Аннотация

Закон РТ "О правовом режиме чрезвычайного положения" был

принят 25 июня 1993 года и состоит из 17 статей. В нем определены

условия введения чрезвычайного положения, кем оно вводится,

полномочия органов власти при таком режиме. В законе установлены

правила поведения населения, порядок работы органов управления и

правоохранительных органов. Определяется порядок и организация

введения особой формы правления при чрезвычайном положении.

Хулоса

Конуни ЧТ "Дар бораи режими хукукии вазъи фавкулода" 25 июни

соли 1993 кабул шудааст ва аз 17 модда иборат аст. Дар ин конун

шартхои эълон кардани чунин ваъзият, ваколатхои макомоти давлати

дар ин вакт, коидахои рафтори ахоли ва тартиби фаъолияти

макомотхои рохбарият ва хукук муайян шудаанд. Инчунин тартиби

чори кардани шакли махсуси идоракуни дар холати вазъи фавкулода

мукарар гардидааст.

 

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

О ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1.

Чрезвычайное положение является временной мерой, объявляемой

в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан,

предусматривающей особый правовой режим деятельности

государственных органов, органов местного самоуправления,

предприятий, учреждений и организаций, временно допускающей

установленные настоящим законом ограничения в осуществлении

конституционных прав и свобод граждан, а также прав юридических

лиц и возлагающей на них дополнительные обязанности.

Чрезвычайное положение может быть введено при условии:

1) стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий,

эпизоотий, создающих угрозу жизни и здоровью населения;

2) массовых нарушений правопорядка, сопровождаемых насилием

над гражданами, ограничивающих их права и свободы;

3) блокирования или захвата отдельных особо важных объектов

или местностей, угрожающих безопасности граждан и нарушающих

нормальную деятельность органов государственной власти и

управления, местного самоуправления;

4) попытки захвата государственной власти или изменения

конституционного строя Республики Таджикистан насильственным

путем;

5) посягательства на территориальную целостность государства,

угрожающего изменением его границ;

6) необходимости восстановления конституционного правопорядка

и деятельности органов государственной власти.

Статья 2.

Чрезвычайное положение на территории Республики Таджикистан,

отдельных областей, районов, городов республики объявляется

Президиумом Верховного Совета Республики Таджикистан, с

незамедлительным внесением принятого решения на утверждение

Верховного Совета Республики Таджикистан. Постановление Верховного

Совета Республики Таджикистан по данному вопросу принимается двумя

третями голосов от общего числа депутатов. Чрезвычайное положение

на всей территорий республики может быть введено на срок не более

шести месяцев и не более одного года в отдельных местностях.

Статья 3.

При введении чрезвычайного положения указываются мотивы

принятия такого решения, срок и территориальные границы его

действия.

Верховный Совет Республики Таджикистан или Президиум

Верховного Совета Республики Таджикистан, объявившие чрезвычайное

положение, вправе отменить его до истечения установленного срока

либо продлить срок чрезвычайного положения, если не устранены

обстоятельства, послужившие основанием для его объявления.

Решение о введении, продлении или отмене чрезвычайного

положения вступает в силу с момента его принятия, если иное не

оговаривается особо, и незамедлительно обнародуется.

Статья 4.

В условиях чрезвычайного положения, в зависимости от

конкретных обстоятельств, органы государственной власти и

управления могут применять следующие меры:

1) усиливать охрану общественного порядка и объектов,

обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства;

2) временно выселять граждан из районов, опасных для

проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или

временных других жилых помещений;

3) вводить особый режим въезда и выезда граждан;

4) запрещать отдельным гражданам покидать на установленный

срок определенную местность, свою квартиру (дом), выдворять

нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной

местности, за их счет к месту своего постоянного пребывания или

за пределы местности, где объявлено чрезвычайное положение;

5) временно изымать у граждан огнестрельное и холодное оружие

и боеприпасы, а у предприятий, учреждений и организаций - также и

учебную военную технику, взрывчатые, радиоактивные вещества и

материалы, сильнодействующие и ядовитые вещества;

