ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

                       О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

 

     Настоящий Закон определяет правовые основы и единую систему защи-

ты  государственной тайны во всех видах деятельности органов государс-

твенной власти и управления, предприятий, учреждений, объединений, ор-

ганизаций,  независимо от форм собственности,  воинских формирований и

граждан Республики Таджикистан на всей территории государства и за его

пределами.

 

                      РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

     Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

 

     Положения настоящего  Закона обязательны для исполнения на терри-

тории Республики Таджикистан и за ее пределами государственными  орга-

нами,  предприятиями,  учреждениями и организациями,  независимо от их

организационно - правового положения и формы собственности,  должност-

ными лицами и гражданами Республики Таджикистан, взявшими на себя обя-

зательства, либо обязанными по своему статусу исполнять требования за-

конодательства Республики Таджикистан о государственной тайне.

 

     Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

     В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

     государственная тайна - защищаемые государством сведения в облас-

ти обороны,  экономики, внешних сношений, государственной безопасности

и охраны правопорядка, распространение которых может нанести ущерб бе-

зопасности Республике Таджикистан;

     государственная тайна - собственность Республики Таджикистан;

     носители сведений,  составляющих государственную тайну, - матери-

альные объекты,  в том числе физические поля, в которых сведения, сос-

тавляющие государственную тайну,  находят свое отображение в виде сим-

волов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

     система защиты государственной тайны - совокупность органов защи-

ты государственной тайны,  используемых ими средств и  методов  защиты

сведений,  составляющих государственную тайну и их носителей,  в также

мероприятий, проводимых в этих целях;

     допуск к государственной тайне - процедура оформления права граж-

дан на доступ  к  сведениям,  составляющим  государственную  тайну,  а

предприятий,  учреждений и организаций - на проведение работ с исполь-

зованием этих сведений;

     доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкци-

онированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного ли-

ца со сведениями, составляющими государственную тайну;

     гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секрет-

ности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом но-

сителе и (или) в сопроводительной документации на него, средства защи-

ты информации - технические,  криптографические,  программные и другие

средства,  предназначенные для защиты сведений, составляющих государс-

твенную тайну,  средства,  в которых они реализованы, а также средства

контроля эффективности защиты информации.

 

     Статья 3. Законодательство Республики Таджикистан о государствен-

               ной тайне

 

     Законодательство Республики  Таджикистан  о государственной тайне

основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из насто-

ящего Закона и других актов законодательства, регламентирующих отноше-

ния, связанные с государственной тайной.

 

     Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных

               лиц в области отнесения сведений к государственной тай-

               не и их защиты

 

     1. Маджлиси Оли Республики Таджикистан:

     осуществляет законодательное  регулирование  отношений  в области

защиты государственной тайны;

     утверждает статьи республиканского бюджета Республики Таджикистан

в части средств,  выделяемых на реализацию государственных программ  в

области защиты государственной тайны;

     осуществляет парламентский контроль за исполнением  законодатель-

ства  Республики Таджикистан о государственной тайне,  в том числе при

заключении международных договоров и межправительственных соглашений;

     определяет полномочия  должностных  лиц  из Аппарата Маджлиси Оли

Республики Таджикистан по обеспечению защиты государственной  тайны  в

Маджлиси Оли Республики Таджикистан;

     в пределах своей компетенции, решает иные вопросы в области отне-

сения сведений к государственной тайне и их защиты.

     2. Президент Республики Таджикистан:

     утверждает государственную  программу  в области защиты государс-

твенной тайны;

     утверждает по  представлению Правительства Республики Таджикистан

состав, структуру Главного управления по вопросам государственных сек-

ретов при Правительстве Республики Таджикистан (ГУВГС);

     утверждает по представлению Правительства Республики  Таджикистан

Перечень  должностных  лиц органов государственной власти,  наделяемых

полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;

     заключает международные  договоры  Республики  Таджикистан о сов-

местном использовании и защите сведений,  составляющих государственную

тайну;

     определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты госу-

дарственной тайны в Аппарате Президента Республики Таджикистан;

     в пределах своей компетенции решает иные вопросы в области  отне-

сения сведений к государственной тайне и их защиты.

