ЗАКОНОПРОЕКТ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Об экологической экспертизе

Настоящий Закон регулирует общий порядок организации и проведения экологической экспертизы, определяет права и обязанности сторон, участвующих в проведении экологической экспертизы, устанавливает права граждан на получение информации об экологической опасности проектируемых, строящихся и эксплуатируемых объектов, порядок обжалования заключений и рассмотрения споров, принятых на его основе, а также ответственность за нарушение законодательства в области экологической экспертизы.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза - официальное установление соответствия намечаемой и в случаях, предусмотренных настоящим Законом, осуществляемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экспертизы с целью предупреждения возможных неблагоприятных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Статья 2. Законодательство об экологической экспертизе

Законодательство Республики Таджикистан об экологической экспертизе основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона, Закона Республики Таджикистан «Об охране природы» других нормативно-правовых актов Республики Таджикистан и международно-правовых актов, признанных Республикой Таджикистан.

Статья 3. Цели экологической экспертизы

Целями экологической экспертизы являются:                                           

-предупреждение возможных негативных последствий реализации экспертируемых объектов,

их неблагоприятного воздействия на здоровье населения, природные ресурсы, окружающую природную среду, включая предотвращение причиненных ими вреда при осуществлении управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности по реализации экспортируемых объектов;

-обеспечение экологического прогнозирования на основе информации о состоянии и возможных изменениях экологической обстановки в следствии размещения и развития производительных сил, не приводящих к негативному воздействию на здоровье населения, природные ресурсы, окружающую природную среду;

- создание банков данных состояния окружающей природной среды и банков знаний в области оценки экологического воздействия на человека и природу.

Статья 4. Задачи экологической экспертизы

Задачами экологической экспертизы являются:

1)оценка эффективности, обоснованности и достаточности мер по охране здоровья населения, рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей природной среды в объектах экспертизы;

2)оценка правильности определения производителем степени экологического риска и опасности намечаемой и осуществляемой деятельности;

3)оценка соответствия экологическим стандартам экспортируемых объектов, намечаемых к реализации, на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации, или соответствия названным стандартам уже осуществляемой деятельности на территории Республики Таджикистан;

4)организация всестороннего, объективного, научно-обоснованного анализа и оценки экспортируемых объектов;

5) анализ и оценка экологически вредных воздействий экспортируемых объектов на здоровье населения, природные ресурсы, окружающую природную среду, а также возможных социальных, экономических и экологических последствий;

6) подготовка объективных, научно - обоснованных выводов экологической экспертизы, своевременная передача их государственным и иным органам, принимающим решения о реализации объекта экспертизы, информирование заинтересованных лиц, общественности и граждан;

7) получение и анализ информации об экологической обстановке.

Статья 5. Принципы экологической экспертизы

Экологическая экспертиза основывается на принципах: Обязательности    проведения экологической    экспертизы    до принятия решений о реализации объекта экспертизы;

2)презумпции       потенциальной      экологической       опасности намечаемых объектов экологической экспертизы;

3)комплексной    оценки    воздействия    и    последствий    экспертируемой деятельности на окружающую природную среду и учета требований экологической безопасности;

4)достоверности информации представляемой на государственную экологическую экспертизу; 5)независимости экспертных органов и экспертов при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

6)научной обоснованности, объективности и законности выводов экологической экспертизы;

7)гласности, участия общественности, учета общественного мнения;

8)платности проведения экологической экспертизы;

9)ответственности заинтересованных сторон за организацию, проведение, качество экологической экспертизы, реализацию ее решений.

Статья 6. Виды экологической экспертизы

В Республики Таджикистан осуществляется два вида экологической экспертизы:

-государственная экологическая экспертиза, организуемая  и  проводимая  государственным

специально уполномоченным органом в области экологической экспертизы;

-общественная   экологическая   экспертиза,   проводимая   общественными    объединениями,

зарегистрированными в установленном порядке, уставами которых предусмотрено проведение

общественных экологических экспертиз.

