ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
"О землеустройстве"
ГЛАВА 1. Общие положения
Статья 1.
Отношения, которые регулирует Закон о землеустройстве
Настоящий Закон
регулирует отношения, связанные с правовыми осно-
вами деятельности в области землеустройства и
отношения в процессе
осуществления землеустроительной деятельности между органами
государс-
твенной власти,
органами местного самоуправления, уполномоченными го-
сударственными органами по управлению земельными ресурсами,
физически-
ми и юридическими лицами в обеспечении рационального использования и
охраны земельных ресурсов.
Статья 2.
Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Землеустройство
- система мероприятий, обеспечивающих
территори-
альное регулирование земельных отношений, изучение, планирование, ор-
ганизацию использования и охрану земель, создание новых и
упорядочение
существующих землепользовании, земельных фондов, административно тер-
риториальных
единиц и других объектов
землеустройства с обозначением
границ на местности,
благоустройство территорий
сельскохозяйственных
предприятий и улучшение природных ландшафтов.
Землеустроительная деятельность -
научная, техническая, произ-
водственная и управленческая деятельность органов государственной
власти, органов
местного самоуправления, уполномоченных государствен-
ных органов по управлению земельными ресурсами, физических и
юридичес-
ких лиц, осуществляемые при землеустройстве.
Землеустроительные работы - все виды камеральных и полевых иссле-
дований,
изыскательских,
топографо-геодезических,
картографических,
проектных и других проектно-изыскательских работ,
выполняемых при про-
ведении землеустройства и предусматривающих получение
конкретного ре-
зультата (землеустроительной документации).
Землеустроительный процесс - состав,
очередность и порядок дейс-
твий при проведении землеустроительных работ, включающий подготови-
тельные работы, проведение полевых исследований и изысканий,
разработ-
ку проектной документации,
ее рассмотрение и утверждение, перенесение
проектов на местность, оформление и выдача
землеустроительной докумен-
тации, проведение авторского надзора за осуществлением
проектов земле-
устройства.
Землеустроительный проект - совокупность правовых, экономических,
технических документов, включающих расчеты, описание,
чертежи, в кото-
рых графически
отображаются и письменно излагаются землеустроительные
мероприятия, реализация которых предусматривается на
конкретной терри-
тории.
Землеустроительные мероприятия - предусмотренные землеустроитель-
ной документацией работы по формированию и организации
территории объ-
екта землеустройства,
рациональному использованию и охране
земель с
учетом их целевого
назначения и ограничений в использовании я повыше-
ния плодородия почв.
Объекты
землеустройства - территория административно - территори-
альной единицы для ее части, территория землепользования, группы зем-
лепользователей, в отношении которых осуществляется
землеустройство.
Землепользование
- территория земельного участка
(совокупности
земельных участков), имеющая фиксированную замкнутую
границу, площадь,
местоположение, используемая
физическими или юридическими лицами для
определенных целей в соответствии с законодательством.
Формирование
землепользования - комплекс работ по
установлению
местоположения.
границ, площади земельного участка или их совокупнос-
ти, других
характеристик, с учетом установленного целевого назначения
и ограничений в использовании земель.
Межевание земель
- комплекс работ по установлению границ
адми-
нистративно-территориальных
единиц на местности,
границ земельных
участков пользователей и арендаторов с закреплением их
межевыми знака-
ми установленного образца и к пунктам опорной межевой сети.
Государственный
фонд землеустроительной документации
- совокуп-
ность
документов, полученных в
результате проведения и осуществления
землеустройства и подлежащих хранению в уполномоченном
государственном
органе по управлению
земельными ресурсами или его органах на местах
для их дальнейшего использования.
План земельного
участка - графический документ, отображающий мес-
тоположение,
размер, размещение внешних
границ земельного участка и
границ земель, ограниченных в использовании, а также
размещение объек-
тов недвижимости, прочно связанных с земельным участком.
Внутрихозяйственное землеустройство
- система мероприятий по ор-
ганизации территорий
сельскохозяйственных
предприятий и дехканских
(фермерских)
хозяйств в границах их землепользовании, обеспечивающих
полное и рациональное использование земли, создание
благоприятной эко-
логической среды, улучшение природных ландшафтов, а также
максимальное
удовлетворение экономических интересов при
соблюдении установленных
условий пользования землей и ее охраны.
Межхозяйственное
землеустройство - система
правовых, социаль-
но-экономических и технических мероприятий, обеспечивающих
перераспре-
деление земель,
формирование рационального землепользования и землев-
ладения-
предоставление и изъятие земель для сельскохозяйственных и
несельскохозяйственных нужд, наделение земельными участками
физических
и юридических лиц, а
также установление, изменение границ и
площадей
земельных участков.
Консервация -
сохранение плодородного слоя почвы до определенного
срока.
Рекультивация -
восстановление плодородного слоя почвы.
Камеральный -
доскональное исследование в специальных отделах ма-
териалов, собранных различными экспедициями.
Координаты -
величины, определяющие положение точки
в пространс-
тве и на плоскости.
Кадастр земли -
свод сведений о земле,
Мониторинг
земли - регулярные наблюдения за
деятельностью земли,
выявление происходящих изменений и их оценка.
Земли
рекреационного назначения - земли,
отведенные и используе-
мые для организованного отдыха населения и туризма.
Резервные земли
- земли, не переданные для использования.
Статья 3.
Правовое регулирование землеустройства
Правовое
регулирование землеустройства осуществляется в соответс-
твии с Конституцией Республики Таджикистан, Земельным
кодексом Респуб-
лики Таджикистан, настоящим Законом, нормативно-правовыми
актами, дру-
гими законами и международными правовыми актами, признанными
Республи-
кой Таджикистан.
Статья 4.
