  и  иными

бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, нахо-

дящимися в собственности граждан (частной собственности).

 

     Статья 2. Основные понятия

 

     В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

     драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платино-

вой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).

     Настоящий перечень драгоценных металлов может быть изменен только

законом. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде,

в том числе в самородном,  шлиховом и аффинированном виде,  а также  в

сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических со-

единениях,  ювелирных и иных изделиях,  монетах, ломе и отходах произ-

водства и потребления;

     драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и

александриты,  а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обра-

ботанном виде.  Настоящий перечень драгоценных камней может быть изме-

нен только законом;

     ценности - драгоценные металлы и (или) драгоценные камни;

     добыча драгоценных  металлов - извлечение драгоценных металлов из

коренных (рудных),  россыпных и техногенных месторождений с получением

концентратов и других полу продуктов, содержащих драгоценные металлы;

     добыча драгоценных камней - извлечение драгоценных камней из  ко-

ренных,  россыпных  и  техногенных месторождений,  а также сортировка,

первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней;

     подъемное золото - драгоценные металлы в виде самородков, обнару-

женные при производстве геологоразведочных и добычных  работ  в  карь-

ерах, забоях, горных выработках, коренных и россыпных месторождениях;

     старательская добыча - способ организации работ по добыче  драго-

ценных металлов в драгоценных камней с отрывом работников от мест пос-

тоянного проживания на срок более чем четыре месяца.  При этом не про-

изводятся затраты средств за счет соответствующего бюджета на создание

и содержание объектов социальной инфраструктуры по месту  производства

указанных работ;

     вольноприносительская деятельность - драгоценные металлы и драго-

ценные камни, обнаруженные, добытые и добровольно сданные государству;

     ювелирные изделия - изделия,  содержащие  драгоценные  металлы  и

драгоценные  камни имеющие государственное клеймо и пробу,  предназна-

ченные для личного пользования граждан;

     разведка - геологоразведочные работы - работы, выполняемые от по-

иска месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней до  подс-

чета и утверждения их запасов;

     клад драгоценных металлов и драгоценных камней - зарытые в  земле

или  скрытые иным способом драгоценные металлы,  драгоценные камни или

изделия из них, собственник которых в силу закона утратил на них право

или не может быть установлен;

     сортировка и первичная классификация драгоценных камней -  завер-

шающая часть процесса обогащения,  позволяющая на основании утвержден-

ных коллекций типовых образцов и классификаторов выделить из извлечен-

ного минерального сырья драгоценные камни, а также разделить их на от-

дельные сорта, соответствующие нормам, принятым на мировом рынке;

     первичная оценка  драгоценных камней - завершающая часть техноло-

гического процесса обогащения,  обеспечивающая оценку драгоценных кам-

ней  на  основании  прейскурантов,  применяемых для оценки аналогичных

сортов минерального сырья на мировом рынке;

     производство драгоценных металлов - извлечение драгоценных метал-

лов из добытых руд драгоценных металлов, комплексных руд, концентратов

и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также лома и

отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов;

     аффинаж драгоценных металлов - процесс очистки извлеченных драго-

ценных металлов от примесей  и  сопутствующих  компонентов,  доведение

драгоценных  металлов  до  качества,  соответствующего государственным

стандартам и техническим условиям, действующим на территории Республи-

ки Таджикистан, или международным стандартам;

     рекуперация драгоценных камней - извлечение драгоценных камней из

отработанных  или  выведенных из эксплуатации по иным причинам инстру-

ментов и других изделий технического назначения,  а также из  отходов,

содержащих  драгоценные камни,  с последующим доведением (очисткой) до

качества, соответствующего техническим условиям или классификатору ал-

мазов;

     использование драгоценных металлов и драгоценных камней

     - использование  драгоценных металлов и драгоценных камней в про-

изводственных, научных и социально-культурных целях;

     специальный учет - ведение реестра осуществляющих операции с дра-

гоценными металлами и драгоценными камнями организаций и  индивидуаль-

ных  предпринимателей,  не  предполагающее  взимания сбора за внесение

указанных организаций и индивидуальных предпринимателей в этот реестр;

     операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями:

     - действия,  выражающиеся в переходе права собственности  и  иных

имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обраще-

ние драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их исполь-

зование в качестве залога;

     - изменение физического состояния или содержания драгоценных  ме-

таллов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче,

производстве драгоценных металлов и драгоценных камней, их последующей

переработке, обработке и использовании;

     - перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продук-

ции из них,  в том числе транспортировка драгоценных металлов и драго-

ценных камней и продукции из них в места хранения,  фонды и запасы,  а

также  хранение  и  экспонирование  драгоценных металлов и драгоценных

камней;

     - ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продук-

ции из них на территорию Республики Таджикистан и их вывоз с  террито-

рии Республики Таджикистан.

 

     Статья 3.  Право собственности на драгоценные металлы и драгоцен-

                ные камни

 

     1. Вопросы  владения,  пользования и распоряжения участками недр,

содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, находятся в веде-

нии государства.

     2. Республика Таджикистан обладает суверенными правами и осущест-

вляет  юрисдикцию  на  участках недр в пределах государственных границ

Республики Таджикистан,  содержащих драгоценные металлы и  драгоценные

камни,  в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан,  Законом

Республики Таджикистан "О недрах",  настоящим Законом,  международными

договорами  Республики Таджикистан и общепризнанными принципами и нор-

мами международного права.

     3. Субъекты  добычи  драгоценных  металлов  и драгоценных камней,

указанные в статье 4 настоящего закона,  могут получать участки  недр,

содержащие  драгоценные металлы и драгоценные камни,  в пользование на

основании выданных в соответствии с Законом Республики Таджикистан 

недрах" лицензий на добычу драгоценных металлов и драгоценных камней.

     4. Добытые из недр драгоценные металлы  и  драгоценные  камни,  а

равно иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче драго-

ценных металлов и драгоценных камней- являются собственностью  субъек-

тов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, если иное не ус-

тановлено лицензиями на их добычу,  договорами поставок,  в том  числе

договорами поставок продукции для республиканских нужд, заключенными с

участием этих субъектов,  а также международными договорами Республики

Таджикистан.

     Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и  драгоцен-

ных камней является Республика Таджикистан.

     5. Аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде, а также

добытые  из  недр или рекуперированные драгоценные камни в рассортиро-

ванном виде при продаже субъектами их добычи и производства в  приори-

тетном порядке предлагаются:

     специально уполномоченному органу исполнительной власти  для  по-

полнения  Государственного  фонда  драгоценных  металлов и драгоценных

камней Республики Таджикистан;

     специально уполномоченные органы и организации пользуются преиму-

щественным правом покупки драгоценных металлов  и  драгоценных  камней

только при условиях предварительного (по драгоценным металлам не менее

чем за два месяца до предполагаемой даты покупки) заключения договоров

купли-продажи  драгоценных  металлов и драгоценных камней с субъектами

их добычи и производства и авансирования (выдачи задатка) в счет  пла-

тежей, причитающихся с этих органов и организаций по указанным догово-

рам.  Невыполнение одной или обеими сторонами условий заключенного до-

говора  купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней влечет

за собой последствия, установленные статьей 20 настоящего Закона.

     6. Драгоценные  металлы и драгоценные камни,  приобретенные в по-

рядке,  установленном законодательством Республики  Таджикистан  могут

находиться в государственной собственности,  собственности юридических

и физических лиц.

     Собственники драгоценных  металлов  и драгоценных камней осущест-

вляют свое право собственности на драгоценные  металлы  и  драгоценные

камни в соответствии с настоящим Законом и другими законами Республики

Таджикистан.

     Право собственности  на  драгоценные  металлы и драгоценные камни

защищается государством наряду с правом собственности на другие объек-

ты собственности.

     Республике Таджикистан принадлежит преимущественное право на зак-

лючение договоров о приобретении в собственность добытых и произведен-

ных драгоценных металлов,  драгоценных камней с субъектами их добычи и

производства в целях пополнения Государственного фонда драгоценных ме-

таллов и драгоценных камней Республики  Таджикистан,  золотого  запаса

Республики Таджикистан.

