Аннотация

Закон РТ "О государственной власти на местах" принят 1

декабря 1994 года и состоит из 7 глав и 41 статьи. Определяя

общие положения этой власти, Закон устанавливает ее экономи-

ческие и финансовые основы и структуру. В Законе определены

полномочия Маджлиса и Председателя, а также гарантии законнос-

ти в их деятельности.

Хулоса

Конуни Чумхурии Точикистон "Дар бораи хокимияти давлати

дар мохалхо", ки 1 декабри соли 1994 кабул шудааст аз 7 боб ва

41 модда иборат аст. Конун коидахои умуми ин хокимиятро муайян

карда асосхои сектисодиву молиявии онро зикр мекунад. Дар Ко-

нун ваколатхои Мачлис ва Раис, инчунин кафолатхои конуният дар

фаъолияти онхо мукадар шудаанд.

 

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА МЕСТАХ

ГЛАВА I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Местные представительные и исполнитель-

ные органы власти

Местная власть состоит из представительных и исполнитель-

ных органов, которые действуют в пределах своих полномочий.

Представительным органом власти на территории Горно-Ба-

дахшанской автономной области, в областях, городах, районах

является Маджлис народных депутатов.

Маджлис народных депутатов выражает и реализует волю на-

селения соответствующей административно-территориальной едини-

цы с учетом общегосударственных интересов.

Исполнительную власть на территории Горно-Бадахшанской

автономной области, города, района осуществляет представитель

Президента - Председатель Горно-Бадахшанской автономной облас-

ти, области, города, района, который действует на принципах

единоналичия и осуществляет на соответствующей территории

функции государственного управления.

Представительную и исполнительную власть соответствующих

административно-территориальных единиц возглавляет Председатель.

Местная власть обеспечивает социальное и экономическое

развитие соответствующей территории, исполнение Конституции,

законов Республики Таджикистан, постановлений Маджлиси Оли,

актов Президента, Правительства Республики Таджикистан, Реше-

ний вышестоящих Маджлиса и Председателя.

Статья 2. Выборы в Маджлисы народных депутатов.

Назначение и освобождение главы пред-

ставительной и исполнительной власти

на местах.

Маджлис народных депутатов избирается гражданами Респуб-

лики Таджикистан, проживающими в соответствующих администра-

тивно-территориальных единицах.

Порядок проведения выборов в местные Маджлисы народных

депутатов устанавливается законодательством Республики Таджи-

кистан.Председателей Горно-Бадахшанской автономной области,

областей, городов и районов назначает и освобождает от долж-

ности Президент Республики Таджикистан и представляет их на

утверждение соответствующих Маджлисов народных депутатов.

Председатель Горно-Бадахшанской автономной области, об-

ласти, города, района назначается и утверждается из числа де-

путатов соответствующего Маджлиса народных депутатов.

Срок полномочий Маджлиса народных депутатов и председате-

лей - 5 лет.

Статья 3. Взаимоотношения представительных орга-

нов власти различных уровней между со-

бой.

Маджлисы народных депутатов в пределах своей компетенции

осуществляют деятельность самостоятельно.

Решения вышестоящего Маджлиса народных депутатов, не про-

тиворечащие законам Республики Таджикистан, обязательны для

исполнения нижестоящими Маджлисами народных депутатов.

Вышестоящие Маджлисы народных депутатов вправе делегиро-

вать нижестоящим Маджлисам народных депутатов часть своих пол-

номочий или по взаимному согласию принять на себя осуществле-

ние части полномочий нижестоящих Маджлисов народных депутатов.

Местные Маджлисы народных депутатов, Председатель Горно-Бадах-

шанской автономной области, города, района вправе вступать в

договорные отношения с органами государственной власти и уп-

равления других областей, городов, районов Республики Таджи-

кистан в пределах предоставленной компетенции в целях объеди-

нения материально-финансовых ресурсов для проведения мероприя-

тий, представляющих общий интерес, создания совместных предп-

риятий, хозяйственных организаций, координации работы в раз-

личных отраслях и сферах управления.

Статья 4. Взаимоотношения представительных и ис-

полнительных органов власти с органами

самоуправления.

Маджлис народных депутатов и Председатель Горно-Бадах-

шанской автономной области, области, города, района обеспечи-

вают права органов самоуправления на соответствующей террито-

рии.

Статья 5. Взаимоотношения Маджлиса народных де-

путатов и Председателя с предприятиями,

учреждениями и организациями.

Взаимоотношения Маджлиса народных депутатов и Председате-

ля с предприятиями, учреждениями и организациями строятся ис-

ходя из обязательности исполнения решений Маджлиса народных

депутатов и Председателя, принятых в пределах их компетенции,

а также на основе договоров, учитывающих взаимные интересы

территорий, предприятий и трудовых коллективов.

Маджлис народных депутатов и Председатель вправе обра-

титься в суд с исковым заявлением о признании недействительны-

ми актов предприятий, учреждений и организаций, нарушающих

права, свободы и законные интересы граждан, а также о возмеще-

нии ущерба, нанесенного ими населению соответствующей террито-

рии, а до принятия решения судом приостанавливать действие ос-

париваемых актов.