Назначение землеустройства
Землеустройство
обеспечивает реализацию следующих действий:
1) реализацию
земельной реформы и совершенствование земельных от-
ношений;
2) определение
перспектив рационального
использования и охраны
земель;
3) создание
организационно-территориальных условий для
эффектив-
ного
хозяйствования в сельскохозяйственной и
несельскохозяйственной
сферах.
4) образование
новых и упорядочение существующих земельных участ-
ков, оформление планов границ земельных участков;
5) обоснованное
перераспределение земель по категориям, определе-
ние землепользователей и создание специальных фондов земель;
6)
проектирование и закрепление административно - территориальных
границ, закрепление черты городов и других поселений;
7) создание
условий для концентрированного и компактного размеще-
ния земельных участков с учетом экологических требований;
8) закрепление
границ земельных участков на местности;
9) получение
информации о количественном и
качественном состоя-
нии, использовании земель и их оценке;
10)
внутрихозяйственную организацию территории;
11)
подготовку землеустроительной
документации, необходимой для
принятия органами государственной власти Республики
Таджикистан, орга-
нами местного самоуправления решений по управлению
земельными ресурса-
ми, а также для осуществления государственной регистрации
прав на зем-
лю;
12) получение
информации для проведения государственного
кадаст-
ра, мониторинга
земель, государственного контроля за использованием и
охраной земель,
разработки землеустроительной и градостроительной до-
кументации и осуществления иных функций государственного управления
земельными ресурсами.
Статья 5.
Принципы проведения землеустройства
При проведении
землеустройства соблюдаются следующие принципы:
1)
обеспечение интересов субъектов
прав на землю и населения,
проживающего на территории, затрагиваемой землеустройством;
2)
обеспечение приоритета экологических требований над экономи-
ческой целесообразностью использования земель;
3)
сохранение и бережное использование
земельных ресурсов и при-
родных ландшафтов;
4) создание равных
организационно- территориальных
условий для
различных форм хозяйствования и развития всех отраслей
экономики;
5) учет
перспектив и комплексного развития территорий;
6) обеспечение
гласности в проведении и
реализации землеустрои-
тельных мероприятий, затрагивающих интересы населения,
проживающего на
земле устраиваемой территории;
7) учет пригодности
земель сельскохозяйственного назначения для
предусмотренного щелевого использования;
8)
обеспечение компактности при
формировании земельных участков,
их оптимального соответствия по площади и конфигурации и
доступности;
9) недопущение
дробления земельных участков и создания чересполо-
сицы, приводящих к невозможности использования их по
целевому назначе-
нию.
Статья 6.
Содержание землеустройства
Землеустройство
проводится в обязательном порядке на
землях всех
категорий независимо от вида их пользования в следующих
случаях:
1) при
разработке республиканских и региональных программ исполь-
зования, охраны
земельных ресурсов и схем
землеустройства с учетом
градостроительных,
экологических,
экономических и иных
особенностей
региона;
2) при межевании земель с установлением и восстановлением
границ
административно-территориальных единиц и их техническом
обеспечении;
3) при составлении
проектов новых и упорядочении существующих
землепользовании и устранении неудобств в расположении
земель;
4) при
определении границ земельных участков, устранении границ и
отводе земельных участков,
составлении планов (чертежей
границ) зе-
мельных участков,
подготовки документов,
удостоверяющих права земле-
пользования;
5) при
разработке проектов внутрихозяйственного землеустройства и
других проектов, связанных с использованием и охраной
земель;
6) при разработке
рабочих проектов по
рекультивации нарушенных
земель, защите почв от водной и ветровой эрозии, селей,
оползней, под-
топления, заболачивания, иссушения, уплотнения, засоления,
загрязнения
отходами производства,
химическими и радиоактивными веществами, улуч-
шению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель,
сохранению и
повышению плодородия почв;
7) при
обоснованном размещении и установлении границ территорий с
особыми природоохранными, рекреационными, природо -
заповедными, исто-
рико-культурными и оздоровительными режимами;
8) при
закреплении и изменении границ города,
поселка и сельской
местности;
9) при
проведении топографо-геодезических,
картографических исс-
ледований, при
агрохимических, геоботанических и других исследованиях
состава почвы;
10) при проведении
инвентаризации всех земель и систематическом
выявлении неиспользуемых,
нерационально используемых, используемых не
по целевому назначению земель;
11) при
составлении кадастрово-тематических карт и атласов состо-
яния использования земельных ресурсов;
12) при
проведении земельно-оценочных работ.
Землеустройство
проводится уполномоченным государственным органом
по управлению земельными ресурсами и его органами на местах.
Данный орган и
его полномочия определяются Правительством Респуб-
лики Таджикистан.
Землеустроительные работы
могут проводиться также за счет
самих
землепользователей при установлении границ и предоставлении
земельного
участка, при оформлении планов (чертежей границ) земельных
участков, а
также при выполнении иных работ, связанных с
землеустройством.
Землеустройство
проводится при участии
заинтересованных земле-
пользователей.
Статья 7.
Открытость сведений о землеустройстве
Сведения о
землеустройстве носят открытый характер, за исключени-
ем сведений, составляющих государственную тайну,
Сведения,
содержащиеся в землеустроительной документации, предос-
тавляются любому лицу,
предъявившему удостоверение личности и заявле-
ние в письменной форме (юридическому лицу -документы,
подтверждающие
регистрацию данного
юридического лица и полномочия его представителя)
уполномоченным государственным органом по управлению
земельными ресур-
сами и его органами на местах в установленном порядке.
Запрашиваемые
сведения или мотивированный отказ в письменной фор-
ме заявителю должны быть выданы в течение 10-и дней. Отказ может быть
обжалован обратившимся за информацией лицом в суд.
Сведения,
содержащиеся в землеустроительной документации, предос-
тавляются за плату,
если иное не установлено законом,
Максимальные
размеры платы за
предоставление информации устанавливаются Правитель-
ством Республики Таджикистан, Конкретные размеры,
порядок, сроки и
формы внесения платы определяются уполномоченным
государственным орга-
ном по управлению земельными ресурсами.