 

     Статья 4.  Субъекты  добычи и производства драгоценных металлов и

                драгоценных камней

 

     1. Добыча и производство драгоценных металлов, добыча драгоценных

камней могут осуществляться исключительно организациями, независимо от

организационно-правовых форм собственности, получившими в порядке, ус-

тановленном настоящим Законом и другими законами,  разрешения  (лицен-

зии).

     2. Старательская добыча может применяться при добыче  драгоценных

металлов и драгоценных камней за исключением алмазов всеми организаци-

ями,  независимо от их организационно-правовых форм, в том числе арте-

лями старателей.  Артели старателей могут создаваться на предприятиях,

имеющих на балансе месторождения,  содержащие  драгоценные  металлы  и

драгоценные камни,  для добычи и переработки руд. Государство поощряет

старательскую добычу драгоценных металлов и драгоценных камней.

     3. Вольноприносительская добыча драгоценных металлов, драгоценных

камней,  осуществляется физическими лицами или группой физических лиц,

независимо от организационноправовых форм собственности,  занимающихся

вольноприносительской добычей драгоценных металлов и драгоценных  кам-

ней по договорам с уполномоченными органами исполнительной власти Рес-

публики Таджикистан в порядке,  установленном настоящим Законом и дру-

гими законами Республики Таджикистан.  Государство поощряет вольнопри-

носительскую добычу драгоценных металлов и драгоценных камней.

     4. Аффинаж драгоценных металлов могут осуществлять только органи-

зации в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Республи-

ки Таджикистан.

     5. Право юридических и физических лиц  осуществлять  деятельность

по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, производству дра-

гоценных металлов возникает с момента получения соответствующей лицен-

зии до прекращения ее действия.

 

     Статья 5. Биржи драгоценных металлов и драгоценных камней

 

     1. В  Республике Таджикистан действуют биржи драгоценных металлов

и драгоценных камней,  предназначенные для совершения  юридическими  и

физическими лицами сделок, связанных с обращением:

     - стандартных и мерных слитков аффинированных драгоценных  метал-

лов;

     - необработанных драгоценных камней, прошедших сортировку;

     - обработанных драгоценных камней, прошедших сертификацию;

     - самородков драгоценных металлов,

     - изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, за исклю-

чением ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов и дра-

гоценных камней;

     - полуфабрикатов, содержащих драгоценные металлы;

     - монет, содержащих драгоценные металлы.

 

     2. Порядок  деятельности  бирж драгоценных металлов и драгоценных

камней устанавливается Правительством Таджикистана на основании насто-

ящего Закона. Закона Таджикистана "О валютном регулировании и валютном

контроле", Закона Таджикистана "О товарных биржах и биржевой торговле"

и других законов.

 

     ГЛАВА II.  Государственные  фонды и запасы драгоценных металлов и

драгоценных камней

 

     Статья 6.  Государственный фонд резервных месторождений драгоцен-

                ных металлов и драгоценных камней

 

     1. Государственный фонд резервных месторождений  драгоценных  ме-

таллов  и драгоценных камней формируется в целях регулирования объемов

добычи драгоценных металлов и драгоценных  камней,  а  также  в  целях

обеспечения в перспективе потребностей Республики Таджикистан в драго-

ценных металлах и драгоценных камнях.

     2. В Государственный фонд резервных месторождений драгоценных ме-

таллов и драгоценных камней включаются отдельные разведанные месторож-

дения  драгоценных  металлов и драгоценных камней,  состоящие на госу-

дарственном учете и не переданные в пользование или изъятые из пользо-

вания.

     3. Решение о включении отдельных разведанных месторождений драго-

ценных  металлов и драгоценных камней в Государственный фонд резервных

месторождений драгоценных металлов и  драгоценных  камней  принимается

Правительством Республики Таджикистан.

     4. Распоряжение Государственным  фондом  резервных  месторождений

драгоценных  металлов и драгоценных камней осуществляется Правительст-

вом Республики Таджикистан в порядке, установленном Законом Республики

Таджикистан "О недрах".  Условия использования разведанных месторожде-

ний драгоценных металлов и драгоценных камней,  включенных в фонд  ре-

зервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней,  сог-

ласовываются с органами исполнительной власти на местах.

 

     Статья 7. Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных

               камней Республики Таджикистан

 

     1. Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней

Республики  Таджикистан  составляет часть золотовалютных резервов Рес-

публики Таджикистан и представляет собой  совокупность  полученных  из

источников, перечисленных в пункте 3 настоящей статьи, драгоценных ме-

таллов, драгоценных камней и изделий из них.

     Государственный фонд  драгоценных  металлов  и драгоценных камней

Республики Таджикистан предназначен для обеспечения  производственных,

финансовых,  научных, социально-культурных и иных потребностей Респуб-

лики Таджикистан.  Ценности, зачисленные в Государственный фонд драго-

ценных металлов и драгоценных камней Республики Таджикистан,  являются

государственной собственностью.

     Служебные и производственные здания,  сооружения и помещения, ис-

пользуемые для хранения,  приемки и обслуживания  ценностей  Государс-

твенного  фонда  драгоценных  металлов и драгоценных камней Республики

Таджикистан,  являются государственной собственностью и  отчуждению  в

любой форме,  в том числе приватизации,  не подлежат.  Сдача указанных

объектов в аренду или иное их обременение допускаются исключительно по

решению Правительства Республики Таджикистан.

     Положение о Государственном фонде драгоценных металлов  и  драго-

ценных  камней Республики Таджикистан утверждается Правительством Рес-

публики Таджикистан.

     2. Решения о пополнении и расходовании ценностей Государственного

фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Таджикистан

принимаются Президентом Республики Таджикистан.

     3. Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней

Республики Таджикистан может пополняться за счет:

     драгоценных металлов и драгоценных камней,  приобретенных у субъ-

ектов  рынка драгоценных металлов и драгоценных камней за счет средств

Государственного бюджета, в том числе по договорам поставок, заклю4ае-

мым  указанными  субъектами  с организациями,  осуществляющими аффинаж

драгоценных металлов:

     уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоцен-

ных камней,  приобретенных у субъектов добычи драгоценных  металлов  и

драгоценных камней за счет средств Государственного бюджета;

     принудительно изъятых в установленном законом порядке драгоценных

металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий;

     приобретенных у организаций,  осуществляющих  скупку  изделий  из

драгоценных металлов и драгоценных камней;

     скупленных у граждан драгоценных металлов и  драгоценных  камней,

изделий из них и лома таких изделий;

     лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней;

     кладов драгоценных металлов и драгоценных камней,  изделий из них

и лома таких изделий;

     бесхозных драгоценных  металлов и драгоценных камней,  изделий из

них и лома таких изделий;

     драгоценных металлов и драгоценных камней,  изделий из них и лома

таких изделий, переданных государству по праву наследования и дарения;

     изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней подар-

ков,  полученных гражданами Республики Таджикистан в связи с государс-

твенной деятельностью:

     драгоценных металлов и драгоценных камней,  а  также  изделий  из

них,  зачисляемых в Государственный фонд драгоценных металлов и драго-

ценных камней Республики Таджикистан по иным основаниям, установленным

законодательством Республики Таджикистан.

     4. Приобретение драгоценных камней в Государственный фонд  драго-

ценных  металлов  и драгоценных камней Республики Таджикистан осущест-

вляется в рассортированном виде,  за  исключением  отдельных  случаев,

предусмотренных  законодательством Республики Таджикистан Порядок осу-

ществления государственного контроля за качеством сортировки и  оценки

драгоценных камней устанавливается Правительством Республики Таджикис-

тан.

     5. Средства,  направленные  на приобретение ценностей в Государс-

твенный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Тад-

жикистан, подлежат обязательному учету в расходной части Государствен-

ного бюджета.

