ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

ОБ ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И РАЗВИТИИ КОНКУРЕНЦИИ

Настоящий закон определяет правовые и организационные основы пре-

дупреждения, ограничения, пресечения монополистической деятельности и

недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для

создания и эффективного функционирования товарных рынков.

РАЗДЕЛ 1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения закона

Закон действует на всей территории Республики Таджикистан и расп-

ространяется на отношения, в которых участвуют хозяйствующие субъекты,

органы власти и управления, отдельные должностные лица в процессе дея-

тельности на республиканском и местном товарных рынках.

Закон применяется также в случаях, когда действия или соглашения,

совершаемые либо заключаемые органами власти и управления или хозяйс-

твующими субъектами за пределами Республики Таджикистан, ведут к огра-

ничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последс-

твия на республиканском и местном товарных рынках.

Закон не распространяется на отношения, регулируемые нормами пра-

вовой охраны изобретений, промышленных образцов, товарных знаков и ав-

торских прав за исключением тех случаев, когда соответствующие права

умышленно используются их обладателем в целях ограничения конкуренции.

Действие закона не распространяется также на отношения, связанные

с деятельностью:

предприятий энергетической отрасли;

предприятий, производящих продукцию оборонного назначения;

магистральных железных дорог;

систем связи общегосударственного значения;

Отношения, связанные с развитием в Республике Таджикистан конку-

ренции на товарных рынках и ограничением монополистической деятельнос-

ти, регулируются настоящим законом, межгосударственными экономическими

соглашениями и соответствующими актами международных организаций, чле-

ном которых является Республика Таджикистан.

РАЗДЕЛ 2

ОГРАНИЧЕНИЕ И ЗАПРЕЩЕНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 2. Орган, осуществляющий антимонопольную деятельность

Функцию органа, осуществляющего антимонопольную деятельность, воз-

ложить на Министерство экономики Республики Таджикистан с основными

задачами:

- поддержка предпринимательства, развитие конкуренции на рынке то-

варов; - принятие мер, направленных на предупреждение и недопуще-

ние монополис-

тической деятельности, злоупотреблений доминирующим положением на рын-

ке, регулирование цен предприятий-монополистов, пресечение недобросо-

вестной конкуренции;

- контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Статья 3. Недопущение злоупотребления хозяйствующими

субъектами доминирующим положением на рынке

Запрещаются действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминиру-

ющее положение на рынке, если они приводят к ограничению конкуренции

или реализации законных интересов других хозяйствующих субъектов или

потребителей.

Злоупотреблениями хозяйствующего субъекта своим доминирующим поло-

жением на рынке являются:

ограничение или прекращение производства, а также изъятие из обра-

щения товаров в целях создания или поддержания дефицита на рынке либо

необоснованное повышение (снижение) цен;

навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в

неравное положение или не относятся к предмету договора, в том числе

навязывание потребителям принудительных условий продажи товаров;

другие действия, которые повлекли или могут повлечь существенное

ограничение конкуренции или ущемление интересов других хозяйствующих

субъектов или потребителей.

Статья 4. Запрещение неправомерных соглашений между

хозяйствующими субъектами

1. Запрещаются заключение и осуществление в любой форме соглашений

(согласованных действий) между конкурирующими хозяйствующими субъекта-

ми, занимающими доминирующее положение, которые направлены на:

- раздел рынков по территориальному принципу, по объему продаж или

закупок, по ассортименту товаров, по кругу продавцов или покупателей

либо по другим признакам с целью монополизации и ограничения здоровой

конкуренции;

- установление цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок;

- другие условия, которые существенно ограничивают или могут огра-

ничить конкуренцию.

2. Признаются также недействительными полностью или частично сог-

лашения (согласованные действия), достигнутые в любой форме между не-

конкурирующими хозяйствующими субъектами, один из которых занимает до-

минирующее положение, а другой является его поставщиком или потребите-

лем (заказчиком), в случае, когда такие соглашения (согласованные

действия) приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

В исключительных случаях эти соглашения (согласованные действия),

указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, могут быть признаны прави-

тельством или по его поручению другим органом управления Республики

Таджикистан правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что эти

соглашения способствовали или будут способствовать насыщению товарных

рынков, улучшению потребительских свойств товаров и повышению их кон-

курентноспособности.

Статья 5. Недопустимость дискриминации хозяйствующих

субъектов органами власти и управления

Органам власти и управления запрещается совершать действия, су-

щественно ограничивающие конкуренцию и (или) ущемляющие интересы хо-

зяйствующих субъектов и граждан, а именно:

- препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в ка-

кой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осущест-

вление отдельных видов деятельности или производство определенных ви-

дов товаров, за исключением случаев, установленных законодательными

актами Республики Таджикистан;

- давать указания хозяйствующих субъектам о приоритетном заключе-

нии договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу

потребителей, за исключением случаев, установленных законодательными

актами Республики Таджикистан;

- устанавливать иные дискриминирующие или привилегированные усло-

вия для отдельных хозяйствующих субъектов, ставящих их в неравное по-

ложение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на

рынок того же товара, если это не предусмотрено законодательными акта-

ми Республики Таджикистан.

