ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан оп-

ределяет правовые, организационные и экономические гарантии в реализации

прав граждан на труд в условиях рыночной экономики и равноправия различных

форм собственности, а также гарантии со стороны государства в реализации

права граждан на труд.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Занятость населения

1. Занятость - это любая, не противоречащая Конституции Республики Тад-

жикистан деятельность трудоспособных граждан, связанная с удовлетворением

их личных и общественных потребностей и, как правило, приносящая им доход.

Добровольная незанятость граждан не должна служить основанием для их прив-

лечения кадминистративной, уголовной и иной ответственности.

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способ-

ностями к производительному и творческому труду. Административное принужде-

ние к труду в какой-либо форме не допускается за исключением случаев, пре-

дусмотренных законодательством Союза ССР и Таджикской ССР.

Государство несет ответственность за осуществление политики содействия

полной продуктивной и свободно избранной занятости, направленной на созда-

ние условий для реализации права граждан на труд.

2. К занятому населению относятся:

граждане, работающие по найму, в том числе выполняющие работу за воз-

награждение в течение полного либо неполного рабочего дня (недели), а также

имеющие оплачиваемую работу, подтвержденную соответствующим договором,

контрактом, соглашением, но временно не работающие в связи с болезнью, от-

пуском, забастовкой, приостановкой производства;

граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпри-

нимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, членов про-

изводственных кооперативов, фермеров, членов семьи, участвующих в произ-

водстве;

граждане, избранные, назначенные и утвержденные на оплачиваемую долж-

ность;

военнослужащие, проходящие службу в Вооруженных Силах, пограничных,

внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности

и внутренних дел;

учащиеся общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ,

средних специальных и высших учебных заведений, других видов очного обуче-

ния;

работающие граждане других стран, временно пребывающие на территории

республики и выполняющие функции, не связанные с обеспечением деятельности

посольства и миссий;

занятые иными видами деятельности, не запрещенными законодательством

Таджикской ССР.

Статья 2. Безработные

Безработными признаются трудоспособные граждане в трудоспособном воз-

расте, которые по независящим от них причинам не имеют заработка или иных

источников трудового дохода, зарегистрированные в государственной службе

занятости, как способные трудиться действительно ищущие работу и которым

этой службой не сделано предложений по трудоустройству на подходящую рабо-

ту.

Безработный обязан стремиться к собственному трудоустройству. В случае

 

- 2 -

невозможности получения подходящей работы он должен быть готов к профессио-

нальному обучению, повышению квалификации или переподготовке.

Порядок регистрации граждан в качестве безработных и условия выплаты им

соответствующих пособий определяются Кабинетом Министров Таджикской ССР.

Статья 3. Подходящая работа

1. Для граждан, потерявших оплачиваемую занятость, подходящей считается

работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая воз-

раст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности трудящегося, транспорт-

ную доступность нового рабочего места.

Подходящей не может считаться работа, если:

она предоставляется в районе, где жилищные и иные условия проживания

менее благоприятны, чем те, которые работник имел до обращения в службу за-

нятости;

она значительно удалена от постоянного места жительства;

заработная плата и другие условия труда существенно ниже среднего уров-

ня по данной специальности (профессии);

отказ от нее обоснован другими уважительными причинами, в частности

личным или семейным положением трудящихся.

По истечении первоначального периода безработицы в случае невозможности

предоставления гражданину работы по профессии (специальности) подходящей

может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности) с

учетом способностей гражданина, его сил, прошлого опыта и доступных для не-

го средств обучения.

2. Для лиц, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальнос-

ти), в качестве подходящей может считаться работа, требующая предваритель-

ной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления - другая оплачи-

ваемая работа (включая работу временного характера), с учетом возрастных и

иных особенностей граждан и учитывая требования законодательства о труде.

3. Решением местных Советов народных депутатов могут устанавливаться и

иные критерии подходящей работы, усиливающие социальную защищенность трудя-

щихся.

Статья 4. Основные принципы политики в области занятости

населения

Государственная политика в области занятости населения основывается на

следующих принципах:

обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам, незави-

симо от расы, пола, отношения к религии, политических убеждений, националь-

ности, социального положения, места жительства и языка, реализация права на

труд и свободный выбор вида занятости;

поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и развитие их спо-

собностей к производительному и творческому труду, обеспечивающему трудя-

щимся достойные условия занятости и жизни;

содействие занятости и предотвращение безработицы;

добровольность труда, в соответствии с которой занятость основана на

свободном волеизъявлении граждан;

обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специаль-

ных мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в

поиске работы;

сочетание самостоятельности и ответственности Таджикской ССР, местных

Советов народных депутатов с централизованными мероприятиями по решению

важнейших проблем занятости;

участие профессиональных союзов, ассоциаций (союзов) работодателей в

разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению заня-

тости во взаимодействии с органами государственного управления;

 

- 3 -

организация межреспубликанского и международного сотрудничества в реше-

нии проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность

граждан Таджикской ССР за рубежом и трудовую деятельность иностранных граж-

дан в республике;

координация политики в области занятости с другими направлениями соци-

альной и экономической политики на основе разрабатываемых государственных

программ занятости.

