Закон Республики Таджикистан

О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Таджикистан

"О национальном банке Республики Таджикистан"

В целях совершенствования Закона Республики Таджикистан "О Нацио-

нальном банке Республики Таджикистан" и приведения его в соответствие

с происшедшими финансово-экономическими изменениями Маджлиси Оли Рес-

публики Таджикистан п о с т а н о в л я е т :

Внести изменения и дополнения в Закон Республики Таджикистан от

21 февраля 1991 года "О Национальном банке Республики Таджикистан"

("Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан",1991 г., N7,

ст.110; N14, ст.237; 1992 г., N2, ст.18; 1994 г., N1, ст.5, "Ведомости

Маджлиси Оли Республики Таджикистан", 1995 г., N7-8, ст. 71), изложив

его в следующей редакции:

"ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН"

О Национальном Банке Таджикистана

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовой статус Национального банка Таджикистана

Национальный банк Таджикистана является центральным эмиссионным,

резервным банком Республики Таджикистан, находится в собственности

Республики Таджикистан и несет ответственность перед Маджлиси Оли Рес-

публики Таджикистан.

Национальный банк Таджикистана является самостоятельным юридичес-

ким лицом, имеет печать с изображением государственного герба Респуб-

лики Таджикистан и своим наименованием.

Местом нахождения Национального банка Таджикистана является город

Душанбе.

Национальный банк Таджикистана, может по своему усмотрению, отк-

рывать отделения и представительства в стране и за ее пределами.

Республика Таджикистан не имеет ответственность по обязательствам

Национального банка Таджикистана, за исключением обязательств, приня-

тых по согласию Маджлиса Оли Республики Таджикистан или Президента

Республики Таджикистан, Национа

льный банк Таджикистана не несет от-

ветственность по обязательствам Республики Таджикистан, принятым без

согласия Национального банка Таджикистана.

Статья 2. Подотчетность Национального банка Таджикистана

Национальный банк Таджикистана подотчетен Маджлиси Оли Республики

Таджикистан.

Подотчетность означает :

- утверждение Маджлиси Оли Республики Таджикистан Указов Прези-

дента Республики Таджикистан о назначении на должность и освобождении

от должности Председателя Национального банка Таджикистана и его за-

местителей ;

- представление Национальным банком Таджикистана Маджлиси Оли

Республики Таджикистан годового отчета, а также аудиторского заключе-

ния, как это предусмотрено статьями 68,69,70 настоящего Закона :

- определение аудиторской фирмы либо органа для проверки работы

Национального банка Таджикистана в соответствии со статьей 79 настоя-

 

- 2 -

щего Закона, в случае несогласия Маджлиси Оли Республики Таджикистан с

результатом аудита, проведенного Национальным банком Таджикистана;

- представление годового о полугодового отчетов и основных нап-

равлений денежно-кредитной и валютной политики.

Статья 3. Основные задачи Национального банка Таджикистана

Основными задачами Национального банка Таджикистана являются:

достижение и поддержание стабильности покупательной способности

национальной валюты. Для достижения этой задачи Национальный банк Тад-

жикистана устанавливает и поддерживает условия денежного, кредитного и

валютного рынков, способствующих последовательному и устойчивому эко-

номическому развитию и его интеграции в мировую экономику;

развитие и укрепление банковской системы республики;

содействие эффективному и бесперебойному функционированию системы

расчетов.

Статья 4. Основные функции Национального банка Таджикистана

В соответствии с положениями данного Закона Национальный банк

Таджикистана, как резервный банк страны, осуществляет следующие основ-

ные функции:

1) разрабатывает и проводит денежно-кредитную и валютную политику

государства;

2) действует как банкир государства и его финансовый агент;

3) проводит экономический и денежный анализ и на его основе вно-

сит Правительству Республики Таджикистан свои предложения, доводит ре-

зультаты анализа до сведения общественности;

4) лицензирует, осуществляет надзор и регулирование деятельности

банков и других кредитных организаций;

5) предоставляет кредиты банкам и Правительству Республики Таджи-

кистан;

6) осуществляет надзор за системой платежей в республике и спо-

собствует эффективному функционированию системы межбанковских платежей;

7) монопольно осуществляет эмиссию денег и организует их обраще-

ние;

8) хранит валютные резервы государства и управляет ими;

9) от имени Республики Таджикистан принимает на себя обязательст-

ва, выполняет операции, вытекающие из участия Республики Таджикистан в

деятельности международных организаций в банковской, кредитной и денеж-

ной сферах в соответствии с условиями международных договоров;

10) составляет платежный баланс государства;

Статья 5. Нормативные акты Национального банка Таджикистана

Национальный банк Таджикистана по вопросам, отнесенным к его ком-

петенции настоящим Законом и другими законами Республики Таджикистан,

издает нормативные акты, обязательные для органов государственной

и исполнительной власти, всех банков и кредитных организаций, юриди-

ческих и физических лиц.

Нормативные акты Национального банка Таджикистана не могут проти-

воречить законам Республики Таджикистан.

Нормативные акты Национального банка Таджикистана вступают в силу

со дня их принятия, за исключением случаев, установленных Правлением

Национального банка Таджикистана (в дальнейшем Правление) и не имеют

обратной силы.

Нормативные акты Национального банка Таджикистана в полном объеме

 

- 3 -

направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные банки и

другие кредитные организации почтой или иной связью.

Нормативные акты Национального банка Таджикистана могут быть об-

жалованы в установленном законом порядке.

Проекты республиканских законов, а также нормативных актов рес-

публиканских органов исполнительной власти, касающихся выполнения На-

циональным банком Таджикистана своих функций, направляются на заключе-

ние Национальному банку Таджикистана.

Статья 6. Организация деятельности и имущество Национального бан-

ка Таджикистана

Национальный банк Таджикистана самостоятельно организует и осу-

ществляет свою деятельность. Вмешательство государственных органов в

организацию его деятельности не допускается.

Национальный банк Таджикистана владеет, пользуется и распоряжает-

ся принадлежащими ему денежными средствами, зданиями, сооружениями,

оборудованием, другими материальными ценностями и может создавать в

целях выполнения своих задач организации, обладающие правами юридичес-

кого лица, приобретать здания, сооружения или другое имущество, если

такое имущество необходимо для обеспечения деятельности Национального

банка Таджикистана.

Государство гарантирует защиту законных имущественных прав Нацио-

нального банка Таджикистана и не может изъять его имущество, фонды,

денежные средства или уменьшить уставной капитал.

 

Статья 7. Международное сотрудничество Национального банка Таджи-

кистана

Национальный банк Таджикистана представляет Республику Таджикис-

тан на межправительственных совещаниях, в советах и организациях по

вопросам денежной политики, лицензирования банковской деятельности, по

вопросам банковского контроля и другим вопросам относящимся к его ком-

петенции.

Национальный банк Таджикистана может предоставлять банковские ус-

луги иностранным, правительственным, финансовым и банковским учрежде-

ниям, а также международным организация, в которых участвует Нацио-

нальный банк Таджикистана или Республика Таджикистан.

Национальный банк Таджикистана может участвовать в международных

организациях, имеющих целью достижение финансовой и экономической ста-

бильности путем международного сотрудничества.

В пределах своих полномочий Национальный банк Таджикистана в ка-

честве представителя Республики Таджкистан может принимать на себя

обязательства и выполнять операции, связанные с участием Республики

Таджикистан в международных организацииях.

Г Л А В А II

КАПИТАЛ, ПРИБЫЛ, ФОНДЫ

НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА ТАДЖИКИСТАНА

Статья 8. Уставный капитал Национального банка Таджикистана

Уставнй капитал Национального банка Таджикистана составляет 800

млн. рублов. Он может быть увеличен решением Правления Национального

банка Таджикистана с согласия Президента Республики Таджикистан с

последующим утверждением Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Уставный капитал не может быть отчужден или отдаваться в залог

 

- 4 -

кому-либо.

Статья 9. Годовой бюджет

Все доходы и расходы Национального банка Таджикистана предусмат-

риваются в смете доходов, утвержденных Правлением.

Смета доходов и расходов подлежит в течение финансового года бух-

галтерскому контролю, осуществляемому внутренним аудитом в соответс-

твии со статьей 80 настояшего Закона.

Статья 10. Прибыль и фонды Национального банка Таджикистана

Прибыль Национального банка Таджикистана за данный финансовый год

определяется по существующим международным нормам. Национальный банк

Таджикистана рассчитывает сумму прибыли после покрытия всех текущих

расходов за данный финансовый год и после отчислений:

а/ на покрытие просроченных и сомнительных ссуд и амортизацию ак-

тивов:

б/ на покрытие расходов, связанных с изготовлением банкнот, и мо-

нет подлежащих амортизации в течение срока, не превышающего пяти лет.

