Кабинет Министров Республики Таджикистан

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

              от 25 сентября 1992 года, № 362, г.Душанбе

 

     Об утверждении  положения  о Министерстве охраны окружающей

                    среды Республики Таджикистан

 

Кабинет Министров Республики Таджикистан постановляет:

     Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве охраны  окружающей

среды Республики Таджикистан.

 

 

     Зам. Премьер-министра

     Республики Таджикистан

                                               Д.Каримов

     Управляющий делами

     Кабинета Министров

     Республики Таджикистан                    Р.Мирзоев

 

 

                              УТВЕРЖДЕНО

                  постановлением Кабинета министров

                        Республики Таджикистан

 

                    от 25 сентября 1992 года № 362

 

                              ПОЛОЖЕНИЕ

                о Министерстве охраны окружающей среды

                        Республики Таджикистан

 

     1. Министерство  охраны  окружающей  среды Республики Таджикистан

является органом государственного управления в области охраны окружаю-

щей среды, рационального природопользования и. гидрометеорологии, осу-

ществляющим государственный контроль за деятельностью министерств, ве-

домств республики,  организаций, предприятий, независимо от их ведомс-

твенной подчиненности и форм собственности физических лиц,  проведение

единой.  экологической  политики в целях обеспечения устойчивого соци-

ально - экономического развития республики и экологической безопаснос-

ти населения.

     Министерство охраны окружающей  среды  Республики  Таджикистан  в

своей деятельности подчиняется Кабинету Министров Республики Таджикис-

тан.  Министерство охраны окружающей среды Республики Таджикистан осу-

ществляет  свою деятельность через подведомственные местные органы уп-

равления в тесном взаимодействии с облгоррайксполкомами, министерства-

ми,  государственными комитетами и ведомствами республики,  средствами

массовой информации, общественными, научными и творческими организаци-

ями, правоохранительными органами.

     2. Решения Министерства охраны окружающей среды Республики Таджи-

кистан, принимаемые в пределах его компетенции, ЯВЛЯЕТСЯ обязательными

для исполнения министерствами,  государственными комитетами и  ведомс-

твами республики,  объединениями, предприятиями и организациями, неза-

висимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, совместны-

ми  предприятиями,  иностранными юридическими и физическими лицами,  а

также отдельными гражданами.

     3. Министерство  охраны окружающей среды Республики Таджикистан и

его органы на местах образуют единую республиканскую систему  наблюде-

ний и контроля в области гидрометеорологии,  охраны окружающей среды и

рационального природопользования.

     4. Министерство  охраны  окружающей  среды Республики Таджикистан

руководствуется в своей деятельности Конституцией Республики Таджикис-

тан, законами Республики Таджикистан, решениями Верховного Совета Рес-

публики Таджикистан,  Указами Президента Республики. Таджикистан, пос-

тановлениями  и распоряжениями Кабинета Министров Республики Таджикис-

тан,  настоящим положением,  дугими нормативными актами и обеспечивает

правильное применение действующего законодательства.

     5. Министерство охраны окружающей  среды  Республики  Таджикистан

обеспечивает решение следующих основных задач:

     5.1. Определение и проведение единой общегосударственной экологи-

ческой политики в области землепользования,  водопользования,  лесного

хозяйства,  добычи общераспространенных полезных ископаемых, использо-

вания  и  охраны атмосферного воздуха,  животного (в том числе рыбы) и

растительного мира,  особоохраняемых природных территорий, гидрометео-

рологии  и  активных  воздействий на гидрометеорологические процессы и

явления.

     5.2. Обеспечение  государственных органов управления,  народнохо-

зяйственных и общественных организаций, населения гидрометеорологичес-

кой и экологической информацией о состоянии природной среды.

     5.3. Совершенствование системы предупреждения о  стихийных  бедс-

твиях,  вызванных гидрометеорологическими явлениями и экстремально вы-

соких уровнях загрязнения природной среды,  приводящих к  чрезвычайным

ситуациям и ущербу.

     5.4. Разработка проектов законов и законодательных актов в облас-

ти охраны окружающей среды,  рационального природопользования и гидро-

метеорологии.