6) запрещать проведение собраний, митингов, уличных шествий и

демонстраций, по своему содержанию влияющих на дестабилизацию

обстановки, а также публичных голодовок и пикетирований,

зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий;

7) вносить изменения в планы предприятий и организаций,

независимо от формы собственности, по производству и поставкам

продукции, устанавливать особый режим работы предприятий,

учреждений и организаций, а также решать другие вопросы их

хозяйственной деятельности;

8) назначать и освобождать от должности руководителей

предприятий, учреждений и организаций; запрещать увольнения

рабочих и служащих по собственному желанию, кроме случаев

увольнения по уважительным причинам;

9) использовать ресурсы предприятий, учреждений и организаций

для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных

обстоятельств с последующей выплатой компенсации в порядке,

определяемом Советом Министров Республики Таджикистан;

10) запрещать проведение забастовок;

11) привлекать трудоспособных граждан для работы на

предприятиях, в учреждениях и организациях, а также для

ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств, обеспечивая

безопасность труда;

12) ограничивать или запрещать торговлю оружием, боеприпасами,

взрывчатыми, сильнодействующими химическими и ядовитыми

веществами, а также спиртными напитками и спиртосодержащими

веществами;

13) вводить карантин и проводить другие обязательные

санитарно-противоэпидемические мероприятия;

14) ограничивать или запрещать использование множительной

техники, а также радиотелепередающей аппаратуры, аудио- и

видеозаписывающей техники; изымать звукоусиливающие технические

средства; устанавливать контроль за средствами массовой

информации; при необходимости вводить цензуру, ограничения на

выпуск газет;

15) вводить особые правила пользования связью;

16) ограничивать движение транспортных средств и проводить их

досмотр;

17) вводить комендантский час;

18) приостанавливать деятельность политических партий,

общественных организаций, массовых движений, самодеятельных

объединений граждан, препятствующих нормализации обстановки;

19) пресекать создание и деятельность вооруженных

формирований граждан, не предусмотренных законодательством

Республики Таджикистан;

20) проверять документы граждан, а в необходимых случаях, при

имеющихся данных о наличии у граждан оружия, боеприпасов,

взрывчатых, сильнодействующих химических и ядовитых веществ,

проводить личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств;

21) запрещать ввоз и вывоз с целью распространения в других

местностях печатных изданий, магнитофонных и видеозаписей,

призывающих по своему содержанию к дестабилизации обстановки,

разжиганию межнациональной розни, неповиновению органам

государственной власти и управления.

Статья 5.

Верховный Совет Республики Таджикистан или Президиум

Верховного Совета Республики Таджикистан, либо Совет Министров

Республики Таджикистан вправе отменить любое решение нижестоящих

органов и должностных лиц, действующих в местностях, где

объявлено чрезвычайное положение.

Для координации работ по предупреждению или ликвидации

последствий чрезвычайных обстоятельств Совет Министров Республики

Таджикистан, Совет народных депутатов Горно-Бадахшанской

автономной области, областные, Душанбинский городской, районные и

городские Советы народных депутатов или их исполнительные органы

могут образовывать специальные временные органы;

Статья 6.

На период чрезвычайного положения руководители предприятий,

учреждений и организаций вправе в необходимых случаях переводить

рабочих и служащих без их согласия на работу, не обусловленную

трудовым договором.

Принцип выборности руководителей предприятий, учреждений и

организаций в период чрезвычайного положения может быть не

соблюден, если этого требуют интересы нормализации обстановки.

Статья 7.

Во время комендантского часа гражданам запрещается находиться

на улицах или в иных общественных местах без специально выданных

пропусков и документов, удостоверяющих их личность, либо

пребывать вне своего жилища без этих документов.

Лица, допустившие нарушение порядка, предусмотренного частью

первой настоящей статьи, задерживаются милицией или военными

патрулями до окончания комендантского часа, а те из них, которые

не имеют при себе документов, - до установления их личности, но

не более чем на трое суток; задержанные могут быть подвергнуты

личному досмотру, а также могут быть досмотрены находящиеся при

них вещи.