     3. Правительство Республики Таджикистан:

     организует исполнение  Закона Республики Таджикистан "О государс-

твенной тайне";

     представляет на  утверждение  Президенту  Республики  Таджикистан

состав,  структуру и Положение о Главном управлении по вопросам  госу-

дарственных секретов при Правительстве Республики Таджикистан;

     представляет на утверждение Президенту Республики Таджикистан Пе-

речень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых пол-

номочиями по отнесению сведений к государственной тайне;

     устанавливает порядок  разработки Перечня сведений,  отнесенных к

государственной тайне;

     организует разработку и выполнение государственных программ в об-

ласти защиты государственной тайны;

     определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты госу-

дарственной тайны в Аппарате Правительства Республики Таджикистан;

     устанавливает размер и порядок представления льгот гражданам, до-

пущенным к государственной тайне на постоянной основе,  и  сотрудникам

структурных подразделений по защите государственной тайны;

     устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в

результате несанкционированного распространения сведений, составляющих

государственную тайну,  а также ущерба, наносимого собственнику инфор-

мации в результате ее засекречивания;

     заключает межправительственные соглашения,  принимает меры по вы-

полнению  международных  договоров Республики Таджикистан о совместном

использовании и защите сведений,  составляющих государственную  тайну,

принимает решения о возможности передачи их носителей другим государс-

твам.

     4. Органы  государственной  власти  Горно-Бадахшанской автономной

области, областей, местного самоуправления во взаимодействии с органа-

ми  защиты государственной тайны,  расположенными в пределах соответс-

твующих территорий:

     обеспечивают защиту  переданных им другими органами государствен-

ной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, сос-

тавляющих  государственную  тайну,  а также сведений,  засекречиваемых

ими;

     обеспечивают защиту  государственной тайны на подведомственных им

предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требовани-

ями актов законодательства Республики Таджикистан;

     обеспечивают в пределах своей компетенции проведение  проверочных

мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;

     реализуют предусмотренные законодательством меры  по  ограничению

прав граждан и предоставлению льгот лицам, имеющим либо имевшим доступ

к сведениям, составляющим государственную тайну;

     вносят в  высшие органы государственной власти предложения по со-

вершенствованию системы защиты государственной тайны.

     5. Органы судебной власти:

     рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законода-

тельства Республики Таджикистан о государственной тайне;

     обеспечивают судебную  защиту  граждан,  органов  государственной

власти,  предприятий,  учреждений  и организаций в связи с их деятель-

ностью по защите государственной тайны;

     обеспечивают в  ходе  рассмотрения указанных дел защиту государс-

твенной тайны;

     определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты госу-

дарственной тайны в органах судебной власти.

     6. Главное  управление  по  вопросам государственных секретов при

Правительстве Республики Таджикистан  является  специальным  государс-

твенным органом,  организующим разработку и выполнение государственных

программ по проблемам,  связанных с государственной тайной.  Отдельные

функции в этой сфере,  в том числе в части технической защиты информа-

ции, оперативных мер охраны государственной тайны, фельдъегерской свя-

зи,  охраны государственной связи в печати и в других средствах массо-

вой информации,  выполняют соответствующие  государственные  органы  в

пределах полномочий, предусмотренных законодательством.

 

        РАЗДЕЛ II. СВЕДЕНИЯ, ОТНОСИМЫЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

 

     Статья 5. Сведения, которые могут быть отнесены к государственной

               тайне

 

     К государственной тайне, в порядке, установленным настоящим Зако-

ном, могут быть отнесены следующие сведения:

     1. В сфере обороны:

     о содержании  стратегических и оперативных планов и иных докумен-

тов боевого управления,  подготовки  и  проведении  военных  операций,

стратегическом и мобилизационном развертывании войск, а также о других

важнейших показателях,  характеризующих организацию, численность, дис-

локацию,  боевую  и мобилизационную готовность,  боевую и иную военную

подготовку, вооружения и материально-техническое обеспечение Вооружен-

ных Сил Республики Таджикистан, Пограничных войск Республики Таджикис-

тан и иных воинских формирований Республики Таджикистан;

     о направлениях развития отдельных видов вооружения и военной тех-

ники,  их количестве, тактико-технических характеристиках, организации

и технологии производства, научно исследовательских и опытно-конструк-

торских работах,  связанных с разработкой новых образцов вооружения  и

военной  техники,  а также о других разработках,  планируемых или осу-

ществляемых в интересах обороны страны;

     о силах  и  средствах Гражданской обороны Республики Таджикистан,

возможностях населенных пунктов, регионов и отдельных объектов для за-

щиты, эвакуации и рассредоточения населения, обеспечения его жизнедея-

тельности и производственной деятельности объектов народного хозяйства

в военное время или в условиях других чрезвычайных ситуаций;

     о геодезических,  гравиметрических, картографических, гидрографи-

ческих и гидрометеологических данных и характеристика,  имеющих значе-

ние для обороны страны.