     5.5. Установление принципов экономического регулирования природо-

пользования и охраны окружающей среды.

     5.6. Изучение  совместно  с Академией Наук,  министерствами и ве-

домствами Республики Таджикистан влияния антропогенной деятельности на

гидрометеорологические процессы,  климат, природную среду и разработка

приоритетных направлений,, научно-исследовательских работ и рекоменда-

ций  по  обеспечении  рационального  использования природных ресурсов,

прогнозированию, предупреждению, устранению причин деградации окружаю-

щей среды, возникновении экологических бедствий и катастроф.

     5. 7. Организация и координация нормирования вредного воздействия

на природную среду, осуществление совместно с министерствами и ведомс-

твами,  предприятиям!  и организациями количественного и качественного

учета  вредных воздействий (кроме физических) на нее,  осуществление с

Государственным комитетом Республики Таджикистан по  статистике  госу-

дарственного учета источников загрязнения.

     5.8. Организация, координация и разработка совместно с министерс-

твами и ведомствами стандартов,  нору и правил в области наблюдений за

состоянием природной среды,  воздействия на нее и рационального приро-

допользования.

     5.9. Организация, распространение знаний о природе, развитие эко-

логического  воспитания и образования населения,  взаимодействие с об-

щественными экологическими объединениями граждан и международное  сот-

рудничество  в области гидрометеорологии,  природопользования и охраны

окружающей среды.

     6. Министерство  охраны окружающей среды Республики Таджикистан в

соответствии с возложенными на него задачами:

     6.1. Организует и проводит систематические гидрометеорологические

наблюдения и анализ состояния сельскохозяйственных культур,  лесной  и

пастбищной  растительности,  за  возникновением  и развитием стихийных

природных явлений, за загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверх-

ностных вод.

     6.2. Обеспечивает органы государственного  управления,  предприя-

тия,  организации  к  население республики информацией о фактических и

ожидаемых метеорологических и гидрологических условиях изменениях кли-

мата,  об уровне загрязнения природной среды, экстренной информацией о

возникновении стихийных гидрометеорологических явлений и  загрязнениях

природной  среды,  которые могут привести к возникновению чрезвычайных

ситуаций.

     6.3. Анализирует состояние природной среды,  прогнозирует измене-

ния экологической обстановки и определяет  стратегические  направления

природоохранной  деятельности.  6.4.  Разрабатывает и утверждает общие

экологические требования,  к хозяйственной и иной деятельности, норма-

тивы платы за загрязнение природной среды, нормы, правила, стандарты в

области рационального использования природных ресурсов, охраны окружа-

ющей среды и экологической безопасности продукции,  техники и техноло-

гии.

     6.5. Проводит  Государственную экологическую экспертизу республи-

канских концепций,  программ социально-экономического  развития,  схем

размещения  и развития производительных сил,  генеральных планов горо-

дов,  населенных пунктов, проектной документации на строительство (ре-

конструкцию) предприятий,  других объектов,  а также техники, техноло-

гии, материалов и веществ, действующих производственных объектов.

     6.6. Совместно  с землеустроительной службой Республики Таджикис-

тан устанавливает единый  порядок  ведения  государственных  кадастров

природных  ресурсов  и их использования,  экологического ( в том числе

радиоэкологического) мониторинга,  государственного 'контроля  за  ис-

пользованием  и охраной природных ресурсов и метеорологического и нор-

мативно-технического обеспечения в этой области.

     6.7. Представляет Кабинету Министров Республики Таджикистан пред-

ложения по квотам и лицензиям на:

     - сбор,  заготовку растительного сырья, вырубку деревьев, сеноко-

шение в зоне распространения редких и исчезающих видов растений и  жи-

вотных;

     - добычу в пределах естественных экосистем животных,  сбор  дико-

растущих растений (включая и исчезающие виды флоры и фауны), их частей

и дериватов, вывоз и ввоз в республику охотничьих трофеев. Добыча рыбы

и спортивное рыболовство в рыбохозяйственных водоемах осуществляется в

соответствии с Положением об охране рыбных запасов и регулировании ры-

боловства в водоемах Республики Таджикистан;

     6.8. В установленном порядке выдает разрешения на:

     - выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

     -потребление атмосферного воздуха для производственных нужд в ка-

честве сырья;

     - использование попутно добываемого сырья;

     - добычу общераспространенных полезных ископаемых;

     - размещение промышленных, бытовых и иных отходов;

     - специальное водопользование;

     - бурение скважин на воду;

     - предоставление недр в пользование для проведения геолого-разво-

дочных работ.

