АННОТАЦИЯ

Закон РТ "О разгосударствлении и приватизации собственности в

РТ", принятый 21 февраля 1991 года, состоит из 13 статей. Закон

устанавливает задачи, основные принципы, объекты и субъекты

разгосударствления и приватизации. Определены также их формы и

финансовые источники, регулировано осуществление этой работы.

Кроме того, установлена правовая защита при разгосударствлении и

приватизации.

ХУЛОСА

Конуни ЧТ "Дар бораи гайридавлатикунони ва хусуси гардонии

моликият дар ЧТ", ки 21 феврали соли 1991 кабул шуда буд, аз

13 модда иборат аст. Ин конун вазифа, принципхои асоси, объекту

субъекти хусуси гардониро муайян кардааст. Инчунин шаклхои он,

манбахои молиявии гайридавлатикунони зикр шудаанд, татбики ин кор

аник карда шудааст. Гайр аз ин масъалаи химояи хукукии ин хел

фаъолият нишон дода мешавад.

 

 

ЗАКОН ТАДЖИКСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

О РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИИ И ПРИВАТИЗАЦИИ СОБСТВЕННОСТИ

В ТАДЖИКСКОЙ ССР

 

Статья 1. Общие положения о разгосударствлении и приватизации

Разгосударствление означает процесс формирования

многоукладной экономики, предусматривающей децентрализацию

управления и приватизацию на основе преобразования

государственной собственности в иные формы собственности.

Приватизация - это осуществляемая государством деятельность,

состоящая в передаче права собственности коллективам и частным

лицам и являющаяся необходимой предпосылкой для перехода к

рыночной экономике, стимулирования предпринимательской

деятельности.

Основной целью разгосударствления и приватизации является

создание необходимых для рыночной экономики отношений

собственности. Проведение разгосударствления и приватизации

собственности способствует образованию оптимальной экономической

структуры, обеспечивающей базу для развития конкуренции и

предпринимательства.

Результатом разгосударствления должно стать преодоление

отчуждения производителей от средств производства и создание

реальных отношений владения и пользования работникам предприятий

орудиями, предметами и продуктами труда.

Статья 2. Задачи разгосударствления и приватизации

Разгосударствление и приватизация решает следующие задачи:

разграничение функций государственного управления и функций

непосредственного руководства производственно-хозяйственной

деятельностью;

преодоление монополизма в народном хозяйстве;

формирование условий для конкурентной состязательности и

экономической ответственности собственников;

обеспечение экономического стимулирования предпринимательской

деятельности граждан, создание возможностей для наиболее полного

раскрытия их личностного потенциала;

создание условий для формирования рынка ценных бумаг и других

элементов рыночной инфраструктуры.

Статья 3. Основные принципы разгосударствления и приватизации

Основными принципами разгосударствления и приватизации

являются:

- добровольность, гласность и широкое участие общественности;

- экономическая заинтересованность трудовых коллективов

предприятий, подлежащих разгосударствлению и приватизации,

отдельных граждан;

- дифференцированный подход, платность и представление льгот

трудовым коллективам и отдельным гражданам;

- осуществление разгосударствления и приватизации на основе

конкурсности. В конкурсе могут принимать участие все субъекты,

обеспечивающие высокую отдачу материально-технических,

финансовых, трудовых и других производственных ресурсов

приватизируемого объекта;

- разделение права собственности и функций управления на основе

невмешательства государственных органов управления в

хозяйственную деятельность приватизированного объекта;

- обеспечение целостности материально-технической и

производственной базы разгосударствляемых и приватизируемых

предприятий.

Статья 4. Объекты разгосударствления и приватизации

Объектами разгосударствления и приватизации могут быть

имущество принадлежащих государству предприятий промышленности,

сельского хозяйства, строительства, бытового обслуживания,

торговли и общественного питания, производственной инфрастуктуры,

жилищный фонд и иные объекты, разгосударствление и приватизация

которых не запрещена законодательными актами.

Объектами разгосударствления и приватизации также могут быть

подразделения государственных предприятий, технологические

целостные хозяйственные единицы.

Объектом разгосударствления и приватизации является целостное

имущество или единичное имущество (предмет).