Прибыль Национального банка распределяется следующи м образом:

1. Национальный банк Таджикистана создает резервный фонд. Данный

резервный фонд будет использоваться для погашения его убытков. В конце

каждого финансового года Национальный банк Таджикистана переводит на

счет резервного фонда сумму в размере 50 процентов своей чистой прибы-

ли за данный финансовый год до тех пор, пока размер резервного фонда

не достигнет суммы уставного капитала в двухкратном размере.

2. Национальный банк Таджикистана создает за счет своей прибыли

фонды различного назначения для осуществления своих функций.

3. Прибыль Национального банка Таджикистана за финансовый год,

оставщаяся после формирования Правлением в установленном порядке ре-

зервов и фондов, перечисляется в доход республиканского бюджета.

4. Правительство Республики Таджикистан возмешает убытки Нацио-

нального банка Таджикистана в случае, если они превысят имеющиеся раз-

меры резервного фонда Национального банка Таджикистана.

Статья 11. Налоговый иммунитет Национального банка Таджикистана

Национальный банк Таджикистана и его учреждения освобождаются от

уплаты всех видов налогов, пошлин и других платежей в бюджет.

ГЛАВА Ш

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ И ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА

Статья 12. Денежно - кредитная и валютная политика

Национальный банк Таджикистана является органом, разрабатывающим

и осуществляюшим государственную денежно - кредитную и валютную поли-

тику Республики Таджикистан. Целью денежно-кредитной и валютной поли-

тики Национального банка Таджикистана является обеспечение устойчивости

национальной валюты Республики Таджикистан, ее покупательной способ-

ности и курса по отношению к ведущим иностранным валютам.

Статья 13. Инструменты денежно - кредитной и валютной политики

Национальный банк Таджикистана для осушествления своих задач в

области денежно-кредитной и валютной политики использует следуюшие ос-

новные инструменты и методы:

1/ процентные ставки по оперциям Национального банка Таджикистана:

2/ нормативы обязательных резервов, депонируемых в Национальном

банке Таджикистана /резервные требования/:

3/ операции на открытом рынке;

4/ рефинансирование банков;

5/ валютное регулирование;

6/ установление ориентиров роста денежной массы;

7/ прямые количественные ограничения.

Статья 14. регулирование объема выдаваемых кредитов

Национальный банк Таджикистана регулирует общий объем выдаваемых

 

- 5 -

им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государствен-

ной денежно-кредитной политики

Статья 15. Установление процентных ставок

Национальный банк Таджикистана может устанавливать одну или нес-

колько процентных ставок по различным видам своих операций и проводит

процентную политику без фиксации процентной ставки.

Процентные ставки Национального банка Таджикистана представляют

собой минимальные ставки, по которым Национальный банк Таджикистана

осуществляет свои операции.

Национальный банк Таджикистана использует процентную политику для

воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления нацио-

нальной валюты.

Статья 16. Обязательные резервы, устанавливаемые банкам

и другим кредитным организациям

Национальный банк Таджикистана вправе устанавливать банкам и дру-

гим кредитным организациям обязательные резервы по депозитам и другим

подобным обязательствам.

Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязатель-

ствам банка и другой кредитной организации а также порядок их депони-

рования в Национальном банке Таджикистана устанавливается Правлением.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов

обязательств банка и другой кредитной организации и могут быть диффе-

ренцированными для различных типов кредитных организаций.

Нормы отчисления обязательных резервов не могут быть изменены

более чем на пять процентных пунктов в течение любого периода, охваты-

вающего 10 операционных дней.

При несоблюдении норм отчисления обязательных резервов Националь-

ный банк Таджикистана имеет право в бесспорном порядке востребовать с

банка и другой кредитной организации-нарушителя недостающую сумму и

оштрафовать такую кредитную организацию на сумму определенную Нацио-

нальным банком Таджикистана; такая сумма штрафа, однако, не может пре-

вышать двухкратного размера действующей в настоящий момент ставки рефи-

нансирования.

При отзыве лицензии на совершение банковских операций депониро-

ванные в Национальном банке Таджикистана средства используется для по-

гашения обязательств банка и другой кредитной организации перед вклад-

чиками и кредиторами.

Статья 17. Операции на открытом рынке

Операции на открытом рынке означают, что Национальный банк Таджи-

кистана может проводить операции с долговыми ценными бумагами на фи-

нансовых рынках через покупку и продажу ценных бумаг, выпущенных Рес-

публикой Таджикистан, своих собственных долговых ценных бумаг, а также

других долговых ценных бумаг.

Лимит операций на открытом рынке утверждается Правлением.

Статья 18. Понятие рефинансирования

Под рефинансированием понимается кредитование Национальным банком

Таджикистана банков и других кредитных организаций, в том числе учет и

переучет векселей.

Процедура и условия рефинансирования устанавливаются Национальным

банком Таджикистана в соответствии с положениями статьи 21 настоящего

Закона.

Статья 19. Понятие прямых количественных ограничений

Прямые количественные ограничения Национального банка Таджикиста-

на означают установление лимитов на рефинансирование банков, кредито-

вание экономики, проведение кредитными организациями отдельных бан-

ковских операций.

Национальный банк Таджикистана вправе применять прямые количест-

венные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой

 

- 6 -

государственной денежно-кредитной политики.

Статья 20. Предоставление ориентиров роста денежной массы

Национальный банк Таджикистана устанавливает ориентиры роста од-

ного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных

направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Статья 21. Предоставление кредитов банкам

Национальный банк Таджикистана может предоставлять кредиты банкам

на условиях, периодически устанавливаемых Национальным банком Таджи-

кистана и гарантированных:

1) ценными бумагами, выпущенными Правительством Республики Таджи-

кистан и являющимися частью государственной эмиссии, со сроком погаще-

ния более одного года со дня их приобретения Национальным банком

Таджикистана;

2) ценными бумагами, выпущенными Национальным банком Таджикистана;

3) простыми или переводными векселями, выпущенными и выставленны-

ми в добросовестных коммерческих, промышленных, сельскохозяйственных

целях, имеющими два и более индоссамента, из которых хотя бы один при-

надлежит одному из банков, со сроком платежа не более десяти месяцев

со дня их приобретения Национальным банком Таджикистана;

4) депозитами и другими счетами в Национальном банке Таджикистана

или в другом финансовом учреждении, акцептованном банком, предоставля-

ющими собой любые активы, которые Национальный банк Таджикистана может

купить, продать и негоциировать.

Кредиты, указанные а части первой, могут предоставляться в виде

аванса, займа, купли, продажи, учета и переучета негоциируемых инстру-

ментов на конкурсной или бесконкурсной основе.

Национальный банк Таджикистана может предоставлять необеспеченные

кредиты только в исключительных случаях в целях обеспечения ликвиднос-

ти банков и когда это необходимо для сохранения целостности банковской

системы.

Национальный банк Таджикистана периодически доводит до сведения

обществености:

1) минимальную процентную ставку, по которой он предоставляет

кредиты банкам;

2) объективные критерии, в соответствии с которыми банки допуска-

ются к конкурсу для получения кредитов.

Национальный банк Таджикистана вправе устанавливать дифференциро-

ванные процентные ставки, лимиты по различным категориям этих сделок и

сроки погашения.

Статья 22. Обеспечение кредитов

Обеспечением для кредитов Национальный банк Таджикистана могут

быть:

- золото и другие драгоценные металлы в различной форме;

- иностранная валюта;

- векселя в таджикской и иностранной валюте со сроком погашения

до шести месяцев;

- государственные ценные бумаги.

Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для

обеспечения кредитов Национального банка Таджикистана, определяются

Правлением. В крайне исключительных случаях, определяемых Правлением,

в качестве залога могут использоваться друге активы, а также гарантии

и залоговые инструменты. Однако во всех случаях качество и надежность

принимаемых в качестве залога инструментов должны соответствовать

 

- 7 -

стандартам, установленным Национальным банком Таджикистана в отношении

такого залога.

Статья 23. Ежегодные прогнозы о денежно-кредитной и валютной по-

литики

Национальный банк Таджикистана ежегодно, не позднее 1 декабря,

представляет Маджлиси Оли Республики Таджикистан прогнозы денеж-

но-кредитной и валютной политики на предстоящий год.

 

Г Л А В А IV

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА

ТАДЖИКИСТАНА С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 

Статья 24. Основные принципы взаимодействия

Национальный банк Таджикистана в пределах предоставляемых ему за-

коном полномочий, независим в своей деятельности. Органы представи-

тельной и исполнительной власти не вправе вмешиваться в деятельность

Национального банка Таджикистана и его структурных подразделений по

реализации его законодательно закрепленных полномочий.

Любое вмешательство в его деятельность рассматривается Маджлиси

Оли Республики Таджикистана и Президентом Республики Таджикистан по

представлению Национального банка Таджикистана.