6.9.  Осуществляет государственный

контроль  за соблюдением министерствами,  ведомствами,  предприятиями,

учреждениями и организациями независимо от  их  форм  собственности  и

гражданами:

     - законов,  природоохранных норм и правил при строительстве,  ре-

конструкции объектов хозяйственной деятельности;

     - земельного  Законодательства республики Таджикистан в части ох-

раны земель;

     - порядка пользования водами,  нормативов водопотребления и водо-

отведения,  а также правил учета использования вод  и  других  правил,

предусмотренных водным законодательством Республики Таджикистан;

- норм  выбросов

загрязнявших веществ и других вредных воздействий на атмосферу, а так-

же иных правил, установленных законодательством Республики Таджикистан

по охране атмосферного воздуха ;

-

порядка пользования животным, рас-

тительным миром и ведением охотничьего хозяйства;

- правил пользования

и ведения лесного хозяйства, воспроизводства лесов, их учета и охраны,

а также иных правил и норм,  предусмотренных лесным законодательством;

- правил рыболовства и охраны рыбных запасов в рыбохозяйственных водо-

емах Республики Таджикистан, установленного порядка эксплуатации рыбо-

хозяйственных водоемов, природоохранных требований эксплуатации рыбоп-

ропускных и рыбозащитных устройств; - установленных норм и правил раз-

работки месторождений общераспространенных полезных ископаемых; - пра-

вил и норм размещения,  хранения,  захоронения промышленных, бытовых и

иных отходов; - экологических стандартов и норм при разработке техники

и технологии,  материалов,  веществ,  влияющих на состояние окружающей

среды и природных ресурсов;  - рационального использования и воспроиз-

водства природных ресурсов, а также внедрения малоотходных и безотход-

ных  технологий  и  других достижений научнотехнического прогресса;  -

правил и норм по охране природной среды при транспортировке,  хранении

и применении средств защиты растений, стимуляторов их роста, минераль-

ных удобрений, радиоактивных и других химических веществ и препаратов;

-  порядка  организации и проведения работ по активному воздействию на

гидрометеорологические процессы;  - выполнения установленного  порядка

по  организации туризма и ведение туристской деятельности на рекреаци-

онных территориях Республики Таджикистана.  б.10. Государственные инс-

пекторы  Министерства  охраны  окружающей среды Республики Таджикистан

имеют право беспрепятственно посещать любые предприятия,  организации,

объекты на территории республики независимо от их ведомственной подчи-

ненности и форм собственности,  с соблюдением действующих положений об

этих  объектах и налагать на граждан и должностных лиц штрафы за нару-

шение природоохранного  законодательства.  В.11.  Руководит  процессом

разработки  предложений  к  прогнозам социальноэкономического развития

республики в части "Охраны природы и рационального природопользования.

6.12. Совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами орга-

низует разработку (с функциями заказчика) республиканских  комплексных

схем  охраны  и  использования природных ресурсов (водных,  земельных,

лесных,  животного, растительного мира, общераспространенных полезных,

ископаемых и атмосферного воздуха),  а так же республиканских программ

экологической безопасности населения,  предупреждения, ликвидации пос-

ледствий  экологических  бедствий и контроль за их реализацией.  6.13.