     6. Специально  уполномоченный  орган исполнительной власти предс-

тавляет Президенту Республики Таджикистан и в Правительство Республики

Таджикистан  отчет  о пополнении и расходовании за финансовый год цен-

ностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных  кам-

ней Республики Таджикистан. Одновременно с отчетом об исполнении Госу-

дарственного бюджета Правительство Республики Таджикистан представляет

в Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан отчет о по-

полнении и расходовании за финансовый год  ценностей  Государственного

фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Таджикистан

и обобщенные показатели, характеризующие общее состояние Государствен-

ного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Таджи-

кистан.

 

     Статья 8. Алмазный фонд Таджикистана

 

     1. Алмазный фонд Таджикистана - составная часть  Государственного

фонда  драгоценных металлов и драгоценных камней Таджикистана,  предс-

тавляющая собой собрание уникальных драгоценных камней,  имеющих исто-

рическое  и художественное значение,  а также собрание уникальных юве-

лирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.

     Положение об Алмазном фонде Таджикистана утверждается Президентом

Таджикистана в соответствии с настоящим Законом.

     2. Алмазный  фонд Таджикистана неделим,  является государственной

собственностью и не подлежит отчуждению в любой форме и иному  обреме-

нению,  в том числе сдаче в аренду. Ценности Алмазного фонда Таджикис-

тана могут быть использованы исключительно в целях экспонирования  или

научного изучения в Таджикистане и за пределами территории Таджикиста-

на в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан.

     3. Зачисление ценностей Государственного фонда драгоценных метал-

лов и драгоценных камней Таджикистана в Алмазный фонд Республики  Тад-

жикистан производится по решению Правительства Республики Таджикистан.

     4. Специально уполномоченный государственный орган исполнительной

власти организует проведение предварительной экспертизы ценностей, ко-

торые предполагается зачислить в Алмазный фонд Республики Таджикистан,

их учет,  хранение и реставрацию, а также организует по поручению Пра-

вительства Республики Таджикистан экспонирование  ценностей  Алмазного

фонда.

 

     Статья 9. Золотой запас Республики Таджикистан

 

     1. Золотой  запас Республики Таджикистан,  состоящий из аффиниро-

ванного золота в слитках, находящегося в государственной собственности

и  являющегося  частью золотовалютных резервов Республики Таджикистан,

предназначен для осуществления финансовой политики государства и удов-

летворения  экстренных потребностей Республики Таджикистан при чрезвы-

чайных ситуациях,

     2. Часть золотого запаса Республики Таджикистан, хранящаяся в На-

циональном банке Таджикистана,  учитывается на его счетах.  Решение  о

расходовании  этой части золотого запаса Республики Таджикистан прини-

мается Национальным банком Таджикистана  в  порядке,  согласованном  с

Правительством  Республики Таджикистан.  Отчет о состоянии учитываемой

на счетах Национального банка Таджикистана части золотого запаса  Рес-

публики  Таджикистан  представляется  Национальным банком Таджикистана

Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан как составная

часть доклада председателя Национального банка Таджикистана о деятель-

ности Национального банка Таджикистана.

     3. Часть  золотого  запаса Республики Таджикистан,  находящаяся в

Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных  камней  Рес-

публики Таджикистан,  учитывается на счетах специально уполномоченного

государственного органа исполнительной власти. Решение о расходовании,

находящейся в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных

камней Республики Таджикистан, части золотого запаса принимается в со-

ответствии со статьей 22 настоящего Закона.

 

     ГЛАВА III. Государственное регулирование отношений в области гео-

логического изучения и разведки месторождений драгоценных  металлов  и

драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения

 

     Статья 10.  Цели и способы государственного регулирования отноше-

                 ний в области геологического изучения и разведки мес-

                 торождений драгоценных металлов и драгоценных камней,

                 их добычи, производства, использования и обращения

 

     1. Государственное  регулирование отношений в области геологичес-

кого изучения и разведки месторождений драгоценных металлов  и  драго-

ценных камней,  их добычи,  производства, использования и обращения, а

также заготовки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных кам-

ней  осуществляется в целях проведения государственной политики,  нап-

равленной на стимулирование добычи и производства драгоценных металлов

и драгоценных камней, развития рынка этих ценностей и их рационального

использования для социально-экономического развития Республики  Таджи-

кистан с учетом особых свойств драгоценных металлов и драгоценных кам-

ней.

     2. Государственное  регулирование указанных отношений осуществля-

ется посредством:

     лицензирования пользования участками недр,  содержащими драгоцен-

ные металлы и драгоценные камни;

     преимущественного права  приобретения  добываемых драгоценных ме-

таллов и драгоценных камней для Государственного фонда драгоценных ме-

таллов и драгоценных камней Республики Таджикистан, формирования золо-

того запаса Республики Таджикистан;

     установления требований к учету, хранению, транспортировке драго-

ценных металлов и драгоценных камней и отчетности о них, а также к по-

рядку  осуществления  операций с драгоценными металлами и драгоценными

камнями;

     нормативно-правовой регламентации  действий организаций и индиви-

дуальных предпринимателей,  осуществляющих операции с драгоценными ме-

таллами и драгоценными камнями на внутреннем и внешнем рынках;

     специального учета указанных организаций и индивидуальных  предп-

ринимателей;

     контроля за соблюдением законодательства Республики Таджикистан в

области  геологического  изучения и разведки месторождений драгоценных

металлов и драгоценных камней,  их добычи, производства, использования

и обращения;

     лицензирования отдельных видов деятельности в области  производс-

тва, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных кам-

ней:

     определения Правительством Республики Таджикистан порядка ввоза и

вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней;

     организации государственного  контроля  за  ценами на драгоценные

металлы и драгоценные камни путем утверждения обязательных классифика-

торов и прейскурантов цен, аналогичных действующим на мировом рынке;

     особого порядка таможенного контроля за ввозом на территорию Рес-

публики Таджикистан и вывозом с территории Республики Таджикистан дра-

гоценных металлов и драгоценных камней, а также изделий из них;

     определения порядка сертификации драгоценных металлов, обработан-

ных драгоценных камней и изделий из них;

     установления перечня организаций,  проводящих аффинаж драгоценных

металлов;

     организация системы государственного контроля за качеством сорти-

ровки,  классификации и оценки добытых и ввезённых на территорию  Рес-

публики Таджикистан не обработанных драгоценных камней.

     3. В Республике Таджикистан установлена государственная монополия

на  опробование и клеймение государственным клеймом драгоценных метал-

лов (слитков промышленного значения),  пробирным клеймом  ювелирных  и

иных бытовых изделий из драгоценных металлов.

     4. Государственное регулирование отношений в области  геологичес-

кого изучения и разведки месторождений драгоценных металлов, драгоцен-

ных камней, их добычи и производства осуществляется органами государс-

твенной  власти  Республики Таджикистан.  Полномочия органов государс-

твенной власти при осуществлении государственного  регулирования  ука-

занных  отношений  устанавливаются  соответственно настоящим Законом и

другим законодательством Республики Таджикистан.