Для выполнения возложенных на него функций Национальный банк Тад-

жикистана участвует в разработке экономической политики Правительства

Республики Таджикистан. Председатель Национального банка Таджикистана

или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях

Правительства Республики Таджикистан.

Национальный банк Таджикистана и Правительство Республики Таджи-

кистан информирует друг друга о предполагаемых действиях, имеющих об-

щее государственное значение, координирует свою работу, проводят пери-

одические консультации.

Национальный банк Таджикистана консультирует Министерство финан-

сов Республики Таджикистан по вопросам привлечения кредитов государс-

твенным секретом, погашения государственного долга с учетом их воз-

действия на состояние банковской системы и приоритетов единой госу-

дарственной денежно-кредитной политики.

Статья 25. Предоставление кредитов Правительству

Республики Таджикистан

Национальный банк Таджикистана может предоставлять кредиты Прави-

тельству Республики Таджикистан:

1) на цели покрытия дефицита Государственного бюджета Республики

Таджикистан в пределах размера утвержденного Маджлиси Оли Республики

Таджикистан;

2) на другие цели.

Во всех случаях, указанных выше в пунктах 1 и 2, кредиты предос-

тавляются только в национальной валюте. Кредиты гарантируются обращаю-

щимися на рынке долговыми обязательствами с процентами на рыночном

уровне и со сроками погашения, соответствующими сроку гарантируемого

кредита, выпущенными и выданными Правительством Республики Таджикистан

Национальному банку Таджикистана. По каждому кредиту оформляется сог-

лашение между Правительством Республики Таджикистан в лице Министерс-

 

- 8 -

тва финансов Республики Таджикистан и Национальным банком Таджикистана.

Общая сумма кредитов, предоставляемых Национальным банком Таджи-

кистана в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, в любом случае

не должна превышать 10 процентов обычных среднегодовых поступлений Го-

сударственного бюджета Республики Таджикистан (не учитывая заимствова-

ние, гранты и другие виды экономической помощи) за непосредственно

предшествующие три финансовых года.

Общая сумма кредитов предоставляемых Национальным банком Таджи-

кистана в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, вместе с

вложениями Национального банка Таджикистана в ценные бумаги, выпущен-

ные Правительством Республики Таджикистан, и приобретенные в соответс-

твии со статьей 17 настоящего Закона, в любом случае не должна превы-

шать 15 процентов обычных среднегодовых поступлений Государственного

бюджета Республики Таджикистан (не учитывая заимствования, гранты и

другие виды экономической помощи) за непосредственно предшествующие

три финансовых года.

Национальному банку Таджикистана запрещается покупка государс-

твенных ценных бумаг в период их первичного размещения и кредитования

дефицита государственного бюджета минуя Министерство финансов Респуб-

лики Таджикистан.

Статья 26. Обслуживание государственного долга

Исходя из положений части 5 статьи 1 настоящего Закона, Нацио-

нальный банк Таджикистана может обслуживать государственный долг Рес-

публики Таджикистан путем проведения операций по размещению государс-

твенных займов, их погашения и выплате процентов по ним.

Статья 27. Денезиты и кассовые операции

Национальный банк Таджикистана может принимать депозиты от Госу-

дарственного казначейства и других государственных органов. В качестве

депозитария Национальный банк Таджикиистана принимает депозиты и выда-

ет деньги, ведет учет по счетам и предоставляет другие финансовые ус-

луги. Национальный банк Таджикистана осуществляет платежи в пределах

средств на соответствующих счетах.

Национальный банк Таджикистана может уполномочить другие банки на

принятие указанных депозитов на условиях, установленных по взаимной

договоренности.

Статья 28. Функции финансового агента

Национальный банк Таджикистана в соответствии со сроками и усло-

виями, установленными по согласованию с Правительством Республики Тад-

жикистан, действует как финансовый агент государства в организации

обслуживания государственных ценных бумаг в виде записи на счетах по

следующим направлениям:

а) маркетинг ценных бумаг, выпущенных государством и его органами;

б) выплата основной суммы указанных ценных бумаг, процентов и

других комиссионных вознаграждений;

в) по другим направлениям, соответствующим основным задачам и

функциям Национального банка Таджикистана.

Статья 29. Организация кассового обслуживания бюджетов

Национальный банк Таджикистана совместно с Министерством финансов

Республики Таджикистан устанавливает порядок исполнения республиканс-

кого и местных бюджетов.

 

- 9 -

Национальный банк Таджикистана осуществляет кассовые исполнения

республиканского и местных бюджетов через банки и может выполнять опе-

рации, необходимые для исполнения бюджетов, через свои учреждения, без

взимания комиссионного вознаграждения.

Статья 30. Национальный банк Таджикистана - банкир,

финансовый советник и агент

Национальный банк Таджикистана действует как банкир, финансовый

советник и агент Правительства Республики Таджикистан и других госу-

дарственных органов по вопросам резервной системы и другим вопросам,

связанным с банковской деятельностью.

 

ГЛАВА V

ОТНОШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА ТАДЖИКИСТАНА С БАНКАМИ И ДРУГИМИ

КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

 

 

Статья 31. Регулирование деятельности банков и других кредитных

организаций

Национальный банк Таджикистана обладает исключительным правом ли-

цензирования, осуществления надзора и регулирования деятельности бан-

ков и других кредитных организаций. С этой целью Национальный банк

Таджикистана наделяется полномочиями:

- принимать соответствующие меры для осуществления своих полномо-

чий и обязанностей, установленных настоящим Законом путем лицензирова-

ния банков и других кредитных организаций и разработки стандартов в

области надзора за их деятельностью, устанавливать порядок применения

своих нормативных актов и мер;

- проводить силами своих работников или привлеченных с этой целью

квалифицированных специалистов проверки всех банков и других кредитных

организаций, а также проверять их регистры, документы, счета и соблю-

дение ими банковского законодательства;

- требовать от банков и других кредитных организаций представле-

ния информации, необходимой для надзора и регулирования их деятельнос-

ти, а также принятия мер по исправлению создавшегося у них положения

или применить к ним установленные законодательством санкции.

Статья 32. Организация расчетов между банками

Национальный банк Таджикистана может оказывать услуги по осущест-

влению межбанковских платежей, способствовать организации системы меж-

банковского клиринга и других форм расчетов в соответствии с принимае-

мыми им нормативными актами.

Национальный банк Таджикистана несет ответственность за сроки

обработки платежей в Национальном банке Таджикистана. В случае задерж-

ки по его вине платежа свыше предусмотренного срок, Национальный банк

Таджикистана обязан выплатить проценты з каждый просрочки в двухкрат-

ном размере по сравнению с текущей процентной ставкой.

Статьи 33. Предоставление информации

Банки и другие кредитные организации обязаны предоставлять Нацио-

нальному банку Таджикистана любую запрашиваемую им информацию и дан-

 

- 10 -

ные, необходимые ему для осуществления своих функций.

Национальный банк Таджикистана вправе опубликовать эту инфор-

мацию и агрегированные данные в полном объеме или частично по катего-

риям банков и другим кредитным организациям, квалифицированным по роду

деятельности.

Национальный банк Таджикистана может создать и содержать информа-

ционную сеть для нужд банковской системы.

Статья 34. Депозитарные услуги

Национальный банк Таджикистана может открывать счета банкам, осу-

ществлять деятельность на территории Республики Таджикистан, и зачис-

лять средства на эти счета на обоснованных условиях, включая уплату

процентов и взимания комиссионных.

 

 

ГЛАВА VI

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ И ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ

 

Статья 35. Полномочия Национального банка Таджикистана в сфере

внешнеэкономической деятельности

Национальный банк Таджикистана в случаях, предусмотренных законо-

дательством и международными соглашениями Республики Таджикистан,

представляет интересы республики, проводит от ее имени операции и

сделки в отношениях с центральными (национальными) банками иностранных

государств, Международным Валютным Фондом, Всемирным банком и иными

международными финансово-кредитными организациями.

Национальный банк Таджикистана может предоставлять Правительству

Республики Таджикистан кредиты на согласованных условиях и совершать

другие операции, обеспечивающие внесение взносов и иных выплат, свя-

занных с членством Республики Таджикистан в Международном Валютном

Фонде и других международных организациях.

Статья 36. Национальный банк Таджикистана - орган валютного

регулирования и валютного контроля

Национальный банк Таджикистана является органом государственного

валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет свою функ-

цию в соответствии с Законом Республики Таджикистан "О валютном регу-

лировании и валютном контроле" и законов республики.

