АННОТАЦИЯ

Закон РТ "О выборах депутатов в местные Маджлисы народных

депутатов", принятый 1 декабря 1994 г. состоит из 8 глав и 50

статей. Закон определяет общие положения, порядок образования и

деятельности избирательных округов, участков и комиссий,

устанавливает процедуру выдвижения и регистрации кандидатов,

гарантии их деятельности, а также порядок голосования и

подведения итогов выборов. В законе регламентирован и порядок

повторного голосования и повторных выборов.

ХУЛОСА

Конуни Чумхурии Точикистон "Дар бораи интихоботи вакилон ба

Мачлиси махаллии вакилони хаяк, ки 1 декабри соли 1994 кабул

шудааст аз 8 боб ва 50 модда иборат аст. Конуни мазкур коидахои

умуми, тартиби ташкилеби ва фаъолияти хавзахою участкахои

интихоботи ва комиссияхои интихоботиро муайян карда, тарзи

пешбари ва бакайлгирии номзадхоро аник месозад. Инчунин, дар ин

конун роххои овоздихи ва чамъбасти интихобот, тартиби овоздихи ва

чамъбасти интихобот, тартиби овоздихии такрори ва интихоботи

такрори дарз шудаанд.

 

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ

В МЕСТНЫЕ МАДЖЛИСЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы выборов

Выборы в Маджлис народных депутатов Горно-Бадахшанской

Автономной области, областные, городские и районные Маджлисы

народных депутатов проводятся по территориальным одномандатным

избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого

избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Статья 2. Всеобщее избирательное право

Выборы депутатов в Маджлис народных депутатов

Горно-Бадахшанской Автономной области, областные, городские и

районные Маджлисы народных депутатов являются всеобщими. Право

избирать и быть избранными имеют граждане Республики Таджикистан,

достигшие ко дню выборов 18 лет, вне зависимости от их

социального и имущественного положения, расовой и национальной

принадлежности, пола, языка, образования, отношения к религии,

рода и характера занятий.

Не имеют права участвовать в выборах лица, признанные судом

недееспособными либо содержащиеся в местах лишения свободы по

приговору суда.

Гражданин Республики Таджикистан не может быть одновременно

депутатом более чем в двух представительных органах власти.

Статья 3. Равное избирательное право

Избиратели участвуют в выборах на равных основаниях и каждый

из них имеет один голос.

Статья 4. Прямое избирательное право

Депутаты местных Маджлисов народных депутатов избираются

гражданами непосредственно.

Статья 5. Тайное голосование

Голосование на выборах депутатов в Маджлисы народных

депутатов является свободным и тайным. Контроль за

волеизъявлением голосующих не допускается.

Статья 6. Гласность при подготовке и проведении выборов

Подготовку и проведение выборов народных депутатов в местные

Маджлисы народных депутатов осуществляются избирательными

комиссиями открыто и гласно.

Избирательные комиссии информируют граждан о своей работе,

об образовании избирательных округов и избирательных участков,

составе, местонахождении и времени работы избирательных комиссий

и списках избирателей.

Избирательные комиссии доводят до сведения граждан итоги

регистрации кандидатов в депутаты, биографические данные о

зарегистрированных кандидатах в депутаты, результаты голосования

по каждому кандидату и итоги выборов.

На заседаниях избирательных комиссий, в помещениях для

голосования в день выборов и при подсчете голосов имеют право

присутствовать по одному представителю (наблюдателю) от

политических партий, от представительных органов власти, органов

самоуправления граждан,трудовых коллективов, выдвинувших

кандидатов в депутаты, доверенные лица, представители печати,

телевидения и радио. Их полномочия должны быть подтверждены

соответствующими документами.

Политические партии, представительные органы власти, органы

самоуправления, трудовые коллективы, выдвинувшие кандидатов в

депутаты, заявляют в окружные избирательные комиссии о своих

представителях не позднее чем за пять дней до выборов.

Вмешательство указанных представителей и наблюдателей в

процесс голосования и деятельность избирательных комиссий

запрещается.

Однако они вправе с разрешения председателя соответствующей

избирательной комиссии ставить вопросы и требовать их пояснения,

обращать внимание членов комиссии и присутствующих на допущенные

нарушения настоящего Закона.

Средства массовой информации Республики Таджикистан освещают

ход подготовки и проведения выборов.

 

II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Статья 7. Образование избирательных округов

Для выборов депутатов образуются территориальные

избирательные округа:

В Маджлис народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной

области, областные и Душанбинский городской Маджлис народных

депутатов - не более 70 избирательных округов;

городские и районные Маджлисы народных депутатов - не более

40 избирательных округов.

От каждого избирательного округа избирается один народный

депутат соответствующего Маджлиса народных депутатов.

В пределах норм, установленных настоящим Законом, число

избирательных округов для выборов в местные маджлисы народных

депутатов устанавливается соответствующим Маджлисом народных

депутатов, исходя из численности населения, избирателей,

территории и других местных условий.

Избирательные округа образуются соответствующей

Горно-Бадахшанской автономной области, областной, городской,

районной избирательной комиссией, как правило с равной

численностью избирателей. Границы избирательных округов

определяются с учетом административно-территориального устройства

области, городов и районов по согласованию с соответствующими

председателями.

Списки избирательных округов с указанием их границ,

численности избирателей публикуются соответствующей комиссией не

позднее пятнадцати дней после назначения выборов.

Статья 8. Порядок и норма образования избирательных участков

Избирательные участки образуются с учетом границ районов,

городов, районов в городах с целью создания максимальных удобств

для избирателей.

Избирательные участки могут быть образованы в санаториях,

домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных

учреждениях, в местах нахождения граждан, расположенных в

отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, которые входят в

избирательные округа соответственно по месту их нахождения.

Избирательные участки образуются городскими, районными

комиссиями по представлению Председателей городов, районов.

