КОНСУЛЬТАТИВНАЯ АССАМБЛЕЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ

 

                   Двадцать первая очередная сессия

 

                        РЕЗОЛЮЦИЯ 428 (1970)1*

 

          относительно Декларации  о средствах массовой информации

                           и правах человека

 

     Ассамблея

     1. рассмотрев материалы симпозиума по правам человека и средствам

массовой информации, состоявшегося в Зальцбурге в сентябре 1968 года;

     2. выражая свое удовлетворение результатами этого симпозиума, ко-

торые содействовали решению проблемы в данной области;

     3. учитывая его рекомендацию относительно средств массовой инфор-

мации и прав человека,  в которой содержится предложение о том,  чтобы

Комитет министров принял решение по ряду конкретных вопросов;

     4. считая, что решения Совета Европы, а также некоторые принципы,

подтвержденные Зальцбургским симпозиумом,  должны  быть  закреплены  в

специальной декларации;

     5. принимает следующую Декларацию о средствах массовой информации

и правах человека:

 

                              ДЕКЛАРАЦИЯ

 

          О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

 

          А. Статус и независимость печати и других средств

                         массовой информации

 

     1. Печать и другие средства массовой информации; хотя, как прави-

ло, они не являются государственными органами, выполняют весьма важную

функцию в интересах широкой общественности.  Для того чтобы создать им

возможность выполнять эту функцию в интересах общественности,  следует

соблюдать следующие принципы:

     2. Право  на  свободу  выражения своего мнения должно распростра-

няться на средства массовой информации.

     3. Это право включает свободу искать,  получать, передавать, пуб-

ликовать и распространять информацию и идеи.  Официальные власти соот-

ветственно  обязаны  в  разумных  пределах предоставлять информацию по

вопросам, представляющим интерес для общественности, а средства массо-

вой  информации  обязаны  сообщать полную и исчерпывающую информацию о

государственных делах.

     4. Независимость  печати  и других средств массовой информации от

государственного контроля должна быть записана в законе. Любое ущемле-

ние этой независимости допускается только на основании решения суда, а

не органов исполнительной власти.

     5. Не должно быть ни прямой,  ни косвенной цензуры печати или со-

держания радио- и телевизионных программ, новостей или информации, пе-

редаваемых другими средствами,  например, хроникальных материалов, де-

монстрируемых в кинотеатрах.  Ограничения могут налагаться в пределах,

разрешенных  статьей  10  Европейской конвенции о правах человека.  Не

должно быть никакого государственного контроля над содержанием радио-и

телевизионных программ, за исключением контроля на основании положений

пункта 2 этой статьи.**

     6. Внутренняя  организация средств массовой информации должна га-

рантировать свободу ответственных редакторов выражать свое мнение.  Их

редакторская независимость должна быть защищена.

     7. Независимость средств массовой информации должна быть защищена

от угрозы со стороны монополий.  Последствия монополизации органов пе-

чати и возможные меры  экономической  помощи  требуют  дополнительного

рассмотрения.

     8. Ни частные предприятия,  ни финансовые группы не должны  иметь

права на монополию в области печати,  радио или телевидения, и не сле-

дует разрешать образование  монополии,  подконтрольной  правительству.

Отдельные  лица,  социальные  группы,  региональные или местные органы

власти должны иметь право заниматься этой деятельностью, если они соб-

людают установленные правила лицензирования.

     9. Необходимо принять специальные меры  для  обеспечения  свободы

иностранных   журналистов,  включая  персонал  международных  печатных

агентств,  с тем чтобы дать общественности возможность получать точную

информацию  из-за рубежа.  Эти меры должны распространяться на статус,

обязанности и привилегии иностранных журналистов и должны  включать  в

себя защиту от произвольной депортации. Они предполагают соответствую-

щую обязанность иностранных журналистов точно освещать события.

 

    В. Меры по обеспечению ответственности печати и других средств

                         массовой информации

 

     Печать и  другие  средства  массовой информации обязаны выполнять

свои функции с чувством ответственности перед обществом  и  отдельными

гражданами.  Для этой цели желательно предусмотреть (там,  где это еще

не сделано):

     а) профессиональную подготовку журналистов,  которая должна нахо-

диться в ведении редакторов и журналистов;

     б) кодекс профессиональной этики для журналистов; он должен охва-

тывать,  среди прочего,  такие вопросы,  как распространение точных  и

сбалансированных сообщений,  исправление неправильной информации, про-

ведение четкого различия между распространяемой информацией и  коммен-

тариями,  недопущение распространения клеветнических утверждений, ува-

жение права на личную жизнь,  а также уважение права  на  справедливое

судебное разбирательство,  гарантированного статьей 6 Европейской кон-

венции о правах человека;

     с) советы  о  печати,  правомочные  расследовать и даже пресекать

Случаи непрофессионального поведения с целью осуществления самоконтро-

ля самими органами печати.

