Аннотация

Принятый 25 июня 1993 года Закон РТ "Об обороне" состоит из

8 глав и 24 статей. В Законе определены общие положения основ

обороны РТ, компетенция органов власти и управления РТ в области

обороны, а также статус Вооруженных сил РТ. Также регулируются

вопросы состояния войны и военное время, гражданской и

территориальной обороны. В Законе изложены международно-правовые

обязательства РТ в области обороны и ответственность за нарушение

законов об обороне.

Хулоса

Конуни ЧТ аз 25 июни соли 1993 "Дар бораи мудофиа" аз 8 боб

ва 24 модда иборат аст. Дар ин Конун Маълумотхои умумии асоси

мудофиаи ЧТ, ваколатхои макомоти давлатию хукуматии Чумхурий дар

сохаи мудофиа, инчунин макоми Куввахои мусаллахи ЧТ муайян

шудаанд. Инчунин масъалахои холати чанги ва айеми чанги, мудофиаи

шахрванди ва территорияви дарч ефтанд. Дар конун ухдадорихои

бойналхалкии ЧТ дар сохаи мудофиа ва масъулият барои вайронкунии

Конун дар бораи мудофиа зикр ефтанд.

 

 

 

Закон республики Таджикистан

ОБ ОБОРОНЕ

 

Республика Таджикистан, являясь субъектом международного

права и стремясь к мирному сосуществованию со всеми

государствами, отвергает войны или применение военной силы как

неприемлемые средства достижения политических или экономических

целей.

Признавая необходимость сохранения мира государствами и

народами, их безопасности и территориальной целостности

Республика Таджикистан поддерживает свою обороноспособность на

уровне необходимой достаточности для защиты от агрессии.

Настоящий Закон устанавливает основы организации обороны

Республики Таджикистан, компетенцию органов государственной

власти и управления по ее обеспечению, обязанности предприятий,

учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по укреплению

обороноспособности республики.

ГЛАВА I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основы обороны Республики Таджикистан

Оборона Республики Таджикистан относится к важнейшим

функциям государства и является делом всего народа.

Оборона Республики Таджикистан - это система

социально-экономических, политико-правовых, военных и иных мер,

направленных на обеспечение суверенитета, территориальной

целостности, защиту интересов государства и мирной жизни

населения.Целью обороны Республики Таджикистан является создание

необходимых условий для предупреждения военного нападения и

вооруженного отпора возможной агрессии против Республики

Таджикистан в любое время и при любых обстоятельствах.

Оборона Республики Таджикистан строится в соответствии с

военной доктриной государства.

Статья 2. Основы военной доктрины государства

Военная доктрина государства на том, что Республика

Таджикистан:

не признает войну как средство решения международных

проблем;

не является ядерной державой и не стремится производить,

приобретать ядерное оружие или применять его со своей территории;

не имеет территориальных притязаний ни к одному государству

и не видит ни в одном народе образ врага;

никогда первой не начнет боевых действий против какой бы то

ни было страны, если сама станет объектом агрессии.

Статья 3. Организация обороны

Организация обороны включает:

правовое регулирование вопросов обороны и военного

строительства;

разработку военной политики государства и военной доктрины;

обеспечение военно-политического сотрудничества с другими

государствами и согласование усилий по предотвращению агрессий;

охрану государственной границы;

выработку и проведение военно-технической политики, раз-

витие военной науки;

поддержание постоянной боевой и мобилизационной готовности

Вооруженных Сил республики;

мобилизационную подготовку народного хозяйства,

государственных органов и систем управления к действиям в

условиях военного положения;

планирование и осуществление мероприятий гражданской и

территориальной обороны;

обеспечение сохранения государственной и военной тайны;

другие мероприятия в области обороны.

К обороне Республики Таджикистан могут быть привлечены

Вооруженные Силы других государств на основе межгосударствен-

ных договоров.

Статья 4. Законодательство об обороне Республики Таджикистан

Законодательство об обороне Республики Таджикистан

основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из

настоящего Закона, иных актов законодательства, регулирующих

вопросы обороноспособности государства и строительства

Вооруженных Сил республики, а также международных договоров,

участницей которых является Республика Таджикистан.

ГЛАВА II.

КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ

Статья 5. Компетенция Верховного Совета Республики

Таджикистан

Верховный Совет Республики Таджикистан:

формирует военную политику государства;

осуществляет законодательное регулирование вопросов обороны

и военного строительства;

определяет внешнюю и внутреннюю политику в области

безопасности;

определяет состав, компетенцию и порядок формирования Совета

безопасности;

утверждает военную доктрину, концепцию военного

строительства и развития Вооруженных Сил Республики Таджикистан,

а также объем бюджетных ассигнований на оборону;

утверждает военную присягу, общую структуру и численность

Вооруженных Сил, пограничных войск, внутренних войск Министерства

внутренних дел Республики Таджикистан и других воинских

формирований, образуемых в соответствии с законодательством

Республики Таджикистан;

определяет основные направления сотрудничества с другими

государствами в военной сфере, ратифицирует и денонсирует

международные договоры;

назначает по представлению Председателя Совета Министров

Республики Таджикистан;

регулирует вопросы, связанные с государственной границей,

устанавливает ее режим;

устанавливает воинские звания;

принимает решения об использовании Вооруженных Сил

Республики Таджикистан за пределами республики с ее

международными обязательствами;

осуществляет контроль за исполнением законодательства

Республики Таджикистан по вопросам обороны и безопасности

государства, заслушивает председателя Совета безопасности

Республики Таджикистан о состоянии обороны страны, а также отчеты

Председателя Совета Министров Республики Таджикистан и других

должностных лиц республики по военным вопросам.

Кроме того, Верховный Совет Республики Таджикистан:

объявляет общую или частичную мобилизацию;

вводит и отменяет военное положение на всей территории

Республики Таджикистан или в отдельных ее местностях, вводит в

действие либо прекращает действия нормативных актов военного

времени;

объявляет состояние войны, прекращение войны и заключение

мира.

Статья 6. Компетенция Президиума Верховного Совета

Республики Таджикистан

Президиум Верховного совета Республики Таджикистан в период

между сессиями Верховного Совета Республики Таджикистан принимает

решения по вопросам, предусмотрены в части второй статьи 5 настоящего

Закона с последующим их внесением на утверждение Верховного

Совета Республики Таджикистан.

Кроме того, Президиум Верховного Совета Республики

Таджикистан:

принимает решение о призыве граждан на действительную

срочную военную службу и об увольнении в запас военнослужащих,

выслуживших установление сроки действительной срочной военной

службы;

утверждает воинские уставы, знамена и флаги Вооруженных Сил

Республики Таджикистан;

формирует Совет безопасности Республики Таджикистан;

присваивает высшие воинские звания;

принимает решения о ведении Военных действий Вооруженными

Силами Республики Таджикистан.

Статья 7. Компетенция Председателя Верховного Совета

Республики Таджикистан

Председатель Верховного Совета Республики Таджикистан как

Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Таджикистан и

Председатель Совета безопасности Республики Таджикистан принимает

все необходимые меры по обеспечению обороноспособности Республики

Таджикистан и постоянной готовности Вооруженных Сил Республики

Таджикистан.

Председатель Верховного Совета Республики Таджикистан:

представляет на утверждение Верховного Совета Республики

Таджикистан проекты военной доктрины, концепции военного

строительства и развития Вооруженных Сил Республики Таджикистан,

предложения об общей структуре и численности Вооруженных Сил

Республики Таджикистан и других воинских формирований, объеме

бюджетных ассигнований на оборону;

координирует деятельность государственных органов в области

обороны ;

ведет переговоры и подписывает двусторонние и многосторонние

договоры по военным вопросам;

дает разрешение на проведение военных учений и специальных

испытаний вооружения и техники;

утверждает мобилизационный, стратегический и иные планы,

связанные с функционированием Вооруженных Сил Республики

Таджикистан.

Статья 8. Компетенция Совета Республики Таджикистан

Совет безопасности Республики Таджикистан является высшим

государственным органом коллегиального руководства вопросами

обороны и безопасности Республики Таджикистан образуется для

организации защиты конституционного строя, суверенитета и

территориальной целостности Республики Таджикистан, выработки

стратегии и политики в сфере обороны и государственной

безопасности.

Компетенция Совета безопасности определяется

законодательством Республики Таджикистан.