Избирательные участки образуются не позднее чем на тридцатый

день после назначения выборов. В отдаленных и труднодоступных

населенных пунктах избирательные участки образуются в тот же

срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до

выборов.

Избирательные участки образуются, как правило, с числом не

менее 20 и не более 3000 избирателей.

Помещение для организации голосования каждому избирательному

участку определяется Председателем города, района.

Городская, районная избирательная комиссия устанавливает

нумерацию избирательных участков и организует оповещение

избирателей о границах каждого избирательного участка с указанием

места нахождения участковой избирательной комиссии и помещения

для голосования.

III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Статья 9. Система избирательных комиссий

Для организации и проведения выборов местных Маджлисов

народных депутатов образуются избирательные комиссии:

областная избирательная комиссия по выборам в Маджлис

народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, в

областной Маджлис народных депутатов;

городская избирательная комиссия по выборам в Маджлис

народных депутатов города Душанбе;

районная избирательная комиссия по выборам в городской

Маджлис народных депутатов;

окружные избирательные комиссии; участковые избирательные

комиссии.

Статья 10. Образование областной, городской, районной

избирательной комиссии

Областные, городские, районные избирательные комиссии по

выборам в местные Маджлисы народных депутатов образуются

соответствующими Маджлисами народных депутатов не позднее чем на

десятый день после назначения выборов в составе председателя и

7-14 членов комиссии.

Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются из

числа ее членов на первом заседании комиссии. Областная,

городская, районная избирательная комиссия публикует в

официальных местных печатных органах сведения о своем составе,

адрес и номера телефонов комиссии.

Статья 11. Полномочия областной, городской, районной

избирательной комиссии

Избирательная комиссия по выборам в Маджлис народных

депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, областная,

городская, районная избирательная комиссия:

1) осуществляет на соответствующей территории контроль за

выполнением настоящего Закона, обеспечивает его единооб-

разное применение и дает разъяснения по вопросам организации

выборов;

2) образует избирательные округа соответственно по выборам в

Маджлис народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области,

областной, городской, районный Маджлис народных депутатов,

присваивает им наименования и номера;

3) образует окружные избирательные комиссии по выборам в

соответствующий Маджлис народных депутатов и публикует сведения о

месте их нахождения;

4) направляет работу соответствующих избирательных комиссий,

определяет порядок внесения изменений в их состав, может

самостоятельно или по представлению прокурора Горно-Бадахшанской

автономной области, области, города, района отменять решения

окружных и участковых избирательных комиссий в случаях, если эти

решения противоречат настоящему Закону;

5) обеспечивает кандидатам в народные депутаты равные

условия для участия в избирательной кампании;

6) распределяет денежные средства по соответствующим

избирательным комиссиям, контролирует обеспечение избирательных

комиссий помещениями, транспортом, средствами связи и

рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения

выборов;

7) обеспечивает по установленной Президиумом Маджлиси Оли

Республики Таджикистан форме изготовление избирательных

бюллетеней по выборам депутатов местных Маджлисов, списков

избирателей, протоколов избирательных комиссий, избирательных

листов, своей печати, других избирательных документов;

8) получает от окружных избирательных комиссий протоколы о

регистрации кандидатов в депутаты, а также протоколы о

результатах выборов депутатов соответствующего Маджлиса,

публикует сообщение о составе зарегистрированных кандидатов в

депутаты соответствующего Маджлиса;

9) заслушивает сообщения представителей политических партий,

местных государственных органов, органов самоуправления, трудовых

коллективов и общественных объединений по вопросам, связанным с

подготовкой и проведением выборов;

10) регистрирует избранных депутатов, подводит итоги выборов

в соответствующий Маджлис народных депутатов, публикует в печати

сообщение о итогах выборов и список избранных депутатов;

11) передает мандатной комиссии соответствующего Маджлиса

народных депутатов документацию, необходимую для проверки

полномочий депутатов;

12) решает вопросы, связанные с проведением повторного

голосования и повторных выборов;

13) назначает выборы депутатов соответствующего Маджлиса

народных депутатов вместо выбывших депутатов и обеспечивает их

проведение;

14) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия

соответствующих избирательных комиссий и принимает по ним

решения;

15) обеспечивает передачу документации, связанной с

проведением и организацией выборов, в архив;

16) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим

Законом.

Статья 12. Образование окружной избирательной комиссии

Окружная избирательная комиссия образуется соответствующей

избирательной комиссией Горно-Бадахшанской автономной области,

областной, городской, районной избирательной комиссией не позднее

чем за два месяца до выборов в составе председателя, заместителя

председателя, секретаря и не менее 6-8 других членов комиссии.

Статья 13. Полномочия окружной избирательной комиссии

Окружная избирательная комиссия:

1) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на

территории избирательного округа;

2) информирует избирателей о местонахождении избирательных

участков;

3) обеспечивает равные условия кандидатам в депутаты для

участия в избирательной кампании;

4) регистрирует выдвинутых кандидатов в депутаты, их

доверенных лиц и выдает им соответствующие удостоверения,

обеспечивает издание плакатов с биографическими данными о

кандидатах в депутаты;

5) содействует организации встреч кандидатов в депутаты с

избирателями как в трудовых коллективах, так и по месту

жительства;

6) заслушивает сообщения представителей политических партий,

органов самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и

организаций, а также органов общественных объединений по

вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

7) наблюдает за составлением списков избирателей участковыми

избирательными комиссиями и представлением их для всеобщего

ознакомления;

8) утверждает текст избирательного бюллетеня по

избирательному округу и обеспечивает избирательными бюллетенями

участковые избирательные комиссии;

9) устанавливает и передает в соответствующую областную,

городскую, районную избирательную комиссию результаты выборов по

избирательному округу;

10) устанавливает и публикует в печати результаты выборов по

избирательному округу, выдает удостоверение выбранному депутату;

11) организует проведение повторного голосования и повторных

выборов, а также выборов депутатов вместо выбывших;

12) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия

участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;

13) осуществляет другие полномочия в соответствии с

настоящим Законом и другими законодательными актами Республики

Таджикистан.