Предприятия, учреждения и организации вправе обратиться в

суд с исковым заявлением о признании недействительности актов

Маджлиса народных депутатов и Председателя, нарушающих их пра-

ва, и о возмещении ущерба, нанесенного незаконными действиями

Маджлиса народных депутатов и Председателя.

Статья 6. Права юридического лица

Маджлис народных депутатов пользуется правами юридическо-

го лица.

Маджлис народных депутатов и Председатель имеют печати с

изображением Государственного Герба Республики Таджикистан и

бланки установленного образца.

Статья 7. Право на учреждение средств массовой

информации.

Местный Маджлис народных депутатов и Председатель вправе

учреждать свой печатный орган, использовать местное радио, те-

левидение и другие средства массовой информации в соответствии

с законодательством Республики Таджикистан.

Статья 8. О соблюдении государственных символов

Республики Таджикистан.

Государственный Флаг и Государственный Герб Республики

Таджикистан устанавливаются на зданиях местного Маджлиса депу-

татов и представителя - Председателя в залах, где проводятся

сессии местного Маджлиса, а также в случаях, предусмотренных

законодательством Республики Таджикистан.

Статья 9. Законодательство Республики Таджикис-

тан о государственной власти на местах

Деятельность органов государственной власти на местах ре-

гулируются Конституцией Республики Таджикистан, настоящим За-

коном и другими законодательными актами Республики Таджикистан.

Статья 10. Акты Маджлиса народных депутатов,

Председателя

Маджлис народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной

области, области, города, района принимает решения.

Председатель Горно-Бадахшанской автономной области, об-

ласти, города, района принимает решения и издает распоряжения.

Акты Маджлиса народных депутатов и Председателя вступают

в силу с момента их подписания, если иное не определено в са-

мом акте, и доводятся до сведения предприятий организаций, уч-

реждений, соответствующих должностных лиц и граждан.

Акты Маджлиса народных депутатов и Председателя, принятые

в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми

расположенными на территории области, города, района предприя-

тиями, учреждениями, организациями, независимо от ведомствен-

ной принадлежности, должностными лицами и гражданами.

В случае несоответствия актов Маджлиса народных депутатов

и Председателя Конституции и законам Республики Таджикистан

эти акты отменяются вышестоящими органами или судом.

ГЛАВА II.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Статья 11. Формы собственности, составляющие эко-

номическую основу деятельности мест-

ных органов государственной власти.

Экономическую основу деятельности местных Маджлисов на-

родных депутатов и Председателей составляют государственная

собственность административно-территориальных образований

(коммунальная собственность), а также другие объекты, передан-

ные в соответствии с законами Республики Таджикистан, являющи-

еся источником получения доходов соответствующей территории и

удовлетворения социально-экономических потребностей населения.

По отношению к объектам государственной собственности,

находящимся в исключительной собственности Республики Таджи-

кистан, Маджлис народных депутатов и Председатель Горно-Бадах-

шанской автономной области, области, города, района осущест-

вляют контроль в части эффективного размещения производствен-

ных и социальных объектов, создания соответствующей инфраст-

руктуры, рационального использования природных и трудовых ре-

сурсов, охраны окружающей среды, социальной защиты населения и

других сферах, предусмотренных законодательством.

Порядок управления собственностью Горно-Бадахшанской ав-

тономной области, области, города, района, а также объектами

республиканской собственности, переданными в установленном по-

рядке в хозяйственное ведение области, города, района, регули-

руется настоящим Законом и другими законодательными актами

Республики Таджикистан.

Статья 12. Собственность Горно-Бадахшанской ав-

тономной области, области, города, района.

Местным Маджлисам народных депутатов Горно-Бадахшанской

автономной области, области, города, района принадлежат все

полномочия собственника на объекты, переданные ему в результа-

те разграничения государственной собственности или приобретен-

ные им в соответствии с законодательством Республики Таджикис-

тан.

В собственности Горно-Бадахшанской автономной области,

области, города, района находится имущество соответствующего

Маджлиса народных депутатов, средства бюджета, внебюджетных и

целевых фондов, объекты инженерной инфраструктуры и другие

объекты, имеющие областное, районное, городское значение,

предприятия и объединения, учреждения народного образования,

здравоохранения, социального обеспечения, науки и культуры,

другие учреждения, созданные или приобретенные за счет средств

Горно-Бадахшанской автономной области, области, города, райо-

на, в том числе на долевых началах, или переданные безвозмезд-

но местному Маджлису народных депутатов от других источников,

а также ценные бумаги и финансовые активы.

Статья 13. Управление объектами собственности

Горно-Бадахшанской автономной области,

области, города, района.

Маджлис народных депутатов, Председатель осуществляют уп-

равление объектами собственности соответственно Горно-Бадах-

шанской автономной области, области, города, района в пределах

устанавливаемых законодательством Республики Таджикистан.