 

     Статья 11. Полномочия Правительства Республики Таджикистан по ре-

                гулированию  отношений в области геологического изуче-

                ния и разведки месторождений  драгоценных  металлов  и

                драгоценных камней, их добычи, производства, использо-

                вания и обращения Правительство Республики Таджикистан

                в соответствии с настоящим Законом и другими законами:

 

     1) обеспечивает  проведение единой государственной политики в об-

ласти геологического изучения и разведки месторождений драгоценных ме-

таллов и драгоценных камней,  их добычи, производства, использования и

обращения,  а также заготовки лома и отходов  драгоценных  металлов  и

драгоценных камней;

     2) утверждает в соответствии с законами планы формирования  Госу-

дарственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республи-

ки Таджикистан и отпуска его ценностей,  а также отчет о пополнении  и

расходовании за финансовый год ценностей этого фонда;

     3) определяет полномочия органов  государственного  управления  в

области  геологического  изучения и разведки месторождений драгоценных

металлов и драгоценных камней, их добычи, производства использования и

обращения на соответствующих территориях;

     4) определяет порядок лицензирования отдельных видов деятельности

при пользовании детками недр в целях геологического изучения и развед-

ки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней и их  добы-

чи,  заготовки  лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных кам-

ней,  а также порядок лицензирования отдельных видов  деятельности  по

производству,  использованию и обращению драгоценных металлов и драго-

ценных камней,  за исключением порядка выдачи банкам лицензий на  осу-

ществление банковских операций с драгоценными металлами и драгоценными

камнями,  иных операций с драгоценными металлами и драгоценными камня-

ми, порядок которых устанавливается Национальным банком Таджикистана в

соответствии с законами;

     5) устанавливает:

     - порядок экспорта и импорта драгоценных металлов  и  драгоценных

камней;

     - порядок учета, хранения драгоценных металлов и драгоценных кам-

ней и продукции из них, а также порядок отчетности о них;

     - порядок осуществления государственного  контроля  за  качеством

сортировки и оценки ценных камней;

     - порядок приобретения и зачисления ценностей  в  Государственный

фонд драгоценных металлов драгоценных камней Республики Таджикистан;

     - порядок формирования Государственного фонда драгоценных  метал-

лов и драгоценных камней Республики Таджикистан;

     - порядок отпуска ценностей из Государственного фонда драгоценных

металлов  и драгоценных камней Республики Таджикистан и порядок их оп-

латы;

     - порядок  проверки  состояния Государственного фонда драгоценных

металлов и драгоценных камней Республики Таджикистан;

     - порядок  опробования  и клеймения изделий из драгоценных метал-

лов;

     - перечень работ, за которые взимается пробирная плата (пробирный

сбор) и размер этой платы (сбора);

     - порядок  проведения экономико-правовой экспертизы проектов меж-

дународных договоров Республики Таджикистан с субъектами либо с  адми-

нистративно-территориальными  образованьями  иностранных  государств и

иностранными юридическими лицами в области добычи и производства,  ис-

пользования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;

     6) обеспечение сохранности разведанных месторождений  драгоценных

металлов и драгоценных камней;

     7) принимает решение о порядке передачи в концессию и  объявления

международных тендеров по разработке oтдельных месторождений;

     осуществляет иные полномочия,  возложенные на  него  Конституцией

Республики Таджикистан,  законами и указами Президента Республики Тад-

жикистан.

 

     Статья 12. Государственный пробирный надзор

 

     1. Государственный пробирный надзор осуществляется в целях защиты

прав потребителей ювелирных и других бытовых  изделий  из  драгоценных

металлов и драгоценных камней,  прав изготовителей этих изделий от не-

добросовестной конкуренции, а также в целях защиты интересов государс-

тва.

     2. Государственный пробирный надзор включает в себя:

     1) опробование,  анализ  и  клеймение  государственным  пробирным

клеймом всех ювелирных бытовых изделий из  драгоценных  металлов  оте-

чественного производства, а также указанных изделий, ввезенных на тер-

риторию Республики Таджикистан для продажи;

     2) экспертизу оттисков государственных пробирных клейм;

     3) контрольные анализы и техническую экспертизу  драгоценных  ме-

таллов, продукции из них, а также лома и отходов драгоценных металлов;

     4) экспертизу и диагностику драгоценных камней;

     5) экспертизу  в соответствии с постановлениями органов дознания,

предварительного следствия и суда;

     6) экспертизу  музейных  и  архивных предметов,  изготовленных из

драгоценных металлов и драгоценных камней, а также контроль за обеспе-

чением сохранности указанных предметов;

     7) государственную сертификацию и  оценку  драгоценных  металлов,

(кроме промышленных слитков) и драгоценных камней и продукции из них;

     8) специальный учет организаций и  индивидуальных  предпринимате-

лей,  осуществляющих  операции с драгоценными металлами и драгоценными

камнями;

     9) постоянный государственный контроль за производством, извлече-

нием, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных ме-

таллов и драгоценных камней в организациях,  определяемых Правительст-

вом Республики Таджикистан;

     10) периодический государственный контроль за производством, изв-

лечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных

металлов  и  драгоценных  камней во всех организациях,  осуществляющих

указанную деятельность,  а также  у  индивидуальных  предпринимателей,

осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камня-

ми.

     3. Пробирная  плата  (пробирный  сбор) взимается за осуществление

опробования,  анализов и клеймения государственным  пробирным  клеймом

ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов,  за прове-

дение экспертизы, анализов материалов, экспертизы и диагностики драго-

ценных камней. Размеры пробирной платы (пробирного сбора) определяется

Правительством Республики Таджикистан.

     4. Часть  пробирной  платы  (пробирного  сбора)  используется для

обеспечения деятельности по государственному пробирному  надзору,  ос-

тавшаяся часть этой платы (сбора) зачисляется в доход Государственного

бюджета.  Размеры средств,  выделяемых на обеспечение деятельности  по

государственному пробирному надзору,  утверждаются законом о Государс-

твенном бюджете,

 

     Статья 13.  Сертификация драгоценных металлов, драгоценных камней

                 и продукции из них

 

     1. В Республике Таджикистан осуществляется сертификация драгоцен-

ных металлов, драгоценных камней и продукции из них.

     Сертификация драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции

из  них  представляет собой деятельность по подтверждению их соответс-

твия установленным качественным  и  количественным  характеристикам  и

техническим требованиям.

     2. Для подтверждения указанного соответствия выдается сертификат,

а продукция в установленных системами сертификации случаях маркируется

знаком соответствия.

     3. Перечень видов продукции,  формы сертификации, а также случаи,

когда эти виды продукции подлежат  сертификации,  определяются  Прави-

тельством Республики Таджикистан. Организация работ по проведению ука-

занной сертификации возлагается на специально уполномоченный государс-

твенный орган исполнительной власти.

 

           ГЛАВА IV. Государственная разрешительная система

 

     Статья 14.  Лицензирование  в  области  геологического изучения и

                 разведки месторождений драгоценных металлов и  драго-

                 ценных камней, их добычи, производства, использования

                 и обращения

 

     1. В Республике Таджикистан  геологическое  изучение  и  разведка

месторождений  драгоценных  металлов и драгоценных камней,  их добыча,

производство,  отдельные виды использования и обращения осуществляются

на основании лицензий.

     2. Лицензирование пользования участками недр,  содержащими драго-

ценные  металлы  и драгоценные камни,  осуществляется в соответствии с

Законом Республики Таджикистан "О недрах" и иными законами, регулирую-

щими вопросы пользования недрами.

     3. Владелец лицензии на добычи драгоценных металлов и драгоценных

камней осуществляет добычу собственными силами.  При проведении добычи

драгоценных металлов и драгоценных камней владелец указанной  лицензии

имеет право заключать договоры с организациями только о предоставлении

услуг по охране и о выполнении специальных видов работ  (геологическое

изучение  недр,  геологоразведочные работы,  проходка подземных горных

выработок,  буровзрывные работы,  специальные строительно-монтажные  и

иные специальные работы).

     4. В области производства,  использования и обращения драгоценных

металлов и драгоценных камней настоящим Законом и иными законами уста-

навливается лицензирование следующих видов деятельности:

     1) производство драгоценных металлов;

     2) реализация драгоценных металлов и драгоценных камней;

     3) заготовка  лома  и отходов драгоценных металлов,  их первичная

обработка и переработка с получением концентратов и других полупродук-

тов, предназначенных для аффинажа;

     4) скупка у граждан ювелирных и других бытовых изделий из  драго-

ценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий;

     5) рекуперация драгоценных камней;

     6) огранка и иная обработка драгоценных камней;

     7) изготовление зубных протезов из драгоценных металлов;

     8) сертификация  драгоценных металлов и драгоценных камней и про-

дукции из них;

     9) предоставление юридическими лицами услуг по охране, хранению и

транспортировке драгоценных металлов и драгоценных камней;

     10) оптовая  и  розничная торговля ювелирными изделиями из драго-

ценных металлов и драгоценных камней;

     11) осуществление  банковских операций с драгоценными металлами и

драгоценными камнями;

     12) деятельность  торговых организаций по купле-продаже драгоцен-

ных металлов и драгоценных камней;

     13) производство и ремонт ювелирных изделий.

     Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие опе-

рации с драгоценными металлами и драгоценными камнями, могут иметь од-

ну или несколько лицензий на деятельность в указанной области.

 

     Статья 15. Содержание лицензии

 

     1. Лицензия должна содержать следующие данные:

     - наименование органа, выдавшего ее;

     - наименование и место нахождения получившего ее лица;

     - основание для ее выдачи;

     - вид лицензируемой деятельности;

     - сведения о месте осуществления лицензируемой деятельности;

     - срок ее действия;

     - территория, на которой разрешена лицензируемая деятельность;

     - условия ее действия;

     - перечень прилагаемых к лицензии документов,  являющихся ее  не-

отъемлемыми  частями.  Лицензия  может быть дополнена другими данными,

если это следует из  требований  настоящего  Закона,  законодательства

Республики Таджикистан.

     2. Бланки лицензий должны быть защищены от  подделки,  иметь  ре-

гистрационный  номер  и учетную серию.  Приобретение,  учет и хранение

этих бланков осуществляются государственными органами, уполномоченными

на выдачу лицензий.

 

     Статья 16. Организационное обеспечение системы лицензирования

 

     1. Лицензирование  деятельности в области геологического изучения

и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их

добычи, производства, использования и обращения осуществляется органом

исполнительной власти Республики Таджикистан в соответствии с  настоя-

щим Законом,  законодательством Республики Таджикистан, регламентирую-

щими порядок выполнения соответствующих видов деятельности.

     2. Государственным   органом  управления  Государственным  фондом

недр,  в соответствии с Законом Республики Таджикистан "О недрах" осу-

ществляется лицензирование пользования участками недр в целях геологи-

ческого изучения недр и разведки месторождений драгоценных металлов  и

драгоценных камней, а также в целях добычи драгоценных металлов и дра-

гоценных камней.

     3. Лицензирование  видов деятельности,  указанных в подпунктах 1-

8,  10,  12,  13 пункта 4 статьи 14 настоящего Закона,  осуществляется

специально  уполномоченным органом государственного пробирного надзора

Республики Таджикистан.

     4. Национальный  банк Таджикистана в соответствии с настоящим За-

коном осуществляет лицензирование операций банков и иных кредитных ор-

ганизаций с драгоценными металлами и драгоценными камням.

     5. Соответствующими правоохранительными органами Республики  Тад-

жикистан  обеспечивается  лицензирование деятельности по охране драго-

ценных металлов и драгоценных камней,  при проведении операции с  ука-

занными ценностями.

 

     Статья 17. Порядок выдачи лицензий

 

     1. Порядок лицензирования видов деятельности в области производс-

тва, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных кам-

ней  и их сроки устанавливается Правительством Республики Таджикистан,

в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

     2. Для  получения  лицензии  заявитель должен представить в госу-

дарственный орган, уполномоченный на выдачу лицензий, заявление о пре-

доставлении ему права на осуществление определенного вида (видов) дея-

тельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями и  приложить

документы, удостоверяющие:

     1) юридический статус субъекта заявленной  деятельности  и  место

его государственной регистрации:

     2) описание территории заявленной деятельности, расположения слу-

жебных и производственных зданий, сооружений, помещений, с приложением

соответствующих документов, планов, схем;

     3) соответствие служебных и производственных зданий,  сооружений,

помещений нормативным требованиям к обеспечению сохранности  драгоцен-

ных металлов и драгоценных камней;

     4) наличие профессиональной подготовки и финансовых  возможностей

для осуществления заявленной деятельности.

     Настоящий перечень может быть изменен законодательством Республи-

ки Таджикистан.

     3. Предельный срок для принятия решения о выдаче  лицензии  уста-

навливается правилами лицензирования соответствующих видов деятельнос-

ти,  но не может превышать тридцать дней со дня предоставления заявле-

ния,  указанного в пункте 2 настоящей статьи. Лицензия должна быть вы-

дана заявителю в течение десяти дней со дня принятия такого решения.

     4. В выдаче лицензии может быть отказано в случаях, если:

     1) заявитель представил о себе неверные сведения;

     2) заявитель не представил доказательства финансовой возможности,

профессиональной подготовки,  технической и технологической готовности

для осуществления заявленной деятельности;

     3) заявитель не представил документы,  подтверждающие техническую

укрепленность производственных зданий,  сооружений, помещений, обеспе-

чивающую сохранность ценностей.

     Мотивированное решение  об  отказе в выдаче лицензии направляется

заявителю в письменной форме в течение трех дней со дня принятия реше-

ния. Указанное решение может быть обжаловано заявителем в суде.

 

     Статья 18. Основания для прекращения, приостановления или ограни-

                чения действия лицензии

 

     1. Прекращение, приостановление или ограничение действия лицензии

на пользование участком недр в целях геологического изучения и развед-

ки  месторождений  и  добычи драгоценных металлов,  драгоценных камней

осуществляется в соответствии с Законом Республики Таджикистан "О нед-

рах".

     2. Действие лицензии на вид деятельности в области добычи, произ-

водства,  использования или обращения драгоценных металлов и драгоцен-

ных камней может быть прекращено,  приостановлено или ограничено госу-

дарственным органом, выдавшим эту лицензию, только в случаях:

     1) истечения срока действия лицензии;

     2) озникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей,

работающих иди проживающих в зоне влияния укачанного в  лицензии  вида

деятельности;

     3) нарушения условий лицензии;

     4) нарушиения  владельцем  лицензии правил и норм,  установленных

законодательством;

     5) возникновения чрезвычайных ситуаций;

     6) ликвидации организаций;

     7) если  владелец  лицензии в указанные сроки не приступит к осу-

ществлению предусмотренной лицензией деятельности:

     8) если  владелец  лицензии  ведет  добычу драгоценных металлов и

драгоценных камней с привлечением другого юридического лица  для  осу-

ществления  деятельности,  приводящей непосредственно к получению того

полезного ископаемого,  добыча которого предусмотрена условиями лицен-

зии и право собственности на которое (в полном объеме или часть от до-

бытого) по условиям лицензии принадлежит владельцу лицензии;

     9) если  заявленная  деятельность нарушает или делает невозможной

выполнение государственных  обязательств  по  международным  договорам

Республики Таджикистан. При возникновении государственных обязательств

по международным договорам Республики Таджикистан после выдачи  лицен-

зии  государство возмещает убытки,  причиненные в связи с прекращением

заявленной деятельности.

     В иных случаях прекращение, приостановление или ограничение дейс-

твия лицензии допускается по согласованию с владельцем  лицензии  либо

по решению суда.

     3. Владелец лицензии уведомляется в письменной форме о  прекраще-

нии,  приостановлении  или  об ограничении действия лицензии государс-

твенным органом, выдавшим эту лицензию.

     Решения о  прекращении,  приостановлении или об ограничении дейс-

твия лицензии может быть обжаловано в суде.  В случае признания приня-

того решения неправомерным,  судом могут быть установлены размер и по-

рядок компенсации убытков, причиненных владельцу лицензии.

 

       ГЛАВА V. Использование, обращение драгоценных металлов и

                          драгоценных камней

 

     Статья 19.  Распоряжение  добытыми  и произведенными драгоценными

                 металлами и драгоценными камнями

 

     Добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением само-

родков драгоценных (металлов,  после  необходимой  переработки  должны

поступать для аффинажа в организации,  включенные в перечень,  утверж-

денный Правительством Республики Таджикистан,  Право собственности  на

драгоценные  металлы  после аффинажа сохраняется за их первоначальными

собственниками, если иное не оговорено условиями сделок. Порядок рабо-

ты организаций,  осуществляющих аффинаж драгоценных металлов,  а также

порядок оплаты предоставляемых этими организациями уступ и  предельные

сроки  проведения  аффинажа  устанавливаются Правительством Республики

Таджикистан.  Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содер-

жащим  драгоценные  металлы,  до  аффинажа определяется Правительством

Республики Таджикистан.