Статья 5. Государственные гарантии права на труд

1. Таджикская ССР гарантирует гражданам республики:

а) возможность получения бесплатных профориентационных услуг, професси-

ональной подготовки и переобучения;

б) свободу выбора рода занятий и работы;

в) бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве

в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой,

образованием всеми доступными средствами, включая профессиональную ориента-

цию и переподготовку;

г) равную защиту от любых форм дискриминации и обеспечение всем трудя-

щимся возможностей и прав в вопросах получения профессии и работы, условий

занятости и труда, заработной платы и доходов, продвижения по службе;

д) предоставление подходящей работы на период не менее трех лет ранее

заявленным предприятиями, учреждениями, организациями молодым специалис-

там-выпускникам государственных учебных заведений;

е) компенсацию материальных затрат в связи с переездом на новое место

жительства и работы по направлению государственной службы занятости в соот-

ветствии с законодательством;

ж) возможность заключения срочных трудовых договоров и участие в опла-

чиваемых общественных работах организуемых с учетом возрастных и иных осо-

бенностей граждан.

2. Органы государственного управления обеспечивают публикацию статисти-

ческих данных и информационных материалов о состоянии рынка труда, о пред-

ложениях и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства, переобуче-

ния, профориентации и социально-трудовой реабилитации.

Статья 6. Дополнительные гарантии занятости населения

1. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испыты-

вающим трудности в поиске работы и не способным на равных конкурировать на

рынке труда, путем создания дополнительных рабочих мест и специализирован-

ных предприятий, организаций специальных программ обучения и другими мера-

ми. Кабинетом Министров Таджикской ССР устанавливаются критерии и порядок

отнесения лиц к этим группам. Советы народных депутатов могут устанавливать

предприятиям, учреждениям и организациям минимальное количество специальных

рабочих мест и поощрять предприятия, учреждения, организации за прием на

работу указанных граждан.

2. Кабинетом Министров Таджикской ССР устанавливаются дополнительные

гарантии гражданам, занятым на предприятиях, в учреждениях, организациях,

подлежащих ликвидации (реорганизации) в связи с мероприятиями по улучшению

экологической обстановки в результате стихийных бедствий и банкротств.

РАЗДЕЛ 2. ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ

Статья 7. Право граждан на трудоустройство

Граждане имеют право на свободный выбор места работы путем прямого об-

ращения на предприятия, в учреждения, организации и к другим работодателям

или через посредничество государственной службы занятости.

 

- 4 -

Решение о приеме на работу принимается на условиях взаимного соглашения

между предприятием, учреждением, организацией (другим работодателем) и

гражданином, ищущим работу.

Порядок и условия заключения трудовых договоров (контрактов, соглаше-

ний) при трудоустройстве реализуются законодательством Союза ССР и Таджикс-

кой ССР.

Статья 8. Занятость в личном подсобном хозяйстве и

индивидуально-трудовой деятельностью

1. Трудоспособное население Таджикской ССР, занятое в личном подсобном

хозяйстве и индивидуально-трудовой деятельностью и производящее продукцию

(оказывающие услуги) по договорам с предприятиями, учреждениями, организа-

циями, считается занятым в общественном производстве.

Порядок учета трудового стажа и выдачи трудовых книжек определяется Ка-

бинетом Министров Таджикской ССР.

2. На граждан, занятых индивидуально-трудовой деятельностью и личным

подсобным хозяйством по договорам с предприятиями, учреждениями, организа-

циями, распространяются все гарантии социальной защищенности, если указан-

ные лица производят отчисления от получения дохода в соответствующие фонды

по ставкам, установленным законодательством Союза ССР и Таджикской ССР.

Статья 9. Права граждан на профессиональную консультацию,

подготовку, переподготовку и получение информации

Граждане, обратившиеся в государственную службу занятости, как лица,

ищущие работу, имеют право на бесплатную профессиональную консультацию,

подготовку, переподготовку и получение соответствующей информации с целью

свободного выбора вида занятости, профессии, места работы и режима труда.

Статья 10. Право граждан на профессиональную деятельность за

границей

Граждане имеют право на профессиональную деятельность за границей в пе-

риод временного пребывания за границей, в том числе при посреднической по-

мощи государственной службы занятости.

Характер и условия такого посредничества определяются законодательством

Союза ССР и Таджикской ССР.

Статья 11. Право граждан на социальную поддержку в сфере труда

Каждый гражданин имеет право на социальную поддержку в сфере труда. Ли-

ца, признанные в установленном порядке безработными, имеют право на получе-

ние пособия по безработице.

