Закон

Республики Таджикистан

ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Настоящий Закон определяет основные положения по обеспечению

конституционных прав граждан на охрану здоровья в процессе их

трудовой деятельности и ставит своей задачей регулирование

отношений в области охраны труда между всеми их субъектами с

учетом норм международного права, законодательства Республики

Таджикистан.

Закон устанавливает гарантии прав на охрану труда, определяет

общие принципы организации работы по охране труда в народном

хозяйстве республики, предусматривает экономический механизм

обеспечения безопасности труда. Закон распространяется на все

министерства, ведомства, концерны, ассоциации, предприятия,

организации, учреждения, совхозы , колхозы, кооперативы, арендные

и иные организации (в дальнейшем - "предприятия и организации"),

независимо от форм собственности и хозяйственной деятельности.

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право граждан на охрану труда в Республике

Таджикистан

Все граждане Республики Таджикистан, участвующие на договорной

основе в трудовом процессе на предприятиях и в организациях

Республики Таджикистан, имеют право на охрану труда.

Это право распространяется также на:

граждан-Республики Таджикистан, работающих в командировке за

пределами республики под руководством персонала республики, а

также на совместных предприятиях в Республике Таджикистан;

студентов и учащихся в период прохождения ими производственной

практики и производственного обучения или привлечения их к

работе на предприятиях и в организациях, а также участия в

сельскохозяйственных работах;

военнослужащих, привлекаемых к работе в народном хозяйстве

республики;

работников, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, а

также состоявших в трудовых отношениях с семейными предприятиями

и отдельными нанимателями;

лиц, находящихся на принудительном лечении от алкоголизма,

привлекаемых к трудовой терапии на объектах народного хозяйства

или лечебно-трудовых мастерских;

лиц, отбывающих наказание по приговору суда в период их

работы на предприятиях, определяемых органами, ведающими

исполнением приговора.

Граждане других государств, работающие в народном хозяйстве

Республики Таджикистан, имеют право на охрану труда наравне с

гражданами Республики Таджикистан, если иное не предусмотрено

соответствующими межгосударственными договорами (соглашениями).

Статья 2. Понятие охраны труда

Охрана труда представляет собой действующую на основании

соответствующих законодательных или иных нормативных актов систему

социально-экономических, организационных, технических,

гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств,

обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и

работоспособности человека в процессе труда.

Статья 3. Законодательство об охране труда

Законодательство Республики Таджикистан об охране труда

состоит из настоящего Закона, Кодекса законов о труде Республики

Таджикистан и издаваемых в соответствии с ними иных

законодательных актов по охране труда.

Нормативные акты, издаваемые в соответствии с настоящим

Законом, должны обеспечивать право на защиту жизни и здоровья

трудящихся не ниже гарантий, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 4. Основные принципы государственной политики в области охраны труда

Государственная политика в области охраны труда

предусматривает единство действий Советов народных депутатов,

органов исполнительной власти и хозяйственных организаций всех

уровней по улучшению условий и охраны труда, предупреждению

производственного травматизма и профессиональных заболеваний и

основывается на следующих принципах:

- приоритета жизни и здоровья работника по отношению к

результатам производственной деятельности предприятия;

- координации деятельности в области охраны труда с другими

направлениями экономической и социальной политики, с

деятельностью в области охраны окружающей среды;

- установления единых требований в области охраны труда для

всех предприятий, независимо от форм собственности и

хозяйствования;

- осуществления независимого и действенного надзора

и контроля за повсеместным выполнением требований охраны труда

на предприятиях;

- широкого использования достижений науки, техники

и передового отечественного и зарубежного опыта по охране

труда;

- проведения налоговой политики, способствующей созданию

здоровых и безопасных условий труда на предприятиях:

- бесплатного обеспечения работников специальной одеждой и

обувью, средствами индивидуальной защиты,

лечебно-профилактическим питанием;

- обязательности расследования и учета каждого несчастного

случая на производстве и каждого профессионального заболевания и

на этой основе информирования населения об уровнях

производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

- социальной защиты интересов работников, пострадавших от

несчастных случаев на производстве или получивших

профессиональные заболевания;

- подготовки специалистов по охране труда в высших и средних

специальных учебных заведениях;

- всемерной поддержки деятельности профсоюзов и других

общественных организаций, предприятий и отдельных лиц,

направленной на обеспечение охраны труда;

- межгосударственного сотрудничества при решении проблем

охраны труда.

