ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

                        Об обращениях граждан

 

                       По состоянию на 1998 г.

 

     Настоящий Закон устанавливает порядок обращения граждан с предло-

жениями,  заявлениями  и жалобами в государственные органы или общест-

венные объединения,  предприятия,  учреждения, организации, независимо

от форм собственности, а также порядок и сроки их рассмотрения.

 

     Статья 1. Право граждан на обращения

 

     В соответствии  с  Конституцией  Республики  Таджикистан граждане

имеют право лично или совместно с другими обращаться в государственные

органы,  общественные объединения,  предприятия, учреждения, организа-

ции, независимо от форм собственности.

     Все равны перед законом и судом.  Государство гарантирует права и

свободы каждого,  независимо от его национальности, расы, пола, языка,

вероисповедания,  политических убеждений,  образования,  социального и

имущественного положения.

     Граждане Республики Таджикистан,  участвуя в управлении государс-

твенными и общественными делами,  реализуя права и свободы, предостав-

ленные им Конституцией Республики Таджикистан и другими законами, име-

ют право:

     на защиту своих законных прав и интересов,  а также законных прав

и интересов других лиц и организаций;

     на восстановление компетентными органами государства и обществен-

ных объединений нарушенных прав;

     лица без  гражданства имеют право обращения в соответствии с нас-

тоящим Законом наравне с гражданами Республики Таджикистан;

     обращения граждан иностранных государств рассматриваются в поряд-

ке,  установленном настоящим Законом, если международными договорами и

соглашениями  Республики  Таджикистан  не предусмотрен иной порядок их

рассмотрения.

     Инструкцию о  ведении  делопроизводства по обращениям граждан ут-

верждает Правительство республики Таджикистан (Закон РТ от 21 мая 1998

года, № 582).

 

     Статья 2. Виды обращений

 

     К обращениям граждан относятся предложения, заявления и жалобы.

     Предложения - обращения граждан,  направленные на улучшение  дея-

тельности государственных органов или общественных объединений, предп-

риятий, учреждений и организаций.

     Государственный орган или общественные объединения,  предприятия,

учреждения,  организации обязаны всесторонне рассмотреть предложение и

по просьбе гражданина сообщить ему о результатах.

     Заявления - обращения граждан, направленные на устранение ставших

им известными правонарушений или с просьбой о реализации прав и закон-

ных интересов граждан и организаций.

     Жалобы - обращения с требованием о восстановлении прав и законных

интересов граждан,  нарушенных действиями, бездействием либо решениями

государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреж-

дений, организаций, а также их должностных лиц.

     Обращения могут быть индивидуальными или коллективными, вноситься

в устной,  либо в письменной форме и могут быть направлены  на  защиту

собственных  прав,  а  также прав других лиц и организаций,  если иное

предусмотрено законодательством.

 

     Статья 3. Повторные жалобы и заявления

 

     Повторной считается жалоба или заявление гражданина,  когда он не

согласен с решением,  принятым по его первой жалобе или  заявлению  по

одному и тому же вопросу в один и тот же орган.

     Жалоба или заявление по одному и тому же вопросу, направленные до

получения  ответа на свою первую жалобу или заявление,  считаются вто-

ричными.

 

     Статья 4. Подача жалобы и заявления

 

     Жалоба и заявление могут быть поданы гражданами, прав которых на-

рушены, уполномоченными ими лицами, а также другим лицом или организа-

цией,  осуществляющей правозащитную деятельность. Жалоба и заявление в

интересах несовершеннолетних и недееспособных лиц подаются их законны-

ми представителями.

     Жалоба и заявление вышестоящему в порядке  подчиненности  органу,

должностному  лицу  либо в суд подаются по месту нахождения органа или

по месту работы должностного лица,  чьи действия обжалуются или о неп-

равомерных действиях которого сообщается.

     Жалоба и заявление в суд подаются при  условии  уплаты  государс-

твенной пошлины. Порядок уплаты и размеры пошлины, основания и порядок

освобождения от ее уплаты  определяются  законодательством  Республики

Таджикистан.

 

     Статья 5. Требования, предъявляемые к обращениям

 

     В обращения должны быть указаны фамилия,  имя,  адрес гражданина,

существо предложения, предложения или жалобы.

     Обращения, в которых не указаны фамилия, имя, адрес обратившегося

гражданина,  признаются анонимными и рассмотрению не  подлежат.  Также

признаются анонимными и обращения, в которых фамилия, имя, адрес обра-

тившегося (обращающихся) не соответствуют действительности.

     Обращения, направленные в государственные органы,  органы общест-

венных объединений,  предприятиям, учреждениям, организациям, их долж-

ностным лицам, в компетенцию которых не входит разрешение поставленных

вопросов,  в срок не позднее 5 дней передаются ими соответствующим ор-

ганам или должностным лицам с сообщением об этом гражданину.

     Жалобы и заявления,  поданные в установленном  порядке,  подлежат

обязательному рассмотрению.  Отказ в приеме жалоб и заявлений запреща-

ется.  Запрещается также направлять жалобы и заявления граждан тем ор-

ганам или должностным лицам,  действия или бездействия и решения кото-

рых обжалуется или о неправомерном поведении которых сообщается.