Статья 7. Объекты экологической экспертизы

Обязательной экологической экспертизе подлежат:

1)проекты нормативно-технических, инструктивно-методических документов,
регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, могущую причинить вред окружающей
природной средой;

2)материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производственных сил на территории Республики Таджикистан, в том числе:

-проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно- технических и иных государственных программ;

-проекты генеральных планов развития свободных экономических территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

-проекты схем развития отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности;

-проекты инвестиционных программ, затрагивающие вопросы природопользования;

-проекты государственных комплексных схем охраны природы; З.все виды градостроительной документации, в том числе:

-проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил;

-проекты территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования;

-схемы и проекты районной планировки административно — территориальных образований;

-генеральные планы городов и других поселений;

-проекты городской поселковой черты, а также сельских поселений;

-генеральные планы территорий, подведомственных органов исполнительной власти на местах, а также селитебных, промышленных, рекреационных и др. функциональных зон;

-проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов;

-проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений;

-проекты рекультивации геологоразведочных, добычных, взрывных и иных видов работ;

4)технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации объектов и предприятий и другие проекты, независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую среду, в том числе материалы по созданию совместных с иностранными фирмами предприятий;

5)технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которые могут оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные международными правовыми актами, признанными Республикой Таджикистан;

6)материалы на создание предприятий нефтедобывающей, нефтегазоперерабатывающей, угледобывающей и горнорудных отраслей, а также крупных предприятий других отраслей промышленности с иностранными инвестициями, не. зависимо от величины их уставного капитала:

7)материалы обследований действующих экологически опасных предприятий, объектов, техники, технологий, материалов и веществ, выполненных в установленном порядке, в случае принятия соответствующих решений о проведении государственной экологической экспертизы Правительством Республики Таджикистан по инициативе специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей природной среды;

8)проекты международных договоров, контрактов и соглашений, включая проекты
соглашений о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие,

предусматривающие использование природных ресурсов и отходов объекта с иностранными инвестициями;

9)техническая документация на новую технику, технологии, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, в том числе закупаемые за рубежом;

10)материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание им правового статуса особо охраняемых природных территорий, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной ситуации;

11 )проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении государства;

12)материалы по видам деятельности, представляющим экологическую опасность;

13)иные виды, которые в соответствии с нормативными документами, принятыми в установленном порядке, способны оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду.

Статья 8. Специально уполномоченный государственный орган в области

экологической экспертизы

Деятельность в области экологической экспертизы осуществляется специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, определяемой Правительством Республики Таджикистан.           

 

Раздел II. Полномочия органов государственной власти, органов исполнительной власти на местах, права общественных объединений и граждан в области экологической экспертизы

Статья 9. Полномочия Правительства Республики Таджикистан в области экологической экспертизы

Правительство Республики Таджикистан:

-организует разработку и исполнение государственных программ экологической экспертизы;

-осуществляет меры по защите интересов государства, прав и свободы граждан в области

экологической экспертизы;

-координирует работу органов государственного управления  по совместному проведению мероприятий по реализации программ экологической экспертизы государственного и международного значения;

-назначает проведение дополнительной и повторной государственной экологической экспертизы специально уполномоченными органами государственной экологической экспертизы;

-определяет порядок лицензирования  эколого-экспертной деятельности в Республике Таджикистан.

Статья 10. Полномочия специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы

К полномочиям специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы относятся:

1)      Организация государственной экологической экспертизы объектов, указанных в статье 7
настоящего Закона, в том числе формирование экспертных комиссий;

2)      установление срока действия положительного заключения государственной экологической
экспертизы;

3 разработка, пересмотр и утверждение нормативно-технических и инструктивно-методических документов, обеспечивающих реализацию настоящего Закона в части проведения государственной экологической экспертизы;

4)научное и методическое обеспечение государственной экологической экспертизы;

5)организация информационного обеспечения государственной экологической экспертизы, включая формирование и ведение банков данных о намечаемой деятельности, о реализации объекта экспертизы и их влиянии на состояние окружающей природной среды;

6)взаимодействие в установленном порядке с эколого-экспертными органами других государств с целью проведения консультаций, совместных экологических экспертиз, обмена научными и методическими разработками, привлечение иностранных специалистов;

8)проведение семинаров, конференций по вопросам методологии и формам проведения экологической экспертизы, обмена опытом ее проведения и повышения качества эколого-экспертной деятельности;

9)координация в пределах своей компетенции эколого-экспертной деятельности в Республике Таджикистан, осуществление методического руководства по вопросам проведения экологической экспертизы объектов, независимо от их подчиненности и форм собственности;

10)осуществление контроля за соблюдением настоящего Закона и других нормативных правовых актов в области экологической экспертизы при ее организации и проведении;

11)ведение государственных 'реестров экспертов, участвующих в проведении экологической экспертизы;

12)взаимодействие в пределах своей компетенции с министерствами, ведомствами, организациями и их экспертными подразделениями.