Статья 5. Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда осуществляется

правительством Республики Таджикистан, местными Советами народных

депутатов и их исполнительными комитетами, а также другими

уполномоченными на то государственными органами.

Статья 6. Основные принципы государственного управления

охраной труда

Государственное управление охраной труда заключается в

реализации принципов государственной политики в области охраны

труда, в разработке законодательных и иных нормативных актов, а

также требований к средствам производства, технологии и

организации труда, гарантирующих всем работникам безопасные и

здоровые условия труда, в организации и осуществлении

государственного надзора и контроля за соблюдением

законодательных и иных актов по охране труда и осуществляет

следующие функции:

- разработку и утверждение межотраслевых нормативных актов,

стандартов, правил, норм и проектов законодательных актов по

охране труда;

- разработку межгосударственных целевых программ и научных

исследований в области охраны труда;

- создание системы экономического стимулирования деятельности

предприятий и организаций по улучшению условий труда и

производству средств охраны труда;

- установление единого порядка учета несчастных случаев на

производстве и профессиональных заболеваний, разработку и

внедрение единой системы отчетности по условиям и охране труда,

создание информационной базы о состоянии условий и охраны труда

на основе автоматизированной системы управления;

- подготовку ежегодных докладов и информации для населения о

состоянии охраны труда в республике, причинах производственного

травматизма и профессиональных заболеваний;

- организацию пропаганды охраны труда в республике;

- координацию деятельности местных Советов народных

депутатов, их исполнительных органов, хозяйственных организаций;

- проведение согласованных мероприятий по вопросам

предупреждения производственного травматизма и профессиональной

заболеваемости;

- распределение ассигнований из бюджета, выделяемых на охрану

труда.

Статья 7. Функции хозяйственных органов управление в вопросах

охраны труда

Хозяйственные органы управления обеспечивают проведение

единой научно-техническое политики в области охраны труда,

разработку на основе единых требований отраслевых норм и правил

по охране труда, проводят экспертизу на соответствие им проектов

и создаваемых средств производства, обобщают и распространяют

передовой опыт работы, организуют систему повышения квалификации

специалистов по охране труда. Они вправе на основе добровольных

отчислений, устанавливаемых предприятиями, создавать фонды для

проведения отраслевых мероприятий по охране труда.

Статья 8. Общие принципы организации работы по охране труда

на предприятии, в организации

Охрана труда на предприятии, в организации является

неотъемлемой частью производственного процесса, предусматривающая

его осуществление с обязательным соблюдением всех нормативных

требований.

Ответственность за организацию работы по обеспечению

безопасных и здоровых условий труда, предупреждению

производственного травматизма, заболеваемости с временной утратой

трудоспособности и профессиональной заболеваемости на

предприятии, в организации возлагается на его руководителя.

Администрация предприятия, организации обязана создавать

здоровые и безопасные условия труда, постоянно совершенствовать

работу по охране труда, предупреждению производственного

травматизма и профессиональных заболеваний; обеспечивать

периодическое (не реже одного раза в 5 лет) проведение аттестации

(паспортизации) условий труда и рационализации рабочих мест и

производств, применение (использование) прогрессивных средств

производства и технологических процессов, соответствующих нормам

и требованиям охраны труда и техники безопасности; создание в

трудовых коллективах атмосферы высокой ответственности за

обеспечение безопасности работ, непримиримого отношения к

нарушителям правил безопасности и охраны труда, широкое

применение и постоянное совершенствование методов экономической

ответственности предприятия, организации и материальной

заинтересованности трудящихся в работе без травм и аварий.

Администрация предприятия, организации обязана ежегодно

выделять необходимые, в зависимости от состояния условий труда,

уровня травматизма и профессиональной заболеваемости, средства и

материальные ресурсы на мероприятия по обеспечению безопасных и

здоровых условий труда. Расходование этих средств и материалов

на другие цели не допускается.

В производствах с вредными, особо

вредными и опасными условиями труда, а также на работах,

проводимых в особых температурных условиях или связанных с

загрязнением, работникам выдаются бесплатно, по установленным

нормам, либо по решению трудовых коллективов, соответственно

спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты,

мыло, смывающие и обезвреживающие средства, молоко или другие

равноценные продукты, лечебно-профилактическое питание. Рабочие и

служащие обязаны соблюдать установленные правила и нормы по

технике безопасности и производственной санитарии, инструкции по

охране труда, а также правильно пользоваться коллективными и

индивидуальными средствами защиты.

