ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
ОБ ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И РАЗВИТИИ КОНКУРЕНЦИИ
Настоящий закон определяет правовые и организационные основы пре-
дупреждения, ограничения, пресечения монополистической деятельности и
недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для
создания и эффективного функционирования товарных рынков.
РАЗДЕЛ 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера применения закона
Закон действует на всей территории Республики Таджикистан и расп-
ространяется на отношения, в которых участвуют хозяйствующие субъекты,
органы власти и управления, отдельные должностные лица в процессе дея-
тельности на республиканском и местном товарных рынках.
Закон применяется также в случаях, когда действия или соглашения,
совершаемые либо заключаемые органами власти и управления или хозяйс-
твующими субъектами за пределами Республики Таджикистан, ведут к огра-
ничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последс-
твия на республиканском и местном товарных рынках.
Закон не распространяется на отношения, регулируемые нормами пра-
вовой охраны изобретений, промышленных образцов, товарных знаков и ав-
торских прав за исключением тех случаев, когда соответствующие права
умышленно используются их обладателем в целях ограничения конкуренции.
Действие закона не распространяется также на отношения, связанные
с деятельностью:
предприятий энергетической отрасли;
предприятий, производящих продукцию оборонного назначения;
магистральных железных дорог;
систем связи общегосударственного значения;
Отношения, связанные с развитием в Республике Таджикистан конку-
ренции на товарных рынках и ограничением монополистической деятельнос-
ти, регулируются настоящим законом, межгосударственными экономическими
соглашениями и соответствующими актами международных организаций, чле-
ном которых является Республика Таджикистан.
РАЗДЕЛ 2
ОГРАНИЧЕНИЕ И ЗАПРЕЩЕНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 2. Орган, осуществляющий антимонопольную деятельность
Функцию органа, осуществляющего антимонопольную деятельность, воз-
ложить на Министерство экономики Республики Таджикистан с основными
задачами:
- поддержка предпринимательства, развитие конкуренции на рынке то-
варов; - принятие мер, направленных на предупреждение и недопуще-
ние монополис-
тической деятельности, злоупотреблений доминирующим положением на рын-
ке, регулирование цен предприятий-монополистов, пресечение недобросо-
вестной конкуренции;
- контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Статья 3. Недопущение злоупотребления хозяйствующими
субъектами доминирующим положением на рынке
Запрещаются действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминиру-
ющее положение на рынке, если они приводят к ограничению конкуренции
или реализации законных интересов других хозяйствующих субъектов или
потребителей.
Злоупотреблениями хозяйствующего субъекта своим доминирующим поло-
жением на рынке являются:
ограничение или прекращение производства, а также изъятие из обра-
щения товаров в целях создания или поддержания дефицита на рынке либо
необоснованное повышение (снижение) цен;
навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в
неравное положение или не относятся к предмету договора, в том числе
навязывание потребителям принудительных условий продажи товаров;
другие действия, которые повлекли или могут повлечь существенное
ограничение конкуренции или ущемление интересов других хозяйствующих
субъектов или потребителей.
Статья 4. Запрещение неправомерных соглашений между
хозяйствующими субъектами
1. Запрещаются заключение и осуществление в любой форме соглашений
(согласованных действий) между конкурирующими хозяйствующими субъекта-
ми, занимающими доминирующее положение, которые направлены на:
- раздел рынков по территориальному принципу, по объему продаж или
закупок, по ассортименту товаров, по кругу продавцов или покупателей
либо по другим признакам с целью монополизации и ограничения здоровой
конкуренции;
- установление цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок;
- другие условия, которые существенно ограничивают или могут огра-
ничить конкуренцию.
2. Признаются также недействительными полностью или частично сог-
лашения (согласованные действия), достигнутые в любой форме между не-
конкурирующими хозяйствующими субъектами, один из которых занимает до-
минирующее положение, а другой является его поставщиком или потребите-
лем (заказчиком), в случае, когда такие соглашения (согласованные
действия) приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
В исключительных случаях эти соглашения (согласованные действия),
указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, могут быть признаны прави-
тельством или по его поручению другим органом управления Республики
Таджикистан правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что эти
соглашения способствовали или будут способствовать насыщению товарных
рынков, улучшению потребительских свойств товаров и повышению их кон-
курентноспособности.
Статья 5. Недопустимость дискриминации хозяйствующих
субъектов органами власти и управления
Органам власти и управления запрещается совершать действия, су-
щественно ограничивающие конкуренцию и (или) ущемляющие интересы хо-
зяйствующих субъектов и граждан, а именно:
- препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в ка-
кой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осущест-
вление отдельных видов деятельности или производство определенных ви-
дов товаров, за исключением случаев, установленных законодательными
актами Республики Таджикистан;
- давать указания хозяйствующих субъектам о приоритетном заключе-
нии договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу
потребителей, за исключением случаев, установленных законодательными
актами Республики Таджикистан;
- устанавливать иные дискриминирующие или привилегированные усло-
вия для отдельных хозяйствующих субъектов, ставящих их в неравное по-
ложение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на
рынок того же товара, если это не предусмотрено законодательными акта-
ми Республики Таджикистан.