Специально уполномоченный орган в области экологической экспертизы имеет право:

- организовывать, проводить и принимать участие в международных экологических экспертизах;

2)привлекать к проведению государственной экологической экспертизы иностранных ученых и специалистов в установленном законодательством Республики Таджикистан порядке, за исключением случаев, когда объект экспертизы содержит государственную или коммерческую тайну;

3)иметь доступ к банкам данных о состоянии окружающей природной среды и банкам знаний в сфере оценки экологического воздействия хозяйственной и иной деятельности на человека и природу;

4)направлять в банковские органы заключения относительно прекращения финансирования по объектам, не получившим положительной оценки экологической экспертизы;

5)готовить и передавать соответствующие материалы правоохранительным и иным органам для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства в области экологической экспертизы;

6)в пределах своей компетенции осуществлять иные действия, не противоречащие действующему законодательству, необходимые для реализации своих полномочий.

Статья 11. Обязанности специально уполномоченного органа государственной экологической экспертизы

Специально уполномоченный орган государственной экологической экспертизы обязан:

1)Обеспечивать соответствие процедуры проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Закона, иных действующих законодательных актов, нормативно-технических документов, инструктивно-методических документов;

2) информировать органы государственной властней органы исполнительной власти на местах о проведении заседаний экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;

3)направлять заключения государственной экологической экспертизы органам, принимающим решения о реализации объекта экспертизы;

4)предоставлять    для    ознакомления    заказчику,    подавшему    заявление    о    проведении государственной экологической экспертизы, нормативно- техническую,       инструктивно-методическую документацию, регламентирующую организацию и проведение государственной экологической экспертизы;

5)предоставлять для ознакомления общественным организациям, проводящим общественную экологическую экспертизу, нормативно-техническую документацию, устанавливающую требования к проведению государственной экологической экспертизы;

6)направлять органам исполнительной власти на местах, общественным организациям и гражданам, представившим аргументированные предложения, касающиеся экологических аспектов реализации намечаемой деятельности, материалы, обосновывающие учет этих предложении при проведении государственной экологической экспертизы;

7)предоставлять средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения государственной экологической экспертизы;

8)организовать подготовку, переподготовку и повышение квалификации экспертов-экологов государственной экологической экспертизы;

Статья 12. Полномочия местных органов исполнительной власти в области

экологической экспертизы

К полномочиям местных органов исполнительной власти в области экологической экспертизы территориях относится:

1 Делегирование экспертов в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий для 'участия в экологической экспертизе объектов, реализация которых намечается на их территории и в случаях возможного воздействия на окружающую природную среду хозяйственной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;

2)принятие и реализация в рамках своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, референдумов, опросов, заявлений общественных экологических организаций и движений, информации об объектах экологической экспертизы;

3)организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения об экспертируемой деятельности;

4)по требованию местного населения инициировать проведение общественных экологических экспертиз;

5)информирование специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы о намечаемой деятельности на соответствующих территориях;

6)информирование правоохранительных органов и специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды о начале строительства без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

Рассмотрение других вопросов экологической экспертизы отнесении к компетенции местных органов исполнительной власти

Местные органы исполнительной власти имеют право:

1)на получение от соответствующих компетентных органов необходимой информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать воздействие на

окружающую природную среду данной территории и её результатах.

2)направлять в письменном виде специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения, касающиеся экологических аспектов реализации намечаемой деятельности.

Статья 13. Права общественных объединений и граждан в области организации экологической экспертизы

Общественные объединения и граждане в области организации экологической экспертизы имеют право:

1) Инициировать проведение общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности в соответствии с настоящим Законом, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;

2)направлять в письменном виде специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения, касающиеся экологических аспектов реализации намечаемой деятельности;

3)получать от органов, организующих проведение государственных экологических экспертиз в соответствии с порядком, установленным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, информацию о результатах проведения государственной экологической экспертизы;

4)осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие действующему законодательству.