В обязательном
порядке бесплатно предоставляются сведения, содер-
жащиеся в землеустроительной документации, по запросам:
1) органов
государственной власти;
2)
правоохранительных органов и судов - по находящимся в их про-
изводстве делам;
3) налоговых
органов -о территории, находящейся в их юрисдикции;
4) органов
государственной статистики;
5)
землеустроительных учебных заведений для учебных и научных це-
лей;
6) других лиц,
определенных законами Республики Таджикистан.
Орган,
предоставивший информацию, обязан по запросу пользователей
земельных участков предоставлять им информацию
о лицах, получивших
сведения о земельных участках, относящихся к ним.
Использование
полученной информации способами и в форме,
которые
наносят ущерб правам и законным интересам правообладателей
на землю не
допускается.
Лица, допустившие подобные
действия, привлекаются к от-
ветственности в
соответствии с законодательством Республики Таджикис-
тан.
ГЛАВА II.
Управление землеустроительной деятельностью
Статья 8.
Государственное управление землеустройством
Управление
землеустройством осуществляется Правительством Респуб-
лики Таджикистан, уполномоченным государственным органом по
управлению
земельными ресурсами, органами государственной власти на
местах.
К ведению
Правительства Республики Таджикистан относится проведе-
ние единой политики ведения и установления основной базы
землеустройс-
тва, обеспечение
финансирования и организация осуществления землеуст-
ройства в соответствии с республиканскими программами,
координация де-
ятельности местных органов по управлению земельными
ресурсами, а также
организация и осуществление
землеустройства в пределах
компетенции
Правительства Республики Таджикистан.
На
уполномоченный государственный орган по управлению земельными
ресурсами возложено принятие нормативных и правовых актов по
землеуст-
ройству,
финансирование, организация
осуществления землеустройства в
соответствии с государственными программами, координация деятельности
органов по управлению земельными ресурсами на местах в
области земле-
устройства, а также
организация и осуществление
землеустройства на
всех землях.
Органы
государственной власти на местах организуют и осуществляют
землеустройство в пределах территорий, находящихся в их ведении.
Статья 9.
Основания для проведения землеустройства
Землеустройство
проводится на основании:
1) решения органов государственной власти Республики
Таджикистан
о проведении землеустроительных работ;
2) заявления
(ходатайства) граждан и юридических лиц,
претендую-
щих на предоставление им земельных участков;
3) договоров
между гражданами и юридическими лицами (землепользо-
вателями,
арендодателями), заключенных ими с разработчиками землеуст-
роительной документации.
Статья 10.
Участники отношений, возникающих при землеустройстве
Участниками
отношений, возникающих при
землеустройстве, являются
заказчик и разработчик землеустроительной документации, а
также третьи
лица, права и
законные интересы которых могут быть затронуты при про-
ведении землеустройства.
Заказчиками
землеустроительной документации являются липа,
пере-
численные в статье 9 настоящего Закона, принявшие решение или возбу-
дившие
ходатайство о проведении
землеустройства и обеспечивающие фи-
нансирование землеустроительных работ.
В качестве заказчика
-может выступать уполномоченный
государс-
твенный орган по управлению земельными ресурсами и его
территориальные
органы при передаче
ему этих полномочий органом, принявшим
решение о
проведении землеустройства.
Разработчиками
землеустроительной документации признаются науч-
но-исследовательские и проектно-изыскательские организации
по землеус-
тройству, другие организации и лица, получившие в
установленном поряд-
ке лицензии на выполнение землеустроительных работ в
соответствии с
законодательством Республики Таджикистан.
Взаимоотношения
между заказчиком и разработчиком землеустроитель-
ной документации
регулируются в соответствии с законодательством Рес-
публики Таджикистан.
Заказчик имеет
право на осуществление контроля за ходом и качест-
вом проведения землеустроительных работ и при
необходимости проводить
в установленном порядке их экспертизу.
Отбор
разработчиков землеустроительной документации при проведе-
нии
землеустроительных работ за
счет средств бюджетов всех уровней
осуществляется, как правило, на конкурсной основе
уполномоченным госу-
дарственным органом по управлению земельными ресурсами в
порядке, ус-
тановленном Правительством Республики Таджикистан.
Физические и
юридические лица, заказчики землеустроительной доку-
ментации за счет своих средств имеют право на выбор
организации или
частного лица для заключения с ними договора на производство
землеуст-
роительных работ,
если иное не предусмотрено законами Республики Тад-
жикистан.
Разработчик
землеустроительной документации в своей
деятельности
обязан:
1)
руководствоваться законами и иными
правовыми и нормативными
актами Республики Таджикистан, экологическими нормами и правилами, а
также требованиями инструкций, нормативно-технических
документов по
осуществлению землеустройства;
2) уведомлять
заинтересованных лиц о проведении землеустройства;
3)
соблюдать требования законодательства о
государственной тайне
в отношении информации, полученной в связи с проведением
землеустройс-
тва;
4) соблюдать
права и законные интересы лиц,
которые могут быть
затронуты при проведении землеустройства.
Разработчик
землеустроительной документации несет ответственность
за
достоверность, качество и
экологическую безопасность мероприятий,
предусмотренных землеустроительной документацией.
Разработчик землеус-
троительной
документации вправе осуществлять авторский надзор за реа-
лизацией землеустроительной документации, ставить вопрос о
приостанов-
лении осуществления мероприятий, выполняемых с отступлением
от утверж-
денной землеустроительной документации и приводящих к не
целевому ис-
пользованию земель, к порче земель, ухудшению их
качественного состоя-
ния и нарушению природных ландшафтов, а также вносить предложения о
необходимости совершенствования или переработки устаревшей
землеустро-
ительной документации.