Не подлежат разгосударствлению и приватизации объекты,

являющиеся исключительной собственностью Таджикской ССР: земля,

ее недра, воды, объекты исторического наследия и национального

достояния. Кроме того, не подлежат приватизации предприятия,

продукция и услуги которых являются монополией государства:

электростанции, электрические сети, другие предприятия и

организации системы энергетики, железнодорожный и воздушный

транспорт, оборонные предприятия, предприятия связи.

П. Часть четвертую статьи 4 Закона Республики Таджикистан от

21 февраля 1991 года "О разгосударствлении и приватизации

собственности в Республике Таджикистан" (Ведомости Верховного

Совета Республики Таджикистан, 1991 г., N 6 ст. 86) после слов

"предприятия связи" дополнить словами "объекты инженерной

инфраструктуры (теплоснабжения,

водопроводно-канализационного хозяйства, наружного городского

освещения и внешнего благоустройства городов и районных центров,

ремонтно-строительные базы коммунального хозяйства, предприятия

по захоронению радиоактивных отходов, а также предприятия,

осуществляющие эксплуатацию, обслуживание и ремонт указанных

объектов.

Основная часть объектов здравоохранения, культуры и народного

образования сохраняются в собственности государства для

выполнения возложенных на него социальных функций.

Статья 5. Субъекты разгосударствления и приватизации

Субъектами разгосударствления и приватизации могут быть

трудовые коллективы предприятий, арендаторы, кооперативы,

акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью,

коммерческие банки, совместные предприятия и организации и другие

юридические лица, а также граждане Таджикской ССР.

В отдельных случаях субъектами разгосударствления и

приватизации могут быть юридические и физические лица других

союзных республик и иностранных государств и граждане.

При прочих равных условиях преимущественным правом на покупку

имущества или выкуп предприятия в целом пользуются работники

приватизируемого предприятия.

Все субъекты государственных и иных форм собственности

равноправны при взаимодействии в условиях единого рыночного

пространства.

Статья 6. Формы разгосударствления и приватизации

При разгосударствлении и приватизации могут быть использованы

следующие формы:

- сдача предприятия или другого государственного имущества в

аренду;

- сдача предприятий и другого государственного имущества в

аренду с правом последующего выкупа;

- акционирование имущества государственных предприятий;

- продажа, в том числе в рассрочку, предприятий, производств

и другого государственного имущества трудовым коллективом, другим

юридическим лицам и гражданам;

- постепенный выкуп имущества государственного предприятия

трудовым коллективом;

- безвозмездная передача государственного имущества.

При выборе форм разгосударствления и приватизации

предпочтение отдается тем, которые в каждом конкретном случае

приводят к достижению наибольшей эффективности. Решение о выборе

форм разгосударствления и приватизации принимается большинством

членов трудового коллектива. При несогласии трудового коллектива

участвовать в приватизации собственник или уполномоченный орган

вправе самостоятельно принять решение о формах приватизации с

учетом народнохозяйственной значимости предприятия, уровня его

технической вооруженности, размера фонда и степени их износа,

характера выпускаемой продукции, численности занятых работников и

других факторов.

Статья 7. Оценка стоимости разгосударствляемого и

приватизируемого имущества

Порядок и методы оценки стоимости государственного имущества

определяются соответствующими нормативными документами.

Оценка стоимости имущества предприятия производится исходя из

его наличия и фактического состояния, устанавливаемого по

результатам инвентаризации, реально складывающихся цен, а также

других факторов, оказывающих влияние на оценочную стоимость.

Оценка стоимости основных средств осуществляется поэтапно на

основе последовательного определения первоначальной, остаточной и

восстановительной стоимости.

Если предприятие полностью выкупается членами трудового

коллектива, орган приватизации может принять решение о продаже

имущества предприятия без переоценки по остаточной стоимости.

Для имущества, продаваемого на аукционе, оценочная стоимость

является первоначально назначаемой.

Статья 8. Финансовые источники разгосударствления и

приватизации

При разгосударствлении и приватизации могут использоваться

следующие финансовые источники:

прибыль, остающаяся в распоряжении трудового коллектива

предприятия;

неиспользованные остатки фондов экономического стимулирования;

личные средства членов трудового коллектива;

денежные сбережения граждан с учетом представленной

декларации о доходах;

средства от продажи акций;

инвестиции зарубежных юридических и физических лиц;

другие финансовые средства.