Органам власти и управления запрещается принятие решений:
- по ограничению прав хозяйствующих субъектов приобретать и реали-
зовывать товары;
- предусматривающих другие, не основанные на законах, запреты и
ограничения самостоятельности хозяйствующих субъектов.
Не допускаются и признаются неправомерными соглашения между орга-
нами власти и управления, препятствующие нормальному функционированию
рынка, развитию конкуренции и ущемляющие законные интересы потребите-
лей.
Статья 6. Запрещение недобросовестной конкуренции
Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, спо-
собных нанести ущерб имуществу и деловой репутации другого хозяйствую-
щего субъекта;
- самовольное использование товарного знака, фирменного наименова-
ния или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внеш-
него оформления товара другого хозяйствующего субъекта;
- получение, использование или разглашение конфиденциальной науч-
но-технической, производственной, экономической, торговой и другой ин-
формации без согласия ее владельца;
- введение потребителей в заблуждение относительно характера, спо-
соба и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
- действия, ограничивающие доступ на рынок других хозяйствующих
субъектов.
РАЗДЕЛ 3
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА
Статья 7. Последствия нарушения настоящего закона
Министерство экономики Республики Таджикистан рассматривает дела о
нарушениях антимонопольного законодательства и принимает по ним реше-
ния в пределах своей компетенции.
В случаях нарушения статей 3, 4, 5 и 6 настоящего закона Минис-
терство экономики вправе давать хозяйствующим субъектам, органам уп-
равления и должностным лицам предписания, согласно которым они обяза-
ны:
- прекратить нарушения;
- восстановить первоначальное положение;
- в принудительном порядке разукрупнить (разделить хозяйствующий
субъект;
- расторгнуть или изменить договор;
- возместить убытки;
- уплатить штраф;
- исполнить иные действия, предусмотренные предписанием.
В необходимых случаях Министерство экономики направляет материалы
в органы прокуратуры, суд и Высший экономический суд Республики Таджи-
кистан для рассмотрения в установленном законом порядке.
Статья 8. Штрафы, налагаемые на хозяйствующие субъекты и
должностных лиц.
Министерство экономики вправе налагать на хозяйствующие субъекты
штрафы за нарушение антимонопольного законодательства. Хозяйствующие
субъекты несут ответственность в виде штрафа за следующие нарушения:
- уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписа-
ний Министерства экономики о прекращении нарушений, восстановлении или
изменении договоров, противоречащих настоящему закону,
- в размере от трех до десяти процентов прибыли за предшествующий
год.
Должностные лица органов управления и хозяйствующих субъектов не-
сут административную ответственность в виде штрафа за:
- уклонения от исполнения или несвоевременное исполнение предписа-
ний Министерства экономики в размере не менее 3-кратной минимальной
заработной платы;
- непредставление Министерству экономики информации или предостав-
ление ему заведомо недостоверных (ложных) сведений - в размере не ме-
нее 2-кратной минимальной заработной платы.
Штрафы уплачиваются хозяйствующими субъектами или должностным ли-
цом в 30-дневный срок с момента получения решения о наложении штрафа.
По заявлению хозяйствующего субъекта, подвергнутого штрафу, Минис-
терство экономики, суд, Высший экономический суд Республики Таджикис-
тан вправе предоставить хозяйствующему субъекту возможность уплатить
штраф в рассрочку, если немедленное исполнение решения о наложении
штрафа может повлечь банкротство предприятия.
Штрафы уплачиваются или взыскиваются в республиканский бюджет.
Статья 9. Изъятие незаконно полученного дохода
Доходы, незаконно полученные хозяйствующим субъектом в результате
нарушения статей 3 и 4 настоящего закона, взыскиваются судом и Высшим
экономическим судом Республики Таджикистан и поступают в республиканс-
кий бюджет.
Статья 10. Возмещение убытков, причиненных монополистической
деятельностью
Убытки, причиненные, в результате нарушения статей 3, 4 и 5 насто-
ящего закона, взыскиваются в пользу потерпевших судом или Высшим эко-
номическим судом Республики Таджикистан в порядке, установленном зако-
нодательством.
Статья 11. Ответственность за нарушение антимонопольного
законодательства
Лица, виновные в нарушении антимонопольного законодательства, не-
сут ответственность в соответствии с законодательством.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Э. РАХМОНОВ
Город Душанбе
27 декабря 1993 года.
- 5 -
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
О ВВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
"ОБ ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И РАЗВИТИИ КОНКУРЕНЦИИ"
Верховный Совет Республики Таджикистан постановляет:
1. Ввести в действие Закон Республики Таджикистан "Об ограничении моно-
полистической деятельности и развитии конкуренции" с момента его опублико-
вания.
2. Совету Министров Республики Таджикистан привести решения правитель-
ства Республики Таджикистан в соответствие с Законом Республики Таджикистан
"Об ограничении монополистической деятельности и развитии конкуренции".
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Э. РАХМОНОВ
Город Душанбе
27 декабря 1993 года.