Статья 14. Образование участковой избирательной комиссии

Участковая избирательная комиссия образуется городской,

районной избирательной комиссией не позднее чем за 45 дней до

выборов в составе 5-19 членов, в том числе председателя,

заместителя председателя, секретаря. Если комиссия образуется в

составе до 7 человек, то избирается председатель и секретарь.

В необходимых случаях численный состав участковой

избирательной комиссии может быть увеличен или уменьшен.

Статья 16. Полномочия участковой избирательной комиссии

Участковая избирательная комиссия:

1) составляет списки избирателей по участку;

2) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей,

принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в

списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих

изменений;

3) принимает от избирателей, не имеющих возможность в день

выборов находиться по месту своего жительства и участвовать в

голосовании, запечатанные конверты с избирательными листами;

4) оповещает население о местонахождении участковой

избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне выборов

и месте голосования;

5) обеспечивает подготовку помещения для голосования,

избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;

6) организует голосование на избирательном участке в день

выборов;

7) производит подсчет голосов, поданных на избирательном

участке;

8) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки

выборов, организации голосования и принимает по ним решения;

9) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим

Законом и другими законодательными актами Республики Таджикистан.

Статья 16. Членство в избирательных комиссиях

Член избирательной комиссии должен быть нейтральным и

объективным при исполнении своих полномочий.

Член комиссии может быть освобожден от исполнения своих

обязанностей по личному заявлению, а также в случае лишения

полномочий.

Право лишения члена комиссии полномочий принадлежит органу,

образовавшему комиссию, при нарушении им требований настоящего

Закона или систематическом игнорировании своих обязанностей.

В случае необходимости новый член избирательной комиссии

назначается в порядке, установленном настоящим Законом.

Кандидаты в депутаты Маджлиса народных депутатов

Горно-Бадахшанской автономной области, областных, городских и

районных Маджлисов народных депутатов не могут быть членами

избирательных комиссий.

Одно и то же лицо может быть членом только одной

избирательной комиссии.

Статья 17. Организация работы избирательных комиссий

Председатель, заместитель председателя и секретарь

избирательной комиссии избираются на первом заседании

соответствующей комиссии.

Заседание избирательной комиссии является правомочным, если

в нем принимает участие не менее двух третей состава комиссии на

день заседания. Решение комиссии принимается открытым

голосованием большинством голосов от общего состава

присутствующих членов комиссии. Члены комиссии, не согласные с ее

решением, вправе высказать особое мнение, которое в письменной

форме прилагается к протоколу. В случае разделения голосов голос

председательствующего является решающим.

Решение избирательной комиссии, принятое в пределах ее

полномочий, обязательно для исполнения нижестоящими

избирательными комиссиями, а также соответствующими

государственными органами, политическими партиями и другими

общественными объединениями, трудовыми коллективами,

руководителями предприятий, учреждений и организаций.

Государственные органы и органы общественных объединений,

предприятий, учреждений, организаций, должностные лица обязаны

содействовать избирательным комиссиям в осуществлении ими своих

полномочий, предоставлять для их работы сведения.

Избирательная комиссия имеет право обращаться по вопросам,

связанным с подготовкой и проведением выборов, в государственные

органы, общественные объединения, к предприятиям, учреждениям,

организациям, должностным лицам, которые обязаны рассмотреть

поставленный вопрос и дать избирательной комиссии ответ не

позднее чем в трехдневный срок.

Председатель, заместитель председателя, секретарь либо

другой член избирательной комиссии по ее решению может

освобождаться в период подготовки и проведения выборов от

выполнения производственных или служебных обязанностей с

сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых

на проведение выборов.

Окружные и участковые избирательные комиссии прекращают свою

деятельность после признания соответствующим Маджлисом народных

депутатов полномочий депутатов по соответствующим избирательным

округам.

Избирательная комиссия Горно-Бадахшанской автономной

области, областные, городские и районные избирательные комиссии

прекращают свою деятельность после избрания депутатов во всех

избирательных округах по выборам в соответствующий Маджлис

народных депутатов.

Статья 18. Рассмотрение жалоб на решения избирательных

комиссий

Решения избирательных комиссий могут быть обжалованы

органами политических партий, представительными органами власти,

трудовыми коллективами, выдвинувшими кандидатов в народные

депутаты, доверенными лицами, наблюдателями и избирателями в

вышестоящую избирательную комиссию или суд в течение десяти дней

после принятия решения.Жалоба должна быть рассмотрена в течение

трех дней после ее поступления, а если до дня выборов осталось

меньше шести дней - незамедлительно.

IV. СПИСОК ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Статья 19. Список избирателей и порядок его составления

Список избирателей составляется по каждому избирательному

участку и подписывается председателем и секретарем участковой

избирательной комиссии. Для участия в работе по составлению

списка участковая избирательная комиссия может привлекать

представителей общественности.

Председатели городов и районов обеспечивают учет избирателей

и передают участковым избирательным комиссиям сведения об

избирателях, проживающих на соответствующей территории,

необходимые для составления списков избирателей.

Списки избирателей-военнослужащих, находящихся в воинских

частях и других избирателей, если они проживают в районах

расположения воинских частей, составляются на основе данных,

представляемых командирами воинских частей. Военнослужащие,

проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей

по месту жительства на общих основаниях.

Списки избирателей по избирательным участкам, образованных

при санаториях и домах отдыха, больницах и стационарных лечебных

учреждениях, составляются на основе данных, представляемых

руководителями указанных учреждений.Фамилии избирателей

указываются в списке избирателей в порядке, удобном для

организации голосования.

В список вносятся фамилия, имя, отчество, дата рождения,

адрес каждого избирателя.

