ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

О порядке введения в действие

Закона Республики Таджикистан

"О социальном партнерстве, соглашениях и коллективных договорах"

Верховный Совет Республики Таджикистан постановляет:

1. Ввести в действие Закон Республики Таджикистан "О

социальном партнерстве, соглашениях и коллективных договорах" с

момента его опубликования.

2. Совету Министров Республики Таджикистан представить в

Верховный Совет Республики Таджикистан предложения о приведении

законодательства Республики Таджикистан в соответствие с

настоящим Законом.

Председатель Верховного Совета

Республики Таджикистан З. Рахмонов

25 ноября 1992 года

г. Худжанд

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ, СОГЛАШЕНИЯХ И

КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРАХ

Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические,

организационные основы социального партнерства, заключения и

выполнения соглашений, коллективных договоров, ведения

переговоров, права, обязанности и ответственность сторон.

Действия Закона распространяется на предприятия, учреждения,

организации независимо от формы собственности и хозяйствования.

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Соглашение и коллективный договор

Соглашение - нормативный акт, регулирующий взаимные

обязательства Государственного органа, организаций

предпринимателей или - собственников, профессиональных союзов

(объединения профессиональных союзов) или иных представительных

органов трудящихся, специально уполномоченных трудовыми

коллективами, по решению трудовых и социально-экономических

вопросов, установлению социальных гарантий для работников

определенной профессии, отрасли, территории.

Коллективный договор - нормативный акт, регулирующий

производственные, трудовые и социальные отношения между

работодателем (собственником, предпринимателем) и трудящимися на

предприятии (объединении), в учреждении, организации независимо

от форм собственности и хозяйствования.

Статья 2. Социальное партнерство

Государство способствует и поощряет развитие социального

партнерства, использование процедуры ведения коллективных

переговоров между предпринимателями (их объединениями),

профессиональными союзами (их объединениями), органами

исполнительной власти.

Указанные переговоры проводятся так:

- решения социально-экономических вопросов, занятости,

определения условий труда, включая его оплату;

- регулирования отношений между предпринимателями (их

объединениями), трудящимися (их объединениями), исполнительной

властью.

Статья 3. Основные принципы социального партнерства.

Социальное партнерство основывается на принципах:

- взаимного уважения и признания сторон в качестве законных и

компетентных представителей, доверия и паритетности,

разграничения прав и обязанностей, разумного согласия в

обеспечении интересов трущихся, предпринимателей, государства;

- обязательности ведения коллективных переговоров по

заключению соглашения и коллективного договора по предложению

профессиональных союзов, а также в случаях, предусмотренных

законодательством;

- широкого участия трущихся в разработке соглашений и

коллективных договоров;

- равноправия сторон в выдвижении предложений.

Статья 4. Коллективные переговоры

От имени трудящихся право на ведение коллективных переговоров

предоставляется профессиональным союзам в лице соответствующих

выборных органов или специально уполномоченным представительным

органам трудящихся.

Государственные и хозяйственные органы управления, а также

работодатель (собственник) обязаны вести переговоры по вопросам,

предлагаемым для рассмотрения профсоюзами или иными специально

уполномоченными представительными органами трудящихся

Любая из сторон не позднее чем за три месяца до окончания

срока действия прежнего соглашения, коллективного договора или в

сроки, определенные этими документами вправе внести другой

стороне письменное уведомление о начале переговоров.

Во всех названных случаях сторона, получившая письменное

уведомление от другой стороны, обязана в 7-дневный срок начать

переговоры на уровне предприятия, в 15-дневный срок - на других

уровнях.

Статья 5. Порядок ведения переговоров

Для ведения коллективных переговоров стороны образуют

комиссию из равного числа представителей, наделенных необходимыми

полномочиями для ведения переговоров и их завершения путем

подготовки проекта соглашения, коллективного договора,

Состав комиссий, сроки, место проведения и повестка дня

переговоров определяются решением сторон.

Сторонам, участвующим в переговорах, предоставляется полная

свобода в выборе и обсуждении вопросов, касающихся решения их

социально-экономических проблем.

Государственные и хозяйственные органы управления, а также

работодатель (собственник) должны предоставлять профсоюзным или

иным специально уполномоченным представительным органам

трудящихся информацию, необходимую для компетентного ведения

переговоров. Участники переговоров, другие лица, связанные

переговорами, не должны разглашать сведения, являющиеся

государственной, производственной или коммерческой тайной. Лица,

не соблюдающие этот запрет, привлекаются к установленной Законом

ответственности.