Статья 12. Право обжалования действий государственной службы

занятости

Граждане вправе обжаловать действия работников государственной службы

занятости в вышестоящей по подчиненности орган, а также суд в порядке уста-

новленном законом об обжаловании в суд неправомерных действий органов госу-

дарственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

РАЗДЕЛ 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 13. Регулирование занятости

 

 

- 5 -

1. В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной заня-

тости населения государство предусматривает:

меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направ-

ленных на рациональное размещение производительных сил, повышения мобиль-

ности трудящихся, создание новых технологий, поощрение создания малых

предприятий и применения гибких режимов труда, повышение престижности сферы

услуг и другие меры, способствующие сохранению и развитию системы рабочих

мест;

правовое регулирование, направленное на сохранение и содействие заня-

тости на основе обеспечения трудовых прав и интересов работников, предос-

тавления им гарантий, создания благоприятных условий на производстве, со-

вершенствование законодательства о занятости населения и труде.

2. Органы государственного управления: проводят аналитическое исследо-

вание структуры экономики и прогнозируют предстоящие изменения качества ра-

бочей силы и занятости, распределения рабочей силы;

разрабатывают и вносят на рассмотрение Верховного Совета Таджикской

ССР, местных Советов народных депутатов государственные и региональные

программы занятости и в рамках своей компетенции обеспечивают их реализа-

цию.

3. На территории Таджикской ССР осуществляется государственная статис-

тическая отчетность, отражающая состояние рынка труда и положение в области

занятости населения.

4. Применяемые на практике меры регулирования занятости определяются на

местном и республиканском уровнях с учетом сложившейся социально-экономи-

ческой ситуации в соответствии с законодательством Таджикской ССР, коллек-

тивными договорами (соглашениями) и настоящим Законом.

Статья 14. Государственные программы занятости

1. С целью содействия занятости населения, удовлетворения потребности

граждан в работе, предотвращения безработицы и социальной защиты от ее пос-

ледствий на союзном, республиканском и местном уровнях разрабатываются го-

сударственные и региональные программы занятости.

2. Государственные программы занятости предусматривают:

а) содействие структурной перестройке экономики и создание условий для

направления высвобождаемых работников, в первую очередь в развивающиеся от-

расли народного хозяйства;

б) совершенствование воспроизводства рабочей силы в увязке с развитием

рабочих мест, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, про-

фессиональной ориентации населения, повышения эффективности использования

трудовых ресурсов;

в) обеспечение занятости отдельных групп населения (женщин, имеющих ма-

лолетних детей, инвалидов, лиц предпенсионного возраста, молодежи и др.),

трудоустройство которых затруднено;

г) укрепление экономики на основе развития предприятий по переработке и

хранению сельскохозяйственной продукции, выпуску товаров народного потреб-

ления, производству местных строительных материалов и оказанию услуг;

д) повышение экономической заинтересованности предприятий, учреждений и

организаций в развитии рабочих мест и гибких форм занятости;

е) совершенствование организационной структуры государственной службы

занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статис-

тической, финансовой и научно-методической базы.

Статья 15. Добровольное переселение граждан и членов их семей

На республиканском и местном уровнях осуществляется содействие добро-

вольному переселению граждан и членов их семей с выделением соответствующих

материальных и финансовых средств.

 

- 6 -

Порядок разработки и реализации этих мер определяется законодательством

Союза ССР и Таджикской ССР, а также договорами (соглашениями) республик.

Статья 16. Территория приобретенного развития

Кабинет Министров Таджикской ССР ежегодно определяет территории, где

развитие рабочих мест поощряется государством. Такие территории на опреде-

ленный период приобретают статус "территорий приоритетного развития".

Предприятиям, создающим на указанных территориях производства, филиалы

и рабочие места, предоставляются льготы по налогообложению прибыли, иная

финансовая помощь в порядке и на условиях, определяемых законодательством

Союза ССР и Таджикской ССР.

Статья 17. Координационные комитеты содействия занятости

С целью выработки эффективных решений по определению и осуществлению

политики занятости на республиканском и местном уровнях создаются координа-

ционные комитеты содействия занятости, в состав которых входят представите-

ли профессиональных союзов и ассоциаций работодателей и органов государс-

твенного управления. Представители профсоюзов и работодателей назначаются в

состав комитетов в равных количествах после согласования с представляющими

их организациями.

Деятельность координационных комитетов содействия занятости организуют

руководители государственных органов, на которых возложена ответственность

за проведение политики занятости.

Формирование координационных комитетов, их статус, функции и права оп-

ределяются органами, при которых они создаются.

Статья 18. Государственная служба занятости

1. Для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам

соответствующих гарантий на территории Таджикской ССР создается государс-

твенная служба занятости.

Деятельность государственной службы занятости на республиканском и

местном уровнях осуществляется под руководством соответствующих органов

власти в тесном взаимодействии с координационными комитетами содействия за-

нятости.

Порядок образования государственной службы занятости определяется Каби-

нетом Министров Таджикской ССР.

Первичным звеном государственной службы занятости является районный,

городской центр занятости.

2. Услуги, оказываемые государственной службой занятости

предоставляются бесплатно.