Маджлис народных депутатов и Председатель Горно-Бадах-

шанской автономной области, области, города, района вправе пе-

редавать объекты, находящиеся в собственности Горно-Бадахшанс-

кой автономной области, области, города, района во временное

или постоянное владение и пользование в порядке и пределах,

предусмотренных законодательством Республики Таджикистан.

ГЛАВА III.

ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Статья 14. Финансовые ресурсы Горно-Бадахшан-

ской автономной области, области, горо-

да, района.

Финансовые ресурсы Горно-Бадахшанской автономной области,

области, города, района составляют средства бюджета, внебюд-

жетных и целевых фондов, кредитные ресурсы, а также субвенции

и дотации из соответствующих вышестоящих бюджетов.

Финансовые ресурсы Горно-Бадахшанской автономной области,

области, города, района могут на договорной основе объединять-

ся с финансовыми ресурсами других областей, городов, районов,

а также расположенных на их территориях предприятий, учрежде-

ний, организаций общественных объединений и граждан для финан-

сирования совместных, в том числе межтерриториальных программ

социально-экономического развития.

Статья 15. Бюджетные права Маджлиса народных

депутатов и Председателя.

Маджлис народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной

области, области, города, района утверждает соответствующий

бюджет и отчет о его исполнении.

Разработка проекта бюджета Горно-Бадахшанской автономной

области, области, города, района и его исполнение организуется

Председателем. Проект бюджета представляется Председателем по

источникам доходов и направлениям расходов.

Финансирование исполнительных органов осуществляется в

размерах, предусмотренных Правительством в бюджете.

Расходы на содержание представительного органа определя-

ются Маджлисом народных депутатов.

Маджлис народных депутатов и Председатель в пределах их

компетенции несут ответственность за сбалансирование бюджета.

Статья 16. Доходы бюджета Горно-Бадахшанской

автономной области, области, города,

района.

Доходы бюджета Горно-Бадахшанской автономной области, об-

ласти, города, района формируются за счет закрепленных законо-

дательством Республики Таджикистан источников и отчислений от

общегосударственных налогов и доходов. Отчисления в местный

бюджет производятся в соответствии с законами Республики Тад-

жикистан о бюджетной системе, о налогообложении и другими за-

конами Республики Таджикистан.

1. В городской и районный (областного подчинения), район-

ный (города Душанбе) бюджет полностью зачисляются следующие

доходы;

- государственная пошлина, местные налоги и сборы;

дотации и субвенции, выделенные на покрытие дефицита бюд-

жета, выделяются по мере выполнения доходов и произведенных

расходов;

- поступления от сдачи в аренду имущества, находящегося в

собственности или хозяйственном ведении города, района;

- дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресур-

сы, полученные за счет осуществления социально-экономических

мероприятий.

II. В городской и районный (областного подчинения), ра-

йонный (города Душанбе) бюджет зачисляются по ставкам и норма-

тивам, утвержденным вышестоящим Маджлисом народных депутатов;

- земельного налога;

- акцизов;

- налога на прибыль с предприятий;

- налога на добавленную стоимость;

- сумм ресурсных платежей;

- сумм рентных (фиксированных) платежей;

- сумм подоходного налога с граждан Республики Таджикис-

тан, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Кроме того зачисляются и другие доходы в соответствии с

законами Республики Таджикистан.

III. Районные и городские Маджлисы народных депутатов

вправе предоставлять льготы отдельным категориям плательщиков

местных налогов и сборов, поступающих в соответствующий момент

бюджет.

IV. В бюджет Горно-Бадахшанской автономной области, об-

ластные бюджеты, бюджеты города Душанбе, районов республиканс-

кого подчинения зачисляются по нормативам поступления от;

а) общегосударственных налогов, сборов и платежей;

- налога на добавленную стоимость;

- акцизов;

- сумм рентных (фиксированных) платежей;

- налога на прибыль предприятий, объединений и организа-

ций.

б) остальных видов налогов, сборов и платежей:

- сумм подоходного налога с граждан Республики Таджикис-

тан, иностранных граждан и лиц без гражданства;

- других доходов, предусмотренных законодательством Рес-

публики Таджикистан.

Нормативы отчислений от общегосударственных налогов, сбо-

ров и платежей, зачисляемых в бюджет Горно-Бадахшанской авто-

номной области, в областные бюджеты, бюджеты города Душанбе и

районов республиканского подчинения, утверждаются Маджлиси Оли

Республики Таджикистан.

Нормативы отчислений от общегосударственных налогов, сбо-

ров и платежей, зачисляемых в бюджеты городов и районов об-

ластного подчинения и районов города Душанбе, определяются

Маджлисом народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной об-

ласти, областными и Душанбинским городским Маджлисами народных

депутатов.

Статья 17. Расходы местного бюджета

Расходы бюджета Горно-Бадахшанской автономной области,

области, города, района осуществляются за счет доходов, а так-

же дотаций, субвенций, полученных из бюджетов вышестоящего

территориального уровня Председатель в период между сессиями

распоряжается финансовыми ресурсами бюджета с последующим вне-

сением на сессию Маджлиса народных депутатов для утверждения

изменений по бюджету.

Статья 18. Внебюджетные фонды местных органов власти.