Статья 9. Компетенция Совета Министров Республики

Таджикистан

Совет Министров Республики Таджикистан:

руководит деятельностью подчиненных ему органов и

организации по обеспечению обороны, оснащению Вооруженных Сил

вооружением военной техникой и другими материальными средствами;

определяет объемы материально-технических ресурсов,

продовольствия, вещевого и иного имущества для нужд обороны и

Вооруженных Сил, численность граждан Республики Таджикистан,

подлежащих призыву на действительную военную службу, порядок

прохождения ими военной службы и ведения учета военнообязанных и

призывников, а также порядок прохождения альтернативной службы;

разрабатывает и утверждает планы накопления материальных

ресурсов мобилизационного резерва и обеспечивает их выполнение;

руководит гражданской, территориальной обороной,

мобилизационной подготовкой и мобилизационным развертыванием

народного хозяйства и переводом его на режим работы в условиях

военного положения, издает соответствующие нормативные акты по

этим вопросам;

заключает и денонсирует международные договоры в военной

области от имени Правительства Республики Таджикистан по

вопросам, относящимся к ведению Совета Министров Республики

Таджикистан;

обеспечивает в пределах представленных полномочий выполнение

международных договоров по совместной обороне от агрессии;

принимает решения, организует и контролирует их выполнение

по вопросам жилищно-бытового и материально-финансового обеспечения

военнослужащих и членов их семей, строительства оборонных

объектов и их эксплуатации;

устанавливает порядок передачи, сдачи в аренду, продажи или

ликвидации оружия, боеприпасов, военной техники, оборонных

объектов и организует контроль за экспортом передовых технологий

и продукции двойного назначения;

создает и ликвидирует военные учебные заведения,

научно-исследовательские учреждения Вооруженных Сил Республики

Таджикистан, военные кафедры высших учебных заведений, определяет

порядок создания и деятельности военных представительств на

промышленных и других предприятиях, а также в организациях и

учреждениях.

Статья 10. Компетенция Министерства обороны

Республики Таджикистан

Министерство обороны Республики Таджикистан является органом

государственного управления Республики Таджикистан,

осуществляющим руководство Вооруженными Силами Республики

Таджикистан, местными органами военного управления, и несет

ответственность за их развитие и подготовку к выполнению задач

обороны.

Министерство обороны Республики Таджикистан:

оценивает военно-политическую обстановку и определяет

степень военной угрозы;

принимает участие в разработке проекта военной доктрины, в

организации мобилизационной подготовки народного хозяйства

Республики Таджикистан и контроле за подготовкой предприятий,

учреждений и организаций к выполнению определенных им

мобилизационных задач;

разрабатывает проекты государственных программ военного

строительства и развития Вооруженных Сил Республики Таджикистан,

развития вооружения и военной техники;

готовит в установленном порядке обоснованные предложения

Верховному Совету Республики Таджикистан и Совету Министров

Республики Таджикистан об ассигнованиях на нужды обороны и по

другим военным вопросам;

отчитывается перед Советом Министров Республики Таджикистан

об использовании выделенных на оборону средств;

осуществляет руководство боевой, оперативно-тактической и

морально-психологической подготовкой войск;

руководит военной наукой, организует и проводит

военно-научные исследования;

выдает государственный заказ на создание, производство

техники и иного военного имущества, осуществляет контроль за их

разработкой, производством, испытанием и качеством изготовления,

участвует в проведении конверсии;

организует и обеспечивает совместно с общественными

организациями Вооруженных Сил военно-патриотическое воспитание

личного состава Вооруженных Сил Республики Таджикистан;

определяет численность личного состава видов и родов войск

Вооруженных Сил Республики Таджикистан, обеспечивает в пределах

своих полномочий подготовку и расстановку военных кадров,

присвоение воинских званий;

планирует и организует подготовку и переподготовку

военнообязанных, призыв граждан на действительную срочную военную

службу и увольнение в запас военнослужащих, а также мобилизацию в

военное время и демобилизацию;

осуществляет сотрудничество и взаимодействие с Вооруженными

Силами других государств;

в случаях, определенных законодательством Республики

Таджикистан, издает нормативные акты по военным вопросам и

контролирует их исполнение;

организует исполнение действующего законодательства

Республики Таджикистан о сохранении окружающей среды во время

деятельности воинских формирований и военных организаций.