При подготовке заключения государственной экологической экспертизы и принятия решения .о реализации объекта экспертизы должны рассматриваться направленные в экспертную комиссию .материалы, отражающие общественное мнение

Раздел III. Государственная экологическая экспертиза 

Статья 14. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

В экспертную комиссию включаются внештатные эксперты и в случаях, установленных нормативными документами специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, могут включаться его штатные сотрудники.

Назначение руководителя экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, ответственного секретаря, формирование и утверждение персонального состава экспертной комиссии осуществляется специально уполномоченным органом в области государственной экологической экспертизы при участии руководителя экспертной комиссии.

Статья 15. Эксперт государственной экологической экспертизы

Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист,     привлеченный специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы к проведению   государственной   экологической  экспертизы   по  соответствующим   направлениям науки, техники, технологии.

Экспертом государственной экологической экспертизы не могут являться заказчик или разработчик проекта, их представители, представители министерств, ведомств, организаций, к сфере деятельности которых относится экспортируемый объект, а также физические лица, состоящие в трудовых или иных договорных отношениях с заказчиком или разработчиком проекта, предусматривающих материальное вознаграждение.

Эксперт участвует в проведении государственной экологической экспертизы в соответствии с настоящим Законом и выданным руководителем экспертной комиссии техническим заданием.

Эксперт экологической экспертизы при проведении государственной экологической экспертизы имеет право:

1)заявлять специально уполномоченному органу в области государственной экологической экспертизы о необходимости предоставления заказчиком на экологическую экспертизу материалов, требуемых для всесторонней и объективной оценки экспортируемых объектов;

2)формулировать особое мнение по объекту экспертизы, которое в обязательном порядке прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.

Эксперт государственной экологической экспертизы обязан:

1) Осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов, определить их соответствие природоохранным нормативным правовым актам Республики Таджикистан, нормативно-техническим документам;

2)соблюдать требования законодательства Республики Таджикистан об экологической экспертизе:

3)соблюдать установленные специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления экологической экспертизы;

4)обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения;

5)участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключений общественной экологической экспертизы, а также поступивших от органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан предложений, касающихся экологических аспектов объектов экспертизы.

Оплата труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы производится на договорной  контрактной основе.

Оплата и поощрения штатных специалистов, участвующих в проведении государственной экологической экспертизы, производится в установленном для государственных служащих порядке.

Статья 16. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы

Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим Законом и техническим заданием на проведение государственной экологической экспертизы, выдаваемым специально уполномоченным органом в области государственной экологической экспертизы.

Руководитель экспертной комиссии:

1)участвует в формировании экспертной комиссии и согласовывает ее состав;

2)участвует в подготовке технического задания членам экспертной комиссии на проведение государственной экологической экспертизы и согласовывает его;

3)руководит деятельностью экспертной комиссии, обеспечивая качественное проведение экологической экспертизы по рассматриваемому объекту;

4)организует подготовку экспертной комиссией материалов, обосновывающих учёт при проведении государственной экологической экспертизы заключений общественной экологической экспертизы, а также поступивших от органов исполнительной власти на местах, общественных объединений и граждан предложений, касающихся экологических аспектов экспортируемых объектов.

Статья 17. Условия проведения государственной экологической экспертизы

Объекты, подлежащие экологической экспертизе, должны содержать обоснование экологической безопасности намечаемой или осуществляемой деятельности, комплексную эколого-социально-экономическую оценку их имеющего или предполагаемого воздействия на состояние природной окружающей среды, оценку экологического риска и вреда для здоровья людей, а также альтернативные прогнозируемые варианты снижения таких воздействий.

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания, представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего закона, порядку проведения государственной экологической экспертизы, утвержденному, специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы и наличия в составе представляемых материалов:

1) Документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со статьей 7 настоящего Закона, в объёме, определённом в установленном порядке и содержащем материалы оценки воздействия экспортируемой деятельности на окружающую природную среду;

2)положительных заключений и (или) документов согласований органов государственного надзора и контроля и органов государственного управления, получаемых в установленном законодательством порядке;

3)заключения общественной экологической экспертизы, если оно проводилось.

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты в полном объеме заказчиком в установленном порядке.

 

Статья 18. Сроки проведения государственной экологической экспертизы

Сроки проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами специально уполномоченного органа в области государственной экологической экспертизы и не должны превышать 45 календарных дней.