Местные Маджлисы народных депутатов могут образовывать

внебюджетные фонды, в которые включаются:

- добровольные взносы и пожертвования граждан, предприя-

тий, учреждений, организаций всех форм собственности;

- отдельные виды штрафов, взыскиваемые в соответствии с

законодательством Республики Таджикистан;

- доходы от проведения субботников;

- доходы от местных займов, денежно-вещевых лотерей и

аукционов;

- иные внебюджетные средства.

Средства внебюджетных фондов находятся на специальных

банковских счетах, изъятию не подлежат и расходуются по реше-

нию соответствующего Маджлиса народных депутатов и Председателя.

Статья 19. Валютные фонды Горно-Бадахшанской

автономной области, областей, города Ду-

шанбе и районов республиканского под-

чинения.

Маджлис народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной

области, областной, Душанбинский городской и районов республи-

канского подчинения Маджлисы вправе формировать фонд Горно-Ба-

дахшанской автономной области, области, города Душанбе и райо-

нов республиканского подчинения в соответствии с законодатель-

ством Республики Таджикистан и использовать его в соответствии

с решениями Маджлиса народных депутатов.

ГЛАВА IV.

СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Статья 20. Организационные формы деятельности

Маджлиса народных депутатов

Маджлис народных депутатов осуществляет свою деятельность

на сессиях, через постоянные и иные комиссии, а также путем

реализации депутатами своих полномочий в установленном законом

порядке.

Статья 21. Сессия Маджлиса народных депутатов

Основной формой деятельности Маджлиса народных депутатов

является сессия, на которой он решает вопросы, отнесенные к

его ведению законодательством Республики Таджикистан.

Сессия Маджлиса народных депутатов правомочна, если на

ней присутствуют не менее двух третей от числа депутатов, изб-

ранных в данный Маджлис народных депутатов.

Статья 22. Порядок созыва сессии Маджлиса на-

родных депутатов.

Первая сессия вновь избранного Маджлиса народных депута-

тов созывается не позднее чем в месячный срок после избрания в

Маджлис народных депутатов не менее трех четвертей от числа

депутатов, установленного для данного Маджлиса народных депу-

татов.

Сессия Маджлиса народных депутатов созывается председате-

лем, а в отсутствие председателя - одним из его заместителей

по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Сессии Мадж-

лиса народных депутатов может созываться также по инициативе

не менее двух третей от числа депутатов соответствующего Мадж-

лиса народных депутатов. Решение о созыве сессии доводится до

сведения депутатов не позднее чем за семь дней до открытия

сессии.

На сессиях Маджлиса народных депутатов председательствует

Председатель, а в его отсутствии по решению Маджлиса - один из

депутатов данного Маджлиса.

На период проведения сессии Маджлиса народных депутатов

из числа депутатов избирается секретарь или секретариат сессии.

Первая сессия областного Маджлиса народных депутатов во

вновь образованной области созывается Президиумом Маджлиси Оли

Республики Таджикистан не позднее чем в месячный срок со дня

образования области, а в случае проведения выборов в Маджлис

народных депутатов вновь образованной области - не позднее чем

в трехнедельный срок со дня выборов в областной Маджлис.

Первая сессия районного, городского Маджлиса народных де-

путатов во вновь образованном городе, районе созывается вышес-

тоящим Маджлисом народных депутатов, а в районе, городе рес-

публиканского подчинения Президиумом Маджлиси Оли Республики

Таджикистан не позднее чем в трехнедельный срок после выборов.

По вопросам, выносимым на рассмотрение сессии, Председа-

тель Маджлиса народных депутатов в указанный срок представляет

депутатам необходимые материалы.

По вопросам, обсуждаемым на сессии, областной, городской,

районный Маджлис народных депутатов принимает решение открытым

или тайным голосованием, простым или квалифицированным боль-

шинством голосов от общего числа депутатов.

Статья 23. Формирование повестки дня сессии Мад-

жлиса народных депутатов.

Вопросы на рассмотрение Маджлиса народных депутатов вно-

сятся Председателем Маджлиса народных депутатов, постоянными и

иными комиссиями, депутатскими группами и депутатами.

Предложения к повестке дня сессии могут представляться

Председателю нижестоящим Маджлисом народных депутатов, вышес-

тоящими органами власти и управления, собраниями представите-

лей граждан, общественными объединениями.

Повестка дня сессии при ее обсуждении может быть дополне-

на и изменена.

Об утверждении повестки дня сессии Маджлис народных депу-

татов принимает решение.

Статья 24. Порядок проведения сессии Маджлиса

народных депутатов

Сессии Маджлиса народных депутатов открывает и ведет

председатель.

Сессии Маджлиса народных депутатов проводятся в форме

пленарных заседаний, а также заседаний постоянных комиссий,

объединений общей повесткой дня. В работе сессии по решению

Маджлиса народных депутатов может быть сделан перерыв на срок,

устанавливаемый Маджлисом народных депутатов.

Статья 25. Регламент Маджлиса народных депу-

татов.