Статья 8.

Нарушение требований, установленных в соответствии с пунктами

3, 4, 6, 10, 12-16, 21 статьи 4, а также требований,

предусмотренных частью первой статьи 7 настоящего закона, влечет

административное взыскание в виде штрафа в размере от половины до

трех минимальных заработных плат либо ареста на срок до

пятнадцати суток, если эти нарушения не влекут за собой уголовной

ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Статья 9.

Распространение провокационных слухов, действия,

провоцирующие нарушение правопорядка или разжигающие национальную

рознь, активное воспрепятствование осуществлению гражданами и

должностными лицами их законных прав и обязанностей, а равно

злостное неповиновение законному распоряжению или требованию

сотрудника органов внутренних дел, военнослужащего или иных лиц,

выполняющих служебные обязанности или общественный долг по охране

общественного порядка, либо другие подобные действия, нарушающие

общественный порядок и спокойствие граждан, либо нарушение правил

административного надзора, совершенные в местностях, где

объявлено чрезвычайное положение, влекут наложение штрафа в

размере от половины до трех минимальных заработных плат или

административный арест на срок до тридцати суток.

Протоколы по делам об указанных правонарушениях составляются

уполномоченными на то работниками органов внутренних дел или

комендантом отдельной местности.

Дела о нарушениях, предусмотренных статьями 8 и 9 настоящего

закона, рассматриваются в течение трех суток единолично народным

судьей, либо начальником органа внутренних дел или его

заместителями, либо комендантом отдельной местности.

Статья 10.

Руководство запрещенной забастовкой в условиях чрезвычайного

положения, а равно воспрепятствование работе предприятия,

учреждения и организации влекут уголовную ответственность и

наказываются штрафом от трех минимальных заработных плат или

исправительными работами на срок до двух лет, или лишением

свободы на срок до трех лет.

Статья 11.

Верховному Совету Республики Таджикистан предоставляется

право в условиях чрезвычайного положения изменять установленную

законом территориальную подсудность гражданских и уголовных дел.

Статья 12.

Гражданам, пострадавшим при чрезвычайных обстоятельствах либо

в связи с производством работ по их предотвращению или

ликвидации, соответствующими государственными органами, а также

предприятиями, учреждениями, организациями предоставляется жилое

помещение, возмещается причиненный материальный ущерб,

оказывается содействие в трудоустройстве и иная необходимая

помощь.

Условия и порядок предоставления жилища, возмещения ущерба и

оказания иной помощи определяются Советом Министров Республики

Таджикистан.

Статья 13.

В случаях, когда в местностях, где объявлено чрезвычайное

положение, органы государственной власти и управления не

обеспечивают надлежащего осуществления своих функций либо они

допускают антиконституционную деятельность, Верховный Совет

Республики Таджикистан, его Президиум или Совет Министров

Республики Таджикистан могут установить временно особую форму

правления республикой или отдельными ее территориями:

- прямое правление Верховного Совета Республики Таджикистан,

Президиума Верховного Совета Республики Таджикистан, иного органа

или должностного лица, назначаемого Верховным Советом Республики

Таджикистан, с приостановлением деятельности местных органов

государственной власти и управления;

- прямое правление Верховного Совета Республики Таджикистан,

иного органа или должностного лица, назначаемого Верховным

Советом Республики Таджикистан, с роспуском либо приостановлением

полномочий соответствующих органов государственной власти и

управления.

Решение о введении особых форм правления на территории

республики принимается Верховным Советом Республики Таджикистан

простым большинством голосов от общего числа народных депутатов

Республики Таджикистан как по собственной инициативе, так и по

заключению соответствующих комитетов Верховного Совета Республики

Таджикистан.

Предложения о введении особых форм правления могут вноситься

также органами и должностными лицами, обладающими в соответствии

с Конституцией Республики Таджикистан правом законодательной

инициативы.

Статья 14.

Особые формы правления могут осуществляться:

- Верховным Советом Республики Таджикистан через образуемые

им органы;

- Советом Министров Республики Таджикистан через создаваемый

им орган или назначаемое им должностное лицо.

