КОНСУЛЬТАТИВНАЯ АССАМБЛЕЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ
Двадцать первая очередная сессия
РЕЗОЛЮЦИЯ 428 (1970)1*
относительно Декларации о средствах массовой информации
и правах человека
Ассамблея
1. рассмотрев материалы симпозиума по правам человека и средствам
массовой информации, состоявшегося в Зальцбурге в сентябре 1968 года;
2. выражая свое удовлетворение результатами этого симпозиума, ко-
торые содействовали решению проблемы в данной области;
3. учитывая его рекомендацию относительно средств массовой инфор-
мации и прав человека, в которой содержится предложение о том, чтобы
Комитет министров принял решение по ряду конкретных вопросов;
4. считая, что решения Совета Европы, а также некоторые принципы,
подтвержденные Зальцбургским симпозиумом, должны быть закреплены в
специальной декларации;
5. принимает следующую Декларацию о средствах массовой информации
и правах человека:
ДЕКЛАРАЦИЯ
О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА
А. Статус и независимость печати и других средств
массовой информации
1. Печать и другие средства массовой информации; хотя, как прави-
ло, они не являются государственными органами, выполняют весьма важную
функцию в интересах широкой общественности. Для того чтобы создать им
возможность выполнять эту функцию в интересах общественности, следует
соблюдать следующие принципы:
2. Право на свободу выражения своего мнения должно распростра-
няться на средства массовой информации.
3. Это право включает свободу искать, получать, передавать, пуб-
ликовать и распространять информацию и идеи. Официальные власти соот-
ветственно обязаны в разумных пределах предоставлять информацию по
вопросам, представляющим интерес для общественности, а средства массо-
вой информации обязаны сообщать полную и исчерпывающую информацию о
государственных делах.
4. Независимость печати и других средств массовой информации от
государственного контроля должна быть записана в законе. Любое ущемле-
ние этой независимости допускается только на основании решения суда, а
не органов исполнительной власти.
5. Не должно быть ни прямой, ни косвенной цензуры печати или со-
держания радио- и телевизионных программ, новостей или информации, пе-
редаваемых другими средствами, например, хроникальных материалов, де-
монстрируемых в кинотеатрах. Ограничения могут налагаться в пределах,
разрешенных статьей 10 Европейской конвенции о правах человека. Не
должно быть никакого государственного контроля над содержанием радио-и
телевизионных программ, за исключением контроля на основании положений
пункта 2 этой статьи.**
6. Внутренняя организация средств массовой информации должна га-
рантировать свободу ответственных редакторов выражать свое мнение. Их
редакторская независимость должна быть защищена.
7. Независимость средств массовой информации должна быть защищена
от угрозы со стороны монополий. Последствия монополизации органов пе-
чати и возможные меры экономической помощи требуют дополнительного
рассмотрения.
8. Ни частные предприятия, ни финансовые группы не должны иметь
права на монополию в области печати, радио или телевидения, и не сле-
дует разрешать образование монополии, подконтрольной правительству.
Отдельные лица, социальные группы, региональные или местные органы
власти должны иметь право заниматься этой деятельностью, если они соб-
людают установленные правила лицензирования.
9. Необходимо принять специальные меры для обеспечения свободы
иностранных журналистов, включая персонал международных печатных
агентств, с тем чтобы дать общественности возможность получать точную
информацию из-за рубежа. Эти меры должны распространяться на статус,
обязанности и привилегии иностранных журналистов и должны включать в
себя защиту от произвольной депортации. Они предполагают соответствую-
щую обязанность иностранных журналистов точно освещать события.
В. Меры по обеспечению ответственности печати и других средств
массовой информации
Печать и другие средства массовой информации обязаны выполнять
свои функции с чувством ответственности перед обществом и отдельными
гражданами. Для этой цели желательно предусмотреть (там, где это еще
не сделано):
а) профессиональную подготовку журналистов, которая должна нахо-
диться в ведении редакторов и журналистов;
б) кодекс профессиональной этики для журналистов; он должен охва-
тывать, среди прочего, такие вопросы, как распространение точных и
сбалансированных сообщений, исправление неправильной информации, про-
ведение четкого различия между распространяемой информацией и коммен-
тариями, недопущение распространения клеветнических утверждений, ува-
жение права на личную жизнь, а также уважение права на справедливое
судебное разбирательство, гарантированного статьей 6 Европейской кон-
венции о правах человека;
с) советы о печати, правомочные расследовать и даже пресекать
Случаи непрофессионального поведения с целью осуществления самоконтро-
ля самими органами печати.