Порядок созыва и проведения сессии Маджлиса народных де-

путатов, внесения и рассмотрения вопросов на сессии, образова-

ния и избрания органов Маджлиса народных депутатов, заслушива-

ния отчетов о их деятельности, рассмотрения депутатских запро-

сов, проектов решений, порядок голосования, принятия решений,

определения числа приглашаемых на сессию лиц и другие вопросы

организации работы сессии определяются регламентом Маджлиса

народных депутатов, утверждаемым на его сессии.

Статья 26. Гласность в работе Маджлиса народных

депутатов.

Сессия Маджлиса народных депутатов и заседания его орга-

нов проводятся гласно и носят открытый характер.

О ходе работы сессии, принятых на ней решений население

извещается местными средствами массовой информации.

Маджлис народных депутатов вправе большинством голосов

принять решение о проведении закрытого заседания.

Статья 27. Постоянные и временные комиссии Мадж-

лиса народных депутатов.

Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов

на сессию, содействия проведения в жизнь решений Маджлиса на-

родных депутатов, законодательных актов Республики Таджикис-

тан, осуществления в пределах своей компетенции контрольных

функций Маджлис народных депутатов на срок своих полномочий

избирает постоянные и временные комиссии.

Постоянные комиссии и их председатели избираются соот-

ветствующим Маджлисом народных депутатов из числа его народных

депутатов на срок его полномочий.

Постоянные комиссии местного Маджлиса народных депутатов:

- предварительно рассматривают программы экономического и

социального развития соответствующей территории, бюджет и от-

четы о выполнении программ и исполнении бюджета, вносят по ним

свои замечания и предложения, а в случае необходимости предс-

тавляют эти замечания и предложения Маджлису;

- ведут работу по выявлению дополнительных резервов и

возможностей развития местной промышленности, жилищного, ком-

мунального хозяйства и благоустройства, улучшению социаль-

но-культурного, бытового и иного обслуживания населения, под-

готавливают по этим вопросам предложения и вносит их на расс-

мотрение соответствующего Маджлиса народных депутатов;

- проверяют в пределах своих полномочий работу управле-

ний, комитетов и отделов Хукумата, предприятий, учреждений и

организаций, вносят предложения на рассмотрение Маджлиса и

Председателя;

- осуществляют другие полномочия, предусмотренные законом

Республики Таджикистан и регламентом соответствующего Маджлиса

народных депутатов.

В течение срока полномочий Маджлис может образовывать но-

вые постоянные комиссии, упразднять, реорганизовывать ранее

созданные и вносить изменения в их основы.

Маджлис народных депутатов может образовывать временные

комиссии, задачи которых определяются при их образовании.

Постоянные комиссии на первом заседании избирают из свое-

го состава заместителя председателя, секретаря комиссии.

В состав постоянных комиссий местного Маджлиса не могут

быть избраны Председатель, его заместители, работники его ап-

парата.

Постоянные комиссии ответственны перед избравшим их Мадж-

лисом и ему подотчетны.

Постоянные комиссии местного Маджлиса народных депутатов

по вопросам, относящимся к их ведению, вправе заслушивать ру-

ководителей управлений, комитетов и отделов Хукумата.

Для решения и подготовки вопросов комиссии могут привле-

кать специалистов.

Положения о комиссиях утверждается соответствующим Мадж-

лисом народных депутатов.

Статья 28. Депутат Маджлиса народных депутатов

Депутаты являются полномочными представителями избирате-

лей и выражают их волю интересы в Маджлисе народных депутатов.

Полномочия депутата начинаются со дня их утверждения

Маджлисом народных депутатов и заканчиваются в день открытия

первой сессии Маджлиса народных депутатов нового созыва, либо

в случаях досрочного прекращения полномочий.

Депутат обладает своей полнотой прав, обеспечивающих его

участие в деятельности Маджлиса народных депутатов и образуе-

мых им органов, несет обязанности перед Маджлисом народных де-

путатов и его органами, выполняет их поручения.

Депутат подтверждает связь с избирателями, регулярно ин-

формирует их о работе Маджлиса народных депутатов, выполнении

планов, программ экономического, социального развития террито-

рии, участвует в организации и контроле исполнения решений

Маджлиса народных депутатов, изучает общественное мнение, нуж-

ды и запросы населения, вносит предложения в Маджлис народных

депутатов.

На время сессий, заседаний постоянных комиссий Маджлиса

народных народных депутатов, а также для осуществления народ-

ных депутатов, а также для осуществления депутатских полномо-

чий в иных предусмотренных законом случаях депутат освобожда-

ется от исполнения производственных или служебных обязанностей

с возмещением ему средней заработной платы по основному месту

работы и других расходов, связанных с депутатской деятель-

ностью, за счет средств соответствующего местного бюджета.

Руководители государственных органов, общественных объ-

единений, предприятий, организаций и учреждений, независимо от

форм собственности, обязаны оказывать депутатам Маджлиса на-

родных депутатов необходимое содействие в осуществлении возло-

женных на них функций.

В случае игнорирования законных требований депутатов ви-

новные должностные лица привлекаются к ответственности по

представлению Председателя в порядке, установленном законода-

тельством.