 

     Статья 6. Обращения, направленные в средства массовой информации

 

     Обращения, направленные в средства массовой информации,  подлежат

рассмотрению в соответствии с настоящим Законом и законодательством  о

печати и других средствах массовой информации.

 

     Статья 7. Прав гражданина при подаче жалобы

 

     Гражданин, обратившийся с жалобой в  государственный  орган,  об-

щественное  объединение,  на предприятие,  в учреждение,  организацию,

имеет право:

     лично изложить доводы лицу, проверяющему жалобу;

     ознакомиться с  материалами  проверки  с  соблюдением  требований

статьи 11 настоящего Закона;

     предоставлять дополнительные материалы или ходатайствовать об  их

истребовании органом, рассматривающим жалобу;

     пользоваться услугами адвоката либо иного лица;

     получить письменный ответ о результатах рассмотрения жалобы;

     требовать возмещения ущерба с виновных лиц в установленном  зако-

ном порядке.

 

     Статья 8. Действия органов (должностных лиц), подлежащие обжало-

               ванию в соответствии с настоящим Законом

 

     К действиям и решениям государственных органов, общественных объ-

единений. Предприятий. Учреждений, организаций, их должностных лиц ко-

торые могут быть обжалованы в вышестоящий в порядке подчиненности  ор-

ган.  Должностному лицу или в суд, относятся коллегиальные и единолич-

ные действия, решения в результате которых:

     гражданин незаконно лишен возможности полностью или частично осу-

ществлять право,  предоставленное ему законом или иным нормативным ак-

том;

     на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность либо  он

незаконно привлечен к ответственности.

     В соответствии с настоящим Законом может  быть  обжаловано  также

бездействие органов и должностных лиц,  т.  е.  Невыполнение ими дейс-

твий.  Которые они должны были и могли совершить в интересах граждани-

на,  в результате чего наступили последствия, указанные в части первой

настоящей статьи.

 

     Статья 9. Обязанности государственных органов, общественных объ-

               единений,  предприятий,  учреждений  и  организаций  по

               рассмотрению обращений

 

     Государственные органы и общественные  объединения,  предприятия,

учреждения и организации, независимо от форм собственности, их руково-

дители и другие должностные лица в пределах своей компетенции обязаны:

     систематически проверять  состояние дел по рассмотрению предложе-

ний, заявлений и жалоб граждан в соответствующих управлениях и отделах

и подчиненных им предприятиях,  учреждениях и организациях,  принимать

меры к устранению причин и условий,

     порождающих нарушение  прав  и охраняемых законом интересов граж-

дан,  вызывающих поступления вторичных и повторных жалоб и  заявлений.

Всесторонне, объективно и своевременно рассматривать обращения, в слу-

чае необходимости истребовать нужные документы  с  приглашением  долж-

ностных  лиц,  направлять работников на места для проверок,  принимать

основанные на законе решения и обеспечивать их  исполнение,  письменно

сообщать гражданам о результатах рассмотрения обращения.

     Отказ в удовлетворении требований, изложенных в жалобах и заявле-

ниях,  доводится до сведения гражданина с указанием мотивов отказа,  а

также с разъяснением порядка обжалования принятого решения.

 

     Статья 10. Запрещение преследования граждан в связи с обращениями

                принуждения  их к участию в действиях в защиту обраще-

                ний

 

     Запрещается преследование  граждан  и членов их семей за осущест-

вляемую ими реализацию или защиту прав и законных  интересов  посредс-

твом обращений.

     Никто не должен быть принужден участвовать в действиях  в  защиту

какого-либо обращения.

     Преследование должностным лицом гражданина за подачу  в  установ-

ленном  порядке обращений либо за содержащуюся в них критику,  а равно

за выступление с критикой в иной форме  влечет  уголовную  ответствен-

ность в соответствии с законодательством.

 

     Статья 11. Запрещение разглашения сведений, ставших известными в

                связи с рассмотрением обращений

 

     При рассмотрении обращений не допускается разглашение работниками

государственных органов или общественных объединений, предприятий, уч-

реждений и организаций сведений о личной жизни и граждан без их согла-

сия или сведений,  составляющую государственную либо  иную  охраняемую

законом тайну и другой информации,  если это ущемляет права и законные

интересы граждан.  Не допускается также выяснение  данных  о  личности

гражданина,  не относящихся к обращению. По просьбе гражданина не под-

лежат разглашению какие-либо сведения о его личности.

 

     Статья 12. Срок рассмотрения обращения

 

     Обращения граждан рассматриваются в месячный срок со дня  поступ-

ления,  не  требующие дополнительного изучения и проверке - не позднее

15 дней.

     В тех случаях,  когда для разрешения заявления или жалобы необхо-

димо проведение специальной проверки,  истребование дополнительных ма-

териалов либо принятие других мер, сроки разрешения заявления и жалобы

могут быть в порядке исключения продлены руководителем или  заместите-

лем руководителя соответствующего органа, предприятия, учреждения, ор-

ганизации,  но не более чем на один месяц,  с сообщением об этом лицу,

подавшему заявление или жалобу. При этом общий срок рассмотрения обра-

щения не может превышать двух месяцев.

