ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

                         "О землеустройстве"

 

                       ГЛАВА 1. Общие положения

 

     Статья 1. Отношения, которые регулирует Закон о землеустройстве

 

     Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с правовыми осно-

вами деятельности в области землеустройства  и  отношения  в  процессе

осуществления землеустроительной деятельности между органами государс-

твенной власти,  органами местного самоуправления, уполномоченными го-

сударственными органами по управлению земельными ресурсами, физически-

ми и юридическими лицами в обеспечении рационального  использования  и

охраны земельных ресурсов.

 

     Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

     Землеустройство - система мероприятий,  обеспечивающих территори-

альное регулирование земельных отношений,  изучение, планирование, ор-

ганизацию использования и охрану земель, создание новых и упорядочение

существующих землепользовании,  земельных фондов, административно тер-

риториальных  единиц  и других объектов землеустройства с обозначением

границ на местности,  благоустройство территорий  сельскохозяйственных

предприятий и улучшение природных ландшафтов.

     Землеустроительная деятельность -  научная,  техническая,  произ-

водственная  и  управленческая  деятельность  органов  государственной

власти,  органов местного самоуправления, уполномоченных государствен-

ных органов по управлению земельными ресурсами, физических и юридичес-

ких лиц, осуществляемые при землеустройстве.

     Землеустроительные работы - все виды камеральных и полевых иссле-

дований,  изыскательских,  топографо-геодезических,  картографических,

проектных и других проектно-изыскательских работ, выполняемых при про-

ведении землеустройства и предусматривающих получение конкретного  ре-

зультата (землеустроительной документации).

     Землеустроительный процесс - состав,  очередность и порядок дейс-

твий  при  проведении землеустроительных работ,  включающий подготови-

тельные работы, проведение полевых исследований и изысканий, разработ-

ку проектной документации,  ее рассмотрение и утверждение, перенесение

проектов на местность, оформление и выдача землеустроительной докумен-

тации, проведение авторского надзора за осуществлением проектов земле-

устройства.

     Землеустроительный проект - совокупность правовых, экономических,

технических документов, включающих расчеты, описание, чертежи, в кото-

рых  графически отображаются и письменно излагаются землеустроительные

мероприятия, реализация которых предусматривается на конкретной терри-

тории.

     Землеустроительные мероприятия - предусмотренные землеустроитель-

ной документацией работы по формированию и организации территории объ-

екта землеустройства,  рациональному использованию и охране  земель  с

учетом  их целевого назначения и ограничений в использовании я повыше-

ния плодородия почв.

     Объекты землеустройства - территория административно - территори-

альной единицы для ее части,  территория землепользования, группы зем-

лепользователей, в отношении которых осуществляется землеустройство.

     Землепользование - территория  земельного  участка  (совокупности

земельных участков), имеющая фиксированную замкнутую границу, площадь,

местоположение,  используемая физическими или юридическими лицами  для

определенных целей в соответствии с законодательством.

     Формирование землепользования - комплекс  работ  по  установлению

местоположения.  границ, площади земельного участка или их совокупнос-

ти,  других характеристик, с учетом установленного целевого назначения

и ограничений в использовании земель.

     Межевание земель - комплекс работ по  установлению  границ  адми-

нистративно-территориальных  единиц  на  местности,  границ  земельных

участков пользователей и арендаторов с закреплением их межевыми знака-

ми установленного образца и к пунктам опорной межевой сети.

     Государственный фонд землеустроительной документации  -  совокуп-

ность  документов,  полученных в результате проведения и осуществления

землеустройства и подлежащих хранению в уполномоченном государственном

органе  по  управлению  земельными ресурсами или его органах на местах

для их дальнейшего использования.

     План земельного участка - графический документ, отображающий мес-

тоположение,  размер,  размещение внешних границ земельного участка  и

границ земель, ограниченных в использовании, а также размещение объек-

тов недвижимости, прочно связанных с земельным участком.

     Внутрихозяйственное землеустройство  - система мероприятий по ор-

ганизации территорий  сельскохозяйственных  предприятий  и  дехканских

(фермерских)  хозяйств в границах их землепользовании,  обеспечивающих

полное и рациональное использование земли, создание благоприятной эко-

логической среды, улучшение природных ландшафтов, а также максимальное

удовлетворение экономических интересов  при  соблюдении  установленных

условий пользования землей и ее охраны.

     Межхозяйственное землеустройство  -  система  правовых,  социаль-

но-экономических и технических мероприятий, обеспечивающих перераспре-

деление земель,  формирование рационального землепользования и землев-

ладения-  предоставление  и  изъятие земель для сельскохозяйственных и

несельскохозяйственных нужд, наделение земельными участками физических

и юридических лиц,  а также установление,  изменение границ и площадей

земельных участков.

     Консервация - сохранение плодородного слоя почвы до определенного

срока.

     Рекультивация - восстановление плодородного слоя почвы.

     Камеральный - доскональное исследование в специальных отделах ма-

териалов, собранных различными экспедициями.

     Координаты - величины,  определяющие положение точки в пространс-

тве и на плоскости.

     Кадастр земли - свод сведений о земле,

     Мониторинг земли  - регулярные наблюдения за деятельностью земли,

выявление происходящих изменений и их оценка.

     Земли рекреационного назначения - земли,  отведенные и используе-

мые для организованного отдыха населения и туризма.

     Резервные земли - земли, не переданные для использования.

 

     Статья 3. Правовое регулирование землеустройства

 

     Правовое регулирование землеустройства осуществляется в соответс-

твии с Конституцией Республики Таджикистан, Земельным кодексом Респуб-

лики Таджикистан, настоящим Законом, нормативно-правовыми актами, дру-

гими законами и международными правовыми актами, признанными Республи-

кой Таджикистан.

 

     Статья 4. Назначение землеустройства

 

     Землеустройство обеспечивает реализацию следующих действий:

     1) реализацию земельной реформы и совершенствование земельных от-

ношений;

     2) определение перспектив рационального  использования  и  охраны

земель;

     3) создание организационно-территориальных условий для  эффектив-

ного  хозяйствования  в  сельскохозяйственной и несельскохозяйственной

сферах.