Статья 20. Порядок включения граждан в список избирателей

В список избирателей включаются все граждане Республики

Таджикистан, достигшие ко дню выборов 18 лет, постоянно или

временно проживающие к моменту составления списка на территории

данного избирательного участка и имеющие право участвовать в

голосовании.

Избиратель может быть включен в список избирателей только на

одном избирательном участке.

Избиратель, проживающий на территории данного избирательного

участка и по каким-либо причинам пропущенные в списке, включается

в него по решению участковой избирательной комиссии.

Статья 21. Ознакомление граждан со списками избирателей и

право на обжалование неточностей в списке

избирателей

Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления

за пятнадцать дней до выборов, а на избирательных участках,

образованных в санаториях и домах отдыха, больницах и других

стационарных лечебных учреждениях, в отдаленных и труднодоступных

населенных пунктах, - за два дня до выборов.

Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком

избирателей и проверить правильность его составления в помещении

участковой избирательной комиссии.

Каждому гражданину предоставляется право обжаловать

невключение, неправильное включение в список или исключение из

списка, а также допущенные в нем неточности в указании данных об

избирателе. Заявление о неточностях и ошибках в списке

рассматривается участковой избирательной комиссией, которая

обязана не позднее чем в двухдневный срок, а накануне и в день

выборов - немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые

исправления в список либо выдать заявителю копию мотивированного

решения об отклонении его заявления. Решение избирательной

комиссии может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

Решение районного (городского) суда окончательно. Исправление в

списке избирателей в соответствии с решением суда производится

участковой избирательной комиссией.

Статья 22. Обеспечение избирательного права граждан при

перемене места пребывания

В период после представления для всеобщего ознакомления

списков избирателей и до дня выборов избиратель, не имеющий

возможности в день выборов находиться по месту своего жительства

(выезд в командировку, направление в лечебное учреждение и другие

аналогичные причины), имеет право по предъявлению паспорта или

иного документа, удостоверяющего его личность, затребовать у

участковой избирательной комиссии избирательный лист, принять

решение и оставить заполненный избирательный лист в закрытом

конверте участковой. Об этом в списке избирателей участковая

комиссия делает соответствующую отметку с указанием даты.

Запечатанный конверт в присутствии избирателя скрепляется

печатью. Участковая избирательная комиссия несет ответственность

за сохранность конверта.

 

V. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ

Статья 23. Назначение выборов депутатов

Выборы депутатов в Маджлис народных депутатов

Горно-Бадахшанской автономной области, в областные, городские,

районные Маджлисы народных депутатов проводятся, как правило,

одновременно и назначаются Маджлисом Оли не позднее чем за

восемьдесят дней до истечения срока полномочий народных депутатов

в Маджлисы народных депутатов предыдущего созыва.

О дне выборов не позднее трех дней после их назначения

сообщается в печати и других средствах массовой информации.

Статья 24. Право на выдвижение кандидатов в народные

депутаты.

Право на выдвижение кандидатов в областные Маджлисы народных

депутатов имеют: политические партии; городские и районные

Маджлисы народных депутатов; трудовые коллективы.

Выборы в Маджлисы народных депутатов Горно-Бадахшанской

автономной области и города Душанбе проводятся в порядке,

предусмотренном для областных Маджлисов народных депутатов.

Право на выдвижение кандидатов в депутаты городских,

районных Маджлисов народных депутатов имеют политические партии,

органы самоуправления граждан, трудовые коллективы.

Политическая партия может выдвигать кандидата в народные

депутаты в Маджлисы народных депутатов при условии, что она

зарегистрирована Министерством юстиции Республики Таджикистан в

установленном законом порядке.

Статья 25. Порядок выдвижения кандидата в депутаты

Выдвижение кандидатов в начинается за пятьдесят дней и

заканчивается за 35 дней до выборов.

Выдвижение кандидата в депутаты областных Маджлисов народных

депутатов осуществляется городскими, районными органами

политических партий (конференции, пленумы), на сессиях городских,

районных Маджлисов народных депутатов, на собраниях, либо

конференциях трудовых коллективов.

Выдвижение кандидатов в депутаты городских, районных

Маджлисов народных депутатов осуществляется соответствующими

городскими, районными органами политических партий (на

конференциях, пленумах), на Джамоатах (собраниях представителей)

граждан, заседаниях органов территориального общественного

самоуправления, на собраниях либо конференциях трудовых

коллективов.

От городского, районного органа политической партии

выдвигается по одному кандидату в депутаты в областной, городской

и районный Маджлис народных депутатов в любом из округов,

находящихся на соответствующей территории города, района.

Маджлисы народных депутатов городов, районов, органы

самоуправления граждан правомочны выдвинуть по одному кандидату в

депутаты в каждом избирательном округе, расположенном на

соответствующей территории.

Если на территории избирательного округа по выборам в

соответствующий городской, районный Маджлис народных депутатов

расположены два и более органа самоуправления, то выдвижение

кандидата в депутаты проводится на собрании их представителей.

Норму представительства на собрании, порядок и дату проведения

устанавливает соответствующая городская, районная избирательная

комиссия.

Порядок подбора кандидатов в депутаты определяется самими

политическими партиями, представительными органами власти,

органами самоуправления и трудовыми коллективами.

Выдвижение кандидата в депутаты от трудовых коллективов

производится на собраниях (конференциях) трудовых коллективов,

расположенных на территории соответствующего избирательного

округа и насчитывающих не менее 300 человек, - при выдвижении

кандидата в депутаты областных Маджлисов народных депутатов, не

менее 100 человек - при выдвижении кандидатов в депутаты

городского, районного Маджлиса народных депутатов. По

согласованию с соответствующей окружной избирательной комиссией

трудовые коллективы, насчитывающие менее 300 человек, при

выдвижении кандидатов в депутаты областных Маджлисов народных

депутатов, либо менее 100 человек при выдвижении кандидата в

депутаты городского, районного Маджлиса народных депутатов, и

расположенных на территории одного избирательного округа, могут

выдвинуть кандидата в народные депутаты на совместном собрании

представителей этих трудовых коллективов, общая численность

которых должна составлять не менее 300 работающих, либо не менее

100 работающих. Норма представительства устанавливается окружной

избирательной комиссией.