Если по окончании переговоров не заключено ни одно

соглашение, составляется протокол о разногласиях, в который

вносятся окончательно сформулированные предложения сторон и меры,

которые должны предпринять государственные органы, организации

предпринимателей, работодатель (собственник, предприниматель), в

одностороннем порядке по разрешению разногласий.

Статья 6. Гарантии к компенсации на время переговоров

Лица, участвующие в переговорах в качестве представителей

сторон, а также специалисты, приглашенные для участия в работе

комиссий на время переговоров, освобождаются от основной работы с

сохранением средней заработной платы. Все затраты, связанные с

участием в переговорах, компенсируются в соответствии с

законодательством Республики Таджикистан.

Оплата труда экспертов, специалистов, приглашенных по

договоренности сторон, производится государственными,

хозяйственными органами и работодателями (собственниками,

предпринимателями).

Статья 7. Разрешение разногласий

При возникновении разногласий в ходе коллективных переговоров

и для их разрешения стороны используют примирительные процедуры и

другие имеющиеся и их распоряжении возможности.

 

РАЗДЕЛ II. СОГЛАШЕНИЕ

Статья 8. Участники соглашений

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в

переговорах, могут быть двусторонние и трехсторонние. Органы

государственной и исполнительной власти и управления, участвующие

в трехсторонних переговорах, могут не заключать соглашения, если

две другие стороны не настаивают на этом.

Соглашения заключаются:

- на республиканском уровне: генеральное соглашение между

правительством Республики Таджикистан, республиканским

объединением предпринимателей и Советом Федерации

профессиональных союзов Республики Таджикистан;

- на отраслевом уровне: между соответствующими

государственными органами, объединениями предпринимателей,

отраслевыми профессиональными союзами ил представительными

органам трудящихся;

- на областном уровне, включая Горно-Бадахшанскую автономную

область: между соответствующими администрациями, организациями

предпринимателей, областными федерациями (советами)

профессиональных союзов или иными специально уполномоченными

представительными органами трудящихся;

- на районном, городском, районном в городах уровне: между

соответствующими местными органами государственного управления,

организациями работодателей (собственников, предпринимателей),

представительными органами трудящихся;

- территориальные (районные, городские) органы профсоюзов

имеют право по поручению малочисленных трудовых коллективов

заключать соглашения с работодателями (собственниками,

предпринимателями) в части установления новых или изменения

существующих социально-экономических условий труда и быта.

Статья 9. Порядок и сроки заключения соглашения

Порядок, сроки разработки и заключения соглашения, состав

комиссии определяются сторонами и оформляются протоколом.

Соглашение заключается сторонами на срок не менее одного года.

Проект соглашения разрабатывается комиссией и подписывается

соответствующим органом государственного управления,

организациями предпринимателей, профсоюзным или иным специально

уполномоченным представительным органом трудящихся.

Статья 10. Содержание соглашения

Содержание соглашения определяется сторонами. Соглашением

предусматриваются:

- обязательства в области оплаты труда, найма, охраны труда и

увольнения работников;

- выполнение комплекса специальных мероприятий по социальной

защите населения, проблеме занятости, увеличению объемов

выпускаемой продукции, в том числе товаров народного потребления

и сельского хозяйства;

- установление дополнительных льгот и преимуществ

предприятиям и организациям, работодателям (собственникам),

создающим дополнительные рабочие места, использующим труд

инвалидов, молодежи, в том числе подростков;

- участие трудящихся в использовании доходов от продажи

имущества, находящегося в государственной собственности;

- соблюдение интересов трудящихся при приватизации жилищного

фонда;

- увеличение размеров доплат, носящих компенсационный

характер, минимальный размер которых предусмотрен действующим

законодательством;

- обеспечение экологической безопасности и охраны здоровья;

- улучшение условий социального обслуживания работающих на

производстве, другие вопросы в области социально-экономического

развития и трудовых отношений, а также обязательства по

предотвращению трудовых конфликтов и забастовок, укреплению

трудовой дисциплины, определению ответственности участников

соглашения, обеспечению контроля за ходом выполнения

соглашения.

Статья 11. Действие соглашения

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами

либо со дня, установленного в соглашении.