     2. Драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному

учету по массе и качеству при добыче,  производстве, хранении, исполь-

зовании  и обращении.  Порядок такого учета и отчетности,  в том числе

регулярное представление осуществляющими производство драгоценных  ме-

таллов организациями сведений об объемах произведенных ими драгоценных

металлов в органы государственной статистики, в указанных областях де-

ятельности устанавливается Правительством Республики Таджикистан.

     3. Аффинированные драгоценные металлы, не подлежащие аффинажу са-

мородки драгоценных металлов, а также драгоценные камни учитываются на

балансе их владельцев и поступают в гражданский оборот в  соответствии

с  правами владельцев,  устанавливаемыми соответствующими лицензиями и

договорами.

     4. Уникальные самородки драгоценных металлов, не подлежащие пере-

работке, а также уникальные драгоценные камни предлагаются по договор-

ной  цене субъектами их добычи для приобретения в приоритетном порядке

специально  уполномоченному  государственному  органу   исполнительной

власти.  Договорная цена уникальных самородков драгоценных металлов не

может быть ниже стоимости содержащихся в указанных  самородках  драго-

ценных металлов, исчисленной по ценам мирового рынка, действовавшим на

момент заключения договора купли-продажи этих  самородков.  Договорная

цена  уникальных драгоценных камней устанавливается экспертными комис-

сиями,  создаваемыми на паритетных началах из представителей заинтере-

сованных сторон.

     Порядок и критерии отнесения самородков  драгоценных  металлов  и

драгоценных  камней  к  категории уникальных устанавливаются Государс-

твенным пробирным надзором Республики Таджикистан. Самородки драгоцен-

ных металлов,  не относящиеся к категории уникальных, и минералогичес-

кие коллекционные образцы этих самородков могут продаваться  по  дого-

ворным ценам субъектами добычи драгоценных металлов и драгоценных кам-

ней в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.

     Оценка и сертификация самородков драгоценных металлов осуществля-

ются специально уполномоченным государственным органом  исполнительной

власти в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан.

Не приобретенные в Государственный фонд драгоценных металлов и  драго-

ценных  камней Республики Таджикистан самородки возвращаются субъектам

их добычи или реализуются по  поручениям  указанных  субъектов  добычи

драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе с аукциона.

     5. Драгоценные металлы и драгоценные камни,  не проданные в прио-

ритетном порядке покупателям, перечисленным в пункте 5 статьи 3 насто-

ящего Закона и пункте 4 настоящей статьи, в том числе покупателям, от-

казавшимися  от  приобретения уникальных самородков драгоценных метал-

лов,  могут быть реализованы субъектами их добычи и производства любым

юридическим и физическим лицам,  использованы в собственном производс-

тве либо в качестве предмета залога или иного финансового обязательст-

ва,  а также вывезены с территории Республики Таджикистан для реализа-

ции на внешнем рынке в порядке, установленном Правительством Республи-

ки Таджикистан.

     Невостребованная и не оплаченная по обязательствам  часть  драго-

ценных  металлов  и  драгоценных камней используется их собственниками

или владельцами на внутреннем и внешнем рынках в порядке,  установлен-

ном законодательством Республики Таджикистан.  Оплаченная и не востре-

бованная в течение трех месяцев часть драгоценных металлов и драгоцен-

ных  камней  поступает  в  Государственный фонд драгоценных металлов и

драгоценных камней Республики Таджикистан и может быть востребована на

основании предъявления прав собственности.

     6. Драгоценные металлы и драгоценные камни,  полученные в резуль-

тате деятельности по геологическому изучению недр,  учитываются и при-

ходуются организациями,  проводящими эти виды работ,  в порядке, уста-

новленном  государственным  органом  управления Государственным фондом

недр.

 

     Статья 20. Порядок оплаты драгоценных металлов и драгоценных кам-

                ней

 

     1. При осуществлении разрешенных законодательством сделок  оплата

драгоценных  металлов  производится  с учетом цен мирового рынка.  При

осуществлении указанных сделок оплата драгоценных камней  производится

по  ценам,  определенным  экспертным  путем на базе прейскурантов цен,

аналогичных действующим на мировом рынке, с учетом конъюнктурных коле-

баний цен на день продаж.

     Порядок оплаты драгоценных металлов и драгоценных камней устанав-

ливается соответствующими договорами.

     2. Договоры с субъектами добычи и производства драгоценных метал-

лов  и  драгоценных камней о поставках указанных ценностей в Государс-

твенный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Тад-

жикистан  должны  быть  обеспечены  авансированием (выдачей задатка) в

счет причитающихся по договору платежей. Объем авансирования договоров

о поставках драгоценных металлов и драгоценных камней в указанные фон-

ды устанавливается Правительством Республики Таджикистан.

     3. Оплата и поощрение за сдачу драгоценных металлов,  драгоценных

камней и изделий из них,  изъятых правоохранительными  органами  госу-

дарства,  производится в соответствии с порядком,  определенным Прави-

тельством Таджикистана.

     4. В  целях  стимулирования инвестиций в развитие добычи и произ-

водства драгоценных металлов и драгоценных камней  по  решению  Прави-

тельства Таджикистана, в соответствии с законодательством Таджикистана

о ценных бумагах, в обращение могут выпускаться государственные ценные

бумаги, номинированные в массе драгоценных металлов.

     5. В случае неисполнения заказчиком условий договора,  предусмот-

ренных  положениями  пунктов 1и 2 настоящей статьи,  субъекты добычи и

производства драгоценных металлов и драгоценных камней вправе оставить

в своем распоряжении не оплаченную по договорам продукцию, а также об-

ратиться в установленном порядке за защитой своих имущественных прав в

суд.

 

     Статья 21.  Использование и обращение драгоценных металлов и дра-

                 гоценных камней, их лома и отходов

 

     1. Использование и обращение драгоценных металлов  и  драгоценных

камней  осуществляются  в  порядке и на условиях,  которые установлены

настоящим Законом и законодательством Республики Таджикистан

     2. Обращение драгоценных металлов может осуществляться в виде го-

сударственных ценных бумаг (облигаций),  номинированные в массе драго-

ценных металлов или обеспеченные драгоценными металлами и выпущенные в

порядке,  установленном Правительством Республики Таджикистан в  соот-

ветствии с законодательством.

     Обязательства по этим ценным бумагам (облигациям) должны быть га-

рантированы эквивалентным совокупным облигационным обязательствам эми-

тента количеством драгоценных металлов,  размещенных на  ответственное

хранение  в порядке,  определяемом Правительством Республики Таджикис-

тан.

     3. Драгоценные камни,  непригодные для изготовления ювелирных из-

делий,  используются как продукция производственно-технического назна-

чения без ограничений, установленных настоящим Законом.

     Критерии и порядок отнесения драгоценных камней к непригодным для

изготовления  ювелирных изделий устанавливаются Правительством Респуб-

лики Таджикистан.

     4. Лом  и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней подле-

жат сбору во всех организациях, в том числе воинских частях и воинских

формированиях,  в которых образуется указанные лом и отходы. Собранные

лом и отходы подлежат обязательному учету и могут обрабатываться  (пе-

рерабатываться) собирающими их организациями, для вторичного использо-

вания или реализовываться организациям,  в том числе воинскими частями

и воинскими формированиями, имеющим лицензии на данный вид деятельнос-

ти,  для дальнейшего производства и аффинажа  драгоценных  металлов  и

драгоценных камней.

     5. Порядок оплаты и прейскурант цен за сданные лом и отходы,  со-

держащие  драгоценные  металлы и драгоценные камни утверждается Прави-

тельством Таджикистана.

     Драгоценные металлы  и  драгоценные камни,  извлеченные из лома и

отходов, в зависимости от их вида и состояния используются и обращают-

ся в соответствии с настоящим Законом.