С. Меры по защите индивида от любого посягательства
на его право на уважение его личной жизни
1. Существует область, в которой осуществление права на свободу
информации и свободу выражения своего мнения может вступать в противо-
речие с правом на уважение личной жизни, гарантируемым статьей 8 Кон-
венции о правах человека.*** Нельзя допускать, чтобы осуществление
первого права наносило ущерб последнему праву.
2. Право на уважение личной жизни представляет собой главным об-
разом право вести свою жизнь по собственному усмотрению при минималь-
ном постороннем вмешательстве в нее. Оно касается личной, семейной и
домашней жизни, физической и духовной неприкосновенности, чести и ре-
путации, необходимости не допускать, чтобы человека представляли в
ложном свете, нераскрытия не имеющих отношения к делу и неблагоприят-
ных фактов, несанкционированной публикации частных фотографий, защиты
от шпионажа и неоправданных или недопустимых действий, защиты от раск-
рытия информации, предоставленной индивидом в конфиденциальном поряд-
ке. Те лица, которые своими собственными действиями способствовали
распространению информации бестактного характера, обжалованному ими
позднее, не могут ссылаться на право на уважение личной жизни.
3. Особая проблема возникает в связи с необходимостью уважать
личную жизнь общественных деятелей. Тезис <там, где начинается общест-
венная жизнь, личная жизнь заканчивается> не является адекватным для
охвата этой ситуации. Личная жизнь общественных деятелей должна защи-
щаться, за исключением случаев, когда она может оказывать воздействие
на общественно значимые события. То обстоятельство, что какое-либо ли-
цо фигурирует в новостях, не лишает его права на уважение его личной
жизни.
4. Еще одна особая проблема возникает в результате попыток полу-
чить информацию с помощью современных технических устройств (подслуши-
вающие устройства, тайные микрофоны, использование компьютеров и т.
д.), которые наносят ущерб праву на уважение личной жизни. Требуется
дальнейшее рассмотрение этой проблемы.
5. В тех случаях, когда создаются региональные, национальные или
международные. банки компьютеризованных данных, индивид не должен пол-
ностью лишаться защиты от посягательства на его личную жизнь в резуль-
тате сбора информации, касающейся даже его личной жизни. Банки данных
должны ограничиваться необходимым минимумом информации, требуемой для
целей налогообложения, пенсионных программ, программ социального обес-
печения и аналогичных вопросов.
6. Чтобы противостоять этим опасностям, внутригосударственное за-
конодательство должно предусматривать обеспечиваемое законом право
предъявлять иск лицам, несущим ответственность за такие нарушения пра-
ва на уважение личной жизни
7. Право на уважение личной жизни, гарантированное статьей 8 Кон-
венции о правах человека, должно защищать индивида не только от вмеша-
тельства официальных властей, но и от вмешательства со стороны частных
лиц или учреждений, включая средства массовой информации. Внутригосу-
дарственное законодательство должно включать положения, гарантирующие
такую защиту.
-----------------------------
* Прения Ассамблеи 23 января 1970 года (18-е заседание) (см. до-
кумент 2687. доклад Комиссии по юридическим вопросам).
Текст принят Ассамблеей 23 января 1970 года (18-е заседание).
** Статья 10 Европейской конвенции о правах человека гласит: "1.
Каждый имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право вклю-
чает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать или пере-
давать информацию или идеи без вмешательства официальных властей и не-
зависимо от границ. Настоящая статья не препятствует Государствам тре-
бовать разрешении для радиовещательных, телевизионных или кинокомпа-
ний.
2. Осуществление этих свобод, поскольку это связано с обязаннос-
тями и ответственностью, может быть предметом таких формальностей, ус-
ловий, ограничений или штрафных санкций, какие предусмотрены законом и
необходимыми в демократическом обществе в интересах национальной безо-
пасности, территориальной целостности или общественной безопасности, в
целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и
нравственности, защиты репутации или прав других людей, предотвращения
разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения
авторитета и беспристрастности правосудия".
*** Статья 8 Европейской конвенции о правах человека;
<1. Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни,
неприкосновенность его жилища и соблюдение тайны его переписки.
2. Не допускается вмешательство государственных органов, препятс-
твующее осуществлению этого права, за исключением случаев, когда это
предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в инте-
ресах национальной безопасности, общественного порядка и экономическо-
го благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или прес-
туплений, защиты здоровья или нравственности населения или защиты прав
и свобод других>.
Научно-практический правовой журнал "Право"
N 1-2, 1995 год