В компенсацию Национального банка Таджикистана в области валютно-

го регулирования входит:

- издание нормативных актов относительно регулирования валютных

операций, осуществляемых физическими и юридическими лицами, в том чис-

ле банками и другими кредитными организациями и государственными орга-

нами;

- выдача и отзыв лицензий, осуществление надзора и регулирование

деятельности учреждений, производящих обмен валюты, в том числе банков;

- определение лимитов валютных операций для учреждений, произво-

дящих обмен валюты, в том числе банков;

- определение методов установления курса национальной валюты по

отношению к другим валютам.

Национальный банк Таджикистана при осуществлении функции валютно-

го контроля действует как один из агентов государства. Отчеты, сведе-

 

- 11 -

ния по счетам и другим сведения, предусмотренные законодательством,

проходят через Национальный банк Таджикистана.

Статья 37. Отчетность по валютным операциям

Учреждения, имеющие разрешение на обмен валюты, в том числе бан-

ки, обязаны периодически предоставлять Национальному банку Таджикиста-

на отчеты о своих валютных операциях, включая отрытую валютную пози-

цию. Порядок отчетности и необходимые для этого документы определяются

Национальным банком Таджикистана.

Статья 38. Международные валютные резервы государства

Национальный банк Таджикистана на своем балансе содержит междуна-

родные валютные резервы государства.

Национальный банк Таджикистана поддерживает международные валют-

ные резервы государства на уровне, необходимом с его точки зрения для

реализации денежно-кредитной и валютной политики.

В случае сокращения международных валютных резервов или отмечен-

ные Национальным банком Таджикистана тенденции к их сокращению до

уровня, способного нанести ущерб проведению валютной политики или сво-

евременному выполнению международных операций, Национальный банк Тад-

жикистана представляет Президенту Республики Таджикистан доклад о сос-

тоянии международных резервов и причинах, приведших или могущих при-

вести к их сокращению, конкретные рекомендации по исправлению положе-

ния.

Национальный банк Таджикистана продолжает представлять такие от-

четы и рекомендации до тех пор, пока не признает положение исправлен-

ным.

Статья 39. Международные резервы Национального банка Таджикистана

В целях выполнения своих обязательств в иностранной валюте и

обеспечения уставного капитала от колебаний валютных курсов Националь-

ный банк Таджикистана держит часть своих средств в иностранной валюте

и иных международных активах, стоимость которых на международных рын-

ках не подвержена изменениям. При этом Национальный банк Таджикистана

создает на условиях, определяемых Правлением, международный резерв,

состоящий из:

1) золота;

2) иностранной валюте в виде банкнот и монет, в том числе разме-

щающихся за границей;

3) любого признанного в мире резервного актива, включая право за-

купки доли резерва у Международного Валютного Фонда и право заимство-

вания средств у него;

4) переводных векселей и долговых обязательств, а также казна-

чейских векселей и других ценных бумаг, выпущенных и гарантированных

иностранными государствами, международными финансовыми организациями в

иностранной валюте и оплачиваемых в иностранной валюте государств, оп-

ределяемых Правлением;

5) других внешних активов, определяемых Правлением.

Национальный банк Таджикистана управляет своими международными

резервами с целю обеспечения защиты основной суммы и ликвидности этих

резервов.

Статья 40. Операции в иностранной валюте

Национальный банк Таджикистана вправе:

 

- 12 -

1) осуществлять любые операции в иностранной валюте в Республике

Таджикистан и за ее пределами, которые соответствуют действующему на

территории республики законодательству и принятым в международной бан-

ковской практике;

2) покупать и продавать казначейские векселя и другие ценные бу-

маги, выпущенные или гарантированные иностранными государствами или

международными финансовыми организациями, а также заключать иные сдел-

ки , не противоречащие законодательству Республики Таджикистан и при-

нятые в международной банковской практике.

3/ открыть счета в центральных банках и финансовых учреждениях

иностранных государств:

4/ открывать счета, а также представлять интересы центральных

банков и других финансовых учреждений иностранных государств, междуна-

родных финансовых организаций в Республике Таджикистан:

5/ Национальный банк Таджикистана может заключать платежные и

клиринговые соглашения или любые другие договоры подобного рода с

центральными, публичными или частными клиринговыми учреждениями реше-

нии-согласие или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если

Национальный банк Таджикистана не сообщил о принятом решении в течение

указанного срока сделки купли-продажи долей /акций/ банка и другой

кредитной организации считается разрешенной.

Национальный банк Таджикистана в рамках осуществления своих над-

зорных функций вправе запрашивать и получать информацию о финансовом

положении и деловой репутации участников /акционеров/ кредитной орга-

низации в случае приобретения ими более 20 процентов долей /акций/

банка или другой кредитной организации.

Национальный банк Таджикистана вправе отказать даче согласия на

совершение сделки купли-продажи более 20 процентов долей /акций/ банка

или другой кредитной организации при установлении неудовлетворительно-

го финансового положения приобретателей долей /акций/.

Приобретение долей /акций/ банка и другой кредитной организации

за счет средств нерезидентов регулируется законодательством республики.

Национальный банк Таджикистана вправе приостановить по письменно-

му ходатайству правоохранительных органов, в компетенцию которых в со-

ответствии с действующим законодательством входит выявление финансо-

вых махинаций и операций по " отмыванию" денег, на срок до 7 дней бан-

ковские операции, имеющие согласно нормативному акту Национального

банка Таджикистана признаки подозрительных операций по "отмыванию" де-

нег, полученных незаконным путем.

Национальный банк Таджикистана может сотрудничать с зарубежными

органами банковского надзора по вопросам надзора над банками, осущест-

вляющими свою деятельность под их соответствующей юридикцией.

Статья 45. Экономические нормативы, устанавливаемые

Национальным банкам Таджикистана

В целях осуществления функций по регулированию деятельности бан-

ков Национальный банк Таджикистана в соответствии с международными

нормами устанавливает и осуществляет следующие экономические нормативы;

1/ минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых

банков, минимальный размер собственных средств /капитала/ для действу-

ющих банков. Минимальный размер собственных средств /капитал/ уста-

навливается капитала, фондов банка или другой кредитной организации и

нераспределенной прибыли;

2/ продельный размер неденежной части уставного капитала;

3/ максимальный размер риска на одного заемщика или группу свя-

занных заемников. Максимальный размер риска на одного заемника или

группу связанных, заемщиков являющихся по отношению друг к другу зави-

симыми или основными и дочерними, устанавливается в процентах от собс-

твенных средств кредитной организации. При определения размера риска

 

- 13 -

учитывается вся сумма кредитов кредитной организации данному заемщику

или группе связанных заемщиков, а также гарантии и поручительства,

предоставленные банком, кредитной организацией замещику или группе

связанных заемщиков;

4/ норматив ликвидности. Норматив ликвидности кредитной организа-

ции определяются как:

- соотношение между ее актами и пассивами с учетом сроков, суммы

и типов активов и пассивов и других факторов;

- соотношение ее ликвидных активов /наличные денежные средства,

требования до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие лег-

кореализуемые активы/ и суммарных активов.

5/ норматив достаточности капитала. Норматив достаточности капи-

тала определяется как предельное соотношение общей суммы собственных

средств банка и другой кредитной организации и суммы ее активов, взве-

шенных по уровню риска:

6/ размеры валютного, процентного и иных рисков. Национальный

банк Таджикистана регулирует размеры и порядок учета открытой позиции

банков по валютному, процентному и иным финансовым рискам;

7/ норматив использования собственных средств банков для приобре-

тения долей (акций) других юридических лиц. Норматив использования

собственных средств банков и другой кредитной организации для приобре-

тения долей (акций) других юридических лиц устанавливается в форме

процентного соотношения размеров инвестируемых и собственных средств

банка, кредитной организации. Размер норматива использования собствен-

ных средств для приобретения долей (акций) не может превышать 20 про-

центов собственных средств, кредитной организации;

8/ максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, пре-

доставленных банком своим участникам (акционерам), определяется в про-

центах от собственных средств банка. Указанный норматив не может пре-

вышать 20 процентов собственных средств банка.

Статья 46. Методика определения собственных средств, активов,

пассивов и размеров риска для каждого норматива

 

Национальный банк Таджикистана устанавливает методики определения

собственных средств, активов, пассивов и размеров риска по активам для

каждого из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций

с банками.

Национальный банк Таджикистана вправе устанавливать дифференциро-

ванные нормативы и методики их расчетов по видам банков и иных кредит-

ных организаций.

О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета Нацио-

нальный банк Таджикистана официально объявляет не позднее чем за месяц

до их введения в действие.

Статья 47. Проверка деятельности банков и кредитных организаций

Для осуществления своих функций в области банковского регулирова-

ния и надзора Национальный банк Таджикистана проводит проверки банков

и кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для

исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности на-

рушений и применяет предусмотренные законодательством санкции по отно-

шению к нарушителям.