Период действия и сроки заключения определяются сторонами.

Соглашение распространяется на круг трудящихся, определенных

в соглашении.

Статья 12. Изменения и дополнения соглашения

Изменения и дополнения соглашения производятся по взаимному

согласию сторон в порядке, установленном для их заключения.

Статья 13. Контроль за выполнением соглашения

Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях

производится комиссиями, состав которых определяется и

утверждается сторонами.

 

РАЗДЕЛ III. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР

Статья 14. Право на принятие решения о необходимости

заключения коллективного договора.

Решение о необходимости заключения коллективного договора на

предприятиях (объединениях), в учреждениях, организациях,

независимо от форм собственности, принимает профессиональный союз

в лице соответствующего выборного органа, иной специально

уполномоченный представительный орган трудящихся, общее собрание

(конференция) трудового коллектива.

Статья 15. Стороны коллективного договора

Коллективный договор заключается на предприятии (в

объединениях), в учреждениях, организациях, независимо от форм

собственности и хозяйствования, в высших и средних специальных

учебных заведениях, профессионально-технических училищах, а также

может заключаться в структурных подразделениях предприятия по

вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений.

Сторонами коллективного договора выступает профессиональный

союз, работодатель (собственник) или уполномоченный им орган.

При наличии на предприятии нескольких профессиональных

союзов, по договоренности между ними, стороной коллективного

договора выступает профессиональный союз, объединяющий

большинство работников предприятия, либо орган, представленный

всеми профессиональными союзами пропорционально численности их

членов.

Статья 16. Порядок и сроки заключения коллективного договора

Порядок и сроки заключения коллективного договора, состав

комиссии для ведения переговоров определяются сторонами и

оформляются приказом администрации по предприятию.

Проект коллективного договора подлежит обязательному

обсуждению в трудовых коллективах. Доработанный договор

утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива.

Общее собрание (конференция) членов трудового коллектива

предприятия протоколом (постановлением) уполномочивает

профессиональный союз в лице соответствующего выборного органа,

иной специально уполномоченный представительный орган трудящихся

заключить (подписать) от его имени коллективный договор с

администрацией предприятия.

Профсоюз вправе вести в порядке и на условиях, установленных

настоящим Законом для заключения коллективного договора,

переговоры по подписанию приложений к коллективному договору,

заключенному от имени трудового коллектива. Приложения являются

неотъемлемой частью коллективного договора и имеют равную с ним

юридическую силу.

Статья 17. Содержание коллективного договора

Содержание коллективного договора определяется сторонами в

пределах своей компетенции.

Коллективный договор содержит положения:

- об организации труда;

- о формах и системах оплаты труда, других видов

доходов работников;

- о размерах тарифных ставок и должностных окладов в

зависимости от профессии, квалификации работников, сложности и

условий выполняемых ими работ;

- о порядке индексации денежных доходов работников

предприятия;

- о продолжительности рабочего времени и времени отдыха;

- о создании безопасных условий труда, улучшении охраны

здоровья, гарантиях медицинского страхования членов трудового

коллектива и их семей;

- об обеспечении занятости, о подготовке кадров,

трудоустройство высвобождаемых работников;

- о регулировании внутреннего трудового распорядка;

- о порядке образования и деятельности примирительных

(согласительных) комиссий по рассмотрению и разрешению

коллективных трудовых споров.

В коллективный договор могут также включаться обязательства:

- о строительстве, содержании и распределении жилья, объектов

социально-культурного назначения;

- об организации санаторно-курортного лечения и отдыха

трудящихся и членов их семей;

- об обеспечении работников горячим питанием;

- о предоставлении дополнительных льгот многодетным семьям и

семьям, воспитывающим детей-инвалидов с детства;

- об улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов

пенсионеров, работающих на предприятии;

- о создании материальных условий для деятельности

профсоюзов;

- о проведении оздоровительных, культурно-просветительных и

спортивных мероприятий;

- о стимулировании работников медицинских, детских,

культурно-просветительных, учебных и спортивных учреждений,

организаций, общественного питания и других организаций,

обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в состав

предприятия;

- по другим трудовым и социально-экономическим вопросам.

Статья 18. Действие коллективного договора

Период действия коллективного договора определяется

сторонами.

Коллективный договор вступает в силу с момента подписания его

сторонами, либо со дня, установленного в коллективном договоре.