 

     Статья 22.  Порядок  отпуска  ценностей из Государственного фонда

                 драгоценных металлов и драгоценных камней  Республики

                 Таджикистан

 

     1. Драгоценные  металлы и драгоценные камни,  зачисленные в Госу-

дарственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней  Республики

Таджикистан, используются в соответствии с планами, утверждаемыми Пра-

вительством Республики Таджикистан,  в стоимостных объемах, устанавли-

ваемых  Законом о Государственном бюджете Республики Таджикистан,  Эти

планы принимаются ежегодно с указанием конкретных целей отпуска драго-

ценных металлов и драгоценных камней.

     2. Отпуск из Государственного фонда драгоценных металлов и драго-

ценных камней Республики Таджикистан золота для проведения операций на

внешнем и внутреннем рынках,  а также отпуск из указанного фонда  иных

драгоценных металлов и драгоценных камней сверх объемов, установленных

планами отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней,  утвержден-

ными Правительством Республики Таджикистан, и для целей, не предусмот-

ренных этими планами,  производится только по решению Президента  Рес-

публики  Таджикистан на основании мотивированного представления Прави-

тельства Республики Таджикистан, с внесением соответствующих изменений

в Закон о Государственном бюджете.

     Указанное представление должно содержать информацию об общем  ко-

личестве и ассортименте соответствующих ценностей, находящихся на хра-

нении в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных  кам-

ней  Республики  Таджикистан на момент направления данного представле-

ния, о планируемых поступлениях этих ценностей, о наличии задолженнос-

ти  государства субъектам добычи и производства драгоценных металлов и

драгоценных камней,  о конкретных сроках и  направлениях  расходования

средств  от  предполагаемых операций с дополнительно отпускаемыми цен-

ностями,  а также о фактическом  выполнении  предшествовавших  решений

Президента Республики Таджикистан по этим вопросам.

     3. Средства,  полученные от реализации ценностей Государственного

фонда  драгоценных  металлов и драгоценных камней Республики Таджикис-

тан,  подлежат обязательному учету в доходной  части  Государственного

бюджета.

     4. Использование запасов Государственного фонда  драгоценных  ме-

таллов и драгоценных камней Республики Таджикистан для технологических

нужд с целью получения продукции используется на временной и только на

договорной основе.

     Тарифы за использование запасов Государственного фонда  драгоцен-

ных  металлов и драгоценных камней устанавливаются Правительством Рес-

публики Таджикистан.

 

            ГЛАВА VI. Международная и внешнеэкономическая

            деятельность Республики Таджикистан в области

           добычи, производства, использования и обращения

              драгоценных металлов и драгоценных камней

 

     Статья 23. Международные договоры Республики Таджикистан в облас-

                ти добычи,  производства,  использования  и  обращения

                драгоценных металлов и драгоценных камней

 

     1. Проекты международных договоров Республики Таджикистан, а так-

же соглашений, заключаемых Республикой Таджикистан с субъектами иност-

ранных государств и иностранными юридическими лицами в области добычи,

производства,  использования и обращения драгоценных металлов и драго-

ценных камней представляются в Правительство  Республики  Таджикистан,

Эти проекты проходят обязательную экономико-правовую экспертизу, орга-

низуемую специально уполномоченным  государственным  органом  исполни-

тельной власти в порядке,  определяемом Правительством Республики Тад-

жикистан

     2. Международные  договоры Республики Таджикистан в области добы-

чи,  производства и использования драгоценных металлов  и  драгоценных

камней подлежат обязательной ратификации в установленном законодатель-

ством Республики Таджикистан порядке.

 

     Статья 24.  Международные договоры о переработке руд и концентра-

                 тов

 

     1. Собственником драгоценных металлов и драгоценных  камней,  со-

путствующих и содержащихся в рудах и концентратах, отправляемых на пе-

реработку или продажу за рубеж, является государство.

     2. Вывоз за пределы государства руд,  концентратов, сырья и мате-

риалов,  содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни,  произво-

дится  при  условии обязательного возврата извлеченных драгоценных ме-

таллов и драгоценных камней,  сдачи в Государственный фонд драгоценных

металлов  и  драгоценных  камней  Республики Таджикистан с возмещением

затрат.

     Порядок возмещения  затрат  по  извлечению и возврату драгоценных

металлов и драгоценных камней определяется  Правительством  Республики

Таджикистан.

     3. Технологические нормы извлечения драгоценных металлов и драго-

ценных камней, подлежащих возврату, сопутствующих и содержащихся в ру-

дах,  концентратах,  сырье и материалах,  определяются  Правительством

Республики Таджикистан.

 

         ГЛАВА VII. Государственный контроль за геологическим

      изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и

            драгоценных камней, их добычей, производством,

                     использованием и обращением

 

     Статья 25. Цели и виды государственного контроля за геологическим

                изучением и разведкой месторождений драгоценных метал-

                лов и драгоценных камней,  их добычей,  производством,

                использованием и обращением

 

     1.Государственный контроль за геологическим изучением и разведкой

месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней,  их  добычей,

производством,  использованием  и  обращением  осуществляется  в целях

обеспечения:

     1) соблюдения  законодательства  Республики Таджикистан в области

геологического изучения и разведки месторождений драгоценных  металлов

и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обраще-

ния;

     2) эффективного  использования природных ресурсов драгоценных ме-

таллов и драгоценных камней;

     3) применения  экологически чистых организационно-технологических

схем добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней;

     4) сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней, а также

продукции из них.

     2. За геологическим изучением и разведкой месторождений драгоцен-

ных металлов и драгоценных камней,  их добычей, производством, исполь-

зованием  и обращением осуществляются следующие виды единого государс-

твенного контроля;

     постоянный контроль за добычей,  производством, переработкой, ис-

пользованием,  учетом и хранением драгоценных металлов  и  драгоценных

камней  в определяемых Правительством Республики Таджикистан организа-

циях;

     2) периодический контроль, проводимый:

     во всех организациях, добывающих, перерабатывающих и использующих

драгоценные металлы и драгоценные камни,  а также скупающих, принимаю-

щих в залог ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов

и  драгоценных камней,  торгующих этими изделиями или оказывающих пос-

реднические услуги в торговле ими,  хранящих и  экспонирующих  изделия

(продукцию,  материалы)  из драгоценных металлов и драгоценных камней,

заготавливающих и перерабатывающих лом и отходы драгоценных металлов и

драгоценных камней:

     в отношении индивидуальных предпринимателей,  осуществляющих опе-

рации с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

     3) государственный пробирный надзор,  осуществляемый в  соответс-

твии с пунктом 2 статьи 12 настоящего Закона;

     4) государственный контроль за ввозом  на  территорию  Республики

Таджикистан  и вывозом с территорий Республики Таджикистан драгоценных

металлов и драгоценных камней, а также продукции из них.

 

     Статья 26. Полномочия органов государственного контроля за геоло-

                гическим изучением и разведкой месторождений драгоцен-

                ных металлов и драгоценных камней,  их добычей, произ-

                водством, использованием и обращением

 

     1. Государственный контроль за геологическим изучением и  развед-

кой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней,  их добы-

чей, производством, использованием и обращением осуществляется органа-

ми  государственной власти Республики Таджикистан в пределах их полно-

мочий,  устанавливаемых настоящим Законом и иными законами  Республики

Таджикистан.

     2. Органы государственного контроля за геологическим изучением  и

разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней,  их

добычей,  производством,  использованием и обращением в соответствии с

целями и видами контроля осуществляют следующие полномочия:

     1) проводят ревизия,  проверки и обследования во всех организаци-

ях, независимо от их форм собственности, добывающих, производящих, пе-

рерабатывающих,  использующих драгоценные металлы и драгоценные камни,

а также проверки использования драгоценных металлов и драгоценных кам-

ней индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции с дра-

гоценными металлами я драгоценными камнями;

     2) устанавливают формы учета и отчетности при осуществлении добы-

чи,  производства,  использования  и  обращения драгоценных металлов и

драгоценных камней,  а также порядок предоставления указанных докумен-

тов;

     3) направляют должностным лицам контролируемых организаций обяза-

тельные  для них предписания в письменной форме об устранении выявлен-

ных нарушений,  а также о прекращении работ с драгоценными металлами и

драгоценными камнями и продукцией из них при выявлении нарушений, соз-

дающих условия для нерационального расходования этих ценностей и (или)

исключающих возможность обеспечения их сохранности;

     4) в случае обнаружения при ревизиях,  проверках и  обследованиях

признаков преступления или иных существенных нарушений законодательст-

ва Республики Таджикистан передают соответствующие материалы в  право-

охранительные органы.