Статья 9. Порядок организации и ликвидации службы охраны

труда на предприятии, в организации

На всех предприятиях для организации работы по охране труда в

зависимости от количества работающих, степени опасности и вредности

производства вводятся должности специалистов или создаются

группы, отделы управления по охране труда, подчиненные

непосредственно руководителю предприятия.

При количестве работающих менее 50 человек эти функции

возлагаются на руководителя предприятия, организации.

В состав службы охраны труда предприятия, организации в

зависимости от характера производства или при численности более

1000 человек вводится должность врача по гигиене труда и

организуется промышленно-санитарная лаборатория. При меньшей

численности работающих, но при наличии вредных производственных

факторов такие лаборатории могут создаваться несколькими

предприятиями по кустовому принципу.

Ликвидация службы охраны труда предприятия, организации

допускается только в случае прекращения их деятельности. Вопросы,

связанные с образованием или реорганизацией служб охраны труда,

решаются администрацией и профсоюзным комитетом предприятия.

Статья 10. Источники финансирования охраны труда

Финансирование охраны труда осуществляется как государством,

так и за счет предприятий.

Бюджетные ассигнования на охрану труда, выделяемые в

соответствующих бюджетах отдельной строкой, используются для

содержания органов управления охраной труда, финансирования

научно-исследовательских работ, выполнения государственных

целевых программ по охране труда.

Каждое предприятие ежегодно выделяет на охрану труда

необходимые средства в объеме, определяемом коллективным

договором. Работники предприятий не несут каких-либо

дополнительных расходов на эти цели.

Предприятия, организации вправе создавать фонды по охране

труда за счет прибыли (доходов) от их хозяйственной деятельности,

коммерческой, внешнеэкономической и иной деятельности, а также

других источников. Прибыль, направляемая в фонд охраны труда, не

подлежит налогообложению при условии использования ее

исключительно на цели охраны труда.

Фонды охраны труда могут создаваться на республиканском и

местном уровнях. Порядок их образования и расходования

определяется правительством республики по согласованию с

Федерацией профсоюзов Таджикистана.

Статья 11. Обязанность государственных и хозяйственных

органов обеспечить охрану труда граждан

Органы государственной власти и управления Республики

Таджикистан разрабатывают перспективы социально-экономического

развития республики, составляют и реализуют республиканские

программы с обязательным учетом обеспечения охраны труда

работающих, создания им необходимых условий для безопасного

высокопроизводительного труда. Предприятия и организации

обязаны гарантировать создание здоровых и безопасных условий

труда на каждом рабочем месте. Деятельность предприятий,

организаций и их подразделений, а также решения должностных лиц,

не отвечающие требованиям охраны труда, влекущие за собой угрозу

здоровья или жизни работника, подлежат приостановлению (до

устранения нарушений) либо запрету полномочными органами или

должностными лицами в установленном порядке.

Статья 12. Права граждан расторгнутъ трудовые отношения из-за

невыполнения предприятием, организацией гарантий

по обеспечению здоровых и безопасных условий труда

В случае систематического нарушения администрацией

предприятия, организации условий трудового договора или контракта

в части охраны труда, при подтверждении этого факта профсоюзным

комитетом предприятия, организации и представителем органов

государственного надзора или отраслевой технической инспекции

труда, трудящийся имеет право расторгнуть трудовой договор или

контракт досрочно. При этом за ним сохраняется средняя заработная

плата на период трудоустройства, но не более трех месяцев.

Статья 13. Право граждан на информацию об условиях труда и

отказ от выполнения работ в связи с выявленной

угрозой их здоровью или жизни

Администрация обязана информировать работника об условиях

его труда, вредных факторах, воздействующих на организм работника

при выполнении работы, возможных последствиях этих воздействий;

о существующих и фактически применяемых на его рабочем месте

способах и средствах защиты от воздействия вредных факторов; о

допустимых времени и уровнях воздействия вредных факторов на

организм работника; а правах, обязанностях и ответственности

как администрации, так и работника, вытекающих из настоящего

Закона, а также о полагающихся работнику льготах и компенсациях.