Органам власти и управления запрещается принятие решений:

- по ограничению прав хозяйствующих субъектов приобретать и реали-

зовывать товары;

- предусматривающих другие, не основанные на законах, запреты и

ограничения самостоятельности хозяйствующих субъектов.

Не допускаются и признаются неправомерными соглашения между орга-

нами власти и управления, препятствующие нормальному функционированию

рынка, развитию конкуренции и ущемляющие законные интересы потребите-

лей.

Статья 6. Запрещение недобросовестной конкуренции

Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, спо-

собных нанести ущерб имуществу и деловой репутации другого хозяйствую-

щего субъекта;

- самовольное использование товарного знака, фирменного наименова-

ния или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внеш-

него оформления товара другого хозяйствующего субъекта;

- получение, использование или разглашение конфиденциальной науч-

но-технической, производственной, экономической, торговой и другой ин-

формации без согласия ее владельца;

- введение потребителей в заблуждение относительно характера, спо-

соба и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

- действия, ограничивающие доступ на рынок других хозяйствующих

субъектов.

 

РАЗДЕЛ 3

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА

Статья 7. Последствия нарушения настоящего закона

Министерство экономики Республики Таджикистан рассматривает дела о

нарушениях антимонопольного законодательства и принимает по ним реше-

ния в пределах своей компетенции.

В случаях нарушения статей 3, 4, 5 и 6 настоящего закона Минис-

терство экономики вправе давать хозяйствующим субъектам, органам уп-

равления и должностным лицам предписания, согласно которым они обяза-

ны:

- прекратить нарушения;

- восстановить первоначальное положение;

- в принудительном порядке разукрупнить (разделить хозяйствующий

субъект;

- расторгнуть или изменить договор;

- возместить убытки;

- уплатить штраф;

- исполнить иные действия, предусмотренные предписанием.

В необходимых случаях Министерство экономики направляет материалы

в органы прокуратуры, суд и Высший экономический суд Республики Таджи-

кистан для рассмотрения в установленном законом порядке.

Статья 8. Штрафы, налагаемые на хозяйствующие субъекты и

должностных лиц.

Министерство экономики вправе налагать на хозяйствующие субъекты

штрафы за нарушение антимонопольного законодательства. Хозяйствующие

субъекты несут ответственность в виде штрафа за следующие нарушения:

- уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписа-

ний Министерства экономики о прекращении нарушений, восстановлении или

изменении договоров, противоречащих настоящему закону,

- в размере от трех до десяти процентов прибыли за предшествующий

год.

Должностные лица органов управления и хозяйствующих субъектов не-

сут административную ответственность в виде штрафа за:

- уклонения от исполнения или несвоевременное исполнение предписа-

ний Министерства экономики в размере не менее 3-кратной минимальной

заработной платы;

- непредставление Министерству экономики информации или предостав-

ление ему заведомо недостоверных (ложных) сведений - в размере не ме-

нее 2-кратной минимальной заработной платы.

Штрафы уплачиваются хозяйствующими субъектами или должностным ли-

цом в 30-дневный срок с момента получения решения о наложении штрафа.

По заявлению хозяйствующего субъекта, подвергнутого штрафу, Минис-

терство экономики, суд, Высший экономический суд Республики Таджикис-

тан вправе предоставить хозяйствующему субъекту возможность уплатить

штраф в рассрочку, если немедленное исполнение решения о наложении

штрафа может повлечь банкротство предприятия.

Штрафы уплачиваются или взыскиваются в республиканский бюджет.

Статья 9. Изъятие незаконно полученного дохода

Доходы, незаконно полученные хозяйствующим субъектом в результате

нарушения статей 3 и 4 настоящего закона, взыскиваются судом и Высшим

экономическим судом Республики Таджикистан и поступают в республиканс-

кий бюджет.

Статья 10. Возмещение убытков, причиненных монополистической

деятельностью

Убытки, причиненные, в результате нарушения статей 3, 4 и 5 насто-

ящего закона, взыскиваются в пользу потерпевших судом или Высшим эко-

номическим судом Республики Таджикистан в порядке, установленном зако-

нодательством.

Статья 11. Ответственность за нарушение антимонопольного

законодательства

Лица, виновные в нарушении антимонопольного законодательства, не-

сут ответственность в соответствии с законодательством.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Э. РАХМОНОВ

Город Душанбе

27 декабря 1993 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 5 -

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

О ВВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

"ОБ ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И РАЗВИТИИ КОНКУРЕНЦИИ"

Верховный Совет Республики Таджикистан постановляет:

1. Ввести в действие Закон Республики Таджикистан "Об ограничении моно-

полистической деятельности и развитии конкуренции" с момента его опублико-

вания.

2. Совету Министров Республики Таджикистан привести решения правитель-

ства Республики Таджикистан в соответствие с Законом Республики Таджикистан

"Об ограничении монополистической деятельности и развитии конкуренции".

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Э. РАХМОНОВ

Город Душанбе

27 декабря 1993 года.