Третьи
лица, права и законные интересы которых
могут быть затро-
нуты при проведении землеустройства, имеют право:
1) участвовать
при обсуждении вопросов землеустройства и получать
безвозмездно информацию о ходе и результатах
землеустройства, затраги-
вающих их интересы;
2) обжаловать
неправомерные действия, затрагивающие их интересы в
процессе землеустройства в соответствии с законодательством
Республики
Таджикистан.
Статья 11.
Источники финансирования землеустройства
Источниками
финансирования землеустройства являются;
1) средства
республиканского бюджета;
2) средства
местных бюджетов;
3) средства
физических и юридических лиц;
4)
источники, предусмотренные Земельным
кодексом Республики Тад-
жикистан;
5) прочие
источники (иностранные займы, средства
от оказания ус-
луг и др.)
Перечень видов
работ по землеустройству,
выполняемых за счет
средств различных источников, порядок финансирования
указанных в части
первой настоящей статьи устанавливается Правительством
Республики Тад-
жикистан.
Статья 12.
Нормативно-технические документы по землеустройству
Нормативно-технические документы по осуществлению землеустройства
устанавливают порядок организации и выполнения
землеустроительных ра-
бот, цель землеустроительного процесса, требования к ним,
нормы и пра-
вила их выполнения. Указанные документы разрабатываются
уполномоченным
государственным органом по управлению земельными ресурсами и
в зависи-
мости от их значимости,
утверждаются Правительством Республики Таджи-
кистан или по его
поручению уполномоченным государственным органом по
управлению земельными ресурсами.
Государственные
органы по управлению земельными ресурсами на мес-
тах могут, с учетом
особенностей природных, экономических, социальных
и иных условий, разрабатывать нормативно-технические документы
по осу-
ществлению землеустроительных мероприятий,
детализирующие государс-
твенные нормативно-технические документы. Указанные
документы подлежат
согласованию с уполномоченным государственным органом
по управлению
земельными ресурсами
и утверждаются органами государственной исполни-
тельной власти на местах или уполномоченным государственным
органом по
управлению земельными ресурсами.
Выполнение
нормативно-технических документов по
осуществлению
землеустройства
обязательно для всех участников землеустройства. Они
предназначены для государственного регулирования этой деятельности и
являются основной
для проведения государственной землеустроительной и
иных экспертиз, осуществления контроля при выполнении
землеустроитель-
ных работ и решения спорных вопросов.
Статья 13. Государственный контроль за проведением
землеустройс-
тва
и осуществлением землеустроительных мероприятий
Основными
задачами государственного контроля являются:
1) обеспечение
соблюдения требований настоящего Закона;
2) обеспечение
соблюдения установленных норм, правил и
техничес-
ких требований при проведении землеустройства;
3) обеспечение
выполнения мероприятий, предусмотренных
землеуст-
роительной документацией.
4) предупреждение и устранение недостатков
при разработке земле-
устроительной документации.
Государственный
контроль за проведением землеустройства, осущест-
влением
землеустроительных
мероприятий и соблюдением установленных
требований нормативно-технических документов при
разработке землеуст-
роительной
документации проводится уполномоченным Государственным ор-
ганом по управлению земельными ресурсами и его органами на
местах.
ГЛАВА III.
Основные направления землеустройства и виды
землеустроительных работ
Статья 14.
Основные направления осуществления землеустройства
Землеустройство
осуществляется по следующим основным
направлени-
ям:
1) изучение
состояния земель;
2) планирование,
организация рационального использования и охраны
земель, за исключением градостроительной деятельности;
3)
межхозяйственное землеустройство;
4)
внутрихозяйственное землеустройство.
Статья 15. Цели
и виды работ по изучению состояния земель
Изучение
состояния земель проводится с целью получения информации
об их количественном и качественном состоянии и
использовании, обеспе-
чения экономического механизма регулирования земельных
отношений, со-
вершенствования платежей за землю, разработки землеустроительных про-
ектов, ведения учета земельных ресурсов.
Изучение
состояния земель включает следующие основные виды работ:
1)
топографо-геодезические и картографические исследования;
2)
агрохимические, геоботанические и другие
исследования состава
почвы;
3)
инвентаризацию земель;
4)
составление, подготовку к изданию и
издание специальных тема-
тических карт состояния и использования земель.
Периодичность
обновления материалов, полученных в
результате то-
пографо-геодезических исследований и картографических
работ, геобота-
нических,
агрохимических и других исследований состава почвы устанав-
ливается уполномоченным государственным органом по
управлению земель-
ными ресурсами.
Статья 16.
Топографо-геодезические и картографические работы
Материалы
топографо-геодезических и
картографических работ явля-
ются планово-картографической основой для разработки
схем и
проектов
землеустройства,
проведения агрохимических,
геоботанических и других
исследований состава почвы,
инвентаризации земель,
формирования зе-
мельных
участков и изготовления планов
их границ, ведения учета зе-
мельных ресурсов, оценки и мониторинга земель, составления
специальных
тематических карт.
Информационное
содержание, масштаб топографо-геодезических и кар-
тографических
материалов устанавливаются
исходя из конкретных целей,
для которых используются данные материалы.
Статья 17. Агрохимические, геоботанические и другие
исследования
состава почвы
Агрохимические,
геоботанические и другие
исследования состава
почвы и изыскательские работы проводятся на землях всех
категорий с
целью получения информации о качественном состоянии
земель, а также с
целью выявления земель, подверженных водной и ветровой
эрозии, подтоп-
лению подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению,
биогенно-
му заражению, другим негативные явлениям.
Полученная
информация используется для агроэкологической оценки
земель и принятия органами государственной власти решений
по проведе-
нию рекультивации,
консервации, введению
ограничений в использовании
земель,
восстановлению, сохранению и повышению плодородия почв, улуч-
шению природных ландшафтов,
а также для разработки мероприятий по ор-
ганизации рационального использования и охране земель, ведению
учета
качественного состояния земельных ресурсов и мониторинга
земель.