3. В составе государственной службы занятости создается инспекция, осу-

ществляющая контроль за исполнением государственными и общественными орга-

нами, предприятиями, учреждениями, организациями (независимо от форм собс-

твенности и хозяйствования), фермерами и другими работодателями законода-

тельства о правах граждан на труд и занятость.

4. Государственная служба занятости финансируется за счет средств госу-

дарственного фонда содействия занятости, предусмотренных на эти цели.

5. Деятельность коммерческих бюро, агентств, других организаций, оказы-

вающих платные услуги в трудоустройстве граждан, в том числе за границей,

допускается по лицензиям, выдаваемым в установленном порядке государствен-

ной службой занятости.

Статья 19. Обязанности и права государственной службы

занятости

 

 

- 7 -

1. Государственная служба занятости: анализирует и прогнозирует спрос и

предложение на рабочую силу, осуществляет информацию о состоянии рынка тру-

да;

ведет учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам

трудоустройства;

консультирует обращающихся в службу занятости граждан и работодателей о

возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях,

предъявляемых к профессии и работникам, и по другим вопросам, представляю-

щим собой полезность для содействия занятости;

оказывает помощь трудящимся в подборе подходящей работы, а предприяти-

ям, учреждениям, организациям и другим работодателям в подборе необходимых

работников;

организует профессиональное обучение, переобучение и повышение квалифи-

кации граждан в системе службы занятости или других учебных заведениях;

оказывает услуги по трудоустройству, профессиональной ориентации высво-

бождаемым работникам и незанятому населению;

обеспечивает регистрацию безработных и оказывает им в пределах своей

компетенции помощь, включая выплату пособий;

организует разработку республиканских, областных, городских и районных

программ занятости, предусматривая в них и мероприятия по социальной защи-

щенности различных групп населения;

содействует предприятиям, учреждениям и организациям в решении вопро-

сов, связанных с обеспечением занятости населения.

2. Государственная служба занятости имеет право:

запрашивать от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм

собственности и хозяйствования информацию о предполагаемых структурных из-

менениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высво-

бождение трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест (ва-

кантных должностей);

разрабатывать и вносить на рассмотрение местных Советов народных депу-

татов предложения об установлении для всех видов предприятий, учреждений и

организаций квоты приема на работу лиц, требующих социальной защиты и испы-

тывающих затруднения в трудоустройстве, а также направлять указанных граж-

дан на предприятия, в учреждения, организации для трудоустройства;

заключать по доверенности предприятий, учреждений и организаций незави-

симо от форм собственности и хозяйствования от их имени договоры с гражда-

нами при их трудоустройстве с предварительной (при необходимости) професси-

ональной подготовкой, оплатой стоимости проезда, суточных на каждый день

нахождения в пути, а также выдавать пособия при переезде на новое место жи-

тельства и работы за счет средств предприятий, учреждений организаций;

направлять в установленном порядке незанятых граждан по их желанию на

оплачиваемые общественные работы;

распоряжаться в установленном порядке средствами государственного фонда

содействия занятости;

оплачивать за счет средств государственного фонда содействия занятости

стоимость профессионального обучения и переобучения незанятых лиц, а также

устанавливать им на весь период обучения стипендию в размерах, предусмот-

ренных законодательством Таджикской ССР о занятости населения;

выдавать в установленном порядке гражданам пособия по безработице, при-

останавливать или отменять выплату этого пособия.

3. По предложению государственной службы занятости Советы народных де-

путатов в соответствии с законодательством Союза ССР и Таджикской ССР при-

останавливают на срок до шести месяцев решения предприятий, учреждений, ор-

ганизаций о высвобождении работников в случае затруднения их последующего

трудоустройства с одновременной частичной или полной компенсацией потерь по

заработной плате, вызванных этой отсрочкой.

Статья 20. Участие работодателей в реализации государственной

 

- 8 -

политики занятости

1. Предприятия, учреждения, организации и другие работодатели независи-

мо от форм собственности и хозяйствования, осуществляющие свою деятельность

на территории Таджикской ССР, содействуют проведению государственной поли-

тики занятости на основе:

соблюдения условий договоров (соглашений), регулирующих трудовые согла-

шения в соответствии с законодательством Союза ССР и Таджикской ССР;

реализации мер, предусмотренных в коллективных договорах (соглашениях)

по защите трудящихся в случае временной остановки производства, а также мер

содействия материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств

предприятий, учреждений, организаций и других работодателей;

создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и по-

вышения квалификации работающих;

трудоустройства, определенного Кабинетом Министров Таджикской ССР лиц,

нуждающихся в социальной защите;

предоставления информации о наличии вакантных мест и о возможных уволь-

нениях трудящихся, включая письменной изложение оснований увольнения, число

и категории трудящихся, которых оно может коснуться, и срока, в течение ко-

торого его намечено осуществить. Указанная информация предоставляется в го-

сударственную службу занятости и координационный комитет содействия заня-

тости для проведения консультаций и принятия своевременных мер по смягчению

неблагоприятных последствий увольнения.