В случае несоответствия условий труда нормативным

требованиям, необеспечения работника необходимыми средствами

индивидуальной защиты, влекущих за собой угрозу здоровью или

жизни, последний вправе отказаться от выполнения работ до

устранения нарушений. Отказ от выполнения работ по этим причинам

не влечет для работника никакой ответственности.

За время приостановки работ на предприятиях и в организациях,

их подразделениях (рабочих местах) по основаниям части третьей

статьи 11 или в связи с выявленной угрозой здоровью или жизни

работника за ним сохраняются место работы (должность) и средняя

заработная плата.

Статья 14. Обязательная специальная н профессиональная

подготовка работника

Республика Таджикистан обеспечивает подготовку в высших и средних

специальных учебных заведениях специалистов для работы в

службах охраны труда.

Высшие и средние специальные учебные заведения республики должны

организовать изучение студентами курса "Охраны труда" с учетом

особенностей производства различных отраслей народного хозяйства.

Допуск к работе лиц, не имеющих необходимой профессиональной

подготовки и не прошедших в установленном порядке обучения и

аттестации по охране труда, запрещается.

Статья 15. Организация обязательных медицинских осмотров

работников предприятий

Предприятие, организация в соответствии с порядком,

установленным органами здравоохранения, гарантирует через

медицинские учреждения (ведомственные, территориальные)

поведения обязательных предварительных, при поступлении на

работу, и периодических медицинских осмотров работников.

Работники, занятые на работах, связанных с особой

опасностью, должны проходить предсменное медицинское

освидетельствование. Список профессий, требующих предсменного

медицинского освидетельствования и его объем определяются по

согласованию с профсоюзными комитетами и органами

здравоохранения.

Запрещается привлечение или допуск трудящихся, в том числе с

их согласия, к работе, которая по заключению медицинских органов

противопоказана им по состоянию здоровья.

При уклонении работников от прохождения осмотров или

невыполнения ими рекомендаций, выдаваемых врачебными комиссиями

по результатам проведенных обследований, администрация вправе

привлечь работников к дисциплинарной ответственности или не

допускать их к работе.

На время прохождения периодических медицинских осмотров за

работником сохраняются место работы (должность) и средняя

заработная плата.

Статья 18. Право граждан на возмещение ущерба, связанного с

повреждением здоровья на производстве, и

компенсацию по условиям труда

Трудящиеся, получившие увечье или иное повреждение здоровья

на производстве (а также члены семьи пострадавшего в случае его

гибели), имеют право на возмещение причиненного ущерба в порядке,

установленном законодательством республики.

Все категории трудящихся имеют право на льготы и компенсации

за работу с вредными и тяжелыми условиями труда. Характер и

размеры этих льгот и компенсаций определяются законодательством

Республики Таджикистан.

При обнаружении у работников признаков профзаболевания

администрация на основании медицинского заключения должна

перевести его на другую работу с сохранением среднемесячной

зарплаты на период переаттестации, но не более чем за 12 месяцев.

Статья 17. Охрана труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет

Запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати

лет на подземных, тяжелых работах, работах с вредными условиями

труда, а также на работах, связанных с подъемом и перемещением

тяжестей вручную, и в других установленных законодательством

случаях.

Беременные женщины в соответствии с медицинским заключением

переводятся на другую более легкую работу, исключающую

воздействие опасных и вредных производственных факторов, в

порядке, установленным законодательством.

Предприятия (специализированные цехи, участки, производства),

обеспечивающие труд беременных женщин и лиц моложе восемнадцати

лет, пользуются правом на льготное налогообложение.

Все женщины, а также лица моложе восемнадцати лет принимаются

на работу только после предварительного медицинского осмотра и в

дальнейшем подлежат обязательному ежегодному осмотру.

Лица моложе восемнадцати лет не могут быть допущены к работе

на машинах и механизмах, оборудовании, не имеющих сертификата

безопасности, а также в ночные смены.