Для выкупа предприятий и их имущества могут быть использованы

банковские кредиты, предоставляемые банками на основе договоров,

определяющих взимание обязательства и ответственность сторон. За

пользование кредитом банку уплачиваются проценты в установленных

размерах. На эти цели может выдана льготная ссуда.

Статья 9. Осуществление разгосударствления и приватизации

Разгосударствление и приватизация осуществляются по решению

соответствующего Совета народных депутатов, согласованному со

специально образованным органом по проведению разгосударствления

и приватизации.

Продажа целостного имущества может производится путем

публичных торгов, конкурса или на аукционе.

Продажа государственных предприятий в отдельных случаях может

производиться на льготных условиях: безвозмездная передача

объектов социальной и производственной инфраструктуры, продажа

акций по льготной цене, продажа акций и средств производства в

рассрочку, предоставление приоритета коллективам на приобретение

средств производства, используемых в процессе труда и

другие.Решение о предоставлении льгот в зависимости от конкретных

условий принимает собственник и орган, осуществляющий

приватизацию.

Безвозмездная передача собственности трудовым коллективам

производится лишь в исключительных случаях применительно к

отдельным видам имущества.

Особенности участия иностранных юридических лиц в процессе

выкупа государственного имущества определяются соответствующими

законодательными и нормативными актами Таджикской ССР.

Статья 10. Переход права собственности на приватизируемое

имущество

Письменный договор, заключенный между собственником и

приватизируемым предприятием, предусматривает:

момент перехода права собственности субъекту

разгосударствления и приватизации;

исполнение заключенных приватизируемым предприятием

хозяйственных договоров, права и обязанности, переходящие к

субъекту разгосударствления и приватизации;

иные обязанности сторон в договоре;

ответственность сторон за невыполнение договора.

Право собственности на приватизируемое имущество возникает с

момента подписания акта купли-продажи, который выдается после

уплаты соответствующей суммы.

Предприятие, подлежащее разгосударствлению и приватизации

обязано своевременно произвести расчеты с государством и банками

по своим обязательствам, если иное не установлено в договоре.

Статья 11. Прекращение трудового договора с работниками

приватизируемого предприятия

Трудовой договор с работниками приватизируемого предприятия

может быть прекращен при необходимости новым собственником в

порядке, установленном законодательством о труде Таджикской ССР,

если в заключенном договоре не предусмотрено иное.

Расходы, связанные с прекращением трудового договора, несет

собственник приватизируемого предприятия.

Статья 12. Использование средств, поступивших от

разгосударствления и приватизации государственного

имущества

Средства от разгосударствления и приватизации

государственного имущества поступают на специальный счет. Порядок

использования указанных средств определяется законодательными

актами.

Статья 13. Обеспечение правовой защиты при разгосударствлении

и приватизации

Защита прав субъектов разгосударствления и приватизации

государственных предприятий осуществляется в порядке и на

условиях, установленных законодательными актами Союза ССР и

Таджикской ССР.

 

Президент Таджикской ССР

К.МАХКАМОВ

21 февраля 1991 г.

гор.Душанбе

 

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ТАДЖИКСКОЙ ССР

О введение в действие Закона Таджикской ССР

"О разгосударствлении и приватизации собственности

в Таджикской ССР"

 

Верховный Совет Таджикской Социалистической Республики

п о с т а н о в л я е т :

1. Ввести в действие Закон Таджикской ССР "О

разгосударствлении и приватизации собственности Таджикской ССР" с

момента его опубликования.

Кабинету Министров Таджикской ССР в соответствие с Законом

Таджикской ССР "О разгосударствлении и приватизации собственности

в Таджикской ССР";

внести в Верховный Совет Таджикской ССР предложения:

по приведению законодательства Таджикской ССР "О

разгосударствлении и приватизации собственности в Таджикской ССР";

об образовании специального органа по проведению

разгосударствления и приватизации;

о передаче объектов и имущества, которые не принадлежат

разгосударствлению и приватизации;

о порядке участия иностранных юридических лиц в выкупе

государственного имущества.

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА

ТАДЖИКСКОЙ ССР

К.АСЛОНОВ

21 февраля 1991 года

гор. Душанбе