     4) образование новых и упорядочение существующих земельных участ-

ков, оформление планов границ земельных участков;

     5) обоснованное перераспределение земель по категориям, определе-

ние землепользователей и создание специальных фондов земель;

     6) проектирование и закрепление административно - территориальных

границ, закрепление черты городов и других поселений;

     7) создание условий для концентрированного и компактного размеще-

ния земельных участков с учетом экологических требований;

     8) закрепление границ земельных участков на местности;

     9) получение информации о количественном и  качественном  состоя-

нии, использовании земель и их оценке;

     10) внутрихозяйственную организацию территории;

     11) подготовку  землеустроительной документации,  необходимой для

принятия органами государственной власти Республики Таджикистан, орга-

нами местного самоуправления решений по управлению земельными ресурса-

ми, а также для осуществления государственной регистрации прав на зем-

лю;

     12) получение информации для проведения государственного  кадаст-

ра,  мониторинга земель, государственного контроля за использованием и

охраной земель,  разработки землеустроительной и градостроительной до-

кументации  и  осуществления  иных функций государственного управления

земельными ресурсами.

 

     Статья 5. Принципы проведения землеустройства

 

     При проведении землеустройства соблюдаются следующие принципы:

     1) обеспечение  интересов  субъектов  прав  на землю и населения,

проживающего на территории, затрагиваемой землеустройством;

     2) обеспечение  приоритета  экологических требований над экономи-

ческой целесообразностью использования земель;

     3) сохранение  и бережное использование земельных ресурсов и при-

родных ландшафтов;

     4) создание  равных  организационно-  территориальных условий для

различных форм хозяйствования и развития всех отраслей экономики;

     5) учет перспектив и комплексного развития территорий;

     6) обеспечение гласности в проведении и  реализации  землеустрои-

тельных мероприятий, затрагивающих интересы населения, проживающего на

земле устраиваемой территории;

     7) учет  пригодности  земель сельскохозяйственного назначения для

предусмотренного щелевого использования;

     8) обеспечение  компактности при формировании земельных участков,

их оптимального соответствия по площади и конфигурации и доступности;

     9) недопущение дробления земельных участков и создания чересполо-

сицы, приводящих к невозможности использования их по целевому назначе-

нию.

 

     Статья 6. Содержание землеустройства

 

     Землеустройство проводится  в обязательном порядке на землях всех

категорий независимо от вида их пользования в следующих случаях:

     1) при разработке республиканских и региональных программ исполь-

зования,  охраны земельных ресурсов и схем  землеустройства  с  учетом

градостроительных,  экологических,  экономических  и иных особенностей

региона;

     2) при  межевании земель с установлением и восстановлением границ

административно-территориальных единиц и их техническом обеспечении;

     3) при  составлении  проектов  новых  и упорядочении существующих

землепользовании и устранении неудобств в расположении земель;

     4) при определении границ земельных участков, устранении границ и

отводе земельных участков,  составлении планов (чертежей  границ)  зе-

мельных участков,  подготовки документов,  удостоверяющих права земле-

пользования;

     5) при разработке проектов внутрихозяйственного землеустройства и

других проектов, связанных с использованием и охраной земель;

     6) при  разработке  рабочих  проектов по рекультивации нарушенных

земель, защите почв от водной и ветровой эрозии, селей, оползней, под-

топления, заболачивания, иссушения, уплотнения, засоления, загрязнения

отходами производства,  химическими и радиоактивными веществами, улуч-

шению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, сохранению и

повышению плодородия почв;

     7) при обоснованном размещении и установлении границ территорий с

особыми природоохранными, рекреационными, природо - заповедными, исто-

рико-культурными и оздоровительными режимами;

     8) при закреплении и изменении границ города,  поселка и сельской

местности;

     9) при проведении топографо-геодезических,  картографических исс-

ледований,  при агрохимических, геоботанических и других исследованиях

состава почвы;

     10) при  проведении  инвентаризации всех земель и систематическом

выявлении неиспользуемых,  нерационально используемых, используемых не

по целевому назначению земель;

     11) при составлении кадастрово-тематических карт и атласов состо-

яния использования земельных ресурсов;

     12) при проведении земельно-оценочных работ.

     Землеустройство проводится уполномоченным государственным органом

по управлению земельными ресурсами и его органами на местах.

     Данный орган и его полномочия определяются Правительством Респуб-

лики Таджикистан.

     Землеустроительные работы  могут  проводиться также за счет самих

землепользователей при установлении границ и предоставлении земельного

участка, при оформлении планов (чертежей границ) земельных участков, а

также при выполнении иных работ, связанных с землеустройством.

     Землеустройство проводится  при  участии  заинтересованных земле-

пользователей.

 

     Статья 7. Открытость сведений о землеустройстве

 

     Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключени-

ем сведений, составляющих государственную тайну,

     Сведения, содержащиеся в землеустроительной документации, предос-

тавляются любому лицу,  предъявившему удостоверение личности и заявле-

ние в письменной форме (юридическому лицу  -документы,  подтверждающие

регистрацию  данного юридического лица и полномочия его представителя)

уполномоченным государственным органом по управлению земельными ресур-

сами и его органами на местах в установленном порядке.

     Запрашиваемые сведения или мотивированный отказ в письменной фор-

ме заявителю должны быть выданы в течение 10-и дней.  Отказ может быть

обжалован обратившимся за информацией лицом в суд.

     Сведения, содержащиеся в землеустроительной документации, предос-

тавляются за плату,  если иное не  установлено  законом,  Максимальные

размеры  платы за предоставление информации устанавливаются Правитель-

ством Республики Таджикистан,  Конкретные размеры,  порядок,  сроки  и

формы внесения платы определяются уполномоченным государственным орга-

ном по управлению земельными ресурсами.