Проверки могут осуществляться представителем Национального банка

Таджикистана или по его поручению - аудиторской фирмой, которая имеет

право получать и проверять отчетность и другие документы банка, кре-

дитной организации, при необходимости снимать копии с соответствующих

 

- 14 -

документов.

Порядок проведения проверок банков и других кредитных организаций

по содействию в проведении проверок, определяется Правлением в соот-

ветствии с банковским законодательством.

Статья 48. Меры принимаемые Национальным банком Таджикистана

по устранению нарушений банковского законодательства

В случае нарушения банком или другой кредитной организацией зако-

нов республики, нормативных актов и предписаний Национального банка

Таджикистана, непредставления информации, представления неполной и не-

достоверной информации Национального банка Таджикистана имеет право

требовать от банка или другой кредитной организации устранения выяв-

ленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одного процента от

размера минимального установленного капитала.

В случае невыполнения в установленный Национальным банком Таджи-

кистана срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае ес-

ли эти нарушения или совершаемые банком или другой кредитной организа-

цией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчи-

ков) Национальный банк Таджикистана в соответствии с банковским зако-

нодательством вправе:

1) взыскивать с банка или кредитной организации штраф до 1 про-

цента от размера минимального уставного капитала;

2) рекомендовать руководителю банка или другой кредитной органи-

зации:

а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению, в том

числе изменения структуры активов;

б) замена руководителей банка или другой кредитной организации.

3) требовать реорганизацию банка или другой кредитной организации;

4) изменить для банка или другой кредитной организации обязатель-

ные нормативы на срок до шести месяцев;

5) ввести запрет на осуществление банком или другой кредитной ор-

ганизацией отдельны банковских операций, предусмотренных выданной ли-

цензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок

до одного года;

6) назначить временную администрацию по управлению банком либо

кредитной организацией на срок до 18 месяцев;

7) отозвать лицензию на осуществление банковских операций в по-

рядке, предусмотренным законами республики.

Статья 49. Порядок и основания для назначения временной админист-

рации ( временного управляющего)

Национальный банк Таджикистана назначает временную администрацию

(временного управляющего) для управления банком и распоряжением его

имуществом при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

1) когда банк является неплатежеспособным, это означает, что:

а) банк не в состоянии выполнить требования вкладчиков или опла-

тить свои обязательства;

б) стоимость пассивов банка превышает стоимость его активов, рас-

считанных в соответствии со стандартами, предписываемыми Национальным

банком Таджикистана;

в) по мнению Национального банка Таджикистана существует угроза

или неизбежность возникновения обстоятельств, указанных в подпунктах

"а" и "б" настоящего пункта;

2) когда банк иным образом находиться в опасном либо в неблагопо-

лучном положении.

 

 

- 15 -

Статья 50. Квалификация и статус временного управляющего

Временным управляющим, назначаемым Национальным банком Таджикис-

тана, может быть:

1) сам Национальный банк Таджикистана;

2) иное лицо или лица, при чем в этом случае временный управляю-

щий:

а) должен быть человеком ( или в случае юридического лица иметь

основное должностное лицо, возглавляющее временную администрацию), ко-

торый по мнению Национальный банк Таджикистана, обладает высочайшей

профессиональной квалификацией и личной честностью;

б) должен, если это юридическое лицо с ограниченной ответствен-

ностью, предоставить необходимое поручительство или иную финансовую

гарантию выполнения своих обязательств;

в) он должен быть подотчетен во всех отношениях Национальному

банку Таджикистана не может быть отстранен Национальным банком Таджи-

кистана за невыполнение функций временного управляющего в установлен-

ном Национальным банком Таджикистана порядке;

г) получать вознаграждение определяемое Национальным банком Тад-

жикистана и выплачиваемое банком, в котором вводится временное адми-

нистрация, либо за счет поступлений от ликвидации в соответствии с

подпунктом 1 пункта "а" статьи 58 настоящего Закона;

д) соблюдать любы иные формы и требования, устанавливаемые Нацио-

нальным банком Таджикистана в соответствующем нормативном акте.

Статья 51. Последствия назначения временной администрацией

После назначения в соответствии со статьей 49 настоящего Закона

временной администрации:

1) все права и полномочия банка, в том числе в отношении его ак-

тивов, которыми могут располагать его владельцы, вкладчики или управ-

ляющие, автоматически приостанавливаются и передаются в установленном

Законном порядке временному управляющему. Руководство банка не вправе

препятствовать передаче всех прав временному управляющему и исполнению

им своих прав;

2) срок ( установленный законом, договором или иным образом), по

истечении которого прекращается или погашается любое требование или

права банка, автоматически продлевается на шесть месяцев с момента его

истечения;

3) арест или право удержания в отношении любых активов или иму-

щества банка аннулируется, и на срок действия временной администрации

нее допускается возникновение нового ареста или права удержания в от-

ношении каких либо активов или имущества банка с учетом того, что нас-

тоящее положение не применяется в отношении:

а) арест или права удержания, вступившего в силу за шесть месяцев

( или за двенадцать месяцев в случае ареста или права удержания в

пользу любого акционера, управляющего или сотрудника банка) до назна-

чения в банке временной администрации;

б) аресты или права удержания, наложенного временным управляющим

во исполнение статьи 55 настоящего Закона;

в) исполнительного листа, оформленного в соответствии с решением,

вынесенным до момента назначения временного администратора, если его

сумма не превышает лимита, устанавливаемого Национальным банком Таджи-

кистана в соответствующим нормативном акте;

г) любые платежи или передача активов или имущества банков, со-

вершенные в течении трех месяцев до момента вступления временного уп-

равляющего во владение банком (или в течении двенадцати месяцев до мо-

мента вступления временного управляющего во владение банком, если пла-

 

- 16 -

теж или передача осуществлены в пользу владельца, управляющего, сот-

рудника или филиала банка), признаются недействительными, если они со-

вершены умышленно или явились последствием наделения получателем преи-

мущественным правом по отношению к другим кредиторам. Это положение не

применяется:

- к выплате вкладов из расчетов на каждого вкладчика в такой сум-

ме, которая не превышает лимита, устанавливаемого Национальным банком

Таджикистана в соответствующим нормативном акте;

- передача актива или имущества в ходе сделки в обмен на стои-

мостное возмещение, равное справедливой рыночной стоимости переданного

актива или имущества;

- к выплате обычного вознаграждения и пособий ( исключая премии и

особые выплаты) управляющим или сотрудником банка.

Статья 52. Меры принимаемые временным управляющим

Временный управляющий после своего назначения незамедлительно

принимает:

1) необходимые меры для объявления временной администрации, кото-

рые также включают:

а) размещение во всех помещениях банка объявления о введении в

банке временной администрации в соответствии с настоящим Законом, с

указанием даты и времени, с которого вступает в силу временная адми-

нистрация (но не ранее времени размещения объявления);

б) публикацию аналогичного объявления в газетах, имеющих общее

распространение в Таджикистане и населенных пунктах, где расположены

отделения банка;

в) направление копий таких объявлений в Национальный банк Таджи-

кистана в течении трех дней после их размещения или публикации.

2) необходимые меры для установления контроля над банком и

вступления во владение им. Такие меры, помимо прочего, включают:

а) изъятие всего имущества, документации и иных активов банка, в

том числе принадлежащих его дочерним предприятиям, являющимися банка-

ми. В случае препятствия со стороны руководства банка временному уп-

равляющему осуществить свои полномочия он может обратиться за помощью

в правоохранительные органы, которые должны помочь управляющему полу-

чить доступ в помещения банка или установить контроль над его активами

путем применения силы;

б) отстранение тех членов руководства банка и его сотрудников,

отстранение которых считает необходимым для достижения целей временной

администрации;

в) смену всех замков, ограничение доступа к ключам к ним, измене-

ние кодов допуска к компьютерам, выдачу новых пропусков, аннулирование

полномочий лиц, действующих от имени банка, а также иное ограничение

доступа к объектам и активам банка для всех, кроме ограниченного числа

заслуживающих доверия сотрудников;

г) уведомление банков - корреспондентов, регистраторов и агентов

по работе с ценными бумагами, а также внешних управляющих активами

банка об изменении полномочий лиц по выдаче указаний от имени банка;

д) приостановление платежей по распределению капитала в целом и

любых выплат должностным лицам, директорам и основным владельцам бан-

кам, при условии, что базовое вознаграждение может выплачиваться долж-

ностным лицам и директорам за услуги, оказанные ими в качестве долж-

ностных лиц и директоров банка.

Статья 53. Отчет временного управляющего

В течении сорока пяти дней после своего назначения временный уп-

 

- 17 -

равляющий предоставляет письменный отчет о финансовом состоянии и

перспективах банка на рассмотрение Правления.

В ходе анализа таких перспектив временный управляющий готовит

примерные балансы и документирует допущения, на основании которых

проводится анализ, включая допущения относительно процентных ставок,

темпов возврата кредитов, стоимости содержания активов и условных обя-

зательств.