Координирует научные исследования (с осуществлением функций заказчика)

республиканских  научно-технических  программ и опытно-конструкторских

работ, необходимых для обеспечения рационального использования природ-

ных  ресурсов и предотвращения отрицательных воздействий хозяйственной

деятельности на природную среду,  создания принципиально  новых  видов

техники, технологии, оборудования и материалов, а так же приборов, ав-

томатизированных систем и других средств контроля за источниками  заг-

рязнения и состоянием окружающей среды,  финансируемые за счет средств

бюджета,  долевого участия заинтересованных организаций, и иных источ-

ников.  5.14, Осуществляет контроль за деятельностью заповедников, за-

казников,  национальных и природных парков. Руководит процессом созда-

ния особо охраняемых природных территорий. 6.15. Формирует совместно с

заинтересованными министерствами,  ведомствами, организациями и предп-

риятиями  республиканский гидрометеорологический и экологический банки

данных о состоянии окружающей среды, вредных воздействиях на нее, при-

родоохранной  деятельности  и использовании природных ресурсов.  6.16.

Рассматривает совместно с Академией наук Республики  Таджикистан  Тад-

жикским  обществом охраны природы и,  другими заинтересованными минис-

терствами и ведомствами предложения к принимает  решения  о  включении

или  исключении из Красной книги Республики Таджикистан редких и исче-

зающих видов растений и животных.  6.17.  Сообщает Кабинету  Министров

Республики Таджикистан,  облгоррайисполкамам,  заинтересованным минис-

терствам и ведомствам о прогнозах и  фактических  гидрометеорологичес-

ких,  агрометеорологических условиях,  опасных природных явлениях, ис-

точниках залповых выбросов и сверхфоновом загрязнении окружающей  сре-

ды.  Осуществляет  методическое  руководство  ликвидацией  последствий

чрезвычайных экологических ситуаций. Совместно с Производственным объ-

единением  "Таджикгеология"  изучает  причины  возникновения стихийных

бедствий,  явлений дает заключения по ним.  6.18.  Осуществляет единую

государственную  политику сотрудничества с зарубежными странами и меж-

дународными организациями в области рационального  использования  при-

родных ресурсов, охраны окружающей среды и гидрометеорологии, участву-

ет совместно с Министерством иностранных дел Республики Таджикистан  и

Государственным  комитетом Республики Таджикистан по внешнеэкономичес-

ким связям в работе по подготовке международных договоров, связанных с

решением  экологических  проблем  и использованием природных ресурсов.

Обменивается в установленном порядке информацией в области охраны при-

роды и гидрометеорологии с иностранными государствами и международными

организациями. 6.19. Совместно с Министерством иностранных дел Респуб-

лики Таджикистан и Государственным комитетом Республики Таджикистан по

внешнеэкономическим связям осуществляет подбор и подготовку специалис-

тов  для работы в природоохранных и гидрометеорологических международ-

ных организациях.  6.20.  Обеспечивает связи с общественностью, средс-

твами массовой информации,  занимается вопросами экологического воспи-

тания и образования населения,  руководит работой общественных инспек-

торов  по охране природы.  6.21.  .Организует повышение квалификации и

переподготовку руководящих кадров и специалистов предприятий, учрежде-

ний, организаций системы Министерства. 6.22. Разрабатывает и утвержда-

ет условия республиканских конкурсов и смотров  по  тематике  природо-

пользования и охраны окружающей среды.  6.23.  Организует издательский

центр и осуществляет издание газет,  журналов, научнотехнической и на-

учно-.прикладной литературы об использовании природных ресурсов, охра-

не окружающей среды и гидрометеорологии.  7. Министерству охраны окру-

жающей среды Республики Таджикистан предоставляется право: 7.1. Заслу-

шивать на заседаниях Коллегии  Министерства  охраны  окружающей  среды

Республики Таджикистан руководителей министерств,  ведомств, предприя-

тий,  учреждений и организаций Республики Таджикистан независимо от их

ведомственной принадлежности и форм собственности по вопросам соблюде-

ния требований законодательства об охране природы и  рациональном  ис-

пользовании  природных ресурсов,  выполнения природоохранных мероприя-

тий, заданий по созданию и производству новых видов оборудования, при-

боров иных технических средств, и материалов природоохранного назначе-

ния,  а также по другим вопросам природопользования и охраны  природы.