     В обязательном порядке бесплатно предоставляются сведения, содер-

жащиеся в землеустроительной документации, по запросам:

     1) органов государственной власти;

     2) правоохранительных органов и судов - по находящимся в их  про-

изводстве делам;

     3) налоговых органов -о территории, находящейся в их юрисдикции;

     4) органов государственной статистики;

     5) землеустроительных учебных заведений для учебных и научных це-

лей;

     6) других лиц, определенных законами Республики Таджикистан.

     Орган, предоставивший информацию, обязан по запросу пользователей

земельных участков предоставлять им  информацию  о  лицах,  получивших

сведения о земельных участках, относящихся к ним.

     Использование полученной информации способами и в форме,  которые

наносят ущерб правам и законным интересам правообладателей на землю не

допускается.  Лица,  допустившие подобные действия, привлекаются к от-

ветственности  в соответствии с законодательством Республики Таджикис-

тан.

 

        ГЛАВА II. Управление землеустроительной деятельностью

 

     Статья 8. Государственное управление землеустройством

 

     Управление землеустройством осуществляется Правительством Респуб-

лики Таджикистан, уполномоченным государственным органом по управлению

земельными ресурсами, органами государственной власти на местах.

     К ведению Правительства Республики Таджикистан относится проведе-

ние единой политики ведения и установления основной базы землеустройс-

тва,  обеспечение финансирования и организация осуществления землеуст-

ройства в соответствии с республиканскими программами, координация де-

ятельности местных органов по управлению земельными ресурсами, а также

организация и осуществление  землеустройства  в  пределах  компетенции

Правительства Республики Таджикистан.

     На уполномоченный государственный орган по управлению  земельными

ресурсами возложено принятие нормативных и правовых актов по землеуст-

ройству,  финансирование,  организация осуществления землеустройства в

соответствии с государственными программами,  координация деятельности

органов по управлению земельными ресурсами на местах в области  земле-

устройства,  а  также  организация  и осуществление землеустройства на

всех землях.

     Органы государственной власти на местах организуют и осуществляют

землеустройство в пределах территорий, находящихся в их ведении.

 

     Статья 9. Основания для проведения землеустройства

 

     Землеустройство проводится на основании:

     1) решения  органов государственной власти Республики Таджикистан

о проведении землеустроительных работ;

     2) заявления (ходатайства) граждан и юридических лиц,  претендую-

щих на предоставление им земельных участков;

     3) договоров между гражданами и юридическими лицами (землепользо-

вателями,  арендодателями), заключенных ими с разработчиками землеуст-

роительной документации.

 

     Статья 10. Участники отношений, возникающих при землеустройстве

 

     Участниками отношений,  возникающих при землеустройстве, являются

заказчик и разработчик землеустроительной документации, а также третьи

лица,  права и законные интересы которых могут быть затронуты при про-

ведении землеустройства.

     Заказчиками землеустроительной документации являются липа,  пере-

численные в статье 9 настоящего Закона,  принявшие решение или  возбу-

дившие  ходатайство  о проведении землеустройства и обеспечивающие фи-

нансирование землеустроительных работ.

     В качестве  заказчика  -может  выступать уполномоченный государс-

твенный орган по управлению земельными ресурсами и его территориальные

органы  при передаче ему этих полномочий органом,  принявшим решение о

проведении землеустройства.

     Разработчиками землеустроительной  документации  признаются науч-

но-исследовательские и проектно-изыскательские организации по землеус-

тройству, другие организации и лица, получившие в установленном поряд-

ке лицензии на выполнение землеустроительных работ  в  соответствии  с

законодательством Республики Таджикистан.

     Взаимоотношения между заказчиком и разработчиком землеустроитель-

ной  документации регулируются в соответствии с законодательством Рес-

публики Таджикистан.

     Заказчик имеет право на осуществление контроля за ходом и качест-

вом проведения землеустроительных работ и при необходимости  проводить

в установленном порядке их экспертизу.

     Отбор разработчиков землеустроительной документации при  проведе-

нии  землеустроительных  работ  за  счет средств бюджетов всех уровней

осуществляется, как правило, на конкурсной основе уполномоченным госу-

дарственным органом по управлению земельными ресурсами в порядке,  ус-

тановленном Правительством Республики Таджикистан.

     Физические и юридические лица, заказчики землеустроительной доку-

ментации за счет своих средств имеют право на  выбор  организации  или

частного лица для заключения с ними договора на производство землеуст-

роительных работ,  если иное не предусмотрено законами Республики Тад-

жикистан.

     Разработчик землеустроительной документации в своей  деятельности

обязан:

     1) руководствоваться законами и иными  правовыми  и  нормативными

актами Республики Таджикистан,  экологическими нормами и правилами,  а

также требованиями инструкций,  нормативно-технических  документов  по

осуществлению землеустройства;

     2) уведомлять заинтересованных лиц о проведении землеустройства;

     3) соблюдать  требования законодательства о государственной тайне

в отношении информации, полученной в связи с проведением землеустройс-

тва;

     4) соблюдать права и законные интересы лиц,  которые  могут  быть

затронуты при проведении землеустройства.

     Разработчик землеустроительной документации несет ответственность

за  достоверность,  качество и экологическую безопасность мероприятий,

предусмотренных землеустроительной документацией. Разработчик землеус-

троительной  документации вправе осуществлять авторский надзор за реа-

лизацией землеустроительной документации, ставить вопрос о приостанов-

лении осуществления мероприятий, выполняемых с отступлением от утверж-

денной землеустроительной документации и приводящих к не целевому  ис-

пользованию земель, к порче земель, ухудшению их качественного состоя-

ния и нарушению природных ландшафтов,  а также вносить  предложения  о

необходимости совершенствования или переработки устаревшей землеустро-

ительной документации.

     Третьи лица,  права и законные интересы которых могут быть затро-

нуты при проведении землеустройства, имеют право:

     1) участвовать при обсуждении вопросов землеустройства и получать

безвозмездно информацию о ходе и результатах землеустройства, затраги-

вающих их интересы;

     2) обжаловать неправомерные действия, затрагивающие их интересы в

процессе землеустройства в соответствии с законодательством Республики

Таджикистан.