Статья 18.
Инвентаризация земель
Инвентаризация
земель, в зависимости от целей, проводится
по ре-
шению государственных органов власти, либо по ходатайству
землепользо-
вателей, арендаторов.
Инвентаризация
земель проводится с целью уточнения или установле-
ния местоположения,
границ (без закрепления на местности),
размеров,
правового статуса,
выявления неиспользуемых, нерационально используе-
мых или неиспользуемых по целевому назначению, других необходимых ко-
личественных и качественных характеристик земель, отражаемых в госу-
дарственном
земельном и других кадастрах и документах государственной
регистрации, прав на
землю, а также документов, необходимых
для осу-
ществления
государственного контроля за
использованием и охраной зе-
мель и принятия на этой основе решений об упорядочении использования
земель.
В зависимости от
поставленных целей может проводиться полная
или
целевая инвентаризации земель.
Полная
инвентаризация земель проводится на всей
территории Рес-
публики Таджикистан и землях всех категорий, независимо от вида поль-
зования землей, с уточнением
всех характеристик земельных участков,
указанных в части второй настоящей статьи.
Целевая
инвентаризация земель проводится на землях отдельных ка-
тегорий, на территории отдельных административных
единиц, а также в
зонах проявления негативных процессов, по группам или отдельным зе-
мельным участкам.
При целевой
инвентаризации информация о состоянии и использовании
земель может уточняться по всем или отдельным
характеристикам, указан-
ным в части второй настоящей статьи.
Статья 19.
Специальные тематические карты
Специальные
тематические карты составляются с
целью отображения
на них комплексной
характеристики состояния и использования земель,
мероприятий по организации их рационального использования и охраны,
перспектив
использования земель, данных
зонирования и природно-сель-
скохозяйственного районирования земель, принятых решений по
управлению
земельными ресурсами.
Статья 20. Цели и виды работ по планированию
использования и ох-
ране
земель
Планирование
использования и охраны земель (за исключением объек-
тов градостроительной деятельности) осуществляется в целях
определения
краткосрочной и долгосрочной перспектив
рационального использования
земель всех категорий,
независимо от вида пользования землей и форм
хозяйствования,
разработки предложений для принятия решений по пере-
распределению земель
с учетом потребностей агропромышленного комплек-
са, лесного
хозяйства, развития городов, других
населенных пунктов и
систем расселения,
промышленности, горнодобывающих отраслей, террито-
рий природоохранного,
природно-заповедного, водо-охранного, оздорови-
тельного,
историко-культурного назначения, создания фонда перераспре-
деления земель с целью обеспечения земельными участками
граждан для
ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, бахчеводства, соз-
дания дехканских (фермерских) хозяйств и других нужд, обеспечения ме-
роприятий по охране земель.
Планирование
использования и охраны земель включает следующие ос-
новные виды работ:
1) разработку
предложений по использованию и охране земель на го-
сударственном уровне;
2) отчуждение
земель;
3)
природно-сельскохозяйственное
районирование и зонирование зе-
мель;
4) формирование
специальных резервных фондов земель (массивов зе-
мельных участков);
5)
земельно-хозяйственное устройство не
подлежащих застройке и
временно не застраиваемых земель городов и других поселений.
Статья 21. Организация рационального использования и
охраны зе-
мель
Организация
рационального использования и охраны
земель включает
систему мероприятий по
формированию устойчивого землепользования и
обоснованию размещения,
в соответствии с экологическими и экономичес-
кими требованиями,
компактных и оптимальных по площади, землевладении
и землепользовании, созданию благоприятных территориальных
условий для
эффективного ведения сельскохозяйственной и иной
хозяйственной дея-
тельности, устойчивому развитию городов и других поселений в
соответс-
твии с градостроительной документацией, разработке комплекса мер
по
охране земель.
Статья 22. Особенности планирования использования
земель в горо-
дах
и других поселениях
Планирование
рационального использования и охраны земель в
горо-
дах и других поселениях проводится взаимоувязано с
осуществлением гра-
достроительной деятельности, осуществляемой органами
государственной
власти на местах и их органами архитектуры и
градостроительства, упол-
номоченного государственного органа по управлению земельными
ресурсами
в городах и других.
Землеустроительная и градостроительная документация соответствую-
щих уровней дополняют друг друга.
Планы
земельно-хозяйственного устройства земель городов и других
поселений
разрабатываются, как
правило, одновременно с генеральными
планами городов и других поселений.
Статья 23. Цели
и виды работ при межхозяйственном землеустройстве
Межхозяйственное
землеустройство проводится на землях всех
кате-
горий с целью
создания территориальных условий для функционирования
всех отраслей экономики, формирования и совершенствования
рациональной
системы устойчивого
землепользования сельскохозяйственного и Сельско-
хозяйственного назначения,
обеспечения точности и бесспорности
уста-
новления на местности границ землепользовании, административно-терри-
ториальных образований,
специальных земельных
фондов, территорий с
особыми режимами использования.
Межхозяйственное
землеустройство включает следующие виды работ:
1)
составление проектов образования новых
и упорядочения сущест-
вующих объектов устройства;
2) формирование
земельных участков;
3) межевание
земель.
Статья 24. Составление проектов образования новых и упорядочения
существующих объектов землеустройства
Составление
проектов образования новых и
упорядочения существую-
щих объектов землеустройства производится:
1) при изменении
границ и размеров объектов землеустройства при
их укрупнении, разукрупнении, перераспределении земель между
ними, пе-
редачи части земель в ведение органов государственной
власти на мес-
тах, выделении
земель для организации дехканских
(фермерских) хо-
зяйств, реорганизации сельскохозяйственных организаций;
2) с целью
консолидации земельных участков и устранения
череспо-
лосицы, вкрапливания, дальноземелья, изломанности границ и
экологичес-
ки нецелесообразного их расположения.