7.2.  Проводить  с  участием  финансовых,  правоохранительных и других

контролирующих органов проверки соблюдения природоохранного  законода-

тельства Республики Таджикистан. 7.3. Предприятия, учреждения, органи-

зации,  независимо от их ведомственной подчиненности и форм  собствен-

ности  предоставляют должностным лицам системы Министерства охраны ок-

ружающей среды Республики Таджикистан при исполнении ими своих служеб-

ных обязанностей помещения., телефонную связь, транспорт и при необхо-

димости,  спецодежду на период обследования (инспекции) объекта.  7.4.

Предъявлять иски предприятиям,  учреждениям,  организациям, независимо

от их ведомственной подчиненности и форм собственности, и гражданам, а

также иностранным юридическим и физическим лицам о взыскании средств в

возмещение ущерба,  причиненного государству  загрязнением  окружающей

среды и нерациональным использованием природных ресурсов.  7.5.  Полу-

чать безвозмездно от юридических и физических лиц, включая иностранно-

го подданства, объяснения, сведения и статистическую отчетность, в том

числе данные  испытаний,  лабораторных  анализов,  аварийных  выбросов

(сбросов),  характеризующих их работу по соблюдению действующих приро-

доохранных законодательных актов, другую документацию по вопросам, от-

носящимся к компетенций Министерства охраны окружающей среды Республи-

ки Таджикистан.  7.6. Участвовать в работе государственных комиссий по

приемке в эксплуатацию законченных строительных объектов,  контролиро-

вать процесс совершенствования существующих и внедрения новых техноло-

гий и оборудования,  материалов и веществ, влияющих на состояние окру-

жающей природной среды,  согласовывать выбор места и отвод земель  под

все виды хозяйственной деятельности. 7.7. Проводить испытания, анализы

и выдавать заключения на предмет экологической чистоты продукции (кро-

ме продуктов питания). 7.8.Принимать решения об организации и ликвида-

ции в республике гидрометеорологических станций и постов, пунктов наб-

людений за состоянием природной среды. 7.9. Ограничивать и запрещать в

установленном порядке движение транспортных  средств  на  определенных

участках дорог в целях защиты окружающей среды от их вредных выбросов.

7.10.  Вносить представления в соответствующие банки о прекращении фи-

нансирования по проектированию,  строительству, реконструкции объектов

промышленного и иного назначения, осуществляемых с нарушением природо-

охранного  законодательства,  а также о закрытии расчетных счетов про-

мышленных и других предприятий,  нарушающих нормы и правила охраны ок-

ружающей среды до устранения допущенных нарушений. 7.11. Привлекать по

согласованию с руководителями соответствующих организаций специалистов

к  проведению государственной экологической экспертизы,  рассмотрению,

разработке и решению  отдельных  проблем  рационального  использования

природных ресурсов. 7.12. Осуществлять совместно с Государственной ав-

томобильной инспекцией Министерства внутренних дел  республики  Таджи-

кистан  координацию  работ  по контролю за соблюдением нормативов пре-

дельно допустимых выбросов загрязняющее веществ и уровней шума,  уста-

новленных  для автотранспортных средств.  7.13.  Вносить в Кабинет Ми-

нистров Республики Таджикистан,  министерства, государственные комите-

ты,  ведомства,  предприятия,  учреждения  и организации предложения о

привлечении к ответственности должностных лиц,  виновных  в  нарушении

природоохранного  законодательства,  передавать  в необходимых случаях

материалы в следственные органы.  7.14. Открывать в банках специальные

счета специализированных государственных инспекций Министерства охраны

окружающей среды Республики Таджикистан, областных, городских и район-

ных  комитетов по охране природы других подведомственных организаций и

учреждений, образуемых в установленном порядке. 7.15. Открывать банках

специальные  счета в рублях и иностранной валюте для зачисления на них

средств,  поступающих от предприятий, организаций и граждан Республики

Таджикистан,  зарубежных государств.  7.16. Разрабатывать и утверждать

экологические нормативы, формы отчетов, правила и иные документы в об-

ласти  природопользования  и охраны окружающей среды.  7.17.  Выдавать

обязательные для исполнения заключения экологической экспертизы, пред-

писания,  постановления, приказы об ограничении работы (вплоть до пол-

ной остановки) отдельных видов оборудования, участков, цехов и в целом

предприятий.