Собрание по выдвижению кандидата в депутаты считается

правомочным, если в нем участвуют более половины общего числа

членов трудового коллектива, а конференция, собрание

представителей трудовых коллективов - не менее двух третей

делегатов или представителей.

На пленумах (конференциях) создаются условия для обсуждения

неограниченного числа кандидатур. Любой гражданин Республики

Таджикистан вправе сам выдвинуть свою кандидатуру для обсуждения

в качестве кандидата в депутаты на данном собрании. Каждый

участник собрания имеет право вносить предложения по другим

кандидатам в депутаты, участвовать в их обсуждении, поддерживать

выдвинутые кандидатуры либо вносить предложения об их отводе.

Трудовой коллектив, собрание представителей трудовых коллективов

выдвигает одного кандидата в депутаты. Решение о выдвижении

кандидата в депутаты принимается открытым или тайным

голосованием. Порядок голосования и другие процедурные вопросы

устанавливается собранием (конференцией).

Кандидат в депутаты считается выдвинутым, если за него

проголосовало более половины участников собрания (конференции).

О выдвижении кандидата в депутаты от политических партий,

представительных органов власти, органов самоуправления и

трудовых коллективов составляются протоколы.

О принятом решении по выдвижению сообщается кандидату в

народные депутаты не позднее чем в двухдневный срок.

Статья 26. Требования, предъявляемые к кандидатам депутаты

Кандидатам в депутаты, как правило, выдвигаются граждане,

работающие или проживающие на территории соответствующей области,

района или города.

Члены Правительства, судьи, Генеральный прокурор и

прокуроры, руководители министерств, ведомств и их заместители,

руководители подразделений соответствующих исполнительных органов

власти одновременно не могут быть народными депутатами в местных

Маджлисах народных депутатов и регистрируются кандидатами в

депутаты соответствующих местных Маджлисов народных депутатов при

условии подачи ими заявления об освобождении от занимаемой

должности в случае избрания депутатами.

Не подлежат регистрации профессиональные служители

религиозных организаций и объединений.

Статья 27. Регистрация кандидатов в депутаты

Кандидаты в депутаты регистрируются окружной избирательной

комиссией по представлению органа политической партии,

городского, районного Маджлиса народных депутатов, органа

самоуправления граждан, трудового коллектива, выдвинувших

кандидатов в депутаты.

Регистрация кандидатов в народные депутаты начинается за

тридцать пять дней и заканчивается за двадцать дней до дня

выборов.

Решение о регистрации кандидатов в депутаты принимается при

наличии следующих документов: решения городского, районного

органа политической партии, районного, городского Маджлиса

народных депутатов, Джамоата (собрания представителей) граждан

или собрания представителей органов территориального

общественного самоуправления граждан, собрания (конференции)

трудовых коллективов о выдвижении кандидатов в народные депутаты;

протокола заседания городского, районного органа

политической партии (пленума, конференции), сессии городского,

районного Маджлиса народных депутатов, Джамоата (собрания

представителей) граждан, собрания представителей органов

территориального общественного самоуправления граждан о

выдвижении кандидатов в депутаты, с указанием даты рождения,

профессии, должности (рода занятий), места работы и жительства,

партийности, а также наименования и номера избирательного округа;

заявление об освобождении от занимаемой должности для лиц,

указанных в части второй статьи 26 настоящего Закона, в случае

избрания их депутатами.

О регистрации кандидатов в депутаты окружная избирательная

комиссия протокол, который вместе с заявлением кандидата в

депутаты о согласии баллотироваться по данному избирательному

округу представляется в соответствующую областную, городскую,

районную избирательную комиссию.

Все кандидаты в депутаты, выдвинутые с соблюдением

требований настоящего Закона, в обязательном порядке должны быть

зарегистрированы. Отказ в регистрации кандидата в депутаты может

быть обжалован политическими партиями, представительными органами

власти, органами самоуправления граждан, трудовыми коллективами,

выдвинувшими кандидата в депутаты, в трехдневный срок

соответственно в вышестоящую избирательную комиссию.

Кандидат в депутаты не может состоять в соответствующей

областной, городской, районной избирательной комиссии, а также в

окружной или участковой избирательных комиссиях, организующих

голосование по данному избирательному округу. Лицо, выдвинутое

кандидатом в депутаты и состоящее в одной из указанных комиссий,

освобождается от обязанностей в комиссии с момента регистрации

его кандидатом в депутаты.

Окружная избирательная комиссия не позднее чем на четвертый

день после регистрации кандидатов в депутаты публикует в печати

сообщение о регистрации с указанием фамилии, имени, отчества,

года рождения, партийности, занимаемой должности (рода занятий),

места работы и жительства каждого кандидата в депутаты.

Кандидаты в депутаты, зарегистрированные в одном

избирательном округе местного Маджлиса, не могут представляться к

регистрации в другом избирательном округе, в том числе и в случае

снятия своей кандидатуры в избирательном округе, где он был

зарегистрирован первоначально.

Каждому зарегистрированному кандидату в депутаты окружная

избирательная комиссия в течение трех дней после регистрации

выдает удостоверение.

Статья 28. Отмена решения о выдвижении кандидата в народные

депутаты Республики Таджикистан. Снятие

кандидатом своей кандидатуры

Орган политической партии, представительные органы власти,

трудовой коллектив, выдвинувшие кандидата в депутаты, имеют право

в любое время до выборов отменить свое решение о выдвижении

кандидата в депутаты.

Решение по этому вопросу принимается в порядке,

предусмотренном для выдвижения кандидатов в народные депутаты, и

представляется в соответствующую окружную избирательную комиссию.