Временный управляющий включает в свой отчет одно из нижеперечис-

ленных:

1) подробный план восстановления банка до уровня соблюдения тре-

бований законодательства и нормативных актов Национального банка Тад-

жикистана и восстановление прав акционеров, приостановленных во испол-

нение пункта 1 статьи 51 настоящего Закона; или

2) подробный план реорганизации банка путем передачи части или

всех его пассивов одному или нескольким другим банкам и, если это

представляется возможным - приобретения части всех активов банка одним

или несколькими другими банками ; или

3) рекомендации по отзыву у банка банковской лицензии и ликвида-

ции банка в соответствии со статьями 56-58 настоящего Закона.

Временный управляющий также включает в отчет:

1) расчет суммы активов, которую необходимо реализовать при лик-

видации банка в течении восемнадцати месяцев после назначения времен-

ного управляющего; а также

2) если отчет включает план в соответствии с подпунктами 1 или 2

части 3 настоящей статьи, расчет вероятности успешного осуществления

плана в течение восемнадцати месяцев после назначения временного уп-

равляющего.

При определении порядка действий, предлагаемого в соответствии с

частью 3 настоящей статьи, временный управляющий выбирает такой поря-

док действий, который, по его мнению, имеет наибольшие шансы на обес-

печение сбора максимального объема активов банка или лучше всего защи-

щает интересы вкладчиков и других кредиторов.

Статья 54. Решение Национального банка Таджикистана

В течении пятнадцати дней после получения отчета временного уп-

равляющего в соответствии со статьей 53 настоящего Закона Национальный

банк Таджикистана принимает одно из нижеследующих решений:

а) если отчет временного управляющего рекомендует отозвать бан-

ковскую лицензию, Национальный банк Таджикистана отзывает банковскую

лицензию, назначает управляющего по ликвидации, дает указания о ликви-

дации банка в соответствии со статьями 56-58 настоящего Закона;

б) если отчет временного управляющего включает план восстановле-

ния или реорганизацию банка, как это предусмотрено в пунктах 1 или 2

части 3 стать 53 настоящего Закона, Национальный банк Таджикистана ли-

бо

1) отклоняет план и назначает управляющего по ликвидации и дает

указания о ликвидации банка в соответствии со статьями 56-58 настояще-

го Закона, и в этом случае Правление указывает причины отклонения пла-

на, предложенного временным управляющим; либо

2) утверждает предложенный план с изменениями дополнениями по ус-

мотрению Правления и поручает временному управляющему выполнение плана.

Статья 55. Осуществление плана по восстановлению

или реорганизации банка

 

Если Национальный банк Таджикистана в соответствии с подпунктом 2

 

- 18 -

части три статьи 53 настоящего Закона утвердит план восстановления или

реорганизации банка, срок временной администрации продлевается по мере

необходимости и временный управляющий осуществляет план в соответствии

с данным ему поручением. При этом временный управляющий:

1) по мере необходимости осуществляет все или любые из нижепере-

численных полномочий:

а) продолжать или прекращать операции;

б) привлекать ссуды под обеспечение имуществом учреждения или без

обеспечения при условии соблюдения любых лимитов, устанавливаемых для

этих целей Национальным банком Таджикистана;

в) останавливать или ограничивать оплату любого обязательства

банка;

г) изменять ставки процентов, выплачиваемых по обязательствам

банка, при условии, что после их изменения такие ставки не могут быть

ниже действующих на соответствующем рынке;

е) прекращать любые договоры найма, договоры на оказание услуг

или договоры аренды, участником которых является банк;

ж) раскрывать информацию о банках и их операциях, которая в иных

обстоятельствах является конфиденциальной, но только в тех случаях и в

таких объемах, в которых такая информация необходима для следования

одному из порядков действий, указанных в пункте 1 статьи 54 настоящего

Закона;

з) покупать и продавать любые товары или услуги, или иное иму-

щество от имени банка;

и) осуществлять любые платежи и оформлять любые инструменты от

имени банка, а также быть истцом или ответчиком по любому иску или

процессуальному действию и вести таковые;

2) при осуществлении полномочий, перечисленных в пункте 1 настоя-

щей статьи, проводит операции и сделки, необходимые для оздоровления

финансового положения банка и улучшения ликвидности его активов, вклю-

чая любое из нижеперечисленных, признаваемое временным управляющим це-

лесообразным обстоятельствах:

а) подготовить полный перечень всех непогашенных кредитов с ука-

занием их суммы, срока, иных условий обеспечения, состояния оплаты и

способов вступления в контакт с заемщиками;

б) вступить в контакт со всем заемщиками, перечисленным в переч-

не, указанном в подпункте один настоящего пункта, и затребовать оплаты

всех просроченных сумм;

в) принимать последующие меры по возврату всех таких просроченных

сумм, используя для этого предусмотренные законодательством меры;

г) изымать и продавать обеспечение для полного или частичного

возмещения таких просроченных сумм;

д) требовать предоставления обеспечения (или дополнительного

обеспечения) или гарантии в отношении любых ссуд, включенных в пере-

чень, указанный в подпункте один настоящего пункта, которые нее явля-

ются просроченными;

е) договариваться с заемщиками о пересмотре условий таких ссуд,

включая уменьшение срока их погашения и ускорение их погашения;

ж) договариваться о продаже непогашенных ссуд другим бакам или

лицам, или гарантировании другими банками или лицами;

з) принимать аналогичные меры по возврату средств другими дебито-

рами банка;

и) публиковать информацию в отношении любых мер, перечисленных в

подпунктах один-семь настоящего пункта, чтобы оказать воздействие на

недобросовестных или не исполняющих своих обязательств заемщиков.

3) при наличии соответствующих указаний Правления периодически

вносит изменения в план или прекращает выполнение плана и предпринима-

 

- 19 -

ет альтернативные действия;

4) если план предусматривает реорганизацию банка, имеет право:

а) допускать снижение стоимости пассивов до такого уровня когда,

по мнению временного управляющего, любой вкладчик или иной кредитор

получит не меньше, че мог бы получить при ликвидации в соответствии со

статьям 56-58 настоящего Закона;

б) производить в отношении любого вкладчика зачет обязательств по

вкладам в счет любого погашения ссудной задолженности, причитающегося

со стороны такого вкладчика.

 

Статья 56. Назначение управляющего по ликвидации

банка и реализация его имущества

Если Правление, действуя в соответствии со статьей 54 настоящего

Закона, дает указание ликвидировать имущество банка, то Национальный

банк Таджикистана назначает для этих целей управляющего по ликвидации,

который;

1) может быть временным управляющим или иным физическим или юри-

дическим лицом соответствует требованиям, перечисленным в статье 50

настоящего Закона;

2) немедленно после своего назначения автоматически становится

преемником всех прав временного управляющего и осуществляет любые и

все права по мере необходимости, как это предусмотрено в пункте "а"

статьи 55 настоящего Закона;

3) предпринимает все необходимые шаги для выявления и ликвидации

всех активов и имущества банка. Такие шаги включают:

а) подготовку описи активов и имущества банка, которые подлежат

ликвидации, и изготовление копии такой описи для ознакомления с ней

общественности;

б) после предоставления общественности разумного периода времени

для ознакомления с описью приступить к продаже таких активов и иму-

щества банка для использования в процессе распределения, предусмотрен-

ного статьей 58 настоящего Закона;

4) предпринимает все необходимые шаги для прекращения функций до-

верительного собственника выполняемых банком, возвращения всех активов

и имущества, которыми банк распоряжался как доверительный собственник,

их владельцам и осуществления расчетов по соответствующим счетам банка;

5) предоставляет каждому вкладчику или иному кредитору, или клиен-

ту банка документы о характере и сумме требования, учтенного по доку-

ментам банка в пользу такого лица вместе с уведомлением о том, что лю-

бые возражения по соответствующим документам банка должны направляться

для регистрации управляющему по ликвидации в пределах установленного

срока (который должен быть достаточно продолжительным для направления

такого возражения);

6) направляет каждому клиенту, собственность которого находится в

распоряжении банка, просьбы о собственноручном изъятии такой собствен-

ности в установленный срок;

7) в течении трех недель подряд раз в неделю публикует в газетах,

имеющих общее распространение во всех населенных пунктах, где работали

отделения (филиалы) банка, уведомление о сроке регистрации, указанном

в пункте 5 настоящей статьи.