     3. Органы государственного контроля за геологическим изучением  и

разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней,  их

добычей, производством, использованием и обращением не могут самостоя-

тельно  заниматься  коммерческой деятельностью,  а также не могут быть

учредителями организаций, осуществляющих коммерческую деятельность, за

исключением  организаций,  созданных для обеспечения функций государс-

твенных органов.

 

     Статья 27. Права должностных лиц органов государственного контро-

                ля  за геологическим изучением и разведкой месторожде-

                ний драгоценных металлов и драгоценных камней,  их до-

                бычей, производством, использованием и обращением

 

     1. Уполномоченные должностные лица органов государственного конт-

роля  за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных

металлов и драгоценных камней,  их добычей, производством, использова-

нием и обращением вправе:

     1) беспрепятственно посещать в целях  выполнения  возложенных  на

них обязанностей все организации,  осуществляющие геологическое изуче-

ние и разведку месторождений драгоценных металлов и  драгоценных  кам-

ней,  их добычу, производство, использование и обращение с соблюдением

режима работы предприятия,  по предъявлению служебного удостворения  и

соответствующего предписания органа, сотрудником которого он является;

     2) проводить осмотр используемых  организациями,  осуществляющими

геологическое изучение и разведку месторождений драгоценных металлов и

драгоценных камней,  их добычу,  производство, использование и обраще-

ние,  помещений,  рабочих мест, транспортных средств, мест постоянного

или временного хранения драгоценных  металлов  и  драгоценных  камней,

продукции из них, осмотр указанных ценностей.

     Проводит опечатывание указанных помещений,  рабочих мест,  транс-

портных  средств,  мест  постоянного или временного хранения в случаях

выявления нарушений установленного  порядка  получения,  расходования,

учета и хранения этих ценностей, сбора их лома и отходов;

     3) производить досмотр лиц, деятельность которых связана с непос-

редственным доступом к драгоценным металлам и драгоценным камням;

     4) запрашивать и получать от должностных лиц контролируемых орга-

низаций,  а  также от индивидуальных предпринимателей,  осуществляющих

операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, соответству-

ющую документацию,  объяснения в письменной или устной форме и справки

по вопросам, возникающим при осуществлении контроля;

     5) проверять  бухгалтерские  документы,  нормативно-технические и

иные документы,  содержащие сведения о получении, расходовании, учете,

хранении драгоценных металлов и драгоценных камней, их лома и отходов,

опечатывать указанные документы в случаях, если предполагается возмож-

ность их утраты или искажения содержащих в них сведений, до завершения

проверки и (или) принятия решения об изъятии указанных документов;

     6) осуществлять  в контролируемых организациях отбор проб продук-

ции (материалов) из драгоценных металлов и драгоценных камней,  образ-

цов изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней,  проб лома и

отходов драгоценных металлов и драгоценных камней для проверки и  про-

ведения  анализов в лабораториях органов государственного контроля или

в иных лабораториях с последующим обязательным возвратом;

     7) предъявлять в суд иски в интересах государства в случаях выяв-

ления нарушений имущественных прав государства;

     8) принимать  решения  о  наложении  административных взысканий в

случаях, предусмотренных административным законодательством.

     2. Затраты  организаций и индивидуальных предпринимателей,  поне-

сенные при осуществлении государственного контроля в  процессе  отбора

проб,  проведения опробования,  экспертизы и анализов продукции (изде-

лий, материалов) из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также

в  процессе переработки не соответствующих установленным требованиям и

не подлежащих реализации ювелирных и других бытовых изделий из  драго-

ценных металлов и драгоценных камней, возмещению не подлежат,

 

      ГЛАВА VIII. Ответственность организаций и должностных лиц

 

     Статья 28.  Обеспечение охраны и учёт драгоценных металлов и дра-

                 гоценных камней, а также продукции из них

 

     1. Организации,  осуществляющие геологическое изучение и разведку

месторождений драгоценных металлов и драгоценных  камней,  их  добычу,

производство,  использование  и  обращение,  осуществляющие операции с

драгоценными металлами и драгоценными  камнями,  организуют  охрану  и

учёт  указанных  ценностей,  а также продукции из них в соответствии с

законодательством Республики Таджикистан.

     В этих целях указанные организации должны  проводить  мероприятия

по укреплению объектов, на которых осуществляются операции с драгоцен-

ными металлами и драгоценными камнями,  оснащению их специальными тех-

ническими средствами охраны, сигнализации и связи, создавать собствен-

ные охранные службы, а при невозможности их создания заключать догово-

ры  о предоставлении услуг с организациями,  специализирующимися в об-

ласти деятельности по охране объектов.

     2. Оперативный  учет добычи,  производства,  движения драгоценных

металлов, драгоценных камней и изделий из них организуется на предпри-

ятиях  отдельно по каждой стадии переработки или по каждому виду работ

с учетом особенностей технологии  применения  драгоценных  металлов  и

драгоценных  камней,  характера образования отходов и производственных

потерь.

     3. Транспортировка  драгоценных металлов и драгоценных камней,  а

также продукции из них осуществляется воздушным, водным, железнодорож-

ным  и специальным автомобильным транспортом,  оборудованным соответс-

твующими техническими средствами,  в сопровождении вооруженной охраны.

Оборудование  специального  автомобильного транспорта должно обеспечи-

вать безопасность указанных грузов.

 

     Статья 29.  Ответственность за нарушение  порядка  геологического

                 изучения и  разведки месторождений драгоценных метал-

                 лов и драгоценных камней,  их  добычи,  производства,

                 использования и обращения

 

     1. Лица,  виновные в нарушении установленного порядка геологичес-

кого изучения и разведки месторождений драгоценных металлов  и  драго-

ценных камней, их добычи, производства, использования и обращения, не-

сут ответственность в соответствии с законодательством Республики Тад-

жикистан.

     2. Полученные в результате осуществления незаконных добычи,  про-

изводства,  использования и обращения драгоценных металлов и драгоцен-

ных камней доходы обращаются в установленном законодательством Респуб-

лики  Таджикистан  порядке в доход Государственного бюджета.  При этом

драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательной сдаче  в

течение трёх суток,  с момента их изъятия, в Государственный фонд дра-

гоценных металлов и драгоценных камней Республики Таджикистан.

     3. Предприятия  и организации,  независимо от форм собственности,

нарушившие правила разработки  месторождений  драгоценных  металлов  и

драгоценных  камней,  приведшие к потере драгоценных металлов и драго-

ценных камней, возмещают государству стоимость нанесённого ущерба.

 

     Статья 39. Обжалование действий органов, осуществляющих государс-

                твенное  регулирование отношений в области геологичес-

                кого изучения и разведки месторождений драгоценных ме-

                таллов и драгоценных камней,  их добычи, производства,

                использования и обращения,  и их уполномоченных  долж-

                ностных лиц

 

     Действия органов,  осуществляющих  государственное  регулирование

отношений в области геологического изучения и  разведки  месторождений

драгоценных  металлов и драгоценных камней,  их добычи,  производства,

использования и обращения,  и государственный контроль в указанной об-

ласти,  а  также действия их уполномоченных должностных лиц могут быть

обжалованы физическими и юридическими лицами в соответствии с  законо-

дательством Республики Таджикистан в суде.

 

 

     ПРЕЗИДЕНТ

     РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН                               Э. РАХМОНОВ

 

     г. Душанбе, 12 мая 2001 года, № 21

     (Ахбори МО РТ, 2001 г., № 4, ст. 194)