Кандидат в депутаты в любое время до выборов может снять

свою кандидатуру, обратившись с заявлением об этом в

соответствующую окружную избирательную комиссию.

Об отмене решения о выдвижении кандидата в депутаты или о

снятии кандидатом своей кандидатуры избирательная комиссия,

зарегистрировавшая кандидата в депутаты, доводит до сведения

населения избирательного округа, органа политической партии,

представительных органов власти и трудовых коллективов,

выдвинувших кандидата в депутаты.

Статья 29. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты вместо

выбывших

В случае выбытия кандидатов в депутаты после окончания срока

регистрации кандидатов в депутаты, если в избирательном округе не

остается других кандидатов, окружная избирательная комиссия с

разрешения соответствующей областной, городской, районной

избирательной комиссии обращается к органам политических партий,

представительным органам власти, органам самоуправления граждан,

трудовым коллективам и избирателям с предложением выдвинуть новых

кандидатов в депутаты.

При выбытии кандидатов в депутаты менее чем за пятнадцать

дней до выборов, выборы депутата от соответствующего

избирательного округа проводятся в двухмесячный срок после

проведения основных выборов.

Выдвижение кандидатов в депутаты вместо выбывших

производится в порядке, установленным настоящим Законом.

Статья 30. Избирательный бюллетень

В избирательный бюллетень в алфавитном порядке вносятся

фамилия, имя, отчество кандидата в депутаты с указанием года

рождения, партийности, занимаемой должности (рода занятий), места

работы и жительства, а также органа, выдвинувшего его кандидатом

в депутаты. Избирательные бюллетени печатаются на государственном

языке, а также по решению соответствующей областной, городской,

районной избирательной комиссии на языках, которыми пользуется

большинство населения избирательного округа.

Участковые избирательные комиссии получают бюллетени от

окружной комиссии не позднее трех дней до выборов. Выдачу и

получение бюллетеней председатель либо заместитель председателя

или секретарь соответствующей окружной и участковой комиссий

подтверждают своей подписью.

Помещения, в которых находятся избирательные бюллетени,

опечатываются и сдаются под охрану органам внутренних дел.

VI. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ

Статья 31. Право кандидата в депутаты участвовать в

предвыборной кампании.

Кандидаты в депутаты местных Маджлисов с момента их

выдвижения участвуют в предвыборной кампании на равных условиях.

Кандидаты в депутаты имеют право выступать на предвыборных и

иных собраниях, заседаниях, совещаниях, в печати, по телевидению

и радио.

Государственные и общественные органы, руководители

предприятий, учреждений, организаций, органы общественной

самодеятельности населения обязаны оказывать кандидату в депутаты

содействие в организации встреч с избирателями, в получении

необходимых справочных материалов.

Статья 32. Предвыборная программа кандидата в депутаты

Кандидат в депутаты может выступать с программой своей

будущей деятельности. Программа кандидата в депутаты не должна

противоречить Конституции и законам Республики Таджикистан.

Кандидат в депутаты в случае его избрания ответственен перед

избирателями за выполнение своей предвыборной программы.

Статья 33. Доверенные лица кандидата в депутаты

Кандидат в депутаты областного Маджлиса может иметь до трех,

городского и районного Маджлиса - до двух доверенных лиц, которые

помогают ему в проведении избирательной кампании, ведут агитацию

за избрание его депутатом, представляют его интересы во

взаимоотношениях с государственными и общественными органами,

избирателями, а также в избирательных комиссиях.

Кандидат в депутаты определяет доверенных лиц по своему

усмотрению и сообщает о них для регистрации в окружную

избирательную комиссию. Избирательная комиссия после регистрации

доверенных лиц выдает им удостоверения. Кандидат в депутаты

вправе в любое время до выборов заменять доверенных лиц.

Доверенное лицо не может состоять ни в одной из

избирательных комиссий округа.

Доверенные лица на время проведения предвыборных собраний по

просьбе кандидата в депутаты могут освобождаться от выполнения

производственных или служебных обязанностей с сохранением

заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение

выборов.

Статья 34. Предвыборная агитация

Политическим партиям, представительным органам власти,

органам самоуправления граждан, трудовым коллективам, выдвинувшим

кандидатов в депутаты, предоставляется право беспрепятственной

агитации за своих кандидатов, а также оборудованные помещения для

собраний и митингов, средства массовой информации для ведения

предвыборной агитации.

Гражданам Республики Таджикистан, политическим партиям,

представительным органам власти, органам самоуправления, трудовым

коллективам гарантируется возможность свободного и всестороннего

обсуждения политических, деловых и личных качеств кандидатов, а

также право агитации "за" или "против" кандидатов на собраниях, в

печати, по телевидению и радио.

Кандидатам в депутаты предоставляется равное право

использовать средства массовой информации, проводить встречи со

своими избирателями как на собраниях, так и в другой, удобной для

избирателей форме. Собрания избирателей организуются участковой

избирательной комиссией совместно с председателями города,

района.

О времени и месте проведения собраний и встреч сообщается

избирателем не позднее чем за три дня до их проведения.

Предвыборная агитация должна вестись в рамках деловой

конструктивной дискуссии, исключая факты неуважительного

отношения к тому или иному кандидату в депутаты.

Агитация в день выборов запрещается.

Статья 35. Освобождение кандидата в депутаты местных

Маджлисов народных депутатов от производственных

или служебных обязанностей для участия в

предвыборных мероприятиях.

Кандидат в депутаты после регистрации на время проведения

встреч с избирателями, выступлений на предвыборных собраниях,

митингах, по телевидению и радио освобождается от выполнения

производственных или служебных обязанностей с сохранением средней

заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение

выборов.

Статья 36. Право кандидата в депутаты на бесплатный проезд

Кандидат в депутаты местных Маджлисов народных депутатов

после регистрации имеет право на бесплатный проезд на всех видах

пассажирского транспорта (за исключением такси) в пределах

соответствующего избирательного округа. Кандидат в депутаты,

проживающий за пределами избирательного округа, пользуется таким

же правом для проезда в избирательный округ и возвращения к

местожительству.