 

РАЗДЕЛ 3. НОРМАТИВНОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Статья 18. Нормативные документы по охране труда

Основой организации работы по охране труда являются:

нормы, стандарты, устанавливающие требования, предъявляемые к

средствам производства, транспортным средствам, производственным

(технологическим) процессам, сырью и материалам, производственной

среде, рабочему месту, а также средствам индивидуальной и

коллективной защиты работающих;

правила, содержащие требования по обеспечению технической и

технологической безопасности производства, а также требования к

администрации предприятий, организаций по организации труда,

обеспечения надлежащего состояния оборудования всех рабочих мест

и созданию на них условий труда, соответствующих установленным

нормам и стандартам;

инструкции, устанавливающие для работников правила выполнения

работ и поведения в трудовом процессе.

Статья 19. Требования к проектам средств производства,

технологий и организаций работ

Проектно-конструкторское и технологическое обеспечение охраны

труда имеет своей целью создание средств производства и

технологий, обеспечивающих безопасные и здоровые условия труда,

исходя из нормативных требований, и достижений отечественной и

зарубежной науки и техники в этой области.

Ни один проект средств производства, технологий и организации

работ не может быть принят к реализации, если в нем не

предусматривается весь комплекс мер, обеспечивающих безопасные и

здоровые условия труда работающим, надлежащие санитарно-бытовые

условия.

Разработанные проекты подлежат государственной экспертизе,

опытные образцы - государственным испытаниям на соответствие их

требованиям охраны труда.

Общественные организации вправе проводить независимые

экспертизы с привлечением специалистов по охране труда и гигиене

труда с целью установления соответствия проекта (образца)

требованиям охраны труда и представить свое заключение

государственной экспертизе, которая обязана его рассмотреть.

Запрещается рекламировать средства производства и

индивидуальной защиты работающих, не прошедшие экспертизу

(испытание) или несоответствующие по результатам экспертизы

(испытаний) требованиям охраны труда.

Запрещается предусматривать применение веществ, сырья,

материалов, не прошедших токсикологическую,

санитарно-гигиеническую, радиационную, медико-биологическую

оценку в части их влияния на организм и здоровье человека.

Статья 20. Соблюдение требований охраны труда при

изготовлении (создании) и сдаче в эксплуатацию

средств производства

Производственные здания, сооружения, оборудование,

технологические процессы должны отвечать требованиям,

обеспечивающим безопасные и здоровые условия труда. Изготовление,

строительство и сдача в эксплуатацию средств производства, не

отвечающих действующим требованиям охраны труда, запрещаются. Не

допускаются исключения из состава пусковых комплексов объектов

охраны труда и окружающей среды, санитарно-бытового и

медицинского обслуживания.

Запрещается приобретение за рубежом машин, оборудования,

транспортных средств, сырья и материалов, не отвечающих

действующим в республике Таджикистан требованиям охраны труда.

Ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов

производственного назначения не допускается без разрешения

органов, осуществляющих государственный санитарный и технический

надзор, технической инспекции профсоюзов и профсоюзной

организации заказчика или эксплуатационной организации.

В случае нарушения правил приемки в эксплуатацию законченных

строительством объектов председатели и члены комиссии, а также

лица, вынуждающие их к подписанию актов о вводе в эксплуатацию

объектов с нарушением правил приемки, привлекаются к

административно-дисциплинарной и иной ответственности в

соответствии с действующим законодательством.

Статья 21. Материальная заинтересованность работников

предприятий, организаций в соблюдении требований

охраны

Администрация и профсоюзный комитет предприятия, организации

устанавливают порядок материального и морального поощрения

производственных подразделений и отдельных работников за работу

без нарушений требований законодательства об охране труда, а

также могут премировать их в разовом порядке по представлению

служб охраны труда, отраслевого профсоюзного органа или органа

государственного надзора.

 

РАЗДЕЛ IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ

ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Статья 22. Основные задачи надзора и контроля за соблюдением

законодательства об охране труда

Основными задачами надзора и контроля за соблюдением

законодательства об охране труда является обеспечение соблюдения

всеми государственными и хозяйственными органами. предприятиями,

организациями, должностными лицами требований охраны труда в

процессе производства.

Статья 23. Органы государственного надзора и контроля за

соблюдением законодательства и иных нормативных

актов по охране труда

Государственный надзор и контроль за соблюдением

законодательства об охране труда осуществляют государственные

органы (инспекции), не зависящие в своей деятельности от

администрации предприятий и их вышестоящих органов. Они создаются

решениями органов государственной власти и управления и действуют

на основании положений, утверждаемых ими.