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается после ее оплаты с момента приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и количестве, в соответствии с требованиями статьи 17 настоящего закона.

Статья 19. Заключения государственной экологической экспертизы

Результаты работы экспертной комиссии оформляются в виде заключения, которое принимается при условии его поддержки квалифицированным большинством списочного состава экспертов.

Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на - окружающую природную среду экспортируемой деятельности, возможности реализации объекта экспертизы и действительный при подтверждении его соответствия заданию на проведение экологической экспертизы.

К заключению экспертной комиссии прилагаются особые обоснования мнения экспертов, не согласных с принятыми комиссией выводами.

Заключение экспертной комиссии подписывается председателем экспертной комиссии, ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после официального подтверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.

Юридическим следствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта экспертизы.

Заключение государственной экологической экспертизы направляется заказчику. Для осуществления соответствующих контрольных функций информация о выводах заключения государственной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области охраны окружающей среды, органам исполнительной власти на местах.

В случае отрицательного заключения экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении.

Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Статья 20. Проведение повторной и дополнительной государственной экологической экспертизы

Проведение повторной государственной экологической экспертизы осуществляется в случаях: 1)доработка материалов по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

2)изменение условий природопользования;

3)реализация   объекта   экспертизы   с   отступлениями   от   ранее   принятых   и   прошедших экологическую экспертизу решений или нормативных сроков проектирования и строительства, предусмотренных действующими строительными нормами и правилами;

4)истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

5)на основании решения суда, - экономического суда;

6)внесение изменений в документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Запрещается привлекать к проведению повторных экологических экспертиз лиц, принимающих участие в экологической экспертизе, результаты которой обсуждаются. Проведение дополнительной государственной экологической экспертизы осуществляется:

1)при выявлении противоречий технологии и имеющихся проектов;

2)при невыполнении в указанный срок договорных обязательств при проведении первоначальных экспертиз;

3)в случае аннулирования ранее выданного заключения.

Раздел IV. Общественная экологическая экспертиза

Статья 21. Осуществление общественной экологической экспертизы

Общественная экологическая экспертиза проводится научными коллективами, общественными объединениями по их инициативе.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, перечисленных в статье 7 настоящего Закона, кроме объектов, содержащих в соответствии с законодательством государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

На экспертов, привлекаемых для проведения общественной экологической экспертизы, при осуществлении ими экологической экспертизы распространяются требования, предусмотренные частью второй, пунктом 1 части четвёртой, пунктами 1,2,4 части пятой статьи 15 настоящего закона.

 

Статья 22. Права и обязанности общественных объединений области проведения экологической экспертизы

Общественные организации и объединения, осуществляющие экологическую экспертизу в установленном настоящим законом порядке, имеют право на:

-получение от заказчика документации, подлежащей экологической экспертизе в объеме указанном в статье 17 настоящего закона;

-ознакомление с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертиз.

 

Статья 23. Заключение общественной экологической экспертизы

Заключение общественной экологической экспертизы направляется органам, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, а также органам, принимающим решения о реализации объектов экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы является  рекомендательным  и приобретает юридическую силу только после утверждения его органами государственной экологической экспертизы. Оно может публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам исполнительной власти на местах, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам, разработчикам, другим заинтересованным лицам.

Раздел V. Оценка воздействия на окружающую среду новых объектов и намечаемых видов деятельности

Статья 24. Планирование новых и реконструированных объектов и rhjior

 

Планирование новых и реконструированных объектов, которые могут оказать влияние на окружающую среду, осуществляется на основе документации по Оценке воздействия на окружающую среду, подвергаемой в обязательном порядке государственной экологической экспертизе.

Статья 25. Объекты и виды деятельности, подвергаемые процедуре оценка воздействия на окружающую среду

Перечень объектов и видов деятельности, для которых обязательна разработка документации по Оценке воздействия на окружающую среду определяется под законными актами.

При необходимости по решению государственной экологической  экспертизы   процедуре Оценка воздействия на окружающую среду могут быть подвергнуты и другие объекты и виды деятельности в зависимости от уровня ожидаемого воздействия на окружающую среду.

Статья 26. Организация и проведение Оценки воздействия на окружающую среду

Организация   и   проведение Оценки воздействия   на  окружающую  среду  на   всех  этапах планирования и проектирования объектов, финансирование разработки документации по Оценка воздействия на окружающую среду организация общественных обсуждений намечае6мой деятельности, представление документации Оценка воздействия на окружающую среду, а также для государственной экологической экспертизы осуществляется заказчиком.