При
составлении проекта образования новых и
упорядочении сущест-
вующих объектов землеустройства определяются с
использованием градост-
роительной и иной документацией:
1) размеры и
границы объектов землеустройства с учетом их специа-
лизации, возможного объема производства продукции, развития
инженерной
и социальной инфраструктуры;
2) границы
земель с особым режимом использования земель и обреме-
ненных правами иных лиц;
3) порядок, условия
и сроки перехода к пользованию земельными
участками в новых границах.
Статья 25.
Формирование землепользования
Формирование
землепользования осуществляется при:
1)
предоставлении физическим и юридическим лицам земельных участ-
ков;
2) изъятии земельных участков для государственных и
общественных
нужд;
3) завершении
физическими и юридическими лицами сделок, связанных
с переходом прав пользования землей.
Основанием для
формирования землепользования являются обстоятель-
ства, с которыми
закон связывает возникновение и переход прав на зем-
лю, а также обязанности по использованию земли.
При формировании
землепользования должен быть
выделен земельный
участок (участки), имеющий присущие только ему
индивидуальные характе-
ристики: местоположение, бесспорные границы, площадь,
координаты пово-
ротных точек.
Размер
землепользования устанавливается или уточняется с учетом
градостроительной документации, действующих норм
предоставления земель
для различных нужд, компактного размещения, соблюдения
природоохранно-
го законодательства,
градостроительных, санитарных,
противопожарных,
иных норм и правил с
использованием имеющейся землеустроительной и
градостроительной документации. В границы землепользования включаются
площади,
непосредственно занятые объектами недвижимости, а также при-
легающие
территории, необходимые для
обеспечения функционирования
(обслуживания) конкретного объекта недвижимости в
соответствии с уста-
новленными нормами. Одновременно устанавливаются границы
земель, огра-
ниченных в использовании.
При
формировании новых землепользовании при
их разделе по согла-
шению сторон или решению суда проводятся работы по
установлению границ
земельных участков на местности согласно долям, определенным соглаше-
нием или решением суда.
На основании проведенных
работ определяются
местоположение, границы, площадь каждого нового
сформированного земле-
пользования.
Порядок
формирования землепользования устанавливается уполномо-
ченным государственным органом по управлению земельными
ресурсами, а в
городах и других
поселениях совместно с государственным органом архи-
тектуры и градостроительства.
По каждому
сформированному землепользованию составляется план зе-
мельного участка.
План земельного
участка может быть изготовлен:
1) с
использованием имеющегося планово-картографического материа-
ла и определением
координат точек границ земельного участка графичес-
ким, аналитическим и другими методами;
2) по материалам
дистанционного зондирования;
3) по данным
измерений, полученным при съемке
земельного участка
на местности или при межевании земель.
План земельного
участка служит основанием для нанесения его
гра-
ниц на
соответствующий дежурный кадастровый план и присвоения ему ка-
дастрового номера.
План
земельного участка удостоверяется органами, ответственными
за проведение кадастровых работ и является обязательным
приложением к
документам, необходимым для государственной регистрации прав
на землю.
Технические
требования к изготовлению и оформлению плана
земель-
ного участка устанавливаются уполномоченным государственным
органом по
управлению земельными ресурсами, а в городах и других поселениях
с
участием государственного органа архитектуры и
градостроительства.
Статья 26.
Межевание земель
Межевание
земель проводится с
целью бесспорного определения и
опознания на местности положения границ земельных
участков (межевых
знаков и граничных линий), определенных на планово-картографических
материалах,
Межевание земель
осуществляется на основании землеустроительной и
градостроительной документации, на графической части которой указыва-
ются проектные
границы, положение межевых знаков и
исходные геодези-
ческие данные,
необходимые для определения местоположения поворотных
точек границ земельного
участка на местности и может проводиться гео-
дезическими, аэрофотогеодезическими и другими методами,
обеспечивающи-
ми необходимую
точность определения координат поворотных точек границ
и размера земельного участка.
Землеустроительная документация
по межеванию городских
земель
разрабатывается в составе проектов планировки частей
территорий го-
родских и сельских поселений и проектов застройки
кварталов, микрора-
йонов и других элементов планировочной структуры, городских
и сельских
поселений и является
основанием для установления границ земельных
участков на местности.
Границы
земельных участков на
местности закрепляются межевыми
знаками. Допускается
закрепление границ земельных участков без
уста-
новки межевых знаков
в случае их совладения с естественными и искусс-
твенными линейными сооружениями и рубежами (реками, ручьями,
каналами,
лесополосами,
дорогами, дорожными сооружениями, заборами, изгородями,
фасадами зданий и другими линейными сооружениями и
рубежами).
Границы земельного участка, закрепленные
на местности знаками ус-
тановленного образца или совпадающие с естественными или
искусственны-
ми сооружениями и рубежами,
признаются бесспорными и охраняются госу-
дарством.
Опорная
межевая сеть закрепляется на местности
долговременными
знаками.
Координаты
пунктов опорной межевой сети и межевых
знаков опреде-
ляются в общегосударственной системе координат
или в установленных
уполномоченным государственным органом по управлению
земельными ресур-
сами местных системах координат, при условии обеспечения их
связи с
общегосударственной.
Пункты опорной
межевой сети являются государственной собствен-
ностью, и после
закладки сдаются по акту на наблюдение за сохран-
ностью:
1) органам
государственной власти на местах;
2) пользователям
земельных участков, если они находятся на их зе-
мельных участках.
Пункты опорной
межевой сети отражаются на базовой
земельно-ка-
дастровой карте,
которая вместе с каталогом координат пунктов опорной
межевой сети и межевых знаков- наряду с другими материалами
по межева-
нию земель, сдаются в государственный фонд
землеустроительной докумен-
тации.
Межевые знаки
сдаются по акту на наблюдение за сохранностью физи-
ческим и юридическим лицам,
в пользовании которых находятся земельные
участки.