Статья 37. Неприкосновенность кандидата в депутаты.

Кандидат в депутаты местных Маджлисов народных депутатов не

может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или

подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в

судебном порядке, без согласия соответствующей областной,

городской, районной избирательной комиссии, за исключением его

задержания на месте совершения преступления.

 

VII. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ И ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ВЫБОРОВ

Статья 38. Время и место голосования

При выборах депутатов местных Маджлисов народных депутатов

голосование проводится в день выборов с 6 до 20 часов по местному

времени. О времени и месте голосования участковая избирательная

комиссия оповещает избирателей не позднее чем за десять дней до

выборов.

На избирательных участках, образованных в санаториях, домах

отдыха, больницах и других стационарных лечебных учреждениях, в

отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, участковая

избирательная комиссия может объявить голосование законченным в

любое время, если проголосовали все избиратели, включенные в

списки.

Статья 39. Организация голосования

Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в

которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины

или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи

избирательных бюллетеней и установлены избирательные ящики.

Избирательные ящики устанавливаются таким образом, чтобы

голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины

или комнаты для тайного голосования.

Ответственность за организацию голосования, обеспечения

тайны волеизъявления избирателей, оборудование помещений и

поддержание в них необходимого порядка несет участковая

избирательная комиссия.

В день выборов перед началом голосования избирательные ящики

проверяются, пломбируются или опечатываются председателем

участковой избирательной комиссии в присутствии всех членов

комиссий.

Каждый избиратель голосует лично: голосование за других лиц

не допускается. Избирательные бюллетени выдаются соответствующей

избирательной комиссией на основании списка избирателей

избирательного участка по предъявлению паспорта или иного

документа, удостоверяющего личность избирателя. Каждый избиратель

расписывается в получении избирательного бюллетеня против своей

фамилии в списке избирателей.

Статья 40. Порядок голосования

Избирательный бюллетень заполняется голосующим в кабине или

комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеня

запрещается присутствие других лиц, кроме голосующего.

Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить

бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату другое лицо по

своему усмотрению, кроме лиц, входящих в состав избирательной

комиссии.

При выборах голосующий вычеркивает в бюллетене фамилии

кандидатов, против которых он голосует.

Заполненный бюллетень голосующий опускает в избирательный

ящик.

В случаях, когда отдельные избиратели по состоянию здоровья

или по другим причинам не могут прибыть в помещение для

голосования, участковая избирательная комиссия по их просьбе

поручает отдельным членам комиссии организовать голосование в

месте пребывания этих избирателей, о чем делается отметка в

списке избирателей.

Избиратели, по каким-либо причинам не включенные в список

избирателей, на основании документа, удостоверяющего личность и

место жительства, включается в приложение к списку избирателей.

Статья 41. Подсчет голосов на избирательном участке

По окончании голосования перед вскрытие избирательных ящиков

в присутствии членов участковой комиссии в ящики опускаются

закрытые конверты с избирательными листами.

Все неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются

и погашаются участковой избирательной комиссией.

Избирательные ящики вскрываются участковой избирательной

комиссией в присутствии всех ее членов после объявления

председателем комиссии об окончании голосования. Вскрытие

избирательных ящиков до окончания голосования запрещается.

Подсчет голосов на избирательном участке производится

отдельно по каждому избирательному округу по выборам в

соответствующий Маджлис народных депутатов и по каждому кандидату

в депутаты.

Участковая избирательная комиссия по списку избирателей

устанавливает общее число избирателей на участке, а также число

избирателей, получивших бюллетени. На основании бюллетеней и

избирательных листов, находившихся в избирательных ящиках,

комиссия устанавливает: общее число избирателей, принявших

участие в голосовании; число голосов "за" и число голосов,

поданных "против" каждого кандидата в депутаты; число бюллетеней

и листов, признанных недействительными. По фамилиям граждан,

дополнительно вписанным избирателями в бюллетени и избирательные

листы, голоса не подсчитываются.

Признаются недействительными избирательные бюллетени и листы

неустановленного образца, а также бюллетени и листы, в которых

при голосовании оставлены фамилии более одного кандидата.

Бюллетени, в которых вычеркнуты все фамилии кандидатов считаются

действительными. По ним голоса подсчитываются как поданные

"против" каждого кандидата. При возникновении сомнений в

действительности избирательного бюллетеня, листа, вопрос

разрешается участковой избирательной комиссией путем голосования.

Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании

участковой избирательной комиссии и заносятся в протокол, который

подписывается председателем, заместителем председателя,

секретарем, другими членами комиссии и пересылаются в

соответствующую окружную избирательную комиссию.

Статья 42. Определение результатов выборов по избирательному

округу

На основании протоколов участковых избирательных комиссий

окружная избирательная комиссия определяет: общее число

избирателей по округу; число избирателей, получивших

избирательные бюллетени и листы; число избирателей, принявших

участие в голосовании; число голосов, поданных "за" и число

голосов, поданных "против" каждого кандидата в депутаты; число

бюллетеней и листов, признанных недействительными.

Избранным считается кандидат в депутаты местного Маджлиса

народных депутатов, получивший на выборах больше половины голосов

избирателей, принявших участие в голосовании.

Окружная избирательная комиссия может признать выборы

недействительными из-за допущенных в ходе выборов или при

подсчете голосов нарушений настоящего Закона.

Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло

участие менее половины избирателей, внесенных в списки

избирателей, а также в связи с выбытием кандидатов в депутаты.

Результаты выборов по избирательному округу устанавливаются

на заседании окружной избирательной комиссии и заносятся в

протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем

председателя, секретарем и членами комиссии и пересылается в

соответствующую областную, районную, городскую избирательную

комиссию.