Требования к процедуре проведения Оценка воздействия на окружающую среду, а также к документации по Оценка воздействия на окружающую среду определяется его положением.

Раздел VI. Лицензирование эколого-экспертной деятельности

Статья 27. Субъекты лицензирования, получения и аннулирования лицензий

Эколого-экспертная деятельность специалистов подлежит лицензированию.

Лицензирование эколого-экспертной деятельности производится лицензионной комиссией в порядке, установленном настоящим Законом.

Порядок получения лицензии на осуществление эколого-экспертной деятельности и их аннулирование устанавливается Правительством Республики Таджикистан.

Штатным сотрудникам специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы в случаях, оговоренных в статье 14, лицензии выдаются лицензионной комиссией на основании результатов аттестации, проводимой этим органом.

Лицензия на осуществление эколого-экспертной деятельности аннулируется выдавшим ее органом в случае:

1) становления факта представления экспертом в заявлении на получение лицензий недостоверных сведений;

2)осуществления экспертом экспертной деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;

3)передача лицензии другому физическому или юридическому лицу;

Раздел VII. Права и обязанности заказчиков, разработчиков проекта и третьих лип

Статья 28. Права заказчиков, разработчиков проекта и третьих лиц

Заказчики, разработчики проекта и третьи лица имеют право:

1)получать от органа, организующего проведение государственной экспертизы, информацию о ходе проведения государственной экспертизы, затрагивающей их интересы;

2)получать для ознакомления от органа, организующего проведение экспертизы, нормативно-техническую и инструктивно-методическую информацию о проведении государственной экологической экспертизы;

3)обращаться в органы, организующие проведение государственной экологической экспертизы, с требованиями об устранении нарушений установленного порядка проведения экспертизы;

4)предоставлять письменные или устные пояснения, замечания, предложения относительно экспертируемых объектов;

5)знакомиться с выводами экологической экспертизы;

6)предъявлять  в суд  иски о возмещении вреда,  причиненного умышленным  нарушением

законодательства в области экологической экспертизы.

Статья 29. Обязанности разработчиков и заказчиков проектов и иной документации

Разработчики и заказчики проектов и иной документации обязаны:

1) Представлять на государственную экологическую экспертизу документацию в соответствии с требованиями статей 7 и 20 настоящего Закона, в том числе в случае внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы;

2)оплачивать проведение государственной экологической экспертизы;

3)передавать органам, организующим проведение государственной экологической экспертизы, необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки в отношении экспортируемых объектов;

4)осуществлять намечаемую деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение  государственной экологической экспертизы,  которое  может быть представлено в банковские учреждения для открытия финансирования.

Раздел VIII. Финансирование деятельности по проведению экологической экспертизы.

Статья 30. Финансирование деятельности по проведению государственной

экологической экспертизы

Государственная экологическая экспертиза, в том числе при повторном проведении, финансируется за счет средств заказчика в полном соответствии со сметой расходов, определяемой осуществляющим экологическую экспертизу органом в соответствии с порядком, установленным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Финансовые средства на осуществление государственной экологической экспертизы объектов перечисляются заказчиком, предоставляющим в соответствии с настоящим Законом материалы на государственную экологическую экспертизу, на специальный счет специально уполномоченного органа в области государственной экологической экспертизы. Порядок использования этих средств определяется Правительством Республики Таджикистан.

Статья 31. Финансирование деятельности по проведению общественной экологической экспертизы

Финансирование деятельности по проведению общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных объединений, общественных экологических и других фондов, а также иных средств, не запрещенных законодательством.

Раздел IX. Ответственность за нарушение законодательства об экологической экспертизе

Статья 32. Ответственность за нарушение законодательства об экологической экспертизе

За нарушении положений настоящего Закона лица несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

 

Статья 33. Возмещение вреда, причиненного нарушением законодательства об экологической экспертизе

 

Юридические лица и граждане, права которых нарушены органами экологической экспертизы, заказчиками, проектировщиками и иными лицами в результате не исполнения ими законодательства об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытка в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Таджикистан.

Статья 34.   Порядок введения в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу после его официального опубликования.

Президент

Республики Таджикистан                                               Э.Ш. Рахмонов