Полномочия депутата прекращаются досрочно по решению

Маджлиса народных депутатов, принимаемому в связи с избранием

или назначением депутата на должность, занятие которой по за-

кону несовместимо с выполнением депутатских обязанностей, либо

в связи с вступившим в законную силу обвинительным приговором

суда в отношении лица, являющегося депутатом, а также в случае

утраты депутатом гражданства Республики Таджикистан, выездом

за пределы республики.

Полномочия депутата могут быть прекращены досрочно по ре-

шению Маджлиса народных депутатов, принимаемому в связи с лич-

ным заявлением депутата об отставке ввиду обстоятельств, пре-

пятствующих выполнению полномочий.

Депутат пользуется на территории соответствующего Маджли-

са народных депутатов правом бесплатного проезда на всех видах

транспорта (за исключением такси).

Статья. Право запроса

Народный депутат, постоянная и временная комиссии Маджли-

са народных депутатов имеют право обращаться с запросами к

Председателю, иным руководителям исполнительной власти и ее

органов, предприятий, организаций и учреждений, расположенных

на территории соответствующего Маджлиса народных депутатов, по

вопросам, относящимся к компетенции Маджлиса народных депута-

тов.

Запрос вносится в письменной или устной форме на сессии.

Запрос внесенный в письменной форме, подлежит оглашению.

Государственный орган, должностное лицо, к которым обра-

щен запрос, обязаны дать по нему устный или письменный ответ

на сессии Маджлиса народных депутатов. Ответ на запрос предс-

тавляется в установленный Маджлисом народных депутатов срок и

оглашается на сессии. По ответу на запрос могут быть открыты

прения.

По ответу на запрос и результатам его обсуждения Маджлис

народных депутатов принимает решение.

Статья 30. Организационное материально-техничес-

кое и иное обеспечение деятельности

Маджлиса народных депутатов

Организационное, материально-техническое и иное обслужи-

вание деятельности Маджлиса народных депутатов, оказание помо-

щи народным депутатам в осуществлении их полномочий обеспечи-

вается аппаратом органа местной исполнительной власти (Хукума-

та).

ГЛАВА V.

ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ НА МЕСТАХ

Статья 31. Руководство исполнительной власти на

местах

Исполнительную власть в Горно-Бадахшанской автономной об-

ласти, в области, городе и районе возглавляет Председатель.

Председатель имеет первого заместителя и заместителей в

количестве, определяемом Правительством Республики Таджикистан.

Первый заместитель, заместители Председателя Горно-Бадах-

шанской автономной области, области, города, района назначают-

ся и освобождаются от должности Председателем, как правило, из

числа депутатов соответствующих Маджлисов, по согласованию с

Президентом Республики Таджикистан, с последующим представле-

нием принятого решения на утверждение соответствующего Маджли-

са народных депутатов.

При назначении и освобождении первого заместителя, замес-

тителей Председателя района и города, входящих в горно-Бадах-

шанскую автономную область и области, а также районов г. Ду-

шанбе, учитывается мнение вышестоящего Председателя.

Заместителя Председателя выполняют функции в соответствии

с распределением обязанностей, установленным Председателем. В

случае отсутствия Председателя или невозможности выполнения им

своих обязанностей его полномочия осуществляет первый замести-

тель или по поручению Председателя один из заместителей.

Статья 32. Структура и штаты органов исполнитель-

ной власти на местах

Органы исполнительной власти на местах (Хукумата) состоят

из управлений, комитетов, отделов и других подразделений,

структура, порядок организации и деятельность которых опреде-

ляются соответствующими положениями, утверждаемыми Правитель-

ством Республики Таджикистан.

Структура и штата органов исполнительной власти на местах

устанавливаются и изменяются Председателем по согласованию с

Правительством Республики Таджикистан в пределах ассигнований

бюджета, утвержденного соответствующим Маджлисом народных де-

путатов.

Структура и штаты аппаратов местных Хукуматов устанавли-

ваются Правительством Республики Таджикистан.

Статья 33. Назначение и освобождение руководите-

лей структурных подразделений местных

органов исполнительной власти

Руководители структурных подразделений исполнительной

власти по согласованию с вышестоящими органами государственно-

го управления назначаются и освобождаются от должности соот-

ветствующим Председателем последующим представлением принятого

решения на утверждение Маджлиса народных депутатов.

Маджлис народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной

области, области, города, района вправе тайным голосованием

большинством в две третьих от общего числа депутатов выразить

недоверие руководителю структурного подразделения Хукумата и

поставить вопрос о его освобождении от должности перед Предсе-

дателем, который принимает по данному вопросу мотивирование

решение и извещает о нем соответствующий Маджлис народных де-

путатов.

ГЛАВА VI.