     2. В сфере экономики:

     о мобилизационных планах и  мобилизационных  мощностях  народного

хозяйства, запасах и объемов поставок стратегических видов сырья и ма-

териалов, а также о размещении и объемах государственных мобилизацион-

ных материальных резервов;

     об использовании транспорта,  связи,  других отраслей и  объектов

инфраструктуры страны в интересах обеспечения ее безопасности;

     о содержании,  объеме, финансировании, и выполнении государствен-

ного оборонного заказа;

     о планах, объемах и других важнейших характеристиках добычи, про-

изводства  и реализации отдельных стратегических видов сырья и продук-

ции;

     о государственных запасах драгоценных металлов монетарной группы,

драгоценных камней,  валюты и иных ценностей,  операциях,  связанных с

изготовлением денежных знаков и ценных бумаг,  их хранением, охраной и

защитой от подделки,  обращением, обменом или изъятием из обращения, а

также об иных особых мерах финансовой деятельности государства.

     3. В сфере внешних отношений:

     о директивах, планах, указаниях делегациям и должностным лицам по

вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Респуб-

лики Таджикистан;

     о военном,  научно-техническом и ином  сотрудничестве  Республики

Таджикистан с иностранными государствами, если разглашение сведений об

этом может причинить ущерб интересам Республики Таджикистан;

     об экспорте и импорте вооружения,  военной технологии,  отдельных

стратегических видов сырья и продукции.

     4. В сфере государственной безопасности и охраны правопорядка:

     о содержании,  планах,  организации,  финансировании и материаль-

но-техническом обеспечении,  средствах,  формах, методах и результатах

разведывательной,  контрразведывательной и  оперативно-розыскной  дея-

тельности,  о лицах, сотрудничающих или ранее сотрудничавших на конфи-

денциальной основе с органами, осуществляющими такую деятельность;

     об организации  и порядке осуществления охраны высших органов за-

конодательной и исполнительной власти,  государственных банковских уч-

реждений и высших должностных лиц государства;

     о системе правительственной и специальной связи;

     о разработке  и использовании шифров,  работе с ними,  проведении

научных исследований в области криптографии;

     об иных средствах, формах и методах государственной тайны.

     Конкретные сведения могут быть отнесены к  государственной  тайне

при условии,  что они попадаю под категории,  указанные в части первой

настоящей статьи,  и их разглашение может  причинить  ущерб  интересам

Республики Таджикистан.

     НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОТНЕСЕНА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ ИНФОРМАЦИЯ:

     о стихийных бедствиях,  катастрофах и других чрезвычайных событи-

ях, угрожающих безопасности граждан, которые произошли или могут прои-

зойти;

     о состоянии окружающей среды и здоровья населения,  его жизненном

уровне, включая питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и со-

циальное обеспечение, а также о социально-демографических показателях,

состоянии правопорядка, образования и культуры населения;

     о неправомерных действиях государственных органов  и  должностных

лиц.

 

     Статья 6. Порядок отнесения сведений к государственной тайне

 

     Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соот-

ветствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принад-

лежностью.

     Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руково-

дителями  органов  государственной власти,  которые несут персональную

ответственность за принятые ими решения.

     Для осуществление  единой  государственной политики в области за-

секречивания сведений главное управление по  вопросам  государственных

секретов  при  Правительстве Республики Таджикистан формирует Перечень

сведений Республики Таджикистан, отнесенных к государственной тайне, в

котором  указываются  сроки,  на который засекречиваются эти сведения.

Указанный Перечень принимается Маджлиси Оли Республики  Таджикистан  в

виде  Закона.  пересматривается и по мере необходимости вносятся в нем

соответствующие изменения.

     Органами государственной  власти  разрабатываются развернутые пе-

речни сведений, подлежащих засекречиванию и устанавливается степень их

секретности.

     В рамках целевых программ по разработке и  модернизации  образцов

вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследо-

вательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ  мо-

гут разрабатываться отдельные перечни сведений,  подлежащих засекречи-

ванию.  Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями орга-

нов государственной власти.

 

     Статья 7. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений,

               организаций и граждан Республики Таджикистан на  сведе-

               ния в связи с ее засекречиванием

 

     Должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 6

настоящего Закона,  полномочиями по отнесению сведений к государствен-

ной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, нахо-

дящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан

(далее собственник информации), если эта информация включает сведения,

перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне.

     Материальный ущерб,  наносимый  собственнику информации в связи с

ее засекречиванием,  возмещается государством в размерах, определяемых

в договоре между органом государственной власти,  в распоряжение кото-

рого переходит эта информация,  и ее собственником.  В договоре  также

предусматриваются  обязательства собственника информации по ее нерасп-

ространению. При отказе собственника информации от подписания договора

он предупреждается об ответственности за несанкционированное распрост-

ранение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с

действующим законодательством.

     Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должност-

ных лиц,  ущемляющих,  по мнению собственника информации, его права. В

случае признания судом действий должностных лиц  незаконными,  порядок

возмещения ущерба,  нанесенного собственнику информации,  определяется

решением суда в соответствии с действующим законодательством.

 

          РАЗДЕЛ III. ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ СВЕДЕНИЙ И ИХ НОСИТЕЛЕЙ

 

     Статья 8. Засекречивание сведений,  отнесенных к государственной

               тайн

 

     Засекречивание сведений, отнесенных к государственной тайне, осу-

ществляется путем предоставления соответствующему  документу,  изделию

или иному материальному носителю информации грифа секретности.

     Гриф секретности является обязательным реквизитом каждого матери-

ального  носителя  информации  отнесенной к государственной тайне:  Он

должен содержать сведения о степени секретности этой информации ("осо-

бой важности",  "совершенно секретно", "секретно"), срока засекречива-

ния информации и должностном лице, предоставившем указанный гриф.

     Если гриф секретности невозможно нанести непосредственно на носи-

тель информации, он должен быть указан в сопроводительных документах.

     Запрещается предоставлять грифы секретности, предусмотренные нас-

тоящим Законом носителям иной тайны или  конфиденциальной  информации,

не составляющей государственной тайны.

     Перечень должностных лиц,  имеющих право предоставлять  носителям

информации  гриф секретности,  утверждается руководителем предприятия,

учреждения или организации,  осуществляющей деятельность,  связанную с

государственной тайной.

     По истечению установленных сроков засекречивания информации  и  в

случае  понижения  степени секретности информации или смены решения об

отнесении ее к государственной тайне, должностные лица, осуществляющие

засекречивание информации,  обязаны обеспечить изменение грифа секрет-

ности или рассекречивание информации.

 

               РАЗДЕЛ IV. ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

 

     Статья 9. Содержание защиты государственной тайны

 

     Защита государственной  тайны  включает  комплекс   организацион-

но-правовых,  инженерно-технических,  криптографических  и оперативных

мер, направленных на предупреждение разглашения сведений, составляющих

государственную тайну.

     Осуществление этих мер в соответствии со своей компетенцией обес-

печивают государственные органы,  предусмотренные статьями 4,  12, 26,

27, 28 и 29 настоящего Закона.

 

     Статья 10. Основные организационно-правовые меры защиты государс-

                твенной тайны

 

     В целях защиты государственной тайны устанавливаются:

     единые требования по изготовлению, пользованию, сохранению, пере-

даче, транспортировке и учету носителей информации, составляющей госу-

дарственную тайну;

     лицензирование предприятий, учреждений и организаций, осуществля-

ющих деятельность, связанную с государственными тайнами;

     особый режим   деятельности   (режим  секретности)  вышеуказанных

предприятий, учреждений и организаций;

     специальный порядок доступа граждан к государственной тайне;

     ограничения по обнародованию,  передаче другому  государству  или

распространению  иным  путем информации,  составляющей государственную

тайну;

     ограничение в  отношение  пребывания  и деятельности в Республике

Таджикистан иностранных граждан и иностранных юридических лиц, а также

размещения  и  перемещения  принадлежащих  им  объектов  и технических

средств;

     специальный порядок осуществления судебных,  надзорных, контроль-

но-ревизионных и других функций органов государственной власти в отно-

шении предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых свя-

зана с государственными тайнами;

     ответственность за  нарушение  законодательства о государственной

тайне.

 

     Статья 11. Единые требования к носителям информации, составляющей

                государственную тайну и к их хранению

 

     Единые требования по изготовлению,  пользованию, обеспечению сох-

ранности, передаче, транспортировке и учету носителей информации, сос-

тавляющей государственную тайну, к их хранению устанавливаются Главным

управлением по вопросам  государственных  секретов  при  Правительстве

Республики Таджикистан.

 

     Статья 12.  Лицензирование предприятий, учреждений и организаций,

                 осуществляющих деятельность,  связанную  с  государс-

                 твенной тайной

 

     Предоставление предприятиям,  учреждениям  и  организациям  права

осуществлять деятельность,  связанную с государственной тайной, совер-

шается  путем оформления Главным управлением по вопросам государствен-

ных секретов при Правительстве республики Таджикистан соответствующего

разрешения (лицензии).

     Порядок и условия предоставления указанного разрешения (лицензии)

определяется Правительством Республики Таджикистан.

     Ответственность за обеспечение защиты  государственной  тайны  на

предприятиях,  в учреждениях и организациях, получившие указанное раз-

решение (лицензию), несут руководители.