Статья 57. Урегулирование требований по отношению к банкам

После даты окончания, указанной в уведомлении, предусмотренном в

пункте 5 статьи 56 настоящего Закона, управляющий по ликвидации:

1) отказывает в любых требованиях, в достоверности которых он

 

- 20 -

сомневается;

2) определяет сумму, если таковая имеется, причитающуюся каждому

известному вкладчику и иному кредитору порядок очередности такого тре-

бования в соответствии со статьей 58 настоящего Закона;

3) готовит перечень допустимых требований и, если управляющим по

ликвидации не является Национальный банк Таджикистана, регистрирует

окончательный вариант такого перечня в Национальном банке Таджикистана;

4) предпринимает все усилия для уведомления каждого лица, требо-

вания которого не удовлетворяются имуществом для использования в про-

цессе распределения, предусмотренного статьей 58 настоящего Закона.

Статья 58. Распределение, очередность оплаты требований

В кратчайший сроки после принятия мер, предусмотренных статьей 57

настоящего Закона, управляющий по ликвидации производит окончательное

распределение в соответствии с окончательным вариантом перечня, с соб-

людением следующих положений:

1) обеспеченные требования оплачиваются в соответствии с их усло-

виями, а все прочие требования имеют очередность в отношении общих ак-

тивов банка в установленном ниже порядке:

а) вознаграждение и погашение всех необходимых и обоснованных

расходов временного управляющего по ликвидации, назначенных во испол-

нение положений настоящего Закона;

б) новые кредиты, предоставленные банку после назначения времен-

ного администратора в соответствии со статьей 49 настоящего Закона;

в) непогашенные кредиты, предоставленные банку Национальным бан-

ком Таджикистана;

г) вклады и депозиты;

д) заработная плата, должностные оклады и прочие выплаты долж-

ностным лицам и сотрудникам банка, причитающиеся за трехмесячный пери-

од до момента назначения временного управляющего во исполнение статьи

49 настоящего Закона, исключая любые суммы, которые являются премиями

или по своим размерам превышают суммы обычных и обоснованных выплат

таким лицам, или были выплачены в ожидании введения временной адми-

нистрации;

е) налоговые платежи в пользу Государственного бюджета Республики

Таджикистан;

ж) прочие требования к банку;

з) проценты по вышеперечисленным требованиям по установленной уп-

равляющим по ликвидации ставке;

2) если суммы, имеющейся для оплаты требований, достаточно для

погашения всех требований, перечисленных в пункте один настоящей

статьи, то оплачиваются оставшиеся достоверные требования, которые не

были регистрированы в установленный статьей 57 срок;

3) если суммы, имеющейся для оплаты любого класса требований, пе-

речисленных в пункте один настоящей статьи, недостаточно для обеспече-

ния их полной оплаты, то имеющаяся сумма распределяется пропорциональ-

но между всеми требованиями такого класса.

4) любые активы, которые остаются после оплаты всех требований,

распределяются между акционерами пропорционально их доли участия в

банке.

Статья 59. Завершение работы временной администрации

и управления по ликвидации

 

После полного осуществления временным управляющим плана оздоров-

ления или реорганизации банка во исполнение положений статьи 55 насто-

 

- 21 -

ящего Закона, или завершения управляющим по ликвидации всех активов

банка во исполнение положений статей 56-58 настоящего Закона временный

управляющий или управляющий по ликвидации, в зависимости от обстоя-

тельств, готовит отчет об операциях, осуществленных в рамках временной

администрации или ликвидации.

Если Национальный банк Таджикистана не является временным управ-

ляющим или управляющим по ликвидации, то такой временный управляющий

или управляющий по ликвидации направляет отчет, указанный в части пер-

вой настоящей статьи, Национальный банк Таджикистана на утверждение.

Своевременно после представления указанного выше отчета и его

утверждения, если необходимо, в соответствии с частью второй Нацио-

нальный банк Таджикистана публикует такой отчет. После этого работа

временной администрации или ликвидация, в зависимости от обстоятель-

ств, считается завершенной.

В течении тридцати дней после публикации отчета временный управ-

ляющий или управляющий по ликвидации, а также Национальный банк Таджи-

кистана, если он не является временным управляющим или управляющим по

ликвидации, освобождается от всей и всякой ответственности в связи с

временной администрацией или управлением по ликвидации, кроме тех слу-

чаев, когда в соответствии с законодательством возбуждается судопроиз-

водство.

Любые невостребованные средства и имущество, оставшиеся после ра-

боты временной администрации или управления по ликвидации, отходят На-

циональному банку Таджикистана.

 

 

ГЛАВА VIII

 

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ

ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

 

Статья 60. Денежная система

Денежная система Республики Таджикистан включает в себя официаль-

ную денежную единицу, организацию и регулирование денежного обращения.

Официальной денежной единицей Республики Таджикистан является

таджикский рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.

Таджикский рубль является единственным неограниченным, платежным

средством на территории Республики Таджикистан.

Статья 61. Право эмиссии банкнот т монет

Национальный банк Таджикистана обладает исключительным правом

эмиссии банкнот и монет в качестве законного платежного средства на

территории Республики Таджикистан.

Банкноты и монеты, выпущенные Национальным банком Таджикиистана

как платежное средство и не изъятые из обращения, принимаются по их

номинальной стоимости для оплаты любых долговых обязательств, а также

для зачисления на счета, во вклады и для перевода на территории Рес-

публики Таджикистан.

Статья 62. Характеристики национальной валюты

Национальный банк Таджикистана своими регламентами устанавливает

номинальную стоимость, размер, вес, оформление и другие характеристики

 

- 22 -

банкнот и монет, являющихся платежным средством в Республики Таджикис-

тан.

Статья 63. Печатание денежных знаков и меры безопасности

Национальный банк Таджикистана организует печатание банкнот и че-

канку монет и принимает меры по обеспечению безопасности хранения де-

нежных знаков, не введенных в обращение, по изъятию и уничтожению бан-

кнот и монет, и из обращения.

Национальный банк Таджикистана устанавливает порядок определения

годности к использованию денежных знаков и замены поврежденных банкнот

и монет. Порядок определения годности денежных знаков и их обмен под-

лежит опубликованию.

Национальный банк Таджикистана осуществляет замену национальной

валюты, находящейся в обращении в Республике Таджикистан.

Пришедшие в негодность банкноты т монеты изымаются их обращения,

уничтожаются и обмениваются Национальным банком Таджикистана на другие

банкноты и монеты.

Национальный банк Таджикистана может отказать в замене банкнот и

монет, если их оформление не соответствует установленным нормам.

Статья 64. Обеспечение денежными знаками

Национальный банк Таджикистана обеспечивает периодическую постав-

ку банкнот и монет для покрытия потребностей национальной экономики в

денежных знаках.

Статья 65. Изъятие денежных знаков из обращения

Национальный банк Таджикистана по решению Правления может изъять

из обращения любые банкноты и монеты, находящиеся в обращении, выпус-

кая взамен эквивалентные суммы других банкнот и монет.

По окончании периода обмена, связанного с изъятием из обращения

банкнот и монет и их заменой на другие, изъятые таким образом из обра-

щения банкноты и монеты перестают быть платежными средствами.

Статья 66. Порядок расчетов

Расчеты на территории Республики Таджикистан осуществляются наци-

ональной валюте,за исключением случаев, предусмотренных законодатель-

ством.

Порядок и условия расчетов в иностранной валюте определяется На-

циональным банком Таджикистана.

Национальный банк Таджикистана определяет формы безналичных рас-

четов и утверждает образцы платежных документов, используемых для без-

наличных расчетов на территории Республики Таджикистан.

 

 

 

ГЛАВА IX

ОТЧЕТНОСТЬ И БУХГАЛТЕРСКИЙ КОНТРОЛЬ

 

Статья 67. Финансовый год

Финансовый год Национального банка Таджикистана начинается с 1

 

- 23 -

января и заканчивается 31 декабря по календарному исчислению.

Национальный банк Таджикистана обязан постоянно содержать свои

бухгалтерские счета и регистры в порядке, правильно отражающем опера-

ции банка и его финансовое положение в соответствии с принятыми между-

народными нормами и бухгалтерскими процедурами.

Статья 68. Годовой отчет

По окончании финансового года Национальный банк Таджикистана сос-

тавляет отчет, включающий баланс, счет прибыли и убытков, сводный ба-

ланс банковской системы республики и другие необходимые документы.

В годовом отчете, указывается методология бухгалтерского учета,

которой Национальный банк Таджикистана пользовался при составлении фи-

нансовой отчетности.

Статья 69. Внешний аудит

Отчеты, счета и регистры Национального банка Таджикистана могут

подвергаться внешнему аудиторскому контролю, осуществляемому правомоч-

ными аудиторами, приглашенными Национальным банком Таджикистана.

Статья 70. Представление и опубликование отчетов

Национальный банк Таджикистана по окончании финансового года не

позднее 25 апреля представляет Маджлиси Оли Республики Таджикистан:

1) финансовый отчет, подтвержденный заключением аудиторской фирмы;

2) информацию о своей деятельности и операциях в истекшем году и

основных направлениях денежно-кредитной и валютной политики.