Решение органов государственного надзора за соблюдением

законодательства об охране труда, в пределах их компетенции

является окончательным и обязательным для исполнения. Виновные в

невыполнении указанных решений подвергаются дисциплинарной,

административной или уголовной ответственности.

Статья 24. Общественный контроль за соблюдением

законодательства и иных нормативных актов по

охране труда на предприятии

Общественный контроль за соблюдением законодательства

и иных нормативных актов по охране труда осуществляют трудовые

коллективы и профсоюзные организации в лице избираемых ими

уполномоченных по охране труда.

Трудовые коллективы рассматривают и одобряют планы

мероприятий и соглашений по охране труда, включаемые в

коллективные договоры, организуют контроль за их выполнением и

расходованием средств на эти цели. В лице своих уполномоченных по

охране труда они осуществляют контроль за соблюдением всеми

работниками и должностными лицами требований охраны труда в

процессе производства.

Уполномоченный по охране труда, в пределах своей компетенции,

имеет право беспрепятственно посещать контролируемый объект,

проводить проверки состояния охраны труда на рабочих местах,

давать руководителям предписания об устранении выявленных

нарушений, обязательные для исполнения. Виновные в невыполнении

предписаний подвергаются дисциплинарной ответственности. Для

выполнения своих обязанностей в рабочее время уполномоченному по

охране труда предоставляется свободное от работы время, по

усмотрению администрации, но не менее двух часов в неделю, с

сохранением средней заработной платы (должностного оклада).

Статья 25. Права профессиональных союзов по осуществлению

надзора и контроля за соблюдением законодательства

и иных нормативных актов по охране труда

Профессиональные союзы осуществляют надзор и контроль за

соблюдением законодательства и иных нормативных актов по охране

труда в соответствии с законодательством республики и их

уставами. В этих целях создается инспекция труда, действующая по

положению, утвержденному профцентром республики, и имеющая

одинаковые права с органами государственного надзора и контроля.

 

РАЗДЕЛ 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Статья 26. Виды ответственности

За нарушение должностными лицами и другими работниками

законодательства об охране труда применяется дисциплинарная,

административная и уголовная ответственность.

Статья 27. Дисциплинарная и материальная ответственность

За нарушение норм, правил и инструкций по охране труда и

техники безопасности администрация предприятия, организации

вправе применить к виновному дисциплинарное взыскание.

Если в результате нарушения законодательства об охране труда

предприятию, организации причинен ущерб, то виновный несет

материальную ответственность.

Порядок и условия привлечения к дисциплинарной и материальной

ответственности определяются в соответствии с законодательством

Республики Таджикистан.

Статья 28. Административная и уголовная ответственность

Должностные лица, рабочие и служащие, виновные в нарушении

законодательства об охране труда, правил, норм и инструкций по

безопасному ведению работ, а также не выполняющие предписания

контролирующих органов, подвергаются органами государственного

надзора штрафу в размере до трех месячных должностных окладов,

направляемому в фонд охраны труда местного Совета народных

депутатов, а при отсутствии такого фонда - в соответствующий

местный бюджет.

Штраф, налагаемый за эти нарушения технической инспекцией

труда профсоюзов, при отсутствии фонда охраны труда направляется

в фонд социального страхования.

Порядок и условия административной ответственности за

нарушения законодательства об охране труда, могут быть привлечены

к уголовной ответственности в порядке, установленном

законодательством Республики Таджикистан.

Статья 29. Экономическая ответственность

проектно-конструкторских, технологических и других

организаций за разработку проектов с нарушениями

требований охраны труда

Проекты средств производства, технологий и организации работ,

разработанные с нарушениями требований охраны труда,

установленными (выявленными) государственной экспертизой или

государственными испытаниями опытных образцов, подлежат доработке.

Повторные экспертизы указанных проектов и государственные

испытания, а также доработка проектов производятся за счет

средств проектно-конструкторских и технологических организаций.

В тех случаях, когда в период гарантийного срока эксплуатации

средств производства, технологии обнаружатся нарушения требований

охраны труда, допущенные на стадии их разработки, что создает

угрозу здоровья или жизни людей, экономический ущерб, связанный с

их устранением, возмещается предприятию разработчиками,

организациями госэкспертизы и госиспытаний в соответствии с долей

вины, устанавливаемой в судебном порядке.

В случае удешевления стоимости проекта за счет исключения

объектов охраны труда администрация проектно-конструкторской

организации несет материальную, а сама организация -

экономическую ответственность.