ПОЛНОМОЧИЯ МАДЖЛИСА НАРОДНЫХ

ДЕПУТАТОВ И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

Статья 34. Полномочия Маджлиса народных депу-

татов

К основным полномочиям Маджлиса народных депутатов отно-

сятся:

утверждение по представлению Председателя местного бюдже-

та и о его исполнении, перспективных социальных и экономичес-

ких программ развития, генерального плана и правил застройки

территории;

установление размера местных налогов и сборов, пошлин,

предоставление льгот по местным налогам,

сборам и платежам, поступающим в местный бюджет в соот-

ветствии с законодательством;

утверждение Председателя и его заместителей в должности,

освобождение Председателя и его заместителей от должности,

заслушивание отчетов об их деятельности;

утверждение решений Председателя в случаях, предусмотрен-

ных настоящим Законом;

утверждение регламента Маджлиса народных депутатов, поло-

жений о постоянных и иных комиссиях Маджлиса народных депута-

тов, внесение в них изменений и дополнений;

образование, избрание и упразднение постоянных и времен-

ных комиссий, иных органов Маджлиса народных депутатов, изме-

нение их состава, заслушивание отчетов о их работе;

признание и досрочное прекращение полномочий народных де-

путатов, дача согласия на привлечение их к ответственности в

случаях и порядке, установленных законодательством;

заслушивание отчетов руководителей управлений, комитетов,

отделов и других структурных подразделений органов;

утверждение общей суммы расходов на обеспечение деятель-

ности Маджлиса народных депутатов;

утверждение правил, предусматривающих административную

ответственность за их нарушение;

рассмотрение запросов народных депутатов и принятие по

ним решений;

образование и утверждение по представлению Председателя

состава административной, наблюдательной комиссий по делам не-

совершеннолетних и других;

принятие решений о выпуске, условиях и размещений местных

займов, облигаций и лотерей;

отмена несоответствующих законодательству Республики Тад-

жикистан решений Председателя и нижестоящего Маджлиса.

Маджлис народных депутатов решает и другие вопросы, отне-

сенные к его компетенции в области обеспечения и соблюдения

прав и законных интересов граждан, социально-экономического

развития, охраны окружающей среды, памятников истории и куль-

туры, организационных вопросов и контроля в соответствии с за-

конодательством Республики Таджикистан.

Местный Маджлис народных депутатов вправе тайным голосо-

ванием большинством в две трети от общего числа депутатов вы-

разить недоверие Председателю и поставить вопрос о его осво-

бождении от должности. Президент Республики Таджикистан в те-

чение месяца принимает по данному вопросу мотивированное реше-

ние.

Статья 35. Полномочия Председателя

Председатель:

организует исполнение законов и иных актов Маджлиси Оли,

актов Президента Республики Таджикистан, Правительства, реше-

ний вышестоящих органов и соответствующего Маджлиса народных

депутатов;

принимает решение о созыве сессии Маджлиса народных депу-

татов;

осуществляет руководство подготовкой сессии Маджлиса на-

родных депутатов и вопросов, вносимых на ее рассмотрение;

ведет заседание сессии Маджлиса народных депутатов ,

обеспечивает соблюдение регламента Маджлиса народных депутатов;

принимает меры, связанные с укреплением правопорядка и

усилением борьбы с преступностью, обеспечением безопасности

граждан, защитой их прав и здоровья, организует работу при

стихийных бедствиях эпидемиях и других экстремальных случаях;

представляет на утверждение Маджлиса народных депутатов

основные направления экономического и социального развития

территории, основные параметры бюджета и отчеты об их исполне-

нии;

подписывает решения Маджлиса народных депутатов, протоко-

лы, иные документы, принимаемые или утверждаемые на сессии

Маджлиса народных депутатов;

представляет на утверждение Маджлиса народных депутатов

решения о назначении и освобождении от должности своих замес-

тителей и руководителей структурных подразделений органов ис-

полнительной власти;

отменяет решения нижестоящих Председателей и вносит

представления в Маджлис народных депутатов, если они противо-

речат Конституции Республики Таджикистан, законам и иным актам

Маджлиси Оли, Президента Республики Таджикистан, Правительства

депутатов и Председателя;

контролирует работу структурных подразделений органов ис-

полнительной власти, руководители которых назначаются и осво-

бождаются соответствующим Маджлисом народных депутатов;

осуществляет управление коммунальной собственностью, наз-

начает и освобождает от должности руководителей подведомс-

твенных предприятий, организаций и учреждений;

координирует деятельность предприятий, организаций и уч-

реждений республиканской собственности в соответствии с полно-

мочиями, делегированными вышестоящим органом;

дает согласие на назначение руководителей государственных

предприятий, организаций и учреждений, не относящихся к комму-

нальной собственности, если законодательством не предусмотрен

иной порядок;

осуществляет регулирование земельных отношений в соот-

ветствии с земельным законодательством Республики Таджикистан;

принимает решение о ссудах, займах и других долгосрочных

обязательствах, подписывает договоры, юридические и банковские

документы;

не реже одного раза в год представляет отчет Маджлису на-

родных депутатов о выполнении планов и программ развития соот-

ветствующей территории, о состоянии владения, пользования и

управления объектами коммунальной собственности, других распо-

ложенных на подведомственной территории предприятий, организа-

ций и учреждений;

в установленном законом порядке вносит представление о

привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц

за невыполнение ими актов Маджлиса народных депутатов и Пред-

седателя;

рассматривает ходатайства и вносит предложения о награж-

дении государственными наградами;

выступает официальным представителем области, района, го-

рода в республике и за рубежом;

организует прием населения, рассматривает жалобы, заявле-

ния и предложения граждан.