Национальный банк Таджикистана может публиковать отчет и информа-

ции, указанные в частях 1 и 2 этой статьи, а также любую другую инфор-

мацию и исследования по финансовым и экономическим вопросам.

 

ГЛАВА X

УПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ ТАДЖИКИСТАНА

 

Статья 71. Органы управления

Национальный банк Таджикистана состоит из центрального аппарата и

территориальных управлений и отделений.

Управление Национальным банком Таджикистана осуществляет Правле-

ние и Председатель Национального банка Таджикистана. Правление являет-

ся высшим коллегиальным органом, определяющим основное направление де-

ятельности Национального банка Таджикистана, осуществляющим руководс-

твом и управлением Национальным банком Таджикистана.

Правление состоит из 5 человек, включая Председателя Правления,

его заместителя и 3 членов Правления.

Председатель Национального банка Таджикистана и его заместители

назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики Таджи-

кистан с последующим представлением указов об этом на утверждение

Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Председатель Национального банка

Таджикистана и его заместители по должности входят в состав Правления.

Статья 72. Полномочия Председателя

Национального банка Таджикистана

 

 

- 24 -

Председатель Национального банка Таджикистана:

1) действует от имении Национального банка Таджикистана и предс-

тавляет без доверенности его интересы в отношениях с органами госу-

дарственной власти и управления, кредитными организациями, организаци-

ями иностранных государств и международными организациями, заключает

договоры, принимает решения по всем вопросам его деятельности, за иск-

лючением отнесенных к компетенции Правления;

2) председательствует на заседаниях Правления;

3) подписывает нормативные акты Национального банка Таджикистана,

постановления и протоколы заседаний Правления, соглашения и договоры,

заключаемые Национальным банком Таджикистана;

4) распределяет обязанности между заместителями;

5) устанавливает должностные оклады заместителей Председателя и

сотрудников Национального банка Таджикистана;

6) подписывает приказы и дает указания, обязательные для всех

всех служащих банка, его учреждений;

7) несет всю полноту ответственности за деятельность Национально-

го банка Таджикистана, обеспечивает реализацию его функций.

При отсутствии Председателя Национального банка Таджикистана его

функций исполняет первый заместитель, при отсутствии последнего - один

из заместителей.

Статья 73. Функции Правления Национального банка Таджикистана

Правление при осуществлении своих функций обсуждает доклады об

экономическом и денежном положении государства. С этой целью первый

заместитель Председателя Национального банка Таджикистана - замести-

тель Председателя Правления обеспечивает периодическое представление

департаментами, управлениями и отделами докладов:

1) об управлении операциями Национального банка Таджикистана и их

осуществлении;

2) о реализации и регулировании денежной политики;

3) о положении банковской системы;

4) о состоянии финансового и валютного рынка;

5) других докладов по решению Правления.

Статья 75. Заседание Правления

Заседание Правления созывается Председателем Правления или его

заместителем не реже одного раза в месяц. Заседания могут быть созваны

и по письменному заявлению трех членов Правления.

Если выносимый на рассмотрение Правления вопрос затрагивает лич-

ные, коммерческие, финансовые или иные интересы члена Правления, вклю-

чая Председателя или интересов и не вправе участвовать в голосовании

по данному вопросу.

О созыве заседания сообщается членам Правления не менее чем за

тир рабочих дня, за исключением чрезвычайных ситуаций, когда заседания

Правления могут быть созваны в срочном порядке. Членам Правления сооб-

щается день, место проведения заседания и повестка дня.

Заседание правомочно при наличии более половины членов Правления,

включая Председателя Правления.

Заседания Правления могут по его решению проходить закрыто.

Каждый присутствующий на заседании и имеющий право голоса член

Правления, включая Председателя Правления и его заместителя, обладает

правом одного голоса, за исключением равного распределения голосов, в

случае которого за председателем собрания сохраняется право решающего

голоса.

В особых случаях, при необходимости принятия срочного решения,

 

- 25 -

такое решение может приниматься Правлением в явочном порядке, без со-

зыва заседания.

Решение Правления во всех случаях принимается простым большинс-

твом голосов членов Правления, имеющих право голосовать по вопросам.

Постановление Правления издается за подписью председательствующе-

го в заседании.

Постановление Правления не может быть признано недействительным

по причине наличия вакансии в его составе.

На заседании Правления оформляется протокол, который подписывает-

ся председательствующим в заседании и секретарем Правления.

 

ГЛАВА XI

СЛУЖАЩИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА ТАДЖИКИСТАНА

Статья 76. Служащие Национального банка Таджикистана

Условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности и

права, дисциплинарные взыскания служащих Национального банка Таджикс-

тана устанавливаются Положением о служащих Национального банка Таджи-

кистана, утверждаемым Правлением в соответствии с законодательством

республики.

Служащие Национального банка Таджикистана:

1) не могут работать по совместительству, а также на основе тру-

дового соглашения или договора подряда (за исключением преподаватель-

ской и научно-исследовательской деятельности); получать какие-либо де-

нежные суммы от физических и юридических лиц (за исключением гонорара

за публикации и платы за преподавание в учебных заведениях);

2) не имеют права занимать должности в кредитных и иных организа-

циях;

3) обязаны письменно уведомить в десятидневный срок Правление при

приобретении долей (акций) кредитных организаций.

Служащие Национального банка Таджикистана, занимающие должности,

перечень которых утвержден Правлением, могут получать кредиты на на-

личные нужды только в Национальном банке Таджикистана.

Служащие Национального банка Таджикистана обязаны сообщать о лю-

бом кредите, полученном в другом банке, органу внутреннего контроля

Национального банка Таджикистана, который ведет их учет.

Статья 77. Столкновение интересов

Члены Правления и другие служащие Национального банка Таджикиста-

на не могут представлять какие-либо деловые интересы коммерческого,

кредитного или иного характера, если последние вступают в противоречие

с их служебными обязанностями.

Статья 78. Сохранение тайны

Ни одно лицо, которое исполняет или ранее исполняло обязанности

члена Правления, или любой другой работник Национального банка Таджи-

кистана не имеет права:

1) допускать кого бы о ни было к сведениям, составляющим коммер-

ческую (банковскую) тайну и ставшим известными ему во время исполнения

своих обязанностей в Национальном банке Таджикистана, разглашать или

публиковать их;

2) использовать данные сведения или позволить их использование в

личных целях.

 

- 26 -

Лица, указанные в части первой, могут разглашать сведения, сос-

тавляющие коммерческую тайну Национального банка Таджикистана лишь в

тех случаях:

1) при выраженном в отчетливой форме согласии лица, которому от-

носятся данные сведения;

2) при исполнении обязанностей по информированию общественности,

в том числе по требованию судов, следственных, налоговых и других ком-

петентных органов по делам, находящимся в их производстве, и если это

предусмотрено законами республики;

3) при внешней аудиторской проверке;

4) по требованию зарубежных органов контроля за деятельностью фи-

нансовых учреждений;

5) если интересы Национального банка Таджикистана требует разгла-

шения этих сведений в судебном разбирательстве.

 

ГЛАВА XII

АУДИТ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА ТАДЖИКИСТАНА

 

Статья 79. Аудит национального банка Таджикистана

Годовой отчет Национального банка Таджикистана подлежит аудитор-

скому заключению.

Национальный банк Таджикистана заключает с аудиторской фирмой до-

говор и представляет отчетность и информацию, необходимую для проведе-

ния аудиторской проверки.

Договор об аудите должен предусматривать объем передаваемой ауди-

торской фирме информации, а также ее ответственность за передачу полу-

ченной информации третьим лицам.

Оплата услуг аудиторской фирмы осуществляется за счет собственных

средств Национального банка Таджикистана.

Статья 80. Внутренний контроль

Национальный банк Таджикистана имеет Управление внутреннего конт-

роля, в состав которого входят высококвалифицированные специалисты,

имеющие опыт работы в области бухгалтерского учета и финансов.

Управление внутреннего контроля:

а) обеспечивает выполнение правил Национального банка Таджикиста-

на в случае отхода от таких правил, ставит об этом в известность Пред-

седателя Национального банка Таджикистана, который предпримет необхо-

димые меры для исправления положения;

б) осуществлять контроль за операциями Национального банка Таджи-

кистана в целях обеспечения строгого соблюдения законодательства;

в) проверяет бухгалтерские счета и регистры, процедуры бухгал-

терского учета и выполнение сметы доходов и расходов Национального

банка Таджикистана, представляет Правлению отчеты и рекомендации по

результатам проверок;

г) осуществляет бухгалтерские проверки финансовых отчетов и свя-

занных с ними документов, подтверждая соответствующими заключениями".

ПРЕЗИДЕНТ

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Э.Рахмонов

г.Душанбе, 14 декабря 1996 года

N383