 

         С. Меры по защите индивида от любого посягательства

              на его право на уважение его личной жизни

 

     1. Существует область,  в которой осуществление права на  свободу

информации и свободу выражения своего мнения может вступать в противо-

речие с правом на уважение личной жизни,  гарантируемым статьей 8 Кон-

венции  о  правах  человека.*** Нельзя допускать,  чтобы осуществление

первого права наносило ущерб последнему праву.

     2. Право  на уважение личной жизни представляет собой главным об-

разом право вести свою жизнь по собственному усмотрению при  минималь-

ном постороннем вмешательстве в нее.  Оно касается личной,  семейной и

домашней жизни,  физической и духовной неприкосновенности, чести и ре-

путации,  необходимости  не  допускать,  чтобы человека представляли в

ложном свете,  нераскрытия не имеющих отношения к делу и неблагоприят-

ных фактов,  несанкционированной публикации частных фотографий, защиты

от шпионажа и неоправданных или недопустимых действий, защиты от раск-

рытия информации,  предоставленной индивидом в конфиденциальном поряд-

ке.  Те лица,  которые своими собственными  действиями  способствовали

распространению  информации  бестактного характера,  обжалованному ими

позднее, не могут ссылаться на право на уважение личной жизни.

     3. Особая  проблема  возникает  в  связи с необходимостью уважать

личную жизнь общественных деятелей. Тезис <там, где начинается общест-

венная  жизнь,  личная жизнь заканчивается> не является адекватным для

охвата этой ситуации.  Личная жизнь общественных деятелей должна защи-

щаться,  за исключением случаев, когда она может оказывать воздействие

на общественно значимые события. То обстоятельство, что какое-либо ли-

цо  фигурирует в новостях,  не лишает его права на уважение его личной

жизни.

     4. Еще  одна особая проблема возникает в результате попыток полу-

чить информацию с помощью современных технических устройств (подслуши-

вающие  устройства,  тайные микрофоны,  использование компьютеров и т.

д.),  которые наносят ущерб праву на уважение личной жизни.  Требуется

дальнейшее рассмотрение этой проблемы.

     5. В тех случаях,  когда создаются региональные, национальные или

международные. банки компьютеризованных данных, индивид не должен пол-

ностью лишаться защиты от посягательства на его личную жизнь в резуль-

тате сбора информации,  касающейся даже его личной жизни. Банки данных

должны ограничиваться необходимым минимумом информации,  требуемой для

целей налогообложения, пенсионных программ, программ социального обес-

печения и аналогичных вопросов.

     6. Чтобы противостоять этим опасностям, внутригосударственное за-

конодательство должно  предусматривать  обеспечиваемое  законом  право

предъявлять иск лицам, несущим ответственность за такие нарушения пра-

ва на уважение личной жизни

     7. Право на уважение личной жизни, гарантированное статьей 8 Кон-

венции о правах человека, должно защищать индивида не только от вмеша-

тельства официальных властей, но и от вмешательства со стороны частных

лиц или учреждений,  включая средства массовой информации. Внутригосу-

дарственное законодательство должно включать положения,  гарантирующие

такую защиту.

     -----------------------------

     * Прения Ассамблеи 23 января 1970 года (18-е заседание) (см.  до-

кумент 2687. доклад Комиссии по юридическим вопросам).

     Текст принят Ассамблеей  23 января 1970 года (18-е заседание).

     ** Статья 10 Европейской конвенции о правах человека гласит:  "1.

Каждый имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право вклю-

чает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать или пере-

давать информацию или идеи без вмешательства официальных властей и не-

зависимо от границ. Настоящая статья не препятствует Государствам тре-

бовать разрешении для радиовещательных,  телевизионных или  кинокомпа-

ний.

     2. Осуществление этих свобод,  поскольку это связано с обязаннос-

тями и ответственностью, может быть предметом таких формальностей, ус-

ловий, ограничений или штрафных санкций, какие предусмотрены законом и

необходимыми в демократическом обществе в интересах национальной безо-

пасности, территориальной целостности или общественной безопасности, в

целях  предотвращения  беспорядков  и преступлений,  защиты здоровья и

нравственности, защиты репутации или прав других людей, предотвращения

разглашения  информации,  полученной конфиденциально,  или обеспечения

авторитета и беспристрастности правосудия".

     *** Статья 8 Европейской конвенции о правах человека;

     <1. Каждый  имеет  право на уважение его личной и семейной жизни,

неприкосновенность его жилища и соблюдение тайны его переписки.

     2. Не допускается вмешательство государственных органов, препятс-

твующее осуществлению этого права,  за исключением случаев,  когда это

предусмотрено  законом и необходимо в демократическом обществе в инте-

ресах национальной безопасности, общественного порядка и экономическо-

го благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или прес-

туплений, защиты здоровья или нравственности населения или защиты прав

и свобод других>.

 

     Научно-практический правовой журнал "Право"

     N 1-2, 1995 год