 

     Статья 11. Источники финансирования землеустройства

 

     Источниками финансирования землеустройства являются;

     1) средства республиканского бюджета;

     2) средства местных бюджетов;

     3) средства физических и юридических лиц;

     4) источники,  предусмотренные Земельным кодексом Республики Тад-

жикистан;

     5) прочие источники (иностранные займы,  средства от оказания ус-

луг и др.)

     Перечень видов работ  по  землеустройству,  выполняемых  за  счет

средств различных источников, порядок финансирования указанных в части

первой настоящей статьи устанавливается Правительством Республики Тад-

жикистан.

 

     Статья 12. Нормативно-технические документы по землеустройству

 

     Нормативно-технические документы по осуществлению землеустройства

устанавливают порядок организации и выполнения землеустроительных  ра-

бот, цель землеустроительного процесса, требования к ним, нормы и пра-

вила их выполнения. Указанные документы разрабатываются уполномоченным

государственным органом по управлению земельными ресурсами и в зависи-

мости от их значимости,  утверждаются Правительством Республики Таджи-

кистан  или по его поручению уполномоченным государственным органом по

управлению земельными ресурсами.

     Государственные органы по управлению земельными ресурсами на мес-

тах могут,  с учетом особенностей природных, экономических, социальных

и иных условий, разрабатывать нормативно-технические документы по осу-

ществлению землеустроительных  мероприятий,  детализирующие  государс-

твенные нормативно-технические документы. Указанные документы подлежат

согласованию с уполномоченным государственным  органом  по  управлению

земельными  ресурсами и утверждаются органами государственной исполни-

тельной власти на местах или уполномоченным государственным органом по

управлению земельными ресурсами.

     Выполнение нормативно-технических  документов  по   осуществлению

землеустройства  обязательно для всех участников землеустройства.  Они

предназначены для государственного регулирования этой  деятельности  и

являются  основной для проведения государственной землеустроительной и

иных экспертиз, осуществления контроля при выполнении землеустроитель-

ных работ и решения спорных вопросов.

 

     Статья 13.  Государственный контроль за проведением землеустройс-

                 тва и осуществлением землеустроительных мероприятий

 

     Основными задачами государственного контроля являются:

     1) обеспечение соблюдения требований настоящего Закона;

     2) обеспечение соблюдения установленных норм,  правил и техничес-

ких требований при проведении землеустройства;

     3) обеспечение выполнения мероприятий,  предусмотренных землеуст-

роительной документацией.

     4) предупреждение и устранение недостатков при разработке  земле-

устроительной документации.

     Государственный контроль за проведением землеустройства, осущест-

влением  землеустроительных  мероприятий  и  соблюдением установленных

требований нормативно-технических документов при разработке  землеуст-

роительной  документации проводится уполномоченным Государственным ор-

ганом по управлению земельными ресурсами и его органами на местах.

 

        ГЛАВА III. Основные направления землеустройства и виды

                       землеустроительных работ

 

     Статья 14. Основные направления осуществления землеустройства

 

     Землеустройство осуществляется  по следующим основным направлени-

ям:

     1) изучение состояния земель;

     2) планирование, организация рационального использования и охраны

земель, за исключением градостроительной деятельности;

     3) межхозяйственное землеустройство;

     4) внутрихозяйственное землеустройство.

 

     Статья 15. Цели и виды работ по изучению состояния земель

 

     Изучение состояния земель проводится с целью получения информации

об их количественном и качественном состоянии и использовании, обеспе-

чения экономического механизма регулирования земельных отношений,  со-

вершенствования платежей за землю,  разработки землеустроительных про-

ектов, ведения учета земельных ресурсов.

     Изучение состояния земель включает следующие основные виды работ:

     1) топографо-геодезические и картографические исследования;

     2) агрохимические,  геоботанические и другие исследования состава

почвы;

     3) инвентаризацию земель;

     4) составление,  подготовку к изданию и издание специальных тема-

тических карт состояния и использования земель.

     Периодичность обновления материалов,  полученных в результате то-

пографо-геодезических исследований и картографических работ,  геобота-

нических,  агрохимических и других исследований состава почвы устанав-

ливается уполномоченным государственным органом по управлению  земель-

ными ресурсами.

 

     Статья 16. Топографо-геодезические и картографические работы

 

     Материалы топографо-геодезических  и картографических работ явля-

ются планово-картографической основой для разработки схем  и  проектов

землеустройства,  проведения агрохимических,  геоботанических и других

исследований состава почвы,  инвентаризации земель,  формирования  зе-

мельных  участков  и изготовления планов их границ,  ведения учета зе-

мельных ресурсов, оценки и мониторинга земель, составления специальных

тематических карт.

     Информационное содержание, масштаб топографо-геодезических и кар-

тографических  материалов  устанавливаются исходя из конкретных целей,

для которых используются данные материалы.

 

     Статья 17.  Агрохимические, геоботанические и другие исследования

                 состава почвы

 

     Агрохимические, геоботанические  и  другие  исследования  состава

почвы и изыскательские работы проводятся на землях  всех  категорий  с

целью получения информации о качественном состоянии земель,  а также с

целью выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, подтоп-

лению подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, биогенно-

му заражению, другим негативные явлениям.

     Полученная информация  используется  для агроэкологической оценки

земель и принятия органами государственной власти решений по  проведе-

нию рекультивации,  консервации,  введению ограничений в использовании

земель,  восстановлению, сохранению и повышению плодородия почв, улуч-

шению природных ландшафтов,  а также для разработки мероприятий по ор-

ганизации рационального использования и охране земель,  ведению  учета

качественного состояния земельных ресурсов и мониторинга земель.

 

     Статья 18. Инвентаризация земель

 

     Инвентаризация земель,  в зависимости от целей, проводится по ре-

шению государственных органов власти, либо по ходатайству землепользо-

вателей, арендаторов.