 

     Статья 13. Особый режим деятельности предприятий,  учреждений  и

                организаций

 

     Особый режим деятельности предприятий,  учреждений и организаций,

связанной с государственной тайной (режим секретности), вводится в по-

рядке, установленном Правительством Республики Таджикистан.

 

     Статья 14. Доступ Граждан к государственной тайне

 

     Доступ к государственной тайне предоставляется дееспособным граж-

данам Республики Таджикистан в возрасте от 18 лет,  которым он необхо-

дим  по условиям своей служебной или научно-исследовательской деятель-

ности, и которым оформлен соответствующий допуск в порядке, предусмот-

ренном настоящим Законом.

     Решение о предоставлении доступа к конкретной информации, состав-

ляющей  государственную тайну,  принимают руководители государственных

органов,  предприятий, учреждений и организаций, в которых осуществля-

ются работы или хранятся носители информации,  связанные с этой инфор-

мацией.

     Отказ предоставить  Гражданину  Республики  Таджикистан  доступ к

конкретной информации возможен лишь при отсутствии оснований,  предус-

мотренных частью первой настоящей статьи, и может быть обжалован долж-

ностному лицу вышестоящего уровня,  которому подчинено то  должностное

лицо,  которое  отказало гражданину в доступе к конкретной информации,

составляющей государственную тайну.  В случае неудовлетворения  жалобы

гражданин  вправе  обжаловать противоправные действия должностных лиц в

суд.

     Иностранным гражданам  и лицам без гражданства доступ к государс-

твенной тайне предоставляется в исключительных  случаях  на  основании

международных  соглашений или письменного распоряжения Президента Рес-

публики Таджикистан.

 

     Статья 15. Допуск граждан к государственной тайне

 

     Допуск к государственной тайне предоставляется на основании  при-

каза руководителя предприятия, учреждения или организации, где работа-

ет, состоит на службе или обучается гражданин.

     Если потребность  гражданина в сведениях,  составляющих государс-

твенную тайну,  не связана с местом работы или обучения,  допуск может

предоставляться по месту осуществления деятельности, связанной с госу-

дарственной тайной.

     Предоставление допуска предусматривает:

     определение необходимости работы лица с информацией, составляющей

государственную тайну;

      проверку лица в связи с допуском к государственной тайне;

     принятием гражданином  на  себя  обязанностей по сохранению госу-

дарственных тайн, которые будут ему вверяться;

     получение в письменной форме согласия гражданина на предусмотрен-

ные законодательством ограничения прав в связи с допуском к  государс-

твенным тайнам;

     ознакомление гражданина с нормами об ответственности за нарушение

законодательства о государственной тайне.

     Формы допуска к необходимой гражданину информации  ("особой  важ-

ности",  "совершенно секретно",  "секретно") устанавливаются в зависи-

мости от степени ее секретности.

 

     Статья 16. Основания для отказа в предоставлении допуска к госу-

                дарственной тайне

 

     Допуск к государственной тайне не предоставляется в случае:

     1. Отсутствия у гражданина обоснованной необходимости в работе  с

информацией, составляющей государственную тайну;

     2. Выявления в ходе проверки лица в связи с допуском к  государс-

твенной  тайне фактов его содействия противоправной деятельности орга-

нов иностранных государств и иностранных организаций или участии его в

объединении граждан, деятельность которых не подлежит легализации, ли-

бо запрещена в судебном порядке,  или невыполнения им обязанностей  по

сохранению государственной тайны, которая ему была вверена ранее;

     3. Отказа гражданина принять на себя  обязанности  по  сохранению

государственной  тайны,  которая  будет ему вверена или отсутствие его

согласия на предусмотренные законодательством ограничение прав в связи

с допуском к государственной тайне.

     4. Наличия у гражданина судимости за тяжкие преступления,  не по-

гашенной или не снятой в установленном порядке,

     5. Наличии у лица заболеваний,  которые могут причинить ущерб ох-

ране  государственной тайны,  в соответствии с перечнем,  утвержденным

Министерством здравоохранения Республики Таджикистан и Главным  управ-

лением  по вопросам государственных секретов при Правительстве Респуб-

лики Таджикистан;

     6. Сообщения  гражданином  про  оформлении  допуска недостоверных

сведений о себе;

     7. Постоянного  проживания  гражданина за границей или оформления

им документов на выезд для постоянного проживания за границей.

     8. Выявление в результате проверочных мероприятий действий оформ-

ляемого лица, создающих угрозу безопасности Республике Таджикистан.