2. Предприятия, учреждения, организации и другие работодатели обязаны

создавать в установленном размере специализированные рабочие места для ин-

валидов, а в случае невыполнения данного требования производить целевые фи-

нансовые отчисления в Государственный фонд содействия занятости для органи-

зации трудоустройства инвалидов. Размеры таких отчислений определяются Ка-

бинетом Министров Таджикской ССР в порядке и на условиях, установленных за-

конодательством республики.

Затраты работодателей на создание дополнительных рабочих мест для инва-

лидов, а также на подготовку и переподготовку лиц указанной категории могут

компенсироваться за счет средств государственного фонда содействия занятос-

ти, а также за счет предоставления льгот по налогообложению прибыли и иными

средствами.

Ликвидация рабочих мест для инвалидов производится только по согласова-

нию с Государственной службой занятости.

Кабинет Министров Таджикской ССР, исполкомы местных Советов народных

депутатов предоставляют льготы по налогообложению и другим платежам в рес-

публиканский и местный (вплоть до полного освобождения от уплаты налогов и

других платежей) бюджеты за прием на работу граждан, нуждающихся в социаль-

ной защите.

3. Предприятия, учреждения, организации и другие работодатели на период

ликвидации дефицита бюджета республики перечисляют в государственный фонд

содействия занятости половину средств, предназначенных на выплату пособий и

переподготовку работника в случае его увольнения по инициативе работодателя

с места, где он проработал не менее одного года.

Статья 21. Участие профсоюзов в содействии занятости.

1. Профессиональные союзы участвуют в разработке государственной поли-

тики занятости, соответствующих законодательных актов Таджикской ССР и ре-

шений местных Советов народных депутатов.

2. Органы государственного управления, работодатели и профессиональные

союзы регулярно проводят совместные консультации по проблемам занятости. По

их итогам могут заключаться коллективные соглашения (договоры), в которые

включаются мероприятия, направленные на содействие и сохранение занятости,

защиту высвобождаемых работников, а также трудящихся, нуждающихся в соци-

 

- 9 -

альной защите, обязательства со стороны органов государственного управления

по предоставлению информации об экономических, финансовых условиях проведе-

ния политики занятости и другие вопросы, затрагивающие интересы трудящихся

в области занятости.

Статья 22. Государственный фонд содействия занятости

1. Государственный фонд содействия занятости как самостоятельная финан-

совая система образуется на районном, городском, областном и республиканс-

ком уровнях и используется для финансирования мероприятий по реализации по-

литики занятости и эффективной деятельности государственной службы занятос-

ти.

2. Направления расходования средств Государственного фонда содействия

занятости определяются в государственных программах занятости с учетом

предложений соответствующих координационных комитетов содействия занятости.

3. Государственный фонд содействия занятости формируется за

счет:

обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций и других

работодателей независимо от форм собственности и хозяйствования;

добровольных взносов советских и иностранных предприятий, общественных

организаций и граждан и других поступлений.

Недостающая часть Государственного фонда содействия занятости восполня-

ется дотациями из союзного фонда содействия занятости, республиканского и

местного бюджетов.

4. Распоряжение средствами Государственного фонда содействия занятости

находится в компетенции государственной службы занятости. Исполкомам об-

ластных Советов народных депутатов предоставляется право при необходимости

централизовать часть фондов содействия занятости, необходимых для перерасп-

ределения между районами, городами и обеспечения выдачи пособия по безрабо-

тице.

5. Государственный фонд содействия занятости освобождается от уплаты

налогов от доходов, полученных от коммерческой деятельности, а также госу-

дарственных и таможенных пошлин, вносимых в союзный бюджет.

Статья 23. Организация общественных работ

Местные Советы народный депутатов при участии государственной службы

занятости организует проведение оплачиваемых общественных работ на предпри-

ятиях, в учреждениях, организациях, находящихся в их собственности, и по

договорам - на других предприятиях, в учреждениях, организациях.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается до-

говор на срок до двух месяцев с правом на продление. Преимущественным пра-

вом заключения договоров пользуются граждане, зарегистрированные в качестве

безработных.

При выполнении общественных работ на граждан распространяются социаль-

ные гарантии, включая право на пенсионное обеспечение и выплату пособий по

временной нетрудоспособности, а также им гарантируется оплата труда по вы-

полняемой работе и включение времени этих работ в общий и непрерывный стаж.

Финансирование общественных работ производится за счет местного бюджета

и привлечения средств государственного фонда содействия занятости.

Порядок организации и условия проведения общественных работ

определяются Кабинетом Министров Таджикской ССР.

Статья 24. Профессиональная подготовка, повышение

квалификации и переподготовка незанятых граждан

1. Профессиональное обучение лиц, зарегистрированных в службе занятости

в качестве ищущих работу, осуществляется в случае, если:

 

- 10 -

невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина

необходимой профессиональной квалификации;

необходимо изменить квалификацию в связи с отсутствием работы, отвечаю-

щей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

потеряна способность к выполнению работы по прежней профессии.

2. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка

незанятых граждан осуществляется в учебных центрах государственной службы

занятости или в иных учебных заведениях по направлениям этой службы за счет

средств, предусмотренных на эти цели в государственном фонде содействия за-

нятости, и средств граждан.

 

РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ПРИ ПОТЕРЕ РАБОТЫ

Статья 25. Гарантия материальной поддержки

Государство гарантирует гражданам, потерявшим работу, впервые ищущим

ее, а также желающим возобновить трудовую деятельность после длительного

перерыва:

а) предоставление особых гарантий работникам, высвобождаемым с предпри-

ятий, из учреждений, организаций;

б) выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения

квалификации или переподготовки и включение этого периода в общий и непре-

рывный трудовой стаж;

в) выплату пособия по безработице;

г) оказание материальной помощи безработному гражданину и членам его

семьи с учетом наличия престарелых и несовершеннолетних иждивенцев.

Статья 26. Особые гарантии материальной поддержки работникам,

высвобождаемым с предприятий, из учреждений, организаций

1. За работниками, высвобождаемыми с предприятий, из учреждений, орга-

низаций при расторжении трудового договора в связи с реорганизацией и лик-

видацией предприятий, учреждений, организаций или осуществлении мероприятий

по сокращению численности (штатов), сохраняются на период поиска работ, но

не более чем на три месяца, средняя заработная плата с учетом выходного по-

собия и непрерывный трудовой стаж при условии, если они в течение 10 кален-

дарных дней после увольнения зарегистрировались в службе занятости населе-

ния в качестве лиц, ищущих работу.

Выплата выходного пособия и сохраняемого среднего заработка производит-

ся по прежнему месту работы.

Если по истечении трехмесячного периода высвобождаемому работнику не

будет предоставлена подходящая работа, а также в случае его отказа в ука-

занный период от двух предложений такой работы он приобретет статус безра-

ботного.

При отсутствии у ликвидируемых предприятий, учреждений, организаций

средств, предназначенных для расчетов с высвобождаемыми гражданами, решение

о выплате компенсаций производится в порядке и на условиях установленных

законодательством Союза ССР и Таджикской ССР.

2. За трудящимися, высвобождаемыми с предприятий, из учреждений, орга-

низаций в связи с их ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности

(штатов) и проходящими профессиональное переобучение или повышение квалифи-

кации с отрывам от производства по новому месту работы, на весь период обу-

чения сохраняется средняя заработная плата по предыдущей работе. При исчис-

лении налогооблогаемой прибыли сумма балансовой прибыли предприятий, учреж-

дений, организаций уменьшается на сумму средств, затраченных ими на профес-

сиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку таких работ-

ников.

 

- 11 -

Если для трудоустройства высвобожденного работника потребуется предва-

рительное повышение квалификации или переобучение, то оно производится на

аналогичных условиях за счет средств предприятия, учреждения, организации,

с которого произошло высвобождение, в случае, когда в течение двух лет,

предшествовавших высвобождению, работник не имел возможности повысить на

данном предприятии свою квалификацию или получить смежную профессию.

3. При необходимости Государственная служба занятости может компенсиро-

вать предприятиям, учреждениям, организациям полностью или частично затраты

на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобождаемых с других

предприятий, из учреждений, организаций.

4. К высвобождаемым работникам приравниваются лица, потерявшие работу в

результате несчастного случая на производстве или наступления профессио-

нального заболевания по независящим от них причинам и нуждающиеся в трудо-

устройстве и профессиональной подготовке, повышении квалификации и перепод-

готовке.

Статья 27. Размеры стипендий, выплачиваемых гражданам в

период профессиональной подготовки, повышения

квалификации и переподготовки

1. Гражданам, потерявшим работу и заработок (трудовой доход), зарегист-

рированным в службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, в период про-

фессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки выпла-

чивается стипендия в размере не менее 50 процентов средней заработной платы

по прежнему месту работы.

При этом размер стипендии должен быть не ниже минимальной заработной

платы, установленной законодательством Союза ССР- и не более 70 процентов

средней заработной платы, сложившейся в республике.

2. Гражданам, впервые ищущим работу, уволенным за нарушение трудовой

дисциплины, а также длительное время не работающим и нуждающимся в профес-

сиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке, стипендия

назначается в размере, установленном законодательством Союза ССР и Таджикс-

кой ССР, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для

этой категории населения.

Статья 28. Условия и сроки выплаты пособия по безработице

1. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в уста-

новленном порядке безработными.

Право на получение пособия по безработице наступает не позднее второго

дня с момента обращения гражданина в государственную службу занятости

вплоть до решения вопроса о трудоустройстве.

2. Сроки выплаты пособия определяются продолжительностью не менее 26

календарных недель в течение 12-ти месячного периода для лиц, потерявших

работу и заработок (трудовой доход) или стремящихся возобновить трудовую

деятельность после длительного (более одного года) перерыва, и 13 календар-

ных недель - для лиц, ищущих работу впервые.