Иная компетенция Министерства обороны Республики Таджикистан

определяется Положением о Министерстве обороны Республики

Таджикистан.

Статья 11. Обязанности министерств и ведомств Республики

Таджикистан в области обороны

Министерства и ведомства Республики Таджикистан, на

производственной базе которых размещены военные заказы, несут

ответственность за качество разработки и изготовления вооружения

и военной техники, поставку продукции, необходимой для нужд

обороны и Вооруженных Сил Республики Таджикистан, и за

осуществление мер по обеспечению в военное время.

Статья 12. Компетенция местных Советов народных

депутатов и их исполнительных комитетов

Местные Советы народных депутатов и их исполнительные

комитеты:

обеспечивают исполнение требований Конституции и

законодательства Республики Таджикистан по вопросам обороны

должностными лицами и гражданами, а также предприятиями,

учреждениями и организациями, независимо от форм собственности,

решают задачи по обеспечению потребностей обороны и

мобилизационной готовности и организуют на договорных основах

производство и поставку в войска подведомственными предприятиями

заказанной продукции, электроэнергии, теплоэнергии;

выделяют для нужд обороны земельные участки и осуществляют

за их использованием;

предоставляют воинским частям, учреждениям, учебным

заведениям Вооруженных Сил Республики Таджикистан служебные

помещения и жилую площадь, оказывают коммунально-бытовые и иные

услуги;

организуют призыв граждан на действительную срочную военную

службу и содействуют в проведении учебных сборов военнообязанных

запаса, начальной военной подготовки допризывной молодежи и

военно-патриотического воспитания населения;

обеспечивают выполнение законодательства о социальной и

правовой защите военнослужащих, призывников, военнообязанных и

членов их семей.

Местные Советы народных депутатов и их исполнительные

комитеты осуществляют и другие функции в сфере обороны,

предусмотренные законодательством Республики Таджикистан.

Статья 13. Обязанности предприятий, учреждений и

организаций по обеспечению потребностей обороны

Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм

собственности, выполняют государственные заказы и договоры по

производству и поставке вооружения и иной продукции для нужд

обороны, осуществляют научные исследования и разработки в области

обороны, создают и поддерживают в готовности

необходимые мобилизационные мощности и резервы, выполняют

военно-транспортные обязательства и другие задания в соответствии

с мобилизационными планами, несут необходимые расходы для нужд

обороны, определяемые действующим законодательством.

Статья 14. Обязанности общественных объединений и

организаций содействия обороне.

Общественные объединения, средства массовой информации,

организации содействия обороне в своей деятельности обязаны

соблюдать законодательство Республики Таджикистан и не допускать

разглашения государственной тайны.

Организации содействия обороне Республики Таджикистан

осуществляют подготовку граждан к труду и защите Отечества.

Запрещается деятельность политический партий, других

общественных организаций и движений, направленных на подрыв

обороны и боевой готовности Вооруженных Сил Республики

Таджикистан.

Статья 15. Обязанности граждан

Защита Отечества является конституционным долгом каждого

гражданина Республики Таджикистан, а служба в ее Вооруженных

Силах почетной обязанностью

 

ГЛАВА III

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Статья 16. Вооруженные Силы Республики Таджикистан

Вооруженные Силы Республики Таджикистан- это военная

государственная структура, предназначенная для вооруженной защиты

суверенитета и территориальной целостности республики.

Задачи, порядок комплектования, состав и принципы

строительства Вооруженных Сил Республики Таджикистан определяются

Законом Республики Таджикистан "О Вооруженных Силах Республики

Таджикистан" и другими актами законодательства республики.

 

ГЛАВА IV

СОСТОЯНИЕ ВОЙНЫ. ВОЕННОЕ ВРЕМЯ.

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. МОБИЛИЗАЦИЯ.

Статья 17. Состояние Войны. Военное время.

Состояние войны объявляется в случае вооруженного нападения

(агрессии) на Республику Таджикистан и отменяется с заключением

мирного договора.

С объявлением войны или началом военных действий наступает

военное время. Началом военного времени является день и час

объявления войны или военного нападения (агрессии) на Республику

Таджикистан.