 

     Статья 13. Личный прием граждан

 

     Депутаты всех уровней, руководители и иные должностные лица госу-

дарственных органов,  общественных объединений,  предприятий, учрежде-

ний,  организаций, независимо от форм собственности, обязаны проводить

личный прием граждан.

     Прием граждан проводится регулярно в установленные дни и  часы  в

дневное время.

     Устные обращения граждан и результаты их рассмотрения должны быть

зарегистрированы в соответствующих журналах и оформлены надлежащим об-

разом.

     Порядок приема  граждан  в государственных органах,  общественных

объединениях,  на предприятиях, в учреждениях и организациях определя-

ется их руководителями.

 

     Статья 14. Ответственность за нарушение законодательства об обра-

                щениях граждан

 

     Работники государственных  органов,   общественных   объединений,

предприятий,  учреждений, организаций. Независимо от форм собственнос-

ти, виновные:

     в неправомерном отказе в рассмотрении обращения;

     в нарушении без уважительных причин сроков  рассмотрения  обраще-

ний;

     в принятии необоснованного, противоречащего закону решения;

     в разглашении  сведений,  составляющих  государственную  или иную

тайну,  либо охраняемой законом информации о личной жизни  граждан,  а

также  другой информации,  если это ущемляет права и законные интересы

граждан.

     Несут дисциплинарную  ответственность  в соответствии с законода-

тельством Республики Таджикистан,  если указанные действия  не  влекут

административной или уголовной ответственности.

 

     Статья 15. Возмещение ущерба гражданину в связи с нарушением тре-

                бований закона при рассмотрении его жалобы и заявления

 

     В случае удовлетворения жалобы и заявления  орган  (организация),

принявший по ним неправомерное решение, возмещает гражданам понесенный

ущерб, связанный с подачей и рассмотрением жалобы или заявления, вклю-

чая сумму государственной пошлины, расходы, понесенные в связи с учас-

тием в рассмотрении жалобы по требованию  соответствующего  органа,  и

утраченный за это время средний заработок.  Споры о взыскании расходов

рассматриваются в судебном порядке.

     Гражданину по его требованию и в порядке, установленном законода-

тельством Республики Таджикистан, может быть возмещен моральный ущерб,

причиненный  неправомерными  действиями или решениями органа или долж-

ностного лица при рассмотрении жалобы или заявления. Размер возмещения

морального ущерба в денежном выражении определяется судом.

 

     Статья 16. Ответственность за подачу заявления или жалобы проти-

                воправного характера

 

     Подача гражданином заявления или жалобы, содержащих клевету и ос-

корбления,  а  также  призывы  к разжиганию национальной и религиозной

розни и другим действиям,  наказуемым в уголовном порядке,  влечет от-

ветственность, предусмотренную законами Республики Таджикистан.

 

     Статья 17. Возмещение расходов по проверке заявления и жалоб, со-

                держащих заведомо ложные сведения

 

     Расходы, понесенные государственным органом или общественным объ-

единением, предприятием, учреждением, организацией в связи с проверкой

сообщений,  содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с

гражданина по решению суда.

 

     Статья 18. Контроль за соблюдением требований законодательства об

                обращениях граждан

 

     Контроль за  соблюдением требований законодательства об обращении

граждан обеспечивают органы государственной власти, а также министерс-

тва, государственные комитеты, ведомства и органы общественных объеди-

нений в отношении подчиненных им предприятий,  учреждений, организаций

и объединений.

 

     Статья 19. Прокурорский надзор за соблюдением законов об обраще-

                ниях граждан

 

     Надзор за соблюдением законов об обращениях граждан осуществляет-

ся Генеральным прокурором Республики Таджикистан  и  подчиненными  ему

прокурорами.

 

     Статья 20. Действие Закона об обращениях граждан

 

     Действие настоящего  Закона  не распространяется на порядок расс-

мотрения заявлений и жалоб граждан,  установленный  уголовно-процессу-

альным,  гражданско-процессуальным законодательством Республики Таджи-

кистан.

 

     Президент

     Республики Таджикистан                        Э.РАХМОНОВ

 

                г.Душанбе, 14 декабря 1996 года № 343

 

                      ПОСТАНОВЛЕНИЕ МАДЖЛИСИ ОЛИ

                        РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

               О введении в действие Закона Республики

                 Таджикистан "Об обращениях граждан"

 

     Маджлиси Оли Республики Таджикистан постановляет:

     1.Ввести в действие Закон Республики Таджикистан  "Об  обращениях

граждан" со дня его официального опубликования.

     2.Правительству Республики Таджикистан:

     разработать Инструкцию  о  ведении делопроизводства по обращениям

граждан;

     привести решения Правительства Республики Таджикистан в соответс-

твие с Законом Республики Таджикистан "Об обращениях граждан".

 

     Председатель Маджлиси Оли

     Республики Таджикистан                             С. РАДЖАБОВ

 

                  г. Душанбе, 14 декабря 1996 года,№ 344