     7.18. Создавать  и  ликвидировать  в установленном порядке подве-

домственные предприятия, учреждения, научно-исследовательские и другие

организации, утверждать положения (уставы) о них.

     8. Государственная экологическая экспертиза осуществляется в  со-

ответствии с Положением, утверждаемым Министром охраны окружающей сре-

ды Республики Таджикистан.

     При необходимости  организуется  общественная экспертиза проектов

хозяйственной деятельности. Министр утверждает персональный состав об-

щественной экспертной комиссии и общественного экспертного Совета.

     9. Открытие финансирования работ по всем проектам и программам на

территории Республики Таджикистан разрешается только при наличии поло-

жительного заключения экологической экспертизы.

     Заключения экологической  экспертизы Министерства охраны окружаю-

щей среды Республики Таджикистан является обязательными для исполнения

министерствами,  государственными комитетами и ведомствами республики,

объединениями,  предприятиями и организациями,  независимо от  ведомс-

твенной подчиненности и форм собственности, совместными предприятиями,

иностранными юридическими и физическими  лицами,  а  также  отдельными

гражданами.

     10. Министерство охраны окружающей среды  Республики  Таджикистан

возглавляет Министр, назначаемый в установленном порядке.

     11. Первый заместитель и заместители Министра  охраны  окружающей

среды Республики Таджикистан назначаются Кабинетом Министров Республи-

ки Таджикистан.

     12. Первый  заместитель  и заместители Министра охраны окружающей

среды Республики Таджикистан являются одновременно Главными  государс-

твенными инспекторами Республики Таджикистан по охране природы. Специ-

алисты Министерства охраны окружающей  среды  Республики  Таджикистан,

осуществляющие  государственный контроль за состоянием окружающей сре-

ды,  являются государственными инспекторами Республики Таджикистан  по

охране природы.

     13. Министр охраны окружающей среды Республики Таджикистан:

     - несет персональную ответственность за выполнение возложенных на

Министерство функций;

     - распределяет  обязанности  между  заместителями Министра охраны

окружающей среды Республики Таджикистан, руководит работой Коллегии.

     14. В Министерстве охраны окружающей среды Республики Таджикистан

образуется Коллегия в составе Министра,  его заместителей (по должнос-

ти),  других руководящих работников Министерства, утверждаемых Кабине-

том Министров Республики Таджикистан.

     Решения Коллегии  Министерства охраны окружающей среды Республики

Таджикистан проводятся в жизнь приказами Министра.

     В случае разногласий между Министром охраны окружающей среды Рес-

публики Таджикистан и Коллегией,  Министр проводит в жизнь свое  реше-

ние, докладывая о возникших разногласиях в Кабинет Министров Республи-

ки Таджикистан,  а члены Коллегии, в свою очередь, могут сообщить свое

мнение Кабинету Министров Республики Таджикистан.

     15. Министерство охраны окружающей среды  Республики  Таджикистан

издает приказы, инструкции, дает указания, обязательные для исполнения

предприятиями,  организациями и учреждениями системы Министерства, ор-

ганизует и проверяет их исполнение.

     16. В Министерстве охраны окружающей среды Республики Таджикистан

создается  научно-технический  совет,  персональный состав которого и.

Изложение о нем утверждаются Министром охраны окружающей среды Респуб-

лики Таджикистан.

     17. Изложение о Министерстве охраны окружающей  среды  Республики

Таджикистан,  схема его Управления, структура и численность работников

центрального аппарата, ассигнования на его содержание утверждаются Ка-

бинетом Министров Республики Таджикистан. Штатное расписание централь-

ного аппарата министерства охраны окружающей среды  Республики  Таджи-

кистан  и  положения о его структурных подразделениях утверждаются ми-

нистром.

     18.Работники министерства,  осуществляющие  государственный конт-

роль за соблюдением природоохранного законодательства, имеет право но-

сить форменную одежду единого образца и знаки различия.

     19. Министерство охраны окружающей среды  Республики  Таджикистан

имеет  печать  с изображением государственного Герба Республики Таджи-

кистан и своим наименованием.

 

Hosted by uCoz