Окончанием военного времени является объявленный день и час

прекращения военных действий.

В случае военного нападения (агрессии) на Республику

Таджикистан Совет безопасности Республики Таджикистан, военное

командование, органы государственной власти и управления, не

ожидая объявления войны, обязаны принять все меры для отражения

нападения (агрессии).

Статья 18. Военное положение

Военное положение вводится в отдельных местностях или на

всей территории республики в случаях объявления войны или угрозы

вооруженного нападения (агрессии) на Республику Таджикистан.

С введением военного положения расширяются полномочия

военного командования, ему передаются функции органов

государственного управления в сфере обороны в установленном

законом порядке.

Во время военного положения в интересах обороны вводятся

ограничения деятельности, прав предприятий, учреждений и

организаций, а также конституционных прав свобод граждан,

расширяются полномочия соответствующих правоохранительных

органов,военное положение отменяется при устранении угрозы

военного нападения (агрессии) или прекращении состояния войны.

Режим военного положения определяется законодательством

Республики Таджикистан.

Статья 19. Мобилизация.

С объявлением состояния войны или военного положения

объявляется всеобщая или частичная мобилизация для осуществления

мероприятий по мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил

Республики Таджикистан и переводу отраслей народного хозяйства с

мирного на военное положение.

Порядок проведения мобилизации определяется

законодательством.

 

ГЛАВА V.

ГРАЖДАНСКАЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБОРОНА

Статья 20. Гражданская оборона

Гражданская оборона организуется в целях защиты гражданского

населения и народнохозяйственных объектов от опасностей,

возникающих при военных действиях. Задачи организации гражданской

обороны определяется законодательством Республики Таджикистан.

Статья 21. Территориальная оборона

Территориальная оборона организуется в целях прикрытия,

обороны и защиты Государственной границы, важных объектов и

коммуникаций от нападения агрессора, борьбы с его десантами и

диверсионно-разведывательными группами, поддержания режима

военного положения и осуществляется Вооруженными Силами Республики

Таджикистан во взаимодействии с пограничными войсками

Министерства Внутренних дел, Государственным комитетом по

национальной безопасности и другими воинскими формированиями.

Задачи, организация территориальной обороны и взаимодействие

ее участников определяются Советом безопасности Республики

Таджикистан.

 

ГЛАВА VI

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В

ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ

Статья 22. Соблюдение Республикой Таджикистан

международно-правовых норм

Республикой Таджикистан при организации и осуществлении

обороны соблюдаются нормы международного права и договоры,

участницей которых она является.

Статья 23. Сотрудничество Республики Таджикистан с другими

государствами в области обороны

Республики Таджикистан, исходя из общепризнанных принципов и

норм, вытекающих из Устава Организации Объединенных Наций о праве

на индивидуальную и коллективную оборону, осуществляет

сотрудничество с другими государствами области военного

строительства и обеспечения совместной обороны от агрессии,

поддержания мира и безопасности.

 

ГЛАВА VII

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ ОБОРОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Статья 24. Ответственность должностных лиц и граждан

Ответственность должностных лиц и граждан, виновных в

нарушении законодательства об обороне Республики Таджикистан,

устанавливается законодательством.

Председатель

Верховного Совета

Республики Таджикистан

Э. РАХМОНОВ

25 июня 1993 года.

гор. Душанбе.

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

О ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН "ОБ ОБОРОНЕ"

Верховный Совет Республики Таджикистан постановляет:

1. Ввести в действие Закон Республики Таджикистан "Об

обороне" со дня его принятия.

2. Поручить Совету Министров Республики Таджикистан в

трехмесячный срок:

представить в Верховный Совет Республики Таджикистан

предложения о приведении законодательных актов Республики

Таджикистан в соответствие с Законом Республики Таджикистан "Об

обороне";

разработать и представить в Верховный Совет Республики

Таджикистан проекты Законов Республики Таджикистан "О

Государственной границе", "О правовом режиме военного положения"

и "О пограничных войсках":

разработать и утвердить Положение "О мобилизационной

подготовке народного хозяйства".

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Таджикистан

Э. РАХМОНОВ

25 июня 1993 года.

гор. Душанбе.