Снос и
восстановление утраченных пунктов опорной межевой сети и
межевых знаков
проводится с разрешения уполномоченных государственных
органов по управлению земельными ресурсами.
Порядок
межевания земель и
контроль за соблюдением технических
требований к межеванию земель, охраной пунктов опорной межевой сети и
межевых знаков устанавливается и осуществляется
уполномоченным госу-
дарственным органом по управлению земельными ресурсами и
его органами
на местах. В
городах и других поселениях эти
работы осуществляются
совместно с органами архитектуры градостроительства.
Статья 27. Цели и виды работ при внутрихозяйственном землеуст-
ройстве
Внутрихозяйственное
землеустройство проводится с целью устройства
территории и территориальной организации производства
продукции сель-
скохозяйственных
организаций и дехканских или
фермерских) хозяйств в
границах их
землепользовании,
обеспечивающее, совместно с
другими
средствами
производства, эффективное ведение
сельскохозяйственного
производства,
рациональное использование земель, создание благоприят-
ной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.
При
внутрихозяйственном землеустройстве, с учетом требований час-
ти первой настоящей статьи выполняются следующие основные
виды работ:
1)
внутрихозяйственная организация территории
сельскохозяйствен-
ных организаций, кооперативов, дехканских (фермерских)
хозяйств;
2) разработка
проектов на мероприятия по защите почв от эрозии и
других негативных явлений,
улучшения сельскохозяйственных угодий, ос-
воения новых земель.
Предложения
до организации и размещению
производственных подраз-
делении сельскохозяйственных организаций, закреплению за ними земель-
ных угодий, режиму
и условиям их
использования, территориальной и
внутри полевой организации севооборотов, сенокосов и пастбищ
при внут-
рихозяйственном землеустройстве разрабатываются на уровне
технического
проекта и осуществляются после перенесения указанных
элементов, проек-
та внутрихозяйственного землеустройства, утвержденного в
установленном
порядке на местность.
Почвозащитные,
природоохранные, мелиоративные мероприятия, мероп-
риятия по сохранению и повышению плодородия почв при
внутрихозяйствен-
ном землеустройстве
разрабатываются в соответствии с государственными
законами и другими нормативными правовыми актами на уровне
схемы и ре-
ализуются на основе дополнительно разрабатываемых
технических проектов
на осуществление соответствующих мероприятий.
Статья 28. Требования при проведении
внутрихозяйственного земле-
устройства
При проведении
внутрихозяйственного землеустройства создаются ус-
ловия для:
1) сбалансированности территории хозяйства с качественными и ко-
личественными показателями земли, наличием трудовых и
материальных ре-
сурсов, специализацией производства, оптимальным размером
производства
товарной продукции;
2) стабильности
организации территории хозяйства и сельскохозяйс-
твенного производства;
3)
возможности размещения и комплексного использования объектов
производственной и инженерной инфраструктуры и мелиоративных
систем;
4) сохранности
ценных сельскохозяйственных угодий,
воспроизводс-
тва и повышения плодородия почв, улучшения природных
ландшафтов и соз-
дания благоприятной экологической среды;
5) оптимальности
взаимосвязи между поселениями, производственными
центрами, обслуживаемой территорией, размещением и
организацией произ-
водства.
ГЛАВА
IV. Землеустроительная документация
Статья 29. Виды
землеустроительной документации
В зависимости от
проведенного вида
землеустроительных работ по
каждому объекту землеустройства разрабатывается
соответствующая земле-
устроительная документация в виде программ, схем, проектов,
тематичес-
ких карт, материалов (технических отчетов)
исследований и изысканий,
землеустроительных дел.
Основными видами
землеустроительной документации являются:
1)
государственные программы использования и охраны;
2) схемы
отнесения земель по категориям;
3) материалы
зонирования (за исключением объектов градостроитель-
ной
деятельности) и
природно-сельскохозяйственного районирования зе-
мель, размещения и установления границ, особо охраняемых
территорий;
4) схемы землеустройства
административно-территориальных образо-
ваний, схемы городского землепользования, схемы формирования
специаль-
ных фондов земель,
планы земельных участков, не подлежащих застройке,
земель городов и поселков,
на которых строительство временно запреще-
но:
5) проекты
перераспределения земель, образования новых и упорядо-
чения существующие землепользовании, организации их территорий, внут-
рихозяйственного землеустройства (за исключением проектов
межевания в
поселениях, которые
составляются при разработке градостроительной до-
кументации);
6) материалы по
формированию землепользования,
межеванию земель,
изготовлению плана земельного участка, закреплению и изменению границ
черты поселений на местности;
7) проекты
рекультивации нарушенных земель, защиты
почв от эро-
зии, селей,
оползней, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотне-
ния, засоления,
негативных геологических процессов в явлений- восста-
новления и консервации земель, загрязненных отходами
производства, ра-
диоактивным и химическими веществами, улучшения
сельскохозяйственных
угодий, освоения новых земель, сохранения и повышения
плодородия почв;
8) материалы
(технические отчеты) топографо-геодезических и
кар-
тографических работ,
авали агрохимического и геоботанического состава
почв, исследовательских и изыскательских работ т
землеустройству;
9) материалы по
составлению дежурных карт границ земель,
ограни-
ченных в использовании;
10) материалы по
выявлению и консервации деградированных сельско-
хозяйственных угодий в загрязненных земель;
11) материалы по
инвентаризации земель, систематическому
выявле-
нию неиспользуемых,
нерационально используемых и используемых не по
целевому назначению
земель я формированию фонда перераспределения зе-
мель;
12)
специальные тематические карты
состояния и использования зе-
мельных ресурсов.
Исходя из задач
и целей проводимого землеустройства в соответс-
твии с требованиями настоящего Закона, могут
изготавливаться другие
виды землеустроительной документации.