Для граждан, потерявших работу и заработок (трудовой доход), пособие по

безработице выплачивается в случае, если они в течение 12 месяцев, пред-

шествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу (трудовой доход)

не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели)

или не условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 12 кален-

дарных недель с полным рабочим днем (неделей).

3. В период получения пособия безработный обязан содействовать трудоус-

тройству в порядке и на условиях, определяемых настоящим Законом.

Статья 29. Порядок продления сроков выплаты пособия по

безработице гражданам со стажем работы, дающим

 

- 12 -

право на пенсию

1. Для граждан, общий трудовой стаж которых в соответствии с Законом

СССР "О пенсионном обеспечении граждан СССР" дает право на пенсию (включая

пенсии на льготных условиях), продолжительность периода выплаты пособия по

безработице увеличивается на две календарные недели сверх установленных 26

календарных недель за каждый год работы, превышающий пенсионный стаж.

2. Безработные, общий трудовой стаж которых дает право на выплату посо-

бия по безработице в течение 52 календарных недель, имеют право на досроч-

ный (за один год до установленного законодательством срока) выход на пен-

сию.

Статья 30. Порядок определения размеров пособия

по безработице

1. Пособие по безработице для лиц, потерявших работу и заработок (тру-

довой доход), устанавливается в процентном отношении к основной заработной

плате по прежнему месту работы, исчисленной в среднем за год.

Пособие по безработице во всех иных случаях, включая граждан, ищущих

работу впервые, устанавливается в процентном отношении к минимальной зара-

ботной плате.

2. Безработным, имеющим детей в возрасте до 14 лет и иных иждивенцев,

размер пособия повышается на 20 процентов.

3. Лицам, проживающим в районах, где к заработной плате установлены ко-

эффициенты, размеры пособия по безработице определяются на период их прожи-

вания в этих районах с применением коэффициента, установленного в данном

районе для работников непроизводственных отраслей.

4. Размер пособия по безработице подлежит индексации в установленном

порядке.

Статья 31. Минимальный размер пособия по безработице для лиц,

потерявших работу и заработок

1. В случае потери работы и заработка (трудового дохода) гражданам,

имеющим право на получение пособия по безработице, гарантируется его выпла-

та в размере не ниже установленной законодательством Союза ССР минимальной

заработной платы.

2. В период получения гражданами пособия по безработице его непрерывный

трудовой стаж не прерывается.

3. Местными Советами народных депутатов за счет собственных средств мо-

жет предусматриваться увеличение размеров пособия и сроков его выплаты с

учетом общего трудового стажа, семейного положения и других обстоятельств.

Статья 32. Минимальный размер пособия по безработице для лиц,

уволенных из Вооруженных Сил

Граждане, уволенные с военной службы из Вооруженных Сил, а также погра-

ничных, внутренних, железнодорожных и других видов войск, органов внутрен-

них дел и государственной безопасности, имеют право на получение пособия на

условиях, предусмотренных законодательством Союза ССР и Таджикской ССР.

При этом размер пособия не может быть ниже установленной

законодательством Союза ССР минимальной заработной платы.

Статья 33. Минимальный размер пособия по безработице для лиц,

впервые ищущих работу

Гражданам, впервые ищущим работу и имеющим право на получение пособия

по безработице, гарантируется его выплата в размере не менее 75 процентов

 

- 13 -

от установленной законодательством Союза ССР минимальной заработной платы в

случае непредставлении службой занятости возможностей для профессиональной

подготовки или трудоустройства.

Статья 34. Минимальный размер пособия по безработице для лиц,

ищущих работу после длительного перерыва

Гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длитель-

ного перерыва, гарантируется его выплата в следующих размерах:

а) для лиц, имеющих профессию (специальность), а также лиц, оплачивае-

мая занятость которых в течение 12 месяцев составляет менее 12 календарных

недель, при наличии общего трудового стажа не менее одного года - не ниже

100 процентов в течение первых 13 календарных недель, от установленной за-

конодательством Союза ССР минимальной заработной платы при условии, что их

трудоустройство не требует профессиональной подготовки, повышения квалифи-

кации или переобучения;

б) в иных случаях, включая лиц, не имеющих профессии (специальности) -

не ниже 75 процентов от установленной законодательством Союза ССР минималь-

ной заработной платы при непредоставлении службой занятости возможности для

профессиональной подготовки.

Статья 35. Минимальные размеры пособия по безработице для

лиц, завершивших профессиональную подготовку и

переподготовку

Граждане, признанные безработными после завершения профессиональной

подготовки и переподготовки с отрывам от производства, имеют право на полу-

чение пособия по безработице в размере не ниже установленной законодатель-

ством Союза ССР минимальной заработной платы.