В случае изменения состава органов управления предприятия,

смены собственника имущества коллективный договор остается в силе

и действует до принятия нового договора.

При преобразовании одного предприятия, учреждения,

организации в другое, в случае слияния предприятия, учреждения,

организации с другим, присоединения одного предприятия,

учреждения, организации к другому, разделения предприятия,

учреждения, организации или выделения из предприятия, учреждения,

организации одного или нескольких предприятий, учреждений,

организаций договор действует в течение периода реорганизации,

затем пересматривается.

При ликвидации предприятия, учреждения, организации по

решению собственника, суда или органа, уполномоченного создавать

и ликвидировать предприятия, учреждения, организации,

коллективный договор действует в течении всего срока проведения

ликвидации.

Статья 19. Изменение и дополнение коллективного договора

Изменения и дополнения в коллективные договоры в течение

срока их действия могут вноситься по согласованию сторон в

порядке, установленном договором.

Внесение изменений и дополнений в коллективный договор одной

из сторон без согласий другой стороны запрещается.

Статья 20. Гарантии при досрочном расторжении коллективного

договора

Если исполнение коллективного договора затруднено или не

может быть продолжено по причине реорганизации (слияния,

присоединения, разделения, выделения, преобразования)

предприятия, или изменения рода их деятельности, собственник

имущества должен сохранить все индивидуальные льготы для

работников, определенные договором.

В течение трех месяцев с момента перехода права собственности

на предприятие к новому владельцу между ним и профсоюзными

организациями на предприятии заключается новый коллективный

договор, а до его заключения соблюдаются все положения

действовавшего ранее коллективного договора.

При ликвидации предприятия до окончания срока действия

коллективного договора собственник или орган, уполномоченный

создавать предприятие, учреждение, организацию, должен

компенсировать работникам за период проведения ликвидации

средства, предусмотренные коллективным договором на решение

вопросов социального развития коллектива и индивидуальные льготы.

Претензии трудового коллектива и отдельных лиц по

коллективному договору удовлетворяются из имущества

ликвидируемого предприятия, оставшегося после расчета с бюджетом,

банками и другими кредиторами.

Статья 21. Контроль за выполнением коллективного договора

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется

комиссией, состоящей из равного числа представителей сторон.

Стороны, подписавшие коллективный договор, ежегодно или в

сроки, предусмотренные в коллективном договоре, отчитываются о

его выполнении на общем собрании (конференции) трудового

коллектива.

РАЗДЕЛ IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ И

НЕВЫПОЛНЕНИЕ СОГЛАШЕНИЙ,

КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА И УКЛОНЕНИЕ ОТ УЧАСТИЯ В

ПЕРЕГОВОРАХ

Статья 22. Ответственность сторон соглашения и коллективного

договора

При невыполнении условий соглашения и коллективного договора

по вине одной из сторон другая сторона вправе предъявить иск о

возмещении причиненного в результате этого материального ущерба в

соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Предельные суммы возможного иска могут быть оговорены в

коллективном договоре.

Статья 23. Ответственность должностных лиц за нарушение и

невыполнение соглашения, коллективного договора.

Лица, виновные в нарушении и невыполнении обязательств по

соглашению, коллективному договору, несут дисциплинарную

ответственность в порядке, установленном законодательством

Республики Таджикистан.

По требованию комиссия по контролю за выполнением

коллективного договоров,профсоюзного или иного специального

уполномоченного представительного органа трудящихся собственник,

орган управления обязан принять надлежащие меры или расторгнуть

трудовой договор (контракт) с руководителем, по вине которого не

выполняются обязательства по соглашению, коллективному договору.

Статья 24. Ответственность должностных лиц за уклонение от

участия в переговорах

Должностные лица, уклоняющиеся от участия в коллективных

переговорах, отказывающиеся от созыва комиссии по проведению

переговоров с целью заключения соглашения, коллективного договора

или не обеспечивающие ее работу в определенные сторонами сроки и

статьей 4 настоящего Закона, подвергаются штрафу в размере до

трех месячных окладов, налагаемому судом на основании заявления

одной из сторон и прилагаемых к нему письменных доказательств.

Сумма штрафа перечисляется в республиканский бюджет.

И.О. Президента Республики Таджикистан

Э. Рахмонов

25 ноября 1992 года

г. Худжанд