 

     Статья 17. Проверки лиц в связи с их допуском к  государственной

                тайне

 

     Проверка лиц,  в связи с их допуском к государственной тайне осу-

ществляется органами государственной безопасности на условиях и в  по-

рядке, определяемом законодательством Республике Таджикистан.

     Согласование с органом, осуществляющего проверку, является обяза-

тельным  для должностных лиц,  уполномоченных принимать решение о пре-

доставлении допуска к государственной тайне.

 

     Статья 18. Обжалование гражданином отказа в предоставлении допус-

                ка к государственной тайне

 

     Должностные лица, уполномоченные принимать решения о предоставле-

нии допуска к государственной тайне, должны сообщить гражданину причи-

ны и основания отказа в предоставлении допуска.

     Гражданин имеет право обжаловать этот отказ должностному лицу вы-

шестоящего уровня, которому подчинено то должностное лицо, которое от-

казало гражданину в допуске к государственной тайне.  В случае неудов-

летворения  жалобы гражданин вправе обжаловать противоправные действия

в суд.

 

     Статья 19. Отмена допуска к государственной тайне

 

     Отмена ранее предоставленного  допуска  к  государственной  тайне

возможна в случаях:

     - возникновения  или  выявления  обстоятельств,   предусмотренных

статьей 16 настоящего Закона;

     - нарушений взятых на себя обязательств,  связанных с защитой го-

сударственной тайны;

     - расторжения трудового договора (если одним из оснований считал-

ся допуск к государственной тайне),  в том числе и увольнение с работы

(службы).

     Решение об отмене допуска принимается должностными лицами,  упол-

номоченными принимать решение о его предоставлении.  Это решение может

быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 18 настоящего Зако-

на.

     Отмена допуска к государственной тайне не освобождает должностное

лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведе-

ний, составляющих государственную тайну.

 

     Статья 20. Обязанности  гражданина по сохранению государственной

                тайны

 

     Гражданин, которому предоставлен допуск к государственной  тайне,

обязан:

     не допускать разглашения каким бы то ни было  способом  государс-

твенной тайны,  которая ему будет вверена или станет известной в связи

с исполнением служебных обязанностей;

     не принимать участия в объединениях граждан, деятельность которых

не подлежит легализации в соответствии с законодательством или  запре-

щена в судебном порядке;

     не принимать участия в противоправной деятельности органов иност-

ранных государств и иностранных организаций;

     выполнять требования установленного в соответствии со статьей  13

настоящего Закона режима секретности;

     сообщать должностным лицам, предоставившим ему допуск к государс-

твенной тайне, об обстоятельствах, препятствующих сохранению вверенной

ему государственной тайны.

 

     Статья 21. Ограничение прав в связи с допуском к государственной

                тайне

 

     Гражданин имеющий,  или  имевший допуск к государственной тайне и

фактически был ознакомлен с государственной тайной в порядке, установ-

ленном законодательством,  может быть ограничен в праве выезда на пос-

тоянное жительство в иностранное государство до рассекречивания  соот-

ветствующей информации,  но не более чем на пять лет со времени отмены

допуска к государственной тайне.

     Не ограничивается выезд на постоянное жительство в государства, с

которыми Республики Таджикистан имеет соглашения о взаимной охране го-

сударственных тайн или иные международные соглашения,  предусматриваю-

щие такой выезд.

 

     Статья 22. Ограничения на обнародование  сведений,  составляющих

                государственную  тайну,  в  печати  и других средствах

                массовой информации

 

     При подготовке материалов для  опубликования,  распространения  в

печати и других средствах массовой информации или перемещения их через

границу предприятия, учреждения, организации и граждане в целях охраны

сведений, составляющих государственную тайну, обязаны руководствовать-

ся настоящим Законом и иными актами законодательства.

     Контроль за соблюдением законодательства по вопросам охраны госу-

дарственной тайны от распространения в печати и других средствах  мас-

совой  информации,  а также в материалах,  предназначенных к вывозу за

границу,  осуществляет Главное управление  по  охране  государственных

тайн в печати и других средствах массовой информации (ГУОТ) при Прави-

тельстве Республики Таджикистан.

 

     Статья 23. Ограничения по передаче государственных тайн  другому

                государству

 

     Сведения, составляющие  государственную тайну могут быть переданы

другим государствам при наличии заключения ГУВГС о возможности переда-

чи этих сведений.

     Решение о передаче сведений,  составляющих государственную  тайну

принимается Президентом Республики Таджикистан.

     Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей  све-

дений предусматриваются заключаемым с ней соглашением.