Землеустроительная документация любого вида включает в себя текс-
товые и графические материалы и содержит обязательные
положения, уста-
новленные заданием на разработку соответствующего вида
документации.
Землеустроительная документация
любого вида разрабатывается на
основания задания,
выданного заказчиком землеустроительной документа-
ции.
Состав,
содержание и правила оформления каждого вида землеустрои-
тельной документации регламентируются соответствующими
нормативно-тех-
ническими документами по проведению землеустройства и осуществлению
градостроительной деятельности.
Статья 30. Согласование землеустроительной
документации
Землеустроительная документация
согласовывается с пользователями
земельных участков,
на которых проводится землеустройство,
уполномо-
ченным
государственным органом по управлению земельными ресурсами или
его территориальными органами на местах, в зависимости от уровня раз-
рабатываемой землеустроительной документации, с
соответствующими орга-
нами архитектуры и градостроительства и другими
заинтересованными го-
сударственными органами исполнительной власти, а также с третьими ли-
цами, права и
законные интересы которых
затрагиваются землеустройс-
твом.
Землеустроительная документация подлежит государственной экологи-
ческой экспертизе в случаях и порядке, установленных
законом.
Статья 31. Утверждение землеустроительной
документации
Согласованная в
установленном порядке землеустроительная докумен-
тация утверждается:
1)
Правительством Республики Таджикистан - землеустроительная до-
кументация,
связанная с выполнением
работ, имеющих государственное
значение;
2) органами
государственной власти - землеустроительная
докумен-
тация, связанная с
выполнением работ, имеющих региональное значение и
на землях, отнесенных в их ведение;
3) органами
местного самоуправления - землеустроительная докумен-
тация, связанная с
выполнением работ на землях, отнесенных к их веде-
нию;
4)
землепользователями, арендаторами земельных участков и другими
заказчиками -
проекты внутрихозяйственного землеустройства и проекты,
связанные с рациональным использованием земель, и сохранением и повы-
шением плодородия почв,
разрабатываемые и осуществляемые за их средс-
тва, по с
согласованию с органами государственной власти и уполномо-
ченным государственным органом по управлению земельными
ресурсами.
Землеустроительная документация, связанная с формированием границ
земельных участков,
межеванием земель, изготовлением плана земельного
участка, а также
материалы топографо-геодезических и картографических
работ, агрохимических, геоботанических и других исследований
состава
почв и изыскательских работ по землеустройству, по составлению специ-
альных тематических
м карт состояния и использования земельных ресур-
сов рассматриваются и принимаются уполномоченным и
государственным ор-
ганом по управлению земельными ресурсами.
Порядок
согласования и утверждения конкретных видов
землеустрои-
тельной документации и устанавливается в зависимости от
уровня ее раз-
работки.
Правительством Республики Таджикистан или органами государс-
твенной власти на местах.
Статья 32.
Землеустроительное дело
Результаты
проведенных землеустроительных работ по каждому объек-
ту землеустройства, формируются в землеустроительное дело.
В состав землеустроительного дела включаются
подлинники всех до-
кументов, получаемых
в за ходе подготовительных работ, полевых иссле-
дований и
изысканий, авторский экземпляр
проектных материалов (прог-
рамм, схем, проектов и др.) оригиналы картографических материалов,
планы, чертежи,
подлинники документов согласования и утверждения зем-
леустроительной документации, другие материалы, данные
и сведения в
отношении данного объекта землеустройства.
Землеустроительное дело хранится у разработчика землеустроитель-
ной документации.
Статья 33.
Государственный фонд землеустроительной документации
Государственный
фонд землеустроительной документации является
составной частью Государственного фонда геодезических, картографичес-
ких,
землеустроительных, земельно-кадастровых и других материалов и
данных о состоянии и использовании земель Таджикистана.
Материалы и документы
Государственного фонда землеустроительной
документации не подлежат включению в состав имущества приватизируемых
организаций.
Материалы и
документы Государственного фонда землеустроительной
документации,
отнесенные в установленном
порядке к составу Архивного
фонда Республики Таджикистан, хранятся в соответствии с
законом.
Пользование
материалами и документами Государственного фонда зем-
леустроительной документации, являющимися носителями
сведений, состав-
ляющих государственную тайну, осуществляется в соответствии
с законом.
Граждане и
юридические лица, разработчики
землеустроительной до-
кументации,
выполняющие работы за счет средств заказчиков, обязаны
безвозмездно передавать один экземпляр копий созданных
ими материалов
и документов в
соответствующий государственный орган исполнительной
власти по управлению земельными ресурсами для регистрации
и включения
в
Государственный фонд
землеустроительной документации с сохранением
авторских прав разработчиков.
Физические
и юридические лица - пользователи материалов и доку-
ментов Государственного фонда землеустроительной
документации, обяза-
ны:
1) обеспечить
сохранность полученных во временное пользование ма-
териалов и документов и возвращать их в установленные сроки;
2) не разглашать
содержащиеся в указанных материалах и документах
сведения, составляющие государственную тайну.
Положение о
Государственном фонде
землеустроительной документа-
ции, перечни включаемых
в него материалов и документов и порядок их
использования утверждается Правительством Республики
Таджикистан.
ГЛАВА V.
Ответственность за нарушение законодательства о
землеустройстве
Статья 34.
Ответственность за нарушение законодательства о земле-
устройстве
За нарушение
законодательства о земле
физические и юридические
лица привлекаются к ответственности.
Статья 35.
Возмещение ущерба, причиненного в результате землеуст-
роительной деятельности
Ущерб,
причиненный в результате землеустроительной
деятельности,
подлежит возмещению в порядке, установленном законом.
Статья 36.
Разрешение споров по вопросам землеустройства
Споры между
участниками землеустроительных отношений, возникающих
при землеустройстве, разрешаются, судом в соответствии с
законом.
ПРЕЗИДЕНТ
РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Э. РАХМОНОВ
г. Душанбе, 12
мая 2001 №20