     Инвентаризация земель проводится с целью уточнения или установле-

ния местоположения,  границ (без закрепления на местности),  размеров,

правового статуса,  выявления неиспользуемых, нерационально используе-

мых или неиспользуемых по целевому назначению,  других необходимых ко-

личественных и качественных характеристик земель,  отражаемых в  госу-

дарственном  земельном и других кадастрах и документах государственной

регистрации,  прав на землю,  а также документов, необходимых для осу-

ществления  государственного  контроля за использованием и охраной зе-

мель и принятия на этой основе решений об  упорядочении  использования

земель.

     В зависимости от поставленных целей может проводиться полная  или

целевая инвентаризации земель.

     Полная инвентаризация земель проводится на всей  территории  Рес-

публики Таджикистан и землях всех категорий,  независимо от вида поль-

зования землей,  с уточнением всех характеристик  земельных  участков,

указанных в части второй настоящей статьи.

     Целевая инвентаризация земель проводится на землях отдельных  ка-

тегорий,  на  территории отдельных административных единиц,  а также в

зонах проявления негативных процессов,  по группам или  отдельным  зе-

мельным участкам.

     При целевой инвентаризации информация о состоянии и использовании

земель может уточняться по всем или отдельным характеристикам, указан-

ным в части второй настоящей статьи.

 

     Статья 19. Специальные тематические карты

 

     Специальные тематические карты составляются с  целью  отображения

на  них  комплексной  характеристики состояния и использования земель,

мероприятий по организации их рационального  использования  и  охраны,

перспектив  использования земель,  данных зонирования и природно-сель-

скохозяйственного районирования земель, принятых решений по управлению

земельными ресурсами.

 

     Статья 20.  Цели и виды работ по планированию использования и ох-

                 ране земель

 

     Планирование использования и охраны земель (за исключением объек-

тов градостроительной деятельности) осуществляется в целях определения

краткосрочной и долгосрочной  перспектив  рационального  использования

земель  всех  категорий,  независимо от вида пользования землей и форм

хозяйствования,  разработки предложений для принятия решений по  пере-

распределению  земель с учетом потребностей агропромышленного комплек-

са,  лесного хозяйства,  развития городов, других населенных пунктов и

систем расселения,  промышленности, горнодобывающих отраслей, террито-

рий природоохранного,  природно-заповедного, водо-охранного, оздорови-

тельного,  историко-культурного назначения, создания фонда перераспре-

деления земель с целью обеспечения земельными  участками  граждан  для

ведения личного подсобного хозяйства,  садоводства, бахчеводства, соз-

дания дехканских (фермерских) хозяйств и других нужд,  обеспечения ме-

роприятий по охране земель.

     Планирование использования и охраны земель включает следующие ос-

новные виды работ:

     1) разработку предложений по использованию и охране земель на го-

сударственном уровне;

     2) отчуждение земель;

     3) природно-сельскохозяйственное  районирование и зонирование зе-

мель;

     4) формирование специальных резервных фондов земель (массивов зе-

мельных участков);

     5) земельно-хозяйственное  устройство  не  подлежащих застройке и

временно не застраиваемых земель городов и других поселений.

 

     Статья 21.  Организация рационального использования и охраны  зе-

                 мель

 

     Организация рационального  использования и охраны земель включает

систему мероприятий по  формированию  устойчивого  землепользования  и

обоснованию размещения,  в соответствии с экологическими и экономичес-

кими требованиями,  компактных и оптимальных по площади, землевладении

и землепользовании, созданию благоприятных территориальных условий для

эффективного ведения сельскохозяйственной и  иной  хозяйственной  дея-

тельности, устойчивому развитию городов и других поселений в соответс-

твии с градостроительной документацией,  разработке комплекса  мер  по

охране земель.

 

     Статья 22.  Особенности планирования использования земель в горо-

                 дах и других поселениях

 

     Планирование рационального использования и охраны земель в  горо-

дах и других поселениях проводится взаимоувязано с осуществлением гра-

достроительной деятельности,  осуществляемой органами  государственной

власти на местах и их органами архитектуры и градостроительства, упол-

номоченного государственного органа по управлению земельными ресурсами

в городах и других.

     Землеустроительная и градостроительная документация соответствую-

щих уровней дополняют друг друга.

     Планы земельно-хозяйственного устройства земель городов и  других

поселений  разрабатываются,  как правило,  одновременно с генеральными

планами городов и других поселений.

 

     Статья 23. Цели и виды работ при межхозяйственном землеустройстве

 

     Межхозяйственное землеустройство проводится на землях всех  кате-

горий  с  целью  создания территориальных условий для функционирования

всех отраслей экономики, формирования и совершенствования рациональной

системы  устойчивого землепользования сельскохозяйственного и Сельско-

хозяйственного назначения,  обеспечения точности и бесспорности  уста-

новления на местности границ землепользовании,  административно-терри-

ториальных образований,  специальных земельных  фондов,  территорий  с

особыми режимами использования.

     Межхозяйственное землеустройство включает следующие виды работ:

     1) составление  проектов образования новых и упорядочения сущест-

вующих объектов устройства;

     2) формирование земельных участков;

     3) межевание земель.

 

     Статья 24.  Составление проектов образования новых и упорядочения

                 существующих объектов землеустройства

 

     Составление проектов  образования новых и упорядочения существую-

щих объектов землеустройства производится:

     1) при  изменении  границ и размеров объектов землеустройства при

их укрупнении, разукрупнении, перераспределении земель между ними, пе-

редачи  части  земель в ведение органов государственной власти на мес-

тах,  выделении земель для  организации  дехканских  (фермерских)  хо-

зяйств, реорганизации сельскохозяйственных организаций;

     2) с целью консолидации земельных участков и устранения  череспо-

лосицы, вкрапливания, дальноземелья, изломанности границ и экологичес-

ки нецелесообразного их расположения.