 

     Статья 24. Ограничения  в  отношении пребывания и деятельности в

                Республике Таджикистан иностранных граждан и иностран-

                ных юридических лиц,  а также размещения и перемещения

                принадлежащих им объектов и технических средств

 

     Ограничения в отношении пребывания и  деятельности  в  Республике

Таджикистан иностранных граждан и иностранных юридических лиц, а также

размещения и  перемещения  принадлежащих  им  объектов  и  технических

средств определяются соответствующим законодательством.

 

     Статья 25. Особенности осуществления судебных,  надзорных, конт-

                рольно-ревизионных и иных  функций  органов  государс-

                твенной  власти в отношении предприятий,  учреждений и

                организаций,  деятельность которых связана с государс-

                твенными тайнами

 

     Органы государственной власти, в том числе судебные, правоохрани-

тельные и контрольно-ревизионные в целях предостережения государствен-

ных  тайн  от  возможного разглашения должны по согласованию с Главным

управлением по вопросам  государственных  секретов  при  Правительстве

Республики Таджикистан предусмотреть специальный порядок осуществления

своих функций в отношении предприятий,  учреждений и организаций, дея-

тельность которых связана с государственными тайнами.

     Предприятия, учреждения и  организации,  осуществляющие  деятель-

ность, связанную с государственными тайнами, вправе отказаться от пре-

доставления информации или выполнения других решений этих органов  го-

сударственной власти,  если они не установили указанный порядок или не

соблюдают его.

     Мотивы этого  отказа  должны  быть одновременно сообщены Главному

управлению по вопросам государственных секретов при Правительстве Рес-

публики Таджикистан, который в течение месяца обязан принять решение о

его обоснованности.

     В случае,  когда  Главное  управление по вопросам государственных

секретов при Правительстве Республики Таджикистан подтвердит указанный

отказ,  соответствующий  орган государственной власти может обжаловать

его в Верховный Суд Республики Таджикистан.

 

     Статья 26. Особенности регулирования отношений, связанных с рас-

                секречиванием  носителей сведений,  составляющих госу-

                дарственную тайну, защита сведений при изменении функ-

                ций субъектов правоотношения

 

     Условия рассекречивания  носителей  сведений,  составляющих госу-

дарственную тайну,  исполнение запросов граждан, предприятий, учрежде-

ний, организаций и органов государственной власти, связанных со сведе-

ниями, составляющими государственную тайну, а равно защита этих сведе-

ний при изменении функций объектов правоотношения осуществляется в по-

рядке,  установленном соответствующим положением,  утверждаемым Прави-

тельством Республики Таджикистан.

 

     Статья 27. Инженерно-технические меры защиты государственной тай-

                ны

 

     В целях технической защиты информации предприятия,  учреждения  и

организации, осуществляющие деятельность, связанную с государственными

тайнами, обязаны использовать защищенные средства обработки, передачи,

сохранения информации и технические устройства ее защиты, сертифициро-

ванные на соответствие этих средств и устройств нормативам технической

защищенности.

     Предприятия, учреждения и организации  имеют  право  осуществлять

деятельность, связанную с производством и сервисным обслуживанием сис-

тем и средств,  выполнением работ, предоставлением услуг, обеспечиваю-

щих техническую защиту государственной тайны,  исключительно при нали-

чии соответствующего разрешения (лицензии).

     Сертификация и лицензирование, предусмотренные настоящей статьей,

осуществляются Главным управлением по вопросам государственных  секре-

тов при Правительстве Республики Таджикистан.

 

     Статья 28. Криптографические меры защиты государственной тайны

 

     Криптографические меры защиты государственной тайны осуществляют-

ся в порядке, определенном Президентом Республики Таджикистан.

 

     Статья 29. Оперативные меры защиты государственной тайны

 

     Оперативные меры  защиты  государственной  тайны осуществляются в

ходе контрразведывательной,  разведывательной  и  оперативно-розыскной

деятельности органами Министерства безопасности Республики Таджикистан

и другими государственными органами, которым право осуществления такой

деятельности предоставлено законодательством.

 

     Статья 30. Контроль и надзор за обеспечением защиты государствен-

                ной тайны

 

     Руководители предприятий,  учреждений  и организаций обязаны осу-

ществлять постоянный контроль за обеспечением  защиты  государственной

тайны.

     Предприятий, учреждения и организации,  размещающие заказы у под-

рядчиков,  имеют право контролировать состояние защиты государственных

тайн, которые были переданы подрядчикам в связи с выполнением заказа.

     Государственные органы, которым предоставлено право решать вопрос

о доступе к конкретной информации, составляющей государственную тайну,

обязаны  контролировать состояние защиты государственной тайны на всех

предприятиях,  в учреждениях и организациях, осуществляющих работы или

хранение  носителей информации,  связанных с соответствующей государс-

твенной тайной.