Председатель решает и другие вопросы, отнесенные законо-

дательством к его компетенции, в области планирования, бюдже-

та, финансов, учета, управления собственностью Горно-Бадахшан-

ской автономной области, области, города, района и взаимодейс-

твия с предприятиями, учреждениями, организациями различных

форм собственности, сельского хозяйства, использования земли и

других ресурсов, охраны природы, строительства, транспорта,

дорожного хозяйства и связи, коммунального, торгового, соци-

ально-культурного обслуживания, социальной защиты населения,

обеспечения законности, правопорядка и безопасности, охраны

прав и свобод граждан.

ГЛАВА VII.

ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МАДЖЛИСА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ И

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

Статья 36. Контроль за законность в деятельнос-

ти Маджлиса народных депутатов и

Председателя

Решения местного Маджлиса народных депутатов, не соот-

ветствующие Конституции и законам Республики Таджикистан, ак-

там Маджлиси Оли, Президента Республики Таджикистан, Прави-

тельства отменяются вышестоящими представительными органами

Республики Таджикистан или судом.

Акты Председателей, противоречащие Конституции и законам

Республики Таджикистан, актам Маджлиси Оли, Президента Респуб-

лики Таджикистан, Правительства, а также государственным инте-

ресам Республики Таджикистан приостанавливаются и отменяются

вышестоящими Председателями, Правительством, Президентом Рес-

публики Таджикистан.

Статья 37. Обязательность решений вышестоящих

органов власти для нижестоящих

Решения вышестоящих органов государственной власти, при-

нятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения

нижестоящими органами.

Статья 38. Обжалование в судебном порядке реше-

ний Маджлиса народных депутатов и

председателя

Решения Маджлиса народных депутатов и Председателя могут

быть обжалованы в судебном порядке гражданами, общественными

объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями,

органами государственной власти и управления, органами самоуп-

равления, если эти решения противоречат законодательству и на-

рушают их права и законные интересы.

Статья 39. Обязательность пересмотра решений Мад-

жлиса народных депутатов и Председа-

теля, опротестованных прокурором.

Решения Маджлиса народных депутатов и Председателя, не

соответствующие Конституции и законам Республики Таджикистан,

опротестованные прокурором, пересматриваются самим местным ор-

ганом либо вышестоящим представительным органом или Председа-

телем, либо по предложению прокурора Правительством, а при не-

обходимости Президентом Республики Таджикистан или Маджлиси

Оли Республики Таджикистан.

Статья 40. Ограничения на занятие должностей и

получение доходов для должностных лиц

Маджлиса народных депутатов и Пред-

седателя.

Председателю, его заместителям и руководителям структур-

ных подразделений исполнительной власти запрещается:

занимать другую должность;

заниматься предпринимательской деятельностью, участвовать

в управлении акционерным обществом, товариществом с ограничен-

ной ответственностью, а также иным негосударственным хозяйс-

твующим субъектом;

Нарушение указанными должностными лицами требований нас-

тоящей статьи, если в их действиях не содержится признаков ад-

министративного правонарушения или уголовно наказуемого дея-

ния, влечет дисциплинарную ответственность в виде освобождения

от должности.

Статья 41. Досрочное прекращение полномочий Мад-

жлиса народных депутатов и Председа-

теля

Полномочия Маджлиса народных депутатов могут быть досроч-

но прекращены Маджлиси Оли Республики Таджикистан в случае не-

однократного нарушения Маджлисом народных депутатов Горно-Ба-

дахшанской автономной области, областей, городов, районов

Конституции и законов Республики ТАджикистан, прав и свобод

граждан.

Полномочия Маджлиса народных депутатов могут быть также

досрочно прекращены Маджлиси Оли Республики Таджикистан по

представлению вышестоящего Маджлиса народных депутатов или

Президиума Маджлиси Оли Республики Таджикистан в случаях:

- если вновь избранный Маджлис народных депутатов в тече-

ние месяца со дня открытия первой сессии не образовал свои ор-

ганы;

- если Маджлис народных депутатов более двух месяцев не

может созвать сессию из-за неявки необходимого для кворума

числа депутатов.

Полномочия Маджлиса народных депутатов досрочно прекраща-

ются также в случае самороспуска Маджлиса народных депутатов,

если решение об этом принято голосами не менее двух третей де-

путатов данного Маджлиса народных депутатов.

Полномочия Председателя прекращаются в случаях:

- утраты им гражданства Республики Таджикистан;

- вступлении в законную силу обвинительного приговора су-

да в отношении Председателя;

- личного заявления о сложении полномочий.

Решение о прекращении полномочий Председателя в указанных

случаях принимается Президентом Республики Таджикистан.

Президент Республики

Таджикистан

Э.РАХМОНОВ

город Душанбе, 1 декабря 1994 года

Nо 1092