     При составлении  проекта образования новых и упорядочении сущест-

вующих объектов землеустройства определяются с использованием градост-

роительной и иной документацией:

     1) размеры и границы объектов землеустройства с учетом их специа-

лизации, возможного объема производства продукции, развития инженерной

и социальной инфраструктуры;

     2) границы земель с особым режимом использования земель и обреме-

ненных правами иных лиц;

     3) порядок,  условия  и  сроки  перехода к пользованию земельными

участками в новых границах.

 

     Статья 25. Формирование землепользования

 

     Формирование землепользования осуществляется при:

     1) предоставлении физическим и юридическим лицам земельных участ-

ков;

     2) изъятии  земельных участков для государственных и общественных

нужд;

     3) завершении физическими и юридическими лицами сделок, связанных

с переходом прав пользования землей.

     Основанием для формирования землепользования являются обстоятель-

ства,  с которыми закон связывает возникновение и переход прав на зем-

лю, а также обязанности по использованию земли.

     При формировании землепользования должен быть  выделен  земельный

участок (участки), имеющий присущие только ему индивидуальные характе-

ристики: местоположение, бесспорные границы, площадь, координаты пово-

ротных точек.

     Размер землепользования устанавливается или уточняется  с  учетом

градостроительной документации, действующих норм предоставления земель

для различных нужд, компактного размещения, соблюдения природоохранно-

го законодательства,  градостроительных,  санитарных, противопожарных,

иных норм и правил с  использованием  имеющейся  землеустроительной  и

градостроительной документации.  В границы землепользования включаются

площади,  непосредственно занятые объектами недвижимости, а также при-

легающие  территории,  необходимые  для  обеспечения  функционирования

(обслуживания) конкретного объекта недвижимости в соответствии с уста-

новленными нормами. Одновременно устанавливаются границы земель, огра-

ниченных в использовании.

     При формировании  новых землепользовании при их разделе по согла-

шению сторон или решению суда проводятся работы по установлению границ

земельных участков на местности согласно долям,  определенным соглаше-

нием или решением суда.  На основании проведенных  работ  определяются

местоположение, границы, площадь каждого нового сформированного земле-

пользования.

     Порядок формирования  землепользования  устанавливается уполномо-

ченным государственным органом по управлению земельными ресурсами, а в

городах  и других поселениях совместно с государственным органом архи-

тектуры и градостроительства.

     По каждому сформированному землепользованию составляется план зе-

мельного участка.

     План земельного участка может быть изготовлен:

     1) с использованием имеющегося планово-картографического материа-

ла  и определением координат точек границ земельного участка графичес-

ким, аналитическим и другими методами;

     2) по материалам дистанционного зондирования;

     3) по данным измерений,  полученным при съемке земельного участка

на местности или при межевании земель.

     План земельного участка служит основанием для нанесения его  гра-

ниц  на соответствующий дежурный кадастровый план и присвоения ему ка-

дастрового номера.

     План земельного  участка удостоверяется органами,  ответственными

за проведение кадастровых работ и является обязательным приложением  к

документам, необходимым для государственной регистрации прав на землю.

     Технические требования к изготовлению и оформлению плана  земель-

ного участка устанавливаются уполномоченным государственным органом по

управлению земельными ресурсами,  а в городах и  других  поселениях  с

участием государственного органа архитектуры и градостроительства.

 

     Статья 26. Межевание земель

 

     Межевание земель  проводится  с  целью  бесспорного определения и

опознания на местности положения границ  земельных  участков  (межевых

знаков  и  граничных линий),  определенных на планово-картографических

материалах,

     Межевание земель осуществляется на основании землеустроительной и

градостроительной документации,  на графической части которой указыва-

ются  проектные границы,  положение межевых знаков и исходные геодези-

ческие данные,  необходимые для определения местоположения  поворотных

точек  границ земельного участка на местности и может проводиться гео-

дезическими, аэрофотогеодезическими и другими методами, обеспечивающи-

ми  необходимую точность определения координат поворотных точек границ

и размера земельного участка.

     Землеустроительная документация  по  межеванию  городских  земель

разрабатывается в составе проектов планировки  частей  территорий  го-

родских и сельских поселений и проектов застройки кварталов,  микрора-

йонов и других элементов планировочной структуры, городских и сельских

поселений  и  является  основанием  для  установления границ земельных

участков на местности.

     Границы земельных  участков  на  местности  закрепляются межевыми

знаками.  Допускается закрепление границ земельных участков без  уста-

новки  межевых знаков в случае их совладения с естественными и искусс-

твенными линейными сооружениями и рубежами (реками, ручьями, каналами,

лесополосами,  дорогами, дорожными сооружениями, заборами, изгородями,

фасадами зданий и другими линейными сооружениями и рубежами).

     Границы земельного участка, закрепленные на местности знаками ус-

тановленного образца или совпадающие с естественными или искусственны-

ми сооружениями и рубежами,  признаются бесспорными и охраняются госу-

дарством.

     Опорная межевая  сеть  закрепляется  на местности долговременными

знаками.

     Координаты пунктов  опорной межевой сети и межевых знаков опреде-

ляются в общегосударственной системе  координат  или  в  установленных

уполномоченным государственным органом по управлению земельными ресур-

сами местных системах координат,  при условии обеспечения их  связи  с

общегосударственной.

     Пункты опорной межевой сети  являются  государственной  собствен-

ностью,  и  после  закладки  сдаются  по акту на наблюдение за сохран-

ностью:

     1) органам государственной власти на местах;

     2) пользователям земельных участков, если они находятся на их зе-

мельных участках.

     Пункты опорной межевой сети отражаются  на  базовой  земельно-ка-

дастровой карте,  которая вместе с каталогом координат пунктов опорной

межевой сети и межевых знаков- наряду с другими материалами по межева-

нию земель, сдаются в государственный фонд землеустроительной докумен-

тации.

     Межевые знаки сдаются по акту на наблюдение за сохранностью физи-

ческим и юридическим лицам,  в пользовании которых находятся земельные

участки.