     Главное управление  по  вопросам  государственных тайн при Прави-

тельстве Республики Таджикистан и Министерство безопасности Республики

Таджикистан  имеют право контролировать состояние защиты государствен-

ной тайны во всех государственных органах, на предприятиях, в учрежде-

ниях и организациях,  которым было выдано разрешение (лицензия),  пре-

дусмотренных статьей 12 настоящего Закона.

     Контроль Маджлиси Оли Республики Таджикистан за исполнением зако-

нодательства Республики Таджикистан о государственной тайне расходова-

нием  выделяемых  для этого финансовых средств осуществляют комитеты и

постоянные комиссии Маджлиси Оли Республики Таджикистан.  Органы госу-

дарственной власти,  осуществляющие защиту государственной тайны, обя-

заны предоставлять указанным комитетам и комиссиям необходимую  инфор-

мацию.  Предоставление органами государственной власти сведений,  сос-

тавляющих государственную тайну, осуществляется в соответствии с дейс-

твующим законодательством Республики Таджикистан.

     Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты го-

сударственной  тайны  и  законностью принимаемых при этом решений осу-

ществляет Генеральный прокурор Республики  Таджикистан  и  подчиненные

ему прокуроры.

     Доступ лиц, осуществляющих прокурорский надзор, к сведениям, сос-

тавляющим  государственную  тайну,  осуществляется  в  соответствии со

статьей 25 настоящего Закона.

 

       РАЗДЕЛ V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                       О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

 

     Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства о госу-

                дарственной тайне

 

     Должностные лица и граждане,  виновные в нарушении настоящего За-

кона несут ответственность согласно действующего законодательства Рес-

публики Таджикистан.

 

         РАЗДЕЛ VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕР ПО ОТНЕСЕНИЮ СВЕДЕНИЙ

         К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ, ЕЕ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЮ И ЗАЩИТЕ

 

     Статья 32. Финансирование  мер по отнесению сведений к государс-

                твенной тайне ее засекречиванию и защите

 

     Финансирование мер по отнесению информации к государственной тай-

не, ее засекречиванию и защите осуществляется за счет государственного

бюджета, средств предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих

деятельность, связанную с государственной тайной.

     Меры по отнесению сведений к государственной тайне, ее засекречи-

ванию и защите на предприятии с негосударственной формой собственности

финансируются на основе договора с предприятием-заказчиком о  проведе-

нии работ, связанных с государственной тайной.

     Предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим деятель-

ность, связанную с государственной тайной, могут предоставляться нало-

говые и иные льготы, в порядке, установленном законодательством.

 

     Статья 33. Компенсация гражданам, в связи с работой, предусматри-

                вающей доступ к государственной тайне

 

     В случаях,  когда по условиям своей профессиональной деятельности

гражданин должен постоянно работать со сведениями, составляющими госу-

дарственную тайну,  ему должна предоставляться соответствующая компен-

сация за работу в условиях режимных ограничений, виды, размеры и поря-

док  предоставления  которой устанавливаются Правительством Республики

Таджикистан.

 

     Президент

     Республики Таджикистан                               Э.Рахмонов

 

                г.Душанбе, 14 декабря 1996 года, 

 

 

                      ПОСТАНОВЛЕНИЕ МАДЖЛИСИ ОЛИ

                        РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

     О порядке  введения  в  действие Закона Республики Таджикистан "О

государственной тайне"

 

     Маджлиси Оли Республики Таджикистан постановляет:

     1. Ввести  в  действие  закон Республики Таджикистан "О государс-

твенной защите" со дня его официального опубликования.

     2. Правительству Республики Таджикистан в трехмесячный срок:

     представить в Маджлиси Оли Республики Таджикистан  предложения  о

приведении законодательных актов Республики Таджикистан в соответствие

с Законом Республики Таджикистан "О государственной тайне";

     принять необходимые нормативные акты по применению Закона Респуб-

лики Таджикистан "О государственной тайне";

     привести решения Правительства в соответствие с Законом Республи-

ки Таджикистан "О государственной тайне);

     обеспечить пересмотр  и  отмену  министерствами  и ведомствами их

нормативных актов, противоречащих указанному Закону;

     разработать представить на утверждение президенту Республики Тад-

жикистан состав,  структуру главного управления по вопросам  государс-

твенных секретов при Правительстве Республики Таджикистан и Проект по-

ложения о нем.

 

     Председатель Маджлиси Оли

     Республики Таджикистан                              С.Раджабов

 

                г. Душанбе, 14 декабря 1996 года ? 340