Статья 30. Экономическая ответственность

предприятий-изготовителей за выпуск средств производства, не

соответствующий проекту в части требований охраны труда.

При установлении нарушений охраны труда в период сдачи

средств производства в эксплуатацию или в течение их гарантийного

срока потребитель (получатель) вправе возвратить их поставщику

(изготовителю) с оплатой за его счет транспортных расходов, либо

получить от него денежную компенсацию в размерах средств,

затраченных на устранение нарушений.

В случае отступлений изготовителем средств производства от

проекта (технической документации), что привело к несоответствию

данных средств требованиям охраны труда, он обязан возместить

потребителю, соответствующему бюджету нанесенный при этом ущерб.

Статья 31. Экономическая ответственность предприятий,

организаций за ущерб работниками, пострадавшим не

производстве

Предприятие, организация, либо его правопреемник обязаны

возместить ущерб, причиненный несчастным случаем на производстве.

Предприятие, организация, по полной или частичной вине

которых допущен несчастный случай на производстве или

профессиональное заболевание, в порядке возмещения причиненного

ущерба обязаны:

1. Возместить потерпевшему заработок, утраченный им

вследствие потери трудоспособности или уменьшения ее (как в

период временной нетрудоспособности, так и в период

инвалидности).

Платежи по возмещению ущерба, связанного с временной

нетрудоспособностью, инвалидностью, смертью потерпевшего в

результате несчастного случая на производстве или

профессионального заболевания, производятся ежемесячно.

По договору с предприятием, организацией выплату пенсий и

пособий потерпевшим могут производить органы социального

обеспечения. В этом случае предприятие, организация производят

ежемесячные платежи указанным органам. При задержке данных

перечислений органы социального обеспечения имеют право

предъявить предприятию, организации регрессное требование о

возмещении в бесспорном порядке суммы пособий или пенсий,

выплаченной потерпевшему.

2.Выплатить работникам, получившим инвалидность в результате

несчастного случая на производстве, сверх установленного в таких

случаях возмещения ущерба единовременное пособие не менее

годового заработка пострадавшего.

В случае гибели работника, его семье выплачивается, сверх

установленного возмещения ущерба иждивенцам, единовременное

пособие в размере не менее десяти среднегодовых заработков

погибшего.

Конкретный размер этих пособий определяется администрацией

предприятия, организации и профсоюзным комитетом в зависимости от

степени утраты трудоспособности пострадавшим и числа его

иждивенцев.

Выплата единовременного пособия может производиться местными

органами социального обеспечения с последующим взысканием

выплаченных сумм с предприятий в бесспорном порядке.

3. Произвести единовременное отчисление средств в местный

бюджет или специальный фонд местного Совета народных депутатов,

используемый для покрытия расходов, связанных с последствиями

травм (подготовка новых специалистов, содержание детских домов,

домов инвалидов, органов здравоохранения, социального обеспечения

и других в части обслуживания пострадавших на производстве).

Размер и порядок единовременных отчислений за производственную

травму устанавливаются правительством республики.

4. Бесплатно обеспечить профессиональную переподготовку и

трудоустройство потерпевшего в соответствии с медицинскими

показаниями или, по взаимному согласию, возместить ему расходы на

эти цели. Компенсировать пострадавшему расходы на лечение,

протезирование и другие виды медицинской и социальной помощи,

если он признан нуждающимся в них.

В случае, если виновными в производственной травме являются и

другие организации (проектная, завод-изготовитель оборудования и

другие), предприятие, организация, перечислившая установленную

сумму в местный бюджет, имеет право в судебном порядке

потребовать от этих организаций возмещения ущерба в зависимости

от их вины, определяемой комиссией по расследованию несчастного

случая.

Статья 32. Возмещение ущерба от производственного травматизма

и профессиональной заболеваемости в случае

ликвидации предприятия, организации

В случае ликвидации предприятия, организации обязанность по

возмещению ущерба пострадавшим и их семьям переходит к

правопреемнику ликвидируемого предприятия, организации, а при

отсутствии такового - к органам социального обеспечения. В

последнем случае ликвидируемые предприятие, организация обязаны

передать органам социального обеспечения необходимую документацию

и перечислить сумму в размере шестимесячных выплат в счет

компенсации ущерба пострадавшим.