     Снос и восстановление утраченных пунктов опорной межевой  сети  и

межевых  знаков проводится с разрешения уполномоченных государственных

органов по управлению земельными ресурсами.

     Порядок межевания  земель  и  контроль за соблюдением технических

требований к межеванию земель,  охраной пунктов опорной межевой сети и

межевых  знаков  устанавливается и осуществляется уполномоченным госу-

дарственным органом по управлению земельными ресурсами и его  органами

на  местах.  В  городах  и других поселениях эти работы осуществляются

совместно с органами архитектуры градостроительства.

 

     Статья 27.  Цели и виды работ при  внутрихозяйственном  землеуст-

                 ройстве

 

     Внутрихозяйственное землеустройство проводится с целью устройства

территории и территориальной организации производства продукции  сель-

скохозяйственных  организаций  и дехканских или фермерских) хозяйств в

границах их  землепользовании,  обеспечивающее,  совместно  с  другими

средствами  производства,  эффективное  ведение  сельскохозяйственного

производства,  рациональное использование земель, создание благоприят-

ной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.

     При внутрихозяйственном землеустройстве, с учетом требований час-

ти первой настоящей статьи выполняются следующие основные виды работ:

     1) внутрихозяйственная организация территории  сельскохозяйствен-

ных организаций, кооперативов, дехканских (фермерских) хозяйств;

     2) разработка проектов на мероприятия по защите почв от эрозии  и

других негативных явлений,  улучшения сельскохозяйственных угодий, ос-

воения новых земель.

     Предложения до  организации и размещению производственных подраз-

делении сельскохозяйственных организаций,  закреплению за ними земель-

ных  угодий,  режиму  и  условиям их использования,  территориальной и

внутри полевой организации севооборотов, сенокосов и пастбищ при внут-

рихозяйственном землеустройстве разрабатываются на уровне технического

проекта и осуществляются после перенесения указанных элементов, проек-

та внутрихозяйственного землеустройства, утвержденного в установленном

порядке на местность.

     Почвозащитные, природоохранные, мелиоративные мероприятия, мероп-

риятия по сохранению и повышению плодородия почв при внутрихозяйствен-

ном  землеустройстве разрабатываются в соответствии с государственными

законами и другими нормативными правовыми актами на уровне схемы и ре-

ализуются на основе дополнительно разрабатываемых технических проектов

на осуществление соответствующих мероприятий.

 

     Статья 28.  Требования при проведении внутрихозяйственного земле-

                 устройства

 

     При проведении внутрихозяйственного землеустройства создаются ус-

ловия для:

     1) сбалансированности  территории хозяйства с качественными и ко-

личественными показателями земли, наличием трудовых и материальных ре-

сурсов, специализацией производства, оптимальным размером производства

товарной продукции;

     2) стабильности организации территории хозяйства и сельскохозяйс-

твенного производства;

     3) возможности  размещения  и комплексного использования объектов

производственной и инженерной инфраструктуры и мелиоративных систем;

     4) сохранности ценных сельскохозяйственных угодий,  воспроизводс-

тва и повышения плодородия почв, улучшения природных ландшафтов и соз-

дания благоприятной экологической среды;

     5) оптимальности взаимосвязи между поселениями, производственными

центрами, обслуживаемой территорией, размещением и организацией произ-

водства.

 

              ГЛАВА IV. Землеустроительная документация

 

     Статья 29. Виды землеустроительной документации

 

     В зависимости от проведенного вида  землеустроительных  работ  по

каждому объекту землеустройства разрабатывается соответствующая земле-

устроительная документация в виде программ, схем, проектов, тематичес-

ких  карт,  материалов (технических отчетов) исследований и изысканий,

землеустроительных дел.

     Основными видами землеустроительной документации являются:

     1) государственные программы использования и охраны;

     2) схемы отнесения земель по категориям;

     3) материалы зонирования (за исключением объектов градостроитель-

ной  деятельности)  и природно-сельскохозяйственного районирования зе-

мель, размещения и установления границ, особо охраняемых территорий;

     4) схемы  землеустройства административно-территориальных образо-

ваний, схемы городского землепользования, схемы формирования специаль-

ных фондов земель,  планы земельных участков, не подлежащих застройке,

земель городов и поселков,  на которых строительство временно запреще-

но:

     5) проекты перераспределения земель, образования новых и упорядо-

чения существующие землепользовании,  организации их территорий, внут-

рихозяйственного землеустройства (за исключением проектов межевания  в

поселениях,  которые составляются при разработке градостроительной до-

кументации);

     6) материалы по формированию землепользования,  межеванию земель,

изготовлению плана земельного участка,  закреплению и изменению границ

черты поселений на местности;

     7) проекты рекультивации нарушенных земель,  защиты почв от  эро-

зии,  селей, оползней, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотне-

ния,  засоления, негативных геологических процессов в явлений- восста-

новления и консервации земель, загрязненных отходами производства, ра-

диоактивным и химическими веществами,  улучшения  сельскохозяйственных

угодий, освоения новых земель, сохранения и повышения плодородия почв;

     8) материалы (технические отчеты) топографо-геодезических и  кар-

тографических работ,  авали агрохимического и геоботанического состава

почв, исследовательских и изыскательских работ т землеустройству;

     9) материалы по составлению дежурных карт границ земель,  ограни-

ченных в использовании;

     10) материалы по выявлению и консервации деградированных сельско-

хозяйственных угодий в загрязненных земель;

     11) материалы по инвентаризации земель,  систематическому выявле-

нию неиспользуемых,  нерационально используемых и используемых  не  по

целевому  назначению земель я формированию фонда перераспределения зе-

мель;

     12) специальные  тематические карты состояния и использования зе-

мельных ресурсов.

     Исходя из  задач  и целей проводимого землеустройства в соответс-

твии с требованиями настоящего Закона,  могут  изготавливаться  другие

виды землеустроительной документации.

     Землеустроительная документация любого вида включает в себя текс-

товые и графические материалы и содержит обязательные положения, уста-

новленные заданием на разработку соответствующего вида документации.