Статья 36. Приостановка и прекращение выплаты пособия

по безработице

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до

трех месяцев, или прекращена, или его размер сокращен в случаях:

а) отказа гражданина от двух предложений подходящей работы, как и от

двух предложений такой работы после завершения профессионального обучения

(переобучения) по направлению государственной службы занятости;

б) выдачу гражданину в установленном порядке выходного пособия и других

выплат при высвобождении с предприятий, из учреждений, организаций, обеспе-

чивающих получателю частичное и временное возмещение утраченного заработка;

в) увольнения за нарушение трудовой дисциплины;

г) увольнения с прежнего места работы по собственному желанию без ува-

жительных причин;

д) трудоустройства на временную работу в период получения пособия по

безработице без уведомления государственной службы занятости;

е) нарушение условий пункта 3 статьи 28 настоящего Закона;

ж) отсутствия гражданина по постоянному месту жительства;

з) попытки получения пособия по безработице обманным путем.

Статья 37. Материальная помощь

Находящимся на иждивении членам семьи безработного, а также гражданам,

потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установлен-

ного срока его выплаты, оказывается материальная и иная помощь, включая

плату за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспор-

том.

Порядок и условия оказания материальной и иной помощи, выделяемой из

 

- 14 -

бюджета Таджикской ССР, местных Советов народных депутатов, определяются

законодательством Таджикской ССР, решением местных Советов народных депута-

тов, а также коллективными договорами (соглашениями).

 

РАЗДЕЛ 5. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАНЯТОСТИ,

КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЕ

Статья 38. Законодательство о занятости

1. Отношения занятости регулируются настоящим Законом, Основами законо-

дательства Союза ССР и союзных республик о занятости населения, законода-

тельством о труде и издаваемых в соответствии с ними другими актами законо-

дательства Союза ССР и Таджикской ССР.

2. Законодательство о занятости распространяется также на постоянно

проживающих в Таджикской ССР иностранных граждан и лиц без гражданства, ес-

ли иное не вытекает из актов законодательства Союза ССР и Таджикской ССР.

Статья 39. Органы, осуществляющие государственный контроль

Контроль за реализацией законодательства о занятости осуществляется Со-

ветами народных депутатов, соответствующими государственными органами, про-

фессиональными союзами и инспекцией государственной службы занятости.

Статья 40. Разрешение споров и ответственность за нарушение

законодательства о занятости населения

Споры предприятий, учреждений, организаций и других работодателей по

вопросам занятости, включая споры с государственной службой занятости,

рассматриваются Государственным арбитражем Таджикской ССР.

Статья 41. Ответственность за нарушение законодательства о

занятости населения

Законодательством Таджикской ССР устанавливается дисциплинарная, мате-

риальная, административная и уголовная ответственность за нарушение законо-

дательства о занятости населения.

 

Президент

Таджикской ССР К. МАХКАМОВ

27 июня 1991 года

гор. Душанбе

N 366

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА

ТАДЖИКСКОЙ ССР

О введении в действие Закона Таджикской ССР

О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Верховный Совет Таджикской Советской Социалистической

Республики постановляет:

1. Ввести в действие Закон Таджикской ССР о занятости населения со дня

 

- 15 -

опубликования, раздел 4 "Социальные гарантии при потере работы (статьи

25-37)" - с 1 января 1992 года.

2. Установить, что в 1991 году Государственный фонд содействия занятос-

ти образуется за счет обязательных отчислений предприятий, учреждений, ор-

ганизаций и кооперативов независимо от их форм собственности в размере од-

ного процента от средств на оплату труда, республиканского бюджета в разме-

ре четырех процентов и дотации союзного и местных бюджетов.

Кабинету Министров Таджикской ССР принять решение по участию предприя-

тий, У1, организаций и кооперативов в формировании Государственного фонда

содействия занятости за счет обязательных отчислений предприятий, учрежде-

ний, организаций и кооперативов (в дополнение к порядку, установленному

Постановлением Верховного Совета СССР от 15 января 1991 года) с момента

принятия Закона, а в части дотаций из союзного бюджета - с 1 января 1992

года. При этом до 90 процентов Государственного фонда содействия занятости

остается в распоряжении Таджикской ССР и не менее 10 процентов централизу-

ется в общесоюзную часть указанного фонда.

Установить, что 50 процентов Государственного фонда содействия занятос-

ти централизуется в республиканском фонде.

3. Кабинету Министров Таджикской ССР:

внести в двухмесячный срок на рассмотрение Верховного Совета Таджикской

ССР предложения о приведении законодательных актов республики в соответс-

твие с настоящим Законом;

принять в двухмесячный срок необходимые нормативные акты по применению

Закона Таджикской ССР о занятости населения, определить порядок формирова-

ния профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки

высвобождаемых работников и незанятого населения и организации оплачиваемых

общественных работ, а также утвердить Положение о Государственном фонде со-

действия занятости;

привести до 1 октября 1991 года акты Правительства Таджикской ССР в со-

ответствие с Законом Таджикской ССР о занятости населения и обеспечить пе-

ресмотр и отмену министерствами, ведомствами Таджикской ССР, а также мест-

ными Советами народных депутатов их нормативных актов, в том числе инструк-

ций, противоречащих настоящему Закону.

 

Председатель

Верховного Совета

Таджикской ССР К. АСЛОНОВ

27 июня 1991 года

гор. Душанбе

N 367