Статья 33. Экономическая ответственность предприятий,

организаций за необеспечение нормативных условий

труда

За нарушения законодательства об охране труда,

систематическое необеспечение нормативных условий труда и высокий

уровень производственного травматизма, невыполнения предписаний

органов надзора и контроля на предприятие, организацию органами

государственного надзора и контроля может быть наложен штраф,

направляемый в местный бюджет. Порядок наложения штрафа и его

размер определяются правительством республики.

Статья 34. Экономическая ответственность структурных

подразделений предприятий и организаций

Порядок экономической ответственности структурных

подразделений предприятий- организаций и степень их вины в

возникновении ущерба, связанного с нарушением законодательства об

охране труда и несчастными случаями на производстве, определяются

администрацией и профсоюзным комитетом предприятия, организации.

Статья 35. Экономическая заинтересованность предприятий,

организаций в обеспечении безопасных и здоровых

условий труда

Предприятиям, организациям, добившимся полного соответствия

условий труда на всех рабочих местах требованиям охраны труда и

поддерживающим их на достигнутом уровне, местными Советами

народных депутатов могут устанавливаться налоговые льготы.

Налоговые льготы устанавливаются предприятиям, организациям,

выпускающим для народного хозяйства средства индивидуальной и

коллективной защиты работающих, приборы контроля и сигнализации

условий труда, оборудование и устройства, облегчающие труд

работников, а также малым предприятиям, занимающимся разработкой

средств охраны труда, в соответствии с Законом Республики

Таджикистан "О налогах с предприятий, объединений и организаций".

Для оказания финансовой помощи предприятиям, организациям в

улучшении условий труда, а также трудящимся, получившим увечье,

или семьям погибших на производстве при местных Советах народных

депутатов за счет отчислений, устанавливаемых советами трудовых

коллективов предприятий, организаций, и других поступлений могут

создаваться фонды охраны труда.

Фонды охраны труда не подлежат налогообложению, их

использование на другие цели запрещается.

 

РАЗДЕЛ 6. ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Статья 36. Добровольные общественные организации по охране

труда

Для объединения усилий специалистов-, улучшения внедрения

современных научных методов и исследований, пропаганды

отечественного и зарубежного опыта по охране труда, проведения

общественной экспертизы средств производства, индивидуальной и

коллективной защиты работающих в части соответствия их

требованиям охраны труда предприятия , специалисты, граждане

могут объединяться в добровольные общественные организации по

охране труда: ассоциации, фонды и другие, действующие на

основании их уставов (положений) и законодательства об

общественных организациях.

Органы государственного и хозяйственного управления, органы

надзора, а также предприятия оказывают всемерную помощь и

поддержку этим организациям и учитывают разработанные ими решения

и рекомендации при выработке и принятии решений обеспечения

охраны труда.

Статья 37. Международные договоры об охране труда

Если международным соглашением, в котором участвует

Республика Таджикистан, установлены иные правила, чем те, которые

содержатся в законодательстве Республики Таджикистан об охране

труда, то применяются правила международного договора или

международного соглашения.

 

Президент

Республики Таджикистан

Р. Набиев

23 декабря 1991 года

г. Душанбе

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

О введении в действие Закона Республики Таджикистан

"ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН"

 

Верховный Совет Республики Таджикистан постановляет:

1. Ввести в действие Закон Республики Таджикистан "Об охране

труда в Республике Таджикистан" с момента его опубликования.

2. Кабинету министров Республики Таджикистан:

внести в Верховный Совет Республики Таджикистан предложения

по приведению законодательства Республики Таджикистан в

соответствие с Законом Республики Таджикистан "Об охране труда в

Республике Таджикистан";

привести решения правительства Республики Таджикистан и акты

подведомственных ему органов в соответствие с Законом Республики

Таджикистан "Об охране труда в Республике Таджикистан";

определить размер и порядок единовременных отчислений за

производственную травму в зависимости от фактического уровня

затрат, связанных с последствиями травмы;

обеспечить разработку и утверждение отраслевыми органами

государственного управления по согласованию с соответствующими

профсоюзными органами инструкций и правил, вытекающих из

требований Закона Республики Таджикистан "Об охране труда в

Республике Таджикистан".

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Таджикистан

С. Кенджаев

24 декабря 1991 года

г. Душанбе.