     Землеустроительная документация  любого  вида  разрабатывается на

основания задания,  выданного заказчиком землеустроительной документа-

ции.

     Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустрои-

тельной документации регламентируются соответствующими нормативно-тех-

ническими документами по проведению  землеустройства  и  осуществлению

градостроительной деятельности.

 

     Статья 30. Согласование землеустроительной документации

 

     Землеустроительная документация  согласовывается с пользователями

земельных участков,  на которых проводится землеустройство,  уполномо-

ченным  государственным органом по управлению земельными ресурсами или

его территориальными органами на местах,  в зависимости от уровня раз-

рабатываемой землеустроительной документации, с соответствующими орга-

нами архитектуры и градостроительства и другими заинтересованными  го-

сударственными органами исполнительной власти,  а также с третьими ли-

цами,  права и законные интересы которых  затрагиваются  землеустройс-

твом.

     Землеустроительная документация подлежит государственной экологи-

ческой экспертизе в случаях и порядке, установленных законом.

 

     Статья 31. Утверждение землеустроительной документации

 

     Согласованная в установленном порядке землеустроительная докумен-

тация утверждается:

     1) Правительством Республики Таджикистан - землеустроительная до-

кументация,  связанная с выполнением  работ,  имеющих  государственное

значение;

     2) органами государственной власти - землеустроительная  докумен-

тация,  связанная с выполнением работ, имеющих региональное значение и

на землях, отнесенных в их ведение;

     3) органами местного самоуправления - землеустроительная докумен-

тация,  связанная с выполнением работ на землях, отнесенных к их веде-

нию;

     4) землепользователями, арендаторами земельных участков и другими

заказчиками  - проекты внутрихозяйственного землеустройства и проекты,

связанные с рациональным использованием земель,  и сохранением и повы-

шением плодородия почв,  разрабатываемые и осуществляемые за их средс-

тва,  по с согласованию с органами государственной власти и  уполномо-

ченным государственным органом по управлению земельными ресурсами.

     Землеустроительная документация, связанная с формированием границ

земельных участков,  межеванием земель, изготовлением плана земельного

участка,  а также материалы топографо-геодезических и картографических

работ,  агрохимических,  геоботанических и других исследований состава

почв и изыскательских работ по землеустройству,  по составлению специ-

альных  тематических м карт состояния и использования земельных ресур-

сов рассматриваются и принимаются уполномоченным и государственным ор-

ганом по управлению земельными ресурсами.

     Порядок согласования и утверждения конкретных видов  землеустрои-

тельной документации и устанавливается в зависимости от уровня ее раз-

работки.  Правительством Республики Таджикистан или органами государс-

твенной власти на местах.

 

     Статья 32. Землеустроительное дело

 

     Результаты проведенных землеустроительных работ по каждому объек-

ту землеустройства, формируются в землеустроительное дело.

     В состав  землеустроительного дела включаются подлинники всех до-

кументов,  получаемых в за ходе подготовительных работ, полевых иссле-

дований  и изысканий,  авторский экземпляр проектных материалов (прог-

рамм,  схем,  проектов и др.) оригиналы  картографических  материалов,

планы,  чертежи, подлинники документов согласования и утверждения зем-

леустроительной документации,  другие материалы,  данные и сведения  в

отношении данного объекта землеустройства.

     Землеустроительное дело хранится у разработчика  землеустроитель-

ной документации.

 

     Статья 33. Государственный фонд землеустроительной документации

 

     Государственный фонд   землеустроительной  документации  является

составной частью Государственного фонда геодезических,  картографичес-

ких,  землеустроительных,  земельно-кадастровых  и других материалов и

данных о состоянии и использовании земель Таджикистана.

     Материалы и  документы  Государственного фонда землеустроительной

документации не подлежат включению в состав имущества  приватизируемых

организаций.

     Материалы и документы Государственного  фонда  землеустроительной

документации,  отнесенные  в установленном порядке к составу Архивного

фонда Республики Таджикистан, хранятся в соответствии с законом.

     Пользование материалами и документами Государственного фонда зем-

леустроительной документации, являющимися носителями сведений, состав-

ляющих государственную тайну, осуществляется в соответствии с законом.

     Граждане и юридические лица,  разработчики землеустроительной до-

кументации,  выполняющие  работы  за счет средств заказчиков,  обязаны

безвозмездно передавать один экземпляр копий созданных ими  материалов

и  документов  в  соответствующий государственный орган исполнительной

власти по управлению земельными ресурсами для регистрации и  включения

в  Государственный  фонд землеустроительной документации с сохранением

авторских прав разработчиков.

     Физические и  юридические  лица - пользователи материалов и доку-

ментов Государственного фонда землеустроительной документации,  обяза-

ны:

     1) обеспечить сохранность полученных во временное пользование ма-

териалов и документов и возвращать их в установленные сроки;

     2) не разглашать содержащиеся в указанных материалах и документах

сведения, составляющие государственную тайну.

     Положение о Государственном фонде  землеустроительной  документа-

ции,  перечни  включаемых  в него материалов и документов и порядок их

использования утверждается Правительством Республики Таджикистан.

 

  ГЛАВА V. Ответственность за нарушение законодательства о

                           землеустройстве

 

     Статья 34. Ответственность за нарушение законодательства о земле-

                устройстве

 

     За нарушение законодательства о земле  физические  и  юридические

лица привлекаются к ответственности.

 

     Статья 35. Возмещение ущерба, причиненного в результате землеуст-

                роительной деятельности

 

     Ущерб, причиненный в результате землеустроительной  деятельности,

подлежит возмещению в порядке, установленном законом.

 

     Статья 36. Разрешение споров по вопросам землеустройства

 

     Споры между участниками землеустроительных отношений, возникающих

при землеустройстве, разрешаются, судом в соответствии с законом.

 

     ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Э. РАХМОНОВ

 

     г. Душанбе, 12 мая 2001 №20