Статья 43. Регистрация депутатов

Областная, районная, городская избирательная комиссия на

основании поступивших к ней протоколов окружных избирательных

комиссий регистрирует соответственно избранных депутатов.

Избирательная комиссия может признать выборы

недействительными, если в ходе выборов или при подсчете голосов

либо определении результатов выборов имели место нарушения

настоящего Закона, и отказать в регистрации народного депутата.

Статья 44. Опубликование итогов выборов депутатов

Сообщение об итогах выборов Маджлис народных депутатов

Горно-Бадахшанской автономной области, областной, районной,

городской Маджлис народных депутатов соответствующая

избирательная комиссия публикует в печати не позднее чем в

десятидневный срок в алфавитном порядке с указанием фамилии,

имени, отчества, года рождения, партийности, занимаемой должности

(занятия), места работы и жительства депутата, избирательного

округа, от которого он избран.

Статья 45. Удостоверение и нагрудной знак депутата

Окружная избирательная комиссия после опубликования в печати

списка депутатов, зарегистрированных соответствующей

избирательной комиссией, выдает каждому избранному депутату

удостоверение о его избрании.

После утверждения Маджлисом народных депутатов полномочий

избранных депутатов выданные им удостоверения об избрании

депутатом заменяются удостоверением депутата. Депутату выдается

также соответствующий нагрудной знак.

IX. ПОВТОРНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ, ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ И ВЫБОРЫ

ДЕПУТАТОВ ВМЕСТО ВЫБЫВШИХ ДЕПУТАТОВ.

ВЫБОРЫ ВО ВНОВЬ ОБРАЗОВАННЫХ

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦАХ

Статья 47. Повторное голосование

Если по избирательному округу баллотировалось более двух

кандидатов в депутаты и ни один из них не был избран, окружная

избирательная комиссия принимает решение о проведении в округе

повторного голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим

наибольшее число голосов. Об этом решении окружная избирательная

комиссия сообщает в соответствующую избирательную комиссию и

информирует избирателей округа. Повторное голосование в

избирательном округе проводится не позднее чем в двухнедельный

срок с соблюдением требований настоящего Закона на тех же

избирательных участках и по тем же спискам избирателей.

Избранным считается кандидат в народные депутаты Н,

получивший при повторном голосовании наибольшее число голосов

избирателей по отношению к другому кандидату, при условии, что в

голосовании приняло участие не менее половины избирателей,

внесенных в списки.

Если при повторном голосовании один из кандидатов по

какой-либо причине выбывает, голосование проводится по одному

кандидату. При этом, чтобы быть избранным, кандидату в депутаты

необходимо получить более половины голосов избирателей, принявших

участие в голосовании.

При повторном голосовании участковая избирательная комиссия

может объявить голосование законченным в любое время, если

проголосовали все избиратели, включенные в список.

Статья 48. Повторные выборы

Если по избирательному округу баллотировалось не более двух

кандидатов в народные депутаты Республики Таджикистан и ни один

из них не был избран, либо выборы по избирательному округу были

признаны несостоявшимися или недействительными, либо повторное

голосование не позволило определить избранного депутата,

соответствующая избирательная комиссия поручает окружной

избирательной комиссии провести в избирательном округе повторные

выборы. При этом она может принять решение о необходимости

проведения повторных выборов окружной и участковыми

избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится

на тех же избирательных участках и по спискам избирателей,

составленным для проведения основных выборов.

Повторные выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный

срок после основных выборов. Образование избирательных комиссий,

регистрация кандидатов в депутаты и другие мероприятия проводятся

в порядке, установленном настоящим Законом.

В случае проведения повторных выборов кандидатом в депутаты

не может вновь баллотироваться гражданин Республики Таджикистан,

не набравший необходимого числа голосов в ходе основных выборов в

этот же Маджлис народных депутатов.

Статья 48. Проведение выборов депутатов вместо выбывших

В случае признания соответствующим Маджлисом народных

депутатов полномочий отдельных депутатов недействительными,

досрочного прекращения депутатских полномочий, по другим причинам

в соответствующих избирательных округах в трехмесячный срок с

момента выбытия депутата проводятся новые выборы. Выборы

назначаются соответствующим Маджлисом народных депутатов не

позднее чем за два месяца до их проведения и организуются с

соблюдением требований настоящего Закона. При этом окружная

избирательная комиссия образуется за 50 дней, участковые - за

месяц до выборов, регистрация кандидатов в депутаты заканчивается

за месяц до выборов.

В случае выбытия депутата менее чем за год до истечения

срока полномочий соответствующего Маджлиса народных депутатов

выборы нового народного депутата Республики Таджикистан вместо

выбывшего не проводятся.

Статья 49. Финансирование выборов

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов в

местные маджлисы народных депутатов, производятся за счет

государственных средств Республики Таджикистан. Финансирование и

иная материальная поддержка кандидатов в депутаты за счет других

средств запрещается.

Политические партии, общественные объединения, предприятия,

учреждения, организации и граждане Республики Таджикистан могут

добровольно передавать свои средства для проведения выборов. Эти

средства принимаются областными, районными, городскими

избирательными комиссиями для их использования в ходе

избирательной кампании.

Статья 50. Ответственность за нарушение Закона о выборах в

областные, районные и городские Маджлисы народных

депутатов

Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным

путем осуществлению избирателями права избирать и быть

избранными, вести предвыборную агитацию, а также члены

избирательных комиссий, другие должностные лица, представители

политических партий, органов самоуправления граждан, трудовые

коллективы, совершившие подлог избирательных документов, заведомо

неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или

допустившие иные нарушения настоящего Закона, несут установленную

законом ответственность. К ответственности привлекаются также

лица, опубликовавшие или иным способом распространившие заведомо

ложные сведения о кандидате в депутаты.

ПРЕЗИДЕНТ

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Э.РАХМОНОВ

город Душанбе, 1 декабря 1994 года

N 1090