Решением об использовании того или иного органа при

осуществлении особых форм правления республикой или отдельными ее

территориями принимается Верховным Советом Республики Таджикистан

или Советом Министров Республики Таджикистан с уведомлением

Верховного Совета Республики Таджикистан.

Статья 15.

При введении особых форм правления указываются мотивы

принятия решения, срок и территориальные границы их действия.

Верховный Совет Республики Таджикистан, Совет Министров

Республики Таджикистан вправе отменить действие особых форм

правления до истечения установленного срока либо продлить срок их

действия, если не устранены обстоятельства, послужившие

основанием для их введения.

Действие особых форм правления отдельными районами, городами

и регионами в случае роспуска местных органов государственной

власти и управления прекращается с момента избрания нового

состава местных Советов народных депутатов этих территорий и

образования их исполнительно-распорядительных органов.

Решение о введении, отмене или продлении особых форм

правления вступает в силу с момента принятия, если иное не

оговорено особо, и незамедлительно обнародуется.

Статья 16.

Органы или должностные лица, осуществляющие особые формы

правления, вправе:

- применять меры, предусмотренные статьей 4 настоящего закона;

- приостанавливать деятельность местных Советов народных

депутатов, их исполнительно-распорядительных органов, временно

выполнять их функции;

- входить с предложениями по вопросам государственного,

хозяйственного и социально-культурного развития подчиненных

территорий в высшие органы государственной власти и управления

Республики Таджикистан.

Решение органа или должностного лица, осуществляющих особые

формы правления отдельными территориями, по вопросам, входящим в

их компетенцию в соответствии с настоящим Законом, являются

обязательными для исполнения всеми государственными органами,

предприятиями, учреждениями и организациями, общественными

организациями и объединениями, расположенными на соответствующих

территориях.

В период действия особых форм правления могут также

применяться меры, предусмотренные статьями 5, 6, 7, 11б 12

настоящего Закона.

Статья 17.

Нарушение требований пунктов 3, 4, 6, 10, 12-16, 21 статьи 4,

части первой статьи 7 и статьи 10 настоящего Закона в период

действия особых форм правления влечет административную либо

уголовную ответственность, предусмотренную соответственно

статьями 8, 9, 10 настоящего Закона.

Протоколы по делам об указанных правонарушениях составляются

и дела рассматриваются в порядке, установленном статьей 9

настоящего Закона.

Статья 18.

Лицам, привлекаемым для поддержания режима чрезвычайного

положения, устанавливаются должностные оклады и оклады по

специальным и воинским званиям в двойном размере. Один месяц их

службы в период действия чрезвычайного положения засчитывается в

выслугу лет (трудовой стаж) за три месяца.

Круг лиц, привлекаемый для поддержания режима чрезвычайного

положения, определяется Президиумом Верховного Совета Республики

Таджикистан.

 

Председатель Верховного Совета

Республики Таджикистан

Э. РАХМОНОВ

25 июня 1993 года.

г. Душанбе.

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

О введение в действие Закона Республики Таджикистан

"О правовом режиме чрезвычайного положения"

 

Верховный Совет Республики Таджикистан постановляет:

1. Ввести в действие Закон Республики Таджикистан "О правовом

режиме чрезвычайного положения" со дня его опубликования.

2. Совету Министров Республики Таджикистан:

до 1 сентября 1993 года внести на рассмотрение Верховного

Совета Республики Таджикистан предложения о приведении

законодательных актов Республики Таджикистан в соответствие с

Законом Республики Таджикистан "О правовом режиме чрезвычайного

положения";

привести решения правительства Республики Таджикистан в

соответствие с настоящим Законом;

в трехмесячный срок разработать и утвердить условия и порядок

возмещения гражданам убытков, причиненных им при чрезвычайных

обстоятельствах (статья 12 Закона).

 

Председатель Верховного Совета

Республики Таджикистан

Э. РАХМОНОВ

25 июня 1993 года.

г. Душанбе.